Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности гармонизации экономических интересов субъектов рынка в современной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципы гармонизации основываются на основных формах взаимодействия экономических интересов: взаимореализуемость — наиболее приемлемый результат их взаимодействия, предусматривающий максимально возможную степень реализации интересов все участвующих сторонк ооперация — зав исимость и одновременно свобода в реализации экономических интересов, сознательное стремление субъектов экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты гармонизации экономических интересов субъектов рынка
    • 1. 1. Генезис экономических интересов субъектов рынка в экономической теории
    • 1. 2. Содержание процесса гармонизации экономических интересов субъектов рынка
  • ГЛАВА 2. Механизм гармонизации экономических интересов субъектов рынка
    • 2. 1. Основные принципы и формы гармонизации экономических интересов субъектов рынка
    • 2. 2. Модели гармонизации экономических интересов субъектов рынка
  • ГЛАВА 3. Факторы гармонизации экономических интересов субъектов рынка в современной экономике
    • 3. 1. Факторы, дестабилизирующие гармонизацию интересов субъектов рынка
    • 3. 2. Факторы, обеспечивающие гармонизацию интересов субъектов рынка

Особенности гармонизации экономических интересов субъектов рынка в современной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Для стабилизации российского общества необходим комплекс мер во всех сферах жизнедеятельности, в результате которых в системе экономических субъектов рынка будет достигнута гармонизация и равновесие социальных групп. Как известно, основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие интересов людей. Отсюда важная задачавыработать способы оптимального сочетания интересов, их гармонизация. Следовательно, анализ социально-экономических процессов, противоречия интересов различных общественных сил, учет социальных, гуманитарных, политических факторов экономического развития, национальная специфика требует в современных условиях особого внимания.1.

Гармонизации экономических интересов субъектов рынка представляется сложной проблемой. Как отмечается в многочисленных публикациях, в функционировании рыночной экономики произошли существенные изменения: в цивилизованных странах она трансформировалась из либеральной в социально-регулируемую. А это предопределяет важность социальных аспектов в экономическом развитии. И без анализа интересов субъектов рыночных отношений в современных условиях, их гармонизации сложно выявить направления развития экономики в целом. Это обусловлено тем, что через интересы выявляются объективные закономерности и тенденции функционирования и развития экономической системы при сложившихся условиях.

Следует отметить, что недостаточно изучены особенности гармонизации экономических интересов субъектов рынка в теоретическом аспекте применительно к новой ступени развития российского общества,.

1 См.: Гринберг Р. Возращение политической экономии// Вопросы экономики.2010.№ 11.С.154 исследования противоречий интересов, раскрытия присущих системе новых тенденций, выработке мер, направленных на согласование, сочетание, сбалансированность экономических интересов субъектов рынка. Все это свидетельствует об актуальности проблемы.

Степень разработанности проблемы.

В монографиях и статьях отечественных и зарубежных авторов разработаны методологические и теоретические аспекты интересов субъектов рынка. Это исследования Л. И. Абалкина, Е. Ф. Борисова, Н. Н Бородина, И. Ю. Бочарова, П. Г. Бунича, С. А. Булгаковой, А. Бэттлер, Р. Гринберга, Дж. Гэлбрейта, Д. Дэяну, Г. ГТ. Журавлевой, Н. Д. Колесова, В. May, А. Пороховского, В. В. Радаева, В. К. Сенчагова, В. Н. Черковца, и др.

В работах A.B. Бузгалина, А. К. Здравомыслова, П. А. Каманкина, В. И. Лившица, В. М. Юрьева, И. Н. Якуниной и др. анализировались сущность, формы, виды и противоречия экономических интересов.

Необходимость гармонизации экономических интересов поднимается в статьях и монографиях Генкина А., Голосова Г. В., Делягина М., Игнатовского П., Корейши С. П., Квочкина М. П. и др.

Исследования Р. Гринберга, Е. Кисилева, Ю. Князева, В. Лутовинова, Н. Шмелева и др. расширили содержательную характеристику экономических интересов, внесли значительный вклад в их теорию и обоснование путей формирования эффективной экономической системы России.

В теории общественного выбора дается трактовка голосования, лоббирования как форм согласования интересов субъектов рынка. В последнее время появились работы, в которых рассматривается гармоничность экономической системы. Так в книге Клевлина А. И. и Моисеевой Н. К. изложена проблема организации гармоничного производства. В серии статей Клейнера Г. Б. ставиться вопрос о гармоничной экономике. В работе Семашко Л.М.- о гармоничной цивилизации. Иванус А. И. ставит вопрос о гармоничном менеджменте. Муратов A.C. излагает вопросы гармонизационного подхода к управлению экономическими системами. Направления гармонизации экономических интересов производственного коллектива изложены в диссертационном исследовании Мещерековой E.H.

Отдельные проблемы факторов гармонизации, а именно, дестабилизирующие данный процесс, нашли отражение в публикациях, характеризующих коррупционную составляющую современной теневой экономики. Это работы Драпкина Л., Комолевой Л. Левчука В., Макаровой Д., Папава В., Смирнова А., Степичевой O.A., Сулакшиной С., Юхачева С., Чапли В. и др.

Однако специальных работ, посвященных проблеме гармонизации экономических интересов субъектов рынка нет. Актуальность перечисленных проблем, их недостаточная изученность предопределили выбор объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Объектом исследования в работе выступают особенности гармонизации системы экономических интересов субъектов рынка в современной экономике.

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу гармонизации экономических интересов субъектов рынка в современной экономике.

Целью диссертационной работы служит теоретическое обоснование гармонизации экономических интересов субъектов рынка в России и выявление основных факторов их согласования, сочетания, сбалансированности в современных условиях.

Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи исследования:

— рассмотреть генезис экономических интересов в западной и отечественной литературе;

— выявить содержание гармонизации экономических интересов субъектов рынка;

— обосновать особенности гармонизации экономических интересов, проявляющихся в механизме и факторах;

— выявить принципы, формы, модели гармонизации экономических интересов в современных условияхобосновать факторы, дестабилизирующие и обеспечивающие гармонизации экономических интересов субъектов рынка в современной экономике;

Область исследования. Настоящее исследование проведено в рамках паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория, пункты паспорта номенклатуры специальностей: 1. -Общая экономическая теория. 1.1.-Политическая экономия. Экономические интересы.

