Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государство и бизнес в обеспечении развития инновационной деятельности в сфере энергосберегающих технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, государственная поддержка должна быть направлена в сферу малого инновационного бизнеса, поскольку инновационные предприятия располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания нетрадиционного объема экспорта. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов государственная поддержка малого бизнеса в инновационной сфере на федеральном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Актуальность темы
  • Глава I. Современные инновации — основа эффективной трансформации экономической системы
    • 1. 1. Теоретические аспекты инновационного процесса на современном этапе
    • 1. 2. Инновационная деятельность в области энергосбережения развитых стран
    • 1. 3. Особенности и тенденции инновационной деятельности в области энергосбережения России
  • Глава II. Современные тенденции и проблемы регулирования развития энергосберегающих технологий
    • 2. 1. Энергосбережение — приоритетная сфера инновационного прорыва
    • 2. 2. Российский потенциал энергосберегающих технологий
    • 2. 3. Использование нанотехнологий в энергосбережении
  • Глава III. Основные направления энергосберегающей политики России
    • 3. 1. Государственная поддержка развития инновационной деятельности
    • 3. 2. Стимулирование малого инновационного бизнеса
    • 3. 3. Правовое обеспечение инновационной деятельности

Государство и бизнес в обеспечении развития инновационной деятельности в сфере энергосберегающих технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Россия мировой лидер в области добычи и транспортировки энергоносителей, обладающий к тому же полным технологическим циклом в атомной энергетики. И в это же время наша страна существенно отстает от развитых стран в области инновационных разработок, касающихся энерго и ресурсосберегающих технологий. Исчерпаемость природных ресурсов и необходимость повышения конкурентоспособности российских товаров в условиях глобализации объективно требует ускоренного развития научной и технологической базы в сфере энергосберегающих технологий. Развитые страны активно работают в этой сфере более 30 лет, после Карибского кризиса и имеют существенные достижения.

В развитых странах мира на долю наукоемких технологий и материалов приходится от 70 до 85% прироста ВВП1, что привело в последние 20 лет к снижению энергоемкости ВВП на 21 — 27%. На мировом рынке наукоемкой продукции доля России составляет менее 1%, а энергоемкость ВВП в 3,6 — 5 раз выше, чем в развитых странах. Отставание в сфере инноваций для России означает снижение международной конкурентоспособности, потерю темпов социально — экономического развития.

Вот почему в документе «О стратегии развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года» поставлена задача по ускорению инновационных исследований, формирования соответствующей инфраструктуры, активизация усилий на развитие приоритетных научных направлений, среди которых центральное место занимают энергосберегающие технологии.

Одним из направлений стратегии инновационного прорыва РФ является трансформация энергосектора экономики — совокупности отраслей, обеспечи.

1 Статистика стран «золотого миллиарда» подтверждает концепцию «новой экономики», показывая, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора. В тоже время по данным американской консалтинговой компании «Маккензи», в России эта доля составляет всего 8% ВВП. (Проблемы прогнозирования. № 3, 2003, с. 35.) вающих удовлетворение потребностей общества в энергии, участвующих в формировании 30% доходов консолидированного бюджета и более 45% валютных поступлений. В то же время уровень неэффективного расходования имеющихся энергоресурсов в РФ составляет по разным оценкам 30 — 40% годового энергопотребления в стране, в связи, с чем энергосбережение как составная часть, процесса повышения эффективного использования ресурсов в целом, выступает одним из важнейших факторов устойчивого развития экономики страны.

Энергосберегающая политика государства охватывает научное, правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения1. Долгосрочным стратегическим приоритетом развития Российской экономики является освоение и распространение базисных инноваций обеспечивающих значительное снижение энергоемкости экономики. Это требует использования более эффективных методов государственного регулирования и форм стимулирования инновационной деятельности частного сектора в сфере энергосбережения. Все выше изложенное и определяет актуальность темы исследования.

Цель и задачи диссертационной работы — состоит в системном подходе к стимулированию процесса инноваций, определении роли государства и бизнеса в обеспечении развития инновационной деятельности в сфере энергосберегающих технологий и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию экономического механизма внедрения ресурсосберегающих технологий.

