Управление учебным заведением среднего профессионального образования с применением автоматизированной информационной системы
На основании проведенного системного анализа эффективности существующих систем управления учебным заведением СПО выявлено, что они обладают рядом существенных недостатков, которые обусловлены либо низким уровнем автоматизации, либо использованием старых информационных технологий и средств, либо носят фрагментарный характер не охватывая весь комплекс решаемых проблем. Предложен полный комплекс… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ процессов управления в системе среднего профессионального образования
- 1. 1. Позиционирование системы среднего профессионального образования в системе образования России
- 1. 2. Анализ систем управления учебными заведениями СПО. Проблемы обеспечения качества в образовании
- 1. 2. 1. Обоснование возможности применения международных стандартов ISO для описания сферы образования
- 1. 2. 2. Применение современных CASE-технологий для описания сферы образования как предметной области
- 1. 3. Представление системы среднего профессионального образования с использованием теории больших систем
- 1. 4. Анализ исследований и анализ процессов управления учебным заведением среднего профессионального образования
- Глава II. Комплексное проектирование системы управления учебным заведением среднего профессионального образования
- 2. 1. Цели создания и назначение информационно-управляющей системы учебным заведением среднего профессионального образования
- 2. 2. Выделение метафункций, реализуемых типовым учебным заведением среднего профессионального образования
- 2. 3. Построение комплекса моделей информационно-управляющей системы типового учебного заведения среднего профессионального образования
- 2. 3. 1. Построение моделей описания верхнего уровня. Взаимодействие с внешней средой
- 2. 3. 2. Построение модели метафункции организации учебно-воспитательного процесса
- 2. 3. 3. Построение моделей метафункции организации производственного обучения
- 3. 1. Выбор программного инструментария для реализации информационно-управляющей системы учебным заведением среднего профессионального образования
- 3. 2. Инженерная методика реализации модуля системы (на примере функции «Производственное обучение»)
- 3. 3. Примеры применения инженерной методики для реализации модулей информационно-управляющей системы
- 4. 1. Прогнозирование экономической целесообразности создания и внедрения информационно-управляющей системы учебного заведения среднего профессионально образования
- 4. 2. Применение аналитических компонент информационно-управляющей системы для исследования характеристик УЗ СПО
- 4. 2. 1. Исследование индивидуальных образовательных траекторий с использованием полей БД информационно-управляющей системы
- 4. 2. 2. Исследование корреляционных зависимостей содержания образовательной программы и индивидуальных профессиональных качеств выпускников УЗ
BPR -Business Process Reengineering — реинжениринг бизнес процессов CALS — Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. OLAP — online analytical processing — оперативный процесс анализа OLTP — Online Transaction Processing — управляемая диалоговая обработка запросов
АСУ — автоматизированная система управления
БД — база данных
ВТ — вычислительная техника
ВУЗ — высшее учебное заведение
ГКНО — Государственный комитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию ГОС — Государственный образовательный стандарт ИС — информационная система ИУС — информационно-управляющая система МО — Министерство образования 00 — объектно-ориентированные РАН — Российская академия наук РБ — Республика Башкортостан РФ — Российская Федерация СПО — среднее профессиональное образование СППР — система поддержки принятия решений ССУЗ — среднее специальное учебное заведение УГКР — Уфимский государственный колледж радиоэлектроники УГППК — Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж
УПЭК — Уфимский промышленно-экономический колледж ЭВМ — электронно-вычислительная машина
Управление учебным заведением среднего профессионального образования с применением автоматизированной информационной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Современное управление такой сложной и многоаспектной областью как образование невозможно без создания единого информационного пространства, объединяющего как отдельные учебные заведения, так и органы государственного управления образованием различных уровней, причем система управления этим единым пространством тоже должна быть многоуровневой. Базисом такой многоуровневой системы управления может служить совокупность информационно-управляющих систем (ИУС) учебных заведений и органов управления. Учитывая большое количество учебных заведений, ведущих подготовку специалистов в области среднего профессионального образования необходима разработка и внедрение типовой информационно-управляющей системы учебного заведения среднего профессионального образования как инструментального средства для исследований, мониторинга, управления как отдельным учебным заведением, так и системой среднего профессионального образования в целом.
