Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система физического воспитания школьников стран Арабского региона при учете анализа лимитирующих социальных и климатических факторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Считается, что в пубертаном возрасте кинезофилия растет, возрастает потребность в движениях, с 14 лет среднесуточное число шагов и объём выполненной работы у мальчиков выше, чем у девочек. Далее, к выпускному классу ДА значительно снижается по сравнению с младшими и средними классами-ДА школьников, занимающихся во второй смене, немного ниже, чем из первойпод влияние социальных факторов… Читать ещё >

Содержание

  • I. Стр
  • Список сокращений
  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Демографическая политика и решение задачи физического воспитания молодого поколения 1.1.1.Охрана материнства и детства
      • 2. 1. 1. Рождаемость и планирование семьи
    • 2. 1. Нагревающие условия занятий как лимитирующий фактор физического воспитания в странах Арабского региона
    • 3. 1. Перспективность широкого использования игро- 61 вого, соревновательного и методов обеспечения У наглядности в физическом воспитании

    I 1.3.1.Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом в связи с применением соревновательного игрового и наглядного методов. 2. 3.1.Применение наглядных пособий при обучении двига- 75 тельным действиям как метод повышения эффективности физического воспитания.

    Глава 2. Методы и организация исследований

    2.1. Методическая база исследоваий

    2.2. Организация исследований $

    Глава 3. Физическое развитие и физическая подготовленность школьников стран Арабского региона в зависимости от проживания в городской или сельской местности, пола и возраста.

    1.3.Особенности физического развития и физической 102 подготовленности школьников отдельных стран Арабского региона в возрастном аспекте.

    2.3.Оценка различий в физическом развитии и физи- 153 ческой подготовленности школьников стран Арабского региона в зависимости от места проживания/село или город/.

    3.3.Эффективность разработанной для школьниц сред- 171 него и старшего возраста системы домашних заданий

    Глава 4. Коррекция нагревающих эколого-климатических 182 условий

    Глава 5. Стимуляция интереса к занятиям и повышение эффективности физического воспитания школьников стран Арабского региона посредством использования наглядных пособий типа граффити при применении соревновательно-игрового метода.

    Заключение

    Выводы

Система физического воспитания школьников стран Арабского региона при учете анализа лимитирующих социальных и климатических факторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема оздоровления подрастающего поколения посредством применения различных средств физического воспитания и спортивной тренировки, гигиенических факторов в современных условиях является одной из приоритетных. Двигательная активность в наборе оздоровительных средств является определяющей.

Двигательная активность детей обусловлена многочисленными социальными, биологическими и природными факторами: режимом жизни, состоянием здоровья, развитием двигательных координация и их связей с вегетативными системами, климатическими условиями: .

Активная моторная деятельность для растущего организма имеет особое значение как фактор, способствующий развитию и воспитанию ребёнка в целом.

Практика физического воспитания, исследования, проведенные в этом направлении, свидетельствуют о существенном влиянии движений на развитие, состояние здороовья и работоспособность детей. /А.Ю. Гандельсман, 1966; А. Г. Сухарев, 1991; А. С. Куц, 1993 и др./.

Дефицит физической активности отрицательно влияет у детей на развитие физических качеств-при гиподинамии фиксируются низкие уровни функциональных возможностей и большая лабильность вегетативных функций под влиянием физических нагрузок. При этом имеет место более длительное восстановление, снижение сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и инфекциям.

Одним из важнейших факторов роста и развития ребёнка является удовлетворение его органической потребности в движении/кинезофи-лия/.Однако этой естественной потребности недостаточно. Кинезофи-лия, превращенная в сознательную потребность ребенка в движениях, даёт возможность решить важнейшие задачи физического воспитания подрастающего поколения.

Следовательно, двигательная активность может быть определена с одной стороны, как фактор, благоприятно влияющий на рост и развитие организма, а с другой, как один из объективных показателей его функционального состояния, так как движение относится к одной из важнейших биологических потребностей человека/В.А.Доскин, Н. А. Лаврентьев и др., 1975, А. С. Куц. 1993/.

