Региональный аспект развития системы управления государственной собственностью в Российской Федерации
Выявлены следующие устойчивые тенденции в управлении государственной собственностью Российской Федерации: рост притока иностранных инвестиций в Россию, что свидетельствует об улучшении инвестиционного климата нашей страныдоходы от приватизации в Российской Федерации за исследуемый период цикличны, что связано с изменением большого числа факторов: экономических, политических… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. 1. Проблемы управления государственным сектором экономики в Российской Федерации
- 1. 2. Эволюционные аспекты управления государственной собственностью России
- 1. 3. Анализ международного опыта управления государственной собственностью
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Анализ состояния и перспектив развития государственной собственности в регионах Российской Федерации
- 2. 2. Комплекс методов и задач управления государственной собственностью в Российской Федерации
- 2. 3. Финансово-инвестиционная интеграция как инструмент повышения эффективности управления системой государственной собственности в регионах Российской Федерации
- 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ
- 3. 1. Методика оценки результативности управления системой государственной собственности в регионах РФ
- 3. 2. Апробация методики оценки результативности управления системой государственной’собственности в г. Санкт-Петербурге
Региональный аспект развития системы управления государственной собственностью в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования. Несмотря на многовековую историю развития экономической мысли управление государственной собственностью одна из наиболее важных и недостаточно проработанных проблем.
В настоящее время проблема результативного управления государственной собственностью становится все более актуальной, поскольку наблюдается снижение роли имущественных доходов при формировании бюджетной системы. Вместе с тем, реформы в управлении государственным имуществом направлены не на максимизацию доходов государства за счет неналоговых поступлений в бюджет, а на повышение качества выполняемых государством публичных функций: обеспечение экономической безопасности, социальной защищенности, обороноспособности, нравственности и т. д.
Оценка результативности управления государственной собственности регионов направлена, с одной стороны, на выявление сущности и содержания управления государственной собственностью, а с другой на результаты и процессы управления государственной собственностью.
В настоящее время управление государственной собственностью Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов, содержащих отдельные показатели оценки эффективности управления, однако, на практике отсутствуют методики, позволяющие оценить результативность управления государственной собственностью, т. е. уровень достижения поставленных целей.
Вышеизложенные аспекты и определили выбор темы диссертационного исследования. Сложность и недостаточность проработанности целого ряда теоретических и методических вопросов управления государственной собственностью, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа определили выбор цели, задач, структуры и содержания исследования.
Цель диссертационного исследования — разработка комплекса методик управлениягосударственной собственностью — субъектов Российской, Федерации.
Для достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
• выявление и структурирование проблем управления государственной собственностью регионов Российской Федерации;
• исследование эволюционных аспектов управления государственной собственностью регионов Российской Федерации;
• выявление специфических черт управления государственной собственностью в странах дальнего и ближнего зарубежья;
• анализ состояния и развития государственной собственности регионов регионов Российской Федерации;
• исследование методов и задач управления государственной собственностью в регионах Российской Федерации;
• разработка инструментов поддержки принятия управленческих решений в отношении государственной собственности регионов, способствующие повышению имущественных доходов в бюджетной системе;
• разработка методических рекомендаций по управлению государственной собственности регионов, способствующие достижению имущественных целей региона.
Объектом исследования является оценка результативности управления государственной собственностью регионов Российской Федерации как функция государственного контроля в области имущества.
Предмет исследования — государственная собственность как открытая сложная вероятностная организационно-экономическая система.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Проблемы управления государственной собственности регионов являются предметом изучения многих отечественных и зарубежных авторов, а именно: A.B. Бандурина,.
С.Г. Беляева, И. Н. Гаврильчак, В. И. Гордина, Ю. А. Данилевского, Н.И. Доро-гова, B.C. Кабакова, А. Н. Козырева, Т. Коупленд, В. И. Кошкина, Л. И. Кошкина, П. Д. Половинкина, А. Д. Радыгина, Э. Н. Рудык, Ю. С. Сизова, И. В. Смирновой, М. М. Соловьева, В. Н. Соловьева, Дж. Ю. Стиглиц, У. Хикл, В. Н. Хлыстун, С. О. Шохина и др.
