Условия и факторы функционирования и развития рынка услуг высшего профессионального образования в региональной экономике
Разработанная прогностическая модель регулирования выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием основывается на проведении факторного и регрессионного анализа. В результате факторного анализа производится отбор наиболее значимых параметров, оказывающих воздействие на результирующий показатель — выпуск высшими учебными заведениями специалистов, востребованных региональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Экономическая характеристика и особенности функционирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования
- 1. 1. Сущность и структурообразующие элементы регионального рынка услуг профессионального образования
- 1. 2. Механизм регулирования рынка услуг высшего профессионального образования как фактор сбалансированного развития экономики региона
- 1. 3. Общие тенденции и региональные особенности развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования
- Глава 2. Развитие регионального рынка услуг высшего профессионального образования
- 2. 1. Анализ тенденций развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования в Волгоградской области
- 2. 2. Многопараметрическая оценка трудоустройства и перспективной востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием в Волгоградской области
- 2. 3. Компаративный анализ методов прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона
- Глава 3. Совершенствование регулирования рынка услуг высшего профессионального образования в региональной экономике
- 3. 1. Разработка модели регулирования выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом потребностей экономики региона
- 3. 2. Разработка методики прогнозирования потребности региональной экономики в специалистах с ВПО в условиях экономического кризиса
Условия и факторы функционирования и развития рынка услуг высшего профессионального образования в региональной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется сложившейся к 2010 г. конъюнктурой региональных рынков образовательных услуг, обусловленной отраслевыми диспропорциями, обострением проблемы нехватки высококвалифицированных профессиональных кадров, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции. Данные проблемы усугубляются снижением численности экономически активного населения в регионах, а также несоответствием уровня подготовки выпускников высших учебных заведений предъявляемым работодателями требованиям к уровню их квалификации и профессионализма. Социально-экономические реалии требует от системы высшего профессионального образования (ВПО) подготовки специалистов качественно нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, высококвалифицированных, способных к анализу и принятию ответственных решений, постоянно повышающих уровень образования и квалификацию. Указанные проблемы характеризует дисбаланс спроса и предложения на рынке услуг высшего профессионального образования в аспекте учета потребностей региональной экономики в кадрах.
Нарушается баланс подготовки специалистов различных звеньев системы образования — предприятиям и организациям требуются не только дипломированные специалисты вузов, но и квалифицированные рабочие. Региональные диспропорции между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса определяют количественные и качественные параметры дисбаланса регионального рынка услуг высшего профессионального образования. Данная ситуация существенно обострилась в связи с глобальным экономическим кризисом, в результате которого дисбаланс требуемых и подготавливаемых специалистов усугубляется увеличением уровня безработицы в регионах.
Решение указанных проблем осуществляется посредством стимулирования развития рынка услуг высшего профессионального образования со стороны федеральных органов управления, которые разрабатывают структуру и объемы подготовки специалистов различных профилей. Однако данные мероприятия не способны изменить существующее положение, так как необходим учет региональных факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирование развития экономики региона и определение потребностей в кадрах на основе мониторинга предпочтений работодателей, что позволяет оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом их приоритетов и потребностей экономики региона. Первостепенное значение в этой связи приобретает выявление структурных несоответствий между специальностями выпускников высших учебных заведений и потребностями региональной экономики в специалистах с высшим образованием, а также разработка действенных методов регулирования и прогнозирования спроса и предложения на региональном рынке услуг профессионального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Региональный подход к исследованию экономических проблем развития хозяйственных систем представлен такими специалистами в области региональной экономики, как А. В. Андреев, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, О. В. Иншаков, А. Э. Калинина, В. П. Орешин, А. В. Плякин, Г. Г. Фетисов, И. Н. Шапкин и ряд других.
Проблемы формирования рынка образовательных услуг в РФ и влияние на него экзои эндогенных факторов исследовались А. Г. Глинчаковой, Р.Н. Джапа-ровой, В. М. Кожухаром, А. П. Панкрухиным, О. В. Сагиновой, В. А. Самойловым, Е. И. Скрипаком, Т. А. Сон, М. В. Ушаковой, А. А. Фурсенко, В. П. Щетининым,.
A.Г. Эфендиевым и др.
