Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения информатики в условиях среднего специального учебного заведения: На примере специалиста учетно-экономического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1996;1998 гг.) изучалось и обобщалось состояние проблемы в теории и практикепроводилось изучение и анализ педагогической, психологической, естественнонаучной, специальной литературы по теме исследованияанализировались нормативные документы в областях образования и бухгалтерского учетаизучался опыт педагогической практики по проблеме обучения информационным технологиям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально — экономические и психолого-педагогические особенности организации профессиональной подготовки студентов ССУЗ к использованию информационных технологий
    • 1. 1. Направления развития информационных технологий и их влияние на профессиональную деятельность специалистов экономического профиля
    • 1. 2. Основания проектирования и характеристика модели специалиста экономического профиля
    • 1. 3. Подходы к отбору содержания подготовки студентов в области информатики
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Проектирование методической системы обучения студентов информатике и информационным технологиям
    • 2. 1. Структура и содержание программы курса «Информатика» для студентов экономического профиля ССУЗ
    • 2. 2. Организация методической системы обучения информатике в процессе профессиональной подготовки студентов
    • 2. 3. Дидактические условия реализации методической системы подготовки студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. Реализация методики организации профессиональной подготовки студентов к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности
    • 3. 1. Формирование у студентов практических навыков работы с информационными технологиями
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики
  • ВЫВОДЫ

Методика организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения информатики в условиях среднего специального учебного заведения: На примере специалиста учетно-экономического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими процессами, которые имеют место в нашей стране, в частности, переходом к рыночным отношениям, высокой конкуренцией предприятий, широкой компьютеризацией и информатизацией всех сфер профессиональной деятельности. В свою очередь, данные процессы затрагивают проблемы активного использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов учетно-экономического профиля.

Важнейшими качествами специалиста-бухгалтера, обеспечивающими его трудоустройство и социальную защищенность, становятся профессиональная мобильность, конкурентоспособность, профессиональная компетентность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Все это определяет специфику и особенности профессионального образования, возлагает определенную ответственность на средние специальные учебные заведения, призванные обеспечить необходимый уровень информационной культуры и компетентности у будущих специалистов среднего звена в области использования информационных технологий посредством совершенствования содержания предмета «Информатика» и методики его реализации.

Теоретический потенциал для решения исследуемой проблемы заложен в трудах Н. М. Александровой, Н. Е. Астафьевой, Ю. К. Бабанского, М. П. Барболина, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, В. В. Краевского,.

B.C. Леднева, И. Я. Лернер, В. Н. Максимовой, М. П. Сибирской, М.Н. Скат-кина, и др., раскрывающих методологические и теоретические основы организации педагогического процесса в профессиональной школев работах.

C.А. Бешенкова, А. Л. Денисовой, А. П. Ершова, В. Я. Извозчикова, Е. И. Машбиц, В. М. Монахова, Е. А. Ракитиной, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Н.Ф.

Талызиной Г. А. Шешериной и др., по вопросам методологии проектирования и использования информационных технологий в обучении.

Однако в педагогических исследованиях вопросы совершенствования содержания и методики обучения информатике в процессе профессиональной подготовки экономиста-бухгалтера среднего звена не нашли своего полного системного рассмотрения. Необходимость данного исследования обусловлена возникающими противоречиями между современными социально-экономическими условиями, изменениями «поля профессиональной деятельности» (А.П. Беляева) будущих специалистов и задачами профессиональной подготовки студентов в предметной области «Информатика», в частности:

• между требованиями общества к профессиональной подготовке специалиста-бухгалтера, повышением уровня автоматизации процессов сбора, хранения, обработки и передачи учетно-экономической информации и реальным уровнем его профессиональной обученности в области использования информационных технологий;

• между объективной потребностью формирования у студентов определенных качеств личности, универсальных способностей, позволяющих осуществлять различные виды деятельности в пределах имеющихся специализаций и существующей практикой обучения информатике, недостаточно учитывающей общенаучные методы работы с информацией, специфическую направленность на будущую профессиональную деятельность специалистов;

• между уровнем теоретической разработанности содержания предмета «Информатика» и дидактическим обеспечением процесса преподавания в средних специальных учебных заведениях.

Все вышесказанное обусловило выбор данной темы исследования, проблема которого заключается в определении теоретических и методических подходов к организации профессиональной подготовки студентов учетноэкономического профиля средних специальных учебных заведений в предметной области «Информатика».

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения информатики в условиях среднего специального учебного заведения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов среднего специального учебного заведения.

