Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и оценка эффективности регионального управления имиджем муниципальных образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнено содержание категории «имидж муниципального образовательного учреждения», трактуемого как целостное восприятие (включающее понимание и оценку) целевой аудиторией (персоналомпотребителями образовательных услугработодателями, выражающими спрос на рынке трударегиональными органами власти и органами местного самоуправления) организации на основе ее позиционирования, формирующееся под влиянием… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы формирования имиджа муниципальных образовательных учреждений в региональном экономическом пространстве
    • 1. 1. Сущность и необходимость управления имиджем учреждений образования в регионе
    • 1. 2. Эволюция представлений о сущности имиджа организаций и факторах его формирования
    • 1. 3. Основные факторы формирования и управления имиджем учреждений образования в регионе на муниципальном уровне
  • 2. Особенности формирования имиджа муниципальных образовательных учреждений в региональном, экономическом пространстве
    • 2. 1. Особенности формирования и управления имиджем муниципальных учреждений образования в регионе
    • 2. 2. Модель управления формированием имиджа муниципальных учреждений образования в регионе
    • 2. 3. Алгоритм управления имиджем муниципальных учреждений образования в регионе
  • 3. Формирование и оценка эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления имиджем муниципальных образовательных учреждений региона
    • 3. 1. Методика оценки эффективности управления имиджем муниципального учреждения образования на примере Волгоградской области

    3.2. Теоретико-методический подход к содержанию организационно-экономического механизма регионального управления имиджем образовательных организаций на основе концепции сбалансированной системы показателей 111

    Заключение 136 Библиографический

    список использованной литературы 140

    Приложения

Формирование и оценка эффективности регионального управления имиджем муниципальных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление основ постиндустриального общества, или общества, основанного на знаниях, предполагает качественное изменение содержания источников поступательной макроэкономической динамики и превращение человеческого капитала в ведущий фактор прироста национального богатства, определяющий величину «остатка Солоу». Объемы и структура инвестиций в человеческий капитал зависят от состояния образовательного пространства государства и его регионов, формирующегося под влиянием множества факторов, среди которых на постиндустриальном этапе развития общества особое значение приобретают противоречивые процессы глобализации и дезинтеграции, состояние институциональной среды, представленной формальными и неформальными ограничениями, состояние рынка труда. Недостаточный объем и низкая эффективность инвестиций в человеческий капитал отражаются в динамике индекса развития человеческого потенциала, согласно которому Россия занимала 64 место среди 175 государств в 2006 г. и 67 место в 2005 г. 1 Попыткой преломить негативную тенденцию в процессах накопления человеческого капитала выступают федеральные целевые программы, призванные ускорить модернизацию отраслей социальной сферы российской экономики. Однако ограниченность бюджетных средств, наиболее остро проявившаяся в условиях кризиса и рецессии, доказывает, что образовательные организации должны разрабатывать новые и адаптировать имеющиеся инструменты современного менеджмента для формирования благоприятного имиджа у целевой аудитории, что является необходимым условием реализации их конкурентного потенциала и обеспечения конкурентоспособности.

Специфика образовательной услуги как локального общественного блага обусловливает особую роль территориальных образований в ее воспроизводстве, что находит отражение в системе мер регионального.

1 Отчет о человеческом развитии в 2008/2009 гг. из Программы развития ООН, составленный на основе данных 2006 г. и опубликованный 18.12.2008 г. регулирующего воздействия на финансовое обеспечение, конкурентные позиции, стратегию развития образовательных учреждений. Анализ состояния российского рынка образовательных услуг показывает, что реализация Болонских соглашений, переход к стандартам третьего поколения, быстрое изменение потребностей общества и формирование конкурентной среды в данном сегменте рынка возможны лишь при условии формирования позитивного имиджа учреждений образования в регионе, обладающих повышенной способностью к восприятию и использованию в практической работе инновационных идей, обновлению технической базы, совершенствования технологий управления. Эффективное позиционирование образовательных учреждений в экономическом пространстве проявляется в активной деятельности по предоставлению информации об успехах и достигнутых результатах, а также о соответствии предоставляемых услуг растущим потребностям общества.

Муниципальные учреждения образования в регионах все сильнее ощущают влияние рыночных процессов и потребность адаптации к диктуемым ими условиям. Позитивный имидж муниципального учреждения образования способствует повышению его привлекательности в региональном экономическом пространстве, обеспечивает эффективность мероприятий по информированию населения относительно деятельности учреждения, облегчает процесс внедрения новых образовательных услуг и процессных инноваций, обеспечивающих удовлетворение быстро меняющихся потребностей общества, повышение уровня организационной культуры учреждения и всей отрасли муниципального образования в регионе, улучшение социально-психологического микроклимата в коллективе учреждения, привлечение внимания к существующим проблемам и перспективам развития региональной системы образования. Таким образом, управление имиджем в сфере муниципального образования региона постепенно приобретает самостоятельное значение, что предполагает необходимость разработки категориального аппарата, аналитического инструментария, а также выявления особенностей системы управления маркетинговой деятельностью', обусловленных статусом образовательного учреждения как субъекта регионального экономического пространства.

Недостаточная разработанность проблем формирования системы эффективного управления имиджем муниципальных учреждений образования в регионе, а также принципов ее оценки и корректировки в соответствии с изменяющимися потребностями общества предопределили выбор темы исследования, а также ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах.

