Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм функционирования социально-инфраструктурных подразделений высших учебных заведений в условиях переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С введением в 1992 г. Закона «Об образовании» были утверждены новые принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, но они не полностью реализованы на практике. Сложная макроэкономическая ситуация в российской экономике, возникшая в ходе рыночных реформ, обусловила кризисное финансовое положение высшей школы. Включение вузов в рыночную среду происходит на фоне преувеличения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Экономическая природа вузовской инфраструктуры
    • 1. 1. Особенности включения вузовской инфраструктуры в рыночные отношения
    • 1. 2. Формирование социальной инфраструктуры как фактор развития российской высшей школы
  • ГЛАВА 2. Функционирование социальной инфраструктуры высшей школы в условиях переходной экономики
    • 2. 1. Анализ состояния социальной инфраструктуры высшей школы
    • 2. 2. Специфика обеспеченности объектами и услугами социальной инфраструктуры университетского комплекса как студенческого городка
  • ГЛАВА 3. Организационно-экономические основы деятельности инфраструктурных подразделений высшей школы
    • 3. 1. Многоканальное финансирование социальной инфраструктуры высшей школы
    • 3. 2. Организационно-правовой механизм управления социальной инфраструктурой вузов и пути его совершенствования

Организационно-экономический механизм функционирования социально-инфраструктурных подразделений высших учебных заведений в условиях переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследоващ|я. Процесс вхождения высшей школы в рыночные отношения порождает множество организационно-экономических проблем ее функционирования. Современный уровень подготовки кадров высшей квалификации в значительной мере зависит от состояния социальной инфраструктуры учебных заведений, без которой невозможна нормальная жизнедеятельность обучающихся, профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персонала.

В условиях командной экономики объекты социальной инфраструктуры рассматривались как дотационные, что выражалось в остаточном подходе к их финансированию.

С введением в 1992 г. Закона «Об образовании» были утверждены новые принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, но они не полностью реализованы на практике. Сложная макроэкономическая ситуация в российской экономике, возникшая в ходе рыночных реформ, обусловила кризисное финансовое положение высшей школы. Включение вузов в рыночную среду происходит на фоне преувеличения рыночной координации их деятельности и соответствующего сокращения государственных расходов на нужды высшей школы. Сокращение объема выделяемых из госбюджета финансовых средств сопровождается усилением централизованного управления вузами, возвратом к традиционному сметному порядку их финансирования. В подобных условиях высшие учебные заведения ставятся на грань выживания, что особенно отрицательно сказывается на состоянии их социальной инфраструктуры.

Высокая значимость услуг объектов социальной инфраструктуры высшей школы требует решения организационно-экономических проблем ее функционирования. Актуальна оценка ее фактического состояния и обоснование стратегии развития на предстоящий период.

Особую актуальность имеют проблемы функционирования социальной инфраструктуры для государственных высших учебных заведений, проходящих сложный процесс адаптации к рыночным отношениям.

В трудах отечественных и зарубежных специалистов рассматриваются проблемы хозяйствования высшей школы в целом, ее взаимоотношения с рынком, некоторые аспекты ее государственного регулирования. Отдельные вопросы организации, финансирования, планирования высшего образования исследовались отечественными специалистами применительно к материально-технической базе высшей школы, физкультурно-спортивных и других подразделений.

Однако в теоретическом и методологическом плане проблемы финансирования, эффективного использования социальной инфраструктуры высшей школы остались недостаточно разработанными. За пределами внимания исследователей находятся вопросы экономических и организационных основ управления объектами социальной инфраструктуры вузов.

Актуальность и недостаточная разработанность многообразных аспектов функционирования социальной инфраструктуры высшей школы предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель диссертации — исследовать формирование организационноэкономического механизма социальной инфраструктуры российской высшей школы в условиях рынка и разработать на этой основе основные направления его совершенствования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— раскрыть экономическую природу социальной инфраструктуры вузов, определить ее место и роль в подготовке кадров с высшим образованием;

— обосновать принципы, критерии и подходы к классификации подразделений высшей школы, в том числе выделение вузовских инфраструктурных подразделений, и их включение в рыночные отношения;

— раскрыть основные тенденции становления вузовской инфраструктуры на разных этапах развития российской высшей школы и проанализировать современное состояние социально-инфраструктурных подразделений вузов;

— выявить особенности многоканальной системы финансирования социальной инфраструктуры высшей школы, исследовать применение нормативного подхода к бюджетному финансированию в новых условиях и определить возможности развития внебюджетных источников финансирования инфраструктурных подразделений вузов;

— раскрыть возможности дальнейшего совершенствования организационно-правового механизма управления инфраструктурными подразделениями вузов.

Проблематика и цель диссертационного исследования определены в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова «Развитие человеческого потенциала и социальные аспекты экономического развития России» и нашли отражение в научных разработках кафедры экономики социальной сферы.