Вопросы соответствия регионального рынка образовательных услуг потребностям региональных экономик как необходимого условия их стабильного и эффективного развития получили свое обоснование в работах Е. Г. Гущиной,.
B.C. Жабреева, А. П. Кузьминой, К. Г. Кязимова, А. Н. Лейбовича, С. Ю. Рощина, JI.C. Чижовой и др.
Особенности включения высшей школы в экономические отношения хозяйствующих субъектов мезо-уровня рассматривались в теоретических и прикладных исследованиях таких авторов, как Е. М. Белый, A.M. Борисов, JI.JI. Ворошилова,.
A.Н. Гвозденко, А. П. Катровский, М. А. Лукашенко, Е. В. Савицкая, В. А. Садовничий, Т. В. Старостина, И. Б. Федоров, В. В. Шилькова, A.JI. Юданова и др., в том числе с учетом регионального аспекта — в работах А. К. Асатурова, Н. А. Грибановой, Е. Г. Гущиной, О. Н. Ивановой, Е. Б. Карпова, И. А Пуляева и др.
Вопросы прогнозирования подготовки востребованных экономикой региона специалистов рассматриваются в исследованиях С. Ю. Алашеева, Г. А. Балыхина,.
B.Н. Васильева, Н. О. Вербицкой, В. А. Гуртова, Т. Г. Кутейнициной, М. Э. Митрофанова, Е. А. Питухина, Н. Ю. Посталюка, М. Н. Рудакова, А .Я. Савельева, JI.M. Серовой, С. В. Сиговой, М. В. Суворова, В. А. Федорова, и др. Данные исследования проводятся, как правило, в рамках конкретного региона — субъекта РФ, и в этом отношении выделяются разработанные методики Самарской, Свердловской областей, Красноярского края, Республики Карелия.
Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных проблеме функционирования регионального рынка услуг профессионального образования, в существующей теории и практике недостаточно исследований, учитывающих их специфику, противоречия и особенности взаимосвязи потребностей экономики региона и системы высшего профессионального образования.
Анализ степени научной разработки данного направления свидетельствует об отсутствии однозначного подхода, на базе которого возможно осуществление прогноза эффективного развития рынка услуг высшего профессионального образования в рамках отдельного региона, а также об использовании существующих методов прогнозирования в основном для формирования государственного заказа на подготовку специалистов, т. е. без учета числа студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат. Указанные проблемы предопределили цель и задачи данного исследования.
Целью диссертационного исследования является теоретико-методическое обоснование условий функционирования и определение перспектив развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования путем разработки модели регулирования выпуска специалистов с учетом потребностей региональной экономики и методики его прогнозирования.
В соответствии с целью диссертационного исследования были определены следующие задачи: конкретизировать определение регионального рынка услуг высшего профессионального образования с обоснованием его субъектно-объектной характеристики, выявить региональные факторы, влияющие на его функционирование и развитие;
— обосновать содержание механизма регулирования рынка услуг высшего профессионального образования как фактора сбалансированного развития экономики регионаопределить основные направления развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования с учетом существующих тенденций и особенностей его регулирования;
— выявить существующие на современном этапе качественно-количественные противоречия подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и их востребованности экономикой региона на основе анализа условий функционирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования и оценки трудоустройства специалистов;
— разработать прогностическую модель регулирования выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом потребностей экономики регионапредложить методику прогнозирования потребностей региональной экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием.
Объектом исследования являются хозяйственные системы регионального уровня и рынок услуг высшего профессионального образования как их важная социально-экономическая подсистема.
Предмет исследования — социально-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования и развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования с учетом перспектив потребностей экономики региона.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды российских ученых — специалистов по проблемам развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования в современных экономических условиях.