При исследовании проблемы двигательной активности и её влияния на организм ребенка особую актуальность приобретает выявление параметров, определяющих её особенности и оптимальный уровень для различных возрастных контингентов с учётом пола и возможностей организма.

Еще К.И.Смирнов/1969/ считал, что спонтанная двигательная активность генетически предопределена.

Экспериментально установлено, что для детей младшего школьного возраста необходимо создавать соответствующие условия для полного удовлетворения кинезофилии.

Однако, при целенаправленном педагогическом воздействии активность и само поведение детей меняется. что говорит за то, что двигательная активность ребёнка социально обусловлена. По данным Б. А. Никитюка/1989 /.полученным на близнецовых парах, двигательная активность ребенка зависит от комплексного воздействия генетических и социальных факторов.

Естественно, что объём двигательной а-тстивности не должен выходить из оптимальных пределов адаптации, ибо только в таких условиях резервы адаптации растут параллельно с физической подготовленностью/А. Г. Хрипкова, 1968/.

Данная концепция явилась основанием для научной разработки нормативов физической подговленности школьников стран арабского региона.

Физическое воспитание стран Арабского региона имеет ряд особенностей.

Во-первых, эффективность физического воспитания в арабских странах тесно связана с демографической политикой.

Однако, роль социальных факторов в физическом воспитании школьников стран Арабского региона до сего времени не изучена, хотя в большинстве случаев имеет место раздельно обучение мальчиков и девочек.

В Египте, Ираке, Иордании, Тунисе, Алжире, Марокко смешанных школ около 5% .В Йемене, Ливии, Катаре, Дубае, уроки физкультуры проводятся отдельно.

Во некоторых странах уроков физической культуры для девочек нет вообще/Йемен/.

Во вторых-материально-техническая база физического воспитания ограничена. Спортивные залы имеются только в Эмиратах, Саудовской Аравии, Кувейте: то-есть в богатых нефтедобывающих странах Персидского залива.

В остальных странах в абсолютном большинстве случаев занятия проходят на открытых площадках с грунтовым, песчаным или асфальтовым покрытием при очень высоких температурах воздуха, а в некоторых странах и высокой влажности.

В третьих, имеются особенности в профилировании детского спорта.

Детский спорт развивается в клубах, причем не во всех. Так, в Санаа/Йемен/ из 5 клубов только два развивает юношеский спорт.

Основной вид спорта во всех арабских странах-это футбол. В Египте дополнительно культивируется гандбол и баскетбол, плавание, а в Ираке-баскетбол, волейбол. ^ В Западных арабских странах футбол, лёгкая атлетика, а в Тунисе еще и плавание.

Четвертой особенностью является высокая наполняемость классов в целом ряде стран. что сказывается и на эффективности физического воспитания.

В таких странах как Йемен и Судан она свыше 40, а иногда в классе может быть и 100 учащихся.

Учитель-предметник не участвует в процессе физического воспитания.

Перемена 15 мин, одна большая в 30 минут после третьего урока.

Во всех странах разделение на возрастные группы единое: начальная школа с 1 по 6 класс с возрастом от 7 до 12 летсредняя школа от 6 по 11 класс при возрасте учащихся от 12 до 18 лет. Во ф всех классах имеется 2 урока по 45 мин. В колледжах при возрасте учащихся с 19 по 22 года есть только один урок продолжительностью 2 часа.

Цель исследования состоит в повышении эффективности физического воспитания школьников стран Арабского региона за счет учета социокультурных и климатических факторов, их опосредованного воздействия на физические кондиции школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности охраны детства и системы образования в Арабских странах:

2.Выявить особенности физического развития и физической подготовленности школьников стран Арабского региона в зависимости от возраста, пола, местожительства/город, деревня/, климатических и социально-экономических условий стран проживания.

3.Разработать методы повышения эффективности физического вос-ф питания школьников стран Арабского региона, направленные на коррекцию и минимизацию воздействия жаркого климата с учетом культурно-психологических и социально-экономических стандартов населения.

4.Исследовать влияние разработанных методов повышения эффективности физического воспитания в связи с климатическими и социальными условиями на организм школьников стран Арабского региона: а/коррекции объемов нагрузок посредством системы домашних заданийб/средств локального охлажденияв/методики обеспечения наглядности при применении игрового метода физического воспитания.

