Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939-1946 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, обеспечение безопасности страны от угроз, исходящих из южного региона являлось сложным и многогранным процессом. Как показали события, эффективность этой работы, несмотря на определенные недостатки, была достаточно высокой. Благодаря усилиям органов государственной и партийной власти, органов военного управления, НКВД, НКИД, местных партийных организаций в исследуемый период… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РОЛЬ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР В ИССЛЕДУЕМЫЙ ПЕРИОД
    • 1. Объективная необходимость обеспечения военной безопасности южного региона СССР
    • 2. Совершенствование системы военной безопасности южных рубежей СССР
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ СССР
    • 1. Дипломатическая борьба за военно-политическое влияние на Ближнем и Среднем Востоке
    • 2. Превращение южного региона в базу материальнотехнического снабжения советских войск
    • 3. Борьба за идеологическое влияние СССР на Иран и
  • Турцию

Деятельность государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939-1946 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

События конца 1980;х — начала 1990;х гг. в СССР, распад Советского Союза, перемена социально-экономических и политических декораций в стране в сильнейшей степени повлияли практически на все области духовной жизни общества. Не осталась в стороне и историческая наука, претерпевшая за последние годы определенные изменения, обогащенная новыми фактами, получившая в свое распоряжение знания о слабо изученных страницах прошлого нашего Отечества.

Сегодня, как никогда, очевидно, что в истории нашей страны нет такой эпохи, такого периода, который не был бы отмечен «белыми пятнами». Вышеназванное утверждение вполне справедливо и для наиболее выдающегося и в тоже время трагического события XX в. — Великой Отечественной войны.

О войне 1941;1945 гг. сказано действительно много, но далеко не все события наша историческая литература воспроизводит точно, в соответствии с фактами. Это было связанно с особенностями функционирования СССР, его взаимоотношений с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в годы «холодной войны». Среди причин, препятствующих проведению объективных исторических исследований — идеологические стереотипы, призванные утверждать безгрешность и безошибочность действий государственного, военного и партийного руководства страны, а также чрезмерная засекреченность документов того времени, недоступность значительной части архивов, отражающих деятельность высших органов государственной и партийной власти в военное и послевоенное время. В условиях постоянного идеологического контроля, ограничения допуска исследователей к архивам, многие события Великой Отечественной войны отражались односторонне, не всегда объективно и правдиво.

В настоящее время для историков появилась возможность вновь обратиться к событиям 70-летней давности, с учетом большей доступности к архивным материалам, деидеологизации современного общества комплексно оценить и систематизировать деятельность советской власти, государственных, военных органов и политических организаций в предельно сложных условиях Великой Отечественной войны. В этой связи несомненный интерес представляет изучение исторического опыта обеспечения военной безопасности1 закавказских рубежей СССР в 1939;1946 гг.

С момента возникновения Российского государства достижение военно-политической стабильности в южных регионах страны было одной из важнейших его задач. Уже в XV в. началась экспансия России на Кавказ, устанавливались первые дипломатические отношения со странами Среднего и Ближнего Востока2. Этот процесс был объективным. Кавказ, Средний и Ближний Восток уже тогда были важными стратегическими плацдармами для государств, претендовавших на значительную роль в мироустройстве. В последующем здесь постоянно велась борьба за сферы политического и военного влияния. Европейские войны XVIII — XIX вв. так или иначе касались этого региона, не стало исключением и 20 столетие. Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война, ввергнувшая в свой водоворот 62 государства из 73 существовавших на тот момент, самым тесным образом коснулась и.

1 «Военная безопасность имеет внешний и внутренний аспекты. Внешний аспект военной безопасности отражает способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей, такая способность предполагает наличие адекватных вооруженных сил, национальной и коллективной систем безопасности, военно-политических союзов. Внутренний аспект военной безопасности охватывает систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению и парированию военных угроз путем создания и всестороннего обеспечения стабильного функционирования военной организации, осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны» (Геополитика и национальная безопасность: словарь основных понятий и определений / под общ. ред. В. П. Манилова. М., 1998. С. 18).

2 Ближний Восток — исторически сложившаяся территория юго-западе Азии и северо-востоке Африки. В отечественной литературе к странам Ближнего Востока относят: Турцию, Сирию, Ирак, Ливан, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Египет, Кипр, Судан, а также Палестинские территории (западный берег реки Иордан и сектор Газа) В зарубежной литературе страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном включают в понятие «Средний Восток» (Военный энциклопедический словарь: М.: Военное издательство, 2007, С. 84). стран Ближнего и Среднего Востока, а также кавказского и закаспийского регионов Советского Союза. В этих условиях государственное и военное руководство СССР, понимая реальность угроз, связанных с большой вероятностью начала военных действий против нашей страны с юга, а также с неурегулированностью внутренних проблем, развернуло в этом районе активную деятельность по созданию системы военной безопасности.

Актуальность темы

по мнению соискателя, обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, эта сторона военно-организаторской деятельности СССР еще недостаточно изучена, а ее разработка общественно необходима. В этой связи всестороннее и объективное изучение особенностей обеспечения военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг. приобретает определенные теоретическую значимость и практическую ценность.

Во-вторых, комплексное исследование рассматриваемой проблемы на основе архивных документов и материалов поможет глубже осмыслить формы и методы организации работы по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн, основные направления и тенденции этого процесса, извлечь уроки из исторического опыта военно-дипломатической деятельности государственных1 и военных органов в условиях войны. Творческое использование этого опыта будет способствовать дальнейшему.

1 К государственным органам диссертант относит и партийные органы, так как в условиях советского строя фактическая власть в стране принадлежала руководству Коммунистической партии СССР (ВКП (б)), а партийные структуры на практике решали государственные задачи, сходные с задачами, стоявшими перед советскими органами власти. В современной политологической науке, рассматривая различные государственные политические системы, выделяют как одно из отдельных направлений, однопартийную систему, при которой, как в СССР в исследуемый период, кроме ВКП (б) исключается существование в государстве других партий. В этом случае единственная в стране политическая партия становится частью государственного аппарата (Политология: энциклопедический словарь / под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993. С. 243). Таким образом, в понятие «государственные и военные органы» в данном конкретном исследовании включены: советские исполнительные и законодательные органы, партийные органы и партийные организации, НКИД, органы военного управления, НКВД и другие структуры. — Прим. авт. совершенствованию системы обеспечения безопасных условий развития южного региона Российской Федерации.

В-третьих, в настоящее время наблюдается тенденция историографической ревизии событий, связанных с ходом и исходом Второй мировой войны в разных регионах земного шара. Отсутствие фундаментальных трудов о деятельности государственных и военных органов нашей страны на Ближнем и Среднем Востоке и на Кавказе в один из самых тяжелых периодов отечественной истории приводит к тому, что образовавшийся вакуум спешат заполнить западные авторы, а также российские публицисты, имеющие самое общее представление об этой стороне деятельности советского государства. Некомпетентные и написанные на заказ публикации-«разоблачения» в целях создания негативного образа СССР и ВКП (б) в глазах общественности наносят огромный ущерб отечественной государственности, искажают ее историю. Борьба с подобными попытками переписать историю страны, пересмотреть итоги Второй мировой войны не в пользу нашего Отечества даже потребовала вмешательства государства1. Написание настоящего исследования продиктовано стремлением преодолеть определенную неоднозначность в оценках деятельности государственных, военных и партийных руководителей этого периода по обеспечению безопасности в южном регионе. Существующий здесь спектр мнений, часто диаметрально противоположных друг другу, требует своего объяснения и систематизации.

В-четвертых, изучение проблем южного региона СССР в 1939;1946 гг. и мер по их преодолению представляет определенный интерес для понимания противоречивой и сложной ситуации, имеющей место на Кавказе в настоящее время, для более точных и прагматичных действий государственных и военных органов в интересах нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

Степень научной разработанности проблемы.

Проведенное изучение источников и литературы, относящихся к цели исследования, показало, что некоторые стороны деятельности государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг. в той или иной степени были предметом рассмотрения историков. В отечественной историографии темы диссертации можно выделить два периода.

Советский период. Он включает исследования, проводившиеся с середины 1940;х гг. по 1991 г. В это время был накоплен значительный фактический материал по проблеме, определена первичная документальная база. Первые публикации советского периода по исследуемой теме, появившиеся в конце 1940;х гг., в основной массе представлены очерками и комментариями, созданными на их основе1, а также публикациями, обличающими антисоветскую подрывную деятельность гитлеровцев и их союзников в странах Ближнего и Среднего Востока.

