Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективной системы финансирования инновационной деятельности предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретико-методологическую основу диссертационного исследования были положены экономико-статистические данные, правовая база на федеральном и региональном уровне, международные соглашения в областях, связанных с инвестициями в инновационную деятельность, а также работы отечественных авторов, затрагивающие проблемы научно-технической и инновационной деятельности: Алимова A.M., Балабанова И. Т… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-экономические и методологические аспекты развития инновационного процесса в России в современных условиях
    • 1. 1. Анализ состояния инновационной деятельности на современном этапе
    • 1. 2. Инновационный процесс, его структура, закономерности, принципы реализации
    • 1. 3. Жизненный цикл инноваций: структура затрат и доходов по стадиям инновационного процесса
    • 1. 4. Субъекты инновационной деятельности и их функции
    • 1. 5. Процедура отбора инновационных проектов с целью их дальнейшего финансирования с учетом возможных рисков
  • Глава 2. Источники финансирования инновационной деятельности предприятий
    • 2. 1. Государственная политика в области финансирования и регулирования инновационной деятельности в России
    • 2. 2. Негосударственные источники финансирования инновационной деятельности предприятий
    • 2. 3. Зарубежный опыт финансирования и стимулирования инновационной деятельности
  • Глава 3. Использование современных методов и стимулов при формировании системы финансирования инновационной деятельности предприятий
    • 3. 1. Роль специализированных кредитно-финансовых институтов в финансировании инновационной деятельности предприятий в современных условиях
    • 3. 2. Современные методы стимулирования инновационной деятельности предприятий
    • 3. 3. Формирование рациональной структуры источников инвестиций и системы финансирования инновационной деятельности предприятий

Формирование эффективной системы финансирования инновационной деятельности предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития страны экономический рост не может быть обеспечен без использования последних достижений науки и техники, освоения конкурентоспособных наукоемких видов продукции, т. е. инноваций.

Однако рынок инноваций в России только формируется и имеет ряд особенностей, связанных с кризисным состоянием экономики в период проведения кардинальных рыночных реформ. К таким особенностям следует отнести следующие:

• научно-техническая сфера располагает достаточным потенциалом наработанных НИОКР как фундаментальных, так и отраслевых, но для их реализации и проведения новых исследований и разработок у предприятий и организаций нет достаточных средств;

• в России сложилась специфическая, не похожая на мировую, ситуация в области накопления капитала: аккумулированные в торговом, банковском и страховом секторах капиталы не поступают в производственную и инновационные сферы;

• значительное снижение объема капиталовложений в обновление основных производственных фондов в период 1992;2002 гг. привело к деградации производства во многих отраслях и, в первую очередь, в высокотехнологичных и стратегических отраслях промышленности;

• контроль со стороны государства за развитием и регулированием инновационного процесса явно ослаблен, что приводит к снижению инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Выявленные особенности рынка инноваций следует учитывать при разработке государственной инновационной политики и, в первую очередь, при решении проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности, которая включает привлечение, распределение и использование капитала, а также эффективное управление им в условиях высокого риска.

Как показывает практика, источники финансирования инновационной деятельности весьма разнообразны — это бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях из государственных бюджетных фондов, средства специальных внебюджетных фондов, собственные средства субъектов инновационной деятельности и привлеченные ими средства для этих целей. Порядок финансирования инновационных проектов зависит от характера проекта и рациональной структуры финансовых источников. Поэтому в сложившихся условиях при явном дефиците бюджетных ассигнований и недостаточности собственных средств инновационные предприятия должны максимально использовать льготные методы финансирования за счет привлеченных источников.

В связи с этим проблема формирования системы финансирования инновационных предприятий приобретает высокую актуальность и требует своей разработки, так как относится к числу малоразработанных.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы состоит в определении основных составляющих системы финансирования инновационной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики, выявлении перспективных методов финансирования за счет негосударственных источников и усилении стимулирующей и регулирующей роли государства в этой сфере.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих научных задач:

1. провести анализ состояния инновационной деятельности предприятий России с акцентом на проблемы финансирования с целью установления причин, сдерживающих развитие этой сферы экономики и обоснование путей ее адаптации к современным условиям;

2. изучить и выявить основные закономерности инновационного процесса, его структуру и субъекты;

3. анализ источников финансирования инновационной деятельности предприятий, их форм и структуры;