Объектом исследования взята социальная инфраструктура российской высшей школы, деятельность которой должна обеспечивать качественную сторону учебно-научных процессов и направлена на предоставление комплекса услуг, создающих основу для гармоничного развития специалистов с высшим образованием.

Предмет исследования — экономические и организационные аспекты функционирования социальной инфраструктуры системы высшего образования, формирующиеся в сложных условиях переходного периода российской национальной экономики.

Теоретическая и методологическая основа исследования — фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем экономики переходного периода, экономики образования, экономики сферы услуг.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Указы Президента РФ, материалы статистических ежегодников и статистических бюллетеней Госкомстата, Министерства образования РФ, результаты социологических обследований и выборочных наблюдений.

Научная новизна диссертации состоит в том, что: на основе формирующейся новой образовательной парадигмы, характеризующейся фундаментализацией и гуманизацией образования, развитием общей культуры, творческих форм мышления, социализацией личности, раскрыта экономическая природа вузовской инфраструктуры и определены принципы ее становления (комплексность и сопряженность всех подразделений, широкая доступность и преобладание некоммерческих начал в предоставлении ее услуг) — уточнено понятие «инфраструктура образования» и проведена классификация инфраструктурных подразделений по степени их воздействия на основную (профильную) деятельность, то есть на учебно-научный и воспитательный процессы в вузе. Обосновано выделение подразделений на учебно-производственные, социальные и непрофильные структуры. Сделано разграничение услуг вузовской инфраструктуры на непосредственно и опосредованно связанные с основной деятельностью. Это позволило определить различия в степени включения их в сферу рыночных отношений;

— выявлены особенности формирования вузовской инфраструктуры как фактора развития высшей школы, показано, что динамика изменений вузовской инфраструктуры зависима от общеэкономической ситуации в стране, финансово-бюджетных возможностей государства и проводимой им социально-экономической политики, раскрыта роль модернизации инфраструктуры вузов в сохранении и приумножении национально-культурного и архитектурного наследия общества и выделены этапы формирования материально-технической базы и социально-инфраструктурных подразделений российской высшей школы:

— раскрыты особенности смешанной (многоканальной) модели финансирования, сочетающей бюджетное финансирование с рыночными механизмами финансового обеспечения вузов и их инфраструктурных подразделений. При сохранении всего полезного, накопленного в дореформенный период при разработке норм и нормативов в сфере высшего образования, обосновывается необходимость наполнения новым содержанием нормативного подхода к бюджетному финансированию вузовских подразделений в рыночной экономике, в частности, предусматривается использование норм и нормативов для составления и размещения госзаказа на подготовку специалистов, более гибкого управления расходованием бюджетных средств и регулирования процесса ценообразования на рынке образовательных услуг. Доказывается важность установления комплексного финансового норматива, учитывающего внебюджетную деятельность, и формирование сводной (консолидированной) сметы вузараскрывается противоречивый характер становления организационно-правового механизма управления социальной инфраструктурой высшей школы и намечаются пути его совершенствования. В частности, обосновывается необходимость организационно-институциональной модели управления вузом, предусматривающей сохранение вуза как единого юридического лица при предоставлении определенной хозяйственной автономии инфраструктурным подразделениям на основе принципа делегирования им управленческих полномочий с правом открытия лицевых счетов, самостоятельного баланса, а для сателлитных структур, имеющих юридическую самостоятельность, возможность широкого использования развитых арендных договорных отношений.

Практическое значение. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы федеральными и региональными органами в ходе уточнения политики государственного регулирования хозяйственной деятельности высших учебных заведений, а также в процессе совершенствования организационно-экономического механизма функционирования объектов социального назначения высшей школы.

Основные положения исследования используются в учебном процессе в курсе «Экономика сферы услуг», а также при подготовке учебных программ и пособий по дисциплинам специализации.

Апробация работы и ее внедрение. Рекомендации автора применены при обосновании программы развития социальной инфраструктуры Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Материалы исследования прошли апробацию на научных конференциях МГУ им. М. В. Ломоносова — «Ломоносовские чтения» 1998;2000 гг., Первой Международной научно-практической конференции стран СНГ и Балтии «Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков» (март 2000 г.).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных работах общим объемом 3 п.л.

Организационно-экономический механизм управления социальной инфраструктурой университетов в рыночных условиях // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения — 2000», — М.: Экономический факультет МГУ/ГЕИС, 2001, — С.366−367.

Организационно-экономические основы деятельности инфраструктурных подразделений высшей школы. — М.:МАКС Пресс, 2201.-42с.

Организационно-экономический механизм управления социальной инфраструктурой университетов в рыночных условиях // Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: Материалы Первой Международной конференции университетов стран СНГ и Балтии (МГУ им. М. В. Ломоносова, 23−24 марта 2000 г.). — М.: Изд-во МГУ, 2001, — С.726−727.