Предмет исследования — методика организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения информатики в условиях среднего специального учебного заведения.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профессиональной подготовки студентов учетно-экономического профиля среднего специального учебного заведения в процессе изучения информатики будет эффективным, если:

• проведено теоретическое обоснование основных направлений развития информационных технологий во взаимосвязи с профессиональной средой и содержанием профессионального поля деятельности специалистов учетно-экономического профиля;

• разработана модель специалиста-бухгалтера, отражающая профессионально — квалификационные характеристики, социально-экономические, научно-технические и психолого-педагогические требования к профессиональной подготовке студентов в предметной области «Информатика»;

• определена структура и произведена систематизация содержания предмета «Информатика» в соответствии с его целями и задачами, а также с учетом специфики профилирующих дисциплин и профессиональной деятельности бухгалтеров;

• обоснована и разработана модель методической системы обучения информатике с учетом специфики профессиональной подготовки студентов учетно-экономического профиля;

• определены дидактические условия и механизмы реализации методики организации профессиональной подготовки студентов в предметной области «Информатика», обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности и поэтапное формирование практических навыков работы с информационными технологиями.

Задачи исследования.

1. Раскрыть перспективные направления развития информационных технологий и определить их влияние на профессиональную деятельность специалистов учетно-экономического профиля.

2. Разработать модель — акмеограмму специалиста-бухгалтера с учетом специфики профессиональной деятельности специалиста учетно-экономического профиля.

3. Выявить основные принципы и закономерности профессиональной подготовки студентов в предметной области «Информатика».

4. Определить структуру и разработать содержание программы предмета «Информатика» для студентов учетно-экономического профиля средних специальных учебных заведений.

5. Разработать теоретическую модель методической системы обучения информатике в процессе профессиональной подготовки студентов.

6. Обосновать дидактические условия реализации методической системы подготовки студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

7. Разработать методику формирования у студентов практических навыков работы с информационными технологиями.

8. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются тенденции социально-экономического развития общества и научно-технического процесса, концептуальные положения, выработанные в философии, педагогике, психологии, теории систем, информатике. В своем исследовании мы опирались на:

• нормативную и учебно-программную документацию: законы Российской Федерации «Об образовании», «О бухгалтерском учете», Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, квалификационную характеристику специалиста со средним специальным образованием бухгалтера и др.;

• концепции информатизации науки, техники, общества, образования (Н.Е. Астафьева, Б. С. Гершунский, А. Л. Денисова, А. П. Ершов, B.C. Лед-нев, В. М. Монахов и др.);

• методологию и теорию профессионального образования, управления процессом профессиональной подготовки (Н.М. Александрова, Н. Е Астафьева, М. П. Барболин, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. Н. Максимова, Л. Г. Семушина, М. П. Сибирская, А. Г. Соколов и др.);

• положения о деятельности, ее видах, теории познания, формирования личности, становления профессионала (А.Н. Аверьянов, Г. Н. Александров, Л. Г. Антипова, А. П. Беляева, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.B. Петровский, Л. Г. Семушина, А. Д. Урсул, Ф.В. Шарипов);

• теории системного и личностно-деятельностного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, интеграции и дифференциации, взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования, активизации и интенсификации обучения (Ю.К. Бабан-ский, А. П. Беляева, Н. Е Кузнецова, В. Н. Максимова, М. И. Махмутов и др.);

• информационные теории обучения, положения о сущности информационных технологий (В.Ф. Кочуров, О. И. Кочурова, А. Я Лернер, Е.И. Маш-биц и др.) — f.

• теоретические основы оценочно-критериальной системы контроля качества знаний и статистической теории контроля знаний (В.П. Беспалько, И. А. Ивлиева, В. Н. Максимова, В. П. Симонов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• теоретические: сравнение и обобщение достижений отечественной и зарубежной педагогикианализ и синтез методологической, научно-технической, психологической, дидактической и методической литературы по проблеме исследованиямежотраслевой и междисциплинарный анализсравнение, прогнозирование, моделирование, изучение нормативной и учебно-программной документации;

• эмпирические: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, собеседование, тестирование, педагогический эксперимент;

• статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследовательская работа осуществлялась на базе кооперативного техникума Тамбовского облпотребсоюза. Исследование проводилось в три этапа с 1996 по 2000 годы, в целом экспериментом было охвачено около 700 студентов.

