Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специализированные учреждения для несовершеннолетних как фактор формирования приемлемого экономического поведения (на примере Республики Татарстан)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональным, муниципальным органам власти, на территории которых размещены специализированные учреждения, определить бюджетные и внебюджетные источники формирования современной базы трудового воспитания, трудового обучения и реабилитации воспитанников. полнее использовать в деятельности специализированных учреждений уже наработанный прошлый отечественный опыт и опыт развитых стран в решении… Читать ещё >

Содержание

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что безнадзорность и беспризорность детей и подростков — это одна из самых тревожных проблем современного российского общества. Рост числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков является результатом глубочайшего социально-экономического и морально-психологического кризиса, переживаемого российским обществом и российской семьей, следствием которого становится возрастание подросткового бродяжничества и преступности, распространение наркомании, резкое ухудшение состояния физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, что, в конечном счете, создает угрозу качественному составу населения и будущемуны.

В современных рыночных условиях существующая в обществе экономическая практика игнорирует данную категорию детей и подростков как потенциальных участников социально-экономической деятельности. В связи с этим общество должно свести к минимуму риски в социализации подрастающего поколения и создать условия для воспитания социально адаптированного, экономически активного и нравственно устойчивого человека, способного социально приемлемыми методами построить свое экономическое благополучие. Решение данной задачи возлагается на специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Назначение этих учреждений сегодня — сформировать у этой социально-демографической группы детей и подростков навыки и нормы приемлемого экономического поведения, которое не противоречило бы целям общества и помогло подростку обрести в будущем социально-экономическую стабильность.

В таком аспекте деятельность этих специализированных учреждений для несовершеннолетних еще не изучалась и не прогнозировалась, что и определило выбор и актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Анализу проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних посвящены труды многих отечественных исследователей.

Достаточно подробно анализируются общие проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в работах JI.C. Алексеевой, AJI. Арефьева, A.B. Гоголевой, O.A. Дорожкиной, JT.T. Дулиновой, О. В. Зыкова, H.H. Ислановой, Т. В. Карпухиной, М. Н. Мирсагатовой, В. В. Морозова, Б. П. Прудникова, О. П. Рыбалкиной, H.JT. Хананашвили, A.A. Яковлева и др.1.

Фактор детской дезадаптации, безнадзорности и беспризорности, состояние здоровья и социальной адаптированности рассматриваются в работах Е. Б. Бреевой, A.B. Гоголевой, И. Ф. Дементьевой, C.B. Курбановой, Ф. А. Мустаевой, И. Б. Назаровой, E.H. Приступы, Е. И. Холостовой, Т. В. Шеляг и др.2

Причины утраты семейных и социальных связей безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних являются предметом исследований таких отечественных авторов, как: И. Ф. Дементьева, М. О. Дубровская, М. А. Егорова, В. К. Зарецкий, Л. Я. Олиференко, A.M. Прихожан, Е. И. Холостова, Т.И.

1 Алексеева, Л. С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: научно-методическое пособие [Текст]. / Л. С. Алексеева. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001- Арефьев, А. Л. Дет и улицы: беспризорники [Текст] / А. Л. Арефьев // Государственная служба. — 2004. -№ 1. — С. 120−128- Гоголева, A.B. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты [Текст]. / A.B. Гоголева. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2004- Дулинова, Л. Т. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления [Текст]. / Л. Т. Дулинова, AJ1. Маршак, Е. И. Холостова. — М.: Социально-технологический инсипуг МГСУ, 2000- Мнрсагаюва, М. Н. Детская беспризорность как социальное явление в России [Текст] / М. Н. Мирсагатова // Российский журнал социальной работы. — 2006. — № I. — С. 63−65- Прудников, Б.П., Рыбалкина, О. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: Административно-правовое регулирование [Текст]. / Б. Н. Прудников, O.II. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004.

2 Курбанова, C.B. Теоретико-методологические основы социальной дезадаптации детей и подростков [Текст] / C.B. Курбанова // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 4. — С. 23−35: Мустаева, Ф. А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [Текст]: Учебное пособие для вузов. / Ф. А. Мустаева. — М.: Академический Проект, 2003- Назарова, И. Б. Возможности и условия адаптации сирот [Текст] / И. Б. Назарова // Социологические исследования. — 2001. — № 4. — С 70—77- Приступа, E.H. Дезадаптация как этап развития ребенка [Текст] / E.H. Приступа // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 4 — С. 46−73- Холостова, Е. И. Основы профилактики безнадтрности и беспризорности несовершеннолетних [Текст]. / Е. И. Холостова. — М.: Академический Проект, 2003.

Шульга, З. Г. Ягудин и др.1

Вопросам социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками посвящены труды Л. С. Алексеевой, С. А. Беличевой, О. Н. Бессоновой, В. Г. Бочаровой, Ю. В. Васильковой, М. П. Гурьяновой, О. И. Дониной, Ю. А. Климовой, П. С. Кузнецова, Н. В. Макаренко, В. В. Москвичева, Р. В. Овчаровой, Л. Я. Олиференко, Е. В. Селениной, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой и др."

В своем исследовании мы опираемся на работы современных отечественных специалистов по экономической социологии и демографии, таких как А. И. Антонов, Т. И. Заславская, В. В. Радаев, Н. М. Римашевская, Р. В. Рывкина, С. А. Сорокин, Ж. Т. Тощенко, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов и др.3

В работах указанных авторов дается подробная характеристика современного российского общества, социально-экономических последствий осуществленных реформ, их влияния на трудовые отношения, экономическую культуру и экономическое поведение российских граждан, положение российской семьи. Региональный аспект возникновения и решения данных проблем отражен в работах таких авторов, как Ф. Г. Зиятдинова, Ю. Ю. Комлев, Дементьева, И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика [Текст]. / И. Ф. Дементьева. — М.: ГосЫИИ семьи и воспитания, 2000- Олиференко, Л.Я., Шулыа, Т.Н., Дементьева, И.Ф. Социапьно-педа1 отческая поддержка детей группы риска [Текст]. / Л. Я. Олиференко, Т. Н. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2002- Прихожан, A.M. Дети без семьи [Текст]. / A.M. Прихожан. — М.: Педагогика, 1990- Шульга, Т. И. Работ с неблагополучной семьей [Текст]: Учебное пособие. / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005- Ягудин, З. Г. Безнадзорный подросток: механизмы социально-педагогической поддержки и перевоспитания [ Гекст]: Учебное пособие. / З. Г. Ягудин. — Казань: КГГ1У. 2002.

2 Шмелева, Н.Б., Донина, О. И. Педагогические основы социальной работы [Текст]: Учебное пособие. / Н. Ь. Шмелева, О. И. Донина, — М., Ульяновск: УлГУ, 2001- Макаренко, Н. В. Значение социальной работы в решении проблем детской безнадзорности [Текст]. / Н. В. Макаренко / Теория и практика социальной работы. -Екатеринбург: Корпоратив, 2006.

3 Антонов, А.И., Сорокин, С. А. Судьба семьи России в XXI веке [Текст]. / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. — М.: Издательский дом «Грааль», 2000- Заславская, Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации [ Текст]: Учебное пособие. / Т. И. Заславская. — М.: Дело, 2004- Пуляев, В. Т. Размышления о семье российской [Текст] / В.Т. Пуляев// Социально-гуманитарные знания.— 2001.—№ 6. — С. 128−147- Радаев, В. В. Экономическая социология: учебное пособие для вузов [Текст]. — М.: ГУ ВШЭ, 2005- Римашевская, Н. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России [Текст] / Н. М. Римашевская // Социологические исследования. — 1997. — № 6. — С. 55−65- Рывкина, Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен. Курс лекций [Текст]. / Р. В. Рывкина. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004- Тощенко, Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности [Текст] / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. — 2000. — № 2. — С. 3−12- Шкаратан, О. И. Социальное расслоение в современной России [Текст] / О. И. Шкаратан // Мир России. -2004. -№ I. — С. 3−48- Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов — М.: Омега-Л, 2007.