Для решения задач исследования в рамках системного подхода использовались такие традиционные научные методы, как субъектно-объектный, компаративный, статистический, метод научных обобщений, а также экстраполяционно-аналитические, экономико-математические и модели прогнозирования, применение которых позволило обеспечить обоснованность теоретических выводов и практических предложений, содержащихся в диссертационном исследовании.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Волгоградского областного комитета государственной статистики, отчетные и аналитические материалы Управления образования Администрации Волгоградской области и Управления федеральной государственной службы занятости.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: 1. Под региональным рынком услуг профессионального образования необходимо понимать совокупность общественно-экономических отношений, возникающих между действующими на нем субъектами (производителями и потребителями образовательных услуг), на качественно-количественные характеристики которых воздействуют факторы экзои эндогенного характера, обусловленные спецификой отраслевой структуры региональной экономики. Воздействие данных факторов имеет решающее значение для совокупности образовательных услуг, которые предлагаются их производителями — учебными заведениями на региональных рынках. Традиционно субъектами данного рынка выступают учебные заведения, домохозяйства (отдельные индивиды — студенты и учащиеся), и государство, а объектом являются предоставляемые учебными заведениями образовательные услуги. Однако современные условия развития региональных хозяйственных систем требуют уточнения качественных параметров объекта, которые начинают играть все более значимую роль, при формировании образовательных программ вузами, со стороны других субъектов региональной экономики. Соответственно, объектом регионального рынка услуг высшего профессионального образования становятся образовательные услуги и образовательные программы вузов, которые должны не только удовлетворять спрос со стороны населения, но и учитывать реальные потребности экономики региона.
2. Механизм регулирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования, являясь составной частью общего хозяйственного механизма, рассматривается как структура взаимосвязанных элементов, направленных на достижение главной цели — предоставление образовательных услуг, востребованных экономикой региона. Действие данного механизма направлено на преобразование взаимоотношений субъектов рынка в направлении разрешения возникающих между ними противоречий в процессе предоставления образовательных услуг.
Основным способом такого преобразования выступает ориентация деятельности всех субъектов рынка образовательных услуг высшего профессионального образования на качественно-количественные кадровые потребности региона, а средствами достижения цели становится комплекс взаимообусловленных мероприятий: создание адекватной системы прогнозирования потребностей экономики региона в выпускниках вузов, совершенствование системы профориентации, налаживание социального партнерства между организациями и вузами региона и оказание содействия занятости выпускников региональными органами управления. Результатом функционирования данного механизма становится ориентация вузов на удовлетворение потребностей региональной экономики в необходимых кадрах, а критерием оценки его эффективности — отсутствие профессионально-квалификационных диспропорций в регионе в аспекте подготовки и востребованности выпускников вузов.
3. Выявленные тенденции и региональные особенности развития рынка услуг высшего профессионального образования (положительная динамика количества студентов вузов в регионах Россииориентация населения на получение высшего образования для повышения своего социального статуса без учета дальнейшего трудоустройстваповышение роли и значимости вуза как субъекта регионального рынка образовательных услуг высшего профессионального образованиярасширение объема платных образовательных услугформирование и функционирование рынка дополнительных образовательных услугрегионализация высшего образования) обусловили основные направления его регулирования, к которым относятся: повышение конкурентоспособности выпускников вузов посредством разработки образовательных стратегий, ориентированных на потребность работодателей регионапрогнозирование потребностей экономики региона в специалистах с высшим профессиональным образованием и обоснование на их основе количественных показателей приема абитуриентов по отдельным специальностям в вузы.
4. Проведенный анализ условий функционирования рынка услуг высшего профессионального образования и оценка трудоустройства выпускников вузов Волгоградской области позволили установить следующие противоречия между субъектами данного рынка, обусловленные количеством и качеством подготовки специалистов и их востребованностью экономикой региона: а) с одной стороны, ежегодное увеличение выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием и, с другой, увеличение количества выпускников, не получивших направление на работу и самостоятельно обеспечивающих свое трудоустройство после окончания вузаснижение трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностьюувеличение спроса работодателей на рабочие специальностиб) с одной стороны, увеличение выпуска специалистов гуманитарно-социальной и экономико-управленческой направленности и, с другой стороны, увеличение спроса на специалистов технического и медицинского профиляв) с одной стороны, увеличение удельного веса студентов, получающих образование на внебюджетной основе и, с другой стороны, снижение эффективности вложений в высшее образование в результате перенасыщения рынка труда специалистами с высшим профессиональным образованием, что приводит к нарушению соотношения уровня их заработной платы и отдельных категорий работников, не имеющих его.
