Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-методические основы формирования и укомплектования органов государственной службы в странах с переходной экономикой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие во многих странах целостной и эффективной системы управления государственной службой, системы управления бюджетными расходами приводит к росту расходов на государственное управление, сказывается на социально-экономическом развитии стран. Рационализация расходов на государственное управление предполагает поиск путей снижения затрат на государственные структуры и инфраструктуру… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственная служба как социально-экономическая система и объект управления
    • 1. 1. Сущность управления и особенности реализации его функций в государственной службе
    • 1. 2. Функции института государственной службы
    • 1. 3. Особенности управления персоналом государственной службы
    • 1. 4. Выбор модели мотивации персонала государственной службы
  • Глава 2. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в арабских странах
    • 2. 1. Концепция кадровой политики государства
    • 2. 2. Теоретические основы управления персоналом государственной службы в арабских странах
    • 2. 3. Принципы отбора персонала для работы в системе государственной службы в арабских странах
  • Глава 3. Управление расходами на государственное управление
    • 3. 1. Сущность расходов на государственное управление
    • 3. 2. Пути рационализации расходов на государственное управление
    • 3. 3. Направления рационализации расходов на государственное управление в Йемене

Теоретико-методические основы формирования и укомплектования органов государственной службы в странах с переходной экономикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время во многих странах проводятся реформы государственного управления, имеющие целью повышение конкурентоспособности национальных экономик. Большая роль в успешном проведении административных реформ принадлежит государственным служащим. Поэтому возникают сложные проблемы, связанные с обеспечением эффективной деятельности государственной службы.

Анализ научной и учебной литературы приводит к выводу о том, что в теории и практике современного менеджмента еще недостаточно отражены вопросы управления государственной службой, особенности реализации функций менеджмента в этой сложной социально-экономической системе.

Необходимость совершенствования управления государственной службой в странах, проводящих экономические преобразования по формированию эффективной рыночной экономики, обусловлена тем, что именно государственная служба готовит материалы и реализует важнейшие экономические функции государства. Кроме экономических функций институт государственной службы выполняет социальные задачи, способствуя реализации социальной политики.

Следует отметить, что отдельные аспекты функционирования государственной службы нашли отражение в национальном законодательстве различных стран. Юридическое направление в создании и функционировании государственной службы гораздо больше освещено в литературе, чем проблемы реализации функций менеджмента в системе государственной службы.

Отсутствие во многих странах целостной и эффективной системы управления государственной службой, системы управления бюджетными расходами приводит к росту расходов на государственное управление, сказывается на социально-экономическом развитии стран. Рационализация расходов на государственное управление предполагает поиск путей снижения затрат на государственные структуры и инфраструктуру, обслуживающую государственные учреждения.

Выше изложенное свидетельствует об актуальности проблемы исследования государственной службы как социально-экономической системы и объекта управления. Не менее актуальна и проблема поиска путей рационализации расходов на государственное управление.

Изученность проблемы. Проблемам государственного управления посвящены многие исследования российских ученых, ученых арабских и других стран. Вместе с тем поиск путей повышения эффективности государственного управления продолжается. Не получили достаточного отражения в литературе и не нашли практического решения особенности реализации функций управления применительно к такому объекту как государственная служба.

В России различным аспектам государственного управления посвящены исследования Ю. А. Алексеева, A.M. Бабича, А. Л. Гапоненко, В. А. Жукова, В. Ф. Уколова, С. Е. Хорзова. Различные аспекты финансового контроля в государственной сфере нашли отражение в работах А. Г. Андреева, В. Н. Лексина, A.M. Година, Н. С. Максимова, И. В. Подгориной и др.

Вопросам повышения эффективности расходования средств на государственное управление посвящены работы западных ученых Э. Гринолла, А. Дайле, А. Лоутона и др.- арабских ученых Абдаллы Калямы, Сулеймана Ат.- Тамауна. Д., Д. Махмуда Мухаммеда Хафусв и др.

Однако анализ этих и других научных работ показывает, что основное внимание в них уделено юридическим аспектам функционирования государственной службы. Вопросы собственно управления государственной службой нуждаются в проведении дальнейших теоретических исследований и практических разработок.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является разработка механизма отбора специалистов и укомплектование органов государственной службы в странах, осуществляющих рыночные преобразования в экономике и административные реформы.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

• изучить государственную службу как социально-экономическую систему и объект управления;

• провести сравнительный анализ положений классической и арабской школы менеджмента в области административного управления и сформулировать особенности реализации функций управления в органах государственной службы в странах с переходной экономикой;

• обосновать выбор модели мотивации персонала государственной службы в Йемене;

• предложить методику отбора персонала для работы в системе государственной службы в арабских странах;

• разработать рекомендации по рационализации расходов на государственное управление.

