Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль городских общественных банков в системе социально-экономических отношений в середине XIX — начале XX вв.: на материалах Симбирской губернии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глубокий анализ экономических мероприятий, проводимых системой городских общественных банков, и итогов их деятельности даёт возможность извлечь необходимые уроки из полученного опыта, а также использовать его при проведении современных реформ, исключив возможность повторения ошибок. Комплексное изучение возникавших и разрешаемых кредитно-финансовых и организационных проблем позволяет ввести… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Историография и основные источники диссертационного исследования
    • 1. 1. Историография проблемы зарождения и развития городских общественных банков
    • 1. 2. Источниковая база исследования
  • ГЛАВА 2. Образование, организация и развитие системы городских общественных банков (середина XIX — начало XX вв.)
    • 2. 1. Политика правительства Российской империи по отношению к городским общественным банкам
    • 2. 2. Становление и развитие системы городских общественных банков в дореволюционной России
    • 2. 3. Организация, структура и функции городского общественного банка
    • 2. 4. Взаимоотношения городского общественного банка с местными органами власти
  • ГЛАВА 3. Социально-экономическая деятельность отделений городского общественного банка в рассматриваемый период
    • 3. 1. Роль городских общественных банков в финансировании городского хозяйства
    • 3. 2. Финансирование городской промышленности и городской торговли
    • 3. 3. Благотворительная деятельность городских общественных банков

Роль городских общественных банков в системе социально-экономических отношений в середине XIX — начале XX вв.: на материалах Симбирской губернии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в современной Российской Федерации идёт бурное развитие городского хозяйства, коммунальная реформа, а имеющихся финансовых возможностей для осуществления этих процессов, как правило, у городских властей недостаёт. В результате острой нехватки средств, реформа буксует, в итоге городское хозяйство развивается медленно. В результате основная часть коммунального и жилого фонда городов быстрыми темпами устаревает, жильё и городское хозяйство ветшает, требуется его срочное обновление и ввод новых объектов.

Одновременно наблюдается процесс поиска путей вывода коммунальной сферы из затянувшегося кризиса, охватившего большинство больших и малых городов России. Эти мероприятия проводятся в рамках Национальных проектов Президента РФ. Создание эффективных моделей успешного развития коммунального хозяйства вряд ли будет положительным без внедрения продуманной системы кредитования отрасли.

Немаловажное значение в связи с этим имеет обращение к историческому опыту проведения кредитно-финансовой политики в данной отрасли. Ряд исследователей обращают внимание на сравнительно экономически успешный период развития российских городов, как больших, так и малых, чему в немалой степени способствовала кредитно-финансовая политика правительства государства и городских властей. Многие достижения, созданной во второй половине XIX в. системы кредитования городского хозяйства, а также мелкого городского предпринимательства, стали возможны в результате успешной работы системы городских общественных банков и других городских кредитных учреждений.

В настоящее время, как показывает практика, опыт, накопленный системой городского и хозяйственно-коммунального кредитования в середине XIX — начале XX в., остаётся во многом невостребованным. Между тем, он свидетельствует, что в России может быть создана система специализированных акционерных негосударственных банков, которые могли бы, по примеру городских общественных банков, кредитовать городское коммунальное хозяйство, благоустройство, озеленение, ремонт дорог, работу городских коммунальных служб и предприятий. Поэтому изучение накопленного историко-экономического и финансово-кредитного опыта деятельности городских общественных банков по кредитованию и организационной поддержке городских хозяйств в период со второй половины XIX в. до революции 1917 г. имеет важное значение.

3 февраля 1996 г. был утверждён Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ». Согласно статье 11 закона, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлена возможность в пределах средств своих бюджетов, свободных денежных средств и иных объектов собственности организовывать региональные (муниципальные) банки. Опыт организации подобных кредитных учреждений в российской экономике существует, но он недостаточно представлен в исторической литературе.

Глубокий анализ экономических мероприятий, проводимых системой городских общественных банков, и итогов их деятельности даёт возможность извлечь необходимые уроки из полученного опыта, а также использовать его при проведении современных реформ, исключив возможность повторения ошибок. Комплексное изучение возникавших и разрешаемых кредитно-финансовых и организационных проблем позволяет ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся источники, сделать необходимые обобщения и выводы и, наконец, именно с этих позиций переосмыслить некоторые, десятилетиями устоявшиеся взгляды на кредитно-финансовую, банковскую политику, проводимую правительством Российской империи в дореволюционный период, а также понять роль и место городских общественных банков в развитии коммунального хозяйства. Проведённое исследование даёт возможность извлечь необходимые политические, хозяйственные уроки для современных руководителей государства, мэров больших и малых городов, глав поселковых администраций.

Объектом исследования является система городских общественных банков, размещавшихся в крупных и средних российских городах, сложившиеся взаимоотношения дирекций банков и органов городского управления, губернским правлением, а также кредитно-финансовая политика местных органов власти в секторе городского коммунального хозяйства и благоустройства.

Предметом работы выступает определение основных направлений деятельности городских общественных банков, формы и методы их взаимодействия с другими кредитно-финансовыми учреждениями, размещёнными в городах, а также органами городского управления, местными органами власти, земскими учреждениями, выяснение их роли и места в экономической системе дореволюционного российского города.

