Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Согласование интересов субъектов экономики в формировании финансовых основ территорий: на материалах муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласование интересов субъектов экономики муниципального уровня, в аспекте обеспечения достаточности финансовых ресурсов для реализации совокупности интересов, согласно нашему исследованию, связано с внедрением комплекса мер по совершенствованию системы местных налогов, среди которых особо следует подчеркнуть следующие. Во-первых, предоставление органам местного самоуправления большей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. 1. Характеристика экономических интересов субъектов муниципального уровня
    • 1. 2. Финансовые отношения муниципального уровня как сфера согласования экономических интересов
  • ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
    • 2. 1. Полномочия местного самоуправления в финансово-экономической сфере
    • 2. 2. Согласование интересов муниципалитетов и регионов в межбюджетных отношениях
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ
    • 3. 1. Организация обеспечения достаточности собственных доходов муниципалитетов
    • 3. 2. Повышение роли хозяйствующих субъектов в формировании местных финансов

Согласование интересов субъектов экономики в формировании финансовых основ территорий: на материалах муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Преобразования экономических отношений в условиях рыночной трансформации ведут к появлению новых механизмов и форм взаимодействия между их субъектами, характеризующихся проблемами и противоречиями, вызывающими необходимость соответствующих мер. В основе мер по регулированию экономики, государственного и муниципального воздействия лежит необходимость реализации и согласования совокупности взаимосвязанных экономических интересов.

Поскольку в условиях рыночной трансформации самостоятельными субъектами экономических отношений становятся муниципальные образования, вопросы согласования их экономических интересов с интересами федерального и регионального уровней, населения и хозяйствующих субъектов приобретают особое значение среди экономических проблем, сопровождающих процесс становления и развития рыночных отношений в России.

Обладая собственной финансовой основой, местное самоуправление вместе с тем испытывает серьезные трудности в связи с недостаточностью финансовых ресурсов для полноценного и сбалансированного удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей территорий и их населения. Формирование муниципальных финансов сопряжено с решением вопроса о полномочиях органов местного самоуправления в бюджетной системе государства и соответствующих им возможностях самостоятельного пополнения финансовых ресурсов, затрудненного в связи с недостаточным пониманием специфики местного уровня.

Анализ механизмов согласования интересов различных субъектов экономики при формировании и использовании финансов местного самоуправления, а также направлений совершенствования муниципальных финансовых отношений в аспекте сбалансированности экономических интересов относятся к числу проблем, лежащих в русле задач современной муниципальной реформы, что обусловливает актуальность диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблема экономических интересов в теоретическом аспекте исследовалась в работах отечественных ученых Л. И. Абалкина, В. М. Агеева, Б. Я. Гершковича, Г. Е. Глезермана, A.B. Даниеляна,.

A.Г. Здравомыслова, В. П. Каманкина, В. И. Лившица, В. May, B.B. Радаева, С. С. Слепакова, И. Ф. Суслова, П. Э. Эхина и других.

Некоторые аспекты проблемы экономических интересов территориального уровня на современном этапе экономического развития анализировались в работах В. А. Дегтярева, В. С. Катренко, И. А. Курской, A.A. Ткаченко. Исследованиями вопросов реализации интересов в финансовых отношениях занимались C.B. Григорьев, O.A. Акимова, A.A. Шаповалов. Вопросы согласования экономических интересов раскрыты в работах С. Ю. Андреева, Б. Я. Гершковича, Н. Ю. Коломаровой, В. И. Лившица, В. М. Юрьева.

Теоретические, методологические, методические и прикладные вопросы экономических отношений муниципальных образований, в том числе и в аспекте интересов, исследовали А. Г. Авдеев, Т. Т. Авдеева, Е. Г. Анимица, А. Н. Буров, Л. А. Велихов, А. Г. Воронина, М. Б. Горный, В. Н. Иванова, В. Г. Игнатов,.

B.Н. Лексин, В. Н. Парахина, Н. И. Скрябина, A.A. Уваров, Ю. В. Филиппов, А. Н. Широков, А. Н. Швецов, B.C. Чекалин и другие ученые.

В настоящее время наблюдается повышение внимания к проблемам формирования и развития финансовых основ муниципальных образований. Эти вопросы широко исследовали в своих трудах A.M. Бабич, В. Ю. Барашьян, М. В. Васильева, О. В. Врублевская, Л. Л. Игонина, А. Г. Игудин, Н. В. Лазарева, В. Н. Лексин, И. Н. Мысляева, И. И. Овчинников, Л. Н. Павлова, В. Г. Пансков, Н. Л. Пешин, Г. Б. Поляк, Т. Ф. Романова, С. П. Солянникова, Л. И. Ушвицкий, Д. Г. Черник, А. Н. Швецов, H.A. Ширкевич и другие.

Вопросы распределения полномочий и сочетания интересов в аспекте бюджетного федерализма, совершенствования бюджетных отношений нашли отражение в работах В. П. Гореглядэ, Т. В. Грицюк, Т. В. Игнатовой, П.А.

Кадочникова, A.M. Лаврова, O.B. Лугового, И. В. Подпориной, Л. И. Прониной, И. В. Трунина, В. Б. Христенко, С. Н. Хурсевича, А. Н. Швецова и других.

Среди зарубежных исследований положения муниципальных образований в системе финансово-бюджетных отношений, широко известных в России, выделяются работы Ст. М. Барро (Stephen М. Barro), Дж. Бо (Jemeson Воех), Р. Гордона (R. Gordon), X. Мартинес-Васкеса (Jorge Martinez-Vazquez), X. Циммерманна (Horst Zimmermann) и некоторых других.

Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам формирования финансовых основ местного самоуправления, в преобладающем большинстве из них указанные проблемы рассматриваются вне тесной связи с экономическими интересами, практикой их реализации и согласования. В частности, концептуально не решены вопросы согласования интересов муниципальных образований в межбюджетных отношенияхуправления финансами муниципальных образований в связи с введением в действие новых федеральных законов по реформированию местного самоуправленияформирования местных бюджетов за счет доходов хозяйствующих субъектов муниципального уровняоптимизации методов и способов формирования местных бюджетов в интересах муниципального образования и многие другие.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие теоретических трудов по вопросам экономических интересов и прикладных работ, посвященных формированию финансовых основ муниципальных образований, проблемы согласования экономических интересов субъектов в сфере финансовых отношений муниципального уровня, интересов муниципальных образований и субъектов РФ в сфере региональных межбюджетных отношений являются недостаточно изученными и нуждаются в дальнейшей разработке. Это определило выбор темы исследования, постановку его цели и задач.

Соответствие темы исследования требованиям паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальностей: 08.00.01 — Экономическая теория, п. 1.1 — «Структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересы" — 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.5. -«Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретического подхода к решению проблемы согласования интересов субъектов экономики в процессе формирования финансовых основ местного самоуправления и выработке практических рекомендаций по его реализации.

Исходя из этого, в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

— исследовать специфику и взаимосвязи экономических интересов на муниципальном уровне;

— определить возможности и пути совершенствования процесса согласования и реализации экономических интересов в сфере финансовых отношений муниципального уровня;

— обосновать направления распределения полномочий федеральных, региональных и местных структур в финансово-экономической сфере;

— конкретизировать представление о механизме согласования интересов муниципалитетов и регионов в межбюджетных отношенияхвыработать предложения по обеспечению финансовой самодостаточности муниципальных образований с учетом необходимости согласования интересов субъектов экономики;

— выявить пути совершенствования экономических отношений между муниципалитетами и хозяйствующими субъектами в целях наращивания доходов местных бюджетов и улучшения их использования.

Предметом исследования являются экономические отношения и интересы муниципального уровня и их согласование в процессе формирования финансовых основ местного самоуправления.

Объектом исследования является финансовая база местного самоуправления, рассматриваемая в аспекте функционирующих на этом уровне экономических интересов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам экономических интересов, муниципальных финансово-экономических отношений, межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, в которых указанные проблемы рассматриваются с позиций диалектического метода. В ходе анализа применялись статистические, экспертно-аналитические методы, методы индукции, дедукции и другие. Это позволило обеспечить достоверность результатов и рекомендаций, представленных в диссертации.

Информационная (эмпирическая) база исследования. Источником информации послужили официальные, научные, библиографические, статистические, электронные материалы. В частности, официальная информация, содержащаяся в статистических и аналитических сборниках и ежегодниках Федеральной службы государственной статистки и ее территориального органа по Ставропольскому краю, Министерства финансов РФ и Ставропольского края, а также соответствующие данные муниципальных образований субрегиона Кавказских Минеральных Вод, обобщенные и обработанные автором. Нормативно-правовая база, использованная при разработке проблем, представлена Конституцией РФ, Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами, федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными документами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование согласования интересов субъектов экономики, связанное с уточнением распределения финансовых полномочий между уровнями бюджетной системы, повышением роли хозяйствующих субъектов в наращивании муниципальных финансовых ресурсов, а также обеспечением достаточности собственных доходов муниципалитетов, является важнейшим условием оптимизации экономических отношений по формированию, развитию и использованию финансовых основ местного самоуправления.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

— по специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1. Содержание экономических интересов муниципальных образований определяется потребностями и экономическими отношениями, сложившимися в рамках общности этих формирований. Они не сводимы только к интересам населения муниципального образования и включают в себя также интересы соответствующих хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления и муниципального образования как целостной системы.

2. Специфика экономических интересов муниципального уровня, выражающаяся в их многосубъектности, дифференциации, необходимости одновременно сбалансированного удовлетворения потребностей муниципального образования как в целом, так и разрезе отдельных субъектов экономики, обусловливается потребностями носителей этих интересов и экономическими отношениями, участниками которых они выступают.

3. Финансы, образующие соответствующую основу местного самоуправления, служат одной из основных сфер реализации и согласования экономических интересов муниципального образования в целом и входящих в него субъектов экономики. При этом, с одной стороны, финансовые отношения являются формой ресурсного обеспечения процесса реализации муниципальных экономических интересов, а с другой — представляют собой результат взаимодействия их субъектов — носителей разнонаправленных интересов.

4. Полнота удовлетворения потребностей и уровень реализации экономических интересов муниципального образования зависят от содержания и степени рациональности структуры муниципальной собственности, выступающей в качестве экономической основы местного самоуправления.

Разграничение объектов собственности должно отвечать требованиям достаточности и структурного соответствия реализации интересов каждого из уровней управления.

5. Направлением решения противоречий в вертикали системы экономических интересов, вызванных несоответствием финансовых ресурсов полномочиям каждого их уровней власти, является разграничение полномочий в национальной финансовой системе на основе дифференцированного учета интересов всей совокупности субъектов экономики, причастных к формированию и использованию финансовых основ территорий.

— по специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

1. Существующие проблемы внутрирегиональных межбюджетных отношений, выявленные в результате анализа, обусловлены неполнотой реализации противоречивых экономических интересов их субъектов, что вызывает необходимость выработки механизмов более полной реализации и согласования интересов в указанных отношениях, в частности, при формировании финансовой основы муниципального уровня.

