Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первостепенное значение в формировании культуры домашнего учебного труда младших школьников имеет положение о стимулировании у них желания, стремления в овладении рациональными приемами и способами выполнения домашних учебных заданий, формирования познавательных потребностей и мотивов как внутренних факторов активности личности. Реализация данной закономерности позволяет привести в действие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование у младших школьников культуры домашнего учебного труда как педагогическая проблема
    • 1. Вопросы организации домашней учебной работы и формирования культуры домашнего учебного труда школьников в психолого-педагогической литературе
    • 2. Проблема формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников и ее реализация в практике обучения
  • Глава II. Научные основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников
    • 1. Учебная деятельность — основа формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников
    • 2. Взаимосвязь культуры домашнего учебного труда младших школьников с закономерностями их познавательной деятельности
  • Глава III. Методические основы организации процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда
    • 1. Стимулирование активности младших школьников в процессе формирования культуры домашнего учебного труда
    • 2. Обогащение младших школьников знанием правил организации и выполнения домашних учебных заданий — необходимое условие формирования культуры домашнего учебного труда. я
    • 3. Методика обучения младших школьников рациональным способам и приемам организации и выполнения домашних учебных заданий

Педагогические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение в младшем школьном возрасте неразрывно связано с процессом овладения рациональными способами и приемами учебной деятельности, которые являются необходимой предпосылкой усвоения системы знаний, формирования умений и навыков и основой дальнейшего самообразования учащихся. Поэтому для совершенствования обучения и улучшения качества знаний младших школьников важное значение имеет повышение их познавательной активности и самостоятельности в учебной деятельности. Многое здесь зависит от того, как учителя начальных классов организуют домашний учебный труд учащихся, формируют у них его культуру. Эта задача является одной из главных в обучении, от ее решения во многом зависит эффективность учебного процесса, умение младших школьников самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Решение данной проблемы важно сегодня еще и с той точки зрения, что в обучении преобладают методы и приемы, направленные на воспроизведение готовых знаний, и недостаточно внимания обращается на формирование у младших школьников умений и навыков организации самостоятельной умственной деятельности, обеспечивающих прочное усвоение учебного материала.

Педагогическая значимость этой проблемы, с одной стороны, определяется тем, что изменение в младшем школьном возрасте социальной ситуации развития ребенка обусловлено интенсивным формированием учебной деятельности, а с другой, — успешное формирование учебной деятельности и овладение современным содержанием начального образования, в свою очередь, требует повышения эффективности процесса обучения в направлении активизации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, формирования у них рациональных приемов и способов ее осуществления. Еще К. Д. Ушинский обращал на этот факт внимание учителей начальных классов. «Дитя, — писал он, — выучивается учиться под руководством наставника, а это в первоначальном обучении важнее самого учения» [152, 253]. В этой связи исследование педагогических основ формирования культуры домашнего учебного труда позволит не только понять механизмы развития активности и самостоятельности младших школьников в учении, но и решить сложные и весьма актуальные проблемы, существующие в практике организации их обучения.

Важное значение для определения концептуальных основ проведенного исследования имели идеи по вопросам организации обучения школьников, содержащиеся в трудах таких отечественных педагогов, как П. П. Блонский [22- 23], Н. К. Крупская [87- 88], В. А. Сухомлинский [144- 145], К. Д. Ушинский [153- 154], С. Т. Шацкий [170- 171].

Анализ психологических исследований, проведенных К.Д.Абуль-хановой-Славской [1], Б. Г. Ананьевым [8], Л. В. Благонадежиной [21], Д. Н. Богоявленским [24], Л. И. Божович [25- 26], А. В. Брушлинским [34], Т. В. Габай [38], ПЯ. Гальпериным [39- 40], П. И. Зинченко [70], Е.Н.Кабановой-Меллер [71- 72], Г. С. Костюком [85], А. Н. Леонтьевым [96- 97], Б. Ф. Ломовым [101], А. А. Люблинской [106], Н. А. Менчинской [112- 113], С. Л. Рубинштейном [134- 135], А. А. Смирновым [141], Н. Ф. Талызиной [148], В. Э. Чудновским [165], И. С. Якиманской [178] позволил осмыслить значение учебной деятельности в интеллектуальном развитии личности, осознать роль младшего школьника как ее субъекта, определить общетеоретические подходы к научной разработке проблемы организации домашней учебной работы и формирования рациональных приемов и способов ее осуществления.

Методологические основы теории обучения школьников освещались в работах Ю. К. Бабанского [12- 13- 14-], Н. К. Гончарова [42- 43], П. Н. Груздева [48], В. В. Давыдова [50], М. А. Данилова [52- 53], Б. П. Есипова [62- 63], В. ИЗагвязинского [66], Л. В. Занкова [68], В. В. Краевского [86], В. С. Леднева [95], И. Я. Лернера [99], М. И. Махмутова [109- 110], М. Н. Скаткина [138- 139], В. С. Шубинского [172- 173], Д. Б. Эльконина [176] и других педагогов и психологов.

Ряд важных теоретических и методических выводов по вопросам организации учебной деятельности школьников содержат работы Г. Н. Александрова [3- 4], М. Н. Алексеева [5], М. В. Антроповой [8], С. П. Баранова [17], И. П. Волкова [37], ЕЛ. Голанта [41], В. Г. Горецкого [44], А. Е. Дмитриева [57], В. К. Дьяченко [59], Т. Г. Егорова [60], Н. Г. Казанского [77], Г. Д. Кирилловой [76- 77], В. М. Коротова [83], Б. И. Коротяева [84], Б. Т. Лихачева [100], Н. А. Лошкаревой [103], С. Н. Лысенковой [104- 105], В. А. Онищука [118- 119], Л. Т. Охитиной [120], П. И. Пидкасистого [122- 123], И. ПРаченко [131], А. М. Сохора [143], А. П. Тряпицыной [149], А. В. Усовой [151], И. Ф. Харламова [160- 161], В. Т. Чепикова [163- 164], Т. И. Шамовой [166], В. Ф. Шаталова [168- 169], Г. И. Щукиной [175], И. С. Яковлева [180].

