Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция речевой культуры в культурном континууме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из перспективных направлений исследований заключается в следующем. Элитарная культура развивается в рамках эстетического и культурного консерватизма. Массовая речевая культура пренебрегает канонами и преодолевает их. Обозначенные пласты речевой культуры являют собой диалектику традиций и новаций. Образцовый слой речевой культуры реализуется в подвидах публичной речевой культуры. В векторе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ценности в анализе речевой культуры
    • 1. Методологические основы анализа публичной речевой культуры
    • 2. Ценностный аспект стратификации публичной речевой культуры
  • Глава 2. Парадигма красноречия
    • 1. Риторический тип
  • §-2.Технологическая компонента
  • Глава 3. Парадигма драматизма
    • 1. Психолого-реалистический тип
    • 2. Условно-театральный тип
  • §-3.Технологическая компонента
  • Глава 4. Трансформация публичной речевой культуры в новейшее время
  • §-1.Влияние сенситивных ценностей
  • §-2.Влияние идеациональных ценностей
  • §-3.Модификация технологической компоненты

Эволюция речевой культуры в культурном континууме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современные тенденции в развитии мировой культуры — глобальность, интенсификация коммуникаций, напряженность межкультурного диалога, стремление к культурной идентификации народов, расширение индивидуально-личностных контактов обусловливают понимание плюрализма и толерантности, значимость непосредственного общения между представителями разных культур.

Необходимыми условиями индивидуальной коммуникации является глубокое владение естественным языком своей культуры, его достаточно адекватный перевод на признанные языки мирового общения, умение культурных субъектов выразить свое культурное национальное богатство в технологиях, средствах своего родного языка. Тем самым, являет собой феномен национального речевого общения.

Владение указанным предполагает осмысленность и умение пользоваться, как правило, глубокими, иногда мало изученными, смысловыми пластами речевого общения с включением в пего профессионального тезауруса и его взаимодействия с другими понятийными компонентами национальной речевой культуры.

В частности, богатство русского языка, несмотря на его доминирование внутри российского общества и определенного ареала распространения в мировой культуре, в определенной степени остается невостребованным вследствие гипертрофированно понимаемой свободы и отсутствия определенного уровня, как правило, общей культуры, а также умения пользоваться исторически сложившимися и творчески найденными технологиями речи.

Вышеуказанное обусловливает потребность осмысления культурноисторического богатства русского языка, способов его репрезентации в современном Российском культурном сообществе. В более конкретном плане.

— это означает обращение, как к теоретическому уровню исследования, так и з к практике речевой культуры, которые вместе взятые демонстрируют уровень возможностей и реального овладения речевой культурой русского языка.

Степень разработанности проблемы. Существует достаточно большой массив философской, лингвистической, искусствоведческой литературы, освещающей различные аспекты речевой культуры XX столетия. К первому блоку относятся работы философов в сфере риторики. Здесь, прежде всего, необходимо назвать работы М. С. Кагана и Ю. М. Лотмана. Кроме того, к этому блоку следует отнести работы зарубежных и отечественных культурологов и философов, в которых проблемы публичной речевой культуры впрямую не рассматриваются, но имеются подходы к исследованию культуры в целом. К работам подобного рода относятся труды Т. Куна, Л. Уайта, X. Ортега-и-Гассета, П. А. Сорокина, И. П. Ильина, Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова, Н. А. Хренова.

К следующему блоку относятся работы лингвистов: Л. В. Бон дар ко, Л. А. Вербицкой, М. А. Матусевич, Е. А. Брызгуновой, Н. Д. Свегозаровой. Различные аспекты риторики освещены в публикациях Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой, Н. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь, Л. К. Граудиной, Г. И. Миськевич, М. Рыклина, И. В. Шалиной и других.

Третий блок работ составляют публикации физиологов и отариполарингологов, посвященные вопросам голосообразования. Мы имеем в виду труды: Р. Юссопа, Н. И. Жинкина, Л. А. Чистович, А. В. Венцова, В. П. Морозова, И. Максимова.

Четвертый блок представляют работы искусствоведов — специалистов в области вокальной и речевой педагогики: Л. Б. Дмитриева, И. К. Назаренко, И. П. Козляниновой, А. Н. Куницына, Б. Л. Муравьева, В. Н. Галендеева, Ю. А. Васильева и других. Указанная литература способствовала научно-теоретическому обоснованию технологического аспекта публичной речевой культуры.

Все указанные блоки литературы отличаются рассмотрением различных аспектов публичной речевой культуры с позиций их достаточной изолированности по отношению к общим процессам культуры. Работы философов и культурологов в большей степени касаются вопросов риторики и не затрагивают других видов публичной речевой культуры. Публикации лингвистов сосредоточены на орфоэпической, морфологической и синтаксической стороне проблемы. Исследования театральных и вокальных педагогов сфокусированы на конкретных вопросах технологии совершенствования публичной речевой культуры. Однако, речевая культура в целом, как совокупность концепций, законов, образовательных технологий не попадала в поле зрения исследователей.

Диверсификация публичной речевой культуры в современных условиях приводит к разрушению ее классических канонов. Развитие теоретико-методологических изысканий в области гуманитарного знания сформировало различные теоретико-методологические средства исследования. Требование современной культурологии ставит проблему выбора и соотнесения форм систематизации теоретического мышления к специфике предмета исследования. В нашем случае, это означает анализ адекватности теоретических средств культурологии специфике предмета исследования в сфере русской речевой культуры.

Объект исследования: феномен речевой культуры.

Предмет исследования: эволюционный аспект публичной речевой культуры.

Цель диссертационного исследования: выявление характера эволюции русской публичной речевой культуры.

Основные задачи диссертационного исследования:

— анализ возможностей имеющихся методологических средств исследования;

— выявление характера эволюции публичной речевой культуры;

— обоснование характерных закономерностей трансформации публичной речевой культуры;

— обоснование типологии публичной речевой культуры на основании условий коммуникации и критерия принадлежности к виду искусства;

— экспликация элементов и структуры публичной речевой культуры;

— выявление этапов формирования и особенностей в функционировании основных парадигм публичной речевой культуры;

— изучение компонентов парадигм публичной речевой культуры: частных законов, характерных акустических свойств, технологической компоненты;

— детерминация влияния эстетики, этики, философии, литературы и т. д. на формирование типов публичной речевой культуры и их функционирование.

Методология исследования. Использовались общенаучные методы анализа и синтеза. Основополагающим инструментарием исследования выступили социологический, антропологический, аксиологический, системный и структурно-функциональный методы. Системный метод позволяет осуществить анализ речевой культуры как одной из подсистемы в системе культуры. В соответствии с социологическим подходом изучение публичной речевой культуры предполагает, прежде всего, рассмотрения ее как продукта социальных отношений человека. Применение антропологического подхода требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды, но выявлять и другие мотивы речевого поведения, обусловленные природой человека. В свою очередь, аксиологический подход открывает возможности определения соотношения объема и смысла в содержании публичной речевой культуры. Кроме того, были использованы исторический и психологический методы.

В условиях многослойности современной культуры, трансформации классических основ искусства, слияния художественного творчества с жизнедеятельностью в целом, сочетание исследовательских подходов создает условия постижения многозначности и целостности публичной речевой 6 культуры. В связи с интеграцией методологических подходов в работе используется большой объем материала, связанного с историей, теорией и практикой речевого искусства оратора, актера, чтеца, автора-исполнителя. В качестве конкретной методологической основы выбрана концепция парадигм Т. Куна. В указанной концепции, как и в работах других постпозитивистов, ослаблено внимание к проблемам формальной логики и акцентируются социальные аспекты функционирования науки. Такой перенос внимания на социальные аспекты сделал для нас привлекательным указанную концепцию. Кроме того, концепция Т. Куна избрана в качестве операционального средства, позволяющего осмыслить имеющийся эмпирический материал по проблематике публичной речевой культуры. Предложенный Т. Куном подход интересен еще и потому, что дает возможность объяснения эволюции речевой культуры по образцам, соответствующим ананомальному и нормальному периоду развития речевой культуры. Интерпретация публичной речевой культуры конкретного культурно-исторического периода как определенной парадигмы позволяет выявить характер обусловленности речевого пласта культуры, исследовать его как одну из составляющей культурной среды.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Аргументирована и обоснована методологическая стратегия диссертационного исследования, основными элементами которой выступают аксиологический подход и концепция Т. Куна социальной детерминации научного исследования (концепция парадигм).