2. Реализация и согласование совокупности взаимосвязанных экономических интересов муниципального уровня на основе финансирования расходов по удовлетворению местных потребностей требуют достаточности и устойчивости доходной базы муниципалитетов, обеспечение которых достигается за счет применения усовершенствованных методов бюджетного планирования, алгоритма формирования муниципальных бюджетов, мер по наращиванию собственной доходной базы местного самоуправления.

3. Расширение собственной доходной базы бюджетов муниципалитетов обусловливает необходимость реализации комплекса мероприятий, включающих совершенствование системы местных налогов, перераспределение регулирующих налогов в пользу муниципалитетов, расширение практики формирования муниципальных внебюджетных фондов, использование отношений муниципального кредита.

4. В целях совершенствования системы формирования финансов местного самоуправления необходимо бюджетное стимулирование хозяйствующих субъектов муниципальной формы собственности с учетом их значимости в финансово-экономической сфере муниципалитетовнаращивание муниципальной собственности в прибыльных отраслях экономикистимулирование хозяйствующих субъектов иных форм собственности, функционирующих на территории муниципальных образований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении взаимосвязей между экономическими отношениями, интересами муниципального уровня и развитием финансовой основы муниципальных образований в условиях рыночно-трансформируемой экономики современной России и выработке рекомендаций, способствующих их оптимизации.

Элементы научной новизны заключаются в следующем:

— по специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

1) определено, что экономические интересы муниципальных образований, имманентные им как общности совместно функционирующих субъектов, состоят в необходимости удовлетворения совокупности сложившихся и развивающихся потребностей этих субъектов в рамках воспроизводственного процесса и экономических отношений на соответствующем уровне;

2) уточнены представления о совокупности субъектов экономических интересов муниципального уровня, системно представленных населением муниципального образования, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления;

3) выявлено, что финансовые отношения муниципальных образований, определяющие их соответствующую основу, служат одной из основных сфер реализации и согласования экономических интересов посредством постоянного разрешения свойственных им противоречий, в результате чего местные финансы и экономические интересы муниципального уровня взаимодействуют в процессе функционирования прямых и обратных связей;

4) раскрыта связь финансовых основ муниципальных образований с системой экономических интересов и их реализацией, проявляющаяся в процессе согласования интересов при формировании доходов от функционирования муниципальной собственности, с одной стороны, и использовании местных финансовых ресурсов в целях удовлетворения потребностей муниципалитетов, с другой;

5) уточнено представление о механизме распределения финансовых ресурсов между субъектами государственного и муниципального уровней, связанное с распределением их доходных и расходных полномочий в соответствии с экономическими интересами.

— по специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

1) доказана необходимость и возможность согласования интересов субъектов экономических отношений в межбюджетных отношениях внутрирегионального уровня посредством перераспределения финансово-бюджетных ресурсов в условиях развития бюджетного федерализма, неотъемлемым субъектом которого вступает местное самоуправление;

2) предложен алгоритм формирования муниципальных бюджетов, основанный на сопоставлении потенциала собственных муниципальных доходов с обязательными расходами, позволяющий определить (в случае превышения первых) возможность обеспечения более полной реализации интересов муниципального уровня;

3) разработана модель расчета уровня устойчивости доходов местных бюджетов как обязательного фактора бюджетной достаточности, обеспечение которой связано также с уточнением состава местных налогов, перераспределением средств вышестоящих бюджетов, повышением роли внебюджетных источников и муниципальных заимствований;

4) обосновано, что для расширения собственных доходных источников муниципалитетов необходимо совершенствование системы местных и регулирующих налогов, формирование муниципальных внебюджетных фондов в сферах реализации специфических муниципальных интересов, расширение практики отношений муниципального кредита;

5) раскрыты возможности повышения роли хозяйствующих субъектов в формировании финансовой основы муниципальных образований за счет мобилизации в соответствующие бюджеты части прибыли муниципальных унитарных предприятий, использования механизма муниципального заказа, стимулирования субъектов малого предпринимательства.

Теоретическое значение исследования состоит в углублении научного представления о согласовании экономических интересов в сфере финансовых отношений муниципального уровня, определяемом совокупностью путей реализации интересов субъектов экономики. Результаты исследования могут найти применение в ходе дальнейшей теоретической разработки проблем совершенствования формирования муниципальных финансов в аспекте бюджетного планирования, а также иных проблем оптимизации бюджетного процесса.

Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы также в учебном процессе при изучении курсов «Экономическая теория», «Финансы, денежное обращение, кредит», «Бюджетное планирование и прогнозирование».

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при формировании финансовых основ местного самоуправления региональными и местными органами власти в ходе совершенствования организации местного самоуправления, с учетом направлений реформы, проводимой в этой сфере в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы при выполнении работ ГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет» по проектам «Финансово-кредитная сфера экономики и ее функционирование в современных условиях» (2004г.), «Проблемы и направления совершенствования финансово-кредитной сферы экономики» (2005;2006 гг.).

Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования докладывались на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2004 г.), на Итоговой международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика» (г. Прага — Днепропетровск — Белгород, 2005 г.), на VIII Международной научно-практической конференции «Наука и образование — 2005» (г. Днепропетровск, 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе» (г. Пенза, 2004 г.), на ежегодных научно-методических конференциях Пятигорского государственного лингвистического университета «Университетские чтения» (г. Пятигорск, 2004;2006 гг.), на вузовских конференциях Пятигорского государственного технологического университета «Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения» (2004 г.), «Проблемы социально-экономических систем» (2004 г.), «Социально-экономические проблемы России» (2005 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 научных работ общим объемом 4,56 п.л. (авт. 4,26 п.л.), в том числе 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации

обусловлены предметом исследования, основной целью, задачами и логикой работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Содержание работы изложено на 180 страницах. Работа содержит 15 таблиц, 15 рисунков, 10 формул, 7 приложений. Библиографический список включает 166 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Содержание экономических интересов муниципального уровня обусловлено их материальной основой — потребностями, объективно сложившимися и развивающимися на данном уровне в условиях существующих экономических отношений, выступающих в качестве социальной основы интересов. Обособленность экономических интересов муниципального уровня обусловливается наличием собственной экономической основы муниципалитетов, отличной от экономических основ иных территорий (регионов, государства в целом).

2. Муниципальные экономические интересы системно представлены совокупностью экономических интересов населения муниципального образования, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления и территориального образования в целом, при этом они не сводимы ни к интересам какой-либо из групп субъектов — носителей указанных интересов, ни к интересам территории муниципалитета как административной единицы в составе региона, государства. В рамках экономических интересов, свойственных муниципальным формированиям, складываются разновидности интересов различных видов муниципальных образований (городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов).

3. Специфика экономических интересов муниципального уровня и каждой из их разновидностей обусловливается в каждом конкретном случае потребностями их субъектов, складывающимися экономическими отношениями и выполняемыми муниципальными образованиями функциями. Анализ специфики муниципальных экономических интересов позволяет конкретизировать их как одну из форм общих экономических интересов в системе экономических интересов.

4. Финансовые отношения являются одной из сфер реализации экономических интересов. С одной стороны, финансовые отношения муниципального уровня выступают в качестве формы ресурсного обеспечения процесса реализации муниципальных экономических интересов, а с другой стороны, представляют собой результат взаимодействия субъектов — носителей разнонаправленных интересов. Противоречия интересов в сфере финансовых отношений разрешаются с использованием механизмов финансового и хозяйственного стимулирования, строящихся на отношениях финансового обеспечения (формирования финансовых ресурсов, соответствующих потребностям муниципального уровня) и финансового регулирования (распределения финансовых ресурсов в целях максимальной реализации интересов каждого из экономических субъектов данного уровня).

5. В отношениях по формированию и использованию муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, финансов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных кредитных отношениях проявляются противоречия интересов данного уровня. Вместе с тем, функционирование каждого из элементов муниципальных финансовых отношений предполагает постоянное разрешение противоречий интересов участвующих в них экономических субъектов. В каждой из имманентных функций муниципальных бюджетов как ядра финансовой базы местного уровня присутствуют возможности согласования экономических интересов посредством стимулирования.

6. Многосубъектность носителей экономических интересов на муниципальном уровне обусловливает наличие противоречий между формами и разновидностями интересов, ввиду их многообразия. Причиной проецирования противоречий экономических интересов муниципального уровня на сферу финансовых отношений является общий источник ресурсов, за счет которого производится реализация интересов, — муниципальные финансы. В условиях объективной ограниченности финансовых ресурсов развитие муниципальной экономики возможно только посредством разрешения противоречий интересов. Разрешение противоречий в системе экономических интересов предполагает их согласование, цель которого видится в оптимизации процесса реализации интересов таким образом, чтобы потребности каждого из экономических субъектов в рамках финансовых отношений были удовлетворены с наибольшей эффективностью, при одновременном обеспечении баланса всего их многообразия.

7. Экономической основой местного самоуправления, служащей удовлетворению потребностей муниципальных образований, выступает муниципальная собственность, которая, с одной стороны, призвана обеспечить достаточные финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей муниципалитета за счет расширения доходных источников. С другой стороны, реализация муниципальной собственности, связанная с удовлетворением общественных потребностей, предполагает расходование муниципальных финансовых ресурсов. Увеличение доходов от муниципальной собственности позволяет увеличить расходы на ее приумножение, что объясняет взаимный обусловливающий характер экономической и финансовой основ местного самоуправления. Использованию объектов собственности служит обеспечение полномочий местного самоуправления, в том числе — финансовых.

8. Несоответствие финансовых ресурсов полномочиям каждого из уровней власти определяет наличие противоречий интересов в вертикали системы экономических интересов. Одним из основных направлений их разрешения является четкое согласование правомочий каждого из уровней общественной структуры в финансовой сфере с их интересами в части формирования доходов и использования расходов бюджетов соответствующих уровней. Механизм распределения финансовых ресурсов между субъектами государственного и муниципального управления в условиях реформирования местного самоуправления должен соответствовать уточнению полномочий. Распределение финансовых полномочий в системе межуровневых отношений, в свою очередь, должно основываться на разграничении объектов собственности, в соответствии с их достаточностью и структурным соответствием реализации интересов каждого из уровней.

9. Местные органы управления должны обладать полномочиями по формированию местных бюджетов за счет налогообложения иммобильных налоговых баз и платежей за оказываемые на местном уровне услуги. Расходные полномочия местного самоуправления должны максимально учитывать экономические интересы муниципальных образований. Распределение расходных полномочий между уровнями, в связи с этим, должно строиться с учетом того, что услуги, которыми пользуются местные жители, предпочтительнее оставлять в ведении муниципальных властей и наделять местные бюджеты полномочиями по их финансированию. Наибольшей эффективности расходов можно добиться, если они будут закреплены за первым из уровней, выполняющим соответствующую функциюв то же время необходимо централизовать предоставление тех услуг и расходов, по которым наблюдается экономия на масштабах.