Некоторые аспекты проблемы формирования умений и навыков домашней учебной работы затрагивались в научных исследованиях в связи с изучением отдельных аспектов организации самостоятельной учебной деятельности школьников [19- 32- 47- 65- 78- 155], формирования отдельных интеллектуальных умений и навыков [29- 30- 31- 35- 45- 46- 49- 73- 91- 128- 137], воспитания культуры учебного труда учащихся [27- 61- 80]. В названных исследованиях раскрываются общие вопросы, связанные с формированием умений и навыков самостоятельной учебной работы, приводится описание отдельных способов организации учебной деятельности и даются методические рекомендации по обучению школьников учебными умениями и навыками при изучении некоторых образовательных дисциплин.

Более близкими к теме нашего исследования являются кандидатские диссертации Н. Н. Бондаревой [28] и Л. М. Колодиной [81], посвященные воспитанию культуры труда младших школьников в процессе учебной и общественно полезной деятельности, а также исследование Г. М. Каджаспировой [74], раскрывающее особенности формирования у младших школьников готовности к самообразованию.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда, хотя и затрагивалась в научных исследованиях, но не подвергалась всестороннему и целостному специальному изучению. В проведенных исследованиях не нашли отражения вопросы, связанные с определением сущности и содержания культуры домашнего учебного труда младших школьников, не раскрыты научные основы и механизмы ее формирования, не разработана методика обучения учащихся рациональным приемам и методам организации домашней учебной работы.

В процессе выполнения домашних учебных заданий младшие школьники используют некоторые познавательные операции, но зачастую не знают, с какими умственными действиями эти операции связаны, как их необходимо правильно осуществлять. Большинство учащихся начальных классов не владеет системой требований и приемов, которые в совокупности составляют культуру домашнего учебного труда, для многих из них характерно неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного распорядка дня. При подготовке домашних учебных заданий они сбиваются на механическое чтение, не владеют рациональными приемами и способами выполнения учебных заданий, не умеют осуществлять самоконтроль за усвоением учебного материала. В этой связи научная разработка педагогических основ процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда представляется весьма актуальной проблемой, требующей теоретического и практического решения.

Социальная актуальность и практическая значимость названной проблемы и определили выбор темы исследования «Педагогические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников» .

Объектом исследования явилась домашняя учебная работа младших школьников.

Предмет исследования — процесс формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда.

Цель исследования заключалась в том, чтобы разработать педагогические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников.

В соответствии с предметом и целью задачами исследования выступали следующие: а) анализ психолого-педагогической литературы и изучение в школьной практике состояния проблемы формирования у младших школьников культуры домашнего учебного трудаб) раскрытие сущности и содержания культуры домашнего учебного труда младших школьников и научных основ ее формированияв) определение педагогически эффективных направлений и экспериментальная разработка для учителей начальных классов методических рекомендаций по обучению учащихся рациональным приемам и способам организации домашней учебной работы.

Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что основой культуры домашнего учебного труда является совокупность познавательных и организационных учебных умений и навыков, владение которыми обеспечивает учащимся начальных классов высокую степень умелости и успешности в выполнении домашних учебных заданий. Поэтому процесс ее формирования должен происходить на основе активной самостоятельной учебной деятельности младших школьников, направленной на воспитание у них познавательных потребностей и мотивов, обогащение знаниями о правилах, приемах и способах выполнения домашней учебной работы, а также на овладение рациональными учебными умениями и навыками ее организации и осуществления.

Методологической основой исследования явились философские идеи о взаимосвязи учения с процессом познания человеком окружающего мирасубъективности личности и определяющей роли деятельности и активности в ее формированиидиалектическое положение о внутренних противоречиях, присущих процессу обучения, как его движущих силах.

В процессе исследования использовались разнообразные методы. Значительное место среди них занимал теоретический анализ педагогических фактов и явлений. Изучение философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме организации учебной деятельности учащихся и формированию у них учебных умений и навыков способствовало теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению его концептуальной основы.

Выяснение состояния проблемы формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда в практике обучения осуществлялось в процессе проведения констатирующего педагогического эксперимента. Исследованием было охвачено 250 учителей начальных классов и около 2000 учащихся начальных школ г. Нальчика и Кабардино-Балкарской Республики.

Основу экспериментальной работы, осуществляемой в начальных классах, составил формирующий педагогический эксперимент, проведение которого позволило проверить и уточнить гипотезу исследования, определить основные направления и разработать методические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников.

С помощью контрольного педагогического эксперимента осуществлялись апробация и проверка эффективности внедрения в школьную практику методических рекомендаций по формированию у младших школьников культуры домашнего учебного труда.

Сбор фактического материала в процессе работы над темой исследования осуществлялся с помощью методов педагогического наблюдения, исследовательских бесед, анализа продуктов деятельности учащихся, метода независимых характеристик, анкетирования и других. Периодически проводимое диагностическое изучение экспериментальных и контрольных классов позволяло выявлять степень овладения учащимися умениями и навыками культуры домашнего учебного труда, вносить необходимые коррективы в ход экспериментальной работы. Полученные результаты обрабатывались математически, количественно и качественно анализировались в ходе проведения исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1992;1993 nr.) анализировались теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, изучался опыт работы учителей начальных классов по формированию у учащихся культуры домашнего учебного труда, проводился констатирующий педагогический эксперимент.