Решение задачи управления учебным заведением СПО на качественно новом уровне требует создания адекватных ситуации функционально-организационных моделей, предусматривающих сопряжение с региональными и федеральными системами управления профессиональным образованием, разработки современной концепции информационной поддержки процессов управления на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных программных средств.
Практика других отраслей, положительный опыт информатизации отдельных подсистем, накопленный в системе образования, а также потенциальные возможности, заложенные в новых информационных технологиях, показывают, что последние с успехом могут быть использованы для повышения эффективности управления учебным заведением, и как следствие, обеспечат повышение качества образования.
В связи с этим, решение задачи создания и использования как инструментария информационно-управляющей системы управления учебным заведением является актуальной как для отдельного учебного заведения, так и для системы среднего профессионального образования в целом.
Задачи построения информационных систем для управления различными учебными заведениями, мониторинга качества подготовки специалистов и использования этих результатов для управления образовательными учреждениями привлекали большое число исследователей: Бершадский A.M., Беспалько В. П., Гузаиров М. Б., Демин В. М., Жуковская З. Д., Казанович В. Г., Куклин В. Ж., Кушель A.A., Литвак Б. Г., Львович Я. Е., Макарова Л. В., Мануйлов В. Ф., Масленников А. С., Музыченко Е. А., Наводнов В. Г., Пузанков Д. В., Рындин A.A., Савельев, А .Я., Сахаров Ю. С, Селезнева H.A., Соловьев В. П., Субетто А. И., Фролов В. Н., и др.
В работах данных авторов проработаны отдельные стороны вопросов управления и оценки качества образования, рассмотрены вопросы единства принципов построения систем управления УЗ, мониторинга качества, согласованности и сопряженности контуров управления качеством образования разных иерархических уровней в системе непрерывного образования, особенно на региональном уровне. Однако работы, посвященные управлению учебными заведениями именно в системе среднего профессионального образования не являются комплексными, они как правило, рассматривают вопросы автоматизации деятельности отдельных подразделений, используя их, трудно (а иногда и невозможно) обмениваться данными в соседних системах. Информация, циркулирующая в таких системах, носит преимущественно разрозненный и зачастую противоречивый характер, и поступает из различных источников. Это тем более неприемлемо, так как, в организации и в базах данных оперативного доступа накоплены огромные объемы информации. Также затруднено использование массивов данных УЗ для подготовки различного рода информационных отчетов. Наибольшая сложность создания ИУС связана с проектированием ее общей для всех приложений схемы.
Отсутствие типовой информационной системы затрудняет процесс создания единой корпоративной информационной среды органов управления образованием регионов и Минобразования России, хотя созданная телекоммуникационная инфраструктура позволяет вплотную подойти к решению данного вопроса. Таким образом, выбранная тема исследований является актуальной для системы среднего профессионального образования.
Цели и задачи исследования.
Целью исследований является разработка научно-технических подходов и методологических основ построения автоматизированной информационно-управляющей системы учебным заведением среднего профессионального образования и исследование эффективности ее применения при управлении учебным заведением.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Системный анализ и построение формализованных моделей системы управления учебным заведением СПО.
2. Реструктуризация учебного заведения и оптимизация обработки информационных потоков.
3. Разработка средств информационной поддержки системы управления УЗ СПО.
4. Анализ экономической эффективности предлагаемой информационно-управляющей системы.
5. Разработка методики оценки деятельности УЗ СПО по интегральному критерию.
6. На основе ретроспективного анализа индивидуальных образовательных траекторий построить модель выпускника как специалиста профессиональной области.
7. Анализ результатов практического применения предложенной информационно-управляющей системы на примере отдельно взятых учебных заведений.
Объект исследования. Объектом исследований является учебное заведение среднего профессионального образования. Предмет исследованиясистема управления учебного заведения СПО.
Методы исследования.
Исследования, выполненные в работе, базируются на теории больших систем, теории реинжениринга, теории экспертных систем, теории графов, теории множеств и реляционной алгебре, методологии системного анализа и проектирования (ЗАОТ/ГОЕР), объектно-ориентированной методологии, методах классификации и математической статистики.
