Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие рынка услуг бизнес-образования в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании данной методики осуществлялась диагностика преимуществ и недостатков образовательной организации, оказывающей услуги бизнес-образования в г. Москве. В результате наиболее сильными сторонами организации били признаны: репутация надежной организации как у слушателей, так и у предприятий-заказчиковпопулярность, стабильное положение на рынкеиспользование в работе современных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования и развития рынка услуг бизнес-образования в регионе
    • 1. 1. Функции и роль услуг бизнес-образования
    • 1. 2. Проблемы и тенденции развития рынка услуг бизнес-образования в регионе на примере тренинговых услуг
    • 1. 3. Стратегическое управление развитием организаций и учреждений бизнесобразования в регионе
  • Глава II. Особенности современного состояния рынка услуг бизнес-образования в регионе
    • 2. 1. Конъюнктура рынка услуг бизнес-образования в регионах РФ
    • 2. 2. Оценка потенциала бизнес-образования в регионах РФ
    • 2. 3. Анализ зарубежного опыта развития бизнес-образования
  • Глава III. Научно-практические и методические рекомендации по совершенствованию развития рынка услуг бизнес-образования в регионе
    • 3. 1. Организационный механизм развития рынка услуг бизнес-образования в регионе
    • 3. 2. Методические подходы к изучению конкурентных преимуществ учреждений и организаций бизнес-образования
    • 3. 3. Рекомендации по выбору перспективных форм и направлений организации бизнес-образования

Формирование и развитие рынка услуг бизнес-образования в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интенсивное развитие предпринимательской деятельности, выход на российский рынок большинства крупнейших международных корпораций, рост спроса на высококвалифицированных специалистов в области управления, финансов, маркетинга обусловили необходимость расширения образовательной инфраструктуры, в которой выделился рынок услуг бизнес-образования. Причинами выделения бизнес-образования в вид предпринимательской деятельности явились следующие факторы: необходимости быстрой адаптации к изменению внешних условий, кратких сроков подготовки, преобладания практических знаний, более интенсивных образовательных технологий и многообразия используемых форм обучения, а также большая заинтересованность предприятий-заказчиков в получении профессиональных знаний персоналом.

Высокую значимость бизнес-образованию придает его специфическое положение на стыке рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, что особенно важно для подъема региональной экономики и определяет необходимость его постоянного развития, формирование новой эффективной вертикальной структуры управления обучением, основанной на тесной координации федеральной, региональной и муниципальной политики с учетом дальнейшего повышения роли и самостоятельности образовательных организаций и учреждений.

В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблем развития бизнес-образования на региональный и на муниципальный уровни требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить их экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время органы управления в регионах не располагают для этого достаточной научно-методической, информационной базами и не имеют практических механизмов управления.

Все это потребовало углубленного исследования и осмысления теоретических и методических основ формирования и развития рынка услуг бизнес-образования в регионе, где проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных требований предприятий к профессиональным кадрам.

Разработанность темы исследования. В последнее время, как в России так и за рубежом, растет интерес к исследованию особенностей развития дополнительного профессионального образования. Наибольший интерес представляют работы таких авторов, как: А. Г. Аганбегян, A. JL Арефьев, Ж. Аллак, П. И. Бурак, Л. Г. Белова, Х. Х. Бруннер, С. А. Головко, Г. А. Гордиенко, В. А. Гончарук, Н. М. Дмитриев, С. А. Ершов, Н. В. Жадько, И. В. Зайцевский, C.JI. Зарецкая, JI.M. Калашников, М. И. Кныш, Л. Г. Можаева, В. А. Макрак, А. Павлуцкий, Ф. И. Перегудов, И. А. Рождественская, В. А. Рыжов, М. А. Чуркина, Ф. Э. Шереги и др.

Несмотря на столь представительный круг ученых и практиков, затрагивающих в своих работах многие экономические и организационные аспекты образования в целом и дополнительного профессионального образования в частности, обращает на себя внимание, что в исследованиях не раскрыты пути формирования и развития рынка услуг бизнес-образования на уровне региона.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность проблемы определили выбор темы диссертации, ее цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и обоснование научно-методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих совершенствование развития рынка услуг бизнес-образования в регионе.

В соответствии с намеченной целью в диссертации были поставлены и реализованы следующие задачи:

— сформулировать функции и обосновать роль услуг бизнес-образования в регионе;

— выявить проблемы и тенденции становления и развития рынка услуг бизнес-образования в регионе;

— исследовать конъюнктуру рынка услуг бизнес-образования в регионах РФ;

— провести оценку потенциала бизнес-образования в регионах РФ;

— проанализировать зарубежный опыт деятельности в области бизнес-образования;

— предложить пути создания системы поддержки и регулирования развития рынка услуг бизнес-образования в регионе;

— разработать методические подходы по изучению конкурентных преимуществ учреждений и организаций бизнес-образования;

— обосновать перспективность форм организации бизнес-образования.