М.Н. Максимова, B.B. Муругова, Ю. Р. Хайруллина и др.'

Основные аспекты профилактической и социально-реабилитационной работы специализированных учреждений, организация деятельности специалистов, ориентированной на решение задач профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков и восстановления процесса их социального развития, раскрываются в работах Э. Ф. Алимовой, Л. Л. Втюриной, О. И. Дониной, Г. М. Иващенко, В. В. Морозова, С. С. Невской, Н. В. Сокоушиной, Ю.ГТ. Филатовой, Т. М. Хижаевой, Р. Н. Шибалковой, Н. Б. Шмелевой и др.2

Особый практический интерес представляют работы коллектива Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан: H.H. Васильевой, В. В. Герасимовой, H.H. Ислановой, A.B. Шатрова, А. Н. Яныкиной и др.3 В данных работах описывается инновационный подход к процессу реабилитации воспитанников сельских приютов, а именно: механизм формирования у них предпринимательского мышления, развития навыков Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования [Текст] / Ф. Г. Зиятдинова. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999: Зиятдинова, Ф. Г. Воспитательное взаимодействие школы, семьи, трудовых коллективов по месту жительства [Текст] / Ф. Г. Зиятдинова. — Казань: ТА’ГКНИГО ИЗДЛ Г, 1988- Комлев, Ю. Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды [Текст] / Ю. Ю. Комлев. — Казань: ЗЛО «Новое знание», 2005- Максимова, М. Н. Социальное обслуживание в социальной системе региона. — Экономика регионов тенденции развития: монофафия / М. Н. Максимова / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Книга 6. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — С. 116−131- Муругова В. В., Ханбекова, А. Э. Феномен беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в современных условиях [Текст] / В. В. Муругова. А. Э. Ханбекова // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монофафия / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Книга 14. — Воронеж: ВГПУ, 2007. — С. 170−186- Хайруллина, Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы (на материалах Республики Татарстан) [Текст] / Ю. Р. Хайруллина // Социологические исследования. — 2003. — № 5. — С. 84−88.

2 Алимова, Э. Ф. Профилактика безнадзорности детей [Текст]: Учебно-мегодическое пособие. / Э. Ф. Алимова. -Казань: Казанский государственный технологический университет, 2004.- Втюрина, Л. Л. Основные направления работы отделения реализации программ социальной реабилитации социального приюта для детей и подростков [Текст] / Л. Л. Втюрина // Работник социальной службы. — 2003. — № 4. — С. 26−29- Иващенко, Г. М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении [Текст]. / Г. М. Иващенко. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1996.

3 Шатров, A.B., Яныкина, А. Н. Формирование у детей социально-позитивного отношения к сельскохозяйственному труду и освоение навыков предпринимательства в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, действующих в сельской местности [Текст]. / A.B. Шатров, А. Н. Яныкина. — Часть 1. -Дрожжаное-Казань: Хэтер (ТаРИХ), 2003- Яныкина, А. Н. Методические рекомендации к экономическому блоку профаммы «Формирование навыков предпринимательского мышления у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях сельской местности». Экономические сказки для детей [Текст]. / А. Н. Яныкина. — Вып. 4. — Казань: Веда. 2005- Исланова, H.H. Герасимова, В. В. Практическое руководство по организации социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних в условиях сельской местности. В 2-х час1ях [Текст]. / H.H. Исланова, В. В. Герасимова. — Ч. 2. — Казань: Хэтер (ТаРИХ), 2003. адекватного восприятия рыночных отношений в обществе и т. д.

Как видим, исследование проблем деятельности специализированных учреждений по работе с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками осуществляется в основном в ракурсе педагогических и психологических исследований. Социологический анализ деятельности этих учреждений, как потенциальных центров формирования приемлемого экономического поведения, сегодня является актуальным вследствие роста числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

Объектом исследования являются безнадзорные и беспризорные дети и подростки, живущие в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних и нуждающиеся в социальной реабилитации.

Предметом исследования является деятельность специализированных учреждений по формированию у безнадзорных и беспризорных детей и подростков приемлемого экономического поведения.

Целью диссертационного исследования выступает выявление соответствия деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних задачам формирования приемлемого экономического поведения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: выявить новые социально-экономические условия возникновения безнадзорности и беспризорности в современном российском обществе- проанализировать экономическое поведение безнадзорных и беспризорных детей и подростков как форму адаптации к трудной жизненной ситуации- дать социологическую интерпретацию понятия «приемлемое экономическое поведение» применительно к социально-демографической группе безнадзорных и беспризорных детей и подростков- определить специфику деятельности специализированных учреждений в системе социально-трудовой реабилитации и адаптации безнадзорных детей и подростков в Республике Татарстан-

— на основе анализа деятельности специализированных учреждений в Республике Татарстан выявить проблемы формирования и развития приемлемого экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков-

— выявить профессионально-квалификационную составляющую оптимизации деятельности специализированных учреждений по формированию приемлемого экономического поведения воспитанников-

— предложить меры по совершенствованию механизма деятельности специализированных учреждений в формировании приемлемого экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

Область исследования. Работа выполнена по специальности 22.00.03 «Экономическая социология и демография» — по областям исследования: экономическое поведение, девиантное поведение в экономике.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные теоретические и методологические подходы, сочетающие в себе:

— интегративные социологические парадигмы, такие как, структурно-функциональный, институциональный и конструктивистский методы, позволяющие раскрыть особенности экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков в современных социально-экономических условиях (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Опираясь на методологические воззрения указанных авторов, мы исходили из следующих положений: общество, как считал Э. Дюркгейм, первично по отношению к индивиду, и сознательный индивид должен подчиняться требованиям общества. Общество может стабильно функционировать и развиваться только тогда, когда большая часть членов общества подчиняется его требованиям. Исходя из этого, можно констатировать, что рост числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков с девиантным экономическим поведением приводит к дестабилизации общественной системы, создает угрозу ее существованию. Отсюда важнейшей задачей общества является воспитание этих детей в духе требований общества, в том числе в духе экономических требований. М. Вебер, рассматривая поведение личности, выделяет четыре его типа: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. В нашем исследовании при анализе экономического поведения неблагополучных подростков мы пытаемся найти рациональную основу. Важной в методологическом отношении является мысль Т. Парсонса о социализации и социальном контроле как средстве обеспечения социального равновесия системы. Для обеспечения такого равновесия необходимы определенные личностные качества людей. Формирование приемлемого для общества экономического поведения неблагополучных детей и подростков является важнейшим фактором социального равновесия системы-

— экономический подход, в соответствии с которым установки людей на выбор определенной модели экономического поведения рационально прагматичны и детерминированы потребительскими интересами, уровнем и качеством жизни (Т.И. Заславская, Ж. Т. Тощенко, Н. М. Римашевская, Р.В. Рывкина) —

— психолого-педагогический подход, интерпретирующий экономические установки субъективными интересами и мотивацией поведения неблагополучных детей и подростков, в зависимости от конкретных условий их жизни (A.C. Макаренко, И.С. Кон).

