Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка состояния и адаптация к рыночным условиям индустрии детского питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целевая установка маркетинга индустрии детского питания на расширение рынка сбыта своей продукции и успешную конкуренцию с импортом, требует привлечения разветвленной сети посреднических фирм. Необходимость в посредниках возникает в случае реализации продуктов детского питания с длительными сроками хранения. Существующая система сотрудничества с крупнейшими оптово-розничными структурами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Характеристика индустрии детского питания
    • 1. 1. Классификация продукции, производимой индустрией детского питания
    • 1. 2. Социально-экономическое значение продуктов детского питания
    • 1. 3. Система критериев оценки состояния и динамики индустрии детского питания
  • ГЛАВА 2. Предпосылки и стратегия развития индустрии детского питания
    • 2. 1. Анализ факторов, лимитирующих развитие предприятий межотраслевой индустрии детского питания
    • 2. 1. Методологические основы совершенствования государственного регулирования развития индустрии детского питания
    • 2. 3. Стратегические направления развития индустрии детского питания на перспективу
  • ГЛАВА 3. Совершенствование сбытовой деятельности в целях адаптации к рыночным условиям индустрии детского питания
    • 3. 1. Исследование состояния отечественного рынка продуктов питания для детей
    • 3. 2. Перспективы освоения отечественного рынка продуктов питания для детей предприятиями индустрии детского питания
    • 3. 3. Направления адаптации к рыночным условиям системы обеспечения потребителей продуктами детского питания

Оценка состояния и адаптация к рыночным условиям индустрии детского питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние шесть лет на фоне общего кризиса экономики в стра-нуС резко снизились объемы производства и сократился ассортимент индустрии детского питания. Значительный рост цен на сырье, энергоресурсы, транспорт, взаимные неплатежи привели к росту цен на продукты детского питания, которые опережали темпы роста заработной платы большинства семей, имеющих детей, что отрицательно сказалось на демографической ситуации в стране и здоровье детей. Потребление всех видов продуктов детского питания в России значительно ниже норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН.

Производство продуктов детского питания и обеспечение ими потребностей детей Российской Федерации приобретает в настоящее время особо важное значение. Преодоление спада производства указанных продуктов на отечественных перерабатывающих предприятиях и стабильное снабжение детей является не только социально-экономической, но и политической задачей.

Формирование индустрии находится на начальном этапе, хотя, начиная с 1991 года, государством предпринимаются активные усилия по регулированию и стимулированию развития межотраслевой индустрии детского питания. Однако до настоящего времени они не привели к ожидаемым результатам. Выявление причин создавшегося положения предполагает проведение комплексных научных исследований, чем обусловливается важность и актуальность диссертационной работы.

Практика формирования межотраслевой индустрии детского питания в условиях рыночной экономики свидетельствует о необходимости системного подхода при изучении социально-экономических аспектов развития индустрии детского питания. При обосновании направлений развития индустрии, реформировании системы социальной защиты, оказании государственной поддержки индустрии детского питания целесообразно рассмотреть комплекс мер по развитию рыночной инфраструктуры, конъюнктуры внешнеэкономической деятельности, внедрению достижений науки и техники.

Состояние изученности проблемы. Производство продуктов детского питания в стране в силу объективных обстоятельств выделено в самостоятельный вид продукции сравнительно недавно. Системных научных исследований по экономике производства и потребления этих продуктов не проводилось. Некоторые экономические аспекты рассматривалась на теоретическом и практическом уровнях по узкоспециализированному ассортименту в рамках проблематики отраслей перерабатывающей промышленности. На сегодняшний день тематике проблем производства детского питания в основном посвящены научные труды медико-биологического и производственно-технологического направления. В той или иной мере научные разработки подобного рода созданы специалистами Всероссийского научно-исследовательского института консервной и плодоовощной промышленности (ВНИИКООП), Научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной технологии (НИИППиСПТ), Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности (ВНИИМП), Всероссийского научно-исследовательского института детского питания (ВНИИДП), Института питания РАМ РФ. Социально-экономические проблемы обеспечения продуктами детского питания до настоящего времени не исследовались.

Применение стратегического подхода к решению экономических задач основывается как на работах зарубежных ученых-экономистов: Дихтель Е., Карлоф Б., Котлер Ф., так и в исследованиях отечественных специалистов, таких как Райзберг Б. А., Левин А. И., Яркин А. П., Журавлев А. В., Руднева Е.В.

Решение отдельных рассматриваемых в диссертации задач базируется на изысканиях известных авторов, специализирующихся на экономике перерабатывающих отраслей: Грузинов В. П., Денискин 6.В., Донскова С. В., Тульская Н. С., Тужилкин В.И.

Комплексное исследование проблем развития индустрии детского питания с использованием стратегии, сочетающей экономические, социальные и нормативно-правовые подходы обусловило выбор темы диссертационной работы.

Целью исследования является изучение состояния индустрии детского питания на основе социально-экономических аспектов развития с точки зрения ее адаптации к современным реалиям рыночной экономики, выявление на основе этого лимитирующих условий и выработка стратегии преодоления сложившихся в связи с этим негативных тенденций, определение перспектив достижения преимуществ на отечественном рынке перед конкурирующими импортными продуктами детского питания.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

— изучить особенности формирования потребности в детском питании с целью определения характера воздействия социально-экономических проблем содержания детей на адаптацию к рыночным условиям индустрии детского питания;

— обосновать систему критериев оценки состояния и динамики индустрии детского питания;

— классифицировать продукты детского питания, производимые отечественными предприятиями перерабатывающей промышленности, с целью выявления возможных перспектив дальнейшего освоение рынка этой продукции и готовности к ведению конкурентной борьбы;

— проанализировать факторы, лимитирующие развитие предприятий межотраслевой индустрии детского питания;

— разработать методические направления совершенствования государственного регулирования развития индустрии детского питания;

— сформулировать типологические особенности и приоритетные направления стратегии адаптации к рыночным условиям;

— исследовать состояние отечественного рынка продуктов питания для детей и оценить возможности продвижения данных продуктов на потребительский рынок с целью удовлетворения покупательского спроса;

— разработать рекомендации по выборочному подходу к формированию маркетинговой стратегии продуктов питания для детей.

Объектом исследования является индустрия детского питания Российской Федерации.

Предмет исследования: состояние индустрии детского питания и условия её адаптации к рыночной экономике.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные труды классиков экономической теории, современные работы ведущих ученых и специалистов по социально-экономическим проблемам развития рыночной экономики, деловой стратегии, государственному регулированию.