Объектом исследования выступают образовательные организации и учреждения, удовлетворяющие потребности в услугах бизнес-образования, органы управления их развитием на региональном и муниципальном уровнях, потребители услуг.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационных отношений, складывающихся между поставщиками, потребителями образовательных услуг и органами управления регионом в процессе развития рынка услуг бизнес-образования.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по управлению экономическими и социальными процессами, проблемам образования, предпринимательской деятельности, формирования и использования трудовых ресурсов в регионеЗаконы РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, нормативно-методические документы по вопросам предпринимательства, налогообложения в сфере образовательной деятельности, информационно-аналитические материалы и др. Эмпирической основой послужили данные исследования особенностей деятельности образовательных организаций в регионах РФ, удовлетворяющих потребности в бизнес-образовательных услугах. В процессе исследования автором был использован метод группировки статистической отчетности, системный анализ, сравнительный анализ, методы экономического и социологического анализов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке методических положений и практических рекомендаций, способствующих формированию и развитию рынка услуг бизнес-образования в регионах РФ в современных условиях.

Научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:

— уточнено определение понятия «бизнес-образование», обоснованы функции и роль услуг бизнес-образования в регионепредложено определение тренинговых услуг как вида образовательных услуг дополнительного профессионального ' образования, направленного на выработку конкретных знаний, умений и навыков в области эффективных методов организации, развития и продвижения бизнеса, осуществляемого в форме интенсивной подготовки специалистов и управленческих кадров;

— предложена и обоснована классификация тренинговых услуг в зависимости от территориальных уровней управления, целей и задач, форм проведения и методов обучения и др. Выявлены особенности развития тренинговых услуг, показаны процессы формирования их структуры, в том числе определены субъекты и объекты рыночной деятельности;

— раскрыты проблемы развития услуг бизнес-образования в регионе на примере тренинговых услуг, состоящие в разобщенности поставщиков, потребителей образовательных услуг, органов управления региономотсутствии механизмов контроля качества обучениянедостаточности информационного обеспеченияоднотипности образовательных программ и др.;

— разработаны мероприятия по совершенствованию развития рынка услуг бизнес-образования в регионе, в том числе создание ассоциацииСодружества участников рынка (представителей некоммерческих объединений образовательных услуг, региональных объединений предпринимателей, органов управления различного уровня, независимых экспертов);

— разработаны методические рекомендации по созданию системы управления организациями и учреждениями бизнес-образования в регионе на основании осуществления постоянного мониторинга региональным информационно-аналитическим центром Содружества. Предложен 4-х уровневый подход к изучению потребностей предприятий и населения региона в услугах бизнес-образования;

— сформулированы конкурентные преимущества учреждений и организаций бизнес-образования, обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг;

— разработаны требования к системе бизнес-образования, предложены рекомендации образовательным организациям по выбору перспективных форм организации бизнес-образования в регионах РФ с ориентацией на использование развитых информационных технологий обучения.

Практическая значимость. Результаты научного исследования доведены до конкретных выводов, методических и практических рекомендаций, которые позволяют создать основу для совершенствования развития рынка услуг бизнес-образования в регионе и увязать деятельность образовательных организаций с выбранными приоритетами развития региона. Реализация сформулированных в работе рекомендаций позволяет повысить эффективность деятельности образовательных организаций и учреждений региона, а также степень адаптации бизнес-образования к изменению внешних условий хозяйствования в регионе. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов региона в области менеджмента и маркетинга платных услуг в образовании, в том числе при чтении курсов «Управление образовательным учреждением», «Образовательный сервис».

Выводы по главе 3.

По мнению автора в настоящее время целесообразно объединение усилий и возможностей различных некоммерческих организаций рынка услуг бизнес-образования региона. В результате, может быть создан некий организационный механизм развития рынка в целом. Реализация данного механизма должна предусматривать формирование Содружества участников рынка услуг бизнес-образования региона. В состав Содружества на основе постоянного членства целесообразно ввести:

— представителей некоммерческих объединений образовательных услугпредставителей региональных объединений предпринимателей (объединения предпринимателей и пр.);

— представителей органов управления различного уровня.

Работа Содружества позволит выработать единую точку зрения по поводу условий деятельности организаций и учреждений в части оказания услуг бизнес-образования, с учетом интересов всех субъектов рынка.