На втором этапе (1994;1996 1>г.) осуществлялся формирующий педагогический эксперимент, который позволил определить основные направления процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда. Эффективность экспериментальной работы периодически проверялась с помощью диагностических «срезов», проводимых в экспериментальных и контрольных классах.

На третьем этапе (1997;1998 nr.) проводился контрольный эксперимент по проверке в школьной практике полученных в ходе исследования основных положений и выводов, формулировались методические рекомендации для учителей по формированию у младших школьников культуры домашнего учебного труда.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Культура домашнего учебного труда есть совокупность учебных умений, владение которыми обеспечивает младшим школьникам высокую степень умелости и успешности в овладении техникой выполнения домашних учебных заданий.

2. Учебные умения, составляющие культуру домашнего учебного труда, связаны как с самостоятельным осуществлением младшими школьниками учебной деятельности (познавательные умения и навыки), так и с ее организацией (организационные умения и навыки).

3.Процесс формирования культуры домашнего учебного труда происходит на основе активной самостоятельной учебной деятельности младших школьников, направленной на воспитание у них познавательных потребностей и мотивов, обогащение их знаниями о правилах организации, приемах и способах выполнения домашней учебной работы, а также на выработку рациональных учебных умений и навыков ее осуществления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в: а) раскрытии сущности культуры домашнего учебного труда младших школьников как совокупности организационных и познавательных умений и их взаимосвязи с закономерностями организации познавательной деятельностиб) выделении познавательных и организационных учебных умений, составляющих содержание культуры домашнего учебного труда учащихся начальных классовв) определении педагогически эффективных направлений и разработке методических основ процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в научной разработке теоретических и методических основ процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников. Материалы исследования могут использоваться в специальных учебных курсах, раскрывающих проблему организации домашней учебной работы, а также вопросы формирования у учащихся начальных классов общих учебных умений и навыков.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных и адекватных предмету, цели и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в практику обучения младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их обсуждения на педагогических советах школ, совещаниях учителей начальных классов, заседаниях кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, на Республиканской научно-практической конференции «Проблемы разработки национально-регионального компонента гуманитарного образования в школах КБР» (г.Нальчик, 1998 г.). Материалы исследования внедрены в практику организации обучения учащихся начальных классов школ Кабардино-Балкарской Республики.

Исследование выполнено на кафедре педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета под руководством кандидата педагогических наук, доцента В. Т. Чепикова и является частью научной проблематики, разрабатываемой кафедрой.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Побудительной причиной процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда являются внутренние противоречия, которые возникают в результате осознания и переживания младшими школьниками расхождения между достигнутым уровнем овладения приемами и способами выполнения домашних учебных заданий и необходимым.

2. В качестве специальных педагогических условий, направленных на возбуждение внутренних противоречий и переживаний, стимулирующих активность младших школьников в овладении культурой домашнего учебного труда, выступают следующие: а) разъяснение младшим школьникам необходимости соблюдения правил организации, использования рациональных способов и приемов выполнения домашних учебных заданийб) определение целей и актуализация конкретных задач по овладению учащимися начальных классов культурой домашнего учебного трудав) показ положительных примеров и успехов отдельных школьников в организации и выполнении домашней учебной работыг) оказание помощи отдельным ученикам в выполнении домашних учебных заданий и овладении рациональными приемами и способами их выполнения.

3. В качестве существенной предпосылки эффективности процесса формирования культуры домашнего учебного труда выступает обогащение младших школьников правилами организации домашней работы и рациональными приемами и способами выполнения учебных заданий. Методические основы осуществления данного направления базируются на следующих положениях: а) установление тесной взаимосвязи и преемственности между разъяснительной работой, проводимой на уроках, и внеурочной учебной деятельностью младших школьниковб) обеспечение на основе учета сложного, интегративного характера учебных умений содержательного многообразия работы по разъяснению учащимся начальных классов правил организации, способов и приемов выполнения домашних учебных заданийв) использование специальных памяток, раскрывающих порядок выполнения и последовательность действий младших школьников по овладению теми или иными приемами и способами выполнения домашних учебных заданий.

4. Важнейшим направлением осуществления процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников является обучение их правилам осуществления домашней учебной работы, приемам и способам выполнения учебных заданий на основе организации тренировочной деятельности, которая является эффективной, если: а) проводиться в сочетании с соответствующей разъяснительной работойб) широко при организации тренировочных упражнений используются разнообразные познавательные игрыв) учитывается сложный, интегративный характер организационных и познавательных умений, составляющих кулыуру домашнего учебного труда младших школьниковг) предъявляются конкретные педагогические требования к организации домашней учебной работы учащихся начальных классов и контролируется процесс ее выполнения ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из важнейших видов самостоятельной учебной деятельности младших школьников является их домашняя учебная работа, которая, в отличие от учебной работы на уроке, осуществляется ими самостоятельно, без непосредственного руководства учителя начальных классов. Внутреннюю структуру учебной деятельности составляют ее предметно-содержательный и процессуальный компоненты. Предметно-содержательный компонент учебной деятельности характеризуется той системой научных знаний и связанных с ними практических умений и навыков, которые являются составными частями содержания начального образования, подлежащее усвоению младшими школьниками. Процессуальный компонент учебной деятельности предполагает готовность учащихся начальных классов ее совершать, то есть наличие у них определенной совокупности учебных умений и навыков, владение рациональными приемами и способами осуществления учебной деятельности. Благодаря наличию таких умений и навыков происходит процесс усвоения младшими школьниками содержания учебных предметов.