Степень изученности проблемы. Исследование закономерностей функционирования социально-экономических процессов на рынке образовательных услуг связано с концепцией человеческого капитала, начало которой было положено в конце 50-х начале 60-х гг. XX в. в трудах Г. Беккера и Т.Шульца. Основные направления теории человеческого капитала были разработаны Й. Бен-Порэтом, М. Блаугом, У. Боуэном, Э. Дженисоном, Р. Лэйардом, Э. Лэзером, Дж. Минцером, Дж. Псахаропулосом, Ш. Розеном, Ф. Уэлчем, Б. Чизуиком и др. Немалый клад в изучение этой проблемы внесли и современные российские экономисты — В. С. Автономов, В. С. Гойло, Л. С. Гребенев, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, М. М. Критский, Р. И. Капелюшников, В. Т. Смирнов и др.

Изучение социальной сферы и ее составляющей — сферы образованияосуществляется в трудах Э. М. Агабабьяна, В. А. Жамина, Е. Н. Жильцова, Т. И. Корягиной, Д. И. Правдина, В. М. Рутгайзера, М. В. Солодкова, В. Я. Яковлева и др. Анализ коммерциализации сферы образования и становления рынка образовательных услуг получил свое развитие в трудах Н. Г. Багаутдиновой, В. И. Ерошина, У. Г. Зиннурова. Н. И. Литвиновой,.

B.А.Медведева, В. В. Чекмарева, Р. Ф. Шайхелисламова, Л. И. Якобсона и др. Отдельные аспекты функционирования региональной экономики исследованы в работах зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э. Гувер,.

C.Денисон, Х. Зиберт, Г. Камерон, Х. Ричардсон и др.) и отечественных.

Л.П.Гончаренко, Г. В. Гутман, Д. А. Кононов, А. А. Куклин, Р. А. Нугаев, С. А. Хурсевич и др.) ученых. Значительный вклад в развитие проблем регионального развития внесли труды российских экономистов: П. М. Алампиева, Л. В. Канторовича, С. В. Киселева, Н. Н. Колосовского,.

B.В.Леонтьева, А. С. Новоселова, М. П. Посталюка, А. Е. Пробста, Н. Х. Сабитова,.

C.Г.Струмилина, А. П. Суворовой, Г. А. Сульдиной, В. В. Хоменко, Е. И. Царегородцева и др.

Методологической основой работ по проблемам регионального развития остаются модель кумулятивного роста Г. Мюрдаля, неоклассические модели С. Деннисона, У. Изарда, А.Леша. Содержание и методы экономической политики государства на мезоуровне исследованы в работах отечественных ученых: Л. И. Абалкина, Е. Т. Гайдара, С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга,.

A.И.Добрынина, В. В. Климанова, О. В. Кузнецовой, В. Н. Лексина, Д. С. Львова,.

B.А.Мау, П. А. Минакира, Е. М. Примакова, А. Г. Поршнева, Г. Б. Поляка, А. И. Татаркина, Ф. И. Шамхалова, А. Н. Швецова, Б. М. Штульберга, Г. А. Унтуры, Е. Г. Ясина и др. Существенный вклад в развитие данного направления научных исследований внесли Р. Акофф, И. Ансофф, П. Дойль, Б. Карлофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Дж. Куинн, Ж.-Ж.Ламбен, Г. Минцберг, М. Портер, К. Прахалад, А. Р. Стерлин, А.Дж.Стрикленд, А. А. Томпсон, Д. Хасси, Г. Хэмел, К. Эндрюс и др.

Вопросам развития маркетинга образовательных услуг посвящены научные работы Е. Н. Быдановой, Е. Э. Головчанской, Е. Г. Гущиной,.

A.В.Дьяченко, О. А. Леонтович, М. А. Лукашенко, А. П. Панкрухина, Т. А. Полянских, Е. С. Старостиной, В. А. Тимониной, О. И. Фокиной,.

B.Е.Хруцкого, Л. С. Шаховской, Д. А. Шевченко и др.

Отдельные аспекты проблемы формирования имиджа организации и региона рассматривались в работах таких отечественных ученых как М. В. Гундарин, Г. П. Зинченко, И. В. Ивашковская, Д. И. Карпушин, А. А. Кичаев, В. Ф. Маценко, А. А. Мещанинов, Г. Г. Почепцов, А. Ю. Трубецкой, Г. Л. Тульчинский, Е. И. Фадеева, С. И. Чикирова, Е. В. Юдина и др. Имидж организации и территориального образования исследовались в работах Г. Даулинга, Б. Джи, Э. Грина, С. Зимена, Ф. Китчена, Г. Моргана и др.

Позиционированию компании на рынке посвящены работы таких авторов как Т. Амблер, Ж. Ламберн, В. Перция, М. Портер, С. Ривкин, Э. Райс, Дж. Траут, Д. Эйкер и др. Решению проблем формирования имиджа учреждений образования уделено большое внимание в работах таких исследователей как В. В. Волкова, Л. С. Гребнев, Н. В. Дмитриев, Е. А. Измайлова, Н. А. Кадочников, П. С. Лернер, Е. А. Петров, Г. П. Сергеева, Т. В. Старостина, Д. В. Шилькова, А. В. Щербаков и др.

Несмотря на значительный объем исследований, посвященных теоретическим и методическим проблемам регионального управления образовательных организаций, следует признать дискуссионность проблематики применения маркетинговых инструментов в формировании имиджа муниципальных учреждений образования, что делает необходимым адаптацию зарубежного и отечественного опыта к условиям регионального экономического пространства, к вызовам постиндустриальной экономики, в условиях которой ключевым условием сохранения и реализации конкурентного преимущества России выступает накопление высокого интеллектуального потенциала нации.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций, обеспечивающих формирование и эффективное функционирование системы управления имиджем муниципальных образовательных учреждений в региональном экономическом пространстве.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Представить авторскую трактовку категории «имидж муниципального образовательного учреждения».

2. Определить и систематизировать маркетинговые инструменты позиционирования имиджа муниципального учреждения образования.

3. Сформулировать алгоритм формирования имиджа муниципального учреждения образования в регионе, основанный на выделении внутреннего и внешнего имиджа.

4. Обосновать векторные направления деятельности по формированию имиджа муниципальных учреждений образования в региональном экономическом пространстве.

5. Предложить интегральный показатель эффективности системы регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования.

6. Разработать методику оценки эффективности регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования региона.

7. Обосновать теоретико-методический подход к содержанию организационно-экономического механизма управления имиджем муниципальных образовательных учреждений региона на основе концепции сбалансированной системы показателей.

Объектом исследования являются муниципальные образовательные учреждения в региональном экономическом пространстве.

Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе формирования и оценки эффективности регионального управления имиджем муниципальных образовательных учреждений в условиях современной российской экономики.

Теоретической и методологической основой диссертации выступают научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области регионального управления, теории воспроизводства человеческих ресурсов и образовательного потенциала, человеческого капитала, маркетинга, территориальной организации общества, а также концепции формирования рынка рабочей силы и роли государства в регулировании процесса подготовки специалистов с высшим образованием в условиях рыночной экономики. Методологическую основу исследования составляют системный и программно-целевой подходы к изучению социально-экономических явлений и процессов в современных условиях. Методическая база работы представлена методами научных обобщений, научной абстракции, графического и математического моделирования, а также приемами логического, сравнительного анализа и экспертной оценки, использование которых дало возможность обеспечить обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании.

Информационной базой исследования послужили материалы федеральных и региональных статистических органов, Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Комитета по образованию Администрации Волгоградской области, международных и отечественных общественных организаций, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», данные бухгалтерской отчетности ряда образовательных организаций, публикации в периодической печати, а также результаты маркетинговых исследований, проведенных с участием автора.

В ходе исследования использованы законодательные акты и подзаконные документы по вопросам развития отраслей социальной сферы, целевая федеральная государственная программа «Образование».

В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: 5.9. Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем- 5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления Паспорта.

ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений, обеспечивающих формирование и эффективное функционирование системы управления имиджем муниципальных образовательных учреждений в региональном экономическом пространстве, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Уточнено содержание категории «имидж муниципального образовательного учреждения», трактуемого как целостное восприятие (включающее понимание и оценку) целевой аудиторией (персоналомпотребителями образовательных услугработодателями, выражающими спрос на рынке трударегиональными органами власти и органами местного самоуправления) организации на основе ее позиционирования, формирующееся под влиянием полученной информации о различных направлениях деятельности (учебно-методической, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной, маркетинговой), оцениваемой через призму неформальных институтов (прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов) и определяющей потребительское поведение по отношению к образовательным услугам, особенности которых как объекта купли-продажи (неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянстве качества и отсутствия владения) обусловливают выполнение организацией функции гаранта ожидаемого качества услуг и повышения уровня доверия к ее производителю.

2. Определены и систематизированы маркетинговые инструменты позиционирования имиджа муниципального учреждения образования как объекта регионального менеджмента, выделение в структуре которого внутренней и внешней составляющих позволило выявить две группы маркетинговых инструментов: инструменты, используемые при формировании внутреннего имиджа — разработка и формирование фирменного стиля учрежденияорганизация семинаров, презентаций, обеспечивающих инновационное развитие учреждений образованияразработка системы стимулирования и мотивации сотрудников учрежденияпредоставление возможности профессионального развитияразвитие материально-технической базы учрежденияинструменты, используемые при формировании внешнего имиджа — разработка и реализация программы связи с общественностьювыставочная, конкурсная деятельностьпозиционирование учреждения и его услуг на фоне конкурентовпредоставление дополнительных услугреклама, изготовление и распространение буклетов, применение интерактивных средств маркетингаустановление партнерских отношений, сотрудничества.

3. Сформулирован алгоритм формирования имиджа муниципального учреждения образования в регионе, основанный на выделении внутреннего и внешнего имиджа и включающий: разработку технологии и стратегии формирования имиджавнедрение технологии и стратегии формирования имиджаподдержку, корректировку сформированного имиджатактику обновления имиджа.

4. Обоснованы векторные направления деятельности по формированию имиджа муниципальных учреждений образования в региональном экономическом пространстве в соответствии с выявленной на основе экспертной оценки иерархией факторов эффективного имиджа муниципальных учреждений образования: образовательная услуга, кадровый потенциал, материально-техническое оснащение, социально-культурные блага.