4. определение порядка, основных направлений и процедуры проведения экспертизы инновационных проектов с целью их финансирования;

5. исследование зарубежного опыта финансирования и стимулирования инновационной деятельности;

6. выявление направлений, методов и форм государственного финансирования и регулирования инновационной деятельности;

7. анализ основных форм негосударственного финансирования за счет собственных и привлеченных источников финансирования;

8. обоснование возможности использования новых и перспективных методов финансирования инновационной деятельности;

9. разработка предложений по стимулированию инновационной деятельности предприятий за счет налоговых льгот, целевой амортизационной политики, формирования адекватной современным условиям патентно-лицензионной политики;

10. разработка предложений по формированию рациональной структуры источников инвестиций как основополагающего элемента системы финансирования инновационной деятельности;

11. разработка предложений по формированию системы финансирования инновационной деятельности предприятий.

Объектом диссертационного исследования выступают экономические системы народного хозяйства России, в том числе предприятия, взаимодействующие с другими элементами рынка, объединенные потоками инноваций и инвестиций.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования системы финансирования инновационной деятельности предприятий.

В теоретико-методологическую основу диссертационного исследования были положены экономико-статистические данные, правовая база на федеральном и региональном уровне, международные соглашения в областях, связанных с инвестициями в инновационную деятельность, а также работы отечественных авторов, затрагивающие проблемы научно-технической и инновационной деятельности: Алимова A.M., Балабанова И. Т., Балаяна Г. Г., Баранчеева В. П., Валдайцева С. В., Грачевой М. В., Завлина П. Н., Зайцева В. К., Курнышевой И., Лебедевой Е. А., Миндели Л. Э., Лынника Н. В., Мотовилова О. В., Смирнова В., Тодосийчука А. В., Фатькиной Л. П., Фирсова В. А., Хорошилова Г., Яковца Ю. В., Янковского К. П., Яркина А. П. и др.

В процессе диссертационного исследования выявилась необходимость изучения и последующего обобщения зарубежного опыта в области инвестирования, стимулирования и управления инновационной деятельностью, з рамках достижения цели и решения задач диссертационного исследования, для чего были изучены работы зарубежных авторов: Бретта А., Келли К., Мэнсфилда Э., Ниози Дж., Санто Б., Твисса Б., Фостера Р., Шумпетера Й. и др.

Информационными источниками диссертационного исследования явились аналитические и статистические материалы Правительства РФ, Госкомстата РФ, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Аналитического вестника Аппарата Совета Федерации РФ, Министерства образования и науки, Российской Академии наук, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также материалы научных конференций, семинаров и симпозиумов.

Научная новизна и теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что разработана система финансирования инновационной деятельности предприятий, базирующаяся на современных методах финансирования, а также на использовании льгот и стимулов в этой сфере деятельности.

При этом автором: проведено теоретико-практическое исследование, позволяющее выявить тенденции, сдерживающие инновационный процесс в стране на современном этапевыявлены характерные закономерности инновационного процесса и особенности финансирования отдельных стадий инновационных проектовопределены порядок и процедура проведения экспертизы инновационных проектов с целью принятия решения об их финансированииобоснованы и предложены к использованию современные перспективные методы финансирования инновационной деятельности предприятий с использованием привлеченных источниковобоснована необходимость формирования собственного интеллектуального капитала, выступающего в категории нематериальных активов как источника инвестиций при осуществлении инновационной деятельности крупными предприятиями и корпорациямидля малых и средних инновационных предприятий, не имеющих возможности создания и приобретения нематериальных активов, предлагается использование метода франчайзинга (льготного предпринимательства), получение исключительных прав на ОИС в пользование на основе договора коммерческой концессии и лицензионных договоровпредложен новый механизм целевого использования амортизационных отчислений путем аккумулирования этих средств на специальных счетах в коммерческих банкахразработан и предложен к использованию формализованный подход к определению цены капитала по каждому источнику финансирования инноваций с целью формирования оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами. определена роль государства в стимулировании и регулировании инновационной деятельности предприятий через систему льгот и стимуловобоснована необходимость создания и функционирования в сфере инновационной деятельности венчурных фондов финансирования с участием в них государстваразработана система финансирования инновационной деятельности предприятий в структуре ее основных элементов.

