Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование деятельсности ТНК в развивающихся странах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с тем, что на смену филиалам ТНК, находящимся в полной иностранной собственности, приходят совместные предприятия между ТНК и национальными, частными или госзц арственными, фирмами, все более заметными в политике, регламентирующей деятельность иностранного капитала, становятся методы прямого и косвенного воздействия на поведение ТНК в рамках совместных предприятий. При помощи этих… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и е
  • Глава I. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    • I. Характер и формы регулирования иностранных предприятий в развивающихся странах
    • 2. Различия в подходах развивающихся государств к деятельности ТНК на их территории
    • 3. Роль государственного регулирования деятельности
  • ТНК в борьбе развивающихся стран за новый международный экономический порядок
  • Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ТНК
    • I. Меры по ограничению иностранной собственности
  • — § 2 чюрмы стимулирования деятельности ТНК в соответствии с национальной стратегией развития
    • 3. Государственное регулирование деятельности совместных с транснациональными корпорациями предприятий
  • Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ И КОНТРАКТНЫХ СОГЛАШЕНИИ С ТНК
    • I. Характер и формы регулирования передачи технологии в развивающихся странах
    • 2. Контрактные соглашения с ТНК и формы их регулирования
    • 3. а к л io ч е н и е

Государственное регулирование деятельсности ТНК в развивающихся странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в ходе усиления борьбы молодых освободившихся государств с всевластием транснациональных корпораций (ТНК) разработка и проведение национального регулирования деятельности ТНК на территории развивающихся стран приобретает первостепенное значение. Расширение масштабов внедрения ТНК в экономику освободившихся стран сопровождается усложнением форм монополистического контроля над важнейшими сферами национального хозяйства и углублением воздействия иностранного капитала на характер социально-экономического развития молодых государств. В этой связи перед большинством развивающихся стран рано или поздно, но неотвратимо встает проблема принципиального определения своего отношения к деятельности иностранных монополий.

В современных условиях стремление ТНК к получению максимальных прибылей без учета насущных потребностей развивающихся стран встречает решительное противодействие со стороны национальных правил тельств. Молодые государства решительно отстаивают национальный суверенитет, пытаются установить с иностранными корпорациями отношения равноправного партнерства, увязать деятельность ТНК с целями социально-экономического развития. Ути проблемы освободившиеся страны пытаются решить не только на национальном, но и на региональном и международном уровнях, в частности, в рамках ООН.

В данной связи представляется актуальным проанализировать как принципиальную возможность государственного регулирования деятельности ТНК в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и уже имеющийся в этом отношении практический опыт.

Цель работы состоит в раскрытии механизма государственного регулирования деятельности ТНК в развивающихся странах, для чего ставится ряд конкретных задач:

— определить социально-экономическое содержание государственного регулирования деятельности ТНК в развивающихся странах на основании категории трксистЬо-ленинской политэкономии;

— выявить подходы к национальной регламентации внедрения и функционирования иностранных предприятий, принятые в развивающихся странах;

— подвести итог борьбы развивающихся стран вокруг Кодекса поведения ТНК, разработанного в рамках ООН;

— дать обоснованную классификацию методов ограничительного и поощрительного регулирования прямых иностранных инвестиций, совместных предприятий, соглашений о передаче технологии и контрактных соглашений с ТНК, выделить особенности этих методов и дать оценку их эволюции.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализi форм и методов национального государственного регулирования деятельности ТНК в развивающихся странах, выявляется соотношение ограничительного и поощрительного, автоматического и дискреционного регулирования, раскрывается противоречивый характер воздействия государства на поведение ТНК, обусловленный неоднородностью социально-экономического содержания мер, регламентирующих иностранные инвестиции и контрактные соглашения с ТНК, на основании чего делается вывод о том, что в конце 70-х — начале 80-х годов государственное регулирование деятельности ТНК в развивающихся странах идет скорее" вширь", а не вглубь, то есть расширяется охват мерами регламентации аспектов и сфер деятельности иностранных предприятий, но уменьшается ограничительность, радикальность таких мер.

Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности ТНК в молодых государствах, стоящих на разных уровнях экономического развития, позволил прийти к заключению о том, что разработанность общих законодательных основ рассматриваемого регулирования непосредственно зависит от уровня экономического развития молодого государствам также от степени его вовлеченности в мировое хозяйство и от масштаба деятельности иностранных корпорации в странесоциально-экономическое содержание регулирования деятельности ТНК определяется прежде всего политической ориентацией страны, характером производственных отношений.

Научная новизна работы состоит также в систематизации ограничительных и поощрительных методов регулирования деятельности ТНК на основе условий, которые ставит национальное государство перед иностранными предприятиями. Доказывается, что специфика государственной регламентации иностранных предприятий в свободных промышленных зонах развивающегося мира состоит в создании анклавов, на которые не распространяется общее таможенное и налоговое регулирование страны. Раскрыт антидемократический характер ряда мер, рассчитанных на привлечение ТНК в свободные промышленные зоны, проанализированы последствия поощрительного регулирования предприятий ТНК, действующих в указанных зонах, для национальной экономики освободившихся стран. Сделан вывод о том, что стимулирование иностранных предприятий не наносит ущерба экономике молодых государств лишь в том случае, когда применяется селективно и подкрепляется мерами строгого контроля над деятельностью ТНК.