Научная новизна.
На защиту выносится совокупность научно-технических и методологических основ составляющих научную новизну и теоретическую значимость исследований:
• формализованные модели управления учебным заведением среднего профессионального образования, отличающиеся сопряженностью с региональной системой управления средним профессиональным образованием и выполненных в соответствии с международными стандартами 8АБТ/ГОЕР;
• методика и алгоритм оптимизации обработки информационных потоков учебного заведения среднего профессионального образования, отличающаяся параллельной многокритериальной оптимизацией;
• методика интегральной оценки состояния учебного заведения среднего профессионального образования отличающаяся приведением множества разнородных показателей в скалярную величину, позволяющую определить как текущее состояние отдельного учебного заведения, так и сравнивать различные учебные заведения системы среднего профессионального образования между собой;
• методика исследования индивидуальных образовательных траекторий, отличающаяся выявлением корреляционных зависимостей этих траекторий и оценки профессиональной подготовки специалистов основанной на использовании информационно-управляющей системы;
Практическая значимость.
Результаты работы представляют практическую значимость для разработчиков и пользователей информационно-управляющих систем учебных заведений среднего профессионального образования и региональных и федеральных органов управления средним профессиональным образованием.
Практическую ценность имеют:
• комплекс 8АБТ/ГОЕР моделей, являющийся электронным справочником для разработчиков и пользователей информационно-управляющей системы и отличающийся возможностью использования его в качестве инструмента информационной поддержки по функционированию учебного заведения;
• информационно-управляющая система как инструмент для исследования состояния учебного заведения среднего профессионального образования позволяющая повысить качество подготовки специалистов за счет принятия информационно обеспеченных управленческих решений;
• методика создания типового программного модуля ИУС, основанная на применении комплекса формализованных моделей построенных по стандарту ЗАЭТ/ГОЕР и современных интеллектуальных информационных технологиях, позволяющая комплексно автоматизировать предметную область;
• информационно управляющая система как базовый элемент единой региональной информационно-управляющей системы среднего профессионального образования обеспечивающая актуальность и доступность данных для всех уровней управления образованиемрезультаты исследований показавшие влияние различных этапов обучения, успеваемости, качеств личности, внеучебных форм работы со студентами на формирование профессиональных качеств подготавливаемого специалиста.
Результаты исследований были внедрены в базовых учебных заведениях среднего профессионального образования Республики Башкортостан: Уфимском государственном колледже радиоэлектроники (УГКР), Уфимском государственном профессионально-педагогическом колледже (УГППК), и Уфимском промышленно-экономическом колледже (УПЭК, негосударственное учебное заведение). В соответствии с заданием Государственного комитета республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию предполагается внедрение результатов работы (тиражирование) в другие учебные заведения СПО республики.
В ходе проведения исследовательских работ получено 7 свидетельств о регистрации программ № 50 980 000 046, 50 200 000 083−50 200 000 088 от 28 октября 1998 г.
Апробация работы.
Основные результаты исследований были доложены и обсуждались на 6 научно-практических конференциях, в том числе, на VI международной конференции «Региональная информатика-98» (Санкт-Петербург, 1998 г.), «Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре», (Астрахань, 1997 г.), научно-технической конференции «Проблемы научно-технического развития Республики Башкортостан», (Уфа, 1998 г.), XI Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования», (УфаМосква, 2001 г.), научно-практической конференции «Развитие инновационной деятельности среднего профессионального образования Республики Башкортостан», (Уфа, 2002 г.), а так же ежегодных августовских конференция по результатам работы системы среднего профессионального образования в Республике Башкортостан, в 1997, 1998 и 1999 гг.
Публикации.
Основные результаты исследований по теме диссертации опубликованы в 10 печатных трудах и защищены 7 авторскими свидетельствами на программное обеспечение.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 211 страницах машинописного текстасписка литературных источников из 112 наименований и 16 приложений.
Выводы по главе 4.
На основании выполненного экономического расчета, выявлено, что разработка и внедрение ИУС учебным заведением среднего профессионального образования экономически целесообразна. При этом установлено: что в существующих экономических условиях срок окупаемости системы составляет порядка 5 лет.
