Взаимоотношения дошкольников в игре
Особое место в развитии детей занимают игрушки. К ним сегодня предъявляются достаточно высокие педагогические требования. В то же время коммерческие интересы значительного числа предпринимателей подталкивают их к созданию компьютерных игр, в том числе и специальных простых устройств, доступных дошкольникам. По мнению ряда психологов и воспитателей, разделяемому автором настоящей работы, данные… Читать ещё >
Взаимоотношения дошкольников в игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Дети дошкольного возраста: особенность развития. Специфика воспитания дошкольников
- 1.1 Характеристика детей дошкольного возраста
- 1.2 Роль игры в воспитании дошкольников
- 2. Влияние игры на процессы социализации и социальной адаптации детей
- 2.1 Анализ влияния занятий в дошкольных образовательных учреждениях на подготовку к школе
- 2.2 Игра, как средство диагностики готовности ребенка к школе
- Заключение
- Список источников и литературы
- Приложение
Формирование личности ребенка начинается с раннего детства. От того, насколько грамотным, отвечающим достижениям педагогики и психологии будет это формирование зависит жизнь человека, а, значит, и будущее всего общества. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника является игра. Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является актуальной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и для родителей. Это предопределяет и актуальность настоящего исследования.
Необходимо отметить, что изменение научного мировоззрения, динамика происходящих в современном мире социальных процессов, появление новых игр делает рассматриваемую проблему недостаточно исследованной, несмотря на то, что вопросы психологии дошкольника и методы воспитания детей этого возраста изучались и изучаются отечественными и зарубежными исследователями. В этом отношении отечественная школа представлена трудами таких замечательных специалистов как Л. С. Выгодский, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Л. Ф. Обухова и др. Среди зарубежных ученых отметим в первую очередь Ж. Пиаже.
Целью настоящей работы является исследование путей формирования взаимоотношений дошкольников в современных социально-экономических условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологические особенности, присущие детям в возрасте 3−7 лет
2. Рассмотреть основные технологии, используемые в ДОУ, а также в семейном общении для формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
дошкольник игра готовность школа
3. Исследовать имеющийся комплекс игр дидактического и воспитательного содержания и практику использования этих игр
4. Провести самостоятельный анализ влияния игр на межличностный отношения дошкольников и их социализацию.
Объектом исследования являются взаимоотношения детей дошкольного возраста. Предмет исследования — игра как средство социализации дошкольников.
Методика проведения настоящего анализа заключается как в проведении кабинетного исследования, так и проведения полевого исследования. Смысл кабинетного исследования сводится к изучению публикаций психологов и педагогов, в том числе — практики воспитателей и методистов ДОУ (которой они делятся на страницах специальных профессиональных изданий и на сайтах сети Интернет). В ходе полевого исследования изучалось воздействие игр на формирование взаимоотношений детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основным объектом исследования стало ДОУ № 88 Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатели которого любезно согласились не только предоставить информацию о своей деятельности, но и провести по просьбе автора данной работы соответствующие опыты. Ряд опытной информации получен также у знакомого учителя начальной школы. Наконец, использовался также и личный опыт автора данной работы.
1. Дети дошкольного возраста: особенность развития. Специфика воспитания дошкольников
1.1 Характеристика детей дошкольного возраста
В настоящей работе мы будем говорить о детях 3−7 лет, т. е. тех, кто может посещать (и в большинстве случаев посещает) детский сад, но не ясли. Хотя, безусловно, навыки общения в игре формируются и у детей самого младшего возраста. Однако мы согласимся с позицией Л. С. Выготского, считавшего, что до трех лет ребенок учится и развивается по своей собственной программе, сам берет из окружающей среды понятия и сопоставимые слова и речевые обороты Выготский Л. С., Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Доклад на электронном диске журнала «Компьютерные инструменты образования», вып. 2008 г.. Этот возраст выдающийся психолог называет преддошкольным.
В три года большая часть нормально развивающихся детей владей речью настолько, чтобы формулировать свои желания и интересы, четко ассоциировать слова с названиями предметов и действиями. В. Мухина также называет дошкольным возраст от 3 до 7 лет.
Для детей дошкольного возраста характерны любознательность, наблюдательность и стремление подражать взрослым.
Наблюдается быстрый переход от индивидуальных игр и стремления к личным игрушкам и их личному использованию к коллективному применению предметов.
От трех к семи годам существенно возрастает понятийный аппарат ребенка. В ходе взросления дети понимают и принимают все более сложные правила поведения. В том числе — правила, предусмотренные играми.
Психологи выяснили, что с возраста четырех — пяти лет мыслительная активность ребенка уже освобождается от обязательного базирования на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные, направленные действия заменяют у него беспорядочные и случайные. Эти действия становятся более организованными и приобретают познавательную направленность. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.
В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы «почему?» Гребенюк А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, Изд. «Крым», 2001.
" Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. «Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-семицветик. — СПб.: Речь, 2005 г, С. 42
По мнению Л. С. Выготского ведущую роль в формировании личности дошкольника играет память. Полученные ребенком представления остаются в первую очередь в воспоминаниях, поскольку мыслительный аппарат, отвечающий за формирование причинно-следственной логики, еще недостаточно развит. В то же время этот аппарат уже дает возможность формировать отвлеченные понятия, т. е. обобщать, делать выводы, далеко не всегда верные и обоснованные. Процитируем важное замечание Л. С. Выготвского: «…интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет для него данная ситуация, и не только сама ситуация, но то значение, которое ребенок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов» Выготский Л. С., Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Доклад на электронном диске журнала «Компьютерные инструменты образования», вып. 2008 г. .