10. Существующие проблемы в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений обусловлены неполнотой реализации интересов субъектов указанных отношений, что вызывает необходимость отработки механизмов согласования интересов в межбюджетных отношениях. Поскольку бюджетный федерализм основан на межбюджетных отношениях, а в них участвуют субъекты всех уровней власти, органы местного самоуправления являются неисключаемыми субъектами отношений бюджетного федерализма. Исходным требованием построения бюджетного федерализма является согласованность интересов субъектов межбюджетных отношений, включая интересы муниципальных образований.

11. Согласование интересов органов власти с интересами населения и хозяйствующих субъектов муниципального уровня должно происходить, прежде всего, посредством муниципальных бюджетов. Критерием согласованности экономических интересов при формировании местных бюджетов может выступать их самодостаточность при сбалансированности расходов и доходов. При этом объем доходов местных бюджетов определяется наличием собственной налоговой базы, предопределяемой развитием собственности, с учетом интересов региональных и федеральных структур в вертикальных взаимоотношениях с ними. Необходимый объем расходов определяется во взаимоотношениях органов местного самоуправления с населением и хозяйствующими субъектами на уровне муниципалитета.

12. Оценка финансового положения муниципальных образований путем анализа бюджетных коэффициентов и бюджетной обеспеченности местных бюджетов, проведенная по материалам Ставропольского края как до начала реформенных мероприятий, так и в первый год их реализации, выявила неравномерность распределения доходной базы и высокую дифференциацию бюджетной обеспеченности отдельных районов и муниципальных образований региона. Результаты анализа свидетельствуют о разбалансированности интересов муниципальных образований, о неполноте их реализации и требуют поиска путей их согласования в сфере финансово-бюджетных отношений на основе уточнения используемых при этом механизмов.

13. Перераспределение средств финансовой поддержки внутри региона на основе современных методов межбюджетного стимулирования повышает уровень бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований, что соответствует более полной реализации их интересов. Поскольку формирование фондов финансовой поддержки муниципалитетов производится с учетом объема расходных потребностей каждого уровня бюджетов, закрепленных доходов и общего объема доходов консолидированного бюджета региона, то можно утверждать, что учитываются и согласовываются интересы не только муниципального уровня, но и регионального. Полнее реализации и согласования интересов в межбюджетных отношениях можно достичь путем постепенной замены внутрирегионального перераспределения финансовых ресурсов закреплением на постоянной основе части федеральных и региональных налогов за муниципалитетами, причем по дифференцированным нормативам, с учетом налогового потенциала поселений и районов.

14. Для реализации и согласования интересов населения, хозяйствующих субъектов и муниципального образования в целом местным органам управления необходим достаточный уровень собственных доходных источников. Существенным условием обеспечения достаточности собственных доходов является совершенствование методов планирования, в рамках которого сознательно поддерживается сбалансированность интересов. В условиях выявленных проблем в сфере бюджетного планирования на муниципальном уровне, в работе обоснована необходимость реформирования системы планирования бюджетных доходов по двум основным направлениям. Во-первых, рекомендуется изменить механизм планирования доходов бюджетов всех уровней, перейдя к планированию «снизу вверх» (от муниципалитетов к регионам и Федерации). Во-вторых, на исследуемом уровне необходимо уточнить методы бюджетного планирования, учитывая его тесную взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием.

15. Поскольку уровень достаточности собственных доходов муниципалитетов предопределен расходами, необходимыми для реализации интересов муниципального уровня, внедрение алгоритма формирования муниципального бюджета, основанного на сопоставлении потенциала собственных муниципальных доходов с обязательным минимумом расходов, позволит определить достаточность собственных доходов для реализации имманентных интересов муниципального уровня. При условии превышения собственными доходами обязательных минимальных расходов, появляется возможность осуществления «вариативных» расходов, связанных с улучшением условий жизни и инфраструктуры муниципального образования и обеспечивающих, соответственно, более полную реализацию интересов муниципального уровня.

16. Фактором обеспечения достаточности собственных бюджетных доходов выступает их устойчивость, связанная с относительной стабильностью поступлений отдельных их видов в местные бюджеты. Для оценки устойчивости доходной базы предлагаем методику расчета показателя устойчивости, равного «1 — коэффициент осцилляции», определяемого на основе размаха вариации между максимальным и минимальным значением коэффициента собираемости отдельных видов доходов местного бюджета за ряд лет. Данная методика и ее апробация позволяют разрабатывать меры по укреплению доходов бюджетов, способствуют развитию новых форм межбюджетных отношений в целях согласования интересов.

17. Согласование интересов субъектов экономики муниципального уровня, в аспекте обеспечения достаточности финансовых ресурсов для реализации совокупности интересов, согласно нашему исследованию, связано с внедрением комплекса мер по совершенствованию системы местных налогов, среди которых особо следует подчеркнуть следующие. Во-первых, предоставление органам местного самоуправления большей самостоятельности в отношении закрепленных за ними местных налогов по установлению налоговых ставок, льгот, по предоставлению отсрочек, рассрочек и налоговых кредитовво-вторых, закрепление за местным уровнем основных видов налоговых поступлений от малого бизнеса, при условии одновременного стимулирования субъектов малого предпринимательства в целях наращивания налогового потенциала, формируемого с их участиемв-третьих, выявление и закрепление за муниципальными образованиями тех налогов и сборов, которые в настоящее время взимаются нелегально под видом иных платежей. К данным мерам должны примыкать меры по перераспределению регулирующих доходов между бюджетами разных уровней, связанные с установлением нормативов отчислений по регулирующим налогам на максимально возможный длительный срок, с учетом особенностей реализации интересов разновидностей муниципальных образований (городских округов, поселений, муниципальных районов).

