Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Папирусная графика древнего Египта: Рисунки на папирусах «Книги Мертвых» 18-19 династий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительно недавно чехословацкая экспедиция обнаружила в погребальном комплексе времен пятой династии, принадлежащем царице Хенткаус в Абусире, около ста фрагментов папируса из ее заупокойного храма, где наряду с административными текстами имеются и очень схематичные изображения. нации, приспособленный для конкретного случая. Вполне вероятно, что, по крайней мере, текст драмы восходит к очень… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
    • 1. «Книга Мертвых» в контексте древнеегипетской заупокойной литературы
  • Генезис иллюстрированных папирусных свитков
    • 2. История изучения «Книги Мертвых»
  • ГЛАВА II.
    • 1. Папирусная графика. Материал. Мастера. История
      • 1. 1. Папирус в Древнем Египте
      • 1. 2. Художники-графики. Цена иллюстраций к «Книге Мертвых»
      • 1. 3. История иллюстрирования «Книги Мертвых»
    • 2. Эволюция папирусной графики
      • 2. 1. Критерии датировки
      • 2. 2. XVIII династия
      • 2. 3. XIX династия
  • ГЛАВА III.
    • 1. Принципы иллюстрирования папирусных свитков
      • 1. 1. Главы, не имевшие иллюстраций
      • 1. 2. Типы виньеток
        • 1. 2. 1. Полноразмерные виньетки
        • 1. 2. 2. Фризы. 1.2.3. Разорванные фризы
        • 1. 2. 4. Регистры
        • 1. 2. 5. Типы виньеток
  • Заключение
    • 1. 3. Миниатюра.'
    • 1. 4. Композиция изображений. Блок
      • 1. 4. 1. Фризы.ЮЗ
      • 1. 4. 2. Разорванные фризы
      • 1. 4. 3. Регистры
      • 1. 4. 4. Полноразмерные виньетки
      • 1. 5. Цвет. Палитра и краски папирусной графики
      • 1. 5. 1. Краски
      • 1. 5. 2. Палитра
      • 1. 5. 3. Символика цвета
      • 1. 5. 4. Техника росписи папируса
  • ГЛАВА IV.
  • Текст и изображение. Первая книга человечества
    • 1. 1. Рисунок и текст
      • 1. 1. 1. Иероглифика
      • 1. 1. 2. «Обратное» направление письма
      • 1. 1. 3. «Модуль» построения свитка
      • 1. 1. 4. Блок, как «модуль» египетского искусства
      • 1. 1. 5. «Родина» папирусной графики
    • 1. 2. Папирусная графика и стенная живопись
    • 1. 3. Содержание текста и его иллюстрации
      • 1. 3. 1. Иллюстрация, иллюминация, изобразительный комплемент
      • 1. 3. 2. Иллюстрации «Выхода в день»
  • ГЛАВА V.
  • Папирусная графика Позднего времени

Папирусная графика древнего Египта: Рисунки на папирусах «Книги Мертвых» 18-19 династий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство Древнего Египта — важнейший этап в истории мировой культуры — нечасто становилось предметом египтологического исследования. За редкими исключениями об искусстве Древнего Египта писали специалисты, не бывшие одновременно и египтологами и искусствоведами. Египтологическое искусствоведение, надо признать, вообще пребывает на периферии египтологии, в первую очередь изучающей язык и историю Древнего Египта. Это тем более парадоксально, поскольку изучение древнеегипетской цивилизации в Новое время из-за закрытости письменных памятников началось именно с памятников искусства*, причем в основном с точки зрения их собственной эстетической ценности. Пока письменные источники молчали, памятники искусства издавались и изучались. Однако вышло так, что начавшееся после дешифровки иероглифического письма бурное развитие египетской филологии отодвинуло на второй план изучение искусства, предоставив его искусствоведам. Искусство — область специфическая, имеющая свои особенности, требующая для изучения специальной подготовки, художественного восприятия его памятников и явлений. Между тем изучение любого древнего искусства, а тем более столь пронизанного магией и религиозной символикой, уходящими в доисторические времена, как египетское, требует еще и специальных знаний о языке, религии, философии и психологии народа, его создавшего1. Ни частные, ни обобщающие суждения К примеру, первая диссертация по египтологии в России (П.Уланов, 1818 г) была посвящена искусству.

1 См. Чегодаев М. А, Древний Египет: язык и культура. — «Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций» М., 2001. С. 33−51. не могут основываться на неверных или неточных представлениях об этих предметах. И, наоборот, часто высказывания об искусстве в трудах ученых — египтологов, безупречных в других отношениях, страдают отсутствием искусствоведческого подхода. Очень редко исследователями древнеегипетского искусства оказывались крупные специалисты в обеих областях, как, например, Гастон Масперо — основатель собственно науки о египетском искусстве и автор первой работы такого рода, или В. С. Голенищев — основоположник русской египтологии, или же творческий союз ученых (например, замечательный историк и лингвист А. Гардинер и супруги Дэвис).

Книга Г. Масперо вышла в свет первым изданием в 1887 году и называлась еще «Египетская археология"2 (второе издание, уже «Эссе о египетском искусстве"3 — в 1911 г.), так что основанной им науке уже исполнилось сто лет. Срок не такой уж малый, но если попытаться подвести какой-то итог, то выяснится, что в области изучения древнеегипетского искусства остается еще очень и очень много белых пятен. Это относится и к целым историческим периодам (например, искусство времени Среднего царства), вопросам иконографии, стилистических направлений, соотношений столичных и провинциальных школ и т. д.

К таким «лакунам» надо отнести и практически полное выпадение из поля зрения исследователей целого вида искусства процветавшего в Египте с XV в до н.э. до III в н.э. — рисунков на папирусах эпохи Нового царства и последующих периодов вплоть до конца древнеегипетской цивилизации. (За неимением какого-либо обозначе.

2 MasperoG. L’archeologie egyptienne. Paris, 1887.

3 Maspero G. Essais d’art egyptien. Paris, 1911. В русском переводе — «Египет» под ред. А. М. Эфроса. ния, я назвал бы этот вид искусства папирусной графикой). Многие образцы этой графики являются подлинными шедеврами и не только выдерживают сравнение с произведениями монументальной живописи, но и встают с ними в один ряд. Трудно сказать, почему так случилось, тем более что почти во всех крупных музеях Европы и Америки (не говоря уже о Египетском музее в Каире) хранится огромное число целых папирусов, имеющих интересные рисунки и множество фрагментов. И, тем не менее, до сих пор ни одной монографии о древнеегипетской папирусной графике не появилось. Рисунки на папирусах, как правило, приводится в качестве примеров египетской графики вообще. Однако никем даже не оговаривается специфика этого вида искусства, не говоря уже об определении хронологических изменений папирусной графики за полторы тысячи (!) лет, различных школ и т. д. Все это тем более странно, поскольку рисунки на папирусах очень широко известны. Существуют превосходные факсимильные издания самых интересных экземпляров — таких как папирус Ани Британского музея, папирус Хунефера оттуда же и другие.

Этот досадный пробел в изучении искусства Древнего Египта необходимо заполнить, ибо в лице иллюминированных (как их принято называть) папирусов мы имеем уникальнейший пример, видимо, первого в истории случая сочетания на одном листе текста и поясняющего его изображения, причем во множестве экземпляров и подчас высочайшего качества. Такая работа могла бы восполнить еще одну (и притом, видимо, самую первую) страницу истории иллюстрированной книги. А также нужно чтобы папирусная графика, странной прихотью судьбы оказавшаяся всего лишь приложением к древнеегипетской стенной живописи, заняла, наконец, достойное место среди прочих видов этого удивительного искусства, сумевшего создать занательные произведения во всех областях изобразительного (и не только изобразительного) творчества4. Подобными памятниками не могут похвастать ни Греция, ни Рим, ни соседние с Египтом страны. Актуальность исследования данной области и обусловила выбор нашей темы. * *.