5. Предложен интегральный показатель эффективности системы регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования, который определен как отношение сумм средней балльной оценки деятельности базисного учреждения и учреждения-конкурента, что позволяет определить преимущества и недостатки системы управления базисным учреждением относительно конкурента с выявлением элементов конкурентного потенциала и особенностей их реализации в соответствии с выделенными критериями.

6. Разработана методика оценки эффективности регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования региона, включающая оценку удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, оценку соответствия существующего имиджа позитивному имиджу, оценку соответствие внешнего и внутреннего имиджа, что позволяет определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, диссонанс представлений потребителей услуг и сотрудников образовательных учреждении.

7. Обоснован теоретико-методический подход к содержанию организационно-экономического механизма управления имиджем муниципальных образовательных учреждений региона на основе концепции сбалансированной системы показателей (BSC), которая включает следующие составляющие: клиентская составляющая (сотрудничество с целевыми группами потребителей — стратегическими партнерами (потенциальными работодателями, органами власти, иными образовательными организациями-субъектами системы непрерывного образования)), финансовая составляющая (динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения и мезоэкономических показателей) — внутренние бизнес-процессы (научно-исследовательская, научно-педагогическая, образовательная, издательская, консультационная и др.) — обучение и рост (формирование организационной культуры и условий для персонала и клиентов, которые могут обеспечить решение задачи формирования эффективного имиджа образовательной организации (обучение, система мотиваций и др.)).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии положений экономической науки в области формирования эффективного имиджа образовательных организаций в региональном экономическом пространстве. Представленные теоретические выводы и предложения могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок, направленных на формирование эффективной занятости населения. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных в диссертации моделей и методических разработок для совершенствования системы управления конкурентоспособностью образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования в условиях интеграции России в мировое образовательное пространство. Теоретические и практические результаты работы могут быть использованы также в разработке региональных отраслевых и комплексных целевых программ, направленных на повышение уровня занятости в российских регионах и муниципальных образованиях.

Рассмотренная в диссертации система управления инновациями в вузе может быть использована в учебном процессе при чтении курсов «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент». Отдельные положения диссертации целесообразно включить в учебные курсы «Экономика социальной сферы», «Инновационный менеджмент», а также дисциплин специализации по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях, в том числе всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования управления региональными и муниципальными финансами» (Волгоград, 2008) — всероссийской научно-практической конференции «Условия, ресурсы и факторы развития России в XXI в.» (Волгоград, 2009) — всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования управления региональными и муниципальными финансами» (Волгоград, 2009) — международной научно-практической конференции «Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений» (Саратов, 2009) — XIV международной отраслевой научно-практической конференции «Россия периода реформ: формирование рыночного ориентированной организации как элемент антикризисного управления в ОАО „Газпром“» (Волгоград, 2009) и др.

Имеются 11 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,95 п.л., в том числе 2 статьи в журналах «Микроэкономика», «Интеграл», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации используются в деятельности Центрального территориального управления комитета по образованию Администрации г. Волгоград в оценке эффективности управления имиджем, а также в учебном процессе ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», что подтверждено справками о внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, библиографии, включающей 163 наименования, и приложений.

Заключение

.

Переход к рыночным отношениям заставил муниципальные учреждения образования, наряду с остальными структурами, использовать в своей деятельности рыночные механизмы управления.

Формирование и оценка эффективности регионального управления имиджем муниципальных образовательных учреждений является необходимым условием дальнейшего его развития. От того, насколько грамотно будет сформирован имидж муниципального учреждения образования, насколько тщательно будут изучены рынок труда и рынок образовательных услуг, насколько достоверными будут полученные данные, напрямую зависят качество подготовки выпускников и развитие учреждения.

Под имиджем муниципального учреждения образования в регионе мы понимаем — образ муниципального учреждения, наделяющий его дополнительными ценностями, призванный оказывать положительное влияние определенной направленности на различные группы социума на региональном уровне.

Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем формирования благоприятного имиджа муниципальных учреждений образования служит степень соответствия их миссии, целей и задач требованиям общества. Так на сегодняшний день особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе.

Имидж муниципальных учреждений образования складывается из целого ряда факторов и формируется на протяжении длительного времени, и в этом процессе информация для всей заинтересованной общественности о качестве образовательных услуг занимает основополагающую роль для позиционирования образовательного учреждения на региональном рынке образования, делая процесс его функционирования более эффективным и планомерным. В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы учреждения.

В проведенном исследовании:

1. Уточнено содержание категории «имидж муниципального образовательного учреждения», трактуемого как целостное восприятие (включающее понимание и оценку) целевой аудиторией (персоналомпотребителями образовательных услугработодателями, выражающими спрос на рынке трударегиональными органами власти и органами местного самоуправления) организации на основе ее позиционирования, формирующееся под влиянием полученной информации о различных направлениях деятельности (учебно-методической, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной, маркетинговой), оцениваемой через призму неформальных институтов (прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов) и определяющей потребительское поведение по отношению к образовательным услугам, особенности которых как объекта купли-продажи (неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянстве качества и отсутствия владения) обусловливают выполнение организацией функции гаранта ожидаемого качества услуг и повышения уровня доверия к ее производителю.

