Теоретико-методические основы формирования и укомплектования органов государственной службы в странах с переходной экономикой
Отсутствие во многих странах целостной и эффективной системы управления государственной службой, системы управления бюджетными расходами приводит к росту расходов на государственное управление, сказывается на социально-экономическом развитии стран. Рационализация расходов на государственное управление предполагает поиск путей снижения затрат на государственные структуры и инфраструктуру… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Государственная служба как социально-экономическая система и объект управления
- 1. 1. Сущность управления и особенности реализации его функций в государственной службе
- 1. 2. Функции института государственной службы
- 1. 3. Особенности управления персоналом государственной службы
- 1. 4. Выбор модели мотивации персонала государственной службы
- Глава 2. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в арабских странах
- 2. 1. Концепция кадровой политики государства
- 2. 2. Теоретические основы управления персоналом государственной службы в арабских странах
- 2. 3. Принципы отбора персонала для работы в системе государственной службы в арабских странах
- Глава 3. Управление расходами на государственное управление
- 3. 1. Сущность расходов на государственное управление
- 3. 2. Пути рационализации расходов на государственное управление
- 3. 3. Направления рационализации расходов на государственное управление в Йемене
Теоретико-методические основы формирования и укомплектования органов государственной службы в странах с переходной экономикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В настоящее время во многих странах проводятся реформы государственного управления, имеющие целью повышение конкурентоспособности национальных экономик. Большая роль в успешном проведении административных реформ принадлежит государственным служащим. Поэтому возникают сложные проблемы, связанные с обеспечением эффективной деятельности государственной службы.
Анализ научной и учебной литературы приводит к выводу о том, что в теории и практике современного менеджмента еще недостаточно отражены вопросы управления государственной службой, особенности реализации функций менеджмента в этой сложной социально-экономической системе.
Необходимость совершенствования управления государственной службой в странах, проводящих экономические преобразования по формированию эффективной рыночной экономики, обусловлена тем, что именно государственная служба готовит материалы и реализует важнейшие экономические функции государства. Кроме экономических функций институт государственной службы выполняет социальные задачи, способствуя реализации социальной политики.
Следует отметить, что отдельные аспекты функционирования государственной службы нашли отражение в национальном законодательстве различных стран. Юридическое направление в создании и функционировании государственной службы гораздо больше освещено в литературе, чем проблемы реализации функций менеджмента в системе государственной службы.
Отсутствие во многих странах целостной и эффективной системы управления государственной службой, системы управления бюджетными расходами приводит к росту расходов на государственное управление, сказывается на социально-экономическом развитии стран. Рационализация расходов на государственное управление предполагает поиск путей снижения затрат на государственные структуры и инфраструктуру, обслуживающую государственные учреждения.
Выше изложенное свидетельствует об актуальности проблемы исследования государственной службы как социально-экономической системы и объекта управления. Не менее актуальна и проблема поиска путей рационализации расходов на государственное управление.
Изученность проблемы. Проблемам государственного управления посвящены многие исследования российских ученых, ученых арабских и других стран. Вместе с тем поиск путей повышения эффективности государственного управления продолжается. Не получили достаточного отражения в литературе и не нашли практического решения особенности реализации функций управления применительно к такому объекту как государственная служба.
В России различным аспектам государственного управления посвящены исследования Ю. А. Алексеева, A.M. Бабича, А. Л. Гапоненко, В. А. Жукова, В. Ф. Уколова, С. Е. Хорзова. Различные аспекты финансового контроля в государственной сфере нашли отражение в работах А. Г. Андреева, В. Н. Лексина, A.M. Година, Н. С. Максимова, И. В. Подгориной и др.
Вопросам повышения эффективности расходования средств на государственное управление посвящены работы западных ученых Э. Гринолла, А. Дайле, А. Лоутона и др.- арабских ученых Абдаллы Калямы, Сулеймана Ат.- Тамауна. Д., Д. Махмуда Мухаммеда Хафусв и др.
Однако анализ этих и других научных работ показывает, что основное внимание в них уделено юридическим аспектам функционирования государственной службы. Вопросы собственно управления государственной службой нуждаются в проведении дальнейших теоретических исследований и практических разработок.