Хронологические границы ограничиваются периодом с 1865 г., когда были созданы Симбирский и Сызранский городские общественные банки, и началось их распространение по другим городам губернии. Верхней временной точкой исследования стал конец 1917 г., когда в результате революционных потрясений и прихода к власти большевиков, провозгласивших иные экономические приоритеты, деятельность городских общественных банков была прекращена, а сами они были ликвидированы «за ненадобностью» и кредитно-финансовая политика в сфере коммунального хозяйства стала проводиться на принципиально новых социально-экономических принципах.

Территориальные рамки охватывают Симбирскую губернию в границах до 1917 г. Согласно исследованиям автора на территории губернии действовало 6 городских общественных банков (после 1913 г. — 7), два из них находились в крупных городах — Симбирске и Сызрани, а 5 — в небольших уездных городах — Алатыре, Буинске, Ардатове, Сенгилее, Курмыше. Это позволило решить основные задачи исследования, сравнить работу крупных и небольших городских общественных банков, показать особенности их деятельности и в результате сформулировать полноценные выводы.

Исследование проведено в основном на материалах Симбирского и Сызранского городских общественных банков, как типичных кредитно-финансовых учреждений, отличавшихся направленностью линии на основные приоритеты. Если Симбирск был преимущественно административным и культурным центром губернии, со слабо развитой промышленностью, то Сызрань — наоборот, была в большей степени промышленным центром. Однако по ряду экономических, социальных и культурных показателей оба города были во многом схожими, что объяснялось наличием тесных исторических, экономических, социальных, этнических связей.

Цель исследования состоит в том, чтобы с использованием новых, ранее не выявленных и неопубликованных архивных документов, а также изданных материалов, статистических сборников, других источников объективно раскрыть роль и место городских общественных банков в городах, на этой основе сделать выводы и сформулировать практические рекомендации местным органам власти.

В соответствии с целью, автором диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

— показать особенности кредитно-финансовой политики царского правительства в городахисследовать основные направления, тенденции образования, становления и последующего развития городских общественных банков, а также установить их место и роль в системе городской властивыяснить структуру, организацию и функции городских общественных банков;

— уточнить основные направления и особенности взаимоотношений, которые строились у правлений городских общественных банков с органами городского управления, другими властными структурами;

— раскрыть роль городских общественных банков в финансировании городского и коммунального хозяйств, промышленности и предпринимательства;

— определить роль городских общественных банков в участии 'в благотворительной деятельности, культурно-просветительной работе среди жителей городов.

Степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной историографии (обзор работ дан в первом параграфе первого раздела) сложилась основная проблематика научных исследований деятельности городских общественных банков второй половины XIX — первой трети XX в., которая представляет собой часть истории общества, государства и его экономической системы. История развития городских общественных банков в России одновременно выступает составной частью общей истории развития отечественной финансовой системы, предметом которого является установление закономерностей в использовании тех или иных методов банковской деятельности в определённые исторические периоды. Тем не менее, слабо изученными остаются ход практической реализации банковской политики, особенно деятельности городских общественных финансовых учреждений, недостаточно освещены их благотворительные и стабилизационные функции, а таюке деятельность по благоустройству коммунальной системы городов, влияние городских общественных банков на эволюцию органов самоуправления и реакция городского населения на проводимые мероприятия. При этом исследования истории банковской политики в России должны строиться в широком общеэкономическом и социально-историческом контексте на основе сочетания экономического и исторического анализа.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы источники (более подробный анализ дан в параграфе «Основные источники исследования»), которые можно условно разделить на пять групп: 1. Архивные документы и материалы. 2. Документы органов государственной власти и управления. 3. Статистические и справочные материалы. 4. Нормативные документы. 5. Периодическая печать. Установленный круг источников обеспечивает достоверность исследования проблемы.

Методологической основой исследования являются принципы историзма, системности, объективности. Применение сравнительно-исторического метода позволяет сопоставить основные тенденции развития кредитно-финансового сектора экономики в пореформенной России и выявить их региональные особенности с учётом характера и типа развития средневолжских губерний. Использование историко-генетического метода даёт возможность определить условия функционирования городских общественных банков и проследить основные фазы их деятельности в заявленных для использования территориальных сегментах. При этом наглядно проявляются факторы, влияющие на эти процессы. Системный анализ востребован при формулировании заключений и оценок.

Новизна исследования состоит в том, что автор впервые исследует деятельность городских общественных банков в дореволюционной России на примере конкретного региона и влияние его на социально-экономическое развитие Симбирской губернии.

Установлено, что работа городских общественных банков в городах Среднего Поволжья отличалась усиливающимся динамизмом, активно влияла на обустройство городского и коммунального хозяйств, способствовала быстрому изменению внешнего облика городов. Именно при финансовом участии банков было построено большинство зданий, составляющих их архитектурный облик. Определено, что городские общественные банки в тесном контакте работали с органами городского управления, финансово поддерживали их работу, организуя кредитование наиболее значимых общественных проектов, осуществляемых в городах.

