Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе даны разные трактовки ученых (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Баталов, С. Г. Вершловский, С. Ml Гладков, Ф. Hi Гоноболин, А. П. Волченко, К. М. Дурай-Новакова, Н. Д. Левитов, А. И Кочетов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Неклюдова, Bi П. Симонов, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) понятия «готовность к педагогической деятельности». В исследовании мы опирались на определение С. М. Гладкова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников
    • 1. 1. Социальное воспитание как педагогическое явление
    • 1. 2. Сущность и содержание готовности студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников
    • 2. 1. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников
    • 2. 2. Организация и содержание констатирующего этапа экспериментальной работы

    2.3 Экспериментальная работа по проверке педагогических условий эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников. Анализ результатов экспериментальной работы.

    Выводы по второй главе.

Формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования, происходящие в экономике, политике, общественной жизни России, создали ситуацию, когда старшие поколения не всегда способны передать устоявшуюся систему ценностей младшим, так как сами находятся в ситуации усвоения новых социальных норм, а молодое поколение россиян критически относится к ценностям прежней общественной системы и уже не приемлет ее устоев.

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели социального воспитания подрастающих поколений. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» отмечается, что «школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Надлежит повсеместно обеспечить равныйдоступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствиис их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной, принадлежности и состояния здоровья». Концепция выдвигает на первый план формирование у школьников социально значимых качеств: гражданской ответственности, правового, самосознания, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

С 2010 года в России действуют новые стандарты образования, в которых большое внимание уделяется вопросам воспитания. В стандартах сформулированы и новые цели школьного образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, ответственного, творческого и инициативного гражданина России.

В этой связи"особую значимость приобретает работа учителей по социальному воспитанию школьников, так как в последние годы воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях, особенно в ее социальном аспекте, ведется не на должном уровне. Из-за особенностей своей профессии учитель находится в центре социальных событий и зачастую в ситуации социального оценивания и морального выбора. Молодые специалисты в общеобразовательном учреждении сталкиваются с ситуацией осложнения воспитательного процесса в силу различных социальных причин: алкоголизма и наркомании в семье обучающихся, семейных конфликтов, межнациональной розни, социального расслоения. Анализ педагогической практики показал, что учителя испытывают трудности в организации социально-воспитательной работы с учащимися разного возраста, разного социального происхождения, не владеют достаточными теоретическими, методическими знаниями, практическими умениями и навыками социального воспитания подрастающего поколения.

Условием и предпосылкой эффективнойдеятельности общеобразовательных учреждений по социальному воспитанию подрастающего поколения является профессионализм учителей, обладающих высоким уровнем сфор-мированности социальной компетенции, необходимой для организации социально-воспитательной работы с учащимися. В связи1 с этим одной из важных задач педагогического вуза становится формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Исследованию вопросов социального воспитания подрастающего поколения посвящены труды современных ученых В. Г. Бочаровой, JI. Н. Бур-няшевой, М. П. Гурьяновой, И. Ф. Дементьевой, Р. Р. Лоскутовой, А. В. Муд-рика, В. А. Никитина, Л. Я. Олиференко, Н. П. Петровой, М. М. Плоткина, Н. М. Таланчука, А. В. Фатова, Ю. Н. Федорова, Н. Г. Шибаевой и др.

Проблемы социализации личности в обществе изучали Г. М. Андреева, В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, М. Л. Галагузова, И. С. Кон, А. И. Кравченко, А. В. Мудрик, Ф. А. Мустаева, Н. П. Петрова, М: И. Рожков и др.

Вопросы формирования социальной компетенции затрагиваются в исследованиях А. И. Арнольдова, В. И. Байденко, В. Г. Бочаровой, И. Ф. Дементьевой, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, О. М. Карпенко, Е. В. Коблянской, Е. Я. Коган, В. Н. Кунициной, О. Е. Лебедева, М. М. Плоткина, А. В. Хуторского, Ю. Н. Федорова, Н. Г. Шибаевой и др.

Различным аспектам формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности уделено внимание в работах О. А. Абдуллиной, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Баталова, С. Г. Вершловского, С. М. Гладкова, Ф. Н. Гоноболина, А. П. Волченко, А. И. Кочетова, Н. Ф. Неклюдовой, С. С. Салаватовой, Р. Д. Санжаевой, В. П. Симонова, А. И. Щербакова и др.

Особое значение для нашего исследования имеют работы, посвященные различным аспектам формирования готовности будущих учителей к деятельности в аспекте социализации учащихся и социальному воспитанию школьников (Г. А. Воронина, А: В. Исайко, Т. Г. Осипова и др.).

Анализ научной^литературы подтеме исследования показал, что, несмотря на многочисленные исследования по вопросам подготовки будущих учителей, проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников остается недостаточно изученной.

В ходе исследования были выявлены противоречия между:

— потребностью общества, и системы образования в учителях, обладающих высоким уровнем готовности к социальному воспитанию школьников и несоответствующим этой потребности, уровнем готовности у выпускников педагогических вузов;

— стоящей перед педагогическими вузами задачей повышения эффективности процесса формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников?

Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Объект исследования — система профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия эффективного формирования готовности, студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Гипотеза исследования — формирование готовности* студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников будет эффективным, если:

— разработаны критерии и показатели, позволяющие определять уровни сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников;

— теоретически обоснована и внедрена модель формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников;

— учитываются и последовательно реализуются следующие педагогические условия: 1) осуществление межпредметной интеграции* способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников- 2) вовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельность- 3) внедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников" — 4) накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность и содержание готовности студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

2. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформи-рованности готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

3. Разработать модель и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Методологической основой исследования являются: диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленностифилософское учение о социальной сущности человека, о роли гуманистических ценностей в его развитиисистемный, компетентност-ный, деятельностный, контекстный, аксиологический подходытеория механизмов социализации личности как субъекта собственной жизнедеятельности, отношений и преобразований среды.

Теоретическую основу исследования составили труды философов, психологов, педагогов, в которых разрабатывались: проблемы социального воспитания подрастающего поколения (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, JI. Е. Никитина, Mt М. Плоткин, В. Д. Семенов, Н. М. Таланчук, Г. Н. Филонов, Т. И. Шульга и др.) — вопросы формирования социальной компетенции обучающихся (В. И. Байденко, М. JI. Васин, Е. Н. Григорьева, Е. Н. Емелюшина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. Н. Ковалёва, И. Ю. Малькова, М. П. Черемных и др.) — теория профессиональной готовности к педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Баталов, С. Г. Вершловский, С. М. Гладков, А. П. Волченко, А. И Кочетов, Н. В. Кузьмина, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — вопросы формирования' готовности будущих учителей к деятельности в аспекте социализации учащихся и социальному воспитанию школьников (Г. А.

Воронина, А. В. Исайко, Т. Г. Осипова) — теории воспитания студенческой молодежи (Е. П. Белозерцев, О. В. Борисова, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, А. В. Фатов и др.) — теории деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Сироткин, Н. Ф. Талызин и др.).

В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование) — эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, контент — анализ, метод экспертной оценки) — математические (статистическая обработка данных исследования).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». На констатирующем этапе эксперимента приняло участие 246 студентовна формирующем этапе — 45 студентов факультета иностранных языков.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2004;2005 гг.) анализировались теоретические источники по проблеме исследования, происходило изучение практических аспектов профессиональной подготовки будущих учителей, определялись исходные теоретические параметры исследования, уточнялись задачи и методика экспериментальной работы. Был проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2005;2010 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по реализации в педагогическом процессе модели формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников ипроверке эффективности выявленных педагогических условий.

На третьем этапе (2010 г.) обрабатывались и обобщались результаты экспериментальной работы, были сформулированы основные выводы, полученные в ходе исследования, закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущностно-содержательная характеристика готовности студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников как профессионально-личностного образования, предполагающего владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, наличие положительноймотивации к социальному воспитанию школьниковсоциальной компетенции, опыта социально-воспитательной работы с учащимися, проявление активности в социально значимой деятельности—

— определены критериипоказатели сформированное&tradeготовности студентов к социальному воспитанию школьников: мотивационно-личностный (наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьниковсформированность социальной компетенции) — когнитивный (полнота теоретических, методических знаний в области социального воспитания школьников), практический (сформированность умений ш навыков социального воспитания школьниковналичие опыта социально-воспитательной работы с учащимисяактивность в социально значимой деятельности), охарактеризованы уровни сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников (наивысший, высокий, средний, низкий);

— разработана и реализована модель формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников, основанная на системном, компетентностном, контекстном, деятельностном, аксиологическом подходах;

— научно обоснованы и экспериментально подтверждены, педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников (осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьниковвовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельностьвнедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников" — накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе уточнена сущностно-содержательная характеристика готовности студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников, разработана модель и обоснованы педагогические условия эффективного формирования готовности студентов, педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.1 Результаты исследования^ могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования' заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал (научно-методические рекомендации «Формирование готовности студентов — педагогического вуза к социальному воспитанию школьников», программы спецкурса «Основы социального воспитания школьников», диагностическая программа изучения’уровней сформирован-ности готовности студентов к социальному воспитанию школьников) позволяют совершенствовать процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе высших и средних педагогических учебных заведений и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих системный, компетентностный, контекстный, деятельностный, аксиологический подходыанализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикекомплексным характером методики исследованиялогикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследованияпроведением констатирующего и формирующего экспериментовапробацией результатов исследованиярепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, а также опорой на личный педагогический опыт диссертанта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников — это профессионально-личностное образование, предполагающее владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыкамиорганизации этого процесса, наличие положительной мотивации к социальному воспитанию1 школьников, социальной компетенции, опыта социально-воспитательной работы с учащимися, проявление активности в социально значимой деятельности;

2. В качестве критериев и показателей сформированное&tradeготовности студентов к социальному воспитанию школьников определены: мотивацион-но-личностный (наличие: положительной мотивациик социальному воспитанию школьниковсформированность социальной компетенции), когнитивный (полнота теоретических, методических знанийв области социального воспитания школьников) — практический (сформированность умений и навыков социального воспитания' школьниковналичие опыта социально-воспитательной работы с учащимисяактивность в социально значимой деятельности). Типичные уровни (наивысший, высокий, средний, низкий) отражают сущностные изменения в формировании готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

3. Модель, формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников, основанная на системном, компе-тентностном, контекстном, деятельностном, аксиологическом подходах, включает следующие компоненты: цель, задачи*, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

4. Эффективность формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: 1) осуществлении межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников- 2) вовлечении студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельность- 3) внедрении в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников" — 4) накоплении у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

— посредством выступления автора на международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы методики преподавания английского языка" — (Чебоксары- 2006), «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования» (Казань, 2009) — всероссийских научно-практических конференциях: «Язык, литература и, межкультурная коммуникация» (Чебоксары, 2007), «Перспективы воспитательного процесса» (Челябинск, 2009) — ежегодных научно-практических конференциях, олимпиадах аспирантов ГОУ ВПО «Чувашский? государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;

— путем внедрения разработанных научно-методических материалов в педагогический, процесс ГОУ ВПО «Чувашский государственныйпедагогический университет им. И. Я: Яковлева».

Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором (всего 14 работ, общим объемом 3,79 п. л.).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Выводы по второй главе

Экспериментальная работа по формированию готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников проводился на первом, втором, третьем, четвертом, пятом курсах факультета иностранных языков 41 НУ им. И. Я. Яковлева.

Теоретически обосновав, на основе анализа научной литературы, обобщения массовой педагогической практики общую гипотезу нашего исследования, мы в экспериментальной части исследования осуществили ее проверку, уточнение, обобщение.

Мы установили, что эффективность формированию готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников значительно повысится, если:

1. Определены критерии и показатели сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников. Это: мотивационно-личностный критерий, его показатели (наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьниковсформированность социальной компетенции) — когнитивный критерий, его показатель (полнота теоретических, методических знаний в области социального воспитания школьников) — практический критерий, его показатели (сформированность умений и навыков социального воспитания школьниковналичие опыта социально-воспитательной работы с учащимисяактивность в социально значимой деятельности). В соответствии с критериями и показателями охарактеризованы уровни сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников: наивысший, высокий, средний, низкий.

2. Разработана и апробирована модель формирования' готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

3. Научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия: 1) осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников- 2) вовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально-значимую деятельность- 3) внедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников" — 4) накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

Результаты экспериментальной работы на основе полученных диагностических данных свидетельствуют о значительном повышении уровня сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников в экспериментальной группе к концу исследования по сравнению с контрольной группой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе настоящего исследования решалась проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников? Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом, ее недостаточной разработанностью в теории и практике профессионального образования.

Решение проблемы исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу понятий «социализация», «воспитание», «социальное воспитание», «готовность», «готовность к педагогической деятельности», «готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников».

В диссертации понятие «социальное воспитание» рассмотрено в неразрывной связи с базовыми категориями педагогики: «социализация» и «воспитание».

При характеристике понятия «социализация» мы руководствовались подходами А. И. Кравченко, А. В. Мудрика, Ф. А. Мустаевой, Н. П. Петровой, М. И. Рожкова. Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (Ф. А. Мустаева).

Мы придерживаемся мнений исследователей, указывающих, что воспитание выступает как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, и как регулятор основных отношений в обществе (М. И. Рожков).

В диссертации рассмотрены взгляды современных авторов (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Л. Н. Бурняшева, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, И. Ф. Дементьева, Р. Р. Лоскутова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. Я. Оли-ференко, Н. П. Петрова, М. М. Плоткин, Н. Ml Таланчук, А. В. Фатов, Ю. Н. Федоров, Н. Г. ШибаеваТ. И. Шульга и др.) на сущность понятия «социальное воспитание». Мы разделяем точку зрения А. В. Мудрика, который рассматривает социальное воспитание как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и ценностной ориентации человека.

Анализ научной литературы показал, что готовность является необходимым условием успешного выполнения деятельности, выступает как избирательная активность, настраивающая организм личности на будущую деятельность (С. Я. Батышев, А. Т. Короткович).

В работе даны разные трактовки ученых (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Баталов, С. Г. Вершловский, С. Ml Гладков, Ф. Hi Гоноболин, А. П. Волченко, К. М. Дурай-Новакова, Н. Д. Левитов, А. И Кочетов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Неклюдова, Bi П. Симонов, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) понятия «готовность к педагогической деятельности». В исследовании мы опирались на определение С. М. Гладкова, что феномен «готовность к педагогической деятельности» представляет собой сложное структурное образование, включает в себя осознание педагогического труда как главного смысла жизнидобросовестное и ответственное отношение к педагогической деятельностиспособность к самоотдаче в педагогической работе, стремление выполнять ее с позиций творческого подходасформированность устойчивых мотивов педагогической деятельности, наличие профессионально значимых качеств личности, профессиональных знаний, умений, навыков.

В диссертации мы опирались на исследования, в которых рассмотрены различные аспекты формирования готовности будущих учителей к деятельности в аспекте социализации учащихся и социальному воспитанию школьников (Г. А. Воронина, А. В. Исайко, Т. Г. Осипова).

Понятие «готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников» нами рассматривается как профессиональноличностное образование, предполагающее владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьников, социальной компетенции, опыта социально-воспитательной работы с учащимися, проявление активности в социально значимой деятельности. Содержание готовности представляет единство и взаимообусловленность мотивационно-личностного, когнитивного, практического компонентов.

Исходя из выделенных компонентов были определены критерии и показатели сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников: мотивационно-личностный критерий, предполагающий наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьников, сформированной социальной компетенциикогнитивный критерий, включающий теоретические и методические знания' в области социального воспитания школьниковпрактический критерий, показателями* которого являются умения и навыки социального воспитания школьников, наличие опыта социально-воспитательной деятельности, активность в социально значимой деятельности.