Выявление методов прямого контроля над совместными с ТНК предприятиями позволило прийти к выводу о том, что национальное государство способно достаточно эффективно и гибко ограничивать эксплуататорсг. ие устремления ТНК. Путем анализа форм и методов регулирования передачи технологии, поступающей в развивающиеся страны по кнналам ТНК, установлено, что молодые государства добились определенного прогресса в области регулирования условий, на которых поставляется технологиям именно, в осуществлении мер, направленных против включения ограничительных пунктов в соглашения о передаче технологии, в регламентации сроков и платежей по этим соглашениям.

Изучение основных видов контрактных соглашений с ТНК в различных отраслях экономики развивающихся стран позволило выявить противоречивые процессы, связанные с возникновением новых форм зависимости от западных монополий, сделать вывод об увеличении гибкости государственного регулирования и укреплении позиций молодых государств в этой области отношений с ТНК.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике преподавания зкое/ номики развивающихся стран, в пропагандисткой и лекционной работе. Данное исследование может быть полезно для министерств и ведомств СССР, осуществляющих экономические связи с развивающимися странами, поскольку большая часть принципов национальных инвестиционных кодексов освободившихся стран и ряд постановлений, регламентирующих отношения с иностранными партнерами, применяются к организациям из социалистических стран.

Автор надеется, что выводы и результаты работы расширят представление о некоторых аспектах экономической политики молодых освободившихся государств, недостаточно разработанных в советской экономической литературе.

Теоретической и методологической основой работы являются труды классиков марксизма-ленинизма, в особенности. ленинская теория империализма, документы и материалы КПСС и международного коммунистического и рабочего движения, выступления партийных и государственных руководителей СССР. В процессе работы над диссертацией были изучены труды ведущих советских исследователей, таких как А.З.Аста-пович, Т. Я. Белоус, К. Н. Брутенц,. Ан.А.Громыко, В. Ф. Железова,.

И. Д. Иванов, Н. А. Карагодин, В. П. Кол е сов, Л. И. Комл ев, М. В. Кулаков, Э. С. Нухович, Э. Е. Обминский, Е. М. Примаков, И. П. Фаминский, Г. Г. Чибриков, В. В. Шмелев, А. Я. Эльянов.

Критически использовались публикации ряца авторов из капиталистических и развивающихся стран, таких как С. Амин, Р. Балланс, М. Браун, Дж. Фриман, С. Фур тадо, Р. Жандарм, Ф. Лас с ер Д. Лим, Б. Лофумбва, Д. Оффионг, Р.Хормэтс.

Статистической и фактологической основой диссертации являются материалы 00Н, ЭК0С0С, ЮНКТАД, М0Т и других международных организаций, а также статьи из советских и зарубежных периодических изданий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Усиление роли молодых государств, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости, во многом определяется их успехами в антиимпериалистической борьбе, важнейшим моментом которой стало противодействие транснациональным корпорациям со стороны национального государства. По мере укрепления промышленного и технологического потенциала развивающихся стран, накопления ими опыта ведения переговоров с ТНК происходит усложнение форм регулирования ча с тн окапит алис тиче ских пред приятий.

Противоречивый характер воздействия государства на поведение ТНК связан, во-первых, с тем, что это регулирование преследует двоякую цель: с одной стороны, уменьшить и ограничить засилье иностранных монополий, сгладить неблагоприятные последствия их деятельности, и, с другой стороны, продолжать привлечение иностранного капитала, без которого пока невозможно решение ряда проблем развитияво-вто-рых, позиции в отношении иностранных инвестиций, занимаемые различными группами национальной буржуазии и госаппарата, расходятсяв-третьих, ввиду недостаточной разработанности мер регламентации деятельности ТНК, неумения, а иногда и нежелания проводить эффективный контроль за выполнением обязательств иностранными партнерами, проводимое регулирование не достигает поставленных национальным государством целей. Б результате государственное регулирование деятельности ТНК в развиващихся странах складывается как комплекс неоднородных по своему социально-экономическому содержанию мер.

Объективной основой разнообразия подходов к прямым иностранным инвестициям и контрактным соглашениям с ТНК является возрастающая дифференциация развивающегося, мира, различия в территории, экономическом и технологическом потенциале, запасах природных ресурсов, вовлеченности б мировое-хозяйство.Существует прямая зависимость между уровнем экономического разьития молодых государств и степенью разработанности юридических основ регулирования деятельности ТНК. Однако принципиальный подход к деятельности ТНК на национальной территории, реальное содержание всей системы мер государственного регулирования внедрения и функционирования иностранных предприятий во многом определяются характером Быбора стратегии социально-экономического развития, политической ориентацией освободившихся стран.

Развивающиеся страны капиталистической ориентации, оказавшиеся в фарватере империалистического курса, сознательно вдут на Есемерное привлечение иностранных монополий. Воздействие государства на деятельность иностранных и местных частных предприятий в них незначительно и принимает форму налоговых и финансовых льгот иностранным компаниям, а так#ю гарантий от национализации и активных выступлений трудящихся. Такое регулирование по своему социально-экономическому содержанию не носит антиимпериалистического характера, а, напротив, нацелено на создание благоприятного климата для иностранных прямых инвестиций.

Ряд стран капиталистической ориентации, наиболее развитых из числа освободившихся государств, осуществляет активное воздействие на деятельность ТНК, широко использует разнообразные методы ограничительного и поощрительного регулирования, пытается проводить независимую полотику в отношении иностранного капитала. Соперничество и противоречия, возникающие б этих странах между иностранным и местным капиталом, составляют осноьу антиимпериалистических, националистических по своему содержанию мер, ограничивающих деятельность западных монополий. Вместе с тем, разработка и внедрение регулирования деятельности ТНК в этих странах: зачастую представляет собой поиск компромисса, связанного со значительными уступками в пользу корпораций.