В работе использовались количественные и качественные методы исследования, включающие: анализ источников и нормативно-правовых документов, сравнение и обобщение, анкетирование, полуструктурированное интервью. Был применен метод включенного наблюдения в процессе исследовательской работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Эмпирическую базу исследования составили:

— данные Федеральной службы государственной статистики РФ и РТ, Центра демографии и экологии человека Института проблем прогнозирования РАН, Министерства внутренних дел РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации РТ-

— данные вторичного анализа социологических исследований Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, Научно-исследовательского института МВД РФ (г. Москва), неправительственных организаций «Врачи Мира — США» и «Врачи детям» (г. Санкт-Петербург) и др. исследований-

— результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2005—2009 гг. в специализированных учреждениях Республики Татарстан. В ходе социологического исследования методом целевой выборки было опрошено 417 респондентов, в том числе 301 воспитанник в возрасте от 8 до 18 лет, 116 сотрудников специализированных учреждений (представители администрации, воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, медицинский персонал и т. д.), что составляет 25% от всей генеральной совокупности и обеспечивает репрезентативность исследования с допустимым уровнем1 погрешности до 5%. Был осуществлен анализ дневников и личных дел каждого опрошенного воспитанника. Социологическое исследование включало в себя полуструктурированное интервью с воспитанниками и специалистами этих учреждений, а также анкетирование воспитанников. Выборка составлялась с учетом структуры специализированных учреждений по территориальному принципу их размещения (городские и сельские), наличия воспитанников в этих учреждениях и обслуживающего их персонала.

Процесс исследования сопровождался разработкой и апробацией авторской экспериментальной программы содействия профессиональному самоопределению воспитанников в городском социальном приюте «Гаврош» г. Казани.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены основные причины роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков, к ним относятся: переход к рынку, сопровождающийся дестабилизацией системы социальной защиты- рост числа неблагополучных семей и их бедственное положение- постепенная девальвация духовно-нравственных ориентиров и семейных ценностей в жизни общества-

— установлено, что усилия государства по минимизации социальных рисков, порождающих безнадзорность и беспризорность детей и подростков, носят внесистемный характер и не достигают положительных результатов-

— определено, что вектор социального развития в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сегодня игнорирует их как потенциальных участников экономических отношений, поэтому результатом «уличной» адаптации безнадзорных и беспризорных детей и подростков является, в основном, формирование девиантных (неприемлемых) форм экономического поведения-

— выявлено недостаточное соответствие функциональных возможностей специализированных учреждений задачам формирования приемлемого экономического поведения, заключающееся в отсутствии современной материально-технической базы трудового воспитания несовершеннолетних- слабой теоретико-методической разработанности подходов к формированию приемлемого экономического поведения- низкой квалификации кадров специализированных учреждений, их текучести, слабой материальной заинтересованности-

— дана авторская интерпретация определения «приемлемое экономическое поведение безнадзорных и беспризорных детей и подростков», под которым понимается результат реабилитационной деятельности специализированных учреждений по формированию у несовершеннолетних позитивных навыков, трудовых умений и личностных установок на мотивацию социально одобряемого образа жизни, сопряженного с трудовой деятельностью, на основании которых они становятся востребованными обществом гражданами и субъектами экономической жизни-

— введен в научный оборот эмпирический материал, характеризующий процесс социально-экономической адаптации и формирования определенных навыков экономического поведения детей и подростков в условиях специализированных учреждений, на основании которого разработаны предложения по совершенствованию деятельности специализированных учреждений в этом направлении- установлено, что неупорядоченная спонсорская помощь организаций и частных лиц при отсутствии координации этой работы институтами государства и гражданского общества может привести к негативным воспитательным результатам в виде формирования мотивации потребительства, иждивенческих настроений у воспитанников, искаженных нравственных ориентиров и идеалов, дезадаптации и даже, в ряде случаев, утери ранее приобретенных трудовых навыков-

— разработана и апробирована авторская экспериментальная программа формирования приемлемого экономического поведения у воспитанников специализированных учреждений путем закрепления у них основных знаний о рабочих профессиях (наиболее востребованных на рынке труда Республики Татарстан), развития профессиональных интересов, обеспечения их профессиональных ориентаций для дальнейшей адаптации их на рынке труда.

Основные положения, выносимые на защиту. Научные результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие основные положения:

1. Переход России на рельсы рыночного общества породил серьезные социально-экономические проблемы, существенно ослабившие институт семьи, ее воздействие на воспитание /детей. Следствием этого явился беспрецедентный рост числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Их количество, по оценкам различных источников, колеблется от 600−700 тысяч человек (подсчет МВД) до 5—7 миллионов человек (оценки, приводимые преимущественно, в средствах массовой информации)1. Таких темпов роста числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков Россия не знала даже в годы великих потрясений. Для сравнения можно отметить, что после Великой

1 Холостова, Е.И., Шеляг, Г. В., Черняк, Е. М. Детская безнадзорность и беспризорность н РФ [Текст] / ЕЛ. Холостова, Г. В. Шеляг, Е. М. Черняк // Беспризорник. — 2005. — № I. — С. 2.

Отечественной войны в СССР таких детей было 680 тысяч, в 1990 году — 400 тысяч. Ежегодно выявляется более 120 тысяч безнадзорных детей. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации отмечает, что с 1990 года число безнадзорных детей увеличилось на 70%'.

Подобные процессы происходят на фоне постоянно снижающейся численности детской популяции. Так, в 1989 году численность детей в возрасте до 16 лет составляла 36 миллионов человек, в 1997 году — 32 миллиона человек, в 2001 году — 28 миллионов человек, в 2005 году — 24 миллиона человек. Таким образом, за последние 16 лет она уменьшилась в полтора раза". Возникает необходимость в формировании государственной семейной политики, предусматривающей превентивные меры недопущения дальнейшего ухудшения демографической ситуации в стране.

2. Безнадзорные и беспризорные дети и подростки проходят на улице своеобразную социально-экономическую адаптацию («уличную»), в ходе которой у них формируются, в основном, девиантные (неприемлемые) формы экономического поведения, такие как: попрошайничество, проституция, воровство, распространение наркотиков, продажа ворованных вещей, рэкет, мошенничество, угон автомобилей. Выявлено, что таким детям свойственно потребительское отношение к жизни, отсутствие позитивных образов и перспектив будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда, недостаточная готовность к будущей самостоятельной жизни. Чем больше времени дети проводят на улице, чем дольше они находятся в состоянии неопределенности, тем выше будет цена экономической составляющей их адаптации. Так, средняя сумма расходов на одного обслуженного воспитанника в Республике Татарстан составляла в 2008 г. — 12 685 руб. в месяц, в 2009 г. — 13 849 руб.3

1 Режим доступа: http: // www.rosstat.ru/, свободный.

2 Положение детей в Российской Федерации. Доклад [Текст]. — М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2005. — С. б.

J Фактические расходы на обслуживание населения учреждениями (отделениями) социального обслуживания. Средняя сумма расходов на одного обслуженного в месяц в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (по итогам 2008, 2009 гг.). — Текущий архив Министерс! ва труда, занятое! и и социальной защиты PT.

3. Усилия государства по преодолению безнадзорности и беспризорности детей и подростков носят внесистемный характер: отсутствует координация деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по профилактике, диагностированию и социально-трудовой реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию- не сформирована организационно-правовая и материально-техническая база работы с данной категорией несовершеннолетних на всех стадиях их жизненной реабилитации- при этом не учитывается уже наработанный прошлый отечественный опыт и опыт развитых стран в решении данной проблемы.