Пришедший в школу ребенок, естественно, не умеет учиться. В этой связи систематическое и целенаправленное обучение должно быть ориентировано не только на организацию его познавательной деятельности по усвоению предметно-содержательной основы обучения, но и на формирование рациональных приемов и способов ее выполнения. Эффективное решение этих задач возможно, если основой организации обучения выступает самостоятельная учебная деятельность младших школьников. В этом случае домашняя работа учащихся начальных классов как одна из форм их учебной деятельности характеризуется наибольшей организационной и познавательной самостоятельностью. Организационная самостоятельность учащихся начальных классов проявляется в их умении правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить домашнюю учебную работу. Названные умения выступают необходимыми элементами культуры домашнего учебного труда младших школьников. Познавательная самостоятельность младших школьников выражается в их готовности без посторонней помощи изучать учебный материал. Ее формирование в учебной деятельности происходит тогда, когда усвоение заданного на дом учебного материала осуществляется не путем механического запоминания, а с учетом психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний, на основе овладения такими познавательными умениями и навыками, как: а) умения наблюдать и воспринимать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойстваб) умения сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, самостоятельно делать выводы и запоминать егов) умение осуществлять самоконтроль своей учебной деятельности.

Отсюда следует, что процесс формирования культуры домашнего учебного труда включает в себя овладение младшими школьниками совокупностью организационных и познавательных умений, владение которыми обеспечивает им высокую степень умелости и успешности в выполнении домашних учебных заданий. Формирование культуры домашнего учебного труда обусловливает необходимость проведения специальной работы по выработке у учащихся начальных классов определенных учебных умений, которые связаны как с осуществлением домашней учебной деятельности, так и с ее организацией.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и изучение степени самостоятельности младших школьников в организации домашней учебной работы позволили определить, что до настоящего времени в условиях работы начальной школы проблема формирования важнейших учебных умений, составляющих в своей совокупности культуру домашнего учебного труда, не получила необходимой научной разработки и реализации в практике работы учителей начальных классов. Среди причин, которые препятствуют ее решению, необходимо выделить следующие:

1) недостаточный уровень научных представлений о структуре и содержании учебных умений, составляющих культуру домашнего учебного труда;

2) несовершенство методик обучения младших школьников рациональным приемам и способам выполнения учебных заданий;

3) игнорирование интегративного характера учебных умений как механизма организации процесса их формирования.

Рассмотрение личности младшего школьника как субъекта учебной деятельности, а последней как основы формирования культуры домашнего учебного труда определило в нашем исследовании один из основных методологических ориентиров в разработке педагогических основ исследуемой проблемы. Положения субъективно-деятельностной концепции позволили объяснить тот факт, что формирующее влияние учебной деятельности реализуется через активную позицию в ней младших школьников, которая и создает условия для актуализации в учебной деятельности их мыслительных действий и операций и формирования совокупности рациональных способов и приемов ее осуществления.

Для разработки методических основ процесса формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда весьма существенное значение имело диалектическое положение о том, что побудительной причиной и важным условием его осуществления являются те внутренние противоречия, которые в нем заключены. Внутренние противоречия выступают в качестве его источника и побудительной силы. Эти противоречия представляют собой осознание и переживание младшими школьниками определенного расхождения между тем, как они выполняют домашние учебные задания и как должны выполнять, какими умениями организации домашней учебной работы владеют и какими должны овладеть. Переживаемые младшими школьниками внутренние противоречия являются источником возникновения познавательных потребностей и мотивов как внутренних факторов их отношения к учебной деятельности и активности в обучении.

Данный теоретический вывод имел важное практическое значение для проведения исследования. Его реализация в практике организации обучения учащихся начальных классов рациональным приемам и способам выполнения учебных заданий позволила интенсифицировать процесс формирования культуры домашнего учебного труда путем сознательного и планомерного создания педагогических условий и ситуаций, направленных на возбуждение внутренних противоречий в домашней учебной деятельности младших школьников, стимулирование их активности и самостоятельности в ее осуществлении.

В рамках этих методологических подходов выделены и экспериментально обоснованы следующие основные направления педагогической деятельности учителя начальных классов по организации процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда.

Первое из этих направлений предполагает стимулирование активности младших школьников в процессе формирования культуры домашнего учебного труда.

Второе направление связано с обогащением учащихся начальных классов знанием сущности культуры домашнего учебного труда, правил организации домашней учебной работы, рациональных способов и приемов выполнения учебных заданий.

Третье направление включает обучение младших школьников рациональным способам и приемам организации и выполнения домашних учебных заданий.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд педагогических закономерностей и научно-методических положений, лежащих в основе организации процесса формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда.

Необходимость органического сочетания названных трех направлений процесса формирования у младших школьников культуры домашнего учебного труда является его существенной педагогической закономерностью.

Способы и приемы организации домашней учебной работы и выполнения учебных заданий характеризуются определенным содержанием и включают в себя ряд взаимосвязанных познавательных операций и действий. Расчленение учебных умений на более простые учебно-познавательные операции и действия позволяет наметить определенную последовательность в их формировании и интеграции. Поэтому весьма существенной закономерностью организации процесса формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда выступает учет интегративного характера составляющих ее организационных и познавательных умений, выделение в их структуре тех познавательных операций и действий, последовательное формирование и интеграция которых образуют целостное учебное умение.

Проведенное исследование позволило установить что процесс формирования у учащихся начальных классов культуры домашнего учебного труда происходит целенаправленно и эффективно, если для этой цели максимально используются условия учебной деятельности, осуществляемой младшими школьниками на уроках, и возможности домашней учебной работы. Необходимость соблюдения тесной взаимосвязи и преемственности в работе по обучению младших школьников рациональным способам выполнения учебных заданий между урочной и домашней учебной деятельностью выступает также в качестве важной педагогической закономерности процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников.