Папирусов с рисунками, сохранившихся от эпохи Древнего царства, до нас почти не дошло5. Самым древним из известных нам произведений такого рода является папирус из Рамессеума, изданный К. Зэте в 1928 году6 (Рис. 1). Это запись целой религиозной осириче-ской драмы, разыгранной при вступлении на престол Сенусерта Iвторого фараона 12 династии. Верхнюю половину папируса занимает текст, а нижнюю — рисунки, изображающие отдельные эпизоды действия. Это очень быстрые схематические изображения, близкие по сути к линейным иероглифам. Части текста драмы, пояснительные надписи к изображениям, да и сами рисунки расположены в строгом порядке. Сопроводительные надписи при предельно кратки. Все это, возможно, позволяет видеть в данном папирусе скорее обычный сценарий коро.

4 Общепринятый взгляд на древнеегипетскую графику можно прекрасно передать словами Ю. Я. Герчука, посвятившего египетской книге раздел в своем очерке истории графики: «Изобразительный язык этой культуры един. Графика как особый вид искусства со своими задачами и средствами выделится еще очень нескоро» (Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М., 2000. С. 23).

5 Сравнительно недавно чехословацкая экспедиция обнаружила в погребальном комплексе времен пятой династии, принадлежащем царице Хенткаус в Абусире, около ста фрагментов папируса из ее заупокойного храма, где наряду с административными текстами имеются и очень схематичные изображения. нации, приспособленный для конкретного случая. Вполне вероятно, что, по крайней мере, текст драмы восходит к очень отдаленным временам. Сказать с уверенностью то же самое и о рисунках не представляется возможным. Не исключено, что Драматический папирус из Ра-мессеума — это самый ранний пример текста, сопровождаемого рисунками. Однако назначение их здесь несколько иное, чем на свитках более поздних эпох. Это нечто вроде раскадровки в рабочем сценарии кинофильма, предназначенной непосредственно для устроителя церемонии. Поэтому трудно считать этот папирус (и подобные ему, безусловно существовавшие) прямым предшественником иллюминированных свитков Нового царства.

Видимо, непосредственным прообразом позднейших произведений были цветные изображения, иллюстрирующие «Книгу Двух путей» — заупокойные тексты из эль-Берше (тесно примыкающие к «Текстам Саркофагов» — сборнику заупокойных формул эпохи Среднего царства) — помещенные вместе с этими текстами на внутренних стенках деревянных прямоугольных гробов7. Ниже будет рассказано о причинах их появления в эпоху Среднего царства и о том, какую роль они сыграли в формировании папирусной графики.

С началом Нового царства наступает золотой век этого вида искусства. В это время появляется множество папирусов с записями самых различных текстов — мифологических, религиозных, магических и других, сопровождаемых цветными рисунками, зачастую очень высокого качества. Это т.н. «мифологические» «Книга Ам-Дуат», «Книга.

6 Sethe К. Dramatische Texte zu altagyptischen Mysterienspielen I und II: Der Dramatische Rammesseumspapyrus. Leipzig, 1928.

7 Lesko LH. The Ancient Egyptian Book of Two Ways. Los Angeles — London, 1972. Сама «Книга Двух Путей» с картой иного мира помещалась на днище саркофага. врат", «Книга «Керерт» «, «Книга дня», «Книга ночи» и другие. Самыми многочисленными были списки «Книги Мертвых».

Помимо названных, существовали и иллюстрированные папирусы нерелигиозного содержания — дошедшие до нас в очень небольшом количестве — такие как «сатирические» папирусы с чем-то вроде карикатур8, туринский эротический папирус9, уникальный папирус с батальной сценой из Амарны10, самый длинный из дошедших до нас -45-метровый Папирус Харрис I с тремя великолепными виньетками11 и др. Существовали папирусы специального назначения — географические12, астрономические, технические. К последним относится великолепно выполненный цветной чертеж гробницы Рамсеса IV с подробным обозначением помещений и их назначения13. Известны и чертежи наоса в двух проекциях14 (Илл. 1). Здесь нет возможности подробно останавливаться на всех подобных произведениях — в этой работе, фактически первой на данную тему, нас в основном будут интересовать иллюстрированные тексты. Поскольку материал этот мало изучен, мы ограничимся почти исключительно одним примером этого вида искусства, зато представленным в огромном количестве экземп.

8 См., например, Brugsh-Bey Е. Ein neuer satyrischer Papyrus. // ZAS 35, 1897, s. 140−145.

9 Omlin J, A. Der Papyrus 55 001 und seine satirisch-erotischr Zeichnungen und Inschriften. Torino, 1973.

10 Parkinson R., Schofield L. Images of Mycenaeans: A Recently Acquired Painted Papyrus from El-Amarna. — Egypt, the Aegean and the Levant. Interconnections in the Second Millennium ВС. London, 1995. P. 125−126.

11 Birch S. Facsimile of an Egyptian Hieratic Papyrus. London, 1876.

12 Harell J., Brown V.M. The Oldest Surviving Topographical Map from Ancient Egypt: (Turin Papyri 1879, 1899, and 1969). И JARCE, 29, 1992. Pp. 81−105.

13 Carter H., Gardiner A. The Tomb of Ramesses IV and the Turin plan of Royal Tomb. // JEA 4, 1917. P. 130−158. ляров. Это сборник заупокойных текстов, носящий в литературе название «Книга Мертвых». По причинам все той же малой изученности папирусной графики представляется целесообразным сосредоточиться в основном на эпохе ее сложения и расцвета, а именно периодом с середины XVIII дин. до конца XIX дин. т. е. ок. 1450−1186 гг до н.э. при этом упор делается на свитках XIX дин. так как к этому времени складывается весь репертуар типов виньеток.

Этот сборник имеется практически во всех музеях, располагающих коллекцией египетских древностей. Многие свитки издавались, некоторые — самые интересные — в виде цветные факсимиле. Текст «Книги Мертвых» неоднократно становился предметом специального изучения. Составлены глоссарии и произведена хронологическая классификация. Все это делает «Книгу Мертвых» наиболее подходящей для наших целей. Надо добавить, что в египетских собраниях российских музеев — в Москве и Петербурге — имеются прекрасные экземпляры этого сборниканекоторые из них еще не издавались и ждут своего изучения. * *.

Наше исследование базируется на папирусах «Книги Мертвых» из разных собраний (общим числом 52), но основу его составляют великолепно иллюстрированные свитки папирусов Каи (Варшава инв. № 21 884), Ха (Турин 8438), Небкеда (Лувр 3068 + 3113), Неферубене-фа (Лувр 3092 + Монпелье), Йуйи (Каир JE 51 189), папирус Райниш (Вена 10 494−7) для XVIII династии и папирусы Ани (Брит. Муз. 10 470), Хунефера (Брит. Муз. 9901), Нахта (Брит. Муз. 10 471), Кенны (Лейден Т2), Неферренпета (Брюссель Е 5043 + Филадельфия Е 2775,.

14 Smith К, Stewart Н. The Gurob Shrine Papyrus. // JEA, 70, 1984. Pp. 54−64.

16 720−22), Сутимеса (Париж, Нац. Библ. 38/45) для XIX династии. Для работы привлекаются источники и иного рода: «Книга Амдуат» и др. «книги», росписи саркофагов и наосов, а так же росписи гробниц — в основном — некрополя Дейр эль-Медины, имеющие генетическое родство с иллюстрациями «Книги Мертвых» не только благодаря сюжетам (при XIX династии на стены гробниц начинают копировать виньетки «Книги Мертвых»), но и стилистической близостью. В первую очередь это относится к таким выдающимся произведениям как папирусы Ани, Хунефера и Неферренпета с одной стороны и гробницы Нефертари и Сеннеджема — с другой.

Заключение

.

В этой работе мы в самых общих чертах рассмотрели историю возникновения, развития и расцвета папирусной графики — одного из интереснейших видов древнеегипетского искусства, незаслуженно обойденного вниманием египтологов и искусствоведов. Между тем рисунки на папирусах обладают таким количеством своеобразных интересных черт, что явно требуют пристального и серьезного изучения.

Появившись в самом начале XVIII династии как ответвление стенной живописи, папирусная графика очень быстро выработала целый ряд приемов и принципов, обусловленных жанром миниатюры, выделившись в самостоятельный вид древнеегипетского искусства, естественно развиваясь в его русле и неся на себе все присущие черты каждой конкретной эпохи его развития. Это был совершенно новый вид искусства и ему приходилось решать целый ряд специфических задач — в первую очередь это — связь изображений с иероглифическим текстом и его содержанием в рамках узкого протяженного свитка.