Практическая значимость результатов исследования. Положения, зыводы и предложения проведенного исследования вносят вклад в создание целостной концепции системы финансирования инноваций.

Содержащиеся в работе рекомендации могут быть использованы органами законодательной власти при разработке Федерального закона РФ «Об инновационной деятельности», а также органами исполнительной власти при реализации на практике государственной научно-технической политики.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке бизнес-планов субъектами инновационной деятельности в части финансирования инновационных проектов, а также в учебном процессе РГИИС при изучении дисциплины «Инновационный менеджмент» и «Экономика и управление интеллектуальной собственностью».

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования рассматривались на методологических семинарах кафедры «Экономика и коммерческое использование интеллектуальной собственности». Основные положения диссертации опубликованы в виде статей в сборниках Российского государственного института интеллектуальной собственности объемом 1.8.п.л.

Выводы и предложения.

Исследования, проведенные соискателем по теме диссертации, анализ сложившейся практики финансирования инновационной деятельности предприятий, а также стимулирования ее, позволяют сформулировать и вынести на защиту следующие основные выводы и предложения.

1. Анализ состояния инновационной деятельности на современном этапе характеризуется противоречивыми тенденциями, сочетающими как позитивные явления становления рыночной среды, так и негативные, связанные со спецификой современного этапа экономического развития страны, предполагающего оттеснение инновационно-инвестиционных целей на задний план, что напрямую связано с нарастанием инновационной отсталости большинства предприятий.

2. Инновационный путь развития экономики страны непосредственно влияет на развитие производительных сил, способствует повышению эффективности производства, является основой экономического роста.

3. Инновационный процесс реализуется в соответствии с закономерностями, диктуемыми общими законами материального мира такими, как изменчивость, сохранение преемственности, адаптация к условиям внешней среды, многообразие организационных форм. Но в то же время он обладает специфическими закономерностями такими, как опережающее развитие науки, цикличность, высокая степень риска, связанная с дополнительными инвестициями, предпринимательский характер, предполагающий возвратность вложенных финансовых ресурсов и их окупаемость, а также конкуренция, выполняющая функцию его стимулятора.

4. Формирование общественной потребности в инновационной деятельности определяется экономическим законом стоимости, вынуждающим субъектов инновационной деятельности сопоставлять размер вкладываемых финансовых и материальных ресурсов с результатами их освоения в материальном производстве.

5. Основополагающую роль в инновационном процессе играет изобретательство, обладающее свойством накапливать предшествующий опыт и знания при разрешении противоречий между растущими потребностями и ограниченными возможностями в производственном процессе, что позволяет избежать разработки бесперспективных проектов и улучшить характеристики инноваций в процессе промышленного освоения.

6. Для решения инновационных проблем на уровне государства должна иметь место гибкая система управления и регулирования этой сферой деятельности, направленная на достижение основополагающих государственных целей по обеспечению государственной экономической и политической независимости и созданию экономических и социальных условий для дальнейшего развития страны. Достижение этих целей возможно при условии:

• стимулирования инновационной активности;

• развития научно-технического потенциала;

• разработки системы финансирования инновационных процессов;

• утверждения инновационной политики на государственном уровне.

7. Как показывает анализ состояния инновационной деятельности, в настоящее время участие государства в инновационном процессе носит чисто декларативный характер, поэтому следствием такого участия является низкий соответствующий эффект, получаемый от этой сферы деятельности, поскольку предприниматели заинтересованы в образовании первоначального капитала и не заинтересованы во вложении финансовых ресурсов в инновации.

8. По нашему мнению, государство на федеральном уровне призвано обеспечить соответствующие условия по привлечению частного капитала к инновационной деятельности наряду с прямым своим участием, в финансировании инноваций.

Участие государства в регулировании инновационной деятельности, в части ее финансирования, должно быть представлено следующими направлениями: прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней, в том числе из государственных бюджетных фондовпредоставление государственных гарантий частным инвесторам в инновационной сферепредоставление льгот по кредитованию и субсидированиюусиление роли целевых внебюджетных фондов в финансировании инновационной деятельностисоздание условий, стимулирующих образование и функционирование специализированных кредитно-финансовых структур для целей финансирования инновацийпроведение льготной налоговой и амортизационной политики для инновационных предприятийсоздание условий для привлечения иностранных инвестиций в инновационную сферу.

