Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с этим в настоящее время возникла потребность в более тесной непрерывной связи культуры и воспитания, обусловленная вопросами формирования гармонично развитой личности. В педагогической науке отмечается, что вне контекста культуры успешное осуществление образовательного процесса невозможно (Н.С. Розов, 1992; О. С. Долженко, 1995; Б. Т. Лихачев, 1995; Н. Б. Крылова, 1996; А. П. Валицкая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Физическая культура личности (понятие, компоненты, факторы воздействия). Формирование физической культуры личности как основная задача физического воспитания
    • 1. 2. Влияние религии на формирование индивидуального стиля мышления, мировоззрение и личностную физическую культуру
    • 1. 3. Соотношение ценностей религии и физической культуры
    • 1. 4. Особенности процесса формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации

Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В современном мире происходят значительные экономические, политические, социокультурные изменения. В общественном сознании наблюдается смена одних ценностных ориентиров на другие, и в отечественной реальности все большее общественное признание получают материально-экономические факторы. Одновременно с этим процесс общественно-социальных преобразований возрождает традиционно-национальные ценности, в том числе и религиозные (В.А. Соснин, 2002; М. Ф. Муртазин, 2008; Н. Д. Никандров, 2008 и др.).

Коренное переустройство экономических и социальных условий привело человека к поиску смысла жизни, защиты от тревоги и страха смерти, к развитию чувства защищенности и уверенности в будущем, что обусловило возрастающий интерес к религии (Е.Ю. Валявина, 2004; Ю. В. Рыжов, 2007 и др.).

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что динамика религиозности в России изменилась кардинальным образом с начала 80-х годов XX века (И.Г. Каргина, 2004; В. И. Гараджа, 2005; Н. В. Петрова, 2005; A.C. Антипова, 2007; А. Камиль, 2008), причем общее количество верующих имеет устойчивую тенденцию к росту (Ю.М. Левада, 2004). Произошли изменения и в контингенте верующих, к числу которых причисляет себя и молодежь (М.П. Мчедлов, 1998; H.A. Кобзева, 2006; С. Д. Лебедев, 2007 и др.).

Постепенно в общеобразовательную практику учебных заведений внедряются парадигмы духовно-ориентированного, эстетического, нравственного воспитания и развития личности, создающие возможности учащимся осваивать культурно-эстетическое поле, учитывающее специфику культурного развития регионов, а также религиозные традиции национальных культур России (Н.Г. Лыкова, 2003; Л. В. Ли, 2005; A.M. Аджиева, 2006 и др.).

Вместе с тем изменения в контингенте верующих, обусловленные закономерностями развития личности, связаны с мировоззренческим выбором в юношеском возрасте (И.С. Кон, 1989; Э. Эриксон, 1996; Д. И. Фельдштейн, 1996; Л. И. Божович, 1997 и др.), позволяющим молодежи найти свое место в мире человеческих отношений. Этот выбор отражается на мотивационно-потребностной сфере юношей и девушек, личностные приоритеты которых формируются в процессе становления и определяют их отношение к предметам окружающей действительности, затрагивая при этом проблему снижения интереса учащихся старших классов к урокам физической культуры и занятиям различными видами двигательной активности, что не позволяет сформировать предпосылки непрерывного физического совершенствования и применения полученных знаний в процессе всей жизнедеятельности личности.

Вследствие этого возникла необходимость в создании условий для формирования личностной физической культуры старшеклассников, сущность которой заключается в единстве физического, духовного, психического, нравственного здоровья, интеграции знаний, в формировании мотивационно-ценностных установок, умения организовывать занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, способствующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия (В.К. Бальсевич, 1988; Л. И. Лубышева, 1995; М. Я. Виленский, 1990, 2010; А. П. Матвеев, 2003; К. Д. Чермит, 2005; Н. Х. Хакунов, 2007; М. М. Эбзеев, 2007, 2008; Ю. К. Чернышенко, 2011 и др.).

В ходе многочисленных диссертационных исследований установлен низкий уровень личностной физической культуры школьников (Н.Х. Хакунов, 1995; З. И. Чунтыжева, 1997; Л. П. Лосева, 2002; О. Л. Трещева, 2003; Т. Н. Шутова, 2003; A.C. Махов, 2005; Е. Л. Михайлова, 2007; A.B. Матвеева, 2008 и др.), что, соответственно, актуализирует проблему индивидуального подхода, одним из элементов которого может рассматриваться тип религиозной ориентации личности (И.М. Осмоловская, 1998), определяющий степень и характер влияния религии на личность, уровень ее религиозности, степень религиозных убеждений (Г.В. Оллпорт, 1998). Известно, что мировоззрение закладывает основы миропонимания, задает смыслообразующие ориентиры, оказывая тем самым влияние на мотивацию личности. Религиозное мировоззрение вместе с этим трансформирует и систему ценностей, которая воздействует как на отдельные свойства личности, так и на ее поведение в целом.

Таким образом, возникает актуальная необходимость пересмотреть сложившееся представление о взаимоотношении религии и физической культуры, которое требует понимания дальнейшего пути формирования личностной физической культуры учащихся с различным типом религиозной ориентации.

Наряду с этим в настоящее время возникла потребность в более тесной непрерывной связи культуры и воспитания, обусловленная вопросами формирования гармонично развитой личности. В педагогической науке отмечается, что вне контекста культуры успешное осуществление образовательного процесса невозможно (Н.С. Розов, 1992; О. С. Долженко, 1995; Б. Т. Лихачев, 1995; Н. Б. Крылова, 1996; А. П. Валицкая, 1997; Н. Е. Щуркова, 1998; Е. В. Бондаревская, 1999), так как основная его функция состоит в воспроизводстве культуры в человеке, который выступает целью, результатом и главным критерием качества гуманистического, личностно-ориентированного образования.

