Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки
В возможностях развития общекультурной компетентности, в воспитании духовной культуры и нравственного воспитания в учебном процессе, особенно велика роль уроков музыки. Структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели, урокаформирование общекультурной… Читать ещё >
Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки Доклад на кустовом МО Учитель музыки: Куприенко И.Е.
Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Целью школьного образования в области общекультурной компетентности является: — достижение уровня общекультурной компетентностью достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирование способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры.
Общекультурная компетентность-круг вопросов, по которым, учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием, опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно—нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов.
В возможностях развития общекультурной компетентности, в воспитании духовной культуры и нравственного воспитания в учебном процессе, особенно велика роль уроков музыки. Структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели, урокаформирование общекультурной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из задач уроков музыки — это воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре своего народа и народов мира, научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления учащихся, на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
Урок музыки включает в себя активное слушание в процессе которого учащихся знакомятся с творчеством русских, советских, зарубежных композиторов, с интересом изучают биографии композиторов, делятся музыкальными впечатлениями, учатся высказываться о музыке.
Наиболее понятными и близкими ребятам композиторами становятся Чайковский — бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека, воспевающим свою Родину, в своих лирических сочинениях.
Римский-Корсаков-композитор сказочник, положивший в основу своих произведений сказки великих писателей, таких, как А. С. Пушкина «Сказка с царе Салтане», «Руслан и Людмила» .
Бетховен — предстает перед ними прежде всего, как автор музыки сильной, героической .
Бах-основоположник органной музыки. Музыка Грига завораживает детей своей таинственностью, любовью к природе родного края.
Прокофьев — воспринимается ребятами, как композитор, в чьей музыки воплощен мир детства. Слушая симфоническую сказку" Петя и волк", дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра.
Слушая фрагменты оперы «Иван Сусанин» — великого русского композитора Глинки, у учащихся развивается чувство патриотизма, любовь к своей Родине. Слушая произведения этих и других композиторов, учащиеся расширяют свой кругозор, развивают познания в области мировой художественной культуры. общекультурный компетентность урок музыка На уроках музыки учащихся знакомятся, с понятием" опера" ," балет", дирижер, оркестр, инструменты духового, симфонического оркестра, группы инструментов, входящие в состав того или иного оркестра.
Широкие возможности для развития ОКК учащихся на уроках музыки отводится теме" Музыка моего народа". Дети разучивают русские народные песни, распевки, потешки — в которых глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой правды, мудрости и красоты полны русские народные песни, в которых отразилась вся культура, быт, традиции, обычаи, русского народа. В них вложен талант и ум, традиции русского народа. Из песен учащихся узнают о жизни народа, его труде и быте, обычаях и традициях русского народа. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, любовь к родной природе.
Инструменты русского народного оркестра, история их создания, звучание которых учащихся слушают на уроках музыки, иммитируя игру на инструментах, выполняя пластическое интонированиеразвивают общекультурную компетентность и духовную культуру учащихся .
На уроках музыки, в разделе музыкально-двигательное деятельность, учащихся знакомятся с танцами народов мира, с традиционными танцами русского народа, такими как хороводдревнейшим видом искусства на Руси, с удовольствием играют в русские народные игры, такие, как «Гори, гори ясно», Плетень" и мн.другими.
Таким образом, музыка, как учебный предмет, в системе общего образования, может и должна широко использоваться в целях воспитания общекультурной компетентности и духовности школьников.