Дня обеспечения эффективности процесса формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников нами разработана и апробирована модель, которая включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат (рисунок 1).

Цель модели: формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников. Задачи: 1) на вводном этапе: повышение мотивации студентов к социальному воспитанию школьниковразработка диагностического комплекса для проверки уровня сформированности готовности к социальному воспитанию школьников у студентов- 2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование мотивационно-личностного, когнитивного, практического компонентов готовности студентов к социальном воспитанию школьниковотслеживание промежуточных результатов экспериментакорректировка изучаемого процесса- 3) на контрольно-заключительном этапе: контроль, анализ и оценка результатов эксперимента.

В модель были положены следующие принципы организации педагогического процесса: гуманизации образовательного процесса, личностной ориентации, системности и последовательности, сознательности и творческой активности, научности, связи обучения с жизнью, контекстности.

Цель и задачи исследования

определили содержание работы по формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников: теоретическая и методическая подготовка (дисциплины циклов ГСЭ, ОПД, СД) — внеаудиторная социально' значимая деятельность студентовспециальная подготовка (спецкурс «Основы социального воспитания школьников») — практическая педагогическая деятельность студентов.

В модели представлены формы обучения: лекции, семинары, консультации, самостоятельная, работа, написание рефератов и докладов, моделирование педагогических ситуаций, тренинги, деловые и ролевые игры, педагогическая практика и др. Формы воспитания: социальные проекты, акции, кураторские часы, субботники, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, беседы, вечера, встречи, дискуссии, дебаты, круглые столы и др.

В рамках исследования нами были использованы следующие методы обучения: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, проблемного изложения, исследовательский, мозговой штурм, деловая игра, беседа, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, дискуссия и др. Методы воспитания: методы формирования сознания личностиметоды организации деятельности и формирования опыта общественного поведенияметоды стимулирования поведения и деятельности и др.

Разработанная нами модель предполагает использование определённых средств: наглядных пособий (фотографии, таблицы, схемы, модели), технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор) — печатных материалов СМИ, научной и справочной литературыинформационных ресурсов сети Интернет, электронных презентаций и др.

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности — повышение уровня сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

Апробация разработанной нами модели формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников проходила в ходе эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». На факультете иностранных языков были выбраны экспериментальная (23 чел.) и контрольная группы (22 чел.). Эксперимент проходил с 2004 по 2010 год в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный.

На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялось массовое изучение студентов по проблеме исследованиябыли определены исходные уровни сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников у экспериментальной и контрольной групп.

Результаты диагностики-показали, что исходные уровни сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников у экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаковы (таблица 15).

Формирующий этап экспериментальной работы включал в себя апробацию разработанной модели и реализацию выявленных педагогических условий эффективного формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Первое условие предполагало осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию" готовности студентов к социальному воспитанию школьников. Мы учитывали потенциал изучаемых в педагогическом вузе общественно-гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин в формировании готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

В экспериментальной работе с преподавателями систематически проводились обсуждения вопросов актуализации социального аспекта в процессе преподавания дисциплины, обеспечения связей читаемой дисциплины с разделами, темами тех, в которых проблема формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников представлена полнее.

Обеспечение междисциплинарной интеграции в педагогическом процессе вуза способствовало созданию неразрывности, связанности, целостности процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Второе педагогическое условие — вовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельность. Внеаудиторная деятельность студентов экспериментальной группы, носила четко выраженную социальную направленность. Студенты принимали активное участие в акциях, социальных проектах, экологических субботниках, волонтерской деятельности, оказывали шефскую помощь и др.

Следующее педагогическое условие предполагало внедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников». В процессе реализации программы спецкурса студенты знакомились с основами теории социализации личности, социального воспитания подрастающего поколениясоциальными проблемами современностиособенностями системы организации социального воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях разного типаметодикой социального воспитания учащихся и спецификой ее организации во время прохождения педагогической практики, диагностикой социальной воспитанности учащихся. На занятиях спецкурса практиковалось проведение учебных дискуссий, тренингов, деловых и ролевых игр, микропреподавание, написание и защита рефератов по проблемам социального воспитания школьников, мини — сочинений, моделирование педагогических ситуаций, изучение и анализ передового опыта по проблеме исследования и др.

Четвертое педагогическое условие — накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики. Педагогическая практика студентов факультета иностранных языков проходила в восьмом семестре четвертого курса и девятом семестре пятого курса. Реализация данного педагогического условия в ходе прохождения студентами экспериментальной группы педагогической практики была направлена на развитие умений: изучать уровень сформированности социальной воспитанности у учащихсяотбирать, анализировать, синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями социального воспитания школьников, с учетом уровней воспитанности учащихсяпланировать, самостоятельно выбирать формы, методы, средства социального воспитания школьниковорганизовывать воспитательные мероприятия социальной направленностипрогнозировать результаты социально-воспитательной работы с учащимисяустанавливать педагогически целесообразные отношения со школьниками, учителями, классными руководителями, психологом, социальным педагогом. Методисты оказывали помощь студентам в планировании и проведении социально-воспитательной работы с учащимися, всесторонне анализировали используемый учебно-воспитательный материал социальной направленности на уроках и внеклассных занятиях, обеспечивали успех в педагогической деятельности студентов, способствовали накоплению у студентов опыта социального воспитания школьников.