18. С учетом выявленных возможностей по согласованию экономических интересов среди всех элементов муниципальных финансов, на практике необходимо более широкое использование для этих целей муниципальных внебюджетных фондов, которые, наряду с бюджетами, обусловливают согласование интересов посредством функционирования прямых и обратных связей, и муниципального кредита, примыкающего к отношениям по формированию собственных доходов, достаточных для удовлетворения местных потребностей.

19. Совершенствование формирования местных финансов в аспекте согласования интересов связано с укреплением доходной базы местного самоуправления за счет наращивания и повышения эффективности использования муниципальной собственности. В целях расширения собственной доходной базы, органам местного самоуправления рекомендуется обратить внимание на наиболее рентабельные отрасли экономики для организации в них прибыльных муниципальных предприятий. На основании определения предложенного нами интегрального показателя прибыльности, отражающего прибыльность отраслей в динамике, с учетом совокупных сальдированных финансовых результатов и доли прибыльных предприятий, в работе выявлены такие отрасли: связь, обрабатывающая промышленность (в Ставропольском крае). Наряду с этим, мерами по наращиванию муниципальной собственности должны стать: привлечение инвестиций и управление ими в рамках муниципальных инвестиционных программкооперация муниципального и частного предпринимательства, основанная на согласовании соответствующих интересовдолевое участие в собственности хозяйствующих субъектов муниципального уровняиспользование естественных преимуществ территорий.

20. В целях более полного согласования муниципальных интересов, рекомендуем разграничить муниципальные предприятия по критерию их значимости в финансовой и социально-экономической сферах муниципалитетов {К = К1 хК2х КЗ х К4). Чем больше указанный коэффициент, тем больший вклад в развитие экономики и формирование финансовых ресурсов муниципального образования вносит МУЛ, и тем меньше требуется мер по его стимулированию.