Физическая культура постепенно вступает во взаимодействие с культурой нравственной, эстетической, художественной, тем самым оставляет за рамками культуру, связанную с актом человеческой веры, что ведет к недооценке духовной сферы личности и недостаточной разработанности культурологического аспекта в области физической культуры.

Сопоставление вышеизложенных фактов и концепций позволяет выделить следующие научные противоречия, требующие своего разрешения:

— между социальной потребностью в формировании физической культуры личности и не реализованными возможностями ее достижения через обеспечение личностно-ориентированного подхода, предусматривающего учет типа религиозной ориентации учащихся старших классовмежду потребностью общества в рассмотрении взаимообусловленности физической культуры с другими видами культуры и недостаточной разработанностью в культурологическом аспекте данной взаимосвязи с культурой, связанной с феноменом веры.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как формировать физическую культуру личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации, реализация каких педагогических условий и какая модель могут обеспечить формирование личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации.

Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся старших классов.

Предмет исследования: процесс формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективную модель процесса формирования физической культуры личности учащихся старших классов на основе учета типа их религиозной ориентации.

Гипотеза исследования. В основе научной гипотезы лежат известные научно-теоретические разработки, доказывающие возможность эффективного воздействия физических упражнений на личность (А.П. Матвеев, 1999; В. К. Бальсевич, 2000, 2006; В. И. Лях, 1998, 2008; Л. И. Лубышева, 2008 и др.). Предполагалось, что модель по формированию личностной физической культуры будет эффективной, если:

— учитывать тип религиозной ориентации как фактор дифференциации и индивидуализации процесса физического воспитания, а главной целью педагогических мероприятий станет формирование школьника в контексте общей культуры как субъекта собственной физической культуры, основанной на гармонизации духовных и физических сил;

— в ее основу будет положена модель культуросообразного типа, построенная в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, интеграции, систематизации ценностей, которая позволит сформировать компоненты личностной физической культуры: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный;

— реализовать теоретическую модель организации деятельности школы по формированию физической культуры личности старшеклассников с привлечением институтов воспитания (школы, семьи и религиозных организаций), взаимодействие которых будет создавать адекватные условия для активизации двигательной активности как основы формирования здорового образа жизни, повышения резервных возможностей организма, физического саморазвития и самосовершенствования;

— в содержание деятельности учителя физической культуры будет включена работа по формированию физической культуры личности и ее компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного) с учетом типа религиозной ориентации старшеклассников.

Задачи:

1. Обосновать необходимость учета типа религиозной ориентации старшеклассников как фактора дифференциации и индивидуализации процесса формирования физической культуры личности в ходе физического воспитания.

2. Определить педагогические условия обеспечения учета типа религиозной ориентации в процессе формирования физической культуры личности старшеклассников.

3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность модели формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации.

Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, философские положения о взаимодействии и взаимообусловленности явлений, ведущей роли деятельности в становлении человека как личностио культуре как социальном феноменео сущности физической культуры как социокультурного явления и её важнейшей роли в формировании личностио единстве мировоззренческого, ценностного и двигательного компонентов в формировании личности.

Методологическими ориентирами явились культурологический, системный, личностно-деятельностный, гуманно-личностный подход к процессу формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации.

Теоретической основой исследования послужили теория физического воспитания (Л.П. Матвеев, Ж. К. Холодов, К.Д. Чермит) — теория формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, П. К. Дуркин, Л. И. Лубышева, Н. Х. Хакунов, Ю. К. Чернышенко, М. М. Эбзеев и др.) — технология формирования личностной физической культуры (В.А. Петьков) — концепции развития личности в деятельности и психологии становления личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн) — взгляды зарубежных (Г.В. Оллпорт, Б. Рассел, Э. Фромм, 3. Фрейд, В. Grow, J.D.S. Kohli и др.) и отечественных авторов о влиянии религиозных воззрений на личность (С.А. Белорусов, М. П. Мчедлов, Д. М. Угринович, Г. Е. Залесский, Ю. М. Зенько, P.M. Грановская и др.) — теория личностно-ориентированного и гуманистического образования (Н.В. Кряж, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др) — особенности социализации личности (A.B. Мудрик).

Научная новизна исследования:

1. Обоснована идея учета типа религиозной ориентации как фактора дифференциации и индивидуализации процесса физического воспитания, которая является одним из условий эффективного формирования физической культуры личности старшеклассников.

2. Обоснован дифференцированный подход к процессу физического воспитания старшеклассников по типу религиозной ориентации при формировании деятельностного компонента личностной физической культуры, позволяющий адаптировать физические упражнения и дозировать нагрузку в период выполнения религиозного поста.

3. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования личностной физической культуры у старшеклассников с различным типом религиозной ориентации: 1) стратегические — направленное формирование компонентов физической культуры личности: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного- 2) технологические — формирование компетентности старшеклассников в сфере физической культуры как составляющей общей культуры- 3) методические — информационная поддержка в обеспечении единства направленности воздействия компонентов на личностную физическую культуру.

4. Сконструирована и научно обоснована воспроизводимая и эффективная функционально-деятельностная модель физического воспитания, позволяющая формировать физическую культуру личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• в теорию физического воспитания внесены новые положения, характеризующие взаимообусловленность и взаимовлияние физической культуры и религии;

• расширены знания в области теории личностной физической культуры, связанные с необходимостью учета особенностей субъективного мира учащихся старших классов;

• расширены знания в области методики физического воспитания, касающиеся дифференцированного подхода и объяснения нового дифференцирующего фактора, каковым является тип религиозной ориентации старшеклассников.

