Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансово-правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. При этом надзорные и регулятивные полномочия органов государственного управления банковской деятельности выражаются в правовом регулировании, в государственной регистрации кредитных организаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущиоаь и шачснис финансово-правовою регулирования банковской деяiельносiи
    • 1. 1. Банковская дея i ельнос! ь как объект финансово-правового регулирования
    • 1. 2. Становление и развитие законодательства о банках и банковской деятельности в России
    • 1. 3. Обеспечение едина ва денежно-кредитной политики Российской Федерации
  • Глава 2. Opi анимационное обеспечение финансово-правовою peiyjm-роваиия банковской дея iельносiи
    • 2. 1. Субъекшый соаав в финансово-правовом механизме регулирования банковской дея iельносi и
    • 2. 2. Банк России как opian ре1улировапия и надзора за банковской дея I ельнос 1ыо
    • 2. 3. Организационно-правовые формы и методы финансово-правового регулирования и надзора за банковской дея тельное i ыо
  • Глава 3. Основные направления совершенствования финансового обеспечения банковской дея тельное iи
    • 3. 1. llyin рашишя правовых основ банковской деяюльноаи
    • 3. 2. Перспеюивы совершенавовапия кошрольно-падзорной деятельности Банка России
  • Заключение
  • Список используемой ли i ера туры

Финансово-правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Радикальные социально-экономические реформы, затронувшие разнообразные стороны государственной и общественной жизни, существенно повлияли и на такую важную для государства область, как банковская деятельность. Это закономерно, поскольку с отказом государства от монопольного права на осуществление банковской деятельности началось построение ее новой концепции, основанной на правилах рынка и конкуренции.

Формирование новой денежно-кредитной системы и создание условий для эффективного осуществления банковской деятельности в Российской Федерации являются важнейшей составляющей единой экономической политики государства. Однако регламентация данных общественных отношений идет не столь быстрыми темпами. Отставание правового регулирования от реальных условий деятельности банков стало условием многочисленных нарушений со стороны кредитных организаций, в том числе обмана вкладчиков, оттока капитала из России, банкротства банков и других негативных явлений в банковской системе. Это же во многом обусловило банковский кризис 1998 года, снижение доверия вкладчиков, иных клиентов банков и инвесторов к банковской сфере.

Особая значимость правового регулирования банковской деятельности проявляется в установлении порядка, условий, оснований и процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций как особых субъектов хозяйственного оборота. Без должного внимания к управлению и регулированию отдельных отраслей экономики трудно поддерживать их устойчивость и обеспечивать развитие. Данные требования относится и к банковской сфере, организация которой имеет свои особенности.

В Российской Федерации вопрос о регулировании банковской деятельности стал актуальным при переходе к рыночным отношениям, создании кредитных организаций, основанных на частной форме собственности, и отказе государства от монополии на банковскую деятельность. Создаваемая вновь банковская система нуждалась в таких формах организации, которые, с одной стороны, обеспечивали бы влияние государства на процессы в банковской сфере, а с другой — независимость хозяйственной деятельности субъектов банковских правоотношений.

Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы Российской Федерации, оказывающих огромное влияние на функционирование всех процессов экономики и развитие общества. Банковская система, представляя собой относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами и выполняет собственные, присущие только ей функции.1 Первостепенное значение банковской системы, как для хозяйственной деятельности экономических субъектов, так и для финансовой деятельности государства в целом заключается в том, что через нее происходит непосредственное обеспечение государственных и муниципальных потребностей, программ и мероприятий.

Банковская деятельность напрямую связана с финансовой деятельностью и играет значительную роль в экономике, в повышении заинтересованности государства в ее развитии. Банк России и кредитные организации являются субъектами как финансовой, так и банковской деятельности, юридическое содержание этой взаимосвязи видно в общих интересах по становлению финансового рынка. Финансовая деятельность государства, как специфичная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивает бесперебойное функционирование государства. Очевидно, что Банк России и кредитные организации в финансовой деятельности играют наиважнейшую роль.

1 Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2004. — С. 547.

Особенностью предмета финансово-правового регулирования банковской деятельности является то, что банковское законодательство в процессе правового оформления общественных отношений регламентирует различные аспекты. Оно затрагивает, прежде всего, публичную сферу отношений, организуя деятельность Банка России, определяя его компетенцию, функции и полномочия, порядок осуществления им своей деятельности (императивный метод правового регулирования). Но основой регулирования и надзора является частноправовая сфера, то есть деятельность кредитных организаций, их правовой статус, порядок деятельности, взаимоотношения с клиентурой и т. д.

Конституция РФ устанавливает, что финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71). В связи с этим правовое регулирование банковской деятельности осуществляется только органами государственной власти Российской Федерации. Нормативные акты субъектов Российской Федерации по вопросам банковской деятельности не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Правовой основой регламентации банковской деятельности является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В нем дается перечень банковских операций, определяется правовой статус кредитных организаций, устанавливается порядок получения лицензии на осуществление банковских операций, регламентируются взаимоотношения кредитных организаций с клиентами, между собой, а также с Банком России.

В науке и практике нет однозначного понимания роли и места банковской деятельности в финансовой системе государства. Значительная часть исследований банковской деятельности представляет собой аналитический обзор отдельных параметров в организации и деятельности банков и выполняемых ими операций. В связи с этим возникает потребность в выработке более глубоких представлений о сущности банковской деятельности и финансово-правовом аспекте ее регулирования.

Одним из главных недостатков в финансово-правовом регулировании банковской деятельности является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий, имеющих теоретическую и практическую значимость. Поэтому задача разработки основных юридических понятий и категорий в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности необходима и актуальна.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе системного и комплексного анализа действующего законодательства, достижений юридической науки и практического опыта выявить особенности финансово-правового регулирования банковской деятельности, выработать теоретические обоснования места финансово-правового аспекта в государственном воздействии на банковскую сферу.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании было необходимо поставить и решить следующие задачи:

1. определить сущность и значение финансово-правового регулирования банковской деятельности;

2. выявить специфику банковской деятельности как объекта финансово-правового регулирования;

3. показать становление и развитие законодательства о банках и банковской деятельности в России;

4. проанализировать условия и способы обеспечения единства денежно-кредитной политики Российской Федерации;

5. изучить субъектный состав и финансово-правовой механизм регулирования банковской деятельности;

6. показать специфику Банка России как органа регулирования и надзора за банковской деятельностью;

7. определить организационно-правовые формы и методы финансово-правового регулирования и надзора за банковской деятельностью;

8. проанализировать основные направления совершенствования финансово-правового обеспечения банковской деятельности.

Объекюм диссергационною исследовании являю >ся общественные отношения, складывающиеся в обласш финансово-нравовою регулирования банковской деятельное 1 и, их содержание и ошичительпые признаки в процессе государственного воздейавия на банковскую сис1ему.

Предметом исследования являются закономерности формирования нор-Mai ивпо-правовой баш, юорешчсских основ, пракжки финансово-правового рс1улироваиия и совершена новация банковской деяюльноаи.

Степень разрабо1анпос1и 1емы исследования. Правовым аспектам государственною ре! улировапия банковской дея1елыюс1и большое внимание уделялось в дореволюционной научной ли lepai-ypc. Для анализа роли юсудар-ства в регулировании банковских отношений использованы труды таких авторов, как Н. Белявский, М. В. Бернацкий, Н. Х. Бунге, JI.M. Варшавский,.

A.Н.Гурьев, И. И. Кауфман, В. А. Лебедев, II.C. Петелин, ЯМ. Печорин, Л. А. Рафалович, П. Б. Сфуве, В. Судейкин и дру1ие.

В сове 1ский период научных pa6oi, специально посвященных банковской 1ема1ике и правовым основам банковской деяюльносги, было опубликовано немною. К их числу следуе1 о mecrn pa6oibi М.М. AiapKo-ва, М. Auiae, И.С. I уревича, Н. А. Ровииекою, П. И. Химичевой, С. Д. Цыпкина, P.O. Халфиной и дру1 их.

Особое внимание при исследовании юсударс i венного регулирования банковской деятельности уделялось фудам современных ученых в области общей теории государа ва и права. Большое значение для темы исследования имеют фуды таких ученых, как С. С. Алексеев, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Ю.А. 1ихомиров и дру1ие. Основу диссершциоппой рабопл соаавляю1 фуды исследова1елей адмииисфашвною и финансовой) права, оказавших существенное влияние на формирование научной позиции авюра. К ним 0птся1ся работы таких ученых, как A.JI. Алехин, Т. Р. Арупоияи, Д. И. Бахрах, А. Г. Брат ко, А. Ю. Викулин, Я. А. Гейваидов, С. А. Голубев, O. I I. Горбунова, НЛО. Грачева,.

B.М.Зуев, 11.10. Ериылева, Л. Г. Нфимова, В. В. Копьев, Д. А. Красиков, Ю.А.

Крохина, Ю. В. Кучера, О. М. Олейник, И. С. Попон, А. Н. Туляй, Н.Б. Топор-нин, Г. А. Госунян и дру1 их.

Изучению финансово-иравовою ре1улировапия банковской деятельности способепювало обращение к фудам зарубежных авюров: A. Alesina, J. Forder, J. Biank, E. Dolan, R.C. Effros, S.C.W. Iiijffmger, D. Gamer, P. Gaie, J. Haan, A. Posen, B.J. Sikken, J.V. Wintenberg и дру1 ие.

Отдельные вопросы данной 1емашки были исследованы А.Ф. Бадгие-вым в диссершции на соискание ученой С1епени кандидат юридических наук «Финансово-правовое рсмулировапие банковской деяюльиосш». Вместе с тем, несмотря на большое внимание, уделяемое российскими и зарубежными учеными изучению банковских правоогношений, существует потребность в комплексном исследовании финансово-правовою xapaKiepa юсударсгвенного воздействия на банковскую дея1елыюсгь.

Таким образом, актуальноеib проблемы финансово-правового регулирования банковской деятельности на современном эгапе реформирования и обновления фииаисовою законодательна определила выбор темы, постановку цели, задач, меюдоло1 ию и cipyKiypy исследования.

Меюдоло! ическая и эмпирическая база исследования. В процессе диссер1аци0НП010 исследования авюром исполыованы общенаучные и специальные методы познания: исторический, сис1емный и меюд логического анализа, меюды сравнительною и аашаичсскою анализа, социоло1 ический метод.

Эмпирическую базу работы сосшзляют нормы законодательства о банковской деятельности, практика применения дайною законодательства. Эффективность действующего финансово-иравовою регулирования банковской дея1ельнос1и определялась с учеюм банковскою законодательна Российской Федерации. В рамках сравнительною исследования использованы нормы иных отраслей законода1ельс1ва, определяющие правовую природу банковской деятельиосш. Кроме этого, при исследовании использованы ведомственные правовые акты Центрального банка РФ, принятые во исполнение или для разъяснения норм законодательства о банковской деятельности.

Научная новизна исследования определяется современной постановкой проблемы, использованием новых идей и тенденций относительно специфики финансово-правового регулирования банковской деятельности. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на дальнейшее совершенствование банковского законодательства. Диссертация содержит комплекс новых или содержащих элементы научной новизны положений, обосновывающих и развивающих концепцию банковских правоотношений.

В диссертационной работе автором анализируются понятие, правовая природа и сущность банковской деятельности как объекта финансово-правового регулированиясубъектный состав и механизм финансово-правового регулирования. В процессе анализа организации денежно-кредитной политики исследуются роль Банка России как органа регулирования и надзора за банковской деятельностьюорганизационно-правовые формы и методы финансово-правового регулирования и надзора за банковской деятельностьювыявляются основные направления совершенствования финансового обеспечения банковской деятельности.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

1. Государственное регулирование банковской деятельности слагается из различных форм воздействия на банковскую систему, включая финансово-правовой механизм. Государственное регулирование представляет собой нор-мотворческую и практически-организующую властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций. Оно призвано формировать и поддерживать устойчивый правовой порядок в сфере банковской деятельности, осуществляя защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Государственное регулирование банковской деятельности использует финансово-правовой механизм воздействия с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности.

2. Финансово-правовое регулирование как составная часть государственного регулирования носит императивный характер, нацелено на защиту публичного интереса, обеспечивается принудительными мерами и процедурами. Отличительная особенность финансово-правового аспекта государственного регулирования видится в специально уполномоченных органах реализации такого регулирования и в комплексе финансово-правовых методов и форм воздействия. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности — это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильность и безопасность функционирования банков, предотвращает дестабилизирующие тенденции в интересах развития экономики государства и общества.

3. В финансово-правовом регулировании банковской деятельности выделяются следующие цели: а) формирование и укрепление банковской системы, вовлечение в оборот временно свободных денежных средств юридических и физических лицб) развитие денежно-кредитных, расчетных, валютных и иных финансовых отношений, минимизация рисков, присущих банковской деятельности, защита интересов клиентов банковв) защита от монополизации и недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг, установление единообразных правил совершения банковских операций, а также правового режима и гарантий банковской деятельности.

4. Деятельность Банка России по регулированию и надзору за денежно-кредитными, расчетными и валютными операциями по своей сущности есть составная часть финансовой деятельности. Она не относится к содержанию деятельности ни одной из ветвей государственной власти, имеет строго целевое назначение, свои рычаги воздействия и меры принуждения, осуществляется собственными методами и в особых правовых формах.

5. Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности проявляется в целенаправленной деятельности Банка России и кредитных организаций, причем деятельность Банка России носит публичный характер.

Она направлена на систематическое осуществление банковских операций на основании: для Банка России и его учреждений — Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" — для кредитных организаций — специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

6. Финансово-правовой аспект в государственном регулировании банковской деятельности видится в практической организации деятельности кредитных организаций, в особом субъектном составе, механизме, организационно-правовых формах и методах обеспечения банковской деятельности. С помощью финансово-правового регулирования обеспечиваются гарантии сохранности вкладов при вовлечении временно свободных денег в денежный оборот и формировании ссудного капитала, устанавливаются нормативы ликвидности кредитных организаций, обеспечиваются банковские гарантии и поручительства, ставки рефинансирования, защита клиентов банка, параметры кредитных услуг и т. д.

7. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности это одна из функций финансовой деятельности, осуществляемая наряду с финансовым планированием, прогнозированием, координацией и контролем. Оно включает в себя определение правил поведения в кредитной сфере посредством нормативного правового акта, установление конкретных процедур (лицензирование, регистрация, нормирование) — осуществление контроля и надзора за результативностью банковской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы в дальнейшей научной и учебно-методической разработке вопросов финансово-правового регулирования банковской деятельности.

Научное значение диссертационного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке и решение проблемы, носящей комплексный характер. Решение эюй проблемы позволяет получип> полное представление об особенное 1ях финансово-правовою ршулироиания банковской деятельности в CBeie современных финансово-правовых реалий.

Прак1ическое значение диссершционнот исследования определяется ею направленноегыо па решение важных вопросов правовою регулирования банковских 01 ношений, реальной возможное 1ыо апробации ряда выработанных диссертантом предложений и рекомендаций в процессе дальнейшего развития финансовых (в частности, банковских) правоотношений при разработке новою или совершенствовании дейс1вующею финансового законодательства, практики банковской деятельности юсударава. Выводы и предложения автора учитывак>1 сложную и шчааую противоречивую прак1ику осуществления банковской дея1елыюс1И в Российской Федерации. Содержащиеся в диссертационном исследовании рекомендации, свямнпые с совершенствованием регулирования банковской деяюлыюеш, Moiyi бьпь использованы в правотворческой деяюлыюечи государства. Основные положения исследования Moryi представлять ишерес для законодательной власти, правоприменительной практике — Центрального байка РФ, кредшных организаций, финансовых органов, а так же для правовых исследований. Содержащиеся в pa6oie теоретические выводы и практические предложения Moiyi бьпь использованы в учебном процессе при чтении курсов «Финансовое право», «Банковское право».

Апробации рсчулыанж исследовании. Диссср1ация выполнена и обсуждена на кафедре финансовой) права Юридическою nnciniyia Томского государственною универсигега. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены автором на научно-практических конференциях Томского юсударсшениою университета, филиала Юридического института в юроде Юрга Кемеровской области и изложены в пяти научных публикациях.

Cipyiciypiio диссертационное исследование состоит из введения, грех 1лав, включающих восемь парат рафов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение исследования диссертант пришел к следующим основным выводам и сопутствующим им предложениям.

Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности проявляется в целенаправленной деятельности кредитных организаций и Банка России, носит в основном публичный характер и направлена на систематическое осуществление банковских операций. Ее основой для Банка России и его учреждений является Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" — для кредитных организаций — специальное разрешение (лицензия) Банка России, полученное после государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности государства является объектом наиболее жесткого регулировании по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им. В зарубежной юридической науке выделяют три такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимостиоснованность на легко изымаемых денежных средствахнедостаточная открытость1. Эти характерные особенности банков содержат в себе потенциальный источник нестабильности банковской системы государства в целом, способной вызвать цепную реакцию в виде краха банков одного за другим. Следовательно, государственное банковское регулирование имеет своей главной задачей ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике.

Государственное регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций. Оно направлено на формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской дея.

1 Dale R. The Regulation of International Banking. — Oxford, 1984. — R. 55. тельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности.

Банк России является специализированным органом финансово-правового регулирования банковской деятельности, не относящим к каким-либо ветвям власти и имеющим свои рычаги и стимулы воздействия. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности — это система мер, с помощью которых достигается обеспечение стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций в интересах развития всей экономики и государства в целом. Финансово-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования банковской деятельности.

Банковское регулирование представляет собой не что иное, как ограничение, поэтому конкурентная борьба в банковском секторе экономики происходит в исключительно жестких заданных параметрах и границах. Наиболее важной формой регулирования выступает правовая форма, когда регулирование осуществляется от лица государства и, следовательно, обеспечивается возможностью применения государственно-властного принуждения.

Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. При этом надзорные и регулятивные полномочия органов государственного управления банковской деятельности выражаются в правовом регулировании, в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитной организации, надзоре за исполнением всех нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю.

Эволюция кредитной системы, становление и развитие банковской деятельности в России, их правовое регулирование проходили поэтапно. Каждый этап характеризуется специфическими чертами формирования банковской сферы. Исторический анализ тенденций развития банков и банковского законодательства в России показал, что вначале банки возникали как сугубо частные предприятия. Возникшие позже государственные банки служили интересам государства, которое являлось заемщиком, иногда в ущерб интересам вкладчиков. Результатом этого процесса стало параллельное существование многоуровневой системы государственных и частных банков, кредитных учреждений, представляющей собой совокупность казенных, общественных и частных учреждений. Эта система включала в себя Государственный банк, коммерческие и сословные банки, общества взаимного кредита, разнородные учреждения мелкого кредита, а также банкирские заведения и меняльные лавки.

Государственное регулирование банковской деятельности не было последовательно нормативно закреплено. Банковская деятельность определялась особыми условиями, получившими свое отражение в уставах банков. Одной из основных особенностей эволюции банковской деятельности и банковского законодательства является активное вмешательство правительства в деятельность кредитных учреждений. Смысл указанного вмешательства заключался в поддержке, ограничении и запрещении деятельности кредитных учреждений при помощи специальных правовых инструментов, имеющихся в руках правительства. Все это лишало кредитно-банковскую систему России подлинной независимости от правительства, полностью контролирующего ее деятельность и тем самым существенно ограничивавшего возможность реализации коммерческими банками права на самоуправление. Государственный банк, подобно коммерческим банкам занимался прямым хозяйственным кредитованием, а контрольно-надзорных полномочий в отношении банков и кредитных учреждений был лишен.

Банк России как орган денежно-кредитного регулирования во взаимодействии с Правительством РФ и в тесном контакте с Министерством финансов РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком РФ, осуществляется в рамках финансовой деятельности. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность осуществляемых Банком России мер, направленных на изменение таких показателей денежного обращения, как денежная масса в обращении, объем выдаваемых кредитов, уровень процентных ставок и других факторов, влияющих на состояние рынка ссудных капиталов и на денежное обращение.

Денежно-кредитное регулирование взаимосвязано с финансово-правовым регулированием (в том случае, когда банковская деятельность проявляется как часть финансовой деятельности). Эта взаимосвязь проявляется в том, что Банк России при осуществлении денежно-кредитной политики использует методы финансового характера: распределение денежных средств, установление нормативов отчислений, финансовое планирование, прогнозирование.

Осуществление Центральным банком РФ надзора за банковской деятельностью имеет огромное значение для нормального функционирования денежно-кредитной системы России. В России исторически сложилось так, что за Банком России всегда было право надзорной и регулирующей деятельности, и этот исторический факт тоже нельзя не учитывать. Кроме того, сохранение банковского надзора за Центральным банком может быстрее решать все проблемы во время банковских кризисов, а в дальнейшем согласовывать надзорные стандарты с денежно-кредитной политикой. Поэтому, по крайней мере в ближайшем будущем, за Банком России должен сохраниться статус надзорного органа. А в качестве профессионального «оппонента» ему (и другим государственным органам) необходима сильная саморегулирующая банковская ассоциация с разумно очерченными на законодательном уровне правами и обязанностями.

Главная цель банковского регулирования и надзора состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. Формы воздействия на банковскую деятельность в Российской Федерации осуществляются в виде: а) нормотворчества, в процессе которого федеральные органы законодательной власти и Банк России устанавливают порядок регистрации кредитных организаций, порядок лицензирования и осуществления банковской деятельности, порядок банковского надзора и контроляб) регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банковв) осуществления денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных экономических нормативовг) осуществления контроля и надзора за банковской деятельностьюд) принятия судами решений по банковской деятельности.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется в следующих формах: а) создание нормативно-правовых актов, регламентирующих банковскую деятельностьб) государственная регистрация кредитной организации и выдача лицензии на осуществление банковских операцийв) создание кредитной организации в результате реорганизацииг) согласование и разрешение совершения отдельных действий в сфере банковской деятельностид) применение мер воздействия регулятивного характера и ответственности к кредитным организациям.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с использованием механизмов денежно-кредитного регулирования, регулирования банковской ликвидности, надзора и контроля за банковской деятельностью.

Основная цель совершенствования банковского законодательства — это создание правовой основы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также для защиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и других финансово-кредитных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.96 года № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 5. — Ст. 410.
  4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) //Собрание законодательства РФ. 2002. — № 28. — Ст. 2790.
  5. О банках и банковской деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. -1990.-№ 27.-Ст. 357.
  6. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 3.02.1996 № 17 (ред. от 02.02.2006 г.) // Собрание законодательства РФ.-1996. № 6. — Ст. 492- 2004. — № 45. — Ст. 4377.
  7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон РФ от 21.03.2002 г. //Собрание законодательства РФ. 2002. — № 12. — Ст. 1093.
  8. О реструктуризации кредитных организаций: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ (ред. 8.12.2003) // Собрание законодательства РФ, — 1999.-№ 28.-Ст. 3477.
  9. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (ред. 28.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 9. — Ст. 1097.
  10. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. 20.10.2005 г.) //Собрание законодательства РФ. 2003. — № 52 (ч. I). — Ст. 5029.
  11. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-Ф3 (с изм. от 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — 15 дек. № 50. — Ст. 4859.
  12. О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1184 (ред. от 27 апреля 1995 г.) //Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 7. — Ст. 696.
  13. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации: Письмо Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. // Вестник Банка России. 2002. — № 5.
  14. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью: Консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию // Бизнес и банки. 1998. — № 21,22,24−26,28.
  15. О создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций: Распоряжение Правительства РФ от 20 ноября 1998 г. № 1642-р. (ред. от 30.12.1998) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5845.
  16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год: Утверждены Банком России и одобрены Советом директоров Банка России 15.10.2004 г. // Российская газета. 2004. -30 нояб. № - 265.
  17. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год: Утверждены Банком России и одобрены Советом директоров Банка России 14.10.2005 г.// Вестник Банка России. 2005. -№ 65.
  18. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И (ред. от 29.07.2005) // Вестник Банка России. -2004.-№ 11.
  19. О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы: Инструкция Банка России от 11.09.1997 г. № 65 (с изм. и доп. на 29.09.1999 г.)//Вестник Банка России.-1997.-№ 59- 1999.-№ 361.
  20. О критериях определения финансового состояния кредитных организаций: Указание Центрального банка Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 766-У // Вестник Банка России. 2000. — № 70.
  21. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций: Положение Центрального банка РФ от 10 февраля 2003 г. № 215-П // Вестник Банка России. 2003. — № 15.
  22. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери: Положение Банка России от 9 июля 2003 г. № 232-П // Вестник Банка России. 2003. — 16 июля. — № 24.
  23. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: Инструкция Центрального банка РФ от 14 января 2004 г. № 109-И // Вестник Банка России. 2004. — № 15.
  24. Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации: Инструкция Центрального банка РФ от 22 мая 1996 г. № 02−171 (ред. 19. 04.2002) // Вестник Банка России. 1996. — № 24.
  25. Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору. Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами // Вестник Банка России. 2000. — № 63 -64.
  26. Об организации работы в области банковского аудита: Обзорное письмо Банка России от 26.02.1999 г. № 76-Т // Документ опубликован не был. См.: Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  27. О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках: Письмо Банка России от 7.10.1999 г. № 289-П // Документ опубликован не был. См.: Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  28. О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций: Письмо Банка России от 20.06.1997 г. № 473 // Документ опубликован не был. См.: Справочная правовая система «Гарант».
  29. О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций: Письмо Банка России от 28.02.1997 г. № 419 (с изм. и доп. на 5.07.1999 г.) // Вестник Банка России. 1997. — 12 марта. — № 15- 1999. — 14 июля. -№ 41.
  30. Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): Письмо Банка России от 10.11.2000 г. № 171-Т (с изм. и доп. на 23.01.2001 г. // Вестник Банка России. 2000. — № 63−64.
  31. О порядке осуществления пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации: Письмо Банка России от 23.12.1996 г. № 383 (с изм. и доп. на 5.08.1998 г.) // Вестник Банка России. -1997. 9 янв. -№ 1- 1998. — 13 авг.-№ 57.
  32. Нормативные акты, утратившие силу
  33. О мерах вексельного производства: Указ Императрицы Елизаветы от 12 ноября 1757 г. // Полный свод законов Российской империи. Т. 4.
  34. Банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег: Указ Императрицы Елизаветы от 21 июля 1758 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр. СПб. — Собр. 1. — Т.1. XV, № 10 863.
  35. Об эмиссии ассигнаций: Манифест от 29 декабря 1768 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр. СПб. — Собр. 1. -Т. XVIII, № 13 219.
  36. Об образовании Государственного Ассигнационного банка: Указ Екатерины 28 июня 1786 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр. СПб. — Собр. 1. — Т. XXII, № 16 407.
  37. Об учреждении Учетных и Эсконтных Контор: Указ Павла I от 18 декабря 1797 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр.-СПб.-Собр. l.-T. XXIV,№ 18 275.
  38. Об учреждении в Санкт-Петербурге Вспомогательного банка для дворянства: Устав от 18 декабря 1797 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр. СПб. — Собр. 1. — Т. XXIV, № 18 274.
  39. Об образовании Государственного Коммерческого банка: Манифест Александра I от 2 января 1818 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.: в 3 собр. СПб. — Собр. 1. — Т. XXXIV, № 26 837.
  40. Об учреждении Государственного банка: Указ Александра II от 31 мая 1860 г. // Полный свод законов Российской империи. 1882. — Т. 5.
  41. Об учреждении Государственного дворянского земельного банка: Положение от 3 июня 1885 г. // Правила действий и порядок делопроизводства: Инструкция для оценки имений Киев, 1885.
  42. О национализации банков: Декрет ЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. //СУ РСФСР.-1917.-№ Ю.-Ст. 150.
  43. Об аннулировании государственных займов: Декрет ВЦИК от 3 февраля (21 января) 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. — № 27. — Ст. 353.
  44. Об упразднении Народного Банка: Декрет ВЦИК от 19 января 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. — № 4 -5. — Ст. 25.
  45. Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операции: Декрет Совета Народных Комиссаров от 30 июня 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. — № 52. — Ст. 301.
  46. Об учреждении Государственного банка: Постановление ВЦИК от 12 октября 1921 г. //СУ РСФСР.-1921.-№ 72.-Ст. 564.
  47. Об образовании Электробанка: Постановление СТО от 4 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1925. — Отд. II. — № 8. — Ст. 29.
  48. Об образовании Внешторгбанка СССР: Постановление СНК СССР от 16 декабря 1924 г. // СЗ СССР. 1925. — Отд. II. -№ 4. — Ст. 7.
  49. Об образовании Всероссийского кооперативного банка: Декрет ВЦИК и СНК от 16 декабря 1922 г.//СУ РСФСР. 1922.-№ 16.-Ст. 163.
  50. О восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита: Постановление от 21 декабря 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. — № 81. -Ст. 1046.
  51. Об учреждении Центрального сельскохозяйственного банка СССР: Постановление II Всесоюзного съезда Советов от 1 февраля 1924 г. // СЗ СССР. 1924. — № 29/30. — Ст. 275.
  52. О создании Коммунальных банков: Декрет ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. // СУ РСФСР. 1923. № 4. Ст. 82.
  53. О принципах построения кредитной системы СССР: Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. //СЗ СССР. 1927. — № 35. — Ст. 364.
  54. О слиянии Промбанка с Электробанком: Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1928 г. // СУ СССР. 1928. — № 42. — Ст. 377.
  55. Устав Государственного банка СССР: Утвержден Постановлением ЦИК и СНК СССР 12 июня 1929 г. //СЗ СССР. 1929. — № 38. — Ст. 333.
  56. О кредитной реформе: Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. // СЗ СССР. 1930. — № 8. — Ст. 98.
  57. О мерах улучшения практики кредитной реформы: Постановление СНК СССР от 14 января 1931 г. // СЗ СССР. 1931. — № 4. — Ст. 52.
  58. Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех хозорганах: Постановление СНК СССР от 20 марта. 1931 г. // СЗ СССР. 1931. — № 18. — Ст. 166.
  59. Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций: Постановление СТО от 23 июля 1931 г. // СЗ СССР. 1931. — № 46. — Ст. 316
  60. О проведении денежной реформы и обмене карточек на продовольственные и промышленные товары: Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. // Известия. 1947. — 15 дек.
  61. О Государственном банке СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1954 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1954.-№ 9.
  62. О роли и задачах Государственного банка СССР: Постановление Совет Министров и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М.: Госкомиздат, 1958.-Т. 4.-с. 279.
  63. О дальнейшем расширении прав Госбанка СССР: Постановление Совета Министров СССР от 27 июля 1957 г. // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М.: Госкомиздат, — 1958. — Т.4. -с. 746.
  64. О реорганизации системы банков долгосрочных вложений: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. -№ 14.
  65. О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 // СП РСФСР. 1987. -№ 16.-Ст. 115.
  66. О переводе специализированных банков СССР на полный хозрасчет и самофинансирование: Постановление Совета Министров СССР от 31 марта 1989 года // СП СССР. 1989. — № 21. — Ст. 64.
  67. О Государственном банке СССР: Закон СССР от 11 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда и ВС СССР. 1990. — № 52. — Ст. 1154.
  68. О Государственном банке РСФСР и банках на территории республик: Постановление ВС РСФСР от 13 июня 1990 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. — № 6. — Ст. 98.
  69. Устав Госбанка: Утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1960 г. // СП СССР. 1960. — № 18. — Ст. 160.
  70. Устав Госбанка СССР: Утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1980 № 1167. // СП СССР. 1981. — № 3. — Ст. 12.
  71. Устав Госбанка СССР: Утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. // СП СССР. 1988. — № 32. — Ст. 91.
  72. Устав Стройбанка СССР: Утвержден Постановлением Совета Министров от 15 октября 1981 г.//СП СССР. 1981.-№ 30.-Ст. 176.
  73. Устав Внешэкономбанка СССР: Утвержден Постановлением Совета Министров от 7 июня 1982 г. // СП СССР. 1982. — № 18. — Ст. 95.
  74. Устав Государственных трудовых сберегательных касс СССР, Утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 11 июля 1977 г. № 623.//СП СССР.- 1977.-№ 21.-Ст. 131- 1978.-№ 18.-Ст. 109- 1983.-№ 14. Ст. 68- СП СССР. — 1989. — № 21. — Ст. 64.
  75. О государственном предприятии (объединении): Закон СССР от 30 июля 1987 г. // ВСНД СССР и ВС СССР. 1987. — № 26. — Ст. 385.
  76. О кооперации в СССР: Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. — № 22. — Ст. 355.
  77. О банках и банковской деятельности в СССР: Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395−1 //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. -1990.-№ 27.-Ст. 357.
  78. А.П. Административное право РФ / А. П. Алехин, A. J1. Кармо-лицкий, Ю. М. Козлов М.: Зеркало- ТЕИС, 1996. — 640 с.
  79. С.С. Теория права и государства / С. С. Алексеев. М.: БЕК, 1995.-320 с.
  80. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1999. — 349 с.
  81. Э.С. Развитие кредитных отношений и роль банковской системы в их совершенствовании / Э. С. Алпатова. Казань, 2003. — 53 с.
  82. Р.В. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»: Комментарий / под ред. К. Д. Лубенченко, Р. В. Амирьянц, А. Г. Гузнов, А. Е. Давыдов и др. М.: Изд. дом «Банковское дело», 1998. — 320 с.
  83. С.А. Зарубежный опыт оценки банковской деятельности / С. А. Андреев. СПб: Изд-во гос. ун-та экономики и финансов, 2003.
  84. М.А. Развитие банковских систем стран социализма / М. А. Атлас. М.: Госфиниздат, 1967. — 239 с.
  85. М.А. Развитие государственного банка СССР / М. А. Атлас. -М.: Госфиниздат, 1958.-384 с.
  86. Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы / Р. Я. Ахмадиев. Казань. 2002. — 223 с.
  87. Банковская энциклопедия: в 2 т. / под ред. Л. Я. Яснопольского. Киев, 1914.-Т.1. -408 с.
  88. Банковская реформа: поиск продолжается / под общей ред. Б.К. Ир-шева. Алма-Ата, 1980. — 112 с.
  89. Банковское дело: учебник. 2-е изд., перераб. и доп- / под ред. О. И. Лавру шина. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 с.
  90. Банковское дело в России: В Ют. / под ред. С. И. Кумок. М.: Вече, 1994. Т. 1.-303 с.
  91. Банковское дело / под редакцией Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливец-кой. М.: Финансы и статистика, 2003.
  92. Банковское право Российской Федерации: общая часть: учебник / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999.
  93. Банковское право. Особенная часть / под ред. Г. А. Тосуняна. М.: Юристъ, 2002. Т. 1.-341 с.
  94. Д.Д. Банки: их историческое значение, операции и счетоводство / Д. Д. Батюшков. М., 1905.
  95. В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: юридические очерки / В. А. Белов. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. — 395 с.
  96. В.А. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности / В. А. Белов, Л.Г. Ефимова- под ред. Е. А. Суханова М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 1994. -450с.
  97. С.А. Операции с ценными бумагами в банке / С. А. Бондаренко, В. А. Андросов Томск: ТГУ, 1996. — 59 с.
  98. С.Я. Кредит и банки в России (сер. XVII в. 1861 г.) / С. Я. Боровой. — М., 1958. — 195 с.
  99. А.Г. Банковское право России: учеб. пособие / А. Г. Братко. -М.: Юрид. лит. 2003. 474 с.
  100. А.Г. Банковское право (теория и практика) / А. Г. Братко. М.:1. Приор, 2001.-246 с.
  101. А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А. Г. Братко.-М.: Спарк, 2001.-335 с.
  102. Н.И. Центральный банк и его роль в современной банковской системе Российской Федерации / Н. И. Быкова. СПб., 1999. — 16 с.
  103. Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М., 1978.-56 с.
  104. И.Б. Центральный банк Российской Федерации и финансовая политика государства / И. Б. Власенкова. М.: 2000.
  105. Г. М. Банковское и кредитное дело / Г. М. Гамидов. М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1994.-95 с.
  106. Я.А. Банковская деятельность в России: проблемы государственного регулирования / Я. А Гейвандов. СПб., 1997. — 347 с.
  107. В. И. Банки и банковская деятельность в Российской Федерации / В. И. Гидулянов, А. Б. Хлопотов М.: Изд-во МГГУ, 2001. 106 с.
  108. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М, 1997.- 122 с.
  109. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие. М.: «Дело». 2001. — 91 с.
  110. Е.Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М: ТЕИС, 1995. — 340с.
  111. А.Н. Очерк развития кредитных учреждений в Россию. -СПб: «Якорь» 1904. -250 с.
  112. М.В. Природа деятельности. М., 1984.