У ребенка чувства еще плохо контролируются рассудком. Этап взросления заключается именно уровнем такого контроля. К моменту поступления в школу этот уровень уже позволяет в определенной мере управлять своими эмоциями в первую очередь в ходе общения со сверстниками, с взрослыми.
В то же время с взрослением процесс осмысления ситуации дошкольником становится все более значимым и все более интересным для ребенка. Росси понятийного аппараты вызывает как рост интереса к окружающему миру, так и логическое осмысление и установление причинно-следственных связей.
Н. Куржаева и Н. Вараева дают подробную психологическую характеристику дошкольников, четко привязывая ее к возрасту детей:
3−4 года:
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность - игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» .
2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7−8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Все исследователи обращают внимание на роль мотивов в развитии и формировании дошкольников. Так, основным мотивом коммуникации со взрослыми является содержание общения, т. е. получение новой информации, которая интересует ребенка. А. Гребенюк особо отмечает появление у дошкольников интереса к взаимодействию с другими детьми. Формы такого взаимодействия: игра, соперничество (которое тоже часто проявляется в игровой форме), совместные созидательные действия, также носящие, как правило, игровой характер).
" Существенная особенность дошкольного возраста проявляется в возникновении определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива». По отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется возрастающимся осознанием собственного «я» и значения своих поступков, немалым интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям" Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //sdetsad. ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/osobennosti_mezhlichnostnogo_vzaimodejstvija_v_obshhenii_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_kollektive_sverstnikov/21−1-0−123.
В.С. Мухина весьма подробно описывает психическое и физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она отмечает: «В перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками дошкольник постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. «Мухина В., Возрастная психология. Феноменология развития. Электронный ресурс. ежим доступа: http: //www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04. php. Шрифтовые выделения (курсив) — В. С. Мухиной. Цитируемый автор акцентирует внимание на развитии речи и способности к замещению одних понятий другими, к символическим действиям с использованием знаков, на бурное формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти. Отмечается, что речь в этом возрасте выполняет не только функцию обмена информацией, но и является способом эмоционального выражения. Для дошкольника становится важным его идентификация и обособления как форма взаимодействия и со взрослыми, и со сверстниками. При этом формирование навыков общения в коллективе значительно успешнее осуществляется в ходе общения со сверстниками и под воздействием педагогов. Важное место в таком формировании занимает игра.
" Становление личности немыслимо отдельно от коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Коллектив является базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивая ребенку возможность для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка. При этом для детей характерна и естественна игровая деятельность. Именно она является доминирующей.". Якуба С. А., Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников, Электронный ресурс. Режим доступа: http: //sdetsad. ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/21
В старшем дошкольном возрасте все в большей мере проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Эта самостоятельность может проявляться как в желании реализовывать собственные интересы и преодолевать запреты взрослых, так и в стремлении доказать свою состоятельность, выполняя ряд «взрослых» функций. Эту особенность следует максимально использовать, привлекая дошкольника к выполнению посильной домашней работы и придавая такой деятельности игровые формы. Такое использование стремления к самостоятельности может также использоваться в коллективе, когда между детьми организуется состязание на лучшую уборку постели после дневного сна, на качество ухода за собой и т. п. Муратова Е. Г., Опыт работы с детьми дошкольного возраста //Журнал «Воспитатель ДОУ» № 5, 2008, С. 24
1.2 Роль игры в воспитании дошкольников
Игра рассматривается как основное средство воспитания и обучения детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Л. А. Плужник, на основании собственного педагогического опыта и теоретического анализа литературы советских педагогов — классиков, отмечает, что «игра является самоценной деятельностью для дошкольника, деятельностью, которая обеспечивает ему ощущение свободы, власти над вещами, действиями, отношениями, позволяет наиболее полно осуществить желаемое „здесь и сейчас“, дает возможность достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных» Плужник Л. А. — воспитатель-методист. «Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры». Материалы Всероссийской педагогической конференции «Педагогические идеи XXI века», Новосибирск, 2010. В игре ребенок моделирует мир, в первую очередь — мир взрослых. К. Д. Ушинский отмечал, что какие бы игры и игрушки не покупались ребенку, он перестроит их в соответствии со своим воображением, интересом, приобретенным опытом Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1990. Т 2. .
В педагогической практике различают дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры. Ко всем таким играм применим термин «учебная игра». Учебная игра — это особая форма деятельности, которая направлена на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является инструментом обучения. Основной педагогический смысл учебной игры, ее назначение — создание условий для саморазвития личности ребенка.
Д.Б. Эльконин Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника.М., Педагогика, 1987 и его последователи в своих работах доказали, что в ходе сюжетно-ролевых игр межличностные отношения детей развиваются как в ролевых, так и в реальных направлениях.
А.С. Макаренко отмечал, что для ребенка игра является столь же значимым видом деятельности, как для взрослого деятельность трудовая.