В процессе проведения диссертационного исследования автор руководствовался законами и законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами, методикамипривлекалсобранный статистический и информационный материал Роскомстата РФ, Комитета по торговле, Управления по детскому питанию Минсельхозпрода РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Госкомсанэпиднадзора РФ, Пресс-службы МВД РФ, Общества защиты прав потребителей.

При решении поставленных задач использовались методы системного и сравнительного анализа, статистического прогнозирования, структуризации, ранжирования, элиминирования, а также факторный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые исследована экономика производства детского питания с точки зрения выделения его в самостоятельную индустрию;

— предложена классификация продуктов детского питания на основе их медико-биологических и технико-экономических особенностей;

— обоснован показатель действительной потребности, наиболее полно отражающий потребность детей в продукции конкретной отрасли;

— рекомендовано учитывать детей в категории социально-уязвимого населения, что позволит повысить эффективность мер социальной защиты, обеспечивающих удовлетворение потребностей в питании;

— автором предложена система социально-экономических критериев для анализа и оценки состояния и развития индустрии детского питания;

— исследованы методологические направления совершенствования государственного регулирования развития индустрии детского питания;

— предложена инвестиционная стратегия развития индустрии, обеспечивающая достижение желаемого эффекта;

— изучено состояние отечественного рынка детского питания и перспектив его освоения предприятиями индустрии;

— рассмотрены направления совершенствования сбытовой деятельности индустрии детского питания с целью адаптации к рыночным условиям индустрии детского питания.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации создают методологические предпосылки совершенствования государственного регулирования развития производства социально значимых продуктов питания. Их реализация позволяет повышать эффективность и адресность мер социальной защиты детей, способствует пересмотру позиции производителей в привлечении финансовых ресурсов, обеспечивает выбор перспективных направлений освоения рынка детского питания и возможность успешной конкуренции с импортными аналогами.

Апробация работы. Результаты диссертации представлялись и докладывались:

1. На научной конференции молодых ученых сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, 1992;

2. На Ялтинской конференции молодых ученых: «Научно-технический прогресс в агроиндустрии» июнь, 1997;

3. На конференции «Молодые ученые перерабатывающим отраслям АПК» МГУПП, 1997;

4. На кафедре «Экономика и финансы» МГУПП.

Публикации и сообщения. Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях общим объемом 1,9 печатных листа.

Результаты исследования влияния социально-экономических проблем, связанных с обеспечением условий развития детей и их потребностей в продуктах питания, позволили нам определиться с основными подходами к формированию стратегии развития индустрии детского питания:

— использование возможностей программно-целевого подхода к стимулированию развития;

— стремление к избирательности и адресному характеру социальной защиты;

— комплексный подход к решению проблем индустрии;

— сочетание универсальности с селективностью при выборе мер регулирования развития индустрии;

— всемерное стимулирование повышения качества.

Формированию стратегии базируется на проведении стратегического анализа по различным направлениям: 1) анализ внешней среды (сканирование), 2) анализ положения в отрасли и исследование рынка.

Сканирование, проводимое по социально-экономическому и техническому направлениям, позволило нам оценить значимость различных изменений во внешней среде. Количественный анализ состояния, проведенный с помощью системы критериев развития индустрии детского питания, позволяет нам сделать выводы методологического плана:

— достижение поставленных целей предполагает адаптацию комплекса социальной защиты к рыночным условиям с учетом изменившихся приоритетов развития;

— создание условий для развития индустрии детского питания основано на взаимосвязи социальной и экономической политики;

— подобная взаимосвязь невозможна без непосредственного участия государства в процессе регулирования рыночных отношений.

В настоящее время производители самостоятельно не имеют возможности справится со сложившейся неблагоприятной финансовой ситуацией. Наряду с этим, развитие процесса государственного инвестирования индустрии заторможено по аналогичным макроэкономическим причинам. Отрицательные последствия этих явлений выражаются в ускорении морального и физического старения производственной базы индустрии. Торможение процесса обновления технологического парка, морального и физического старения и износа оборудования, технических средств обусловило угасание покупательского интереса (спроса) к продукции отечественной индустрии детского питания. Результаты технического сканирования, взаимоувязанные с результатами экономического сканирования, подтверждают остроту стоящих перед индустрией на современном этапе инновационных и инвестиционных проблем.

В этих условиях в качестве мер по достижению изменения в положительную сторону сложившейся ситуации нами выбирается стратегия достижения. Особенность данного вида стратегии заключается в определении программы действий, выполнение которых при спрогнозированном стечении обстоятельств способна обеспечить достижение желаемого результата. При стратегическом планировании достижения индустрией детского питания преимуществ на рынке необходимо учитывать жесткие условия конкуренции с импортными аналогами, а значит, применение остаточной стратегии освоения незаполненных ниш средними или даже устаревшими изделиями бесперспективно. В тоже время рассчитывать на завоевание ведущих позиций в рамках наступательной стратегии путем переориентации предприятий индустрии на перспективные виды производств ей не позволяет находящаяся на этапе становления производственная база. Интенсивный поиск незаполненных ниш и гибкая адаптация производства к меняющейся конъюнктуре, обусловленные защитной стратегией, предполагают наличие сильных позиций в маркетинге и значительный производственный потенциал, которым пока не располагают предприятия индустрии. Достижение успеха на рынке путем приобретения научно-технических разработок, имеющих стратегическое значение^ определяет суть поглощающей стратегии. Однако на сегодняшний день отечественными специалистами в области детского питания уже разработаны технологии пятого поколения, которые еще предстоит внедрять на базе создаваемой индустрии. Таким образом, в сложившихся условиях, по нашему мнению, наиболее приемлемой стратегией развития индустрии детского питания является промежуточная стратегия, которая сводится к разумной конкуренции и использованию слабых сторон конкурентов. Успех при этом достигается за счет самостоятельного проведения эффективной инвестиционной политики и подбора ассортимента. Источниками покрытия потребности предприятий индустрии детского питания в оборотном и основном капитале могут традиционно являться собственные и заемные средства. Использование собственных средств, формируемых за счет отчислений от прибыли, неосуществимо в условиях строительства и реконструкции производства. По виду привлечения заемных средств теоретически они располагают следующим выбором: государственные субсидии, банковские коммерческие кредиты, привлечение иностранного капитала, выпуск ценных бумаг, оперативный и финансовый лизинг.