Объектом исследования являются органы государственной службы арабских стран, осуществляющих рыночные реформы.

Предметом исследования выступают экономические и управленческие отношения в деятельности органов государственной службы стран с переходной экономикой.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные труды российских, арабских и ученых других стран по проблемам научного менеджмента, вопросам государственного управления, решения органов исполнительной и законодательной власти.

России и арабских стран в области административных реформ, рационализации расходов на государственное управление.

В диссертации применялись системный анализ и методы экономико-статистического анализа.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

• сформулированы научные положения, уточняющие сущность государственной службы как социально-экономической системы и объекта управления и доказано, что звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, территориальному размещению сотрудников;

• разработана концепция управления персоналом государственной службы Йемена и других арабских стран, которая базируется на комплексном использовании научных положений теории общего управления, контрактной и организационной теорий;

• доказано, что механизм управления человеческими ресурсами в государственной службе Йемена должен быть направлен на поиск и удержание людей, способных добиваться поставленных целей и учитывать жизненный цикл государственного служащего с момента отбора до окончания службы;

• выдвинута и подтверждена в процессе исследования гипотеза о том, что государственные должности в Йемене должны предоставляться исключительно лицам, имеющим его гражданство, что имеет значение для обеспечения безопасности страны;

• разработана методика системного анализа эффективности деятельности государственной службы, в которой выделена совокупность подсистем и их элементов, ориентированных на достижение целей экономической и социальной политики государства в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

• предложены пути рационализации расходов на государственное управление в Йемене: создание независимой служебной системыпересмотр законов и процедур, связанных с гражданской службойуточнение классификации должностей государственных служащихустановление минимума и максимума цены государственной должности.

Отмеченные результаты соответствуют п. 1.7. Организация как объект управления Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управления народным хозяйством (Теория управления экономическими системами).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления государственной службой как социально-экономической системой. Его результаты могут быть использованы в деятельности государственных, региональных и муниципальных органов управления в Йемене и в России.

Теоретические положения работы могут быть использованы при преподавании курса «государственное и муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора в Посольстве Йемена, обсуждены на кафедре общего менеджмента и статистики фирм Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в монографии и трех научных статьях, общим объемом 6,0 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и включает 5 приложений и список использованной литературы из 112 позиций.

Заключение

.

В проведенном исследовании рассмотрены особенности реализации функций менеджмента в государственной службе. Для этого был сделан экскурс в теорию и практику менеджмента. Сделан вывод, что управление государственной службой целесообразно на положениях теории рациональной бюрократии М. Вебера. Это обусловлено тем, что применение в управлении государственной службой положений теории рациональной бюрократии способствует четкой и эффективной работе правительственных учреждений.

Государственные служащие имеют определенный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежное содержание и ответственность за исполнение своих обязанностей.

По — мнению автора, для повышения эффективности управления персоналом государственной службы целесообразно проводить учебные семинары, посвященные вопросам этики поведения.

Во многих странах накоплен опыт управления высшим административным персоналом, который целесообразно внимательно изучать. В частности, интересны опыт работы Отдела по развитию высших чиновников в Голландии, модель управления государственной службой в США, во Франции. Заслуживают внимания методы отбора на государственную службу в арабских странах. Поэтому все наиболее ценное использовать при разработке и реализации стратегии административных реформ в различных странах, направленных на повышение конкурентоспособности национальных экономик.

В диссертации уточнено понятие системы управления применительно к государственной службе. Система государственной службой управления характеризуется составом и структурой функций управления, звеньев и их распределением по ступеням иерархии информационным обеспечением, квалификационными требованиями, использованием технических средств, равномерностью нагрузки.

По мнению автора, основным критерия оценки эффективности управления государственной службой является степень удовлетворения требований потребителей к соответствующей исходящей документации что определяется знаниями, умениями, профессионализмом государственных служащих.

В организации работы государственной службы целесообразно исходить из положений теории рациональной бюрократии М. Вебера.

При организации отбора на государственную службу особое внимание целесообразно уделить принципу профессионализма и компетентности. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих означает, что государственную службу как деятельность следует считать высококвалифицированной профессией.