В основе работы заложена методология системного подхода с использованием методов экономического, сравнительного, факторного анализа, а также графические, статистические, экспертные методы исследования. Кроме того, в аналитической части работы были применены методы логического и сравнительного анализа, классификации и систематизации.
Методической и информационной базой исследования являются нормативные и методические материалы государственных органов по вопросам управления государственной собственности регионов Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теории управления государственной собственности регионов на основе комплекса методик, способствующих, с одной стороны, достижению имущественных целей региона, а с другой, повышению имущественных доходов в бюджетной системе.
Наиболее существенными результатами диссертационного исследования, составляющими его научную новизну, являются.
1. Выявлены и структурированы проблемы управления государственной собственностью Российской Федерации, позволяющие уменьшить неопределенность проблематики и определить наиболее эффективные пути их разрешения.
2.Обоснована целесообразность исследования государственной собственности регионов как открытой сложной вероятностной организационно-экономической системы.
3. Разработана классификация систем государственной собственности регионов, которая позволяет выделить общие свойства системы государственной собственности регионов, сформировать подходы к её исследованию, а также применить адекватный им механизм управления.
4. Предложена систематизация аттракторов, как системообразующих факторов управления государственной собственностью, что позволяет определить наиболее приоритетные направления использования объектов государственной собственности регионов и повысить результативность управления ими.
5.Разработан концептуальный подход к управлению системой государственной собственности регионов, основанный на согласованности проблем и результатов управления этой системой.
6. Разработан методический подход к оценке эффективности управления системой государственной собственности, позволяющий повысить имущественные доходы в бюджетной системе.
7. Разработана методика оценки результативности управления системой государственной собственности регионов, позволяющая оценить текущее состояние системы и оценить результативность управленческих воздействий.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, направленных на повышение результативности управления системой государственной собственности регионов.
Результаты проведенных исследований и предложенные методические решения могут применяться органами власти Российской Федерации и отдельных её субъектов при принятии решении в области управления государственной собственностью.
Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования были приняты к внедрению в современном институте аудита (г. Санкт-Петербург) при разработке программ проверок результативности использования государственной собственности регионов.
Материалы научной работы нашли применение при разработке экономических курсов для студентов НОУ «Северо-Западный филиал Высшая школа приватизации и предпринимательства институт» и при выполнении научно-исследовательских госбюджетных и хоздоговорных работ.
Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 опубликованных работах общим объемом более 15 п.л.
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 93 источников, приложения. Объем работы — 186 листов машинописного текста.
Основные выводы по третьей главе диссертации.
1. Предпосылками разработки методики оценки результативности управления системой государственной собственности являются: отсутствие типовых рекомендаций, методикотсутствие научно-обоснованных методик по осуществлению управленческих воздействий в отношении элементов системы государственной собственностиважность диагностирования, как системы государственной собственности, так и ее отдельных элементовнеобходимость оценки результативности управления системой государственной собственности и отдельных ее элементов.
2. Цель разработки предлагаемой методики заключается в диагностировании системы управления государственной собственности и оценке её результативности.
3. Предлагаемая нами методика имеет ряд преимуществ, а именно: может быть использована, как на отдельных предприятиях, так и при изучении тенденций в регионе в целом или проведении сравнительного анализа в региональном аспектепозволяет выделить и сформулировать проблемы управления системой государственной собственностиинтерпретация результатов применения методики доступна широкой аудитории.
4. Систематизация факторов, влияющих на результативность управления системой государственной собственности, позволила разработать анкету, цель которой выявить текущее состояние системы государственной собственности в результате целенаправленных управленческих воздействий.
5. Основными этапами практического применения методики являются: определение диапазона диагностирования управленческих воздействий системы государственной собственности-, определение эталонаответы на вопросы анкеты, определение текущего состояния системырасчет коэффициента результативностиинтерпретация и анализ полученных результатов.
6. Апробация разработанной методики проводилась на 20 государственных предприятиях г. Санкт-Петербурга.
7.Установлено, что управление системой государственной собственности на обследованных предприятиях г. Санкт-Петербурга отлично от эталона.
8. В целом управленческие воздействия в отношении системы государственной собственности пропорционально, однако, ни по одному уровню не достигнуто эталонное значение.
