Алгоритмы и методики анализа информации в системе управления качеством образования
Одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего профессионального образования является вступление России в Болонский процесс. Среди 6 основных задач, указанных в Болонской декларации отдельно следует выделить «обеспечение необходимого качества высшего образования». В России до недавнего времени проблема качества образования решалась в пределах требований государственной идеологии: качество… Читать ещё >
Содержание
- i. ВВЕДЕНИЕ
- 1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ, АЛГОРИТМОВ И СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
- 1. 1. Анализ информационных процессов и структур упр авления
- 1. 2. Методы мониторинга и оценки качества образования
- 1. 3. Модели и алгоритмы анализа данных мониторинга образовательного процесса
- 1. 4. Методы принятия решений
- 1. 5. Анализ современных методологий и технологий проектирования информационных систем
- Выводы
- 2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
- 2. 1. Общие положения концепции мониторинга качества образовательных услуг
- 2. 2. Оценка деятельности преподавателя
- 2. 2. 1. Разработка функциональной модели деятельности преподавателя
- 2. 2. 2. Разработка методики и алгоритма оценки деятельности преподавателей с использованием репрезентативной теории измерений
- 2. 3. Оценка знаний студентов с помощью тестирования
- 2. 3. 1. Разработка функциональной модели процесса обучения студентов
- 2. 3. 2. Методика анализа адекватности механизма оценивания результатов педагогического теста
- 2. 4. Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг
- 2. 4. 1. Разработка функциональной модели процесса мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг
- 2. 4. 2. Разработка методики и алгоритма оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг с использованием репрезентативной теории измерений
- 3. 1. Разработка алгоритма нахождения теоретико-множественного разбиения объектов мониторинга на группы с использованием методов нечеткой кластеризации
- 3. 2. Математическая модель анализа уровня подготовки студентов по результатам их учебных достижений
- 3. 3. Математическая модель анализа удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг
- 3. 4. Математическая модель процесса принятия решений по управлению качеством образования
- 4. 1. Разработка концепции информационного обеспечения менеджмента качества
- 4. 2. Разработка информационного обеспечения мониторинга деятельности преподавателей
- 4. 3. Разработка информационного обеспечения мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг
- 4. 4. Разработка информационного обеспечения процесса тестирования студентов
- 4. 5. Разработка информационного обеспечения процесса принятия решений
Алгоритмы и методики анализа информации в системе управления качеством образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из наиболее актуальных тем в рамках высшего профессионального образования является вступление России в Болонский процесс. Среди 6 основных задач, указанных в Болонской декларации отдельно следует выделить «обеспечение необходимого качества высшего образования». В России до недавнего времени проблема качества образования решалась в пределах требований государственной идеологии: качество работы учебного заведения оценивалось в соответствии с тем, как оно исполняло существовавшие учебные программы и планы, использовало технические средства и т. д. В ходе реформы отечественной системы образования в последнем десятилетии отчетливо проявилась тенденция децентрализации функций управления (в том числе и управления качеством), которые с федерального уровня переходят к региональным, муниципальным органам, а учебное заведение несет самостоятельную ответственность за качество своего «продукта» [45]. При этом оно определяет свои возможности ответить на социокультурный, экономический и кадровый запрос, а его престиж непосредственно зависит от того, насколько и как долго будет конкурентоспособным подготовленный им специалист. Пути решения этой проблемы в каждом вузе выбираются свои, с учетом сложившихся традиций, возможностей и региональных особенностей.
