Совершенствование методики педагогического контроля за физическим развитием и физической подготовленностью студентов
84, 138, 156, 175, 179, 197/. Б учебных нормативах при физическом воспитании студентов, как правило, не учитываются антропометрические параметры, что сникает их информативную и воспитательную функции. В то -:е время существенное влияние телосложения /антропометрических параметров/ на спортивный результат установлено многими, авторам /34, 35, 80, 102, 141, 194/. Зто полокение указывает, что для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕЩЕНШ
- 1. 1. Содержание педагогического контроля за физическим воспитанием
- 1. 2. Педагогический контроль за физическим развитием занимающихся
- 1. 3. Педагогический контроль за физической подготовленностью учащихся
- 1. 4. Медико-биологические методики оценки функционального состояния человека
Совершенствование методики педагогического контроля за физическим развитием и физической подготовленностью студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
i.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» /1981/ конкретизирует основные направления развития физической культуры и спорта как средства воспитания гармонически развитой личности и определяет задачи по физическому воспитанию широких слоев населения, в том числе и студентов высших учебных заведении. Особое значение в этой связи приобретает научное обоснование эффективных средств физической подготовки учащейся молодежи на основе Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Успешное освоение нормативов учебных программ и комплекса ГТО содействует подготовке высококвалифицированных, физически крепких специалистов, способных решать намеченные Коммунистической партией народнохозяйственные и оборонные задачи.
Особого внимания заслуживает поиск новых форм и средств про/ ведения занятий по физическому воспитанию, методов педагогического контроля за физическим развитием и физической подготовленностью студентов, более целенаправленно обеспечивающих и определяющих готовность к высокопроизводительному труду /53, 54/. При этом важное значение приобретает использование объективных и адекватных методов выявления уровня физической подготовленности молодеей.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению физического развития и подготовленности студентов, отсутствует единая методика сбора и обработки результатов /9, 15,.
51, 84, 138, 156, 175, 179, 197/. Б учебных нормативах при физическом воспитании студентов, как правило, не учитываются антропометрические параметры, что сникает их информативную и воспитательную функции. В то -:е время существенное влияние телосложения /антропометрических параметров/ на спортивный результат установлено многими, авторам /34, 35, 80, 102, 141, 194/. Зто полокение указывает, что для иядпвядуализации процесса физического воспитания в вузе целесообразно определять учебные нормативы педагогических испытаний физической подготовленности студентов с учетом их антропометрических характеристик.
В результате проведенных исследований разработана методика определения учебных нормативов педагогических тестов физической подготовленности с учетом основных антропометрических характеристик /длина тела, масса тела, окрукность грудной клетки/.
ПЕ^^ё^^-З^^ЗШ^о^ь. Обоснованы учебные нормативы по ряду тестов физической подготовленности студентов с учетом их антропометрических показателей.
Использование полученных в процессе исследования показателей физического развития и физической подготовленности способствует более эффективной организации как учебных занятий по физическому воспитанию в вузе, так и самостоятельной подготовки студентов.
Выдвигаемые теоретические положения имеют дначение для совершенствования курса теории физического воспитания в высших и средних учебных заведениях.
Результаты работы оформлены в виде практических рекомендаций для преподавателей физическом культуры средних и высших учебных заведений, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследования в практику.
На защиту выносятся следующие положения: I/ результаты различных педагогических тестов физической подготовленности студентов находятся во взаимосвязи с определенными соотношениями антропометрических характеристик индивидуумов;
2/ показатели физической подготовленности студентов, зафиксированные в различных антропометрических зонах, могут слукить основой для разработки дифференцированных учебных нормативов по физич ескому в оспитанию;
3/ разработанная методика определения учебных нормативов физической подготовленности с учетом основных антропометрических характеристик способствует индивидуализации учебно-педагогического процесса в вузе.
ВЫВОДЫ.
1. Изучение физического развития и физической подготовленности студентов показало, что:
— поступающая в вузы молодежь имеет, з основном, удовлетворительное физическое развитие /61%/. Число лиц с отклонениями в физическом развитии составило 39%;
— основная масса студентов по результатам тестирования физической подготовленности и функциональных возможностей продемонстрировала их средний уровень /I курс — 51,0%, П курс — 43,0%/;
— при определении уровня физической подготовленности и разработке учебных нормативов недостаточно учитываются антропометрические характеристики студентов.
2. Оценка уровня физического развития по методике /224/ и физической подготовленности путем построения об. ласти рассеивания показателей и деления области на антропометрические зоны позволяет:
— учесть индивидуальные особенности телосложения студентов;
— определить уровень физической подготовленности занимающихся;
— обосновать исходные данные для разработки учебных нормативов;
3. Экспериментальным путем в некоторых педагогических тестах установлена взаимосвязь показателей физической подготовленности студентов с особенностями их телосложения : —, т. е. подтверждено мнение о необходимости учета антропометрических характеристик индивидуумов при составлении учебных нормативов.