9. Представления респондентов, участвующих в анкетировании, о проблемах управления системой государственной собственности различны. Среди наиболее важных проблем были выделены: отсутствие адаптированных к отечественным условиям методик управления системой государственной собственностинедостаток навыков и квалификации при управлении системой государственной собственностиотсутствие долгосрочной стратегии управления системой государственной собственности.
10. Для целей исследования все обследуемые предприятия были сгруппированы по количеству набранных баллов. В результате было выделено три группы, каждая их которых была подробно изучена.
11. По результатам анализа каждой группы установлено, что первая группа предприятий имеет низкую результативность управления системой государственной собственностивторая — среднюю, третья — высокую.
Заключение
.
В диссертации исследованы методические аспекты управления системой государственной собственности региона. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1 .Выявлены и структурированы проблемы в функционировании механизма управления государственной собственностью, а именно находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и федерального недвижимого имущества.
2.Выделены основные этапы управления государственным имуществом России: дореволюционный, социалистический, постсоциалистический, современный. Каждый этап внес определенный вклад в развитие управления государственным имуществом России. Проведенный анализ всех выделенных этапов позволил определить основные направления управления государственным имуществом в современной России: полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка реестра неприватизированной собственности на федеральном, муниципальном уровнях и на уровне субъектов РФразработка и законодательное закрепление критериев отнесения государственных предприятий к конкретному виду собственности.
3. Проанализирован международный опыт в управлении государственной собственностью, который позволил установить основные тенденции в развитии реформ в государственном секторе экономики. Установлена специфика управления государственной собственностью в странах дальнего и ближнего зарубежья на основании проведенного контент-анализа.
4. Установлены результаты управления государственной собственностью в Российской Федерации. Основными результатами являются: приватизация государственной собственности с одной стороны, способствовала формированию субъектов рынка, а, с другой, отрицательно повлияла на повышение качества управления государственной собственностьюглавный итог приватизационного процесса: резкое падение количественных показателей приватизации.
5. Выявлены следующие устойчивые тенденции в управлении государственной собственностью Российской Федерации: рост притока иностранных инвестиций в Россию, что свидетельствует об улучшении инвестиционного климата нашей страныдоходы от приватизации в Российской Федерации за исследуемый период цикличны, что связано с изменением большого числа факторов: экономических, политических, международныхстабилизация доходов от приватизации в период с 2002 года по настоящее время, значимость доходов от приватизации приходилась на кризисные годы экономического развития России, в настоящее время эти доходы стабильны, а их значимость относительно низказамедление темпов приватизации в России, начиная с 1998 года, что является свидетельством завершения этапа массовой приватизации.
6. Уточнено экономическое содержание понятия «государственная собственность» как определенная форма потребительских стоимостей (приобретения благ), выражающая социально-экономические отношения по поводу приобретения этих потребительских стоимостей в соответствии с действующим законодательством.
7. Определено понятие «государственная собственность» как открытая сложная вероятностная организационно-экономическая система.
8. Разработана классификация систем государственной собственности, которая позволяет выделить общие свойства государственной собственности, сформировать подходы к её исследованию, а также применить адекватный им механизм управления.
9. Выделены и систематизированы аттракторы по различным критериям, поскольку они непосредственно влияют на результат управленческих воздействий в отношении системы государственной собственности.
10. Построена целевая модель в виде древовидного графа, позволяющая систематизировать и обосновать состав целей управления системой государственной собственности, их взаимосвязь, иерархию.
П.Проведени сравнительный анализ методов оценки эффективности управления системой государственной собственности, который позволил установить, что в условиях динамично меняющихся факторов внешней среды, ужесточения конкуренции наиболее приоритетным методами являются: метод проведения аудита использования государственных средств и метод анализа чувствительности компонентов функционирующего бизнеса.
12. Разработан концептуальный подход к эффективному и результативному управлению системой государственной собственности. Выделенные в данном концептуальном подходе блоки представляют собой определенные этапы работы по повышению эффективности и результативности управления системой государственной собственности.
13. Разработана методика повышения эффективности управления системой государственной собственности, позволяющая повысить капитализацию субъектов системы государственной собственности, и отражает не только стратегические интересы субъектов, привлекающих инвестиции, но и их партнеров в системе хозяйственных связей рынка в целом.
14. Разработана методика оценки результативности управления системой государственной собственности региона с целью диагностировать текущее состояние системы и оценить результативность её функционирования.