На практике наиболее доступным источником для инвестирования развития отрасли продолжает оставаться государственный бюджет, дефицит которого не позволяет реализовать намеченные целевой комплексной программой «Развитие индустрии детского питания» мероприятия. Привлечение иностранного капитала также не отличается перспективностью по причине незаинтересованности зарубежных предпринимателей во вложении средств в производство на территории России продукции, которую они на выгодных для себя условиях активно поставляют и реализуют на отечественном рынке. Применительно к условиям развития индустрии детского питания эти факторы определяют состояние инвестиционного климата в отрасли, определяемого сложившейся конъюнктурой инвестиционного рынканаличием условий для окупаемости инвестированного капиталаперспективой использования различных источников финансирования. Под этим подразумевается надежность вложений в тот или иной инвестиционный проект, направленный на достижение определенных целей. В зарубежной практике для нивелирования возможных осложнений разработаны специальные ставки, страхующие тот или иной вид инвестиционного риска, которые распределяются следующим образом:

— сохранение позиций на рынке- 6%;

— обновление основных фондов -12%;

— экономия текущих затрат -15%;

— увеличение доходов — 20%;

— реализация рискованных проектов — 25%. 131, с.94].

На увеличение процентной ставки за пользование кредитом оказывает влияние ухудшение условий окупаемости инвестируемого капитала, что можно заключить по росту порогового значения рентабельности, обеспечивающей безубыточность при фактическом его снижении.

При всем этом, в условиях инфляции рост цен на производимую индустрией продукцию способствует увеличению объема продаж и одновременно — доходов на вложенные инвестиции. Таким образом, происходит расширение финансовых возможностей окупаемости инвестиций. Если предположить рост цен на производимую индустрии продукцию и увеличение ее потребительской стоимости из-за повышения качества, то при увеличении доходов населения сокращается срок службы потребительских благ. При этих условиях возникает реальная возможность погашения задолженности по кредитам за счет прибыли от реализации продукции.

Возможность использования различных источников финансирования находится в зависимости от объективных причин, которые обусловлены общей проблемой финансовой нестабильности. Хотя государственные субсидии продолжают оставаться основным источником поддержания процессов реконструкции и строительства предприятий индустрии детского питания, они реализуются частично по причине дефицита средств в государственном бюджете.

Исходной базой планирования деловой стратегии является прогноз, который позволяет предсказывать возможные структурные изменения в состоянии объекта, возникновение вероятных конкурентных ситуаций. Прогнозирование возможных ситуаций в индустрии детского питания по итоговому показателю — наращиванию объемов продукции, производимой предприятиями, основано на достижении целей, намеченных Федеральной целевой программой «Развитие индустрии детского питания на 1996;1997 годы» при определенной вероятности её финансирования.

Предприняв вычисления с помощью приемов корреляционного анализа, в ходе которых измерялась сила связи между уровнями динамических рядов Xt — долей бюджетного финансирования и Yt — темпов роста объемов производимой индустрией детского питания продукции, мы получили значения коэффициентов корреляционной зависимости Рк равные 0,4 и 0,5, что свидетельствуют о средней силе зависимости между ними. (см. таблица 5 стр. 88).

Более того, эта связь отличается признаками авторегрессии, т. е. снижению доли финансирования соответствует спад темпов роста производства. При этом наблюдается временной разрыв между изменением одного динамического ряда, которое оказывает влияние на уровни другого динамического ряда — временной лаг. Установив размерность временного лага, мы сможем прогнозировать изменения показателей динамического ряда — увеличение объемов производства продуктов детского питания в зависимости от уровня финансирования. На графике 1 представлена динамика Xt и Yt.(cTp. 89) Обе кривые достаточно вытянуты, что позволяет предположить, что в данном случае мы имеем дело с параболической зависимостью, определяемой полиномом степени к, поэтому для расчета параметров уравнения зависимости мы выбрали метод конечных разностей. С помощью этого метода для динамических рядов Xt и Yt мы получили уравнения возрастающей параболической зависимости второго порядка. Для получения более надежных результатов и исключения ложной корреляции, вызванной параллельным изменением динамических рядов, в наших расчетах вместо исходных значений Xt и Yt мы пользовались отклоне.

Расчет параметров уравнений регресии для Yt, XtТаблица 5.

Годы t Yt Ytt tkv Yt kv Rk dt1 dt2 dt3 dt4 dcp dcpl dcp2 dcp3 a b с d Yt*.

1991 1 95 95,4 1 9101,2 -7 1 -4 38 116,54.

1992 2 89 177,6 4 7885,4 -6 -3 34 -69 100,53.

1993 3 83 249,6 9 6923,9 -8 32 -35 95,999.

1994 4 75 300 16 5625 24 -3 99,801.

1995 5 99 493 25 9722 20 108,77.

1996 6 119 714 36 14 161 119,76.

Итого 21 560 2030 91 53 418 0,5 24 27 -4 -31 4 3,9 6,75 -2,1 97 4 3 -1.

1998 8 прогноз 135,15.

Годы t Xt Xtt tkv Xttkv Rk dt1 dt2 dt3 dt4 dcp dcpl dcp2 dcp3 a b с d Xt*.

1991 1 50 50 1 2500 -18 8,9 16 -53 48,63.

1992 2 32 64,2 4 1030,4 -9 25 -37 63 35,34.

1993 3 23 69,3 9 533,61 16 -12 26 32,5.

1994 4 39 156,4 16 1528,8 4 14 34,72.

1995 5 43 214 25 1831,8 17 43,5.

1996 6 60 360 36 3600 60,34.

Итого 21 247 913,9 91 11 025 0д4 10 35 5 9,7 4 1,7 8,78 2,3 50 2 4 1.

График 1.

Темпы роста производства детского питания Yt и уровня бюджетного финансирования Xt.

00 vo ниями d Xt и d Yt. Используя выведенные уравнения регрессии мы определили расчетные значения переменных Xt* и Yt*, которые изображены на графиках 2, 3, а также отклонения d Xt = (XtXt*) и d Yt =(YtYt*). (стр.91).

По полученным значениям d Xt и d Yt в таблице 6 мы определили коэффициенты корреляции Rk для периодов запаздывания L от О до 5 (стр. 92) По приведенным в ней значениям коэффициента Rk можно сделать вывод о том, что снижение темпов роста производства детского питания происходит с отставанием на 1 год от урезания доли бюджетного финансирования.

На основании длины временного лага мы определили параметры уравнения регрессии dYt= а * dXt -1 или dYt= 0,63 * dXt -1. Уравнение для расчета прогнозных значений производства детского питания Yt" также является уравнением параболы второго порядка. Статистическая надежность модели Yt" проверена вычислением суммы квадратов отклонений в таблице 7.

