Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиционная привлекательность свободной экономической зоны (СЭЗ) как условие эффективного социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социологический взгляд на развитие СЭЗ позволяет отметить, что отличительной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы. Этот режим связан в основном с ограничением социальной защиты трудящихся, запретом деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановлением действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инвестиционная привлекательность как условие социальноэкономического развития региона
    • 1. 1. Теоретические основы социально-экономического анализа развития региона
    • 1. 2. Факторы инвестиционной привлекательности региона
    • 1. 3. Источники инвестиционной деятельности и их резервы в социально-экономическом развитии региона
  • Глава 11. Свободная экономическая зона как механизм привлечения инвестиций в региональное развитие
    • 2. 1. Свободные экономические зоны (СЭЗ) — один из путей привлечения инвестиций
    • 2. 2. Место СЭЗ в региональном развитии Китая на современном этапе

Инвестиционная привлекательность свободной экономической зоны (СЭЗ) как условие эффективного социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Оценивая изменения, произошедшие за последнее десятилетие в Российской Федерации, как в хозяйственных отношениях, так и системе законодательства, следует обратить внимание на инвестиционную сферу, которая становится все более привлекательным полем деятельности для многочисленных субъектов хозяйствования, в том числе и для регионов. Важно подчеркнуть, что в области привлечения инвестиций в экономику России важное место отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ). СЭЗ предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграции экономических процессов, решения важной социальной проблемы занятости и эффективного использования трудовых и природных ресурсов.

Изучение инвестиционной привлекательности СЭЗ в социально-экономическом развитии региона, с учетом опыта двух стран — России и Китаяявляется весьма перспективным направлением научного поиска, но в силу невозможности всеобъемлющего изучения всех его сторон в одной работе, необходимо более четко сформулировать цель и задачи настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Научная разработка проблем регионального развития и роли в нем инвестиций представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической стороны. Если рассматривать разработанность данной темы в научной литературе, то всю имеющуюся по исследуемой проблеме литературу можно условно разделить на три группы.

В первую группу входят труды общеметодологической направленности, таких известных мировой науке зарубежных авторов как: К. Маркс, М. Вебер,.

Ю.Хабермас, И. Валерстайн, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, Н. Смелзер, Р. Сведберг, а также отечественных авторов по экономической социологии: Т. И. Заславской, Р. В. Рывкиной, Г. Н. Соколовой, Ю. В. Веселова, В. В. Радаева, В. И. Верховина, ИЛ. Рязанцева, М. С. Халикова и др. Вторую группу составят исследования проблем регионального развития таких авторов как: Н. Н. Некрасова, А. Г. Гранберга, Т. Г. Морозовой, В. С. Бильчак, В. Ф. Захарова, Ю. Н. Гладкого, Г. В. Черкашина, Н. И. Ларина, А. А. Кисельникова, В. Г. Игнатова, В. И. Бутова и др. В третью группу можно включить специалистов, прежде всего экономистов и социологов, изучающих инвестиционный климат в регионах: В. Н. Лексин, А. Н. Швецов, В. В. Котилко, И. И. Санин, В. П. Орешин и др. Однако, несмотря на это существует дефицит публикаций по данной проблематике. Работы по изучению инвестиционной привлекательности СЭЗ как условия социально-экономического развития региона встречается редко. Ценным является то, что автор проводит сравнительный анализ инвестиционной привлекательности СЭЗ как одного из путей социально-экономического развития региона, обобщая и используя опыт двух стран — России и Китая. Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее чрезвычайная актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования — изучение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон как одного из условий эффективного регионального развития и на этой основе выявление механизмов их привлечения.

Исходя из поставленной цели, в работе выделяются следующие исследовательские задачи:

— теоретическое обоснование актуальности проблем регионального развития в рамках экономической социологии;

— изучение факторов инвестиционной привлекательности;

— исследование источников инвестиционной деятельности как резервов социально-экономического развития региона;

— рассмотрение свободных экономических зон (СЭЗ) как одного из путей привлечения инвестиций.

Объектом исследования выступает регион как субъект инвестиционной деятельности.