Цель исследования. Целью диссертационного исследования является разработка механизма отбора специалистов и укомплектование органов государственной службы в странах, осуществляющих рыночные преобразования в экономике и административные реформы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• изучить государственную службу как социально-экономическую систему и объект управления;
• провести сравнительный анализ положений классической и арабской школы менеджмента в области административного управления и сформулировать особенности реализации функций управления в органах государственной службы в странах с переходной экономикой;
• обосновать выбор модели мотивации персонала государственной службы в Йемене;
• предложить методику отбора персонала для работы в системе государственной службы в арабских странах;
• разработать рекомендации по рационализации расходов на государственное управление.
Объектом исследования являются органы государственной службы арабских стран, осуществляющих рыночные реформы.
Предметом исследования выступают экономические и управленческие отношения в деятельности органов государственной службы стран с переходной экономикой.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные труды российских, арабских и ученых других стран по проблемам научного менеджмента, вопросам государственного управления, решения органов исполнительной и законодательной власти.
России и арабских стран в области административных реформ, рационализации расходов на государственное управление.
В диссертации применялись системный анализ и методы экономико-статистического анализа.
Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:
• сформулированы научные положения, уточняющие сущность государственной службы как социально-экономической системы и объекта управления и доказано, что звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, территориальному размещению сотрудников;
• разработана концепция управления персоналом государственной службы Йемена и других арабских стран, которая базируется на комплексном использовании научных положений теории общего управления, контрактной и организационной теорий;
• доказано, что механизм управления человеческими ресурсами в государственной службе Йемена должен быть направлен на поиск и удержание людей, способных добиваться поставленных целей и учитывать жизненный цикл государственного служащего с момента отбора до окончания службы;
• выдвинута и подтверждена в процессе исследования гипотеза о том, что государственные должности в Йемене должны предоставляться исключительно лицам, имеющим его гражданство, что имеет значение для обеспечения безопасности страны;
• разработана методика системного анализа эффективности деятельности государственной службы, в которой выделена совокупность подсистем и их элементов, ориентированных на достижение целей экономической и социальной политики государства в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.
• предложены пути рационализации расходов на государственное управление в Йемене: создание независимой служебной системыпересмотр законов и процедур, связанных с гражданской службойуточнение классификации должностей государственных служащихустановление минимума и максимума цены государственной должности.
Отмеченные результаты соответствуют п. 1.7. Организация как объект управления Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управления народным хозяйством (Теория управления экономическими системами).
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления государственной службой как социально-экономической системой. Его результаты могут быть использованы в деятельности государственных, региональных и муниципальных органов управления в Йемене и в России.
Теоретические положения работы могут быть использованы при преподавании курса «государственное и муниципальное управление».
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора в Посольстве Йемена, обсуждены на кафедре общего менеджмента и статистики фирм Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в монографии и трех научных статьях, общим объемом 6,0 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и включает 5 приложений и список использованной литературы из 112 позиций.
Заключение
.
В проведенном исследовании рассмотрены особенности реализации функций менеджмента в государственной службе. Для этого был сделан экскурс в теорию и практику менеджмента. Сделан вывод, что управление государственной службой целесообразно на положениях теории рациональной бюрократии М. Вебера. Это обусловлено тем, что применение в управлении государственной службой положений теории рациональной бюрократии способствует четкой и эффективной работе правительственных учреждений.
Государственные служащие имеют определенный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежное содержание и ответственность за исполнение своих обязанностей.
По — мнению автора, для повышения эффективности управления персоналом государственной службы целесообразно проводить учебные семинары, посвященные вопросам этики поведения.
Во многих странах накоплен опыт управления высшим административным персоналом, который целесообразно внимательно изучать. В частности, интересны опыт работы Отдела по развитию высших чиновников в Голландии, модель управления государственной службой в США, во Франции. Заслуживают внимания методы отбора на государственную службу в арабских странах. Поэтому все наиболее ценное использовать при разработке и реализации стратегии административных реформ в различных странах, направленных на повышение конкурентоспособности национальных экономик.
В диссертации уточнено понятие системы управления применительно к государственной службе. Система государственной службой управления характеризуется составом и структурой функций управления, звеньев и их распределением по ступеням иерархии информационным обеспечением, квалификационными требованиями, использованием технических средств, равномерностью нагрузки.
По мнению автора, основным критерия оценки эффективности управления государственной службой является степень удовлетворения требований потребителей к соответствующей исходящей документации что определяется знаниями, умениями, профессионализмом государственных служащих.
В организации работы государственной службы целесообразно исходить из положений теории рациональной бюрократии М. Вебера.