Определение степени достоверности уравнений зависимости Yt, Xt.

Заключение

.

Продукты детского питания в отличии от прочей продукции отечественной перерабатывающей промышленности имеют специфические медико-биологические и технико-экономические характеристики, а также особое социальное значение для общества. Учитывая то, что исследования в направлении изучения экономики детского питания ранее не проводились, в работе рассмотрен комплекс методических подходов к анализу состояния индустрии детского питания как исследуемого объекта. Для детального рассмотрения предмета исследования нами предложена классификация продуктов детского питания по медико-биологическим и технико-экономическим характеристикам (схема 1). На основе разработанной классификации автором определен перечень перспективных технологий, имеющих приоритетное право на широкое внедрение в производство, как соответствующих медико-биологическим особенностям детей и не уступающих зарубежным аналогам.

Результаты проведенного исследования свидетельствует о том, что критическое положение детей в России во многом зависит от обеспечения их специализированным питанием. В тоже время, необходимо учитывать, что фактическое положение детей определяется конкретными реалями страны, уровнем развития системы социальной защиты и другими объективными и субъективными условиями. Существующая система социальной защиты и медицинского обслуживания детей не гарантирует обеспечения удовлетворения потребностей в детском питании. Поэтому проблемы содержания детей, численность которых составляет 26,9% всего населения РФ, достигли предельной остроты и порождают неблагоприятные демографические тенденции, ухудшение состояния здоровья будущего населения страны. Причины этих явлений кроются в социальной незащищенности детского населения России, а также неразвитости отечественного производства указанных продуктов и системы обеспечения ими детей. Современное состояние проблемы обеспечения детей продуктами питания и создание необходимых для этого условий требует принятия безотлагательных мер. Исходя из того, что с переходом к рыночным отношениям изменяется экономический подход к формированию системы социальной защиты, нами предложено учитывать детей в возрасте до 3-х лет в категории социально-уязвимого населения.

Придание особого социального статуса детям предполагает создание такой системы социальной защиты, которая гарантировала бы условия выживания для ребенка. Непременным условием эффективного функционирования данной системы является разработка и массовое производство продуктов детского питания в объемах, достаточных для удовлетворения сложившихся потребностей.

Установлено, что расчетный уровень удовлетворения потребностей носит условный характер и не может равняться фактическому, который формируется под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Исследование системы социально-экономических показателей развития индустрии показало, что в ходе проведения экономических реформ возможно ограничение платежеспособности населения, поэтому применяемый в настоящее время показатель расчетной потребности не отражает истинную величину потребности общества в конкретной продукции. В условиях неограниченных платежеспособных возможностей при ограниченном товарном предложении рекомендуется применять показатель действительной потребности, которая превышает достигнутый на данном этапе уровень производства. Следовательно, определенному уровню развития производства соответствует и определенный уровень удовлетворения действительной потребности.

В результате проведенного социально-экономического анализа развития индустрии нами предложена и обоснована система критериев, в соответствии с которой проведена количественная оценка уровня развития индустрии детского питания за семилетний период. Она включает в себя следующие критерии: удовлетворение потребностей в детском питаниикоэффициент соответствия ассортимента продукции индустрии детского питания структуре потребностей в нейкоэффициент соотношения темпов роста доходов семей, имеющих детей, и цен на детское питаниеуровень содержания вредных веществ в отечественных продуктах детского питания. В качестве пороговых значений рассматриваемых критериев были применены научно обоснованные расчетные и аналитические показатели. В работе предложена схема соотнесения основных индикаторов качественного состояния системы и механизмов регулирования достижения желаемого результата в соответствии с системой критериев.(с. 39) Результаты прогноза значений критериев показали, что адаптация индустрии детского питания к рыночным условиям определяется не только состоянием производственного потенциала, но и перспективами государственного регулирования.

Современные тенденции развития индустрии детского питания обусловлены сложной социально-экономической ситуацией в стране и неблагоприятным финансово-материальным положением общественного производства. В настоящее время формирование производственной базы индустрии детского питания находится на начальной стадии, которая из-за отсутствия регулярной финансовой подпитки оказалась в законсервированном положении. Проведенный анализ показал, что предприятия пищевой промышленности изначально не были сориентированы на развитие производства продуктов питания для детей. Директивное развитие этого направления и отсутствие рыночных стимулов не позволили своевременно сформировать необходимой материальной базы.

В диссертационном исследовании для обоснования принятия решения поставленной проблемы проведено сканирование внешней среды и выявлены внешние и внутриотраслевые факторы, оказывающее влияние на условия адаптации индустрии детского питания к рыночным условиям. Их изучение позволило определить, что состояние кредитно-финансовой сферы экономики занимает лидирующее положение среди внешних факторов, лимитирующих развития индустрии детского питания, а решающим внутриотраслевым фактором является планомерное выполнение инвестиционной программы.

Основываясь на повышенном социально-экономическом значении продукции и макроэкономическом характере лидирующих факторов, автор пришел к выводу, что индустрия детского питания, как никакая другая отрасль промышленного производства, нуждается в государственном регулировании. Государственное регулирование социально-экономического развития производства детского питания целесообразно осуществлять на основе комплексных программ. Изучение разработанных в период 1991;1996 гг. и утвержденных соответствующими постановлениями Правительства комплексных целевых программ развития индустрии детского питания в сопоставлении с научно обоснованным организационно-экономическим механизмом планирования и управления программами позволило нам сделать вывод об отсутствии структуризации целей и одностороннем подходе к разработке программ и недостатке комплексного подхода.

Исходя из результатов анализа факторов, лимитирующих развитие индустрии, нами разработана структура иерархии приоритетных целей развития производства детского питания (схема 3). Несоблюдение при разработке комплексных целевых программ иерархии целей привело к недостаточной действенности мер, принимаемых в соответствии с её положениями.

С целью определения направлений эффективного использования всех средств государственного регулирования для достижения поставленной цели, нами предложено использовать схему организационно-содержательных связей между субъектами, элементами и средствами этого регулирования (схема 4). Изучение этих связей позволило выявить причины неэффективности мер, предпринимаемых в рамках выполнения программ.