4. Анализ результатов физической подготовленности студентов показал, что:
— достоверное снижение результатов теста «общая выносливость» /бег на 2000 м/ наблюдается в двух случаях: а/ при большой массе тела и окружности грудной клетки и б/ при большом росте и малых массе тела и окружности грудной клетки /Р < 0,05/;
— достижения в тесте «динамическая сила» /црывок в высоту толчком двумя ногами с места/ положительно зависят от длины тела /при этом масса тела и окружность грудной клетки не долены быть ниже средних величин/;
— достоверное ухудшение результатов по тесту «скоростная выносливость» /поднимание прямых ног до угла SO0 в положении лежа на спине/ установлено у высокорослых студентов со средними и ниже средних показателями массы тела и у испытуемых среднего роста с большими значениями массы тела. В то же время достоверно лучшие результаты в данном тесте способны показывать низкорослые студенты и высокорослые со средними и выше средних значениями окружности грудной клетки и студенты среднего роста с большими величинами окружности грудной клетки;
— результаты теста «скоростно-силозая выносливость» /отжимание в упоре лежа/ изменяются в зависимости от антропометрических характеристик в двух направлениях: I/ увеличение показателей длины тела с одновременным уменьшением массы тела и окружности грудной клетки приводит к ухудшению результатов- 2/умень-шение показателей длины тела с увеличением значений массы тела и окружности грудной клетки приводит к улучшению результатов;
— особенности телосложения студентов не оказывают заметного влияния на результаты контрольных испытаний в тестах «гибкость» и «быстрота» /Р > 0,05/.
5. На основе предложенной методики определения зависимости физической подготовленности от особенностей телосложения студентов разработаны дифференцированные учебные нормативы, позволяющие индивидуализировать оценку уровня и степени изменения физических качеств студентов и тем самым повысить ее стштудирующую функцию.
6. Предложенная методика расчета учебных нормативов может быть использована для исследования функциональных возможностей индивидуумов с учетом их антропометрических характеристик.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Для педагогического контроля за физической подготовленностью студентов предлагаются следующие тесты и контрольные нормативы, учитывающие влияние на двигательные функции антропометрических параметров /таблица 22/.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.13,гл.ХХ1У,§ 7,с.7.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии» . Поля.собр.соч., т.29,с.229.3. 0 дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 г. «Правда», 1981, 24 сентября.
- Абрамов М.С. Разработка оценочных таблиц физического развития по совокупности признаков с использованием современных ЭВМ. Теория и практика физической культуры, 1980, JJ6, с.33−35.
- Абрамов М. С, Проблема внедрения крупномасштабного контроля за физическим состоянием населения и пути ее решения. Теория и практика физической культуры, 1983, ЛЗ, с.34−36.
- Абросимова Л.И. Функциональная готовность школьников 13−15 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО. Гигиена и санитария, 1978, Ш, с.44−48.
- Аверкович Н.В. Об учете размерных признаков тела при оценке физической подготовленности студентов.- Теория и практика физической культуры, 1970, № 7, с.62−64.
- Агашия Ф.К., Старшияова Л. Н. Применение биомеханического станка А-42-П при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО в толкании ядра. Теория и практика физической культуры, 1979, № 8, с. 39.
- Адамович Э.А. Исследование физического развития и физической подготовленности студентов /на примере Уральского лесотехнического института/. Дис.канд.пед.наук. Красноярск, 1977, -162 с.
- Адамович Э.А., Листочкин В. И. Оценка физического разви- 103 тля студентов гуманитарных и технических вузов.-Теория и практика физической культуры, 1976, J?5, c.5I.
- Амбрацумян Г. Ш. О взаимосвязи физического развития и состояния здоровья.-В кн.: Труды Ереванского медицинского института. Ереван, 1972, вып.15,кн.2,с.149−154.
- Амосов Н.М. Физическая активность и сердце.-Киев: Здоровье, 1975.-255с.
- Аядрееяко Л.й. Телосложение и двигательные возможности детей и подростков.-В кн.: Проблемы возрастной физиологии. М., 1976, с.3−8.
- Аннамамедов О.В. Исследование молодежи в связи с ее подготовленностью к сдаче нормативов комплекса ГТО.-Теория и практика физической культуры, 1979, J&I, с. 43.
- Аннамамедов О.В. Совершенствование физической подготовленности студентов на основе учета особенностей их морфофункцио-нального состояния /на примере Туркменской ССР/.-Дис.канд. пед.наук.М., 19 80.-186с.
- Апанасенко Г. Л., Дубогай А. Д., Мигулева В. Г. Экспресс-оценка функциональной и двигательной готовности учащихся 1−3 классов к сдаче нормативов начальной ступени Всесоюзного комплекса ГТО.-Теория и практика физической культуры, 1981, Н, с.29−31.
- Арестов 10.М. 0 нормативных требованиях советской системы физического воспитания.-Теория и практика физической культуры, 1967, Л4, с.65−66.
- Арефьев В.Г. Исследование эффективности дифференцированной физической подготовленности школьников 10−17 лет к сдаче Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО.-Дис.канд.пед. наук. Киев Л978.-178с.- 104
- Ш. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., Медицина, IS79.-192с.