Ребенку присущи игры с игрушками, причем в возрасте до 3−4 лет дети больше заняты игрушками индивидуально, чем в обществе сверстников. За игрушки часто идет борьба со слезами и капризами. Чем старше дети — тем более успешно они взаимодействуют, играя с общими игрушками, они также играют в подвижные игры, что невозможно осуществить индивидуально. Коллективно используются разнообразные конструкторы.
" Главным педагогическим смыслом коллективных игр является создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:
— активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;
— преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;
— актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
— появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
— замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
— совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности. «Седова Л., Толстолуцких Н., Теория и методика воспитания. Конспект лекций. Электронный ресурс. режим доступа: http: //www.e-reading. club/book. php? book=99 153
Как мы видим, Л. Седова и Н Толстолуцких весьма детально конкретно определили сущность и значимость игры, показав, что она способствует как личностному, так и социальному развитию. Воспитательные функции игры важны не только для дошкольников, но и для учащихся младших классов и даже в средней и старшей школе игровые технологии, видоизмененные с учетом возраста детей могут успешно применяться.
А.А. Гребенюк предлагает следующую классификацию игр для дошкольников:
· Подвижные игры: с мячом, со скакалкой, прятки и т. д., которые способствуют физическому развитию ребенка.
· Образовательные игры: в лото, в разноцветные пирамидки. Такие игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление.
· Ролевые игры — наиболее типичны для дошкольного возраста и наиболее важные для развития ребенка. Гребенюк А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, Изд. «Крым», 2001
Как авторы психологических исследований, так и специалисты — практики отмечают, что социализации ребенка в наибольшей мере способствуют сюжетно-ролевые игры.
Г. А. Урунтаева перечисляет предпосылки перехода ребенка к сюжетно-ролевой игре.
" - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы — заместители в соответствии с их игровым значением;
усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
действия обобщаются и отделяются от предмета;
ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый" Урунтаева Г. А., Дошкольная психология, М., Академия, 2001, С. 46.
Приведем еще ряд высказываний о месте и роли сюжетно-ролевых игр в воспитании дошкольников: «На границе раннего и дошкольного возраста возникают первые виды детских игр.
Режиссерская игра и образно-ролевая игра - в которой ребенок воображает себя кем угодно в действует с соответствии со своим представлением о данной роли. Такие игры являются основой сюжетно-ролевой игры, достигающей своей развитой формы к середине дошкольного возраста. В дальнейшем из нее выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят человеческие роли и отношения. Каждый ребенок получает или присваивает свою собственную роль. В игре с правилами роль отступает на второй план, а самым важным становится четкое выполнение правил. Игры по правилам — это подвижные, спортивные и другие" Психологические особенности детей дошкольного возраста. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-po-vozrastnoj-psikhologii/153-psihologicheskie-osobennosti-detej-doshkolnogo.html. В игре в дошкольника существует ряд особенностей:
1) игровые условия — участвующие в ней другие дети, куклы, игрушки и предметы.
2) сюжет — та часть реальности, которая отражается в игре, сначала она связана с семейными, бытовыми темами, но постепенно преобразуется в более сложные сюжеты — производственные, военные, дочки-матери. Возрастает также и продолжительность игры.
3) содержание — моменты деятельности и отношения взрослых, которые воспроизводятся ребенком.
4) роли. В развитии игры выделяются две основные стадии:
Первая стадия (3−5 лет) — воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия;
Вторая стадия (5−7 лет) — моделируются реальные отношения между людьми.
" Игра — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра учит общению детей друг с другом, учит договариваться друг с другом, обеспечивать совместные действия, контакт. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка (подчинение правилам), развитию мотивационно-потребностной сферы, возникают новые мотивы и цели, он постепенно может контролировать свои желания, становятся для него осознанными" Там же.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, которые отражают реальное взаимодействие взрослых.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.
В этой связи ряд воспитателей — практиков самостоятельно разрабатывают сюжеты игр, в которых персонажи действуют как родители, учителя, врачи, представители других профессий, о которых ребенок дошкольного возраста уже имеет четко представление.
Во время игры ребенок активно импровизирует, поскольку он еще не можнет самостоятельно составить четкий план игры, разработать правила. Однако, если игра проводится под руководством взрослого, то дошкольники уже достаточно четко следуют предложенным правилам.
Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является ее творческий характер. Дети сами модифицируют содержание игры, адаптируются к заданиям и условиям игры. «Наблюдая за тем, какие сюжеты разыгрывают дети, воспитатель получает возможность достаточно полно представить себе социальные знания и социальный опыт ребенка, условия его воспитания в семье. В сюжете игры сочетаются воспоминания о реальных событиях из жизни детей и фантастические элементы из сказок, кинофильмов и мультфильмов Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. .
Особенно заметно игры детей насыщаются фантастическими компонентами в период внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми (беседы, рассказы, ответы на вопросы, чтение книг, экскурсии и прогулки, совместные игры), когда очень быстро расширяется запас знаний дошкольников об окружающей действительности не ограничивается непосредственной житейской ситуацией. После такого общения персонажи сюжетно-ролевой игры включаются в различные трудные и рискованные ситуации, происшествия и приключения" Дуткевич Т. В., Детская психология, Электронный ресурс. Режим доступа: http: //uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/osoblivosti_syuzhetno-rolovoyi_gri_doshkilnika. htm.