Наибольшего расцвета папирусная графика достигает в эпоху XIX династии. В это время художниками были решены все основные стоящие перед ними задачи, и папирусный свиток являлся законченным цельным произведением, где текст и относящиеся к нему иллюстрации находятся в гармонично сбалансированном смысловом и изобразительном равновесии. Выработав целый ряд приемов и принципов композиционного построения, египетские художники научились добиваться необычайной целостности всего произведения, обладающего непрерывным внутренним движением, и логичного гармоничного единства целого (свиток) и его составных частей (лист, изобразительный блок).

В то же время папирусная графика оказала и определенное влияние на монументальную живописьнекоторые сюжеты «Книги Мертвых» были перенесены на стены гробниц вместе с приемами и особенностями, выработанными папирусной графикой. В этом отношении данный вид древнеегипетского искусства сыграл, видимо, большую роль, чем можно было предполагать.

Но думается, что основным значением папирусной графики была ее неразрывная связь с текстом, содержание которого она поясняла, уточняла, изображала. Таким образом, мы видим появление первой в истории иллюстрации, а вместе с ней и возникновение тех проблем и задач, которые решаются искусством книги.

Здесь мы рассматривали папирусную графику только применительно к иллюстрациям «Книги Мертвых» — одного из важнейших памятников древнеегипетской религии, дошедшего до нас в очень большом количестве экземпляров. Таким образом, наше исследование фактически свелось к разбору художественной стороны «Книги Мертвых», но, поскольку она являлась, видимо, самым основным произведением папирусной графики, было логично начать именно с нее.