2. Эксплицировано понятие «публичной речевой культуры», конкретизированное в рамках культурных процессов и внутренней динамики, в теоретических конструкциях риторики. Публичная речевая культура рассматривается как подсистема духовной культуры, проявляющая свои качества в условиях искусственной коммуникации и художественного эксперимента, выступающая как совокупность социальных, психологических, национальных, региональных, возрастных и других компонентов, выражающих жизненное самоопределение личности посредством различных способов организации языковых и параязыковых знаков.

3. Разработана и обоснована концепция публичной речевой культуры. Ее содержание можно выразить в пяти ключевых положениях. Публичная речевая культура системным образом принадлежит культурному континууму, то есть выступает как сложная подсистема в системе речевой культуры. Если для культуры системообразующим признаком является репрезентация мыслительной деятельности социализированного человека, то для публичной речевой культуры системообразующим признаком выступают особенности процесса социокультурной коммуникации. Публичная речевая культура несет в себе черты внешней и внутренней опосредованности, функционирует по циклам, отрефлексированным в понятийном поле парадигмальной интерпретации.

4. Эксплицированы элементы и структура русской публичной речевой культуры. Элементный состав публичной речевой культуры включает ее подвиды: речевая культура оратора, речевая культура актера, речевая культура чтеца, речевая культура автора-исполнителя. Структуру публичной речевой культуры определяет связь между ее подвидами.

5. Выявлены этапы формирования и особенности в функционировании основных парадигм публичной речевой культуры: парадигма красноречия и парадигма драматизма. Парадигма красноречия несет в себе классические традиции, оберегает бытование академически звучащего слова в национальной культуре. Парадигма драматизма опирается как на рационалистические, так и на иррационалистические философские течения, является опорой для явлений речевой культуры XX столетия, получивших статус эксперимента. Указанные парадигмы управляют эволюционными и революционными процессами в речевой культуре как две системы стандартов, два установленных образца.

6. Выявлена и проанализирована типология русской публичной речевой культуры. Это позволило определить типы речевой культуры: риторический, психолого-реалистический, условно-театральный. В основу аргументации положен критерий принадлежности к условиям коммуникации и группировка по принципу принадлежности к художественно-эстетическому направлению. Степень активности функционирования того или иного типа определяет особенности развития речевой культуры.

7. Основу динамики эволюционных процессов публичной речевой культуры составляет цикличность. Смена циклов публичной речевой культуры обусловлена сменой ее парадигм, которые действуют как системы стандартов.

8. Выявлена и отрефлексирована научно-методическая основа технологий публичной русской речевой культуры как составляющей той или иной парадигмы. Ядром технологической компоненты являются методы прямого, комплексного и косвенного воздействия.

На защиту выносятся:

1. Русская публичная речевая культура позиционирована в измерениях культурологии. Публичная речевая культура является сложной системой. Она имеет свои подсистемы, сопряженные с видами искусства, в которых выделяются деятельностный, гносеологический и другие аспекты;

2. Концепция публичной речевой культуры сформирована в опоре на принадлежности публичной речевой культуры к культурному континууму, наделяет ее статусом сложной системы, выраженной в ее обусловленности культурными процессами общества, репрезентирующей ее черты внешней и внутренней опосредованности, фиксирующей ее функционирование по законам цикличности;

3. Структуру русской публичной речевой культуры формируют два основных ее подвида: речевая культура оратора и речевая культура художественного эксперимента. Кроме того, опора на критерий принадлежности к виду искусства позволила конкретизировать состав других элементов структуры. В качестве составляющих элементов основных подвидов выявлены такие компоненты как: речевая культура оратора, речевая культура актера, речевая культура чтеца, речевая культура автора-исполнителя. Благодаря этому структура публичной речевой культуры выявлена более детально;

4. Типология русской публичной речевой культуры выявлена в опоре на критерий принадлежности к условиям коммуникации. Модификации публичной речевой культуры группировались по принципу принадлежности к художественно-эстетическому направлению. В реализации процедуры типологизации значительную роль сыграла также опора на концепцию парадигм Т. Куна. Она позволила определить две системы стандартов в речевой культуре и распределить весь имеющийся эмпирический материал на два основных класса явлений: 1) относящихся к парадигме красноречия и 2) относящихся к парадигме драматизма;

5. Публичная речевая культура проявляется через мощное влияние на ее развитие эстетики, этики, философии, литературы и т. д. Речевая культура может быть типологизирована по разным основаниям. Типологизация речевой культуры по видовому основанию выражает ее внешнюю опосредованность. Каждый вид речевой культуры несет в себе определенные черты внешней опосредованности. Внутренняя опосредованность проявляется через: тезаурус конкретного вида деятельностицелеустановку выражающую культурные и социальные потребности) — технологический компонентэмоционально-волевой компонент (выраженный в интонировании). Доминирование того или иного компонента позволяет классифицировать речевую культуру, определить ее принадлежность к тому ю или иному виду. Явления речевой культуры имеют высокую степень опосредованности. Степень опосредованности публичной речевой культуры складывается на основании трех звеньев внешней опосредованности (тип культуры общества — речевая культура общества — театральная культура) и трех звеньев внутренней опосредованности (концепция автора литературного (драматургического) первоисточника — концепция режиссера — речевая культура личности исполнителя) — б. Технологии русской публичной речевой культуры имеют конкретную научно-методическую основу. Используемые в обучении публичной речевой культуре методы и приемы опираются на прямой, косвенный и комплексный способы воздействия. Возникновение каждой технологии обусловлено определенным культурно-историческим периодом.

Теоретическая значимость работы определяется вкладом в теоретический слой культурологии: ее конкретизацией к определенной сфере — риторике, расширением ее понятийного поля, а также ее методологического арсенала, например, концепции парадигм. Она репрезентирует эффективность соединения аксиологического подхода и концепции Т. Куна социальной детерминации научного исследования (концепции парадигм) в культурологических исследованиях. Тем самым материалы диссертации, представляющие осмысление проблем речевой культуры в культурно-историческом аспекте, конкретизируют и углубляют проблемное поле гуманитарных наук, расширяют панораму научного мировоззренческого горизонта и вносят вклад в укрепление междисциплинарных связей современного научного знания.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал диссертации может быть использован для подготовки лекций и спецкурсов по исторической культурологии, истории искусства, риторике, сценической речи — в учебной и научной деятельности высших и средних специальных учебных заведениях, а также в экспертировании и оценке результатов культурных мероприятий художественной деятельности различного уровня.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на следующих научных конференциях и семинарах: XII международных рождественских образовательных чтениях (Москва, 2003 г.) — международной научной конференции «Речь в театре и кино» (Монголия, г. Улан-Батор, 2007 г.) — всероссийской научной конференции «Религиозность в современной России и православие» (Кемерово, 2003 г.) — всероссийской научной конференции «Сцена. Слово. Речь» (С-Петербург, 2007 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 2007 г.) — втором межрегиональном симпозиуме «Театр и современность» (Красноярск, 2002 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Театральное пространство Сибири» (Кемерово, 2004 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Публичная речевая культура XX столетия — это один из элементов интегрированной системы культуры. Осуществленный нами анализ доказывает, что ее представляют две парадигмы. В начале XX столетия приоритет принадлежал парадигме красноречия. Ее сосредоточенность на благородстве, благозвучии и комфортности слухового восприятия свидетельствует о близости публичной речевой культуры этого периода классицизму и неоклассицизму. Кроме того, парадигма красноречия соотносится с чертами чувственной культуры, причем соотносится с активной чувственной ментальностыо, что обусловлено наличием установки на конструктивную деятельность. Эта установка на изменение окружающей среды в парадигме публичной речевой культуры находит свое воплощение в содержательности всех компонентов и выражается в стремлении к убеждению.