На первом этапе (1996;1998 гг.) изучалось и обобщалось состояние проблемы в теории и практикепроводилось изучение и анализ педагогической, психологической, естественнонаучной, специальной литературы по теме исследованияанализировались нормативные документы в областях образования и бухгалтерского учетаизучался опыт педагогической практики по проблеме обучения информационным технологиям и использования их в процессе профессиональной подготовкипроводилось анкетирование руководителей и специалистов предприятий различных форм собственностиразрабатывалась гипотеза исследованияопределялись информационная среда будущей профессиональной деятельности специалистов, этапы профессиональной деятельностиразрабатывалась модель специалиста-бухгалтеравыявлялись закономерности профессиональной подготовки. Проводился констатирующий этап эксперимента. Составлялась программа формирующего эксперимента, определялись формы, методы и сроки его проведения.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) определялись методические подходы к организации процесса обучения студентов информатике и информационным технологиямразрабатывалась структура и производился отбор содержания модульной программы предмета «Информатика» с учетом специфики будущей деятельности специалистов и междисциплинарной интеграцииопределялись подходы к организации методической системы обучения, анализировались ее основные компонентыисследовались дидактические условия реализации методической системы. Разрабатывалась методика формирования у студентов практических навыков использования информационных технологий, определялись формы контроля. Внедрялась разработанная программа предмета «Информатика" — осуществлялась корректировка гипотезы, методики и программы исследованияпроводился первый этап формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) проводился второй этап формирующего экспериментаосуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов, их обобщениеопределялись и апробировались критерии оценки эффективности разработанной методики обучения. Осуществлялись статистическая и математическая обработка, систематизация и обобщение экспериментальных данных. Формулировались выводы по исследованиюзавершилось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• на теоретическом, методическом и прикладном уровнях выполнена постановка и решение проблемы разработки и реализации методики профессиональной подготовки специалистов учетно-экономического профиля, в частности, бухгалтеров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности- • выявлены перспективные направления информатизации профессиональной деятельности специалистов учетно-экономического профиля в зависимости от основных видов деятельности, обеспечивающие создание информационной системы предприятия;

• разработана акмеограмма специалиста-бухгалтера, учитывающая объективные характеристики труда бухгалтера, профессионально важные качества его личности, акмеологические инварианты;

• определено содержание модульной программы предмета «Информатика» с учетом профессиональной направленности деятельности бухгалтеров и дидактических принципов: диагностической целенаправленности, научности, модульности, объективности, технологизации, преемственности общеобразовательного и профессионального образования, внешней и внутренней дифференциациисконструирована структура теоретического и практического модулей программы;

• определена взаимосвязь общепрофессиональных дисциплин с предметом «Информатика»;

• разработана модель методической системы обучения информатике на основе системного и модульного подходов, принципов индивидуализации, профессиональной направленности, проблемностиопределены специфические особенности организации методической системы, дидактические условия ее реализации;

• разработана методика формирования у студентов практических навыков работы с информационными технологиями.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• разработана методика обучения информатике студентов учетно-экономического профиля средних специальных учебных заведений, позволяющая интенсифицировать профессиональную подготовку и повысить результативность учебного процесса;

• подготовленные автором: программа предмета «Информатика», учитывающая профессиональную направленность студентов, комплекс методических рекомендаций к практическим занятиям, индивидуальные контрольные задания по темам, лекционный курс, могут быть использованы в практической работе учреждений начального и среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации инженерно-педагогических работников.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель методической системы обучения информатике с учетом специфики профессиональной подготовки студентов учетно-экономического профиля.

2. Акмеограмма специалиста-бухгалтера.

3. Содержание программы предмета «Информатика» для специалистов учетно-экономического профиля среднего специального учебного заведения.

4. Методика формирования практических навыков у студентов в области использования информационных технологий.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались на педагогических советах, заседаниях методического совета и цикловых комиссиях математических и естественно — научных дисциплин, бухгалтерского учета и аудита кооперативного техникума Тамбовского облпотребсоюза (1996;2000 гг.). Основные теоретические положения диссертационной работы докладывались на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (1998;2000 гг.), 2-й научно-практической конференции «Информатизация образования в регионе» (Тамбов, 1998 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Черноземье-98» (Воронеж, 1998 г.), Всероссийской научной конференции «Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России (Москва, 1999 г.), Международной научно-методической конференции «Научные основы преподавания финансово-кредитных и учетных дисциплин» (Москва, 1999 г.), научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития прикладных знаний при обучении экономическим и юридическим дисциплинам» (Тамбов, 1999 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы кооперативного техникума Тамбовского облпотребсоюза и Нового экономического техникума г. Тамбоваприняты за основу Центральным учебно-методическим кабинетом Центросоюза Российской Федерации при составлении программы дисциплины «Математика и информатика» для средних специальных учебных заведений потребительской кооперации. Учебное пособие «Информатика и информационные технологии в подготовке специалиста экономического профиля», изданное в 2-х частях, рекомендовано ЦУМКом Центросоюза РФ распространения и использования в учебном процессе среди средних специальных учебных заведений потребительской кооперации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

делал, выводы.