Кадровая политика арабских стран применительно к управлению в государственной службой должна базироваться на положениях системного, межличностного и ситуационного подходов научных разработках арабских ученых в области теории административного управления. Целесообразно сочетание положений теории общего государственного управления, контрактной теории и организационной теории в принятии административных решений в области управления персоналом государственной службы.

По мнению диссертанта, прохождение государственной службы должно начинаться с должностей более низкого ранга, и служащие могут продвигаться вверх по служебной лестнице, имея большой практический опыт и стабильность своего положения. Такой принцип реализуется в Йемене и может быть рекомендован другим странам.

Законное положение государственного служащего в Йемене должно иметь два аспекта:

1. Оно должно быть направлено на заботу о постоянных служащих.

2. Необходима забота и о временных служащих.

Понятие государственного служащего в Йемене не имеет завершенного определения и нуждается в уточнении. Необходимо уточнить вид служб и организовать их согласно точному и научному плану, который учитывал бы требования времени, позволял бы находить правильный выбор служащих и разумные методы для выполнения функций.

Соответствующие полномочия, власть и ответственность должны быть такими, чтобы можно было бы избегать двойственности служб и противоречий в ходе их работы на различных постах.

Необходимо увеличить долю административной децентрализации в соответствии с характером работы и определить ответственность.

Выбор и назначение служащих во все органы государства должен быть прерогативой Министерства гражданской службы и административной реформы.

Условия каждой службы должны быть определены в соответствии с ее задачей и ответственностью.

Диссертант считает, что рационализации расходов на государственное управление предполагает ориентацию финансирования на достижение конкретных результатов управления и придание финансовым механизмам ведущей роли в реформировании государственного аппарата. При этом контроль не является самоцелью, а представляет собой систему регулирования общественных отношенбий, вскрывает отклонения от определенных стандартов, причины нерационального расходования государственных средств.