Результаты эксперимента показали, что произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности готовности студентов к социальному воспитанию школьников экспериментальной и контрольной групп (таблица 15).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  2. , О. А. Педагогическая практика студентов / О. А. Абду-лина, Н. Н. Загрядкина. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Педагогика, 1981. — 147 с.
  4. , В. Преподаватель и студент : искусство общения / В. Айнштейн // Высшее образование в России. — 2000. — № 6. — С. 85−92.
  5. Актуальные проблемы социального воспитания: науч. — метод, бюллетень. М.: изд-во «АПН СССР», 1990. — № 6, — С. 67.
  6. , О. В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования / О. В. Акулова // Академические чтения, РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. — № -3. — С.' 45−60.
  7. , Ш. Размышления о гуманной педагогике / Ш. Амо-нашвили. М.: Просвещение, 1996. — 253 с.
  8. , Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворянина, Н. А. Кудрявцева — под общ. ред Б. Г. Ананьева. — М.: Педагогика, 2002. 335 с,
  9. Ю.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.
  10. П.Андреев, В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В. И. Андреев. М.: Народное образование, 1995.-243 с.
  11. , В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
  12. З.Андреева И. Н. Очерки социальной помощи в России (IX-начала XX века).— М.: МГПУ, 1996.-71 с.
  13. , Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов. / Г. М. Андреева. -М.: Наука, 1994. -219 с.
  14. , Е. А. Социальная роль и активность личности / Н. А. Ануфриев. М.: Высшая школа, 1971. — 184 с.
  15. , А. И. Живой мир социальной педагогики / А. И. Арнольдов. М.: ИПСР РАО, 1999. — 132 с.
  16. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.' — 386 с.
  17. , А. X. Психология личности / А. Г. Асмолов.' М.: МГУ, 1990.-480 с.
  18. , Ж. Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов : дис.. кан. пед. наук / Ж. Г. Атаянц М., 1994-С.34−38.
  19. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 241 с.
  20. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский: М.: Педагогика, 1982. -254 с.
  21. , JI. В. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов воспитательного учебного заведения. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. — 256 с.
  22. , В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарс-сон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сборник. М., 2002. — С. 43-^19.
  23. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании : к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−12.
  24. , Ю. Н. Диагностика социальной компетентности / Ю. Н. Байков, Д. Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. 2002. — № 6. -С. 12−18.
  25. , Н. Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе : дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Бекетова. Ярославль, 1996. — 179 с.
  26. , С. JI. Основы превентивной психологии / С. JI. Беличева. М.: РИЦК «Соц. здоровье России», 1994. — 221 с.
  27. , В. П. О критериях качества* подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 3−8.
  28. , С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // Информатика и образование. — 1999. — № 6. С. 21−27.
  29. Бим, И. Л. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования / И. Л. Бим, В. В. Сафонова, А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. № 5. — 2004. — С. 34−42.
  30. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, Л. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 2−9.
  31. , П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 270 с.
  32. , Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под редакцией Д. И. Фельдитейна. Воронеж: Институт практической психологии: НПО «Модэк», 1995. — 349 с.
  33. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещеряков, В. Л. Зинченко. СПб.: Еврознак, 2003. — 672 с.
  34. Большой энциклопедический, словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 1456 с.: ил.
  35. , Е. В. Личностно-ориентированное образование / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 6. — С.7—15.
  36. , Е. В. Ценностные ориентации личностно— ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995 — № 4.-С. 74−78.
  37. , Н. М. В пространстве воспитательной- деятельности / Н. М. Борытко — науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2007. 181 с.
  38. , В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова -М. :Аргус, 1994.-207 с.
  39. , X. Обучение социальной работе и социальной педагогике в Европе / X. Брауне, Д. Крамер // Школа социальных педагогов и социальных работников. М., 1991. — С. 3−49.
  40. , А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Бруш-линский. М., 1996. — 109 с.
  41. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Бурлачук. — СПб. и др.: Питер, 2007. — 687 с.: ил. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 655−665.
  42. , Л. Н. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы с учащейся молодежью / Л. Н. Бурняшева // Теоретические и методические исследования в области педагогики, психологии и гуманитарных наук.- Невинномысск: НГГТИ, 2002.- С. 29−39.
  43. , Л. Н. Опыт работы по развитию социализации и воспитанию личности / Л. Н. Бурняшева // Среднее профессиональное образование." 1997. № 1.- С.37—40.
  44. , Л. Н. Пути и методы студенческого воспитания / Л. Н. Бурняшева // Высшее образование в России. 2004. — № 7 — С. 80−86.
  45. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  46. , Е. Н. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку / Е. Н. Вишневская // Иностранные языки в средней школе. № 4. — 1988. — С. 23−28.
  47. , Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений. / Г. Н. Волков. М.: Academia, 1999. — 168 с. — (Высшее образование).
  48. , JI. Т. Диагностика социальных проблем / JI. Т. Волчкова, В. Н. Минина // Вестник Санкт Петербургского государственного университета № 13. (Сер.6). СПб., 1992. — 104 с.
  49. , Г. А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Г. А. Воронина: Барнаул, 2002 201 с.
  50. , Л. С. Педагогическая психология / под ред. и с по-слесл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — С. 145−146. — (Психология. Классические труды).
  51. , Л. С. Развитие высших психических функций : избранные труды. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1994. — 198 с.
  52. , М. А. Социальная педагогика : курс лекций / М. А Гала-гузова. М., 2000. — 416 с.