2. Разработанная автором методика стратегического диагностирования, установления стратегических альтернатив и выбора стратегии образовательной организации позволили осуществить диагностику преимуществ и недостатков образовательной организации, оказывающей услуги бизнес-образования в г. Москве.

В результате были выявлены наиболее сильные и наиболее слабые стороны организации. Сильными били признаны: репутация надежной организации как у слушателей, так и у предприятий-заказчиковпопулярность, стабильное положение на рынкеиспользование в работе современных технологийопытный преподавательский и тренерский составсильная конкурентная позиция. К слабым сторонам деятельности отнесены: подверженность колебаниям спросанезначительные затраты на рекламу и PR из-за высокой стоимостивысокая себестоимость некоторых авторских программ подготовкиупрощенный уровень управления.

По мнению автора предложенная методика будет способствовать совершенствованию экономических деятельности организаций и учреждений бизнес-образования, повышению их конкурентоспособности.

3. В диссертации предложены рекомендации по выбору перспективных форм и направлений организации бизнес-образования в регионах РФ. Подчеркивается, что в настоящее время особое значение в бизнес-образовании приобретает применение новых образовательно-информационных технологий, в том числе дистанционного образования на базе Интернета. Важно учитывать, что под воздействием научно-технического прогресса бизнес-образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментов борьбы за формирование единого рыночного пространства, а также решения геополитических задач. Поэтому применение дистанционного обучения в бизнес-образовании должно способствовать укреплению международных позиций регионов России, стимулировать развитие новых форм международного сотрудничества в сфере образования.

Сделан вывод, что дальнейшее развитие бизнес-образования в регионах РФ должно представлять собой синтез перспективных отечественных и западных ноу-хау с учетом позитивного опыта функционирования отечественной системы повышения квалификации кадров.

Таким образом, разработанные в диссертации положения, требования и рекомендации по совершенствованию формирования и развития рынка услуг бизнес-образования в регионе позволят не только повысить эффективность деятельности в сфере услуг бизнес-образования, но и станут важной формой содействия в развитии этой формы образования и решении многих социально-экономических проблем региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертации сформулировано определение понятия «бизнес-образование», выявлено место и роль услуг бизнес-образования. В этой связи автором выделены следующие функции услуг бизнес-образования:

— образовательная функция услуг бизнес-образования заключается в повышении уровня знаний экономически активного населения в силу распространения передового опыта, знаний и навыковинформационная функция услуг бизнес-образования состоит в аккумулировании, анализе и распространении как общей, так и специфической информации по различным вопросам экономики и управления;

— функция повышения стабильности экономики выражается в возможности посредством ряда услуг бизнес-образования снизить риски предпринимательской деятельности, за счет повышения уровня подготовки трудовых ресурсов;

— профилактическая функция заключается в выявлении проблем в профессиональной деятельности специалистов и руководящих работников предприятий и организаций, недостатков и нарушений в осуществлении ими хозяйственной деятельности и недопущении их в дальнейшем;

— функция оптимизации состоит в создании условий наиболее эффективного использования трудовых ресурсов предприятий.

Выполнение данных функций и определяет роль услуг бизнес-образования в современной экономике. В связи с этим, в диссертации показана взаимосвязь осуществляемых функций и выполняемых ролей рассматриваемыми услугами на макрои микроуровнях.

2. В диссертации определена сущность тренинговых услг их классификация. Сделан вывод, что в настоящее время классификации услуг, используемые в законодательстве РФ, являются не корректными и требуют переработки. Данный фактор обусловил проблемы и недостатки в отношении статистического учета услуг бизнес-образования. Так же отсутствует ясность с отнесением тех или иных видов повышения квалификации бизнес-образованию.

Предложено определение тренинговых услуг. 3. В диссертации произведена периодизация этапов становления и развития рынка тренинговых услуг в России. По мнению автора, можно выделить четыре основных периода развития тренинговых услуг:

Период 1. конец 80-х — начало 90-х г. г.: Этот период можно назвать временем расцвета базовых курсов по всем формам общения и взаимодействия (с клиентами, коллегами, начальством). Особенность этого периода — малое количество реального практического опыта работы на российском рынке, сравнительная легкость набора кадров, высокая привлекательность международных образовательных компаний как работодателей и, как следствие, массовое прохождение персоналом начального этапа обучения через тренинг.

Период 2. 1994;1996 г.: начало массовой приватизации. Характерная черта этого периода — начало специализации тренинговых программ, которые теперь все чаще стали формироваться под конкретный бизнес, конкретные задачи и конкретный уровень ответственности и специализации работников.