В 1950;1960 гг., как ни парадоксально, но тематические публикации, посвященные деятельности государственных и военных органов Советского Союза на данном направлении в период Второй мировой войны, рассматривались не в связи с борьбой с нацистской Германией и ее сателлитами, а сквозь призму американской экспансии в этом регионе. Связано это с так называемой «холодной войной» — противостоянием между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. К подобным трудам необходимо в первую очередь отнести работу М. В. Попова, а также о политически ангажированную, но интересную книгу И. Васильева, в которой на большом фактическом материале и системно проанализированы этапы развития взаимоотношений СССР с Турцией в годы Второй мировой войны.

1 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны // Документы и материалы: в 3 т. М: Госполитиздат, 1946;1947. 2.

Американский империализм в Иране в годы Второй мировой войны. М., 1956. О турецком «нейтралитете» во второй мировой войне. М: Госполитиздат, 1951.

Со второй половины 1960;х гг. и до распада Советского Союза интерес исследователей к событиям военных лет постоянно возрастал. В это время выходят многотомные фундаментальные энциклопедические труды по истории Великой Отечественной войны1, научные работы, посвященные истории, военному строительству и боевой деятельности как отдельных.

2 о военных округов и фронтов, а также многочисленные мемуары военачальников4 и участников событий5. В этих работах представлен большой фактологический материал по широкому кругу проблем, решаемых в годы войны, и, в том числе, показаны меры, предпринятые государственными, политическими и военными руководителями СССР на Кавказе, в сопредельных государствах в интересах обеспечения безопасности на южных рубежах страны. Основные вехи деятельности советской дипломатии в годы Великой Отечественной войны находят отражение в обзоре, подготовленном исследователем В.Л. Исраэляном6.

Одним из первых серьезных исследователей военной дипломатии, изучавшим борьбу за влияние на ближнеи средневосточные государства в канун и в первый период Великой Отечественной войны, следует назвать С. А. Агеева. Его работа7, опубликованная в 1971 г., посвящена военно-дипломатической борьбе за Иран между основными враждующими коалициями. В ней обобщены результаты деятельности в этом регионе ведущих мировых держав, в первую очередь — СССР, Германии, Англии и США, в конечном итоге существенно повлиявшие на исход Второй мировой войны. Следует отметить, что проведению серьезных исследований по.

1 Великая Отечественная война 1941;1945 // Энциклопедия. М., 1985.

2 Краснознаменный Закавказский // Очерки истории Краснознаменного Закавказского военного округа. М., 1969; Краснознаменный Туркестанский. М., 1976.

3 Гучмазов А., Траскунов М, Цкитишвили К. Закавказский фронт Великой Отечественной войны. Тбилиси, 1981.

4 Казаков М. И. Над картой былых сражений. М., 1971.

5 Комиссаров Д. Иран: взгляд в тревожное прошлое / Оружием слова // Статьи и воспоминания советских востоковедов. 1941;1945. М., 1985.

6 Дипломатическая история Великой Отечественной войны. М., Издательство международных отношений, 1959.

7 Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925;1941 гг. М., 1971. рассматриваемой теме серьезно мешало наличие негласного запрета на изучение советской военной политики на Ближнем и Среднем Востоке.

Современный период историографии охватывает временной промежуток с 1992 г. по настоящее время. Исследования проблематики настоящей диссертации в рамках обозначенного периода, с одной стороны, характеризуются более прагматичным, по сравнению с предыдущим периодом, подходом к оценке результатов военно-дипломатической деятельности Советского государства в годы Великой Отечественной войны, а с другой — наличием многообразия мнений, подчас противоположных друг другу.

Так, попытки переложить вину за развязывание Великой Отечественной войны на руководство Советского Союза характерны для сочинений В.Б. Резуна1 и ему подобных авторов. В работе проректора Саратовского госуниверситета доктора исторических наук Ю.Г. Голуба2 рассматривается вероятность преувеличения угроз СССР со стороны государств Ближнего и Среднего Востока. Такого же взгляда, только еще более радикального, придерживается азербайджанский исследователь Дж. П. Гасанлы, который трактует деятельность советских политических кругов и силовых ведомств в данном регионе как «провоцировавшую холодную войну». В его монографиях рассмотрены перипетии советско-турецких и советско-иранских отношений в годы войны и в первые послевоенные годы, перерастание иранского и турецкого кризисов в очаг «холодной войны», превращение руководства советских закавказских республик «в послушных и активных участников сталинских интриг на Ближнем Востоке и Южном Кавказе"4.

Современная зарубежная литература в основном отображает позицию 2 См.: Резун В. Б. (Виктор Суворов). День «М». М., ACT, 2006.

Голуб Ю.Г. 1941: Иранский поход Красной армии. Взгляд сквозь годы // Отечественная история. 2004. № 3.

3 См.: Гасанлы Дж. П. СССР — Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны. М.: Герои Отечества, 2006.

4 См.: Гасанлы Дж. П. СССР — Турция: полигон холодной войны. Баку, 2001. стран, прямо или косвенно принимавших участие в событиях на Ближнем и Среднем Востоке в исследуемый период — это труды английских, американских, французских, польских, а также немецких, иранских и турецких авторов. Из переведенной на русский язык зарубежной литературы наиболее известными являются воспоминания премьер-министра Великобритании У. Черчилля и президента США Ф. Рузвельта, в которых уделяется должное внимание Ближнему и Среднему Востоку, освещено влияние СССР на политику союзных держав. Особое место здесь занимает работа иранского исследователя М.Р. Годса1, в которой раскрывается иранский взгляд на исследуемую проблему.

В настоящее время за рубежом и в России активно переиздаются мемуары вождей нацистского движения, где прямо или косвенно затрагиваются вопросы, имеющие отношение к настоящему исследованию, например, известного политика и дипломата, посла Германии в Турции в годы Второй мировой войны Ф. фон Папена2. Их жизнь и деятельность, взгляды на события минувших дней отражены в монографиях, диссертационных исследованиях, газетных и журнальных публикациях.

Безусловно, в рамках тематики настоящего исследования заслуживает внимания труд об участии России и Советского Союза в войнах и локальных конфликтах минувшего столетия3, в котором на основе значительного массива фактического материала систематизирована информация о боевых действиях с участием советских войск, о воинских формированиях всех фронтов Великой Отечественной войны, в том числе принимавших участие в боевых действиях на южном направлении. Сюда же включена и статья о группе войск, занявших северные территории Ирана в начале Великой Отечественной войны.

Интересные материалы, отражающие те или иные стороны.

1 См.: Годе М. Р. Иран в XX веке. Политическая история. М.: «Наука», 1994.

2 См. Папен Ф. Вице-канцлер третьего рейха. М.: Центрполиграф, 2005.

3 Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил // Статистическое исследование. М., 2001. и рассматриваемой темы, содержатся в работах таких современных.

1 2 3 исследователей, как А. Б. Оришев, Ю. Н. Тихонов, Ю. Л. Кузнец, Л. Ф Соцков4 и др.

Следует отметить, что объективно снижало исследовательский интерес к эпизодам войны, связанных с Ближним и Средним Востоком, то обстоятельство, что в 1990;е гг. в российской и зарубежной исторических науках на переднем плане исследований Второй мировой войны находилась европейская территория. Не последнюю роль в формировании евроцентризма в изучении событий середины 20 столетия сыграло и то, что изучение этих проблем в США, Западной Европе, а также в «творчестве» некоторых российских исследователей связывалось с пересмотром итогов Второй мировой войны, сопровождалось смещением акцентов победы над фашизмом в сторону Запада.

Таким образом, оценивая состояние отечественной историографии, представляется возможным сделать вывод, что существующие на момент написания диссертационного исследования научные работы, с одной стороны, не всегда объективны, а с другой — отражают лишь отдельные аспекты деятельности государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг. и не дают целостной и комплексной картины этого процесса.

Объектом исследования является система обеспечения военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг.

Предмет исследования — деятельность государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг.

Научная задача исследования — изучить и обобщить исторический.

1 Оришев А. Б. Иранский узел. Схватка разведок. 1936;1945 гг. М., Вече, 2009; Гитлер вербовал себе союзников на Ближнем Востоке. Тайное военное сотрудничество нацистской Германии, Ирана и Афганистана // ВИЖ. 2002. № 8.