Это дает основание как к разработке развивающих и формирующих социальную готовность ребенка игр, так и к проведению анализа влияния таких игр на процесс социализации дошкольников.
Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с его игровой активностью. Для оптимального развития личности необходимы сюжетные игры, поскольку именно в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Задачи дошкольного развития детей состоят также в том, что им необходимо помочь осознать свою роль в окружающем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить стойко и без психологических стрессов переносить любые неудачи.
В развитии детей дошкольного возраста следует учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни. Перечислим эти пять важнейших аспектов:
Психическое развитие детей. Оптимальным инструментом такого развития называют специальные тренинги.
Эмоциональное развитие. На него влияет абсолютно все, но в максимальной степени и целенаправленно — именно игры «Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями». (Лукьяненко Ю.А., Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста, Электронный ресурс. Режим доступа: http: //srcnlsk.ru/publ/specam/opyt/osobennosti_ehmocionalnogo_razvitija_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/2−1-0−1). Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Познавательное развитие. Оно определяется потоками информации, которая должна быть доступна ребенку, вызывать ее интерес. И здесь соответствующим возрасту интеллектуальным играм отводится ведущая роль.
Психологическое развитие. Под ним понимается самопознание ребенка, его соотнесение с окружающим миро. Такое развитие невозможно получить вне коллектива. Семья, разумеется, обеспечивает такое развитие, но коллектив сверстников способствует более высокому уровню социализации.
Речевое развитие. Хотя данные авторы указывают его в последнюю очередь, в работах как теоретиков, так и практиков — воспитателей и методистов ДОУ такое развитие оценивается как приоритетное. Общение с детьми и взрослыми — важнейший стимулирующий фактор. Игры также требуют речевой коммуникации, а очень многие игры поддерживают рост словарного и понятийного запаса.
1.3 Требования к игре как средству формирования коммуникативных навыков дошкольника
Для использования игры как средства развития коммуникативных навыков дошкольников, необходимо выполнение следующих условий:
· создание условий для игр в течение дня, т. е. наличие игровых помещений; инвентаря, правил игр.
· организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры, т. е. воспитатель (родители) должны подготавливать игры;
· развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками. Это значит, что игра должна быть адаптирована к возрасту и понятийному аппарату ребенка и одновременно являться средством развития и расширения понятийного аппарата.
· освоение навыков игрового взаимодействия;
· организация деятельности по обогащению содержания игр;
· своевременный ввод вербальных и невербальных средств коммуникации (в устной, письменной и устно-дактильной форме). Это значит, что в ходе игр и при подготовке к играм детей необходимо ознакомить со смыслом ряда новых слов и понятий. Это расширяет словарный запас детей.
Основными для развития коммуникативных навыков, которые решаются в процессе сюжетно — ролевых игр являются следующие задачи:
· Обучение детей формированию диалогической речи как средству коммуникации. Инструментарий игр — схемы, модели, картинные планы.
· Формирование культуры общения. Практическая реализация заключается в использовании формулы речевого этикета.
· Формирование умения задавать вопросы и давать на них ответы в краткой и полной форме.
· Обучение умению слушать и слышать, понимать собеседника, поддерживать предмет разговора.
· Обучение рассуждению, аргументации, выражению своих мыслей и чувств.
· Обучение связной и образной речи.
· Обучение контролю самого себя и других участников игры в процессе речевого общения.
· Развитие фантазии, речевой активности, эмоционального состояние дошкольников.
· Формирование социально-нравственных отношений детей друг с другом и со взрослыми.
· Обеспечение повышенного внимания внутреннему миру ребенка и внешнему проявлению этого внутреннего мира по поведению дошкольника.
· Обучение анализу и оценке поведения детей, литературных персонажей, героев сказок, персонажей игровых сюжетов.
· Воспитание интереса к окружающим людям, удовлетворение потребностей детей в общении.
· Формирование адекватного поведения в обществе, обеспечение наиболее полного развития личности дошкольника и подготовки его к жизни (приоритетно — к требованиям школы).
· Расширение общего кругозора детей Попова С. С., Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития дошкольника //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронный ресурс. Режим доступа: http: //festival. 1september.ru/articles/620 973/
Особые требования предъявляются к игрушкам дошкольников. Отметим, что игрушки, как правило, являются важнейшими компонентами игры.
Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
Полифункциональностью.
Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
Возможностью применения в совместной деятельности.
Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.
Дидактическими свойствами.
Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
Принадлежностью к изделиям художественных промыслов.
Эти игрушки являются средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством Канагина Л. В. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции. Электронный ресурс. режим доступа: http: //www.57ds.ru/upload/pam_ig. pdf.
Как мы видим, игра, как средство формирования коммуникации. предполагает широкий спектр развития навыков и умений ребенка, однако при этом речевой и понятийной компонентам следует уделять особое внимание.
2. Влияние игры на процессы социализации и социальной адаптации детей
В настоящем разделе приводятся итоги исследований, проведенных знакомыми воспитателями ДОУ и учителями начальных классов и предоставленные ими автору настоящее работы.
2.1 Анализ влияния занятий в дошкольных образовательных учреждениях на подготовку к школе
Цель настоящего исследования — сравнить уровень подготовки к общению со сверстниками детей, посещавших ДОУ с детьми, имевшими только домашнее воспитание. Исследование проведено учителем школы № 68 Петроградского района Санкт-Петербурга в 2013 — 2014 годах.