Правления городских общественных банков втягивали в свою деятельность значительное количество мелких городских предпринимателей, кустарей, приучали их к соблюдению жёстких требований финансового рынка, что способствовало развитию городской экономики.

Однако, не смотря на столь важную роль, открытие и последующее развитие городских общественных банков во многом зависело от активности городских органов управления, наличия свободных средств, а также уровня развития промышленности и торговли, постановки рекламного обеспечения.

Автором впервые введены в научный оборот ранее неиспользуемые источники.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Создание системы городских общественных банков проходило в контексте реформы местного городского самоуправления, так как городские общественные банки были всегда её неотъемлемой составной частью.

2. Городские общественные банки развивались медленнее, чем коммерческие, чему виной была политика царского правительства, несовершенство законодательства, а также наложенные ограничения на их деятельность в условиях острой конкуренции с коммерческими банками. В то же время выявлено, «притеснения» со стороны власти, привели к тому, что рыночная стихия оказывала на их деятельность не такое сильное воздействие, как на коммерческие банки. Данное утверждение подкрепляется следующими аргументами. Во-первых, городские банки не подвергались влиянию со стороны фондовой биржи, поэтому операции с ценными бумагами, проводимые в банках, имели несущественное значение. Во-вторых, городские общественные банки предпочитали иметь дело с гарантированными казёнными ценными бумагами, которые приносили хотя и небольшую, однако стабильную прибыль.

Городские общественные банки в своей деятельности составляли единую целостную систему вместе с другими городскими банками. В рамках региона Среднего Поволжья они договорились об открытии взаимных счетов для своих клиентов.

3. Городские общественные банки фактически возглавили кредитно-финансовую работу среди мелких городских предпринимателей, стали для них прекрасной школой внедрения рыночных отношений, более того, именно они руководили работой и направляли их производственную деятельность.

Взимание долгов по опротестованным векселям с клиентов было жёстким и бескомпромиссным. По каждому подобному случаю дело передавалось в Окружной суд, решения которого способствовали быстрому получению просроченных ссуд с должников. Было выработано несколько способов взимания денег по просроченным ссудам: путём принуждения к добровольному внесению долга банкувзыскание необходимых средств с личного вклада должника-ответчикапринудительное взыскание денег через судебных приставоварест на дом должника и продажа егопутём вычетов из жалования (у чиновников) — за счёт наложения ареста на имущество дворян (земельную собственность), продажи его и внесения части вырученных денег в счёт погашения кредита.

Показательно, что городские общественные банки, в частности, в Симбирской губернии, стояли непреодолимым заслоном на пути нечистых на руку дельцов, преступных сообществ, стремившихся отмыть неправедно заработанные деньги. Подобные факты нередко встречались в практике деятельности правления городского общественного банка. Всегда в подобных случаях банк занимал чёткую принципиальную позицию, отказываясь от участия в сомнительных мероприятиях.

4. В ходе финансирования городских нужд со стороны городских общественных банков в период их активной деятельности выработался механизм ответственности городских властей перед городскими общественными банками за представленные кредиты на городские нужды. Ответственность городов за банки была обозначена предельно ясно: вклады обеспечиваются собственным капиталом, а Дума (городской бюджет) этот капитал пополняет в случае убытков. Несмотря на несовершенство закона, ответственность города по долгам городского общественного банка реально существовала. Правительство всегда приходило на выручку, если намечался крах городского общественного банка, так как опасалось бегства вкладчиков из всех городских банков вообще. Поэтому в особых случаях оно активно помогало пострадавшим городам ссудами из Государственного банка, однако рассчитываться за них приходилось городам.

В условиях кризиса работа правлений городских общественных банков проявилась в том, что они приняли на себя его удар, так как не могли с должной настойчивостью и эффективностью производить взыскание долгов одновременно со многих лиц. Убытки выразились в том, что банки не могли и продавать в большем количестве залоги, упавшие в цене, в условиях, когда дела подавляющей части предпринимателей находились в запустении. В этом случае несостоятельность одного торгового или промышленного лица, всегда невыгодно отражается и на других, а банк неизбежно потерпит убытки, которые будут тем сильнее, чем значительнее были его обороты. Все эти потери городские общественные банки, которые теперь уже выступали гарантом общественного благосостояния и процветания, были очень велики.

5. Городские общественные банки принимали активное участие в благотворительной деятельности, особенно усиливающейся в военные годы (1877−1878, 1904;1905, 1914;1917 гг.), оказывая помощь семьям призванных воинов. Они непосредственно, а также через органы городского управления и земства поддерживали образовательные и медицинские учреждения края.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы, полученные автором в ходе выполнения диссертационного исследования, могут представлять прикладной интерес для органов законодательной и исполнительной власти на местах как образец поиска в современных условиях пути к сотрудничеству с бизнесом в целях пополнения городских бюджетов по статьям о коммунальном хозяйстве. С другой стороны, предпринимательские круги могли бы рассчитывать на определённые послабления в сфере налогообложения. Такой подход — образец реального компромисса власти и бизнеса, совершаемый без нарушений и потому ведущийся в целях достижения взаимной эффективности. Материалы исследования можно использовать при подготовке курсов в рамках изучения Отечественной истории, краеведения, основ экономических знаний, а также при оформлении экспозиций краеведческих музеев.

