Реинжиниринг бизнес-процессов на основе учета ресурсного потенциала организации
Объективный взгляд на реинжиниринг (а мы ни в коей мере не являемся ярыми его сторонниками либо противниками) позволяет зафиксировать некоторые проблемы связанные с его реализацией. Так, радикальность перемен присущих данному методу, предопределяет высокий риск недостижения запланированных результатов. Причинами провала проектов реинжиниринга бизнес-процессов становятся: плохое понимание задач… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДОМ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
- 1. 1. Роль изменений в развитии организации и использование для управления ими реинжиниринга бизнес-процессов
- 1. 2. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений в организации
- 1. 3. Необходимость учета ресурсного обеспечения реинжиниринга бизнес-процессов
- Выводы по первой главе
- 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С УЧЕТОМ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ)
- 2. 1. Формирование цикла реинжиниринга бизнес-процессов
- 2. 2. Основные методические положения и практические рекомендации по экспертной оценке соответствия качества человеческих ресурсов требованиям бизнес-процесса
- 2. 3. Методические положения по учету ресурсного потенциала организации в процессе реинжиниринга (на примере человеческих ресурсов)
- 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК ПО РЕИНЖИНИРИНГУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
- 3. 1. Организационное обеспечение реинжиниринга бизнес-процессов на основе проектного управления
- 3. 2. Разработка оценочной шкалы и расчет показателей ранга исполнителя на примере подпроцесса «Финансовое обеспечение бизнес-процесса»
- 3. 3. Эффективность разработанных мероприятий по учету ресурсного потенциала при реинжиниринге бизнес-процессов.по
Реинжиниринг бизнес-процессов на основе учета ресурсного потенциала организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном мире обеспечение конкурентоспособности является обязательным условием долгосрочного выживания. Чем быстрее будет осознана необходимость этого, тем больше шансов на выживание. Коренные преобразования организаций — задача комплексная и сложная. Любое серьезное изменение, связано с риском, но на него надо идти. Промедление только усугубляет и без того очень тяжелую ситуацию. Растет понимание того, что не удастся обойтись лишь традиционными мерами ''улучшения и совершенствования" системы управления, а потребуются глубинные преобразования, базирующиеся на переосмыслении роли, места и миссии организации в этом быстроменяющемся мире.
Резкое усиление конкуренции на многих рынках, сопряженное с низкой эффективностью деятельности российских организаций, также требует проведения радикальных комплексных изменений. Анализ различных методов проведения изменений в организации показывает, что такие изменения целесообразно проводить методом реинжиниринга бизнес-процессов. Изменения происходящие при реинжиниринге бизнес-процессов захватывают все элементы организации. Данный метод основывается на процессном подходе к проектированию организации и предназначается для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании путем глубокого анализа и радикального перепроектирования существующих бизнес-процессов. При этом значительное внимание уделяется использованию новейших коммуникационных и информационных технологий. Существует еще одна важная причина того, что объектом исследования был выбран реинжиниринг бизнес-процессов. Данному методу посвящено значительное количество литературы, что предоставляет возможность тщательно исследовать процесс реинжиниринг и дать рекомендации по его улучшению. В последнее время компании часто обращаются к реинжинирингу, а значит рекомендации по улучшению самого процесса реинжиниринга позволят повысить положительный результат от реализации данного метода.
Объективный взгляд на реинжиниринг (а мы ни в коей мере не являемся ярыми его сторонниками либо противниками) позволяет зафиксировать некоторые проблемы связанные с его реализацией. Так, радикальность перемен присущих данному методу, предопределяет высокий риск недостижения запланированных результатов. Причинами провала проектов реинжиниринга бизнес-процессов становятся: плохое понимание задач реинжиниринга бизнес-процессовнепонимание реальных возможностей и области применения методикотсутствие подходящего инструментарияневозможность достаточного финансирования проекта по реинжинирингу бизнес-процессовотсутствие в рабочей группе опытных отраслевых экспертовигнорирование разработки и выполнения сопутствующих мероприятий, направленных на снижение сопротивления персоналадругие.
Одной из главных причин провалов проектов по реинжинирингу бизнес-процессов является игнорирование имеющегося ресурсного потенциала организации (в частности, потенциала человеческих ресурсов фирмы) при перепроектировании бизнес-процессов. Суть проблемы в следующем: в результате перепроектирования бизнес-процессов их характеристики (такие, как длительность, затратность, и др.) значительно улучшаются, однако при этом работа исполнителей становится более сложной. Некоторые прежние работники уже не могут осуществлять ее из-за того, что она требует более широких знаний и навыков работы с вводимыми информационными и коммуникационными технологиями. Этот фактор приводит к тому что перепроектированные бизнес-процессы не функционируют так как задумывалось. Изменения встречают сильное сопротивление со стороны персонала. А затраты на проведение реинжиниринга не окупаются.
