Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, как свидетельствует практика войск и в вузов, а также проведенное исследование, данной проблеме уделяется недостаточно внимания, необходимость изучения мотивации учения и организации работы по ее формированию практически не учитывается. Командный и преподавательский состав, обучая и воспитывая будущих офицеров, не всегда ставит задачи выявить их побуждения, анализировать отношение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
    • 1. Историко-теоретический анализ проблемы профессиональных мотивов
    • 2. Теоретические основы мотивации учения в ввузе
    • 3. Анализ мотивации учения курсантов военно-учебных заведений ПВО
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВВУЗОВ ПВО
    • 1. Экспериментальная программа формирования профессиональной мотивации учения у курсантов
    • 2. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной мотивации учения у курсантов
    • 3. Динамика развития профессиональной мотивации учения у курсантов на различных курсах обучения
    • 4. Анализ влияния профессиональной мотивации на эффективность учения курсантов
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ПВО
    • 1. Организация учебно-воспитательной работы по формированию устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов
    • 2. Повышение педагогического мастерства преподавателей ввуза по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов. 3. Самоформирование профессиональной мотивации учения курсантами

Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Надежное обеспечение обороноспособности страны в современных условиях, происходящие в Вооруженных Силах реформы, профессионализация армии требуют от военно-учебных заведений подготовки высокопрофессиональных, квалифицированных офицерских кадров. Сложность и принципиальная новизна проблем военного строительства в условиях реформирования заставляют военно-педагогические кадры искать новые пути повышения качества подготовки будущих офицеров, оптимизации педагогического процесса в вузах.

Для того чтобы офицеры, составляющие костяк Вооруженных Сил и являющиеся гарантом реформ в армии и на флоте, могли успешно выполнять функциональные обязанности в войсках, необходимо уже в период обучения в ввузе обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовленности. Одним из условий качественного решения данной задачи является наличие у курсантов устойчивой, профессиональной мотивации учения, оказывающей значительное влияние на его эффективность. Это обусловлено:

Во-первых, знание системы мотивов учения, выступающих важнейшей де-терминантой учебной активности, позволяет судить о субъективной значимости для курсанта учения, прогнозировать его результативность на различных курсах, организовывать и проводить работу по переформированию мотивации в социально желательном направлении, глубже понять личность курсанта, как объекта педагогического процесса;

Во-вторых, мотивация выступает как реальный «двигатель» учебной деятельности курсантов и мощный регулятор их поведения, характеризует их с содержательно-деятельностной, функциональной стороны и, в конечном счете, определяет степень их социальной зрелости;

В-третьих, сформированная у курсантов в ввузе устойчивая профессиональная мотивация учения в перспективе является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствованию профессиональных качеств в процессе офицерской службы;

В-четвертых, как свидетельствует практика войск и в вузов, а также проведенное исследование, данной проблеме уделяется недостаточно внимания, необходимость изучения мотивации учения и организации работы по ее формированию практически не учитывается. Командный и преподавательский состав, обучая и воспитывая будущих офицеров, не всегда ставит задачи выявить их побуждения, анализировать отношение к учению, понять какой личностный смысл они вкладывают в него, во имя каких целей учатся. Об отношении курсанта к овладению профессией судят по оценкам, фиксирующим успеваемость по предметам обучения, не учитывая социальную ценность мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Такой подход нельзя признать правомерным, поскольку, как показывает практика, отсутствие учета мотивации является одной из причин отчислений курсантов и ухода молодых офицеров из Вооруженных Сил, что в свою очередь приводит к бесполезному расходованию государственных средств;

В-пятых, значимость изучения и формирования мотивации учения курсантов ввузов обусловлена и изменившимися социально-экономическими условиями в обществе, и происходящими в Вооруженных Силах реформами, так как предыдущие исследования относятся к дореформенному периоду.

Следует особо отметить, что применительно к высшим военно-учебным заведениям ПВО проблема мотивации учения курсантов не рассматривалась.

Актуальность проблемы мотивации учения курсантов, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертации.

В качестве объекта исследования рассматривается процесс подготовки офицера-инженера в высшем военно-учебном заведении ПВО.