На основании предложенной методики расчета интегрального показателя для оценки состояния учебного заведения среднего профессионального образования произведены расчеты интегральных показателей для 3 учебных заведений за 3 года.
На основе статистических исследований данных хранимых в ИУС и сформированных на их основании индивидуальных образовательных траекторий выявлено, что:
• Вступительные экзамены и предыдущая образовательная траектория оказывают значительное влияние на формирование профессиональных качеств подготавливаемого специалиста.
• Отмечается слабое влияние результатов оценки выставленной за дипломный проект на профессиональную подготовку.
• Дополнительный анализ показал, что такие предметы как Математика и информатика, основы автоматики, электрорадиоизмерения и др. оказывающие достаточно сильное влияние на профессионализм будущего специалиста характеризуются отлаженной системой текущего контроля. Важны формы обучения по конкретному предмету. Методический фактор оказывает значительное влияние.
• На целеустремленность, адаптивность, исполнительность и целеустремленность успеваемость по отдельным предметам не оказывает значительное влияние. В то же время эти качества тесно связаны с профессиональной подготовкой, на которую успеваемость по отдельным предметам оказывает значительное влияние. Влияние предметов опосредованное. Следует предположить, что для более активного.
168 формирования таких качеств как целеустремленность, адаптивность, исполнительность и целеустремленность необходима активизация вне учебных форм работы со студентами.
Предполагается, что разработанная и внедренная ИУС обеспечивает повышение качества образования студентов за счет сокращения времени, затрачиваемого административно-педагогическим персоналом учебного заведения на подготовку и анализ информации для принятия решений и, соответственно, увеличение времени затрачиваемого на ведение собственно учебного процесса.
Исследованы основные направления и предложены важнейшие пути развития информационно-управляющих систем УЗ, а также их использования в целях повышения качества образования, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Информационно управляющая система УЗ СПО успешно прошла практическую апробацию (акты внедрения Госкомнауки РБ и 3 УЗ СПО) и готова к тиражированию в другие учебные заведения.
Заключение
.
На основании проведенного системного анализа эффективности существующих систем управления учебным заведением СПО выявлено, что они обладают рядом существенных недостатков, которые обусловлены либо низким уровнем автоматизации, либо использованием старых информационных технологий и средств, либо носят фрагментарный характер не охватывая весь комплекс решаемых проблем. Предложен полный комплекс формализованных моделей системы управления охватывающий все множество функций управления, характерных для учебного заведения СПО и построенный на современных информационных технологиях с применением стандарта $АВТ/ЮЕ?.
Предложен алгоритм оптимизации по временному критерию процессов обработки информационных потоков путем их распараллеливания по функциональным признакам, что позволило освободить исполнителей от рутинных операций по сбору и обработке информации и увеличить время для их творческой деятельности.
На основании предложенных моделей реализован необходимый и достаточный набор программных модулей информационной системы, позволяющий говорить о целостной информационно-управляющей типовым учебным заведением среднего профессионального образования. Обоснован выбор аппаратно-программной платформы для реализации ИУС учебным заведением СПО Разработана методика построения программного модуля, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к ИУС УЗ СПО.
Проведен анализ экономической эффективности создаваемой информационной системы на конкретном примере уфимского государственного колледжа радиоэлектроники методом функционально-стоимостного анализа. На основе анализа построенного графика окупаемости МРУ показано, что с учетом ранее вложенных ресурсов и имеющегося задела срок окупаемости может быть сокращен до 4−5 лет.
Предложен интегральный показатель оценки деятельности учебного заведения в нормализованной форме который основан на декомпозиции параметров учебного заведения на множество однородных групп и на экспертной оценке значимости как отдельного показателя в группе, так и группы в целом. На базе данного интегрального показателя проанализированная эффективность деятельности в времени трех учебных заведений, что позволило выявить как тенденцию развития учебного заведения в целом, так и факторы способствующие или тормозящие этот процесс.