Предметом исследования является инвестиционная привлекательность СЭЗ, выступающая одним из источников социально-экономического развития региона.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, в которых раскрыты основные постулаты теории познания и диалектического метода. В процессе диссертационного исследования автором были использованы системный подход, структурно-функциональный анализ, а также методы социологического анализа.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили: нормативно-законодательные акты федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, статистические материалы Государственного комитета по статистике, а также материалы научных конференций и тематических интернет-сайтов. Эмпирическую базу диссертации составили: материалы всероссийского исследования Центра социологических проблем по определению рейтинга регионов по условиям инвестирования, вторичный анализ материалов исследования на ряде производственных комплексов Московской области, материалы социологического исследования, на ОАО «Электрокомплекс» Красноярского края (2003г.), а также статистическая информация за 2006 — 2007 г. г. о динамике инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в ряде свободных экономических зон Китая.

Научная новизна диссертационного исследования и результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

— углублено представление о регионе, который анализируется в рамках экономической социологии как целостная социально-экономическая система со своими особенностями управления и саморегулирования, обладающая всеми характеристиками социума. — установлено, что инвестиционная привлекательность на современном этапе играет решающую роль в социально-экономическом развитии региона. Показано, что на современном этапе многократно возрастает межрегиональная конкуренция, активизирующая инвестиционную деятельность и поиск резервов инвестиционной привлекательности региона. На основе анализа источников финансирования инвестиций в региональное развитие делается вывод, что более заметная роль в инвестиционной деятельности отводится иностранным инвестициям. -доказано, что за счет образования СЭЗ регионы получают ряд преимуществ, основными из которых являются: рост прямой и косвенной занятости населенияповышение конкурентоспособности национального экспортатрансферт современных технологий и методов управленияинтенсификация банковской и страховой деятельности. — предложены результаты социально-экономического анализа развития СЭЗ в Китае, ставшие источником инвестиционной активности и приведшие к экономическому росту регионов, в которых они располагались (в частности СЭЗ в г. Чжухай, Хайнань и др.). Анализ опыта Китая позволил прийти к выводу о том, что привлечение иностранного капитала и поощрение иностранных инвестиций является решающим условием реализации стратегии ускоренного экономического развития СЭЗ.

Практическая значимость работы.

Полученные результаты могут быть использованы на уровне регионального и местного управления при разработке стратегии социально-экономического развития региона, а также при разработке бизнес-плана развития СЭЗ, способствующего повышению инвестиционной привлекательности региона. Материалы диссертационного исследования могут также найти применение в процессе обучения госслужащих и при преподавании общего курса по экономической социологии в вузах страны.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертационного исследования изложены на научных конференциях МГУ им. М. В. Ломоносова при проведении Ломоносовских чтений в 2005;2007 г. г. и Сорокинских чтений в 2007 г. А также отражены в сообщениях, на кафедральных научно-методических семинарах и в публикациях автора.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Начало нового столетия ознаменовано в России экономическим подъемом и созданием благоприятных инвестиционных условий. Это предполагает хорошие перспективы сотрудничества двух стран — России и Китая: стабильно возрастают, увеличивается товарооборот, зарождается производственная кооперация. Восточное направление в ближайшие десятилетия может стать для Москвы стратегическим. В 2001 года Китай и Россия перешли к стратегическому партнерству, среди общественности двух стран непрерывно растет интерес друг к другу, развивается торгово-экономическое сотрудничество, расширяются контакты в области науки и культуры. Россия и Китай являются сопредельными государствами, имеющими общую протяженную границу, сопоставимые размеры территории, масштабы экономик, а также аналогичные исходные экономические системы, на базе которых начинались реформы в двух странах. Все это делает чрезвычайно интересным и полезным для России опыт функционирования СЭЗ Китая.

Приграничные регионы РФ и КНР обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных сделок. Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В не меньшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России.

Наиболее интересными для сравнения с российскими СЭЗ-ОЭЗ и близкими с точки зрения исторических условий возникновения были особые экономические районы (зоны), возникшие в Китайской Народной Республике в начале 80-х годов. Именно эти зоны послужили прообразом СЭЗ, получивших развитие в СССР, а позднее — в РФ. Опыт Китая учитывался при создании аналогичных свободных экономических зон на территории России, самой большой из которых является СЭЗ «Янтарь» в Калининграде. С учетом китайского опыта создавались также СЭЗ в Татарстане, Краснодаре и Читинской области, разрабатывались планы создания российско-китайской зоны по освоению высоких технологий в России с применением опыта СЭЗ КНР.