Думается, что дальнейшее изучение рисунков на папирусах «Книги Мертвых» может оказаться плодотворным в плане систематизации изображений и выявления особенностей, связанных с творчеством различных художественных школ и т. д., а ввиду огромного числа дошедших до нас целых папирусов и фрагментов — возможно и определения принадлежности некоторых свитков тому или иному мастеру. Во всяком случае представляется, что изучение папирусной графики Древнего Египта может внести значительный вклад в наше представление и понимание египетского искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Abitz F. Pharao als Gott in den Unterweltsbuchern des Neuen Reiches. II OBO 146, 1995. S. 174−199.
  2. Akmar R. Les bandelettes de momie du Musee Victoria r Upsala et le Livre des Morts. Upsala: Boreas, 1939. 78 p.
  3. Aldred C. Egyptian art. London: Thames & Hudson, 1980. 252 p., ill.
  4. Alexander S. Notes on the Use of Gold-leaf in Egyptian Papyri. // JEA, 51, 1965. Pp. 48−52.
  5. Allen T. Occurrences of Pyramid Texts with Cross Indexes of These and Other Egyptian Mortuary Texts. Chicago: University of Chicago press, 1950. 97 p.
  6. Allen T.G. Additions to the Book of the Dead. // JNES, 11, 1952. P. 177−186.
  7. Allen T.G. The Book of the Dead or Going Forth by Day. Ideas of the ancient Egyptians concerning the hereafter as expressed in their own terms. Translated by Thomas George Allen. Chicago: The University of Chicago Press, 1974. 306 p.
  8. Allen T.G. The Book of the Dead. Documents in the oriental Institute Museum at the University of Chicago. Chicago: The University of Chicago Press, 1960. -256 p.
  9. Altenmuller B. Synkretismus in den Sargtexte. Gottinger Orientforschungen, IV. Reihe: Agypten, Band 7, 1975. — 259 s.
  10. Altenmuller H. Die Texte zum Begrabnisritual in den Pyramiden des Alten Reiches-Agyptologische Abhandlungen, Band 24, Wiesbaden: Harassowitz, 1972. 248 s.
  11. Anthes R. Beilaufige Bemerkungen zum Mythos von Horns und Osiris. II ZAS 86, 1961. S. 75−86.
  12. Anthes R. Egyptian Theology in the Third Millennium BC. II JNES XVIII, 1959. P. 169 212.
  13. Anthes R. Horus als Sirius in den Pyramidentexten. II ZAS 102, 1975. S. 1−10.
  14. Assmann J. Das kulturelle Gedachtnis: Schrift, Erinnerug und politische Identitat in fruhen Hochkulturen. Munchen: Beck, 1992. — 344 p.
  15. Assmann J. Die Verborgenheit des Mythos in Agypten. II GM 25, 1977. S. 1−25.
  16. Assmann J. Hierotaxis. Textkonstitution und Bildkomposition in der agyptischen Kunst und Literatur.- Form und Mass. Beitrage zu Sprache, Literatur und Kunst des alten Agypten (Fs. Gerard Fecht). Wiesbaden: Harrassowitz, 1987. S. 78−96.
  17. Assmann J. Liturgische Lieder an den Sonnengott. MAS 19, Berlin: Hessling, 1969. -283 s.
  18. Assmann J. Ma at: Gererchtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Agypten. Munchen: Beck, 1990.-319 s.
  19. Assmann J. Preservation and Presentation of Self in Ancient Egyptian Portraiture-Manuelian P. Studies in Honor of William Kelly Simpson. Boston, 1996. Pp. 55−81.
  20. Assmann J. Re und Amun. Zur Krise des polytheistischen Welybilds im Agypten der 1820 Dynastie. Friebourg: Universitatverlag, 1983.-256 s.
  21. Assmann J. Schrift, Tod und Identitat. Das Grab als Vorschule der Literatur im Alten Agypten. Schrift und Gedachtnis. Munchen: Hirmer, 1983. S. 63−93.
  22. Assmann J. Stein und Zeit: Mensch und Gesellschaft im Alten Agupten. Munchen: W. Fink, 1995.-334 s.
  23. Assmann J. Agypten. Theologie und Frommigkeit einer fruhen Hochkultur, Stuttgart: Kohelhammer, 1984. 369 p.
  24. Assmann J. Agyptische Hymnen und Gebete. Zurich: Artemis, 1975. 364 s.
  25. Baikie J. Egyptian papyri and papyrus-hunting. New York: Books for Libraries Press, 1971.-324 p.
  26. Baines J. Communication and Display: The Integration of Early Egyptian Art and Writing. // Antiquity 63, 1989, 471−82.
  27. Baines J. On the Status and Purposes of Ancient Egyptian Art. // Cambridge Archaeological Journal, 4, 1994, p. 67−94.
  28. Baines J., MalekJ. Atlas of Ancient Egypt. Oxford: Andromeda Oxford Ltd, 1992. -240 p., ill.
  29. Bargue P. Le Livre des deux chemins. // RdE 21, 1969, Pp. 7−17.
  30. Bargue P. Les textes specifiques des differents panneaux des sarcophages du Moyen Empire// RdE 23, 1971, Pp. 15−22.
  31. Barguet P. Le Livre des morts des ancienes egyptiens. Paris: Les editions du Cerf, 1967. -307 p.
  32. Barguet P. Les textes des sarcophages Egyptiens du Moyen empire. Paris: Les editions du Cerf, 1986. 725 p.
  33. Barta W. Das Gesprach eines Mannes mit seinen Ba. Munchner Agyptologische Studien, Bd. 18, Berlin: Hessling, 1969. — 154 s.
  34. Barta W. Untersuchungen zum Gotterkreis der Neunheit Munchner Agyptologische Studien, Bd. 18, Berlin: Hessling, 1973. — 183 s.
  35. Beinlich H. Das Buch vom Ba. Wiesbaden: Harrassowitz, 2000. 77 s., ill.
  36. Beinlich H. Das Totenbuch bei Tutanchamun. // GM 102, 1988, s. 7−118.
  37. Bellion M. Catalogue des manuscrits hieroglyphiques et hieratiques et des dessins, sur papyrus, cuir ou tissu, publies ou signale. Pau: M. Bellion, 1987. 501 p.
  38. Bianchi R.S. Ancient Egyptian Reliefs, Statuary, and Monumental Paintings. -JackSas-son ed. Civilizations of the Ancient Near East. New York: Charles Scribner’s Sons, 1995. Vol. IV, p. 2533−54.
  39. M.L. (ed.) Papyrus: Structure and Usage. London: British Museum Publications, 1986.- 170 p., ill.
  40. Birch S. Facsimile of an Egyptian Hieratic Papyrus. London: British Museum, 1876. -79 pi.
  41. Bissing W. Die Verwendung von Musterbuchern im Alten Reich. // ZAS 53, 1917, s. 148.
  42. Bleeker C.-J. Egyptian Festivals. Studies in the History of Religions, Supplements to Numen, XIII, Leiden: Brill, 1967. P. 37−52.
  43. Bleeker C.-J. Initiation in Ancient Egypt. Studies in the History of Religions, Supplements to Numen, X, Initiation. Leiden: Brill, 1965, Pp. 49−58.
  44. Blumental E. Untersuchungen zum agyptischen Konigtum des Mittleren Reiches, I, Die Phraseologie- Abhandlungen des Sachsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig, Bd. 61, Heft 1, Berlin: Hessling, 1970.
  45. Blumenthal E" Junge Fr., Kammerzell Fr., Loprieno A. Mythen und Epen III. Bd. III, Lief. 5. Guterslohr: Gutersloher Verlagshaus, 1995. -224 p.
  46. Bochi P.A. Images of Time in Ancient Egyptian Art. II JARCE 31, 1994. Pp. 55−62.
  47. Bonnet H. Reallexicon der agyptischen Religionsgeschichte. Berlin: de Gruyter, 1952. -883 s.
  48. Bothmer B.V. On Realism in Egyptian Funerary Sculpture. II Expedition 24, 1982. Pp. 27−39.
  49. Brandon S.G.F. The Significance of Time in some Ancient Initiatory Rituals Studies in the History of Religions, Supplements to Numen, X, Initiation. Leiden: Brill, 1965, Pp. 40−48.
  50. Breasted J. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York: Charles Scribner’s Sons, 1912. 379 p.
  51. Brugsh-Bey E. Ein neuer satyrischer Papyrus. // ZAS 35, 1897, s. 140−145.
  52. H. «Illustrierte Bucher im alten Agypten» in Wort und Bild: Symposium des Fachbereichs Altertums- und Kunstwissenschaften zum 500 jahngen Jubilaum der Eberhard-Karls-Universitat 1977. Munich: Eberhard-Karls-Universitat, 1979. S. 181 200.
  53. Brunner H. Altagyptische Erziehung. Wiesbaden: Harrassowitz, 1957. 200 p., 3 pl., ill.
  54. Brunner H. Die Weisheists-Bucher der Agypter. Dusseldorf-Zurich: Artemis, 1998. -529 s.
  55. Brunner-Traut E. Die Altagyptischen Scherbenbilder (Bildostraka) der deutschen Museen und Sammlungen. Wiesbaden: Wiesbaden: Franz Steiner, 1956. 146 s., ill.
  56. Brunner-Traut E. Fruhformen des Erkennens: Am Beispiel Altagyptens. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1990. -210 s., ill.
  57. Bryan В.M. The Disjunction of Text and Image in Egyptian Art. Manuelian P. D. Studies in Honor of William Kelly Simpson. Boston: Museum of Fine Arts, 1996. Pp. 161−168.
  58. Buck A. de. The Egyptian Coffin Texts. Vols. I-VII. Chicago: University of Chicago Press, 1935−61.