4. В решении задач минимизации негативных последствий явления безнадзорности и беспризорности детей и подростков должны принять участие и институты гражданского общества, в том числе неправительственные коммерческие учреждения. При координации их деятельности по оказанию помощи специализированным учреждениям для несовершеннолетних надо учитывать то обстоятельство, что неупорядоченная спонсорская помощь может при определенных условиях привести к негативному результату, так как формирует иждивенческие настроения у воспитанников, потребительство, искаженные нравственные ориентиры и идеалы, дезадаптированность и даже, в некоторых случаях, утерю ранее приобретенных трудовых навыков.

Приемлемое экономическое поведение данной категории детей и подростков может быть сформировано в результате реабилитационной деятельности специализированных учреждений по формированию у несовершеннолетних позитивных навыков, трудовых умений и личностных установок на мотивацию социально одобряемого образа жизни, сопряженного с трудовой деятельностью, на основании которых они становятся востребованными обществом гражданами и субъектами экономической жизни.

5. Результаты проведенных нами социологических исследований выявили причины, по которым воспитанники специализированных учреждений адаптируются лишь к социальным правилам, нормам и ценностям самого учреждения, без последующей интериоризации ими норм, правил и ценностей приемлемого экономического поведения в обществе. К этим причинам можно отнести: отсутствие современной материально-технической базы трудового воспитания несовершеннолетних- слабую разработанность теоретико-методических подходов к формированию приемлемого экономического поведения- недостаточную квалификацию работающих в специализированных учреждениях кадров, их текучесть, слабую заинтересованность и ответственность за конечный результат.

6. На процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних влияют социальный статус несовершеннолетнего, срок проживания несовершеннолетних в специализированном учреждении и наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

7. Улучшению деятельности специализированных учреждений будут способствовать: тесное взаимодействие, координация и сотрудничество всех структур, задействованных в работе с категорией безнадзорных и беспризорных детей- привлечение общественного внимания к улучшению условий их жизнедеятельности- расширение спектра услуг, оказываемых детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию- увеличение числа работающих в специализированных учреждениях специалистов и повышение требований к уровню их профессиональной подготовки- качественное совершенствование всего методического процесса формирования приемлемого экономического поведения- эффективное использование положительного отечественного и зарубежного опыта по перевоспитанию детей и подростков, потерявших положительные жизненные ориентиры.

8. Разработанная и апробированная авторская экспериментальная программа формирования приемлемого экономического поведения у воспитанников специализированных учреждений путем закрепления у них основных знаний о рабочих профессиях (наиболее востребованных на рынке труда Республики Татарстан), развития профессиональных интересов, обеспечения их профессиональных ориентации для дальнейшей адаптации их па рынке труда включает в себя следующие направления: диагностическая деятельность (проведение тренингов, анкетирования, тестирования детей для того, чтобы выявить их склонности и интересы, определить наличие или отсутствие тех или иных способностей, а также уровня знаний о роли и значении различных профессий) — информацнонно-просеетительская деятельность (проведение экскурсий на предприятия города, практических занятий, бесед, встреч с людьми различных профессий- формирование у воспитанников представления о мире профессий, знания о востребованных профессиях на данном временном этапе развития общества и государства, адекватного профессионального самоопределения, знания путей и способов получения желаемой профессии).

Как показал эксперимент, после проведенных занятий 80,7% воспитанников обозначили интерес к конкретной профессии или виду деятельности. Предпочтения подростков определяются интересом к профессии, материальным достатком, обеспечиваемым этой профессией, возможностью получения рабочего места, приобретения профессии, востребованной на рынке труда Республики Татарстан.

Научно-практическая значимость исследования. Использование основных теоретических положений и результатов исследования позволит:

— усовершенствовать работу специализированных учреждений в направлении формирования приемлемого экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков-

— использовать материалы диссертационного исследования в системе повышения квалификации работников специализированных учреждений- в процессе преподавания курсов «Экономическая социология», «Социология семьи», «Демографические проблемы современного российского общества», «Технология социальной работы» и т. д.-

Результаты исследования представляют практический интерес для работников государственных органов, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности и беспризорности в республике, городе, районе.

Апробация результатов исследования. Основные аспекты диссертационной работы были использованы в форме авторских публикаций, в сообщениях и докладах на международных, всероссийских, республиканских конференциях, III Всероссийском социологическом конгрессе (2008 г., г. Москва).

Основные теоретические положения диссертации и практические рекомендации автора отражены в 29 опубликованных работах общим объемом 13,8 п.л., включающих главы в пяти коллективных монографиях, доклады и тезисы, статьи, в том числе 2 статьи, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Материалы диссертации использовались при изучении дисциплин преподаваемых студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа» в Казанском государственном медицинском университете, а также в подготовке курсовых и дипломных работ. Часть их уже используется в учебном процессе в «Северо-Кавказской академии государственной службы» города Майкопа.

Структура и объём работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 193 наименования и 8

приложений. Содержание изложено на 204 страницах машинописного текста, включает 13 рисунков и 11 таблиц.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних как фактор формирования приемлемого экономического поведения (на примере Республики Татарстан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общая для всех стран мира проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков всегда являлась показателем неблагополучия общества в периоды активных социально-политических процессов, реформ и потрясений. Особенно это касается российского общества.

1. Переход России на рельсы рыночного общества породил серьезные социально-экономические проблемы, существенно ослабившие институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Следствием этого явился беспрецедентный рост числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Их цифра, по оценкам различных источников, колеблется от 600−700 тысяч человек (подсчет МВД) до 5−7 миллионов человек (оценки, приводимые преимущественно в средствах массовой информации)1. Таких темпов роста количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков Россия не знала даже в годы великих потрясений. Для сравнения можно отметить, что после Великой Отечественной войны в СССР таких детей было 680 тысяч, в 1990 году — 400 тысяч. Каждый год выявляется более 120 тысяч безнадзорных детей. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при президенте Российской Федерации отмечает, что с 1990 года число безнадзорных детей увеличилось на 70%2.

Подобные процессы происходят на фоне постоянно снижающейся численности детской популяции. Возникает необходимость в формировании государственной семейной политики, предусматривающей превентивные меры недопущения дальнейшего ухудшения демографической ситуации в стране.

2. Безнадзорные и беспризорные дети и подростки проходят на улице своеобразную социально-экономическую адаптацию («уличную»), в ходе которой у них формируются в основном девиантные (не приемлемые) формы Холост ова, Е.И., Шеляг, T.B., Черняк, Е. М. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ [Текст] / Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг, Е. М. Черняк // Беспризорник. — 2005. — № 1. — С. 2.

2 Режим доступа: http: // www.rosstat.ru/, свободный. экономического поведения такие как: попрошайничество, проституция, воровство, распространение наркотиков, продажа ворованных вещей, рэкет, мошенничество, угон автомобилей. Выявлено, что таким детям свойственно потребительское отношение к жизниотсутствие позитивных образов и перспектив будущегослабое понимание возможностей самореализации на рынке труда, недостаточная готовность к будущей самостоятельной жизни. Чем больше времени дети проводят на улице, чем дольше они находятся в состоянии неопределенности, тем выше будет цена экономической составляющей их адаптации. Так, средняя сумма расходов на одного обслуженного воспитанника в Республике Татарстан составляла в 2008 г. -12 685 руб. в месяц, в 2009 г. — 13 849 руб.1.

3. Усилия государства по преодолению безнадзорности и беспризорности детей и подростков носят внесистемный характер: отсутствует координация деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по профилактике, диагностированию и социально-трудовой реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуациюне сформирована организационно-правовая и материально-техническая база работы с данной категорией несовершеннолетних на всех стадиях их жизненной реабилитациине учитывается при этом уже наработанный прошлый отечественный опыт и опыт развитых стран в решении данной проблемы.