Вместе с тем Россия не может безоговорочно копировать китайскую модель, поскольку она адекватна китайским условиям. Существует немало экономических моделей, они хорошо разработаны, и в одних условиях нужный эффект дает одна, в других — другая. При внешнем сходстве с российскими экономическими зонами китайские СЭЗ имели существенные отличия.

Создание СЭЗ в Китае стало важной частью провозглашенной и последовательно проводимой в жизнь руководством КНР политики открытости внешнему миру.

Среди целого ряда причин успехов китайского пути модернизации отметим такие условия, как дешевизна трудовых ресурсов и искусственно заниженный курс юаня к доллару. Около 15 лет назад, в 1990 году Государственный Банк КНР зафиксировал национальную валюту — юань к американскому доллару в соотношении 8,2: 1. Этот курс был выше рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС) в 3−3,5 раза. Проиллюстрируем сказанное примером: «Условно говоря, любой торговец, который живет где угодно, когда приезжает в Китай, имея на руках 10 тысяч долларов, то поменяет их на 80 тысяч юаней. На свои 80 тысяч юаней он может купить в три раза больше товаров, везет это добро в свою страну, продает и получает три цены, то есть 30 тысяч долларов. С учетом всех возможных издержек получается пусть даже 50% прибыли за два месяца. За год, проведя шесть таких операций, он получит свыше 1000% прибыли» .

Выбор территорий для СЭЗ в Китае был обусловлен в первую очередь географическим положением, вследствие которого они оказывались практически отделенными от других населенных районов КНР горными массивами или водной поверхностью, зачастую представляя собой полуостров или остров. Созданные на этих территориях зоны стали анклавами, предназначенными для изучения и практического использования в интересах КНР системы свободного предпринимательства. В результате предпринятых мер в сравнительно короткие сроки в Китай из-за рубежа начали поступать современное оборудование, информация, значительные финансовые средства.

Поскольку в России, как в Китае, велики диспропорции в развитии западных и восточных районов страны, то правительство РФ, создавая СЭЗ, очевидно, будет стремиться к тому, чтобы сгладить эти различия, распределить стартовые зоны равномерно по всей стране. В середине 2005 г. Китай направил России ряд предложений о сотрудничестве в сфере экономики: первое предложение касается широкого участия китайского капитала в любом виде ОЭЗвторое предложение — создание совместной ОЭЗ — государственной зоны, принадлежащей правительствам России и Китая, но Россия пока не готова участвовать в создании такого рода зоны.

В июле 2005 г. делегация Минтранса РФ предложила Китаю участие в финансировании строительства платной скоростной автомагистрали МоскваСанкт-Петербург, поскольку у Китая уже накоплен опыт строительства таких автодорог и Россия готова к его использованию. Предложение о китайских капиталовложениях отвечает намерениям Китая инвестировать в российскую экономику до 2020 года $ 12 млрд.

КНР предлагает России участвовать в совместном проекте строительства и реконструкции российских морских портов. Китайское финансовое участие в строительстве морских портов на российском севере отвечало бы интересам самого Китая, поскольку в значительной мере сокращало бы маршрут доставки грузов по линии китайско-американской торговли. При достижении договоренности Россия способна обрабатывать в новых портах до 4 млн. контейнеров в год и в дальнейшем через свою территорию и Казахстан доставлять их в Китай.

Этот проект выгоден и для России с ее сырьевой направленностью, большими объемами хранения и переработки грузов, обширной территорией, недостаточными ресурсами для создания крупных промышленных объектов. В ходе модернизации российской экономики и в процессе создания ОЭЗ в РФ целесообразно использовать проверенный в Китае и показавший свою состоятельность принцип опоры на собственные силы. Думается, будет полезно провести модернизацию старых систем, выявить скрытые резервы, осуществить создание и обновление передовых областей, приложить усилия по подъему экономики. Эти задачи решались в процессе развития СЭЗ в КНР в 80−90-е гг. XX в. Опыт Китая показывает, что для успешного развития СЭЗ-ОЭЗ нужно обеспечить гарантии, стабильность и предоставить шанс инвесторам хорошо заработать. Становлению ОЭЗ в России, привлечению капиталов в экономику страны способствовали бы научное и в целом интеллектуальное сотрудничество двух великих народов.