Практическая значимость исследования:

• результаты проведенного исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для организации и проведения уроков физического воспитания, которые повысят уровень личностной физической культуры, а также эффективность процесса физического воспитания в целом;

• разработанная модель позволяет индивидуализировать и сделать более эффективным процесс физического воспитания старшеклассников с различным типом религиозной ориентации;

• разработанные практические рекомендации по успешной реализации задач формирования физической культуры личности учащихся старших классов с различным типом религиозной ориентации повысят эффективность работы учителей физической культуры.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, задачам и логике исследованиясистематической проверкой результатов исследования и получением позитивных изменений по всем компонентным составляющим физической культуры личности учащихся старших классов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость учета типа религиозной ориентации определяется выявленными особенностями субъективного мира учащихся старших классов, а также влиянием мировоззрения, в том числе и религиозного, на становление субъектности личности. Учет типа религиозной ориентации позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс физического воспитания при формировании компонентов личностной физической культуры.

2. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации, являются:

— стратегические (единство мировоззренческого, ценностного и двигательного компонентовнаправленное формирование компонентов физической культуры личности: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностногогуманизация педагогической системы физического воспитания через создание атмосферы доверия, содружества, свободы выбора);

— технологические (формирование компетентности старшеклассников в сфере физической культуры как составляющей общей культурыпостроение процесса физического воспитания, направленного на формирование физической культуры личности в соответствии с принципами индивидуализации, дифференциации, систематизации ценностейопора на внутренние, естественные регулятивы самосовершенствования личностипредоставление права выбора при решении вопросов, связанных с физическим самосовершенствованием);

— методические [информационная поддержка (единонаправленность воздействия компонентов на личностную физическую культуру, взаимообусловленность и взаимосвязь физической культуры со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека, интегративного воздействия на человека физкультурной деятельности и ее основного элемента — физических упражнений) — личностное позиционирование старшеклассников в области физической культурыдифференциация и индивидуализация процесса формирования физической культуры личностиучет тендерных особенностей, а также религиозных постов различной продолжительности при подборе средств и способов дозирования нагрузкиформирование ценностного отношения к физической культуре как к средству духовного и физического совершенствованияубеждение в необходимости регулярной физкультурно-спортивной деятельностиформирование способности к проектированию собственной деятельности, ее самооценке и самоконтролю].

3. Модель формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации, включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, структуры, обеспечивающие ее реализацию, способствует повышению уровня компонентов личностной физической культуры и является эффективной.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 234 наименования, из них 12 на иностранных языках, приложений и актов внедрения. Общий объем диссертации составляет 228 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 6 рисунками.

выводы

1. Необходимость поиска новых путей формирования личностной физической культуры во многом обусловлена тем, что физическая культура не стала потребностью учащихся и функционирует на низком уровне в основных сферах их жизнедеятельности.

2. Индивидуализация процесса физического воспитания с учетом типа религиозной ориентации обусловлена формированием личностной физической культуры с точки зрения имеющихся мировоззренческих особенностей у старшеклассников, способствующих их включению в активную физкультурную деятельность.

3. Необходимость дифференциации процесса физического воспитания при формировании деятельностного компонента личностной физической культуры обусловлена неодинаковыми возможностями учащихся старших классов с различным типом религиозной ориентации в период соблюдения религиозного поста.

4. Результаты экспериментальной работы позволили выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации. К таким условиям относятся:

— стратегические (предусматривающие выбор основных позиций в направлении формирования компонентов личностной физической культуры через обеспечение единства мировоззренческого, ценностного и двигательного компонентов, а также гуманизации педагогической системы физического воспитания);

— технологические (определяющие конкретное содержание деятельности и технологию реализации поставленных стратегических задач, в числе которых: направленное формирование компетентности старшеклассников в сфере физической культурыособенности взаимосвязи мировоззренческого, ценностного и двигательного компонентовопора на внутренние, естественные регулятивы самосовершенствования личности в процессе построения физического воспитания, предоставляя право выбора при решении вопросов, связанных с физическим самосовершенствованием);

— методические (определяющие эффективность компонентов деятельности системы, которые за счет обеспечения информационной поддержки способствуют личностному позиционированию старшеклассника в области физической культуры).

5. Структурные элементы разработанной педагогической модели формирования личностной физической культуры учащихся старших классов отражают организационную логику и включают цель, задачи, совокупность принципов, педагогические условия, механизмы реализации модели (к которым относятся направления развития, структуры управления) и критерии оценки, определяющие системный эффект от реализации модели.

6. Формирование личностной физической культуры происходит в трех направлениях:

— образовательном, характеризующимся формированием собственного индивидуального опыта субъекта образовательного процесса посредством включения его в активную физкультурную деятельность, присвоением новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей, а также с осознанием ценности здоровья и способов его достижения;

— воспитательном, способствующим индивидуализации процесса формирования личностной физической культуры, позволяющей активно усваивать и воспроизводить знания, умения и двигательные действия, приобретаемые учащимися в процессе физкультурной деятельности;

— оздоровительном, способствующим укреплению физического и духовного здоровья, формированию поведенческих основ здорового образа жизни.