Апробация результатов исследования. Положения диссертационного исследования нашли отражение в ряде выступлений автора на всероссийских, региональных научных конференциях, в программах которых рассматривались проблемы, связанные с деятельностью городских общественных банков: региональная конференция «Музеи историко-мемориального заповедника „Родина В. И. Ленина“, как культурно-образовательные центры: история и современность» 18 мая 2006 г., всероссийская научно-практическая конференция «Первая русская революция 1905;1907 гг.: исторический опыт разрешения внутриобщественного кризиса и современность», посвященная 100-летию Первой русской революции и проведённая в г. Ульяновске 14−16 ноября 2005 г. По итогам их работы в научных сборниках опубликованы тезисы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли своё отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях, организованных в 2002 — 2003 и 2004 гг. в вузах г. Ульяновска. Автор имеет статьи в журналах «Право и образование», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Выводы по третьей главе:

1. Доказано, что становлению и развитию системы городских общественных банков в немалой степени способствовало развитие городов и городского коммунального хозяйства, на что потребовались значительные средства, которые могли аккумулировать исключительно городские общественные банки, так как выявлено, что именно эти кредитно-финансовые учреждения занимались решением финансовых проблем городских властей. Это было обусловлено тем обстоятельством, что, рассматривая просьбу города о займе, практически все коммерческие банки подходили к просьбе городской администрации о кредите денег, как к любому другому заёмщику, ставя выдачу кредита в зависимость от своей.

258 Как кооперативы помогают жертвам войны II Самарский земледелец. -1914.-№ 23.-С. 691−692.

259 Кооперативная хроника. Помощь семьям запасных // Самарский земледелец. — 1914. -№ 22.-С. 655. оценки его кредитоспособности. Поэтому в некоторых случаях получить ссуду можно было только в городском банке.

2. Деятельность городских общественных банков по финансированию городской промышленности и торговли исходила из обязанности городских управлений развивать вышеуказанные сферы предпринимательской деятельности. В крупных городах губернии городскими думами создавались торговые депутации, которые избирались сроком на три года и состояли из лиц, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью, при активном участии членов правлений городских общественных банков.

3. Поддерживая социально-экономическую стабильность, городские общественные банки покрывали неизбежные в условиях кризиса убытки из своих собственных капиталов, дабы не остановить платежей по своим обязательствам. В Симбирской губернии городские общественные банки выдержали удар кризиса 1880-х гг. и 1903;1907 гг. В ряде губерний, городские общественные банки рухнули из-за оборотов, превосходящих собственный капитал, которых не хватило для покрытия убытков. В Симбирской и других губерниях Среднего Поволжья подобного не произошло, т. к. финансовые операции проводились должным образом.

4. Говоря о направленности деятельности городских общественных банков, важно отметить такую их особенность, как ощутимую приспособленность к нуждам горожан по сравнению с другими категориями банков — вопрос прибыли не был для них первостепенным. В первую очередь, это относилось к ссудам под недвижимость. Именно такого рода ссуды представляли особенную важность для горожан-обывателей, которые не имели возможности учесть вексель, т.к. не вели торговлю, и обычно не имевших другого обеспечения, кроме собственного дома, или небольшого жалования (пенсии). Установлено, что такие ссуды под недвижимость составляли значительную часть баланса городских банков.

5. Благотворительная деятельность городских общественных банков особенно отчётливо проявилась в периоды ведения Россией войн. В этих условиях городские общественные банки много сделали в тылу для поднятия духа соотечественников путём решения ряда социальных проблем. Немалый вклад внесла благотворительная инициатива членов правлений общественных банков губернии и в развитие народного образования, создание и финансирование благотворительных учреждений, в чём их всецело поддерживало Министерство финансов России, освобождая от налогов денежные суммы, шедшие на эти цели.

Заключение

.

Таким образом, оценивая опыт деятельности городских общественных банков, в первую очередь, на примере Симбирского городского общественного банка в середине XIX — начале XX вв. нельзя не заметить исключительную пользу его для города.

Во-первых, он способствовал удовлетворению особенно острой в провинции нужды городского населения в кредите по умеренной цене. При этом операции этого банка, в отличие от других кредитных учреждений, были приспособлены именно к интересам горожан, в первую очередьгорожан среднего достатка, а не только купцов, и простых обывателей. В частности, это обусловило такую исключительную особенность, как совмещение ссуд под недвижимость и краткосрочного кредитования.

Во-вторых, городской банк являлся подспорьем всему городскому бюджету. С одной стороны, это непосредственная прибыль банка, поступающая в распоряжение городского общества. С другой — возможность для города получить займ, в т. ч. тогда, когда других источников для покрытия насущных расходов не имеется. Нельзя забывать и про благотворительную деятельность банка — без него эти расходы легли бы на город.

В-третьих, необходимо отметить, что городской банк способствовал быстрому восстановлению Симбирска после пожара 1864 г.