  59. Budge E.A. W. Egyptian religion. Egyptian Ideas of the Future Life. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1899. 198 p.
  60. Budge E.A. W. The Gods of the Egyptians. London: Methuen, 1904. 525 p. ill.
  61. Budge E.A. W. The Mummy. A Handbook of Egyptian Funerary Archaeology. Cambridge: University Press, 1925 (репринт 1989 New York: Duver Publications. — 513 p.).
  62. Callender J.-B. Grammatical models in Egyptology. // Orientalia, 42, 1973. P. M-11.
  63. CapartJ. L’art egyptien. Bruxell: Vromont, 1909. 331 p., ill.
  64. Capart J. Les Debuts de L’art en Egypte. Bruxell: Vromont, 1904. 316.
  65. Carter H., Gardiner A. The Tomb of Ramesses IV and the Turin plan of Royal Tomb. // JEA 4, 1917, p. 130−158.
  66. Cenival J.-L. Le Livre pur sortir le jour. Le Livre des Morts des anciens Egyptiens. Bordeaux: Musee d’Aquitaine, 1992. -111 p., ill.
  67. Cerny J. Ancient Egyptian Religion. Westport: Greenwood, 1979. 289 p.
  68. Cerny J. Paper and Books in Ancient Egypt. London: H.K.Lewis for University College London, 1952. 36 p.
  69. Chegodaev M.A. Lest One Be Turned Upside Down. // DE 40, 1998, pp. 67−80.
  70. Chegodaev M.A. Some Remarks Regarding the So-called «Retrograde» Direction of Writing in the Ancient Egyptian Book of the Dead. // DE 35, 1996, pp. 19−24.
  71. Crossroad. Chaos or the Beginning of a New Paradigm. Papers from the Conference on Egyptian Grammar. Copenhagen: Carsten Niebuhr Institute of Ancient Near East Studies, 1986.-410 p., ill.
  72. Dassow E., von. The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day. San Francisco: Chronicle Books, 1994. — 176 p., ill.
  73. Daumas F. La civilisation de l’Egypte Pharaonique. Paris-Grenoble: Arthaud, 1965. -253 p. ill.
  74. David R. The Ancient Egyptians: Religious Beliefs and Practices. London: Rutlege&Ke-gan Paul, 1982. -247 p.
  75. Davies Nina M. Egyptian Paintings. London: Penguin Books, 1954. 135 p., ill.
  76. Davies Nina M., Gardiner A. Ancient Egyptian Paintings, vol. I-II. Plates- vol. III. Descriptive Text. Chicago: University of Chicago Press, 1936. 129 p., ill.
  77. Davis W. Canonical Representation in Egyptian Art. // Res 4, Autumn, 1982, 20−46.
  78. Davis W. The Canonical Tradition in Ancient Egyptian Art. Cambridge: University Press, 1989.- 132 p., ill.
  79. Dondelinger E. Das Totenbuch des Schreibers Ani. Graz: Adeva, 1988. 140 s., ill.
  80. Dorman P. F. Tombs of Senenmut. New York: Metropolitan Museum of Art, 1991. -181 p.
  81. Drioton E. Le theatre egyptien. Le Caire: IFAO, 1942. 387 p.
  82. Drioton E. Art egyptien. Paris: Arts et metiers graphiques. 1950. 164 p., ill.
  83. Dunham D. A fragment from the mummy wrappings of Tuthmosis III. // JEA 17, 1931, p. 209−210.
  84. DuQuesne T. At the Court of Osiris. Book of the Dead spell 194. London: Darengo Publications, 1994. 74 p., ill.
  85. Edel E. Altagyptische Grammatik. 2 v. Roma: Pontificium Institutum Biblicum, 1955−1964.-625 p.
  86. Eggebrecht A. E Egypte Ancienne. Paris: Bordas, 1986. 480 p., ill.
  87. Egypt’s Golden Age: The Art of Living in the New Kingdom, 1558−1085 B.C. Boston: Museum of Fine Arts, 1982. 336 p., ill.
  88. Englund G. Akh une notion religieuse dans l’Egypte pharaonique. Uppsala: Boreas, 1978.-147 p.
  89. Erman A. Die Literatur der Aegypter. Leipzig: Hinrichs, 1923. 390 s.
  90. Erman A., Grapow H. Worterbuch der agyptischen Sprache. Im Auftrage der deutschen Akademien herausgegeben von A. Erman und H.Grapow. Bd 1−6. Leipzig: Akademie Verlag, 1926−1963.
  91. Eschweiler P. Bildzauber im alten Agypten. Freiburg Schweiz und Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1994. 371 p., ill.
  92. Fabian Z.J. Heart chapters in the Book of the Dead. // Akten Munchen, 1985, 3. S. 249−259.
  93. Farina G. La pittura egiziana. Milan: Fratelli Trves, 1929. 108 p., ill.
  94. Faulkner R. O. Some Notes on the God Shu. // Jaarbericht van het Vooraziatisch-Egup-tologisch Genootschap Ex Oriente Lux, 18, Leiden: Brill, 1965. pp. 266−270.
  95. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Book of the Dead. London: British museum Press, 1985.-192 p., ill.
  96. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Coffin Texts, vol. I-III. Warminster: Aris & Phillips Ltd., 1973−78.
  97. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford: Clarendon, 1969. 330 p.
  98. Faulkner R.O. The King and the Star-religion in the Pyramid Texts. // JNES 25, 1966. P. 153−161.
  99. Faulkner R.O. The Papyrus Bremner Rhind (Br. Mus. 10 188). Bibliotheca Aegyptica III. Bruxelles: Edition de la Fondation egyptologique reine Elisabeth, 1933. -x, 94 p.
  100. Federn W. The «Transformations» in the Coffin Texts. A new Approach. // JNES 19, 1960. P. 244−257.
  101. H. G. «Hieroglyphen». LA, II. P. 1189−1199.
  102. Fischer H.G. Egyptian Studies I: Varia. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1976.-207 p., ill.
  103. Fischer H.G. Egyptian Studies II: The Orientation of Hieroglyphs. Pt. 1, Reversals. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1977. 238 p., ill.
  104. Fischer H.G. Egyptian Studies III: Varia Nova. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1996.-264 p., ill.
  105. Forman W., Kischkewitz H. Die altagyptische Zeichnung. Prague: Artia, 1971. 33 s., 61 taf.
  106. Frankfort H. Ancient Egyptian Religion. New York: Harper & Row, 1961. 181 p., ill.
  107. Frankfort H. Kingship and the Gods. Chicago: University of Chicago Press, 1948. 237 P
  108. Gaballa G. A. Narrative in Egyptian Art. Mainz: Von Zabern, 1976. 167 p., ill.
  109. Gardiner A. Egypt of the Pharaohs. Oxford: Clarendon, 1961. 356 p.
  110. Gardiner A. Egyptian Grammar. 3 ed., Oxford: Griffith Institute, 1957. 646 p.
  111. Gardiner A.H. The House of Life. // JEA 24,1938, pp. 150−180.
  112. Gardiner A.H. The Mansion of Life and the Master of the King’s Largess. // JEA 14, 1928, p. 83−91.
  113. Gasse A. Les papyrus hieratiques et hieroglyphiques du Museo Gregoriano Egizio. Vatikan: Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, Museo Gregoriano Egizio, 1993. -104 p., ill.
  114. George B. Zu den altagyptischen Vorstellungen vom Schatten als Seele. Bonn: R. Habelt, 1970.-225 s" ill.
  115. Goedicke H. The report about the dispute of a man with his BA. Papyrus Berlin 3024. Baltimore-London: Johns Hopkins University Press. 248 p.
  116. Goldwasser O. From Icon to Metaphor. Studies in the Semiotics of the Hieroglyphs. Orbis Biblicus et Orientalis 142. Gottengin: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. 185 p.
  117. Goring E., Reeves N" Ruffle J. Chief of Seers: Egyptian Studies in Memory of Cyril Aldred. London & New York: Kegan Paul International, 1997. 256 p., ill.
  118. Goyon J.-Cl. Rituels funeraires de l’ancienne Egypte. Paris: Cerf, 1972. 287 p.
  119. Gulden S., Munro I. Bibliographie zum Altagyptischen Totenbuch. Wiesbaden: Harrassowitz, 1998.- 189 s.
  120. Harell J., Brown V.M. The Oldest Surviving Topographical Map from Ancient Egypt: (Turin Papyri 1879, 1899, and 1969). // JARCE 29, 1992. Pp. 81−105.
  121. Heerma van Voss M. Een Egyptische Dodenpapyrus in Antwerpen. // JEOL 33 (19 931 994), 21−38.
  122. Heerma van Voss M. Illustration pour l’eternite. Brussel: Musees Royaux d’Art et d’Histoire, 1966.-65 p.
  123. Heerma van Voss M. Over het dateren van Dodenboeken. II Phoenix 23,1977, 84−89.
  124. Heerma van Voss M. Religion und Philosophie im Totenbuch des Pinodjem I. Religion und Philosophie im alten Agypten. Louvain, 1991, S. 155−157.
  125. Heerma van Voss M. Zwischen Grab und Paradies. Basel: Morf, 1971. 16 p., 30 pi. ill., facsims.
  126. Hendricks I.H. Pliny, Historia Naturalis XIII, 72−82 and the manufacture of papyrus. 11 ZPE38, 1980. Pp. 121−36.
  127. Hermann A. Buchillustrationen auf agyptischen Bucherkasten. // MDAIK 15, 1957, Ss. 112−125.
  128. Hieroglyphenschrifit und Totenbuch. Die Papyri der Agyptischen Sammlung der Universitat Tubingen. Tubingen: Attempto Verlag Tubingen GmbH, 1985. 103 p., ill.