Период 3. 1996;2000 г. г. Характерная черта этого периода, по мнению автора — широкое выдвижение на руководящие посты российских специалистов, обладающих богатым опытом практической оперативной работы и явно недостаточным опытом принятия крупных (не чисто исполнительских) решений. Тренинг начал превращаться в консультационные сессии для специалистов, на которых не столько отрабатывались новые навыки и знания, сколько анализировался и обобщался реальный опыт, вырабатывались новые решения и подходы.

Период 4. 2000 — по настоящее время Спрос на рынке тренинговых услуг формируется, прежде всего, со стороны сбытовых структур различных организаций и крупных предприятий.

4. В диссертации определены проблемы и тенденции развития рынка услуг бизнес-образования. Основные проблемы:

— Недостаток информации о целях, задачах и возможностях использования результатов услуг краткосрочных программ обучения;

— Отсутствие однозначных критериев профессионализма и механизмов контроля и регулирования этого вида деятельности с одной стороны, и растущая емкость рынка с другой;

— Неразвитость научной базы порождает однотипность тренинговых программ.

— Отсутствие четкой ценовой политики порождает довольно сильный разброс цен на такие услуги.

— Для малого и среднего бизнеса спрос на тренинговые услуги до сих пор не является платежеспособным.

В тоже время обоснован ряд тенденций, связанных с дальнейшим развитием тренинговых услуг в России:

— Если раньше тренинги представляли собой показательное выступление и не носили никаких конкретных целей, то сегодняшняя тенденция — клиент хочет иметь гарантии результатов.

— Последнее время проявляется тенденция продажи тренинга как сопутствующей услуги в комплексе с другими услугами.

— Комплексными становятся не только услуги тренингов, но и сами тренинги.

— Усиливается конкуренция как основной фактор развития рынка услуг бизнес-образования, которая дополняется вектором направленности на потребителя, т. е. на конкуренцию потребительских предпочтений.

5. Автором разработан организационный механизм развития рынка услуг бизнес-образования в регионе. По мнению автора в настоящее время целесообразно объединение усилий и возможностей различных некоммерческих организаций рынка услуг бизнес-образования региона. В результате, может быть создан некий организационный механизм развития рынка в целом. Реализация данного механизма должна предусматривать формирование Содружества участников рынка услуг бизнес-образования региона. В состав Содружества на основе постоянного членства целесообразно ввести:

— представителей некоммерческих объединений образовательных услугпредставителей региональных объединений предпринимателей (объединения предпринимателей и пр.);

— представителей органов управления различного уровня.

Работа Содружества позволит выработать единую точку зрения по поводу условий деятельности организаций и учреждений в части оказания услуг бизнес-образования, с учетом интересов всех субъектов рынка.

6. Разработаны методические рекомендации по созданию системы управления организациями и учреждениями бизнес-образования в регионе на основании осуществления постоянного мониторинга региональным информационно-аналитическим центром. Предложен 3-х уровневый подход к изучению потребностей предприятий и населения региона в услугах бизнес-образования.

7. Предложена методика стратегического диагностирования, установления стратегических альтернатив и выбора стратегии образовательной организации, которая содержит следующие этапы: анализ внешней среды образовательной организациианализ внутренней среды образовательной организациианализ внутренней и внешней средыпортфельный анализ деятельности образовательной организациианализ стратегических альтернатив развития образовательной организации и выбор основной альтернативы.

На основании данной методики осуществлялась диагностика преимуществ и недостатков образовательной организации, оказывающей услуги бизнес-образования в г. Москве. В результате наиболее сильными сторонами организации били признаны: репутация надежной организации как у слушателей, так и у предприятий-заказчиковпопулярность, стабильное положение на рынкеиспользование в работе современных технологийопытный преподавательский и тренерский составсильная конкурентная позиция. К слабым сторонам деятельности отнесены: подверженность колебаниям спросанезначительные затраты на рекламу и PR из-за высокой стоимостивысокая себестоимость некоторых авторских программ подготовкиупрощенный уровень управления.

Сделан вывод, что предложенная методика будет способствовать совершенствованию экономических деятельности организаций и учреждений бизнес-образования, повышению их конкурентоспособности.