- Африканов Л.А. Оценка динамики формирования двигательных навыков в процессе физического воспитания.-Теория и практика физической культуры, 1975, М2, с.46−49.
- Ашмария Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., Физкультура и спорт, 1978. 222с.
- Базаяова С.А. Принципы организации физкультурного досуга студентов.-Теория и практика физической культуры, 1982, М2, с. 35.
- Бальмагия Т.А., Сельцовский П. П., Кисель Б. В. Адаптация к мышечной деятельности в различные возрастные периоды в связи с особенностями соматипа.-В кн.: Адаптация человека и животных в норме и патологии. Ярославль, 1975, выпЛ41, с. Ц-13.
- Баринов И.И. О методическом подходе к воспитанию физических качеств у студентов в учебном году.-Теория и практика физической культуры, 1981, J&7, с.37−40.
- Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., Изд. МГУ, 1962. -340с.
- Белоусов А.З., Рабакова Л. А., Саркисянц Э. Э. Заболеваемость студентов различных вузов и пути ее изучения.-В кн.: Состояние здоровья и работоспособности студентов вузов. М., 1974, с .5−24.
- Бобкова Т.Ю. К вопросу корреляционных отношений между показателями физического развития и психофизиологических функций.-В кн.: Физиология труда.Л., 1978, с.50−51.
- Бодин В.И. Исследование способа автоматизированного педагогического контроля за состоянием спортсменов к тренировоч- 105 ным нагрузкам на примере спортивных игр /на примере футбола/. Дис.канд.пед.наук.М., I97Э.-I56с.
- Бондаревский Е.Я. Проблемы теории нормативных основ советской системы физического воспитания.-Теория и практика физической культуры, 1969, № 1, с.50−53.
- Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека.-Теория и практика физической культуры, 1970, Л5, с.15−18.
- Бондаревский Е.Я. Статистическое распределение результатов физической подготовленности студентов.-Теория и практика физической культуры, 1975, № 8, с.50−54.
- Бондаревский Е.Я. О структуре тестов, характеризующих физическую подготовленность молодежи.-В кн.: Нормативные требования Советской системы физического воспитания.М., 1976, с.7−45.
- Бондаревский Е.Я., Лобанов С. Г., Уваров В. А. О надежности контрольных упражнений.-Теория и практика физической культуры, 1970, № 2, с.4−6.
- Бондаревский Е.Я., Гончарова В. М., Куфтина Г. А. Педагогический контроль за физической подготовленностью младших школьников. Методические рекомендации.М., 1981.-27с.
- Бондаревский Е.Я., Стародубцев М. В., Кочарян Ю. Е. Методология построения должных норм физической подготовленности. Методические рекомендации.М., 1983.-33с.
- Борисов Г. К., Демович Е. М. Использование ЭВМ для создания оперативного управления физической подготовленностью спортсмена.-В кн.: Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1976, с.40−42.
- Бочков С.В. Методы оценки функциональной деятельное- 106 ти сердечно-сосудистой системы.-В кн.: Труды Свердловского медицинского института, 1976, с.36−89.
- Брейтман М.Я. Введение в учение о пропорциях и конституции человеческого тела. Основы координированного генетического способа диагностической клинической антропометрии.Л., 1924. -74с.
- Бубе X., Фэк Г., Трогаш X. Тесты в спортивной практике. Пер. с немецкого.М., Физкультура и спорт, 1968.-80с.
- Булате В.Г., Бремаяис Э. Б. О возможности повышения физической работоспособности студентов специального медицинского отделения.-Теория и практика физическом культуры, 1976, $ 4,с.55−57.
- Булгакова Н.Ж., Зациорский В. М. Прогнозирование спортивных достижений юных пловцов по результатам курсовок после начального обучения.-Теория и практика физической культуры, 1970, Ш, с. 54.
- Булыгия М.А., Житомирский Л. А. Оценка готовности студентов к выполнению норматива ГТО в метании гранаты.-Теория и практика физической культуры, 1982, $ 8, с.44−45.
- Буяак В.В. Антропометрия.М., Учпедгиз, 1941.-150с.
- Бутчеяко Л.А., Ведерников В. В. Функциональные исследования сердечно-сосудистой системы у спортсменов.Л., 1978.-18с.
- Быховская И.М. Адаптивная модель дыхательной системы человека при физической нагрузке.-В кн.: Актуальные вопросы современной хирургии. МГ^ 1977, с.57−59.
- Вайябаум Я.С. Оцределеяие физической работоспособности спортсменов.-В кн.: Методические рекомендации для врачебяо-физкультуряых диспансеров и кабинетов врачебного контроля.М., 1976.-15с.- 107
- Вайнбаум Я.С., Гольдштейн А. Б. Методика оценки физической работоспособности.-В кн.: Реабилитация для спортсменов. М., 1969.-46с.
- Вайцеховский С.М. Физическая подготовка спортсменов высшего класса.М., Физкультура и спорт, 1909.-139с.
- Валеев Д.А., Арпишкин А. П. Физическая подготовка студентов, обучающихся специальности буровика нефтяных и газовых скважин.-Теория и практика физической культуры, 1976, Ml, с .5253.