Способность правильно оценивать свои возможности, не бояться попробовать себя на более широком поле деятельности.

Нрав Вежливость, Моральная активСоциальноНеуживчиственные приветливость, ность ценностный комвость, замкчерты уживчивость, плекс гуманистинутость, грухарактестремление к обСтремление к соческих идей для бость, разра щению с людьми трудничеству творческой самодражительразвивающейся ность, бесче.

Человечность, Демократизм, толичности бухгалловечность, доброта, готовварищество, готовтера несдержанность прийти на ность к взаимопоность, нетерпомощь коллегам мощи пимость к людям.

КоммуникаТерпимость к колбельность легам, Моральная пассивность.

Чувство собстПрофессиональвенного достоинная гордость, увеНеразумства ренность в себе ное самолюбие, нетребо.

Совестливость, Требовательность вательность к разумное самолюк себе и к своей деясебе, небие тельности, нетерпискромность мость к недостаткам.

Скромность, Отсутствие простота, самоСтремление к сасовести, такдисциплина мосовершенствовата, терпимонию сти к недос.

Честность, таткам коллег правдивость, исМоральная чистокренность, прямота Лживость, та непорядоч.

Трудолюбие ность, неак.

Порядочность, куратность развитая и чуткая Добросовестность, совесть обязательность Не способность соблю.

Бережливость Предприимчидать служебвость, деловитость, ную дисцип.

Вежливость, инициативность, целину, признауважительность, леустремленность вать свою витактичность ну.

Терпимость к кри;

Начитанность тике, правильная реНе способакция на нее ность соблю.

Аккуратность дать свои.

Способность раслужебные.

Опрятность, зумно оценил" реобязанности, умение одеваться зультаты проделанобязательстне броско, не выной работы ва, обещания чурно, соответствовать обстановке Обходительность, предупредитель;

Сдержанность ность.

ОтветственСпособность бесность прекословно выполнять требования служебной дисциплины.

Умение отвечать за свои поступки, при необходимости признавать свою вину.

Способность выполнять обещания, не подводить коллег.

ВоЦелеустремСтремление к Самоанализ, Несамолевые ленность разработке тактисамооценка в простоятельчерты ческих и стратегицессе профессионость, неорхарактеУверенность в ческих целей бухнальной деятельганизованра своих силах и возгалтерского учета ности ность, несобможностях ранность, не.

Дотошность Постоянный уверенность в.

СамостоятельУсидчивость, рапоиск, овладение своих возность ботоспособность инновационными можностях подходами.

ОрганизованРешительность, Лень, неность, собранность смелость в форме усидчивость оправданного эко;

Самообладание, номического риска Нерешивыдержка тельность, не.

Упорство в довеспособность к.

Способность дении начатого деразумному регулярно занила до конца, исполриску маться спортом, нительность следить за своим Не исполздоровьем Выполнять всю нительность работу вовремя,.

Умение не реаукладываться в усНе способгировать на негатановленные сроки ность уклативные факторы дываться в.

Не допускать поставленные.

Объективность ошибок, справлятьсроки, медлися с работой любой тельность.

Способность сложности сосредоточиться Не способна работе даже Настойчивость ность сосрепри наличии доточиться, внешних отвлеПлотное испольбезошибочно кающих факторов зование рабочего работать дня, правильное.

Твердость хараспределение сил Не умение рактера и времени слушать людей.

Умение слуСпособность шать других всегда находить Равнодувремя и возможшие к качест.

Постоянная раность выполнять ву своей работа над собой любое задание как боты можно лучше, по;

Пунктуальказывать высокое ность, точность, качество работы, четкость действовать решительно, без промедления, координировать свои действия с действиями других работников.

ЭмоОптимизм, бодРазумная доверПсихологичеПессимизм, циорость, веселость чивость ская близость к вялость нальные своей профессиочерты ДоброжелаОтносительная нальной деятельНедоброжехарактетельность удовлетворенность ности лательное отра успехами в работе ношение к лю.

Не обидчидям вость, не раздраСпособность не жительность проявлять мягкоИзлишняя телость при приобидчивость,.

Способность нятии решений раздражительбыть всегда споность, вспылькойным и уравноУмение не пачивость вешенным никовать, не пасовать перед трудноНеудовле.