15. Проведена диагностика текущего состояния системы государственной собственности г. Санкт-Петербурга. Результатами диагностики является вывод об отличии выделенных уровней управления системой государственной собственности — уровень управления конкурентоспособностью региона, уровень управления инвестиционной обеспеченностью региона, уровень управления инвестиционными потребностями региона — от эталона, при этом управленческие воздействия в отношении системы государственной собственности распределяются пропорционально.
16.0пределена результативность управления системой государственной собственности региона. На основании полученных результатов разработаны следующие рекомендации: руководству первой группы предприятий предложено пересмотреть свое отношение к значимости управления системой государственной собственностируководству второй группы предприятий рекомендоано глубже изучить некоторые аспекты управления системой государственной собственностируководству третьей группы предприятий рекомендовано не останавливаться на достигнутом.
Список литературы
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб: Питер, 2002. 390 с.
- Абрамишвили Г. Г. Проблемы международного маркетинга. М.: Наука, 1984. 219 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: ЦЭМ, 1996. 146 с.
- Айвазян С.А., Мхитарян B.C. «Прикладная статистика и основы эконометрики». -М.: ЮНИТИ, 1998. 1022 с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985. 327 с.
- Амосова С.Н. Формирование стратегии предприятия в условиях кризиса. -Башк. гос. ун-т. Уфа, 2000. 186 с.
- Андрейчиков A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 е.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999. 340 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / Науч. ред. и вст. сл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 378 с.
- Арбитражный процесс / Под ред. Т. К. Треушникова. М.: Зерцало, 2005. -145с.
- Алпатов A.A. Управление реструктуризацией предприятий — М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000. — 456с.
- Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений. М.: Экономика, 1974. 118 с.
- Беленов О.Н. Стратегический маркетинг. Воронеж: ВГУ, 1998. 164 с.
- Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория в СССР: исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в будущее. М.: Транспорт, 1993. 220 с.
- Белоусова С.Н., Белоусов А. Г. Маркетинг. Р-н-Дону: Феникс, 2001. 418 с.
- Благаев В.Г. Маркетинг. — СПб: Изд-во «Два ТрИ», 1993, с. 265.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. 269 с.
- Блейк Р., Маутон Д. Научные методы управления. / Пер. с англ. — Киев, 1990. 194 с.
- Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1975.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. — 5-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с. 1280 с.
- Большой коммерческий словарь. Под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Редакция «Война и мир», 1996. 970 с.
- Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. 806 с.
- Боуман К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997. 273 с.
- Браверман A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода. -М.: Экономика, 1997. 179 с.
- Будрина Е.В. Роль маркетинга в исследовании экономических интересов и потребностей // Автомобильный транспорт в условиях рыночных отношений: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭА. 1995. с. 46−49.
- Бреддик У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. 408 с.
- Вальрас JI. Элементы чистой политической экономики. М.: ЮНИТИ, 2002.231 с.
- Виханский О.С., Наумов Д. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: Гардарика, 1996. 408 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995. 134 с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М.: В нешторгиздат, 1990. 296 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 307 с.
- Глушенко В.В. Менеджмент. Системные основы. М.: НПЦ «Крылья», 1996. 293 с.
- Голубков Е, П, Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Финпресс, 1998. 498 с.
- Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4.
- Гражданский Кодекс РФ, ч. I и II. М.: ИНФРА-М, 2006.
- Гэлбрейт Джеймс К. Кризис глобализации // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 6.
- Дайан А. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. 246 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом. -М.: ИНФРА-М, 1997. 286 с.
- Деккер Я., Уейстхоф X. Маркетинг: теория и практика. Том 1,2. — М.: ГАУ, 1996. 191 с.
- Диксон П. Управление маркетингом. -М.: ЮНИТИ, 1998. 306 с.
- Дихтль, Херщген X. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995. 408 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Изд-во «Питер», 1999.501 с.
- Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 1997. 411 с.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 206 с.
- Зарубежный опыт государственного управления: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 1999. 403 с.
- История экономических учений. Часть II. / Под ред. А. Г. Худокормова. М.: МГУ, 1994. 109 с.
- Классика маркетинга / сост. Энис Б. М., Кокс К. СПб: Питер, 2001. (серия «Маркетинг для профессионалов). 408 с.