Эффективность работы государственной службы должна оцениваться с учетом достигнутых макроэкономических показателей эффективности экономики той или иной страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдалла Каляма. Лекция, прочитанная студентам Национального института административных наук. 199 495 уч. год.
  2. Абду Аль Фаттах. Государственное управление, 1994.
  3. Акла Мухаммед Аль- Мубейидин. Обучение управлению., 2001.
  4. М. Условия эффективности в экономике. Пер. с франц., М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», 1998.
  5. И. Стратегическое управление. Пер. с англ./ Под ред. Евсиенко.- М.: Экономика, 1989.
  6. Г. В. Концептуальные основы государственной службы и кадровой политики, РАГС, 1997.
  7. Атеф Мухаммед Обейд. Заметки по теориям организации.- Каир, 1988
  8. В.А. Результативность управленческого труда и методы ее оценки Владивосток, 1997.
  9. Ю.Балацкий Е. В. Управление государственным сектором экономики и бюджетное прогнозирование// Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика.2000.№ 1
  10. В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России// Финансы, 1998. № 4.
  11. A.A. Тектология, Всеобщая организационная наука М.: Наука, 1988.
  12. A.B. Менеджмент: теория и практика.- Казань, 1997.
  13. Бурцев В. В Государственный контроль эффективности систем управления организацией //Менеджмент в России и за рубежом.2000.№ 5
  14. Бурцев В. В Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом. 1999.№ 5.
  15. В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. КЯ 1
  16. В.В. Концептуальный подход к процедурам государственного финансового контроля // Менеджмент в России и за рубежом.2000.№ 2
  17. В.В. Система государственного контроля// Финансы. 2000.№ 9
  18. В. Лобанов. Управление административным персоналом (опыт Голландии, США). //Проблемы теории и практики управления. 2000.№ 2
  19. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность М.: Институт экономики РАН, 1998.
  20. В.Р. Стратегическое управление: Учебник М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  21. В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации. Автореферат диссертации канд. юр. Наук.- М., 1993. Н
  22. A.M., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  23. В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала М., 1996. Ч. 1, 2
  24. A.A. Проблемы государственной службы в системе исполнительной власти // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития (отв. Ред. Бачило И. Л).- М.: ЮРИСТЪ, 1998.
  25. О.Н. Стратегическое управление персоналом организации -М., 1997.
  26. Д. Мухаммед Махмуд и Д. Усама Мухаммед. Определение служб.-Аан, 1992.
  27. Д. Сулейман аль Тамави, Альфикр аль Араби. Наука об управлении.- Каир, 1980.
  28. П. Управление: цели, обязанности и практические методы, 1973
  29. .Ф. Некоторые аспекты финансового контроля бюджета получателей// Финансы.2001.№ 9
  30. Г. А. Государственная служба в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, УФА, 2003.
  31. В.М. Принципы профессионализма и компетентности в государственной службе Российской Федерации Автореферат диссертации канд. юр. наук.- М., 1997.
  32. B.C. Реформирование государственной службы России: выбор пути и методов М.: Изд-во РАГС, 1997.
  33. Э.Б., Нинциева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент: российская история.- СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  34. Э.М. Исследование систем управления М.: Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА», 2003.
  35. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.
  36. В. Управление высшим административным персоналом (Опыт Голландии и США) //Проблемы теории и практики управления. 2000.№ 2
  37. Махлирд Хафуз. Административная юриспруденция.- Каир, 1988
  38. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона: Учебное пособие / Под общей ред. А. П. Панкрухина.-Улан-Удэ, 2001.
  39. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992.
  40. Методологические положения по статистике.- М.: Госкомстат России. Вып. 4, 2003.
  41. .З. Теория организации М.: ИНФРА-М, 2002
  42. Мухаммед Абд Аль Азиз Аджамийя Субхи, Идрис Курейс, Мидхат Мухаммед Аль-Аккал. Введение в планирование и развитие.-Бейрут, 1983.
  43. Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону «об Основах государственной службы Российской Федерации») — М., 1999
  44. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин.- М.: Изд-во РАГС, 2000.
  45. Основы рыночной экономики. Учебное пособие/Под ред. Л. В. Акимовой.- М. Компания Спутник +, 2003.
  46. Проблемы повышения эффективности управления/Общ. Ред. C.B. Мельников, Ю. Н. Барышников, Н. В. Молчанова, A.A. Новикова, JI.A. Салтанова.- М.: Изд-во РАГС, 2000.
  47. B.C. Системное развитие менеджмента как науки.- М.: ТЕИС, 2001.
  48. Российский статистический ежегодник. 2004- Стат. Сб./Росстат.-М., 2004с51. Россия в цифрах. 2004
  49. Сабит Абд Ар-Рахман Идрис, Гамаль Ад-Дин Мухаммед Аль-Мурсий. Стратегическое управление (понятие и практические модели) — Каир, 2003.
  50. Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.
  51. Современное управление: Энциклопедический справочник/Под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера. Том первый и второй, М.: Изхдатентр, 1995.
  52. B.C. Теория управления социальными системами. Учебное пособие: ИНФРА М, 2002.
  53. B.C. Теория управления социальными системами. Учебное пособие.- Владивосток, ВГУЭИС, 1998.
  54. А. Д. Парламентский контроль за исполнением государственного бюджета.- Элиста. АПП «Джангар», 1998.5 8. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства М.: Наука, 2000.
  55. Социальный менеджмент. Учебник /Под ред. с.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ, 1998.
  56. Сулейман Ат-Тамаун Краткое изложение административного законодательства сравнительное исследование. — Каир.: Изд. «Аль-фикр аль -араби, 1975
  57. Г. С чего начинается государственная служба // Государственная служба. 1999.№ 3
  58. Теория организации. Учебник / Под ред. Алиева В.Г.-М.: Луч, 1999.
  59. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  60. Управление персоналом. Регламентация труда: Учебное пособие / А. Я. Кибанов Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
  61. Финансы: Учебник /Под ред. д.э.н., проф. Л. Товченко.- М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К.», 2004.
  62. С.С. Социология организаций М.: Гардарика, 2001.
  63. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.- М.: Дом педагогики, 2000.
  64. С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации М.: Финансы и статистика, 1999.
  65. Экономика труда (социально-трудовые отношения): Учебник./ Под ред. H.A. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  66. Экономическая энциклопедия./ Под ред. Л. И. Абалкина.- М.: Экономика1999
  67. Энциклопедический социологический словарь /Под общ. Ред. академика РАН Осипова Г. В., 1005.
  68. Эффективность государственной власти и управления в современной России.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1998.
  69. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика ML: ГУВШЭ, 2000.74.http:// www.pogar.org arabic|countries| finaces/ asp/ 2 top75. http:// www. sabanews/ netjview/ php? scope= 30a5a35 &id
Заполнить форму текущей работой