Предложена модель индивидуальной образовательной траектории выпускника, учитывающая влияние всей совокупности образовательных факторов влияющих на качество подготовки специалистов. На основе ретроспективного анализа индивидуальных образовательных траекторий предложена модель выпускника как специалиста учитывающая как уровень полученных профессиональных знаний и навыков, так и его психофизические особенности как личности. Объективная оценка выпускника по данной модели позволяет ему лучше ориентироваться на рынке труда.
Информационно-управляющая система прошла практическую апробацию и готова к тиражированию Практическое использование ИУС показало, она обеспечивает повышение качества образования студентов за счет сокращения времени, затрачиваемого административно-педагогическим персоналом учебного заведения на подготовку и анализ информации для принятия решений, и соответственно, увеличение времени затрачиваемого на ведение учебного процесса.
Список литературы
- Автоматизированные информационные ресурсы России: Состояние и тенденции развития (Национальный доклад). //Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники, 1997, № 4−5, с.5−66.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное образование. //Материалы IV Международной конференции по дистанционному образованию. — http://www.dist-edu.ru/konf/4KOHFDOoshur.html
- Артемьев В.И. Обзор способов и средств построения информационных приложений. //Системы Управления Базами Данных, 1996, № 5−6.
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. //Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.296 с.
- Бакусов Л.М., Насыров Р. В., Лебедев Е. Г. Причинный анализ для принятия решений: Учебное пособие. Уфа: УГАТУ, 1993. — 96 с.
- Бесекерский В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1972. — 768 с.
- Беспалько В.П. и др., Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа 1989
- Бирюков И.В., Ткаченко Т. Я. О визуализации систем знаний. Уральский Государственный технический университет .тйр:/Л^у-alt.ustu.rU/main/inftech/nechettechn/d 15 .Ьт1
- Борисова Н.В. Общая модель технологизации образовательного процесса. //Седьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Книга вторая. Часть IV. — М.: ИЦ., 1998. —с. 98−102
- Ю.Борисова Н. В., Бугрин В. П. Терминологическое пространство образовательных технологий. //Краткий словарь. Справочное издание. Серия материалов школы семинара «Современные образовательные технологии».
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -52с.
- П.Васильев В. И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием нечеткой логики: Учебное пособие. Уфа.: УГАТУ, 1995. -80 с.
- Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. К.: Диалектика, 1996. — 384 с.
- Гаврилова Т.А., Червинская K.P. Извлечение и структурирование знаний. -М.: Радио и связь, 1992. 200 с.
- М.Грабер Мартин. Введение в SQL. М.: ЛОРИ, 1996.
- Гузаиров М.Б., Буткин Н. С. Региональный мониторинг полного общего образования в Республике Башкортостан. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997.-100 с.
- Динамика мирового рынка средств информатизации: Учебное пособие. //Костров A.B. Владимир: Владим. гос. ун-т, 1998. — 136 с.
- Заде JI.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. Математика сегодня. //Сборник статей. Пер. с англ. М.: Знание, 1994. — С. 5 — 49.
- Зайцева Ж.Н., Говорский А. Э. Открытое образование объективная образовательная -среда информационной цивилизации. Лекция-доклад //
- Серия материалов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -70с.
- Закон Российской Федерации. Об образовании.
- Зверев Г. Н. Основания теоретической информатики: Учеб. пособие. Уфа: УГАТУ, 1997, — 112 с. 25.3юзин Д. И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978.
- Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 1997. — 52 с.
- Ильина О.Ю., Карташов А. Г., Туктарова Л. Р. Создание информационно-управляющей системы образовательного процесса учебного заведения СПО.// Материалы учебно-практической конференции. Уфа: УГАТУ, 1998. -57 с.
- Искусственный интеллект. М.: Радио и связь, 1990. — Т.1 — 461с. Т.2 — 304 с. Т. З — 363 с.
- Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. М.: Мир, 1979.-415 с. ил.
- Калянов Г. Н. Современные СА8Е-технологии. М.: Препринт, 1992. — 53 с.
- Каменнова М.С. Системный подход к проектированию сложных систем. //Журнал д-ра Добба. 1993. — № 1. — С. 12−20.
- Кандрашина Е.Ю., Литвинцева Л. В., Поспелов Д. А. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах. //Под ред. Поспелова Д.А.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 328 с. — (Пробл. искусств, интеллекта).
- Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг -контроля умений и знаний студентов, Учебное пособие М. 1991
- Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М.: Радио и связь, 1990. — 540 е.: ил.
- Концепция автоматизированной информационно-вычислительной системы АО «Башкирэнерго». Уфа, 1996. — 33с.
- Карташов А.Г., Туктарова Л. Р. Разработка информационно-управляющей системы колледжа. М.: «Специалист» № 9, 1998 г.- 39с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. //Проблемы информатизации высшей школы. № 3−4 (13−14) (специальный выпуск). — М.: 1998. — 322 с.
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. М.: Информрегистр", 1996. — 40 с.
- Котов В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. — 160 е.: ил.
- Кривошеев А.О., Гомомидов Г. С., Таран А. Н. Перспективные Ггйегпе!--технологии информационного обеспечения образовательных услуг. //Информационные технологии. Часть 1 № 7, 1998, с.38−44, часть 2 — № 8, 1998, с.34−40.
- Куликов Г. Г., Беляев C.B., Мамлиев Б. Х. Одна из доступных CASE-технологий проектирования ИУС. //Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 1997. — N. 34−39.
- Куликов Г. Г., Набатов А. Н., Речкалов A.B. Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области: Учебное пособие. Уфа, 1998. — 104 с.
- Ланг К., Чоу Д. Публикация баз данных в Интернете: Пер. с англ. -СПб.: Символ-Плюс, Невский диалект, 1998. -480с.
- Левчук JI.B. Глоссарий современного образования. //Народное образование. 1997. № 3.
- Литвак Б.Г. Автоматизированные системы экспертного оценивания и аккредитация. //Труды Исследовательского центра.-М., 1993, 143с.
- Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. //Пер. с франц. М.: Мир, 1991. — 568 с.
- Львович И.Я., Родионов О. В., Федянин В. И. Автоматизированные учебно-исследовательские системы. //Под ред. В. Н. Фролова. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического ун-та, 1999.—196с.
- Международный стандарт. «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению» М.: Per № ИСО 9000−87
- Макарова Л. В. Качество образовательных систем на современном этапе, концепция и опыт. //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Материалы 4-го симпозиума. Часть 1−2.-М.: Исследовательский центр, 1995, с 7−19.
- Мамиконов А.Г. Основы построения АСУ: Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1981.-248 с.
- Мамиконов А.Г. Теоретические основы автоматизированного управления. -М.: Высшая школа, 1994. 489 с.
- Марко Д., МакГоен К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология, 1992. — 239 е.: ил.
- Менеджмент организации: Учебное пособие. //Румянцева З.П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. ML: ИНФРА, 1995. — 432 с.
- Методология IDEF0. Функциональное моделирование. М.: МетаТехнология, 1993. — 117 с. 5 7. Методология IDEF1X. Информационное моделирование. М.: МетаТехнология, 1993. — 120 с.
- Нариньяни A.C. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии. //Информационные технологии. 1997. — № 4. — С. 11−16.
- Никулина Н.О. Интеллектуальная информационная поддержка процессов организационного управления: Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.13.06. Защищена 03.04.98- Утв. 10.07.98. Уфа: УГАТУ, 1998.-252 е.: ил.
- Подготовка специалиста в области образования. Технологии образования. Вып.У. //Ред. коллег, под ред. Г. А. Бордовского СПб.: Образование, 1997.-238с.
- Попов Э.В., Шапот М. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии (Экспертные системы реального времени). //Открытые системы. 1996. — № 1. — С. 63−75.
- Поспелов Б.С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976. — 58 с.
- Применение ЭВМ для обеспечения учебного процесса и управления образованием, Материалы Всесоюзной конференции, 15−17 ноября 1984 года, Свердловск 1985
- Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник. Опыт. Проблемы. Рекомендации. Под редакцией Барсукова И. И. и др. М, 1992
- Росс Д. Структурный анализ (SA) языка для передачи понимания. //Математическое обеспечение ЭВМ. Требования и спецификации разработки программ: Сб. статей. М.: Мир. — 1984. — С. 23−39.