В соответствии с выбранной целью определены задачи настоящего исследования:

• исследовать сущность понятия «инновации», «инновационный процесс», систематизировать основные факторы, определяющие инновационную деятельность.

1 Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96- № 28-ФЗ.

• провести анализ нынешнего состояния инновационной деятельности в России, выявить факторы и тенденции необходимые при формировании инновационного прорыва.

• определить приоритетные направления инновационной деятельности и их инвестиционное обеспечение в сфере энергосберегающих технологий.

• проанализировать зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в сфере энергосбережения.

• предложить механизм стимулирования малого инновационного бизнеса в обеспечении и реализации наукоемких ресурсосберегающих технологий.

• обосновать концептуальные подходы, обеспечивающие инновационный прорыв в энергосберегающих технологиях.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в области энергосбережения, связанные с использованием энергосберегающих инновационных технологий, и методы государственного и частного регулирования энергосберегающих процессов.

Объектом исследования — инновационная деятельность в сфере энергосберегающих технологий.

Теоретическая и методическая база диссертационного исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития инновационной деятельности, энергоемкости экономики, по вопросам ресурсосбережения и экономии энергетических ресурсов в России и зарубежных странах — Абалкина Л. И., Амосова А. И., Анчишкина А. И., Валентея С. Д., Глазьева С. Ю., Гохберга A. JL, Курны-шевой И.Р., Кузыка Б. Н., Кондратьева Н. Д., Лыковой Л. Н., Маевского В. И., Новицкого Н. А., Павлова В. И., Сенчагова В. К., Яковца Ю. В., Г. Менша., А. Тойнби., К. Фримена., Й. Шумпетера и др. А также материалы Госкомстата РФ, Федеральные целевые программы, постановления правительства РФ, Федеральные законы, результаты научных исследований и другие материалы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в системном подходе к развитию механизмов обеспечивающих развитие и внедрение инновационных энергосберегающих технологий и материалов, во все отрасли экономики, путем совершенствования политики инвестирования, создания и развития специализированных центров энергосбережения.

Важнейшие положения научной новизны, обоснованные автором, следующие:

1. Предложен системный подход к обеспечению привлечения инвестиций в развитие энергосберегающих инновационных процессов за счет участия бюджетных и коммерческих источников, совершенствования стимулирующих функций кредитных и налоговых систем, страхование рисков, обеспечение госзаказов на инновации и другие мероприятия.

2. Проведен анализ мирового опыта инновационного развития, который позволил выявить разнообразие его моделей, зависящих от возможностей страны в обеспечении энергосберегающего инновационного процесса, и обобщены основные факторы, обеспечивающие достижение высоких результатов.

3. Установлено, что инновационная деятельность приватизированных ресурсных отраслей в сфере энергосбережения имеет ограниченный внутриотраслевой характер и не носит системного, широкомасштабного, социально-ориентированного характера, направленного на трансформацию экономики страны в период становления постиндустриального общества, что связано, в первую очередь, с отсутствием соответствующих мотивов и стимулов поведения частного капитала.

4. Выявлено, что в области развития энергосберегающих инноваций отсутствует федеральный закон об инновационной деятельности, предложены основные параметры, которые необходимо отразить в законе.

5. С целью обеспечения энергосбережения обоснована необходимость приоритетного развития нанотехнологий в России. Предлагается поэтапный подход к решению проблемы развития нанотехнологий, системе их финансирования и организации.

6. Предложены концептуальные подходы, направленные на развитие энергосберегающих технологий, включающие:

• рост бюджетных и активизация коммерческих отчислений на развитие инноваций;

• налоговые амнистии на период разработки инновационных проектов (НДС, налог на прибыль, имущество, землю), оставить только подоходный и ЕСН;

• таможенные льготы на период НИОКР, в т. ч. на лизинг технологического оборудования;

• льготные государственные долгосрочные кредиты на годы разработки;

• страхование рисков бизнеса при активном участии в инновационных проектах;

• госзаказ на выполнение инновационных проектов и подготовку кадров;

• формирование внутренних рынков инновационной продукции, господдержка отечественных инновационных разработок на зарубежных рынках.