Логика исследования включает разработку теоретических основ формирования социальной инфраструктуры как фактора развития современной высшей школы, обоснования путей совершенствования организационно-экономического механизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе исследования в диссертационной работе проблем совершенствования организационно-экономического механизма социальной инфраструктуры высшей школы автором сделаны следующие выводы:

1. Современной парадигме высшего образования присущи тенденции фундаментализации подготовки специалистов, усиление университетских, академических начал. Требование социализации студентов и учащихся обусловливает необходимость приобретения навыков совместного, кооперативного поведения и умения сотрудничать, гармонизации межличностных отношений. Возрастание гуманитарной составляющей современной образовательной системы соответствует повышению значимости воспитания, посредством которого вырабатывается гуманистическая ценностная ориентация, обеспечивающая солидарность людей по различным аспектам их жизнедеятельности.

Важнейшие признаки новой парадигмы и модели высшего образования нашли отражение в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Переход к новой образовательной парадигме и модели высшего образования, по нашему мнению, вызывают необходимость теоретического переосмысления роли вузовской инфраструктуры в повышении качества подготовки специалистов.

Представляется, что под инфраструктурой высшей школы следует понимать материально-техническую, информационную и социальную составляющую потенциала системы высшего образования, способную создать материально-техническую среду для осуществления учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов.

В диссертации обобщаются принципы развития инфраструктуры высшей школы в соответствии с положениями новой образовательной парадигмы. Принцип комплексности обусловливает различие между основной и инфраструктурной деятельностью вуза, которое не исключает, а, наоборот, требует их взаимодополняемости и социальной адекватности. Степень близости инфраструктурных услуг и основной профессиональной деятельности влияет на ранг приоритетности и социальной значимости звеньев инфраструктуры, а следовательно на очередность бюджетного финансирования.

Принцип доступности услуг вузовской инфраструктуры означает, что их социальная значимость определяет доминирующий характер государственного сектора и бюджетного финансирования, следовательно необходимы ограничения их коммерциализации.

Принцип сопряженности всех звеньев единого цикла воспроизводства человеческого капитала применительно к вузовской инфраструктуре должен обеспечить условия жизнедеятельности будущих специалистов таким образом, чтобы сохранить достойный уровень быта при оптимальном сочетании государственных ассигнований и внебюджетных расходов.

Экономическая сущность инфраструктуры высшей школы проявляется через выполнение ею функций:

— создание комплекса жизненных условий для рационального использования времени учебы посредством предоставления инфраструктурных услуг как дополняющих основную профильную образовательную деятельность (услуги общежития, питания, торговли, бытового, транспортного и др. обслуживания);

— содействие реализации конституционных гражданских прав на доступ к высшему образованию предоставлением услуг студентам и другим обучающимся на льготных условиях;

— социализации личности студентов и обучающихся приобщением их к культуре, спорту, традициям общежития, коллективизации.

Традиции создания комплекса жизненных условий реализуются при проектировании и строительстве университетов, вузов как студенческих городков с разветвленной сетью объектов инфраструктуры.

В диссертации уточняется классификация подразделений и объектов системы высшего образования по степени обеспечения качественных сторон учебно-научного и воспитательного процессов. Представляется целесообразным выделять четыре группы инфраструктурных подразделений: подразделения, инфраструктурные услуги которых непосредственно встроены в основную деятельность вуза, предусмотрены учебными планами и образовательными программами (в т.ч. информационные, учебно-методические услуги, научные библиотеки, услуги издательств и полиграфических подразделений) — учебно-производственные подразделения, услуги которых тесно связаны с основной вузовской деятельностью (услуги баз учебной практики, научно-технологических парков, агростанций, обсерваторий, служб по ремонту учебно-лабораторного и научного оборудования, приборов, учебной мебели, оргтехники и т. п.) — социальные подразделения вузовской инфраструктуры, в т. ч. кафедры и отделения физического воспитания, спортивно-оздоровительные объекты (бассейны, спортивные стадионы, корты и т. п.), подразделения культурного назначения (вузовские музеи, студенческие художественные выставки, клубы, театры художественной самодеятельности), студенческие поликлиники, медицинские пункты, подразделения, предоставляющие услуги по обеспечению проживания, коммунальные, бытовые услуги, услуги питания, торговлиподразделения, занимающиеся доходной деятельностью по предоставлению услуг автомобильных стоянок, гаражей, изготовлению, продаже, ремонту товаров потребительского назначения, выполнению посреднических услуг (услуг банков, страховых, рекламных и др. компаний).

Теоретическое и практическое применение данной классификации в диссертации связано со спецификой становления и совершенствования экономического механизма социальной инфраструктуры высшей школы.