21. Стимулирующими инструментами взаимодействия органов местного самоуправления и частных предприятий, решающими задачу согласования интересов всех субъектов муниципальных отношений, должны стать меры прямого и косвенного воздействия. Особое внимание следует обратить на муниципальный заказ в сферах, связанных с реализацией большинства интересов муниципального уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, нормативные акты Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2005. — 48 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст. М.: Омега-Л, 2005.-207 с.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: Официальный текст. По состоянию на 01.09.05. М.: Проспект, 2005. — 446 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Эксмо, 2005. — 624 с.
  7. Европейская хартия местного самоуправления. Принята в Страсбурге 15 октября 1985 г. / Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. М.: «Книга сервис», 2003. — 96 с.
  8. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений. Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. — № 34. Ст. 3535.
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -02.01.2006.-№ 1.-Ст. 10
  10. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. — № 3. — Ст. 145.
  11. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 // Собрание законодательства РФ. 20.08.2001. — № 34. — Ст. 3503.
  12. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -29.09.1997. № 39. — Ст. 4464. (С изм. от 29.06.2004 № 58-ФЗ).
  13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Российская газета. 08.10.2003. — № 202. — Ст. 2.
  14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -28.08.1995. № 35. — Ст. 3506.
  15. А.Ю., Узденов Ш. Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов. М.: Дело, 2002. — 200 с.
  16. Комментарии к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: ТЕИС, 2005. — 432 с.
  17. Концептуальные аспекты развития города Пятигорска / Администрация г. Пятигорска. Отдел муниципальной экономики. Пятигорск, 2004. — 85 с.
  18. А.Г., Шестоперов А. М., Шестоперов О. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг.. Информационно-аналитический доклад. М.: AHO «НИСИПП», AHO «ИКЦ Бизнес-Тезаурус», 2005. — 154 с.
  19. Материалы Всероссийского совещания по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. М., 1995. — 160 с.
  20. Л. Опыт реформирования межбюджетных отношений в Ставропольском крае в 2005 году. Материалы семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему: «Межбюджетные отношения в 2006 году», г. Кисловодск, 15−16 июня 2005 г.
  21. ОЭСР. Обзор экономики Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000. — 236 с.
  22. Финансы в Ставропольском крае: Статистический сборник/Ставропольский краевой комитет государственной статистики Ф59,2004 г. — 92с.
  23. Экономика Ставропольского края за 2004 год. Сообщение Комитета государственной статистики CK от 03.02.2005 // Ставропольская правда. 2005. -№ 22 (от 03.02).
  24. Экономика Ставропольского края за 2005 год. Сообщение Комитетагосударственной статистики CK от 14.03.2006 // Ставропольская правда. 2006. -№ 54 (от 14.03).
  25. Монографии, учебники, сборники статей
  26. Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.- 189 с.
  27. Л.И. Избранные труды. В 4-х тт. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика, 2000.-911 с.
  28. В.А. Экономические интересы и стимулы при социализме. М., 1984.
  29. O.A. Взаимодействие экономических интересов государства, предприятий и индивидуумов в налоговой политике: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01.-М., 2001. 162 с.
  30. Актуальные экономические проблемы Юга России. Симпозиум XII. Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 21−24 сентября 2004 года. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.- 195 с.
  31. O.E., Лаптев П. И. Эффективное управление муниципальными финансами. Практические рекомендации / Под ред. Рыженкова С. И. М.: ИГПИ, 1999.-49 с.
  32. С.Ю. Формирование механизма согласования интересов социально-экономических систем различных таксономических уровней: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2002. — 274 с.
  33. U.E. Тенденции функционирования и развития муниципальной экономики (на примере крупнейшего города) // Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2005. — 28 с.
  34. С.С. Развитие системы межбюджетных отношений в условиях федерализма: теория, методология, практика: Дисс.. док. экон. наук. -Саранск: Мордовский государственный имени Н. П. Огарева, 2002. 427 с.
  35. В.Г., Смольков В. Г. Местное самоуправление (Социальноэкономический анализ). М.: Право и закон, Луч, 2001. — 176 с.
  36. О.И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 272 с.
  37. А.О. Муниципальное управление: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во УРАО, 2001. 156 с.
  38. Буз О. В. Управление финансовыми ресурсами муниципального хозяйственного комплекса: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Краснодар, 1999. — 203 с.
  39. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 540 с.
  40. Э.А. Финансы как стоимостная категория. М., 1985. — 159 с.
  41. А. Г. Лапин В.А. Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. -М.: Дело, 1998. 128 с.
  42. Е.В. Государственное регулирование налоговых доходов муниципальных образований: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. Р-н/Д, 2002.- 158 с.
  43. Н.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике. Екатеринбург, 1998. — 205 с.
  44. A.B. Пути совершенствования местного налогообложения (На примере муниципальных образований Восточного Донбасса): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10. Шахты, 2002. — 206 с.
  45. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1971.-248 с.
  46. .Я. Экономические интересы и их реализация (материалы спецкурса). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 92 с.
  47. .Я. Экономические интересы колхозов и их реализация. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1970.-252 с.
  48. .Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. Научное издание. Пятигорск, ПГЛУ, 2005. — 202 с.
  49. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. Изд. 2-е доп. М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
  50. В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2002. — 301 с.
  51. Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М.: Изд-во РДЛ, 2004. — 288 с.
  52. Т.В. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов // Автореферат дисс. канд. экон. наук. М., 1999. — 20с.
  53. А.Я. Экономическая реализация собственности в рыночной экономике: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01. -М., 2003. 352 с.
  54. А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., Политиздат, 1986.-221 с.
  55. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001.-416 с.
  56. JJ.JI. Муниципальные финансы. М.: Экономистъ, 2003. — 330 с.
  57. А.Г. Региональная асимметрия в Российской Федерации и межбюджетные отношения в свете требований бюджетного федерализма / НИИФИ Минфина России. М., 2001.
  58. Г. А. Бюджетный федерализм как основа функционирования бюджетной системы: Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. — 166 с.
  59. О.В. Малое и среднее предпринимательство в условиях рынка: перспективы и приоритеты развития: Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. -Ставрополь, 2005. 157 с.
  60. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  61. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. -М.: Наука, 1991.-567 с.
  62. .И. Экономическая эффективность местного налогообложения (Теоретические аспекты): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.10. -Владикавказ, 2001. 153 с.
  63. Д. Е. Муниципальный кредит в Российской Федерации:финансово-правовое исследование // Автореферат дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.14.-Омск, 2004.-22 с.
  64. Я.А. Законы политической экономии социализма. М., 1966.
  65. И.А. Экономические интересы муниципальных образований в условиях рыночной трансформации: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. Ростов н/Д, 2003. — 186 с.
  66. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. -М.: Юристъ, 1997.-428 с.
  67. В.И. Полн. собр. сочин. Т. 18.
  68. Т.Г. Экономические интересы и механизм их реализации.-Одесса: ОГУ, 1993.- 156 с.
  69. A.B. Концепция межбюджетных отношений субъекта Федерации России. Ростов-н/Д.: РГЭУ, 2001. — 22 с.