Первостепенное значение в формировании культуры домашнего учебного труда младших школьников имеет положение о стимулировании у них желания, стремления в овладении рациональными приемами и способами выполнения домашних учебных заданий, формирования познавательных потребностей и мотивов как внутренних факторов активности личности. Реализация данной закономерности позволяет привести в действие те психологические механизмы, которые создают условия для возбуждения у младших школьников внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем сформиро-ванности культуры домашнего учебного труда. В качестве таких стимулов выступают следующие: разъяснение младшим школьникам необходимости соблюдения правил организации и использования рациональных способов выполнения домашних учебных заданийопределение целей и актуализация конкретных задач по овладению культурой домашнего учебного трудапоказ положительных примеров и успехов отдельных школьников в организации и выполнении домашней учебной работыоказание помощи отдельным ученикам в выполнении домашних учебных заданий и овладении рациональными приемами и способами их выполнения.

Существенным направлением в методике организации процесса формирования культуры домашнего учебного труда является обогащение младших школьников правилами организации и рациональными способами и приемами выполнения домашних учебных заданий. Осуществление данного направления требует детального разъяснения младшим школьникам сущности и значения культуры домашнего учебного труда, необходимости соблюдения правил организации домашней учебной работы и использования рациональных способов ее выполнения. Необходимость формирования у младших школьников указанных знаний выступает как предпосылка процесса формирования культуры домашнего учебного труда и существенная педагогическая его закономерность.

Основополагающее значение в методике организации процесса формирования культуры домашнего учебного труда имеет положение об обучении младших школьников рациональным и эффективным способам и приемам организации и выполнения домашней учебной работы на основе организации соответствующих тренировочных упражнений. Наиболее эффективными способами организации тренировочной деятельности выступают: ее сочетание с соответствующей разъяснительной работойиспользование разнообразных познавательных игручет сложного содержания организационных и познавательных умений, составляющих культуру домашнего учебного труда младших школьниковпредъявление педагогические требования к организации домашней учебной работы учащихся начальных классов и контроль за процессом ее выполнения ими.