Методы исследования: наблюдение, собеседование с детьми и родителями.
Всего было обследовано 55 детей (28 — в классе педагога, проводившего исследование, 27 — в параллельном классе). Все дети учились в первом классе.
29 учащихся — девочки. 26 — мальчики. Возраст детей — от 6 до 8 лет.
Посещали муниципальные детские сады — 34 ребенка (17 мальчиков и 17 девочек).
Посещали частные детские сады 10 детей (4 мальчика и 6 девочек).
Находились на домашнем воспитании 11 детей — 5 мальчиков и 6 девочек).
Отмеченные трудности во взаимоотношениях с одноклассниками у исследованных детей распределены как показано в таблице 1.
Таблица 1. Проблемы коммуникации со сверстниками у первоклассников
Вид проблемы | Имели проблему | Из них девочек | Из них мальчиков | Детей, посещавших ДОУ | Детей на домашнем воспитании | |
Конфликты с одноклассниками в борьбе за лидерство | 7 (12,7%) | 2 (6,9%) | 5 (19,2%) | 2 (4,5%) | 5 (45,5%) | |
Проблемы в совместном выполнении работы в малых группах | 15 (27,%) 3 | 8 (14,5%) | 7 (12,7%) | 7 (15,9%) | 8 (72,7%) | |
Неготовность к командным действиям (на уроках физкультуры) | 19 (34,5%) | 12 (41,4%) | 7 (26,9%) | 10 (22,7%) | 9 (81,8%) | |
Умение и желание помогать товарищам в учебе | 16 (29,1%) | 9 (31%) | 7 (26,9%) | 11 (25%) | 5 (45,5%) | |
Умение и готовность выполнять элементарные бытовые функции (уборка класса, уход за собой) | 9 (16,4%) | 2 (6,9%) | 7 (26,9%) | 3 (6,8%) | 6 (54,5%) | |
Внимание на уроках | 19 (34,5%) | 6 (23,1%) | 13 (44,%) | 7 (15,9%) | 7 (63,6%) | |
Дисциплина на переменах | 22 (40%) | 6 (23,1%) | 15 (51,7%) | 14 (31,8%) | 8 (72,7%) | |
Отметим, что в целом воспитанники ДОУ более дисциплинированы, значительно лучше подготовлены к взаимодействию друг с другом, что особенно четко проявляется в ходе командных игр и занятий в малых группах. Они уже получили навыки коллективного взаимодействия и деятельности, выполняемой под руководством воспитателя, что существенно упрощает адаптацию на начальном этапе школьной жизни.
2.2 Игра, как средство диагностики готовности ребенка к школе
В настоящем параграфе проведен анализ влияния игры на подготовку к школе. Поскольку подготовка к школе предполагает формирование у детей умения взаимодействовать в коллективе, данное исследование вписывается в проблематику настоящей работы.
В качестве основных методик диагностики принято тестирование, описанное в публикациях Т. Д. Абдурасуловой. В то же время эти методики и рекомендации существенно модифицированы с учетом реальных возможностей воспитателя ДОУ. Действительно, нас интересуют дети в возрасте до 7 лет, в то время как в исследованиях Т. Абдурасуловой приводятся только данные о дошкольниках 4 — 5 лет. Более существенным представляется то, что воспитатель детского сада не имеет возможности формировать контрольную группу, в которой он не будет проводить игровую деятельность. Все дети группы находятся в равных условиях. Поэтому в качестве контрольной группы рассматриваются во-первых, те дети, которые приходят в группу в более старшем возрасте, во вторых — дети, пропускающие по болезни или иным причинам много занятий. Очевидно, что численность контрольной группы невелика. Рассмотрим результаты проведенных исследований.
Выявление уровня развития мотивационной готовности к школе. Диагностика проводилась с помощью предъявления детям девяти серий парных картин (иллюстраций), изображающих ситуации из жизни школы и детского сада. Необходимо было выбрать ту, в которой они хотели бы оказаться. Мотивы самоутверждения диагностировались при помощи предъявления иллюстраций игровых ситуаций. В качестве стимульного материала были использованы картинки с изображением коллективных игр, в которых ярко был выражен лидер и подчиненные. Дети должны были выбрать ту роль, которую они хотели бы выполнять. Выбор детьми лидирующей роли в двух случаях из трех являлся основанием для вывода о том, что у них сформированы мотивы самоутверждения, необходимые для учебной деятельности в школе, поскольку она ведущая в младшем школьном возрасте и является по своей сути общественно значимой и общественно оцениваемой. Суть парных картинок сводилась к выбору картинки на которой изображался один субъект (человек, животное) или группа субъектов. В последнем случае субъекты имели разные размеры, характер, то есть лидерство одного из изображенных субъектов не вызывало сомнения. Ребенку предлагалось отождествить себя с одним их них.
По данной методике проводилась диагностика детей в возрасте 4,5 и 6 лет (в течение трех лет подряд). В таблице 2 приведены полученные результаты.