Способность стями творенность испытывать расвоей професдость от общения Способность сией с коллегами быть хладнокровным и решительПаникерстным во, не способность владеть своими эмоциями, чувствами при принятии решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философская категория и реальность. — М.: Мысль, 1976.- 146 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методические проблемы. — М.: Политиздат, 1985 — 263 с.
  3. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, — 1998. С. 95−180.
  4. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста / В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехнич. Музее/ НИИВО. — М.: Знание, 1984, С. 69−90.
  5. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. Ин-т профтехобразования РАО. — СПб, 1997. С. 46−108.
  6. В.Е., Антипова Л. Г. Исследование проблемы формирования профессиональных интересов у учащихся профтехучилищ III Педагогические основы формирования профессиональных интересов учащихся профтехучилищ. Л., 1983.-15 с.
  7. A.A., Барабанщиков A.B. Педагогическая модель компьютерной сетиII Педагогическая информатика. — 1995. -№ 2. — С.75−78.
  8. Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 6−45.
  9. Л.Г. Дидактический материал по электротехнике / Под ред. В. А. Полякова. Ташкент, 1977. С. 10−18.
  10. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994. — 228 с.
  11. Н.Г. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации/ Под общ. ред. А. П. Беляевой. Изд-во ИПКРО, СПб, Тамбов, 1997. — 175 с.
  12. Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях (теоретико-методологический аспект) / Под общ. науч. ред. А. П. Беляевой. — СПб. — Тамбов: Изд-во ИПКРО, 1997. — 124 с.
  13. Н.Е., Хахутаишвили М. Ш. Тенденции и основные направления развития информатизации довузовской подготовки специалиста-бухгалтера.// Научно-методический ж-л ТОИПКРО «Образование в регионе». Прил. к вып. II. — Тамбов, 1998, С. 33−36.
  14. Ю.К. Закономерности обучения// Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.-С. 154−161.
  15. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.- 180 с.
  16. М.П. Методологические основы развивающего обучения. — М.: Высш. шк., 1991.-С. 148−200.
  17. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: А.П.О., 1995. — 394 с.
  18. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. -М.: Высш. шк., 1991. — С. 10−25.
  19. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., Радом, 1996.- С. 21−28.
  20. А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального обучения. //Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр./ ВНИИпрофтехобразования. — Л., 1989. — с. 24−38.
  21. А.П. Принципы профессионального обучения //Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях/ Под общ. ред. А. П. Беляеваой. — СПб., 1995. — 229 с.
  22. М.А. О системном продходе к проектированию методического обеспечения, учитывающего личностную типологизацию участников учебного процесса: Сб. науч. трУ/НИИпрофгехобразования АПН СССР. — Л., 1992. — С. 29−40.
  23. М.Н. Теория и методика интеграции естественно-научных и профессионально-технических дисциплин в профтехучилищах. — Челябинск, 1986. — 250 с.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем// Методы системного педагогического анализа/Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л., 1980. -136 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика. — 1989. -192 с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  27. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. — М., 1973. -124 с.
  28. И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Знание, 1969. — 92 с.
  29. В.И., Ивлиев М. К., Шахурин В. Г. Автоматизированные системы управления в кооперативной торговле: Учеб. пособие для кооп. вузов. — М.: Экономика, 1982. — 168 с.
  30. Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М., изд. Советская энциклопедия, 1972. — т.8. — 630 с.
  31. Е.А. Информатизация управления. (Социально-экономический аспект). -М.-Финансы и статистика, 1990 — 224 с.
  32. Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике. (Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах.) — М.: Либерея, 1998.-С. 11−106.
  33. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 208 с.
  34. М.Г., Семушина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей шкрлы: монография /Под общ. Ред. Действительного члена МАН ВШ А. П. Чернышева — М.: НИИВО, 1994 — 136 с.
  35. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ /Информационная система-т профтехобразования РАО. — СПб., 1994.- 119 с.
  36. Д.М. Организация и управление. — М., 1972. -120 с.
  37. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. -264 с.
  38. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» (по отраслям) — М., 1997.
  39. В.В. Образовательная технология: от приема до философии// Директор школы. 1996. № 4. — 112 с.
  40. В.В. Оценка, рейтинг, тест// Школьные технологии. — 1998. -№ 3. — с. 32. Диагностика как фактор развития образовательной системы: Учеб. пособие/ Под ред. В. Н. Максимовой. — СПб., ЛОИУУ, 1995. — 80 с.