7. Методологическими основами модели формирования личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации являются:

1) культурологический, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность физической культуры и религии;

2) аксиологический, определяющий соотношение ценностей физической культуры и религии;

3) индивидуальный, включающий учет типа религиозной ориентации, индивидуальных двигательных предпочтений, индивидуального уровня сформированности мотивационной сферы, типа телосложения, уровня физической подготовленности;

4) дифференцированный, заключающийся в распределении нагрузки и физических упражнений в соответствии с типом религиозной ориентации (внутренняя, внешняя и нерелигиозная) между соблюдающими и не соблюдающими религиозный пост учащимися старших классов;

5) гуманистический, обеспечивающий приоритет личности, ее интересов, потребностей, взглядов и убеждений в процессе воспитания;

6) деятельностный, предполагающий учет особенностей жизнедеятельности учащихся с различным типом религиозной ориентации, при котором субъект образовательного процесса непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития.

8. Управление моделью происходит по принципу интеграциивзаимодействия школы, семьи и религиозных организаций, согласованные действия которых являются условием гармоничного формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации.

9. Критериями оценки, отражающими эффективность сформированной личностной физической культуры, являются:

— когнитивный компонент, который может быть оценен за счет определения уровня усвоения знаний по физической культуре, входящий в интеллектуальный потенциал физической культуры;

— мотивационно-ценностный компонент — за счет определения степени усвоения ценностей физической культуры (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-средства);

— деятельностный компонент, который может определяться по приросту показателей физической подготовленности и двигательной активности (тыс. шагов в сутки).

10. Реализация предложенной модели обеспечивает эффективное формирование личностной физической культуры у учащихся старших классов с различным типом религиозной ориентации, что подтверждается:

— установленными достоверными различиями в когнитивном компоненте (у юношей с внутренним и нерелигиозным типом, а также у девушек с внутренним типом — на уровне Р<0,05- у юношей с внешним типом и у девушек с внешним и нерелигиозным типом — на уровне Р<0,01), что обеспечивает внутрипредметную интеграцию учащихся в сфере физической культуры;

— позитивными изменениями в отношении учащихся к физической культуре и присвоении ценностей физической культуры, что проявляется в достоверных различиях в ценностях-целях (у юношей с внутренним и у девушек с нерелигиозным типом — на уровне Р<0,05- у девушек с внутренним, внешним типом, а также у юношей с внешним и нерелигиозным типом — на уровне Р<0,01), ценностях-средствах [юноши и девушки с внутренним и нерелигиозным типом (Р<0,05) — юноши и девушки с внешним типом (Р<0,01)] и ценностях-отношениях [независимо от типа религиозной ориентации (Р<0,01), за исключением юношей с нерелигиозным типом (Р>0,05), что не находит отражения в когнитивном и деятельностном компонентах];

— темпами прироста суммарных показателей физической подготовленности [юноши с внутренним и нерелигиозным типом, а также девушки независимо от типа религиозной ориентации (Р<0,05) — юноши с внешним типом (Р<0,01)] и положительной динамикой уровня двигательной активности (у юношей с внутренним типом (Р<0,05), с внешним и нерелигиозным типом, а также у девушек, независимо от типа религиозной ориентации, — Р<0,01), что определяет деятельностный компонент личностной физической культуры;

— отсутствием достоверных различий между показателями старшеклассников с внутренней, внешней и нерелигиозной ориентацией по компонентам личностной физической культуры (Р>0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях повышения эффективности формирования личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации мы рекомендуем:

1. Применять следующий алгоритм действий с целью формирования физической культуры личности старшеклассников:

— выявить наличие либо отсутствие религиозных воззрений у учащихся старших классов;

— у учащихся, имеющих религиозные воззрения, определить тип религиозной ориентации по шкале Г. В. Оллпорта;

— выявить уровень когнитивного компонента (знаний в сфере физической культуры);

— выявить уровень мотивационно-ценностного компонента (определение сформированности степени убежденности, мотивов занятиями физическими упражнениями, осознания ценностей физической культуры и представлений о здоровом образе жизни);

— выявить уровень деятельностного компонента (определение исходного уровня физической подготовленности у учащихся старших классов, определение их собственной двигательной активности по субъективным и объективным показателям);

— применить разработанную модель по формированию физической культуры личности;

— выявить конечный уровень сформированности компонентов физической культуры личности.

2. При планировании теоретического курса необходимо уделить особое внимание культурологической составляющей предмета «Физическая культура», включающей материал взаимодействия физической культуры с другими видами культур, в том числе и религиозной.

3. При формировании мотивационно-ценностного компонента необходимо включать в теоретический курс материал, раскрывающий соотношение ценностей физической культуры с религией и с другими видами ценностей общества.

4. При организации физического воспитания старшеклассников целесообразно проводить дифференцирование их по типу религиозной ориентации в период религиозного поста.

5. Ориентироваться на мотивы и потребности учащихся к предпочитаемым видам двигательной активности.

6. Систематически проводить диагностику компонентов личностной физической культуры и при необходимости вносить коррективы, а также оценивать прирост показателей развития того или иного двигательного качества.

7. Способствовать взаимодействию школы, семьи и религиозных организаций в обеспечении комплексного воздействия на учащихся с различным типом религиозной ориентации при формировании компонентов личностной физической культуры и убеждения в необходимости применения средств физической культуры для физического саморазвития как фактора сохранения, укрепления и формирования их здоровья.