• мониторинг инновационного развития экономики;

Практическая значимость исследования и апробация результатов работы. Теоретические, методические и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при разработке энергосберегающей стратегии России. Результаты работы соискателя нашли отражение в научных работах, методических разработках, в подготовке научного доклада «Приоритеты в стратегии экономического роста России (2005г.)», получившего одобрение на заседании Ученого совета Центра институциональных и микроэкономических исследований ИЭ РАН. Результаты исследования использованы при определении приоритетных направлений, по разделу «Энергетика и энергосбережение» ДНЦ РАН, и при разработке проекта развития малых предприятий в научно — технической сфере, подготовленных физико — техническим институтом РАН имени А. Ф. Иоффе. Положения работы могут быть использованы в лекционных курсах по «Макроэкономики».

Публикации результатов исследований. 1. Бижанова И. А. Инновационная деятельность — как приоритет в стратегии экономического роста развитых стран и России // Сборник — Приоритеты в системе факторов экономического роста. Институт экономики РАН, Москва, 2006, (0,5 п.л.).

2. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Инновационная деятельность в России (состояние, проблемы, условия роста) // В Монографии «Экономические исследования (анализ состояния и перспективы развития)», Воронеж, 2004, № 2, (0.7 п.л. в соавторстве).

3. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Государственная поддержка инновационной деятельности // Сборник — Государство и рыночные механизмы функционирования экономики в современных условиях. Институт экономики РАН, Москва, 2004, (0.6 п.л.).

4. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Энергосбережение и экономический рост // «Региональный Вестник Молодых ученых ДНЦ РАН». Москва, 2004, № 3, (0.3 п.л.).

5. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Развитие инновационной деятельности в России // Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана, Махачкала, 2004, № 5, (0.5 п.л.).

6. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Факторы роста инновационной активности в России. // Вестник ДНЦ РАН, 2004, т. 19, (0,6 п.л. в соавторстве).

7. Бабаева И. А. (Бижанова И.А.) Некоторые вопросы вовлечения в народнохозяйственный оборот возобновляемых источников энергии // «Будущее науки: Методология познания и образовательные технологии», вып. VI, ч. I, Махачкала, 2001, ДГПУ, (0.3 п.л.).

Выводы и предложения.

Проведенное исследование формирования инновационной политики государства и бизнеса в сфере энергосбережения позволяет сформулировать ряд положений отражающих основные результаты диссертационной работы:

1. Рассмотрение различных трактовок инновации позволяет сделать следующие выводы. Инновации представляют. идею, материальный объект или деятельность, которые являются новыми для организационных систем, генерирующих и использующих их. На наш взгляд, появление и распространение инноваций сопряжено с изменениями в вещественной и социальной среде. При всем многообразии инноваций в их динамике прослеживается определенная логика, что дает основание для их систематизации и управления инновационными процессами. На наш взгляд, роль государства в инновационной экономике очень значительна, так как только оно может создать механизм стимулов для бизнеса, сблизить интересы научного общества и бизнеса.

2. Проанализировав зарубежный опыт инновационной сферы, можно утверждать, что современный инновационный процесс в развитых странах происходит с оптимальным сочетанием частной инициативы и государственного регулирования. Ключевую роль в экономическом развитии развитых стран играют малые предприятия. Важным элементом государственной политики во всех развитых странах являются налоговые льготы для инновационно активных предприятий. Они носят комплексный характер и сопровождают инновационную продукцию от стадии разработки и становление серийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе и зарубежному. Во многих развитых странах активно осуществляются программы энергосбережения, а также намечается переход к энергетике нетрадиционного типа с использованием новых технологий будущего и альтернативных источников энергии.

3. Становление рыночных отношений в России не создало партнерских отношений государства — науки — бизнеса, которые могли быть основой формирования гибкой инновационной политики. Формирования инновационной сферы.

России в условиях кризисного состояния экономики обуславливает преобладание государственного регулирования инновационной деятельности. Инвестиционная политика государства в сфере энергосбережения должна быть направлена на унификацию инвестиционного режима, и на обеспечение стабильности гарантированных условий капитальных вложений. Наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности связаны с экономическими факторами: недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, очень низкая активность частного бизнеса, недостаток собственных средств самих организаций, их низкий инновационный потенциал, определяемый слабым развитием исследовательской базы на производстве, недостатком информации о новых технологиях, изношенность основных фондов и т. д.