Разработаны и предложены рекомендации по выбору перспективных форм и направлений организации бизнес-образования в регионах РФ: применение открытого дистанционного обучения на базе Интернета, проведение контрактных программ в бизнесе и промышленности, сертификатных программ по профессии, организация и проведение международных образовательных стажировок.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать совершенствованию экономической деятельности образовательных организаций и учреждений, развитию новых форм их сотрудничества, в том числе международного, формированию конкурентоспособного регионального рынка услуг бизнес-образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 8 декабря 2003 г.).
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2003 г.).
  3. Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04. 2000 № 51-ФЗ).
  4. Постановление Правительства Москвы № 634-ПП от 29.07.2003 «О городской целевой программе «Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004−2006 г. г.».
  5. Материалы форумов, конференций, симпозиумов, семинаров.
  6. Материалы круглого стола «От бегства капитала к его привлечению». М.: ИЭ РАН, 2000.
  7. Материалы Пятой всероссийской научно-практической конференции «Проблемы стратегического менеджмента в сфере сервиса"/Москва, 2004.
  8. Материалы семинара «Консалтинг для малого бизнеса» Италия, г. Гориция, 2003.
  9. Материалы семинара «Непрерывное образование. Опыт Финляндии и Швеции» г. г. Санкт-Петербург, г. Турку, г. Стокгольм, 2004.
  10. Монографии, книги, брошюры.
  11. Л.И. В поисках новой стратегии. М.: Экономика, 2000.
  12. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000.
  13. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  14. Анализ состояния рынка деловых услуг и прогноз их развития в условиях присоединения России к ВТО. М.: Промежуточный отчет. Per. 01.200.211 609. Инв. 02.200.205 541. 2002.
  15. Анализ состояния рынка деловых услуг и прогноз их развития в условиях присоединения России к ВТО. М.: Итоговый отчет. Per. 01.200.211 609. Инв. 02.200.304 054. 2002.
  16. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999.
  17. В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. М.: Экономика, 2003.
  18. Актуальные проблемы совершенствования подготовки квалифицированной рабочей силы (отв. Ред. В. Б. Белкин, Э.Н. Пугачева). -М.: ЦНИИЛТР, 1988.
  19. . Перспективы планирования образования. М.: Ежеквартальный выпуск журнала ЮНЕСКО «Перспективы», № 4, 1999.
  20. Белая книга российского образования. Часть 1 и часть 2. М.: МЭСИ, 2000.
  21. Л.Г., Соколов В. В. Государственно-монополистическое регулирование подготовки кадров в высшей школе США. М.: 1998.
  22. Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии. -М.: Глобализация и образование, 2001.
  23. В.А. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1998.
  24. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
  25. И.И. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. М.: В сб.: Актуальные проблемы управления -Материалы международной научно-практической конференции. Государственный университет управления, вып. 5, 2000.
  26. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.
  27. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.
  28. П.И. Объективные предпосылки обновления методологии разработки региональных программ. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. Сборник научных трудов, вып. 2. -М.: Прометей, 2000.
  29. В.А. Организация стратегического управления на предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  31. С.А. Образование Франции: актуальные проблемы и противоречия. М.: НИИВО, 2000.
  32. Г. А. Подготовка кадров предпринимателей- профессионалов для системы актуальная задача системы образования России. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  33. Г. А. Социально-экономические проблемы кадрового обеспечения рыночных институциональных структур. СПб.: ИРЭРАН, 2002.
  34. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  35. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999.
  36. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.
  37. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
  38. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
  39. Д.Д., Рабеда Ли. X. Международный бизнес. М.: Дело, 1994.
  40. Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  41. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.
  42. М.А., Щенников А. В. Классификация факторов конкурентоспособности предприятия. В сб.: Актуальные проблемы управления — М.: Гос. университет управления, 2000, вып. 5, с. 26−27.
  43. Е., Херппген X. Практический маркетинг. М.: Экономика, 1995.
  44. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999.
  45. Л.В., Никифоров Н. А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности. М.: ИКЦ ДИС, 1997.