Число неудачных проектов по реинжинирингу можно уменьшить путем включения в методику проведения реинжиниринга бизнес-процессов механизмов учета ресурсного потенциала организации. В диссертационном исследовании мы сочли целесообразным ограничится человеческими ресурсами организации. Такое внимание именно к человеческим ресурсам не случайно. Из всех ресурсов компании именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» является ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. Люди наделены интеллектом, и, вследствие обладания им, способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности организации. Тем не менее, после соответствующих изменений разработанные в рамках диссертационного исследования показатели и процедуры можно использовать для любого типа ресурсов организации.
Проблемы, связанные с реинжинирингом бизнес-процессов, исследовались такими учеными как Т. Давенпорт, X. Джонсон, Дж. Мартин, Д. Осборн, С. Роббинс, Ф. Улл&х, М. Хаммер, Б. Хант, Дж. Харрингтон, Дж. Чампи, И. Якобсон. Существенным и общим выводом во всех этих работах является необходимость более целостного подхода к рассматриваемым системам, учитывающего использование средств промышленной инженерии для лучшего определения бизнес-процессов, проведение контекстных изменений в структуре управления и производства, заимствование передового опыта других фирм в части организации новых бизнес-процессов, а также влияние социальных факторов при изменении системы управления. Кроме западных методологий, естественно, существуют и развиваются отечественные, берущие свое начало в работах по системному и структурному анализам, по научной организации труда, теории планирования эксперимента и управления большими системами. Среди российских ученых, исследующих вопросы связанные с перепроектированием бизнес-процессов организации следует отметить Г. Н. Калянова, Е. Г. Ойхмана, Э. В. Попова. Однако на наш взгляд в работах и наших, и западных исследователей недостаточно глубоко освещены вопросы, связанные с воздействием ресурсного потенциала реформируемой организации на результативность мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов. В связи с этим мы и выбрали данную проблему для диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по повышению результативности реинжиниринга бизнес-процессов за счет использования процедур учета ресурсного потенциала организации (на примере человеческих ресурсов). Реализация данной цели позволяет совершенствовать механизм адаптации фирмы к изменению рыночных условий.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
• Определить характер изменений в организации, происходящих при РБП, их воздействие на повышение рыночной адаптивности организации, а также систематизировать причины неудач при проведении РБП;
• Разработать на основе анализа различных подходов к проведению реинжиниринга предложения по совершенствованию методики проведения РБП;
• Предложить для применения показатель, характеризующий соотношение требований бизнес-процесса и качественных характеристик человеческих ресурсов в рамках бизнес-процесса;
• Обосновать необходимость и порядок включения в процесс выбора объекта реинжиниринга процедуры укрупненной оценки соответствия качества имеющихся в компании человеческих ресурсов требованиям сложившихся бизнес-процессов, а на этапе перепроектирования бизнес-процессовпроцедуры определения соответствия качества имеющихся ресурсов требованиям перепроектированных бизнес-процессов и процедуры выбора мероприятий по преодолению выявленного несоответствия;
• Сформировать организационно-практические рекомендации по проведению оценки соответствия качественных характеристик имеющихся в компании человеческих ресурсов требованиям сложившихся бизнес-процессов.
Объектом диссертационного исследования являются российские и зарубежные коммерческие организации, проводящие реинжиниринг своих бизнес-процессов для повышения адаптации к изменению рыночных условий.
Предметом диссертационного исследования выступают методы проведения изменений и процедуры учета ресурсного потенциала фирмы в рамках реинжиниринга бизнес-процессов.
Методологической основой проводимых исследований послужили методы моделирования бизнес-процессов, методы процессно-стоимостного анализа, методы профессиографического анализа, другие. В процессе написания данного исследования использовались соответствующая специальная литература, информация размещенная в Интернете, периодическая печать, др.
Заключение
.
Проведение диссертационного исследования позволило получить следующие научные результаты:
• На основе изучения теоретических разработок и практики реинжиниринга сформулирован вывод о комплексном характере изменений, проводимых в рамках реинжиниринга бизнес-процессов, и о целесообразности применения РБП для повышения адаптации к изменению рыночных условий, что говорит о возможности использования данного метода у нас в стране, так как сложившаяся в российских компаниях система управления требует радикального реформирования. Систематизированы основные причины неудач при проведении РБП. Одной из главных причин является отсутствие учета соответствия качественных характеристик ресурсов организации требованиям бизнес-процессов;
• На основе сравнительного анализа различных подходов к проведению РБП разработаны предложения по совершенствованию методики проведения реинжиниринга за счет включения процедур оценки соответствия качественных характеристик ресурсов требованиям бизнес-процессов и процедур преодоления ограниченности ресурсного потенциала организации. Рекомендации разработаны на примере человеческих ресурсов как самых важных ресурсов организации;
• Предложен показатель «ранг исполнителя бизнес-процесса» в качестве показателя, характеризующего соотношение требований бизнес-процесса к качественным характеристикам человеческих ресурсов в рамках данного бизнес-процесса и фактического уровня таких характеристик человеческих ресурсов организации. Детально разработана методика расчета этого показателя;
• Выработана и включена в процесс выбора объекта реинжиниринга процедура укрупненной оценки соответствия качества имеющихся в компании человеческих ресурсов требованиям сложившихся бизнес-процессов.
