Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сензитивный период личностного самоопределения — старший подростковый возраст. По словам В. Белинского, возраст перехода от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». С одной стороны, старшеклассники уже несут в себе результаты влияния различных факторов и представляют собой сформированные личности, с другой стороны, их ценности подвержены различным… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Дополнительное образование как фактор личностного самоопределения старшеклассников
    • 1. 1. Роль учреждений дополнительного образования в развитии и воспитании детей
    • 1. 2. Самоопределение личности как социальная, психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей
  • Глава 2. Педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей
    • 2. 1. Влияние учреждений дополнительного образования детей в самоопределении современных старшеклассников
    • 2. 2. Содержание учреждений дополнительного образования детей
    • 2. 3. Педагогическая поддержка личностного самоопределения старшеклассников

Педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной педагогической и психологической науке главным предметом признается личность как уникальная, целостная система, представляющая собой «открытую возможность» для становления человека. Человек должен изучаться в его целостностикаждый ребенок уникален и открыт мирупереживания человеком мира и себя в мире являются главной реальностьючеловек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, путь познания самого себя, саморуководство души являются частью его природы. В основу нашего исследования легли именно эти исходные положения гуманистической психологии и педагогики, которые определяют задачу современного воспитания — дать возможность раскрыться творческому потенциалу личностиспособствовать поиску ребенком своей индивидуальности и формированию положительной «Я-концепции», ведущей к самоопределению.

Беседы со старшеклассниками в ходе нашего исследования выявили тот факт, что выпускники боятся выйти из стен школы, взрослый мир их пугает. Они понимают, что высокий уровень IQ не гарантирует успешность в жизни, что между школьными знаниями и реальной практикой, необходимой в жизни для самореализации, лежит противоречие, которое необходимо преодолеть. Определить себя в мире, понять себя и свои возможности, осознать свое место и назначение в жизни — одна из главных проблем современного старшеклассника, которая усугубляется тем, что эпоха XX века, унося с собой готовые ответы на жизненные вопросы, идеологические ориентиры, правила и законы, указала на их эфемерность и ненадежность, на мировоззренческий вакуум, в котором оказалось современное общество.

Современные требования жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность молодого человека и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся личность.

В определении жизненных установок, выбора и направления пути растущего человека решающую роль играет система дополнительного образования детей как сфера деятельности, реализуемая в свободное время, направленная на саморазвитие личности. Концепция модернизации Российской системы образования говорит об учреждениях дополнительного образования детей, как об одном из эффективных факторов развития склонностей, способностей и интересов личности, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Если создать во внешкольных учреждениях соответствующие социально-педагогические условия, способствующие самоопределению личности в жизни, то это поможет школьникам определиться в жизни, найти себя, свое направление развития. Под педагогическими условиями мы понимаем такие условия, которые обеспечивают содержание, организацию форм и методов работы с детьми для решения конкретных задач. Под социальными — условия, создающие социальный комфорт для жизнедеятельности человека.

В поисках решения проблемы личностного самоопределения, школьник приходит в учреждение дополнительного образования, записывается в кружок, секцию по собственному желанию и выбору и в свободное от уроков время занимается привлекательным, любимым видом деятельности с целью самореализации своих возможностей, способностей. Его багаж знаний, умений, навыков требует практического применения, жизненной проверки, подтверждения и выхода за рамки школы.

Сущность человека как сложного объекта научного познания издавна изучается в философии. В данной работе использованы интересные в этом плане взгляды мыслителей: о «поиске истины», добровольном, свободном и самостоятельном постижении самого себя Сократао всестороннем развитии человеческой природы И. Песталоцци, о саморазвитии Ф. Фребеляо педагогической помощи в самосовершенствовании личности Ж. Руссо, Л. Н. Толстогоо развитии способности к свободному самоопределению Э. Фромма, о свободном воспитании К. Н. Вентцеля, о внутреннем самоутверждении Д. Дьюи, о потребности личности в самоосуществлении Ш. Бюлер, о самоактуализации А. Маслоу, о целостном, холистическом образовании Р.Миллера.