- Васильева В.В. Сосудистые реакции при мышечной деятельности у спортсменов.-Физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 1979, т.65, № 12, с. I760−1768.
- Вегертас З.А. Динамика и некоторые особенности физического развития студентов г.Каунаса по данным обследования 1952−1962 г.-Дис.канд.пед.наук. Каунас, 1963.-132с.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.М., Физкультура и спорт, 1977.-215с.
- Виленский М.Я., Минаев Б. Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток.-Теория и практика физической культуры, 1975, М, с.54−57.
- Виленский М.Я., Минаев Б. Н. Закономерности изменений профессиональной работоспособности студентов в условиях оптимизации режима труда, быта, отдыха и двигательной активности. Теория и практика физической культуры, 1976, F7, с.53−57.
- Виру Э.А., Тримяэ Т. А. Об информативности теста Купера, используемого в црактике физического воспитания студентов.-Теория и практика физической культуры, I981, № 2, с.47−49.
- Внуков А.П., Евстифеев Н. К. Влияние различных орга- 108 низационных форм занятий по показателям физической подготовленности.-Теория и практика физической культуры, 1978, I&, с.60−61.
- Волков А.Г. Физическая нагрузка для студентов с отклонением со стороны сердечно-сосудистой системы.-Теория и практика физической культуры, 1977, М, с, 55−56.
- Волков В.М. Индивидуальные темпы развития и особенности адаптивных реакций подростков.-В кн.: Медицинские проблемы физической культуры. Киев, Здоровье, 1972, вып.2, с. П-15.
- Волков М.й. Режимы подготовки учащихся 12−15 лет к выполнению нормативов Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Дис. канд.пед. наук. М., 19.81, -168с.
- Волкова Т.В., Волков А. Г. Домашние задания по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы.-Теория и практика физической культуры, 1978, Л2, с.57−58.
- Воробьева З.В. Принципы функциональной диагностики системы внешнего дыхания. М., 1978.-12с.
- Гавриленко В.М. Эффективность подготовки значкистов ГТО в вузе в зависимости от различной направленности педагогического процесса.-Теория и практика физической культуры, 1978, с.52−54.
- Гавриленко В.М., МихнЙлов В.В. Возможные сочетания учебно-тренировочной нагрузки, направленной на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов технических вузов.-Теория и практика физической культуры, I981, М, с.35−36.
- Гаядельсман А.Б., Евдокимова Т. А. Реакция дыхания при различных движениях человека.-Физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 1979, т.65, № 12, с.1776−1782.
- Герасимова Т.Н. Пропорции тела боксеров.-В кн.: Материалы первой научной конференции по спортивной морфологии.М., 1975, с.21−23.
- Годик М.А. Применение методов многомерного статистического анализа для выбора и оценки контрольных упражнений.-Теория и практика физической культуры, 1966, 1.6, с.44−45.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., Физкультура и спорт, 1980.-135с.
- Годик М.А., Озолин Э. С. 0 корректности измерительных и вычислительных процедур в спортивно-педагогических исследованиях.-Теория и практика физической культуры, 1973, 1 М, с.55−57.
- Годик М.А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. 0 методике тестирования физического состояния детей.- Теория и практика физической культуры, 1973, № 8, с.32−35.
- Годик М.А., Ширяев А. И. Метод канонической корреляции в спортивно-педагогических исследованиях.-Теория и практика физической культуры, 1974, 137, с.62−63.
- Голощапов Б.Р. Исследования изменения показателей общей выносливости подростков в зависимости от их биологического возраста.-В кн.: Сборник трудов Московского областного педашоги-ческого института.М., 1976, вып. З, с.91−100.
- Гомберадзе К.Г. Обоснование эффективности самоподготовки как одной из форм занятий по физическому воспитанию студентов вузов.-Теория и практика физической культуры, 1980, а&4,с.ЗЗ-34.
- Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М., Медицина, 1975.-279с.
- Грозин Б.А. Комплексная оценка подготовленности спортсмена.-В кн.: Управление процессом подготовки спортсмена.!., 1978, с.17−22.
- Гужаловский А.А. Физическое состояние спортсмена и его оценка.-Теория и практика физической культуры, 1973, ЖЗ, с.70−72.
- Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск, 19 80.-152с.
- Гужаловский А.А., Карпилова Н. Л. Показатели здоровья школьников БССР и их связь с двигательной подготовленностью.-В кн.: Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1975, вып.4, с.73−78.
- Гук Е.П., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная подготовка будущих врачей-хирургов.-Теория и практика физической культуры, 1981, J?3, с.41−42.
- Данилов Ю.Г. Исследования корреляционных взаимосвязей между некоторыми тестами физического развития и физической подготовленности студентов.-В кн.: Нормативные требования советской системы физического воспитания.М., 1976, с.49−52.
- Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины.М., Физкультура и спорт, 1980.-294с.
- Дементьева В.В. Конституционные факторы адаптации рабочих виброопасных профессий.-В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды в связи с интенсивным развитием основных отраслей народного хозяйства.М., 1980, с.90−92.
- Дешия Д.Ф. Самоконтроль при занятиях спортом.м., Медицина, 1936.-60с.