2 Тихонов Ю. Н. Афганская война третьего рейха. М.: Олма-пресс, 2003.

3 Кузнец Ю. Л. Тегеран 43. Крах операции «Длинный прыжок». М.: Яуза, 2003.

4 Соцков Л. Ф. Неизвестный сепаратизм. М.: Рипол классик, 2003. опыт деятельности советских государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг., выявить характерные черты и результаты этой деятельности, извлечь уроки, сформулировать выводы и научно-практические рекомендации.

Хронологические рамки исследуемого периода обусловлены тем, что с началом Второй мировой войны с новой силой разгорается военно-дипломатическая борьба между сложившимися на тот момент коалициями государств за сферы влияния. Наряду с Европейским театром значительные усилия воюющих сторон сосредоточиваются на странах Ближнего и Среднего Востока. Реагируя на действия Великобритании и Франции, а затем и Германии по превращению ближнеи средневосточного регионов в плацдарм агрессии против СССР, советское руководство предпринимает кардинальные усилия по созданию системы обеспечения военной безопасности государства на южном стратегическом направлении.

После разгрома гитлеровской Германии и милитаристской Японии в соответствии с ранее утвержденными договоренностями советские войска в 1946 г. выводятся из Ирана, начинается следующий этап межгосударственных отношений и обеспечение военной и национальной безопасности в данном регионе.

В сравнении с 500-летней историей взаимоотношений России с государствами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока исследуемый хронологический период отнюдь не велик. Однако по политическому контексту событий военного и, особенно, послевоенного времени, по их месту и значению в череде международных событий, по роли и влиянию на последующий ход мировой истории, эти отношения имеют особое значение.

Географические рамки исследования охватывают территории советского Кавказа, Туркменской ССР, а также непосредственно примыкавших к этим регионам государств — Ирана и Турции, представлявших в 1939;1946 гг. главную угрозу военной безопасности южных рубежей СССР. Следует уточнить, что южными соседями нашей страны на тот момент являлись также государства Афганистан, Китай и Монголия. Но, как показал анализ, эти страны в исследуемый период и их сопредельные приграничные территории опасности для южных границ СССР не представляли или таковые были минимальными.

Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного анализа деятельности государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг., определение ее эффективности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— выявить и обобщить важнейшие объективные и субъективные факторы, обусловившие характер внешней и внутренней политики Советского Союза в обозначенном географическом регионе в исследуемый период;

— раскрыть содержание деятельности государственных и военных органов по созданию системы военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг.;

— рассмотреть особенности дипломатической деятельности советского государства в борьбе за влияние на Ближнем и Среднем Востоке в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войн;

— исследовать процесс превращения Ближнего и Среднего Востока, Кавказского и Закаспийского регионов в источник материально-технической и кадровой поддержки советских войск на советско-германском фронте;

— выявить особенности советского военного присутствия в Иране и его роль в обеспечении военной безопасности юга СССР;

— на основе проведенного исследования сделать выводы, выявить особенности, сформулировать уроки и научно-практические рекомендации.

Методологические основы исследования.

При проведении исследовательской работы были избраны основные принципы исторической науки: объективности, историзма и социального подхода. Это означает, что в ходе подготовки и написания диссертации автор считал необходимым:

1. Выявлять объективные закономерности, определявшие цели и содержание деятельности государственно-политических и военных органов СССР по обеспечению военной безопасности закавказских рубежей государства в 1939;1946 гг.

2. Рассматривать каждый исторический факт не в отдельности, а во взаимосвязи с другими, выявлять причинно-следственные связи между историческими явлениями, анализируя их совокупность.

3. Исследовать проблему комплексно, во всей ее многогранности, сложности и противоречивости.

4. Опираться при проведении исследования на конкретные факты и исторические события в их истинном содержании и значении, не искажая их смысла, не вырывая из контекста исторических документов, не подгоняя из конъюнктурных соображений под заранее выработанную концепцию.

5. Изучать все аспекты проблемы, учитывая конкретно-историческую обстановку, сложившуюся в сопредельных для СССР в Закавказье государствах, в Европе и во всем мире в период Второй мировой войны.

Рассматривая методологию как систему определенных методов решения поставленной научной задачи, автор применил некоторые из них в данном исследовании. К их числу относятся: общенаучные методылогический, индукции и дедукции, анализ и синтез, системныйспециально-исторические — исторического описания, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, периодизации, статистический и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории методологии, историографии и библиографии1.

Источниковая база исследования.

Первую группу источников представляют архивные материалы,.

1 См.: Зевелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987; Иванов В. В. Методологические основы исторического познания. Казань, 1991; Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999; Степанищев А. Т. История: методология научного исследования и преподавания. М.: ВУ, 2009 и др. содержащиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) — Архиве внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Государственном архиве РФ (ГАРФ), Центральном архиве МО РФ (ЦАМО).

В Российском государственном архиве социально-политической истории хранятся основополагающие документы по исследуемой темепостановления Государственного Комитета Обороны СССР1. Автор также обратился к новым архивным документам, с которых был снят гриф секретности — переписке глав государств, дипломатических учреждений, военных ведомств и органов спецслужб.

Широкий спектр материалов, необходимых для раскрытия содержания темы исследования, представлен в Государственном архиве РФ. Среди них: постановления Правительства СССР, приказы и директивы Народного комиссариата обороны СССР, Народного комиссариата иностранных дел СССР и другие документы, отражающие объем и последовательность формирования и дальнейшего функционирования системы обеспечения безопасности юга страны, действия Вооруженных Сил и других ведомств в конкретных условиях изменения и развития военно-политической обстановки на региональном и глобальном уровнях, динамику военно-политической и экономической ситуации в ходе Второй мировой войны и после ее окончания.

Документы сугубо военной составляющей исследуемой темы хранятся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. В первую очередь — это фонды Закавказского военного округа и Закавказского фронта. Большую научную ценность составляют документы, рассекреченные в 2005;2010 гг. и впервые введенные в научный оборот. Вопросы, касающиеся деятельности Черноморского флота и Каспийской военной флотилии, раскрываются автором по открыто опубликованным.

1 См. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 1,3, 10 и др. — Государственный Комитет Обороны (1941;1945).

2 См. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 3, 7, 11,20, 118 и др. источникам Российского государственного архива ВМФ (РГА ВМФ).

Помимо вышеперечисленных источников, автор в своем диссертационном исследовании употребил открыто опубликованные материалы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) в первую очередь — документы диппредставительств СССР в исследуемом регионе, решения Политбюро ЦК ВКП (б) по республикам советского Закавказья, Турции и Ирану, дипломатическую переписку, характеризующую внешнеполитическую деятельность США и Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке. Также в исследовании нашли свое отражение открыто опубликованные материалы Российского государственного военного архива (РГВА), архива президента ГрузииГосударственного архива Азербайджанской РеспубликиЦентрального государственного архива политических партий и общественных движений Азербайджанской РеспубликиАрхива Министерства национальной безопасности Азербайджанской РеспубликиЦентрального государственного архива документов общественно-политических организаций Республики АрменияАрхива службы национальной безопасности Республики Армения.

Вторую группу источников составляют официально-документальные материалы, включающие в себя правовые акты: международные договоры и нормативные акты, выступления и заявления государственных деятелей, официально опубликованные статистические данные и другие документы, помещенные в отдельных сборниках и изданиях. К числу документов, определявших содержание, основные направления и приоритеты обеспечения безопасности закавказских рубежей СССР в указанный период следует отнести прежде всего Советско-иранский договор о дружбе и взаимопомощи 1921 г., Тройственный договор между СССР, Великобританией и Ираном о союзе на время войны от 29 января 1942 года и другие. Важную информацию, отражающую характер межгосударственных отношений, несут в себе заявления И. В. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта, Реза-шаха, Мухаммеда-Резы Пехлеви и др.

Третьей группой источников являются мемуары, дневники, записки, подготовленные современниками, очевидцами и участниками исследуемых событий. В данной группе имеются ценные сведения фактологического характера. Благодаря соединению важных исторических событий с мелкими фрагментами повседневной жизни появляется возможность более объективно отразить особенности многообразной работы государства по защите своих южных границ от фашистской агрессии.