  46. И.В. «Общественные образовательные учрежденя России в решении проблем дополнительного профессионального образования». М.: Союз, 1996.
  47. И.В. Социально-экономические проблемы и перспективы развития образовательных учреждений на предприятиях. Сборник научных трудов. М.: 2002.
  48. C.JI. Международная составляющая высшего образования. М.: Глобализация и образования, 2001.
  49. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента. М.: Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999.
  50. Исследование проблем рынков деловых услуг России и влияния их развития на производство промышленной продукции. М.: Промежуточный отчет. Per. 01.2.316 805. 2003.
  51. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практич. Пособие/Под ред. А. П. Посадского. М.: Джангл, 1998.
  52. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России. Под ред. д.э.н., проф. Кныша М. И. С-Пб.: «Дмитрий Буланин», 2003.
  53. М.Б. ФРГ: образование и экономика. М.: 1983.
  54. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992.
  55. JI.A. Управленческое консультирование. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002.
  56. Л.И. Средства населения на развитие образования. — М.: Вестник «Россия: третье тысячелетие». Спецвыпуск «Стратегия образования», 2001.
  57. Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации. М.: Глобализация образования ИНИОН РАН, 2001.
  58. Р. Компьютеры в башнях из слоновой кости. М.: «Курьер ЮНЕСКО», ноябрь, 2000.
  59. В.А. Сфера услуг и проблемы подготовки кадров предпринимателей. М.: изд. МГУ, 1997.
  60. .З., Олейник И. С., Рогинко С. А. Японский парадокс: реальности и противоречия капиталистического управления. М.: 1985.
  61. Менеджмент и рынок: германская модель / Под ред. У. Рора и С. Долгова. М.: Бек, 1995.
  62. В.Д., Кузнецова СЛ. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1999.
  63. Менеджмент, маркетинг и экономика образования, 2001.
  64. Наука в России. Статистический сборник. Госкомстат России. М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
  65. Р.И., Сорокин Д. Е. Стратегия для России: проблема выбора, «Вестник Российской академии наук». № 5, 2002.
  66. Оценка рынка семинаров и тренингов г. Москвы, 2001.
  67. Образование России 2003 (сборник статистических данных) Министерство образования Российской Федерации. — М.: 2003.
  68. Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: 1991.
  69. Регионы России. Состояние и развитие научного потенциала вузов Минобразования России: 2002: сборник информационно-аналитических материалов. СПб.: 2003.
  70. В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. М.: «Высшая школа», 1994.
  71. В.А. профессиональная ориентация в подготовке кадров в Великобритании. -М.: «Высшая школа», 1995.
  72. Российский статистический ежегодник. М.: 2002.
  73. Российский статистический ежегодник. М.: 2003.
  74. Российское образование на рубеже тысячелетий: проблемы дополнительного образованиях Министерство образования РФ. Тверской государственный университет. Тверь:. 2003.
  75. Россия: экономическое и финансовое положение. М.: ЦБ РФ, январь-сентябрь 2004.
  76. И.А. Стратегия реформирования региональных систем образования «Проблемы регионального развития и пути их решения в условиях переходной экономики» Сборник научных трудов М.: 2002 г.
  77. В.И. В стране не хватает грамотных бухгалтеров. М.: «Управление персоналом», № 12, 2003.
  78. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2003 г. аналитический доклад Министерство образования РФ. М.: 2003.
  79. Статистические данные по системе образования Министерство образования РФ. М.: 2003.
  80. Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2003 г. М.: 2003.
  81. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -М.: 1998.
  82. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: ЮНИТИ, 1998.
  83. Э.А. Консалтинг. М.: изд. ЭКМОС, 1998.
  84. Ф.Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.JI. Арефьев. «Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2003.
  85. Ю. Расходы на образование вклад в будущее страны. Вестник «Россия: третье тысячелетие». Спецвыпуск «Стратегия образования». — М.: 2001.
  86. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления, № 5,2000.
  87. Экономика Российской Федерации. Под ред. В. К. Ломакина. М.: МГИМО, 1999.
  88. Л.И. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. № 2, 2000.
  89. А.Г. «Школа министров" — лидер бизнес-образования в России. -М.: Управление персоналом. № 4, 2001.
  90. В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве // Внешняя торговля. № 12, 1995.
  91. О. Барьеры: защита для финансистов // Ведомости. 11.03.2000.
  92. О. Диагностика потребности в обучении как элемент управленческого консультирования. М.: Управление персоналом. № 12,2003.