Подводя итог диссертационного исследования, следует сделать ряд обобщений.

1. Исследуя различные подходы в понимании территории, автор пришел к выводу о том, что в социологическом понимании регион шире, чем с экономической точки зрения. Будучи социально-территориальной системой, регион должен обладать социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, определенным уровнем развития производственных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной структуры. Территориальная дифференция природных условий составляет естественную основу общественного (территориального) разделения труда, исторически закрепленного, находящего продолжение в своеобразии социальных условий жизни в социальном облике населения.

На основании анализа вышеизложенных точек зрения было предложено следующее определение: регион — это не только какая-либо территория, которая может быть самого разного размера — от небольшого района в крупном городе до огромных частей внутри континентов, но также и целостная социально-экономическая система со своими особенностями управления и саморегулирования, обладающая всеми характеристиками социума.

2. На основании изучения мирового опыта делается вывод о том, что регулирование инвестиционной деятельности предполагает сочетание методов государственного индикативного планирования и корпоративного управления и установление партнерских отношений между предприятиями. Механизму партнерства суждено занять ключевое место в реализации инвестиционной политики регионов России. Партнерство предприятий различных форм собственности позволяет им выполнять функции, подчас просто непосильные для федеральных и региональных органов исполнительной власти: способствовать сокращению транспортных издержек, осуществлять региональный и межрегиональный маркетинг, активизировать инновационную деятельность при реализации региональных программ.

Таким образом, проведение регионами эффективной инвестиционной политики непосредственно связанно практически со всеми аспектами реформирования экономики России, в том числе и с использованием инвестиционного потенциала свободных экономических зон. Главными факторами разработки и осуществления инвестиционной политики являются: улучшение налоговой и тарифной политики в рамках полномочий региона, активизация деятельности по созданию необходимой инфраструктуры инвестиционного процесса и обеспечению гарантий и страхования инвестиций, совершенствование региональной законодательной базы.

3. На современном этапе, формируется новая мировая экономическая система, в которой создается единое экономическое пространство, усиливается взаимозависимость национальных экономик, возрастает конкуренция не только между государствами, но и их регионами. Такая ситуация заставляет искать новые пути повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных систем, обеспечивать благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций. Одним из таких путей является создание СЭЗ в наиболее привлекательных регионах, которые, как показало исследование, являются своеобразным механизмом социально-экономического развития территории. Особого внимания заслуживает изучение зарубежного и, прежде всего, китайского опыта создания СЭЗ.

4. В диссертации разделяется мнение автора с мнением многих китайских и российских ученых по вопросу о том, что крупные успехи в области модернизации китайской экономики были связаны именно с созданием в последней четверти XX столетия на территории КНР свободных экономических зон. Создание и развитие СЭЗ позволило КНР, не порывая с плановой экономикой, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком и осуществлять развитие с учетом китайской специфики, строить социалистическую рыночную экономику. В последние два десятилетия XX в. одним из направлений экономических реформ в странах, переходящих от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству, в частности, в Китае, стало создание СЭЗ. Специальные экономические зоны являются факторами ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграции экономических процессов, решения важной социальной проблемы занятости и эффективного использования трудовых и природных ресурсов.

5.Главной целью СЭЗ является привлечение мигрирующего мирового капитала. Привлекательный льготный режим в СЭЗ обеспечивается отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибыли, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих СЭЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что в целом способствует успешному развитию национальной экономики.

Общей характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны. Благоприятный инвестиционный климат СЭЗ предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов. Для Китая СЭЗ — это не только привлечение инвестиций и технологий, но и создание новых рабочих мест с целью решения проблемы занятости, повышения квалификации сотрудников компаний.

6. Социологический взгляд на развитие СЭЗ позволяет отметить, что отличительной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы. Этот режим связан в основном с ограничением социальной защиты трудящихся, запретом деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановлением действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дняс освобождением предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т. д. Особый режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли. Экономическая деятельность СЭЗ Китая происходит под руководством со стороны государства и при регулировании им рыночных отношений в пределах СЭЗ. Инвесторы представлены как иностранными, так и отечественными компаниями. Главная задача — экспорт продукции. Основное направление развития заключается в создании комплексного производства в различных областях, тесно взаимосвязанное с экспортной торговлей.