Разработаны и включены в этап перепроектирования бизнес-процессов: процедура определения соответствия качества имеющихся ресурсов требованиям перепроектированных бизнес-процессов и процедура выбора мероприятий по преодолению выявленного несоответствия;
• Сформированы организационно-практические рекомендации по проведению оценки соответствия качественных характеристик имеющихся в компании человеческих ресурсов требованиям сложившихся бизнес-процессов.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что.
• Выработаны организационно-практические рекомендации по учету ресурсного потенциала фирмы при проведении реинжиниринга, которые позволяют: формализовать процесс РБПобеспечить менеджеров методами численного измерения качественных характеристик ресурсов, необходимых для принятия управленческих решенийа также получать информацию, необходимую для принятия решений в области управления персоналом (как основным ресурсом организации). Разработанные рекомендации применимы в любых коммерческих организациях независимо от отраслевой принадлежности. Небольшая модификация позволяет применять разработанные процедуры и показатели к любому типу ресурсов организации;
• Разработаны предложения по организации проведения реинжиниринга бизнес-процессов как совокупности проектов с использованием элементов проектного управления. В качестве самостоятельных проектов рекомендовано выделять проекты по перепроектированию основных бизнес-процессов, проекты по перепроектированию вспомогательных бизнес-процессов и проекты по проведению сопутствующих мероприятий.
Список литературы
- Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 4.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
- Алексеев М. Эволюция систем управления предприятием// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 2.
- Андреева Т., Преодоление сопротивления персонала по материалам сайта http://www.alt.rcom.ru
- Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., Матвеева А., Привалов А., Хорошавина Н. 7 нот менеджмента. /Под ред. В. Красновой и А. Привалова. 5-е изд. доп. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001.
- Бочкарев А. Изменения как образ жизни// Журнал «Эксперт». 1999. № 4.
- Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
- Ветер Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. Ns 2.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарика, 1999.
- Водачек JI. Реструктуризация вызов чешским предприятиям// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 1.
- Волкова К. А., Казакова Ф. К. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. -М.: Экономика, 2000.
- Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999.
- Глоссарий терминов (Glossary of Terms) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1994 год по материалам сайта http://vww.dtic.mil/c3i/bprcd/mglossrv.htm
- Гончарук В. А. Развитие предприятия. из материалов сайта http://wvm.user.citvline.ru/~itbcons.
- Грир Т. Сети интранет/Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2000.
- Давенпорт Т. Течение, которое забыло о людях (The Fad That Forgot People), 1996 год по материалам интернет-сайта http://www.fastcornDanv.eom/online/01 /reenan.html
- Дараховский И. С., Черноиванов И. П., Прехул Т. В. Бизнес и менеджер. -М.: Азимут-центр, 1992.
- Дракер П. Ф. Управление, нацеленное на результат/ Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
- Евсеев А. С. Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 3.
- Ефимова Л. Г. Банковские сделки. Комментарии законодательства и арбитражной практики. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.
- Зиндер Е.З. Новое Системное Проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг (часть 2 бизнес-реинжиниринг).// Журнал «СУБД», № 1, 1996.
- Зиндер Е.З. Новое Системное Проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг (часть 3 методы Нового Системного Проектирования).// Журнал «СУБД», № 2, 1996.
- Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Горячая линия — Телеком, 2000.
- Карлик А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 2000. № 6.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы): Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.
- Кеттингер У., Тенг Дж., Гуха С., Изменение бизнес-процессов: исследование методологий, техники и средств (Business Process Change: A study of Methodologies, Techniques and Tools), 1997 год по материалам сайта http .//theweb. badm. sc. edu/bpr/
- Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.
- Крыжановский В. Г. Новые подходы к проведению реструктуризации предприятий// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 3.
- Кроуэ Т., Ратхи К., Рольфе Д. Применение таксономии бизнес-процессов к определению возможности реинжиниринга (Applying a Taxonomy of Business Processes to Identify Reengineering Opportunities) по материалам сайта http://www.prosci.com/rathi.htm
- Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Коноков Д. Г., Рожков К. JI. Как выйти из кризиса крупным предприятиям// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 4.
- Лузин А., Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий.//Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 4.
- Люти А., Кран А., Кюнг П. Определение показателей для оценки качества хозяйственных процессов// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 5.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний./Справочное пособие/Под ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000.