  129. Hodjash S. L, Berlev O.D. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1982. 311 p.
  130. HornungE. Altagyptische Jenseitsbucher. Darmstadt: Primus Verlag, 1997. 181 p.
  131. Hornung E. Chaotische Bereiche in der geordneten Welt. // ZAS 81,1958. S. 28−32.
  132. Hornung E. Das Amduat. Die Schrift des verborgenen Raumes, Teil I, II. Agyptologi-sche Abhandlungen, Bd. 7. Wiesbaden: Harrassowitz, 1963. -287 s.
  133. Hornung E. Das Amduat. Die Schrift des verborgenen Raumes, Teil III. Agyptologi-sche Abhandlungen, Bd. 13. Wiesbaden: Harrassowitz, 1967. — 149 s.
  134. Hornung E. Das Totenbuch der Agypter. Zurich und Munchen: Artemis Verlag, 1979. -543 s.
  135. Hornung E. Der Eine und die Vielen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1971.-320 p.
  136. Hornung E. Die Grabkammer des Vezirs User. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1961.-96 s., ill.
  137. Hornung E. Idea into Image. Essays on Ancient Egyptian Thought. New York: Timken Publishers, 1992.-210 p., ill.
  138. HornungE. AgypischeUnterweltbucher. Zurich-Munchen: Arthemis, 1984. -426 s.
  139. Hussein M.-A. Origins of the Book. Egypt’s Contribution to the Development of the Book from Papyrus to Codex. Leipzig: Edition Leipzig, 1970. 135 p.1.ersen E. Canon and Proportions in Egyptian Art. Warminster: Aris & Phillips Ltd., 1975.- 187 p., ill.
  140. James T.G. Egyptian Painting and Drawing in the British Museum. London: British Museum Publications, 1983. 87 p., ill.
  141. Jequier G. Les Frises d’Objets des Sarcophages du Moyen Empire. Cairo: IFAO, 1921. -78 p.
  142. Junge F. How to study Egyptian grammar and to what purpose. A summary of sorts. // Lingua Aegyptia 1, 1991. P. 389−426.
  143. Junker H. Die Gotterlehre von Memphis (Schabaka-Inschrift). Berlin: Akademie Verlag, 1940.-77 s.
  144. Kahl J. Das System der agyptischen Hieroglyphenschrift in der 0.-3. Dynastie. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1994. 1051 p., fig., tables.
  145. Kees H. Der Gotterglaube im Alten Agypten. Berlin: Akademie Verlag, 1956. 501 s.
  146. Kees H. Die Feuerinsel in den Sargtexten und im Totenbuch. //ZAS 78, 1955. S. 41−53.
  147. Kees H. Farbensymbolik in agyptischen religiosen Texten. Narchrichten der Akademie der Wissenschaften zu Gottingen, phil.- hist, classe. II. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1943. 187 s.
  148. Kees H. Gottinger Totenbuchstudien. Ein Mythus vom Konigtum. II ZAS 65, 1930, s. 65−83.
  149. Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter. Berlin: Akademie Verlag, 1956.-315 s.
  150. Keller C.A. A Late Book of the Dead in the Emory University Museum. // Bulletin of the Egyptological Seminar, 6, 1984, P. 55−67.
  151. Manniche L. L’art egyptien. Paris: Flammarion, 1994. 477 p.
  152. Maspero G. Essais d’art egyptien. Paris: Alcid Picard & Fils, 1911. 387 p., ill.
  153. Maspero G. L’archeologie egyptienne. Paris: Alcid Picard & Fils, 1887. (2 ed 1907). -336 p., ill.
  154. Maystre C" PiankoffA. Le Livre des Portes, vol. I, II, III. Le Caire: IFAO, 1939−62.
  155. Mekhitarian A. La peinture egyptienne. Geneve: Skira, 1978. 165 p., ill.
  156. Milde H. The Vignettes in the Book of the Dead of Neferrenpet. Leiden: Nedrlands In-stituut voor het Nabije Oosten, 1991. 279 p., ill.
  157. Morenz S. Altagyptischer Jenseitsfuhrer Pap. Berlin 3127. Frankfurt a. M.: Insel-Verlag, 1966.-23 p., ill. (in tube).
  158. Morenz S. Von der Rolle der Farbe in alten agypten, in palette. Basel: Morf, 1962 78 s.
  159. Morenz S. Agyptische Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1960. 326 p.
  160. Moret A. Au temps des Pharaons. Paris: A. Colin, 1908, Reedite en 1941. 290 p., ill.
  161. Mosher M, The Ancient Egyptian Book of the Dead in the Late Period. Berkeley: University of California Press, 1990. 184 p.
  162. Mueller D. An Early Egyptian Guide to the Hereafter. // JEA 58, 1972. P. 99−125.
  163. Mueller D. Grabausstattung und Totengericht in der Lehre fur Konig Merikare. // ZAS 94, 1969. S. 117−124.
  164. Mummies & Magic. The Funerary Arts of Ancient Egypt. Boston: Museum of Fine Arts, 1988.-276 p., ill.
  165. Munro I. Das Totenbuch des Bak-su (pKM 1970.37/pBrocklehurst) aus der Zeit Amenophis' II. Wiesbaden: Harrassowitz, 1995. x, 28 p., ill.
  166. Munro I. Das Totenbuch des Jah-mes (pLouvre E. 11 085) aus der fruhen 18. Dynastie. Wiesbaden: Harrassowitz, 1995. 21 p., ill.
  167. Munro I. Das Totenbuch des Nacht-Amun aus der Ramessidenzeit (pBerlin P. 3002). Wiesbaden: Harrassowitz, 1997. x, 41 p., ill.
  168. Munro I. Der Totenbuch-Papyrus des Hohenpriesters Pa-nedjem II (pLondon BM 10 793/ pCambell). Wiesbaden: Harrassowitz, 1996. xii, 54 p., 33 p. of plates, ill.
  169. Munro I. Die Totenbuch-Handschrifiten der 18. Dynastie im Agyptischen Museum Cairo. Wiesbaden: Harrassowitz, 1994. 247 p., ill.
  170. Munro I. Untersuchungen zu den Totenbuchpapyri der 18. Dynastie. Kriterien ihrer Daterung. London-New York: Kegan Paul International, 1988. 369 p., ill.
  171. Muller H. W. Alt-Agyptische Malerei. Berlin: Safari Verlag, 1959. 80 s., ill.
  172. Muller M. Die agyptische Kunst aus kunsthistorischer Sicht. Eaton-Krauss M., Graefe E. eds. Studien zur agyptischen Kunstgeschichte (HAB 29). Hildesheim: Gerstenberg, 1990. Pp. 39−56.
  173. Niwinski A. Studies on the Illustrated Theban Funerary Papyri of the 11th and 10th Centuries B.C. Freiburg Gottingen: University Press — Vandenhoeck & Ruprecht, 1989. -402 p., ill.
  174. Omlin J. A. Der Papyrus 55 001 und seine satirisch-erotischr Zeichnungen und Inschriften. Torino: Edizioni d' Arte Fratelli Pozzo, 1973. 69 p., ill.
  175. Otto E. Altagyptischer Polytheismus. Eine Beschreibung. // Saeculum XIV, 1963, pp. 249−285.
  176. Otto E. Das Verhaltnis von Rite und Mythos im alten Agypten. Heidelberg: C. Winter, 1958.-28 s.
  177. Parkinson R, Scho? eid L. Images of Mycenaeans: A Recently Acquired Painted Papyrus from El-Amarna. Egypt, the Aegean and the Levant. Interconnections in the Second Millennium BC. London: British Museum Press, 1995, p. 125−126.
  178. Parkinson R., Quirke S. Papyrus. London: British Museum Press, 1995. 96 p., ill.
  179. Pattie T., Turner E. The Written Word on Papyrus. London: British Museum for the British Library Board, 1974. -48 p., ill.
  180. Peck W. H., Ross J. G. Egyptian Drawings. New York and London: Thames & Hudson, 1978.- 158 p., ill.
  181. Peck W.H. Drawings from ancient Egypt. London: Thames & Hudson, 1978. 208 p., ill.
  182. Pestman P. W. Who were the owners, in the «Community of Workmen», of the Chester Beatty Papyri? Gleanings from Deir el-Medina. Leiden: Brill, 1982. Pp. 155−172.
  183. Petrie W.M.Fl. The arts and crafts of Ancient Egypt. Edinburgh: Foulis, 1909. 157 p., ill.
  184. Piankoff A, Rambova N. Mythological Papyri. Bollingen Series XL, 3, New-York: Pantheon Books, 1957. -221 p., ill.
  185. Piankoff A. La Creation du disque solaire. Le Caire: IFAO, 1953. 256 p.
  186. PiankoffA. Le Livre des Quererts. Le Caire: IFAO, 1946. 235 p. ill.
  187. Piankoff A. The Tomb of Ramesses VI. New York: Pantheon Books, 1954. 434p., ill.
  188. Pieper M. Die altagyptische Buchmalerei, verglichen mit der grechischen und fruhmittelalterlichen. // Jdl 48, 1933,40 ff.
  189. Pierenne J. Ame et vie d’outre-tombe chez les Egyptiens de l’Ancien Empire. // CdE 68,1934. Pp. 208−213.
  190. Posener G. Dictionaire de la civilisation egyptienne. Paris: Fernand Hazan, 1959. 324 p., ill.
  191. Posener G. Les Empreintes Magiques de Giseh et les Morts Dangereux. // MDAIK, Bd. 16, 1956. P. 252−270.
  192. Rachewiltz B. de. Il Libro dei Morti degli antichi Egiziani. Milano: AllTnsegna del pesce d’oro, 1958.- 110 p., ill.
  193. Ragab H. Resurrection of Papyrus as a National Heritage & The Harvest of 35 Years Experience with Papyrus. Bulletin of the Center of Papyrological Studies, 10 (1996). Pp. 151−167.
  194. Ragab H. The quality of recently manufactured papyrus as compared with ancient Egyptian papyrus Proceedings of the 18th International Congress of Papyrology II. Athens, 1988. Pp. 513−523.