7. В диссертации отмечается большая положительная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии восточных провинций, в росте той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или в оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства. «В Китае в приморье, приречье, приграничье и во внутриконтинентальных районах создана всесторонняя, многоступенчатая и широкая структура открытости внешнему миру. Благодаря различным по характеру льготам районы, открытые внешнему миру, играют сегодня роль „окон“ и лучезарного маяка для внутренних районов в развитии ориентированной на внешний рынок экономики, росте валютных доходов от экспорта, заимствований передовых технологий и других областях».

СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социальное положение районов их базирования. В специальных экономических зонах гораздо быстрее, чем в среднем по Китаю, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Вместе с тем СЭЗ привлекали также большое количество молодежи — наиболее мобильной и трудоспособной социальной группы населения.

Перемены привели к усилению конкурентной борьбы внутри самих СЭЗ, а повышение стоимости труда и арендной платы приводит к снижению конкурентоспособности их продукции, ярким примером этого являются предприятия Шэньчженя, Сямыня и Хайнаня, где уже начинается переориентация и отток капитала в близлежащие районы. Специальные экономические зоны способствуют росту промышленных фондов, повышению национального дохода, увеличению производства основных видов промышленной продукции, решению проблемы занятости населения в КНР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдокова М. С. Формирование регионального рынка труда в условиях переходной экономики. Автореферат дис. канд. экон. наук, Ставрополь, 1998.
  2. Абросимова И. В. Государственная региональная инвестиционная политика в переходной экономике. Автореферат дис. докт. экон. наук, М., 1998.
  3. Агеев Ш. Р. Формирование системы эффективного предпринимательства в регионе на базе использования производственного ресурсного потенциала. Автореферат дис.докт.экон.наук, СПб, 1998.
  4. Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации \ Вопросы экономики, 1996. № 6
  5. А.Д. Региональные аспекты формирования и регулирования рынка труда. Автореферат дис. докт. экон. наук, М., 1999.
  6. Акимов А. К. Регулирование социального развития региона в условиях становления рыночной экономики. Автореферат дис.докт.экон.наук, М., 1994.
  7. М.М. Проблемы и перспективы развития регионов в рекреационно-ориентированной экономике. Автореферат дис. докт. экон. наук, 1. М., 1998.
  8. В.Н. Инвестиционный аспект структурной перестройки экономики России. М., 1989 г.
  9. А. Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1994.
  10. И.С. Экономический механизм регулирования социальной сферы региона в условиях развития рыночных отношений.Дис.канд.экон.наук, М., 1996.
  11. П.Антонюк B.C. Региональные проблемы государственного макроэкономического регулирования /политэкономическийаспект/. Дис. докт. экон .наук, М. 1999.
  12. И.З. Механизм формирования региональной социальной политики государства переходного периода.Дис.канд.экон.наук, М., 1996. 1 З. Безруков В.Основные проблемы развития экономической реформы в регионах Российской ФедерацииЮкономист, 1996,№ 4
  13. И.В. Формирование и развитие финансово-экономической самостоятельности и отвественности региона:на примере Хабаровского края. Автореферат дис.канд.экон.наук, Хабаровск, 1999.
  14. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка\Российский экономический журнал, 1996,№ 8.
  15. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях М., 1999.
  16. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.
  17. Вебер, Макс. Избранные произведения. М., 1990.
  18. А.В., Вершинин С. Е., Шульц В. А. Коммуникация эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю.Хабермаса. Свердловск, 1988 .
  19. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смернов С. Критические ситуации нарегиональных рынках труда\Вопрсы экономики, 1997,№ 2.
  20. К. Инвестиционная деятельность в регионах России//Вопросы экономики .1995.№ 3
  21. К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климатаУ/Вопросы экономики. 1996.№ 6.23 .Гусева К. Регулирование инвистиционной деятельности в депрессивных регионах.//Экономист., 1997,№ 5.