9. Согласно статистическим данным основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий являются их собственные средства, включая привлеченные. На их долю приходится 85% всех источников финансирования.

10. К перспективным современным методам финансирования инноваций за счет привлеченных средств относятся: лизинговое финансированиеметод факторингафорфейтинг для экспортеров инновационной продукции.

Данные услуги по финансированию инноваций предоставляют как специализированные кредитно-финансовые структуры, так и банки, имеющие лицензии на эти виды деятельности.

В работе показаны преимущества лизингового метода финансирования на международном, федеральном и региональном уровнях, который, в силу присущих ему возможностей, может стать мощным импульсом технического перевооружения производства и структурной перестройки российской экономики. Выявлены преимущества метода факторинга против обычного кредита, которые позволяют отнести его к перспективным методам финансирования.

Метод форфейтинга — это кредитование экспортера путем покупки векселей или других ценных бумаг экспортера фирмой — форфейтером, которая принимает на себя риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров.

Данные методы финансирования предложены в качестве основных методов по привлечению финансовых средств для целей инновационной деятельности.

11. В качестве перспективной формы финансирования средних и малых инновационных структур выступает венчурное финансирование, которое в силу определенных условий не нашло широкого применения в условиях нашей страны. Однако, по мере накопления денежного капитала у российских предпринимателей появится возможность для развития этого вида финансирования в силу ряда привлекательных отличительных черт его от традиционного банковского кредита.

12. С целью создания благоприятной среды для развития венчурного предпринимательства необходимо обеспечить косвенные стимулы для его реализации, такие как льготное налогообложение прибыли, направленной на венчурное финансирование и введение государственных гарантий по рискам венчурных финансистов.

13. Активизация инновационной деятельности предприятий невозможна без использования современных методов стимулирования путем введения существенных налоговых льгот.

В целях совершенствования налогового законодательства необходимо: о распространить действие метода налогового кредита на все инновационные и внедренческие предприятия: о перевести коммерческие банки, кредитующие инновационный процесс на всех его стадиях, на льготное налогообложение, организовав гарантированную систему возврата кредитов с помощью государственных дотаций, инновационных фондов и венчурных фирмо организовать с участием государства создание банковских пулов с привлечением иностранных инвесторов для финансирования крупномасштабных инновационных проектов в форме долгосрочных кредитово создать общества взаимного кредитования инновационных предприятий с участием в них в качестве учредителя государства: создание этих обществ можно стимулировать разрешением не размещать обязательные резервы в Банке России и льготным налогообложением их доходов.

14. В настоящее время назрела необходимость в формировании амортизационной политики, учитывающей требования экономических законов рыночного хозяйствования и мотивационный механизм инновационного процесса. С этой целью необходимо:

• ввести ускоренную амортизацию основных производственных фондов для всех инновационных предприятий;

• в учетной политике предприятий предусмотреть элемент целевого использования амортизационных отчислений путем аккумулирования этих средств на специальных счетах в коммерческих банках.

15. В связи с тем, что инновационные проекты базируются на использовании новых технических решений, выступающих в категории нематериальных активов, предприятиям необходимо формировать собственный интеллектуальный капитал, что позволит им значительно снизить затраты на инновационную деятельность.

16. Малым и средним предприятиям, которые не могут сформировать достаточный интеллектуальный капитал целесообразно использовать для ведения инновационного бизнеса — франчайзинг (льготное предпринимательство), получить права на использование интеллектуальной собственности на основе лицензионных договоров, а также комплекс дополнительных услуг по договору коммерческой концессии.

17. Так как инновационная деятельность предприятий в силу своей неопределенности связана с высокими рисками, то это обязывает предприятия прибегать к страхованию рисков, элементами которого являются: обязательное комплексное страхование рисковдобровольное страхование как с помощью государственной, так и коммерческой системы страхования.

18. При формировании рациональной структуры источников финансирования инноваций необходимо найти такое соотношение между собственными и привлеченными средствами, при котором эффективность вложений в инновационный проект будет наивысшей, а затраты наименьшими. С этой целью определяется цена капитала. Она рассчитывается в процентах и определяется отношением суммы средств, уплачиваемых за пользование финансовыми ресурсами, к сумме привлеченного из данного источника капитала. Состав и соотношение отдельных источников финансовых ресурсов в их общей стоимости характеризует структуру капитала.