5.Разработать рекомендации по оптимизищш воздействия социально-климатических факторов на работоспособность в системе физиф ческого воспитания школьников стран Арабского региона.

Рабочая гипотеза. Специальные исследования, направленные на педагогическую оценку технологических решений¦ в интересах научно-обоснованного совершенствования физического воспитания школьников в нагревающем климате стран Арабского региона с учетом социальных условий позволит повысить их физические кондиции и улучшить здоровье.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в процессе комплексного исследования были научно обоснованы:

— новые методические подходы для разработки и применения средств повышения эффективности физического воспитания школьников стран Арабского региона с учетом физического развития и физической ¦ подготовленности, динамики психофизиологических функций и напряжения аппарата терморегуляции ;

— специальный комплекс исследовательских методик для контроля за динамикой процессов утомления и физической работоспособности школьников при суммарном воздействии учебных и физкультурных нагрузок и экологических факторов климата.

Научная новизна.

Впервые изучены взаимосвязи между социально-экономическими и климатическими условиями отдельных стран Арабского региона и возможностями для повышения эффективности физического воспитания школьников.

Впервые изучены функциональные сдвиги при физкультурных нагрузках школьников стран Арабского региона как базы стимуляции их работоспособности.

Определены особенности динамики самочувствия и утомляемости при физических нагрузках школьников.

Разработан и апробирован комплекс стимуляционных средств повышения работоспособности школьников и повышения эффективности физического воспитания.

Практическая значимость работы.

Разработаны мероприятия по повышению эффективности физического воспитания школьников стран Арабского региона на основе анализа их физического развития и физической подготовленности, социальных и климатических лимитирующих факторов.

Данные настоящего исследования могут быть использованы в практической работе учителей физической культуры школ. дальнейших научных изысканиях, а также в процессе обучения студентов физкультурных вузов и преподавателей физической культуры Арабских стран в системе последипломного образования.

Объект исследований. Физическое развитие и физическая подготовленность, психо-физиологические механизмы адаптации организма школников к физическим нагрузкам в эколого-социальных условиях стран Арабского региона.

Предмет исследования. Педагогически направленный процесс физического воспитания школьников в странах Арабского региона.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Лимитирующие факторы физического развития и физической подготовленности школьников стран Арабского региона, и методы повышения эффективности их физического воспитания.

2. Оценочная шкала физической подготовленности школьников стран Арабского региона.

3.Коррекция и минимизация воздействия климатического фактора посредством применения средств локального охлаждения.

4.Результаты исследования по изучению эффективности разработанной системы использования наглядного метода обучения с помощью пособий типа «граффити» .

Достоверность результатов исследования и степень обоснованности научных положений и выводов, содержащихся в диссертации, обеспечивается использованием методик исследования, соответствующих сущности предмета исследования и отвечающих метрологическим требованиямкорректным обсуждением полученных результатов, в частности, в логико-методологическом отношениитщательным аналитическим обзором, репрезентативностью исходных данных, корректной педагогической разработкой целевых подходов к системе физического воспитания школьников стран Арабского региона, использованием предложенных средств повышения эффективности физического воспитания и направлений их практического применениякорректной технологией обработки материалов исследования.

Апробация работы. Итоги научных исследований многократно докладывались в период 1985;1998 г. г. на научно-практических и теоретических конференциях, симпозиумах и конгрессах, совещаниях специалистов физический культуры, медицинских работников и социологов в Ираке, Ливии, Иордании, Йемене, Сирии. Ливане и России. Материалы диссертации обсуждены и получили положительную оценку на апробации на совместном заседании отдела физического воспитания и массового спорта детей и молодежи и отдела теории и методики спортивного резерва ВНИИФК 9 сентября 1998 г.

Публикации. Общее число публикаций по теме исследования составляет 68 наименований, в том числе 19 монографий и книг. Общий объем публикаций более 429 условных печатных листов, всего авторского текста 366 у. п. л.