Так, в частности, при создании целевой комплексной программы развития индустрии детского питания не были решены вопросы взаимосвязи конечной цели с отдельными регуляторамидопущены отклонения от научно обоснованных приоритетов инвестированиянарушены принципы комплексности принимаемых решений и не разработана система управления и контроля за её выполнением. В рамках разработки и реализации программы развития индустрии детского питания нами предлагаются следующие направления совершенствования системы государственного регулирования: установление целей в соответствии с иерархиейприведение системы государственного регулирования в соответствие с научно обоснованной схемой организационно-содержательных связейорганизация эффективного управления комплексной программойскоординированность принимаемых мер по реализации мероприятий программы с направлениями государственной политики, а также, разграничение полномочий и закрепление персональной ответственности по их выполнениюстабилизация финансового обеспечение комплекса мероприятий.

Результаты технического сканирования во взаимосвязи с результатами экономического сканирования показали, что отсутствие поступательного развития объясняется несоответствием используемых технологий требованиям, предъявляемым потребителями к продовольственным продуктам, что, в свою очередь, связано с устареванием и несовершенством используемого оборудования и технических средств. В этой связи для индустрии на современном этапе особо остро стоят инновационные и инвестиционные проблемы. Для их решения нами выбрана промежуточная стратегия достижения поставленной цели. Успех при этом достигается за счет самостоятельного проведения эффективной инвестиционной политики и подбора ассортимента продукции. Так как эффект от инвестиционных вложений в рамках целевой программы «Развитие индустрии детского питания» периода 1996;1997 гг. должен наступить не ранее 1998 года, то при сохранении тенденции частичного субсидирования остается непрофи-нансированным объем работ на 198,06 млрд руб.

В результате проведенного корреляционного анализа нами установлена связь с элементами авторегрессии между динамикой показателей доли финансирования и темпов роста объемов производства, что свидетельствует о наличие временного лага. Дальнейшие расчеты показали, что снижение темпов роста производства детского питания происходит с отставанием на 1 год от урезания доли бюджетного финансирования.

В работе предлагается инвестиционная стратегия покрытия недостающего объема финансовых ресурсов, запланированных к выделению из бюджета за счет заемных средств. Эффективность такого способа инвестирования зависит от нормы доходности на вложенный капитал и определяется не только ситуацией на кредитном рынке, но и тенденциями развития хозяйственной системы на перспективу. При этом для оценки эффективности инвестиций в работе используется метод конечного финансового состояния, предполагающий применение в расчетах разнящихся процентных ставок на доходы от их внедрения и процентных ставок на покрытие расходов, дисконтированных к последнему году инвестиционного периода. Расчет процентной ставки на расходы по кредитным ресурсам проведен нами с учетом инфляционных тенденций. Для определения ставки по доходам нами применен расчет годовой приведенной нормы эффективности капиталовложений по результатам сводного прогноза развития хозяйственной системы на перспективу исходя из динамики доходов, розничных цен, срока службы потребительских благ и периода эксплуатации фондов, полученного в ходе исследования лага капиталовложений.

В результате применения этой стратегии, обеспечивающей покрытие потребностей в инвестициях проекта, разработанного в рамках целевой программы «Развитие индустрии детского питания», к концу 1998 года рост объемов производства детского питания составит 201% к достигнутому уровню 1996 года.

В ходе исследования выявлен ряд обстоятельств, препятствующих освоению рынка отечественными продуктами детского питания, а именно, спад промышленного производства, постоянный рост себестоимости продукции, неплатежеспособность потребителей, агрессивная конкуренция импортных товаров, разрушение сети государственных посреднических организаций. Из этого следует, что проблема сбыта для оптимизации развития индустрии является на сегодняшний день особенно актуальной.

Неблагоприятные тенденции в процессе формирования рынка детского питания, по нашему мнению, являются результатом самоустранения государства от своей регулирующей роли.

В ходе исследования состояния рынка путем определения коэффициента концентрации (63%) и индекса Херфинделя (1701), нами выявлена умеренная степень монополизации продавцов, реализующих импортное детское питание. Это свидетельствует о наличии возможностей для расширения на рынке сектора отечественных продуктов, наращивания производственных мощностей, получения доступа к оптово-розничной сети, восстановления паритета цен.

Изучение связи между концентрацией продавцов и уровнем монополизации рынка позволило сделать вывод о неэластичности изменения спроса от цены, что способствует установлению монопольной власти продавцов, специализирующихся на реализации ввезенных из-за рубежа продуктов питания. Поэтому, несмотря на определение рынка по оценочным показателям как умеренно монополизированного, результаты исследования показали наличие значительного монопольного влияния компаний, реализующих зарубежное детское питание, что свидетельствует о квазимонопольном характере рынка.

При этом, мы полагаем, что детское питание необходимо ввозить в объемах потребностей, необеспеченных за счет собственного производства и рассчитанных по научно обоснованным нормам. Однако многообразие зарубежных продуктов по оценкам отечественных специалистов неоднородно по своей диетологической и питательной ценности. Поэтому для защиты интересов отечественных производителей на рынке следует вводить квоты с разграничением по ассортиментным группам и конкретным наименованиям. В результате исследования мы определили, что наиболее актуальной для российских детей группой импортных продуктов являются сухие адаптированные молочные смеси, в число которых входят новые лечебные и диетические продукты, заменители материнского молока для искусственного вскармливания.

Анализ причин, обусловивших современное состояние отечественного рынка детского питания показал, что сложности со сбытом у отечественных товаропроизводителей обусловлены не только недобросовестной конкуренцией импортеров, но и недостатками организации системы реализации продукции отечественными товаропроизводителями.

Проведение сопоставительного анализа характеристик реализации маркетинговых функций субъектами маркетинга в рамках внутрифирменного и корпоративного маркетинга, позволило сделать вывод о том, что изучение корпоративного маркетинга предполагает использование институционного подхода. В соответствии с этим нами исследовались оптовая и розничная торговля и производители.

В рыночных условиях отдельные виды продукции индустрии могут испытывать затруднения с внедрением их на рынок и успешной реализацией. С целью определения степени соответствия потребительских свойств продукции сложившемуся спросу и направлений формирования системы обеспечения потребителей продуктами детского питания был проведен системный анализ маркетинга детского питания.

Для определения перспективных демографических групп потребителей по наиболее важным для расширения рынка социально-экономическим характеристикам продуктов детского питания нами осуществлена продуктовая сегментация рынка. В качестве инструмента обоснования сегментации разработана функциональная карта продуктовой сегментации, на основе которой определены наиболее привлекательные сегменты целевого рынка. С точки зрения оценки соответствия потребительских характеристик различным возрастным группам это будут потребители, имеющие детей 0−1 года жизни, которым необходимы продукты для частичного прикармливания или искусственного кормления, а также специализированные и лечебные продукты.