- Ковалев А.И., Войченко В. В. Маркетинговые исследования. — М.: Изд-во ЦЭиМ, 1996. 300 с.
- Ковалев В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М: ПБОЮЛ, 2000. 285 с.
- Ковальков Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективность технологии маркетинга. -М.: Машиностроение, 1994. 406 с.
- Количественные методы финансового анализа // Под ред. Брауна С., КрицменаМ. -М.: ИНФРА-М, 1996. 180 с.
- Концепция государственной политики РФ: Постановление Правительства РФ от 08.09.97 № 1143.
- КоротковЭ.М. Концепция менеджмента. -М.: Дёка, 1996. 83 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. Основы маркетинга. 2-е Европейское издание. СПб, 1998. 638 с.
- Криулоу Дж. Основы маркетинговых стратегий. М.: ЮНИТИ, 1997. 211с.
- Крюков М.М., Сидоренко- В.Н. Переход к устойчивому развитию экономики: системный подход и моделирование // Вестн. Моск. ун-та. 1997. Сер. 6, Экономика. № 4. С. 89 108.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический' маркетинг. Европейская перспектива. — СПб: Наука, 1996. 604 с.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т.2. -М.: ЮНИТИ, 1999. 698 с.
- Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Колюгов, С. А. Красильщиков. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 403 с.
- Маркс К. Капитал: В 4 т. М.: Политиздат, 1949. 301 с.
- Материалы Всероссийской научной конференции // Экономист, 2000, № 3.
- Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. -М.: ИНФРА-М, 1997. 603 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. сл. Л. И. Евенко. -М.: Дело, 1992. 709 с.
- Микков У.Э. Оценка эффективности капитальных вложений. М.: Наука, 1991.216 с.
- Мильнер Б.З., Евенко< Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации’управления.-М.: Экономика, 1983. 153 с.
- Минцберг Г. и др. Стратегический процесс. СПб: Питер, 2001. 418 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат, 1993.216 с.
- Основы экономической теории / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 201 с:
- Особенности оценки, развития и управления территориями поселений: Монография / Под ред. А. В. Севостьянова М.: ГУЗ, 2002. — 321с.
- Рогинский Б.Я., Циганов В. В. Управление региональной транспортной системой в условиях рыночной экономики. Л.: Знание, 1991. 32 с.
- Романов А.Н. Проблемы управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 4.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. i1. M., 2005. 397 с.
- Санталайнен Т., Водтилайнен Э, Поренне Л. Управление по результатам:
- Пер. с фин. / Общ. ред. и предисловие Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, i1993.246 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов- //
- Антология экономической классики: В 2 т. Т. Г -М., 1991. 189 с. t
- Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. — М.: Перспектива, 1994. 583 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. — М.: Изд-во ЭКСМОС, 1998. 386 с.
- Стэн Рэпп, Томас Л. Коллинз. Новый максимаркетинг. — Челябинск, Урал LTD, 1997. 108 с.
- Теория анализа хозяйственной деятельности // Под ред. В. В. Осмоловского. — Мн: Высш. шк., 1989. 189 с.
- Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие. / Под ред. проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 308 с.
- Усков Н.С. и др. Организация управления территориальными и производственно-транспортными комплексами: Учебник. М.: МГУУ, 1999. 319 с.
- Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. -М.: Зерцало, 1998. 320 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 409 с.
- Циганов В.В., Гурнов P.M. Управление региональной транспортной системой. Д.: ЛФЭИ, 1990. 93 с.
- Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами. СПб.: Прополис, 1998. 476 с.
- Чу баков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. -М.: ИНФРА-М, 1996. 412 с.
- Эйсмонт О. «Общественное благосостояние» // Эксперт, 2000, № 41.
- Экономика автомобильного транспорта. /Л.А. Бронштейн, A.C. Шульман Учебник для вузов. М.: «Транспорт», 1986. 420 с.
- Экономика России. Итоги года // Логинфо. 2004. № 11. С. 4 7.
- Экономика: Учебник / Под ред. A.C. Булатова. М.: МГУ, 1994. 309 с. 1. Интернет — источники90. http://book.promo.ru91. http://xpress/newmail.ru92. www.nsu.ru/win/icen/grants/market93. www.pro-invest.com