Следует особо подчеркнуть, что изначально, созданные при Екатерине II в конце XVIII в., городские банки были только в крупных городах и существенно отличались от городских общественных банков, организованных правительством Александра II. Это заключение базируется на следующих доводах. Во-первых, городские банки конца XIX в. были обычными коммерческими кредитными учреждениями, которых мало интересовали нужды городов, обслуживая преимущественно дворян и имущие слои городского населения. Во-вторых, городские банки до создания правительством Александра II городских самоуправлений подчинялись исключительно градоначальникам и находились под их полной опекой.

Правительство поддерживало стремление руководства городских общественных банков избавляться от вкладов, не находящих своего практического применения (то есть в случаях, когда владельцы вкладов запрещали пускать свои сбережения в оборот для приумножения общего капитала банка).

Развитию городских общественных банков в немалой степени способствовало и бурное развитие промышленности и предпринимательства в целом по России.

В ходе диссертационного исследования подтверждена авторская гипотеза о том, что Министерство финансов Российской империи не оставляло без внимания те проблемы, с которыми сталкивалось руководство городских общественных банков в целом по России и без бюрократических проволочек, в случаях, если изменения действительно назрели, быстро вносило необходимые коррективы в законодательную базу в области финансовой деятельности. Во-вторых, представители городских общественных банков имели возможность открыто высказывать свои мнения руководству страны Министерству финансов по наболевшим вопросам кредитно-финансовой политики и надеяться на их благополучное разрешение.

В-третьих, в России в начале XX в. сложился такой мощный совещательно-финансовый институт, как Съезды представителей городских общественных банков. Это, в конечном счёте, благотворно отразилось на успешной работе института городских общественных банков в начале XX в. Возбуждённые на Съезде и разрешённые им вопросы относительно узаконений, которыми теперь стали руководствоваться банки по поводу разнообразной практики таковых, имели в будущем весьма важное значение для системы городских банков и значительно расширяли и облегчали их последующую деятельность. В-четвёртых, принятые решения были взвешенными, эффективно отразились на работе городских общественных банков, в то же время непродуманные предложения, которые могли при условии их принятия иметь негативные последствия, были отклонены.

В рамках корректировки реформ Правительством Александра III, на основе учёта предшествующего негативного опыта развития городских общественных банков под руководством Министерства финансов были приняты важные меры по упорядочению их работы. Во-первых, были введены существенные ограничения на занятие административных должностей в городских банках. В первую очередь, подобные должности было запрещено занимать должностным лицам городского правления. Во-вторых, было категорически запрещено совмещать должности членов правления в городских общественных банках с административными должностями в других коммерческих кредитных учреждениях. В-третьих, за деятельностью правлений городских общественных банков наряду с контролем, осуществляемым со стороны городских дум, был установлен ещё и жёсткий контроль со стороны Министерства финансов, которому было предоставлено право проведения внезапной ревизии городских общественных банков. В результате таковых некоторые из банков были ликвидированы, в других произошла смена руководства, а в большинстве — учтены замечания и восстановлен порядок проведения операций.

Санации деятельности городских общественных банков в немалой степени способствовал закон, принятый в 1884 г., согласно которому банк подлежал ликвидации, «если складочный, основной, оборотный или паевой капитал» уменьшится на треть и более от убытков по операциям и его невозможно покрыть из запасного капитала. Это способствовало процессу оздоровления городских банков, их положение постепенно укреплялось, увеличивалась прибыль, за счёт которой наращивались собственные капиталы, улучшилось качество активов, сократились убытки, количество опротестованных векселей.

Городской общественный банк — организация, которая относилась к числу городских общественных учреждений и действовала под наблюдением и ответственностью Городской думы, которая могла издавать правило внутреннего распорядка службы в банке, обязательные для Правления банка.

Городские общественные банки являлись полностью подотчётной структурой Городской думы, что вносило в их деятельность ряд особенностей, отличающих от других кредитных коммерческих банков. Во-первых, распределение прибыли производилось исключительно на основании решения Городской думы. Во-вторых, ревизионная комиссия, избираемая на заседании Думы, обязана была ежегодно проверять итоги банковской деятельности. В-третьих, направленность, размеры, а также адресат выделяемых частным лицам ссуд имело право определять не Правление, а специально избираемый Городской думой учётный комитет, куда члены Правления городского банка входили на общих основаниях наряду с членами Городской Управы.

Доказано, что городские думы управляли деятельностью городских общественных банков по следующим направлениям: во-первых, правления банков избирались на заседаниях Городских дум. Во-вторых, думские гласные в городах устанавливали процентные ставки, как по вкладам, так и по кредитам. В-третьих, именно Городские думы избирали первых лиц Правлений городского банка. Дума избирала и всех остальных членов руководства городского общественного банка, включая бухгалтеров, оценщиков и других должностных лиц. В-четвёртых, все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью городских общественных банков, Правление решало только совместно с Городской думой. Если возникали какие-либо проблемы, члены Правления городского общественного банка собирались вместе с Городским Головой и членами Городской Управы и решали вопросы, связанные, например, с размерами процентов, по срокам их уплаты.