2. Определены и систематизированы маркетинговые инструменты позиционирования имиджа муниципального учреждения образования как объекта регионального менеджмента, выделение в структуре которого внутренней и внешней составляющих позволило выявить две группы маркетинговых инструментов: инструменты, используемые при формировании внутреннего имиджа — разработка и формирование фирменного стиля учрежденияорганизация семинаров, презентаций, обеспечивающих инновационное развитие учреждений образованияразработка системы стимулирования и мотивации сотрудников учрежденияпредоставление возможности профессионального развитияразвитие материально-технической базы учрежденияинструменты, используемые при формировании внешнего имиджаразработка и реализация программы связи с общественностьювыставочная, конкурсная деятельностьпозиционирование учреждения и его услуг на фоне конкурентовпредоставление дополнительных услугреклама, изготовление и распространение буклетов, применение интерактивных средств маркетингаустановление партнерских отношений, сотрудничества.

3. Сформулирован алгоритм формирования имиджа муниципального учреждения образования в регионе, основанный на выделении внутреннего и внешнего имиджа и включающий: разработку технологии и стратегии формирования имиджавнедрение технологии и стратегии формирования имиджаподдержку, корректировку сформированного имиджатактику обновления имиджа.

4. Обоснованы векторные направления деятельности по формированию имиджа муниципальных учреждений образования в региональном экономическом пространстве в соответствии с выявленной на основе экспертной оценки иерархией факторов эффективного имиджа муниципальных учреждений образования: образовательная услуга, кадровый потенциал, материально-техническое оснащение, социально-культурные блага.

5. Предложен интегральный показатель эффективности системы регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования, который определен как отношение сумм средней балльной оценки деятельности базисного учреждения и учреждения-конкурента, что позволяет определить преимущества и недостатки системы управления базисным учреждением относительно конкурента с выявлением элементов конкурентного потенциала и особенностей их реализации в соответствии с выделенными критериями.

6. Разработана методика оценки эффективности регионального управления имиджем муниципальных учреждений образования региона, включающая оценку удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, оценку соответствия существующего имиджа позитивному имиджу, оценку соответствие внешнего и внутреннего имиджа, что позволяет определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, диссонанс представлений потребителей услуг и сотрудников образовательных учреждении.

7. Обоснован теоретико-методический подход к содержанию организационно-экономического механизма управления имиджем муниципальных образовательных учреждений региона на основе концепции сбалансированной системы показателей (BSC), которая включает следующие составляющие: клиентская составляющая (сотрудничество с целевыми группами потребителей — стратегическими партнерами (потенциальными работодателями, органами власти, иными образовательными организациями-субъектами системы непрерывного образования)), финансовая составляющая (динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения и мезоэкономических показателей) — внутренние бизнес-процессы (научно-исследовательская, научно-педагогическая, образовательная, издательская, консультационная и др.) — обучение и рост (формирование организационной культуры и условий для персонала и клиентов, которые могут обеспечить решение задачи формирования эффективного имиджа образовательной организации (обучение, система мотиваций и др.)).