4. В решении задач минимизации негативных последствий явления безнадзорности и беспризорности детей и подростков должны принять участие и институты гражданского общества, в том числе и неправительственные коммерческие учреждения. При координации их деятельности по оказанию помощи специализированным учреждениям для несовершеннолетних надо иметь в виду и учитывать то обстоятельство, что неупорядоченная спонсорская помощь может при определенных условиях привести к негативному результату, так как формирует иждивенческие настроения у воспитанников,.

1 Фактические расходы на обслуживание населения учреждениями (отделениями) социального обслуживания. Средняя сумма расходов на одного обслуженного в месяц в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (по итогам 2008, 2009 гг.), руб. — Текущий архив Министерства труда, занятости и социальной защиты Р’Г. потребительство, искаженные нравственные ориентиры и идеалы, дезадаптированность и даже в некоторых случаях утерю раннее приобретенных трудовых навыков.

Приемлемое экономическое поведение данной категории детей и подростков может быть сформировано в результате реабилитационной деятельности специализированных учреждений по формированию у несовершеннолетних позитивных навыков, трудовых умений и личностных установок на мотивацию социально одобряемого образа жизни сопряженного с трудовой деятельностью, на основании которых они становятся востребованными обществом гражданами и субъектами экономической жизни.

5. Работа с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в самом специализированном учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. Основными способами формирования приемлемого экономического поведения и экономической культуры в СУН на данный момент являются:

1) формирование у воспитанников начальных элементов экономической культуры и экономического сознания;

2) усиление элементов творчества в трудовой деятельности воспитанников;

3) трудовая деятельность воспитанников;

4) процесс профессиональной ориентации воспитанников.

Как показал, проведенный нами анализ деятельности специализированных учреждений в Республике Татарстан данные направления работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками уже реализуются, но не достаточно.

Формируя приемлемое экономическое поведение у воспитанников, специализированные учреждения способствуют их социализации и повышению адаптационного потенциала. В процессе формирования экономического мышления воспитанника, его экономической культуры, в конечном счёте, создается фундамент экономического благосостояния общества в целом.

Повышение адаптационного потенциала и выявление внутренних ресурсов детей и подростков в условиях специализированных учреждений на наш взгляд необходимо осуществлять посредством следующих механизмов: через формирование стимулов и мотивов участия детей в общественно-полезных видах деятельностипутем развития навыков предпринимательского мышления в условиях рыночной экономики, а также развития рационального мышления и экономически грамотного поведения у детей и подростков в конкурентной среде при сочетании различных форм экономического образования и практической экономической деятельности учебного характера.

6. Результаты проведенных нами социологических исследований выявили причины, по которым воспитанники специализированных учреждений адаптируются лишь к социальным правилам, нормам и ценностям самого учреждения, без последующей интериоризации ими норм, правил и ценностей приемлемого экономического поведения в обществе. К этим причинам можно отнести: отсутствие современной материально-технической базы трудового воспитания несовершеннолетнихслабую разработанность теоретико-методических подходов к формированию приемлемого экономического поведениянедостаточную квалификацию работающих в специализированных учреждениях кадров, их текучесть, слабую заинтересованность и ответственность за конечный результат.

7. На процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних влияют социальный статус несовершеннолетнего, срок проживания несовершеннолетних в специализированном учреждении, и наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

8. Разработанная и апробированная авторская экспериментальная программа формирования приемлемого экономического поведения у воспитанников специализированных учреждений путем закрепления у них основных знаний о рабочих профессиях (наиболее востребованных на рынке груда Республики Татарстан), развития профессиональных интересов, обеспечения их профессиональных ориентаций для дальнейшей адаптации их на рынке труда, играет значимую роль в формировании приемлемого экономического поведения в процессе социально-экономической адаптации.

Как показал эксперимент, после проведенных занятий 80,7% воспитанников обозначили интерес к конкретной профессии или виду деятельности. Предпочтения подростков определяются интересом к профессии, материальным достатком, обеспечиваемым этой профессией, возможностью получения рабочего места, приобретения профессии, востребованной на рынке труда Республики Татарстан;

Для улучшения сложившейся ситуации, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер: создать при Правительстве РФ Управление по проблеме безнадзорности и беспризорности детей и подростков в РФ, задача которого будет состоять в координации взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных структур по минимизации феномена безнадзорности и беспризорности в современном российском обществепривести в соответствие функциональные обязанности разноведомственных учреждений по осуществлению образовательно-воспитательного процесса безнадзорных и беспризорных детей и подростков в соответствии с обозначенными этапами формирования приемлемого экономического поведения (подготовительныйпредметно-обучающийнепосредственного включения в трудовую деятельность). руководителям муниципальных образований использовать институт спонсорской помощи специализированным учреждениям с учетом создания им действительно необходимых условий для полноценной организации педагогического, образовательного и воспитательного процесса по формированию профессионально-трудовых навыков и приемлемого экономического поведения, избегая при этом чрезмерной концентрации таких видов материальной помощи, которые не оказывают эффективного педагогического воздействия на детей (привоз дорогих игрушек);

— министерствам и ведомствам, имеющим специализированные учреждения, определить механизмы повышения престижа сотрудников специализированных учреждений через материальное и моральное стимулирование и повышение их ответственности за результаты деятельности;

— региональным, муниципальным органам власти, на территории которых размещены специализированные учреждения, определить бюджетные и внебюджетные источники формирования современной базы трудового воспитания, трудового обучения и реабилитации воспитанников. полнее использовать в деятельности специализированных учреждений уже наработанный прошлый отечественный опыт и опыт развитых стран в решении данной проблемы. Чтобы в таких учреждениях дети не только проживали, были сыты, одеты и получали начальное образование, а подготавливались бы к самостоятельной жизни, следовательно, давали им профессию, научили трудиться, чтобы к моменту выхода из учреждения они могли начать самостоятельную жизнь. Такая помощь детям в получении профессии являлась обязательным видом трудовой помощи в России. Непреложной истиной считалось то, что «труд должен служить гарантией нормальной жизни призреваемых в будущем». Г. Г. Швиттау отмечал, что «трудовая помощь это не только благотворительность, но и социальная политика"1. учитывая значимость всех этих факторов, координальным решением проблем будет выработка государственной семейной политики, учитывающей материальные, психологические аспекты полноценной жизнедеятельности семьи и повышения качества ее жизни.

В завершении надо отметить, что общество не может ориентироваться лишь на численное увеличение специализированных учреждений для безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Необходимо коренное.

1 Дармодехин, C.B. Безнадзорность детей в России ['Гекст] / C.B. Дармодехин // Педагогика. — 2004. — № 5. — С.

4. оздоровление общества, семьи, ее социально-экономического и духовно-нравственного состояния с тем, чтобы количество безнадзорных и беспризорных детей неуклонно уменьшалось. На данном этапе развития современного российского общества можно констатировать, что при реализации указанных выше мер по совершенствованию работы специализированных учреждений, они способны взять на себя часть ответственности за формирование приемлемого экономического поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков и их включение в экономическую жизнь общества.

1. Алексеева, Л. С. Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности Текст. / Л. С. Алексеева. М.: Просвещение, 2002. — 264 с.

2. Алимова, Э. Ф. Профилактика безнадзорности детей. Текст.: Учебно-методическое пособие / Э. Ф. Алимова. Казань: Казанский государственный технологический университет, 2004. — 64 с.

3. Аналитический отчет деятельности Городского социального приюта для детей «Гаврош» за 2007 год Текст. Казань: Городской социальный приют для детей и подростков «Гаврош», 2008. — 24 с.

4. Аналитический отчет о деятельности Городского социального приюта для детей «Гаврош» за 2006 год Текст. Казань: Городской социальный приют для детей и подростков «Гаврош», 2007. — 29 с.