Установлено, что жёсткий контроль за деятельностью городских общественных банков осуществляла и Казённая палата, которая следила за правильностью начисления налогов. Данное учреждение также следило за выполнением правлениями городских банков российского кредитного законодательства. Казённая палата работала совместно с Губернским по городским делам присутствием. Данное учреждение осуществляло связь городских дум, городских общественных банков с губернским правлением, всячески координировало их деятельность.

Определенные функции по контролю за деятельность городского общественного банка имело Симбирское Губернское по городским делам присутствие, которое являлось учреждением, непосредственно контролировавшим деятельность органов городского общественного управления. В состав этого контрольного органа входили губернатор, вице-губернатор, председатель Казённой палаты, прокурор Окружного суда, председатель Губернской земской управы, Городской Голова губернского города и председатель мирового съезда. Присутствие являлось арбитром в делах между городскими властями и горожанами, городским общественным банком и его клиентами, между горожанами, давало городским общественным банкам разрешение на производство новых видов банковских операций.

Проведённое исследование показывает, что налогообложение банковской деятельности было сложным, многоуровневым и запутанным. Однако, налоги, накладываемые на городской общественный банк, были в целом необременительны и стимулировали его деятельность.

В ходе работы выявлено, что городские банки активно финансировали развитие городского хозяйства, делая это двумя способами: перечисляя часть заработанных доходов непосредственно в городские думы, либо часть своих доходов, по решению правления, банк вносил непосредственно в важнейшие городские проекты по благоустройству. Участие городских общественных банков в поддержке предпринимательства значительно усилилось после того, как в начале XIX в. к ранее имевшимся источникам городских доходов были добавлены новые статьи доходов и расходов городов. У городов появились значительные средства, которые они аккумулировали на счетах городских общественных банков, а те, в свою очередь, пускали их в коммерческий оборот. В результате значительно поднялся авторитет и влияние городских общественных банков, которые стали главными распорядителями городских финансовых средств.

Финансово-экономическая деятельность банка проявилась в достаточно успешной его работе. На первых порах он достиг блестящих результатов — оборот капитала был увеличен почти в шестьдесят раз. В последующие годы Симбирский городской общественный банк отмечен как «замечательный» и выведен на третье место среди 200 общественных банков Российской империи.

Было отмечено необычное для банковской жизни явление — банк некоторое время «стеснялся» приёмом вкладов, опасаясь, что они останутся без движения. Периодически в финансовой деятельности прослеживались и спады, и падения, но, не смотря на это, банк устоял на твердых позициях.

Что касается ссудо-сберегательной деятельности, то по результатам отчётов ревизий прослежено, что банк выполнял операции в соответствии с правилами Положений по общественным банкам.

Активному привлечению денежных средств в городские общественные банки в немалой степени способствовало предоставление городским думам права устанавливать в пользу города всевозможные сборы: оценочный с недвижимых имуществ, со свидетельств на право торговли, с билетов на торговые заведения, сборы, взимаемые при заключении различных актов, при клеймении мер и весов и с аукционных продаж.

Особенностью деятельности городских общественных банков Симбирской губернии было то, что они, в отличие от коммерческих банков, выдавали кредиты и работали с клиентами в периоды кризисов в 1890—1892 гг., а также 1903;1905 гг. Кредитная деятельность для подавляющего большинства коммерческих банков была в то время особенно невыгодной и разорительной, так как стоимость самых ценных залогов, принятых банком, подвергалась упадку, самые прочные торговые дома, кредитующиеся в банке, приходили в несостоятельность и подвергались банкротству, выступали несостоятельными должниками при уплате банку полученных ими ссуд. Именно городские общественные банки, приняв на себя все возникшие в кризисное время риски, в условиях отказа от кредитования промышленности со стороны коммерческих банков, не дали обанкротиться многим крупным, средним и мелким промышленным предприятиям.

Установлено, что правления городских общественных банков в деле организации благотворительной деятельности действовали совместно с городскими думами. Некоторые благотворительные учреждения содержались лишь на средства Симбирского городского общественного банка, другие — на совместные с другими финансовыми учреждениями средства при активном участии городских финансов.

Важная роль в деятельности городского общественного банка принадлежала финансированию развития народного образования. Городские общественные банки по просьбам органов городского самоуправления Симбирской губернии как в Симбирске, так и в уездах финансировали ряд учебных заведений: приходские училища, прогимназии, гимназии. Кроме того, городские общественные банки выделяли значительные средства на предоставление стипендий ученикам. Немалый вклад внесла благотворительная инициатива членов правления городских общественных банков и в развитие здравоохранения губернии.

Государство в лице Министерства финансов всецело поддерживало городские общественные банки в их благотворительных делах, специальным циркуляром освободив их от уплаты от всяких налогов с денежных сумм, направляемых на «благие нужды».

Таким образом, оценивая работу городских общественных банков, в частности в Симбирской губернии, можно сделать вывод о том, что такие кредитно-финансовые структуры играли в экономике Российской империи значительную роль.