С1руктура и объём работы. Диссертация изложена на страницах машинописи и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов. 7 приложений, списка использованной литературы из 321 наименований, в том числе 246 на русском и 32 на арабском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения-важнейшая задача современного общества.

Физическое воспитание школьников должно строиться на прочной научно-методической основе, на закономерностях, выявленных педагогикой, возрастной физиологией, психологией, спортивной медициной и гигиеной.

Основной причиной многих реформ и инноваций в сфере физического воспитания, в том числе и в Арабских странах, явилась общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования, базирующейся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения в свете современной общемировой этической и правовой парадигмы приоритета личности, интересов и потребностей её свободного развития/В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков, 1997/.

Отсюда представляется необходимой продуманная дифференциация содержания, объёма и интенсивности физических нагрузок в связи с их биологическим, а не паспортным возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями, социально-экономическими и клима-то-географическими условиями проживания.

В отношении физического воспитания дошкольников с этими идеями перекликается выдвинутая С. Д. Неверковичем/1997/ концепция ненасильственной парадигмы системы физического воспитания/НПСФВ/.Её основные признаки: признание свободы, права на выборсаморегуляция и самоактуализация, отсутствие эмоциональных барьеров между воспитанником и воспитатетелемсотрудничество и сотворчество.

Для решения этой проблемы в глобальном масштабе необходима фундаментальная проработка проблем типологизации физической активностьи школьников, оптимизации режимов физической тренировки на основе компьютеризации учебно-тренировочного процесса, разработки общей методологии инженерно-технического и медико-биологического обеспечения процесса физкультурного воспитания.

П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак/1996/ отмечают, что около 63% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье и доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20−25%. Они призывают к увеличению количества часов на уроки физического воспитания в школе, выделяют его из других предметных дисциплин.

С другой стороны, урок физкультуры в своей традиционнной форме уже не может являться единственной и незаменимой формой физического воспитания детей. Нужно искать новые решения вопроса организацу-ии физкультурного воспитания в школе/В.А.Ермаков, 1994/.

В физическом воспитании школьников существуют две важнейшие проблемы: первая-как обеспечить детям такой объём двигательной активности, который им необходим для сохранения здоровья, умственной и физической работоспособности и даёт возможность эффективнво овладевать жизненно важными навыками и качествамивторая-как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Решение этих проблем связано с поиском путей дифференцированного подхода к учащимся, разработкой ряда новых методик обучения, учётом всех лимитирующих работоспособность факторов.

Суточная двигательная активность/СДА/ отражает биологическую потребность в движении/кинезофилию/.

Биологическая потребность в движении, часто называемая кинезо-филией/К1пез1з-движение, рЬуПо-люблю/ свойственн, а всем детям, однако её абсолютная величина различна в зависимости от возраста, пола и предшествующей физической подготовленности организма.

Считается, что в пубертаном возрасте кинезофилия растет, возрастает потребность в движениях, с 14 лет среднесуточное число шагов и объём выполненной работы у мальчиков выше, чем у девочек. Далее, к выпускному классу ДА значительно снижается по сравнению с младшими и средними классами-ДА школьников, занимающихся во второй смене, немного ниже, чем из первойпод влияние социальных факторов и неблагоприятных климатических условий ДА также снижается и становится недостаточной по отношению к уровню кинезофилии.

При гипокинезии, если она в два и более раза ниже уровня возрастной кинезофилии, возникает комплекс полиморфных расстройств, затрагивающих локомоторный аппарат, обменные процессы, иммунобиологическую резистентность организма и его работоспособность. Далее возможна гипокинетическая болезнь или гиподинамия, характеризующаяся полиморфными расстройствами.

Начальными признаками гипокинезии считается снижение уровня показателей таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость по сравнению со сверстниками с нормальной ДА, отрицательные изменения со стороны кардиореспираторной системы, снижение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды и повышение респираторной заболеваемости, то-есть снижение иммунитета.

В работе учтен опыт организации мониторинга физического развития и физической подготовленности в России и г. Москве.

Данные многолетних наблюдений по г. Москве выявили низкую двигательную активность учашхся общеобразовательных учреждений московского региона, которая в зависимости от возраста колеблется в диапазоне 25−60 процентов от должного времени специальной двигательной активности/Л. Б. Кофман, В. А. Кабачков, А. Н. Тяпин и др., 1996/.