В настоящее время практически во всех российских вузах ведется разработка своей системы оценки качества образования. Методологической основой разработок в данной сфере являются исследования Архангельского С. И., Аванесова B.C., Володина Б. В., Корозы В. И., Новакова И. А., Подлеснова В. Н., Тягуновой Т. Н., Попова Ю. В., Савельева Б. А., Звонникова В. И, Челышковой М. Б., Берестневой О. Г., Марухиной О. В., Субетто А. И., Селезневой Н. А. и многих других. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить работы Ишикава К., Robert С., Terner A., Morecroft J.,
Balm G., Haworth J. и др. Однако, несмотря на заметные успехи в управлении качеством образования, существует ряд проблем, решение которых позволит существенно повысить качество образования. Главными среди них являются недостаточная проработка методик и алгоритмов анализа данных мониторинга образовательного процесса, а также отсутствие информационных систем, обеспечивающих комплексный подход к управлению качеством образования. В настоящее время широкое распространение получили три способа оценки качества образования: у тестирование, как способ объективного оценивания знаний студентоврейтинговая оценка деятельности преподавателей, как способ выявления их компетентности, знаний и опыта и мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, основанный на проведении в их среде анкетирования. Для обработки полученных данных необходимы методики и алгоритмы, позволяющие выявить скрытые закономерности в данных и получить выводы, адекватные реальности. Для автоматизации t работы системы управления качеством образования необходима информационная система, которая сочетала бы в себе все три способа оценки качества образования, а также поддерживала процесс принятия решений по управлению качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом.
Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и исследование моделей, алгоритмов реализации методов анализа качества предоставляемых услуг и информационной поддержки принятия управленческих решений в сфере высшего профессионального образования. Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решены следующие задачи исследования:
— анализ методов, моделей и алгоритмов, применяемых при оценке показателей деятельности и принятии управленческих решений в сфере высшего профессионального образованияU
— разработка функциональных и информационных моделей деятельности преподавателей, студентов и оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом;
— разработка и исследование моделей, алгоритмов анализа данных мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг, деятельности преподавателей и студентов, подразделений вуза;
— теоретическое обоснование алгоритмов реализации и исследование эффективности метода вербального анализа при принятии управленческих решений по результатам мониторинга качества образовательных услуг;
— разработка информационного, математического и методического обеспечения системы мониторинга и управления качеством образования в вузе.
Методы исследования основаны на использовании положений теории информационных процессов и систем, статистического, оперативного и интеллектуального анализа данных, принятия решений и теоретических основ проектирования информационных систем.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Предложена методика оценки деятельности преподавателей с использованием положений репрезентативной теории измерений.
2. Предложен алгоритм решения задачи кластерного анализа данных мониторинга деятельности преподавателей, отличающийся использованием нечеткой логики, позволяющей учесть размытость границ, формируемых кластеров с целью обнаружения закономерностей в данных.
3. На основе положений теории скрытых марковских моделей, конструирования и параметризации тестов по методологии IRT разработана математическая модель анализа уровня подготовки студентов. Отличительной особенностью модели является учет взаимосвязи между наблюдаемыми результатами учебных достижений, латентными свойствами самих учащихся и характеристиками тестовых заданий.
4. Предложены методика и алгоритм оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом, отличающиеся использованием репрезентативной теории измерений и метода вербального анализа решений.
5. Разработаны методика и алгоритм принятия решения по управлению качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом, отличающийся использованием метода вербального анализа решений и формулировкой решающего правила на качественном уровне.
6. Разработаны концептуальные, функциональные и информационные модели деятельности подразделений вуза по обеспечению качества образования, отличающиеся применением международных стандартов системного структурного анализа IDEF0 и IDEF1X.
Практическая ценность полученных результатов. На основе исследований, выполненных в рамках настоящей работы, разработана методика анализа удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых вузомметодика анализа уровня подготовки студентов по результатам тестированияметодика анализа деятельности преподавателей по показателям научной, учебной, учебно-методической деятельностиреализована база данных системы менеджмента качества для проведения мониторинга. Результаты использованы в системе менеджмента качества Пензенского государственного университета.
На защиту выносятся следующие результаты:
1. Методика и алгоритм оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, разработанные с использованием основных положений репрезентативной теории измерений, что позволяет получить выводы инвариантные к допустимым преобразованиям шкалы.
2. Алгоритм реализации метода вербального анализа решений для оценки качества образовательных услуг, позволяющий в 5−10 раз сократить число вопросов к руководителю с целью выявления его предпочтений.
