Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурологический анализ любви в свете работ В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подробному анализу их теорий посвящена первая глава нашей диссертации. Они видели в любви не просто субъективное переживание, половая любовь для них является одним из важнейших условий достижения полноты жизни, гармонии не только для личности, но и для общества. Это находит выражение в творческой энергии, которая аккумулируется в любви и становится основой для познания бытия, самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЛЮБОВЬ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЕДУЩИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЕВА И Н.А. БЕРДЯЕВА
    • 1. 1. Любовь, ее смысл и значение в философии и теории Вечной Женственности B.C. Соловьева
    • 1. 2. Содержание категории любви-эроса у Н. А. Бердяева
  • ГЛАВА. ! ЛЮБОВЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 2. 1. Природа и сущность любви. Содержательный анализ категории любви
    • 2. 2. Любовь в системе категории культурологии

Культурологический анализ любви в свете работ В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор темы исследования обусловлен особой актуализацией проблемы понимания любви, и половой любви в частности, на современном этапе развития мировой и отечественной культуры, необходимостью продолжить рассмотрение данного понятия с позиций культурологии. Многие отечественные и западные мыслители говорят о том, что современная культура, разорвав многие традиционные связи, характеризуется изменением отношения к традиционным гуманистическим идеалам и ценностям, забвением того значения и роли, которая должна отводиться любви, культуре интимных отношений.

Проблема осмысления духовной стороны любви актуальна не только сегодня, в условиях катастрофической социокультурной ситуации, она была важной всегда, и человечество не переставало задумываться над ней. Эта проблема — классическая, но ее классика означает не инерцию традиционного понимания, а непреходящую тягу к ее разрешению. Каждая культура, каждая культурная эпоха, каждое поколение понимали и трактовали любовь, ее место и роль в жизни человека и общества по-своему. В каждом типе культуры определенным образом объективировались творческие порывы, вызванные субъективными переживаниями любви. Категория любви является сквозной, стержневой категорией, пронизывающей все виды культуры — и материальной (сексуальная, физическая культура), и духовной (философско-мировоззренческая, эстетическая, нравственная, правовая). Поэтому и раскрытие сущности любви, ее духовного начала нам представляется возможным с помощью культурологического анализа. И хотя существует огромный опыт человечества в этой области, однако, обобщающих работ по выстраиванию культурологической концепции любви, на наш взгляд, крайне мало. Любовь рассматривалась либо как общефилософская категория, либо под специфическим для разных наук углом зрения (психология, сексология). Мы предполагаем сделать попытку раскрытия ее как явления духовной культуры и как одной из важнейших категорий культурологии.

Тем более насущной проблема понимания любви эротической становится сегодня, когда массовая культура сделала в отношении любви свое «злое» дело: современный человек давно уже смотрит на это чувство более прагматично, нежели древние греки или немецкие романтики 18 века. Любовь сейчас — не столько средство для духовного самосовершенствования, сколько способ достижения удовольствия (гедонизм). В обыденном сознании любовь зачастую сводится лишь к сексуальным отношениям, не выявляется ее связь с многообразными формами духовной жизни человека. И это тем более обидно, потому что духовная культура России включает в себя много великих мыслителей, веривших в возможность спасти человеческую личность, саму Россию через новое толкование любви. Это — Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский и, конечно, такие представители русской культуры, как H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, Й. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. Л. Лосский, В. В. Розанов, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский и другие.

На наш взгляд, для сохранения стабильности существования человека необходимым является возвращение к осознанию важности гуманистических идеалов и целей, в том числе и выделение огромной роли любви и ее духовного начала. Очень ярко специфика, оригинальность подхода русской религиозной философии по проблеме любви проявилась в творчестве Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, П. Флоренского, С. Франка, но автору ближе оказались взгляды B.C. Соловьева и H.A. Бердяева. Во-первых, потому, что их творчество можно назвать некоторым итогом развития мировой философии любви, основанной на идеалистических позициях Платона о роли духовного начала любви в достижении человеком «цельной жизни духа». Во-вторых, теории B.C. Соловьева и H.A. Бердяева тесно связаны со спецификой мировоззрения, мироощущения русского народа, что объясняет все более возрастающий интерес мировой общественной и научной мысли к трудам этих философов.

Подробному анализу их теорий посвящена первая глава нашей диссертации. Они видели в любви не просто субъективное переживание, половая любовь для них является одним из важнейших условий достижения полноты жизни, гармонии не только для личности, но и для общества. Это находит выражение в творческой энергии, которая аккумулируется в любви и становится основой для познания бытия, самоопределения личности в контексте культуры, создания культурных ценностей и развития культуры. Главное назначение любви, по их мнению, — в придании особого состояния цельности сознанию, при котором интегрируются в культуре различные формы и образования духа (наука, философия, искусство и т. п.). Таким образом, для религиозных философов любовь носит преимущественно духовный характер, и через духовное, нравственное, религиозное преображение жизни личность получает возможность существовать и развиваться, а сама культура способна преодолевать кризис, связанный с вытеснением культуры цивилизацией. Бог — это любовь, принцип любви — один из основных принципов дальнейшего развития культуры. Иными словами, B.C. Соловьев и H.A. Бердяев в единстве с другими русскими философами выдвинули и защищали новую систему ценностей, в центре которой стояла любовь. Половая любовь между земными людьми — это проекция любви Божественной.