5. Аналитический отчёт о деятельности СПДП МСЗ РТ «Камские зори» в Менделеевском муниципальном районе за 2006 год Текст. Менделеевск: Социальный приют для детей и подростков «Камские зори», 2007. — 25 с.

6. Аналитический отчет по деятельности ГУ СПДП МСЗ РТ «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе за 2006 год Текст. — Аксубаево: Социальный приют для детей и подростков «Мечта», 2006. — 20 с.

7. Антонов, А.И., Сорокин, С. А. Судьба семьи России в XXI веке Текст. / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. М.: Издательский дом «Грааль», 2000. — 416 с.

8. Арефьев, А. Л. Беспризорные дети России Текст. / А. Л. Арефьев // Социологические исследования. — 2003. —№ 9. — С. 61—72.

9. Арефьев, А. Л. Дети улицы: беспризорники Текст. / А. Л. Арефьев // Государственная служба. — 2004. — № 1. — С. 120−128.

10. Аттестационные материалы ГУ СПДДП МСЗ РТ «Тургай» Сабинского муниципального района Текст. Ст. Икшурма: Социальный приют для детей иподростков «Тургай», 2007. 28 с.

11. Байбурдина, Л. С. Помощь детям из семей алкоголиков Текст. / Л. С. Байбурдина // Работник социальной службы. 2000. — № 3. — С. 84−88.

12. Беличева, С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России Текст. / С. А. Беличева. — М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. 236 с.

13. Беспризорность в среде несовершеннолетних, ее причины. Состояние проблем наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних бродяг в городе Москве Текст. М.: Городской Центр «Дети улиц», ВНИИ МВД РФ, 2000.-126 с.

14. Бессонова, О. Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Текст. / О. Н. Бессонова // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 2 — С. 5865.

15. Большая Советская Энциклопедия. В 12 тт. Текст. М.: Советская Энциклопедия, 1930. — Т. 1. — 764 с.

16. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. Текст. / Под ред. Л. А. Коноваловой. М.: «Вече», 1999. — Т.2. — 340 с.

17. Борисова, Л.Г., Солодова, Г. С., Фадеева, О.П., Харченко, И. И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых Текст. / Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, О. П. Фадеева, И. И. Харченко. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. — 183 с.

18. Бочарова, С. Е. Необходимо соблюдать гарантии права ребенка на семью Текст. / С. Е. Бочарова // Беспризорник. 2005. — № 4. — С. 4−7.

19. Бреева, Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России Текст. / Е. Б. Бреева. М.: «Дашков и К°», 2004. — 212 с.

20. Валеева, Н., Алимова, А., Морозов, А. «Дети улиц»: шаг навстречу Текст. / Н. Валеева, А. Алимова, А. Морозов. // АНТИнарк. 2005. — № 3−4. — С. 20−31.

21. Василькова, Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история Текст. / Ю. В. Валькова. М.: Перспектива, 2006. — 736 с.

22. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми. О социальной работе в России Текст. / Е. Воронова // Социальная работа. 2003. — № 4. — С. 44−48.

23. Втюрина, JT. JL Основные направления работы отделения реализации программ социальной реабилитации социального приюта для детей и подростков Текст. / J1. JT Втюрина // Работник социальной службы. 2003. -№ 4. — С. 26−29.

24. Гоголева, A.B. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты Текст. / A.B. Гоголева. М.: Московский психолого-социальный институтВоронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 463 с.

25. Годовой аналитический отчет по деятельности Государственного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Светлый» в Альметьевском муниципальном районе за 2006 год Текст. Альметьевск: СПДП «Светлый», 2007. — 8 с.

26. Годовой аналитический отчет по деятельности Государственного учреждения «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе за 2006 год Текст. Аксубаево: СПДП, 2007. — 20 с.

27. Горелов, A.A. Социология Текст. / A.A. Горелов. — М.: Московский Лицей, 2002. 400 с.

28. Госпорян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи и детей Текст. / А. Госпорян, М. Новикова // Социальное обеспечение. 2004. — №−9.-С. 24−30.

29. Гуткин, М.С., Михальченко, Г. Ф., Прудило, A.B. и др. Твоя профессиональная карьера Текст.: Учебник для 8−11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. Н. Шалавиной. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1998. — 191 с.

30. Дармодехин, C.B. Безнадзорость детей в России Текст. / C.B. Дармодехин / / Педагогика. 2004. — № 5. — С. 3−7.

31. Дементьева, И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика Текст. / И. Ф. Дементьева. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 48 с.

32. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения Текст.

33. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 20 (176). -129 с.

34. Дорожкина, O.A. Педагогические основы преодоления профилактики социального сиротства Текст.: дисс.. докт. соц. наук. / O.A. Дорожкина. -М., 2001. 167 с.

35. Дулинова, JT.T. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления Текст. / JI.T. Дулинова, A. JL Маршак, Е. И. Холостова. М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2000. — 278 с.

36. Заславская, Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации Текст.: Учебное пособие. / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2004. — 397 с.

37. Зиятдинова, Ф. Г. Воспитательное взаимодействие школы, семьи, трудовых коллективов по месту жительства Текст. / Ф. Г. Зиятдинова. — Казань: ТАТКНИГО ИЗДАТ, 1988. 98 с.

38. Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования Текст. / Ф. Г. Зиятдинова. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.-282 с.

39. Зиятдинова, Ф.Г., Кучаева, Е. И. Российское село в рыночных условиях Текст. / Ф. Г. Зиятдинова, Е. И. Кучаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 199 с.

40. Иващенко, Г. М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении Текст. / Г. М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1996. — 324 с.

41. Исланова, Н. Н, Яныкина, А.Н., Васильева, И. Н. Социальная адаптация воспитанников сельских приютов методом игровой терапии Текст. / H.H. Исланова, А. Н. Яныкина, И. Н. Васильева. Казань: «Веда», 2006. — 96 с.

42. Исланова, H.H., Герасимова, В. В. Практическое руководство по организации социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних в условиях сельской местности. В 2-х частях Текст. / H.H. Исланова, В. В. Герасимова. Казань: Хэтер (ТаРИХ), 2003. — Ч. 2.-158 с.

43. Карпухина, Т. В. Профилактика детской безнадзорности и правонарушений детей Текст. / Т. В. Карпухина. М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001.-394 с.

44. Касьянов, В. В. Социология для экономистов Текст. / В. В. Касьянов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 288 с.

45. Климов, Е. А. Как выбирать профессию Текст.: Учеб. пособие для учащихся ст. кл. средн. школы. / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

46. Климов, Е.А., Чистякова, С. Н. Выбор профессии Текст.: Пробное учеб. пособие для учащихся 7 -8 кл. сред. шк. в 2 частях. — 2 часть. М.: Просвещение, 1987. — 64 с.

47. Климова, Ю. А. Консультирование детей в социальной работе Текст. / Ю.А.

48. Климова // Мир психологии. 2002. — № 3. — С. 250−258.

49. Козловский, О. В. Выбор профессии. Методики, тесты, рекомендации Текст. / О. В. Козловский. Ростов н/Д: Феникс, Кредо, 2006. — 800 с.

50. Комлев, Ю. Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды Текст. / Ю. Ю. Комлев. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. 124 с.

51. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст.: Учебное пособие / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. — 336 с.

52. Корель, JI.B. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики Текст. / JI.B. Корель. Новосибирск: Наука, 2005. — 424 с.

53. Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации Текст. / П. С. Кузнецов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2000. — 260 с.

54. Курбанова, C.B. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением Текст. / C.B. Курбанова // Отечественный журнал социальной работы. 2006. -№ 1. — С. 49−55.