Научная новизна исследования полученная автором диссертации, заключаются в выявлении особенностей гармонизации интересов субъектов рынка в современных условиях. В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

Обосновано, что гармонизация экономических интересов субъектов рынка — это интегрально пространственная сбалансированность и целостность экономической системы при условии устойчивого эволюционного развития. Гармонизация экономических интересов субъектов рынка является фундаментальным, вневременным и сквозным общественным предпочтением. Причем гармонизация как конечная мера целостности всякого результата многоцелевой человеческой деятельности имеет свой механизм и инструментарий, сознательно построенный в соответствии с познанными закономерностями общественного развития.

Выявлено многообразие форм обеспечения гармонизации на современном этапе развития: традиционные рыночные — акционирование, страхование, конкуренция, банкротство. А также форм, связанных с усилением социальной ответственности личности и государства: голосование (модель коллективного принятия решений и выявления предпочтений большинства, их согласование) — бюджетирование (использование расходной части бюджета на социальные цели) — лоббирование (мобилизация общественного мнения, использование избирательных компаний, формальных и неформальных контактов) — партнерство.

К особенностям гармонизации интересов отнесена инициация государства в реализации основных моделей гармонизации экономических интересов субъектов рыночных отношений на уровне государство — население (институциональная, остаточная, бюджетная модели) — на уровне государство — бизнес структура (плюралистическая и неокорпоративная).

Выявлена двойственность факторов, воздействующих на гармонизацию экономических интересов субъектов рынка: дестабилизирующие и обеспечивающие процесс.

Выделены дестабилизирующие факторы гармонизации экономических интересов общества. В качестве таковых выступают: теневая экономика, коррупция, резкая дифференциация населения по доходам, рост бедности, отсутствие мотивации в развитии инноваций.

Доказано, что недостатки организации (несовершенство налогового и тарифного регулированиянарушения в проведении торговиспользование бюджетных средств не по назначению) сдерживают возможность гармонизации интересов на уровне бизнес-структур и государстваа преимущества (доступ к бюджетным средствамобеспеченный и прогнозируемый сбытснижение затрат и т. д.) способствуют согласованию интересов. Преимущества и недостатки классифицированы как правовые, ресурсные, организационно-управленческие, социальные.

Предложены меры по обеспечению гармонизации интересов субъектов рынка: комплексный многоуровневый подход. На уровне государствонаселение — гарантированность в реализации социальных потребностей населениякорректировка предоставления государством общественных благразвитие институтов обязательного и добровольного страхования. На уровне.

— бизнес структуры — население — совершенствование нормативно-договорного регулирования заработной платы наемных работниковсоздание условий расширенного воспроизводства рабочей силы. На уровне государство — бизнес структуры — регион — совершенствование конкурентной политикистимулирование инновационной деятельностиобеспечение институциональных условий нормального функционирования.

Информационно-эмпирической базой исследования, позволяющей обеспечить доказательность выносимых на защиту положений, достоверность выводов и рекомендаций послужили законодательные документы Правительства РФ. Данные Госкомстата РФ выступили информационно-эмпирической основой исследования. Использованы публикации сети Интернет.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют выводы классической, неоклассической, марксистской, институциональной теории, теории общественного выбора по проблемам гармонизации интересов. Широко использованы и обобщены достижения отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам: мотивации деятельности субъектов рынкагенезиса экономических интересов в различных экономических системахвзаимодействия и взаимообусловленности потребностей, интересов, поведения субъектоввлияния государственного регулирования и реформирования экономики на гармонизации интересов и др.

При работе над диссертацией применена системная методология, эмпирический и абстрактный методы экономического исследования. Использовано сочетание логического, исторического и эволюционных подходов.

Теоретическая и практическая значимость работы отражена в выводах и предложениях диссертационного исследования. В ыдвинутые теоретические положения позволяют сформировать направления гармонизации экономических интересов субъектов рынка. Материал диссертационной работы используется для преподавания дисциплин: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория регулирования рыночной экономики», «Экономика общественного сектора».

Выводы исследования могут составить основу для разработки адекватной экономической и социальной политики, прогнозов и программ долгосрочной стратегии экономического развития.

Апробация работы. Положения диссертационного исследования изложены в выступлениях на Международных научно-практических конференциях:(«Аюуальные проблемы модернизации российской экономики в условиях глобализации». Международная научно-практическая конференция 28−29 января 2010 г. Саратов- «Актуальные проблемы управления социально-экономическими системами в условиях посткризисного развития: Международная практическая конференция. Саратов, 30 мая 2011 г.- «Подготовка кадров для инновационной экономики». Саратов апрель 2011 г.- «Модернизация экономики России в контексте глобализации» Международная научно-практическая конференция 24−25 января 2012 г. Саратов). Ежегодных итоговых университетских конференциях. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры «Общей экономической теории» ФГБОУ ВПО «Саратовский социально-экономический университет». Автором опубликовано 11 работ общим объемом 4,7 п.л.(из них 3 работы в изданиях, входящих в перечень изданий ВАК РФ).

Диссертационная работа выполнена в рамках НИР Саратовского государственного социально-экономического университета по теме: «Развитие концепции общественных благ в условиях рентоориентированного поведения субъектов экономики».

Структура диссертации обусловлена целью, поставленными задачами и логикой исследования, состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Анализ гармонизации интересов субъектов рыночных отношений позволил придти к следующим результатам. Во-первых, генезис содержания экономических интересов субъектов рынка выявил: система экономических интересов постоянно совершенствуется, определяет поведенческие действия субъектов рыночных отношений. В экономической системе существуют взаимоотношения личности и государства, государства и бизнеса, бизнеса и населения. Эти взаимоотношения требуют согласованности, сбалансированности, субординированности.

Как было выяснено, экономические интересы взаимосвязаны с экономическими потребностями людей. Потребности субъектов рыночных отношений рассмотрены как индивидуальные потребности, с одной стороны, потребности этих же индивидов, но присущие им как членам различных групп, — с другой, и с третьей как потребности самого общества. Причем, если индивидуальная потребность «впитывает» все возможные случайные колебания, то групповая и общественная потребность всегда присуща лишь совокупности индивидов как целому. Общество сознательно, в соответствии со своими представлениями и правилами, нормами и законами постулирует свои специфические общие потребности. В этой связи в любом обществе генетически существуют интересы, направленные на его самосохранение, на обеспечение стабильности структуры и ее отдельных элементов.