B.C. Соловьев и H.A. Бердяев рассматривают любовь не только как явление культуры, но и проводят категориальный анализ этого понятия, ставя его в один ряд с такими категориями, как смысл бытия, смерть, свобода, творчество, пол, род, брак, семья.

Мы отнюдь не настаиваем на признании их взглядов как единственно правильных и объективных. Но, несмотря на определенную утопичность их теорий и несогласие с ними по некоторым позициям, мы все же хотели бы признать ту глубину, оригинальность их подхода в толковании любви, к раскрытию ее смысла. Их идеи получили дальнейшее развитие, различную интерпретацию, образовав целые школы и направления в русской и современной российской философии.

Осмысление проблемы любви в русской философской традиции, объединившей любовь-эрос и любовь-агапе, отличалось стремлением синтезировать философский, религиозный, психологический и эстетический аспекты любви. Философско-платоническое направление в развитии русской теории любви было представлено B.C. Соловьевым. Позже по этому пути пошли Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, 3. Гиппиус, Л. Карсавин. Другое направление — ортодоксально-богословское — связано с именами С. Булгакова, И. Ильина, Н. Лосского, П. Флоренского.

В поисках путей формирования нового общества и новой культуры теоретическая мысль неизбежно обращается к роли любви в духовной культуре личности, ее духовному содержанию, так как от того, какие ценности станут смысложизненными для современного человека и общества, какие процессы будут происходить далее в духовной культуре, зависит не только ближайшее будущее социума, но и его дальнейшие перспективы.

Проблемой исследования является для автора противоречие между насущной необходимостью раскрытия смысла феномена любви, определения места данной категории в системе категорий культурологии и недостаточной их исследованностью, неполной изученностью огромной роли, прежде всего, ее духовного начала в создании новых культурных ценностей и нового типа культуры, в том числе и с позиций B.C. Соловьева и H.A. Бердяева.

В соответствии с проблемой сформулирована цель исследования: осмысление культурологического подхода, позволяющего использовать достижения русской культурфилософской традиции применительно к теоретическому обоснованию любви, и половой любви в частности, как явления культуры и как одной из смысложизненных категорий философии и культурологии.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование любви как феномена и как категории требует изучения большого объема литературы философской, культурологической, конкретно-научной направленности (исторической, социологической, психологической и т. д.).

Логика исследования обосновала обращение к проблеме личности в целом. Сложность состояла в том, что в гуманитарном знании нет устоявшегося понятия личности. С одной стороны, под личностью понималась совокупность характеристик человека, сформировавшихся и изменяющихся под воздействием социального окружения. Этот подход сформировался в западной философии к середине 19 века (Г. Гегель, К. Маркс) и долгое время являлся общеметодологическим для всех наук о человеке. Другой подход трактовал личность, связывая ее с понятиями «индивид», «индивидуальность», характеризующими единичность, уникальность, своеобразие человека. Теоретической базой этого подхода стали труды представителей экзистенциализма, персонализма, интуитивизма, герменевтики. На принципы данного подхода опираются такие представители отечественной науки, как B.C. Библер, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, Е. С. Ляхович, в западной науке — А. Инкельс, X. Ортега-и-Гассет, Т. Хеллер, Д. Уэлбери.

Исследуя феномен любви, мы установили, что этой проблеме в истории мировой философской и общественной мысли посвящено большое количество работ, самыми значительными из которых можно назвать труды Платона, Августина, Я. Беме, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, 3. Фрейда, Вл. Соловьева, H.A. Бердяева, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра. Их идеи в трактовке любви были определенными поворотными пунктами и отражали идеалы любви различных культурных эпох.

Попытка представить любовь как качество личностноформирующее и культурформирующее привела автора к более детальному изучению позиций представителей экзистенциальной традиции — А. Камю, С. Кьеркегора, Ж-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Существенную помощь в раскрытии содержания категории любви оказали работы П. С. Гуревича, Б. С. Ерасова, Ю. Б. Рюрикова, A.A. Ивина, В. В. Бычкова, Т. А. Кузьминой, Л. Н. Когана, Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко.

Несомненный интерес для нашего исследования представляли работы представителей постмодернистского направления С. Н. Артамоновой, Л. Г. Ионина, В. М. Межуева, Л. Н. Немченко, Э. О. Орловой, в которых говорится о необходимости восстановления целостности личности как пути формирования новой культуры.

Объектом настоящего исследования стала любовь как культурный феномен и как категория культурологии. Характеристика половой любви как социокультурного феномена является только первым шагом в исследовании любви. В своей работе мы предприняли попытку проведения культурологического анализа понятия половой любви с его основными сущностными характеристиками. Любовь как феномен культуры оказывает влияние на качественные изменения в развитии общества, на зарождение нового типа культуры, половая любовь также является непременным условием формирования культуры личности.

В предметную область исследования входит выявление оснований для представления категории любви в качестве одной из смысложизненных категорий русской культурфилософской традиции с использованием некоторых методологических положений деятельностного, аксиологического подходов, структурно-функционального анализа и философии экзистенциализма. Теоретическому анализу подвергается, прежде всего, понятие любви эротической, половой, связь данной категории с другими стержневыми общефилософскими и культурологическими категориями. Данная категория стоит в центре теорий B.C. Соловьева и H.A. Бердяева, сопоставлявших ее с другими важнейшими категориями философии и культурологии.

Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач: исследование проблемы соотношения культуры и половой любви как одного из способов свободного самоопределения личности в культуреисследование соотношения культуры и творческой интуиции, порожденной переживаниями любви, объективации творчества в различных культурных формахвыявление сущности любви через этимологический, семантический и категориальный анализопределение понятия и рассмотрение структуры, функций половой любвиопределение любви как категории культуры, с помощью которой могут быть выделены типы (традиции) последнейопределение взаимоотношений категории любви с другими важнейшими категориями философии и культурологии — жизнь, смерть, пол, личность, свобода, творчество, нормы, брак семьярассмотрение специфического подхода русских религиозных философов B.C. Соловьева и H.A. Бердяева к определению сущности половой любви и ее духовной стороны.

Теоретико-методологическая база исследования. В диссертационной работе автор опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области теории, социологии и истории культуры и философии. Методологической основой исследования является системный подход к категориям культурологии. Не отвергая все другие определения культуры, мы останавливаемся на понимании культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека, способа его жизнедеятельности, способа самоопределения в социальном времени-пространстве. Этот подход представлен в трудах B.C. Библера, Л. Н. Когана, М. К. Мамардашвили и др. В рамках этого подхода личность рассматривается нами как субъект и творец культуры. В определении сущности личности как целостности, единства внутреннего содержания и деятельности мы опираемся на идеи, разработанные в трудах М. М. Бахтина, М. Бубера, Л. С. Выготского, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, И. Канта, А. Н. Леонтьева, X. Ортеги-и-Гассета, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, Э. Фромма и др., а также у современных исследователей — П. С. Гуревича, Ю. Н. Давыдова, Е. С .Ляхович и других.

При разработке теоретической основы исследования были использованы идеи ученых, придерживающихся концепции культурно-исторической психологии, — JI.C. Выготского, А.К. Леонтьевакреативно-деятельностной концепции культуры — А. И. Арнольдова, Г. Батищева, Н. С. Злобина, Э. В. Ильенкова, В. М. Межуева, исследования структуры, динамики и основных функций культуры П. С. Гуревича, В. Давидовича, Б. С. Ерасова, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. А. Орловой, В. Ф. Мамонова, С. П. Мамонтова, Э. С. Маркаряна, Д. Г Пазия, Э. В. Соколова, B.C. Цукермана и других.

При изучении явления любви и раскрытии содержания категории половой любви автор использовал идеи западноевропейской и русской экзистенциальной традиции и персонализма, а также школы психоанализа. В осмыслении любви как культурформирующего фактора помогли труды Э. Фромма, 3. Фрейда, И. Кона, 3. Льва-Старовича, В. Борева, Ю. Н. Давыдова, К. Г. Юнга, П. С. Гуревича и других.

Для характеристики современной социокультурной ситуации и современного содержания понятия любви мы использовали результаты отдельных социологических исследований, опубликованные в работах Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко.

Для анализа понятия свободы, свободы в любви, творчестве и искусстве применялись методологические положения, разработанные М. М. Бахтиным, В. Д. Губиным, Г. В. Драчом, Л. Н. Коганом, А. Ф. Лосевым, П. А. Сорокиным и другими авторами.

При анализе отдельных характеристик понятий семьи, брака, сексуального поведения автор опирался на работы современных ученых: Ю. Р. Вишневского, А. Д. Гадасиной, С. И. Голода, И. С. Кона, Б. С. Павлова, Ю. П. Петрова, В. Т. Шапко.

Научная новизна исследования: в анализе теоретических взглядов B.C. Соловьева и H.A. Бердяева по проблеме сущности половой с позиций культурологии, выявлении общих позиций и расхождений в раскрытии смысла категории любви и ее взаимосвязи с другими важнейшими категориями философии и культурологиив уточнении положения о том, что многие позиции современной культурологии относительно разработки категориального аппарата, фундаментальных оснований культуры и путей ее развития были ясно и глубоко осмыслены уже в русской религиозной философиив развитии и уточнении методологических и теоретических положений для культурологического анализа любви как явления и культуры, как важнейшего условия развития нового типа культуры, как одного из решающих факторов в определении путей развития культурыв осмыслении взаимоотношений культуры и половой любви, свободы и любви, культуры и свободы самореализации личностив определении понятия половой любви и обосновании любви как одного из способов реализации сущностных сил человека, одного из условий возникновения творческой, созидающей энергии в человекев исследовании условий и возможностей реализации творческой интуиции, порожденной субъективными переживаниями любви, в культуре, путей объективации творчества в различных культурных формах;

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут оказать определенную помощь методологического характера при разработке проблем половой морали, способствовать формированию новой любовно-эротической культуры нашего общества через приобщение к опыту русской религиозно-философской традиции конца19 — начала20 веков. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы позволяют существенно расширить, углубить и переосмыслить существующие представления о категории любви, половой любви, в частности.