  53. , Н. В. Проектирование социального образования в вузе : концепция, модель, технология реализации: монография / Н. В. Гарашкина. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 228 с.
  54. , С. М. Готовность будущего специалиста к педагогической поддержке личности в учреждениях интернатного типа : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ С. М. Гладков. Балашов, 2005. — 169 с.
  55. Государственные образовательные стандарты в системе высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Фёдорова. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 2002. — 244 с.
  56. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — 341 с.
  57. , В.М. Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. М. И. Бодуэна де Куртене. в 4-х томах. — Т.2. — М.: Цитадель, 1998.- 1024 с.
  58. , В. Д. Чувашские исторические предания : очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века / В. Д. Дмитриев. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. — 446 с.
  59. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983.-340 с.
  60. , Д. Школа и общество / Д. Дьюи М.: Книгоиздательство «Работник просвещения», 1922. — 48 с.
  61. , М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  62. М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  63. , Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. —М.: Канон, 1995. — 352 с.
  64. , В. И. Основы социальной педагогики / В. И. Загвя-зинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков: под ред, П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
  65. , Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
  66. , И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя М.: Логос, 1999. — 384 с.
  67. , И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  68. , Д. Е. Исторический опыт социальной деятельности в России и Чувашии : учеб. пособие / Науч. ред. Т. HI Петрова. — Чебоксары: ЧФ МГСУ, 1999. 119 с. — Библиогр.: с. 114 — 119.
  69. , С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова.-Л: ЛГУ, 1974- 166 с.
  70. , Е. П. Мотивы и мотивация / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006.-512 с.
  71. , И. М. Молодежь и молодежная политика : философия, история, теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 694 с.
  72. , А. В. Диагностика готовности учителя к деятельности в аспекте социализации учащихся : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Исайко. Ростов н/Д., 1998. — 252 с.
  73. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник (под ред. Галагузовой М.А.) 544 с. {Учебное пособие для вузов} Галагузова М. А., Лушников A.M., Дорохова Т. С. М: Владос, 2000 г. — 544 с.
  74. , В. С. Концептуальные основы воспитания студентов / В. С. Кагерманьян, Л. И. Коханович // XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека: сб. тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф.
  75. Москва, 16−17 мая 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001.- 274 с.
  76. , В. В. Социализация молодежи : сущность, особенности, тенденции / В. В. Касьянов, Н. С. Слепцов, J1. В. Ревенко. Краснодар, 1994.-С. 73−74.
  77. , И. В. Система подготовки студентов к самореализации в условиях педагогической практики : дис.. канд. пед. наук / 13.0008 И. В. Кириллова. Саратов: 2003. — 203 с.
  78. , Н. В. Программы социально-психологического тренинга / Н. В. Клюева, М. А. Свистун. Ярославль: Содействие, 1992 — 66 с.
  79. , Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности : дисс. канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. СПб., 1995. — 236 с.
  80. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Знание, 1969.-372 с.
  81. Коджаспиров, Алексей Юрьевич. Формирование личностной готовности учащихся 10−12 лет к обучению в основной средней школе: дисс.. канд. Псих, наук: 19.00.07. М., 2005. — 241 с.
  82. , Я. С. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии / Я. С. Коломинский, Н. А. Березовин. — М.: Знание, 1977. -63 с.
  83. , М. С. Введение в социологию : учеб. для вузов / М. С. Комаров.-М.: Наука, 1994. С. 104.
  84. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989.-235 с.
  85. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон.-М.: Просвещение, 1979. -176 с.
  86. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: МГУ, 1988. — 134 с.
  87. , Н. И. Философский энциклопедический словарь / Н. И. Кондаков. -М.: Советская энцикл., 1983. 710 с.
  88. , В. Н. Социальная активность и пассивность личности / В. Н. Константинов. — Волгоград, 1990. 112 с.
  89. , С. В. Социолограмма профессии / С. В. Константинов // Высшее образование в России.-2004.-№ 11-С. 171−173.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. 2002 — № 4. — С. 3−31.
  91. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (вводимого в 1997—1998 гг.): проект // Высшее образование в России 1996. — № 4. -С. 18−22.
  92. , В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка / В. В. Копылова. М.: ACT, 2003. — 249 с.
  93. , В. В. Методология педагогического г исследования : по- -собие для педагогического исследования / В. В. Краевский. — Самара: СГПИ, 1994.-165 с.
  94. , Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. / Н. К. Крупская — под ред. А. М. Арсеньева и др. — М.: Педагогика. — 1980. — Т. 3. — 342 с.
  95. , Н. Г. Теория и практика формирования готовности студентов педагогического вуза к деятельности классного руководителя в сельской школе / Н. Г. Крылова, И. В. Павлов. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. — 224 с.
  96. Н. В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  97. , Е. Е. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего педагога : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1995.-18 с.
  98. , Т. И. Социальная защита студенчества : должное и сущее / Т. И. Кухтевич, Ю. И. Козырев, Л. А. Гегель // Социально-политические науки 1991 .-№ 10 — С. 104.
  99. , Н. Д. О психологическом состоянии человека /
  100. Н .Д. Левитов. -М.: Учпедизд, 1964. 158 с.
  101. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1975. — 328 с.
  102. , А. Н. Психологическая теория деятельности / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. 318 с.
  103. , И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 13−20.
  104. , Р. Р. Сотрудничество ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства / Р. Р. Лоскутова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе: сб. ст. -М., 2003.