3. Концептуальные, функциональные и информационные модели процессов деятельности подразделений вуза по обеспечению качества образования, отличающиеся применением международных стандартов системного структурного анализа IDEF0 и IDEF1X и позволяющие регламентировать требования к информационной системе менеджмента качества образования.
Апробация результатов. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях:
— Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» (г.Пенза, 2006 г.);
— Международная научно-техническая' конференция «Новые информационные технологии и системы» (г. Пенза, 2006 г.);
— Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» (г.Пенза, 2007 г.);
— Международная научно-техническая конференция молодых специалистов, аспирантов и студентов «Математическое и компьютерное моделирование естественнонаучных и социальных проблем» (г. Пенза, 2007 г.)
Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 11 печатных работ, в том числе 10 статей и 1 тезис доклада.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (112 наименований) и 6 приложений. Объем работы: 136 страниц основного текста, включающего 26 рисунков и 3 таблицы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Выполнен сравнительный анализ методов, моделей и алгоритмов, применяемых при оценке показателей деятельности и принятии управленческих решений в сфере высшего профессионального образования, выявлены их достоинства и недостатки. Анализ позволил выбрать методы, модели и алгоритмы, которые в наибольшей степени соответствуют цели исследования.
2. Разработаны концептуальные, функциональные и информационные модели деятельности преподавателей, студентов и оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом. Модели отличаются использованием международных стандартов системного структурного анализа IDEF0 и IDEF1X, что позволяет регламентировать фазы анализа требований к системе менеджмента качества и проектирования спецификаций.
3. Предложен алгоритм нахождения теоретико-множественного разбиения исходного множества преподавателей на подмножества, отличающийся использованием методов нечеткой кластеризации, которые позволяют учесть размытость границ, формируемых подмножеств.
4. Разработана математическая модель анализа уровня подготовки студентов, учитывающая наличие взаимосвязи между наблюдаемыми результатами учебных достижений, латентными свойствами самих учащихся и характеристиками тестовых заданий, что позволяет на основе априорного предположения о степени подготовленности испытуемого подобрать ему задания, соответствующие его уровню, провести адаптивное тестирование и определить уровень учебных достижений испытуемого по 100 — балльной шкале.
5. Для ранжирования групп потребителей по степени удовлетворенности качеством образовательных услуг разработаны методика и алгоритм, отличающиеся использованием метода вербального анализа решений, который позволяет выполнить ранжирование многокритериальных альтернатив и учесть возможности человека по переработке информации, на всех этапах используются вербальные переменные, метод не требует специальной подготовки от руководителя.
6. Для принятия решения по управлению качеством образования разработаны методика и алгоритм, отличающиеся использованием метода вербального анализа решений, позволяющего выполнить классификацию многокритериальных альтернатив с учетом предпочтений руководителя. Диалог с руководителем ведется на содержательном языке оценок критериев, давая содержательную формулировку решающего правила.
7. На основе предложенных концептуальных моделей разработаны информационные системы для проведения мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых вузом.
Список литературы
- Gerald J. Balm. Evaluer et Ameliorer Ses Performance. Le Benchmarking. Afnor, 1994.
- Huang X.D., Ariki Y., Jack M.A. Hidden Markov Models for Speech Recognition. Edinburg University Press, 1990,275p.
- Jenifer Grant Haworth, Clifton F. Conrad. Emblems of Quality in Higher Education. Developing and Sustaining High-Quality Programs. Allan and Bacon, USA, 1997.
- John D.W. Morecroft, John D. Sterman. Modeling for Learning Organisations. Productivity Press, Portland, Oregon, 1994.
- Kabashkin, I., Michnev, В., Utehin, G. Using TQM and ISO 9000 Principles in Assuring Education Service Quality. Journal of Air Transportation World Wide, 1998, vol. 3, N 2, P. 70−77.
- Lootsma F.A. Scale sensitivity in the multiplicative AHP and SMART // J. Multi-Criteria Decision Analysis. 1993.V.2.