Результаты исследования могут иметь значение и для последующей разработки системы категорий культуры. Положения диссертации дают, на наш взгляд, основание для использования в социальной практике: внедрение в вузовский учебный процесс, проведение консультаций по характеристике различных исторических социокультурных ситуаций, по вопросам формирования культуры человеческих взаимоотношений, культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском обществе. Идея любви-ненависти проникла в массовое сознание, поэтому наша концепция может помочь разобраться с сущностью ключевых общечеловеческих ценностей и идеалов. С этой позиции проблемы, поставленные в нашей работе, и их решение имеют большое значение в процессе воспитания молодежи, в формировании правильной ориентации в понимании сущности половой любви и ее значения в жизни личности. Идеи, положения, разработанные в диссертации могут использоваться при подготовке статей и передач в печати, на телевидении и радио с целью показать роль и значение духовной стороны половой любви, раскрытой и описанной русскими философами.

Достоверность диссертации обеспечена использованием многообразных источников, раскрывающих содержание изучаемой проблемы, применением адекватных исследовательских методов. Материалы диссертации могут быть использованы и используются автором в учебном процессе при чтении учебных и факультативных курсов по философии и культурологии.

Апробация работы. Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры общественных наук Челябинского Военного Автомобильного Института. С отдельными проблемами темы исследования и материалами диссертации в форме научных сообщений автор выступал на: Всероссийской научной конференции «Россия в истории мировой цивилизации» (г. Челябинск, 1996 г.) — на республиканской научно-практической конференции «Формирование духовной культуры личности» (г. Тюмень, 1997 г.) — на российской научной конференции «Человек — экология — культура» (г. Челябинск, 1997 г.) — на международной научно-практической конференции «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения» (г. Москва, 1997 г.).

По проблемам диссертации издано 6 публикаций.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В подходе к культурологическому анализу любви как явления культуры и как категории культурологии, и прежде всего, любви эротической, мы сочли целесообразным использовать традиции русской религиозной культур философ ии и ее виднейших представителей B.C. Соловьева и H.A. Бердяева. Они стремились раскрыть сущность любви как способа достижения духовной целостности человека, как одного из важнейших условий реализации сущностных сил человека в культуре. Категориальный анализ понятия любви они предприняли через описание взаимоотношений с такими философско-культурологическими категориями, как пол, род, личность, творчество, свобода, смерть, смысл бытия, брак, семья и другими. Это позволило назвать любовь явлением синтетическим, которое является значительным фактором в определении путей развития культуры, а саму категорию стержневой, пронизывающей все виды культуры — и материальной, и духовной. Поскольку культуру мы определяем как сферу самоопределения, самовоплощения личности, объективации творческой интуиции в различных формах, то в любви мы видим побудителя творческого потенциала человека, то есть одно из условий создания культурных ценностей и проявления сущностных сил в индивидуальной форме.

В качестве теоретической и методологической основы данной работы, как уже говорилось, мы выбрали подход с использованием некоторых позиций структурно-функционального, деятельностного, аксиологического и феноменологического анализа.

Системный подход позволяет охарактеризовать любовь как одну из смыслообразующих, стержневых категорий жизни человека, а само чувство и U «как одно из важнейших переживании в жизни личности. С позиции деятельностного подхода любовь предстает как способ жизнедеятельности, самоопределения людей, как источник культурных изменений в индивидуальной и общественной активности личности. Методологические положения аксиологического подхода представляют любовь как духовный, нравственный, эстетический опыт поколений, как величайшую ценность, которой обладает только человеческое общество. Характеристика любви с позиций феноменологии заставляет увидеть в этом чувстве не только стихийную, природную сторону (проявление страстей, аффектов, полового влечения), но и культурную, социальную, духовную.

Наиболее интересным и неординарным в раскрытии сущности половой любви нам представляется подход с позиций экзистенциализма. В центре внимания экзистенциалистов — человек, самосозидающий себя и мир в целом, осуществляющий свою свободу. Борьба против ограничения свободы личности, ее усреднения в обществе основывается на выводе о том, что быть свободным человеку необходимо, это означает для него быть самим собой, быть подлинным. Средством в этой борьбе становится любовь и различные виды творчества. В этих сферах человеческого существования соединяется рациональное и эмоциональное, знание и жизнь, теория и реальность. Это позволяет человеку создавать свою сущность, в религиозном варианте — по подобию Божьему (у Вл. Соловьева и Н. Бердяева). И если даже отказаться от теистического характера последнего направления, нас привлекает идея прогресса отдельного человека и каждого человеческого поколения, идущего по пути совершенства, могущества и блаженства. Здесь любовь половая предстает как: один из способов познания уже созданных и создания новых культурных ценностейи 1 и и и один из важнейших факторов, определяющий дальнеишии путь развития культурыпроцесс и результат понимания и обретения личностью свободы внешней и внутреннейглавная духовная сила в борьбе со смертью во имя вечной жизни, творческого бессмертияусловие и средство для достижения духовной целостности, самоопределения личностисредство преодоления одиночества и осуществления общенияпуть, дающий возможность оценки явлений окружающей жизни, людей, собственного поведения человека с точки зрения смысла, привносимого в индивидуальную жизнь личности.