2. Проведенный в диссертации анализ формирования социальной инфраструктуры высшей школы свидетельствует о том, что происходящие изменения обусловлены объективными требованиями научно-технического прогресса, преобразованиями условий и образа жизни людей. Но решающее влияние на динамику развития оказывают общеэкономическое положение страны, проводимая государством социально-экономическая политика и его финансово-бюджетные возможности.

В ходе анализа выявлены основные тенденции становления социальной инфраструктуры на различных этапах развития российской высшей школы.

На первом этапе, охватывающем период с момента создания советского государства до начала 2-й мировой войны, формировалась материально-техническая база высшей школы. Ограниченные ресурсные возможности государства требовали привлечения к этому процессу хозяйственных и профсоюзных органов. Шел поиск путей преодоления стихийности и установления адекватных форм организации, регулирования деятельности высших учебных заведений. Финансирование было поставлено в зависимость от контингента обучающихся и норм материального обеспечения студентов. Упорядочение сети вузов осуществлялось одновременно с повышением их фондоемкости, технической оснащенности. Особое внимание стало уделяться социальным аспектам студенческой жизни, вследствие чего были введены бесплатная медицинская помощь, социальное страхование, складываются основы санаторно-курортной базы.

На втором, послевоенном этапе четко прослеживается курс на укрупнение действующих вузов и создание новых в восточных районах страны. Для укрепления материальнотехнической базы расширяется круг ее источников финансирования: администрации вузов разрешается привлекать на эти цели часть доходов от хоздоговорных научных исследований. Принимаются меры по улучшению жилищно-бытовых условий студентов. Активизируется техническое оснащение высшей школы по двум направлениям: повышается технический уровень обеспечения учебного, научно-исследовательского процесса и улучшается материальное, культурно-бытовое обеспечение обучающихся, в т. ч. за счет услуг медицины, бытового обслуживания, общежитий, питания. Укрепляются связи вузов и предприятий-работодателей будущих специалистов, что также положительно сказывается на развитии социальной инфраструктуры. Весьма важным моментом этого этапа следует считать наметившийся переход от экстенсивного к интенсивному развитию системы высшей школы, ее материально-технической базы и социальной инфраструктуры. В силу ограниченности ресурсов государства все больше утверждается положение о целесообразности реализации потребительских запросов в социальной сфере как по «бесплатному», так и по товарно-денежному (рыночному) пути, при их взаимодополняемости. На этом этапе для определения покупательского спроса населения начинает применяться нормативный метод, при чем нормативы обеспеченности и нормы проектирования дифференцируются по функциональному признаку, что весьма прогрессивно.

На этапе экономических реформ предпринимались попытки решать социальные проблемы посредством разработки и реализации целевых комплексных программ «Жилище», «Здоровье», «Студенческий быт» и др. Так, программа «Жилье» должна была смягчить переход от жесткого государственного управления и рынку жилья. Намечаются меры по реконструкции студенческих городков и общежитий и созданию современных комфортабельных общежитий.

Программа «Здоровье» была ориентирована на повышение обеспеченности объектами медицинского профиля, переходу на обязательное медицинское страхование. В рамках программы «Здоровье» предусматривались меры по активизации развития физкультуры и спорта в системе высшей школы, предоставлению вузам льготного порядка пользования государственными спортивными сооружениями, стимулирование деятельности студенческих спортивных организаций. Для этого используются дополнительные финансовые ресурсы местных бюджетов.

Аналогично разрабатывалась и реализовывалась целевая программа «Студенческий быт», центральная проблема которой состояла в поддержке финансово-материальной обеспеченности студенческих семей, студентов-инвалидов, малообеспеченных студентов.

Результаты проведенного в диссертации анализа позволяет обосновать вывод о том, что становление социальной инфраструктуры высшей школы позволяет рассматривать ее в качестве фактора обеспечения качественных аспектов систем образования. Изучение тенденций формирования социальной инфраструктуры, проведенные в ходе диссертационного исследования, показало, что росту потребностей в образовательных услугах и дополняющих их социальных инфраструктурных услугах должно соответствовать оптимальное сочетание бюджетного или рыночного способов их предоставления.

3. Проведенный в диссертации анализ состояния социальной инфраструктуры высшей школы позволил выявить факторы ее динамики.

Формирование социальной инфраструктуры зависит от многих разнонаправленных факторов, среди которых важное место занимают контингент обучающихся, численность профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персонала вузов.

Анализ показывает, что увеличение расходов федерального бюджета на образование на данном этапе не снимает проблему достаточности финансирования учебных заведений. Несмотря на то, что весомая часть бюджетных средств направляется на развитие материально-технической базы и объектов социального назначения вузов, рост цен и тарифов на услуги, ремонтные работы в новых хозяйственных условиях сдерживают развитие системы высшего образования. Это подтверждается данными об отставании темпов роста площадей, учебно-лабораторных зданий, от роста численности обучающихся, а также сокращение обеспеченности учебно-лабораторными зданиями.