  93. Д., Край А. Торговля, экономический рост и бедность. Финансы и развитие. Международный валютный фонд. Сентябрь 2001.
  94. М. Важнейшие механизмы экономической политики // МЭиМО. № 6, 2004.
  95. Н.В., Чуркина М. А. «Право на труд: заграница нам не поможет». -М.: Упоравление персонала, № 4,2002.
  96. Н.В., Чуркина М. А. «Тренинги в регионах: специфика и критерии эффективности. М.: Управление персоналом, № 10,2002.
  97. Н.В., Чуркина М. А. «Профессия тренер». М.: Управление персоналом. № 5,2002.
  98. Инсонг Ли Российский капитализм в эпоху глобализации: задачи и перспективы // МЭиМО. № 2, 2004.
  99. Л.М. Система дополнительного образования на рынке образовательных услуг. М.: Управление персоналом. № 4, 2001.
  100. Каика 3., Евстигнеева Е. Приказано договориться // Ведомости. 12.02.2002.
  101. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // МЭиМО. № 3, 2001.
  102. Л. Модель эффективного бизнеса//Эксперт. № 15, 19−25 апреля 2004.
  103. А., Тихонов А. Рынок будет расти на 15% в год // Финансовые известия. 14.03.2002.
  104. Ф. Бизнес-образование и современная экономика. М.: Управление персоналом, № 1,2001.
  105. В. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // МЭиМО. № 2, 2004.
  106. Мил един П., Сафронов Б. Одни и те же схемы для разных компаний // Ведомости. 01.02.2002.
  107. С. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу // МЭиМО. № 6,2004.
  108. Павлуцкий А."Обучающиеся организации" — это реальность. М.: Управление персоналом. 2001, № 1.
  109. В.А. Функционирование школ бизнеса. В сб.: «Социально-экономические вопросы труда в капиталистических странах». М.: НИИтруда, № 1, 1987.
  110. Е. Игра, семинар, тренинг? (из опыта консалтинга). М.: Управление персоналом, № 8,2003.
  111. Тамбовцев B. JL Анализ целей в управлении производством. М.: Экономика, 1982.
  112. В.А. Проблемы и перспективы бизнес-образования Россиян. -М.: Управление персоналом, № 8, 2002,
  113. International Standard Industrial Classification of All Economic Activities. Seria M. № 4, Rev.3.N.Y., 1990.
  114. UN Provisional Central Product Classification, 1996//ST/ES A/STAT/Ser.M/77/rev. 1.
  115. Services Sectoral Classification List / Note by the Secretariat / GATT Secretariat, Group of Negotiations on Services / RESTRICTEDMTN. GNS/W/120? 10/06/1991.
  116. Federal Register. 28.05.1996. POL
  117. Hoekman B, Kostecki M. The Political Economy of the World Trading System. Oxford University Press, 2001.
  118. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОМ ЗНАНИЙ
  119. РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА СЛУШАТЕЛЯ ПРОГРАММ1. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯсеминара1. Шифр:.| тренинга j jкурсов1. Название:1. Фамилия, имя, отчество
  120. Образование: среднее I I высшее I I послевузовское I | профессиональная I I
  121. НЯГТ1.НПЛ '-' '-' ПППА («ГГИПНЯ ПЧШР ' ' прпйппгтгптгтк-я I-11. Должность: профессиональное директор
  122. Возраст: до 30 лет 1 30−40 лет [1. Служебный телефон: код (11. Факс, e-mail:менеджер | 40−50 лет 1профессиональное специалист |50.60 летпереподготовка iдругое J1. Пол: М*?
  123. Полное и сокращенное название организации:
  124. Количество работающих на предприятии:
  125. Должность и ФИО руководителя организации:
  126. Кто планирует обучение персонала Вашего предприятия (должность, ФИО, телефон):директор II менеджер по персоналу
  127. Как Вам удобнее получать информацию о проводимых мероприятиях: по почте | | по e-mail | |пофаксу j |1. Подпись:
  128. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОМ ЗНАНИЙ
  129. ТЕЛЕФОННЫЕ ОПРОСЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО ДПО
  130. Полное и сокращенное название организации:
  131. Количество работающих на предприятии:
  132. Сотрудник, занимающийся планированием обучения персонала предприятия (должность, ФИО, телефон):директор | | менеджер по персоналу | | группа менеджеров | | другое | |
  133. Виды обучения, пользующиеся наибольшим спросом на предприятии: семинарыJ тренинги | [ курсы повышения квалификации | | проф. переподготовка | |
  134. Наиболее интересная тематическая направленность для специалистов предприятия
  135. Предпочтения по способу получения информацию о проводимых мероприятиях: по почте по e-mail | | по факсу | | Замечания и предложения:
  136. Показатели валового дохода и размера финансирования социального заказа.
  137. Субъект РФ Валовый доход (тыс. руб.) Размер целевых поступлений (гранты) (тыс. руб.) Размер финансир ования из бюджета (тыс. руб.)2000 2001 2002 2003 9 мес. 2004 2002−2004 2002−2004
  138. ЦИНО (Москва) 11 873,0 14 645,0 14 991,0 19 617,0 15 770,0
  139. ЦРДЗ 8822,0 13 397,0 18 022,0 22 998,0 21 502,0
  140. Свердловск 2736,2 5727,1 7754,0 8492,0 6460,0
  141. Омск 743,3 474,3 552,3 746,6 708,7 210,8
  142. Челябинск 10 751,4 14 826,4 23 888,6 24 518,0 21 814,0