Подлинно антиимпериалистической и антикапиталистической направленностью отличается политика в отношении иностранного капитала в развивающихся странах социалистической ориентации. Успех ограничения деятельности ТНК и реального прямого контроля в странах социалистической ориентации обусловлен тем, что такие меры проводятся в жизнь как часть прогрессивных социально-экономических преобразований в интересах широких народных масс. Поэтому правомерно говорить об общедемократическом характере регулирования деятельности ТНК в развивающихся странах социалистической ориентации.

Контроль над деятельностью ТНК яелялся одним из важнейших требований программы по установлению НМЭП, евдбинутой молодыми государствами в начале 70-х гг. К настоящему Бремени стала оче-еидной недооценка в документах по НМЭП внутренних социально-экономических преобразований в развивающихся странах для перестройки внешнеэкономических отношений с тшериализмом. Реализация программы НМЭП была затруднена ухудшением общего политического климата, экономической агрессией империалистических госуцарств.

Важным направлением борьбы за НМЭП явилось участие развивающихся стран в разработке в рамках ООН проекта Кодекса поведения ТНК, призванного свести воедино принципы международного регулирования деятельности ТНК. В ходе обсуждения Кодекса капиталистические страны стремились использовать требования развивающихся государств о введении договорной регламентации в практику мировых хозяйственных связей для создания" правил игры", закрепляющих существующий международным порядок. По ряду пунктов проекта7Кодекса развивающиеся страны пошли на компромиссу частности, по вопросам об обязанностях: правительств принимающих стран в отношении ТНК, о предоставлении разных режимов национальным и иностранным предприятиям, о ссылках на международное право.

Подводя итог борьбы развивающихся стран за превращение Кодекса в действенный инструмент международного контроля над ТНК, следует отнести к успехам молодых государств то, что они добились включения в проект Кодекса положения об уважении суверенитета, законов и административной практики принимающих стран, принятия своей формулировки о национальной собственности, воздействии ТНК на занятость и платежный баланс освободившихся стран, добились от империалистических государств уступок в вопросах пересмотра договоров и контрактных соглашений с ТНК, доступа к информации корпораций и контроля над трансфертным ценообразованием, налогообложения и финансирования ТНК.

Б ходе разработки проекта Кодекса поведения ТНК в рамках ООН с особенной очевидностью проявился тот факт, что поддержка социалистическими странами справедливых требований молодых освободившихся государств продолжает оставаться важным факторов укрепления международного контроля над деятельностью ТНК.

Большая роль в деле защиты национальных интересов развивающихся стран от эксплуататорских устремлений ТНК принадлежит ограничительным методам, включающим в себя полное или частичное запрещение деятельности иностранных предприятий в определенных сферах экономики и районах страны, установление квот местного найма, проведение политики" иддигенизации" по отношению к уже действующим в стране иностранным предприятиям, курс на" размывание" прямых иностранных инвестиций, получивший распространение почти во всех развивающихся странах.

Радикальной мерой является национализация иностранной собственности, наиболее полно воплощающая стремление молодых освободившихся государств к экономической деколонизации и самостоятельному разЕИтню. В результате проведения национализаций в 70-е годы значительно сократилась собственность ТНК на средства производства в сырьевых отраслях развивающихся стран, и в меньшей степени в области переработки нефти, природного газа, минерального сырья и сельскохозяйственных экспортных культур, и, таким образом, процесс сужения возможностей бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов освободившихся стран транснациональными корпорациями приобрел необратимый характер. В последние годы большинство развивающихся стран проявляет все более гибкий подход к осуществлению политики, направленной на обеспечение национальной собственности. Ограничительные меры в области дальнейшего движения сырьевых товаров, где сохраняется ведущая роль ТНК, намного сложнее, требуют прямого участия государства.

В последнее время в политике большинства развивающихся стран появилась тенденция к одновременному применению ограничительных и поощрительных методов регулирования деятельности ТНК для достижения определенных намеченных задач. Стимулирование иностранных инвестиций занимает центральное место в регламентации деятельности ТНК в большей части развивающихся стран. Многообразие форм поощрительного регулирования связано со стремлением освободившихся стран расширить воздействие государства на деятельность ТНК, привлечь корпорации к выполнению приоритетных хозяйственных и социальных задач.

Однако стимулирование деятельности ТНК как метод решения проблем развития, стоящих перед молодыми освободившимися государствами, ограничен. Налоговые уступки и субсидии ведут к сокращению финансовых поступлений, возникает конкуренция между развивающимися странами за привлечение ТНК. Как правило, наименее развитые и бедные из освободившихся государств предоставляют корпорациям наибольшие льготы. Показательно, что поощрительное регулирование деятельности ТНК достигло поставленных государств вом целей именно в тех областях, где оно в наибольшей степени отвечало интересам ТНК. Последствия политики стимулирования> в известной мере Еступают в противоречие с конечными целями, ради которых проводится регулирование деятельности иностранных корпораций. Причина этого кроется в изначальном расхождении интересов ТНК и молодых освободившихся государств.

Стимулирование как метод использования иностранного капитала е интересах развивающихся стран оказывается действенным, если применяется как дополнение к ограничительно^ регулированию, селективно, и сопровождается строгим контролем над выполнением обязательств, которые езяли на себя ТНК в обмен на получение льгот.