В рамках ментальности чувственного типа культуры начала свое развитие и другая парадигма сценической речевой культуры — парадигма драматизма. Ее возникновению способствовал процесс распада чувственной культуры и реформирование театрального искусства. Парадигма красноречия риторический тип), являвшаяся длительный период актуальной, уступила пальму первенства парадигме драматизма. Доминанта материализма, наблюдавшаяся в культуре первой половины XX столетия, не могла не повлиять на изменение канонов публичной речевой культуры.

Сосредоточенность на «обыкновенных людях» приводит к тому, что установка на красоту сменяется установкой на простоту, естественность звучания. Актуализация драмы как театрального жанра, а также концентрация искусства на сценическом воспроизведении процесса внутреннего напряженного проживания действительности обусловливает соотнесение новой парадигмы публичной речевой культуры с термином драматизм". Это находит свое отражение в смене концепций, частных законов, ценностных установок, образовательных технологий.

362 устанавливающих каноны выразительности публичной речевой культуры. Принцип верности автору сменяется принципом авторского режиссерского (актерского) прочтения, принципы самодостаточного и доминантного положения слова уступают место принципу его паритетного положения, а потом и принципу приоритетного положения движения над словом. Лексическая опора утрачивает свою значимость и набирает силу опора ритмическая.

Указанная смена воззрений сопровождалась кризисными ситуациями в публичной речевой культуре XX столетия. Такие кризисные ситуации наблюдались на протяжении XX столетия, как минимум, трижды: в начале, середине и конце века. Каждый из кризисов обусловливается сменой эстетических предпочтений в сфере культуры. Причем во всех трех кризисных ситуациях «болевыми точками» выступают разные аспекты публичной речевой культуры. Не случайно каждый из кризисов обозначался характерными и образными терминами. Термин «драмоторжественный рев».

В. Мейерхольд) закрепился за кризисом риторического типа (парадигма красноречия) на территории театральной (сценической) речевой культуры.

Шептальный реализм" (Б. Алперс) — термин, обозначивший кризис возможностей одной из концептуальных моделей парадигмы драматизма — психолого-реалистического типа. Ослабление позиций парадигмы красноречия и утверждение новой системы стандартов — парадигмы драматизма, повлекли за собой смену риторического типа культуры психолого-реалистическим и условно-театральным типами. Через развитие реализма, условно-театральных направлений (символизма, экспрессионизма, конструктивизма и т. д.), постмодернизма можно наблюдать раскручивание и свертывание чувственного типа культуры. Реализм низвергал парадигму красноречия (риторический тип) и свидетельствовал о близости кульминационного этапа в развитии сенситивного типа культуры.

Постмодернизм, обнаживший все запасы чувственности, убедительно указывал на необходимость поиска новых резервов. Возникновение в.

363 обществе интереса к идеациональным (сверхчувственным) ценностям обусловливает модификацию компонентов парадигмы драматизма публичной речевой культуры. На рубеже XX — XXI столетий в публичной речевой культуре вновь становятся заметными изменения в концептуальной модели, в частных законах выразительности, в предпочтительных акустических свойствах, в технологической компоненте. Постепенность процесса смены суперсистем находит свое отражение в возникновении и развитии тех художественных направлений, содержательную основу которых составила разная степень чувственности. Переход к новой идеалистической фазе развития культуры общества определяет трансформацию парадигмы драматизма в публичнойй речевой культуре.

Рассмотрение публичной речевой культуры XX столетия дает основания утверждать, что ориентацию ее парадигм обусловливает доминирующий тип культуры общества. В свою очередь, сменяющие друг друга художественные направления искусства наполняют компоненты парадигм конкретным содержанием. В этом смысле тип культуры определяет каркас публичной речевой культуры. В XX столетии таким каркасом явилась установка на удовлетворение чувственных потребностей. Доминирование в русской культуре этого периода сенситивных ценностей определило и особенности публичной речевой культуры. Это нашло свое проявление в том, что она демонстрировала изменчивость своих компонентов в основном в пределах стандартов сенситивной культуры. Лишь в конце XX столетия и парадигма драматизма публичной речевой культуры переживает трансформацию под влиянием идеациональных ценностей.

Таким образом, типология публичной речевой культуры опирается на три основные типа и два модифицированные типа. При этом не каждый подвид публичной речевой культуры имеет свои проявления во всех указанных основных и модифицированных типах. Речевая культура оратора, соотносящаяся с искусством красноречия, особенно ограничена. Этот подвид публичной речевой культуры, реализующийся в искусственных,.

364 смоделированных условиях коммуникации проявляется лишь в двух основных типах: (риторическом и психолого-реалистическом) и в одном модифицированном типе (модификации с особым вниманием к раскрытию и воплощению идеациональных ценностей). В то время как подвиды, объединяемые общим термином «театральная (сценическая) речевая культура», проявляются во всех типах и модификациях.

Эволюция публичной речевой культуры связана такими процессами, как оформление новых систем стандартов, их адаптация к особенностям искусства, на территории которого реализуется подвид речевой культуры. В развития каждого подвида публичной речевой культуры имеются условно начальное и условно конечное состояние. Цикл развития включает пассивные и активные фазы. Период XX столетия наглядно демонстрирует циклический характер развития публичной речевой культуры.

Одно из перспективных направлений исследований заключается в следующем. Элитарная культура развивается в рамках эстетического и культурного консерватизма. Массовая речевая культура пренебрегает канонами и преодолевает их. Обозначенные пласты речевой культуры являют собой диалектику традиций и новаций. Образцовый слой речевой культуры реализуется в подвидах публичной речевой культуры. В векторе новаций фигурирует массовая речевая культура (или речевая культура повседневности). Это особенно присуще России, что выражает неустойчивый характер речевой культуры страны в целом. Указывает на ее переломный, транзитный характер. Отсюда обостряется необходимость исследования диалектики консерватизма и новаций. Во-вторых, перспективы исследования связаны с теоретической разработкой речевой культуры, которая отличается методологической разобщенностью. Причины этой разобщенности не ясны. Можно предположить, что они связаны с недостаточностью современного методологического потенциала науки.