Достаточно сложное положение выявлено в отношении состояния и использования объектов социальной инфраструктуры. Это проявилось в следующем:

— в неравномерном размещении объектов социальной инфраструктуры вузов по регионам РФ;

— роста числа студентов, нуждающихся в общежитиях, при некотором увеличении уровня обеспеченности местами в общежитии (с 78,5% в начале 90-хгг до 86,0% к концу 1999 г.);

— сокращение обеспеченности студентов и сотрудников вузов услугами и местами в предприятиях питания;

— остаются нерешенными многие проблемы медицинского и социального страхования, культурно-зрелищного, спортивного обслуживания обучающихся и персонала вузов.

В диссертации особое внимание уделено анализу состояния социальной инфраструктуры отдельного вуза, выполненного на материалах МГУ им. М. В. Ломоносова. МГУ располагает развитой социальной инфраструктурой, обеспечивающей комплексное обслуживание обучающимся и занятым работникам. Деятельность объектов социальной инфраструктуры МГУ осуществляется в соответствии с Российским законодательством, Уставом и Коллективным договором между работодателем и трудовым коллективом университета и другими нормативными актами, а также социальными целевыми программами.

Уровень обеспеченности студентов и преподавателей МГУ услугами социальной инфрастуктуры в среднем выше, чем во многих других российских вузах. Однако финансовые трудности сдерживают реконструкцию и модернизацию материально-технической базы МГУ. Уровень обеспеченности услугами социальной инфраструктуры и качество обслуживания еще не достиг стандартных показателей.

В диссертации обосновано предложение о том, что дальнейшее совершенствование социальной инфраструктуры вуза необходимо связать с разработкой и реализацией комплексных программ и созданием соответствующих некоммерческих организаций для аккумулирования внебюджетных средств и их направления на решение конкретных задач.

4. На основе проведенного в диссертации исследования охарактеризованы сложившиеся виды хозяйственной деятельности вузов: некоммерческое хозяйствование с полным государственным финансированием и сохранением определенной самостоятельности вуза в расходовании средствнекоммерческая хозяйственная деятельность с использованием коммерческих методов для полного ресурсного обеспечениясобственно коммерческая хозяйственная предпринимательская деятельность. Первая и вторая группы видов хозяйственной деятельности вузов, как некоммерческие, пользуются государственной поддержкой.

В ходе анализа показаны позитивные и негативные стороны бюджетного финансирования вузов. Посредством целевого финансирования поддерживается приоритет развития высшей школы: упорядочивается использование средств, обеспечивается равный доступ граждан к образовательным услугам, но при этом ограничивается самостоятельность учебных заведений, достаточно жестко регламентируется приток внебюджетных средств, что ведет к недостатку финансовых ресурсов и сдерживает материально-техническое обеспечение.

В диссертации доказывается, что поиск теоретических и практических путей реформирования традиционной бюджетно-сметной модели финансирования высшей школы должен идти по пути дальнейшего совершенствования модели смешанного финансирования, оптимально сочетающего бюджетные и внебюджетные источники средств и ориентированного на антизатратную расходную политику. Автор видит в качестве основного направления модернизации модели смешанного финансирования высшей школы встраивание в нее современных рыночных инструментов, что позволит более гибко реагировать на динамику общеэкономической ситуации. Целесообразно также усилить налоговое стимулирование предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, инвестирующих в систему высшей школы.

Становление модернизированной системы смешанного финансирования требует новых подходов к обоснованию и оценке ресурсного обеспечения высшей школы. В свете этого в диссертации раскрыты особенности применения нормативного метода к обоснованию потребности в материально-технических ресурсах и разработке целевых комплексных программ социального назначения.

В новых хозяйственных условиях для обоснования развития комплекса социальной инфраструктуры вуза используют традиционные показатели его основной профильной деятельности, такие как прогнозные данные о выпуске специалистов и контингенте обучающихся, объеме НИР, численности профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава кадров и т. п. Однако применение нормативов и норм ресурсного обеспечения должно быть наполнено новым содержанием, поскольку они получают важнейший инструмент государственного регулирования деятельности высшей школы. Использование нормативного метода для задач индикативного планирования должно направлять хозяйствующих субъектов на соизмерение затрат и результатов, стимулировать гибкое управление расходованием бюджетных средств.

В диссертации проанализированы особенности применения норм проектирования новых и реконструкции зданий и сооружений и нормативов потребления услуг социальной инфраструктуры высшей школы в дореформенный период. Вследствие этого сделан вывод, о том, что необходимо уточнение норм и нормативов потребления материально-технических ресурсов, услуг социальной инфраструктуры на основе технико-экономического обоснования и дифференциации по типам учебных заведений, регионам, что создает основу для последующего их использования в качестве элементообразующей базы ресурсного обеспечения высшей школы.