- Днамалов А.Р. Исследование эффективности влияния раз- Ill личных режимов двигательной деятельности на физическое развитие и физическую подготовленность студенческой молодежи. Дис. канд.пед.наук.М., I970.-I50с.
- Доленко Ф.Л., Резцов С. И. Пути повышения физического воспитания в вузе.-Теория и практика физической культуры, 1982, Ш, C.38−3S.
- Донской Д.Д. Методика исследования в физической культуре.М., Физкультура и спорт, 196I.-296с.
- Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. Киев, Здоровье, 1980.-124с.
- Дунаев К.С., Ефимов В. К. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО по лыжным гонкам в вузах.-Теория и практика физической культуры, 1982, М, с.46−47.
- Ш. Душанин С. А. Балльная диагностическая система КОШРЭКС-3 в комплексном оценке функциональных возможностей и физической подготовленности для массовых обследований населения.-Врачебное дело, 1980, }Ь2, с. II4−117.
- Душанин С.А. Балльная система первичного и поэтапного медикобиологического контроля «Медикон» /за физическим состоянием/. -Теория и практика физической культуры, 1980, F7, с.18−19.
- Душанин С.А., Пирогова Е. А. Балльная система комплексного врачебяо-педагогического контроля КОНТРЭКС-2 при занятиях массовыми формами физической культуры.-Теория и практика физической культуры, 1978, AS, с. 49.-51.
- Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена.М., Физкультура и спорт, 1967.-40с.
- Евгеньева Л.Я. Дыхание спортсмена. Киев, Здоровье, 1974.-103с.
- Ермаков З.И. Изменения физического развития и физичес- 112 кой подготовленности детей дошкольного возраста под влиянием различных двигательных режимов. Дис. каяд.пед.наук. Минск, 1974,-146с.
- Завьялов А.Й., Фефелов В. Н. Зал функциональной диагностики при кафедре физвоспитания.-Теория и практика физической культуры, 1979, JS5, с.54−55.
- Зажигаев Л.С., Кишьяя А. А., Ромаяиков ЗЭ.И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента.М., Автомиздат, 1978.-230с.
- Замостьян В.П., Ракочи А. Г. Оценка физической подготовленности тренирующихся по программе комплекса ГТО по показателям периферического кровообращения.-Теория и практика физической культуры, 1976, № 4″ с.53−55.
- Захаров М.С., Тетков 10.С. К вопросу о работоспособности студентов.-Теория и практика физической культуры, 1977, Ml, с .62.
- Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт.М., Физкультура и спорт, 1909 .-186с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.М., Физкультура и спорт, 1970.-199с.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.М., Физкультура и спорт, 1979.-151 с.
- Зациорский В.М. Спортивная метрология.М., Физкультураи спорт, 1982.-252с.
- Зациорский В.М., Годик М. А. Моторика человека как Л--мерный континуум.-Теория и практика физической культуры, 1966, М, с. 12−21.
- Зациорский В.М., Запорожанов В. А. Изменение состояния спортсмена как многомерный случайный процесс.-Теория и практика физической культуры, 1968, Ж, с.5−16.
- Зациорский В.М., Запорожанов В. А. Воцросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте.-Теория и практика физической культуры, 1971, М, с.59−63.
- Зациорский В.М., Тер-Ованесян И.А., Запорожанов В. А. Материалы к обоснованию системы текущего педагогического контроля в скоростно-силовых видах спорта.-Теория и практика физической культуры, 1971, $ 6,с.64−71.
- Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте.М., Физкультура и спорт, 1972.-216с.
- ПО. Иващенко В. П. Классификация методов упражнения, применяемых для решения задач физического воспитания.-Теория и практика физической культуры, 1981, AI4, с. 49.
- Капулер П.Г. Исследование физического развития и физической подготовленности учащихся ПТУ. Дис.канд.пед.наук. Шнек, 1974.-143с.
- Карпман B.JI. Функциональная диагностика в спортивной медицине.-Клиническая медицина, 1980, т.58, Ш, с.3−7.
- Карпмая В.Л., Куколевский Г. М. Сердце и спорт.М., Медицина, 1968.-518с.
- Кару Т.Э. Система С5Т для обработки данных функционального исследования спортсменов при помощи ЭВМ.-В кн.:Сборник трудов кафедры спортивной медицины Тартусского государственного университета. Тарту, 1975, с.3−15.
- Ким В. В. Устройство для тренировки выносливости человека.- Теория и практика физической культуры, 1979, Ш, с.52−53.
- Клиория А.И. Конституция и адаптация организма.-В кн.: Научно-технический црогресе и приполярная медицина: Тезисы 1У международного симпозиума по приполярной медицине.-Новосибирск, 1978, т.1, с.124−125.
- Кожин В.И., Бобкия А. И. Домашние задания резерв в подготовке значкистов ГТО.-Теория и практика физической культуры, 1977, № 7, с.50−52.
- Колац Л.Л. Функциональный анализ и вычислительная математика . М., Мир, 1969. -446с.