55. Курбанова, C.B. Теоретико-методологические основы социальной дезадаптации детей и подростков Текст. / C.B. Курбанова // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. № 4. — С. 23−35.

56. Лслеков, В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних Текст. / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева // Социологические исследования. 2006. — № 1.-С. 103−117.

57. Литвяков, М. В. Социализация безнадзорных подростков в условиях трансформации Российского общества Текст. / М. В. Литвяков // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук. Новочеркасск, 2007.-25 с.

58. Лоусон, Т., Гэррод, Д. Социология. Словарь-справочник Текст. / Т. Лоусон, Д. Гэррод. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.

59. Люблинский, П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (Социально-правовые очерки) Текст. / П. И. Люблинский. М.: «Политиздат», 1959. — 142 с.

60. Макаренко, Н. В. Значение социальной работы в решении проблем детской безнадзорности Текст. / Н. В. Макаренко // Теория и практика социальной работы. Екатеринбург: Корпоратив, 2006. — 213 с.

61. Максимова, М. Н. Социальное обслуживание в социальной системе региона. Экономика регионов тенденции развития: монография / М. Н. Максимова / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Книга 6. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 287 с.

62. Масальская, 3. Реабилитация дезадаптированных детей Текст. / 3. Масальская // Социальное обеспечение. 2005. — № 8. — С. 8−11.

63. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения Текст. Учебное пособие. / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. — 445 с.

64. Методы игротерапии в социализации семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Текст. / И. Н. Васильева, Р. Ф. Сагдеева, И. В. Силина. -Казань: Веда, 2006. 63 с.

65. Мирсагатова, М. Н. Детская беспризорность как социальное явление в России Текст. / М. Н. Мирсагатова // Российский журнал социальной работы. — 2006.-№ 1.-С. 63−65.

66. Мирсагатова, М. Н. Методические рекомендации по межведомственной координации профилактики детской безнадзорности и ликвидации ее последствий Текст. / М. Н. Мирсагатова // Беспризорник. 2006. — № 5. — С. 38−43.

67. Морозов, B.B. Детство без семьи: реабилитационно-педагогические проблемы Текст. / В. В. Морозов // Беспризорник. 2006. — № 1. — С. 57−64.

68. Москвичев, В. В. Социальная работа с несовершеннолетним. Опыт организации социальной службы Текст. / В. В. Москвичев. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (HAH), 2000. — 148 с.

69. Мустаева, Ф. А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Текст.: Учебное пособие для вузов. / Ф. А. Мустаева. -М.: Академический Проект, 2003. 208 с.

70. Назарова, И. Б. Возможности и условия адаптации сирот Текст. / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С 70−77.

71. Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Казань, 13—14 ноября 2008 г.) Текст. — М.: Научный эксперт, 2009. — 840 с.

72. Невская, С. С. Анализ проблем социальной адаптации беспризорных детей Текст. / С. С. Невская // Беспризорник. 2006. — № 3 — С. 11−24.

73. Нечаева, A.M. Детская беспризорность опасное социальное явление Текст. / A.M. Нечаева // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 58−63.

74. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 480 с.

75. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

76. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.Н., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Текст. / Л. Я. Олиференко, Т. Н. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. — 256 с.

77. Основные итоги деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2007 году Текст. / Под ред. А. Р. Шафигуллина. Казань: Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, 2008. — 85 с.

78. Основные итоги деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2008 году Текст. Казань: Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, 2009. — 60 с.

79. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2004 году Текст. — Казань: Министерство социальной защиты РТ, 2005. 40 с.

80. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2005 году Текст. — Казань: Министерство социальной защиты РТ, 2006. 42 с.

81. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2006 году Текст. — Казань: Министерство социальной защиты РТ, 2007. — 44 с.

82. Педагогический словарь Текст. / Под ред. Н. М. Мархадаева. — В 2-х тт.— М.: Изд-во «Просвещение», 1960. — Т. 1. 260 с.

83. Положение детей в Российской Федерации. Доклад Текст. М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2005. — 168 с.

84. Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) по РТ на 01.01.2008 г. // Информация по формированию статистической отчетности Министерства труда, занятости и социальной защиты на 01.01.2008 г.

85. Практическое руководство по организации социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних в условиях сельской местности. В 2-х Частях Текст. Дрожженое — Казань: «Хэтер» (ТаРИХ), 2003. Часть II. — 158 с.

86. Предупреждение наркомании: социальная стратегия, тактика и опыт организации. Сборник материалов регионального научно-практического семинара. В 2-х частях Текст. — Казань: Отечество, 2003. Ч. I. — 195 с.

87. Преодоление трудностей социализации детей-сирот Текст.: учеб. пособие / J1.B. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев и др. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 1997. — 195 с.

88. Приступа, E.H. Дезадаптация как этап развития ребенка Текст. / E.H. Приступа // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 4 — С. 4673.

89. Прихожан, A.M. Дети без семьи Текст. / A.M. Прихожан. М.: Педагогика, 1990. — 158 с.

90. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Текст. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. -№ 14.-С.31.

91. Программа «Аукцион» Текст. Казань: Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением, 2002. — 8 с.

92. Программа «Зеленый уголок нашего дома» Текст. Казань: Городской социальный приют для детей «Гаврош», 2005. — 16 с.

93. Программа «Магазин „Гаврош“» Текст. — Казань: Городской социальный приют для детей «Гаврош», 2004. — 10 с.

94. Программа комплексной реабилитации воспитанников «Дом моей мечты» на 2004;2010 годы Текст. Аксубаево: Социальный приют для дегей и подростков «Мечта» Аксубаевского района, 2004. — 16 с.

95. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних Текст.: Научно-методическое пособие. / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.-208 с.

96. Прудников, Б.П., Рыбалкина, О. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: Административно-правовое регулирование Текст. / Б. Н. Прудников, О. П. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004. — 650 с.

97. Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.

98. Пуляев, В. Т. Размышления о семье российской Текст. / В. Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 6. С. 128−147.

99. Радаев, В. В. Экономическая социология Текст.: учебное пособие для вузов. / В. В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.

100. Разработка социальных моделей интеграции и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в грудной жизненной ситуации. Научный отчет Текст. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2006. — 128 с.

101. Резапкина. Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков Текст. / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2000. 128 с.

102. Республиканский реестр учреждений социального обслуживания подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТпо состоянию на 01.01.2008 г.). Казань: МТЗСЗ РТ, 2008. — 16 с.

103. Римашевская, Н. М. Обеднение населения и «социальное дно» в России Текст. / Н. М. Римашевская // Народонаселение. 1999. — № 2. — С. 6−26.

104. РТ. Кабинет Министров. О совершенствовании механизма финансирования государственных учреждений социального обслуживания: постановление Кабинета Министров РТ от 30.12.2006 № 687 Электронный ресурс. — Режим доступа: // www.tatar.ru, свободный.

105. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним Текст. / A.B. Белякова, О. В. Воробьевский, E.JI. Ефимова, В. В. Цветков. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. — 146 с.

106. Руткевич, М. Н. Социальная структура Текст. / М. Н. Руткевич. М.: Альфа-М, 2004. — 272 с.

107. Рывкина, Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен Текст.: Курс лекций. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-440 с.

108. Селенина, Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска Текст. / Е. В. Селенина // Беспризорник. 2007. — № 1. — С. 51−61.

109. Семья в России 2008: Статистический сборник Текст. М.: Росстат, 2008.-310 с.

110. Семья и дети: воспитание трудолюбия Текст. / А. К. Бешенков и др.- Сост.: И. И. Зарецкая, В. А. Поляков. М.: Профиздат, 1988. — 254 с.