Проблема внутренних резервов личности широко изучается в педагогике свободы О. С. Газмана, концепции самоорганизации и саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова, C.JI. Рубинштейн и др.). О становлении самосознания, мировоззренческом и духовном самоопределении, когда личность становится перед осознанным выбором способа бытия, говорят исследования таких авторов, как Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Т. А. Мерцалова, А. В. Мудрик, В. Ф. Сафин, В. И. Слободчиков,.

A.С. Прутченков и др.

Труды таких ученых, как А. И. Адамский, В. А. Балханов, Е. Б. Евладова, А .Я. Журкина, О. Е. Лебедев, Г. Ц. Молонов, С. Д. Намсараев, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, Г. С. Селевко, А. А. Ухтомский и др. определили методологические и теоретические основы интересующей нас проблемы.

Исследования В. В. Абрауховой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова,.

B.А. Горского, Л. Н. Горьковой, Л. Ю. Ляшко, В. И. Панова, М. Н. Поволяевой, Е. В. Серединцевой, и др. помогли в раскрытии концептуальной основы дополнительного образования детей.

Анализ историко-философской, психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить некоторые подходы к разрешению нашей проблемы:

• личность ребенка есть высшее творение природы и космоса, уникальная, целостная, открытая, экзистенциональная, саморазвивающаяся система, присущая только человеку, «Я-концепция» является фундаментом определения и развития его индивидуальности (А. Маслоу, Я. Корчак, К. Роджерс);

• возможности, интересы, способности человека развиваются, формируются в его деятельности, мотивируют и развивают личность, характер ее. Огромен внутренний потенциал саморазвития личности, который реализуется через самоопределение, самоорганизацию и самореализацию человека (Б.Г. Ананьев, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.);

• самоопределение, как социальная направленность личности, зависит от среды, окружения, условий, в которых находится человек (В. Бедерханова, JI.C. Выготский, А. В. Мудрик и др.).

• педагогика самоопределения, как и педагогика дополнительного образования, строится на свободном выборе и создает благоприятные условия для саморазвития личности (А.Г. Асмолов, О. С. Газман, О. Е. Лебедев, А. Я. Журкина и др.).

Система дополнительного образования детей востребована сегодня детьми и их родителями именно потому, что в ней самореализация личности идет с учетом ее задатков, интересов и способностей. Однако при изучении данной проблемы нами был выявлен ряд противоречий, между. а) актуальностью проблемы самоопределения старшеклассников и недостаточностью внимания, уделяемого данной проблеме со стороны учителей и родителей, общества и государстваб) осознанием педагогами дополнительного образования детей необходимости педагогической поддержки самоопределения личности и неготовностью их оказать эту поддержкув) стремлением старшеклассников к самореализации и их инфантильностью в жизни.

Данные противоречия дают основание делать вывод о необходимости создания в учреждениях дополнительного образования детей специальных условий для самоопределения, самоорганизации и самореализации современных старшеклассников. Каковы же педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей — проблема данного исследования, которая, как показал анализ научной литературы, еще не достаточно изучена.

Социологические исследования в реальной практике, актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей.

Объект исследования: процесс личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие личностному самоопределению старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: старшеклассник идет в жизнь с определенной жизненной позицией, готовый к самостоятельным и ответственным поступкам, решениям, способный к личностному самоопределению, если:

— процесс саморазвития личности, значит и процесс личностного самоопределения, сопровождает педагогическая поддержка, суть которой заключается в раскрытии внутреннего потенциала личности, в осознанном определении «Я — концепции», в преодолении проблемных ситуаций выбора и неопределенности.

