Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система народного образования в ТНР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Типичной для первых школ-интернатов являлась Чоон Хемчикская школа, открытая в 1929 г. на берегу реки Чадана. Школа помещалась в небольшой избушке. Одна комната была отведена под интернат, а другая под класс и одновременно под жильё учителей. В школе не было парт, скамеек, классной доски и учебников; не хватало карандашей. Состав учащихся был весьма различен по возрасту от 9 до 17 лет. В подобных… Читать ещё >

Система народного образования в ТНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система народного образования в ТИР была построена по" примеру Советского Союза на принципе всеобщего обучевия (охват школой всех детей школьного возраста без различия национальной, классовой и религиозной принадлежности], на принципе равноправия на образование лиц обоего пола и, наконец, на принципе светского образования (отделение школы от церкви и устранение влияния религии на воспитание учащихся).

Наряду с этим анализ системы народного образования в республике вскрывает ее неполноту. В ней совершенно отсутствовало такое начальвое звено, как дошкольное воспитание детей в возрасте от 3 до 7 лет в детских садах. Исключительно слабо было развито профтехническое образование (производственные училища, техникумы, высшие учебные заведения). Эта значительная неполнота системы объяснялась тем, что народное образование в Туве находилось в те годы в начальной стадии своего развития.

Основным звеном в системе народного образования являлась школа, охватывающая детей в возрасте от 8 до 17 лет. В ТНР существовали следующие типы школ: школы-интернаты, школы приходящего ученичества и летние школы.

Все аратское население вело кочевой образ жизни, это обстоятельство диктовало необходимость создания школы-интерната, где дети могли бы не только учиться, но и жить в течение всего учебного года. Школы интернаты открывались в хошунах и сумонах Хошун и сумон—единицы административного деления. Сумон—часть хошуиа, объединяющая не менее ста аратских хозяйств. Сумонная школа интернат должна была иметь двухгодичный курс обучения и готовить учеников для поступления в третий класс хошунных школ. Фактически же до 1939 года большинство сумонных школ имело только первые классы. Так в 1938 39 учебном году вторые классы были только в 7 сумонных школах, а в 1939;40 учебном году в 29 из 49 школ. Этот разрыв между сумонными и хошунными школами, кочевой образ жизни родителей учащихся, а также неудовлетворительная постановка учебно воспитательной работы и отсутствие должных условий в интернатах, приводили к большому отсеву и перегрузке хошунных школ Центральный государственный архив республики Тыва (ЦГА РТ): Ф. Р.-92, оп.1, д. 259,586. Ф. Р.- 114, оп.1, д. 5.. Так в 1939 40 учебном году в первых классах обучалось 1658 учащихся, во вторых 986, в третьих 226 и в четвёртых только 155 учащихся. Здесь налицо почти затухающая кривая движения учащихся по классам, подтверждающая, что отсев и, как увидим ниже, низкая успеваемость являлись существенными недостатками тувинских школ в течение длительного периода времени. Руководящие органы ТНР и Министерство культуры долгое время не могли устранить то явно ненормальное положение, при котором учащиеся сумонных школ в массовом количестве прекращали обучение, не получив законченного образования. Учащиеся сумонных школ содержались в интернатах за счёт родителей. До 1939;40 учебного года в интернатах сумонных школ не былоорганизовано коллективное питание учащихся Создание тувинской национальной письменности (публикации)// УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1960. вып.8. С.260−271 .

Хошунная школа-интернат была четырёхклассной; учащиеся содержались в интернатах за счёт государства. Хошунной школой заканчивалась общеобразовательная система ТНР. Выпускники хошунных школ или поступали в учебный комбинат, или шли на практическую работу. Первый выпуск из класса хошунных школ был в 1931;32 учебном году. В 1941 году 4 классы окончило 360 человек. В 1940;41 учебном году были открыты школы-семилетки (созданы 5-е классы) в г. Шагонаре, в г. Чадане, в п. Кызыл Мажалык и несколько ранее в г. Кызыле Центральный государственный архив республики Тыва (ЦГА РТ): Ф. Р.-92, оп.1, д. 259,586. Ф. Р.- 114, оп.1, д. 5. .

Большое место в работе школ занимали интернаты. Длительный отрыв учащихся от своих родителей предъявлял повышенные требования к постановке воспитательной работы в интернатах. Перед школами интернатами, наряду с изучением основ наук, стояли большие задачи по привитию учащимся элементарных культурно гигиенических навыков, которых, естественно условиях кочевого образа жизни того времени им не могла дать семья. Одна из существенных особенностей воспитания в школах-интернатах, сохранившаяся частично до настоящего времени, заключалась в том, что учащихся нужно было учить не только тому, как держать ручку, карандаш, как сидеть за партой, но и как держать ложку, как мыть тело, чистить зубы и так далее. Следует сказать что, несмотря на эти большие воспитательные задачи, первые интернаты были очень плохо оборудованы и благоустроены. Об этом свидетельствует отчет Министерства культуры за первое полугодие 1939;40 учебного года, в котором говорилось: «Из 49 сумонных интернатов только 15 имеют бани; умывальники имеют только 29 школ. Общие нары в интернатах заменены топчанами. Плохо обеспечены интернаты постельными принадлежностями. На 2600 учеников сумонных школ имелось 1400 простыней, 1700 одеял, 1730 полотенец» Списки населенных пунктов Енисейской губернии и Урянхайского края. Часть 1. Красноярск, 1921.