Октябрьская революция прервала поступательное развитие городских общественных банков, которые, как и другие коммерческие банки страны по ряду идеологических, социально-экономических причин были ликвидированы, что крайне негативно отразилось на социальноэкономическом развитии страны. j.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные документы и материалы
  2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ): Ф. 678. Статистический комитет Российской империи. On. 1, д. 620. Российский Государственный Исторический архив (РГИА):
  3. Ф. 1282. Канцелярия Министерства внутренних дел. Оп. 2, д. 15.
  4. Ф. 1284. Департамент общих дел Министерства внутренних дел. Оп. 2, д. 2670, 2989- Оп. 67, д. 285, 525.
  5. Ф. 1287. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Оп. 11, д. 220- Оп. 15, д. 1717- Оп. 30, д. 1923, 2124- Оп. 33, д. 1340- Оп. 38, д. 1168, 1223, 1273, 1339, 1521, 1563, 1641, 2145, 2156, 2496, 2497- Оп. 46, д. 833- Ф. 593, on. 1, д. 398.
  6. Ф. 1288. Главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел.
  7. Ф. 1291. Земский отдел Министерства внутренних дел. Оп. 63, д. 25, 48- Оп.119, д. 71- Оп. 120, д. 61, 103.
  8. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО):
  9. Ф. 45. Симбирское губернское депутатское собрание.
  10. Ф. 46. Симбирская губернская земская управа. Оп. 2, д. 55, 469- Оп. 4, д. 515, 732- Оп. 10, д. 41, 45, 51, 52, 53, 55, 57, 62, 69, 72, 73, 74, 76, 77, 78, 88, 101,120, 123, 151, 157, 158, 164, 168, 185, 198, 221, 224, 234, 545.
  11. Ф. 48. Симбирский губернский статистический комитет. On. 1, д. 2, 4, 38, 47, 78,97, 107, 135, д. 180.
  12. Ф. 84. Симбирское губернское по земским и городским делам присутствие. On. 1, д. 13, 17, 18, 23, 24, 25,26, 27, 28, 30, 38, 39, 40, 43, 85. Ф. 88. Симбирское губернское правление. Оп. 5, д. 27, 28, 56. Ф. 90. Симбирское губернское казначейство.
  13. Ф. 126. Симбирское отделение Поземельного крестьянского банка. Оп. 2, д. 22, 32- Оп. 3, д. 22- Оп. 4, д. 3, 22- Оп. 5, д. 10, 256- Оп. 6, д. 10- Оп. 8, д. 2, 12- Оп. 22, д. 81.
  14. Ф. 138. Симбирский городской общественный банк. On. 1, д. 3, 7, 10, 20, 23,31, 33, 55, 63, 64, 65, 80, 226, 327, 389, 448, 513, 515, 517.
  15. Ф. 144. Симбирская Городская дума. On. 1, д. 3, 10, 27, 56, 60, 65, 66, 71, 72,74, 81, 89, 112, 115, 121, 123, 127, 128, 153, 157, 158, 162, 167, 171, 182, 192,199, 206, 207, 221, 235- Оп. 2, д. 4, 5, 16, 18, 19, 23, 24, 28, 37, 71.
  16. Ф. 187. Симбирское отделение Государственного банка.
  17. Ф. 193. Инспекция мелкого кредита при Симбирском отделении
  18. Государственного банка. On. 1, д. 103.
  19. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1912 г. Симбирск: Типография Губернского Правления, 1912. — 314 с.
  20. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1912 г. Симбирск: Типография Губернского Правления, 1912. — 314 с.
  21. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1914 г. Симбирск: Типография Губернского Правления, 1915. — 251 с.
  22. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1914 г. — Симбирск: Типография Губернского Правления, 1915. —251 с.
  23. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1914 г. Симбирск: Типография Губернского Правления, 1915. —251 с.
  24. Адрес-календарь Симбирской губернии за 1914 г.- Симбирск: Типография Губернского Правления, 1914. 375 с.
  25. Банки и частные кредитные учреждения // Справочная книжка и адрес-календарь на 1910 г. Симбирск, 1910. — С. 67−68, 246−247.
  26. Вестник Симбирского губернского земства. 1904. — № 1−12.
  27. Вестник Симбирского губернского земства. — 1906. № 1−12.
  28. Государственный банк. Отчёт 1916 г.- Пг., 1917. — 34 с.
  29. Губернии Российской империи. История и руководители. 1708−1917. — М.: Объединённая редакция МВД России, 3003. — 480 с.
  30. Журнал Симбирской Городской Думы. Симбирск, 1883 г.- С. 35
  31. Журнал Симбирской Городской Думы. — Симбирск, 1885 г.- С. 43
  32. Журнал Симбирской Городской Думы. Симбирск, 1904 г.- С. 12
  33. Журнал Симбирской Городской Думы. — Симбирск, 1910 г.- С. 41
  34. Журналы и доклады Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1905 г. Симбирск: Губернская типография, 1906. — 253 с.
  35. Журналы и доклады Симбирского Губернского земского Собрания чрезвычайной сессии 27 июля 1905 г. Симбирск: Губернская типография, 1905.-26 с.
  36. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания чрезвычайных сессий 1906 г. Симбирск: Губернская типография, 1906.-21 с.
  37. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1906 г. Симбирск: Губернская типография, 1907. — 630 с.
  38. Журналы и доклады Симбирского Губернского земского Собрания, чрезвычайной сессии 28 апреля и 4 июня 1907 г. — Симбирск: Губернская типография, 1907. 350 с.