Предметом исследования является мотивация учения курсантов ввузов ПВО и деятельность командно-преподавательского состава по формированию у курсантов устойчивой профессиональной мотивации учения.

Цель исследования заключается в разработке теоретических и практических основ системы формирования устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО для повышения эффективности подготовки будущих офицеров.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Проведение историко-теоретического анализа проблемы мотивации.

2. Выявление сущности, содержания, структуры и функций мотивов учения курсантов в высших военно-учебных заведениях ПВО.

3. Разработка и экспериментальное исследование основ системы формирования устойчивой, профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО.

4. Определение основных путей совершенствования системы формирования профессиональной мотивации учения в высшем военно-учебном заведении ПВО.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуты предположения:

1. Ведущими мотивами учения курсантов являются утилитарные (личностные) мотивы, связанные с получением лично значимых результатов, выгод и профессиональные мотивы, связанные со стремлением овладеть профессией офицера-инженера.

2. Более высоких результатов в учении достигают те курсанты, у которых ведущими побуждениями являются профессиональные мотивы.

3. Качество подготовки офицерских кадров для войск ПВО повысится, если теоретически разработать и, в ходе педагогического процесса в ввузе, практически реализовать систему формирования устойчивой, профессиональной мотивации учения у курсантов.

Методологическую основу исследования составляют:

1. Положения философии о законах развития и познания природы, общества и мышления, о сущности психики, о научном подходе к изучению предметов, явлений и процессов действительности.

2. Методологические принципы психологии и педагогики — принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, активности.

3. Важнейшие положения отечественной науки о социальной сущности личности, о формировании и развитии ее в деятельности.

Теоретическую базу исследования составляют:

Положения психологии и педагогики о сущности обучения и воспитания, о факторах формирования личности, концепция личнскл^снчюциально-деятельносгаого подхода, теоретические исследования проблем мотивации учения.

Исследовательская и экспериментальная работа проводилась с 1996 по 2000 год на базе Санкт-Петербургского высшего училища радиоэлектроники ПВО, Московского высшего училища радиоэлектроники ПВО, Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО и имела три взаимосвязанных этапа.

Первый этап исследования включал в себя: изучение и обобщение литературных источниковопределение степени разработанности проблемывыбор объекта и предмета исследованияразработку программы и методики исследованияподготовку необходимых материалов и документации для его проведения.

На втором этапе осуществлялось дальнейшее углубленное изучение проблемы, а также проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у курсантов профессиональной мотивации учения в экспериментальных подразделениях.

Третий этап включал: анализ, обобщение и систематизацию полученных в ходе исследования данныхсопоставление результатов экспериментальной работы с теоретическими выводамипроверку эффективности деятельности в соответствии с системой работы командного и преподавательского состава по формированию у курсантов профессиональной мотивации учения. На данном этапе осуществлялось оформление исследовательского материала.

Для решения задач исследования использовалась комплексная методика, представляющая совокупность следующих основных методов: а) контент-анализб) опросв) индивидуальные беседыг) наблюдениед) эксперименте) анализ результатов деятельности.

Общий объем проведенной работы характеризуется следующими данными:

— изучено и проанализировано 132 литературных источника;

— опросом охвачено более 400 курсантов 1−4 курсов Санкт-Петербургского, Московского, Ярославского высших училищ ПВО и 30 экспертов из числа командного и преподавательского состава;

— в экспериментальной работе приняли участие 2 учебных взвода Санкт-Петербургского ВУРЭ ПВО;

— проведено более 150 индивидуальных бесед.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, строгой логикой проведения эксперимента, в соответствии с целями и задачами исследования, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки, проверкой теоретических и практических выводов в ходе исследования, апробацией полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности содержания, классификации и функций мотивов учения курсантов высшего училища противовоздушной обороны.

2. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной мотивации учения у курсантов: мотивы учения, отношение к избранной профессии, цели учения, активность в процессе обучения, академическая успеваемость, выполнение служебных обязанностей.

3. Экспериментальная программа работы командного и преподавательского состава ввуза ПВО по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов, включающая: совершенствование учебно-материальной базы педагогического процессаорганизацию жизни и деятельности в ввузеповышение психолого-педагогической компетенции и активности командно-преподавательского составамероприятия по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов.