Целесообразно разработать схему комплексной оценки состояния социальной инфраструктуры вузов по балльной системе, путем подсчета баллов фактического соответствия критериальным признакам, нормам и нормативам. Представляется необходимым включение социальных норм, наряду с образовательными и экономическими нормами, в действующие государственные образовательные стандарты, а также учитывать их при выдаче вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности, его аккредитации и аттестации.

5. Исследование возможностей совершенствования организационно-экономического механизма социально-инфраструктурных подразделений вузов, проведенное в диссертации, привело к выводу о том, что с усложнением рыночных отношений стала возрастать неопределенность в стратегии развития высшего образования. Это проявилось, с одной стороны, в усилении централизованного вертикального управления, в частности в контроле администрацией вузов за многообразной деятельностью его подразделений, с другой стороны, в расширении хозяйственно-финансовой самостоятельности структурных подразделений.

В процессе анализа позитивных и негативных сторон действующего механизма функционирования социальной инфраструктуры автор обосновывает мнение о том, что необходимо по доверенности наделять инфраструктурные объекты частью прав вуза, используя систему лицевых счетов в составе внебюджетных счетов вуза без открытия самостоятельного счета в банке.

Делегирование ректоратом части прав хозяйственной автономии своим социально-инфраструктурным подразделениям в некоторых сферах внебюджетной деятельности создает следующие преимущества:

— согласует организационно-правовые и экономические аспекты в деятельности высшей школы путем упорядочения действий юридического лица и контроля администрацией за финансовыми потоками;

— усиливается гибкость в принятии управленческих решений, адаптации вуза к конъюнктуре рынка образовательных услуг, заинтересованность в эффективном использовании выделяемых из бюджета финансовых ресурсов;

— обеспечивает прозрачность движения финансовых потоков и высокий уровень финансового контроля за подразделениями вуза.

В новых условиях, после введения Бюджетного и Налогового кодексов РФ, когда отмена правомочий юридического лица для всех структурных подразделений вуза вступает в противоречие с рыночными реалиями, что может привести к сворачиванию внебюджетной деятельности служб социальной инфраструктуры.

В диссертации обосновывается выход из создавшегося положения путем согласования ныне действующих разных правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность и имущественное отношение вуза в целом и его структурных подразделений с учетом их особенностей. Необходимо также более четко определить их полный или частичный статус юридического лица, по доверенности делегируется объем полномочий структурных подразделений приравнивая их к территориально обособленным структурным подразделениям согласно статьи 55 ГК РФ.