При организации отбора на государственную службу особое внимание целесообразно уделить принципу профессионализма и компетентности. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих означает, что государственную службу как деятельность следует считать высококвалифицированной профессией.
Кадровая политика арабских стран применительно к управлению в государственной службой должна базироваться на положениях системного, межличностного и ситуационного подходов научных разработках арабских ученых в области теории административного управления. Целесообразно сочетание положений теории общего государственного управления, контрактной теории и организационной теории в принятии административных решений в области управления персоналом государственной службы.
По мнению диссертанта, прохождение государственной службы должно начинаться с должностей более низкого ранга, и служащие могут продвигаться вверх по служебной лестнице, имея большой практический опыт и стабильность своего положения. Такой принцип реализуется в Йемене и может быть рекомендован другим странам.
Законное положение государственного служащего в Йемене должно иметь два аспекта:
1. Оно должно быть направлено на заботу о постоянных служащих.
2. Необходима забота и о временных служащих.
Понятие государственного служащего в Йемене не имеет завершенного определения и нуждается в уточнении. Необходимо уточнить вид служб и организовать их согласно точному и научному плану, который учитывал бы требования времени, позволял бы находить правильный выбор служащих и разумные методы для выполнения функций.
Соответствующие полномочия, власть и ответственность должны быть такими, чтобы можно было бы избегать двойственности служб и противоречий в ходе их работы на различных постах.
Необходимо увеличить долю административной децентрализации в соответствии с характером работы и определить ответственность.
Выбор и назначение служащих во все органы государства должен быть прерогативой Министерства гражданской службы и административной реформы.
Условия каждой службы должны быть определены в соответствии с ее задачей и ответственностью.
Диссертант считает, что рационализации расходов на государственное управление предполагает ориентацию финансирования на достижение конкретных результатов управления и придание финансовым механизмам ведущей роли в реформировании государственного аппарата. При этом контроль не является самоцелью, а представляет собой систему регулирования общественных отношенбий, вскрывает отклонения от определенных стандартов, причины нерационального расходования государственных средств.
Эффективность работы государственной службы должна оцениваться с учетом достигнутых макроэкономических показателей эффективности экономики той или иной страны.
Список литературы
- Абдалла Каляма. Лекция, прочитанная студентам Национального института административных наук. 199 495 уч. год.
- Абду Аль Фаттах. Государственное управление, 1994.
- Акла Мухаммед Аль- Мубейидин. Обучение управлению., 2001.
- Аллле М. Условия эффективности в экономике. Пер. с франц., М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», 1998.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ./ Под ред. Евсиенко.- М.: Экономика, 1989.
- Атаманчук Г. В. Концептуальные основы государственной службы и кадровой политики, РАГС, 1997.
- Атеф Мухаммед Обейд. Заметки по теориям организации.- Каир, 1988
- Балабан В.А. Результативность управленческого труда и методы ее оценки Владивосток, 1997.
- Ю.Балацкий Е. В. Управление государственным сектором экономики и бюджетное прогнозирование// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика.2000.№ 1
- Белолипецкий В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России// Финансы, 1998. № 4.
- Богданов A.A. Тектология, Всеобщая организационная наука М.: Наука, 1988.
- Болыдов A.B. Менеджмент: теория и практика.- Казань, 1997.
- Бурцев В. В Государственный контроль эффективности систем управления организацией //Менеджмент в России и за рубежом.2000.№ 5
- Бурцев В. В Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом. 1999.№ 5.
- Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. КЯ 1
- Бурцев В.В. Концептуальный подход к процедурам государственного финансового контроля // Менеджмент в России и за рубежом.2000.№ 2
- Бурцев В.В. Система государственного контроля// Финансы. 2000.№ 9
- В. Лобанов. Управление административным персоналом (опыт Голландии, США). //Проблемы теории и практики управления. 2000.№ 2
- Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность М.: Институт экономики РАН, 1998.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
- Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации. Автореферат диссертации канд. юр. Наук.- М., 1993. Н
- Годин A.M., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала М., 1996. Ч. 1, 2
- Гришковец A.A. Проблемы государственной службы в системе исполнительной власти // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития (отв. Ред. Бачило И. Л).- М.: ЮРИСТЪ, 1998.
- Громова О.Н. Стратегическое управление персоналом организации -М., 1997.
- Д. Мухаммед Махмуд и Д. Усама Мухаммед. Определение служб.-Аан, 1992.