  39. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1908 г. Симбирск: Губернская типография, 1909. — 887 с.
  40. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1909 г. Симбирск: Губернская типография, 1910. — 791 с.
  41. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания чрезвычайной сессии 25−26 августа 1909 г. — Симбирск: Губернская типография, 1909.-21 с.
  42. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания чрезвычайной сессии 2 и 3 марта 1910 г. Симбирск: Губернская типография, 1910. — 54 с.
  43. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1910 г. — Симбирск: Типолитография Губернского Правления, 1911.-1091 с.
  44. Журналы Симбирского Губернского земского Собрания очередной сессии 1911 г. — Симбирск: Типография В. Н. Полочаниновой, 1912. -891 с.
  45. Журналы Симбирского уездного земского Собрания сессии 1910 г. с приложениями докладов и проч. Симбирск: Типолитография А. Т. Токарева, 1911.-710 с.
  46. Журналы и доклады Симбирской губернской земской Управы чрезвычайному Губернскому земскому Собранию 3 марта 1916 г. Симбирск: Типография А. П. Балакирщикова, 1916. —29 с.
  47. Журналы и доклады Симбирской губернской земской Управы чрезвычайному Губернскому земскому Собранию 4 августа 1916 г. — Симбирск: Губернская Типолитография, 1916. 34 с.
  48. Журналы экстренного заседания Симбирского губернского земского Собрания 12 декабря 1916 г. Симбирск: Типография А. П. Балакирщикова, 1916. — 32с.
  49. Журналы первого демократического Симбирского губернского земского Собрания экстренной сессии 26 мая — 2 июня 1917 г. Симбирск: Типолитография Губ. Исполнит. Комитета, 1917. 306 с.
  50. Зачатки коммерческого банковского кредита в России. Банковская энциклопедия / Под ред. JI.H. Яснопольского. Киев: Финансы России, 1993. — Т.1. Коммерческие банки. — С. 269−282.
  51. Земские подворные переписи 1880 1913 гг. Поуездные итоги / Составители З. М. и А. Н. Савицкие. — М., 1926. — 870 с.
  52. Итоги переселенческого движения за время с 1910 по 1914 г. Пг., 1916.-215 с.
  53. Календарь Симбирской губернии на 1877 г. Симбирск, 1877.
  54. Материалы, относящиеся до нового общественного устройства в городах империи. СПб., 1879. — Т.З. — 476 с.
  55. Обзор Симбирской губернии за 1897, 1898, 1902 гг. Симбирск, 18 971 902.
  56. Обзор Симбирской губернии за 1910 г. Симбирск: Типолитография Губернского правления, 1911. — 34 с.
  57. Обзор Симбирской губернии за 1912 г. Симбирск: Типолитография Губернского правления, 1913.-36 с.
  58. Обзор Симбирской губернии за 1913 г. Симбирск: Типолитография Губернского правления, 1914. — 31 с.
  59. Обзор Симбирской губернии за 1914 г. Симбирск: Типолитография Губернского правления, 1915. — 32 с.
  60. Отчёт Симбирского торгово-промышленного общества взаимного кредита за 1912 г. — Симбирск, 1913.-31 с.
  61. Отчёт Симбирского Общества взаимного кредита за 1914 г. — Симбирск, 1915. 64 с.
  62. Отчёт Симбирского общества взаимного кредита за 1917 г. — Симбирск, 1918.- 64 с.
  63. Отчёты симбирского местного управления о состоящих при нём комитетах за 1878−1879 гг. Симбирск- Типография В. Черникова, 1881.- 152 с.
  64. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1860 г. Симбирск, 1860.
  65. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской 1уберниина 1861 г. Симбирск, 1861.
  66. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1862−1863 гг. Симбирск, 1863.
  67. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1864 г. Симбирск, 1864.
  68. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1868 г. Симбирск, 1868.
  69. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869.
  70. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1877 г. Симбирск, 1877.
  71. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1879 г. Симбирск, 1879.
  72. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1880 г. Симбирск, 1880.
  73. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1881 г. Симбирск, 1881.
  74. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1889 г. Симбирск, 1889.
  75. Памятная книжка и адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии на 1901 г. Симбирск, 1901.
  76. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Симбирская губерния. СПб.: Изд-во ЦСК МВД, 1904. — Т. 39. — 177 с.
  77. Перечень постановлений Симбирской Городской Думы 1868−1917./ Сост. Волошина Т. П. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. 56 с.
  78. Погубернские итоги Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. по 52 губерниям и областям России // Труды ЦСУ СССР. — М., 1921. Т.5. -Вып.1. — 434 с.
  79. Подворная перепись Симбирской губернии 1910 1911 гг. — Симбирск, 1912 — 1914. — 180 с.
Заполнить форму текущей работой