  195. Ranke H. The Origin of the Egyptian Tomb Statue. // Harvard Theological Review 28,1935. Pp. 45−53.
  196. Ratie S. Le Papyrus de Neferoubenef. Caire: IFAO, 1968. 88 p., ill.
  197. Rauschenbach B. V. Ancient Egyptian Representation of Space and Spatiality. // GM 155. 1996. Pp. 77−86.
  198. Religion and Philosophy in Ancient Egypt (ed. By W.K.Simpson). New Haven: Yale University. 1989. -210 p.
  199. Religion in Ancient Egypt: Gods, myths, and personal practice. (Ed. by B.E.Shafer). London: Routledge, 1991.-217 p.
  200. Robins G. On Supposed Connections between the 'Canon of Proportions' and Metrology.//JEA 80, 1994. P. 191−194.
  201. Robins G. Proportion and Style in Ancient Egyptian Art. Austin: University of Texas Press, 1994.-283 p., fig., ill.
  202. Robins G. Some Principles of Compositional Dominance and Gender Hierarchy in Egyptian Art. // JARCE 31, 1994. Pp. 33−40.
  203. Robins G. The Art of Ancient Egypt. Cambridge: Harvard University Press, 2000. 271 p., ill.
  204. Roccati A. Tra i papiri torinesi // OA, XIY, 1975, 3, P. 243−253.
  205. Rossiter E. The Book of the Dead. Famous Egyptian papyri. Fribourg Geneve: Minerva, 1984. — 121 p., ill.
  206. Ro?ler-Kohler U. Kapitel 17. des agyptischen Totenbuches: Untersuchungen zur Textgeschichte und Funktion eines Textes der altagyptischen Totenliteratur. Wiesbaden: Harassowitz, 1979. 179 s.
  207. Ro?ler-Kohler U. Zur Tradierungsgeschichte des Totenbuches zwischen der 17. und 22. Dynastie (Tb 17). Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. -244 s.
  208. Serensen J. Divine Access: The So-called Democratization of Egyptian Funerary Literature as socio-cultural Process. The religion of the Ancient egyptians. Cognitive structures and Popular expressions. Uppsala: Boreas, 1989. P. 109−126.
  209. Sainte Fare Garnot J. L’hommage aux dieux. Paris: Presses Universitee de France, 1954.-333 p.
  210. Saleh M. Das Totenbuch in den thebanischen Beamtengrabern des Neuen Reiches, Texte und Vignetten. Mainz: VonZabern, 1984. 102 s., ill.
  211. Schafer H. Altagyptische Bilder der auf- und untergehenden Sonne. // ZAS 71, 1949. S. 15−38.
  212. Schafer H. Principles of Egyptian Art, ed. by E. Brunner-Traut, trans, by J.R.Baines, 4th ed. Oxford: University Press, 1974. 256 p., ill.
  213. Schafer H. Von agyptischer Kunst, besonders der Zeichenkunst. Leipzig: Hinrichs, 1919. -251 s., ill.
  214. Schafer H., Andrae W. Die Kunst des alten Orients, 3r ed. Berlin: Propylaen-Verlag, 1942.-761 s., ill.
  215. Schenkel W. Die Farben in agyptischer Kunst und Sprache. // ZAS 88, 1963. Ss. 131 147.
  216. Schlott A. Schrift und Schreiber im Alten Agypten. Munich: Beck, 1989. 135 s., ill. Schneider H.D. Shabtis. Leiden: Brill, 1977. — 138 p. ill.
  217. Schoske S. Historisches Bewu? tsein in der agyptischen Kunst. // MjbK 38, 1987, 7−26.
  218. Schott S. Hieroglyphen, Untersuchungen zum Ursprung der Schrift. Wiesbaden: Steiner, 1951.- 156 s" ill.
  219. Schott S. Mythe und Mythenbildung im Alten Agypten. Leipzig: Akademie Verlag, 1945.-237 s.
  220. Schubart W. Das alte Agypten und seine Papyrus. Berlin: Hessling, 1930. 79 s., ill.
  221. Schwarz F. Initiation oux Livre des Morts egyptiennes. Paris: Albin Michel S.A., 1988. 248 p.
  222. Seeber C. Untersuchungen zur Darstellung des Totengerichts im Alten Aegypten. Munchen: Deutscher Kunstverlag, 1976. -271 s., ill.
  223. Sethe K. Dramatische Texte zu altagyptischen Mysterienspilen I und II: Der Dramatische Rammesseum papyrus. Leipzig: Hinrichs, 1928. 56 s. III.
  224. Shott S. Hieroglyphen, Untersuchungen zum Ursprung der Schrift. // AMAW 24, 1950, s. 1709. Wiesbaden, 1951.
  225. Silverman D. P. ed. Ancient Egypt. London: Piatkus, 1997. 256 p., ill.
  226. Simpson W. K., ed. The Literature of Ancient Egypt, 3rd rev. printing. New Haven: Yale University Press, 1977. 350 p.
  227. Smith H" Stewart H. The Gurob Shrine Papyrus. // JEA 70, 1984. Pp. 54−64.
  228. Smith W.S. A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom. London: Oxford university press, G. Cumberlege, 1946. -422 p., ill.
  229. Steindorff G. Die Kunst der Agypter. Leipzig: Insel-Verlag, 1928. 328 s., ill.
  230. Tefnin R. Elements pour une Semiologie de l’Image egyptienne. // CdE 66, 1991, 60−88.
  231. Tefnin R. ed. La Peinture Egyptienne Ancienne: Un Monde de Signes a Preserver. Monumenta Aegyptiaca VII, Serie Imago no. I, Brussels, 1997.
  232. Terrace E. L. B., Fischer H. G. Treasures of Egyptian Art from the Cairo Museum. Boston: Museum of Fine Arts, 1970. 188 p., ill.
  233. Thausing G., Kerszt-Kratschmann T. Das gro? e agyptische Totenbuch (Papyrus Rei-nisch) der Osterreichischen Nationalbibliothek. Kairo: Schriften des osterreichischen Kulturinstitutes Kairo, 1969. 56 s., ill.
  234. Valloggia M. Le Papyrus Bodmer 103: un abrege du Livre des Morts. // Cahier de recherches de l’Institut de Papyrologie et d’Egyptologie de Lille 13. Lille, 1991. P. 129 136.
  235. Vandersleyen C. ed. Das alte Agypten (Propylaen Kunstgeschichte, 15). Berlin: Propylaen Verlag, 1975. -456 s., ill.
  236. Vandier d’Abbadie J. Catalogue des ostracas figures de Deir el Medineh. Documents de Fouilles de l’Institut Francais d’Archeologie Orientale du Caire. Vol. 2, Caire: IFAO, 1937.-258 p., ill.
  237. Vandier J. La Religion Egyptienne. Paris: Presses universitaires de France, 1949. 253 P
  238. VandierJ. Manuel d’archeologie egyptienne. 6 vols. Paris: A. et J. Picard, 1952−78.
  239. Velde H., te. Seth, God of Confusion. Leiden: Brill, 1977. 182 p.
  240. Verhoeven U. Das saitische Totenbuch der Iahtesnacht. Bonn: Dr. Rudolf Habelt Verlag, 1993.-381 p., ill.
  241. Verhoeven U. Das Totenbuch des Monthpriesters Nespasefy aus der Zeit Psammetichs I.: pKairo JE 95 714 + pAlbany 1900.3.1, pKairo JE 95 649, pMarseille 91/2/1 (ehem. Slg. Brunner) + pMarseille 291. Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. -x, 53 p., ill.
  242. Waitkus W. Zur Deutung von zwei Besuchsfesten der Gottlichen Statte (jlt-ntrjt) von Edfu. Feste im Tempel. 4. Agyptologische Tempeltagung. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag in Kommission, 1998, s., 155−174.
  243. Weber M. Beitrage zur Kenntnis des Schrift- und Buchwesens des alten Agypter. Koln: Wienand, 1969. 247 s.
  244. Weill R. Le Champ des Roseaux et le Champ des Ofrandes dans la religion funeraire et la religion generale. Paris: Paul Geutner, 1936. 176 p.
  245. Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex. Princeton: Princeton University Press, 1947.-219 p., ill.
  246. Wessetzky V. Das altagyptische Buch. Budapest: s.n., [n.d.]. 77 s, ill.
  247. Westendorf W. Gottinger Totenbuchstudien. Beitrage zum 17. Kapitel. Wiesbaden: Harrassowitz, 1975. 67 s.
  248. Wildung D. Die Kunst des alten Agypten. Freiburg-Basel-Wien: Herder, 1988. 252 s., ill.
  249. Wilkinson R. H. Reading Egyptian Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Egyptian Painting and Sculpture. London: Thames & Hudson, 1992. -224 p., ill.
  250. Wilson J. A. The Culture of Ancient Egypt. Chicago: University of Chicago Press, 1956. 344 p., ill.
  251. WolfW. Die Kunst Agyptens. Gestalt und Geschichte. Stuttgart: Kohlhammer, 1957. -167 p., ill.
  252. WolfW. Kulturgeschichte des Alten agypten. Stuttgart: Kohlhammer, 1962. 175 p., ill.
  253. Wreszinski W. Atlas zur altagyptischen Kulturgeschichte. Leipzig: Hinrichs, 1923. 258 s" ill.
  254. Zabkar L. V. A Study of the BA Concept in Ancient Egyptian Texts. Studies in ancient oriental civilizations 34. Chicago: University of Chicago Press, 1968. — 247 p.
  255. Zabkar L. V. Herodotus and the Egyptian Idea of Immortality. // JNES 22, 1963. P. 5763.
  256. Zandee J. Death as an Enemy according to Ancient Egyptian Conceptions. Leiden: Brill, 1960.-344.
  257. В. И. Древнеегипетские рисунки в ГМИИ (на папирусах с текстами Книги Мертвых). // «Жизнь музея», 1930, М.: ГМИИ, с. 51−54.