Положительные результаты экспериментальной работы, апробация и внедрение ее основных выводов и методических рекомендаций в школьную практику свидетельствуют о том, что умелая реализация указанных педагогических закономерностей и комплексная организация работы по формированию у младших школьников культуры домашнего учебного труда позволяет добиваться эффективных результатов в соблюдении учащимися правил организации домашней учебной работы и овладении рациональными приемами и способами выполнения учебных заданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознательность личности как субъекта деятельности// Психология личности в социалистическом обществе/ Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1989. — С.11—134.
  2. Абульханова-Славская К. Д. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. — 303 с.
  4. Г. Н. Возможности использования математической статистики при измерении некоторых интеллектуальных умений// Применение математических методов ЭВМ в педагогических исследованиях. Свердловск, Jj>879. — С.76−89.
  5. М.Н. Сущность процесса обучения// Советская педагогика. 1965. — № 1. — С.37−45.
  6. .С. Культура умственного труда Каунас, 196 952 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности М.: Просвещение, 1967 — 251 с.
  9. Л.П. Активность учения школьников. М.: Педагогика, 1969. -144 с.
  10. Л.М. Формирование у младших школьников культуры домашнего учебного труда как педагогическая проблема (опыт педагогического исследования. Нальчик, 1994. — 33 с.
  11. М.П. Культура учебного труда школьников. М.: Просвещение, 1958. — 50 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.-186 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  15. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 48 с.
  16. Л. Развивать умения и навыки учебного труда// Народное образование. 1987. — № 5. — С.43−45.
  17. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
  18. К.В. Как научить детей учиться. Минск: Народная асвета, 1973.-144 с.
  19. Ф.М. Самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала и в процессе заключительного повторения// Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985. — С.55−68.
  20. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 1966. — 88 с.
  21. Л.В. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1969. — 234 с.
  22. П.П. Память и мышление// Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 470 с.
  23. П.П. Развитие мышления школьника// Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — С.212−258.
  24. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
  25. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во междунар. пед академии, 1994. — 212 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  27. Т.М. Культура учебного труда студента. Томск, 1978.-58 с.
  28. Н.Н. Воспитание культуры труда младших школьников в процессе учебной и общественно полезной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  29. С.М. Почему детям трудно учиться? М.: Знание, 1975. 64 с.
  30. С.М. Учите детей сравнивать. М.: Знание, 1981.96 с.
  31. Т.А. Скорость чтения и стратегия смыслового выражения// Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. -С.21−219.
  32. Н.М. Самостоятельные работы учащихся. М.: Просвещение, 1960. — 78 с.
  33. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся (на материале учебного предмета биологии). М.: Просвещение, 1981. — 72 с.
  34. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Просвещение, 1983. — 286 с.
  35. Г. Ф. Формирование организационных умений старшеклассников в учебной работе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1986. -16 с.
  36. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань. 1967. — 112 с.
  37. И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение. 1982. — 148 с.
  38. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-256 с.
  39. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Педагогика, 1985. 320 с.
  40. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-452 с
  41. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 236 с.
  42. Н.К. Методология и методы исследования в педагогике. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. 42 с.
  43. Н.К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. — 408 с.
  44. В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1986. — 38 с.
  45. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Как учить школьников работать с учебником. М.: Просвещение, 1987. — 79 с.
  46. Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. -М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  47. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  48. П.Н. Вопросы обучения и воспитания. М.: Учпедгиз, 1949.-212 с.
  49. С.А. В лаборатории ученика. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-386 с.
  51. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-520 с.
  52. М.А. Процесс обучения// Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975. — С.82−116.
  53. М.А. Процесс обучения// Основы дидактики/ Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — С. 178−224.
  54. Л.О. Вопросы формирования общеучебных умений при обучении математике// Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985. — С.65−76.
  55. Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
  56. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-658 с.
  57. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1978.-46 с.
  58. X., Хесс Д., Век X. Домашние задания. М.: Просвещение, 1989. — 80 с.
  59. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  60. Т.Г. Психология овладения навыками чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 264 с.
  61. Н.П. Культура умственного труда. Ярославль, 1 973 112 с.
  62. .П. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1962.-224 с.
  63. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 196 с.
  64. Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, 1989. — 63 с.
  65. А.А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. М.: Просвещение, 1975. — 112 с.
  66. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 120 с.
  67. Г. С. Самообразование школьников. Казань, 1974. — 215 с.
  68. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  69. Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование// Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Педагогика, 1963. — С.7−68
  70. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  71. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. М.: Педагогика, 1962. — 376 с.
  72. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -285 с.
  73. Л.П. Учить учиться. Минск: Вышэйшая школа, 1973.93 с.
  74. Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1975. — 13 с.
  75. Н.Г., Назарова Т. С. Учебный процесс в младших классах и его принципы. Л.: Изд-во ЛГПИ им А. И. Герцена, 1973. — 84 с.
  76. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. М.: Просвещение, 1980. — 182 с.
  77. Г. Д. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной работе в школе и дома. Л., 1980. — 41 с.
  78. Л.А. О некоторых особенностях самостоятельной работы учащихся в проблемном обучении// Формирование направленности личности школьника. Владимир, 1975. — С.82−89.
  79. М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности// Философские науки. 1970. — № 5. — С.3849.
  80. Л.М. Воспитание культуры учебного труда младших школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1982. 15 с.
  81. Т.А., Никольская И. Л. Формирование общелогических умений при обучении математике в IV-V классах// Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985. -С.45−65.
  82. В.М. Идущему на первые уроки. М.: Педагогика, 1977.260 с.
  83. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  84. Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития// Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. М.: Педагогика, 1969 — С. 7284.