- Manning C.D., Scutze H. Foundations of Statistical Natural Language Processing. MIT Press, 1999, 680p.
- Parsaye K. A Characterization of Data Mining Technologies and Processes // The Journal of Data Warehousing. -1998.-№ 1.
- Rabiner L., Juang B.-H. Fundamentals of Speech Recognition. Prentice Hall, 1995, 507p.
- Robert C. Camp Benchmarking: The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance. ASQC Quality Press, 1989.
- Saaty T.L. Measuring the fuzziness of sets // Journal of Cybernenetics. 1974.-Vol.4.-P.53−61.
- Saaty T.L. The analytic hierarchy process what is it and how it is used // Mathematical Modelling. — 1987. — Vol. 9, N 3−5. — P. 161−176.
- Simon H.A. The New Science of Management Decision. N.Y. Harper and Row Publishers, 1960.
- Xei X.L., Beni G.A. Validity Measure for Fuzzy Clustering // IEEE Trans, on Pattern Anal, and Machine Intell. 3 (8). -1991. P. 841 — 846.
- A. Terner, I. DeToro. Total Quality Management. Three Steps to Continuous Improvement. Addition-Wesley Publishing Company, Inc. 1992.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. M.: АДЕПТ, 1998. -250 с.
- Аванесов B.C. Математические модели педагогического измерения. -М.: Б.и., 1994.- 26 с.
- Аванесов B.C., Володин Б. В. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы. М.: НИИ ВШ, 1978. — Вып. 19.-48 с.
- Аврамчук Е.Ф., Вавилов А. А., Емельянов С. В. Технология системного моделирования М.: Машиностроение- Берлин: Техник, 1988. -520 с.
- Берестнева О.Г., Марухина О. В. Компьютерная система принятия решений по результатам экспертного оценивания в задачах оценки качества обюразования // Educational Technology & Society. 2002. — № 5.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: «Высшая школа», 1989. — 125 с.
- Волчихин В.И., Прошкина Е. Н. Задача нечеткой кластеризации данных мониторинга деятельности преподавателей // Известия вузов. Поволжский регион. Технические науки. 2007. — № 1. — С.61−65.
- Глова В.И., Аникин И. В., Аджели М. А. Мягкие вычисления (soft computing) и их приложения. Казань, 2000. — 230 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. Пособие для втузов. М.: «Высшая школа», 1977. — 320 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2001 Системы менеджмента качества. Требования.
- ГОСТ Р ИСО 9004 2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
- Гранкин Ю. Ю. Тестовые технологии в системе оценки знаний // Материалы 5-й научно-методической конференции «Инновационные методы и средства оценки качества образования» Москва, 2007. — С. 23−43.
- Гутник Г. В. Мониторинг в контексте информатизации образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 4. — С.25.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие / И. Ф. Девятко М.: «Университет», 2002. — 250 с.
- Дэвид Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978. 144с.
- Ефремова Н.Ф., Звонников В. И., Челышкова М. Б. Педагогические измерения в системе образования // Педагогика 2006. — № 2. — С. 14−22.
- Заде JI. Нечеткая логика / Копия перевода ГПНТБ. N 190 786. -М., 12.9.89. — Юс. — Пер. ст. Zadeh L. из журнала: Computer. — 1988. — Vol.21, N4.-P.83−93.
- Звонников В.И. Измерения и качество образования: монография / В. И. Звонников. М.: Логос, 2006. 312с.
- Зеленцов Б. Студенты о преподавателе // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 44−47.
- Ишикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 150 с.
- Калмыков А.А., Сапожников П. Н., Пьянков С. В. Расчет рейтинга преподавателя на основе рейтинга обучаемых // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр. / Мордовский университет. Саранск, 1994. — С. 205−209.
- Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия — Телеком, 2000. — 230 с.
- Кини Р. Функции полезности многомерных альтернатив // Вопросы анализа и процедуры принятия решений: Сб. статей / Пер. с англ.- Под ред. И. Ф. Шахнова. М., 1976. — С. 59−79.