8. В программу повышения квалификации учителей физической культуры включить такие разделы, как: религиозное мировоззрение и его влияние на становление личностипедагогические условия формирования компонентов личностной физической культурыформирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у старшеклассников с различным типом религиозной ориентации, а также двигательной активности в процессе занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М: Мысль, 1991.-301 с.
  2. , З.А. Социально-психологические аспекты религии / З. А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. 2008. — № 1,-С. 30−33.
  3. , A.M. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа: дис.. канд. пед. наук / A.M. Аджиева. -Карачаевск, 2006. 198 с.
  4. , Ш. А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 142 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  6. , A.C. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении / A.C. Антипова // Социологические исследования. 2007. — № 3. — С. 111−118.
  7. , Г. Л. Вестник национального института здоровья // Материалы I Национального конгресса по валеологии «Качество жизни и здоровья». Санкт-Петербург, 2006. — С. 14−19.
  8. , Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2001. — 222 с.
  9. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  10. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 7. — С. 37—41.
  11. , B.K. Физическая культура: молодежь и современность /
  12. B.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 29−31.
  13. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  14. , В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира / В. Бакиров // Общественные науки и современность. 1993. — № 1.1. C. 68−77.
  15. , А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7−12 лет: дис.. канд. пед. наук. -Майкоп, 1998.-210 с.
  16. , С.А. Психология духовности, веры и религии / С. А. Белорусов // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. М.: ACT, 2001.-355 с.
  17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. По благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Перепечатано с издания Московской Патриархии. Российское Библейское общество. М., 1995. — 1374 с.
  18. , М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры / М. М. Боген // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 5. — С. 18−20.
  19. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  20. , E.B. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  21. , Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
  22. , С. Правовая, политическая и религиозная мысль. Основные ценности ислама объекты охраны шариата / С. Боронбеков // Государство и право. — 2003. — № 2. — С. 92−100.
  23. , Н.Ф., Чумаков, А.Н. Философия / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. -М.: ПЕРСЭ, 2001.-447 с.
  24. , И.М. «Быть телом» «иметь тело» — «творить тело»: три уровня бытия. HOMO SOMATTJS и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. — 1993. -№ 7. — С. 2−5.
  25. , И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.-168 с.
  26. , Е.Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. Ю. Валявина. СПб., 2004. — 24 с.
  27. , А.П. Философское обоснование современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−20.
  28. , H.H. Образ жизни. Спорт. Личность / H.H. Визитей. -Кишинев: Штиинца, 1980. 112 с.
  29. , H.H. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / H.H. Визитей. Кишинев: Штиинца, 1989. — 110 с.
  30. , H.H. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско-антропологический аспект проблемы) / H.H. Визитей // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 2. — С. 3−8.
  31. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27−32.
  32. , М.Я. Основные существенные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001. № 3. — С. 2−7.
  33. , М.Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. 2010. — № 11. — С. 4−8.
  34. , М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися / М. Я. Виленский. Режим доступа: http://spo. 1 September .ru/articlef.php?ID=200 701 713
  35. , Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, A.B. Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2006. -512 с.
  36. , Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. -488 с.
  37. , Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  38. , В.М., Курамшин, Ю.Ф., Николаев, Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории / В. М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -1996. — № 5. — С. 59−62.
  39. , И.А. Молодежь, религия, атеизм / И. А. Галицкая. М., 1978.-112 с.
  40. , В.И. Социология религии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 348 с.
  41. , Б.С. Философия образования 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  42. , B.JI. Разум и вера / B.JI. Гинзбург // Вестник РАН 69.1999.-№ 6.-С. 546.
  43. , С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. М.: ACT, 2004. — 248 с.
  44. , И.В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. -М.: Просвещение, 1991. 158 с.
  45. , P.M. Психология веры / P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2004. — 576 с.
  46. , П.С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: Юнити-Дана, 2008.-327 с.
  47. , П.С. Религиоведение: учебн. пособие / П. С. Гуревич. -Воронеж: МОДЭК, 2005. 694 с.
  48. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29−39.
  49. , О.С. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1995. -52 с.
  50. , Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2. — С. 2−4.
  51. , К.Г. Религия и культура / К. Г. Доусон. СПб.: Алетейя, 2000.-281 с.
  52. , Л.Б. Церковь США и рекреационное движение / Л. Б. Жарова // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 8. — С. 58−59.
  53. , Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. М.: Изд — во МГУ, 1994. — 140 с.
  54. , Ю.М. Психология и религия / Ю. М. Зенько. СПб.: Алетейя, 2002.-381 с.
  55. , Л. Здоровье человека в мусульманской культуре / Л. Илюшина // Здоровье в образовании. 2009. — № 3. — С.7−8.
  56. Интернет-ресурс: http://www. slovopedia. сот/7/206/ 864 788. html
  57. , В.Е. Стериотипы мужественности и женственности и образ «Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1987. — № 3. -С. 53−62.
  58. , В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты / В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1988. — 155 с.
  59. , М.Ф. Молодое поколение и религия: опыт конкретно-социального и социально-психологического исследования / М. Ф. Калашников. Пермь: кн. изд-во, 1977. — 312 с.