Таблица 2. Анализ мотивационной готовности к школе (по выбору рисунка)
Возраст ребенка | ||||||||||
Посещал занятия лет | ||||||||||
Всего детей | ||||||||||
Сформированы мотивы самоутверждения | ||||||||||
В % | 40% | 58,3% | 0% | 66,7% | 80% | 0% | 33,3% | 60% | 88,9% | |
Как видно из приведенной таблицы, именно педагогическая игровая деятельность формирует мотивационную готовность к школе. Причем эта готовность прямо зависит т продолжительности занятий в детском коллективе. Разумеется, не все занятия в ДОУ являются игровыми. Однако игра в коллективе — доминирующая форма деятельности ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.
Т. Абдурасулова отмечает, что методика выбора картинки из парных не является точной. Этот автор также предлагает диагностику мотивов установления и сохранения позитивных взаимоотношений.
" Мотивы, установления и сохранения положительных взаимоотношений изучались с помощью специального опросника, составленного нами, который предлагался воспитателям. Опросник включал девять вопросов с четырьмя альтернативными ответами по каждому вопросу. При формулировании вопросов учитывалось, что игра в дошкольном возрасте является ведущим типом деятельности, который включает в себя стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми. Игра, как известно, предполагает необходимость коллективных действий, объединение усилий. Положительные взаимоотношения связаны с соблюдением ребенком равноправных отношений, подчинением большинству, признанием равных прав других детей в совместной деятельности" Абдурасулова Т. Д., Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.voppsy.ru/issues/1997/972/972 023. htm)
Поскольку в цитируемой публикации не назывались конкретные вопросы, по которым проводилось тестирование, воспитателем совместно с автором настоящей работы эти вопросы были разработаны самостоятельно. В данном опроснике предусмотрено не четыре, а только два альтернативных ответа. Некоторые вопросы вообще не предполагали альтернативных ответов. Приведем вопросы.
1. Готов ли ты делиться с ребятами группы своими игрушками (да/нет)
2. Интересно ли тебе придумывать игры для себя и своих друзей (да/нет)
3. Любишь ли ты соревноваться с товарищами (да/нет)
4. Интересно ли тебе играть в команде или ты предпочитаешь выступать за себя?
5. Представь себе, что ты отправляешься в путешествие капитаном корабля или командиром самолета. Сколько человек из группы ты бы взял в свой экипаж?
6. Допустим, что командиром отправляющегося в путешествие экипажа назначен (указывается имя ребенка из группы). С ним пойдут (называются имена 4−5 разных по своим особенностям детей. Согласен (согласна) ли ты стать членом этой команды? Кем бы ты хотел (хотела) в ней быть?
7. Перечисляем профессии: врач, учитель, строитель, шофер, продавец, садовник, портной, повар. Кем бы ты хотел быть? Расскажи, с кем бы вместе тебе приходилось работать?
8. Нравится ли тебе участвовать в концертах, спектаклях (да/нет)
9. Назови свою любимую игру. Сколько человек в ней может участвовать? Сколько человек в нее обычно играет вместе с тобой?
Ответы на альтернативные вопросы оценивались нулем или единицей. При ответе на вопрос № 5 нулем оценивалась готовность взять в экипаж менее трех человек, единицей — от 3 до 5, двумя баллами — больше пяти.
В вопросе № 6 единицей оценивалась готовность ребенка войти в команду, двойкой — выбор должности, связанной с выполнением общественно важной работы.
Оценка вопроса № 7 субъективная, основывалась на знании воспитателем ребенка. Колебания оценки от 0 до 2.
При оценке опроса № 9 один балл ставился за выбор игры с участием не менее 3-х человек, 2 — за выбор игры с участием не менее 4-х человек.
Приведенные вопросы достаточно сложны, требуют развитого понятийного аппарата и формированного словарного запаса. Поэтому эти вопросы предлагались детям 5−6 лет.
Таким образом, максимально можно получить 13 баллов. Сформированность позитивных отношений со сверстниками на уровне «отлично» — свыше 10 баллов, на уровне «Хорошо» — от 8 до 10 баллов, на уровне «Удовлетворительно» — 5−7 баллов, ниже — неудовлетворительно.
Результаты ведены в таблицу 3. Отметим, что ни дети, ни родители не знакомились со своими оценками чтобы не вызывать негативных эмоций, связанных с самим оцениванием. То есть предложенная методика рассматривается как внутренний инструмент ДОУ и конкретного воспитателя.
Таблица 3. Анализ мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками
Возраст ребенка | 5 лет | 6 лет | ||||||
Посещал занятия в ДОУ лет | ||||||||
Всего детей | ||||||||
Процент получивших оценку | ||||||||
Отлично | 6% | 8% | 11% | 5% | 6% | 14% | 16% | |
Хорошо | 33% | 35% | 36% | 29% | 35% | 41% | 50% | |
Удовлетворительно | 42% | 47% | 48% | 43% | 48% | 41% | 33% | |
Неудовлетворительно | 14% | 10% | 5% | 23% | 11% | 4% | 1% | |
Проведенный анализ показывает, что более старшие дети хуже социализированы, чем младшие. Действительно, у них уже сформированы определенные привычки и стереотипы индивидуального поведения, индивидуальной игры. Адаптация в коллектив в старшем возрасте происходит с определенными трудностями, которые выявляются тестом и не очень заметны «на глаз». Так, дети двух — трех лет, попадая в первый раз в дошкольной учреждение, не участвуют несколько недель или месяцев в общих играх, замкнуты в себе, капризны. Дети же пяти — шести лет имеют тенденцию претендовать на лидерство. Они стремятся устанавливать собственные правила игр, не участвовать в тех занятиях, в которых их лидерство и приоритет не проявляется.