Важную роль в развитии инновационных процессов играет выбор инновационной стратегии страны и приоритетных направлений экономики. На наш взгляд, наиболее созидательной для РФ является смешанная стратегия развития инноваций: имитаторская стратегия и стратегия непосредственной разработки инноваций. В Инновационной сфере России не используется по назначению имеющийся инновационный потенциал, не сформированы правовые основы инновационной деятельность, образование, наука и производство остаются разрозненными частями инновационного процесса.

4. Сфера энергосбережения для России является одной из ключевых точек экономического роста, так как аккумулирует в себе научно — технический прогресс, инвестиции, структуризацию и конкурентоспособность, как в сфере производства, энергосберегающей техники, так и конечной продукции. Так как Россия является страной с низкой энергоэффективностью по сравнению с развитыми странами, необходимо повысить эффективность использования топлива и энергии, создать условия для развития конкурентной среды через создание экономических рычагов и изменения нормативно — правовой базы. В рамках стратегии устойчивого мирового развития России должна быть в русле общемировых тенденций соблюдения правила «ЗЕ», которая предусматривает достижения приемлемого для общества баланса между экономическим развитием, энергетической безопасностью и охраной окружающей среды.

5. Выявлено существенное различие в разработке перспективных направлений энергосбережения в России и за рубежом, где разработка новых технологий, использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ), и усовершенствование оборудования является постоянным конкурентооренти-рованным инновационным процессом. В то время как в России накоплен и не используется существенный потенциал энергосберегающих технологий с использованием НВИЭ. Для РФ, вследствие наличия природного потенциала, предпочтительными видами альтернативной энергии является геотермальная энергия, гидроэнергетика и энергия ветра, в Северных районах страны.

6. Энергосберегающий путь развития России в мировом сообществе невозможен без развития нанотехнологий. Переход к перспективному VI технологическому укладу связан с освоением нового поколения наноматериалов и структур на их основе, способных удовлетворить как требования энергосбережения, так и улучшения экологических характеристик. Для развития наноиндустрии в РФ необходимо: разработать и принять федеральную целевую программу, определив приоритетные направления развития нанотехнологийсоздавать специализированные научные центры по развитию нанотехнологий, обеспечивая их государственным финансированиемпредусмотреть целевое финансированиеподготовить законодательно — правовую базу, определяющую деятельность научно-производственных структур наноиндустрииотработать механизмы государственного стимулирования частного бизнесавнести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающий освобождение от всех видов налогообложенияв сфере образования внедрить механизм целевой подготовки специалистов в области нанотехнологийактивно развивать международное сотрудничество на уровне научных и производственных структуробеспечить коммерциализацию уже имеющихся российских разработок в области нанотехнологий.

7. По нашему мнению, государственная поддержка должна быть направлена в сферу малого инновационного бизнеса, поскольку инновационные предприятия располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания нетрадиционного объема экспорта. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов государственная поддержка малого бизнеса в инновационной сфере на федеральном уровне должна предполагать, прежде всего, определение государственных приоритетов ее развития, создание необходимого для инвестирования инновационной сферы малого бизнеса фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и наличие законодательно — правовых и методических разработок регулирования инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности. Все это станет возможным при полной взаимосвязи федеральных и региональных органов осуществляющих поддержку малого бизнеса, а также разработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к региональным условиям.

8. В российском законодательстве, в отличие от зарубежных стран, не созданы нормы, регулирующие инновационную деятельность. В российском законодательстве не учитывается, что правоотношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, регулируются не только административным и финансовым, но и гражданским, налоговым, трудовым и иным законодательством. В условиях переходной экономики велика роль государства в формировании страховых и правовых условий для развития бизнеса.