  41. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.
  42. Г. С., Сопин В. И. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профтехучилищах. — СПб., 1992. -116 с.
  43. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис.док. Пед. наук. — М., 1994. — 34 с.
  44. Диагностика уровня компьютерной грамотности педагогических кадров на персональной ЭВМ: Методические рекомендации. — Л.: АПН СССР, 1990. — 68 с.
  45. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы: Учеб. пособие. — СПб.: — 1995. — С. 126−140.
  46. В.П. Теоретические основы внедрения телекоммуникаций в образование/Психол. Ин-т РАО. — М., 1995. -12 с.
  47. Н.Б. Методические рекомендации по организации тестового контроля качества знаний студентов. — Курск, 1992. -29с.
  48. Н.И. Педагогические основы системы производственного обучения //Проблемы дидактики производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1978. -С. 95−115.
  49. Л. Д., Серяков Ю. М. Совершенствование содержания профессиональной подготовки рабочих в средних профтехучилищах строительного профиля. — М.: Высш. шк., 1987. — С. 38−98.
  50. А.П. От компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.
  51. B.C. Технология профессионального обучения. — СПб., 1993 г.
  52. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школею -М., 1981.-242 с.
  53. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  54. Н.Ф. Социально-педагогический подход к разработке концепции интенсивных технологий профессионального обучения./ Сб. науч. тр. науч.-исслед. ин-т проф. тех. образ. — СПб. — 1992. — С. 19−25.
  55. М.К. Разработка тестовых заданий и автоматизированный контроль знаний: Учебное пособие. — М.: ЦУМК Центросоюза, 1999. — С. 3−24.
  56. И.А. Критерии оценки педагогических технологий// Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования/Под ред. X. Беднарчика. — СПб. — Радом — 1995. — С. 65−68.
  57. И. А. Методологотеорегические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки / Под научной редакцией академика РАО, д.п.н., проф. А. П. Беляевой. — СПб. — 1998. — С. 84−95.
  58. В.А. Новые информационные технологии обучения.: Учеб. пособие. -СПб., — 1991.-120 с.
  59. В.А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1988. — 238 с.
  60. Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы//Вопросы психологии. -1986. -№ 2. — С. 138−148.
  61. Т.А. Педагогика. — М., 1984. — С. 23−51.
  62. Информатика в статистике: Словарь-справочник. — М.: Финансы и статистика, 1994. — 208 с.
  63. Информатика: Учебник/ Под ред. Проф. Н. В. Макаровой. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 786 с.
  64. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 352 с.
  65. М.В. Формирование рынка информационных продуктов и услуг: Дисс. канд. эконом, наук. — М. — 1998. — С. 108−132.
  66. П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. — М.: Экономика, 1996. — С. 9−13.
  67. Д.Л. Организационно-педагогические условия внедрения компьютерных технологий обучения в начальном профессиональном учебном заведении: Дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, — 1998. — С. 3−45.
  68. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1982. -224 с.
  69. З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — 2- изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 256 с.
  70. H.A. Содержание интегративного курса «Основы информатики и программирование» в ССУЗ (на примере специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»): Дисс. канд. пед. наук. — Казань, -1997-С. 20−78.
  71. Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1984.
  72. А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
  73. В.Я. Бухгалтерский учет. На основе налогового кодекса. — М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. — С. 37−84.
  74. О.И. Компьютерная бухгалтерия для всех. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс». 1996. — С. 350−361.
  75. Компьютерная обработка учетной информации: Учебное пособие для кооперативных учебных заведений / Б. И. Орлов, О. В. Жигалов — М.: ЦУМК Центросоюза РФ, ч. I, И, 1992.
  76. Компьютерная обработка учетной информации: Учебное пособие для кооперативных учебных заведений / Б. И. Орлов, О. В. Жигалов — М.: ЦУМК Центросоюза РФ, ч. I, II, 1992.
  77. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие/Под ред. C.B. Назарова. — М.: Финансы и статистика, 1995. -248 с.
  78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984.
  79. Концепция информатизации образования. //Информатика и образование. — 1990. — № 1. — С. 10−18.
  80. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения/Под ред. Я. А. Ваграменко. — М.: РОСЦИО, 1992. — 23 с.
  81. Т.П. Операторы АРМ — новая профессия школьника.//Информатика в рабочих профессиях. — М., 1990. -130 с.
  82. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. — М., 1977. — С. 52−57.
  83. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. — Политиздат, 1989. -479 с.