Кроме того, автором изучены материалы периодической печати, посвященные проблемам государственной политики СССР на южных рубежах страны, опубликованные в довоенный, военный и послевоенный периоды. Эти статьи, информационные заметки и другие материалы содержат обширные сведения, относящиеся к теме диссертационного исследования, позволяют лучше понять особенности системы обеспечения безопасности страны в южных ее регионах. Здесь особое место занимает газета Закавказского военного округа (Закавказского фронта) «Боец РККА».

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, недостаточной разработанностью темы в отечественной историографии, а также тем, что впервые в отечественной науке проводится комплексный анализ деятельности государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг.

Во-вторых, в научный оборот введено значительное число архивных документов и материалов государственных и военных органов СССР, ранее засекреченных, а поэтому не использовавшихся в научной литературе.

В-третьих, результаты диссертационного исследования позволяют впервые в полном объеме систематизировать меры, предпринятые Советским Союзом для обеспечения военной безопасности от угроз с южного направления, оценить эффективность и последствия этой работы.

В-четвертых, исследование данной темы дает возможность существенно дополнить новыми аспектами историю Отечества в период Второй мировой войны.

На защиту выносятся:

1. Обоснование основных угроз южным границам Советского Союза в исследуемый период.

2. Результаты комплексного исследования деятельности государственных и военных органов по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг.

3. Общие оценки эффективности системы военной безопасности южных рубежей СССР и ее последствия.

4. Выводы и научно-практические рекомендации, направленные на творческое использование опыта деятельности государственных и военных органов для обеспечения безопасности южного региона страны в современных условиях.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждалась на кафедре истории Военного университета. Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования неоднократно излагались автором в научных докладах и сообщениях на внутривузовских семинарах, во время участия автора в работе научных конференций, посвященных Великой Отечественной войне. По теме диссертации имеются 3 публикации, общим объемом 3,5 п.л.: Красная армия в Иране. 1941;1944 // Военно-исторический журнал. 2008. № 3, Военно-политическая обстановка на Среднем Востоке и угрозы национальной безопасности на южных рубежах СССР накануне Великой Отечественной войны // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2010. № 3, Закавказский фактор в геополитике России // Армейский сборник. 2011. № 3.

Выводы по II главе.

Великая Отечественная война для СССР стала тяжелым испытанием. Основная борьба развернулась на советско-германском фронте. Между тем постоянно висела угроза открытия второго фронта на Дальнем Востоке и со стороны Ближнего и Среднего Востока. Недопущению военного вторжения в Советский Союз с территорий стран Ближнего и Среднего Востока способствовала активная деятельность государственных и военных органов, которая представляла собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер военного, внешнеполитического, внутриполитического, экономического, идеологического и правоохранительного характера, направленных на обеспечение военной безопасности южного региона СССР.

Благодаря целенаправленной, самоотверженной и последовательной работе государственных и военных органов уже к 1942 г. на южных рубежах СССР была создана система военной безопасности, которая позволила отразить наступление фашистской армии на Кавказ, нейтрализовала угрозы, исходящие с территорий Ирана и Турции и от внутренней оппозиции на Кавказе.

После изгнания гитлеровцев с Кавказа советское руководство получило возможность в более спокойной обстановке развивать свой успех, еще в большей степени усовершенствовать систему военной безопасности региона. Успехи на фронте и устранение экстремистского подполья на Кавказе способствовали успеху советского руководства в дипломатических действиях по развитию антигитлеровской коалиции, улучшению отношений с Турцией и Ираном, налаживанию бесперебойного снабжения действующей против Германии РККА необходимыми материальными и техническими средствами, установлению тесных советско-иранских отношений.

Система военной безопасности южного региона в исследуемый период показала свою эффективность. Усилия советских государственных и военных органов способствовали укреплению военно-политического положения СССР в мире в целом и в регионе в частности.

В заключительный период войны, когда СССР стал влиятельной международной силой, советское руководство посчитало возможным в этих благоприятных условиях решить свои территориальные вопросы. Попытки реализовать территориальные претензии путем дипломатического давления на Турцию и вмешательства во внутренние дела Ирана привели к негативному результату. Отношения с этими странами на долгие годы испортились, и во времена «холодной войны» Ближний и Средний Восток вновь стал зоной серьезных угроз национальной безопасности СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К началу Второй мировой войны на южных рубежах СССР сложилась ситуация, которая несла в себе определенную опасность как для страны в целом, так и для ее территорий, расположенных по границе с Ираном и Турцией. В связи с этим регион, в состав которого входили территории советского Кавказа и Закаспия, а также приграничные государства Иран и Турция, стали объектом пристального внимания советского руководства.

К основным угрозам, исходящим из этой кризисной зоны, следует отнести: традиционно постоянную борьбу между Россией и другими государствами (в первую очередь Англией, Францией, а затем и Германией) за сферы влияния на Ближнем и Среднем Востокеконкретные попытки Англии и Франции при поддержке ряда европейских государств начать вторжение в СССР с юга, провести воздушные бомбардировки Бакинских нефтяных промыслов в 1940 г.- активизацию фашистской агентуры в Иране после блицкрига германских войск в Европе в целях подготовки средневосточного плацдарма для вооруженного нападения на СССРидеологические противоречия между Советским Союзом, с одной стороны, и Турцией и Ираном — с другой, стремление руководителей этих стран расширить собственные территории за счет СССР, воспользовавшись силой Англии, Франции и Германииспецифические для этого региона Советского Союза внутриполитические проблемы на почве межнациональных и межклассовых противоречий.

В преддверии надвигающейся против СССР войны, а также уже в ходе военных действий, высшее государственное и военное руководство страны предприняло ряд решительных мер, чтобы нейтрализовать внешние и внутренние угрозы, обеспечить военную безопасность южных рубежей страны. С этой целью была активизирована дипломатическая работа, приняты меры по усилению боеспособности группировки войск на Кавказе, в акваториях Черного и Каспийского морей, в приграничных районах, организовано противодействие подрывной деятельности вражеской агентуры и антисоветски настроенной части населения, развернута активная партийно-политическая работа по мобилизации личного состава действующих войск и населения на отпор фашистским агрессорам, созданы условия для бесперебойной поставки материальных и технических средств для нужд фронта в рамках помощи по ленд-лизу, приняты превентивные меры по недопущению германского вторжения в СССР с территории Ирана.

Совокупность совместных и комплексных усилий, предпринятых государственными и военными органами, привели к созданию системы обеспечения военной безопасности южных рубежей СССР. Процесс возникновения и совершенствования этой системы происходил в определенной последовательности и, по мнению диссертанта, в два этапа.

Первый этап (1939;1942 гг.) — формирование системы военной безопасности южных рубежей СССР в начале Второй мировой и Великой Отечественной войн. На этом этапе основное внимание было уделено созданию внешнеполитических, внутриполитических и военных условий безопасности южного региона Советского Союза.

В рамках ближнеи средневосточной дипломатии в обозначенный период времени СССР предпринял шаги по установлению дружественных отношений с Англией, США, Германией, Ираном и Турцией. Реагируя на угрозу нападения Англии и Франции на СССР с юга, советское руководство еще 17 апреля 1939 г. внесло предложение о заключении договора о взаимной помощи между СССР, Англией и Францией, которое 21 августа 1939 г. было отвергнуто французской и английской сторонами. Положение изменилось только после блицкрига Германии в Европе и начала Великой Отечественной войны.

23 августа 1939 г. заключается советско-германский пакт о ненападении, который на определенное время гарантирует безопасность закавказских рубежей, где к тому времени позиции Германии значительно усиливаются.

Несмотря на попытки СССР и Турции договориться о мирном сосуществовании друг с другом, отношения между Анкарой и Москвой в предвоенный период были непростыми. Турция лавировала между двумя блоками (английским и германским), стремясь сохранить нейтралитет при росте пронемецких настроений в обществе и в высших эшелонах турецкой власти, происходившем под воздействием успехов Германии и ее союзников, прежде всего фашистской Италии на Балканах. Неудачей закончились проходившие в апреле-октябре 1939 г. переговоры о заключении между СССР и Турцией пакта о взаимопомощи. Накануне войны стало очевидным, что правительство сопредельного с СССР государства имело прогерманскую ориентацию. Не добившись особых успехов на дипломатическом поприще, чтобы предотвратить возможное участие Турции в войне на стороне Германии, И. В. Сталин дислоцировал вдоль советско-турецкой границы мощную военную группировку.