- Малхотра И. Редизайн бизнес-процессов: обзор (Business Process Redesign: An Overview), 1996 год по материалам сайта http://www.brint.com/papers/bpr.htm
- Менеджмент систем качества: Учебное пособие / Круглов М. Г., Сергеев С. К. и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997 г.
- Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001.
- Мильнер Б. 3. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.
- Норберт Т. Управление изменениями. по материалам сайта http://www.ptpu.ru/
- Обзор методологии реинжиниринга (Reviewing Reengineering Methodology), BPR Online Learning Center по материалам сайта http://www.prosci.com/methodology.htm
- Обзор РБП (Overview of Business Process Reengineering) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1995 год по материалам сайта http://www.dtic.mi1/c3i/bprcd/5536.htm#SectionI
- Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Осадник В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 2001. № 4.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
- Раппопорт Б. М., Скубченко А. И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2001.
- Рюэгг-Штюрм Й. Системно-конструктивистская «теория фирмы» и управление процессами глубоких изменений на предприятии// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 6.
- Рюли Э., Шмидт С. Л. Исследование стратегических процессов в организации// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 2000. № 5.
- Саймон К. О теоретической основе реинжиниринга бизнес-процессов (Towards a theoretical framework for Business Process Reengineering), 1994 год -по материалам сайта http://www.adb.gu.se/~kai/pub/thesis.pdf
- Саймон К. Введение в РБП (Introduction to В PR), 1994 год по материалам сайта http://www.infonnatik.gu.se/~kai/oli/
- Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989.
- Социология труда: Учебник/ Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.
- Страссман П. Истоки реинжиниринга бизнес-процессов (The Roots Of Business Process Reengineering), 1995 год по материалам сайта http://www.strassmann.com/pubs/reeng/roots.html
- Страссман П. Фокус-покус реинжиниринга (The Hocus-Pocus of Reengineering), 1994 год по материалам сайта http://www.strassmann.com/pubs/hocus-pocus.html
- Тарасов В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организации предвестники эры реинжиниринга// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 4.
- Томас Р. Концептуальный реинжиниринг на Nissan (Conceptual Re-engineering at Nissan), 1997 год по материалам сайта http://www.strategy-business. com/casestudv/97 206/page 1 .html
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.
- Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2001.
- Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988.
- Фрезе Э., Тоифсон Л., Бескон Т. Реструктуризация предприятия: направления, цели, средства// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1996. № 4.
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
- Хентце И., Каммель А. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям.// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1997. № 3.
- Хиценко В. Самоорганизация и менеджмент.// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1996. № 3.
- Хоканен Т. Практический опыт реструктуризации российских предприятий// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 6.
- Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ// Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1997. № 5.
- Чернецов Г., Ушаков А., Коротин Е. Возможности применения методов управления проектами при подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия. по материалам сайта http://www.cfin.ru/press/management.
- Ascary A., Rock М., Dutta S. Reengineering and organizational change: lessons from a comparative analysis of company experiences// European Management Journal. Vol. 13, N 1, March 1995.
- Davenport Т.Н. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1993.
- Hammer M. «Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate». Harvard Business Review, July August 1990.
- Harmon P. Business Process Reengineering with Objects Part 2. Object-Oriented Strategies, 1995.
- Holland D., Kumar S. Getting Past the Obstacles to Successful Reengineering// Business Horizons. Vol. 38, N 3. May June 1995.
- Jacobson I., Ericsson M., Jacobson A. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology. ACM Press, Addison-Wesley Publishing, 1995.
- Kind J. The role of management development in business transformation// International Executive Development Programs. Kogan Page, London, 1996.
- Kotter J.P., Schlesinger C.A. Choosing Strategies for Change/ZHarvard Business Review, 1979, vol. 57, № 2.
- J. Marsh, Quality Improvement Methods Analysis. ICL Internal publication, 1988.
- Porter M. E. From competitive advantage to corporate strategy// Harvard Business Review, May June 1987.
- Remenyi D., Whittaker L. The Cost and Benefits of BPR// Business Change & Reengineering. Vol. 2, N 2, 1994.
- ReThink Tutorials. Release 1.0. Gensym Corp. Cambridge, Mass., USA, May 1995.
- K. Swenson, K. Irwin, «Workflow Technology: Tradeoffs for Business Process Re- engineering», Proc. of the Conf. on Organizational Computing Systems. Milpitas, С A, USA, 1995.
- Материалы с интернет-сайтов: www.altrc.ru, www.aup.ru, www.brint.com, www.ca.com, www.fmansy.ru, www.fmexpert.ru, www.hanmierandco.com, www.idef.com, www.manage.ru, www.megabook.ru, www.osp.ru, www.perotsystems.com, www.ptpu.ru, www.rational.com.