- Комаров И.И., Кораблева Е. Н. Использование тренажеров для подготовки и сдачи норм комплекса ГТО.-Теория и практика физической культуры, I981, № 2, с.41−42.
- Кояяхия А.Н. Тесты и контрольные нормативы по физической подготовке в среднем специальном учебном заведении.-Теория и практика физической культуры, 1981, № 7, с.40−41.
- Косилов С.А., Леонова Л. А., Букреева Д. П. Физиологические основы профессиональной ориентации школьников.М., Педагогика, I 977. -I 41 с .
- Костин А.А. Комплексное использование технических средств в учебно-спортивной работе.-Теория и практика физической культуры, 1972, № 2, с.71−73.- 115
- Кряжев В.Д. К вопросу о совершенствовании методики физического воспитания в вузе.-Теория и практика физической культуры, 1977, А©-, с.53−55.
- Кудрявцев В.В., Чесноков А. С. О подготовке учащихся к выполнению комплекса ГТО в режиме продленного дня.- Теория и практика физической культуры, 1979, № 5, с.49−50.
- Кузовятов Е.И. Устройство для подготовки к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО.-Теория и практика физической культуры, 1979, $ 10, с.48−50.
- Кузовенков В.В., Ермилов В. М. О факторах, определяющих эффективность подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО в беге на 100 м.-Теория и практика физической культуры, 1982, Ш, с.43−44.
- Куколевский Г. М. Врачебное наблюдение за спортсменами. М., Физкультура и спорт, 1975.-335с.
- Куколевский Г. М. Исследование функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем у спортсменов.М., 1978*800с.
- Купер К. Новая аэробика: Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. Пер. с англ. 2-е изд.М., Физкультура и спорт, 1979.-125с.
- Лагоша А.А. Исследование прогностической зависимости показателей физической и функциональной подготовленности подростков и юношей.-Теория и практика физической культуры, 1976,^9, с.40−42.
- Лапина Л.Н. Исследование некоторых показателей текущего физического состояния спор! смеяок /в связи с совершенствованием методики предсоревновательной тренировки в художественной гимнастике/. Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1975.-152с.
- Левин В.М. Материалы для контроля и оценки физического- 116 состояния подростков .Л., Медицина, 1966.-1Шс.
- Летунов С.П. Спорт и здоровье. В кн.: Влияние современной системы подготовки спорсменов на состояние здоровья и динамику треяированности.М., ВНШФК, 1977, с.7−19. '
- Ловицкая И.В. О принципе комплектования групп здоровья с учетом профессии занимающихся.-Теория и практика физической культуры, 1975, Ш, с.52−53.
- Ломейко В.Ф., Ищенко А. С. Студенту о физическом воспитании. Минск, Вишэйшая школа, 1980.-70с.
- Макаров А.Н. Развитие выносливости детей школьного возраста и научно-методические основы системы подготовки юных и взрослых спортсменов к бегу на средние и длинные дистанции. Дис.докт.пед.наук.М., 1973.-380с.
- Манаяков Н.Е. К вопросу об оценке физической подготовленности студентов.-Теория и практика физической культуры, 1978, J0, с.53−55.
- Марияченко А.Л. Физическое воспитание в вузе и здоровье студентов .-Теория и практика физической культуры, 1978, JJ6, с.47−48.
- Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М., Физкультура и спорт, 1982.-192с.
- Мартиросов Э.Г., Остапенко А. Н., Коц В.Г. Анализ структуры физической подготовленности студентов.-Теория и практика физической культуры, 1975, с.54−58.
- Мартынов И.Ф. Функциональные методы исследования внешнего дыхания, М., Медицина, 1971.-136с.
- Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта.-Теория и практика физической культуры, 1980, }?I2, c. II-12.- 117
- Маторин А.Н. Исследование индивидуальных особенностей занимающихся и учет их при обучении физическим упражнениям. Дис.канд.пед.наук. Л., 1967.-138с.
- Михайлов В.В. Дыхание спортсмена.М., Физкультура и спорт, 1983.-102с.
- Михайлов Н.В. Методы спортивной подготовки. Киев, Здоровье, I981.-206с.
- Михеев А.А. Оценка результатов и отметка по физическому воспитанию у учащихся.-Теория и практика физической культуры, 1976, .#, с.52−56.
- Михеев А.А., Туманян Г. С. Обоснование учебных нормативов и оценки физической подготовленности учащихся.-Теория и практика физической культуры, 1980, $ 2, с.44−46.
- Мотылянская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения. -Теория и практика физической культуры, 1979, Ш, с.27−29.
- Мосиеяко М.Г. Физическое состояние механизаторов в зависимости от цикла сельскохозяйственных работ.-Теория и практика физической культуры, I981, № 2, с.36−38.
- Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов.-Теория и практика физической культуры, 1980, М, с.21−22.
- Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов.М., Физкультура и спорт, 1981.-279с.
- Начинская С.В. Математическая статистика в спорте. Киев, Здоровье, 1978.-134с.
- Неробеев В.Н. Дневник контроля и самоконтроля необходимое звено учебно-воспитательного процесса в специальной медицинской группе.-Теория и практика физической культуры, 1977, № 4, с.66−68.