Все эти позиции развиваются представителями русской религиозной философии Вл. Соловьевым и Н. А. Бердяевым, чьи учения, на наш взгляд, могут стать фундаментом в построении отечественной и мировой культурологической теории любви. Эти два мыслителя искали свое решение одной из самых трагических проблем человеческой цивилизациигармонизации основных частей триады «дух — душа — тело». Они попытались доказать, что в человеческой природе заложены различные проявления Эроса (как утверждали еще древние греки). Предпочтение же каждый человек отдает определенному виду любви, и в этом он свободен. Однако подлинной любовью, развивающей человека и общество, русские философы считали любовь-агапе, соединенную с любовью-эросом. Они называли эту любовь «восходящей», божественной, богочеловеческой, сизигической. И Соловьев, и Бердяев прославляют не только нетленную душу человека, но говорят об «одухотворенной», преобразованной телесности. В отличие от современного постмодернистского сознания, отказывающегося искать какие бы то ни было смыслы, русская философская мысль конца 19 — начала 20 веков стремилась найти глубинное связующее все смысловое единство, раскрывая явления Бога, Разума, Истины, Красоты и все то, что за ними скрыто в природе человека. То есть любовь как феномен, по мнению Вл. Соловьева и Н. Бердяева, имела скорее не земное, а космическое происхождение. Они считали, что истинная любовь, связанная с духом, Богом, Космосом, является условием развития духовности человека. Именно она имеет смысл, именно она способствует установлению совершенного строя на Земле. В этой утопичности, на наш взгляд, проявилась и слабость, и сила теорий русских религиозных мыслителей: их вечный поиск идеала, вера в то, что человек способен создать на Земле высший божественный порядок, восстановить вокруг ту гармонию, которую он ощущает в себе, объединить всех людей в единое Богочеловечество.

Несмотря на некоторое несогласие с позициями Вл. Соловьева и Н. Бердяева, мы попытались сказать о том вкладе, который они внесли в теорию любви. Они увидели в русской духовной культуре не только проявление таких первичных характеристик русского народа, как сердце, совесть, свобода, но и их выражение в форме и организации в культуре и общественной жизни.

Любовь как явление настолько многогранна, категория любви остается смысложизненной для всех культур и поколений, что раскрыть ее смысл с помощью позиций одного философского подхода невозможно.

Нам представляется, что по мере продвижения человечества к новой, антропогенной цивилизации значение этого феномена в культуре общества и отдельного человека предстоит еще выявить. Автор считает, что нельзя ограничиваться изучением взглядов только отечественных философов в теории любви и предполагает возможность дальнейшей разработки проблемы по следующим направлениям: желательно расширить круг категорий — философскокультур о логических, общеи частнокультурологических — для раскрытия категории любвичрезвычайно интересным представляется исследование феномена эротической любви с позиций современных философских и культурологических теорий и направлений (феноменология, символический интеракционизм, космизм, постмодернизм) — в дальнейшем целесообразно уделить больше внимания соотношению природного и культурного в половой любви с позиций современного уровня развития культуры (отечественной и мировой).

За пределами нашего внимания осталось немало интересных подходов к рассмотрению феномена половой любви, что должно дополнить и развить культурологическую теорию любви.

Современная отечественная социокультурная ситуация характеризуется значительными изменениями в реальном поведении молодого поколения, в его отношении к традиционным ценностям, в том числе и к любви, семье, браку. Поэтому автор предполагает провести в дальнейшем социологические исследования по данной проблеме, выявив и проанализировав характерные моменты современного отношения к любви и ее восприятия.