Обоснованность выводов и результатов исследования обусловлена корректным применением общенаучных методов системного, исторического, логического, сравнительного и статистического анализа, грамотным использованием категорий, принципов и законов диалектики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста: М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 228.
  2. Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007—2008 гг. // Вопросы образования. 2009. — № 2. -С. 5−17.
  3. Р.Ф. Сущность и особенности реализации инновационных отношений в социальной сфере современной экономики // Экономические науки. 2008. — № 42. — С. 97−101.
  4. Р.Ф. Сфера услуг современной российской экономики: состояние и перспективы развития // Экономические науки. 2008. — № 44. — С.41−43.
  5. B.C. Введение в экономику. — М: Вита-Пресс, 1999. С. 293.
  6. Аги У., Кэмерон Г. и др. Самое главное в PR / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004. С.7−28.
  7. Э.М. Становление и развитие системы международного экономического регулирования: Учебное пособие. М.: ДА МИД России, 2006. — С.ЗЗ.
  8. Л. Н. Управление качеством: роль образования // Высшее образование сегодня. 2004. — № 1. — С.8 — 9.
  9. Ю.Андерсен Г. Э. Два общества, одна социология и никакой теории // Журнал исследований социальной политики.- 2008. Т. 6.- № 2. — С. 241 266.
  10. П.Андреев А. Теоретические основания стандартизации в сфере образования: http://www.mesi.ru/Pedagogika.
  11. И. Подготовка специалистов как социокультурная проблема// Высшее образование в России. — 2002. № 4. — С.115−119.
  12. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. — С.754.
  13. Г. А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора: ИНФРА-М, 2008. С. 345.
  14. Н.Г. Открытые двери среднего класса// Российское предпринимательство. — 2002. -№ 11: http://creativeconomy.ru/library
  15. Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. — № 5. — С. 3−9.
  16. А.Б. Магия воодушевления, или В чем заключается умение мотивировать педагогов на эффективную работу // Директор школы. -2003.-№ 6.-С. 10−17.
  17. Е. Ноу-хау в молодежной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент? // Журнал исследований социальной политики. 2006. — Т. 4. — № 4. — С. 541−557.
  18. Т.М., Челышкова М. Б. Первые специалисты в области педагогических измерений подготовлены. Какое место они займут в нашей системе образования? // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 8 — С.14−19.
  19. В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб.: ИПК СПбГИЭА, 1999. — С.8.
  20. A.B. Особенности регулирующей роли государства в развитии инновационной деятельности // Экономические науки. -2009. № 60. — С.212−215.
  21. Бараблан Андрис. Маркетинг как элемент нового мирового порядка в высшем образовании // Alma Mater. 2002. -№ 11.- С.27−35.
  22. И.Н., Тульская А. Ю. БОР как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг// Финансы. 2008. — № 8.- С. 19−22.
  23. В. Система оценки качества образования// Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С.449.
  24. С.А. Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели // Университетское управление. 2009. -№ 1. — С. 45−63.
  25. С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. — С.37−72.
  26. С.А. Образовательная политика и управление образованием // Университетское управление. 2008. — № 6. — С. 12−31.
  27. Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ// Журнал образование и общество.- 2006.- № 5: http://www.education.rekom.ru/52 006/39 вход свободный
  28. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Зарубежный экономический учебник. — М.: Дело, 1994. — С. 598.
  29. H.A. Повышение конкурентоспособности компании через развитие персонала // Справочник по управлению персоналом. — 2001. -№ 10. С.74−83.
  30. Е.Ю. Роль региональных стратегий и программ в экономической политике // Экономические науки. -2008. № 42. — С.45−48.
  31. Я.В. Рецепты роста компаний при дефиците кадров // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 1. — С.10−17.
  32. Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе // Маркетинг. 2003. — № 1. — С.21−27.
  33. А., Тульчинский Г. Зачем бизнесу спонсорство благотворительность. Н. Новгород: И.ц. Агентства «PR-Эксперт», 2002.-С. 310. (Связи с общественностью в России: теория и практика)
  34. Л.Г. Инновационные процессы в Российском образовании // Право и образование. 2002. — № 4 — С.55−57.
  35. Т. Управление инновациями в сфере образования / Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. // Высшее образование в России. -2001.-№ 6.-С. 3−12.
  36. А. И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С. 239.
  37. А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. -С.72−85.
  38. В. А. Значимость понятия «общественное благо» при формировании рынка образовательных услуг// Экономические науки. -2008. № 47. — С. 445−448.
  39. Е.Э., Иванюк И. А. Личность как центральное звено маркетинговой деятельности на многоуровневом рынке труда// Вестник самарского государственного экономического университета. 2008. -№ 9(47).-С. 20−25.
  40. Государственно-территориальное устройство России / Отв. ред. А. Г. Гранберг.- М.: ИКР Дека, 2003.- С. 448.
  41. Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С.26−44.
  42. JI.C. Модернизация экономического образования // Высшее образование сегодня. — 2003. № 12. — С.9−15.
  43. В.А. Инновационные процессы в самоорганизации рынка образовательных услуг России // Инновации. 1999. -№ 7−8.-С. 7075.
  44. Э. Креативность в паблик рилейшнз / Пер. с англ. Под ред. А. Н. Андреевой. СПб.: ИД «Нева», 2003. — С. 224.
  45. М.В., Ситников А. П. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003. — С. 247.
  46. Е.Г. Маркетинговые аспекты регулирования рынка образовательных услуг: монография, М.: МАКС Пресс, 2006. — С. 139.
  47. Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/manaimage.html- вход свободный
  48. И.П., Сюров Р. В. Обучение как фактор повышения конкурентоспособности // Изв. РАО. 2002. — № 1. — С.53−57.
  49. Е. Маркетинговые коммуникаций и их роль в построении бренда// Brand Way. 2002. — № 4. — С.6−9.
  50. Ю. С. Образование, наука и инновации: «финское чудо»? // Высшее образование сегодня. 2003. — № 11. — С. 34−40.
  51. Д., Митина Н., Преображенский Б. и др. Риски в инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2003. -№ 3. — С.18−24.
  52. Н. М. Образовательные услуги — высокодоходная отрасль экономики // Вестник РАН. 2003. — № 2. — С. 104−109.