Общение в условиях детского дошкольного учреждения весьма быстро дает положительный эффект. Игры со сверстниками, общие занятия, единая дисциплина и правила поведения являются важными факторами социализации. При этом именно игровые ситуации наиболее действенно влияют на развитие речи, на умение адаптироваться к интересам сверстников.
Особо отметим, что само проведение диагностики следует обставить в игровой форме. Как видно из приведенных вопросов, оценивается субъективно такой важнейший фактор коммуникации, как развитость речи ребенка, его умения выражать сои мысли, формулировать ответы на заданные вопросы.
Т. Абдурасулова предлагает проверять уровень сформированности наглядно-образных представлений детей, предлагая им складывать пазлы. Отмечается, что даже крупные детали четыре на одну картинку) с трудом складывают дети четырех лет.
По мнению автора настоящей работы, едва ли следует использовать для названной цели картинки. Много поколений детей успешно используют для складывания цельных картинок из деталей кубики с нанесенными на них рисунками. Автор настоящей работы на личном примере убедился, что такая игра в кубики уже через месяц приводит к тому, что практически все дети в группе (за исключением одного — двух, с выраженной гиперактивностью) Сделанные выводы в целом согласуются с наблюдениями воспитателей, которые подтверждают, что в ходе игр решаются многочисленные проблемы коммуникации, в том числе происходит развитие речи. Таким образом, игру следует рассматривать как наиболее важный педагогический инструмент в дошкольном образовательном учреждении. В приложении даны описания ряда дидактических игр, рекомендованных методистами ДОУ на основе их личного опыта и опыта их коллег. На сайтах сети можно найти очень широкий список игр и выбрать те, которые в наибольшей степени отвечают задачам, которые ставит перед собой воспитатель, возможностям детей.
Помимо игр, описанных в приложении, важную роль в формировании позитивных взаимоотношений играют спортивные командные соревнования, проведения эстафет. Эта форма игрового взаимодействия не столь подробно описана в литературе и на сайтах сети, как ролевые игры. Вместе с тем физическим упражнениям следует уделять в ДОУ значительное внимание, поскольку они также с большим энтузиазмом воспринимаются детьми, вызывают азарт, желание с одной стороны поддержать партнера по команде, с другой — стимулировать и его и себя к повышенной активности в выполнении спортивной задачи.
Воспитатели в ходе бесед и углубленных интервью весьма резко и негативно отзывались о роли и месте электронных и компьютерных игр в формировании личности дошкольника, в том числе — в процессе его социализации. По их наблюдениям, ребенок в процессе таких игр самоизолируется от коллектива, не слышит других и не общается с ними, что, в частности, сдерживает развитие речи. Такие игры вытесняют запросы в общении, ведут к переоценке ценностей, уходе их мира реальности и фантазий, из мира творчества в иллюзорный мир «виртуальной реальности». По наблюдениям воспитателей, дети, вовлеченные в электронные игрушки и компьютерные игры более агрессивны. Отмечается также, что приводимые воспитателями доводы о вреде подобных игр оставляются родителями без внимания, а в ряде случаев и встречают резкий и даже агрессивный отпор.
Итак, игра является одновременно и средством обучения, воспитания и всестороннего развития, и диагностическим инструментом. Однако эффективность игры прямо связана с ее подготовкой, с подбором правил и реквизитов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. То есть от взрослого (родителя, воспитателя) требуется четкое представление о том как, когда, с кем проводить игру, каким должна быть в игре роль взрослого.
Безусловно, анализ роли и места игр в формировании личности детей требует разработки более глубокой программы и привлечения специалистов психологов, социологов. На основе таких исследований могут быть разработаны действенные игры и игрушки, в которых вековые традиции будут адаптированы к особенностям современной жизни и современного общества.
Заключение
Значимость игры как средства формирования ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста, было замечено века назад. Игры и игрушки имелись практически у всех детей и с помощью этих игр и детской фантазии моделировался окружающий мир, осуществлялось взаимодействие со сверстниками, с взрослыми.
Становление педагогики как науки подтвердило и доказало значимость игры в том числе как средства социализации и коммуникации ребенка, как инструмент интеллектуального, физического его развития. На важность игр обращали внимание как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Показано, что игра во-первых является наиболее естественной формой деятельности ребенка, во-вторых выполняет широчайший список функций, связанных с формированием личности ребенка, в том числе — его социализации.
Использование игры в дошкольных образовательных учреждениях преследует достижения многих целей, среди которых цель формирования позитивных взаимоотношений со сверстниками является одной из важнейших.
Для достижения этой цели могут использоваться различные формы игрового взаимодействия. Как теоретический анализ, так и практика говорят о том, что наиболее действенными являются сюжетно-ролевые игры. При этом роль воспитателя как организатора игр, человека, формулирующего правила и следящего за их выполнением чрезвычайно велика. В то же время игры должны обеспечивать возможность дошкольнику проявить свою самостоятельность, творчество путем расширения и модификации правил, придумывания новых сюжетных линий.