Современное общество жаждет духовности, поэтому мы считаем необходимым обращение к осознанию традиционных гуманистических ценностей и идеалов, в том числе и выделение важной роли любви в жизни личности. Автор надеется на то что материалы могут быть использованы при разработке программ учебных курсов «Культурология» или «Философия культуры» для высших учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Я., Быховская И. М. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины // Общественные науки и современность. 1997. — № 3. — С. 133−145.
  2. П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования H.A. Бердяева // Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  3. Ф. Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991. — 311 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 339 с.
  5. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи //Вопросы философии. 1980. — № 2. — С. 135−143.
  6. С.Ф. О крайней необходимости этического образования в университете // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1996. — № 2. — С. 67−68.
  7. Р.Г. Постижение добра. М.: Мол. гвардия, 1986.207с.
  8. Н.Г. Человек в эпицентре глобальных проблем современности // Человек экология — культура: Тезисы докладов российской научной конференции. 4.1. — Челябинск: Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, 1997. С. 3−5.
  9. А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М.: Народная академия культуры и общественных ценностей, 1993. -352 с.
  10. В.В. Философия и религия /У Вопросы философии. -1992. № 7. — С.34−45.
  11. Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе //Вопросы философии. 1990.-№ 8. — С. 62−73.
  12. B.C. Социальная философия. В 2х ч. 4.1. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 336 с.
  13. B.C. Социально-философская антропология (Общие начала социально-философской антропологии). М.: Онега, 1994. — 256 с.
  14. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ. — 295с.
  15. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. М., 1975, С. 777−790.
  16. H.A. Судьба человека в современном мире // Новый мир. -1990. № 1. С. 207−233.
  17. H.A. О назначении человека М.: Республика, 1993. — 383с.
  18. Бердяев H.A. pro et contra. Кн. 1. / Сост., вступ. ст. и примеч. A.A. Ермичева Спб.: РХГИ, 1994. — 573 с.
  19. H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 448 с.
  20. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  21. H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. — 346 с.
  22. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.480 с.
  23. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  24. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2х т. -М.: Искусство, 1994.
  25. H.A. Царство Духа и Царство Кесаря . М.: Республика, 1995.-383 с.
  26. В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. — 403 с.
  27. B.C. Мышление как творчество (Введ. в логику мыс. диалога). М.: Политиздат, 1975. -339 с.
  28. B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  29. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  30. Биология в познании человека: Сб. ст. М.: Наука, 1989. — 254 с.
  31. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974. — Т. 15. — С. 102−104.
  32. Ю.Б. Эстетика М.: Политиздат, 1988. — 495 с.
  33. Буржуазная философская антропология XX века: Сб. ст. М.: Наука, 1986. 294 с.
  34. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наук, думка, 1991. 195 с.
  35. Введение в культурологию / Руков. авт. колл. В. В. Прозоровский. В 2х ч. 4.1. М.: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 192 с.
  36. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. / Руков. авт. кож Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 336 с.
  37. К. Любовь. М.: Прогресс, 1982. 384 с.
  38. ВеберМ. Избранное. Образ общества М.: Юрист, 1994. — 336 с.
  39. Ю.Р. Подлинное и мнимое единство культуры: Единая социалистическая культура и буржуазные концепции единой культуры. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  40. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: Учебное пособие. Нижний Тагил, 1995. — 311 с.
  41. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1994. — 282 с.
  42. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека -М., 1998 -285 с.
  43. О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX начала XXвеков. — М.: ГАВС, 1992. — 88 с.
  44. В поисках нового мировоззрения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991. — 62 с. 46. фон Вригт Г. Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 69−78.
  45. А.Д. Плоды запретов: Подростки и секс. М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  46. P.A. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры //Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: Сб. ст. Т.1. — М.: Искусство, 1994. — 542 с.
  47. P.A. Предисловие к публикации: Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма//Новый мир. 1990. — № 11. — С. 207−233.
  48. P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1995. — 204 с.
  49. Г. Д. Национальный Эрос в культуре // Обществен, науки и современность. 1996. — № 6. — С. 136−140.
  50. Г. Работы разных лет. В 2х т. М.: Мысль, 1972−73.
  51. Л.Я. О возможности социально-психологического исследования любви / Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга Краснодар, 1979. — С. 89−97.
  52. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. -136 с.
  53. А.Я. Индивид в объятиях кризиса/7 Человек экология -культура: Тезисы докладов Российской научной конференции. 4.1. -Челябинск: Челяб. гос. ин-тут искусства и культуры, 1997. — С. 23−26.
  54. .Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997.-288 с.
  55. A.B. Русский религиозно-философский Ренессанс // Наш современник. 1990. — № 7. -С. 185−188.
  56. A.B. Философия любви // Соловьев Вл. Сочинения. В 2х т. -М.: Мысль, 1990. -Т.1. С. 33−47.
  57. Г. А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века: Автореф. дисс. канд. культурол. наук. Нижневартовск: Нижневарт. пед. ин-тут, 1997. — 23с.
  58. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-317 с.
  59. П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996.288 с.
  60. П.С. Статус философии культуры: Тезисы междунар. науч.-практич. конференции. М. 1997. 4.1. — С. 12−15.
  61. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. Вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. — 317 с.
  62. М.В. От антропоцетризма к биоцентризму //Вестник Москов. Ун-та Серия 7, Философия. 1992. — № 5. — С. 71−75.
  63. Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 297−330.
  64. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.448 с.
  65. В.Е. Общество и личность. М.: Высш. школа, 1962.62с.
  66. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1979. — 263 с.
  67. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Мол. гвардия, 19. — 317 с.
  68. В.И. Толковый словарь. В 4х т. М.: Русский язык, 1989.
  69. Р. Избранные сочинения. В 2х т. М.: Мысль, 1989−91.
  70. Р.Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М.: Знание, 1989.60 с.