19. Поступление финансовых ресурсов из различных источников предполагает их четкую аккумуляцию и целевое использование, что вызывает необходимость формирования системы финансирования инновационной деятельности предприятий, элементами которой являются:

• источники финансирования;

• аккумулирование финансовых средств на определенных счетах (целевых расчетных счетах, текущих бюджетных и инвестиционных, специальных счетах (амортизационных) инновационных предприятий;

• процедура инвестирования финансовых средств в соответствии с выполнением приоритетных федеральных и региональных программ, либо в зависимости от целей деятельности предприятия на межотраслевом и отраслевом уровнях, либо от целей уставной деятельности предприятий;

• осуществление контроля за использованием инвестиций путем проведения финансового аудита;

• контроль за возвратом авансированных в инновационные проекты средств путем финансового мониторинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1, II, III // М.: Юркнига, 2004.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. I и II // М.: Юркнига, 2004.
  3. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. // Женева, 1990.
  4. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 г. № 5351−1.
  5. Патентный закон РФ от 23.09.92 г. № 3517−1 (с изменениями и дополнениями)
  6. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» (с изменениями и дополнениями).
  7. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3523−1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» (с изменениями и дополнениями).
  8. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3526−1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (с изменениями и дополнениями).
  9. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ.
  10. Закон Российской Федерации от 23.08,96 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  11. Федеральный закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  12. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 23.11.96 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  13. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-Ф3.
  14. Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29.12.98 г. № 192-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  15. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ.
  16. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.01 г.№ 156-ФЗ.
  17. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ.
  18. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ.
  19. Указ Президента РФ от 22.07.98 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».
  20. Указ Президента РФ от 14.05.98 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
  21. Постановление Правительства РФ от 24.07.98 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы».
  22. Постановление Правительства РФ от 03.03.01 г. № 161 «Об утверждении устава Российского фонда фундаментальных исследований».
  23. Постановление Правительства РФ от 26.10.00 г. № 811 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
  24. Постановление Правительства РФ от 31.03.98 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».
  25. Постановление Правительства РФ от 26.08.95 г. № 827 «О федеральном фонде производственных инноваций».
  26. Федеральный закон от 29.07.04 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
  27. A.M. Управление инновационным циклом. -Киев, 1993.
  28. В.М. Инновационная стратегия фирмы:.-М.: 1995.
  29. B.C. США: приоритеты НТП. Научно-техническая политика и стратегия.-М.: Наука, 1988.
  30. Л.А., Шугуров В. Э. Системный подход к определению инновации. Челябинск: -ЧГТУ.1995.
  31. И.Т. Инновационный менеджмент. М.: 2001.
  32. Г. Г., Калугина Е. Х., Комков И. И. и др. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью в новых хозяйственных условиях.,-М.: Финансы и статистика, 1991.
  33. В.П. и др. Инновационный менеджмент.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  34. В.П. и др. Стратегическое управление развитием организации на основе интеллектуальных моделей.// Изобретательство. М.: 2002, № 2.
  35. В., Остапович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий.// Экономист, 2001, № 5.
  36. А.П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в РФ в 2000 г. // Вестник Московского Университета. Сер.6 Экономика, 2001, № 1.
  37. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. // Экономист, 1996, № 3.
  38. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. -М.: 2001.
  39. Е.И. и др. Финансы предприятий. -М.: ЮНИТИ, 1995.
  40. А. Технологические инновации и внедрение новых технологий.// Управление инновациями. Сб. статей М.: «Дело Лтд», 1995.
  41. А.В. Оценка инновационных рисков на основе метода обобщенной внутренней нормы доходности произвольного потока платежей. // Инновации, 2002, № 3.