  85. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. -М.: Педагогика, 1977 144 с.
  86. Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — Т.1.- 570 с.
  87. Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1980.-Т.5.-496 с.
  88. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 220 с.
  89. Т.В. Психология технического мышления. М.: Высшая школа, 1972. — 186 с.
  90. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  91. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 126 с.
  92. Н.К. Эффективность обучения и воспитания. Минск: Народная асвета, 1979. — 188 с.
  93. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 324 с.
  94. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-584 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975.-568 с.
  97. И.Я. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974.144 с.
  98. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  99. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. — 464 с.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  101. Н.А., Лурье И. А. Формирование учебных умений учащихся средней школы// Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985. — С.20−28.
  102. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1990.-48 с.
  103. С.Н. Когда легко учиться. Минск: Народная асвета, 1990.-176 с.
  104. С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
  105. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  106. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1971. — 164 с.
  108. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 222 с.
  109. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 316 с.
  110. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985.184 с.
  111. Н.Ф. К проблеме психологии усвоения знаний// Известия АПН РСФСР. 1954. — Вып.61. — С.3−23.
  112. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  113. В.Н. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф. дисс. .канд. пси-хол. наук. М., 1979. — 18 с.
  114. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976. — 168 с.
  115. И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 348 с.
  116. В. Основы проблемного обучения. М.: Педагогика, 1976.-216 с.
  117. В.А. Типы, структура и методика урока в школе. Киев: Радяньска школа, 1976. — 150 с.
  118. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981.-144 с.
  119. Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977.-96 с.
  120. Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское пед. агентство, 1995. — 638 с.
  121. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности учеников на уроке. М.: Просвещение, 1985. — 168 с.
  122. И.П. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Просвещение, 1972. — 396 с.
  123. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 239 с.
  124. К.К. Проблема способностей. М.: Педагогика, 1972.279 с.
  125. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. Казань, 1968. — 126 с.
  126. Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  127. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  128. Программа развития общих учебных умений и навыков// Народное образование. 1982. — № 10. — С. 106−110.
  129. В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988.144 с.
  130. И.П. Домашняя учебная работа// Советская педагогика. -1976. № 2. — С.38−43.
  131. И.П. НОТ учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 238 с.
  132. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-328 с.
  133. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328 с.
  134. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 354 с.
  135. С.Л. Психологические воззрения И.М.Сеченова и советская психологическая наука// Вопросы психологии.- 1955 № 5-С.30−43.
  136. .А. Как научить учиться. Новосибирск, 1974. — 63 с.
  137. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  138. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971. -146 с.
  139. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 115 с.
  140. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Наука, 1966.423 с.
  141. Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. — 212 с.
  142. A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  143. Q"~"""'"l44. Сухкмлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск: Народная асве-та, 1987.-320 с.
  144. В.А. Сто советов учителю// Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979. — Т.2. — С.507−508.
  145. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Педагогика, 1980. — 140 с.
  146. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 144 с.
  147. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  148. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.-Л., 1991.-42 с.
  149. А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  150. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  151. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-Т.2.-576 с.
  152. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-Т.6.-612 с.
  153. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- Т. 10. — 626 с.
  154. И.Т. Подготовка учагАихся к усвоению знаний. Киев: Радяньска школа, 1975. — 94 с.
  155. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников/ Под ред. В. В. Краевского, А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1981.-80 с.
  156. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Калинин, 1983.-35 с.
  157. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В. Я. Ляудиск М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  158. Д. Формирование учебных навыков. М.: Педагогика, 1986.- 160 с.
  159. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975 — 248 с.
  160. И.Ф. Педагогика. Минск: Изд-во БГУ, 1979. — 464 с.
  161. И.Ф. Педагогика. М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  162. В.Т. Педагогические основы формирования у учащихся общих учебных умений и навыков// Народная асвета. 1988. — № 3. — С.8−11.
  163. В.Т. Формирование у младших школьников умения контролировать учебную деятельность// Актуальные вопросы методики начального обучения. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. — С. 16−24.
  164. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  165. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-144 с.
  166. М.Н. Очерки психологии учения. М.: Учпедгиз, 1951.-210с.
  167. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1980.- 162 с.
  168. В.Ф. Педагогическая проза. М.: Просвещение, 1980.148 с.
  169. С.Т. Как обучать детей умению работать// Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Просвещение, 1964. — Т.З. — С.43—46.
  170. С.Т. Опыт увязки формальных навыков с комплексными темами// Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Просвещение, 1964. — Т.З.-С.52−73.
  171. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-80 с.
  172. B.C. Формирование диалектического мышления школьников. М.: Просвещение, 1979. — 168 с.
  173. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  174. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  175. Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  176. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961. — С. 12−14.
  177. И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики// Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985. — С.5−19.
  178. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144 с.
  179. И.С., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. -М.: Просвещение, 1985. 260 с.
  180. Характеристика содержания мотивов учения учащихся экспериментальных классовдо проведения экспериментальной работы) п/п Содержание мотивации учения Количество учащихся
  181. СШ № 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикавсего % всего % всего %