  105. , Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности : дис.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Е. Г. Луковицкая. СПб, 1998. — 172 с.
  106. Молодежь в XXI веке: Социальное участие: материалы всероссийской научно-практической конференции 11−12 июля 2000 г / под ред. Р. М. Куличенко. Тамбов: ТГУ, 2000. — 201 с.
  107. , А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. -Пенза: ИПТС и ПРО, 1994. 171 с.
  108. , А. В. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик. М.: Сентябрь, 1997.-96 с.
  109. , А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик.- М.: Академия, 2004 304 с.
  110. Мудрик, А. BL Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенин. М.: «Академия», 2003. — 200 с.
  111. , Ф. А. Социальная политика на промышленном предприятии: Вопросы теории и практики / Ф. А. Мустаева. (Социальная политика и социология) // Социальная политика и социология. — 2004. — N 1. — С. 30−37.
  112. , П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. -XXVI, 360 с.
  113. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Первое сентября- 1999. № 78.
  114. , JI. Е. Социальная педагогика / JI. Е. Никитина. М.: Академический Проект, 2003. — 272 с.
  115. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: письмо Минобразования РФ от 02.04.2002. № 13−51−28/13// Библиотека журн. «Вестник образования». -2002.-№ 11.-С. 10−16.
  116. О программе модернизации педагогического образования. Приказ Минобразования России (с"приложениями) // Официальные документы в образовании. 2003. — № 23. — С. 51−86.
  117. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-462 с.
  118. , С. И. Толковый словарь русского языка : 72 500 сл. и 7500 фразеол. выражений. 2-е изд., испр. и доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азъ, 1994. — 908 с.
  119. , А. П. Воспитание мира в умах людей / А. П. Оконешникова // Народное образование. 1995. — № 8−9. — С. 60 — 65.
  120. , JI. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / JI. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М., 2002.-256 с.
  121. , Т. Г. Формирование готовности студентов к реализации функций социального воспитания учащихся средствами школьного курса истории, дис.. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / Т. Г. Осипова, Кострома, 2002.-261 с.
  122. , И. В. Формирование национального самосознания учащихся с опорой на национальные ценности / И. В. Павлов, В. И. Павлов // Известия Академии педагогических и социальных наук. М.: Модэк, 2008. -С. 488—493.
  123. , И. И. Воспитание гражданственности у учащихся / И. И. Павлова. М.: МПГУ им. И. А. Шолохова, 2007. — 688 с.
  124. , Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1989. — 276 с.
  125. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995.637 с.
  126. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  127. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред- Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.-497 с.
  128. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович — Допущено Министерством образования РБ. Минск: ТетраСистемс, 2002. — 544 с.
  129. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
  130. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 467 с.
  131. , Н.П. Содержание и формы социально-воспитательной работы в педагогическом университете: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. П. Петрова. Ростов-на-дону, 1999: — 240 с.
  132. , А. В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4. -С. 15−30.
  133. , М. М. Социальное воспитание школьников : монография / М. М. Плоткин. М.: ИПСР, 2003. — 200 с.
  134. , И. П. Педагогика : новый курс: учеб. для студ. пед. вузов. / И. П. Подласый. М.: ГИЦ «Владос», 1999 — 368 с.
  135. , В. М. Словарь по образованию и педагогике : более 2500 сл. ст. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  136. Профессиональная педагогика: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. и направлениям / под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, акад. РАО С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999 — 904 с.
  137. Психология самообеспечения безопасности: монография / Т. М. Краснянская — Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятигор. гос. лингвист, ун-т» Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — 235 с.
  138. , Г. Сравнительный подход к практической подготовке студентов к социальной работе / Г. Роджерс // Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы. М., 1997. — С. 150−170.
  139. , М. И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе : автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08/ М. И. Рожков. Казань, 1989 — 34 с.
  140. , М. А. Интегрированные тенденции в современном мире и социальный прогресс / М. А. Розов. М.: Моск. ун-т, 1989. — 222 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Сов. энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  142. Российская Федерация. Президент, об образовании: Федер. Закон Рос. Фед. от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 3.-Ст. 150.
  143. Российская Федерация. Совет рос. союза ректоров. О развитии образования в Российской Федерации: Постановление Совета Рос. Союза ректоров от 28 сент. 2001 г. // Вузовские вести. 2001. — № 20 (138). — С. 4.
  144. , С. JI. Основы общей психологии / Сост., авт. Ком-мент. И послеслов. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  145. , М. М. Кризис семьи как органа воспитания / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. -1915. — № 3.— С. 33−81
  146. , С. JI. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности / С. JI. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -Вып.2. — С 241−342.
  147. , Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. 2004. — № 4 — С.56−62.
  148. Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореферат дис. .докт. психол. наук. — Новосибирск: НГПУ, 1998. 68 с.
  149. , Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Се-левко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002. — 176 с.
  150. , М. Я. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Я. Сердюк. Киров, 2002 — 19 с.
  151. , М. Н. Методология и методика педагогических следований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  152. , В. В. Способы разрешения конфликтов / В. В. Скворцов. -М.: Просвещение, 1986.-285 с.
  153. , В. А. Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы // Наука и школа. 1998. — № 2. — С. 1427.
  154. , В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. 2004.l.-C. 43−49.