  71. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  72. А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  73. А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995.352 с.
  74. Западная философия: Итоги тысячелетия / под общ. Ред. А. В. Перцева. Екатеринбург: Деловая книга- Бишкек: Одиссей, 1997. — 656 с.
  75. Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век.: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 378−398.
  76. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.330 с.
  77. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. В 2х т. Т.1 Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1994. — 432 с.
  78. А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычная своебытность»? Н Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 71−74.
  79. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
  80. В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.224 с.
  81. С.Н. История культурологии: Учебное пособие. Спб: Гос. акад. культуры Спб., 1996. — 264 с.
  82. И.А. О сопротивлении злу / Вступит, ст. и сост. Б.Н. Любимова// Нов. Мир. -1991. № 10. — С. 197−224.
  83. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  84. К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986.423 с.
  85. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
  86. М.С. Философия культуры. Спб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
  87. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  88. И. Сочинения. В 6-ти т. М.: Мысль, 1963−66.
  89. Категории философии и категории культуры. Киев: Наук, думка, 1983. — 343 с.
  90. Книга о Вл. Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. — 512 с.
  91. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  92. Л.Н. Теория культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1993. — 160 с.
  93. Л.Н. Человек и его судьба М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  94. П. Культура постмодернизма. М.: Республика, 1997. — 240с.
  95. А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. -№ 7. — С. 59−78.
  96. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 331 с.
  97. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  98. Кон ЕС. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981.-т. -С.47−57.
  99. И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. — 687 с.
  100. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления / Руков. авт. колл. A.A. Печенкин. М.: Наука, 1994. — 207 с.
  101. И.В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург: Б.К.И., 1998.-84 с.
  102. JI.A. Эволюция представлений о культуре в культурологии // Социологические исследования. 1996. — № 7. — С. 79−85.
  103. Е. Раннехристианская философская и теологическая мысль в отношении проблематики тела// Философские науки. 1992. — № 3. — С. 8392.
  104. В.А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева. М.: йзд-во Моск. Ун-та, 1976. — 205 с.
  105. В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М.: Мысль, 1980. 309 с.
  106. В. А. Философия Вл. Соловьева М.: Знание, 1989. — 64 с.
  107. В.Н. Место и роль философии в западной культуре XX века / Основные задачи и проблемы исследования // Вестник Моск. Ун-та. Серия 7, Философия. 1997. — № 1. — С. 67−80.
  108. Культурология / Под ред. А. Н. Марковой. М.: «Культура и спорт». Издательское объединение «Юнити», 1995. — 224 с.
  109. Культурология / Сост. И отв. Ред. A.A. Радугин. М.: Центр, 1996.400 с.
  110. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Науч. ред. Г. В. Драч. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 576 с.
  111. Лев-Старович С. Партнерский секс. М.: СП «Интербук», 1990. — 284с.
  112. Г. А. Инцест //Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1980. — Т.1. — С. 545−547.
  113. Леви-Строс К. Структурная антропология: пер. с фр. М. Наука, 1985. — 535 с.
  114. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. — 246 с.
  115. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. — 395 с.
  116. Г. В. Сочинения. В 4х т. М.: Мысль, 1982. — Т.З. — С. 335 336.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  118. АН. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  119. Л.В. Русский гуманизм и проблема экологии человеческой души: Тезисы Российской науч. конференции. Челябинск: Чел. гос. ин-тут искусства и культуры, 1997. — 4.1. — С. 126−129.
  120. Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер // Культурология. XX век.: Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 399−431.
  121. А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983. — 208 с.
  122. А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.720 с.
  123. А.Ф. Дерзание духа М.: Политиздат, 1988. — 364 с.
  124. А.Ф. Творческий путь Вл. Соловьева // Соловьев B.C. Сочинения. В 2х т. М.: Мысль, 1990. Т.1. — С. 3−33.
  125. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / авт. вступ. ст. А. А. Тахо. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  126. Н.О. История русской философии. М.: Высш. школа, 1991.-559 с.
  127. Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.367 с.
  128. А.Н. Кризис культуры: Опыт культурологического анализа: Дис. канд. культурологии. Челябинск, 1998. — 167 с.
  129. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-416 с.
  130. С.П. Основы культурологии. 2-е изд., доп. М.: Изд-во POY, 1996. — 272 с.
  131. К. Диагноз нашего времени: М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  132. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  133. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
  134. Д.М. Социальная экология. М.: Восточный ун-тет, 1996. -440 с.
  135. К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. — Т.З. — С. 408−415, Т.21. — С. 72−85, Т.42. — С. 115.
  136. Н.М. Женское божество в православном культе. М.: Москов. Рабочий, 1931. -144 с.
  137. Мир и эрос: Книга для чтения. В 2х ч. М.: Политиздат, 1991.
  138. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2х т. М.: Сов. энциклопедия, 1980.
  139. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  140. Морфология культуры. Структура и динамика/Г.А. Аванесова, В. Г. Бабков, Э. В. Быкова и др.: Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1994. — 415 с.
  141. А.Г. Мятежный апостол свободы // Бердяев Н. А. Философия свободного духа М.: Республика, 1994. — 480 с.
  142. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
  143. B.C. Экологический или антропологический кризис? // Человек экология — культура: Тезисы докладов Рос. науч. конференции. 4.1. -Челябинск: Челяб. гос. ин-тут искусства и культуры, 1997. — С. 49−52.
  144. Николай Бердяев о русской философии / Сост., вступ. сл. и примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. 4.1. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -288 с.
  145. Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (18 841 888): Под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. М.: ТОО «Транспорт», 1995. -300 с.
  146. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  147. К. Психология влечений человека М.: Прогресс, 1993.