Определено, что экономический интерес суббординирован с системой экономических отношений. Со сменой экономических отношений меняется и система экономических интересов. Не смотря на то, что мы вступили «в информационную эпоху» современное общество остается обществом наемного труда. Так как существует сочетание тенденций, ведущих к сокращению отраслей материального производства, где преобладает физический труд, и росту отраслей автоматизированного труда и услуг, где требуются высококвалифицированные, профессионально подготовленные работники, то есть преобладает умственный труд. От каждого работника зависит реализация значительных, материальных и финансовых ресурсов, скорость оборота капитала, его прирост. Тенденция преобладания умственного труда в свою очередь обуславливает развитие образования, непрерывного повышения квалификации работников. Усиливается значение социальной сферы как основополагающего элемента стабильности общества, устойчивого прогресса.

В процессе создания материальных благ пересекается множество интересов. Результат обусловлен согласованностью, сочетанием мотивационных действий субъектов. Взаимодействие субъектов в процессе согласования интересов обеспечивает условия для проявления синергетического эффекта, характерного для сложных систем. Общий интерес возникает на основе общественного разделения труда, обобществления, кооперации, интеграции.

По мнению автора, следует различать общий интерес и государственный интерес. Несмотря на то, что это не тождественные понятия, но именно государственные интересы определяют выгодную для общества субординацию всех других интересов. Эффективной данная субординация может быть только при активной роли государства, которое становится выразителем общественных интересов. Вносимые государством коррективы в спонтанные рыночные отношения придают экономике социальный характер, поскольку защищаются и сбалансируются интересы всех субъектов рынка.

Общий интерес образует базис гражданского общества, являются основой политики общественного согласия и благосостояния. Общий интерес рассмотрен как интерес любого лица, связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества в котором он живет. Общий интерес и формирует основу для гармонизации экономических интересов, которая обеспечивается социальной ориентацией современной экономики, необходимым уровнем благосостояния всех слоев населения, тем самым, направляя их развитие в единый вектор. Взаимодействие субъектов в процессе согласования, сочетания интересов обеспечивает условия для проявления синергетического эффекта и придает общим интересам признак целостности, характерный для сложных систем.

Выявлено, что на гармонизацию экономических интересов оказывает влияние экономическая культура субъектов хозяйствования. Экономическая культура субъектов экономической системы — есть органическое единство сознания и практической деятельности. Это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономической культуры включает в себя: 1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения- 2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации) — 3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере) — 4) способы организации деятельности- 5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека. (К ним относятся: бережливость, дисциплинированность, доверие, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

Уровень экономической культуры влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, технологическому укладу, информационной экономике от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля.

В пользу необходимости гармонизации интересов субъектов рынка при взаимодействии государства с рыночными субъектами свидетельствует расширение целей бизнеса в современном обществе. Именно в рамках постиндустриальной экономики у хозяйствующих субъектов выделяется множество целей деятельности. Безусловно, сохраняется приоритет максимизации прибыли как экономической цели, но выделяется и другие цели.

Инициатором гармонизации экономических интересов представляется государство. Это связано с тем, что в условиях трансформации существенно возрастает роль государства в развитии экономики, формировании условий для ее модернизации и изменения модели экономического роста. Кроме того, вопросы, связанные с возможностью и необходимостью гармонизации экономических интересов субъектов рыночных отношений, оценкой роли государства в организации экономической жизни общества так же остаются вне поля исследования. По мнению диссертанта, именно государство создает условия для развития и модернизации экономики, повышения качества и уровня жизни населения, расширяя возможности для решения социальных задач. Именно государство создает механизм адаптации к новым условиям развития экономики, необходимой для общества субординации интересов работников, предпринимателей и нации в целом, тем самым, обеспечивая процесс согласования интересов социума, их гармонизацию.

Исследование проблемы доказало, что содержание процесса гармонизации заключается в следующем: гармонизация экономических интересов субъектов рыночных отношений включает в себя субъективную и объективную составляющие. Гармонизации интересов субъектов рынка, состоит в органическом единстве, согласованности и сбалансированности, субординированости интересов.

Гармонизация интересов субъектов рыночных отношений достигается через обеспечение: законности и правопорядкаправ собственностистимулированием деловой активности и борьбой с монопольными тенденциямисогласованностью взаимодействий и взаимоотношений между предпринимателями и наемными работниками, между государством и предпринимательским сообществом, между государством и населением.

Следовательно, принцип гармонизации интересов субъектов рынкаэто системообразующий принцип устойчивости развития, возникающий в соответствии с глобальной общественной потребностью. Гармонизация экономических интересов субъектов рынка является фундаментальным, вневременным и сквозным общественным предпочтением. В системе.

136 общественных отношений гармонизация является первородным отношением, все остальное — вторично. Причем гармонизация как конечная мера целостности всякого результата многоцелевой человеческой деятельности имеет сознательно построенный в соответствии с познанными закономерностями общественного развития инструментарий. Выявлены основные формы гармонизации экономических интересов. Традиционные рыночные — акционирование, страхование, конкуренция, банкротство. Не традиционные — бюджетирование, государственно-частное партнерство, административное давление государства.

В работе сформулированы ряд конструктивных выводов: во-первых, гармонизация описывается полным комплексом (набором, множеством) оценочных показателейво-вторых, ее измеритель есть некоторая равнодействующая всех ее составляющихв-третьих, она предполагает равенство (или близость) в высококачественном развитии всех сторон и результатов деятельности. В изложенной интерпретации принципа гармонизации становится прозрачным соотношение: гармонизация — цель и эффект управления, она же выступает одновременно и категорией, раскрывающей содержание измерительной технологии универсального характера. Изложенное дает право обоснованно утверждать, что методологический и методический подход к модельным построениям может быть единым для любого социально-экономического объекта, для любого уровня и звена сложных организационных и хозяйственных систем, а общий критерий обязан, в меру нашего понимания, воспроизводить всю совокупность общественных отношений.

Принципы гармонизации основываются на основных формах взаимодействия экономических интересов: взаимореализуемость — наиболее приемлемый результат их взаимодействия, предусматривающий максимально возможную степень реализации интересов все участвующих сторонк ооперация — зав исимость и одновременно свобода в реализации экономических интересов, сознательное стремление субъектов экономики реализовывать как собственные интересы, так и интересы других экономических субъектов с целью нивелирования действия внешних эффектов и обеспечения стабильного их функционирования, которые позволяют максимизировать результаты хозяйственной деятельностикомплементарность — взаимообусловленность экономических интересов субъектов рыночных отношений, что выражается в невозможности качественного изменения одних без трансформации другихконкуренцияпротиводействие экономических интересов с целью отбора наиболее эффективных норм, моделей поведения и ограничений, обеспечивающее устойчивое экономическое развитиеконфликт — несоответствие экономических интересов, выражающееся в невозможности эффективного взаимодействия.