Вероятно, речевая культура как объект исследования значительно сложнее, чем имеющиеся методы его изучения, а современные концепции не отражают в полном объеме всех представлений о речевой культуре. Возможной причиной создавшейся ситуации является транзитный характер эпохи. В-третьих, необходима совместимость в общественном сознании вербальной, экранной и других типов культур, структура взаимоотношений которых до сих пор не прояснена. Кроме этого, перспективным направлением исследований обсуждаемой тематики должно быть совмещение и взаимопроникновение рационального и иррационального начал в культуре. Отсутствие осознания этого, в том числе, порождает рассогласованность методологических позиций в исследовании речевой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Исповедь Текст. /Августин Аврелий// История моих бедствий: пер. с лат. / П. Абеляр. М.: Республика, 1992. — 335 с.
  2. , Н.С. Ораторское искусство в суде Текст. / Н. С. Алексеев, З. В. Макарова. 2-е изд., испр. и доп. — Л.: ЛГУ, 1989. — 192 с.
  3. Американская социологическая мысль. Тексты. Текст. / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
  4. Анатолий Александрович Васильев. Хроника 14-го числа Электронный ресурс. // Школа Драматического Искусства.- Электрон, текстовые данные (75 КЬ).- Режим доступа: http://info.sdart.ru/item/223, 30.03.2008
  5. Анатолий Эфрос Текст.: в 4 кн.- 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр" — Панас, 1993. — Кн. 4. — 430 с.
  6. , Е. Е. Язык как способ объективации культуры: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. философ, наук: 09.00.11. / Е. Е. Аникина. -М., 2005.—121с.
  7. , С. Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности Текст. / С. Ф. Анисимов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 2001. — № 1. — С.26−36.
  8. , В. И. История русской риторики: хрестоматия. Текст. / В. И. Аннушкин М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 416 с.
  9. , В. И. Первая русская «Риторика» XVIII века: Текст. Перевод. Исследование Текст./ В. И. Аннушкин. М.: Добросвет- Че Ро, 1999.-362 с
  10. Античные риторики Текст.: собрание текстов, статьи, комментарии / под общ. ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 352 с.
  11. Античные теории языка и стиля. Антология текстов Текст. / под общ. ред. О. М. Фрейденберг. Л.: Ладомир, 1996. — 425 с.
  12. Антология русской риторики Текст. /отв. ред. и сост. М. И. Панов. — М.: Издательство МГУ, 1997. 497 с.
  13. , Г. 3. Ораторское искусство Текст. / Г. 3. Апресян. — 3-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 278с.
  14. , М. А. Прикладная культурология Текст. / М. А. Ариарский.- СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. 278 с.
  15. Аристотель Сочинения Текст. В 4 т. Т. 4. / Аристотель-М.: Мысль, 1983. 830 с.
  16. , А. В. История принципов физического эксперимента Текст. / А. В. Ахутин. М.: Наука, 1976. — 355 с.
  17. Б. В. Асафьев В. Э. Мейерхольду, 27 марта 1925 г. Детское село Текст. // Мейерхольд В. Э. Переписка, 1896−1939. — М.: Искусство, 1976. -С.280−281.
  18. , А. Н. Парламентские дебаты: Традиции и новации Текст. / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич М.: Знание, 1990. — 64 с.
  19. , С. С. Человек в его истории Текст. / С. С. Батенин — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.-295 с.
  20. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.- 2-е изд. М.: Искусство, 1986 — 445с.
  21. , Н. А. Очерки по теории и истории риторики Текст. / Н. А. Безменова. — М.: Знание, 1991.-251 с.
  22. , А. А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик. М.: Изд-во РГГУ, 1999. — 241 с.
  23. , В. Г. Полное собрание сочинений Текст.: в 13 т. /В. Г. Белинский- ред. Н. Ф. Бельчиков. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 8 — 728с.
  24. , Н. Г. Ораторское искусство Текст.: хрестоматия / Н. Г. Белостоцкая.- М.: Политиздат, 1978.- 190 с.
  25. , Э. Жизнь драмы Текст. / Э. Бентли- пер. с англ. В. Воронина.- М.: Искусство, 1978. 368 с.
  26. , И. Слово и движение в театре Мейерхольда Текст. / И. Березарк // Рабочий и театр. 1934. — № 26. — С. 5−7.
  27. , Г. Г. Культура политической дискуссии Текст. / Г. Г. Бернацкий,—Л.: Знание, 1991. -32 с.
  28. , А. А. Текстология: Всеобщая организационная наука. Текст.: в 2-х кн. /А. А. Богданов- ред. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др.- Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989.350 с.
  29. , И. А. Речевые жанры эстрады сегодня Текст. // Теория и практика сценической речи / отв. ред. В. Н. Галендеев. СПб.: СПбГАТИ, 2005.-С. 122−129.
  30. , А. С. Античная философия Текст.: учебник /А. С. Богомолов/. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 368 с.
  31. , Б. Зеркальные параллели Текст. / Б. Боймерс // Петербургский театральный журнал. 2000. — № 22. — С. 22−25.
  32. , Ю. Б. Эстетика Текст. В 2 т. Т.2/Ю. Б. Бореев. 5-е изд., доп.- Смоленск: Русич, 1997. — 640 с.
  33. , М. Руководство к выразительному чтению Текст. / М. Бродовский. СПб., 1904. — 117 с.
  34. , П. Блуждающая точка Текст. / П. Брук. СПБ.- М.: Артес. Режиссер. Театр, 1996. -271 с.
  35. , П. Нити времени Текст.: воспоминания / П. Брук. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 384 с.
  36. Буржуазия и Великая Французская революция Текст./ Э. Е. Гусейнов, Е. М. Кожокин, А. В. Ревякин, Д.М. Туган-Барановский М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-216 с.
  37. , В. В. Художественная культура XX века Текст. / В. Бычков // Корневище ОА: книга неклассической эстетики. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 224−227.
  38. , В. В. Эстетика Текст.: краткий курс / В. В. Бычков. М.: Проект, 2003.- 384 с.
  39. , В. Философия лексикона Текст. / В. В. Бычков // Корневище ОА: книга неклассической эстетики. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 139−147.
  40. В. Э. Мейерхольд А. Н. Бендерскому. 23 июля 1935 г., Форос Текст. // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896−1939. — М.: Искусство, 1976. — С.340−344.
  41. , П. Слово на сцене. Записки режиссера Текст. / П. Васильев // Театр, — 1954.- № 11.-С.23−26.
  42. , Ю. А. Голосоречевой тренинг Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Васильев. СПб.: СПГАТИ, 1996. — 190 с.
  43. , Ю. А. Сценическая речь: восприятие воображение — воздействие. Вариации для творчества Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Васильев. — СПб.: СПГАТИ, 2007. — 432 с.
  44. , Ю. А. Сценическая речь: ощущение движение — звучание. Вариации для тренинга Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Васильев. — СПб.: СПГАТИ, 2005.-342 с.
  45. , Ю.А. Педагогика сценической речи: у прошлого в плену Текст. / Ю. А. Васильев // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: к новому синкретизму: сб. науч. тр./ под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: КемГУКИ, 2005. — вып.4. — С. 7−22.
  46. , Л. А. Культура и искусство речи Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.— Ростов н/Д: Феникс, 1995. 573 с.
  47. , Л. А. Человеческое слово могуче Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова-М.: Знание, 1984. -231 с.
  48. Вебер, Избранные произведения Текст.: пер с нем./ М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.-808 с.
  49. , Н. П. Искусство речи Текст. / Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова. — М.: Искусство, 1977. 302 с.
  50. , А. Язык. Культура. Познание Текст./ Анна Вержбицкая- ред.-сост., отв. ред. М. А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1997. — 411 с.
  51. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли Текст.: пер. с фр. / Ж.-П. Вернан. М.: Прогресс, 1998. — 221 с.
  52. , В.В. Избранные произведения. О языке художественной прозы Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 325с.
  53. , В. П. Риторика в России XVII XVIII вв. Текст. / В. П. Вомперский.-М.: Наука, 1988.- 180 с.