В связи с тем, что на смену филиалам ТНК, находящимся в полной иностранной собственности, приходят совместные предприятия между ТНК и национальными, частными или госзц арственными, фирмами, все более заметными в политике, регламентирующей деятельность иностранного капитала, становятся методы прямого и косвенного воздействия на поведение ТНК в рамках совместных предприятий. При помощи этих предприятий национальное государство пытается обеспечить селективное участие ТНК в обрабатывающей промышленности, коль скоро на нынешнем этапе развития, особенно при проведении индустриализации, большинство молодых государств не может отказаться от прямых иностранных инвестиций. В сбою очередь, ТНК используют совместные с национальными партнерами предприятия, дабы избежать национализации, введения дополнительных налогов и мер по ограничению их деятельности, а также для получения доступа к местным финансовым ресурсам.

Если в развивающихся странах социалистической ориентации образование и функционирование совместных предприятий является результатом политики ограничения деятельности ТНК, стремления к эффективному контролю над ними, то в государствах капиталистической ориентации совместные с ТНК предприятия способствуют развитию и стабилизации капиталистических производственных отношений.

Далеко не во всех развивающихся странах деятельность совместных с ТНК предприятий регулируется на основе тщательного изучения местных материальных и трудовых ресурсов, потребности в технологии. Наибольшая эффективность прямых методов регулирования деятельности ТНК в совместных предприятиях достигается в тех отраслях, где сильны позиции госсектора и осуществляется централизованный прямой контроль. При этих условиях национальное государство способно достаточно эффективно и гибко ограничивать эксплуататорские уст решения ТНК.

В последнее десятилетие возросло значение форм деятельности ТНК, не связанных с владением акциями. Важнейшим аспектом взаимоотношений западных ТНК и национальных правительств в развивающихся странах стала проблема передачи технологии, которая в современных условиях оказывает решающее влияние на темпы экономического роста, определяя степень использования развивающимися странами достижений НТР. Передача технологии по каналам ТНК, контрактные соглашения с корпорациями создают новые формы зависимости развивающихся государств, технологические связи, интегрирующие освободившиеся страны в интренацио-нальную производственную цепь ТНК.

Развивающиеся страны концентрировали свое внимание и добились наибольшего успеха в следующих трех областях регулирования передачи технологии, поступающей по каналам ТНК: в борьбе против включения ограничительных пунктов в соглашения о передаче технологиив регламентации сроков и платежей по этим соглашениям. Таким образом, в наиболее развитых из освободившихся государств создана основа для регулирования условий, на которых поставляется технология. Подобные установки и механизмы для их проведения в жизнь перенимаются молодыми государствами, находящимися на более низком уровне технологического развития.

Вместе с тем, практика показала, что использование таких методов, как применение критериев для утверждения соглашений с ТНК о передаче технологии и стимулирование с целью направления притока технологии в определенные области, само по себе не приводит к укреплению национального технологического потенциала и снижению технологической зависимости от ТНК. Здесь первостепенную роль играет выбранная государством стратегия развития, весь комплекс мер в отношении иностранного капитала. Поэтому регулирование передачи технологии с целью создания благоприятных условий для национального технологического развития не сводится к регламентации условий, на которых поставляется технология, и представляет из себя более сложную задачу.

Значительное развитие в 70-е годы получили контрактные соглашения, не связанные с участием ТНК в акционерном капитале, заключаемые, как правило, в тех областях экономики, где запрещены или ограничены прямые иностранные инвестиции. При условии эффект тивного государственного контроля. такие соглашения представляют собой альтернативу прямым инвестициям ТНК, Однако, ее ли многие развивающиеся страны рассматривают контрактные соглашения в качестве меры по вытеснению иностранного капитала, ТНК видят в них средство проникновения в экономику молодых государств или возможность получения прибыли, не подвергая капитал угрозе национализации.

За последние годы усилились позиции развивающихся стран, особенно обладающих большими разведанными запасами полезных ископаемых, в области контрактных соглашений с ТНК в нефтеи горнодобывающей промышленности. Введено национальное законодательство и административная практика, позволяющие увеличить доходы, получаемые государством по названным соглашениям, контролировать производственную деятельность ТНК с целью рационального использования природных ресурсов.

В обрабатывающей промышленности широкое распространение получили соглашения с ТНК о строительстве" под ключ", в ходе выполнения которых государство имеет большие возможности для проведения прямого регулирования, чем при других формах контрактных соглашений, поскольку является непосредственным заказчиком. В экономически более развитых из освободившихся стран правительство с помощью поощрительных и ограничительных методов ориентирует ТНК на совместную деятельность с национальными фирмами при строительстве" под ключ" .Напротив, в сравнительно менее развитых из молодых государств наметилась тенденция к поощрению расширения функций ТНК, ведущих названное строительство.

Другая тенденция в обрабатывающей промышленности — быстрый рост устойчивых субподрядных связей, при которых местные предприятия выступают в качестве поставщиков ТНК в развивающихся странах, проводящих индустриализацию. направленную на включение в международное капиталистическое разделение труда. Характерно, что если раньше субподряды ТНК местным предприятиям в развивающихся странах возникали спонтанно, то теперь большинство развивающихся стран проводит стимулирование этих субподрядов, предоставляя ТНК, обращающимся к местным субподрядчикам, разнообразные льготы. Социальным последствием стимулирования субподрядных отношений между ТНК и местными частными предприятиями в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве является усиление эксплуатации непосредственных производителей.

Происходит постоянное совершенствование управленческих контрактов с ТНК, заключаемых молодыми государствами в самых различных отраслях экономики. Регулирующая деятельность государства стала полнее охвытывать управленческие контракты, учитывать различные тонкости таких соглашенийпри этом успехи в государственном регулировании управленческих контрактов, заключаемых национальными частнокапиталистическими предприятиями с ТНК, намного скромнее, чем соответствующие процессы в области отношений между предприятиями госсектора и ТНК. По мере роста численности квалифицированных кадров, накопления опыта управления, намечается тенденция к" распакоЕкке" функций управления, то есть ограничению роли ТНК теми функциями, выполнение которых пока превышает компетенцию национальных директоров.