  155. , В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2. -С. 37−49.
  156. , В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  157. Словарь по педагогике (междисциплинарный): предназначен для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов. М. — Ростов н/Д.: Март, 2005. — 447 с.
  158. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / авт.-сост. JI. В. Мардахаев.- М.: Academia, 2002. — 365 с. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 354 356.
  159. , Н. Социология : пер. с англ / Н. Смелвер.* — М.: Прогресс, 1994.-688 с.
  160. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. -М.: 1995. -215 с.
  161. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. Баш, А. В. Боброва. М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
  162. Современный словарь по педагогике / под ред. Е. С. Рапаценич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  163. , Я. О межпредметных связях / Я. О. Соибов // Специалист. 1998. — № 6. — С. 8−10.
  164. , Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю. П. Сокольников. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  165. , Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. У. Солдатова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. -2003. Выпуск 6. — С. 60 — 78.
  166. , Т. Б. Общественно-педагогическое движение в России : история и современность / Т. Б. Соломина. М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1998. — 44 с.
  167. , О. И. Формирование готовности студентов университета к исследовательской деятельности (на материале обучения иностранному языку): дисс. На соиск. учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону. — 1987.
  168. Социальная педагогика / под ред. И. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  169. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Т. Бочаровой. — М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  170. Социальная педагогика / под ред. Ю. В. Васильковой, Т. А. Васильковой М.: Академия, — 2008. — 448 с.
  171. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В". Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. 2-е изд-е., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 325 с.
  172. Социальная работа / отв. ред. В. И. Зимняя. М., 1992. Вып. 3.: Общая характеристика обучения и подготовки социальных работников в Соединенном Королевстве. — М., 1992. — С. 2−140.
  173. Социальное качество российской молодежи на рубеже веков: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Теория и практика воспитат. работы в высшей шк.», 21—31 марта 2000 г. / под ред. Л. Г. Борисовой и др. Барнаул: Изд-во БГГГУ, 2000. — 154 с.
  174. Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского.-СПб. :СП6У, 1996.-460 с.
  175. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. -480 с.
  176. , В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский.-Киев, 1973.-287 с.
  177. , Н. М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергизма / Н. М. Таланчук. Казань, 1993.-263 с.
  178. , Н. М. Введение в неопедагогику : пособие для педагогов-новаторов /Н. М. Талачук. М.: АПН СССР, 1991. — 183 с.
  179. Теории личностей западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1996.-480 с.
  180. , Д. Социальное влияние : пер. с англ. / Д. Тернер. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с. (Концентрированная психология). — Библиогр.: с. 241.
  181. , Р. Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов / Р. Е. Тимофеева. Якутск, 1998. — 241 с.
  182. Типовое положение общеобразовательного учреждения: Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196
  183. Трудное начало школы. Дополнение к концепции общего среднего образования: проект / под ред. П. С. Лернер, С. Д. Ахапкин, 1 С. А. Астахов. М.: ВНИК — Школа, 1989. — 36 с.
  184. , Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: АНГВУЗ. ССР, 1961. — 210 с.
  185. , А. В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. 2005. -№ 16.-С. 62−66.
  186. , Ю.Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в условиях конструкторско-творческой среды : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. Н. Федоров. Тамбов, 2005. — 194с.
  187. , Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии.- 2003- № 6 —1. С. 7−16.
  188. , Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейи. М.: МПА, 1995. — 368 с.
  189. , Д. И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 12 с.
  190. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Энциклопедия, 1991.-241 с.
  191. , И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фришман. -М.: Академия 2001. 160 с.
  192. , И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Высш. шк., 1990.-576 с.
  193. , В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие. / В: Д" Шадриков. Mi: Логос, 1996. — 320 с.
  194. Шибаева, Н- F. Теоретические основы реализации потенциала иностранного языка в социальном воспитании: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / H.F. Шибаева. Кострома, 2003. — 198с.
  195. , Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1994. — 111 с.
  196. , Д. В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. В. Эльконин // Вопросы психология. 1971. — № 4. -С. 32−38.
  197. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: Методологические проблемы социальной психологии / В. А. Ядов. -М-: Наука, 1985.- 107 с.
  198. , П. М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  199. , Ю. В. Влияние учителя начальной школы на особенности формирования коллективных отношений учащихся // Личность и межличностные отношения в коллективе. Ульяновск, 1988. — С. 110−111.
  200. , Т. Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы : теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Т. Ф. Яркина. М.: ИПСР РАО, 1996. — 81 с.
  201. Argyle, М. The Psychology of Interpersonal Behavior / M. Argyle. -Penguin Books, 1974. 312 p.
  202. Brim, O. G. Socialization after childhood: two essays /О. G. Brim, S. Wheeler. -New York: John Wiley, 1966. P. 112−180.
  203. Curti, M. The social Ideas of American Educators / M. Curti., Ottowa, 1966.-368 p.
  204. Gicldings, F. The theory of socialization. N. Y., 1897. — 222 p.
  205. Maslow, A. H. Towards a Psychology of Being. Second edition. -N. Y.: Grove Press, 1971.-240 p.
  206. , Т., Bales R. «Family, socialization and interaction process. -Glencoc: Free Press, 1955. P. 48−52.
  207. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven // Oxford. 1984. — 243 p.
Заполнить форму текущей работой