  70. К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 18.
  71. Л.П. Организация исполнения местных бюджетов как условие развития муниципальных образований: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10. Ростов н/Д, 2002. — 187 с.
  72. И.П. Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994. — 80с.
  73. H.H. Государственные и муниципальные финансы. М.: ИНФРА-М, 2003. — 268 с.
  74. Л.В. Бухгалтерский учет и налогообложение муниципальных предприятий: Практическое пособие. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 192с.
  75. О диалектике развития советского социалистического общества / Под общ. ред. Н. В. Пилипенко и Г. М. Штракса.-Ы.: Госполитиздат, 1962.
  76. Органы местного самоуправления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М., 1994.
  77. Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Формула права, 2000. — 448 с.
  78. Г. Б. Финансы местных Советов. -М.: Финансы и статистика, 1991.-149с.
  79. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов имуниципалитетов России и стран Северной Европы / Под ред. А. С. Колесова, В. Б. Акулова, В. А. Гуртова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 218 с.
  80. В. В. Экономические интересы при социализме. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1971.-335 с.
  81. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: Учебное пособие /Под общ. ред. Э. Маркварта-М.: Муниципальная власть, 2000 608 с.
  82. А.И. Федеральное казначейство и бюджетная реформа: Моногр. Псков: Пек. гос. пед. ин-т, 2000. — 248 с.
  83. Т.Ф., Иванова О. Б. и др. Бюджетная политика региона: социальный аспект: Монография. Ростов-н/Д: РГЭУ, 2001. — 160 с.
  84. М.В. Оптимизация бюджетной системы и межбюджетных отношений в регионе (на материалах Ставропольского края) / Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.10 Ставрополь, 2003. — 26 с.
  85. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.-684 с.
  86. С.П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993. -93 с.
  87. Территориальные интересы: Сб. научных трудов / Министерство общего и профессионального образования РФ. Тверь: ТВГУ, 1999. — 111 с.
  88. Г. А. Финансовое регулирование деятельности субъектов муниципального сектора экономики (На примере города Новосибирска): Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Новосибирск, 2002. — 237 с.
  89. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000.-264 с.
  90. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. Н. Г. Сычева и К. И. Таксира. М.: Финансы и статистика, 2002. — 704 с.
  91. Финансы / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 512 с.
  92. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. JJ.A. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 479 с.
  93. X. Муниципальные финансы / Пер. с нем. М.: Изд-во «Дело исервис», 2003.-352 с.
  94. В.А. Финансовая политика организации / Под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 247 с.
  95. Ю.И. Взаимодействие объективного и субъективного в социалистической экономике. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 194 с.
  96. A.A. Совершенствование механизма взаимодействия экономических интересов субъектов системы бюджетного устройства новой России / Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 / Тамбов, 2000. -257 с.
  97. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 200 с. 101 .Шик О. Экономика, интересы, политика. -М.: Прогресс, 1964.
  98. Экономика / Под ред. д.э.н. проф. A.C. Булатова. М.: Юрист, 2000. — 896с.
  99. Экономика муниципальных образований / Под общей ред. проф. В. Г. Игнатова Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — 544 с.
  100. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
  101. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. — 21 В с.
  102. М.И. Финансы регионов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 240 с. Статьи в периодической печати, научных сборниках
  103. С.А., Барабашев Г. В. Внебюджетные фонды // Народный депутат. -1990.-№ 15.-С. 36.
  104. Е., Тертышный А. Финансово-экономическая основа местного самоуправления // Управленческое консультирование. 1999. — № 3.
  105. A.M., Мохнаткина Л. Б. Понятие «бюджетная обеспеченность» в российском бюджетном праве // Финансы и кредит. 2005. — № 2. — С. 51−58.
  106. Д.Д. Местные бюджеты и межбюджетные отношения в странах Восточной Европы // Финансы. 2001. — № 1. — С.59.
  107. Н. Методологические основы анализа эффективности государственных предприятий // Экономист. 2002. — № 5. — С. 55−56.
  108. А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 1993. — № 6. — С. 147−150.
  109. В.П. Старая концепция нового бюджета (о проектах государственного бюджета на 2003 год) // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С. 4−16.
  110. Е. Методом проб // Босс. 2005. — № 06.121 .Игудин А. Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. — № 8. — С. 7.
  111. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 2001. — № 2. — С. 37.
  112. С.А. К вопросу о природе экономического интереса / Экономические интересы и хозрасчет в условиях НТП. Межвуз. сборник науч. трудов / Отв. ред. Б. И. Табачникас. Л., 1985. — С. 107−110.
  113. Е. Ставрополье экспериментальная площадка реформы местного самоуправления // Пятигорская правда. — 2005. — № 56 (6537). — С. 2.
  114. Н.В. Финансовая основа местного самоуправления // Местное право. 2000.-№ 1. — С.З.
  115. М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России //Финансы. 2003.-№ 1.-С.24.131 .Пронина JI.H. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы. 2005. — № 6. — С. 15−18.
  116. Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований // Финансы. 2006. — № 3. — С. 15−19.
  117. Реформа местного самоуправления проблемы и решения // Пятигорская правда. — 2005. — № 111 (6592). — С.2.134 .Родионова В. М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства // Финансы. 1997. — № 4. — С. 17−20.
  118. СЛ., Завьялов Д. Ю. Роль межбюджетного регулирования в условиях реформирования местного самоуправления // Финансы. 2006. — № 4. — С. 8−11.
  119. В. Я. Противоречия и их роль в формировании политики // Региональная политика. 1992. — № 2. — С. 33−43.
  120. Н.К. Реформа местного самоуправления: механизм действия региональной власти // Финансы. 2005. — № 10. — С. 3−7.
  121. Л. Об интересах, их объективности и субъективности // Экономические науки. 1971. — № 7. — С. 13.
  122. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru.
  123. Официальный сайт Министерства финансов Ставропольского края. -Режим доступа: http://www.mfsk.ru.
  124. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края. Режим доступа: http://www.stavinvest.ru.
  125. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России). -Режим доступа: http://www.roskazna.ru.
  126. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Режим доступа: http://www.stavstat.ru.
  127. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru.
  128. А.Р. Бюджет как финансовый план / Сервер Института экономики города Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/work/municipal/seminars/20 010 906.html.
  129. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений. Утверждены Приказом Минфина РФ от 27 августа 2004 г. № 243. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru.
  130. Г. И. Проблемы финансового обеспечения кредитными кооперативами малых предприятий и населения в Южном регионе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.conference6.rcsme.ru/index.php-i=l O.htm.
  131. Численность мужского и женского населения Ставропольского края по итогам ВПН-2002 (в сравнении с ВПН-1989) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stavstat.ru/VPN2002/express/store/chisl8902.zip.
  132. Научные материалы на иностранном языке
  133. Harris С.Р., Ulman E.L. The Nature of Cities // Annales, 1945. November № 2.
  134. Lavrov A., Litwack J., Sutherland D. Fiscal Federalist Relations in Russia: a Case for Subnational Autonomy. Paris, OECD, Center for Cooperation with Non-Members, 2001.
  135. Musgrave R.A. Who Should Tax, Where and What?, in C. McLure (ed.) Tax Assignmeent in Federal Countries, Canberra: Australian National University Press, 1983.
  136. Shah A. The Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Developing and Emerging Market Economies. The World Bank. 1994. l&i
Заполнить форму текущей работой