- Клир Дж. Наука о системах: новое измерение науки. Системные исследования // Методологические проблемы. Ежегодник, 1983, — М.: Наука, 1983 -С.61−84.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М.: 2002.-28 с.
- Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. М.: Радио и связь, 1982.-432 с.
- Кругликов В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С.100−102.
- Кругликов В.И. Организация рейтингового контроля при определении уровня знаний студентов по учебной дисциплине. / Тюменский госуниверситет. Тюмень, 2002. — 42 с.
- Кузьмин В.Б., Овчинников С. В. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Наука, 1974. -С. 384−388.
- Лазаренко Г. П. Достоверность оценивания знаний при компьютерном тестировании // Программные продукты и системы, 2006. -№ 2.-С. 40−42.
- Ларичев О.И. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 2006.181с.
- Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. -М.: Наука, 1987.-250 с.
- Ларичев О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М.: Физматлит, 1996. — 340 с.
- Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 540 с.
- Липов В.А. Тестовые технологии как одно из средств оценки качества образования при создании систем контроля качества // Материалы 5-й научно-методической конференции «Инновационные методы и средства оценки качества образования» Москва, 2007. — 230с.
- Макарычев П.П., Прошкина Е. Н. Адекватность механизма оценивания результатов тестирования остаточных знаний // Новые информационные технологии и системы: Труды VII Междунар. научно-технич. конф. 4.2 Пенза, ПТУ, 2006. — С.245−247.
- Макарычев П.П., Прошкина Е. Н. Методика принятия решений по управлению качеством образования // Территория науки. 2007. — № 4(5). -С.523 — 529.
- Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE средства разработки информационных систем.-М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1992.-350 с.
- Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPWin. М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 2002. — 430 с.
- Маклаков С.В. Создание информационных систем с ALLFusion Modeling Suite. М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 2003. — 450 с.
- Марухина О.В., Берестнева О. Г. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество 2002.- № 4. — С.35−36
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: «Финансы и статистика», 1988.- 176 с.
- Мешалкин Л.Д. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977. — С. 215−219.
- Макарычев П.П., Прошкина Е. Н. Система мониторинга качества обучения // X Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» Пенза 2006: Сб. статей X Международ, научно-метод. конф. — Пенза, 2006. — С.279−282.
- Мещеряков В.А., Прошкина Е. Н. Анализ методов оценки качества образования // X Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» Пенза 2006: Сб. статей X Международ, научно-метод. конф. — Пенза, 2006. — С. 122−124.
- Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем. М.: Мир, 1990. — 208 с.
- Нейман Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000. — 169 с.
- Никитина Н.Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете // Университетское управление 2003. — № 4 — С. 62−70.
- Новаков И.А., Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Андросюк Е. Р., Кучеров В. Г., Садовников В. И. Рейтинг в вузе: научно-методические основы и практика: Учеб. Пособие / ВолгГТУ. Волгоград, 1999. — 102 с.
- Нуждин В.Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качества образования: Учеб. пособие/ Иван. гос. энерг. ун-т. Иваново, 2002. 88 с.
- Нуждин В.Н., Кадамцева Г. Г. Управление качеством: Метод, пособие/ Иван. гос. энерг. ун-т, Иваново. 2000. 165 с.
- Орлов А.И. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Наука, 1974. — С. 388−393.
- Пантилеенко В., Пантилеев В. Критерии оценки труда преподавателя / Ухтинский индустриальный институт // Вестник высшей школы. 1991.-№ 2.-С. 13−14.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш.шк., 1989. — 367 с.
- Петров В.Н. Информационные системы. СПб.: Питер, 2002.654с.
- Под редакцией Румянцевой З. П., Саломатина Н. А. «Менеджмент организации"// Учебное пособие. М., 1995. — 342 с.
- Полторак В.А. Маркетинговые исследования: Методы и технологии. Днепропетровск: Арт-Пресс, 1997. — 327 с.