Доказано, что принцип гармонизации интересов субъектов рынка — это системообразующий принцип устойчивости развития, возникающий в соответствии с глобальной общественной потребностью. Гармонизация экономических интересов субъектов рынка является фундаментальным, вневременным и сквозным общественным предпочтением. В системе общественных отношений гармонизация является первородным отношением, все остальное — вторично. Причем гармонизация как конечная мера целостности всякого результата многоцелевой человеческой деятельности имеет сознательно построенный в соответствии с познанными закономерностями общественного развития инструментарий.

Гармонизация экономических интересов усложняется общим уровнем социально-экономического развития общества, способностью социально-политической системы обеспечивать его стабильность.

Алгоритм формирования модели гармонизации интересов включает:

1. Выделение ключевых экономических интересов, вступающих в противоречие с друг другом. (Это группы интересов: население государствогосударствобизнес структурыбизнес структуры — население.).

2. Установление причин существующих противоречий (между населением и государствомгосударством и бизнес-структурамибизнес-структурами и населением) и предлагается прогноз развития ситуации в будущем.

3. Определение уровня (микро— макромезоуровень), на котором будет осуществляться согласование, сочетание и субординация интересов.

4. Выбор методов и модели гармонизации экономических интересов.

5. Определение и обоснование конкретных направлений реализации методов и моделей гармонизации интересов.

Гармонизация экономических интересов рассмотрена на уровне государство — бизнес структурыгосударство — населениебизнес структуры — население. В диссертации доказано что, осуществляемые в России преобразования существенно осложнили проблему согласования интересов, их развития в одном векторе. Проведенная приватизация привела к неравномерности распределения доходов между социальными группами, между работниками внутри предприятий, между регионами, между отраслями. Не совпадают интересы бизнеса, ориентированного на внешнеэкономическую деятельность и деятельность внутри страны. Диапазон несогласования интересов весьма обширен и отличается различными взглядами на основные условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования. Появления множества интересов, их дифференциация не способствует налаживанию взаимодействия и регулирования системы интересов, направления их развития в одном векторе. Интересы общества, государства, хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов.

К особенностям современного этапа развития экономики следует отнести то, что инициатором гармонизации экономических интересов представляется государство. Это связано с тем, что в условиях трансформации существенно возрастает роль государства в развитии экономики, формировании условий для ее модернизации и изменении модели экономического роста, повышении качества и уровня жизни населения, расширении возможности для решения социальных задач. Именно государство создает механизм адаптации к новым условиям развития экономики, необходимой для общества субординации интересов работников, предпринимателей и нации в целом, тем самым, обеспечивая процесс согласования интересов социума, их гармонизацию.

О необходимости иницивации государства в гармонизации экономических интересов субъектов рынка свидетельствуют дефекты экономики, которые отрицательно влияют на ее развитие. К ним отнесены: зависимость экономического развития страны от ресурсной составляющейотсутствие у частных компаний способностей к саморегуляции и самоорганизациивысокая доля естественных монополий, не позволяющая развиваться полноценной конкуренции.

К особенностям гармонизации интересов субъектов рынка относится многообразие форм ее обеспечения на современном этапе развития: акционирование, страхование, конкуренция, банкротство. А также: голосование (модель коллективного принятия решений и выявления предпочтений большинства, их согласование) — бюджетирование (использование расходной части бюджета на социальные цели) — лоббирование (мобилизация общественного мнения, использование избирательных компаний, формальных и неформальных контактов) — партнерство.

Анализ экономической литературы и практики хозяйствования выявил модели взаимодействия интересов государства и населения: «институциональную» и «остаточную». В модели остаточного типа государство возлагает на себя лишь те функции, с которыми не справляется рынок. Помощь государства направлена выборочно на наиболее бедные слои при наличии весьма слабо выраженной прогрессии налогов. Деятельность в области сочетания интересов опирается на определенные жизненные стандарты и содействует динамическому росту без какого-либо непосредственного вмешательства государства в основные механизмы производства и распределения.

В институциональной модели, объектом гармонизации интересов выступают практически все слои населения. Выплаты осуществляются благодаря жесткой налоговой политике (по высокой прогрессии). Государство играет решающую роль в выравнивании доходов и богатства населения, так как рыночный механизм и конкуренция, приводит к социальному расслоению в силу обстоятельств, находящихся вне влияния человека. Поэтому государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социального защиты.

Особое внимание в работе уделено взаимодействию государства и бизнес структур. Под взаимодействием государства и бизнеса понимаются процессы воздействия государства на бизнес, их взаимную обусловленность и изменение качества, выражающиеся в формировании моделей поведения экономических субъектов и создании институтов, способных реализовывать их интересы.

Выделены факторы, определяющие допустимые границы взаимодействия государства и бизнеса: наличие обоюдовыгодных интересоввзаимная ответственность сторонрациональное использование ресурсов общества при реализации целей устойчивого росталегитимность субъектов взаимодействия. А также формирование системы институтов разрешения споров (гражданских, арбитражных, мировых судов) и доверия к ним со стороны бизнеса- — полнота и прозрачность нормативно-методической базы государственного регулирования бизнеса.

Наконец, взаимодействие государства и бизнеса осуществляется на основе определенных институциональных институтов, которые в реальной экономической действительности принимают форму контрактов, партнерских соглашений.

В работе проанализированы плюралистическая и неокорпоратистская модели взаимодействие государства и бизнеса. В плюралистической модели государство совместно с бизнесом вырабатывает правила регулирования, разрешения внутренних конфликтов, в поддержке национального бизнеса на международных рынках. В данной модели взаимодействие бизнеса и государства предполагает множество групп давления. Государство при этом должно сохранять нейтралитет. Хотя группы давления могут выдвигать ему свои предложения. Формой реализации данной модели служит лоббирование.

Неокорпоратистская модель ориентированна на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп, гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращении возможных потрясений и потерь. Главным считается обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом.

По мнению автора, требуется реструктуризация экономических интересов субъектов рыночных отношений, так как бизнес структура в своей хозяйственной деятельности исходит, прежде всего, из собственных интересов, а общественный интерес достигается в результате острой конкурентной борьбы за потребителя, что требует жесткого антимонопольного законодательства.

В реализации мотивов участников рынка определенная роль принадлежит связке интересов государство — регион. Согласование интересов региона и государство во многом базируется на модели бюджетных отношений. Для согласования интересов используется вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание. Это — две стороны единого бюджетного процесса, которые практически неотделимые друг от друга.