Вместе с тем дипломатические и военные меры, предпринятые советским руководством, нельзя назвать бесполезными. Результатом такой политики в регионе стало сохранение Турцией нейтралитета на протяжении всей войны. Турция так и не отважилась принять участия в военных действиях на стороне Германии, а в 1945 г., хотя и формально, вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции.

В отношении Ирана действовал советско-иранский договор о нейтралитете, подписанный в 1927 г. Вместе с тем с нападением Гитлера на Советский Союз становится очевидным, что, несмотря на объявленный нейтралитет, Иран мог стать плацдармом для продвигающихся на восток германских сил.

В этих условиях важной мерой, призванной обеспечить военную безопасность южного региона, стал ввод советских войск в северные территории Ирана. 17 августа 1941 г. правительству Ирана была вручена совместная англо-советская нота. В ней содержалось требование о выезде из этой страны немецких специалистов, причем для большей части из них немедленном. После невыполнения условий, выдвинутых союзниками, оккупация была осуществлена, а немцы были выдворены из Ирана. СССР и Англия подписали с Ираном новый договор о взаимопомощи.

Важным направлением деятельности советских государственных и военных органов в этот период являлась забота об усилении боеспособности группировки войск, дислоцированной в регионе. В этих целях перед войной происходит изменение структуры и увеличение состава группировки войск, осуществляется перестройка всей системы боевой подготовки войск, оборудуются инженерные сооружения Закавказского театра военных действий, совершенствуются и укрепляются силы и средства ПВО, ВВС, ВМФ, пограничных войск и войск НКВД, проводится партийно-политическая работа с личным составом. Совершенствуется система военного управления, наращиваются силы, средства и численность войск, принимаются меры по оснащению воинских частей вооружением, боеприпасами и продовольствием, расширяется строительство оборонительных рубежей. С началом войны промышленность переводится на режим военного времени, активизируется партийно-политическая работа с личным составом, участвующим в боевых действиях.

В ходе наступления фашистских войск на Кавказ органами НКВД была организована работа по пресечению подрывной деятельности агентурной вражеской сети, антисоветски и националистически настроенной части местного населения. Дестабилизация межнациональных отношений в регионе была на руку нацистской Германии. С началом войны деятельность антисоветских группировок резко активизировалась. Увеличилось количество немецких агентов, ведущих разведывательную и диверсионную работу в тылу Закавказского фронта. В целях пресечения подрывной деятельности разведчиков и диверсантов во всех крупных городах и населенных пунктах прифронтовой полосы создавались подвижные резервы для борьбы с забрасываемыми парашютистами. Органами НКВД велась оперативная работа по своевременному выявлению вражеской агентуры и бандитских групп, активно проводилась работа с местным населением.

Особую опасность для тыла Красной Армии представляли крупные банды националистов. Для их ликвидации было проведено несколько крупных войсковых операций. Но они не дали положительного результата из-за поддержки бандитов местным населением. В связи с этим политическим руководством Советского Союза было принято решение о ликвидации социальной базы сопротивления, следствием которого стало переселение части населения Северного Кавказа и Закавказья в Казахстан.

Основные усилия гражданских партийных органов были направлены на проведение идеологической, военно-патриотической работы с населением Кавказа, организацию и руководство партизанским движением, работу с населением на оккупированной фашистами территории.

Анализ деятельности советских государственных и военных органов на Кавказе и на Среднем Востоке в исследуемый период показывает, что основные элементы системы (государственные и военные органы, основные направления, формы и методы их деятельности) обеспечения военной безопасности южных рубежей СССР в основном были сформированы к концу 1942 г. Результатами ее функционирования в этот период стали: относительная стабильность внешнеполитических отношений (создание антигитлеровской коалиции, нейтрализация агрессивных устремлений Турции и Ирана) и, как следствие, организация союзниками материальной и технической помощи по ленд-лизувысокий уровень боеспособности частей, соединений, округов и фронтов, оборонявших южный участок советско-германского фронтапродуктивная работа органов НКВД по пресечению подрывной деятельности вражеской агентурной сети и части антисоветски настроенного местного населениясплочение подавляющей части народов Кавказа в борьбе с фашистскими агрессораминаличие организованного партизанского движения на территориях, занятых врагомпоявление панических настроений среди личного состава войск союзников Германии.

Второй этап (1942;1946 гг.) — совершенствование и упрочение системы военной безопасности южных рубежей СССР в условиях коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

С разгромом немецких войск под Сталинградом и освобождением территорий кавказского региона от фашистов непосредственной военной угрозы южным рубежам СССР уже не существовало. В этих условиях руководство страны сосредоточило внимание на дальнейшем упрочении позиций Советского Союза на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке. Цель — окончательно исключить какие-либо угрозы безопасности южного региона, превратить его в опорную базу для материально-технического обеспечения нужд фронта. Приоритетным направлениями этой работы стали: дипломатиясовершенствование военно-экономических условий доставки через этот регион материально-технической помощи фронтуполитико-идеологическая экспансия СССР в приграничные государства.

Важным шагом, способствовавшим дальнейшему урегулированию политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, стали Московская (18−30 октября 1943 г.) и Тегеранская (28 ноября — 1 декабря 1943 г.) конференции, которые продемонстрировали дальнейшее укрепление англо-советско-американского боевого союза, направленного на скорейший разгром гитлеровской Германии и ее союзников, сделали политику союзников по антигитлеровской коалиции в данном регионе более предсказуемой, включили в борьбу с фашисткой Германией ранее нейтральные Иран и Турцию.

Решение проблемы внешнеполитических отношений позволило создать благоприятные условия для оказания помощи Советскому Союзу по программе ленд-лиза, превратить южный регион СССР и примыкающий к нему Иран в базу материально-технической поддержки военных действий. В результате был создан «Персидский коридор», который проходил через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Он практически начал действовать с мая 1942 г. По этому пути было доставлено более 4 млн т груза (23,8%). В соответствии с договоренностями доставка грузов осуществлялась через море, по железным дорогам и автомагистралям. Если морской путь обеспечивали в основном союзники, то при транспортировке груза по суше значительная роль принадлежала Советскому транспортному управлению (СТУ). Группа советских войск в Иране несла охрану коммуникаций, которые вели из Южного Ирана к пунктам на советско-иранской границе и портам Каспийского моря.

Важное место в системе обеспечения безопасности региона занимала идеологическая работа с местным населением в местах расположения советских войск в Иране, которая была призвана упрочить отношения между населением Ирана и Советского Союза, приобщить иранцев к коммунистическому мировоззрению, показать преимущества советского общества, противостоять информационному влиянию со стороны США и Англии.

В конечном итоге в процессе деятельности государственных и военных органов по совершенствованию системы военной безопасности южных рубежей СССР внутренние и внешние угрозы на данном историческом отрезке времени с данного направления были полностью нейтрализованы.

Таким образом, обеспечение безопасности страны от угроз, исходящих из южного региона являлось сложным и многогранным процессом. Как показали события, эффективность этой работы, несмотря на определенные недостатки, была достаточно высокой. Благодаря усилиям органов государственной и партийной власти, органов военного управления, НКВД, НКИД, местных партийных организаций в исследуемый период юг СССР сумел устоять перед многочисленными угрозами. Источник этого успехажесткое управление обеспечением военной безопасности южного региона из единого центра, четкое разграничение функций различных ведомств в интересах решения общей задачи. Дипломатическое ведомство способствовало формированию антигитлеровской коалиции, установлению понятных отношений с приграничными государствами. Советские государственные органы главным образом занимались повышением обеспечения боеспособности Красной Армии. Органы военного управления занимались непосредственным ведением боевых действий. НКВД противостоял вражеской агентурной сети и антисоветским националистическим группировкам. Партийные органы и партийные организации формировали высокое морально-психологическое состояние воинских и трудовых коллективов.

Советская государственно-политическая система, несмотря на известные ее издержки, достойно выполнила свою историческую миссию по обеспечению военной безопасности южных рубежей СССР в исследуемый период, показала свою жизнеспособность, мобильность, продуктивность и готовность находить правильные решения в сложных ситуациях. Народы, населяющие кавказский регион СССР в целом продемонстрировали свою лояльность властям, сплоченность и моральную готовность к борьбе с врагами Отечества.

Вместе с тем отдельные субъективные действия высших государственных и партийных руководителей, на взгляд диссертанта, снижали безопасность региона, не способствовали укреплению дружественных отношений с Ираном и Турцией, что имело свои негативные последствия позже — во времена «холодной войны». Это относилось в первую очередь к притязаниям СССР на некоторые территории Турции и Ирана, что просматривается в материалах Крымской (Ялтинской) конференции руководителей союзных государств (февраль 1945 г.), послевоенной Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.). В сферу территориальных споров в этот период были включены республики СССР: Армения, Грузия и Азербайджан, что только усугубило ситуацию. К негативным моментам следует также отнести и просчеты в идеологической работе с населением Ирана, которая часто не учитывала местной специфики, религиозных пристрастий иранского населения, была излишне прямолинейна и нередко уступала влиянию Англии и США. После вывода советских войск с территории Ирана в 1946 г. ведущие позиции во всех сферах жизни этой страны заняли США. В результате вышеназванных дипломатических и других просчетов СССР в послевоенный период испортил отношения с Турцией и Ираном. Это обстоятельство вновь породило определенные противоречия, а во времена «холодной войны» реанимировало угрозы для СССР с южного направления.

Миной замедленного действия оказались инициированные И. В. Сталиным жесткие меры по переселению значительного количества представителей чеченского, ингушского, балкарского народов, а также курдов и турок-месхетинцев в другие регионы Советского Союза. И хотя в исследуемый период эта мера была достаточно эффективной, то к концу XX в. последствиями ее стали «ферганские события» (1988 г.), «чеченские» войны и дестабилизация обстановки в ряде районов Северного Кавказа и Закавказья.

Вместе с тем в силу сложности обстановки на Кавказе в исследуемый период рассмотренный выше исторический опыт обеспечения безопасности южного региона в процессе масштабной войны уникален, поучителен и требует углубленного изучения.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать определенные уроки:

Первый. Опыт работы советских государственных и военных органов СССР показывает, что данное стратегическое направление как регион повышенной опасности в силу определенных причин постоянно должен быть в центре внимания высших государственных органов РФ, что особенно актуально в современных условиях.

Второй. Работа по обеспечению безопасности в данном регионе должна носить комплексный и системный характер и представлять собой совокупность внешнеполитических, военных, правовых, экономических, антитеррористических, воспитательных и идеологических воздействий.

Третий. В идеологической работе с населением региона необходимо обязательно учитывать менталитет, традиции, религиозные особенности местного населения, культуру, язык, а также историческую память, которая хорошо удерживает, как правило, негативные факты. В этой связи государственные, военные и общественные деятели, участвующие в жизнедеятельности Кавказского региона, обязаны четко представлять особенности народов, его населяющих, и жестко пресекать факты, способствующие межнациональной вражде и ненависти. Большую помощь в сплочении населения должны оказывать общественные организации.

Четвертый. Залогом военной безопасности кавказского региона является добрососедская внешняя политика по отношению к приграничным государствам, основанная на принципах суверенитета, невмешательства во внутренние дела, отсутствии каких-либо интриг и политических симпатий к тем или иным национальным группировкам в странах. Следует понимать, что борьба за влияние на Ближнем, Среднем Востоке и Кавказе между ведущими странами продолжается и сегодня. Без установления крепких союзнических отношений России и приграничных государств, без постоянного противодействия антироссийской политике ведущих держав мира невозможно в полной мере обеспечить безопасность кавказских рубежей Российской Федерации.

Пятый. Дипломатическая и внутриполитическая деятельность государственных органов по формированию здоровой морально-политической обстановки на кавказских границах Российской Федерации должна обязательно подкрепляться наличием в этом регионе мощного контингента войск, ибо в силу определенных обстоятельств (значительное американское и другое влияние, особенности менталитета, приход к власти партий антироссийской направленности, подкуп населения, идеологическая обработка и т. д.) обстановка (как показали события в Грузии в августе 2008 г.) может резко измениться, и государство вместе со своим населением из друзей превратится во врагов.

Шестой. Важное условие безопасности региона — активная борьба государственных органов и спецслужб с подрывной деятельностью сил, стремящихся к отделению Кавказа от России, террористических организаций, с коррупцией в государстве в целом и в регионе в частности, предотвращение негативных явлений, исходящих с территорий приграничных государств (распространение наркотиков, бандитизм и т. д.).

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ней обобщения, выводы об особенностях формирования и совершенствования системы обеспечения военной безопасности южных рубежей советского государства в 1939;1946 гг., по мнению автора, помогут более глубоко понять и уяснить процессы, происходившие в сфере геополитических интересов нашей страны на Ближнем и Среднем Востоке и в Закавказье, составят информационную основу для разработки программных документов по созданию современной системы военной безопасности российского Кавказа.

Материалы диссертации могут быть использованы на кафедрах истории, истории войн и военного искусства, политологии Военного университета, на занятиях в системе командирской подготовки по курсу Отечественной истории, а также для написания курсовых и конкурсных работ.

Практическое значение исследования обусловлено возможностью использования направлений деятельности государственных и военных органов по формированию системы безопасности южных рубежей СССР в 1939;1946 гг. в современных условиях, когда Северный Кавказ и Закавказье, как и в прежние времена, остаются кризисными зонами, таящими в себе угрозы политической стабильности России.

По мнению диссертанта, в настоящее время наибольшую опасность на этом стратегическом направлении для безопасности и территориальной целостности России могут представлять гуманитарные и экологические последствия войны в Ираке, попытки США насильственно свергнуть власть в ряде стран «оси зла», а также эскалация конфликтов на Северном Кавказе и в республиках Закавказья. Активные действия радикальных сепаратистских и религиозных сил при поддержке извне могут способствовать проведению США и их союзниками военной операции по борьбе с международным терроризмом вблизи границ России в целях усиления контроля над Грузией и Азербайджаном, а также решения спора по Нагорному Карабаху. Готовность Грузии, занимающей проамериканскую позицию, стать членом НАТО и разместить на своей территории базы альянса, можно рассматривать как стремление разрешить свои территориальные споры силовым путем, причем желательно «руками» США и их союзников. В случае вовлечения Грузии в процесс расширения НАТО Россия может оказаться перед фактом формирования геостратегического коридора для прямого выхода стран НАТО в район Каспийского моря и Центральной Азии, что является непосредственной военной угрозой безопасности России. Нельзя исключать возможность втягивания России в вооруженный конфликт для выполнения своих союзнических обязательств по оказанию помощи Армении.

То есть, как и в исследуемый период, Кавказ, Средний и Ближний Восток остаются регионами, откуда исходит военная опасность для территориальной целостности РФ. Следовательно, и в современных условиях актуальной остается проблема создания системы региональной безопасности. С учетом вышеприведенного анализа диссертант предлагает следующие теоретические и практические рекомендации для органов государственной власти, направленные как на дальнейшую научно-теоретическую разработку проблем военной безопасности государства, так и на создание современной системы военной безопасности в кавказском регионе Российской Федерации.

1. Целесообразно продолжить дальнейшие исторические и междисциплинарные исследования по проблемам обеспечения военной безопасности Российского государства.

В качестве теоретических предложений диссертант полагает важным для военно-исторической науки разработку следующих тем: «Культура межнациональных отношений», «История русско-персидских и русско-турецких войн: опыт и уроки», «Этнические проблемы Северного Кавказа.

Военный аспект", «История военного сотрудничества народов России и СНГ в борьбе против внешнего агрессора». Соответствующим структурам МО РФ можно рекомендовать поручить отделу военно-социологических исследований проведение НИР «Этническая напряженность в приграничных районах России" — подготовку пособий по методике прогнозирования межнациональных конфликтов и моделированию вариантов участия войск в этноконфликтных ситуациях как внутри страны, так и на территориях других государств.

2. Создание системы военной безопасности в южном регионе Российской Федерации требует внешнеполитических (дипломатических) усилий российского государства. В этих целях МИД РФ целесообразно осуществлять меры по следующим направлениям:

— укрепление политических, экономических, военных и культурных связей с закавказскими республиками бывшего СССР (Азербайджаном, Арменией и Грузией);

— строительство отношений с государствами, непосредственно примыкающими к Кавказу (Ираном, Турцией), а также с другими странами мира, оказывающими заметное влияние на ситуацию в данном регионе (США, Великобританией, Францией).

3. Важным элементом системы безопасности, сдерживающей всякие попытки решить территориальные вопросы силовыми методами, должна стать военная политика России, в рамках которой целесообразно:

— создание военно-политического блока стран Кавказа, Среднего и Ближнего Востока в целях пресечения любых попыток дестабилизировать ситуацию;

— усиление военного присутствия на Кавказе в связи с возможности повторной агрессии Грузии, укрепление военных баз, находящихся в Южной Осетии, Абхазии и Армении, что является жизненно важным и для России, и для этих государств;

— повышение боеспособности и качества войск южного региона. В этих целях: а) как можно быстрее осуществить реформу ВС РФ, обеспечить надежную военную группировку для защиты региона в случае военных провокаций со стороны приграничных государств и для участия в миротворческих мероприятияхб) провести военные учения как внутри, так и совместно с вооруженными силами дружественных государств региона, в первую очередь — с Южной Осетией, Абхазией и Армениейв) перевооружить и укрепить силы министерств обороны Южной Осетии и Абхазииусиление морально-психологической готовности российских Вооруженных Сил к боевым действиям на Кавказе, в акватории Черного и Каспийского морей, в составе миротворческих сил на территориях стран Ближнего и Среднего Востока. Этой цели могут служить следующие мероприятия по воспитанию и морально-психологической подготовке командного состава российских войск и всех остальных категорий военнослужащих: а) развертывание достаточно мощной информационной структуры, которая могла бы заниматься как информационно-аналитической, так и информационно-пропагандистской работой, а с началом боевых действий — формировать правильное представление о РФ и ВС РФ в регионеб) в процессе боевой подготовки в войсках Южного военного округа необходимо существенно расширить тематику вопросов, непосредственно касающихся специфики и населения государств Черноморско-Каспийского региона, в обязательном порядке — с учетом исламского фактора. Это предполагает изучение местной специфики как в системе общественно-государственной подготовки, так и в рамках специальной подготовкив) изучение опыта партийно-политической работы в ходе пребывания советских войск в Иране и Афганистанег) введение в программы ввузов и общественно-государственной подготовки войск разделов, посвященных истории формирования взаимоотношений России с государствами, граничащими с ней на южных рубежах, народами Кавказа и Закавказья, культуре межнациональных отношений и этническим проблемам современности. Кроме того, целесообразно ввести специальный курс по подготовке офицеров к действиям в условиях международных и локальных конфликтов, факультативное изучение языков народов, проживающих в конфликтных регионах. В курсе религиоведения необходимо разработать проблематику, посвященную истории политических спекуляций, использования религиозных течений для достижения политической власти и внешнеполитического приоритета.

4. В интересах обеспечения стабильного развития российского Северного Кавказа, предотвращения внутригосударственных конфликтных ситуаций, угрожающих целостности РФ, создания атмосферы стабильности и взаимного доверия целесообразно принять комплексные меры: а) в экономической сфере — основные усилия органами власти должны направляться на решение социально-экономических проблем СевероКавказских республик с жестким пресечением коррупции и разворовывания средств на федеральном и местном уровняхб) в политической сфере — активный поиск и использование общественно-политических сил на Северном Кавказе и других регионах России, заинтересованных в наведении порядка в рамках российского пространства и правового поля, расширять базу поддержки федеральной политики на Северном Кавказе за счет привлечения к управлению представителей различных родов (кланов, тейпов) — в) в сфере противодействия попыткам дестабилизации — жесткое блокирование любых попыток западных спецслужб и их наемников дестабилизировать обстановку как на Северном Кавказе, так и в других регионах Российской Федерации, контроль (в том числе силами спецслужб) за деятельностью международных и религиозных общественных и благотворительных организаций, законодательный запрет деятельности радикальных исламских организаций ваххабитского толка с жестким контролем исполненияг) в дипломатической сфере — предупреждение в жесткой форме со стороны МИД РФ руководству Азербайджана, Пакистана, Афганистана, Турции, Польши, стран Балтии, других государств о недопустимости продолжения направленной против Российской Федерации подрывной деятельности экстремистских организаций и их представителей, находящихся на их территории. Потребовать прекращения оказания им содействия со стороны различных государственных и общественных организацийд) в информационно-идеологической сфере — осуществлять информационное противодействие вооруженному сепаратизму и терроризму на государственном (стратегическом) и региональном (оперативном) уровнях самыми современными техническими средствами, проведение взвешенной религиозной политики. При этом необходимо перенести акценты в деятельности политического руководства страны с главной роли РПЦ на единство всех традиционных конфессий России (в т.ч. — традиционного ислама) — продолжить активные контакты с религиозными деятелями и старейшинами с учетом родовой и религиозной структуры кавказского общества, акцентировать со стороны федерального Центра тот факт, что на веру мусульман никто не посягает, а попытки боевиков использовать религию в качестве инструмента реализации собственных национальных амбиций являются, с точки зрения ортодоксального суннизма, святотатствомподготовить серию Указов Президента РФ о поддержке традиционного ислама в местах компактного проживания мусульманподготовить ряд посреднических миссий исламского духовенства на Северном Кавказена государственном уровне обеспечить поддержку и контроль за процессами становления и развития этно-конфессиональных и этнокультурных образований в Северо-Кавказском регионе с тем, чтобы их деятельность не противоречила законам Российской Федерации, не ущемляла интересы представителей других народов и конфессиональных групп в целом в Россиисделать достоянием гласности источники финансирования различных экстремистских религиозных и других общественно-политических движений, функционирующих на Северном Кавказе, особенно тех из них, руководящие центры которых находятся за пределами российского государства.