4. Пути совершенствования системы работы командного и преподавательского состава по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем:

1) определены содержание и специфика мотивации учения в высших военных училищах противовоздушной обороны;

2) формирование профессиональной мотивации учения курсантов представлено как система, сформирована ее модель;

3) практически осуществлена и проанализирована система работы командно-преподавательского состава ввуза по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов;

4) определены основные направления ее совершенствования в соответствии с задачами строительства профессиональной армии.

Практическая значимость исследования в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности педагогического процесса в ввузе. Результаты исследования позволяют преподавателям, командирам более эффективно организовывать и проводить работу по подготовке офицерских кадров для Войск ПВО.

Апробация теоретических положений, выводов и рекомендаций осуществлялась путем проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и оценке эффективности системы работы командного и преподавательского состава по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов в военных училищах ПВО.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования обсуждались на учебно-методических сборах командно-преподавательского состава училища, заседаниях предметно-методических комиссий училища, в ходе военно-научной конференции ГАВС (1994 г.), третьей межвузовской научно-методической конференции (1999 г.), научно-педагогической конференции «Педагогические и информационные технологии: опыт, проблемы, поиск нового» (1999 г.), нашли отражение в публикациях автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Санкт-Петербурском высшем училище радиоэлектроники ПВО. Материалы исследования были учтены при организации педагогического процесса в СПВУРЭ ПВО, филиале ВУ ПВО использовались преподавателями в ходе учебных занятий и командирами подразделений в воспитательной работе.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по главе.

Профессиональная мотивация учения курсантов представляет собой динамическое образование. Она формируется как специально организованными, комплексными воздействиями субъектов педагогического процесса, так и условиями жизни и деятельности в ввузе, наблюдаемыми в них примерами.

Изучение и формирование профессиональной мотивации учения у курсантов — это две неразрывные составляющие одного процесса. Более реальное представление о мотивах учения курсанта можно получить именно в процессе работы по формированию у него побуждений к учебной деятельности.

Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов необходимо понимать не как преподнесение курсанту готовых, извне задаваемых мотивов и целей, положительных эмоций, а как создание условий совместной деятельности субъектов и объектов педагогического процесса, в которых бы профессиональные мотивы и цели складывались, осознавались и развивались, в процессе активной деятельности самого курсанта.

Основными направлениями работы преподавательского состава по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов являются: повышение авторитета, уровня педагогической культуры педагогацелесообразный отбор и построение учебной информациинаглядность ее представленияактивное использование технических средств обученияприменение групповых форм работы курсантов на учебных занятиях, обучающих игрправильная педагогическая оценка учебной деятельности курсантовформирование полного мотивационного цикла на каждом учебном занятии.

Организуя и осуществляя деятельность по формированию профессиональной мотивации учения у курсантов, командирам подразделений необходимо обратить внимание на такие направления как: организация службы, быта и отдыха в подразделении в соответствии с требованиями общевоинских уставовобеспечение личного примера командира подразделения, офицеров курса в выполнении служебных обязанностейвоспитание курсантов на традициях Вооруженных Сил Россиипланирование и проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненнымиформирование у курсантов практических навыков будущей профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной мотивации учения, наряду с деятельностью командиров и преподавателей, включало и активную работу самих курсантов по самоформированию профессиональных мотивов учебной деятельности. Она состояла из четырех взаимосвязанных блоков: самопознания, самопланирования, осуществления курсантами деятельности по самоформированию, самоконтроль, самооценку и самокорректирование. Самоформирование курсантами профессиональной мотивации учения осуществлялось под руководством преподавателей и командиров подразделений.

Практические рекомендации.

1. В интересах повышения качества подготовки офицерских кадров предложить разработанную автором систему для внедрения в ввузах противовоздушной обороны.

2. В военно-учебных заведениях ВС РФ активизировать научные исследования по проблеме изучения и формирования мотивации учения курсантов.

3. Командирам подразделений, преподавательскому составу ввузов целесообразно при планировании и проведении учебных занятий, воспитательной работы предусматривать мероприятия по формированию у курсантов профессиональной мотивации учения.

4. В библиотеках ввузов постоянно пополнять и обновлять основной фонд литературных источников, необходимых курсантам для активной, самостоятельной учебной деятельности.

5. При проведении рейтинговой оценки выпускников целесообразно учитывать уровень сформированности у них профессиональной мотивации учения.

6. В ходе изучения деятельности молодых офицеров анализировать влияние сформированной в ввузе профессиональной мотивации учения на качество выполнения ими служебных обязанностей.

7. При аттестации преподавателей целесообразно учитывать их подготовку в области формирования профессиональной мотивации учения у курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М., 1980.
  2. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1980., Т.2. С. 128−268.
  3. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу//Вопр. психол. 1973. № 4.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М., 1980. 368 с.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М., 1976.
  6. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М., 1985. 173 с.
  7. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
  8. В.П., Татур Ю. Г. системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144 с.
  9. Л.И. Личность и ее формирование детском возрасте. М., 1968.
  10. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  11. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопр. психол. 1976. № 6.
  12. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психол. 1979. № 2.
  13. Большая советская энциклопедия. 3-е издание М., 1974.
  14. .С. К изучению смысловой сферы личности// Вест. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1981. № 2.
  15. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе// Вопр. психол. 1973. № 5.
  16. Н.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. 144 с.
  17. А.А., Бакшаева Н. А. Трансформация мотивов в контекстном обучении//Вопр. психол. 1997. № 3.
  18. В.К. Теория деятельности и проблемы мотива-ции//А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983.
  19. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  20. Военная педагогика и психология: Работа преподавателя по развитию познавательной активности курсантов. Л: ЛВВПУ ПВО, 1983. 35 с.
  21. Военная психология и педагогика. М., 1995.
  22. B.C. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности сту-дентов//Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980.
  23. Л.С. Педагогическая психология// Под ред. В. В. Давыдова. М.,-1991.
  24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития//Под ред. Д. Б. Эльконика. М., 1981. 157 с.
  25. .И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопр. психол. 1984. № 4.
  26. О.В., Шатуновский В. К. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М., 1990. 191 с.
  27. Е.А., Сахань Л. В., Тихонович В. А. Формирование разумных потребностей личности. Социальный и психологический аспекты. Киев, 1984.
  28. В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М., 1991. 192 с.
  29. М.И. Психология высшей военной школы. М., 1979.
  30. О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб., 1998.
  31. В.Ф. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности будущих офицеров. Минск: МВИЗРУ, 1976. 158 с.
  32. В.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М., 1979.
  33. В.Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей вуза: теория и практика. М., 1987. 195 с.
  34. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  35. .В. Теория личности К.Левина. М., 1981.
  36. К. Эмоции человека. М., 1980.
  37. В.А. К сущности волевого поведения//Психол. журн., 1985. Т.6. № 3.
  38. В.А. Формирование побуждения к действию// Вопр. психол., 1985., № 3.• 39. Иванчук Н. В. Потребности социалистической личности. М., 1986.
  39. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
  40. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996.
  41. А.Г. Психология личности. 3-е издание М., 1970.
  42. В.И. К проблеме мотивов// Психол. журн. 1981.Т.2.№ 1.
  43. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки// Психол. журн. 1982. Т.З. № 6.
  44. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  45. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Д., 1977.
  46. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1983.
  47. В.А. Формирование профессионально важных качеств у курсантов училища федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  48. В.М. Учебное телевидение. М., 1990. 184 с.
  49. Кузьмин :на Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  50. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.54 с.
  51. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов// Психол. журн. 1996. № 4.
  52. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций М, 1971.
  53. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  54. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 220 с.
  55. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т. М, 1983.
  56. Р.У. Мотивационная теория эмоций// Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  57. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984. 444 с.
  58. Г. Д., Платонов К. К. Психология. М., 1964.
  59. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  60. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения// Вопр. психол. 1984. № 4.
  61. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  62. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  63. И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 1987. 175 с.
  64. А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты. М, 1982.
  65. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  66. В.П. Особенности влияния комплексного применения технических средств обучения на результативность учебно-познавательной деятельности студентов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979. 21 с.