  54. , В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей Текст. / В. П. Вомперский М.: Изд-во МГУ, 1970. — 210 с.
  55. , Е. И. Проект драматического класса Санкт-Петербургского театрального училища Текст. / Е. И. Воронов. СПб., 1868. — 43 с.
  56. Всеволодский-Гернгросс, В. Искусство декламации Текст. / В. Всеволодский-Гернгросс. — Л., 1925 325 с.
  57. , Г. П. Аксиология культуры. Текст. / Г. П. Выжлецов.-СПБ: Изд-во СПбГУ, 1996.- 152с.
  58. , В. Н. Голосоречевая тренировка на старших курсах Текст. / В. Н. Галендеев // Теория и практика сценической речи: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1985.-С.100−111.
  59. , В. Н. Комплексный метод воздействия на голосоречевой аппарат актера. Первый этап обучения Текст. / В. Н. Галендеев, Е. И. Кириллова // Проблемы сценической речи. Л.: ЛГИТМиК, 1979. — С.3−40.
  60. , В. Н. Не только о сценической речи Текст.: монография / В. Н. Галендеев. СПб.: СПГАТИ, 2006. — 384 с.
  61. , В. Н. Об интонационно-логическом тренинге Текст. / В. Н. Галендеев//Сценическая педагогика. Л., 1976.-Вып. 2.-С. 130−141.
  62. , В. Н. Работа Вл. И. Немировича-Данченко над авторским словом Текст.: дис.. канд. иск.: 17.00.01: защищена 23.11.76: утв. 19.09.77/ Галендеев Валерий Николаевич. Л., 1976.-215 с.
  63. , В. II. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове Текст.: учеб. пособие / В. Н. Галендеев. Л.: ЛГИТМиК, 1990. — 147 с.
  64. , П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и терапии голоса Текст. / П. Гарно СПб., 1889. — 95 с.
  65. , Дж. Форма и идея в современном театре Текст. / Дж. Гасснер- пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Изд-во. иностр. лит., 1959. -265 с.
  66. , О. Воображение и рефлектированный мифопоэтизм Текст. / О. Генисаретский // Корневище ОА: Книга неклассической эстетики. -М.: ИФ РАН, 1999. С. 43−61.
  67. , К. Интерпретация культур Текст.: пер. с англ./ К. Гирц.- М.: РОССПЭН, 2004. -378 с.
  68. , А. Мейерхольд говорит Текст. / А. Гладков // Новый мир. — 1961.-№ 8.-С. 215−232.
  69. , Е. Д. На пути к единому методу Текст. / Е. Д. Головинская // Записки Ленинградского театрального института. Л.- М.: Искусство, 1941.-С. 47−57.
  70. , Н. Б. Секреты хорошей речи Текст. / Н. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1997. — 268 с.
  71. , А. А. Режиссерские тетради Текст. / А. А. Гончаров. М.: ВТО, 1980.-375 с.
  72. , А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения Текст. / А. X. Горфункель М.: Мысль, 1977. — 359 с.
  73. , В. Слово оратора (Риторика и политика) Текст. / В. Гофман.-Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1932. — 266с.
  74. , А. Тюремные тетради Текст.: в 3 ч.: пер. с ит. / А. Грамши.-М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. — 560 с.
  75. , М. Классическая Греция Текст.: пер. с англ. / М. Грант. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — 336 с.
  76. , Л. К. Русская риторика Текст.: хрестоматия / Л. К. Граудина, М.: Наука, 1996. — 558 с.
  77. , Л. К. Риторика. Текст. / Л. К. Граудина // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/ под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  78. , Л.К. Теория и практика русского красноречия Текст. / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич М.: Наука, 1989. — 256 с.
  79. , Е. Оголенный театр Текст. / Е. Гротовский // Актер в современном театре: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1989. — С. 128−136.
  80. , Ю. Н. Социология контркультуры Текст. /Ю. Н. Давыдов-М.: Наука, 1980.-380 с.
  81. Демосфен Речи Текст. / Демосфен- пер. с древнегреч., вступ. ст. и примеч. С. И. Радцига. М.: Издательство АН СССР, 1954. — 608 с.
  82. , Ж. Письмо и различие Текст. / Ж. Деррида- науч. ред., вступ. ст. В. Ю. Кузпецов- пер. с фр., послеслов. Д. Ю. Кралечкипа. М.: Академический Проект, 2007. — 494.
  83. , Ж. Диссеминация Текст. / Ж. Деррида- пер. с фр. Д. Кралечкина- науч. ред. В.Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 608 с.
  84. , М. Дорога к храму Текст. / М. Дмитриевская // Петербургский театральный журнал. -2001. -№ 25. С. 70−71.
  85. , О. Тайна человеческого голоса (речь и пение) Текст. / О. Дэбэ. — М., 1876.- 115 с.
  86. Живое слово науки Текст.: очерки об ученых-лекторах / сост. H. Н. Митрофанов, — М.: Знание, 1980. 224 с.
  87. , Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин М.: Изд-во Академ, пед. наук РСФСР, 1958. — 370 с.
  88. , Н. И. Портретные формы Текст. / Н. И. Жипкип // Искусство портрета.-М.: ГАХН, 1928, — 330с. С. 12−25.
  89. , Д. Философский словарь Текст.: пер. с фр. / Д. Жюлиа М.:
  90. Международные отношения, 2000. 538 с.399
  91. , Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Текст. / Е. Н. Зарецкая. 2-е изд. — М: Дело, 1999. — 480с.
  92. , Ф. Ф. Научные обоснования правильной постановки голоса для пения и речи Текст. / Ф. Ф. Заседателев // Сережников В. Техника речи (Приложение). М.- Пг., 1924. — С. 119−142.
  93. , JI. Т. Взаимосвязь структуры и функций риторики в исторической динамике Текст.: дисс.. канд. философ, наук: 24.00.01 / JI. Т. Зауэрвайн.- Кемерово, 2006. 192 с.
  94. , Б. Е. Мастерство актера и режиссера Текст. / Б. Е. Захава. — М.: Просвещение, 1978. 334 с.
  95. , Ф. Ф. История античной культуры Текст. / Ф. Ф. Зелинский. 2-е изд. — СПб.: Школа-Пресс, 1996. — 416 с.
  96. , Б. И. Очерки истории драмы XX века Текст. / Б. И. Зингерман. М.: Наука, 1979. — 326 с.
  97. , А. А. Основы теории аргументации Текст. / А. А. Ивин. М.: Просвещение, 1992. — 237 с.
  98. , И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П Ильин. М.: Интрада, 1998. -255 с.
  99. , JI. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие Текст.: учеб. пособие / Л. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд. центр «Логос», 2000. — 432 с.
  100. , В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ Текст. / В. И. Исаева- М.: Наука, 1994. 225 с.
  101. История Византии Текст.: в 3 т. / отв. ред. акад. С. Д. Сказкин.- М.: Наука, 1967.-Т. 1.-523 с.
  102. История русского драматического театра Текст. В 7 т. Т. 1. От истоков до конца XVIII века / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. М.: Искусство, 1977. — 485 с.
  103. , М. С. Избранные труды Текст. В 7 т. Т. 1. Проблемы методологии / М. С. Каган.- Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2006. -356 с.
  104. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание Текст.: Избранные статьи / М. С. Каган JL: Издательство ЛГУ, 1991. — 384 с.
  105. , М. С. Слово в художественной культуре Текст. / М. С. Каган //
  106. Художественная культура и искусство. Методологические проблемы: сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 73−83.
  107. , М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган — СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  108. , М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  109. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  110. , Т. Миф и театр туда и обратно. На материале творчества В. С. Некрасова Электронный ресурс. / Т. Казарина. — Электрон, текстовые данные. — Режим доступа: http://may.pisatel.org/almanac.html?alm=alm02&txt=02kon
  111. , В. В. Точка и линия на плоскости Текст. / В. В. Кандинский. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 240 с.
  112. , Л. Б. Философия и искусство: логика паратекста Текст. / Л. Б. Капустина. СПб.: ИД «Петрополис», 2004. — 216 с.
  113. , A.C. Основы культурологии: морфология культуры Текст. / А. С. Кармин СПб.: Изд-во «Лань», 1997. — 512 с.
  114. , В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии Текст. / В. А. Карташев М.: «Прогресс-Академия», 1995. — 325 с.
  115. , С. Ф. Обратная связь в устном выступлении Текст. / С. Ф. Касаткина- М.: Мысль, 1984. 116 с.
  116. , П. Творческий театр Текст. / П. Керженцев. Пг., 1920. — 115 с.