Важными новыми направлениями государственного регулирования в данной области является постепенное замещение иностранных управляющих национальными, расширение праь и ответственности последних, а также регламентация сроков и условий управленческих контрактов.

Опыт регулирования контрактных соглашении с ТНК подтверждает, что защита национальных интересов может строиться только на основе активного государственного вмешательства в деятельность ТНК, не связанную с владением акциями, причем в наибольшей степени это удается тем молодым государствам, которые решительно ограничивают прямые инвестиции ТНК.

Подводя итог исследованию эволюции форм и методов государственного регулирования деятельности ТНК в развивающихся странах, правомерно сделать вывод о том, что в конце 70-х — начале 80-х годов это регулирование идет скорее" вширь", а не вглубь, то есть расщиряется охват мерами регламентации аспектов и сфер деятельности иностранных предприятий, но уменьшается ограничительность, радикальность таких мер.

Указанную тенденцию следует рассматривать презде всего. в качестве реакции на усложнение форм империалистической эксплуатации. Как подчеркивалось в Отчетном докладе ХХУТ съезду Коммунистической партии Советского Союза, империалисты противятся укреплению самостоятельности освободившихся стран," тысячами пут. ейти способов они пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах" .^.

I/ Материалы ХХУТ съезда КПСС, с. 15.