  53. Добрынин А. И, Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структуры и формы проявления. Изд. СПб. УЭФ, 1992. С. 47−54.
  54. Д. Паблисити и паблик рилейшнз.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. С. 237.
  55. П. Инновационная система // Инновации. 2003. — № 3. — С. 10.
  56. А.П. Перспективы развития образования в России в XXI веке // Журнал университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 4: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/237- вход свободный.
  57. В.И. Состояние и основные направления развития управления образованием// Право и образование. 2006. — № 2. — С. 20−23.
  58. И.Г. Европейская система образования в условиях глобализации // Экономика образования. 2003. — № 4. — С.24—34.
  59. Я.О. Особенности формирования имиджа образовательных учреждений: http://perspectives.utmn.rU/20 088/2.4.htm" вход свободный.
  60. В.М., Зарубинская Н. С., Демьянов Н. И. и др. К вопросу об управлении финансовым состоянием предприятия.// Финансовый менеджмент. 2004. — .№ 3. — С. 112−120.
  61. Т.И., Прокошенков С. С., Рощеня Е. И. Преимущества и недостатки дистанционных коммуникаций // Экономические науки. -2008. № 47. — С. 254−257.
  62. Н.С., Землянухина С. Г. Экономическая система общества: теория, методология исследования, характер развития. — Саратов: Сарат.гос.техн. ун-т, 2004. С. 175.
  63. X. Эффект кобры: Как избежать заблуждений в экономической политике / Пер. с нем. М.: Новое издательство, 2005. — С. 270.
  64. В. Профессиональные и образовательные стандарты подготовки специалистов инновационной деятельности // Инновации. — 2003. — № 1. С.94−95.
  65. А.И., Казанцев В. О., Карпенко М. Б., Мейер М. М. Приоритетные национальные проекты идеология прорыва в будущее: сборник. — М.: Европа Издательство, 2007. — С.87−92.
  66. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С.59−70.
  67. Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 17−24.
  68. История экономических учений 4.1 // под. Ред. В. А. Жамина., Е. Г. Василевского. М. 1989.
  69. H.A. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения". Диссертация кандидата экономических наук. Москва, 2005, С. 17—18.
  70. Какая система образования нужна России?: http://forum-msk.org/material/society/7856.html.
  71. А.Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. — № 3. — С. 5−25.
  72. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению 1 США: экономика, политика, идеология, 1993J3.
  73. Качество профилактических систем и восстановительные программы: от пилотных проектов к масштабной практике / Под общ. ред. C.B. Галушкина. M.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2004. С. 145.
  74. Т. Г. Глобализация культуры: тенденции и противоречия: http ://www. gpntb.ru/win/inter-events.
  75. Кичаев A.A. PR для карьеры, для семьи и для себя. М.: ООО «Вершина», 2003. — С. 240.
  76. В. П. Роль современных информационно-образовательных технологий в социально-экономическом развитии России // Экономика образования. 2003. — № 1. — С.33−35.
  77. М. Новой экономике новое образование // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 12. — С.42−53.
  78. Д.С., Михайлов Н. В., Саврасов Ю. С. Глобализация: социально-экономические аспекты: http//www.ivanoff.ш./hpg.
  79. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М Пеньковой. Новосибирск: Наука, 2002. — С. 736.
  80. А. О субъектах и объектах рынка труда // Человек и труд. — 2003. -№ 5. С. 30.
  81. К.А. Как найти хорошего специалиста? // Кадры в менеджменте. 2002. — № 2. — С. 18−23.
  82. Я., Филонович С. Бизнес образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. — 2004. — № 1. — С. 19−37.
  83. Л., Ефремов Л. Путь к модернизации образования // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С.96−99.
  84. И. Условия инновационного развития // Экономист. — 2003. — № 7. — С. 9−17.
  85. И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество// Педагог. 2000. — № 9.: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog9/stat8.html
  86. П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидание // РИ. в образовании. 2004. — № 1. — С.42−69.
  87. М. Маркетинг и РИ. в учебном заведении // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С.32^Ю.
  88. А.В. Целевая подготовка молодежи как важнейший фактор эффективной деятельности предприятия // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 3. — С.23−29.
  89. Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономическая наука современной России. 2002. — № 3. — С. 5−19.
  90. Р. Макроэкономика. -М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
  91. М.Н., Мерзлякова И. А. Псевдоконкурс как механизм трансформации системы отбора в региональный вуз в условиях демографического спада // Вопросы образования. 2009. — № 2. — С. 223 235.
  92. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э. А. М.: Ассоц. авт. и изд. «Тандем». Изд. «ЭКМОС», 2002. -С. 358.
  93. Маркетинг: общий курс: учебное пособие для студентов вузов, М27 обучающихся по направлению 521 600 «Экономика» / под ред. Н. Я. Колюжновой, А. Я. Якобсона. —М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — С. 213.
  94. К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 23. — С. 203.
  95. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик JI.H. Маркетинг. СПб: Питер, 2005. -С. 246.
  96. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. — С. 294.
  97. A.A. Образ компании. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2001. С.35−38.
  98. Л.Г., Волкова Н. В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. -№ 1. С. 90.
  99. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — С. 688.
  100. A.B. Образование как сфера государственной политики России // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 6. — С.32−47.
  101. С.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход) / Монография- науч. ред. Л. С. Шаховская / Волгогр. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2001. — С. 208.
  102. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров./ под ред. Т.Клячко.- М.: ГУВШЭ, 2002. С. 102.
  103. А. Имидж организации: восемь моделей организационного развития / А. Морган. М.: Центр, 2008. — С. 430.
  104. Ф.А. Инновационная составляющая конкурентного преимущества в российской экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук., КГУ им. А. Н. Туполева, 2007: www.kai.ru.