  117. , В. О. Сочинения Текст.: в 8 т. / В.О. Ключевский- М.: Госполитиздат, 1957. Т. 8. — 490 с.
  118. , Н. Американка Текст.: монолог / Н. Коляда // Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк Культ, ипформ., 1994. — С. 259−274.
  119. , И. В. К современной антропологии слова Текст. / И. В. Кондаков // Современные трансформации российской культуры- отв. ред. И. В. Кондаков. -М.: Наука, 2005.-С. 380−412.
  120. , Е. Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи Текст.: учеб. пособие / Е. Н. Корнилова- М.: УРАО, 1998.-208 с.
  121. , Д. Д. Искусство выразительного чтения Текст. / Д. Д. Коровяков. СПб., 1892. — 202 с.
  122. , Д. Этюды выразительного чтения Текст. / Д. Коровяков. — СПб., 1893.-213 с.
  123. , В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа Текст./ В. Г. Костомаров. 3-е изд., испр. и доп. -СПб.: «Златоуст», 1999. — 320 с.
  124. Кофлер, J1. Учитесь правильно дышать. Гимнастика легких Текст. / JI. Кофлер // Задушевное слово. Приложение. 1907. — № 49. — С.3−15.
  125. , Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция Текст. / H.H. Кохтев. М.: Издательство МГУ, 1992. — 174 с.
  126. , А. И. Культурология Текст.: учебник / А. И. Кравченко. -М.: Академический Проект, 2002. 640 с.
  127. , О. А. Художник в русской культуре XX века: трансформация самосознания и творческих стратегий Текст. / О. А. Кривцун // Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И. В. Кондаков. -М.: Наука, 2005.-С. 415−440.
  128. , О. А. Эстетика Текст.: учебник / О. А. Кривцун. М.: АспектПресс, 2000. — 434 с.
  129. , Г. В. Воспитание актера школы Станиславского Текст.: учеб. пособие / Г. В. Кристи. М.: Искусство, 1968. — 430 с.
  130. , Б. Теория и история историографии Текст.: пер. с ит. / Б. Кроче / послесл. Т. В. Павловой- науч. редактирование М. JI. Андреева. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 192 с.
  131. , В. Гамлет боится монологов Текст. / В. Кудина // Театр. -1959.-№ 3.-С.12−25.
  132. , Т. И Ораторское искусство в Древнем Риме. Текст./ Т. И. Кузнецова, И. П. Стрельникова. М.: Наука. 1976.- 288 с.
  133. Культура Древнего Рима Текст. в 2 т. / отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1985.-Т. 1. -431 с.
  134. Культурология. XX век Текст.: словарь / сост. А.Я. Левит- отв. ред. Л. Т. Мильская.- СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  135. Культурология. XX век Текст.: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред., сост. С. Я. Левит, — СПб: Университетская книга, 1998. Т. 2. — 447 с.
  136. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: Прогресс, 1975.-288 с.
  137. , А. Н. Стенограмма интервью 15 июля 1995 Текст. / А. Н.
  138. , Н. Л. Прокопова // Теория и практика сценической речи. Вып. 2 /отв. ред. В. Н. Галендеев. СПб.: СПГАТИ, 2007. — С. 51−60.403
  139. , H. А. Тоталитарный язык Текст.: словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. Екатеринбург — Пермь: ЗУУНЦ, 1995. — 144 с.
  140. Курбатов, Г. JL История Византии (от античности к феодализму) Текст.: учеб. пособие для исторических фак-тов ВУЗов / Г. JI. Курбатов. — М.: Высшая школа, 1984. 207 с.
  141. , Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская- М.: Просвещение, 1986. 124 с.
  142. Лаку-Лабарт, Ф. Musilca ficta. Фигуры Вагнера Текст. / Ф. Лаку-Лабарт. СПб.: Axioma- Азбука, 1999. — 224 с.
  143. , Ю. В. Пролегомены к культурологии Текст. / Ю. В. Ларин. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2002. 144 с.
  144. , Э. Чтение как искусство Текст.: пер. с 31-го франц. изд. / Э. Легувэ.-М., 1883. 191 с.
  145. , Н. Л. Драматургия Николая Коляды Текст.: критический очерк / Н. Л. Лейдерман. Каменск-Уральский: изд-во «Калан», 1997. — 160 с.
  146. Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог Текст.: сб. Л.: Искусство, Ленинград, отд-е, 1988. — 372 с.
  147. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст.: брошюра/Д. А. Леонтьев. М.: СМЫСЛ, 1992. — 17 с.
  148. , А. А. Психологические особенности деятельности лектора. Текст. / А. А. Леонтьев М.: Знание, 1981. — 90 с.
  149. , В. Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / В. Ю. Липатова. М.: МНКПИ, 1993.- 16 с.
  150. Лисий. Речи Текст./ пер., ст. и коммент. С.И. Соболевского- предисл. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994.-370 с.
  151. , В. В. Малый толковый словарь русского языка Текст. / В. В.
  152. , Л. Е. Лопатина. М.: Русский язык, 1990. — 704с.404
  153. , А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика): Софисты. Сократ. Платон Текст.: учеб. пособие для институтов и ВУЗов искусств / А. Ф. Лосев-М.: Высшая школа, 1963. 583 с.
  154. , А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  155. Лотман, 10. М. Об искусстве Текст. / Ю. М. Лотман СПб.: «Искусство — СПБ», 2000. — 704 с.
  156. , Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Текст. / Лотман Ю. М. — Таллин: Александра, 1992. Т. 1. — 480 с.
  157. , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности Электронный ресурс. /М. К. Мамардашвили.- Электрон, текстовые данные. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mml
  158. , О. Египетская марка Текст. / О. Мандельштам. — Л.: Прибой, 1928.-192 с.
  159. , Н. Эстетика постмодернизма Текст. / Н. Маньковская. — СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  160. , Н. Б. Ризома Текст. /Н. Б. Манысовская//Корневище OA: Книга неклассической эстетики. М.: ИФ РАН, 1999. — С. 195−196.
  161. , Н. Эстетика русского постмодернизма Текст./ Н. Маньковская // Корневище OA: Книга неклассической эстетики. — М.: ИФ РАН, 1999.- С.23−42.
  162. , Т. Б. Мастерство публичного выступления Текст.: учеб. пособие / Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин М.: Знание, 1989. — 176 с.
  163. , О. И. Ораторское искусство как явление гуманитарной культуры Текст.: автореф. дисс. .канд. философ, наук / О. И. Марченко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 16 с.
  164. , О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры Текст. / О. И. Марченко. -М.: Просвещение, 1996. 220 с.
  165. Мастера красноречия Текст.: сборник / сост.: Н. И. Митрофанов, Ю. Л. Кириллов. М.: Знание, 1991. — 144 с.
  166. , Б. А. Игра как средство воспитания техники сценической речи Текст.: дис.. канд. иск.: 17.00.01: защищена 26.10.71: утв. 18.05.72 / Матанов Божедар. Л., 1971. — 185 с.
  167. , Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика Текст. / Т. В. Матвеева. М.: Флинта: Наука, 2003. -432 с.
  168. , В. Э. Из беседы с режиссерами периферийных театров. 11 февраля 1935 г. Текст. / В. Э. Мейерхольд // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. -М.: ВТО, 1978. С. 88−96.
  169. , В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, 1917−1939 Текст. В 2 ч. Ч. 1/ В. Э. Мейерхольд. М.: Искусство, 1968. — 350 с.
  170. , В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, 1917−1939 Текст. В 2 ч. 4.2 / В. Э. Мейерхольд. М.: Искусство, 1968. — 643 с.
  171. Мейерхольд: К истории творческого метода: публикации. Статьи Текст. / сост. Н. В. Песочинский. — СПб.: Культинформпресс, 1998. 247 с.
  172. , В. Как произнести убедительную судебную речь Текст. / В. Мельник // Уголовное право. 1999. — № 4, — С. 55−63.
  173. , Р. И превозносят их, и ругают. Актеры в зеркале театральной науки Текст. / Р. Мерманн // Театроведение Германии: система координат / сост.: Э. Фишер-Лихте, А. Чепуров. СПб., 2004. — С. 282−300.
  174. , С. А. Полемика диспут — дискуссия Текст. / С. А. Минеева. -М.: Знание, 1990.-64 с.
  175. , А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII XIX вв. Текст./ А. В. Михайлов // Античность как тип культуры / отв. ред. А. Ф. Лосев. — М.: Наука, 1988. — 333 с.
  176. , Н. Г. Искусство судебного оратора Текст. /Н. Г. Михайловская, В. В. Одинцов. М., 1981. — 350 с.
  177. , Н. Г. Об ораторской речи. Из истории русского судебного красноречия Текст. / Н. Г. Михайловская// Русская речь. — 1972 — № 4. С. 64−69.