В результате недостаток двигательной активности приводит к тому, что 5−8% старшеклассников в процессе учебы приобретают гипертонические реакции, 10−15 процентов набирают избыточную массу тела, а почти 30 процентов страдают заболеваниями носоглатки, нарушениями осанки, у многих учащихся ослабевает иммунная система, падает острота зрения. По сравнению с 1984 годом достоверно/на 2,0−7,1 процента/ снизились функциональные показатели школьников практически всех возрастных групп.

Контрольные уроки по определению уровня подготовленности учащихся старших классов подтвердили негативную тенденцию ухудшения физического здоровья и её прогресс. При контрольных проверках каждый третий, а в ряде школ до 47 процентов учащихся не смогли принять участия в тестировании по причине наличия медицинского освобождения, а более 35 процентов старшеклассников показали низкие результаты в нормативах, характеризующих силу, быстроту, координационные способности.

Такое же тестирование, проведенное в Багдаде/Ирак/, выявило ещё больший процент освобождённых по медицинским показаниям/Х. М. Рис-сан, 1988/.

Поэтому на основании данных нашего исследования по тестирно-ванию физического развития и физической подготовленности разработана система нормативных требований к организму школьников стран Арабского региона и методика их оценки, основанная на усреднении показателей всех стран и взятия средней арифметической за норму с соответствующими низкими и высокими градациями показателей по минимальным и максимальным средним ранжированного ряда Арабских стран. Составляющие её показатели обладают прогностической ценностью и надежностью, и могут быть применены в практике физического воспитания школьников этих стран с соответствующими коррективами.