Дальнейшее развитие борьбы со всеми проявлениями неоколониализма неизбежно должно включать в себя противодействие экспансии транснациональных корпораций, укрепление единства сшг национального и социального освобождения с миром социализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. К. Будущие результаты британского владычества в Ивдии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.9,с.224−230.
  3. К. Из рукописного наследства К.Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. соч.- 2-ое изд., т. 12, с.709−738.
  4. К. Капитал.Книга I: Процесс производства капитала. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое из., т.23. 907 с.
  5. К. Капитал. Том третий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.25,ч.II. — 551 с.
  6. К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.26,ч.III. — 568 с.
  7. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.3,с.7−544.
  8. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.37,с. 414−422.
  9. .И. Военная программа пролетарской революции. -Полн.собр.соч., т.30,с.131−143.
  10. В.й. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн.собр.соч., т.35,с.221−223.
  11. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., т.27,с.299−426.
  12. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн. собр.соч., т.30,с.17−58.
  13. В.И. К пересмотру партийной программы. Полн. собр. соч., т.34,с.351−381.
  14. В.й. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24,с.ПЗ-150.
  15. .И. Материалы к реферату «Империализм и право наций на самоопределение». Полн.собр.соч., т.27,с.434−444.
  16. В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25,с.255−320.
  17. .И. О продовольственном налоге. Полн.собр.соч., т.43, с., 205−245.
  18. .И. 7III Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря 3920 г. Полн.собр.соч., т.42,с.89−399.
  19. В.И. Тетради по империализму. Полн.собр.соч., т.28. — 838 с.
  20. В.И. 331 конгресс Коммунистического Интернационала.
  21. Доклад о тактике РКП 5 июля. Полн.собр.соч., т.44,с.I-6I. 1.20. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струге. — Полн.собр.соч., т. I, с.347−534.
  22. Официально-документальные материалы.
  23. Материалы ХХУЗ съезда КПСС. М.:Политиздат, 3981. 223 с.
  24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.34−15 июня 3983 г. М. Политиздат, 3983. 80 с.
  25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.26−27 декабря3983 года. М.:Политиздат, 3984. 31 с.
  26. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. 33 февраля 3984 года. М. .-Политиздат, 3984. 32 с.
  27. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.30 апреля3984 года. М.:Политиздат, 3984. 33 с.
  28. К.У. Выступление на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции программы КПСС. М. Политиздат, 3984. 35 с.
  29. К.У. Народ и партия едины.Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 3984 г. М.:Политиздат, 3984. 30 с. 3. Книги.
  30. А.З. Международные корпорации США: тенденции и противоречия развития. М.: Наука, 1978. — 192 с.
  31. Африка в 70 80-е годы: Становление национальной экономики и стратегия развития./Громыко А. А. Доллонтай Б.М., Польша-нов П.И.и др. М.: Наука, 1980. — 325 с.
  32. Т.Я. Международные монополии и вывоз капитала. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  33. К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М.: Политиздат, 1979. — 160 с.
  34. Б^узуев А. Б. Международные монополии: новое в борьбе за рынки. М.: Междунар. отношения, 1982^ - 248 с.
  35. Воздействие научно-технической революции на экономику развивающихся стран /Под ред. Колесова В. П. Кулакова М.В.
  36. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 216 с.
  37. Восток: рубеж 80-х годов: Освободившиеся страны в современном мире./Примаков Е.М., Ким Г. Ф., Андреасян Р. Н. и др.1. М.: Наука, 1983. 269 с.
  38. А.А. Внешняя экспансия капитала: История и современность. М.: Мысль, 1982. — 494 с.
  39. В.Ф. Американские банки"дома"и за границей. М.: Политиздат. — 126 с.
  40. В.Ф. Клан 20-ти: Международные банки США. М.: Мысль, 1981. — 254 с.
  41. Р.И. Империализм и развивающиеся страны: политика ТНК. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  42. Иванов И. Д, Международные монополии во внешней политике империализма. М.: Междунар. отношеhim, 1981. — 174 с.
  43. Н.А. Международные корпорации и социально-экономические проблемы развивающихся стран. М.: Наука, 1981. -198 с.
  44. Э.В. Корпорации США в борьбе за Енешние рынки сбыта. М.: Наука, 1981. — 197 с.
  45. В.П., Комлев Л. И. За равноправные экономические отношения. М.: Междунар. отношения, 1978. — 280 с.
  46. Л.И. В борьбе с нефтяными спрутами./Кризис системы империалистической эксплуатации нефтяных ресзгрсов развивающихся стран/. М.: Мевдунар. отношения, 19*76. — 168 с.
  47. И. Совместные компании в международной деловой практике. М.: Междунар. отношения, 1982. 95 с.
  48. Международные экономические отношения развивающихся стран. В 3-х кн. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  49. Кн.1. Внешнеэкономические сеязи развивающихся государств с капиталистическими странами. /Ахрамович Р.Г., Моисеев П.П.< Ганковский В.Е.и др.- Под ред. Фаризова И. О. 252 с.
  50. С. С. Степанов ГО.С. Иностранные монополии в Латинской Америке. М.: Мысль, 1983. — 271 с.
  51. Э.С. Международные монополии б стратегии неоколониализма. М.: Междунар. отношения, 1982. — 256 с.
  52. Э.Е. Группа 77: Многосторонняя экономическая дипломатия развивающихся стран. М.: Междунар. отношения, 1981. — 253 с.
  53. Е.М. Восток после краха колониальной системы. -М.: Наука, 1982. 208 с.
  54. Развивающиеся страны б современном мире: Единство и многообразие./ Иванов И. Д., Алешина И. В., Чешков В.Л.и др. М.: Наука, 1983. — 304 с.
  55. Развивающиеся страны: современные проблемы социально-экономического развития: Сб. статей /Отв.ред.Мирский Г. И. Ульянов А.Я.- АН СССР. Йн-т мировой экономики и меадунар.отношений. М., 1981. — 203 с.
  56. Развивающиеся страны: Современные тенденции мировых хозяйственных отношений. /Отв.ред.Еылиняк С.А.-М.: Наука, 1983.- 221 с.
  57. Современные международные монополии. /Фундулис X., Хвойник П. И. Доке и др. М.: Наука, 1978. — 375 с.
  58. Социалистическая ориентация освободившихся стран: Некоторые вопросы теории и практики./Брутенц К.Н., Громыко А. А., Г КиЕа А.Б. и др. М.: Мысль, 1982. — 307 с.
  59. Теория и методология планирования в развивающихся странах. -М.: Ин-т Африки АН СССР, 1978. 368 с.