111. Сидорова, Т. Беспризорные дети Текст. / Т. Сидорова // Российская Федерация сегодня. 2004. — № 17. — С. 59.

112. Силласте, Г. Г. Экономическая социология Текст. / Г. Г. Силласте. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.

113. Словарь виталистской социологии Текст. / Под. ред. С. И. Григорьева. -М.: Гардарики, 2006. 223 с.

114. Словарь по социальной педагогике Текст. / М. В. Мархадаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.

115. Словарь-справочник по социальной работе Текст. / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2000. — 424 с.

116. Современная энциклопедия социальной работы Текст. / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. М.: РГСУ, 2008. — 412 с.

117. Содействие в выборе профессии: методическое пособие по профориентации Текст. / Сост. A.A. Левко и др. Минск: Пассия, 2006. — 48 с.

118. Сокоушина, Н. В. Социальная адаптация детей в условиях реабилитационного центра Текст. / Н. В. Сокоушина // Работник социальной службы. — 1999. — 1—2 (5— 6).-С. 85−91.

119. Социальная защита беспризорных детей. Пресс обзор центральной и республиканской печати за 2001 апрель 2002 года Текст. — Казань: Респ. центр информ. для молодежи, 2002. — 18 с.

120. Социальная защита: профессионализм, партнерство и ответственность Текст.: материалы межрег. науч.-практ. конф. М.: ИНИОН-РАН РФ, 2005. -547 с.

121. Социальная работа Текст.: Учебник / Отв. ред. проф. В. И. Курбатов. -Ростов н/Дону: Феникс, 1999. 423 с.

122. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Текст. Учебное пособие. / Я. Я. Олифиренко, Т. П. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. — 256 с.

123. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности Текст. Пособие для сотрудников центров. / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 256 с.

124. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности Текст. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: НИИ семьи, 2002. — 264 с.

125. Социологическая энциклопедия Текст. / Под общ. ред. Р.Н. ДаниловаМ.: «БелЭн», 2003. 980 с.

126. Статистический отчет Муниципального учреждения города Казани «Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением» за 2006 год Текст. Казань: Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением, 2006. — 8 с.

127. Твой выбор профессии: информационное пособие для молодежи Текст. / Сост. A.A. Левко и др. Минск: Пассия, 2006. — 52 с.

128. Твоя профессиональная карьера Текст.: учеб. для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений. / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др. / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. Н. Шалавиной. -3-е изд. М.: Просвещение, 2006, — 159 с.

129. Текущий архив комиссии по делам несовершеннолетних г. Казани.

130. Текущий архив Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 01.01.2008 г.

131. Терешко, В. И. Масштабы беды. Беспризорность и безнадзорность детей Текст. / В. И. Терешко // Социальная защита. 2006. — № 1. — С. 25.

132. Технология социальной работы Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2002. -240 с.

133. Тощенко, Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности Текст. / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. 2000. — № 2. — С. 3−12.

134. Фадеев Михаил. Детское время. МВД предложило ужесточить уголовную ответственность за преступления против детей Текст. / М. Фадеев // Российская газета. Центральный выпуск. — 23 марта 2009. — № 4872. — С. 4.

135. Филатова, Ю. П. Подготовка будущих специалистов по социальной работе к социально-педагогической деятельности с безнадзорными несовершеннолетними Текст. / Ю. П. Филатова. — Казань: Министерство образования, 2006. 21 с.

136. Хайруллина, Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы (на материалах Республики Татарстан) Текст. / Ю. Р. Хайруллина // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 84−88.

137. Хижаева, Т. М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации Текст. / Т. М. Хижаева // Отечественный журнал социальной работы. — 2003. -№ 13.-С. 55−59.

138. Холостова, Е. И. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Текст. / Е. И. Холостова. М.: Академический Проект, 2003.-350 с.

139. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми Текст. / Е. И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 280 с.

140. Холостова, Е.И., Шеляг, Т.В., Черняк, Е. М. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ Текст. / Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг, Е. М. Черняк и др. // Беспризорник. 2005. — № 1. — С. 2−17.

141. Чистякова, С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников Текст. / С. Н. Чистякова. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

142. Чистякова, С.Н., Захаров, H.H. Профессиональная ориентацияшкольников: организация и управление Текст. / С. Н. Чистякова, H.H. Захаров. -М.: Педагогика, 1987, — 157 с.

143. Шибалкова, Р. Н. Рекомендации по организации реабилитационных мероприятий Текст. / Р. Н. Шибалкова // Беспризорник. 2006. — № 5. — С. 1117.

144. Шкаратан, О. И. Социальное расслоение в современной России Текст. / О. И. Шкаратан // Мир России. 2004. — № 1. — С. 318.

145. Шмелева, Н.Б., Донина, О. И. Педагогические основы социальной работы Текст.: Учебное пособие. / Н. Б. Шмелева, О. И. Донина. М., Ульяновск: УлГУ, 2001.-170 с.

146. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический проектТрикста, 2005. — 336 с.

147. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей Текст.: Учебное пособие. / Т. И. Шульга. М.: Дрофа, 2005. — 254 с.

148. Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я., Быков, A.B. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы Текст. / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, A.B. Быков. -М.: УРАО, 2003.-400 с.

149. Экономическая социология Текст.: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Верховина. М.: Фонд «Мир», Академический проект, 2006. — 736 с.

150. Ягудин, З. Г. Безнадзорный подросток: механизмы социально-педагогической поддержки и перевоспитания Текст. Учебное пособие. / З. Г. Ягудин. Казань: КГПУ, 2002. — 104 с.

151. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В. А. Ядов М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.

152. Ящук, A.B. Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте: Дис.. канд. пед. наук. Текст. / A.B. Ящук. -Томск, 2006. 177 с. 177. http: // www.rosstat.ru/178. http: // www.tatstat.ru/179. http://www.regnum.ru/news/1 135 699.html.

153. Байков. Н. М. Детская беспризорность в Хабаровском крае состояние и проблемы. Проект № SP-02−2-01 Электронный ресурс. — Режим доступа: // http://atlas.socpoI.ru/portraits/Kliabargrant.shtml, свободный.

154. Дмитрий Медведев: С детьми у нас ситуация безобразная. Президент России предложил ужесточить наказания за преступления против несовершеннолетних Электронный ресурс. — Режим доступа: //http://www.rusk.ru/svod.php?date=2009;03-l 7, свободный.

155. Исследование проблемы детского труда в Удмуртской Республике Электронный ресурс. — Режим доступа: // www.ombudsmandeti.ru/upload/doc/12 844, свободный.

156. Концепции школьного экономического образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://basic.economicus.ru/index.php?file=l, свободный.

157. Лисанов, Е. Транзитом через детство Электронный ресурс. / Е. Лисанов // Красная звезда. 6 сентября 2007, .четверг. — Режим доступа: http://vvww.redstar.ru/index.shtm, свободный.

158. Портал профессиональной ориентации молодежи «Моя профессия». Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ Электронный ресурс. Режим доступа: // www/myprof.ru, свободный.

159. Пресс-релиз «О проведении профилактической операции „Безопасное лето“». Пресс-центр ОИ и ОС МВД по РТ Электронный ресурс. // Режим доступа: http://mvd.tatar.ru/index.htm/gsearch, свободный.

160. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в Республике Татарстан Электронный ресурс. Режим доступа: // www.minszrt.ru, свободный.

161. Сергей Фридинский: Кампанейским способом победить безнадзорность со всеми ее последствиями невозможно Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vremya.rU/2005/95/l3/126 355.html, свободный.

162. Трудные дети кто они? Электронный ресурс. — Режим доступа: // www.camps.ru, свободный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой