Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета и рекомендована к защите. Основные положения и теоретические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании отражены в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Понятие дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.'
    • 2. Принципы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел
    • 3. Законодательство, регулирующее дисциплинарную ответственность сотрудников органов внутренних дел
  • ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Стадии дисциплинарного производства в органах внутренних дел
    • 2. Основные направления совершенствования процессуальных норм по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел
    • 3. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел

Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена как теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с наличием и функционированием института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также с необходимостью общей характеристики производства по привлечению их к дисциплинарной ответственности.

Начавшиеся в конце прошлого века полномасштабные преобразования в России и последовавшие за ними изменения конституционного и иного законодательства коснулись и вопросов государственной службы Российской Федерации. Одним из главных направлений ее реформирования является повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, что в частности должно подразумевать конкретизацию правового статуса государственного служащего, то есть четкое правовое закрепление обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих. Ответственность государственных служащих является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности государственного управления.

Применительно к системе МВД вопросы привлечения к ответственности сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний момент являются одними из актуальнейших в государстве, поскольку назрел момент коренных преобразований в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года обозначил: «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции от недостойных сотрудников. Нужно жестко укреплять дисциплину"1, а выступая 18 февраля 2010 года на расширенном заседании Коллегии МВД России по итогам работы органов внутренних дел в 2009 году, четко определил одно из направлений совершенствования деятельности ведомства — усиление ответственности сотрудников МВД .

Среди видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность в органах внутренних дел занимает особое место, так как вероятность применения дисциплинарного взыскания к сотруднику органов внутренних дел заметно выше чем, например, мер административной и уголовной ответственности. Не случайно, что в отечественной науке государственного управления и административного права вопросам дисциплинарного принуждения в системе государственной службы вообще и в органах внутренних дел в частности уделяется достаточно пристальное внимание.

Особое место в системе общественных отношений, складывающихся в органах внутренних дел, занимает служебная дисциплина. Служебная дисциплина представляет собой разновидность нравственных и правовых отношений, характеризующихся высокой категоричностью и жесткостью связей и, как указывается в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом.

0 службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что, несмотря на наличие в.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года // Российская газета, 2009, 13 ноября.

2 Информация с официального сайта МВД России / источник: http://www.dko-тус1.ги./еуеп1з-у1е\'-53/ь1.т1 определении служебной дисциплины ссылки на дисциплинарный устав органов внутренних дел, он до сих пор не принят.

Высокий уровень служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел, несомненно, является необходимым условием эффективного функционирования органов внутренних дел как государственной правоохранительной организации. Министр внутренних дел в обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 года № 1/5758 требует «решительно поднять уровень служебной и воинской дисциплины, не допускать нарушений субординации, уклонения от исполнения должностных обязанностей».

Обеспечение высокого уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел достигается рядом средств, среди которых следует выделить, прежде всего, дисциплинарную ответственность сотрудников. Между тем, приходится констатировать, что институту дисциплинарной ответственности в его существующем виде присущи серьезные недостатки. Подтверждением тому служит устойчивая тенденция роста служебных проступков среди личного состава органов внутренних дел. Количество сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины, практически каждый год возрастает. Так, в 2002 г. их число составило 127 129 человек, в 2003 г. -130 105 (+2,3%), в 2004 г. — 132 725 (+2,0%), в 2005 г. — 143 704 (+8,3%), в 2006 г. — 146 324 (+1,8%), в 2007 г. — 141 417 (-3,4%), в 2008 г. — 146 033 (+3,3%), в 2009 г. — 157 107 (+7,6%) человек1.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы служебной дисциплины в органах внутренних дел, в настоящее время несовершенны и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к подобного рода документам. На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регулирующим дисциплинарную ответственность сотрудников органов внутренних дел, является Положение о службе в органах внутренних дел.

1 См.: Состояние работы с кадрами органов внутренних дел за 2009 год: Сборник аналитических и информационных материалов — М.: ЦОРК МВД России, 2010 год.

Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202−1. Согласно статье 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О полиции» до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на них распространяется действие указанного Положения, в части, не противоречащей Федеральному закону «О полиции». Нормы Положения о службе в органах внутренних дел конкретизируются Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел. Являясь исключительно ведомственным нормативным документом, она вторгается в сферу общественных отношений, которые традиционно были и остаются предметом законодательного регулирования, о чем свидетельствуют уточнения, объявленные приказом МВД РФ от 16 ноября 2001 года № 1010, в связи с решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 года № ГКПИ 00−1195.

В Положении о службе и в Инструкции о порядке применения Положения решены далеко не все насущные вопросы служебной дисциплины и дисциплинарной ответственности. Действующие нормы о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел содержат ряд пробелов и противоречат федеральному законодательству. Так, например, не раскрывается понятие дисциплинарного проступка, отсутствует нормативное закрепление принципов привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Значительные пробелы имеют процессуальные нормы привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности. Так, в действующих нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, отсутствуют нормы, конкретизирующие стадии дисциплинарного производства, нормы, содержащие перечень обстоятельств, исключающих привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность. В результате тщательность и объективность разбирательства при совершении сотрудником дисциплинарного проступка зависят не от точного соблюдения правовых норм, а ставятся в прямую зависимость от усмотрения и уровня правовой культуры лиц, налагающих дисциплинарные взыскания.

В соответствии с этим, на современном этапе развития общества и органов внутренних дел имеются объективные предпосылки для издания нового нормативного правового акта, посвященного вопросам дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, где четко были бы прописаны нормы, регулирующие дисциплинарные правоотношения. Тем более что в практических подразделениях МВД России понимают и разделяют данную точку зрения. Так начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России заявляет «Еще одна серьезнейшая проблема, которая отрицательно влияет на всю работу по укреплению дисциплины и законности уже много лет — отсутствие Дисциплинарного устава МВД России. Министерство внутренних дел — это силовая, иерархическая структура с жестким режимом подчиненности, и без нормативно урегулированных дисциплинарных отношений эффективно функционировать не может"1.

Таким образом, востребованность института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел в государственно-служебных отношениях, с одной стороны, и не отвечающая потребностям практики степень правовой регламентации рассматриваемого института, с другой стороны, предопределили актуальность объекта научного поиска и, соответственно, выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. В силу своей актуальности проблема дисциплинарной ответственности уже становилась объектом научного анализа. Различные ее аспекты отражены в трудах.

1 Кубышко В. Л. Воспитывать будем по-новому // Вестник кадровой политики МВД России, — 2008;№ 1. российских теоретиков права С. С. Алексеева, Б. Т. Базылева, И. Л. Бачило, С. Н. Братуся, Ю. А. Денисова, О. Э. Лейста, И. С. Самощенко.

Среди источников по общим вопросам государственного управления и трудового права применительно к теме исследования следует отметить работы A.A. Абрамовой, H.H. Бородина, Л. М. Колодкина, В. Н. Кудрявцева, В. М. Манохина, С. П. Матвеева, В. Н. Скобелкина, Л. А. Сыроватской.

В науке административного права проблема дисциплинарной ответственности в той или иной мере привлекала внимание Ю. С. Адушкина, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Д. А, Гавриленко, Б. И. Жерлицына, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, С. И. Котюргина, Ю. П. Соловья, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, М. С. Студеникину,.

A.П. Шергина.

Вопросам дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел посвящены работы В. В. Касюлина, Х. Х. Лойта, Н. П. Маюрова, A.B. Никифорова, А. Н. Позднякова, С. Б. Полякова, Н. В. Попова, А. Н. Роши, A.B. Сухинина, В. М. Шамарова.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет вопросам дисциплинарной ответственности работников и государственных служащих были посвящены диссертационные исследования О. И. Карпенко «Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды» (2003г.), П. С. Бутова «Совершенствование материальных и процедурно-процессуальных норм о применении дисциплинарной ответственности работников по трудовому праву Российской Федерации» (2005г.), Ю. А. Жуковой «Дисциплинарная ответственность работников как правовое средство обеспечения исполнения трудовых обязанностей» (2005г.),.

B.Г. Самойлова «Дисциплинарная ответственность в трудовом праве: общая и специальная» (2006г.), Е. В. Климкиной «Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России» (2006г.), Ю. Н. Туганова «Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования» (2003 г.), Ю. Б. Носовой «Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации» (2008г.), И. Ю. Капустиной «Административно-правовые средства обеспечения законности и дисциплины службы в органах внутренних дел» (2009г.).

Следовательно, саму проблему института дисциплинарной ответственности нельзя считать новой. Однако достигнутые успехи в исследовании вопросов дисциплинарной ответственности, как в целом государственных служащих, так и сотрудников органов внутренних дел в частности, не снижают актуальности и не исключают последующих научных изысканий в этой важной сфере общественных отношений, особенно учитывая перспективы формирования законодательных основ правоохранительной службы.

Объект диссертационного исследования — совокупность общественных отношений материально-правового и процессуального характера, складывающихся в сфере института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, а также дисциплинарная практика в органах внутренних дел.

Целью работы является разработка на основе изучения дисциплинарной практики в органах внутренних дел правовой модели института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел адекватной характеру служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, являющейся разновидностью правоохранительной службы, и ее закрепление в авторском проекте Дисциплинарного устава органов внутренних дел.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— раскрыть сущность института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, его значение для укрепления служебной дисциплины в органах внутренних делсформулировать понятия «дисциплинарный проступок» и «дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел» применительно к службе в органах внутренних дел как разновидности правоохранительной службы;

— проанализировать правовые нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность сотрудников органов внутренних дел, с точки зрения их соответствия современному законодательству и задачам укрепления служебной дисциплины в системе МВД Россииисследовать систему принципов, определяющих основы процессуальной деятельности по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности;

— исследовать специфику стадий дисциплинарного производства в органах внутренних дел;

— разработать предложения, направленные на совершенствование процессуальных норм, устанавливающих процедуру привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности;

— проанализировать содержание дисциплинарной практики в органах внутренних дел, и определить пути ее оптимизации в органах внутренних дел.

Методологическая основа исследования. Являясь комплексной проблемой, тема диссертационного исследования освещается с учетом достижений теории государственного управления, общей теории права, наук административного, трудового, гражданского и административно-процессуального права.

Исследование темы базируется на всеобщем диалектико-материалистическом методе понимания государственно-правовых явлений, а также на таких общенаучных методах как анализ, синтез, системный и функциональный подход. Используются также частные методы научного познания: формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, статистический.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных ученых по проблемам административно-правового регулирования общественных отношений, общей теории права, конституционного, административного, трудового, гражданского права, науки управления, а также работы по философии, социологии и педагогики.

Нормативную базу исследования составляют: международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности различных категорий государственных служащих, нормативные акты МВД России, касающиеся темы диссертационного исследования.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные Департамента кадрового обеспечения МВД России о нарушениях служебной дисциплины в органах внутренних дел в период с 2002 по 2009 годы, а также судебная практика по рассмотрению дел, связанных с установлением законности применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой комплексное исследование широкого круга проблем, связанных с реализацией института дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, рассмотренных с позиции его соответствия как обновленному законодательству в сфере государственно-служебных отношений, так и задачам укрепления законности и дисциплины в системе МВД России. В работе осуществлен сравнительный анализ нормативных правовых актов, посвященных институту дисциплинарной ответственности сотрудников различных правоохранительных органов.

Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел стран СНГ, а также различных категорий работников в транспортной сфере.

Полученные результаты позволили выявить имеющиеся на сегодняшний момент пробелы правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, противоречия ведомственных актов федеральному законодательству. В диссертации предложен проект нового нормативного правового акта, регулирующего условия и порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, в котором учтены особенности правового регулирования служебной дисциплины в других правоохранительных органах, последние изменения в законодательстве о государственной службе в Российской Федерации, а также ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты.

Проведенное исследование позволяет обосновать, сформулировать и вынести на защиту следующие основные положения:

1. Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел — это вид юридической ответственности, которая заключается в обязанности сотрудника органов внутренних дел, совершившего нарушение установленного законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами порядка и правил поведения, как в служебное, так и во внеслужебное время, в отношении которого установлена его вина, претерпевать неблагоприятные последствия, возлагаемые на него непосредственным или прямым начальником с целью оказания воспитательного и превентивного воздействия.

2. Правовые нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность сотрудников органов внутренних дел, не содержат четкого перечня принципов дисциплинарной ответственности. Принципы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в нормативных правовых актах преимущественно в «скрытом виде», при котором их обнаружение возможно только путем анализа законодательства, регламентирующего то или иное правовое явление. Такое «скрытое» закрепление правовых принципов создает определенные сложности для правоприменителя.

Система принципов, определяющих основы процессуальной деятельности привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, нуждается в нормативном закреплении и должна включать в себя два блока: а) общеправовые принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и своевременностьб) принципы, обусловленные спецификой дисциплинарной ответственности: принцип виновной ответственности, свидетельствующий о непозволительности привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности без установления его виновности в совершении дисциплинарного проступка, и принцип недопустимости удвоения ответственности, означающий, что сотрудник органов внутренних дел за одно и то же правонарушение может привлекаться только к одному виду ответственности, совмещение дисциплинарной ответственности возможно только с материальной ответственностью.

3. Из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, необходимо исключить взыскание в виде снижения в специальном звании на одну ступень.

4. В действующих нормативных правовых актах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел отсутствуют нормы, конкретизирующие стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел должно включать в себя четыре обязательных стадии: возбуждение дисциплинарного производства, рассмотрение дисциплинарного дела, принятие решения и исполнение принятого решения, а также факультативную стадию — пересмотр решения о дисциплинарном взыскании.

5. Процессуальные нормы по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности на сегодняшний день имеют существенные недостатки и нуждаются в совершенствовании: а) необходимо определить перечень обстоятельств, исключающих привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственностьб) следует нормативно закрепить обязанность субъектов дисциплинарной власти документально фиксировать моменты стадии дисциплинарного производства, связанные с отказом сотрудника, привлекаемого к ответственности, от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, от подписи при ознакомлении с приказом о применении дисциплинарного взысканияв) необходимо четко прописать порядок обжалования сотрудниками дисциплинарных взысканий с установлением конкретных сроков подачи жалобы.

6. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел представляет собой совокупность деятельности должностных лиц органов внутренних дел, наделенных дисциплинарной властью (субъектов дисциплинарной практики), выраженной, как правило, в форме издания приказов по применению дисциплинарных взысканий и поощрений, направленной на поддержание в подразделении определенного уровня служебной дисциплины и обобщенной статистической информации о применении различных видов дисциплинарных взысканий и поощрений.

7. Предлагается авторский проект Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет отразить современное видение проблем дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел и, в силу этого может способствовать дальнейшему научному анализу вопросов предупреждения деликтного поведения сотрудников органов внутренних дел, улучшению правового регулирования, а также совершенствованию практики применения норм о привлечении сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, данное исследование может способствовать формированию методического материала, отражающего последние изменения в законодательстве, необходимого для образовательного процесса в ведомственных учебных заведениях МВД России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета и рекомендована к защите. Основные положения и теоретические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании отражены в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности правоохранительных органов по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений» (Санкт-Петербург, 29 сентября 2006 г.), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической теории и практики совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (Москва, 24 ноября 2009 г.), ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Д. Сорокина «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права» (Санкт-Петербург, 5 марта 2010 г.), всероссийской научно-практической конференции «Министерство внутренних дел Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра» (Санкт-Петербург, 12 ноября 2010 г.) и др.

Результаты исследования нашли применение в практической деятельности управления по работе с личным составом ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управления на транспорте МВД РФ по Северо-Западному Федеральному округу, а также внедрены в учебный процесс юридического факультета Псковского государственного педагогического университета имени С. М. Кирова.

Основные положения диссертационного исследования изложены в четырнадцати опубликованных научных статьях, семь из которых опубликованы в ведущих изданиях из числа рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проводимая в Российской Федерации административная реформа предполагает в качестве одного из обязательных условий ее успешной реализации наличие нормативного правового обеспечения не только системного и структурного построения государственных органов исполнительной власти, но и правового статуса государственных служащих.

Государственная служба является правовым институтом, которому государство уделяет особое внимание. Это связано с тем, что в правоотношении «гражданин — государство» человек фактически взаимодействует не с юридической абстракцией — государством, а с конкретной «корпорацией» — государственными служащими. Являясь мозгом государственного аппарата, носителями власти, именно государственные служащие осуществляют управление практически всеми сферами общественной жизни. В известной степени именно от них зависит уровень демократии в стране, степень ограничения прав и свобод человека и гражданина и в конечном итоге — уровень благосостояния общества и государства.

С другой стороны, служащие — это часть общества, а государственная служба, в свою очередь, — это профессиональная деятельность. Как и любая другая, профессия государственного служащего, подчинена определенным правилам, инструкциям и требованиям. Особенность правового регулирования государственной службы заключается в полном и ясном закреплении прав, должностных обязанностей и ответственности государственного служащего, поскольку его деятельность носит властный характер, непосредственно влияет на права и свободы иных лиц, нормальное функционирование и безопасность государства в целом.

Становление новой российской государственности нередко замедляется в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности государственных служащих, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов.

Важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления является ответственность государственных служащих. Наиболее распространенным видом ответственности в системе государственной службы вообще и в органах внутренних дел в частности является дисциплинарная ответственность.

На современном этапе развития правовые нормы о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел имеют достаточно много неурегулированных и противоречивых вопросов, связанных с привлечением сотрудников органов внутренних дел к данному виду ответственности.

Проведенное исследование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел позволило сформулировать ряд выводов и предложений:

1. Наиболее существенным средством поддержания служебной дисциплины в органах внутренних дел является дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел. Обобщив различные точки зрения о понятии юридической ответственности, рассмотрев отличия дисциплинарной ответственности от уголовной и административной, проанализировав понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел, можно сформулировать следующее определение дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел — это обязанность сотрудника органов внутренних дел, совершившего нарушение установленного законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами порядка и правил поведения, как в служебное, так и во внеслужебное время, в отношении которого установлена его вина, претерпевать неблагоприятные последствия, возлагаемые на него непосредственным или прямым начальником с целью оказания воспитательного и превентивного воздействия.

2. Нормы права о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел не содержат конкретного перечня принципов, в соответствии с которыми сотрудники должны привлекаться к дисциплинарной ответственности, что создает определенные сложности для правоприменителя. Безусловно, система принципов дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел должная быть нормативно закреплена.

3. Процесс прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел регулируется нормами как административного, так и трудового права. Нормы трудового права могут быть применены к сотрудникам органов внутренних дел, если они не противоречат законодательству о службе в органах внутренних дел при сходности некоторых правоотношений с трудовыми. Это возможно в случаях, прямого указания в нормативных правовых актах о прохождении службы в органах внутренних дел или при наличии в них пробелов путем аналогии. Регулирование отношений, связанных с совершением сотрудниками органов внутренних дел дисциплинарных проступков, осуществляется только нормами административного права.

4. Из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, необходимо исключить взыскание в виде снижения в специальном звании. Недопустимо лишать сотрудника органов внутренних дел имеющегося у него специального звания в административном порядке за нарушение служебной дисциплины, поскольку Федеральным законом «О системе государственной службе в Российской Федерации» предусмотрен только один вариант лишения присвоенного специального звания — по решению суда.

5. Правовые нормы о прохождении службы в органах внутренних дел, устанавливая до недавнего времени среди возможных причин увольнения сотрудников такое основание, как «за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисциплины», не разъясняли, что является грубым, а что систематическим нарушением дисциплины. Наличие этого обстоятельства ставило под сомнение объективность привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Новый Дисциплинарный устав сотрудников органов внутренних дел должен, безусловно, определять, что является систематическим нарушением служебной дисциплины, а также содержать конкретный и обоснованный перечень грубых нарушений служебной дисциплины, за которые может быть применено такое дисциплинарное взыскание, как увольнение из органов внутренних дел.

6. Дисциплинарная ответственность из всех видов юридической ответственности характеризуется наименьшим уровнем обеспеченности процессуальными нормами. Проблема не только в их малочисленности, но и в отсутствии по ряду важных вопросов. Так, например, в правовых нормах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел не существует строго обозначенных стадий дисциплинарного производстване перечислены поводы для возбуждения дисциплинарного производства, обстоятельства, исключающие дисциплинарное производствоне приводятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что на сегодняшний день порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, несомненно, требует более полной регламентации.

7. По нашему мнению дисциплинарное производство в органах внутренних дел представляет собой нормативно урегулированную деятельность полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению дел о дисциплинарных проступках, заключающуюся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненным по службе мер дисциплинарной ответственности.

Производство по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности состоит из следующих стадий: возбуждение дисциплинарного производства, рассмотрение дисциплинарного дела, принятие решения, исполнение принятого решения и пересмотр решения о дисциплинарном взыскании (факультативная стадия).

8. При наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел за пребывание на службе в состоянии опьянения важным моментом является регистрация факта опьянения. При этом субъектам дисциплинарной власти предписано руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей.

На наш взгляд представляется целесообразным в случае отказа сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения или невозможности такового предусмотреть необходимость составления акта, в котором указывались бы признаки, свидетельствующие о состоянии опьянения. Данный документ являлся бы процессуальной гарантией объективности наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания за нахождение на службе в состоянии опьянения в случае обжалования сотрудником данного взыскания.

9. После наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания субъект дисциплинарной власти должен ознакомить сотрудника под расписку с приказом о применении в отношении его дисциплинарного взыскания. Согласно сложившейся судебной практике, наличие подписи работника на приказе о применении дисциплинарного взыскания является безусловным доказательством того, что работник с применяемыми к нему мерами ознакомлен. Однако срок, в течение которого сотруднику должно быть сообщено о взыскании, действующими нормативными правовыми актами не установлен, из чего следует, что срок давности исполнения взысканий в один месяц можно рассматривать и как максимальный срок объявления о наложенном дисциплинарном взыскании.

Мы считаем, что в нормах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел следует зафиксировать обязанность начальника в течение пяти дней со дня подписания приказа о применении к сотруднику дисциплинарно взыскания вручать ему под расписку копию данного приказа с указанием оснований его применения, а в случае отказа сотрудника от подписи в получении копии приказа — составлять соответствующий акт.

Упомянутый акт необходим для процессуального закрепления факта ознакомления привлекаемого к ответственности сотрудника с приказом о наказании и являлся бы гарантией соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности в случае обжалования сотрудником данного взыскания.

10. По нашему мнению весьма спорным является установленный в статье 66 Положения о службе в органах внутренних дел порядок обжалования некоторых видов дисциплинарных взысканий. Из смысла обозначенной статьи следует, что для таких видов дисциплинарных взысканий как понижение в должности, снижение в специальном звании и увольнение из органов внутренних дел установлена определенная последовательность обжалования — сначала в административном порядке, а только затем в судебном.

Право каждого обращаться в суд за восстановлением его прав провозглашено в международных нормативных правовых актах, зафиксировано в Конституции Российской Федерации, прописано в федеральном законодательстве. Для таких категорий государственных служащих как, например работники прокуратуры, сотрудники таможенных органов, государственные гражданские служащие предусмотрен порядок обжалования дисциплинарных взысканий, не ограничивающий право сотрудника сразу обратиться в суд. Вследствие этого, ни о какой регламентации последовательности процесса обжалования для определенных видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, не может быть и речи.

Полагаем, что в правовых актах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел необходимо закрепить норму, коротая, четко бы определяла наличие двух способов обжалования дисциплинарных взысканий — административного и судебного, с конкретно установленными сроками, и предоставляла бы сотруднику право самому выбирать, как обжаловать наложенное дисциплинарное взыскание — в административном, судебном порядке или в том и другом одновременно.

11. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел включает в себя деятельность должностных лиц органов внутренних дел по применению дисциплинарных взысканий и поощрений и обобщенную статистическую информацию о применении различных видов дисциплинарных взысканий и поощрений.

Субъектом дисциплинарной практики в органах внутренних дел может быть лицо, обладающее как минимум правовым статусом сотрудника органов внутренних дел и наделенное определенным объемом дисциплинарной власти. Исходя из определения сотрудников органов внутренних дел, содержащегося в статье 1 Положения о службе в органах внутренних дел, статус сотрудника органов внутренних дел включает в себя три элемента: гражданство, должность, специальное звание. Под дисциплинарной властью понимается совокупность полномочий, предоставленных определенным должностным лицам, по применению мер поощрения и мер дисциплинарных взысканий к подчиненным по службе сотрудникам. Объем дисциплинарной власти в органах внутренних дел зависит от должности, которую занимает начальник.

Таким образом, можно утверждать, что субъект дисциплинарной практики в органах внутренних дел — это лицо, назначенное на должность начальствующего состава органов внутренних дел и обладающее определенным объемом дисциплинарной власти, зависящим от занимаемой им должности. Вследствие чего необходимо констатировать, что доминирующим элементом, определяющим правовой статус субъекта дисциплинарной практики в органах внутренних дел является занимаемая им должность.

12. В действующих нормах права о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел отсутствует конкретный перечень должностей начальников, имеющих право издавать письменные приказы о применении поощрений и дисциплинарных взысканий.

13. На сегодняшний день объективно назрела необходимость принятия нового нормативного правового акта, посвященного вопросам дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, где были бы четко сформулированы основные материальные и процессуальные нормы, регулирующие дисциплинарные правоотношения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные и другие официальные документы
  2. Всеобщая декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета, 1998, 10 декабря.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ, 2001, № 2, ст. 163.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 17 (1831), ст. 291.
  5. Конвенция Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» (Женева, 28 июня 1930 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919−1956 Женева: Международное бюро труда, 1991.— Т. 1.
  6. Конвенция Международной Организации Труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» (Женева, 25 июня 1957 г.) // СЗ РФ, 2001, № 50, ст. 4649.
  7. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Российская газета, 1993, 25 декабря.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 (с изм. и доп. на 29 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 54.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изм. и доп. на 29 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2001, № 52 (часть I), ст. 4921- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 46.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм. и доп. на 29 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2002, № 1 (часть I), ст. 1- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 54.
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изм. и доп. на 29 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2002, № 1 (часть I), ст. 3- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 49.
  12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-Ф3 (с изм. и доп. на 23 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2002, № 46, ст. 4532- СЗ РФ, 2010, № 52 (часть I), ст. 7004.
  13. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28 декабря 2010 года) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 8, ст. 366- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 16.
  14. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28 декабря 2010 года // Российская газета, 1992, 29 июля- Российская газета, 1993, 27 апреля- СЗ РФ, 2011,№ 1, ст. 16.
  15. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» (с изм. и доп. на 2 февраля 2011 года) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст. 1797- СЗ РФ, 2011, № 6, ст. 793.
  16. Федеральный закон от 14 марта 2002 года № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 8 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2002, № 11, ст. 1022- СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6604.
  17. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28 июня 2009 года) // СЗ РФ, 2002, № 22, ст. 2031- СЗ РФ, 2009, № 26, ст. 3125.
  18. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28 декабря 2010 года) // СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2063- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 31.
  19. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28 декабря 2010 года // СЗ РФ, 2004, № 31, ст. 3215- СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 31.
  20. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. на 27 июля 2010 года) // СЗ РФ, 2006, № 19, ст. 2060- СЗ РФ, 2010, № 31, ст. 4196.
  21. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 2008, № 52 (часть I), ст. 6228.
  22. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, № 47, ст. 5742.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведениягосударственных служащих» (с изм. и доп. на 16 июля 2009 года) // СЗ РФ, 2002, № 33, ст. 3196- СЗ РФ, 2009, № 29, ст. 3658.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. на 22 июня 2010 года) // СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945- СЗ РФ, 2010, № 26, ст. 3331.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изм. и доп. на 14 января 2011 года) // СЗ РФ, 2007, № 47 (часть I), ст. 5749- СЗ РФ, 2011, № 4, ст. 572.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. на 2 февраля 2011 года) // СЗ РФ, 2008, № 20, ст. 2290- СЗ РФ, 2011, № 5, ст. 709.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, 2011,2 марта.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта» // СЗ РФ, 2000, № 22, ст. 2311.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2000 года № 715 «Об утверждении Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота» // СЗ РФ, 2000, № 40, ст. 3966.
  31. Приказ МВД России от 19 июля 1999 года № 526 «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» (с изм. и доп. от 15 ноября 2005 г.) // Российская газета, 1999, 15 ноября- Российская газета, 2005, 30 декабря.
  32. Приказ МВД России от 10 декабря 2001 года № 1095 дсп «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
  33. Приказ МВД России от 27 июня 2003 года № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (с изм. на 19 апреля 2010 года).
  34. Приказ МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
  35. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
  36. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  37. Приказ МВД России от 30 апреля 2009 года № 341 «О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации».
  38. Приказ МВД России от 27 июля 2009 года № 579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике».
  39. Приказ МВД России от 14 декабря 2009 года № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
  40. Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования».
  41. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
  42. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 марта 2009 года № 104 «Об утверждении Инструкции об организации проведенияслужебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (с изм. на 16 февраля 2010 года).
  43. Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2007 года № ММ-3−15/315 «Об утверждении Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе».
  44. Кодекс судейской этики: Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005, № 2.
  45. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007, № 4.
  46. Определение СК по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 11-вОЗ-17 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2004, № 2.
  47. Определение СК по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № 13-Г03−12 // Текст определения официально опубликован не был.
  48. Определение СК по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 28 сентября 2004 года № 47-Г04−29 // Текст определения официально опубликован не был.
  49. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года // Российская газета, 2010, 1 декабря.1. Книги
  50. A.A. Дисциплина труда в СССР (правовые вопросы). -М., 1969.
  51. О.В., Никитинский В. И. Комплексный подход к укреплению трудовой дисциплины. — М., 1982.
  52. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учебник / Под ред. А. П. Корнеева. М., 1996.
  53. Административное право России. Часть I: Учебник / Под ред. А. П. Корнеева 4-е изд. — М., 2002.
  54. Административное право: Учебник / Под ред. JI.JI. Попова. М., 2002.
  55. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Д. А. Газизов и др. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
  56. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник / P.P. Алеулов и др. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
  57. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник / О. И. Бекетов и др. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
  58. Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. — Саратов, 1986.
  59. С.С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972. — Т. 1.
  60. С.С. Общая теория права: Учебник. М., 1981. — Т. 1.
  61. С.С. Теория права. М., 1994.
  62. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть I: Учебник. — М., 1995.
  63. В.К. Теория современного права. Н. Новгород, 1991.
  64. .Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985.
  65. М.И. Сущность права. Саратов, 2001.
  66. В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
  67. Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. -Свердловск, 1989.
  68. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. -М., 1989.
  69. Д.Н. Административное право: Учебник. М., 1993.
  70. Д.Н. Административное право: Учебник. М., 2000.
  71. Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2001.
  72. Д. Н. и др. Административное право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю.Н. Старилов- 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006.
  73. Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.
  74. Н.Н. Трудовая дисциплина и меры ее укрепления. М., 1973.
  75. С.Н. Юридическая ответственность. — М., 1976.
  76. Е.А. Административное право: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону, 2001.
  77. П.Т. Государственная дисциплина в СССР. М., 1960.
  78. И.И. Административно-правовые санкции. — М., 1975.
  79. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
  80. Д.А. Дисциплина в государственном аппарате и организационно-правовые средства ее обеспечения. Минск, 1977.
  81. Д.А. Государственная дисциплина: сущность, функции, значение / Под ред. А. П. Шергина. Минск, 1988.
  82. И.А. Административная ответственность в СССР: Государственное и материально-правовое исследование. Воронеж, 1970.
  83. И. А. Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование. — Воронеж, 1976.
  84. ЮЗ.Головистикова А. Н. Административное право России в таблицах и схемах: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2006.
  85. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  86. Государственная дисциплина и ответственность / Б. И. Кожохин и др.- Под ред. JI. И. Антоновой и Б. И. Кожохина. JL, 1990.
  87. Гражданское право в вопросах и ответах: Учебное пособие / С. С. Алексеев и др.- Под ред. С. С. Алексеева. М.: Проспект, 2005.
  88. . Введение в науку управления. М., 1969.
  89. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2001.
  90. Ю.А. Общая теория правонарушений и ответственности.-Л., 1983.
  91. А.Г., Кайнов В. И. Дисциплинарная ответственность судей Российской Федерации: Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. -СПб., 2004.
  92. Ш. Еропкин М. И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973.
  93. .И. Особенности дисциплинарного производства по советскому законодательству // Материалы IX конференции молодых ученых. Минск, 1965.
  94. O.K. Советский административный процесс. — Воронеж, 1985.
  95. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. -Л., 1955.
  96. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права M., 1961.
  97. Пб.Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия вколлегиальности. М., 1979.
  98. В.Н. Правоприменительная практика в социалистическом обществе. Ярославль, 1986.
  99. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  100. В.Н., Николова И. Н. Функции юридической практики // Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. Ярославль, 1989.
  101. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Часть I. Ярославль, 1995.
  102. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Часть II. Ярославль, 1996.
  103. В. Ю. Государственная служба в Российской Федерации: Курс лекций Казань: КЮИ МВД России, 2003.
  104. A.A. Социалистическая законность, правопорядок и дисциплина // Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М, 1987.
  105. А.Я. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Кнорус, 2010.
  106. В.Я., Рыбин В. А. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
  107. В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991.
  108. А. П. Производство по делам о мелком хулиганстве. -Киев, 1970.
  109. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М., 1975.
  110. М. И. Понятие преступления в советском уголовном праве.-Свердловск, 1987.
  111. Л.В. Административно деликтное отношение.— Киев, 1979.
  112. Ю.М. Прием и рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся-М., 1959.
  113. Ю. М. Предмет советского административного права. — М: Юрид. лит., 1967.
  114. Колодкин J1.M. Организационные и правовые вопросы работы с кадрами в ОВД. -М., 1979.
  115. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный, научно-практический) / Под ред. М. А. Викут. — М., 2003.
  116. А.П. Административное право России. Часть I: Учебник. -М., 1996.
  117. С.И. Полномочия милиции в сфере административного производства. — Омск, 1972.
  118. С.И. Понятие, принципы и формы административно-процессуальной деятельности милиции. — Омск, 1973.
  119. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  120. Н.Ф. Уголовное право и мораль. — М., 1967.
  121. Кулагин B. JL, Сенякин И. Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. — Саратов, 1999.
  122. .И. Очерк теории государственного управления. — М., 1987.
  123. В.В. Теория права и государства. М.: Право и Закон, 1996.
  124. В.В., Липень C.B. Теория государства и права: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2010.
  125. В.М. Воспитательная функция советского трудового права. -М., 1981.
  126. О. Э. Санкция в советском праве. М., 1962.
  127. О.Э. Санкция и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  128. О.Э. Юридическая ответственность // Общая теории права / Под ред. A.C. Пиголкина. М., 1995.
  129. В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987.
  130. A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.
  131. A.B., Матузов Н. И. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.
  132. В.М. Советская государственная служба. — М., 1966.
  133. В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве. -М., 1970.
  134. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник- 2-е изд., испр. и доп. — Саратов: ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003.
  135. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. — М, 1989.
  136. С. П. Служебно-трудовые отношения сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  137. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. М. Бурыкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
  138. М.Б. Принципы юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачатурова. — Тольятти, 2001.
  139. Г. М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами: Учебно-методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  140. П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
  141. Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1988.-Т. 2.
  142. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.162.0всянко Д. М. Государственная служба в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1996.
  143. И.Т., Шимбирев П. Н. Педагогика: Учебник. М.: Учпедгиз, 1954.
  144. Ю.П. Стимулы добросовестного труда и ответственность за его результаты. М., 1991.
  145. П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. JL, 1976.
  146. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред.1. A.П. Коренева. М., 1994.
  147. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред.
  148. B.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  149. Г. М. Поощрение в государственном управлении. -Ярославль, 1993.
  150. Н.В. Развитие законодательства о дисциплинарной ответственности рабочих и служащих // Вопросы совершенствования административного, трудового и природоохранительного законодательства. — Куйбышев, 1988.
  151. А.П. Дисциплина в органах МВД. Правовые вопросы ее укрепления: Учебное пособие. — Д., 1975.
  152. Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. — М., 2001.
  153. С.Б., Попов Н. В. Теоретические и практические аспекты дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. М., 1996.
  154. Правовая система социализма: понятие, структура, социальные связи / Под ред. A.M. Васильева. М., 1986.
  155. Правотворчество в СССР / Под ред. A.B. Мицкевича. М., 1974.
  156. Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. -М., 1974.
  157. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. -М., 2001.
  158. Производство по административным правонарушениям — Свердловск, 1980.
  159. Процессуальные нормы и отношения в советском праве. Воронеж, 1985.
  160. Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2008−2009 гг.): Сборник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
  161. Ф.М. Юриспруденция: Курс лекций. — Уфа, 2001.
  162. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. — М.: Политиздат, 1984.
  163. .В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2010.
  164. А.Н. Стимулирование служебной деятельности работника милиции: Учебное пособие. -М.: Академия МВД России, 1991.
  165. С.Н. Основные группы правоотношений, возникающие в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. — Караганда, 1985.
  166. II. Г. Административный процесс в СССР. — М, 1964.
  167. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  168. И.С. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права / Под ред. П. Г. Александрова. М., 1974.
  169. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  170. И.С., Фарукшин М. Х. Сущность юридической ответственности в Советском обществе. — М., 1974.
  171. A.B. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М., 1975.
  172. С.М. Принципы наложения административных взысканий и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. -М., 1984.
  173. В.Н. Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих. — Воронеж, 1985.
  174. В.Н. Дисциплинарная и материальная ответственность рабочих и служащих. — Воронеж, 1990.
  175. Словарь терминов и определений по административному праву, финансовому праву, информационному праву и административной деятельности органов внутренних дел. М.: Кнорус, 2009.
  176. Советское административное право: Государственное управление и административное право. М., 1978.
  177. Советское административное право / Под ред. Р. С. Павловского. — Киев, 1986.
  178. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД России, 1993.
  179. В.Д. Проблемы административного процесса. -М, 1968.
  180. В.Д. Административно-процессуальное право М., 1972.
  181. В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.
  182. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование-Воронеж, 1996.
  183. Ю.Н. Административное право. Часть II. Воронеж, 2001.
  184. Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002.1. Т. 1.
  185. A.B. Воспитательно-правовая работа по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел: Лекция. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.
  186. М.С. Что такое административная ответственность? — М., 1990.
  187. A.B. Служебная проверка в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997.
  188. JI.A. Ответственность за нарушение трудового законодательства. — М., 1990.
  189. JI.A. Ответственность по советскому трудовому праву. -М., 1990.
  190. В.М. Логические основы общей теории права. — М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000.
  191. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. -М., 2001.
  192. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Право и Закон, 1996.
  193. Теория права // Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. — Т. 2.
  194. Теория права и государства (ключевые вопросы, определения, схемы): Учебное пособие / Под ред. В. П. Сальникова и Р. А. Ромашова. -СПб., 2002.
  195. Теория юридического процесса. — Харьков, 1985.
  196. А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. -М., 1951.
  197. Л.В. Административное право России. М., 2002.
  198. М.В. Уголовная ответственность и ответственность дисциплинарная. М., 1957.
  199. С.И. Дисциплинарная ответственность обучающихся (воспитанников). М, 2010.
  200. А. Материалистическая диалектика: Основные категории и законы. -М., 1969.
  201. Г. Социалистическое право и личность. М., 1971.
  202. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.1. М.: Юрайт, 1999.
  203. B.C. Административное право: Учебник. — М.: Эксмо, 2010.
  204. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
  205. JI.A. Государственные служащие. -М.: Юристъ, 1998.
  206. В.М. и др. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению: Лекция / В. М. Шамаров, Х. Х. Лойт, A.B. Никифоров. М., 1997.
  207. А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.
  208. А.П. и др. Процессуальные формы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / А. П. Шергин, В. Ф. Фефилова, A.A. Михайлов. М., 1985.
  209. А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчиненных в органах внутренних дел. СПб., 1994.
  210. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / A.A. Гришин и др. М.: Щит-М, 2008.
  211. .Г. Системные представления в функциональном подходе // Системные исследования. — М., 1973.
  212. В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. — М., 1979.
  213. Л. С. Общая теория права. Л., 1976.
  214. А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). Часть III. М.: ВНИИ МВД России, 1996.
  215. О.М. Административная ответственность — М., 1972.
  216. Ц.А., Шорина Е. В. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины. — М., 1956.1. Статьи
  217. Ю.С. Вопросы совершенствования дисциплинарного законодательства // Правоведение. — 1984. № 3.
  218. М. Н. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. — № 3.
  219. Д.Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. -№ 3.
  220. Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации // Государство и право. — 2006.-№ 6.
  221. И.А. О взаимоотношении правового и нравственного регулирования общественных отношений // Философские науки. — 1966. — № 4.
  222. И.С., Шалыгин Б. И. Система и полномочия государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. — 2004. — № 11.
  223. Ю.Я. Новый трудовой кодекс Российской Федерации: проблемы, упущения, противоречия, ошибки // Государство-и право. 2002. -№ 5.
  224. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. — 1995. № 12.
  225. В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2000. — № 3.
  226. A.A. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих // Право и политика. — 2001. -№ 3.
  227. Е.В., Шкарупа В. К. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел // Сборник научных трудов. Киев: КВШ МВД СССР, 1985.
  228. A.A. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. — № 6.
  229. С.А. Объяснения нарушителя трудовой дисциплины (правовые вопросы) // Правоведение. — 1986. № 6.
  230. В. И. Дисциплинарная ответственность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в вооруженных силах.-2003,-№ 1.
  231. В.В. Актуальные вопросы обеспечения социалистической законности при проведении служебного расследования правонарушений в органах внутренних дел // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МВШМ МВД СССР, 1987.
  232. В.А. Административно-процессуальная деятельность и виды административных производств // Советское государство и право. 1978. — № 1.
  233. В.В. Криминальная глобализация // Государство и право. -2004. -№ 10.
  234. Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. — 1994. № 6.
  235. A.B. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод анализа // Общественные науки и современность. -1994.-№ 5.
  236. В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. — 1997. — № 9.
  237. Э.Р. Порядок применения дисциплинарных взысканий // Справочник кадровика. — 2002. — № 12.
  238. B.C. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. — 2005. — № 5.
  239. С.Б. Регулирование служебных и трудовых правоотношений // Российская юстиция. — 1998. — № 12.
  240. А.Д. Проведение служебных расследований в органах внутренних дел // Сборник научных трудов. М: ВНИИ МВД СССР, 1988.
  241. Е.Г. Дисциплинарная ответственность работника // Кадровое дело. 2003. — № 1.
  242. В.Н. Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству // Правоведение. — 1984. — № 3.
  243. М.С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. — 1979 — № 5.
  244. С.С. Сущность и значение государственной дисциплины в советском обществе // Советское государство и право. 1956. -№ 2.
  245. М.С. Административная ответственность должностных лиц // Закон. 1998. — № 9.
  246. В.А. Понятие юридической ответственности // Правоведение. 1973. — № 2.
  247. Ю. Н. Специальная дисциплинарная ответственность судей военных судов, прокуроров и следователей органов военной прокуратуры по российскому законодательству // Право в вооруженных силах. 2005. — № 7.
  248. Ю. Н. Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности // Право в вооруженных силах. 2005. — № 5.
  249. М.Х. Общие принципы юридической ответственности в советском обществе // Советское государство и право. — 1967. — № 5.
  250. И.Т., Плюхин Н. В. Спорный вопрос дисциплинарной и административной ответственности // Советское государство и право. 1971. -№ 10.
  251. А.Н. К вопросу о порядке проведения служебных проверок // Вестник МВД России. 2001. — № 2−3.
  252. А.Ф., Кожевников С. Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. 1976. — № 5.
  253. H.A. Нормы советского гражданского процессуального права и нормы морали // Правоведение. 1970. — № 5.
  254. JI.A. Увольнение с работы за нарушение трудовой дисциплины // Трудовое право. — 2000. № 4.
  255. Авторефераты и диссертации
  256. Ю.С. Теоретические вопросы советского дисциплинарного производства (административно-процессуальный аспект): Авторев. дис.. канд. юрид. наук. Одесса, 1979.
  257. А.У. Принципы юридической ответственности и проблемы их реализации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  258. Н. Н. Правовые проблемы советской воинской дисциплины: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1976.
  259. A.M. Правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М, 2008.
  260. Е.Г. Ответственность государственных служащих Российской Федерации: административно-правовой аспект: Дис.. канд. юрид. наук. СПб, 2005.
  261. П.С. Совершенствование материальных и процедурно-процессуальных норм о применении дисциплинарной ответственностиработников по трудовому праву Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Челябинск, 2005.
  262. Гаврил енко Д. А. Дисциплина в советском государственном управлении и средства ее обеспечения: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -М, 1988.
  263. Д.А. Правоприменительное толкование: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. — 2000.
  264. K.M. Правоприменительная практика в советском общенародном государстве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Казань. — 1985.
  265. С.С. Обеспечение законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти (административно-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. — СПб, 2003.
  266. .И. Дисциплинарная ответственность служащих по советскому законодательству: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1969. ?
  267. Ю.А. Дисциплинарная ответственность работников как правовое средство обеспечения исполнения трудовых обязанностей: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  268. М.В. Осуществление юридической ответственности и социалистическая законность: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1984.
  269. И.Ю. Административно-правовые средства обеспечения законности и дисциплины службы в органах внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб, 2009.
  270. А.Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  271. О.И. Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  272. В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003.
  273. О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 2002.
  274. Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006.
  275. A.B. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: Авторев. дис.. докт. юрид. наук. Люберцы, 2008.
  276. Х.Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): Автореф. дис.. докт. юрид. наук. СПб, 1998.
  277. М.А. Уголовная ответственность как институт публичного права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  278. Н.П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917−1991 гг.): историко-правовое исследование: Дис.. докт. юрид. наук. — СПб, 2005.
  279. М.Б. Принципы юридической ответственности в системе принципов права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 2001.
  280. С.Ю. Правовые и организационные основы подготовки кадров органов внутренних дел в условиях реформы системы государственной службы Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М, 2009.
  281. P.C. Социологические аспекты исследования социалистической дисциплины труда: Автореф. дис.. канд. философ, наук. -Л., 1973.
  282. Г. А. Дисциплинарная ответственность по советскому административному праву: Дисс.. канд. юрид. наук. -М., 1988.
  283. А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 1998.
  284. A.B. Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск, 1998.
  285. Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Воронеж, 2008.
  286. ПалагинаЕ.Н. Функции юридической практики: Дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 2003.
  287. Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве: Диссертация в виде научн. докл. докт. юрид. наук. М., 2001.
  288. JI.B. Функции интерпретационной практики: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород. — 2001.
  289. Г. Р. Диалектика убеждения и принуждения в процессе формирования социалистической личности: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — М., 1989.
  290. В.П. Юридическая практика и развитие законодательства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск. — 1968.
  291. В.М. Принципы юридической ответственности и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  292. В.Г. Дисциплинарная ответственность в трудовом праве: общая и специальная: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  293. П.П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. — 1987.
  294. JI. А. Ответственность по трудовому праву: Автореф. дис.. докт. юрид. наук.-М., 1991.
  295. A.C. Расследование административных правонарушений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск. — 1984.
  296. Н.М. Правовой статус субъектов производства по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Харьков, 1998.
  297. A.B. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Дис.. докт. пед. наук. — М., 2002.
  298. Ю.Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования: Дис.". канд. юрид. наук. М., 2003.
  299. С.А. Трудовые споры, связанные с дисциплинарной ответственностью работников в современных условиях: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2007.
  300. К.А. Правонарушения в сфере труда как основание привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М, 2008.
  301. А.Г. Дисциплина государственных гражданских служащих и механизмы ее укрепления: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  302. А.П. Проблемы административной юрисдикции: Дис.. докт. юрид. наук. -М., 1979.
  303. Ц.Я. Субъекты советского административного права: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. — М., 1958.
Заполнить форму текущей работой