В качестве перспективного направления финансово-хозяйственной деятельности и имущественных отношений инфраструктурных подразделений в диссертации предлагается создать вокруг вуза сеть объектов инфраструктуры, функционирующих на правах юридического лица и строить их хозяйственно-правовые отношения с университетом как самостоятельным юридическим лицам на принципах арендных отношений. Развитие арендных отношений следует направлять на усиление договорных отношений (по поводу пользования землей, помещениями, оборудованием и т. п.) между вузами-арендодателями и арендопользователями как равноценных партнеров долгосрочных периодов с применением лизинга, франчайзинга и др. современных форм арендных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании. М.: АЛО, 1995.
  2. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  3. Е.Н. Контрактная система организации труда работников высших учебных заведений. Учебное пособие. М., 1991.
  4. Е.Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения. М., 1992.
  5. Н.В., Бугрин В. П. Современные образовательные технологии (краткий словарь). М., 2000.
  6. Бюджетный кодекс: Федеральный закон Российской Федерации № 159-ФЗ от 09.07.1997.
  7. Ведомственные строительные нормы. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения. М.: Госкомитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. 1988.521 с.
  8. О.С., Маршев В. И., Ширяева И. В. Университетское управленческое образование: содержание и методика обучения. М., 1999.
  9. Вопросы планирования высшего образования. М.: Изд-во МГУ, 1972
  10. А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М., 1996.
  11. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М., 1999.
  12. А.А., Беляков С. А. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации.// Финансы. 1999.№ 10.
  13. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. 4.2. М., 1989. 568 с.
  14. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации / Стат. справочник. М.: НИИВО, 2000. 158 с.
  15. Высшее образование в России. Очерк истории. М.: НИИВО, 1995.
  16. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. -М., 1997.
  17. Т.Ф. Некоторые проблемы финансирования МГАИ. // Экономические, правовые и социальные проблемы высшей школы. -СПб.: Изд-во Центр СПб ГМТУ, 1999.
  18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2.- М.: Инфра: М-Норма, 1996.-560 с.
  19. В.И., Масленников В. И., Федорович В. А., Филиппова Л. Д. США: Наука и образование. М.: Наука, 1974.
  20. В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опытразвитых индустриальных стран. М., 1992.
  21. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2000.
  22. В.В. Высшая школа как транслятор культуры в условиях модернизирующегося общества. М.: Моск. гос. технологич. ун-т, 1999.
  23. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Выс шая школа, 1980. С. 123.
  24. С.П. Образовательные концепции в зарубежной социологии. -М., 1998.
  25. С.П. Эволюционный процесс становления мировой системы высшего профессионального образования. М., 1998.
  26. В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М., 1997.
  27. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-во МГУП, 1999.
  28. Л.Г. Методы прогнозирования и информационное обеспечение стратегического управления высшей школой: региональный аспект. -Чебоксары, 2000.
  29. Л.Г. Стратегические приоритеты в развитии университетов республик-субъектов Российской Федерации. Санкт-Петербург, 1999.
  30. Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием вреспубликах России. Санкт-Петербург, 1999.
  31. В.А. Экономика образования: вопросы теории и практики. М., 1969.
  32. Д.Е. Высшая школа и условия ее хозяйствования в рыночной экономике, — М/.1999.
  33. Е.Н. Вопросы экономики и моделирования высшего образова ния.-М., 1978.
  34. Е.Н. О макроэкономическом подходе к финансированию выс шего образования. В кн.: Экономические, правовые и социальные про блемы высшей школы. СПб.: Изд. центр СПб ГМТУ, 1999.
  35. Е.Н., Ляляев В. Г. Планирование развития высшего образования. М.: МГУ, 1977.
  36. В.М., Кураков Л. П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М., 2000.
  37. Журнал «Университетское управление: практика и анализ». М., № 3−4, 1999.
  38. В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных услови ях.-М" 1999.
  39. Ф.Т. Социальные проблемы образования. М., 1999.
  40. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения, — М, 1993.
  41. У.Г., Гузаиров М. Б. Система стимулирования деятельности научно-педагогических кадров в вузе. М., 1991.
  42. В.М. Социально-экономические основы прогнозирования развития высшей школы. М.: НИИВО, 1989.
  43. Интеграция науки и образования: теория, опыт, проблемы, перспективы. -Гатчина, 1999.
  44. И.В. Совершенствование планирования развития материально-технической базы высшей школы. М.: МГУ, 1984. 89 с.
  45. Качество образования в Новосибирском государственном техническом университете: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы. Москва-Новосибирск, 2000.
  46. Н.Р., Медхамедъяров Р. В. Организационно-правовая струк тура высших учебных заведений // Университетское управление: практи ка и анализ. Свердловск: Изд-во УУ им. А. М. Горького, 1999,№ 3−4.
  47. В.Г. Проблемы образования и национальная безопасность Рос сии. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  48. В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М., 1993.
  49. К.К. На пути к новой системе образования. М.: Ин-т фундаментальной и прикладной информатики, РАЕН, 1997.
  50. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Наука, 1995.
  51. Комплексная программа развития материально-технической базы народ ного образования на 1991−1995 годы и на период до 2005 года. М.: Гос комитет СССР по народному образованию, 1990.
  52. Д.Л. Динамика неравенства. УРСС. — М., 1999.
  53. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты. М., 1991.
  54. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1986. 251 с.
  55. Л.П., Толстов Л. Н. Организационный и экономический механизм управления университетом. Чебоксары, 1994.
  56. О.П., Сорокина Н. Д., Ходжаев А. Ш. Социологический портрет первокурсника экономического факультета МГУ.// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2000, № 3.
  57. И.П., Шереметова И. В. Маркетинг образовательных услуг. -М.- СПб, 1993.
  58. А.П., Томилин О. Б. и др. Инновационные подходы в образовательной деятельности университета. Саранск: Изд-во Мордов ского ун-та, 1999.
  59. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1988. 654 с.
  60. Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школой» 12−14 мая 1992 г. Красногорск, 1992.
  61. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 2000». — М. Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.- 455 с.