  42. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России.-М.: Финансы и статистика, 1996.
  43. Л.А. и др. Кредитный механизм в условиях рыночной экономики. -М.: ГАУ, 1997.
  44. С.В. Управление инновационным бизнесом. -М.: 2001.
  45. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. -М.: «Филинъ», 1997.
  46. B.C. Кредит в условиях современного капитализма. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  47. А.И. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики. -М.: 1999, № 1.
  48. Н. Инновации и Инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. // Вопросы экономики, 1997, № 9.
  49. С.Ю. Экономическая теория технологического развития. -М.: 1990.
  50. А.Ю. Экономические аспекты инновационного процесса. -М.:1994.
  51. Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий.// Экономика и жизнь, 1994, № 52.
  52. Ф. Инновационную деятельность не остановить. Деловой мир, 1995, № 27.
  53. .П. Лизинг-проблемы и перспективы. // Экономика и жизнь, 1994, № 52.
  54. М.В., Кулагин А. С., Симаранов С. Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. -М.: 2000.
  55. М.В. Анализ инвестиционных рисков при инновационном проектировании. М.: 1996.
  56. М.А. Формирование потенциала инновационного развития.// Экономист.-М.: 1999, № 2.
  57. А.А. Критерии выбора перспективных инновационных проектов в практике венчурного финансирования. -М.: 1998.
  58. Г. М. Системный анализ организационно-управленческих проблем НТП. Киев: Знание, 1991.
  59. С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности СПЭА, 1997.
  60. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. Спб: Бизнес-пресса, 1998.
  61. В.К., Росин В. Я. Основные направления НТП в Японии. -М.: ИМЭМО, 1998.
  62. С. Риски инвестиционных проектов, связанные с ущербом от нарушения прав интеллектуальной собственности. // Интеллектуальная собственность, 1999, № 6.
  63. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и новвоведениями. -М.: Наука, 1990.
  64. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (Под ред. Рудаковой И.) -М.: 1991.
  65. Инновации: престиж, успех и реальная прибыль. // Экономика и жизнь, 2002, № 14.
  66. Г. Новым идеям надо помочь прорасти. // Э и Ж московский выпуск. 2004, № 10.
  67. Инновационная политика и инновационный бизнес в России. Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации РФ -2001, № 15.
  68. Иностранные инвестиции в России: Тенденции и перспективы. // Второй аналитический доклад независимых экспертов. -М.: 1995.
  69. К. Кто сказал, что крупные фирмы похожи на неповоротливых динозавров. -Бизнес-уик, 1995, № 3.
  70. В.В. Финансовый анализ. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  71. Д.И. Инновации в современной России: проблемы активизации. -М.: 2000.
  72. Д.И. Инновационная деятельность. -М.: 2001.
  73. Г. М. Финансы, денежное обращение, кредит. -М.: «Финансы и статистика», 2003.
  74. А. Бюджет всему голова. // Э и Ж, 2004, № 27.
  75. Г. А., Шайбакова Л. Ф., Инновационные процессы: субъекты и мотивы их деятельности. Спб., 1996.
  76. И., Сивякова М. Становление системы финансово-кредитной поддержки инноваций. //Вопросы экономики, 1994, № 7.
  77. В.И. и др. Инновационность хозяйственных систем. -М.: 2000.
  78. Г., Малмыгин Н., Недотко П., Деятельность инновационных фондов. //Экономист, 1993, № 4.
  79. Е.А. Инновационный бизнес в США. -М.: ИМЭМО, 1994.
  80. .Б. И охрана, и защита. // Э и Ж, 2004, № 29.
  81. Д. НТП и экономика переходного периода. // Вопросы экономики, 1991, № 11.
  82. И.В. Бизнес-план-основа успеха. -М.: Дело, 1994.
  83. А.И. России необходим заказ на инновации. // Биржа ИС, 2003, № 1.
  84. В. Ключ к инновационной экономике. // Э и Ж, 2004, № 30.
  85. А. Особенности оценки и отбора инновационных проектов. // МЭМО, 1993, № 7.
  86. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. -М.: 1997.
  87. Л.Э., Пипия Л. К. Малое и среднее инновационное предпринимательство: условия развития и международное сотрудничество. -М.: 1995.
  88. И.Г. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: Научно-аналитический обзор. -М.: ИНИОН, 1994.
  89. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста. -М.: 1997.
  90. О.В. Банковское и коммерческое кредитование и финансирование инноваций. Спб, 1994.
  91. О.В. Формы участия государства и негосударственных инвесторов в создании системы инновационного финансирования: Дисс. д.э.н., -Спб., 1995.
  92. Р. и др. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития. // Проблемы теории и практики управления. -2000, № 4.
  93. В.И., Солодова А. В. Кого и как учить экономике интеллектуальной собственности. // Патенты и лицензии. 2001, № 5.
  94. Э. Экономика научно-технического прогресса. -М.: 1970.