- Нестеров В.Н. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов при различных формах и направленности учебного процесса. Дис.канд.пед.наук. JI., I977.-157с.
- Нестеров В.Н. Нормативные основы физического воспитания студенческой молоде? ки. Шнек, Вишэйшая школа, 1980.-96с.
- Никитский Б.Н., Васильев B.C. Плавание.М., Просвещение, 19 75. -207с.
- Никитюк Б.А. Соматотипология и спорт.-Теория и практика физической культуры, 1982, № 5, с.26−29.
- Носков В.И., Сапронов В. Г. Проблемы совершенствования унебно-воспитательного процесса в специальном отделении вуза.-Теория и практика физической культуры, 1981, М2, с.4647.
- Озолин Н.Н. Роль и значение дневника спортсмена в управлении его подготовкой.-Теория и практика физической культуры, 1982, J?3, с.5−9.
- Пастушеяко Г. А., Юрчеяко В. И. Эффект самоподготовки студентов и роль дифференцированной оценки по физвоспитанию.-Теория и практика физической культуры, 1980, № 2, с.47−48.
- Петров Н.Я., Шестакова Т. Н. Физическое развитие и функциональное состояние студентов.-Теория и практика физической культуры, 1970, № 11, с.52−54.
- Петровский В.В. Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке.-В кн.: Методы педагогического контроля в спортивной тренировке. Киев, 1975, с.5−12.
- Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. Киев, Здоровье, 1978.-90с.- 119
- Погребяяк JI.А. К вопросу о построении теоретической модели функциональной готовности студентов при внедрении ПЕШ. Теория и практика физической культуры, 1978, № 8, с.52−53.
- Полиевский С.А., Гамяль Эль-Дин. Прсшессионально-прикладная подготовка с использованием тренажеров и самостоятельных занятий.-Теория и практика физической культуры, I981, ЛЮ, с.44−46.
- Поляков Л.Е., Малинский Д. М., Таранда Н. Н. Алгоритм построения нормативных таблиц индивидуальной оценки физического развития населения. Гигиена и санитария, 1978, М, с.70−75.
- Прапор С.А., Соколов И. Г. Разработка автоматизированного банка данных для управления физическим воспитанием студентов. -Теория и практика физической культуры, I981, № 8,с.39−41.
- Преварский Б.П., Зазимко Р. Н. Методика комплексного исследования лиц при занятиях массовыми формами физической культуры.-В кн.: Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры. Таллин, 1977, с.95−98.
- Протасов В.Ф. Исследования различных методик подготовки студенческой молодежи к сдаче нормативов комплекса ГТО. Теория и практика физической культуры, 1973, Ш, с.64−67.
- Прядкин П.В., Аядеев Е. Т., Бровкович С. В. 0 разработке нормативов для дифференцированной оценки физической подготовленности.-Теория и практика физической культуры, 1964, № 9,с.38−40.
- Пухов С.А., Тюрина А. А. Динамика основных показателей физического развития школьников г.Шуи.-В кн.: Морфо-функ-циояальяые показатели развития детей и подростков. Новосибирск, 1980, с.3−10.
- Раевский РЛ1., Игнатьев И. Н. Профессиональная напра- 120 влеяность физической культуры работников азотяо-туковых предприятий.-Теория и практика физической культуры, 1982, № 6, с.89−40.
- Ратов И.П., Кузнецов В.В, Нетрадиционные педагогические подходы в процессе подготовки спортсменов.-Теория и практика физической культуры, 1974, № 8, с.57−59.
- Решетников Н.В. К вопросу об обосновании программных нормативов и оценок физической подготовленности студентов вузов. Теория и практика физической культуры, 1979, № 9, с.53−54.
- Решетников Н.В. Статистика в исследованиях физической подготовленности.-Теория и практика физической культуры, I981, AS, с.43−45.
- Роменский А.А., Максимова Т. М., Янина В. Н. О соотношении физического развития и заболеваемости населения.-Здравсохранение Российской Федерации, 1977, № 10, с.27−30.
- Рыбалко А.И. Комплексное изучение физического развития и функциональных показателей с использованием ЭВМ.-В кн.: Сборник научных трудов Ташкентского университета.-Ташкент, 1979, № 588, с.64−66.
- Рябцева Е.И. Исследование динамики физического развития, физической подготовленности и работоспособности студентов факультета физического воспитания в период обучения /на примере Ростовского педагогического института/.Дис.канд.пед.наук. М., 1972.-169с.
- Сбруев Ю.И., Шустия Б. Н. Теоретические основы разработки модельных характеристик физического состояния человека.-В кн.: Тезисы Всесоюзной конференции «Моделирование спортивной деятельности с учетом резервных возможностей спортсменов».М., 1983, с.29−30.
- Скороходов М.Н. Физическое развитие и физическая- 121 подготовленность сельских и городских школьников.-В кн.: Физиологическое развитие детей и подростков. Тамбов, 1980, с. Ю4-П4ь
- Смирнов 23.И. Измерения в спорте и проблемы их метрологического обеспечения.-Теория и практика физической культуры, 1976, № 2, с.48−53.