  67. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  68. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности.// Вопр. психол. 1982. № 3.
  69. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопр. психол. 1987. № 5.
  70. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. М., 1957. Т.2.
  71. Л.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  72. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л., 1984.
  73. Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов. Автореф. дисс.. канд. пед наук Л, 1979.
  74. К. Психология влечений человека. М., 1971.
  75. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1982.
  76. Основы вузовской педагогики/ Под ред. Кузьминой Н. В. Л., 1972.
  77. О.И. Эмоциональные компоненты мотивации// Формирование интереса к учению у школьников. М., 1986.
  78. Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  79. Перспектива развития военно-педагогической теории и практики подготовки военных специалистов. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Л: ЛВВПУ ПВО, 1992. 106 с.
  80. Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об эстетических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904.
  81. В.А. К психологии активности личности// Вопр. психол. 1975. № 3.
  82. Практическая психология образования/ ПодредИВ. Дубровиной М, 1997.
  83. Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979.
  84. .Ф. Функция выбора основа личности// Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969.
  85. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе/ Под ред. Кузьминой Н. В. Л., 1976.
  86. Психология. /Под ред. А. А. Крылова. М., 1998. 584 с.
  87. Психология и педагогика в высшей военной школе/ Под ред. Барабан-щикова А.В. М., 1989. 366 с.
  88. С.К. Потребности общества и потребности личности// Проблема потребностей в этике и эстетике. Л., 1976.
  89. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельносга студентов// Высш. образ, в России. 1998. № 4.
  90. С.Л. Основы психологии. М., 1935.
  91. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  92. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  93. C.JI. Основы общей психологии. В 2 т., М., 1985.
  94. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.
  95. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987.
  96. П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций)//Вопр. филос. 1981. № 5.
  97. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971. 206 с.
  98. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. 82 с.
  99. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: межвузовский сборник. Вып.5/Под ред. А. А. Крылова, Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во ЛГУ. 1985. 119 с.
  100. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  101. В.В., Мелетичев В. В. Использование традиций Вооруженных Сил России в деле подготовки и воспитания офицерских кадров. СПб: филиала ВУ ПВО, 1999.
  102. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  103. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М, 1990.191 с.
  104. А.А. Доминанта. М., Л., 1966.
  105. К.Д. Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т.10.
  106. А. А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  107. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М., 1966.
  108. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров./Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1982. 246 с.
  109. Формирование учебной деятельности студентов./Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
  110. X. Мотивация и деятельность: в 2 Т., М., 1986.
  111. Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М., 1988.
  112. Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей учебно-воспитательной деятельности// Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  113. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  114. Ю.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов и процесс ее развития// Сб. научн. Статей ВПА им. В. И. Ленина. № 44. 1990.
  115. А.Ф. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего инженера. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984.
  116. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981.
  117. В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 1988.• 119. Юшкова Л. Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представления о целях обучения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1988.
  118. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  119. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988.
  120. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества// Проблемы научного творчества в современной психологии. М, 1971.
  121. М.Г. Психология в XX столетии. М., 1971.
  122. Atkinson J.W., Birch D. The dynamics of action. N.Y. 1970.
  123. Buck R. Human motivation and emotion. N. Y., 1976.
  124. Heckhausen H. Achievement motivation and its constructs: A cognitive model. Motivation and Emotion. N. Y., 1977. V.I.
  125. Kuhk J. Integrating cognitive and dynamic approaches //J.Kuhl, J.W. Atkinson (Eds.) Motivation, thought and action: Personal and situational determinants. N.Y., 1986.
  126. Kuhl J., Atkinson J.W. Motivational determinants of decision time// J. Kuhl, J.W. Atkinson (Eds.) Motivation, thought and action: Personal and situational determinants. N.Y., 1986.
  127. Lewin K. A dynamic theory of personality: Selected papers. N.Y., 1935.
  128. Mc.Clelland D.C., Atkinson J.W., Clark P.A., Lowell E.L. The achievement motive. N.Y., 1976.
  129. Mc. Douglas W. Outline of psychology. N.Y., 1923.
  130. Wiener B. Human motivation. N.Y., 1980.
Заполнить форму текущей работой