Модель бюджетного федерализма предполагает точное соответствие налоговых полномочий субъектов Федерации закрепленным за ними расходным обязательствам. Практика свидетельствует: в данной области всегда существует разрыв. Он обусловлен необходимостью решения задач на уровне Центрального правительства. В результате возникает проблема «вертикальной несбалансированности».

Вертикальное выравнивание" бюджетных доходов проводится одновременно с финансовым «горизонтальным выравниванием» — частичным перераспределением бюджетных средств. Это делается в целях укрепления государственного единства и соблюдения принципа территориальной справедливости.

В рыночной экономике особая роль принадлежит согласованности интересов наемных работников и работодателей. Однако проблемы сочетания интересов между этими группами весьма проблематичны и требует институционального решения данных процессов. Основная задача трудового законодательства состоит в регулировании трудовых отношений работников и работодателей на основе достижения баланса их интересов.

В работе выделены факторы, сдерживающие и обеспечивающие процесс гармонизации экономических интересов субъектов рынка. В качестве сдерживающих выступают: теневая экономика, коррупция, резкая дифференциация населения по доходам, рост бедности, отсутствие мотивации в развитии инноваций.

Теневая экономика дестабилизирует гармонизацию интересов субъектов рынка российского общества: вытесняет официальные механизмы налогообложения и, соответственно, снижает объемы собираемых налогов, нередко вытесняют официальное налогообложение тем самым, влияя на общегосударственный интерес. Кроме того, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в официальной экономике, ухудшает положение существующих экономических организаций и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» предприятий, ущемляя интересы бизнес структур. Теневая экономика создает дестабильность в экономических отношениях, тем самым ущемляя интересы населения.

Вторая проблема связана с борьбой против коррупции. Речь идет о налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к росту наличного оборота, снижению потенциала безналичных расчетов, неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить в тень.

Анализ тенденций развития теневой экономики позволил выделить дестабилизирующие факторы гармонизации экономических интересов общества. Фактором дестабилизации является возникновение устойчивых взаимосвязей между хозяйственными структурами и властью. Подчинение государства бизнесу, лишает его возможности выполнять свои общественные функции. При этом блокируется конкуренция за счет перераспределения преимуществ в пользу тех, кто устанавливает коррупционные отношения с чиновниками. Теневая экономика — финансовая основа коррупции, а коррупция — финансовая основа теневой экономики.

К негативным факторам, не способствующим гармонизации экономических интересов, относится такой феномен как бедность. Следует отметить, что для России выявлена бедность работающих, доходы, которых не достигают уровня прожиточного потребительского бюджета. Прожиточный минимум не позволяет восстановить физические затраты работающего населения. В тоже время резко усилилась дифференциация в доходах населения. Россия входит в число мировых центров супербогатства. По количеству сверхбогачей Россия находится в первой пятерке стран мира.

В современных условиях одним из стратегических направлений гармонизации интересов является инновационное развитие экономики. С целью гармонизации интересов субъектов рынка, предлагается перенести ситуацию с развитием инноваций на качественно новый уровень. В работе проанализированы факторы сдерживания инновационной деятельности бизнеса в России. Для обеспечения гармонизации интересов государственного и предпринимательского секторов индивидуальный капитал с помощью государственных регуляторов должен быть поставлен в условия, стимулирующие его инновационную деятельность. Представляется необходимым усилить заинтересованность в инновациях и финансировании.

НИОКР у бизнес структур путем стимулирования инноваций на основе предоставления налоговых льгот, налоговых каникул и других налоговых инструментов. Сочетать имитационный характер инновационной системы, ориентированный на заимствование готовых технологий, с разработкой и внедрением собственных разработок. Во взаимоотношениях субъектов рынка необходимо повысить уровень доверия.

Анализ, проведенный автором, выявил, что инновационное воспроизводство требует планирования генеральных направлений дальнейшего развития всего народного хозяйства. Только на этой основе можно согласовывать интересы субъектов рынка, в частности бизнес структур и государства.

В условиях рынка особое значение для согласования интересов на уровне государство-население имеет страхование. Риски, связанные с потерей трудоспособности, регулируются на уровне государство-личность бюджетной системой. Государство, выполняя свои социальные функции, формирует внебюджетные социальные фонды. Анализ использования фондов выявил ряд недостатков: отсутствие условий для нормального воспроизводства рабочей силыразнонаправленность интересов бизнес структур и населения, бизнес структур и органов власти регионов. Для согласования интересов государства, бизнес-структур и населения в деле пенсионного обеспечения, предлагается решать целый ряд проблем. Прожиточный минимум пенсионера необходимо пересчитать, адаптировать его наполнение к современным нормам питания, срокам износа промтоваров, необходимостью в предметах длительного пользования, региональным особенностям и ценовым соотношениям с учетом задачи продления возраста дожития и дееспособности.

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ. Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот. Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Особенностью гармонизации экономических интересов является необходимость комплексного, многоуровневого подхода к процессу. На уровне государство — бизнес — через инструменты налоговой системы, снижения цен, интервенцией товарными запасами, компенсациями части расходов на приобретение товаров и услуг, дотации производителям и субсидии потребителям, госзакупки и т. д.

На уровне государство — население — через бюджетную систему. В современных условиях особую роль играют расходы бюджета на социальные нужды. Несмотря на то, что значительная их часть обеспечивает индивидуальное потребление, социальные нужды сформулированы и конкретизированы государством, отражают общественные интересы. Поэтому бюджетные расходы и доходы формируются исходя из понимаемого государством общественного интереса, а не из потребностей каждого индивида и без учета его желания или нежелания участвовать в финансировании производства общественных благ.

Следует также отметить, налоговые платежи, идущие на финансирование общественных благ, не индивидуализированы для потребления последних, так как нет прямой количественной связи между величиной уплаченного налога и размером потребления каждым индивидом общественных благ. Государство распределяет средства бюджета без учета мнения каждого гражданина, опираясь на сигналы от общества в целом. Индивиды могут лишь косвенно влиять на решения государства через выборы и референдумы, другие демократические институты.

На уровне бизнес — население, через законодательное обеспечение нормальных условий для воспроизводства рабочей силы, роста оплаты труда, формируемого платежеспособного спроса населения. Вносимые государством в спонтанные рыночные процессы коррективы придают отношениям социальную окраску, поскольку защищаются интересы всех субъектов рынка. Государство институционально создает условия для честной конкуренции, ограничивает монополизм, демпинговые цены. Обеспечивая макрорегулирование экономики, государство гармонизирует интересы субъектов рынка.