  258. Р. Мифология в Древнем Египте.- Мифологии Древнего мира. М.: Наука, 1977. С. 55−121.
  259. Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.-365 с.
  260. ОД. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М.: Наука, 1978.-367 с.
  261. О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М.: Наука, 1972. -364 с.
  262. Е.С. Военные и художники в Египте XIV X вв. до н.э. — Тутанха-мон и его время. М.: Наука, 1976. С. 80−95.
  263. Е.С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер эль-Медина. М.: Наука, 1983.-366 с.
  264. Е.С. Искусство Древнего Египта. // «Художник», 1988, № 12, с. 5563.
  265. А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // ВДИ, 1987, 2, с. 3−36.
  266. А. О. Человек и его двойник. СПб.: Алетейа, 2001. -288 с.
  267. В.Г. В мире античных свитков. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1976. 223 е., ил.
  268. Д.Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, тт. 1−2, М.: Т-во Сабашниковых, 1915. 343 е., 329 е., ил.
  269. Н. О книге. История письменности всех стран и веков. Пермь: Госиздательство, 1920.
  270. В.Н. Египет: Архитектура, скульптура, живопись. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1944. 69 табл.
  271. Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с. gyptische Kunst Aus den Sammlungen des Museums in Kairo. Praha: Artia, 1962. -71 s., 117 t., ill.
  272. А.Е. Наставления совершенному. «Поучения царю Мерикара, древнейшее рассуждение о благочестии». Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Валент, 1997. С. 291−309.
  273. А.Е. Несколько замечаний о «взаимоотношениях» египтян с божеством в начале II тысячелетия до н.э. Древний и Средневековый Восток, Ч. I, М.: Наука, 1988, с. 65−89.
  274. И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. 247 с.
  275. А.И. Коптская рукописная книга. В кн.: Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. I. М.: Наука, 1987. С. 20−103.
  276. Г. Гробница Тутанхамона. М.: ИВЛ, 1959. 261 е., ил.
  277. М.А. Введение в египетскую филологию. М.: ИВЛ, 1963. 279 с.
  278. М.А. Писцы древнего Египта. М.: ИВЛ, 1962. 175 с.
  279. М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. 336 с.
  280. А.Л. Тексты Пирамид (под общей редакцией А.С.Четверухина). СПб.: Журнал «Нева" — Летний Сад, 2000. 464 е., ил.
  281. Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М.: Искусство, 1983. -223 е., ил.
  282. А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. М.: ИВЛ, 1958.-637 с.
  283. М.Э. Во времена Нефертити. Л.-М.: Искусство, 1965. 179 е., ил.
  284. М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. -171 е., ил.
  285. М.Э. Искусство Древнего Египта. М.Л.: Искусство, 1961. 591 е., ил. Матъе М. Э. Искусство древнего Египта. М.: Искусство, 1958. — 211 е., ил.
  286. М.Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI—XV вв.ека. Д.: ГЭ, 1947.-170 е., ил.
  287. М.Э. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. JL: ГЭ, 1941. 96 е., ил.
  288. М.Э. Искусство Фив и Мемфиса времени XIX древнеегипетской династии. Труды Государственного Эрмитажа, т. 2, JI.: ГЭ, 1958. С. 27−40.
  289. М.Э. Проблема изучения Книги мертвых. (Доклады делегации СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов). М.: ИВЛ, 1960. С. 6−17.
  290. М.Э. Религия египетских бедняков. Религия и общество. JL, 1926. С. 1035.
  291. М.Э. Роль личности художника в искусстве древнего Египта. ТОВЭ IV, Л.: ГЭ, 1947. С. 5−99.
  292. М.Э. Тексты пирамид заупокойный ритуал. // ВДИ, 4,1947. С. 30−56.
  293. М.Э. Что читали египтяне 4000 лет тому назад. Л.: ГЭ, 1935. 117 с.
  294. Матъе М. Э, Павлов В. В. Памятники искусства древнего Египта в музеях Советского Союза. М.: ГИИИ, 1958. 18,5 п/л ил.
  295. В.В. Очерки по искусству древнего Египта. М.: ИЗОГИЗ, 1936. 164 е., илл.
  296. В.В. Скульптурный портрет древнего Египта. М.: ГИИИ, 1957. 16 е., 37 табл. ил.
  297. Павлова О. К, Зубов А. Б. Реальность падшести и парадигма совершенства. Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Валент, 1997. С. 173−212.
  298. Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в древнем Египте. М.: Наука, 1979. 309 с.
  299. Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 2. М.: Наука, 1984. 287 с.
  300. Н.С. Египетский язык. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958.-329 с.
  301. Н.С. Звуковые знаки египетского письма как система. М.: Наука, 1978.- 174 с.
  302. Н.С. Сочетания слов в египетском языке. М.: Наука, 1970. 315 с.
  303. Плутарх. Исида и Осирис. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996. 250 с.
  304. H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство, 1985. -255 е., ил.
  305. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1986. -365 с.
  306. РаушенбахБ.В. Пространственные построения в живописи. М.: Искусство, 1980. -327 е., ил.
  307. Р. И. 125 глава «Книги мертвых». Ученые записки Пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1938, т. 11. С. 293−308.
  308. Р.И. Книга мертвых и отношение древних египтян к смерти. -Ж.Ф.Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М.: Наука, 1976, С. 72−87.
  309. Р.И. О природе ушебти. // ВДИ, 1968, 2. С. 80−89.
  310. Р.И. Погребальные обряды по 151 главе Книги мертвых. Тутанх-амон и его время. М.: Наука, 1979. С. 129−143.
  311. О.В. Богиня Нейт охранительница мертвых. — «Мероэ», вып. № 3, М.: Наука, 1985. С. 227−238.
  312. О.В. К вопросу о происхождении культа богини Нейт. «Мероэ», вып. № 4, М.: Наука, 1989. С. 178−189.
  313. О.В. Нейт саисская богиня воды. — «Мероэ», вып. № 4, М.: Наука, 1989. С. 190−200.
  314. О. В. Ранние культы богини Нейт и ее символы. Древний и средневековый Восток. Ч. 1. М.: Наука, 1985, с. 193−199.
  315. .А. 1-я глава «Книги Мертвых" — 125-я глава «Книги Мертвых». Древнш м1ръ, ч. 1 Востокъ. М.: А. А. Левинсонъ, 1915. С. 7−11.
  316. .А. Бог Тот. Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1898. 182 е., ил.
  317. .А. Древний Египет. СПб.: Журнал «Нева" — Летний Сад, 2000. 192 с.
  318. .А. История древнего Востока. Тт. 1−2, Л.: СОЦЭКГИЗ, 1935. 337 е., 342 е., ил.
  319. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период. Вып. 1, М.: Скоропечатни A.A. Левенсонъ, 1917. 73 е.,
  320. Г., Франкфорт Г.-А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Наука, 1984. 236 с.
  321. Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. Л.: Музей истории, религии и атеизма, 1959. 574 е., ил.
  322. М.Г. Два понятия вечности в космогониях древнего Египта. «Мероэ», вып. № 3, М.: Наука, 1985. С. 239−242.
  323. С.И. Египетское искусство в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. М.: Изобразительное Искусство, 1971. 15 печ. л.
  324. М.А. Древнеегипетская Книга Мертвых фрагменты перевода и комментарии. // Вопросы истории, 1994. № 8, с. 145−163- № 9, с. 141−151.
  325. М.А. Древний Египет: язык и культура Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М.: ИВ РАН, 2001. С. 33−51.
  326. М.А. Изречения «Книги Мертвых». Перевод и комментарии. История Древнего Востока. Тексты и документы. М.: Высшая школа, 2002. С. 95−110.
  327. М.А. Книга Небесной Коровы. Перевод и комментарии. История Древнего Востока. Тексты и документы. М.: Высшая школа, 2002. С. 110−116.
  328. М.А. Переворачивание в древнеегипетской мифологии. Древность: историческое знание и специфика источника. М.: ИВ РАН, 1996. С. 122−124.
  329. М.А. По поводу так называемого «обратного» направления письма в древнеегипетской Книге Мертвых. Невербальное поле культуры, М.: РГГУ, 1995. С. 74−78.
  330. М.А. Финальные «глайды» в египетском письме: метатеза и огласовка. -Древний Египет: язык культура — сознание. М.: Присцельс, 1999. С. 27−41.
  331. М.А. Хор-Без-Глаз-На-Его-Челе (опыт интерпретации имени). Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М.: ИВ РАН, 2001. С. 24−32.
  332. М.А. «Чтобы не быть перевернутым» (комментарий к 51 главе древнеегипетской Книги Мертвых). // Вестник РГГУ, № 4, кн. 1, 2000. С. 57−71.
Заполнить форму текущей работой