Для оценки степени приоритетности продуктов детского питания по основным ассортиментным группам использован метод функционально — стоимостного анализа. Результаты расчетов показали, что сухие адаптированные смеси для кормления детей раннего возраста нуждаются в проведении комплекса мероприятий, направленных на адаптацию данной ассортиментной группы к рыночным условиям.

Целевая установка маркетинга индустрии детского питания на расширение рынка сбыта своей продукции и успешную конкуренцию с импортом, требует привлечения разветвленной сети посреднических фирм. Необходимость в посредниках возникает в случае реализации продуктов детского питания с длительными сроками хранения. Существующая система сотрудничества с крупнейшими оптово-розничными структурами не позволяет производителям реализовать продукцию на выгодных для себя условиях и конкурировать с импортными аналогами. Создавая каналы сбыта производитель сталкивается с риском затоваривания или сотрудничества со случайным посредникам на его условиях без гарантий. Выходом из сложившейся ситуации может служить вертикальная интеграция производителей детского питания и сбытовых структур, что возможно только при условии выбора оптимальных каналов распределения продукции индустрии, создание на базе действующих предприятий вертикальных маркетинговых систем с предоставлением в них монопольных прав производителям. При этом количество уровней зависит от особенностей целевого рынка, который может быть представлен одним или несколькими секторами, различающимися объемами поставок.

Проведенная в исследовании оценка доступности для покупателей детского питания, реализуемого с: участием различных типов посредников, показала, что более низкая розничная цена будет иметь место при посредничестве дистрибьюторов .