Предложены меры по обеспечению гармонизации интересов субъектов рынка: комплексный многоуровневый подход. На уровне государствонаселение — гарантированность в реализации социальных потребностей населениякорректировка предоставления государством общественных благразвитие институтов обязательного и добровольного страхования. На уровне — бизнес структуры — население — совершенствование нормативно-договорного регулирования заработной платы наемных работниковсоздание условий расширенного воспроизводства рабочей силы. На уровне государство — бизнес структуры — регион — совершенствование конкурентной политикистимулирование инновационной деятельностиобеспечение институциональных условий нормального функционирования.

Таким образом, особенности гармонизации экономических интересов субъектов рынка обусловлены тем, что рыночная экономика из либеральной трансформировалась в социально-регулируемую. Роль субъектов рынка во многом изменяется. Приоритет принадлежит индивиду, но не как эгоистическому субъекту, а как социально ответственной личности. Эти процессы связаны с усилением социальных аспектов в жизни общества и необходимостью регулирующей роли государства. Государство исторически защищает общественные интересы. Одной из особенностей гармонизации экономических интересов субъектов рынка на современном этапе служит то, что государство выступает как инициатор этого процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 4−16.
  2. Л.И. Размышление о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. 2006.№ 12
  3. Л.И. Еще раз о долгосрочной стратегии России//Мир перемен.2011 .№ 2
  4. В.М. Структура производственных отношений социально ориентированной многоукладной экономики. М., 1995.
  5. Актуальные проблемы управления социально-экономическими системами в условиях посткризисного развития: Материалы международной научно-практической конференции (Саратов, 30 мая 2011)/ отв. ред. проф. Латков А.В.-Саратов: ООО изд. центр «Наука», 2011
  6. В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. № 6. С. 57−78.
  7. В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза // Вопросы экономики. 2003. № 12. С. 120−136.
  8. А. Право на справедливое вознаграждение за труд и механизм его реализации // Человек и труд. 2004. № 2. С. 64−68.
  9. Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 110−119.
  10. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4 — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  11. С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. 2002. — № 5−6.
  12. O.A., Коломарова Н. Ю. Региональные экономические интересы и проблемы измерения их согласованности. Кемерово: ГУ КузГТУ, 2003. Режим доступа: http://vtit.kuzstu.ru
  13. М.К. Экономические интересы и их взаимодействие: Региональный аспект. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1991. -107 с.
  14. В., Белкина Н. Трудиться с высокой отдачей выгодно // Человек и труд. 2004. № 2. С.70−72.
  15. С. Модернизация и кадровое обеспечение российской промышленности//Человек и труд. 2011№ 7.С.41
  16. JI. О сбалансированности социального развития // Человек и труд. 2004. № 4. С.31−32.
  17. Дж.Р., Круз Д. Л. Новые собственники (наемные работники -массовые собственники акционерных компаний). М.: Дело-ЛТД, 1995.
  18. О. «Олигархизм» специфический феномен постсоветской трансформации российской экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 2. С. 3−9.
  19. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб.- Институт новой экономики. М. 1997. -864 с.
  20. Е.Ф. Единство экономических интересов общества, предприятий и трудящихся. М.: Высш. шк., 1970. -126 с.
  21. H.H. Экономические интересы и внутрихозяйственный расчет. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1974. -256 с.
  22. И.Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология: Монография. Орел: ОрелГТУ, 2004. -115 с.
  23. A.B., Сиротовский A.C. Влияние «теневой экономики» на гармонизацию интересов субъектов экономики России //Вестник Тамбовского госуниверситета.2011.№ 11(103).
  24. A.B., Сиротовский А.С Гармонизация экономических интересов: содержание, проблемы, перспективы. //Вестник Тамбовского госуниверситета.2011.№ 6 (98).
  25. A.B. Формирование экономики благосостояния в экономических системах нового типа.- Саратов: ООО Издательский Центр «Наука». 2009.-169
  26. A.B., Булгакова С. А. Собственность в системе рыночных отношений/ Саратовский государственный социально-экономическийуниверситет.- Саратов, 2010.
  27. С.А., Бурдавицын C.B., Шевченко Т. Н. Социальные гарантии в рыночной экономике: проблемы и решения. СПб: Сант-Петербургского ун-та, 1998.
  28. A.B., Колганов А. И. Реализация общенародных интересов. М.: Экономика, 1985. -104 с.
  29. Бюджетное Послание Президента. Декабрь 2011 г. Интернет ресурс
  30. Е. Экономические интересы при социализме и формы их реализации // Экономические науки. 1971. № 12. С. 83−110.
  31. Г. Вопрос о собственности: приватизация и ее последствия // Экономист.2012. № 7
  32. Ф. «Производство» интеллектуального пространства мировой политики. Интернет ресурс. http://www.intertrends.ru/eleventh/008.htm
  33. Гармонизация интересов субъектов смешанной экономики в сфере производства общественных благ./ под общ.ред. Н.В. Митяевой/ СГСЭУ.-Саратов, 201 I.e. 121−123
  34. Г. Соч. Т. III. M., 1956. С. 288
  35. К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.- М.: Соцэкгиз, 1938. -483 с.
  36. К. А. Об уме. М., 1932. С. 32.
  37. А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. № 6. С. 147−159.
  38. .Я., Лившиц В. И., Слепаков С. С. Обобществление и экономические интересы в социалистическом обществе. М.: Высш. шк., 1983.127 с.
  39. Дж.Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. — 8-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2000. -662 с.
  40. Г. К. Предприниматель.^!., 1994.C.213
  41. С. О практичности количественной теории денег, или сколько стоит догматизм денежных властей/ТВопросы экономики.2008.№ 7.с.39
  42. Г. В. Экономические интересы и экономическое сознание при социализме. -Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1989. -148 с.
  43. П. Избранные произведения. М.: Соцэкгиз, 1963 — Т. 1. -715 с.
  44. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2,3.
  45. Р. Возвращение политической экономии// Вопросы экономики 2010. № 11.
  46. М. Делягин. Реванш России. (fb2)/lib.rus.es/182 203/ reast. Интернет-ресурс
  47. Я.П. Принципы и критерии гармонизации для объектов институциональной экономики. Интернет ресурс.
  48. Л.Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации // Чиновник. 2000. — № 1 (7).
  49. Р. Теоретические аспекты согласования экономических интересов // Вопросы экономики. 1988. № 2. С. 80−89.
  50. Г. А., Емельянов А. М., Михайлов М. В. Коллективные материальные интересы при социализме. М.: Мысль, 1968. -253 с.