  60. И.П. Современная международная торговля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 448 с.
  61. З.ЗО.Чибриков Г. Г. Обострение противоречий капитализма на современном этапе его общего кризиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 105 с.
  62. Г. Г. Политико-экономическая сущность современных сверхмонополий. М., 1975. — 15 с.
  63. Г. Г. Роль современных международных монополий в процессе интернационализации капитала и производства. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 172 с.
  64. В.В., Юданов ГО.И. Экспорт капитала в условиях дальнейшего обострения общего кризиса капитализма. М.: Высш. школа, 1981. — 173 с.
  65. Bagchi A.K. The political economy of underdevelopment. -Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1982. 280 p.
  66. Export policy: a global assessment./Ed.by Czinkota M.R., Tesar G. N.Y., Ecaeger, 1982. — 175 p.
  67. Gendarme R. Des sorci&res dans l'^conomie: les multi-nationales. P., Cujas, 1981. 527 Р"
  68. African development, Eungu: EFP., 1980. — 304 p. 3.52. Pollak Ch. Neue Formen internationaler Unternehmenszummen-arbeit ohne Kapitalbeteiligung. — Miinchen etc.: Weltforum, 1982. — 161 S.3"53″ Robinson J. Multinationals and political control.
  69. Aldershot: Gower, 1983. 507 p. 3*54. Streeten P. Development perspectives. — L.- Basingstoke:
  70. iu. Внешнеэкономические проблемы деятельности развивающихся стран в ООН. Экономические науки, 1982,$ 6, с.67−75.
  71. Л. Продовольствие и сверхприбыли.(Экспансия международных монополий в развивающихся странах). Международная жизнь, 1982,1,9 1, с.57−66.
  72. А. Транснациональные корпорации в экономике развивающегося мира. Мировая экономика и международные отношения, 19 844, c. II5-I24.
  73. Брутенц К. Движение неприсоединения в современном мире. -Мировая экономика и международные отношения, 1984,5,с.26−41.
  74. Н. О масштабах неоколониальной эксплуатации освободившихся государств. Мировая экономика и международные отношения, 1983, 9, с.47−59.
  75. Л. Африка в борьбе за новый международный экономический порядок. Мировая экономика и международные отношения, 1982, А* 6, с.49−62.
  76. И. Борьба развивающихся стран за экономическую самостоятельность (итоги десятилетия). -.Мировая экономика имевдународные отношения, 1983,13 5, с.70−83.
  77. И. Воспроизводство и внутренний рынок: тенденции развития в странах Азии и Африки. Мировая экономика и международные отношения, 1983,13 12, с.68−81.
  78. И. ТНК и развивающиеся страны. Азия и Африка сегодня, 1981,^ 7, с.6−9.
  79. Н. окологичесКие проблемы развивающихся стран. -Мировая экономика и международные отношения, 1982,13 6, с.135−142.
  80. И., Шитов В. Транснациональные корпорации и проблемы новой технологии в развивающихся странах. окономи-ческие науки, 1982,13 II, с.43−50.
  81. Е. Место освободившихся стран в мировой экономике. Мировая экономика и международные отношения, 1982,13 3, с.16−33.
  82. Е. Освободившиеся страны в международных отношениях. Мировая экономика и международные отношения, 1982, 13 5, с.14−29.
  83. Е. Африка в глобальной стратегии империализма. -Мировая экономика и международные отношения, 1982,№ 2,с.25−37.
  84. Транснациональные корпорации и развивающийся мир. Латинская Америка, 1983,13 8, с.24−50- 1983,13 9, с.66−88- 1983,13 10, с.62−87.
  85. В. «Новоиндустриализируемые страны». Азия и Африка ' сегодня, 1982, J& II, с.42−43.419. .данов м. Современные тенденции и формы интернационализации производства и капитала. Мировая экономика и международные отношения, 1982, № I, с.36−71.
  86. А. Микроэлектроника, развивающиеся страны и международное разделение труда. Мировая экономика и международные отношения, 1984, 5, c. I07-II7.
  87. Abramovic D. Bridging the gap with joint ventures. South, L., 1982, No 20, p.69−70.
  88. Amin S. After the new international economic order: The fu~ ture of international economic relations. Trade and development, Geneva, I982, No 4, p.9−23.
  89. Amuzegar J. Oil wealth- A very mixed blessing. Foreign affairs, 1982, vol.60,No 4, p.814−835.
  90. ASEAN member countries welcome U.S. investment. Business America, Wash., 1982, vol.5,N0 5, p.10−17.
  91. Blow hot and cold on foreign investment in India. Multinational business, L., 1982, No 2, p.40−42.
  92. Bobo B.F. Multinational corporations in the economic development of Black Africa. Journal of African studies, Los Angeles, vol.9,No I, Spring 1982, p.13−21.
  93. Cardoso F.H. Social policies in Latin America in the eighties! new options? Alternatives, N.Y., 1983, vol.8,No 4, p.553−571.
  94. Chudnovsky D. Regulating technology imports in some developing countries. — Trade and development, Geneva, I981, No 3. p.133−149.
  95. Crone D. Emerging trends in the control of foreign investments in ASEAN. Asian survey, Berkeley, 1981, vol.21,No 4, p.417−456.
  96. Features and issues in turnkey contracts in developing countries. The CTC Reporter, UN, N.Y., 1982, No II, p.16.4.35* Freeman J.R. State entrepreneurship and dependent development. American journal of political science, Texas, 1982, vol.26,No I, p.90−112.
  97. Furtado C. Dependence in a unified world. Alternatives, N.Y., 1982, vol.8,No 2, p.259−284.4.37* Ghoshal A. Multinational corporations, technology transfer ana economic development. Economia internationale, Genova, I982, vol.35,No I, p.27−38.
  98. Hojman D.E. The Andian pact- failure of a model of economic integration? Journal of Common market studies, Oxford, 1981, vo1.20,No 2, p.148−158.
  99. Hormats R.D. Hew challenges in iternational investment. -Department state bulletin, Wash., 1981, vol.81,No 2056, p.28−33.
  100. The international transfer of technology. Multinational business, L., 1982, No 4, p.11−20.
  101. Kirlqpatrick C., Yamin M. The determinants of export subsi*-diary formation by US transnational in developing countries- An interindustry analysis. V/orId development, Oxford, I981, vol.9,No 4, p.373−382.
  102. Ldvy Ph. Investissements directs etrangers dans le tiers monde- Aide au developpement? Revue economique et soci-ale, Lausanne, I982, a.40,No 3, p. I35−142.
  103. Long F. Le controle du transfert de technologie- Un dilem-me pour les Caraibes. C? res, Roma, 1982, vol. I5,No I, p.42−46.
  104. Lim D. Fiscal incentives and direct foreign investment in less developed countries. Journal of development studies, L., 1983, vol.19,No 2, p.207−212.
  105. Mensbrugghe Y. van der. Les codes de conduite pour societds multinationales: Quelques reflexions, Revue de droit international et de droit compare, Bruxelles, I982, a, 59"1. No 1−2,p.17−28.