  60. , А. Религия в моде? / А. Камиль // НГ. Религии. 2008. — № 17.-С. 4.
  61. , И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И. Г. Каргина // Социологические исследования. 2004. — № 1. -С. 45−53.
  62. , Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. пед. наук / Д. В. Каширский. М., 2002. — 32 с.
  63. , И .С. Тендерная социализация /И.С. Клецина. СПб.:
  64. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
  65. , H.A. Особенности религиозности студентов (на примере православия) / Н. А. Кобзева // Социологические исследования. 2006. — № 10.-С. 143−146.
  66. , P.C. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке: дис.. канд. пед. наук / P.C. Козлов. Майкоп, 2006. -175 с.
  67. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 2006. — 128 с.
  68. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  69. Коран. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык Кулиева Э. Р. М., 2003. — 960 с.
  70. , И.В. Введение в тендерные исследования / И. В. Костикова. М., 2005 — 255 с.
  71. , И., Митрофанова, А., Пулина, Н., Градскова, Ю. Перспективы тендерного образования в России / И. Костикова, А. Митрофанова и др. // Высшее образование в России. 2001. — № 2. -С. 68−75.
  72. , А.Г. Соотношение религиозных и светских ценностей в современном мире / А. Г. Косиченко. Режим доступа: http://www. kisi. kz/ old/Parts/Confs/cnf2/Kosichenko .html
  73. , JI.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Л. И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  74. , В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания / В. Н. Кряж. Минск, 1996. — 54 с.
  75. , В.Н. Истоки гуманизации физического воспитания / В. Н. Кряж. Минск, 1996. — 125 с. 326 с.
  76. , Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н. Б. Крылова. Вып. 4. — М.: Инноватор — Bennet College, 1996.- 113 с.
  77. Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / JI. Кун.- М.: Радуга, 1982. 399 с.
  78. Культурология: учебное пособие для вузов / П. Ф. Дик, Н. Ф. Дик. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 384 с.
  79. , А. Взаимоотношение концепции прав человека и религиозных ценностей / А. Кырлежев. Режим доступа: www. religio, га/ relisoc/ postsovspace/198.html
  80. , Ю.М. Мониторинг перемен: основные тенденции / Ю. М. Левада // Вестник общественного мнения. 2004. — № 3(71). — С. 80−119.
  81. , С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии / С. Д. Лебедев // Социологические исследования. 2007. — № 7. — С. 87−97.
  82. , В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм / В.А. Лекторский// Вопросы философии. -2001.-№ 4.-С. 3−9.
  83. Ли, Л. В. Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Ли. Волгоград, 2005. — 227 с.
  84. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
  85. , Л.П. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: дис.. канд. пед. наук / Л. П. Лосева. -М, 2002.-229 с.
  86. , Л.И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. -М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 174 с.
  87. , Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
  88. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  89. Лях, В. И. Физическая культура 10−11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, A.A. Зданевич. М.: Просвещение, 2008. — 237 с.
  90. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ООО Фирма «Издательство «ACT», 1998.- 272 с.
  91. , Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей: дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Лыкова. Тюмень, 2003. — 165 с.
  92. , P.C. Теории личности: сравнительный анализ / P.C. Мадди.- СПб.: Издательство «Речь», 2002. 539 с.
  93. , Т.В. Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам / Т. В. Макеева. Режимдоступа: http://smdent.lmi.ru/refshowJrame.asp?id=921 121 011А9947 ЕЕВВВ 73E97FFC5F5CC
  94. , А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. М.: В ЛАД ОС-ПРЕСС, 2003. — 248 с.
  95. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. СПб.: Изд-во «Лань», 2004. — 160 с.
  96. , А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: докт. дис. в виде научного доклада / А. П. Матвеев. М., 1997. — 70 с.
  97. , А.П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе / А. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. — № 6. — Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/78a327bc-e5b5−44dd-8db8-e9595218fe8b
  98. , A.B. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учетом их половых различий: дис.. канд. пед. наук / A.B. Матвеева. Санкт-Петербург, 2008. — 250 с.
  99. , А.П. Программы общеобразовательных учреждений: Физическая культура: 5−11 классы / А. П. Матвеев. М.: Просвещение, 2008. — 144 с.
  100. , О.Ю. Физическая культура личности в аксиологической интерпретации / О. Ю. Масалова // Педагогическое образование и наука. 2010.-№ 11.-С. 16−21.
  101. , A.C. Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.C. Махов. СПб., 2005. — 18 с.
  102. , Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. — № 2. — С. 118−124.
  103. Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид. М.: НАУКА, 1988. — 429 с.
  104. , E.JI. Технология формирования физической культуры личности старшеклассников средствами интегрированных форм обучения: дис.. канд. пед. наук / E.JI. Михайлова. Улан-Удэ, 2007. -208 с.
  105. Мониторинг физического состояния детей: методические указания для учителей физической культуры, врачей-педиатров и средних медицинских работников. Майкоп, 2001. — 43 с.
  106. , A.B. Социализация человека / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2006. — 304 с.
  107. , A.B. О полоролевом (тендерном) подходе в социальном воспитании / A.B. Мудрик // Воспитательная работа в школе. 2003. — № 5. -С. 15−19.
  108. , A.B. Социальная педагогика / A.B. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  109. , М.Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд / М. Ф. Муртазин // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 79−87.
  110. , Е.В. Обеспечение тендерного подхода в физическом воспитании дошкольников / Е. В. Мустафина. Режим доступа: http://pedsovet.su/load/162−1 -0−1818
  111. , М.П. О религиозности российской молодежи / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1998. — № 6. — С. 107−111.
  112. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана- авт.-сост. Г. И. Погадаев- предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.
  113. , H.A. «Пятерки» по физкультуре / H.A. Назаркина // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2004. — № 8. -С. 4−7.