  95. Научно-технический прогресс и инвестиционная политика (зарубежный опыт). -М.: 1995.
  96. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития. Под редакцией А. А. Румянцева, Спб.: 1996.
  97. Нисевич Е. В и др. Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. -М.: Институт экономики РАН, 1991.
  98. Дж. Национальная инновационная политика Канады. // Основы научно-технической политики: теория и практика. -М., Париж, 1993.
  99. Об инновационной деятельности в различных странах. // Аналитический вестник Государственной Думы РФ. 2002, выпуск 15.
  100. И. Финишная прямая? // Э и Ж. 2004, № 15.
  101. Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития. // Общество и экономика. 1997, № 5.
  102. Перспективы социально ориентированного научно-технологического прорыва России в XXI век. Под ред. Л. А. Абалкина. -М.: 1998.
  103. К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика. -М.: 1998.
  104. И.В., Калюжная С. В. Малый бизнес в России и за рубежом. Проблемы становления и развития. -М.: МГАП Мир книги, 1994.
  105. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. -М.: 2001.
  106. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право, патентное право, другие исключительные права: Сб. нормативных актов / Составитель В. А Дозорцев. -М.: Де юре, 1994.
  107. С.П., Радионов Н. В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). Спб.: 2001.
  108. М.В. Введение в теорию инновационных рисков. // Финансы и кредит. 2000, № 1.
  109. Е.М. Венчурное предпринимательство в России (теория и практика). Спб.: 1995.
  110. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. -М.: Госкомстат России, 2003.
  111. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  112. Россия-2003. Экономическая конъюнктура, вып.2.-М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 2003.
  113. И.Е., Смородинов О. В. и др. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М.: 1991.
  114. А.А., Гусаков М. А., Замятина М. Ф. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения. / Под ред. А. Е. Когута -Спб.: 1995.
  115. А.А., Гусаков М. А., Замятина М. Ф. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования. / Под ред. А. Е. Когута -Спб.: 1995.
  116. Л., Комаров В. и др. Деньги в рост, промышленный. // Э и Ж. 2004, № 30.
  117. . Инновация как средство экономического развития. / Пер. с венгерского.-М.: Прогресс, 1990.
  118. Н. Инновационный путь иного нет. // Э и Ж. 2004, № 32.
  119. И.В. Международная практика регулирования инновационной деятельности, (научно-аналитический обзор). -Спб.: 1993.
  120. В., Арциевский Л. К задействованию внебюджетных источников финансирования инвестиций. // Российский экономический журнал, -1997, № 5-№ 6.
  121. . Управление научно-техническими нововведениями. -М.: Экономика, 1989.
  122. А.В. Инновационные процессы как объект управления экономическим развитием. -М.: НИИЦУ, 1993.
  123. А.В. Формирование экономического механизма управления инновационными процессами. //Экономика и коммерция, 1995, № 3.
  124. Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы / сборник статей. -М.: 1999.
  125. Л.П., Бутыркин А. Я., Фатькин А. Ю. Финансово-кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности. -М.: 1998.
  126. С. Неопределенность и риск. Место инновационного риска в классификации рисков. //Управление риском. 2000, № 4.
  127. В.А. Использование американской модели малого инновационного бизнеса другими странами и Россией. // Экономика и коммерция. -1994, № 1.
  128. В.А. Опыт США в инвестировании инновационной деятельности. //Экономика и коммерция, 1994, № 3.
  129. А.Г. Россия от мобилизованного общества к инновационному. -М.: Наука, 1993.
  130. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1987.
  131. Г. Инновационная деятельность в машиностроении. // Экономист, 1995, № 7.
  132. М. Инновации на предприятиях и их внедрение. -М.: Луч, 1992.
  133. И.В. Дисциплина инновационного рынка. Формирование и эффективность. -М.: Луч, 1995.
  134. Л. Региональное регулирование инновационных процессов. // Экономист, 1996, № 9.
  135. Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. -М.: 1997.
  136. Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы. // Проблемы теории и практики управления. -2001, № 3.
  137. Й. Теория экономического развития. / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1982.
  138. Ю.В. Предпосылки преодоления инновационного кризиса. // Экономист. 1998, № 1.
  139. Ю.В. Рынок, изобретение, инновации. // Вопросы изобретательства. 1991, № 1.
  140. К.П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. -Спб.: 2001.
  141. А.П. Совершенствовать систему стимулирования НИОКР и технологического развития И Финансы, 2002 № 11.
Заполнить форму текущей работой