Особое место в развитии детей занимают игрушки. К ним сегодня предъявляются достаточно высокие педагогические требования. В то же время коммерческие интересы значительного числа предпринимателей подталкивают их к созданию компьютерных игр, в том числе и специальных простых устройств, доступных дошкольникам. По мнению ряда психологов и воспитателей, разделяемому автором настоящей работы, данные игры скорее препятствуют, чем способствуют развитию детей, в том числе — формированию у них коммуникативных навыков. Многие игры формируют агрессию, поддерживают самоизоляцию ребенка. Далеко не полностью исследовано их психотропное влияние на нервную систему, однако о компьютерной зависимости говорят очень многие. В этой связи часто негативной оказывается роль родителей, которые считают, что у их ребенка должно быть «все как у всех и даже лучше», и приобретают ему дидактически вредную продукцию. Вопрос о дидактических игрушках и о негативной роли современных электронных игр может стать темой отдельного исследования и здесь лишь упоминается.
Игра является не только средством формирования личности, но и хорошим диагностическим инструментом. Проведенные исследования, которые описаны во второй главе настоящей работы, в основном осуществлялись в ходе игрового взаимодействия с детьми.
Как опыт, описанный автором, так и опыт, опубликованный в различных источниках, в том числе на сайтах сети Интернет, говорит о том, что игры в дошкольных образовательных учреждениях положительно влияют на социализацию детей, являются хорошим средством подготовки к учебе в школе. Сравнение уровня социализации дошкольников и учащихся начальной школы, посещавших детские сады и вовлеченных в коллективные игры и детей, воспитывавшихся дома показывает, что именно в детском саду закладываются хорошие навыки социализации, формируется умение взаимодействовать с коллективом, адаптировать свои интересы к интересам и требованиям как коллектива, так и воспитателя. Среди формирующихся функций коммуникации, общение в коллективе способствует развитию речи, понятийного аппарата, памяти, т. е. приводит к интеллектуальному развитию ребенка. Все это обеспечивает более успешное вхождение детей в школьную жизнь.
Таким образом, хорошо поставленная игровая деятельность в ДОУ способствует подготовке детей к школе, дает им возможность успешно взаимодействовать в новом коллективе и адаптироваться к школьным требованиям, включая требования дисциплинарные.
Сегодня отечественная педагогическая школа имеет в своем распоряжении богатый комплекс дидактических игр. В то же время существуют и резервы для расширения этого комплекса, например, путем использования игр с физкультурно-спортивным содержанием.
Список источников и литературы
1. Абдурасулова Т. Д., Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе. Электрокакнный ресурс. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1997/972/972 023. htm
2. Выготский Л. С., Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Доклад на электронном диске журнала «Компьютерные инструменты образования», вып. 2008 г.
3. Гребенюк А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, Изд. «Крым», 2001
4. Дуткевич Т. В., Детская психология, Электронный ресурс. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/osoblivosti_syuzhetno-rolovoyi_gri_doshkilnika. htm
5. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
6. Канагина Л. В. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции. Электронный ресурс. режим доступа: http://www.57ds.ru/upload/pam_ig. pdf
7. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-семицветик. — СПб.: Речь, 2005 г
8. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991.
9. Лукьяненко Ю. А., Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста, Электронный ресурс. Режим доступа: http://srcnlsk.ru/publ/specam/opyt/osobennosti_ehmocionalnogo_razvitija_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/2−1-0−1
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
11. Муратова Е. Г., Опыт работы с детьми дошкольного возраста // Журнал «Воспитатель ДОУ» № 5, 2008
12. Мухина В., Возрастная психология. Феноменология развития. Электронный ресурс. ежим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04. php
13. Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sdetsad. ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/osobennosti_mezhlichnostnogo_vzaimodejstvija_v_obshhenii_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_kollektive_sverstnikov/21−1-0−123
14. Плужник Л. А. — воспитатель-методист. «Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры». Материалы Всероссийской педагогической конференции «Педагогические идеи XXI века», Новосибирск, 2010
15. Попова С. С., Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития дошкольника // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/620 973/
16. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Электронный ресурс. Режим доступа: http://agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-po-vozrastnoj-psikhologii/153-psihologicheskie-osobennosti-detej-doshkolnogo.html
17. Седова Л., Толстолуцких Н., Теория и методика воспитания. Конспект лекций. Электронный ресурс. режим доступа: http://www.e-reading. club/book. php? book=99 153
18. Урунтаева Г. А., Дошкольная психология, М., Академия, 2001
19. Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1990. Т 2.
20. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника.М., Педагогика, 1987
21. Якуба С. А., Особенности межличностного взаимодействия в общении детей дошкольного возраста в коллективе сверстников, Электронный ресурс. Режим доступа: http://sdetsad. ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/21
Приложение
Примеры дидактических игр, используемых в ДОУ Богданова Н. А., Игра как средство нравственного воспитания дошкольников. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/03/25/igra-ka-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov-0
" Жизнь в лесу"
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.
" Добрые эльфы"
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя):
Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.
Разыгрывается бессловесное действо
" Птенцы"
Воспитатель: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.
" Муравьи"
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
Пустое место (вариант народной игры). На сайте Н. Богдановой отмечено, что данная игра предложена З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой и по утверждению этих методистов способствует развитию нравственно-волевых качеств детей.
Особенности игры и ее воспитательное значение. Дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.
Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.
Описание игры и приемы ее проведения. " Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!" - обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:
Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить!
Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.