  113. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М.: Госкомиздат, 1958, Т.4. — 279 с.
  114. Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 1994. -250 с.
  115. А.А. Финансовое право РФ. М.: ТЕИС, 1995. — 170 с.
  116. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д. 2000.
  117. В.М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. Томск: Изд-во HTJ1,2000. — 268 с.
  118. В.М. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс Томск: Изд-во HTJI, 2005. — 208 с.
  119. В.М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы. Томск: Изд-во HTJ1, 2005. — 288 с.
  120. З.А. Правовое регулирование банковской деятельности: концептуальные пути развития / З. А. Калов, И. П. Мерзляков, Т. Г. Сырбу Нальчик: Эль-Фа, 1999.- 173 с.
  121. М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000. — 256 с.
  122. Ким Е. Ф. Правовое обеспечение финансовой деятельности: Учеб. пособие для студентов, обучающихся с применением дистанционной технологии. Владивосток: ДВГАЭУ, 2004. — 143 с.
  123. Коклен. О кредите и банке. 2-е изд. СПб: Изд-во «Общественная польза» 1861. — 356 с.
  124. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации /Отв. ред. П. Д. Баренбойм. М.: Юридический Дом «Юсти-цинформ», 2000.
  125. Кредитно-денежная система СССР. /Под ред. А. А. Посконова. М.: Финансы. 1967.-320 с.
  126. Е.Ф. Государственное регулирование банковской деятельности. М.: Высшая школа. 2001. — 96 с.
  127. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.
  128. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. -Белгород. 1972.
  129. О. С. Регулирование банковской деятельности: модели и методы. Екатеринбург, 2002. — 31 с.
  130. В.М. Правовые акты о деятельности отечественной банковской системы (1860−1996 гг.). М., 1997. -. 203 с.
  131. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник документов.-М., 1988.-165 с.
  132. Общая теория денег и кредита. Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. -М., 1995.
  133. Общественные отношения (социально-философский анализ) / В. И. Куценко, И. В. Бойченко и др. Киев. 1991.
  134. О.М. Основы банковского права. М.: Юрист. 1997.
  135. Очерки конституционной экономики: Статус Банка России. /Отв. ред. П. В. Баренбойм. В. И. Лафитский. М.: Юстицинформ, 2001.
  136. Я.И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904. — 142 с.
  137. Полный свод законов Российской империи. Составитель Г. Г. Савич. -Санкт-Петербург, 1904.
  138. Полное Собрание Законов Российской империи с 1649 г.: в 3-х Собраниях. СПб., 1904.
  139. Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987.
  140. Ю. Л. Банковская деятельность. Регулирование и надзор: сравнительный анализ денежно-кредитного регулирования и контроля США и России. СПб.: Альфа, 2000. — 110 с.
  141. В.В. Гражданско-правовая природа предпринимательства. -Иркутск. 1996.
  142. Российская юридическая энциклопедия. М, 1999. — 200 с.
  143. Русский рубль. Два века истории. М.: Прогресс-Академ., 1994.336с.
  144. М. Ш. Региональные проблемы регулирования банковской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа: УГАТУ. 2000. — 380 с.
  145. В.М. Центральный банк как орган государственной власти.-М., 1999.-219 с.
  146. Т.Г. Правовое регулирование банковской деятельности в России: концептуальные пути развития. М., 1999. — 120 с.
  147. М.С. Государственный контроль в сфере управления. -М.- Госюриздат, 1974.
  148. В.Т. О задачах предстоящей реформы банков. СПб, 1885.
  149. В.Т. Наши общественные городские банки и их экономическое значение. СПб., 1884. — 50 с.
  150. В.Г. Государственный банк: исследование его устройства, экономического и финансового значения. СПб. 1891. — 520 с.
  151. Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита. М.: Дело, 1997. — 304 с.
  152. Г. А. Банковское дело и банковское устройство в России. -М., 1996.
  153. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело ЛТД. 1995. — 292 с.
  154. Г. А., Викулин А. Ю. Банковское право России: понятийный аппарат и словарь нормативных терминов М.: Юрист, 2009. — 400 с.
  155. Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). М.: Изд-во „Дело“, 2003.
  156. П.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск. 1987.
  157. В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2002.
  158. Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.-471 с.
  159. Юхт А. И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. М.: Финансы и статистика, 1994. — 336 с.
  160. Авторефераты и диссертации
  161. Т. Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 1997. — 184 с.
  162. Т. Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации: Автореферат дис. на со-иск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1997. — 24 с.
  163. А.Ф. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2005. -24 с.
  164. В.П. Надзор как правовая форма государственной деятельности: Общие теоретические проблемы. Диссертация. канд. юрид. наук. Белгород, 2000.
  165. Н.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Диссертация. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  166. Р. А. Государственно-правовое регулирование банковской деятельности в субъектах Российской Федерации: Диссертация. канд. юрид. наук.- М., 1996- 196 с.
  167. Р.А. Государственно-правовое регулирование банковской деятельности в субъектах Российской Федерации: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1996. — 29 с.
  168. Я.А. Государственное регулирование банковской деятельностью в Российской Федерации: Теоретический и организационно-правовой анализ: Диссертация. доктора юрид. наук. СПб., 1997.
  169. Я.А. Государственное управление банковской деятельности в Российской Федерации (теоретический и организационноправовой аспект): Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. докт. юрид. наук. -СПб. 1998.-27 с.
  170. С.А. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления банковской системы страны: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. юр. наук. М., 2000. — 23 с.
  171. В.И. Государственный контроль в системе советского государственного управления: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. юр. наук.-М., 1950.-25 с.
  172. И.Г. Формы взаимодействия кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 2002.
  173. А.В. Пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 2002.
  174. А.В. Центральный банк Российской Федерации: проблемы развития и укрепления банковской системы: Диссертация. канд. юрид. наук. -М., 2002.- 179 с.
  175. В.В. Государственное управление банковской деятельностью в Российской Федерации Организационно-правовые аспекты: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 1994. — 193 с.
  176. В.В. Государственное управление банковской деятельностью в Российской Федерации. Организационно-правовые аспекты: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1994. — 28 с.
  177. Д.А. Правовые проблемы формирования и функционирования банковской системы Российской Федерации: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — 23 с.
  178. Ю.О. Банковская деятельность в условиях становления рынка и интернационализации экономики: Предпосылки и развитие кризиса банковской системы в современной России: Автореферат дис. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук. СПб., 2000. — 14 с.
  179. Ю.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: Диссертация. канд. юрид. наук.-Омск. 2000.- 155 с.
  180. Ю.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: Автореферат дис на соиск. учен, степ. канд. юрид. наук. Омск. 2000. — 18 с.
  181. М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в банковской деятельности в Российской Федерации: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 2002. — 196 с.
  182. М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в банковской деятельности в Российской Федерации: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2002. — 21 с.
  183. Д.А. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской империи: Вторая половина XIX начало XX века: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. — М., 2000. — 26 с.
  184. Д.А. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской империи: Вторая половина XIX начало XX века: Диссертация. канд. юрид. наук. — М., 2000 — 171 с.
  185. И.С. Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2000 — 26 с.
  186. И. С. Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности: Диссертация. канд. юрид. наук. М., 2000 — 208 с.
  187. С.В. Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций: Диссертация. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  188. А.А. Контроль Центрального банка Российской Федерации за деятельностью коммерческих банков: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2001.
  189. О.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, канд. юрид. наук. Воронеж. 2004. — 24 с.
  190. Н.Н. Организация мониторинга коммерческих банков в Центральном банке: Диссертация. канд. экон. наук. Саратов, 2000.
  191. B.C. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. -М., 2002. 22 с. 1. Статьи, публикации
  192. С.А. Законотворчество и процесс регулирования системы кредитных отношений в России // Бизнес и банки. 1994. № 25.
  193. Банковские вести: информационный бюллетень. Главное Управление Банка России по Томской области. 2006. Сентябрь. — № 2 (39). — 71 с.
  194. П., Киселев Д., Лунтовский Г. Конституционная экономика и Центральный Банк // Российская юстиция. 1997. № 11.
  195. М.А., Кучинский К. А., Пастухов Е. С. Типология регионов России по уровню развития банковской деятельности // Банковское дело. 2003. № 11, 12.
  196. В.А. О юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. № 3.
  197. В., Скуратовский М. Гражданский кодекс и банковское законодательство //Хозяйство и право, 1997, № 4.
  198. М.К., Бузуев А. В. Банковский надзор: пути развития.// Банковское дело. 1998. № 2.
  199. С. О политики государства в развитие банковской системы России // Банковское дело. 2003. № 4.
  200. О.А. Изменения в банковском законодательстве действуют // Банковское дело. 2003. № 2.
  201. А.Г. Правовое регулирование Банка России // Банковское дело. 2005 № 1.С. 17−25.
  202. JI.B. Государственный банк СССР как расчетный центр страны на современном этапе (некоторые правовые вопросы) //"Труды ВЮЗИ» Т.5. М.: ВЮЗИ 1966.
  203. Р. Регулирование банковской деятельности и банковский надзор // Банковское дело. 1999. № 8.
  204. Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России (некоторые проблемы и перспективы) // Государство и право. 2001. № 11.
  205. Я.А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 11.
  206. Я.А. Какой центральный банк нужен Российской Федерации // Государство и право. 1999. № 8.
  207. Я.А. Социально-правовая природа денежно-кредитной системы // Финансовое право. 2003. № 6.
  208. Гузнов А. Г Новые очертания российского банковского законодательства // Законодательство, 2001. № 11.
  209. А.Г. Правовые основы реструктуризации банковской системы Российской Федерации // Законодательство, 2000. № 3.
  210. Н.Ю. Некоторые вопросы теории и практики международного банковского права // Адвокат, 2000, № 8.
  211. Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право, 2002. № 1−2.
  212. Ерпылева Н. Ю Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства //Законодательство и экономика, 2005, № 3.
  213. Н.Ю. Ликвидация российских кредитных организаций (новеллы правового регулирования) // Банковское право, 2005. № 2.
  214. Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. № 3.
  215. А.В. Пруденциальное регулирование и надзор // Банковское дело. 2002. № 2.
  216. B.C. Есть ли гармония в банковской сфере: коммерческие банки и их взаимодействие с центральными банками // Экономика и жизнь. 1991. № 44.
  217. JI. Западные эксперты о банковской системе России //Финансист. 1999. № 13.
  218. М.Ф. Категории «финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права //Государство и право. 2004. № 7.
  219. JI.T. Банковский надзор как финансово-правовая категория // Банковское право. 2004. № 5.
  220. М. Финансово-правовые отношения с участием банков // Хозяйство и право. 1997. № 11.
  221. С. Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России? // Российская юстиция, 1999. № 10.
  222. И.К. Роль денежно-кредитной политики в преодолении последствий банковских кризисов // Деньги и кредит. 2003. № 2.
  223. Коган M. J1. Новый Устав Госбанка СССР // Деньги и кредит. 1981.5.
  224. В., Ремизов А. Модернизация кредитной системы России в условиях кризиса ликвидности: можно ли удешевить деньги без роста инфляции? //Вопросы экономики. 1996.№ 8.
  225. И. Правовая природа банковского надзора //Законность. 2003. № 4.
  226. М.А. Проблемы совершенствования пруденциального банковского надзора в России // Банковское дело. 2004. № 3.
  227. Ю.Д. Перспективы банковского законодательства. // Банковское дело. 2002. № 3.
  228. М.Г. Банковское законодательство в России // Банковское право. 2003. № 4.
  229. А.В. Проблемы реализации нормотворческой функции Банка России в процессе осуществления банковского регулирования // Банковское право. 2003. № 2.
  230. А.Г. О сущности и системе социалистических общественных отношений // Вестник Московского университета. Серия теория научного коммунизма. 1976. № 3.
  231. К.Д. Банковские законопроекты с позиций Центробанка // Бизнес и банки, 1994. № 44.
  232. Г. И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковской деятельности //Деньги и кредит. 2003. № 5.
  233. Т.Г. Еще раз о стратегии банковской реформы в России // Банковское дело. 2003. № 10.
  234. Т.Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка РФ // Банковское дело. 2003. № 4.
  235. В.Н. Деятельность Банка России некоторые новые аспекты // Деньги и кредит. 2002. № 7.
  236. Т.А. Финансово-правовые элементы правоотношений, складывающихся в процессе реструктуризации обязательств кредитных организаций. //Финансовое право, 2003, № 1.
  237. Н.П. Банковская система России: проблемы становления и развития // Банковские услуги. 2003. № 6, 7.
  238. В.А. Современные подходы к пониманию категорий «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» // Деньги и кредит. 2002. № 21.
  239. А.В. Новейшие изменения в банковском законодательстве // Право и экономика. 2001. № 9.
  240. И.С. Правовые режимы банковской деятельности // Банковское право. 2000. № 1.
  241. В.Н. Деятельность как философская категория // Вопросы философии. 1972. № 9.
  242. Н.В. «Банковское право» в отраслевом законодательстве // Государство и право. 1996, № 9,
  243. А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора // Деньги и кредит. 2002. № 9.
  244. A.M., Акимов О.М, Нужен ли независимый орган надзора за банковским сектором? //Банковское дело. 2004. № 8.
  245. Г. А., Викулин А. Ю. Предмет и метод банковского права // Государство и право. 1998. № 9.
  246. Г. Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика, 2002. № 8.
  247. P.O. Правовое положение Государственного банка СССР. //Известия академии наук СССР. Отдел, экономики и права. 1947. № 1.
  248. М.А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора //Банковское дело. 2002. № 8.
  249. B.C. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2002. № 5.
  250. Шор К. Б. Вопросы совершенствования банковского надзора // Деньги и кредит. 2003. № 1.
  251. A.M. Актуальные вопросы развития банковской системы и банковского законодательства России // Государство и право. 2001. № 5.1. Иностранные источники i
  252. Ferguson R. Alternative approaches to financial supervision and regula tion // Journal of financial services research. 17 (1). 2000.
  253. Dale R. The Regulation of International Banking. Oxford. 1984. R.1. Иноеiрапные hciочники
  254. R. 'I he Regulation of International Banking. Oxford. 1984. — P.
  255. Ferguson R. Alternative approaches to financial supervision and regulation // Journal of financial services research. 2000. — 17 (1).
Заполнить форму текущей работой