  22. Г. В. Управление бюджетными рисками в территориальных социально-экономических системах. Петрополис 1999.
  23. Дифференциация трудового вознаграждения в условиях перехода к рыочной экономики (Сб.науч.труд., редкол.:Мелиховский и др.) М., 1990.
  24. Додашев А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления//Вопросы экономики. 1995,№ 5.
  25. О., Самусев Р.Результативность инвестиционного процесса региона.//Экономист, 1996.№ 6.
  26. О. Система мир // Мировая экономика и международные отношения. 1995,№ 6.
  27. Ю.С. Проблемы управления регионом М., 1994.
  28. Дюркгейм Эмиль. О разделении общественного труда. М, Наука, 1991.31 .Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991.
  29. Игонина JIJI. Инвестиции, М., 2002.
  30. Проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе", Северо-Западная академия государственной службы 2000
  31. У. Методы регионального анализа.Пер. с англ. М.1966.
  32. В.А. Теория и практика социально-экономических преобразований в России: региональный аспект. СПб, 1998.
  33. P.M. Развитие рыночных методов управления финансовыми потоками трансформационной экономики региона.СПб., 2000.
  34. Н.Д. Социологический анализ эффективности социальных систем в категориях порядков.Автореферат дис.докт.соц.наук.М., 2000.
  35. Котляровский А. В. Основные составляющие региональной экономической политики в России. М., 1998.
  36. Ф.В. Лаборатория инфраструктуры рынка. Основные принципы инвестиционной политики в России в среднесрочной перспективе. ИПР РАН, 1998.
  37. Ю.Д. Организационное поведение. М., ЮНИТИ, 2000- Сценарии организационного консультирования. М., Новости, 2001.
  38. Ле Зань Тон Особенности использования закона распределения по труду в переходный период. М., 1991.
  39. Осипов Б. А. Региональная экономика./Экономический потенциал и проблемы развития регионов/.Владивосток, 1994.
  40. С. Регионы и региональная политика// Вопросы экономики ,№ 9,1994.
  41. Н.А. Региональная политика во Франции. М., 1974.
  42. Н.Я., Маневич В. Е., Бриедис Б.А., Об инвестиционной политике в России и становлении рыночной экономики, журнале «Финансы», 12, 1996
  43. В. Подходы к изучению человека в социальной теории// Российский экономический журнал. 1994.№ 8.
  44. В.В. Экономическая социология. Можайск.1997.
  45. Р. Переходное экономическое сознание в реформируемом обществе//Вопросы экономики. 1997.№ 5.
  46. И.П. Социально-экономические отношения «регион -центр» :теория, методология, анализ. Автореферат дис.докт.экон.наук, М., 2000.
  47. Родина Е.А., Проблемы осуществления региональной инвестиционной политики виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», Северо-Западная академия государственной службы 2000 РИНКЦЭ
  48. О.П., Проблемы формирования региональной инвестиционной политики, . виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», Северо-Западная академия государственной службы 2000 РИНКЦЭ
  49. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  50. В. Региональная политика Великобритании // Мировая экономика и международные отношения, 1996,№ 6.
  51. М.К. Имитационое моделирование развития региональной экономики по агрегированным показателям.М., 1985.
  52. И. Кейнсианство-доктрина региональной рыночной экономики// Экономист, 1996, № 9.
  53. М.С. Теоретико-методологические основы российской региональной экономической социологии.М., 1998.
  54. М.С. Экономическая социология регионов: распределительные отношения.М., 1999.
  55. Ф. Проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике//Вопросы экономики, № 9,1994.бО.Чугров С. Электоральное поведение российских регионов/Мировая экономика и международные отношения, 1996,№ 6.
  56. Черняев С.И., Государственное регулирование экономики, виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», Северо-Западная академия государственной службы2000 РИНКЦЭ
  57. М.И. Финансы региональных органов власти/.- М.: Деловой экспресс, 1999.
  58. Becker, Gary. The Economic Approach to Human Behaviour". Chicago: University Press. 1976. Стр. 5.
  59. Berger, Peter L., and Thomas Luckmann. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Anchor Books. P. 54−55. 65.238.Blook F. Postindustrial possibilities: A critique of econ. Discourse. Berkley, 1990.
  60. David, Paul. A. Understanding the Economics of QWERTY: The Necessity of History, в книге под ред. William N. Parker., Economic History and the Modern Economist. Oxford. 1986. P. 30−49.
  61. Granovetter, Mark and Richard Swedberg. The Sociology ot Economic Life. Westview Press. 1992, p.6.68 243.Lee Judith. The employment approach to social work practice. № 4, 1994.
  62. П.Л., Лифшиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М., 2001
  63. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка. Под ред Г. А. Унтуры. Новосибирск, 1996.
  64. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск. ИЭиОПП СО РАН. 1996
  65. А.В., Зверев B.C., Огрызько К. В., Унтура Г. А. Организованная конкуренция на региональных рынках РФ. Новосибирск. ИЭиОПП СО РАН. 1999.
  66. Капустина J1.M., Панорама инвестиций в регионах России, Журнал «Эксперт», № 42 (54) от 6 ноября 2000 г
  67. Марченкова Л.М., ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», 2001
  68. Л.И., Рудакова О.В., ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ, виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», 2001
  69. А.Б., Жангоразова Ф.С. РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», 2001
  70. Аликаева М.В. МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», 2001
  71. Н.С., Федорова О.А, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, виртуальный ресурс с конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», 2001
  72. Королев В.Д., Экономическая политика регионов, Национальная электронная библиотека, 2002
  73. Государство и инвесторы, ресурс сайта www.mediatext.ru, Медиатекст 2001.
  74. Ань На. Социологический анализ развития свободных экономических зон Китая на современном этапе: Автореферат дисс.канд.соц.наук. -М., 2003. -23с.
  75. О.Д. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества (последняя четверть XX века). Автореферат дисс.канд.соц. наук. -Улан-Удэ, 2003. -21 с.
  76. И.М. Локализация свободных экономических зон (мировой опыт и региональная специфика): Автореф. дисс.. канд. экон. наук / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М., 1999. — 24 с.
  77. В.Г. Китай и китайцы глазами российского учёного. -М., 2000.
  78. Ван Жунжун. Основные направления социального развития северозападного района Китая на современном этапе: Автореферат дисс. к.соц.н. -М., 2004. -24 с.
  79. В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог, 2002, № 11.- С.34−44.8 8. В Леноб ласти создается одна из первых ОЭЗ в России // http://www.strana.ru/stories/02/12/04/3228/254 567.html 23 июля 2005
  80. Г. А. Экономика современного Китая: Возможности и реальность // Информбюллетень РАН, 1992, № 9.
  81. Глава Минтранса рассчитывает на китайские инвестиции// http://www.strana.ru/stories/02/02/01 /2448/254 442.html. 22.07.2005.
  82. Го Сюян. Стратегическое исследование занятости Китая в 2001—2020 гг. -Пекин, 2001.
  83. И. На свободу с чистой прибылью // Комерсантъ Власть, 2002, № 14.-С.30−32.
  84. .С. Специальные экономические зоны сегодня // Проблемы Дальнего Востока, 1991, № 3.-С.13−17.
  85. М.С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. М., 1997. — 188 с.
  86. . ОЭС позволят создать конкурентоспособную экономикуhttp://www.strana.ru/stories/02/12/04/3228/254 987.html, 28 июля 2005
  87. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учебное пособие. М., 1998. — 168 с.
  88. А. Красный дракон: Китай и Россия в XXI веке. -М., 2002.
  89. И. Самый восточный миф // Российская газета, 2001, 3 июля. -С.З.
  90. Ежемесячный таможенный сборник КНР, 2002, № 12.
  91. ЮЗ.Жирнов О. А. Панамериканская зона свободной торговли: реальность илииллюзия?: Аналит. обзор. / Рос. акад. наук. ИНИОН. М., 2000. — 59с.
  92. В.В. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: Учеб. пособие / Ивченко В. В., Самойлова Л. Б. Калининград, 1999. -167 с.
  93. Китай предлагает создать России новые СЭЗ/ http://www.akm.ru/ rus/news/2005/august/02/nsl 515 876. htm
  94. Юб.Королев А. Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия // Соц.-полит.журнал, 1997, № 4. С.234−243.
  95. Кронштадт свободная экономическая зона = Kronstadt-free tradezone / Авт.-сост.: Цветков С. А. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб., 1996. — 150с.
  96. Д. Свободные экономические зоны: проблемы налогообложения / Д. Крупин, А. Шевелев // Эпиграф, 1997.
  97. Ловить инвесторов будут в особых зонах // http://www.strana.ru/stories/02/12/04/3228/252 693 .html, 5 июля 2005 г.
  98. Е.В. Государственное регулирование практики создания и функционирования свободных экономических зон в России: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Российская экономическая акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1999.-22 с.
  99. ПЗ.Лычагин А. И. Деятельность специальных экономических зон в условиях реформ: современный китайский опыт. Н. Новгород, 1998. — 178с.
  100. Ма Цзиньцзюнь. Трудовые ресурсы в современном Китае: развитие и рациональное управление: Автореферат. канд.соц.наук. -М., 2004. -20 с.
  101. П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне// «Дело и право», 1994, № 2, № 3.
  102. Пб.Нагорный А. Тайфун с востока. КНР сегодня: впечатления очевидца и прогноз аналитика // «Завтра», 26 (606), 2005.
  103. П.Новоселова Л. В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. -М., 1996.
  104. Э.П. Социальная трансформация китайского общества // Китай, Россия, страны АТР и перспективы межцивилизационных отношений в XXI в. 4.1. -М., 2001. -С.51−52.
  105. В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. -М., 1998.122 .Прогнозирование и стратегии развития особой экономической зоны России
  106. Межвузовский сборник научных трудов / Калининградский государственный ун-т- Под ред. В. В. Ивченко. Калининград, 2000. — 211с.123 .Пузановский А. Почему в России не работают свободные экономические зоны // Пробл. теории и практики управления, 2000.
  107. Н.В. Комплексное исследование проблем создания свободных экономических зон Дальневосточного региона: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Международная академия информатизации в ГКС ООН и ВИП. М., 2000. — 48 с.
  108. М. Точки роста, или Черные дыры / М. Рубченко, Е. Шохина, С. Шошкин // Эксперт, 2002,28. С.36−39.
  109. В. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Мировая экономика и международные отношения, 2000, 3. С.67−71.
  110. В. Свободные экономические зоны в Китае // «Международный бизнес России», 1995, № 12.
  111. Свободные экономические зоны: мифы и реальность// «Экономика предприятия», 2000, № 2. С. 27.
  112. Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал, 1995, № 11.- С.34−44.
  113. О.Сергеев Е. Ю. Свободные экономические зоны // Сергеев Е. Ю. Международные экономические отношения. М., 2000. — С.162−169.
  114. Создание особых экономических зон приведет в страну миллиарды долларов // http://www.strana.ru/ stories /02/12/04/3228/208 531. html. 26 февраля 2005 г.
  115. Е. Россия хочет стать большой зоной // «Известия», 03 августа 2005 г.
  116. Сюй Цзыцэ. Свободные Экономические Зоны Китая. -Новосибирск, 1993.
  117. В.А. Свободные экономические зоны Востока России. Хабаровск, 1994.-191 с.
  118. К. Отдельные зоны получат свободу// http://www.strana.ru/stories02/12/04/3228/237 589.html 12 января 2005 г.
  119. К. Государство возвращается в экономику // «Известия», 2005, 12 августа.
  120. А.П. Калининград как «зона свободы»: взгляд изнутри. -Калининград, 2000. 214 с.
  121. Цзыцэ Сюй. Специальные экономические зоны Китая / Цзыцэ Сюй, Жэньцюнь Цай. Новосибирск, 1993. — 221с.
  122. Цуй Шань. Становление и развитие СЭВ КНР. Дисс.. канд. экон. наук / Моск. ун-т потребит, кооперации. М., 1999.
  123. Н. Если упустить время, то мы, скорее всего, потеряем Калининград// http://www.strana.ru/stories/ 02/12/04/3228/254 733. html 26 июля 2005 г.
  124. Я. В. Особые экономические зоны Северо-Востока России:состояние и перспективы развития// http://www.ime.kolvma.ru/publicjurinskaya.html
  125. Shengzhen Daxue Xuebao, 1995.02.
  126. Shengzhen Daxue Xuebao, 1995.03.
  127. Shengzhen Jiecuibao, 1994.04.05.
  128. Shengzhen Jiecuibao, 1994.07.13.
  129. Zhong guo 2002 / Китай — 2002. -Пекин: издательство «Синьсин», 2002.
  130. Zhong guo 2003 / Китай — 2003. -Пекин: издательство «Синьсин», 2003.
  131. Zhong guo 2004 / Китай — 2004. -Пекин: издательство «Синьсин», 2004. 151. Zhong guo — 2005 / Китай — 2005. -Пекин: издательство «Синьсин», 2005.
Заполнить форму текущей работой