  62. Методические указания к разработке государственного плана экономического и социального развития СССР. М.: Экономика, 1980.
  63. Методология прогнозирования экономического развития СССР. М., 1980. 542 с.
  64. Московский университет. Ежегодник -99. М., Изд-во МГУ, 2000.
  65. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2: Федеральный закон Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.08.1998.
  66. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917—1973 гг. г. М: 1974. 425 с.
  67. Народное образование и культура в СССР. М.: Финансы и статистика. 1989. 320 с.
  68. Научно-методическое обеспечение развития высшего образования Рос сии. (Сборник докладов). М., 1999.
  69. Научно-техническая революция и развитие высшего образования. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  70. О налогообложении высших учебных заведений. М.- НИИВО, 1997.
  71. О состоянии и перспективах развития материально-технической и социальной базы народного образования. М.:ГКНО СССР, 1989. 118 с.
  72. Об образовании: Закон (ред. от 13.01.1996 № 12-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. 15.01. № 3.
  73. Об опыте работы Совета ректоров вузов Республики Татарстан по реализации решений У съезда Российского Союза ректоров. Казань, 1999.
  74. Обзор политики в области высшего образования в Калифорнии. М., 1992.
  75. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М: НИИВО, 1995.
  76. Организационные формы и методы реализации финансово-экономических отношений в общем образовании. М: ИУО РАО, 1999.
  77. Основы селективного управления интеллектуальным потенциалом России и ее высшей школы. Москва-Санкт-Петербург, 1997.
  78. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе.-М., 1994.
  79. А.Ю. Современные проблемы правового обеспечения улучше ния условий и охраны труда работников высшей школы // Экономические, правовые и социальные проблемы высшей школы. СПб.: Изд. центр СПб ГМТУ, 1999.
  80. Проблемы финансирования высшего образования и схемы оказания финансовой помощи студентам в западноевропейских странах. М., 1999.
  81. И.А. Актуальные социально-экономические проблемы технических вузов на современном этапе // Экономические, правовые исоциальные проблемы высшей школы. СПб.: Изд. центр СПб ГМТУ, 1999.
  82. Развитие высшего образования в условиях НТР в социалистических странах. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  83. Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М., 1994.
  84. Реформы высшего образования в странах Центральной Европы. М., 1997.
  85. Н.С. Философия гуманитарного образования. -М., 1993.
  86. Л.И. Высшая школа: социальные технологии деятельности. -М&bdquo- 1999.
  87. Российско-германский семинар «Высшее образование в быстро меняющемся обществе: поиск новых направлений и источников развития. М., 1999.
  88. Рынок и высшее образование. Алматы 1993.
  89. В.А. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. М., 2000.
  90. В.А. Образование как фактор национальной безопасности России. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  91. В.А. Размышления о доктрине развития образования в России. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  92. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: приглашение к размышлению. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  93. С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. М., 1993.
  94. Системы аккредитации за рубежом. М., 1998.
  95. М.И. Труд в непроизводственной сфере. М.: 1968. 512 с.
  96. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2000 г. М. Минобразования РФ, 2001. 219 с.
  97. Социально-экономическая эффективность. Опыт США. Система самооб разования. М.: Наука, 2000.
  98. В.М. Образовательное право как отрасль российского права.1. М&bdquo- 2000.
  99. Тенденции развития высшего образования в современном мире (социальноэкономический аспект). М., 1992.
  100. Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4- 2001. № 1.
  101. Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: Материалы Первой Международной конференции университетов стран СНГ и Балтии (МГУ им. М. В. Ломоносова, 23−24 марта 2000 г.). -М.: Изд-во МГУ, 2001, — 768 с.
  102. Университеты на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
  103. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: ЦС и ЭН, 1997.
  104. Федеральная программа развития образования. М.: Минобразования РФ, 2000, — 101 с.
  105. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». М.:Изд-во «Ось-89», 1998.
  106. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 1998.
  107. Философия образования. М., Фонд Новое тысячелетие, 1996.
  108. .Н. Экономический эффект социального планирования. -М.: Мысль, 1980. 198 с.
  109. И.Е. Азиатское студенчество. Социально-политический порт рет. М.: Наука, 1987.
  110. К.Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И., Ворожейкина О. Л., Пугач В. Ф., Покладок Е. Б. Сравнительный анализ развития образования в Рос сии и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 1994.
  111. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома, 1996.
  112. В.Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования. М.: МАН ВШ, 1998.
  113. В.Е. Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке. М., 1998.
  114. Экономика и планирование высшего образования в СССР и Республике Куба.-М.: МГУ, 1989.
  115. Экономические, правовые и социальные проблемы высшей школы. Всероссийская научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 1999.
  116. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы). М.: РАН ИНИОН, 1999.
  117. Экономика и планирование высшего образования в СССР и Республике Куба.-М.: МГУ, 1989.
  118. Г. В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству,. М.: Ан-кил, 1994.
  119. Altbach Ph. G. Comparative Higher Education. Research trends and bibliography. Mansell, London, 1979.
  120. Birnbaum R. Now colleges work. The Cybernetics of Academic Organization and Leadership. National Center for Postsecondary Governance and Finance. 1990.
  121. Chickering A. W. The Modern American College. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford. 1990.
  122. Higher Education in a Changing Economy. Edited by Katharine H. Hanson? L. W. Meyerson. American Council on Education. Macmillan Publishing Company. New York.
  123. Human Capital Investment. (An International Comparison). OECD. 1998.
  124. Investing in Education. Analysis of the 1999 World Education Indicators. OSCD. 1999.
  125. Reviews of National Policies for Education Russian Federation. OSCD. Center for Cooperation with Non-Members. 1998.
  126. Tucher A. Chairing the Academic Department (American Council on Education). Macmillan series on higher education. New York. Collier Macmillan Publishers. London, 1984.
Заполнить форму текущей работой