Уроки и практические рекомендации могут способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности организуемых и проводимых государственными органами управления военно-дипломатических и экономических мероприятий для стабильности и безопасности развития российских регионов на Кавказе и в дружественных РФ государств в Закавказье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва
  2. Фонд р-7445 Международный военный трибунал для главных немецких преступников — Нюрнбергский процесс 1945—1946 годов. Опись 2. Д. 141.
  3. Фонд 8418. Опись 23. Д. 106.
  4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСШТ) г. Москва
  5. Фонд 17. Опись 125. Д. 437.
  6. Фонд 558. Опись 11. Д. 338.
  7. Фонд 644. Опись 1. Д. 1, 3, 8, 10 и др. Опись 2. Д 94 -Государственный Комитет Обороны (1941−1945).
  8. Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ)
  9. Фонд Р-61. Опись 7. Д. 132.
  10. Фонд Р-1877. Опись 1. Д. 232.
  11. Фонд Р-1877. Опись 1. Д. 142.
  12. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)1. Фонд 4. Опись 18. Д. 55.
  13. Фонд 252. Опись 43 263. Д. 1.
  14. Фонд 25 873. Опись 6. Д. 60.
  15. Фонд 25 895. Опись 1. Д. 945. Управление Среднеазиатского военного округа.
  16. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации ЩАМО РФ) г. Подольск.
  17. Фонд 48. Он. 3412. Д. 783. Л. 376−379.
  18. Фонд 48а. Опись 3408. Д. 15, 111.1. Опись 3763. Д. 110.
  19. Фонд ЗакВО дела Закавказского военного округа.
  20. Фонд 209. Опись 1019. Д. 102, 115, 291, 293, 295, 415.
  21. Опись 1089. Д. 3, 7, 11, 13, 20, 118.1. Опись 19 393. Д. 3.
  22. Фонд ЗКФ дела Закавказского фронта.1. Опись 832. Д. 16.1. Опись 999. Д. 275, 541.
  23. Опись 1063. Д. 3, 128, 192, 526.
  24. Опись 1091. Д. 5,295, 102, 115,291,293,415.
  25. Фонд 1184. Опись 484 154. Д. 1.
  26. Документальные источники (опубликованные)
  27. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: документы и материалы: в 3-х т. М.: Госполитиздат, 1946−1947.
  28. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Ноябрь 1937 г.: документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2006.
  29. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав СССР, США и Великобритании (17 июля — 2 августа 1945 г.): сб. документов. М., 1984.
  30. Документы министерства иностранных дел Германии. М.: Госполитиздат, 1946. Вып. 2.
  31. М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу 1939−1941 (Документы, факты, суждения). М., 2002.
  32. Нюрнбергский процесс: сборник документов: в 7 т. М., 1953. Т. 2.
  33. Пограничные войска СССР 1939 июнь 1941. М., 1970. С. 525.
  34. Документы внешней политики СССР. 1940−22 июня 1941. М., 1995. Т. XXIII, кн. 1.
  35. Пограничные войска СССР. 1940−1941 гг.: сборник документов и материалов. М., 1970.
  36. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. М., 2001.
  37. И.М. Воспоминания советского посла. М.: Изд. Института международных отношений. 1960.
  38. Ф. Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933−1947. М., 2005.
  39. КВ. Через три войны. Воспоминания командующего Южным и Закавказским фронтами. 1941−1945 г. М.: Центрполиграф, 2007.1. Монографии, научные труды
  40. Э. Тегеран 43. Кавказцы в Абвере. М.: Яуза, 2006.
  41. Американский империализм в Иране в годы Второй мировойвойны. М., 1956.
  42. БахарМ.Т. Тарихе мохтасаре ахзабе сиясие Иран, Тегеран, 1984. Т.2.
  43. Блокада и контрблокада. М.: Наука. 1967.
  44. А.Д., Будков Л. А. Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1985.
  45. Бурцев М. К Боевая деятельность востоковедов в политорганах советских войск в Иране // Оружием слова. М.: Наука, 1985.
  46. Л.Н. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. М., 1965.
  47. Дж. П. СССР Турция: полигон холодной войны. Баку, 2001.
  48. Дж. П. СССР Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны. М.: Герои Отечества, 2006.
  49. М.Р. Иран в XX веке. Политическая история. М.: Наука, 1994.
  50. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых операциях и боевых конфликтах. М., 1993.
  51. А., Траскунов М., Цкитишвили К. Закавказский фронт Великой Отечественной войны. Тбилиси, 1981.
  52. Дипломатическая история Великой Отечественной войны. М.: Изд. международных отношений. 1959.
  53. И.А. Битвы разведок. 1941−1945. М.: Вече, 2005.
  54. С.И. Под знаменем врага. М., 2004.
  55. В.А., Шломин B.C. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза. М.- СПб., 2004. Кн. 1.
  56. Л.И. Особое задание. М.: Политиздат. 1987.
  57. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925−1941 гг. М, 1971.
  58. В.Л. Дипломатическая история Великой Отечественной войны. М.: Изд. института международных отношений, 1953.
  59. М.И. Над картой былых сражений. М., 1971.
  60. Д. Иран: взгляд в тревожное прошлое/ Оружием слова. Статьи и воспоминания советских востоковедов. 1941−1945. М., 1985.
  61. Краснознаменный Закавказский. Очерки истории Краснознаменного Закавказского военного округа. М., 1969.
  62. Краснознаменный Туркестанский. М., 1976.
  63. Ю.Л. Тегеран 43. Крах операции «Длинный прыжок». М.: Яуза, 2003.
  64. С. Д. Первый Як. М., 1995.
  65. С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958.
  66. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. М., 1995. Т. 1, кн. I.
  67. А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. М.-Л, 1948.
  68. А., Орлов Д. Ленд-лиз, или как мы союзникам шланг показали // «4×4″. 1999. № 2.
  69. С. Битва за Атлантику выиграна. М.: Воениздат, 1959.
  70. На страже границ Советского государства. М., 1972. Кн. 3.
  71. Опыт работы учебной газеты „Друг Ирана“ // Политическое управление Закавказского военного округа. Тбилиси, 1948.
  72. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. М., 1995.
  73. О турецком „нейтралитете“ во второй мировой войне. Госполитиздат., 1951.
  74. Очерки истории Бакинского округа ПВО. Баку, 1974.
  75. Пиетров-Энкер Б. Германия в июне 1941 г. жертва советской агрессии? О разногласиях по поводу тезиса о превентивной войне // Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997.
  76. Противовоздушная оборона войск в Великой Отечественной войне1941−1945. М, 1973. Кн. 1.
  77. А.Б. Иранский узел. Схватка разведок. 1936−1945 гг. М.: Вече, 2009.
  78. Х.Г., Вилъчевский О. Л. Опыт работы среди населения в период пребывания советских войск в Иране (1941−1946 гг.) // Опыт работы: Бюллетень № 7 (46). Главное политическое управление ВС СССР, VII управление.
  79. Г. Орден за бой, М., 1987.
  80. В.Б. (Виктор Суворов). День „М“. М.: АСТ, 2006.
  81. О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М, 2004.
  82. С. Флот и война. М.: Воениздат, 1970. Т. 2.
  83. Северо-Осетинская партизанская организация в годы Великой Отечественной войны. Орджоникидзе, 1968.
  84. В.Я. Тайны дипломатические. Канун Великой Отечественной. 1939−1941. М., 1997.
  85. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны. 1941−1945. М.: Политиздат, 1983. Т. 1.
  86. Л. Ф. Неизвестный сепаратизм. М.: Рипол классик, 2003.
  87. Ю.Н. Афганская война третьего рейха. М.: Олма-пресс, 2003.
  88. У. Вторая мировая война. М., 1991. Т. 3−4, кн. 2.
  89. Чугунов А. К Граница накануне войны. М.: Воениздат, 1985.
  90. ФуллерД. Вторая мировая война 1939−1945 гг. М., 1956.52. 1941 год. М., 1998. Кн. 2.
  91. Статьи в научных сборниках и периодической печати
  92. A.B., Гутенмахер Г. И. Персидский коридор // Военно-исторический журнал. 1991. № 1.
  93. Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны. Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 г.). М.: Институт военной истории МО РФ, 1994.
  94. Боец РККА. 1939. 28 декабря.4. Боец РККА. 1943. 6 мая.5. Боец РККА. 1943. 25 мая.
  95. Боец РККА. 1943. 3 сентября.
  96. Боец РККА. 1943. 26 декабря.
  97. Боец РККА. 1944. 20 августа.
  98. Г. И. Действительное влияние репрессий 1937−1938 гг. на офицерский корпус РККА // Российский исторический журнал. 1999. № 1.
  99. Ю.Г. 1941: Иранский поход Красной армии. Взгляд сквозь годы // Отечественная история. 2004. № 3.
  100. Х.М. Противостояние в Иране // Танкомастер. 2005.8.12. Известия. 1941. 25 марта.
  101. В. „Старая леди“ бомбардировочного командования // Крылья Родины. 1993. № 6.
  102. В. Четырехмоторное „Разочарование“ // Крылья Родины. 1993. № 11.
  103. В.Н. Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л. И. Бородкина. М., 2005. Вып. 11.
  104. А.Б. Гитлер вербовал себе союзников на Ближнем Востоке. Тайное военное сотрудничество нацистской Германии, Ирана и Афганистана // Военно-исторический журнал. 2002. № 8.
  105. Политическая характеристика иранской армии. // Информационный бюллетень. М., 1951. № 3−4 (333−334).18. Правда. 1940. 5 июля.
  106. Правда. 1941. 12 сентября.
  107. Правда. 1941. 16 сентября.21. Правда. 1942. 28 октября.22. Правда. 1943. 13 октября.23. Правда. 1943. 2 ноября.24. Правда. 1988. 1 декабря.
  108. В.Я. Тайные документы „странной войны“ // Новая и новейшая история. 1993. № 3.
  109. Смирнов П. II Защитник Родины». 2000. 27 сентября.
  110. А. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор // Отечественная история. 2006. № 3.
  111. А. Агрессивные планы и действия западных держав против СССР в 1939—1941 гг.. // Военно-исторический журнал. 1981. № 8.
  112. Диссертационные исследования
  113. A.B. Советская военная журналистика в 1945—1991 гг.. (историческое исследование).: дис. док. ист. наук. М, 2009.
  114. Великая Отечественная война 1941−1945: энциклопедия. М., 1985.
  115. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 2007.
  116. Геополитика и национальная безопасность: словарь основных понятий и определений / под общ. ред. В. П. Манилова. М., 1998.
  117. История Великой Отечественной войны Советского Союза 19 411 945: в 6 т. M.: Воениздат, 1961.
  118. Политология: энциклопедический словарь / под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.
  119. BisbeeE. The New Turks. Philadelphia. 1951. P. 187.
  120. Die Geheimakten des franzosischen Generalstabes". Berlin: Deutschen Verlag 1941.
  121. Dokuments on German Foreign Policy 1918−1945. Series D. Vol. IX.
  122. Gerhard L. Weinberg. Germany and Soviet Union 1939−1941. Leiden, 1954.
  123. Gorlitz W. Der deutsche Generalstab. Geschichte und Gestalb. 16 571 945. Frankfurt am Main, 1950.
  124. ReynaudP. La France a sauve i’Europe, Paris, 1947., t. II.
  125. The New York Times. 1941. March. 1.
  126. The von Hassel Diaries 1938−1944. New York, 1947.
Заполнить форму текущей работой