Эффективное решение вопроса о привлечении инвестиций в инновационные технологии, нуждается в четкой законодательной гарантии государства, и принятия закона о «Правовом обеспечении инновационной деятельности бизнеса», который предусматривал бы введение поправок в Налоговое законодательство, а, также предоставлял бы инновационным предприятиям ряд преимуществ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.1996 № 28-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 05.04.2003 № 42-ФЗ «Об энергосбережении» // Российская газета. 2003. 09 апреля.
  3. Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 15 апреля.
  4. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 20 022 005 гг. и на перспективу до 2010 г., утвержденная постановление правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796.
  5. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  6. Л.И., Агаев Э. Б., Амосов А.И и др.// Россия 2015: оптимистический сценарий.// М.: ИЭ РАН, 1999.
  7. А. И., «Экономическая и социальная эволюция России», РАН ИЭ, М. 2003.
  8. Алекперов В.Ю.//Нефтяники выбирают инновационный тип разви-тия.//Российская газета.//17.06.2005.
  9. И. Технологические инновации и инновационная политика.// Вопросы экономики, 2003 г., № 2, стр. 144.
  10. В.А., Турлак Е. А., Юрлова М.А.// Разработка инвестиционных программ в сфере инноваций: макроэкономические модели, государственное регулирование, методы оценки эффективности. М.: Academia, 1999.
  11. С.Д., Нестеров Л.И.// Развитие общества в теории социальных альтернатив.// М.: «Наука», 2003.
  12. Э. Фактор четыре. Затрат половина, отдача — двойная. М.: Academia. 2000.
  13. Р.З., Александров И. В. Наноструктурные материалы, полученные интенсивной пластической деформацией. М.: Логос, 2000, 272 с.
  14. Л. П., «Инновационная деятельность: Исследовательские результаты, производство, рынок», Вестник РАН, 2003, № 2, с. 72.
  15. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
  16. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
  17. Вестник РАН, 2002, № 2, с. 104.
  18. А. Как выживает наука в Америке. Известия, 8 июня 2001 г., с. 11.
  19. Воронов В.// Инновационные технологии в малом предпринимательстве -ключ к импортозамещению.// Экономист, 2001,№ 7.
  20. В.П. «Инновационный путь развития для новой России». М.: «Наука», РАН ИЭ, 2005.
  21. В.З., Козловский Е. А., Литвиненко B.C. Минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса России (тезисный вариант). М.: РАЕН, 2003.
  22. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  23. Л.М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 1993.
  24. Л.М. Финансирование науки в странах с переходной экономикой. М.: ЦИСН, 1998.
  25. А. //Возможна ли в России инновационная экономика?//Материалы круглого стола Аналитического совета фонда.//М., 11 февраля 2004.
  26. А.Г., Ваславская И.Ю, Южелевский В.К.// Государство и экономика: факторы роста.// М.: «Наука», 2003.
  27. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. М.: РАГС, 2000.
  28. B.JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Academia-HayKa, 1999.31. Известия. 24.08.2001.32. Известия. 21.02.2004.
  29. Инновационные проекты ВИЭСХЖаталог. М.: ГНУ ВИЭСХ, 2005.
  30. Источник: РАН и World Economic Forum.
  31. И., Медовников Д.//Неторопливые килловаты Земли. Эксперт. 16.08.2004.
  32. М. Пора вмешиваться. Эксперт, 2003 г., № 20, стр. 22.
  33. И.Р. // Трансформация российской экономики: особенности и перспективы. //М.: РАН ИЭ, 2002.
  34. Ю.М. Барьеры на пути энергосбережения в России и возможности их преодоления (на примере электроэнергии).// Вестник МРАИ ПРЕМ и Р, 2004, № 1, с. 49.
  35. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
  36. Коновалов В.М.//Инновационная сага.: М. Издательский дом «Вильяме», 2005.
  37. Концепция инновационной политики РФ 1998−2000 гг. Постановление правительства РФ № 832 от 24 июля 1998 г.// Российская газета. 1998. 19 авг.
  38. Кролин А.А.// Управление энергосбережением и успехи в области экономии энергии в Дании.// Вестник МРАИ РПЕМ и Р, 2004, № 1. с 46.
  39. Кун Томас Структура научной революции.
  40. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. Москва, Экономика, 2004.
  41. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. № 6.
  42. Краткий статистический сборник//Россия в цифрах. М. 2004., с. 303.
  43. B.C. // Региональные проблемы инновационного развития экономики России. // Проблемы прогнозирования, 2004 г. № 3. С 149.
  44. П.Н., Ананян М. А., Дадан Е. В. Нанотехнологические процессы и установки. В сб. «Математическое моделирование нанотехнологических процессов и наноструктур». Труды научного семинара, вып. 1. М.: МИФИ, 2001, с. 30−47.
  45. И.В. // «Энергетика и промышленность России"-избранные материалы.// Subscribe.ru
  46. С. // Проблема инноваций не в деньгах, а в интересных проектах. По материалам информационного агенства. «Наука и Инновации"//20.10.2003.
  47. П.Н., Ананян М. А., Дадан Е.В.//Нанотехнологические процессы и установки. В сб. «Математическое моделирование нанотехнологических процессов и наноструктур"//Труды научного меминара, вып. 1. М.: МИФИ, 2001, с.30−47.
  48. Д.С., Гребенников В. Г., Маневич В. Е. и др. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М:
  49. В.А., А.Е. Варшавский, Е. В. Трушин // Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия: Социально-экономические аспекты развития. М.: Наука, 2001.
  50. Г. А., Прохоров М. Д. «Водородная энергетика и топливные элементы» // Вестник РАН. 2004., том 74, № 7, с. 579−597.
  51. Л.Э., Хромов Г. С. Научно-технический потенциал России. Часть II. М.: ЦИСН, 2003.
  52. Малышенко С.П.//Институт высоких температур РАН, Н. Ф Пехота, Минпромнауки РФ.
  53. Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998.
  54. Наука России в цифрах. 2000. М.: ЦИСН. 2000. с. 49.
  55. Научно-производственное предприятие «Высокодисперсные металлические порошки» http://www.fmp.web.ur.ru.
  56. Научно-техническая и инновационная политика. Российская федерация. Т. 1. Оценочный доклад. ОСБЕ. Paris, 1994.
  57. Новицкий Н. А // Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности.// Экономист, 1999, № 3.
  58. Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. СПб.: Гуманистика, 2003.
  59. Нанотехнологии: большие деньги в то, что не увидеть.//По материалам Sill— con.ru// 10.03.2004.
  60. Насколько безопасны нанотехнологии?/ www.Inopressa.ru / 28.11.03.
  61. В. Перспективы развития экономики в условиях глобализации и научно-технического прогресса // Экономист. 2000. — № 10-
  62. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Приложение к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». М.: ГУ «Институт энергетической стратегии», 2001. № 3, с. 30.
  63. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу// Поиск. 2002. 19 апреля.
  64. Отраслевая энергетика и проблемы энергосбережения. Научно-технический сборник. 2004, № 1, с. 30.
  65. Перспективы развития инновационной деятельности в России./ Материалы круглого стола./ ЭКО, № 9, 2004. С.41
  66. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы)// «Российская газета». 2003. 2 сентября.
  67. Программа социально-экономического развития в РФ на среднесрочную перспективу (2005−2008годы).
  68. Российский статистический ежегодник. 2003. Стат. Сборник. М.: Госкомстат России, 2003.
  69. Российские экономические школы // Под ред. Ю. В. Яковца. М.: МФК, 2003.
  70. Расчет по статсборнику «Инвестиции в России» М, Госкомстат, 2003 г, с. 17, 28.
  71. России: нанотехнологиям ничего не CBeraT?//Cnews.ru // 5.04.05
  72. Роко М.//Перспективы развития нанотехнологии: национальные программы, проблемы образования.// Ж. Рос. хим. об-ва им. Менделеева, 2002, т. XLVI. № 5.
  73. М.К., Уильямса и Аливисатоса П. // Нанотехнология в ближайшем десятилетии (Прогноз направления исследований). Москва, Мир, 2002, с. 291.
  74. Рогожин А.// Индия на мировом рынке информационно коммуникационных технологий.// МЭ и МО, 2004., № 7, с. 74−82.
  75. В.К. //Экономическая безопасность России: Общий курс.// М.: «Дело», 2005.
  76. Структура федеральных органов исполнительной власти// Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867.