  178. , А. К. Основы риторики: Мысль и слово Текст./А. К. Михальская //Педагогическая риторика. История и теория: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ун-тов/Михальская А.К.- М.: Академия, 1998 — 432 с.
  179. , А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике Текст.: учеб. пособие для студентов гуманитарных фак-тов / А. К. Михальская М.: Академия, 1986. — 190 с.
  180. , С. «Федра» в Камерном театре Текст. / С. Мокульский // Жизнь искусства. 1924. — № 20. — С. 12.
  181. , В. П. Искусство резонансного пения: основы резонансной теории техники Текст.: монография / В. П. Морозов. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. 496 с.
  182. , И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения Текст.: хрестоматия / И. К. Назарепко. 3-е изд., доп. — М.: Музыка, 1968. — 62 с.
  183. Немирович-Данченко, В л. И. О творчестве актера Текст.: хрестоматия / Вл. И. Немирович-Данченко. 2-е изд. доп. — М.: Искусство, 1984. — 623 с.
  184. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы Текст.: сб. научно-аналитических обзоров.- М.: ИНИОН, 1987. 216 с.
  185. , С. Т. Техника речи Текст.: метод, рек. и упражнения для лекторов / С. Т. Никольская. М.: Знание, 1978. — 80 с.
  186. , Н. Н. Мастерство устного выступления Текст. / Н. Н. Ножин. -3-е изд. М., 1989.-255 с.
  187. , Э. «У меня выходит естественно, хотя, может быть, и неправильно.» Текст. / Э. Някрошюс // Петербургский театральный журнал. 1997.- № 12. — С. 23−27.
  188. Об ораторском искусстве Текст. /сост. А. Толмачев. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1973. — 367 с.
  189. Об ораторском искусстве Текст.: сб. изречений и афоризмов — М.: Знание, 1980. 160 с.
  190. , Ю. Э. Музыка живого слова. Основы русского художественного чтения Текст. / Ю. Э. Озаровский. СПб., 1914. — 330 с.
  191. , Ю. Э. Наше драматическое образование Текст. / Ю. Э. Озаровский. СПб., 1900. -182 с.
  192. , А. Политическая история французской революции Текст.: пер. с франц. / А. Олар М.: Гослитиздат, 1938. — 730 с.
  193. Ораторское искусство лектора Текст.: хрестоматия / сост. А. Е. Михневич М.: Знание, 1986. — 255 с.
  194. Ораторы Греции Текст.: пер. с древнегреч. / сост. и науч. подготовка текстов М.Л. Гаспарова- М., 1985. 495 с.
  195. , Э. А. Культурная (социальная) антропология Текст.: учеб. пособ. для вузов. /Э. А. Орлова. М.: Академический Проспект, 2004. — 480с.
  196. Оруджев, 3. М. Диалектика как система Текст. / 3. М. Оруджев М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
  197. , А. Н. Записка о театральных школах Текст. / А. Н. Островский // Вся жизнь театру / сост., примеч. и имен. указ. Н. С. Гродской. М.: Советская Россия, 1989. -С. 234−247.
  198. , В. Выразительное чтение Текст. / В. Острогорский. -М., 1883.- 135 с.
  199. Очерки по историческому материализму Текст. М.: Наука, 1 981 359 с.
  200. , Т. П. Речевая культура на рубеже тысячелетий: проблемы и перспективы Текст. / Т. П. Пегина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4 — С. 46−47.
  201. Педагогическое речеведение Текст.: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской- сост. А. А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1998. — 312 с.
  202. Песочинский Николай. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика Электронный ресурс. //Школа драматического искусства. Статьи. Интервью. Критика- Электрон. Текстовые данные. Режим доступа: http://info.sdart.rn/item/215, 30.03.2008
  203. , Н. В. Актер в театре Мейерхольда Текст. / Н. В. Песочинский // Русское актерское искусство XX века: сб. науч. трудов. — СПб.: РИИИ, 1992. -С. 65−152.
  204. , Н. Режиссеры с другого берега Текст. / Н. Песочинский // Театральная жизнь. 2005. — № 4. — С. 20−27.
  205. , А. Н. Сценическая речь Текст.: учеб. пособие / А. Н. Петрова. М.: Искусство, 1981.- 191 с.
  206. , А. Н. Сценическая речь в русском театре XVIII—XIX вв.. Текст.: лекция для студентов театральных институтов и институтов культуры / А. Н. Петрова. М.: ГИТИС, 1977. — 72 с.
  207. Платон. Собрание сочинений Текст.: в 4-х т. / Платон- общ. ред. А. Ф. Лосева.-М.: Мысль, 1990.-Т. 1.- 860 с.
  208. Позднее античное ораторское и эпистолярное искусство П-У вв. Текст.: переводы / отв. ред. М.С. Грабарь-Пассек М.: Наука, 1964. — 234 с.
  209. , Е. Д. Статьи по общему языкознанию Текст. / Е. Д. Поливанов М.: Наука, 1968. — 376 с.
  210. , А. В. Стиль сценической речи. Алиса Коонен Текст. / А. В. Попов // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Язык и речь современного искусства: сб. науч. тр./ под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: КемГУКИ, 2007. — Вып. 5. -С.221−234.
  211. , А. Д. Беспокойные мысли Текст. / А. Д. Попов // Театр. -1960. -№ 8.
  212. , А. Д. Творческое наследие Текст.: в 3 кн. / А. Д. Попов. М.: ВТО, 1980.-Кн. 2.-320 с.
  213. , Г. Г. PR для профессионалов Электронный ресурс. /Г. Г. Почепцов // Библиотека Центра экстремальной журналистики.- Электрон. Текстовые данные (50 КЬ). Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=330&, 30.11.2007.
  214. Предмет риторики и проблемы ее преподавания Текст.: материалы Первой Всероссийской конференции по риторике, Москва, 28 30 января 1997 г. / ред.-сост.: В. И. Аннушкин, A.A. Волков, Г. В. Карпюк — М.: Изд-во МГУ, 1998.-289 с.
  215. , Вл. В спорах о Станиславском Текст. / Вл. Прокофьев. -М.: Искусство, 1962. 272 с.
  216. , JT. Основы физиологии и патологии голоса певцов Текст. / JL Работнов. М.: Музгиз, 1932. — 95 с.
  217. Риторика в системе культуры Текст. Пермь: ЗУУНЦ, 1997. — 117 с.
  218. , Ю. В. Принципы современной риторики Текст.: учебник /Ю. В. Рождественский. М.: Издательство «Флинта», 2003. — 176с.
  219. , М. Черный квадрат Текст. / М. Розовский // Современная драматургия. 2000. — № 3. — С. 66−78.
  220. , Р. Музыкально-историческое наследие Текст.: в 8 вып. / Р. Роллан.- М.: Музыка, 1987, — Вып.2. 390 с.
  221. , В. П. Словарь культуры XX века Текст. / В. П. Руднев М.: Аграф, 1999.-384 с.
  222. , JI. Поиски и открытия // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда Текст. / Л. Руднева. М.: ВТО, 1978 — С.405145.
  223. Русский язык Текст.: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 970 с.
  224. Руссо, Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков Текст. / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты: [Переводы] / Руссо Ж.-Ж.- подготовили В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, H.A. Полторацкий, А. Д. Хаютин.- М.: Наука, 1969. 703 с.
  225. , В. И. Умеет ли режиссер говорить? Текст. /В. И. Рыжухина //Театральная жизнь. 1963. — № 12.- С19−21.
  226. , М. Сознание в речевой культуре Текст. / М. Рыклин // Террорологики. Тарту- М., 1992. — 250с.
  227. , В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Текст. / В. Н. Сагатовский, — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. -432 с.
  228. , Е. Ф. В ущерб зрителю Текст. / Е. Ф. Саричева // Театральная жизнь 1966.-№ 1.
  229. , Е. Ф. Техника речи Текст. / Е. Ф. Саричева. М.: ГИТИС, 1934.- 105 с.
  230. , Е. Ф. Техника сценической речи Текст. / Е. Ф. Саричева. -М.- Л.: ВТО, 1939.- 108 с.
  231. , С. Г. Актер в театре А. Я. Таирова Текст. / С. Г. Сбоева // Русское актерское искусство XX века: сб. науч. трудов. СПб.: РИИИ, 1992. -С. 156−256.
  232. , Ю. И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве Текст. / Ю. И. Семенов // Философия и общество: научно-теоретический журнал. 1997. — № 1. — С. 89−155.
  233. , В. К. Коллективная декламация Текст. / В. К. Сережников. -М., 1927. -222 с.
  234. , В. К. Техника речи Текст. / В. К. Сережников. М.- Пг., 1924. — 145 с.
  235. , Р. Н. В центре актер Текст. / Р. Н. Симонов // Театр. —1960. -№ 4.
  236. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М., Политиздат, 1980.-368с.
  237. Системные исследования: ежегодник. Текст. М.: Наука, 1968. — 460 с.