  84. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. / Под общ. ред. чл.-кор. РАО, д.п.н., проф. А. П. Беляевой. — С.-Петербург: Бохум, 1994, -79 с.
  85. А.А. Новая информационная технология и обучение информатике/ЯТроектирование новых информационных технологий обучения. -М., 1991.-С. 31−43.
  86. Н.Е., Липанова И. А. Комплексный адаптивный подход к компьютеризации обучения студентов// Актуальные проблемы дидактики химии. — Кралов Градец: ГАУДЕАМУС., 1997. — С. 62−72.
  87. Ч. Основы общей дидактики. / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш. шк., 1989. — 368 с.
  88. В.Н. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы//Педагогическая информатика. — 1993. № 1. — С. 72−88.
  89. B.C. Структура педагогической науки/ Пед. технология. Вып. 1 -М., 1991.
  90. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- с. 29
  91. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. -96 с.
  92. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  93. B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. — 1994 г. -№ 1. — С. 30−52.
  94. В.Н. Организация учебно-воспитательного процесса как управляемой системы./консп. лекц. — С-Петербург, 1991 г. — С. 25−62.
  95. А.Е., Чепуренко Г. П. Новые информационные технологии в системе методов активного обучения в ИУУ. — СПб., 1993. — 19 с.
  96. Е.К. Перестройка учебного процесса на сонове концепции активного овладения специальностью (АКОС), новых информационных технологий. — М., 1990. -18 с.
  97. А., Таиров О., Труш В. Физиолого-гигиенические аспекты использования персональных ЭВМ в учебном процессе//Информатика и образование. — 1987. -№ 4. — С. 79−80.
  98. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  99. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. д.э.н., проф. З. П. Румянцевой, д.э.н., проф. H.A. Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 432 с.
  100. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ. / А. П. Беляева, С. Я. Баев, JI.B. Савельева и др.- Под ред. А. П. Беляевой. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 16−122.
  101. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании образования в средних профтехучилищах/Под ред. А. П. Беляевой. — М., 1979. -240 с.
  102. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. — СПб., 1992 г.
  103. А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика//Информатика и образование. — 1987. № 6. — С. 49−53.%
  104. Е.А. Требования к разработке стандартизированного дидактического теста//Специалист, 1996. -№ 3. — С. 31−33.
  105. ИЗ. Михайлычев Е. А. Требования к разработке стандартизированного дидактического теста//Специалист, 1996. -№ 4. — С. 28−33.
  106. Д., Джонсон Р. Компьютер-творец. — М.: Мир, 1987. — 57 с.
  107. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. — JI.: ЛГУ, 1984.
  108. H.H. Человек, среда, общество. — М., 1982. -132 с.
  109. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. — М., 1991. — С. 4−30.
  110. В.М. Основные аспекты использования информационной технологии обучения в совершенствовании методической системы обучения. -М. Высш. шк., 1987. -102 с.
  111. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения в школе//Сов. педагогика. — 1990. — № 7. — С. 17−22.
  112. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр./ Всесоюз. науч.-исслед. ин-т проф.-тех. образ./Редкол. А. П. Беляева, JI.B. Савельева, С. А. Скулябина. — Л., 1989. — 112 с.
  113. Л.А., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. — М., 1989.
  114. A.M. Процесс и методы формирования общетрудовых умений. — М.: Высшая школа, 1986. — 9 с.
  115. О государственном образовательном стандарте. Сб. нормативных правовых документов. / Сост. П. Ф. Анисимов, В. Н. Антонов, Т. Д. Барер и др. // Под ред. П. Ф. Анисимова. — М.: Науч.-произв. центр «Профессионал», 1998. -190 с.
  116. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — С.-Петербург- Воронеж: ВИПКРО, 1995. С. 28−205.
  117. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. — Казань, 1997.
  118. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. — М.: Высш. шк., 1972. — 504 с.
  119. Основы современных компьютерных технологий / Под ред. А. Д. Хомоненко. — Санкт-Петербург: Корона принт, 1998. — 448 с.
  120. Персональный компьютер: Школьная энциклопедия / Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков, Д. Е. Шапошников. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  121. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высш. шк., 1984. — 150 с.
  122. Подготовка техников в новых экономических условиях/ Под ред. С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского. — М.: Профессиональное образование, 1994. — 375 с.
  123. И.М. Педагогика: Учебн. Пособие. — М.: Гуманит. изд. Центр Владос, — 1999. — 574 с.
  124. В.М. Дидактические вопросы оценки системы знаний: Дис.канд. пед. наук. — М., — 1970. — с. 16.
  125. В.М. Критерии качества фундаментальных педагогических исследований// Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований. — М., 1981.