  105. Н., Попов Ю., Подлеснов В. и др. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. — 2003. — № 6.-С. 15−23.
  106. Официальный сайт Комплексного проекта модернизации образования: http://www.kpmo.ru.
  107. А. П. Маркетинг образовательных услуг: http://www.koism.rags.ru.
  108. E.H. Портрет молодежи 1960−2000-х годов в зеркале социологических исследований // Вопросы образования. 2009. — № 2. -С. 288−299.
  109. Е.А., Романова A.B., Родионова A.A. Из опыта работы по изучению корпоративного имиджа вуза //PR в образовании. 2005.- № 3. — С.38.
  110. М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999.-№ 5.-С. 45.
  111. Г. Б. Финансовый менеджмент: Волтерс Клувер, 2009. — С. 608.
  112. Т.А. Особенности формирования рынка образовательных услуг в малых городах России/ Т. А. Полянских, И.В. Митрофанова// Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 4.
  113. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. Изд. 2., испр. и доп.- М.: Центр, 2003. — С.320.
  114. Премиум Груп Теоретические основы прямого маркетинга: http://www.prgp.ru/artd4.shtml.
  115. Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социально-политический журнал. 2009. — № 7. — С. 126−132.
  116. В.Г. Образование и рынок: противоречивые тенденции // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С.97—101.
  117. Т.О. О реформе системы образования в России: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/bea/bulletin/2004/bea572004b ull/bea5 72004bull000.htm.
  118. Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость/ Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — С. 256.
  119. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко и Ю. С. Дулыпикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 616.
  120. Р.В. Качество и стандартизация образования: http://iol.spb.osi.ru.
  121. Е., Погребняк С. Система менеджмента качества // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С.61−63.
  122. В. М. Корягина Т. И. Арбузова Т. И. и др. Сфера услуг: новая концепция развития, — М.: Экономика, 1990. С. 159.
  123. К. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5, — С. 125−127.
  124. Сайт Сетевого Ресурсного Центра менеджмента образования, науки и технологий: http://nrc.edu.ru.
  125. Г. П. Механизмы воздействия рынка труда на рынок образовательных услуг // Высшее образование в России. — 2003. — № 3 — С. 97.
  126. М.И., Чекмарев В. В. Мнтодология экономическрой науки/ Научное издание Кострома: КГУ, 2006.- С. 362/
  127. В.Т. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике// В. Т. Смирнов, И.В. Скоблякова// Креативная экономика: http://creativeconomy.ru/library/prdl65.php
  128. Е. Н. Инновационный проект развития образования: время подводить итоги // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 3. С. 6−8.
  129. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, В. Н. Журавлева, Л. Л. Козлова и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — С. 34.
  130. Стратегия для России: образование.: http://www.maoo.ru/gref.htm
  131. А .Я. Управленческая культура руководителя, как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Оренбург 2007. С. 11.
  132. О.И. Системные методы в экономических исследованиях образования // Экономические науки. 2008. — № 47. — С. 453−456.
  133. Н. С., Айгунов А. Г. Инвестиционно-инновационный механизм повышения конкурентоспособности национальной экономики// Экономические науки. 2008. — № 47. — С. 10 -13.
  134. В.Л. Управлять знаниями? Это непросто! // Российский журнал менеджмента. 2007. — Т. 5. — № 3. — С. 175−180.
  135. Тенденции, формирующие систему образования Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР, 2008 г. Главы 6, 7 (пер. с англ.) // Вопросы образования. 2009. — № 3. — С. 26−34.
  136. В.А. Внутриорганизационный маркетинг при формировании инновационной системы управления вузом: диссертация, Волгоград, 2005.- С. 23.
  137. Е.А. Управление инновационными проектами в сфере образования с помощью типологии инноваций // Право и образование. -2001. № 5. — С.106−109.
  138. В.В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы http://www¦marketing. spb.ru
  139. М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С. 51.
  140. A.B. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. Изд. 2-е дораб. — А.: Эксмо, 2008. -С.202.
  141. Управление качеством образования на муниципальном уровне: http://ukovolganet.chat.ru/index.htm.
  142. Д. Региональные модели рынка образовательных услуг // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. С.33−35.
  143. В.М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки // Инновации. 2003. — № 1. — С.5−8.
  144. О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг: моногр./ О. И. Фокина.// МГУ, М., 1998.- С. 4850.
  145. В.Е. Несколько шагов к новой системной методологии // Социологические исследования. 2001. — № 3. — С. 9−11.
  146. А. В системе образования назрела революционная ситуация // Вестник образования: http://www.vestnik.edu.ru/xloponin 1 .html.
  147. И.В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — С.112.
  148. Л. Механизм взаимодействия рынка труда и образовательных услуг. Методологические подходы // Человек и труд. 2004. — № 8. -С.37−38.
  149. Л.С., Сергеева Г. П., Кулагина Н. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. -2000. № 8. — С.29−30.
  150. К.Я. Сущность и место конкурентных преимуществ в стратегии социально-экономического развития региона // Экономические науки. 2009. — № 56. — С. 138−141.
  151. Д. Маркетинговые исследования на рынке образования // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С.37−41.
  152. Н.В. Экономическое развитие страны и инновации в образовании // Инновации. 2003. — № 8. — С.73−74.
  153. В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия: http:// www.cfin.ru/press/marketing/2001−3/12.shtml.
  154. Е.С. Знания как объект теоретического анализа // Экономические науки. -2009. № 52. — С. 89−93.
  155. А.В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 9. — С. 39 — 46.
  156. Р. Этапы развития предприятия: http://www.inventech.ru/lib/finances/finances-0070.
  157. Kotler P., Armstrong G., Saunders J., Wong V. Principles of Marketing. Moscow.: Williams. 2000. p. 719.
  158. Robert E Prash and Falguni A.Sheth. What Is Wrong with Education Vouchers? //Journal of Economic Issues. Vol. XXXIYNo.2 June 2000.p. 509 515.
  159. Vouchers and Educational Freedom: A Debate.// Cato Policy Analysis No.269, March 12, 1997. p.28.
Заполнить форму текущей работой