  148. С.И. Словарь русского языка, М.: Русский язык, 1991. — 915с.
  149. .В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: Проблема отчуждения. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — 180 с.
  150. Э.В. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГШС, 1994. 214 с.
  151. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры: Пер. /вступ. ст. Г. М. Фриндлера М.: Искусство, 1991. — 586 с.
  152. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия / от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Ю. Н. Давыдов, А. Б. Гофман, АД. Ковалев и др. М.: Наука, 1994. — 380 с.
  153. Очерки этической мысли в России конца Х! Х начала XX веков. -М.: Наука, 1985.-320 с.
  154. .С. Социология: проблема семьи. В 2х т. Челябинск: Б.и., 1992.
  155. Д.Г. Сущность и значение культуры //Культурология: Теория и история культуры: Курс лекций. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1994. — С. 727.
  156. Д.Г., Резчикова С. П., Шрейбер В. К. Западная культурология XX века: основные направления и концепции. // Культурология: Теория культуры: Курс лекций. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1994. — С. 148−178.
  157. А. О возможностях отечественной культуры //Новый мир. 1996,-№ 9.-С. 177−185.
  158. .А. Стиль мышления: Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев: Наук, думка, 1982. -119 с.
  159. .А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Наук, думка, 1988. — 210 с.
  160. Ю.П. Социально-нравственные проблемы семейного воспитания. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  161. Э.Н. Феномен человека в философской антропологии Н.А.Бердяева: Тезисы Рос. науч. конф. Челябинск: Челяб. гос. ин-тут искусства и культуры, 1997. — 4.1. — С. 118−122.
  162. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. — 321 с.
  163. A.A. Проблема тела и человеческой телесности в эпоху научно-технического прогресса: Тезисы Рос. науч. конф. Челябинск: Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, 1997. — 4.1. — С. 62−67.
  164. Платон. Сочинения. В Зх т. М.: Мысль, 1968−72.
  165. B.C. История нравов в России. Восток или Запад?: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 575 с.
  166. B.C. Лекции по культурологии. М.: Эксперт. Бюро Гадарика, 1997. — 341 с.
  167. А.й. Перестройка: Переходные процессы и механизмы. -М.: Наука, 1990.- 157 с.
  168. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.544 с.
  169. Психология формирования и развития личности: Сб. ст. / Отв. ред. Анцыферова ЛИ. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  170. А.А. Философия. Курс лекций. М.: Владос, 1995. — 304 с.
  171. Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания // Вопр. фил. -1982. № 6. — С. 81−93.
  172. Е.Б. Современное мироздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопр. фил.- 1997.-№ 6.-С. 92- 106.
  173. Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Спб, 1922. — 167 с.
  174. Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРО, 1996.-288 с.
  175. Русский эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. -443 с.
  176. Л.Л. Динамика ценностных ориентаций женщин в реформируемой России: тендерный подход. Автореф. дисс. док. социолог, наук. Екатеринбург, 1988. — 44 с.
  177. Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. — 172 с.
  178. Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Политиздат, 1974.- 309 с.
  179. Семья и общество. М.: Наука, 1982. -128 с.
  180. В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994. — 208 с.
  181. Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. — 255 с.
  182. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 228 с.
  183. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. -Л.: ЛГИК, 1989. 82 с.
  184. В.M. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 239 с.
  185. B.C. Сочинения. В 2хт. М.: Мысль, 1990.
  186. B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Моск. Рабочий, 1990. -445 с.
  187. B.C. Смысл любви: Избр. произведения. М.: Современник, 1991. — 525 с.
  188. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия /Вступ. ст. A.A. Голубева и Л. В. Коноваловой. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  189. B.C. Чтения о Богочеловечестве: Статьи- Стихотворения и поэма- Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе / Сост., вступ. ст., примеч. А. Б. Муратова Спб: Худ. лит-ра, 1994. — 528 с.
  190. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  191. Социодинамика культуры. Вып.2.: Социокультурная дифференциация. В 2х кн. М.: Рос. АН, Ин-тут социологии, 1993.
  192. А. Любовь // Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1975. — Т.20. — С. 171−174.
  193. Сумерки богов / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, и др.- Сост., общ. ред. и послесл. A.A. Яковлева М.: Политиздат, 1989. — 396 с.
  194. Тейяр де Шарден. Феномен человека М.: Наука, 1987. — 239 с.
  195. С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1980. — Т. 1. — С. 358−359.
  196. Т.П. Ответственность как категория культуры: Автореф. дисс. канд. культурологии. Челябинск: Челяб. гос. ин-тут искусства и культуры, 1998. — 22 с.
  197. E.H. Миросозерцание Вл. Соловьева. Т.1. М.: Моск. философ, фонд. Изд-во «Медиум», 1995. — 606 с.
  198. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. — 543 с.
  199. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2х кн. Тбилиси: Мерани, 1991.
  200. Философия любви. В 2х т. М.: Политиздат, 1990.
  201. Э. Искусство любви. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  202. Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990. — 157 с.
  203. М. Время и бытие: Ст. и выступления./ Сост., пер., вступ. Ст. и коммент. В. В. Бибихина М.: Республика, 1993. — 445 с.
  204. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. =458 с.
  205. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. -171 с.
  206. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. В 2х т. М.: Политиздат, 1991−95.
  207. В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры.-М.: Владос, 1995. 208 с.
  208. А.П. Категории диалектики. М.: ВШ, 1971. — 280 с.
  209. JI.JI. Морфология культуры. Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. — 200с.
  210. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Спб.: Вост.-Европ. ин-тут психоанализа, 1994. — 414 с.
  211. Юнг КГ. Человек и его символы. Спб.: Б.С.К., 1996. — 454 с.
  212. К. Смысл и назначение истории: Пер. С нем. М. Политиздат, 1991. — 527 с.
  213. George M. Mystische and religiose Erfahrung im Denkrn Wladimir Solowjevs. Gottingen, 1988. -164 s.
  214. Frank M. Was ist Neostrnktnralismus. Frankfurt a M., 1984. 217 s.
  215. Fromm Erich. Wege aus einer kranken Gesellschaft. Eine sozialpsychologische Untersuchung. Ullstein Materialien. Frankfurt a, M. -Berlin- Wien. Ullstein, 1981. 320s.
  216. Heidegger M. Uber den Humanismus. Frankfurt a. M: Klostermann, 1975 -348 s.
  217. Nietzsche F. Werke in vier Banden. Salzburg, 1985.
  218. Uber den Unsprung der Sprache // Herders Werke. In funf Banden. Weimar, 1982.-B.l.-S. 155−217.
Заполнить форму текущей работой