  106. New North-South investment strategies. OECD observer,. P., 1981, No 112, p. I3-I5,
  107. Norman H.R., Blair P. The coming grouth in appropriate technology. Harvard business rev., Boston, 1982, vol.60, No 6, p.62,63,66.4.53″ Nothern transnational can use new MEA to sew up markets.
  108. Tiano A. Les obstacles a l’etude de la dependence. Tiers-monde, P., I982, t.23,No 9I, p.46I-474.
  109. Yong J., Lasserre Ph. La modalite de l’aquisition de techno-logie dans les entreprises de pays en voie de developpement. Revue fran9ais de gestion, P., 1982, No 37, p.85−95″
  110. Издания и документы ООН и других международных организаций. UN
  111. General assembly. Special session, 6-th.N.Y.1974. Resolutions adopted by the General assembly during its 6th special session 9 Apr.-2 May 1974. N.Y., 1974. 13 p.
  112. International development strategy for the third United Nations development decade /Dep.of publ.inform.-N.Y., 1981,5.3″ Programme of Action on the Establishment of New International Economic Order. UN Doc. A/RES/3202 (S-VI). EC0S0C
  113. Доклад Комиссий по трананациональным корпорациям о работе ее девятой сессии (20−30 июня 1983 г.)
  114. Ш Doc. E/1983/18 12 July 1983.
  115. Дополнительные материалы по вопросу об определений понятиятранснациональные корпорации". Ж Doc. Е/С.10/58 23 March 1979″
  116. Комиссия по ТНК, 8-я сессия. Манила, 30 авг.-IO сент.1982 г. UN Doc. E/C.IO/1982/2. 50 р.
  117. Межправительственная Рабочая группа по кодексу поведения.-Проект положений кодекса поведения транснациональных корпораций, предлагаемый Венесуэлой от имени Группы 77.
  118. Последние изменения в деятельности транснациональных корпораций в международных экономических отношениях.16 июля 1982 г. 1. UN Doc. E/G.10/1982/2.
  119. Программа технического сотрудничества в вопросах, связанных с транснациональными корпорациями.6 июля 1982 г. 1. Ш Doc. Е/С.10/1982/9.
  120. Разработанный Организаций Объединенных Нации Проект Кодекса поведения транснациональных корпораций.(на рус.яз.) Ш Doc. Е/С.10/1982/6.
  121. Регулирование деятельности транснациональных банков в развивающихся странах. I июля 1982 г. 1. Ш Doс. Е/С.IO/I982/13.
  122. Связи ТНК с развивающимися странами. UN Doc. Е/С 10/71 ю April 1980.
  123. Социальные и политические аспекты воздействия деятельности транснациональных корпораций.14 июля 1981 г. 1. Ш Doc. E/C Ю/86
  124. Специальная сессия 7−18 марта и 9−20 мая 1983 года. Завершение разработки кодекса поведения транснациональных корпораций.1Ж Doc. E/C.10/1983/S/2.
  125. ТНК:прямое воздействие на платежные балансы.6 апр.1981 г. Ш Doc. E/C.10/84.
  126. Транснациональные корпорации. Доклад комиссии по транснациональным корпорациям о се 6-й сессии (23 июня-4 июля 1980 г.).
  127. Ш Doc. E/I980/40 Rev I. Е/С.10/15.
  128. Транснациональные корпорации: вопросы, связанные с выработкой кодекса поведения. Доклад Секретариата.1. Ш Doc. E/C.10/17.
  129. Транснациональные корпорации: материал, кас. выработки кодекса поведения. Доклад секретариата, 1977.1. UN Doc. JX-I994−2k
  130. Транснациональные корпорации: тексты, кас.аннотир.плана. по разработке кодекса поведения. Доклад секретариата.1. UN Doc. Е/С.I0/AC.2/3.
  131. Укрепление позиций развивающихся стран при всдс-шш переговоров. Доклад Центра по транснациональным корпорациям.
  132. Ш Doc. Е/С.10/50 23 March. 1979.
  133. Alternative Arrangements for Petroleum Development, 1982. Ш Doc. ST/CTC/43. 69 p.
  134. Reconvened special session 9−13 January 1984. UN Doc. E/C.10/1984/S/2.
  135. Management contracts in developing countries: an analysis of their substantive provisions. A technical paper, 1983″ 139 P.
  136. Measures strengthening the negociating capacity of governments in their relations with transnational corporations- Regional integration cum/versus corporate integration.
  137. A techn. paper, 1982. 62 p.
  138. Measures taken by Governments to strengthen their negociating capacity- joint ventures between Latin American enterprises. 25 June 1982.1. UN Doc. E/C.IO/I982/15.
  139. National Legislation and Regulations relating to Transnational Corporations, 1983.1. UN Doc. ST/CTC/26. 338 p.
  140. National Legislation and Regulations relating to Transnational Corporations, I980.1. UN Doc. JX-I994−2k. 17 578.
  141. National Legislation and Regulations relating to Transnational Corporations, 1978.1. Ш Doc. JX-I994−2k. 15 030.
  142. National Legislation and Regulations relating to Transnational Corporations, Report of the Secretariat.26/1/76. UN Doc. E/C.10/8 add I.
  143. Programme of technical cooperation on matters relating to transnational corporations. 6 July 1982.1. UN Doc. E/C.IOA982/9.
  144. Recent developments related to transnational corporations and international economic relations.16 July 1982.1. UN Doc. E/C.10/1982/2.
  145. Transnational Corporations in world development. Third Survey, 1983. 385 p.5.35* Transnational corporation linkages in developing countries: The case of backward linkages via subcontracting. A techn. paper, I98I. ШСТАР
  146. Система маркетинга и распределения в области экспортных и импортных операций: Структура международных торговых каналов. Исследование Секретариата.Яенева, 1981. 65 с.
  147. Export processing free zones in developing countries. 18 January I983.
  148. Trade and development report, 1982. 167 p.
  149. Vaitsos. The role of transnational enterprises in Latin American economic integration efforts: Who integrates, a. with whom, how and for whose benefit? 1982. 151 p.
  150. UN Doc. TD/B/RBP/INF.6 7 June 1983.
  151. UN Doc. TD/B/RBP/6/Add.2 9 May 19 831. UNESOO
  152. Societes transnational s et developpement endogene, P., 1981, 288 p.1. Щ1Р0
  153. Позиции отдельных стран по вопросу приобретения технологии. 1982. 133 с.
  154. Руководство по заключению контрактов на строительство промышленных объектов в развивающихся странах, 1982, 203 с.
  155. Export processing zones in developing countries.18 August 1980. 176 p.1.O
  156. Employment effects of multinational enterprises in developing countries, Geneva, I98X. 118 p.0E0D
  157. International Investment and Multinational Enterprises -Revie of the 1976 Declaration and Decisions, P., 1979" — 68 p.
  158. International investment and multinational enterprises: Recent international direct investment trends. P., 1981.
  159. North-South technology transfer: The adjustment ahead. Analytical studies. P., 1982. — 222 p.
Заполнить форму текущей работой