  143. Краснодар 1668,0 1785,0 1742,0 2542,8 1940,0 576,6
  144. Пермь — 3953,0 4477,0 1591,0 —
  145. Рязань 2351,4 1926,8 1806,3 1909,3 1710,2 145,0
  146. Киров 1465,5 826,0 684,0 463,0 196,0 50,0
  147. Ставрополь 1381,0 1899,0 2003,0 1500,0 1335,0 631,0 700,0
  148. И. Мурманск 1119,5 1014,8 674,5 685,1 167,7
  149. Череповец 2282,0 2593,0 4202,0 3496,0 2893,0
  150. Северодвинск 1444,0 3411,0 4178,0 5295,2 3136,1 1508,8
  151. Башкортостан 2223,9 3350,5 3950,6 4886,0 4868,1 708,9 1194,0
  152. Орлов 833,3 245,3 102,3 78,5 110,5 1584,5
  153. Саха-Якутия 215,0 204,6 354,3 176,6 141,3 12 914,6
  154. Тверь 523,0 398,4 279,9 64,1 65,4 1108,2
  155. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИИ ДОМ ЗНАНИЙ
  156. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДПО
  157. Название образовательной организации1. Фамилия, имя, отчество1. Служебный телефон: код (1. Факс, e-mail:1. Образование: Lсреднее профессиональное [высшее
  158. Направления деятельности образовательной организации: повышение квалификации j jтренингипослевузовское профессиональное |профессиональная переподготовка j |профессиональная переподготовка j |стажировка j |
  159. Перечень мероприятий для улучшения качества услуг бизнес-образования в регионе: нормативно-правовое регулирование государственная поддержка
  160. П привлечение высококвалифицированных I I педагогических кадров ||совершенствование технологии и методов I Iобученияинформационное обеспечение j j другое | j
  161. Оценка деятельности образовательной организации в %.хорошее удовлетворительное плохое1. Состояние помещений:
  162. Наличие базы для проведения практических занятий
  163. Оснащенность техническими средствами
  164. Включенность в информационную сеть1. Бытовые удобства 1. Финансовое обеспечение
  165. Взаимодействие с другими образовательными организациями и учреждениями региона
  166. Взаимоотношения с налоговыми органами
  167. Использование учебного потенциала организации1. Международные связи
  168. Наличие потенциала для дальнейшего развития
  169. Взаимодействие образовательной организации с реальным сектором экономики
  170. Изучение рынка кадровых потребностей предприятия
  171. Проведение программ в соответствии с запросами рынка
  172. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОМ ЗНАНИЙ1. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ СЛУШАТЕЛЯ
  173. Потребность посещения Вами мероприятий по программам ДПО: один раз в кварталодин раз в гододин раз в 3 годаодин раз в 5 лет
  174. Предпочтения по месту проведения обучения: на учебной базе ЦРДЗна своем предприятиив Сочи, Санкт-Петербурге и других городах Россиина теплоходеза рубежом
  175. Оценка эффективности обучения (1−10 бал.):новизнаактуальностьсодержаниеполезностьформа представления
  176. Вид раздаточного материала: на бумажном носителедискеты1. CD-диски, кассетыдругое
  177. Профессионализм профессорско-преподавательского состава: высокая квалификациясредняя квалификациянизкая квалификация
  178. Соответствие полученных знаний, навыков и умений с Вашими потребностями1.10 бал)
  179. Стоимость обучения по ДПО для Вашего предприятия является: низкойумереннойвысокойочень высокой9. Замечания и предложения:
  180. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОМ ЗНАНИЙ
  181. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДПО
  182. Название образовательной организации Фамилия, имя, отчество
  183. Параметры Критерии Баллы (1−10)
  184. Организация обеспечения учебного процесса Совместимость программ ДПО по видам и срокам
  185. Выполнение учебной нагрузки слушателями
  186. Соответствие содержания программ видам ДПО
  187. Взаимодействие с другими организациями и учреждениями региона
  188. Наличие международных связей
  189. Уровень профессионального мастерства преподавателя1. Автоматизированный учет
  190. Соблюдение норм организации учебного процесса: — соблюдение расписания- ведение журналов по учету рабочего времени преподавателей- регистрация слушателей- наличие приказов о зачислении и отчислении слушателей- контроль знаний
  191. Техническое обеспечение учебного процесса Наличие: компьютерных классов- проекторов- аудиовизуальных средств- CD-дисков, кассет, дискет, видеофильмов- интернета4. финансовое обеспечение Своевременная оплата обучения
  192. Соответствие доходов и расходов утвержденной смете
  193. Материально-техническое n^ornpuouuo Наличие: аудиторного фонда- учебной мебели- оргтехники- помещения для приема пищи
  194. Профессиональный уровень персонала Оценка деятельности Оценка знаний Оценка умений Оценка навыков Оценка готовности к |
  195. Выполнение экономических показателей финансового плана
  196. Требуемый уровень образования
  197. Выполнение должностных обязанностей1. Работа по нормативам
  198. Психическое и физическое состояние сотрудников1. Итого:
Заполнить форму текущей работой