Обобщение результатов проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что решение проблемы развития индустрии детского питания и удовлетворения потребностей в этих продуктах заключается в комплексном подходе к оценке потребностей в продуктах, их производства и реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Поповская Е. Методология проведения обследований товарных рынков в переходной экономике. // Вопросы статистики. -1997. № 4. — С. 26−29.
  2. . И. М. Малообеспеченность: старые проблемы и новые тенденции. // Проблемы прогнозирования. Интерпериодика. — М. : — 1995. — № 6. -С. 103−114
  3. Г. За маму, за папу, за «доброго» дядю из Америки. // Подмосковные известия от 28. 05. -1994 г. С. 3
  4. Г. А., Большаков О. В., Бедных Б, с., Корочкина Р, с. Прогнозная оценка потребности в детских молочных продуктах. // Пищевая промышленность 1996. № 1. — С. 8−9
  5. В. В., Храмова Л. П., Черепанцева А. Ф. Консервы детского питания в Подмосковье. // Пищевая промышленность. -1996. -№ 1. -С. 10−11
  6. Л. В., Сребник Б. В. Маркетинг. Учебное пособие. -М.: МОСУ, 1994.-23 с.
  7. Г. Д. , Радько А. В., Степанов В. А. Экономическое прогнозирование спроса населения и управление товарными рынками. -М.: Экономика, 1977.- 13−24 с.
  8. Бедных Б, с. Государственная научно-техническая программа России «Перспективные процессы в перерабатывающих отраслях АПК».// Пищевая промышленность. -1993. -№ 1. -С. 12
  9. . С., Морозов Ю. С., Андреенко Л. Г. Молочные продукты для малышей.// Пищевая промышленность.-1995.-№ 6. С. 10
  10. . С., Морозов Ю. С., Андреенко Л. Г. Новые продукты детского питания II Пищевая промышленность. 1996. — № 1. С. 13
  11. . С., Морозов Ю. С., Андреенко Л. Г. Ученые производству молочных продуктов детского питания // Пищевая промышленность. -1991. -№ 10. -С. 44−47
  12. Е. Н., Тутельян В. А. Качество и безопасность продуктов детского питания в России: медико-биологические требования и результаты мониторинга.// Вопросы питания. -1996. -№ 5-С. 8−14
  13. А. Н., Панфилов В. А., Тужилкин В. И. и др. Система научного и инженерного обеспечения пищевых и перерабатывающих отраслей АПК России. М.: Пищевая промышленность, 1995. — 179 181 с.
  14. Л. О стратегии государственного регулирования экономики. // Экономист. 1993. — № 7- С. 37−40
  15. Большая медицинская энциклопедия. // Советская энциклопедия. -3-е изд. М., -1982. — Т.19.-С. 362
  16. В. Д. Боссерт. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. М.: ПСБ Трайдинг ИНк, 1994. — 78 с.
  17. Л., Меркулов В. Пищевая промышленность СНГ: кризис усугубляется. // Деловой мир. -1993. 2 июня
  18. А. Л. Котляр А. А. Имитационное моделирование на современном этапе экономики. -М.: Наука, 1993.- 17−27 с.
  19. Верные социальные ориентиры могут стабилизировать ситуацию в стране. II Человек и труд. -1995. № 6 — С. 48−51
  20. А. Г. Демографическое положение России. II Проблемы прогнозирования. 1995. — № 1. — С. 84 -103
  21. Внешняя торговля. II Внешняя торговля. -1996.-№ 9. С.53
  22. А. А. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода. (Методы исследования и прогнозирования). Монография. М.: ИМЭИ, 1995, 20−79 с.
  23. Л. Вот моя большая ложка! // Российская газета.-1996.- 14 фев.
  24. В. А. О проблемах детского питания в РФ и путях их решения. // Пищевая промышленность. 1995. — № 6- С. 4−6
  25. А. И. Формирование производственного потенциала: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1992.- 25−37 с.
  26. С. Ю. Теория долгосрочного технико экономического развития. — М. — ВлаДар, 1993. — 282 с.
  27. А. Е., Городецкий Д. Е. Экономические реформы и динамика социальной структуры. / Кн. «Социальные цели и социальная реформа». Сборник статей. -М.: РАИ ИЭ. 1994. — С.21−25
  28. В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: СПбУЭФ, 1993. — 5,7,81 с.
  29. В. Д., Панченко Г. М., Тульская Н, с. Развитие маркетинга в пищевой промышленности и особенности его организации. // Пищевая промышленность. -1994. № 11. — С. 5
  30. В. П., Дубинский Л. М., Павлюченко А. К. Проблемы рынка продовольствия. // Пищевая промышленность. 1996. — № 6.- С.2−3
  31. В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. Учебное пособие. М.: Пищевая промышленность, 1994. — 124 с.
  32. В. В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.- 12, 34−42 с.
  33. В. И. Система маркетинговых коммуникаций и сбытовой деятельности. Учебное пособие СП.: Санкт- Петербургский Университет экономики и финансов, 1993. — 24 с.
  34. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: БУК Чембер Интернэйшнл, 1992. 32−55 с.
  35. Е. В. Системы социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. / В сб. ст. «Социальные цели и социальные реформы. М.: РАН ИЭ. — 1994. — С. 33−37
  36. А. В. Государственное регулирование в переходный период. // Экономист. -1991. № 5. — С. 30
  37. Загранкомандировка все спишет.//Известия. -1996.-№ 43.1. С. З
  38. Е., Райзберг Б. Государственные программы и рынок. // Плановое хозяйство. -1991. № 3. — С. 33−41
  39. А., Гончаров В. Пищевая промышленность в условиях перехода к рынку. // Вопросы экономики. 1990. — № 10- с. 132 136
  40. Зубков А, с. Маркетинг пищевых продуктов. // Пищевая промышленность. -1991. № 12. — С. 9
  41. П. Экономическая роль государства (объективные предпосылки, мировой опыт, дезорганизованная экономика). // Плановое хозяйство. -1991. № 1. — С. 58−71
  42. Инвестиции в России. Спецвыпуск Россия сегодня: реальный шанс. М.: ИАА «Обозреватель», 1994. — 305−307 с.
  43. Инфраструктура российского рынка. Экономико статистический обзор. -М.: ИЭ РАН, 1996. — 36−72 с.
  44. . Деловая стратегия. Пер. с англ. М. «Экономика». -М.: Экономика, 1991. 138 с.
  45. М. Г., Кузьмин А. М., Шалденков С, В. Функционально стоимостной анализ в инженерной деятельности. Учебное пособие. — М.: ИнфОрэлектро, 1990. — 47−59 с.
  46. Р. И. Госзаказ и методы экономического регулирования рыночных отношений. Кишинев: МИПРЭ.1992. — 3−8 с.
  47. А. И. Оборудование для производства продуктов на молочной основе. // Пищевая промышленность. 1991. — № 6. — С. 14, 20
  48. Коммерческая оценка инвестиционных проектов: основные положения методики «Альт-Инвест». Санкт-Петербург: ИКФ «Альт-Инвест», 1993. — 63 с.
  49. Компания «Нутритек" — мы работаем для ваших детей. // Пищевая промышленность. -1995. № 6. — С. 17−18.
  50. О. Г. Перспективные технологии производства про дуктов детского питания. // Пищевая промышленность. 1995. — № 6. — С. 14
  51. Н. И. Схема анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках. /В сборнике статей «Проблемы становления рыночных отношений, ч. 3- СПб.: СПб УЭФ. 1996. — С. 102−106
  52. Я. Дефицит, пер. с венг. Науч. ред. Д. Марков и М. Усиевич М.: Наука, 1990. -19 — 31 с.
  53. Ф. Основы маркетинга. Пер. с анг. / Под. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Изд. группа «Прогресс» и «Универс». — 1993. — с. 406
  54. Критерий // БСЭ. 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1973/-Т. 13- С. 450
  55. М. Управленческое консультирование. М.: Интерэксперт, 1992.- 17−19 с.
  56. В. Г. Стратегия развития предприятий и фирм в России. /В сборнике статей «Проблемы становления рыночных отношений, ч. 3- СПб.: СПб УЭФ. -1996. С. 3−8
  57. Кузнецова А. Индустрия детского питания в Российскойф
  58. Федерации. // Экономист. 1994. — № 10. — С. 93−96
  59. Ладодо К, с. Специализированные продукты в лечебном питании детей. // Пищевая промышленность. 1995. — № 6. — С. 18−20
  60. Е. От концепции к программе действий. // Человек и труд.- 1996.-№ 4.-С. 42−50.
  61. А. И., Яркин А. П. Платежеспособный спрос населения. -М.: Мысль, 1976.- 30−46 с.
  62. А. И. Социально-экономические проблемы развития спроса населения СССР. М.: Мысль, 1969.- 3−29, 47−56 с.
  63. А. И., Яркин А. П. Экономика потребления. Вопросы теории, управления, прогнозирования. М.: Наука, 1984. — 76−80 с.
  64. А. И., Яркин А. П. Экономическое регулирование внутреннего рынка. М.: Экономика, 1978. — 24−65 с.