Эти данные включены в Карту физического развития школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Департамент статистических исследований. Журнал. Учет человеческих ресурсов за 1989−1983гг. Номер 1. — Амман, 1984. — С. 29.
  2. Издательство «Арабское возрождение». Исследования по демографии. — Бейрут, 1981.
  3. Иорданский фонд добровольной социальной деятельности. Отчет за 1986 г. — Амман.- С. 13.
  4. Иорданский фонд добровольной социальной деятельности. Отчет за 1986 г. — Амман. — С. И.
  5. Министерство планирования. План социально-экономического развития на 1986−1990Г. — Амман, 1991.
  6. Махмуд Кяраджа. Экономический рост в арабской стране.-Печатный орган иорданской прессы. — Амман, 1988, — С. 19.
  7. Мухаммед ас-Сукур, Салих Зияб Ганди. Раджаб Али ащ-Щанави.-Проблемы экономического развития в арабских странах. Издательство «Мысль». Амман, 1994.- С. 87.
  8. Периодическое издание по демографии экономической комиссии по западной Азии при ООН.- Бейрут, 1980.
  9. Периодическое издание по демографии социально-экономического комитета по западной Азии при ООН. Амман, 1978.1. С. 47.
  10. X.М. Султан Ф. Программа совершенствования физического воспитания//Материалы 1 конф. факультетов физической культуры и спорта. Багдад. 1985. — С. 14 — 18.
  11. Рисан X.М. .Абдель З. Х. Тесты по физической подготовке студентов факультета физической культуры и спорта Университета Бас-ра//Материалы 1 научн.конф. фак тов физической культуры и спорта. Багдад. — 1985. — С. 39 — 44.
  12. X.М., Ассамраи И. Массовые спортивные занятия и их значение для человека и общества// Материалы первого симпозиума факультетов физической культуры и спорта Союза Университетов Ирака. 1986. С.12−19.
  13. Х.М. Игры на улице и во дворе. Университет Басра. -1987. — 210 с.
  14. X.М., Даваплиби М., Наджи А. Влияние среднегорья на игроков в футбол//Материалы 5 научн.конф. фак тов физической культуры и спорта. — Мосель. — 1987. — С. 33−39.
  15. Х.М. Методики исследования физической культуры и спорта.- Университет Мосель. 1987. — 180 с.
  16. Х.М. Бег ради здоровья и хорошей физической формы. -Университет Басра, 1989. 100 с.
  17. Х.М. Силовые игры. Университет Мосель. — 1989. — 340 с.
  18. Х.М. Физическое воспитание. Дом Востока. — 1989. -500 с.
  19. Х.М., Сайр Д. Физиологические изменения и их механизм во время адаптации к условиях жаркого климата//Исследования по физической культуре и спорту. Университет Хальван. — 1989.- С. 51 67.
  20. X.М., Сайр Д. Зависимость физических способностей от размеров сердца // Исследования по физической культуре и спорту. Университет Хальван. — 1989. — С., — 83.
  21. Х.М. Физкультура для дошкольников. Университет Басра.- 1990. 400 с.
  22. Х.М. Энциклопедия норм и тестов по физической культу-ре(часть 1). Университет Басра. — 1991. — 600 с.
  23. Х.М. Энциклопедия норм и тестов по физической культу-ре(часть 2). Университет Басра. — 1991. — 400 с.
  24. Х.М., Сайр Д. Влияние спортивных тренировок на сердечную деятельность // Преподаватель. 1994. — С. 4−21.
  25. Рисан Х.М., Сайр Д. PWC 170 и некоторыен физиологические и анатомические показатели у людей, не занимающихся спортом// Преподаватель. 1994. — С. 15 — 22.
  26. Х.М. Биохимический и физиологический анализ в обучении физической культуре. Университет Басра. — 1996. — 580 с. Рисан Х. М. Анализ системы движений. — Университет Басра. 1996. — 515 с.
  27. Социально-экономический комитет по западной Азии при ООН. Форум по демографической политике и положении арабских женщин. Багдад, 1989.
  28. Социально-экономический комитет по западной Азии при ООН. Симпозиум по теме: «Арабская женщина в свете последних социально-экономических преобразований».- Каир, 1988.
  29. Университет «Аль-Азгар». Основы демографии. — Каир, 1978.
  30. Университет «Айн щамс». Демография. — Каир, 1989.1. Уважаемый преподаватель!
  31. Учитывая Ваш многолетний опыт работы с учащимися. просим высказать Ваше мнение об особенностях организации учебно-тренировочного процесса в климатических условиях Арабской страны. Заранее благодарим за ответы.1. Ф.И.О.
  32. Год.рождения, стаж, спортивное звание3. Образование4.Место работы
  33. Ваше мнение о распорядке дня у школьников
  34. Считаете ли Вы существующее планирование нагрузок соответствующим особенностям климата?
  35. Если нет, то в чем недостатки?
  36. Как Вы проводите тренировочные занятия в жаркое время года: -продолжительные (2 3 часа) с паузами отдыха, гипотермическими паузами?-непродолжительные (1−1,5 часа) с повышенной интенсивностью
  37. Применяете ли Вы специальные гигиенические средства для улучшения функциональной подготовленности /восстановители физические, биокорректоры, средства локального охлаждения и др./1. АНКЕТА школьника
  38. Фамилия, Имя. 2. Возраст./полных лет/
  39. Отношение к уроку-игре с РУ -граффитиочень нравятся безразлично отрицательно1 2 3
  40. Ваши предложения по улучшению занятий.1. Анкетаотношения к физической культуре и спорту1. Да Не знаю 1 2
  41. Нравятся ли Вам уроки/занятия/ по физкультуре?
  42. При хорошей вентиляции и нормальной температуре воздуха только с девушками в группе с юношами
  43. Сдерживаете ли Вы свою активность на уроках физкультуры при мысли о том, что нет душа и придется грязной сидеть на других занятиях с девушкамис юношами
  44. Какие упражнения Вам нравятся эстетические с красивыми позами и на гибкостьна силу и развитие мышц на выносливость высокой интенсивности в игровой форме в соревновательной
  45. Боитесь ли Вы выполнять интенсивные упражнения в условиях высокой температуры воздуха
  46. Откажетесь ли Вы выполнять упражнение .если оно травмоопасно для ног РУК лица грудипаховой области
  47. Внешние признаки утомления (по H.H. Алфимову и др., 1983)1. Признаки
  48. Степень выраженности утомления1. небольшая I средняярезкая
Заполнить форму текущей работой