  77. П. А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РГХУ, 2000.
  78. Статистическое обозрение. № 1(44), 2003 г., с. 83.
  79. Л.И. Разум и антиразум (Что день грядущий нам готовит?). СПб., 2003.
  80. В.И. Инновационный путь развития. Взгляд из Сибири.// Доклад // 2004., с. 16.
  81. Г. Б., Никитина Н.Ш.//Инновация под названием «качество образова-ния"//Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России напороге XXI века: Международная научно практическая конференция. 4.1.//Оренбург, 1998. с.73−75.
  82. В.Б. «Государственная экономическая политика США: Современные тенденции"// 2002.
  83. Санто Б.//Инновация как средство экономического развития.-М., Прогресс, 1990. с. 296.
  84. Тоффел Элвин. Третья волна. М.: ACT, 1999.
  85. А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс-Культура, СПб.: Ювента, 1996.
  86. Технологическое будущее России: роль фундаментальной и прикладной науки. Материалы к XII Междисциплинарной дискуссии. М.: РАГС, 1999.
  87. Формирование новой парадигмы обществоведения/ Под ред. Ю. В. Яковца. М.: МФК, 1996.
  88. А.П., Бутыркин А. Я., Фатькин А.Ю.// Финансово-кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности. М.: ИНЦ Роспатента, 1998.
  89. В. «Необходимый рост на основе высоких технологий» // Экономист, № 6, 2005, с. 31.
  90. . Перспективы российской космонавтики и наукоемких технологий // Экономист. 2000, № 8.
  91. Ю.В. Ускорение научно-технологического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988.
  92. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.
  93. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.2-е изд. М.: Экономика, 2003.
  94. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
  95. Ю.В. Экономические кризисы: теории, тенденции, перспективы. М.: МФК, 2003.
  96. . Ю.В. Прогнозирование циклов и кризисов. М.: МФК, 2000.
  97. Яковец Ю. В, Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. М.: Академкнига, 2003.
  98. Boyer R, Didier М. // Innovation et croissance Paris: La Documentation fran-caise, 1998. P. 17.
  99. , S.Y. 1998. U. S. Patent No. 5, 772, 905.
  100. Chou, S.Y., P.P. Krauss, and P.J. Renstrom. 1996. Inprint lithoghy with 25-nanometer resolution. Science 272:85.
  101. , R. 1997. Polymer therapeutics for tumor specific delivery. Chemistry and Industry 7:262−264.
  102. Framework for Action on Energy. The WEHAB Working Group. 2002.
  103. Geni. San Diego. USA// Global energy Neturesle International. 2001.№ 4.
  104. International Energy Agency. Key World Energy Statistics from the IEA. 2002. Paris. 2002.
  105. Kuznets S. Secular Movements in Production and Prices. New York, 1930.
  106. Love T.C., Bishop A., Burns C., Harford A., Parkin D., and Trewhella J. Nano-scale science and technology at Los Alamos National Laboratory. J. Nanoparticle research 2, 249, 2000.
  107. Mensch Gerchard. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression. Cambridge, Masachusetts, 1979.
  108. Meyer M. and Person O. Nanotechnology inderdisciplinary, patterns of collaboration and differences in applications. Sceintometrics 42, 2, 195, 1998.
  109. Meyer M. Patent citation in a novel field of technology: what can they tell about interactions of emerging communities of science and technology? Scientometrics 48, 2, 151,2000.
  110. , H. 1998. The rotary enzyme of the cell: The rotation of Fl-ATPase. Science 282:1844−1845.
  111. Russian Research and Development Activities on Nanoparticles and Nanostruc-tured Materials (Eds. I.A. Ovid’ko and M.C. Roco). Proc. of WTEC Workshop (August 21, 1997- St. Petersburg, Russia). Baltimore, Maryland: ITRI, 1999, 101.
  112. Rosenberg. N. Insaid the Black Box: Technology and Economics.- London: Cambrige University Press, 1982.
  113. Shumpeter Yosef A. Business Cycles. Vol. 1, 2. New York, 1939.
  114. Tolles W.M. National security aspects of nanotechnology. In: Social Implications of Nanoscience and Nanotechnology. NSET Workshop Report (Eds. M. Roco and W.S. Bainbridge). Arlington, Virginia: NSF, March 2001. pp. 173−187 (http://www.nano/gov.)
Заполнить форму текущей работой