  126. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах/Под общ. Ред. А. П. Беляевой. — СПб-М.:Высш. шк., 1991.-160 с.
  127. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях// Под ред. А. П. Беляевой. — СПб., Ин-т ПТО РАО, 1995. — с. 34.
  128. Психология развивающейся личности /Под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. — 260 с.
  129. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  130. Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Тамбов, 1997 г. -24 с.
  131. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. // Информатика и образование. -1991. № 4.-С. 18−25.
  132. В.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Дисс. канд. пед. наук. — М., — 1997. — С. 76−142.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  134. И.Е. Проектирование личностно-ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург., 1998, С. 69−77.
  135. Л.Г., Стамболцян В. О., Зырянов В. А. и др. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. Из опыта работы средних специальных учебных заведений. — М., 1991
  136. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. Пособие. -М.: Высш. школа, 1990.
  137. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. // Учебное пособие. СПб. -1995 г. — С. 68−80.
  138. В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность/Сов. педагогика. — 1994. № 4. — С. 30−34.
  139. В.П. Педагогический менеджмент. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 184 с.
  140. H.H. Содержание образования в средних профтехучилищах и технических училищах //Проблемы дидактики теоретического обучения. — М.: Высш. шк., 1978. — С. 44−65.
  141. .Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении. — Л.: ЛГПИ, 1980.-60 с.
  142. А.Г. Особенности педагогической деятельности мастера производственного обучения по воспитанию учащихся профтехучилищ / ВНИИпрофтехобразования. — Л., 1972. — 39 с.
  143. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. -Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. — 231 с.
  144. М.В. Все об Intranet и Inernet. — М.: ЭЛИОТ, 1998. — С. 11−35.
  145. Ю.И. Сознание и самосознание. — М., 1984. — С. 11−16.
  146. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса//Знание. — 1997. № 11. — 63 с.
  147. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике: Справ, пособие для СПТУ / В. В. Зотов, Ю. Н. Маслов, А. Е. Пядочкин и др. — М.: Высш. шк., 1989. — 191 с.
  148. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты/ Под ред. А. Н. Тихонова. — М.: Вита-пресс, 1998. — 346 с.
  149. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года.
  150. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  151. М.Ш. Методические требования к информационной подготовке специалиста-бухгалтера.// Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции «Черноземье-98». — Воронеж: ВОИПКРО, Bill У, 1998. — С.237−238.
  152. М.Р. Интеграция науки. — М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  153. Д.В. Хозяйственные операции в Компьютерной бухгалтерии 7.5: Задачи, решения, результаты: Учебное пособие. — М.: КомпьютерПресс, 1999. — 544 с.
  154. В.В. Тесты в системе контроля обученности учащихся// Независимая аттестация обучающихся и государственные образовательные стандарты: Материалы науч.-практ. конф.- СПб., 1996. — С. 23−25.
  155. Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. — 704 с.
  156. В.А., Прасолова В. П. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебн. Пособие для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 10−82.
  157. Г. А. Информационная технология обучения специальному предмету на основе применения инструментально-программных средств: Дис. канд. пед. наук. — СПб., 1995. — 189 с.
  158. В.Л., Андрющенко Р. С. Рейтинговая система оценки достижений студентов в учебном процессе.// Сов. педагогика. — 1990. № 6. — С. 19−21.
  159. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Российское пед. агенство, 1998. — 354 с.
  160. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. -Педагогика. — 1993. — № 2 — С. 66−70.
  161. Экономика профессионально-технического образования. Проблемы эффективности. — М.: Высш. шк., 1982. — 231 с.
  162. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник/Г.А. Титоренко, Н. Г. Черняк, Л. В. Еремин и др.- Под ред. В. П. Косарева, А. Ю. Королева.-Изд. 2-е, перераб. И доп. -М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 7−48
  163. Энциклопедия профессионального образования. / Под ред. С. Я. Батышева. -М, АПО. 1998. — том 1, 568 с.
  164. Энциклопедия профессионального образования. / Под ред. С. Я. Батышева. -М., АПО. 1999. — том 2, 440 с.
  165. Энциклопедия профессионального образования. / Под ред. С. Я. Батышева. -М., АПО. 1999. — том 3, 488 с.
  166. Becker G.S. Economic Theory. — N.-Y., 1971.
  167. Denison E.F. Why Growth Rates Differ: Postwar Experience in Nine Western Countries. — Washington, D.C.: Brooking Institution, 1967.
  168. Schultz T.W. The Economic Value of Education. — New York: Colambia University Press, 1963.
Заполнить форму текущей работой