  114. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 3−12.
  115. , Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру / Ю. Б. Никифоров. М.: Изд. Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Крондштатского, 2003. -298 с.
  116. , Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. — С. 2−9.
  117. , Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 15−20.
  118. , Ю.М. Интегративная сущность физической культуры -отражение понимания человека как целостности. Сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры / Ю. М. Николаев. СПб., 2002. -41 с.
  119. , Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю. М. Николаев -СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. 217 с.
  120. , H.H. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография / H.H. Никитина. М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 316 с.
  121. , Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М.: Ин-т Психотерапии, 2003. — 319 с.
  122. Олимпиадные задания по физической культуре. 9−11 классы / авт. сост. И. Н. Марченко, В. К. Шлыков. Волгоград: Учитель, 2010.-108 с.
  123. , В.Б. Практическая психология для учителей / В. Б. Ольшанский. М.: Онега, 1994. — 272 с.
  124. , Л. Введение в классическую исламскую философию / Л. Оливер. М.: Издательство «Весь Мир», 2007. — 280 с.
  125. , Г. В. Личность в психологии / Г. В. Оллпорт. СПб.: Ювента, 1998.-345 с.
  126. , И.М. Дидактика / И. М. Осмоловская. М.: Академия, 2006. — 240 с.
  127. , И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998. — 137 с.
  128. , И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в современной общеобразовательной школе: дис.. д-ра пед. наук. М., 2002. — 314 с.
  129. , Т. Человек в современном мире / Т. Парсонс. М.: Прогресс, 1989.-448 с.
  130. Педагогический энциклопедический словарь / Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М., 2003. — 528 с.
  131. , A.B. История психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. — 448 с.
  132. , A.B. Теоретическая психология / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2003. — 496 с.
  133. , Н.В. Современная религиозная ситуация в России / Н. В. Петрова. Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/ Petrova/ Petroval .pdf
  134. , В.А. Формирование физической культуры личности в системе непрерывного образования: состояние, проблемы и перспективы / В. А. Петьков. -М.: МПГУ, 1999. 272 с.
  135. , B.C. Педагогика и процессы гуманизации в образовании / B.C. Пикельная. Кривой Рог: К ДНИ, 1996. — 91 с.
  136. Православие /автор-сост. Ю. Н. Иванов. 2-е изд., стереотип. -Мн.: Книжный дом, 2009. — 384 с.
  137. , Е.Г. Анализ психолого-педагогической подготовки учителя общеобразовательной школы к работе по формированию тендерной культуры учащихся / Е. Г. Прокопчик. Режим доступа: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/44 508
  138. Психология религии. Христианский Гуманитарно-Экономический Университет. Одесса, 2003. Электронная книга. — Режим доступа: http://svitlo.by.ru/bibloteka/psihrelig/psihrelig2.html
  139. Психология личности: учебное пособие / Т. В. Слотина. Питер, 2008.-304 с.
  140. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  141. , С.А. Педагогика: основные положения курса: справочное пособие / С. А. Пуйман. Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 128 с.
  142. , Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / Б. Рассел. М.: Политиздат, 1987. — 334 с.
  143. , И.Ш. Психология и педагогика / И. Ш. Резепов. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/l76834/read
  144. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  145. , Т.А., Гостюхина, О. Самостоятельные игровые объединения / Т. А. Репина, О. Гостюхина // Дошкольное воспитание, 1984. -№ 2. С. 43−46.
  146. , K.P. Взгляд на психотерапию, становление человека / K.P. Роджерс. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  147. , Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. М.: Б.и., 1992. — 154 с.
  148. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  149. , Ю.В. Религия, наука и искусство в системе культуры / Ю. В. Рыжов, Г. М. Балим, В. П. Рыжов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 126 с.
  150. , Ю.В. Новая религиозность в культуре и искусстве / Ю. В. Рыжов. М.: Смысл, 2006. — 328 с.
  151. , М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. М.: Академия. — 2007. — 432 с.
  152. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  153. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. — 350 с.
  154. , Г. М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования / Г. М.
  155. Соловьев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. -С. 10−14.
  156. , В.А. Психология религии: американский опыт / В. А. Соснин // Психологический журнал. 2002. — № 2. — С. 118−127.
  157. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  158. Е.Т., Введение в религиозную психологию: учебное пособие. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. — 160 с.
  159. , В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984.- 103 с.
  160. , Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся / Г. А. Стрюков // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 120−127.
  161. , В. Тендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы / В. Суковатая. Режим доступа: http:// giacgender. narod.ru/n3t2.htm
  162. , И.И. Тендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания: дис.. канд. пед. наук / И. И. Таран. Б.м., Б.г. -187 с.
  163. , Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. 2-е изд. — М.: Прометей- Юрайт-М, 2001. — 527 с.
  164. , O.JI. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического воспитания: автореф. дис.. д-ра пед. наук / O.JI. Трещева. Омск, 2003. — 51 с.
  165. , Д.М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. -2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985. — 272 с.
  166. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  167. , А. Православие в Карелии. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии. Встреча с православием / А. Укконе. Интернет журнал. — 2011. — Режим доступа: http:// eparhia. onego.ru/ pitanie. htm
  168. , М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности / М. М. Утяшев // История государства и права. 2010. — № 7. -С. 9−12.
  169. , М.Б. Физическая культура и религия (история взаимоотношений) / М. Б. Фарберов. СПб., 2001. — 36 с.
  170. , Д.И. Психология становления личности: монография //Д.И. Фельдштейн. -М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.