- Смирнов D.И. Спортивная наука и стандарты.-Теория и практика физической культуры, 1977, № 11, с.67−70.
- Смирнов 10.И. Методологические основы спортивной метрологии.-Теория и практика физической культуры, 1980, Ml, с.47−49.
- Сотченко И.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. Алма-Ата, Казахстан, 1966.-60с.
- Стариков Б.Е. 0 взаимосвязи физического развития родителей и детей. Здравоохранение Российской Федерации, 1970, 15, с.21−23.
- Суслаков Б.А. Оценка надежности тестов в спортивяой практике.-Теория и практика физической культурыу!981, М5, с.5−9.
- Сухоцкий В.И. Испытания /тесты/ и нормативы физической пригодности молодежи в США.-Теория и практика физической культуры, 1970,)S, с.22−24.
- B. Темкия Й. Б. Физические упражнения и сердечно-сосудистая система. М., Высшая школа, 1974.-192с.
- Тер-Ованесян И. А. Педагогические основы физического воспитания. М., Физкультура и спорт, 1978.-203с.
- Травин 10.Г., Сечин В. Д., Упир Н. Г. Отбор в беге на средние и длинные дистанции. Легкая атлетика, 1980, }?5, с.8−10.
- Травияская Л.А. 0 распределении студентов с отклонением в состоянии здоровья на медицинские группы для занятий физической культурой.-Теория и практика физической культуры, 1980, с.3639.- 122
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М., Физкультура и спорт, 1976.-299с.
- Уваров В.А., Париас В. П., Боядаревский Е. Я. Влияние физического развития школьников 10−14 лет на спортивные достижения.-В кн.: Нормативные требования советской системы физического воспитания.М., 1976, с.53−63.
- Фадеев Б.Г., Сбруев Ю. И., Виноградов П. А. Методологические основы комплексного обследования населения СССР. Теория и практика физической культуры, 1982, Ш, с.29−30.
- Фарфель B.C., Захаров М. С., Куракин М. А., Николаева Н. Н. Двигательные проявления утомления на длинных дистанциях.-В кн.: Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте. М., Физкультура и спорт, 1972, с.68−80.
- Федорова Т.Ф. Динамика физического развития студентов Омского государственного института физической культуры в период их обучения. Дис.канд.пед.наук.1975.-158с.
- Филин В.П. Проблемы управления подготовкой юных спортсменов.-Теория и практика физической культуры, 1978, № 4, с.72−73.
- Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта.М., Физкультура и спорт, 1980.-255с.
- Хрущев С.В. Характер мышечной деятельности и объем сердца у спортсмена.-В кн.: Сердце и двигательная активность человека. Труды Саратовского медицинского института. Саратов, 1.71, т.97, с.11−15.
- Чоговадзе А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте.М., Медицина, 1977.-175с.
- Чоговадзе А.В., Сауткин М. Ф. Медико-биологические предпосылки для организации занятий по физическому воспитанию в специальном учебном отделении.-Теория и практика физической культуры, 1981, № 6, с.44−46.
- Чтецов В.П. Некоторые итоги и перспективы развития учения о конституции. Вопросы антропологии, 1972, вып.40,с.93−107.
- Чудинов. Методология прогнозирования спортивных достижений. -Теория и практика физической культуры, 1974, Ы0, с .5354.
- Шанина Т.А. 0 взаимосвязи показателей физического состояния детей младшего школьного возраста.-В кн.: Научные основы физического воспитания и спорта. JI., I976, с.98−99.
- Шварц В.Б. 0 роли генетических факторов в развитии спортивной работоспособности у детей и подростков.-В кн.: Гигиена детей и подростков.М., 1977, с.145−146.
- Шельгина Н.М., Осычяюк В. И. Исследование функции внешнего дыхания. Методические рекомендации. Ворошиловград, 1980.-17с.
- Шкляров С.В. Тренажер для обучения метанию.-Теория и практика физической культуры, 1982, с. 52.
- Шигалевский В.В., Клименко А. И., Душанин С. А. Надежность системы «КОНТРЭКС-2» в диагностике физического состояния студенток 17−20 лет.-Теория и практика физической культуры, 1979, №, с.41−42.
- Щедрина А.Г. Значение физического воспитания студентов-медиков в цроцессе подготовки врача.-Теория и практика фи- 124 зической культуры, 1981, № 2, с.49−50.
- Эядрюс Дк., Мак-Лоуя Р. Математическое моделирование. Пер. с аягл.М., Мир, 1979.-248с.2137 Эшби Ур. Принципы самоорганизаций.-В кн.: Принципы самоорганизаций. Пер. с англ. М., Мир, 1966, с.314−344.
- Юримяэ Т.А., Виру Э. А. Использование модифицированного теста Купера в практике физического воспитания студентов.-Теория и практика физической культуры, 1982,)|6, с.45−47.
- Якимович Б.П. Управление состоянием спортсмена с использованием метода динамического тестирования.-В кн.: Вопросы физического воспитания и лечебной физкультуры. Омск, 1977, с.133−136.ffh U. ruct ?3 if