  65. Ю., Харченко В., Иоффина О., Акопян А. Демографическая ситуация в России: состояние и перспективы. // Вопросы статистики. 1997. — № 3. — С. 59−67.
  66. Р. А. Основы маркетинга и менеджмента. М.: РАУ, 1993.- 19 с.
  67. Н. Н. Приоритетные направления научного обеспечения федеральной целевой программы развития индустрии детского питания. // Вопросы питания. 1996. — № 5. — с. 18−22
  68. Н. К., Карпунин М. Г. Виды экономического анализа и его организация. М.: Энергия, 1983. — 5−8 с.
  69. . И., Карпушин М. Б., Любенецкий Я. Г. и др. Анализ обоснования хозяйственных решений. -М.: Финансы и статистика, 1991.- 3−6 с.
  70. А. В. Вопросы безопасности пищевой продукции. / В сборнике статей «Проблемы становления рыночных отношений, ч. 3-СПб.: СПб УЭФ. -1996. С. 94−98
  71. Л. Г. Консультативно-диагностический центр «Детское питание»: задачи и перспективы. // Вопросы питания. 1996. — № 5. — С. 62−63.
  72. Медузов В, с., Бирюкова 3. А., Иванова Л. И.. Производство детских молочных продуктов. М.: Молочная и пищевая промышленность, 1982. — 69−80 с.
  73. О., Серова Е.. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. // Вопросы экономики. -1995.-№ 1.-С. 70
  74. Е. В. Здоровье и жизнь детей под государственную защиту. // Человек и труд. — 1997. — № 5. -С. 57
  75. Е. В. Чем дитя утешится . // Социальная защиты. -4 1994.-№ 4.-С. 47−49
  76. С. Ю. Государственное регулирование экономики и обоснование системы регуляторов. / СНТ. Государственное регулирование экономики. Киев.: ИЭУ. -1992. — С. 4−11
  77. Н. К., Кузьмин А. М., Шалденков С. В. Функционально стоимостной-анализ в инженерной деятельности. Учебное пособие. М.: Инфорэлектро, 1990. — 47−53 с.
  78. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Второй этап. -М.: Госкомстат РФ, Министерство социальной защиты населения РФ. 1996. — С. 3−11
  79. М. С. Системная концепция маркетинговых исследований. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 4, 23 с.
  80. Мы работаем для ваших детей. Нутритек. // Пищевая промышленность. 1995. — № 6. — С. 17−18
  81. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения. // Вопросы экономики. -1995. № 1. — С. 107
  82. Основные направления единой государственной денежно -кредитной политики на 1997 г. // Деньги и кредит. 1996. — № 12. — С. 325
  83. А. Импортеры диктуют свои условия производителям. // Коммерсантъ-Daily (Food). -1996. № 159. — С. 9
  84. Н. Внимание, отрава!// Мегаполис -экспресс. От 29. 09. 1995- № 37- С. 11
  85. А. И. Прогнозирование социально-экономического развития в условиях радикальной экономической реформы. Учебное пособие. -Ленинград.: ЛФЭИ, 1989. 88 с.
  86. Проблемы детства: состояние и перспективы. // Социальное обеспечение. 1996. — № 1. — С. 6−8
  87. Финансовое приложение // Подмосковные известия. 1994.28 мая
  88. В. В. О чем говорят цифры. // Вопросы питания. -1996.-№ 5.-С. 84−86
  89. Производственно-экономические показатели предприятий пищевой перерабатывающей и рыбной промышленности за 1990−1995 годы. М.: Минсельхозпрод РФ, 1996. — 26−29, 15 с.
  90. Е. В. Методология и организационно-экономический механизм программного планирования и управления: Автореферат дис. док. экон. наук. М., 1990.- 3−28 с.
  91. Е. В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М. — Наука, 1989 -12−47 с.
  92. Реформы в России: социально-экономический аспект. Проблем но-тематический сборник. М.: Институт научной информации по общественным наукам, 1996. — 7, 10−15, 27−33 с.
  93. П. В., Федорова М. И. Вопросы разработки социальной стратегии в переходный период. / В сб. ст. «Социальные цели и социальные реформы. М.: РАН ИЭ. 1994. — С. 17−24
  94. Г. Ю. Проблемы обеспечения детского населения России высококачественными продуктами проблема национальной безопасности. // Вопросы питания. — 1996.-№ 5. — С. 3−8
  95. Л. Н. Социальная направленность инвестиционной политики на начальном этапе реформирования экономики. / Кн. Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки народного хозяйства РФ. М .: Институт экономики. -1993. — С. 35
  96. В. П. Обеспечение детей раннего возраста продуктами питания общегосударственная задача. // Пищевая промышленность. -1995. — № 6. — С. 2−3
  97. Е. К. Экономические показатели промышленности. Справочник. -М.: Экономика, 1974. 18 с.
  98. М. А. Системна маркетинга (социально- экономический анализ, компьютеризация). М.: МГУ, 1992, — 4, 176−178 с.
  99. Г. М., Акимова Е. А., Милякина Е. В. На рынке некачественных товаров. // Вестник МВД РФ. -1996. № 5. — С. 86−93
  100. Ю. И. Инвестиционный кризис и инновации. В кн. «Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки народного хозяйства РФ. М.: Институт экономики, 1993. — 10 с.
  101. Социальное обеспечение // Статистический словарь. Изд. второе, перераб. и дополнен. М.: Финансы и статистика, 1989. — С. 441,459
  102. Ю. Регулирование экономики в переходный период. // Экономист. -1993. № 11. — С. 10−11
  103. С., Яковлева Е. Правительство всерьёз берется за колбасу. // Известия от 18. 04. 1996. С. 2
  104. В. А. Маркетинг и конкуренция пути интеграции в мировую экономику. — Н. Новгород.: Волго- Вятское книгоиздательство, 1995.- 22−23 с.
  105. Н. В. Решение стратегических задач управления на основе прогнозирования. Обзорная информация ВНИИ НТИ и ТЭИ Госкомплана БССР. Минск, 1990. — 28 с.
  106. О. А. Маркетинг: взаимосвязь производства, торговли и потребления. СП.: Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов, 1992. — 124 с.
  107. Тульская Н, с., Крылова В. П. Маркетинг и его значение для предприятий. // Пищевая промышленность. -1991. № 9. — С. 10
  108. Ю. В. Программа развития производства продуктов для детей раннего возраста.// Пищевая промышленность.-1991. № 6.-С. 14,20−21, № 8 — С. 36
  109. Н. Г. Экономические аспекты производства плодоовощной продукции для детей. // Пищевая промышленность. 1992. -№ 11.-стр. 12
  110. Управление государственными программами. // Прогнозирование и планирование. -1992 г. -№ 5. С. 13−18
  111. А. В. Создание экологически чистых продуктов детского питания. // Мясная промышленность. -1993. № 1. — С. 21
  112. Н. И., Демидова Л. Т., Петров А. И. Методы прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов, 1992. — 7 с.
  113. Учебник рыночной экономики. Под редакцией Б. А. Райзбер-га. // Деловой мир. 1992. — № 1−2. — С. 3−105
  114. Финансы капитализма. / Под ред. Б. Г. Бондырева. М.: Финансы и статистика. -1990. с. 40−46
  115. О. Б., Токарева Е. Н., Барышников Ю. М. Проблемы упаковывания детских молочных продуктов. // Пищевая промышленность.» 1991. № 6. — С. 14, 20−21
  116. С. Н. От качественного сырья к высококачественным продуктам. // Пищевая промышленность. -1991. № 6- С. 14, 20−21
  117. В. Н. и др. Эффективность инвестиций в рыночной экономике. Учебное пособие. М.: Академия Управления, 1993.-36−57 с.
  118. Я. Планирование и контроль капиталовложений. -М.: Экономика, 1987. 87- 104 с.
  119. С. Формирование объемов и структуры выпуска российских промышленных предприятий. М.: Вопросы экономики, 1993. -№ 9. — 27−33 с.
  120. Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Business речь, Дело, — 1992- 15 с.
  121. . Н. Естественная убыль россиян достигла почти миллиона человек в год. // Известия. -1997.- 4 мар.
  122. Ясли нынче не в чести. // Известия .- 1997. 5 мар.
  123. Hoorweg Y. Impact evaluation of child nutrition programmes. II Food police. 1988. — № 5. — p. 199−207
  124. Nestle M. Promotion Helth and Prevention Disease: Nation Nutrition Objectives for 1990 and 2000. // Food tecnology. -1988. № 2. — p. 103−130
  125. Norries P. Healf, diet and the ingredients industry. // Food. -1985.-№ 5.-p. 41−42
  126. Tuinenburg K. Market restructuring and pricing policies. // Food police. 1988. — № 2. — p. 27−36
  127. Veblen T. Food system trends and businees strategy. // Food tecnology. 1988. — № 1. — p. 126
Заполнить форму текущей работой