  51. Г. А. Интерес, коллектив, производство. М.: Моск. рабочий, 1970. -192 с.
  52. П. О природе экономических интересов // Экономические науки. 1970. № 5. С.31−37.
  53. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. N 948−1.
  54. М. Личный интерес в системе социалистических производст151венных отношений//Экономические науки. 1990. № 10. С. 82−87.
  55. Здоровенко 3. Проблема экономических интересов в трудах Ф. Энгельса// Экономические науки. 1970. № 11. С. 59−68.
  56. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  57. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995. -317 с.
  58. Е.Б. Взаимодействие экономических и институциональных интересов в постиндустриальной экономике, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов 2012. с.14−15.
  59. П.Н. Трансформационные процессы в хозяйственной системе России как фактор становления экономики нового типа. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. Тамбов, 2012-С. 19−21
  60. П. Экономические интересы, их противоречия // Экономист. 2002. № 3. С.28−39.
  61. Е.П. Мотивация и мотивы. -Спб.: Питер, 2002. -512с.
  62. Е.М. О социальной ответственности бизнеса// Журнал Экономической теории 2007.№ 1.С.
  63. В.П. Экономические интересы развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1978. -296 с.
  64. И. Сочинения, Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. -544 с.
  65. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
  66. С. Теория экономического интереса // Вопросы экономики. 1993. № 11. С. 64−71.
  67. С.П., Квочкин М. П. К гармонии интересов общества и личности. -Мн.: Изд-во БГУ, 1978. -152 с.
  68. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № Ю. С. 47−69.
  69. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. № 5. С.62−74.
  70. Г. Стратегия системной гармонизации экономики России// Интepнeт-pecypc¦http://www.kleiner.ru/aфab/skelet.html/Qбpaщeниe 04.03.2012
  71. Г. Экономика должна быть гармоничной // Современная конкуренция.2009.№ 2
  72. Г. Развитие теории экономических систем и применение в корпоративном и стратегическом управлении. М.: ЦЭМИ РАН, 2010
  73. Ю. Обновление экономической теории: от непреложного индивидуализма к коллективизму//Мир перемен.2011.№ 2
  74. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона / Под ред. акад. РАН А. И. Татаркина, д.э.н., проф. A.A. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.
  75. Коррупция в России: независимый годовой отчет Всероссийской Антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». 2 августа 2010−1 августа 2011. Москва.2011.с.68.Интернет pecypc//report 2408 2011
  76. Корпоративная социальная ответственность: чего ожидают от бизнеса в России // Человек и труд. 2004. № 3. С. 17−22.
  77. Ф.П. Экономические интересы при социализме и формы их реализации. М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. -132 с.
  78. Я.С. Законы политической экономии социализма. М., 1996. С. 545.,
  79. JI.A. Либерализация и теневая экономика в России // Сорокинские чтения-2005.
  80. Будущее России: стратегии развития. 14−15 декабря 2005. М., 2005-
  81. Н.П. Сущность и структура современной теневой экономики (системно-концептуальный анализ) // Вестник Академии налоговой полиции. М.: Изд-во Акад. налоговой полиции ФСНП России, 2003.
  82. В. Макроэкономические аспекты государственного воздействия на теневой сектор экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону 2006.
  83. В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1966−1974.
  84. В.И. Коллективные экономические интересы и хозяйственный механизм. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1981. -160 с.
  85. Д.С. Экономика развития /М. «Экзамен», 2002 -512 с.
  86. Т.Г. Экономические интересы и механизм их реализации.-Одесса, 1993. С. 12.,
  87. Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики 2005. — № 3-
  88. A.M. Теневая экономика и экономическая преступность // http://newasp.omskreg.ru/bekryash/index.htm.
  89. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1, М., 1992.
  90. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. -689 с.
  91. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М.: Политиздат, 1954−1981.
  92. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 18, с. 271.
  93. Маршалл. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. -М., Издательская группа Прогресс, 1993. 417 с.
  94. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. // Вестник МГУ, сер. 7. Философия. 1991. С. 68−70
  95. May В. Национально-государственные интересы и социально-экономические группы // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 54−63.
  96. Модернизация экономики России в контексте глобализации: Материалы международной научно-практической конференции (24−25 января 2012 г.)/ Отв. Ред. О. Ю. Соколова.- Саратов: издательство «КУБиК», 2012 г.
  97. А. Экономические интересы и противоречия // Политическое образование. 1988. № 3. С. 75−81.
  98. ЮО.МРОТ фокусирует множество проблем, связанных с зарплатой// Человек и труд.2010№ б.с.42.
  99. Ю1.Муйжаль Я. Перестройка системы государственных предприятий // Вопросы экономики. 1994. .N8
  100. А. Гармонизационный подход к управлению экономическими системами// Теория управления. (41) УЭиС 5/2012/ Интернет-ресурс http://uecs.ru/uecs41 -412 012/item/l 342−2012−05−14−06−3 8−05
  101. А. Введение в теорию гармонизации// Новосибирск. Наука.2008
  102. А. Бедность-порок России // Человек и труд, 2004. № 1. 105.0 системе категорий и законов политической экономии / Под ред.
  103. H.A. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973. -271с.
  104. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -608с.
  105. Д. В., Чернова Г. В., Воронцовский А. В. Интересы цели -показатели: взаимосвязь и согласование. — СПб.: Изд-во СПбУ, 1992 — 208 с.
  106. Ю8.0садчая И. Постиндустриальная экономика: меняется ли роль государства? // МЭ и М0.2009.№ 5.с.32
  107. Осин Г. П. Экономические интересы коллектива. Мн.: Вышэйшая школа, 1988. -168 с.
  108. И.С. Экономические интересы, распределение и потребление при социализме. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. -144 с.
  109. Ш. Сиренко В. Ф. Проблема интереса в государственном управлении. Киев, 1980. С.
  110. Плышевский Б. Бюджетный федерализм и распределение ВВП//1. Экономист.2011 .№ 12.С.32
  111. А. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002. 166 с.
  112. А. Политическая экономия: современные вызовы и перспективы//Экономист.2011 .№ 1 .С. 5 8
  113. А. Политическая экономия основа и стержень экономической теории// Экономист 2012.№ 1.С.65
  114. Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социалистического общества / Под ред. Котёлкина В. Н., Сибирева А. И. 1Ь: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. -216 с.
  115. В. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления // Общество и экономика. 2003. — № 6.