  171. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 416 с.
  172. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». М., 2003. — 184 с.
  173. , В.П. Педагогические методы исследования в спорте /
  174. B.П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 213 с.
  175. Философия / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 511 с.
  176. , С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / С. О. Филиппова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-96 с.
  177. , С.И. Мониторинг отношения к физической культуре и самореализация личности школьников / С. И. Филимонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 4.1. C. 7−11.
  178. , Э. Психоанализ и религии / Э. Фромм. М.: ACT, 2010.160 с.
  179. , В.Н. Атеизм / В. Н. Фуре. История философии: энциклопедия. — Минск, 2002. — С. 1334−1335.
  180. , P.C. Критическое мышление и обновление ислама / P.C. Хакимов // Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве.2005.-№ 1(13).-С. 28−35.
  181. , Н.Х. Физическая культура в системе образования / Н. Х. Хакунов. М.: Советский спорт, 1994. — 132 с.
  182. , Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Краснодар, 1995. 33 с.
  183. , Н.Х. Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях / Н. Х. Хакунов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007.- 152 с.
  184. , Д.Ф. Психология критического мышления / Д. Ф. Халперн. Питер, 2000. — 512 с.
  185. , Т.Б. Дифференцированный подход к формированию физической культуры личности / Т. Б. Харламова. Режим доступа: http ://bank.orenipk.ru/Text/t3 922 .htm
  186. , JI.A. Духовно-нравственные ценности ислама / Л. А. Харисова // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 72−78.
  187. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Изд-во «Академия», 2000. -480 с.
  188. , B.C. Странная цивилизация / B.C. Цаплин. М.: ACT, 2006. 640 с.
  189. , B.B. Образование по физической культуре в высшей школе как гуманитарный феномен / В. В. Черняев // Педагогическое образование и наука. 2010. — № 11. — С. 11−16.
  190. , К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы / К. Д. Чермит. М.: Сов. спорт, 2005. — 272 с.
  191. , К.Д., Цеева, H.A. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, H.A. Цеева // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2008. — № 3. — С. 6−8.
  192. , З.И. Формирование физической культуры личности в младшем школьном возрасте: дис.. канд. пед. наук / З. И. Чунтыжева. -Майкоп, 1997.-149 с.
  193. , М.М. Система формирования культуры здоровья и сохранения здоровья участников образовательного процесса в вузе / М. М. Эбзеев // Научно теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». -2008. -№ 9(16). -С.72−77.
  194. , A.C. Сильнее, выше, быстрее, богобоязненнее /A.C. Эльдаров // Духовно-просветительский журнал: ислам, вера, совершенство. -2009. -№ 21. -С. 64−69.
  195. , Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1960. — 224 с.
  196. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  197. , Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев / Г. С. Широкалова // Социология. 2001. — № 7. -С. 80−88.
  198. , H.A. Гуманно-личностный подход в образовании как фактор успешного обучения детей: дис. канд. пед. наук / H.A. Штурбина. -Ростов-на-Дону, 2006. 153 с.
  199. Штылева, J1.B. Педагогика и тендер: развитие тендерных подходов в образовании / JI.B. Штылева. Режим доступа: http:// www. ivanovo.ac.ru/ win 125 l/jornal/jornal3/shtil.htm
  200. , Л.П. Подготовка педагогов к тендерному образованию и воспитанию детей / Л. П. Шустова // Современные проблемы науки и образования. 2009. — № 2. — С. 98−100.
  201. , Л.П. Формирование тендерной толерантности старшеклассников в специально созданных педагогических условиях: дис.. канд. пед. наук / Л. П. Шустова. Ульяновск, 2006. — 215 с.
  202. , Т.Н. Формирование основ физической культуры личности у младших школьников в процессе валеологического образования: дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Шутова. Челябинск, 2003. — 172 с.
  203. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -180 с.
  204. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. поиск, 1998. — 77 с.
  205. Юнг, К. Психология и религия / К. Юнг. М., 1991. — 304 с.
  206. , И.Н. Религиоведение: учебное пособие / И. Н. Яблоков. М.: Гардарики, 2004. — 317 с.
  207. , В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Д.: Наука, 1979. — 142 с.
  208. , Н.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Н. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  209. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 453 с.
  210. , B.C. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного образования / B.C. Якимович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002.-№ 1.-С. 58−61.
  211. Basow, S.A. Gender Stereotypes and Roles / S.A. Basow. Pacific Grove, 1992.-447 p.
  212. Crowe, B.D. Religion and the «sensitive branch» of human nature / B.D. Crowe // Religious studies. Cambridge ect., 2010. — Vol. 46. — № 2. — P. 251−263.
  213. D’Antonio, W.V., Newman, W.M., Wright, S.A. Religion and family life: How social scientists view the relationships / W.V. D’Antonio, W.M. Newman, S.A. Wright // J. for the Scientific Study of Religion. 1982. — № 21. -P. 218- 225.
  214. Erikson, E.H. The Challenge of Youth / E.H. Erikson. New York, 1965.-411 p.
  215. Fairlamb, H. Sanctifyng evidentialism / H. Fairlamb // Religious studies. Cambridge ect., 2010. — Vol. 46. — № 1. — P. 61−76.
  216. Grow, B. Fact and fiction in Fichte’s theory of religion / B. Grow // J. of history of philosophy. Claremont, 2009. — Vol. 47. — № 4. — P. 595−617.
  217. Kohli, J.D.S. Psychological basis for faith / J.D.S. Kohli // Sikh rev. -Calcutta, 2010. Vol. 58. — № 677. — P. 29−32.
  218. Larrimore, M. Introduction: Religious selves, secular selves / M. Larrimore // Social research. N.Y., 2009. — Vol. 76. — № 4. — P. 1069−1071.
  219. Lasater, T.M. et al. Religious organisations and large- scale health related lifestyle change programs / T.M. Lasater // J. of Health Education. 1991. — № 22. — P. 233−239.
  220. Rescher, N. Introduction to value theory / N. Rescher. 31d ed. -Englewood Cliffs: Prentice -Hall, 1982. — Vol. 7. — 191 p.
  221. Venus, W.L. The Relationships Between Religion and Mental Health / W.L. Venus // J. of Social Issues. 1995. — V. 51. — № 2. — P. 33−48.
  222. Williams, R. Secularism, faith and freedom / R. Williams // The new visibility of religion. L.: N.Y., 2008. — P. 45−56.
Заполнить форму текущей работой