- Д. Сулейман аль Тамави, Альфикр аль Араби. Наука об управлении.- Каир, 1980.
- Друкер П. Управление: цели, обязанности и практические методы, 1973
- Искович Б.Ф. Некоторые аспекты финансового контроля бюджета получателей// Финансы.2001.№ 9
- Клобова Г. А. Государственная служба в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, УФА, 2003.
- Коланда В.М. Принципы профессионализма и компетентности в государственной службе Российской Федерации Автореферат диссертации канд. юр. наук.- М., 1997.
- Комаровский B.C. Реформирование государственной службы России: выбор пути и методов М.: Изд-во РАГС, 1997.
- Корицкий Э.Б., Нинциева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент: российская история.- СПб: Изд-во «Питер», 1999.
- Короткое Э.М. Исследование систем управления М.: Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА», 2003.
- Кочергин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.
- Лобанов В. Управление высшим административным персоналом (Опыт Голландии и США) //Проблемы теории и практики управления. 2000.№ 2
- Махлирд Хафуз. Административная юриспруденция.- Каир, 1988
- Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона: Учебное пособие / Под общей ред. А. П. Панкрухина.-Улан-Удэ, 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992.
- Методологические положения по статистике.- М.: Госкомстат России. Вып. 4, 2003.
- Мильнер Б.З. Теория организации М.: ИНФРА-М, 2002
- Мухаммед Абд Аль Азиз Аджамийя Субхи, Идрис Курейс, Мидхат Мухаммед Аль-Аккал. Введение в планирование и развитие.-Бейрут, 1983.
- Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону «об Основах государственной службы Российской Федерации») — М., 1999
- Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин.- М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Основы рыночной экономики. Учебное пособие/Под ред. Л. В. Акимовой.- М. Компания Спутник +, 2003.
- Проблемы повышения эффективности управления/Общ. Ред. C.B. Мельников, Ю. Н. Барышников, Н. В. Молчанова, A.A. Новикова, JI.A. Салтанова.- М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Пудич B.C. Системное развитие менеджмента как науки.- М.: ТЕИС, 2001.
- Российский статистический ежегодник. 2004- Стат. Сб./Росстат.-М., 2004с51. Россия в цифрах. 2004
- Сабит Абд Ар-Рахман Идрис, Гамаль Ад-Дин Мухаммед Аль-Мурсий. Стратегическое управление (понятие и практические модели) — Каир, 2003.
- Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.
- Современное управление: Энциклопедический справочник/Под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера. Том первый и второй, М.: Изхдатентр, 1995.
- Соловьев B.C. Теория управления социальными системами. Учебное пособие: ИНФРА М, 2002.
- Соловьев B.C. Теория управления социальными системами. Учебное пособие.- Владивосток, ВГУЭИС, 1998.
- Соменков А. Д. Парламентский контроль за исполнением государственного бюджета.- Элиста. АПП «Джангар», 1998.5 8. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства М.: Наука, 2000.
- Социальный менеджмент. Учебник /Под ред. с.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ, 1998.
- Сулейман Ат-Тамаун Краткое изложение административного законодательства сравнительное исследование. — Каир.: Изд. «Аль-фикр аль -араби, 1975
- Талина Г. С чего начинается государственная служба // Государственная служба. 1999.№ 3
- Теория организации. Учебник / Под ред. Алиева В.Г.-М.: Луч, 1999.
- Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 1998.
- Управление персоналом. Регламентация труда: Учебное пособие / А. Я. Кибанов Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
- Финансы: Учебник /Под ред. д.э.н., проф. Л. Товченко.- М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К.», 2004.
- Фролов С.С. Социология организаций М.: Гардарика, 2001.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.- М.: Дом педагогики, 2000.
- Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации М.: Финансы и статистика, 1999.
- Экономика труда (социально-трудовые отношения): Учебник./ Под ред. H.A. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
- Экономическая энциклопедия./ Под ред. Л. И. Абалкина.- М.: Экономика1999
- Энциклопедический социологический словарь /Под общ. Ред. академика РАН Осипова Г. В., 1005.
- Эффективность государственной власти и управления в современной России.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1998.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика ML: ГУВШЭ, 2000.74.http:// www.pogar.org arabic|countries| finaces/ asp/ 2 top75. http:// www. sabanews/ netjview/ php? scope= 30a5a35 &id