  116. Е.М. Вызовы времени и проблемы социально-экономического развития современной России// Эксперт.2010.№ 5.С.8.
  117. В.Путин. Строительство справедливости. Социальная политика для России//Комсомольская правда № 20.13 февраля 2012.С.2.
  118. В.В. Потребности как экономическая категория социализма. М., Мысль, 1970. 168 с.
  119. В.В. Экономические интересы при социализме. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1971. -334 с.
  120. В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика // http://www.iicas.org/articles/library/libr гш22 4 00 lte. htm
  121. Г. Необъявленная реформа социально-трудовых отношений в 1990-е годы // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 77−88.
  122. В. Ракоти. К вопросу о модернизации// Человек и труд.2011.№ 10.С.22
  123. Д.Д. Начала политической экономии и налогового обложения. // В кн. Аналогия экономической мысли. Т. 1. М., 1991. 397 с.
  124. Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. К 150 -летию со дня рождения Г. В. Плеханова. Монография/ под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. -Москва, 2006.
  125. Россия в цифрах. Госкомстат России. -М., 2011. (http://www.gks.ru/)c.
  126. Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. В кн.: Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1999. — С. 54−55.
  127. А. Бюджетная система: вклад в неоиндустриализацию.//Экономист.2012.№ 2.С.6
  128. П. Экономика. М.: МГП АЛГОН, 1992
  129. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкги, 1962. -684 с.
  130. А.И., Рогозинский Е. В. Влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности // Проблемы современной экономики. 2008. — № 3(27).
  131. Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.
  132. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: стат.сб. // Росстат. М., 2010.
  133. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). Под ред. К. И. Микульского. М., 2005. С. 250.
  134. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999.
  135. A.C., Вилисов M.B. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ // Труды Центра. Выпуск № 6. М.: Научный эксперт, 2006
  136. С.С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции М.: Научный эксперт, 2007
  137. А. Формулирование термина теневая экономика // http://www.proza.ru/2009/03/30/1233 :.
  138. A.A. Общественные интересы и личность. Мн: Наука и техника, 1980. -152 с.
  139. А. Условия перехода к инновационной экономике//Экономист 2010№ 2.с.27
  140. А. Путешествие по Америке. Изд-во Йельского университета, 1959. С. 184,331
  141. Труд и занятость в России, 2009.С.203
  142. А.Р. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961 -198 с.
  143. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
  144. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ
  145. A.B. Формирование механизмов регулирования социально-экономических дисфункций государства. Автореферат на соиск. Ученой степени к.э.н. Саратов 2012.С.19
  146. JI. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. 1995. № 1. С. 98−102.
  147. Хозяйственный механизм согласования интересов: опыт зарубежных социалистических стран СЭВ / Под ред. Богомолова О. Т. М.: Наука, 1988.205 с.
  148. К. Инновационная экономика и генезис новых отношений//Экономист.2012.№ 3 .с.66
  149. В.В. Теневая экономика и проблемы экономического роста // Экономический вестник Ростовского университета. —2004. —№ 4.-
  150. В. Особенности нового этапа инвестиционногоразвития России// Экономист.2008 № 11, с. 42−43
  151. JI. Об интересах, их объективности и субъективности // Экономические науки. 1971. № 7. С. 8−13.
  152. И.А. Экономическая безопасность общества и ее составляющие // Экономическая безопасность: Сборник статей ППС. Москва: АЭБ МВД РФ, 2006.
  153. Ю.В. Государство в эпоху глобализации//МЭ и МО. 2010.№ 1.с.5−6
  154. Н. Б. Демидов Я.П. Инновационная технология в социально-экономических измерениях// Экономический анализ (теория и практика) № 13 (220),-2011.
  155. А.Е. Модели рационального экономического поведения человека// Вопросы экономики. 1998.№ 5.
  156. Шик О. Экономика. Интересы. Политика. М.: Прогресс, 1964. -509 с.
  157. Н. О консенсусе в российской экономической и социальной политике // Вопросы экономики. 1999. № 8. С49−63.
  158. Экономическая самостоятельность и ответственность предприятий. Политико- экономический аспект / Под ред. Камаева В. Д., Сорокина Д. Е. -М.: Экономика, 1990. -284 с.
  159. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 4. / Под ред. Румянцева A.M. М.: Советская энциклопедия, 1980. -672 с.
  160. Экономическая энциклопедия / Науч. -ред. совет изд-во «Экономика», Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. -М.: ОАО Изд-во Экономика, 1999.1055 с.
  161. Экономика и общество в условиях глобализации: вызовы XXI века: Материалы международной научно-практической конференции 27−28 сентября 2011. -Саратов 2011.
  162. Экономические интересы при социализме и формы их реализации /Под ред. Колесова Н. Д. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.-191 с.
  163. Эксперт.20−26 июня 2011 № 24.С.4.
  164. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н. П., Васюхин О. В., Голубев А. А., Подлесных В. И. СПб.: Бизнес-пресса, 1999. -416 с.
  165. В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997
  166. С.П. Политэкономия коррупции. Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб.гос.ун-т им. Г.Р.Державина» Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
  167. К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. 2004. № 9. С. 25−35.
  168. И.Н. Трансформация системы экономических интересов в условиях становления постиндустриальной экономики. Атореферат дис. на соиск. ученой ст.д.э.н. Тамбов.2012.с.27
  169. Е., Снеговая М. Институциональные и культурные ограничения догоняющих стран // Вопросы экономики. 2009. № 11.
  170. Albert О. Hirschman. The Passions and the Interests: Political Arguments for Capitalism Before Its Triumph. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. (Страсти и интересы: политические аргументы за капитализм перед его триумфом)
  171. McClelland D.C. Business Drive and National Achievement. -Harvard Business Revirw, July August 1962, pp. 99 -112.
  172. Herzberg F., Maunser B. The motivation to Work. -New York: John Wiley & Sons, 1959.
  173. Porter L.M., Lowler E.E. Managerial Attitudes And Performance. Home-wood: Irwin, 1968.
  174. Vroom V.H. Work and Motivation. New York.: Wiley, 1964.
  175. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО РАЗМЕРАМ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ1Г (по данным выборочных обследований организаций за апрель- в процентах к итогу)2005 2006 2007 2009 2010^
  176. В 2008 г. обследование не проводилось. источник: Данные Росстата. Интернет-ресурс /1ЖЬ Ьй:// www.gks.ru.
Заполнить форму текущей работой