  182. Широкая социальная: 5 (11,6) 4 (7,7) 3 (6,3) — хочу хорошо подготовиться к избранной профессии- 5 11,6 3 5,8 3 6,3- понимаю свою ответственность перед обществом. — 1 1,9 —
  183. Мотивация благополучия: 22 (51 >2) 27 (51,9) 26 (54,0) — хочу получать хорошие отметки- 18 41,9 22 42,3 19 39,4- хочу получать одобрение. 4 9,3 5 9,6 7 14,6
  184. Престижная мотивация: 2 (4,7) 6 (11,5) 4 (8,4) — хочу занять достойное место среди товарищей- - 1 1,9 — - хочу быть лучшим учеником. 2 4,7 5 9,6 4 8,4
  185. Мотивация избегания: 7 (16,3) 8 (15,3) 12 (25,0) — не хочу получать плохие отмет- ки- 4 9,3 6 11,5 7 14,6- хочу избежать неприятностей. 3 7,0 2 3,8 5 10,4
  186. Мотивация содержанием: 4 (9,3) 2 (3,8) 1 (2Д) — люблю, мыслить, думать, рас- суждать- 3 7,0 2 3,8 1 2,1-люблю теоретические знания. 1 2,3 — -
  187. Мотивация процессом: 3 (6,9) 5 (9,8) 2 (4,2) — нравиться узнавать новое 3 6,9 4 7,9 2 4,2- люблю выполнять сложные задания. — 1 1,9 —
  188. Характеристика содержания мотивов учения учащихся контрольных классов (до проведения экспериментальной работы) п/п Содержание мотивации учения Количество учащихся
  189. СШ № 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикавсего % всего % всего %
  190. Широкая социальная: 3 (6,6) 2 (4,0) 2 (4,6) — хочу хорошо подготовиться к избранной профессии- 2 4,4 2 4,0 2 4,6- понимаю свою ответственность перед обществом. 1 2,2 — -
  191. Мотивация благополучия: 25 (55,7) 24 (48,0) 22 (51,3) — хочу получать хорошие отметки- 23 51,3 18 36,0 19 44,3- хочу получать одобрение. 2 4,4 6 12,0 3 7,0
  192. Престижная мотивация: 5 (ИД) 6 (12,0) 3 (7,0) — хочу занять достойное место среди товарищей- 1 2,2 2 4,0 — хочу быть лучшим учеником. 4 8,9 4 8,0 3 7,0
  193. Мотивация избегания: 9 (20,0) 11 (22,0) 13 (30,2) — не хочу получать плохие отмет- ки- 6 13,4 5 10,0 7 16,2- хочу избежать неприятностей. 3 6,6 6 12,0 6 4,0
  194. Мотивация содержанием: 1 (2,2) 3 (6,0) 2 (4,6) — люблю, мыслить, думать, рас- суждать- - 1 2,0 1 2,3-люблю теоретические знания. 1 2,2 2 4,0 1 2,3
  195. Мотивация процессом: 2 (4,4) 4 (8,0) 1 (2,3) — нравиться узнавать новое 2 4,4 3 6,0 1 2,3- люблю выполнять сложные задания. — 1 2,0 — f
  196. Характеристика содержания мотивов учения учащихся экспериментальных классов (после проведения экспериментальной работы) п/п Содержание мотивации учения Количество учащихся
  197. СШ № 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикавсего % всего % всего %
  198. Широкая социальная: 5 (11,9) 7 (12,9) 4 (8,3) — хочу хорошо подготовиться к избранной профессии- 3 7,1 5 9,2 4 8,3- понимаю свою ответственность перед обществом. 2 4,8 2 3,7
  199. Мотивация благополучия: 6 (14,3) 8 (14,8) 4 (8,3) — хочу получать хорошие отметки- 2 4,8 5 9,2 1 2,1- хочу получать одобрение. 4 9,5 3 5,6 3 6,2
  200. Престижная мотивация: 2 (4,8) 3 (5,6) 1 (2Д) — хочу занять достойное место среди товарищей- 1 1,9 — хочу быть лучшим учеником. 2 4,8 2 3,7 1 2,1
  201. Мотивация избегания: — 2 (3,7) 3 (6,3) — не хочу получать плохие отмет- ки- 2 3,7 1 2,1- хочу избежать неприятностей. — 2 4,2
  202. Мотивация содержанием: 12 (28,6) 13 (24,1) 16 (33,3) — люблю, мыслить, думать, рас- суждать- 8 19,1 9 16,7 6 12,5-люблю теоретические знания. 4 9,5 4 7,4 10 20,8
  203. Мотивация процессом: 17 (40,4) 21 (38,9) 20 (41,7) — нравиться узнавать новое 8 19,1 7 12,9 9 18,8- люблю выполнять сложные задания. 9 21,3 14 26,0 И 22,9-о
  204. Характеристика содержания мотивов учения учащихся контрольных классов (после проведения экспериментальной работы) п/п Содержание мотивации учения Количество учащихся
  205. СШ № 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикавсего % всего % всего %
  206. Широкая социальная: 5 (10,9) 3 (6,1) 4 (9,3) — хочу хорошо подготовиться к избранной профессии- 5 10,9 3 6,1 3 7,0- понимаю свою ответственность перед обществом. — - - 1 2,3
  207. Мотивация благополучия: 16 (34,7) 22 (44,9) 21 (48,8) — хочу получать хорошие отметки- 12 26,0 17 34,7 18 41,8- хочу получать одобрение. 4 8,7 5 10,2 3 7,0
  208. Престижная мотивация: 7 (15,2) 5 (10,2) 6 (14,0) — хочу занять достойное место среди товарищей- - 1 2,0 2 4,7- хочу быть лучшим учеником. 7 15,2 4 8,2 4 9,3
  209. Мотивация избегания: 12 (26,1) 11 (22,5) 9 (20,9) — не хочу получать плохие отмет- ки- 7 15,2 8 16,4 5 11,6- хочу избежать неприятностей. 5 10,9 3 6,1 4 9,3
  210. Мотивация содержанием: 2 (4,4) 3 (6Д) (-) — люблю, мыслить, думать, рас- суждать- - - - -люблю теоретические знания. 2 4,4 3 6,1
  211. Мотивация процессом: 4 (8,7) 5 (10,2) 3 (7,0) — нравиться узнавать новое 3 6,1 3 6,1 3 7,0- люблю выполнять сложные задания. 1 4,1 2 4,1
  212. Уровень сформированности у учащихся экспериментальных классов знаний о правилах организации и выполнения домашних учебных заданий (до проведения экспериментальной работы)
  213. Уровень знаний Количество учащихся
  214. СШ№ 1 г. Нальчика СШ№ 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п младших школьников всего % всего % всего %1. Высокий 4 9,3 2 3,8 4 8,3
  215. Средний 6 14,0 8 15,4 10 20,8
  216. Низкий 33 76,7 42 80,8 34 70,91. У1
  217. Уровень знаний Количество учащихся
  218. СШ№ 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п младших школьников всего % всего % всего %
  219. Высокий 5 11,1 3 6,1 2 4,7
  220. Средний 8 17,8 И 22,5 7 16,3
  221. Низкий 32 71,1 35 71,4 34 79,0
  222. Уровень знаний Количество учащихся
  223. СШ№ 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п младших школьников всего % всего % всего %
  224. Высокий 36 85,8 47 87,0 39 81,3
  225. Средний 3 7,1 5 9,3 6 12,53. Низкий 3 7,1 2 3,7 3 6,2
  226. Уровень знаний Количество учащихся
  227. СШ№ 1 г. Нальчика СШ№ 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п младших школьников всего % всего % всего %
  228. Высокий 5 10,9 4 8,2 3 6,9
  229. Средний 9 19,6 9 18,4 7 16,3
  230. Низкий 32 69,5 36 73,4 33 76,8
  231. Уровень овладения учащимися контрольных классов организационными и познавательными умениями культуры домашнего учебного труда (до проведения экспериментальной работы)
  232. Уровень овладения младшими Количество учащихсяшкольниками умениями культуры СШ№ 1 г. Нальчика СШ№ 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п домашнего учебного труда всего % всего % всего %
  233. Сформирована культура домашне-го учебного труда 1 2,2 2 4,1 1 2,3
  234. Владеют большей частью организационных и познавательных умений культуры домашнего учебноготруда 7 15,6 6 12,5 7 16,3
  235. Иногда соблюдают правила организации домашней учебной работы и применяют рациональные способы и приемы выполненияучебных заданий 40 82,2 44 83,4 29 81,4
  236. Уровень овладения младшими Количество учащихсяшкольниками умениями культуры СШ № 1 г. Нальчика СШ№ 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п домашнего учебного труда всего % всего % всего %
  237. Сформирована культура домашне-го учебного труда 31 73,8 30 74,1 36 74,9
  238. Владеют большей частью организационных и познавательных умений культуры домашнего учебноготруда 7 16,7 8 14,8 9 18,8
  239. Иногда соблюдают правила организации домашней учебной работы и применяют рациональные способы и приемы выполненияучебных заданий 4 9,5 6 11,1 3 6,3
  240. Уровень овладения младшими Количество учащихсяшкольниками умениями культуры СШ№ 1 г. Нальчика СШ № 5 г. Нальчика СШ № 20 г. Нальчикап/п домашнего учебного труда всего % всего % всего %
  241. Сформирована культура домашне-го учебного труда 2 4,4 3 6,1 2 4,7
  242. Владеют большей частью организационных и познавательных умений культуры домашнего учебноготруда 8 17,4 9 18,4 9 20,9
  243. Иногда соблюдают правила организации домашней учебной работы и применяют рациональные способы и приемы выполненияучебных заданий 36 78,2 37 75,5 32 74,41. Количество учащихся
  244. Владеют большей частью орга- Иногда соблюдают правила рга-
Заполнить форму текущей работой