  238. Смелкова, 3. С. Деловая риторика Текст. / 3. С. Смелкова. — М: Знание, 1998.-320 с.
  239. , М. М. Проблемы содержательности театральных формспектакль как тип общения «сцена зал»): автореф. дисканд.иск.: 17.00.01 /М. М. Смирнова: СПГАТИ. СПб. 1994, — 27 с.
  240. , И. JI. Пособие к изучению декламации. О логическом ударении Текст. / И. JI. Смоленский. Одесса, 1907. — 177 с.
  241. , Я. М. Читатель. Чтец. Актер Текст. / Я. М. Смоленский. — М.: Сов. Россия, 1983. 128 с.
  242. Современный словарь по культурологии Текст. / Автор-сост. В. В. Юрчук Минск: Современное слово, 1999. — 732 с.
  243. , Г. Я. Синтаксическая стилистика: (Сложное синтаксическое целое) Текст.: учеб. пособие. / Г. Я. Солганик. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1991. — 181 с.
  244. , Э. Ю. Прошлое толкует нас Текст.: (Очерки по истории философии и культуры) / Э. Ю. Соловьев М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  245. , П. А. Социальная и культурная динамика Текст. / П. А. Сорокин. М.: Астрель, 2006. — 1176 с.
  246. Социализм и личность Текст./ Л. М. Архангельский, Р. Миллер, Л. П. Буева и др.- под ред. Л. М. Архангельского. М.: Мысль, 1979. — 357 с.
  247. Социализм и личность. Текст. М: Мысль, 1979. 357 с.
  248. , Л. Н. История русской философии Текст. / Л. Н. Столович. М.: «Республика», 2005. — 496с.
  249. Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864 1917 гг. Текст. / сост. С.М. Казаков-Л.: Лениздат, 1991. -512 с.
  250. Сценическая речь Текст.: учебник / под ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промтовой.- 4-е изд., испр. М.: Изд-во «ГИТИС», 2006. — 536 с.
  251. Сценическая речь Текст.: учебник /под ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промтовой. М.: Изд-во «ГИТИС», 1995. — 624 с.
  252. , А. Я. Пантомима Текст. / А. Я. Таиров // Театральная газета. — 1914. № 14. — 6 августа.
  253. , А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. Текст. /А.Я. Таиров.-М.: ВТО, 1970.-361 с.
  254. , В. И. Роль звукоритмических особенностей поэтической речи в работе актера над стихотворным текстом Машинопись. // ЦГАЛИ СПБ. -ф.352. -оп.6. д. 177. — л. 15.
  255. , Н. Третий международный фестиваль моноспектаклей (Петербуржцы) Текст. / Н. Таршис // Петербургский театральный журнал. — 2001.-№ 24.-С. 139.
  256. Творение учителя церкви Оригена. О молитве и увещевание к мученичеству Текст. / пер. Н. Корсунского. 2-е изд. — СПб., Изд-е книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — 240 с.
  257. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  258. Терц, Абрам (А. Д. Синявский) Что такое социалистический реализм Текст. / Абрам Терц // Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля / сост. Е. М. Великанова. М.: СП «Юнона», 1990. -С. 425−459.
  259. , Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм Текст. / Г. В. Титова. СПб.: СПГАТИ, 1995. — 255 с.
  260. , Г. А. Зеркало сцены Текст. В 2 кн. Кн.1. О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов. Л.: Искусство, 1980. — 303 с.
  261. , Л. Искусство слова и этнокультура Текст. / Л. Тодоров // Клуб.-2000- № 1. С. 13−14.
  262. , В. О. Зритель хочет слышать Текст. / В. О. Топорков // Театральная жизнь.- 1966.- № 7.
  263. , В. О. К. С. Станиславский на репетиции. Воспоминания Текст. / В. О. Топорков. М.: Искусство, 1949. — 192 с.
  264. , В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.
  265. , Л. Е. Повествование в истории русского риторического учения XVII—XX вв.. Текст. / Л. Е. Тумина.-М.: Наука, 1998.- 128 с.
  266. , Л. Культурология Текст. / Л. Уайт // Работы Л. А. Уайта по культурологи: сб. переводов / сост. Е. М. Лазарева М.: ИНИОН РАН, 1996. — С.162−169.
  267. , Н. Д. Информатика и информационные технологии Текст.: учеб. пособие для 10−11 классов. Сер. Информатика / Н. Д. Угринович -М.: Бином. -2005. 511с.
  268. , А. И. Системный подход и общая теория систем Текст./ А. И. Уемов. М., Мысль, 1978. — 272 с.
  269. Уманец-Райская, И. П. Популярный самоучитель постановки голоса и выразительного чтения Текст. / И. П. Уманец-Райская. -М., 1901. 65 с.
  270. Утченко, С. J1. Цицерон и его время Текст. / С. JI. Утченко. М.: Мысль, 1973.-390 с.
  271. , С. А. Речь как политическое действие Текст. / С. А. Ушакин // Политические исследования (ПОЛИС). 1995. — № 5 — С. 142−153.
  272. Философский словарь Текст. /под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат. —1987. — 590 с.
  273. Философский энциклопедический словарь Текст. / ред.-сост.: Г. В. Кораблева, Е. Ф. Губский, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  274. , А. Я. Культурология для культурологов Текст.: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также для преподавателей культурологии / А. Я. Флиер М.: Академический Проект, 2000. -496 с.
  275. , Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества Текст. / Л. М. Фрейдкина. М.: ВТО, 1962. — 643 с.
  276. , Э. Д. Русская наука об античности Текст. / Э. Д. Фролов. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. 551 с.
  277. , Э. Д. Факел Прометея: Очерки истории античной общественной мысли Текст./ Э. Д. Фролов. Л.: ЛГУ, 1991.-471 с.
  278. , Т. Г. Общая риторика Текст.: Курс лекций- Словарь риторических приемов / Т. Г. Хазгерова, Л. С. Ширина- отв. ред. E.H. Ширяев. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 320 с.
  279. , Дж. Понятия Текст./ Дж. Хонигман // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ под ред. А. А. Велика. — М.: Смысл. 2001. — С. 52−70
  280. , Н. А. Социальная психология искусства: переходная эпоха Текст. / Н. А. Хренов. М.: Альфа-М, 2005. — 624 с.
  281. Христианство Текст.: энциклопедический словарь: в 3 т. / ред. колл.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.- 863 с.
  282. , М. Т. Три трактата об ораторском искусстве Текст./ М. Т. Цицерон. М.: Наука, 1972. — 471 с.
  283. , В. П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века Текст. / В. П. Чихачев. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  284. , И. В. Просторечная речевая культура: стереотипы и ценности Текст. /И. В. Шалина //Известия Уральского государственного университета. 2005. — № 35. — С. 203−216.
  285. , В. П. Риторика Текст. / В. П. Шейнов- Минск: Амалфея, 2000.-592 с.
  286. , В. А. Полемика как способ духовного противоборства. Текст. / В. А. Шенберг.- Л.: Знание, 1991. 32 с.
  287. , Е. Н. Культура речи Текст. / Е. Н. Ширяев // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник /под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др.- М.: Флинта: Наука, 2003.-840 с.
  288. , О. Закат Европы. Образ и действительность Текст. / О. Шпенглер. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — Т. 1. — 592 с.
  289. , Д. М. Домашняя врачебная гимнастика Текст. / Д. М. Шребер. СПб., 1856.- 120 с.
  290. , Е. М. От гражданина к подданному Текст. // Культура Древнего Рима: в 2 т. / Е. М. Штаерман- отв. ред. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1985. Т. 1.-428 с.
  291. , П. Социология социальных изменений Текст. / П. Штомика- пер. с анг. под ред. В.А. Ядова- М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
  292. , Г. Искусство чтения Текст. / Г. Эрастов.- СПб., 1903. 119 с.
  293. , Е. А. Общая риторика (современная интерпретация) Текст. / Е. А. Юнина, Г. М. Сагач. Пермь: ЗУУНЦ, 1992. — 195 с.
  294. , Ю. М. Записки Текст.: в 2 т. / Ю. М. Юрьев Л.- М., 1963.-Т.1.-437 с.
  295. , Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса Текст. / Р. Юссон. М.: Музыка, 1974.-262 с.
  296. , Б. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Б. Яворский- ред. Д. Д. Шостакович М.: Сов. Композитор. -1987. — Т. 2., ч. I. — 365 с.
  297. , Р. А. Краткий словарь основных понятий и терминов риторики Текст. / Р. А. Яковлева Пермь: ЗУУНЦ, 1992. — 86 с.
  298. , М. Жест палача, оратора, трибуна Текст. /М. Ямпольский //Знание сила. -1994-№ 11.-С. 123−131.
Заполнить форму текущей работой