5. Разработанная прогностическая модель регулирования выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием основывается на проведении факторного и регрессионного анализа. В результате факторного анализа производится отбор наиболее значимых параметров, оказывающих воздействие на результирующий показатель — выпуск высшими учебными заведениями специалистов, востребованных региональной экономикой. Целью проведения регрессионного анализа является количественное описание корреляционных взаимосвязей численности специалистов с высшим профессиональным образованием, востребованных региональной экономикой, и социально-экономическими показателями региона. Корректировка количественных параметров модели с учетом производственно-хозяйственной специфики региона предусматривает последовательный анализ структуры промышленного производства и отраслей народного хозяйства по численности работающихвыявление количества требуемых специалистов с высшим образованием по отраслям экономикиопределение потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием экономики Волгоградской области по 28 укрупненным группам специальностей.
6. Предложенная методика прогнозирования потребности региональной экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием базируется на проведении ретроспективного анализа соотношения динамики показателей численности занятых в экономике и объема производства в регионепрогнозировании динамики валового регионального продукта (ВРП) на перспективный период и определении изменения уровня общей численности занятых и занятых с высшим профессиональным образованием в экономике региона в рамках трех сценариев дальнейшего развития области — инерционного, комплексного и инновационного — с расчетом дополнительной потребности экономики региона в выпускниках вузовкорректировки, с учетом роста безработицы на настоящий момент времени, ежегодной прогнозной потребности экономики региона в кадрах по видам экономической деятельностивыявлении «кризисоустойчивых» и перспективных укрупненных групп специальностей.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
— уточнено, путем включения качественно-количественных характеристик воздействующих экзои эндогенных факторов, обусловленных спецификой отраслевой структуры региональной экономики, определение регионального рынка услуг высшего профессионального образования как совокупности общественно-экономических отношений, возникающих между действующими на нем субъектами (производителями и потребителями образовательных услуг);
— механизм регулирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования дополнен комплексом прогнозных, организационно-экономических, информационных и институциональных методов и инструментов, результатом реализации которых является удовлетворение системой высшего профессионального образования количественных и профессионально-квалификационных кадровых потребностей экономики региона;
— аргументированы основные направления регулирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования на основе существующих тенденций его развития и региональных особенностей: повышение конкурентоспособности выпускников вузовметодическое обеспечение прогнозирования потребностей экономики региона в специалистахразработка кадровой стратегии региона с учетом его производственно-хозяйственной специфики и тенденций развития отдельных отраслей;
— выявлены противоречия между субъектами регионального рынка услуг высшего профессионального образования в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и их востребованности экономикой региона, обусловливающие необходимость регулирования рынка услуг высшего профессионального образования на современном этапе;
— предложена прогностическая модель регулирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования, ориентированная на потребности экономики региона в разрезе 28 укрупненных групп специальностей, отличительной особенностью которой является учет значимых факторов, воздействующих на количество трудоустроенных выпускников вузов текущего года, таких как: среднегодовая численность занятых в экономикечисленность занятых с высшим профессиональным образованиемколичество нетрудоустроенных выпускников текущего годаколичество вузов в регионевыпуск специалистов вузами регионачисло предприятий и организаций в регионеразработана методика прогнозирования потребности региональной экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием, которая в отличие от существующих методик включает расчет прогноза в зависимости от инерционного, комплексного и инновационного сценариев социально-экономического развития региона.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут служить основой для дальнейших исследований в сфере регулирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования и для согласования подготовки выпускников вузов с потребностями региональной экономики.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных результатов в деятельности органов государственного управления Волгоградской области, а также при разработке и обосновании образовательных и экономических стратегий учебных заведений региона. Основные теоретические положения диссертационного исследования используются в учебном процессе для студентов экономических специальностей вузов, изучающих дисциплины «Региональная экономика» и «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в городах Волгоград, Волжский, Москва в 2003;2009 гг.: «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (2003, 2004, 2009 гг.), «Молодежь Волгоградской области и актуальные проблемы реализации государственной молодежной политики» (2009 г.) и др.
Публикации. Основные положения исследования нашли отражение в 7 публикациях автора, включая две публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций 4,02 п.л., в т. ч. авторских 4,02 п.л.
Структура диссертационной работы предопределена целью, задачами и подчинена общей логике исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 157 наименований, приложений. Работа изложена на 188 страницах, содержит 33 таблицы, 25 рисунков.