- Попов Д.И. Способ оценки знаний в дистанционном обучении на основе нечетких отношений // Дистанционное образование 2000 — № 6. -С.34−41.
- Пржиялковский В. В. Сложный анализ данных большого объема: новые перспективы компьютеризации //СУБД. 1996. — № 4. — С. 71−83.
- Прошкина Е.Н. Мониторинг качества образования // Вычислительные системы и технологии обработки информации: Межвуз. сб. науч. тр. Пенза: Информационно-издательский центр ПТУ, 2006. — Вып. 5 (30).-С. 100−104.
- Прошкина Е.Н. Математическая модель оценки знаний студентов // XI Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» Пенза 2007: Сб. статей XI Международ, научно-метод. конф. — Пенза, 2007. — С.280−282.
- Прошкина Е.Н. Утилиты администрирования SQL Server: Тез. докл. научно-технич. конф. молодых специалистов «Системы обработки информации и управления». ОАО НПП «Рубин», 2006. — С.50−51.
- Прошкина Е.Н., Афонин А. Ю. Администрирование и анализ данных средствами SQL Server // Новые информационные технологии и системы: Труды VII Междунар. научно-технич. конф. 4.1 Пенза, ПТУ, 2006. — С.207−210.
- Прошкина Е.Н. Математическая модель оценки знаний студентов // Компьютерное моделирование естественнонаучных и социальных проблем: Сб. статей I Международ, научно-технич. конф. молодых специалистов, аспирантов и студентов Пенза, 2007. — С.89−91.
- Пфанцагль И. А. Теория измерений. М.: Мир, 1976. — 320 с.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ.-М.: Радио и связь, 1993.-315 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация ^ систем / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Савельев Б.А., Масленников А. С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. 84 с.
- Селезнева Н.А. Автоматизация проектирования систем управлениякачеством высшего образования / Дисс. на соиск. учен. степ, д.т.н. -Воронеж, 2002. 36 с.
- Скок Г. Б., Горелов Б. Б. Основное и вспомогательное: Как оценить труд преподавателя. //Вестник высшей школы. 1988. — № 6. — С. 38−43.
- Смирнов Э.А. «Основы теории организации» // ЮНИТИ, 1998.320 с.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995.-239 с.
- Соловьев В., Курдюмов Г., Кулагин А. В поисках критериев эффективности преподавательского труда // Высшее образование в России. -1997.-№ 1.-С. 72−76.
- Стахов А.П. Алгоритмическая теория измерения. М.: Знание, 1979.-64 с.
- Стивене С.С. Экспериментальная психология. Т.1. М.: ИЛ, 1960. С.5−78.
- СТУ 151.1.50.ХХ-2005 Рейтинговая оценка деятельности, преподавателей университета. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005.
- Субетто А.И. Основания социального менеджмента качества образования. Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 73 с.
- Субетто А.И. Основы системологии образования: Монография в 2-х 4.II. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -251с.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х кн. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.-88 с- 122 с- 171 с- 163 с.
- Субетто А.И. Квалиметрия. СПб.: Астерион, 2002. — 288 с.
- ЮЗ.Толстова Ю. Н. Социологические исследования. 1978. — N 3. — С. 178−184.
- Томас Конноли, Каролин Бегг Базы данных: Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 340 с.
- Тюрин Ю.Н., Литвак Б. Г., Орлов А. И., Сатаров Г. А., Шмерлинг Д. С. Анализ нечисловой информации.- М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», 1981. 80 с.
- Федотова Д.Э., Семенов Ю. Д., Чижик К.Н. CASE технологии: Практикум. — М.: Горячая линия — Телеком, 2003. — 160 с.
- Федюкин В.К. О качестве образования // Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования. Учеб.-метод.конф.: Тез. докл. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. С. 64−67.
- Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 185 с.
- Челышкова М.Б. Применение математических моделей для разработки педагогических тестов. — Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр, 1995. 48 с.
- Ш. Штовба С. Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику. М.: Высшая школа, 1997. — 450 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. — 350с.