- Рубашкин В.Ш. Представление и анализ смысла в информационных системах. -М.: Наука, 1989.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. — 243 с.
- Сетевые технологии в образовании: Отчет о НИР. //Институт проблем информатики РАН/ИЛИ РАН: рук Федосеев A.A.
- Сборник докладов «Новые образовательные технологии в средней профессиональной школе. Уфа.: 1999 г. УАИ — 124 с.
- Советов Б.Я. Информатизация — новый этап развития высшего образования России. — СПб.: Ин-т моделирования и интеллектуализации сложных систем, 1997. — 7с.
- Советов Б.Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. — 200 с.
- Создание эффективных программных, информационных и методических средств поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР// НИИВО. Рук. Сазонов И. В. 1996.
- Старцева Е.Б. Поддержка принятия решений на основе моделей электронного производственного документооборота: Дис. канд. техн. наук: 05.13.06.-Защищена 19.12.97- Утв. 10.04.98. Уфа: УГАТУ, 1997.-253 е.: ил.
- Старцева Е.Б., Никулина Н. О., Лукьянец О. П. Опыт использования экспертной системы для реализации новых технологий в образовании:
- Информацион. и кибернетическ. системы управления и их элементы: Тезисы Всеросс. молодежи. НТК. Уфа: УГАТУ, 1995. — С. 7−8.
- Статические и динамические экспертные системы: Учебное пособие. //Э.В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: Финансы и статистика, 1996. — 320 с.
- Субетто А., Селезнева Н., Майборода Л., Кудрявцев Ю. К вопросу о доктрине российского образования. //Вестник высшей школы. — 1998, № 7.—С. 33−37.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: МГУ, 1984.344 с.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом. «Международное сотрудничество» 1997, № 4.—С. 1−3.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. //А.Н.Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. В. Воронина, А. Д. Иванников и др. М: Вита-Пресс, 1998. — 256с.
- Уэно X., Кояма Т., Окамото Т., Мацуби Б., Исидзука М. Представление и использование знаний. //Пер. с англ. -М.: Мир, 1989. 220 с.
- Хлебников В.А., Нейман Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей. 2000. -168 с. с табл. и ил л.
- Рукопись представлена Уфим. гос. авиац. техн. ун-том. Деп. в ВИНИТИ 20 июня 1997, № 2050-В97.
- Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Изд. Фирма «Логос», 1993. -181с.
- Шатон Г. И. Теоретический анализ проблемы управления образованием. // Полемика Интернет журнал программ обмена для ученых исследователей и актуальные проблемы современности, 1999, № 3 (http ://www. irex.ru/koi8/acad/j oumal/3/art7 .htm)
- Юдицкий С.А., Кутанов А. Т. Технология проектирования архитектуры информационно-управляющих систем. М.: ИПУ, 1993. — 213 с.
- Яковенко Е.Г., Модин А. А., Погребной Е. П. Справочник разработчика АСУ. М.: Экономика, 1978. — 400 е.: ил.
- Aamodt, А. & Plaza, Е. (1994). Case-Based Reasoning // Foundational Issues, Methodological Variations, and System Approaches. AI Communications, 7(i): pp 39−59.
- Barr N. Alternative- funding resource for higher education // Econ.j.Cambridge etc., 1993.-v.103, N418, p.718−728.
- Boehm B.W. A Spiral Model of Software Development and Enchancement // Computer, May 1988. pp. 31−35.
- Carl F. Cargill. Information technology standardization: Theory, process, and organizations.- Digital Press, 1999.
- Davis A.M., Bersoff E.H., Comer E.R. Strategy for Comparing Altrnetive Software Development Life Cycle Models // IEEE Transactions on Software Engineering, V.14, No. 10, October 1988. pp. 34−40.
- Design/IDEF. Version 3.0. Interface languages manual. Meta Software Corp. 1994.-D. 200.
- Design/IDEF. Version 3.0. User’s manual. Meta Software Corp. 1994. P. 600.
- Downs E., Clare P., Сое I. Structure Systems Analysis and Design Method // Application and Context, 2nd Ed. London: McGraw Hill, 1992. P. 407.
- McClur C. The CASE Experience // BYTE, 1989, April. pp. 56−60.