Типичной для первых школ-интернатов являлась Чоон Хемчикская школа, открытая в 1929 г. на берегу реки Чадана. Школа помещалась в небольшой избушке. Одна комната была отведена под интернат, а другая под класс и одновременно под жильё учителей. В школе не было парт, скамеек, классной доски и учебников; не хватало карандашей. Состав учащихся был весьма различен по возрасту от 9 до 17 лет. В подобных условиях начинали свою работу многие тувинские школы. Вскоре, на выделенные Советским Союзом средства, для Чоон Хемчикской школы было построено специальное здание. В числе первых школ в Туве нужно особа упомянуть Торахемскую школу (Тоджа). Работа этой школы имела большое значение для просвещения аратов-оленеводов и воспитания их детей. Из стен Торахемской школы вышли активные общественные работники, талантливые деятели культуры новой Тувы, например, депутат Верховного Совета СССР, известный тувинский поэт Л. Б. Чадамба и другие.

Рост числа хошунных и сумонных школ-интернатов, а также контингента учащихся характеризуется следующими данными Центральный государственный архив республики Тыва (ЦГА РТ): Ф. Р.-92, оп.1, д. 259,586. Ф. Р.- 114, оп.1, д. 5. :

Учебный год.

Число школ.

Число учащихся.

% охвата детей or 8 до 18 лет.

7%.

14,8%.

20,8%.

50,7%.

65,4%.

Таблица показывает рост молодой национальной школы ежегодное увеличение контингента учащихся В архивных документах имеются противоречивые данные о числе школ и контингенте учащихся Таблица составлена на основе сопоставления уточнения архивных документов и опроса лиц, работавших в органах породного образования ТНР.. Из года в год; улучшались условия для работы школ-интернатов, усиливалось внимание общественности к работе, запросам и нуждам молодых школ. Первые школы интернаты, несмотря на свои значительные недостатки, позволяли многим тувинским детям получать начальное образование, оказывали большое просветительное воздействие на аратское население. Ученики проявляли огромное стремление к знаниям. Возвращаясь на каникулы к родным, они приносили с собой воспринятые в школах культурные навыки, научные знания, новые взгляды и суждения большой притягательный мир. Школы интернаты с каждым годом завоевывали авторитет и доверие населения, и них самоотверженно работали первые учителя энтузиасты.

В 1932;33 учетном году на приисках и в госхозах: были открыты 6 школ приходящего ученичества. В условиях кочевого образа жизни аратского населения этот тип школы не имел сколько-нибудь значительной базы для своего роста. В те годы ещё не начинался процесс перехода аратов на оседлость. Только происходящий в наши дни, при огромной помощи Советского государства, массовый добровольный переход аратов на колхозный и оседлый образ жизни открывает возможность роста школ приходящего ученичества за счёт уменьшения числа школ-интернатов.

В период с 1934 по 1939 год в республике существовали кочевые школы, получившие название летних школ. Существование этих школ, возникших по инициативе населения, было узаконено в 1935 году IV сессией Малого Хурала. Причинами возникновения летних школ был незначительный охват детей обучением в школах-интернатах и большое стремление к знаниям сельской молодежи. Узаконивая существование этих школ, правительство стремилось охватить как можно больше детей обучением при наименьшей затрате средств, ограниченных небольшими бюджетными возможностями республики. Летние школы помещались в юртах или палатках на чайлагах (летних стойбищах) аратов. Нередко занятия проводились под открытым небом, на лоне природы. Учебный год начинался с 1 июня, оканчивался 15 августа и содержал 300 учебных часов (по 30 часов в неделю). Срок обучения был двухгодичным. В течение первого года преподавались такие предметы как родной язык, арифметика, естествознание и физкультура. На втором году обучения вводилось изучение географии. Контингент учащихся состоял, в основном, из детей-переростков 12−17 лет, 25−30 учеников объединялись в одну группу. Рассмотрение программы и учебного плана позволяет сделать вывод о том, что летние школы были школами ликвидации неграмотности (первый год обучения) и малограмотности (второй год обучения) среди детей, неохваченных массовыми школами-интернатами. В 1939 году насчитывалось 42 летних школы с контингентом учащихся в 1640 человек.

Летние школы имели определённое положительное значение, в распространении грамотности, но они не давали сколько-нибудь законченного образования и, естественно, тормозили дальнейшее развитие школ-интернатов. Часть аратского населения стала считать вполне достаточным обучение своих детей только в летних школах. В 1939 году все летние школы были реорганизованы в школы-интернаты Монгуш В. Ч. Подготовка педагогических кадров и содержание обучения в школах Тувы в первой половине ХХв. // Исследование некоторых исторических и политологических проблем. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. .

На, четырехгодичных отделениях, а также па многочисленных курсах комбинат готовил учителей, фельдшеров, торговых и счетных работников, кадры массовых профессий. Своей общеобразовательной базой комбинат имел четырехлетнюю начальную школу. Значительное время, начиная с 1 курса, отводилось на изучение специальных предметов. В низкой подготовительной общеобразовательной базе, в недостаточном её расширении за период обучения и в ранней специализации заключались основные недостатки учебной работы комбината. Значительный вред в подготовке специалистов нанесло так называемое ревсоревнование в учебной работе, которое в комбинате было сильно развито и принимало нередко особо отрицательные формы. Так, например, в 1941;42 учебном году учащиеся комбината соревновались не только по классам, во и внутри класса по рядам. 12 апреля 1944 года учебный комбинат был реорганизован в Кызыльскую тувинскую среднюю школу № 2, а подготовка кадров для различных отраслей народного хозяйства была поручена соответствующим Министерствам.

Такова, в кратких чертах, система народного образования в Тувинской Народной Республике. Несмотря на ее неполноту (отсутствие дошкольных учреждений, неразвитая сеть профтехнических учебных заведений) она носила ярко выраженный народный, прогрессивный характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой