Разработка интегрированной системы показателей эффективности управления региональной электросетевой компанией
Разработана структурно-логическая модель интеграции стратегических и оперативных показателей, взаимоувязывающая стратегические перспективы электросетевой компании (ЭСК) и мероприятия по их достижению, выраженные в нестоимостной форме со стоимостными факторами, позволяющая повысить качество процесса планирования и анализа деятельности ЭСК. Разработана концепция формирования интегрированной системы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современное состояние электроэнергетической отрасли и анализ подходов к построению системы показателей электросетевой компании
- 1. 1. Особенности электроэнергетической отрасли и современные подходы к управлению электроэнергетикой
- 1. 2. Анализ современных подходов к использованию показателей для оценки деятельности предприятия
- 1. 4. Анализ опыта управления электросетевыми компаниями на «основе использования показателей эффективности
- 1. 5. Постановка цели и определение задач исследования
- Глава 2. Разработка теоретических положений и организационно-экономических методов построения интегрированной системы показателей для управления электросетевой компанией
- 2. 1. Концепция формирования интегрированной системы показателей для электросетевой компании
- 2. 2. Формирование и структурирование целевых показателей эффективности деятельности электросетевой компании на базе теории заинтересованных сторон
- 2. 3. Планирование и контроль деятельности электросетевой компании на основе Системы Сбалансированных Показателей
- 2. 4. Структурно-логическая модель интеграции стратегических и оперативных показателей деятельности электросетевой компании
- Глава 3. Практика внедрения интегрированной системы показателей в региональных электросетевых компаниях
- 3. 1. Анализ ситуации и условия практического внедрения. Постановка задачи
- 3. 2. Преобразование стратегических целей электросетевой компании в показатели системы управления
- 3. 3. Сбалансированная Система Показателей ОАО «Кубаньэнерго»
- 3. 4. Ключевые показатели эффективности в системе оценки эффективности работы сотрудников ОАО «Кубаньэнерго»
- 3. 5. Направления развития интегрированной системы показателей в процессе управления электросетевыми компаниями
Разработка интегрированной системы показателей эффективности управления региональной электросетевой компанией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформирование электроэнергетики России внесло существенные изменения в хозяйственный механизм отрасли, вновь образованные самостоятельные компании обрели устоявшиеся организационно-хозяйственные формы. В региональных электросетевых компаниях осуществляется как текущая деятельность по транспортировке электроэнергии потребителям: юридическим и физическимлицам, так и управление инновациями и инвестициями-в развитие отрасли.
Повышение эффективности управления' региональными электросетевыми компаниями построение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), выступающих в качестве индикаторов достижения стратегических и оперативных целей компании. Известны довольно многочисленные научно-практические работы по созданию стратегических и оперативных показателей деятельности компаний. Однако до сих пор, нет удовлетворительного решения проблемы интеграциистратегических и оперативных показателей в рамках единой системы менеджмента, что не обеспечивает требуемого в настоящее время уровня координации и интеграции деятельности подразделений компании по достижению поставленной генеральной цели. Поэтому настоящее исследование является чрезвычайно актуальным в научном и практическом аспектах.
Целью данной работы является разработка иапробация интегрированной системы ключевых показателей эффективности региональной электросетевой компании (РЭСК), обеспечивающей повышение результативности управления и комплексность оценки результатов деятельности компании.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Проведены систематизацияи сравнительный анализ систем показателейиспользуемых для целейуправленияв- региональных электросетевых компаниях, как в России, так и за рубежом. Выявлены преимущества и недостатки существующих подходов к формированию систем показателей:
2. Предложен комплексныйподход к формированиюинтегрированной системыпоказателей, для региональной электросетевой' компании.
3. Выработаны предложенияпо практической реализацииотдельных этапов > формированияинтегрированной системы показателей для*: региональной электросетевойкомпании:
4. Разработана структурно-логическая: модель. интеграции стратегических и оперативных показателей, взаимоувязывающая стратегические перспективы, и, мероприятия: по их достижению, позволяющая• повысить качество процесса: планирования и. анализа деятельности РЭСК.
5. На^ основе разработанных в диссертационной., работе методов<¦ и моделей,.рассмотрены практические*аспекты управления" РЭСК с помощью интегрированной системы стратегических и оперативньпс показателей:
Объектом диссертационного исследования выступает региональная электросетевая компания, обеспечивающая транспортировку электроэнергии потребителям.
Предметом диссертационного исследования является система стратегического и оперативного управления* региональной электросетевойкомпанией на. основе интеграции ключевых показателейэффективности, обеспечивающих обоснованность принимаемых управленческих решений;
Теоретической базой исследования послужили основные теоретические положения стратегического и оперативного менеджмента, теория измеренийтеорияпринятия решений. Разработанные подходы к обоснованию решений при управлениирегиональной электросетевой компанией^ базируется на инструментарии контроллинга, экспертных оценках, а также методологии системного анализа и экономико-математического моделирования.
Информационной базой исследования послужили теоретические и методические разработки по рассматриваемой проблеме, материалы и отчетные данные региональных электросетевых компаний и межрегиональных распределительных электрических сетей (МРСК).
Научная новизна отражена в следующих выносимых на защиту результатах:
1. Разработана концепция формирования интегрированной системы показателей на основе методологии процессно-ориентированного менеджмента, которая, в отличие от функционально-ориентированного, позволяет взаимоувязать стратегические показатели электросетевой компании с оперативными показателями бизнес-процессов;
2. Предложен и обоснован подход к систематизации целевых показателей эффективности деятельности РЗСК на базе интеграции теории заинтересованных сторон и Системы Сбалансированных Показателей, что позволяет рассматривать показатели эффективности в разрезах стратегических перспектив и интересов стейкхолдеров, а также обеспечивать полноту включаемых в систему показателей;
3. На основе анализа особенностей структуры затрат на передачу электроэнергии, разработана концепция структурной интеграции функциональных областей бизнеса РЭСК, что позволило обеспечить эффективную адресную трансляцию стратегических целей и показателей на оперативный уровень управления;
4. Разработана структурно-логическая модель интеграции стратегических и оперативных показателей, взаимоувязывающая стратегические перспективы РЭСК, выраженные в нестоимостной форме, со стоимостными факторами, что позволяет повысить качество процесса планирования и анализа деятельности РЭСК.
5.На основе эмпирико-индуктивного подхода предложена и обоснована совокупность организационно-экономических методов реализации концепции интегрированной системы показателей, что позволяет сократить временные издержки процесса ее внедрения.
Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в следующем: ч.
— Разработанная в диссертации интегрированная система показателей может применяться на электросетевых предприятиях для оценки и планирования деятельности, что способствует ускорению процесса планирования, повышению эффективности контроля, снижению необоснованных затрат электросетевой компании;
Разработанные в диссертации подходы к оценке бизнеса можно использовать как основу для оценки успешности работы центров ответственности электросетевой компании, менеджеров различных уровней и сотрудников.
Основные положения и результаты диссертационной работы доведены до практического применения в ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Прокопьевскэнерго», ОАО «Электрические сети».
По теме диссертационной работы опубликовано шесть печатных работ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.
Выводы и заключение.
Настоящая диссертационная работа посвящена разработке интегрированной системы показателей региональной электросетевой компании. Для повышения эффективности управления региональной электросетевой компанией в работе на основе современных методов менеджмента, применяемых для обеспечения долговременного эффективного функционирования компании, получены следующие основные результаты:
1. Проведены систематизация и сравнительный анализ разработанных теоретически и применяемых на практике систем показателей, в том числе в энергетике, как вРоссии, так и за рубежом. Выявлены преимущества и проблемные вопросы, связанные с их использованием и сформулированы предложения по выбору подходов к формированию систем показателей и повышению ее эффективности. Сформированы методы систематизации информации о деятельности региональной электросетевой компании как с точки зрения сегментации деятельности, так и с точки зрения выработки управленческих решений при создании и в процессе ее функционирования.
2. Выработан единый подход к созданию системы показателей электросетевой компанией, позволяющий упростить процесс формирования интегрированной системы показателей электросетевой компании.
3. Систематизированы требования к информационному обеспечению менеджмента электросетевой компании, что-позволит создать информационную систему руководителя, ориентированную на принятие решений.
4. Предложены подходы к формированию и проверке полноты набора используемых в управлении электросетевой компанией показателей, что позволит облегчить выбор рассматриваемых показателей при формировании интегрированной системы показателей.
5. Предложена и обоснована совокупность организационно-экономических методов реализации концепции интегрированной системы показателей, что позволяет сократить временные издержки процесса внедрения.
6. Разработана структурно-логическая модель интеграции стратегических и оперативных показателей, взаимоувязывающая стратегические перспективы электросетевой компании (ЭСК) и мероприятия по их достижению, выраженные в нестоимостной форме со стоимостными факторами, позволяющая повысить качество процесса планирования и анализа деятельности ЭСК.
7. Рассмотрены практические аспекты формирования интегрированной системы показателей электросетевых компаний, в том числе с использованием разработанных в диссертационной работе методов и подходов, отражающие возможные варианты использования системы на практике.
8. Практические положения диссертационной работы приняты для внедрения ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Прокопьевскэнерго», ОАО «Электрические сети».
Список литературы
- Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 192 с.
- Алексеева Е.В., Иванова Н. Ю. Нормативный учет и управление по отклонениям //Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 6. — С.12−18.
- Анасова М. Р., Кучер С. Р., Лифанова Р. Ф. Основы экономики предприятия: Учебник. / Под ред. М. С. Мовина. -М.: Экономика, 1990.-287с.
- Анискин Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг. — М.: Омега-Л, 2005. -279с.
- Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика. — М.: Финансы и статистика, 2002. 952 с.
- Асадулин P.A. Ключевые показатели эффективности' для оценки деятельности энергокомпаний // Контроллинг. — 2007. № 3(23). — С. 10−17.
- Асадулин P.A., Фалько С. Г. Перспективы развития контроллинга //Контроллинг. 2006. — № 3(19). — С. 10−13.
- Асадулин P.A., Фалько С.Г. Формирование системы стратегических и оперативных показателей результативности деятельности энергетической компании на основе концепции Balanced Scorecard —
- Контроллинг. 2005. — № 3(15). — С. 2−9.
- Бренер М., Майер Р. Концепция процессного менеджмента компании Horvath & Partners // Контроллинг. 2005. — № 4(16). — С. 12−19.
- Внедрение сбалансированной системы показателей:' Пер. с нем.- 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478с.
- Гамаюнов В.В., Сизова Т. В., Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. М.: Финансы и статистика, 2002. — 400 с.
- Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. -М.: Олимп-бизнес, 2005. 412 с.
- Гершун А., Нефедьева Ю. Сбалансированная система показателей //Контроллинг. 2003. — № 3(7). — С. 20−25.
- Гительман Л! Д., Ратников Б. Е. Энергетический бизнес: Учебное пособие. М.: Дело, 2006. — 600с.
- Гительман Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания. — М.: Олимп-Бизнес, 2002. 312 с.
- Грязнова А.Г., Федотова М. А., Иванова О. Н. Оценка стоимости предприятия-(бизнеса) М.: Интерреклама, 2003. — 270 с.
- Гусев A.A., Курбашкина П. В. Стратегическая оценка стоимости и эффективности бизнеса: от традиционных к новейшим технологиям. Волгоград: Офсет, 2006. — 416с.
- Гусева И.Б. Интегрированное управление затратами в системе контроллинга // Контроллинг. 2006. — № 4(20). — С. 64−67.
- Гусева И.Б. Нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия в системе контроллинга // Контроллинг. — 2004. — № 4(12).-С. 48−57.
- Дайле А. Практика контроллинга : Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. M.JI. Лукашевича, E.H. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2001.-336 с.
- Данилочкина Н.Г. Контроллинг внешней среды // Контроллинг. — 2006. № 1(17).-С. 16−21.
- Данилочкина Н. Г. Модели формирования структуры бизнеса
- Контроллинг. 2006. — № 4(20).-С. 18−23.
- Дедов O.A. Методология контроллинга и практика управления^ крупным промышленным предприятием. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 — 248 с.
- Демидов A.A., Ковалев Д. В. Контроллинг для собственников // //Контроллинг. 2006. — № 4(20). — С. 48−63.
- Демидов Е.Е. Метод визуализации анализа рисков // Контроллинг. — 2008. № 3(27). — С. 56−63.
- Демидов Е.Е. Построение системы управления сервисной компанией // Контроллинг. 2007. — № 2(22). — С. 40−51.
- Денищенко Г. Н. Успешное развитие бизнеса на основе описания бизнес-процессов // Контроллинг. 2004. — № 4(12). — С. 26−35.
- Друкер П., Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
- Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 1071 с.
- Дурдыбаев М.Р. Организация внедрения и оценка эффективности Системы Сбалансированных Показателей на промышленном предприятии // Контроллинг. 2008. — № 2(26). — С. 52−57.
- Енгалычев О.В.У правление рисками предприятия на основе концепции контроллинга // Контроллинг. 2005- № 1(13). — С. 48−57.
- Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы /Под ред. A.M. Карминского. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
- Каплан Р., Нортон Д. Организации, ориентированные на стратегию: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. 435 с.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 320с.
- Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. 376 с.
- Карминский A.M. Информатизация контроллинга. — М.:.МРТУ им. Н. Э. Баумана, 1999.-48с.
- Карминский A.M. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса: методология и практика. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 с.
- Карминский A.M., Жевага A.A. Контроллинг в организациях с территориально распределенной структурой // Контроллинг. 2005. — № 4(16).-С. 18−23.
- Карминский А. М., Оленев И. И., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе.-М.: Финансы и статистика, 2002. —250с.
- Кащеев Р., Базоев С. Управление акционерной стоимостью1. — М.: ДМК Пресс, 2002 234 с.
- Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. — М.: Дело, 2008. — 568- с.
- Ковалев. Д.В. Структура определяет стратегию // Контроллинг. — 2006. № 3(19).-С. 20−25.
- Кондратова ИГ. Основы управленческого учета. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
- Контроллинг: Учебник /Под ред. A.M. Карминского, С. Г. Фалько. -М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.
- Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.
- Концепция контроллинга: управленческий учет, система отчетности, бюджетирование: Пер. с нем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 269 с.
- Лунев И.А. ОАО «Кубаньэнерго»: Контроллинг — информационная поддержка системы качества // Контроллинг. — 2007. — № 2(22). — С.74−79.
- Мазаев A.B. Система управления затратами на предприятиях электроэнергетики // Контроллинг. — 2006. — № 3(19). — С. 26−35.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д, Ольдероеге Н. Г. Управление проектами: Учебное пособие для вузов. — М.: Экономика, 2001.— 574с.
- Мазурин Э.Б. Функциональное и процессное управление /^Контроллинг. 2008. — № 2(26). — С. 46−51.
- Майер Р, Хуба И. Управление центрами ответственности на предприятиях энергообеспечения // Контроллинг. 2004. — № 1(9). -С. 34−39.
- Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.- 360 с.
- Малышева Л.А. Технология разработки систем показателей на основе анализа заинтересованных сторон // Контроллинг. —2008.-№ 3(27) -С. 24−33.
- Маршал В. Мейер Оценка эффективности бизнеса. — М.: Вершина, 2004.-185 с.
- Милкович Дж.Т., Ньюман Д. М. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. М.: Вершина, 2005. — 760 с.
- Можаева С.В. Экономика энергетического производства. — С-Пб: Лань, 2003.-267 с.
- Молчанова В.А., Бочарова Е. Л. Внедрение автоматизированной системы контроллинга бизнес-процессов // Контроллинг. 2007. -№ 3(23).-С. 20−25.
- Обухов П. А, Черников А. Л., Молчанова В. А. Формирование системы распределительным электросетевым комплексом центра и северного Кавказа // Контроллинг. 2006. — № 4(20). — С. 38−47.
- Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272 с.
- Организация и. планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / Иод ред. Ю. В. Скворцова, JI.A. Некрасова. — М.: Высшая школа, 2005. 470 с.
- Орлов А.И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2002. — 496 с.
- Основы современной энергетики: современная электроэнергетика: Учебное пособие /Под ред. А. П. Бурмана и В. А. Строева — М.: Издательство МЭИ, 2003. 462 с.
- Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2004. — 354 с.
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Под ред. Абдуллаева Н. А., Колайко Н. А. М.: ЭКМОС, 2000. — 472 с.
- Паули В.К. Обеспечение эффективности, надежности, и безопасности производственной деятельности энергокомпаний в аспекте задач технического контроллинга // Контроллинг. 2006. — № 2(18). — С., 14−25.
- Паули В.К. Основы методологии управления по результатам /Энергетик. 2000. — № 2. — С. 5−6.
- Пикунова С.А. Совершенствование системы управленческого учета на предприятии // Контроллинг. 2004. — № 3(11). — С. 20−25.
- Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2000. — 127 с.
- Пирсон Б., Томас Н. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 230 с.
- Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство / Под. ред. Гершуна A.M., Нефедьевой Ю. С. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 356 с.
- Салимова Т.А. Управление качеством:Учебник. — М.:0мега-Л, 2008. — 414 с.
- Самсонов B.C., Вяткин М. А. Экономика предприятий энергетического комплекса. М.: Высшая школа, 2003. — 476 с.
- Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. 528 с.
- Словарь русско-английских терминов по контроллингу. — Калуга: Издательский дом «Манускрипт», 2005. — 190 с.
- Тимофеев A.B. Особенности стратегического управления энергокомпанией // Энергетик. — 2000. — № 6. -С. 7−10.
- Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. -М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.-512с.
- Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. — М.: Дело, 2001. — 254 с.
- Фалько С.Г. Контроллинг для руководителя. М.: Институт контроллинга, 2006 — 196 с.
- Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. — М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.
- Фалько С.Г. Предмет контроллинга как самостоятельной научной дисциплины // Контроллинг. — 2005. № 1(13). — С. 2−5.
- Фалько С.Г., Иванова Н. Ю. Система управления затратами на • предприятии // Контроллинг. 2006. — № 2(18). — С. 58−69.
- Фалько С.Г., Урбан В. Ю. Концепция сбалансированного управления внутренними операционными рисками предприятия // Контроллинг. — 2004. № 2(10). — С. 2−9.
- Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 518с.
- Финансовый менеджмент: Учеб. Пособие / Под ред. Е. И. Шохина. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. 471 с.
- Фирон X., Линдере М. Управление снабжением и запасами. Логистика. С-Пб: Полигон, 1999. — 415 с.
- Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1999. — 256 с.
- Фомина В.Н. Экономика энергетики : Учебник. М.: ИУЭ ГУ У, ВИПКэнерго, 2005. — 392 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
- Хан Д., Хунгенберг X. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 2005. 928 с.
- Черепахин П. Современный подход к разработке системы определения эффективности предприятия // Контроллинг. — 2004. — № 1(9). -С. 18−25.
- Чугунов B.C. От тейлоризма к процессному менеджменту //Контроллинг. 2006. — № 3(19). — С. 14−19.
- Шевченко И. Г. Управленческий учет для менеджеров: Учебно-практическое пособие. — М.: Экономика, 2001. — 185с.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА М, 2002. — 601с.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. С. Г. Фалько. — М.: Дрофа, 2003.-368 с.
- Ansoff H.I. McDonnell E.Y. Implanting Strategic Management. N.Y.: Harper-Collins, 1996. — 420 p.
- Balanced Scorecard umsetzen. Stuttgart: Schaffer-Poeschel Yerlag, 2001. -386 s.
- Chakravarthy B.S. Measuring strategic performance // Strategic Management Journal. 1986. -№ 7. — P. 437−458.
- Hammer M., Champy I. Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution. — N.Y.: Harper-Collins, 1993. — 179 p.
- Hunger I.D., Thomas L.W. Strategie management. London: Lorgman, 2000. — 343 p.
- Kaplan R.S., Norton D.P. Die strategiefokussierte Organisation. Fuhren mit Balanced Scorecard. -Stuttgart, 2001. 424 s.
- Kaplan R.S., Norton D.P. Transforming the balanced scorecard from performance measurement to strategic management. — N.Y.: American Accounting Asociation, 2001. 236 p.