— содержание учреждения дополнительного образования детей будет строиться на социокультурном пространстве развития личности через формирование ключевых компетенций, функциональной грамотности, умения проектировать индивидуальный маршрут развития.

— организация свободной деятельности старшеклассника в учреждении дополнительного образования детей в зависимости от его потребностей, склонностей и возможностей, от уровня его занятости в дополнительном образовании ориентирована на раскрытие творческого потенциала, на его саморазвитие.

Задачи исследования:

• проанализировать состояние дополнительного образования детей в свете русле исследуемой проблемы;

• актуализировать сущность понятия личностного самоопределения старшеклассника;

• выявить педагогические условия, обеспечивающие личностное самоопределение старшеклассника в учреждениях дополнительного образования детей;

• обосновать необходимость совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей для успешного осуществления процесса личностного самоопределения старшеклассников;

• организовать опытно-экспериментальную работу и проверить выдвинутые положения.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на:

• философских и гуманистических концепциях формирования личности, как о цельном уникальном образовании, и «Я — концепции», как фундаментальном компоненте структуры личности (JI.C. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс);

• общенаучных и частнонаучных теориях и концепциях об особенностях формирования и развития личности, ее самоопределения и самосовершенствования (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С. Кон, Т. И. Мерцалова, С. Д. Поляков и др.), психолого-педагогической теории формирования и развития личности, организации и связи деятельности с развитием личности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

• идеях экзистенциональной личности и «свободной педагогики» среды, социума, потенциала досуга (М.Балабан, В. Бедерханова, О. Газман, И. Демакова, Н. Крылова, С. Соловейчик и др.);

• концепциях дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, В. А. Березина, В. А. Горский, А. Я. Журкина и др.);

• идеях системного подхода к построению воспитательного и образовательного процесса (А.В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.);

• При выполнении диссертационной работы использован комплекс методов научно-педагогического исследования, обеспечивающий объективность и надежность научных выводов, состоящий из анализа и ретроспективного обзора философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпедагогического эксперимента (констатирующего, формирующего) — диагностических методов (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование) — параксиметрических и статистических методов (анализ результатов, продуктов деятельности, коэффициентов динамики).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что.

— уточнена сущность личностного самоопределения старшеклассника, под которой понимается способность личности самостоятельно развивать свои природные, социальные и эмоциональные качества в пределах собственного развития через пробующую деятельность в направлении к активной жизненной позиции, через реализацию собственных сил и возможностей, принятие смысложизненных решений и ответственного выбора;

— выявлена степень личностного самоопределения старшеклассника, занятого в учреждении дополнительного образования детей, которая прямо пропорциональна результативности его предметной деятельности. Высокий уровень деятельности старшеклассника в дополнительном образовании влечет за собой не только творческие достижения, но и мастерство в самореализации, самоорганизации, самоопределении. Личностное самоопределение старшеклассника в учреждении дополнительного образования детей происходит поэтапно в зависимости от уровня дополнительного образования, в котором он занятобоснована необходимость совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей для успешного осуществления процесса личностного самоопределения старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей. К ним относятся: педагогическая поддержка, под которой понимается профессиональная помощь в раскрытии внутреннего потенциала личности в самореализации, в осознанном определении его «Я — концепции», в преодолении проблемных ситуаций выбора и неопределённости, в целенаправленном моделировании самоопределения старшеклассников через индивидуальный маршрут саморазвития;

— содержание дополнительного образования детей будет строиться на социокультурном пространстве развития личности в направлении формирования ключевых компетенций, функциональной грамотности, в умении проектировать индивидуальный маршрут развития;

— организация свободной деятельности старшеклассника в учреждении дополнительного образования детей в зависимости от его потребностей, склонностей и возможностей, от уровня его занятости в дополнительном образовании и ориентирована на раскрытие творческого потенциала.

Практическая значимость работы заключается в том, что фактический материал и теоретические выводы могут быть использованы для лекций и семинарских занятий по педагогике дополнительного образования, результаты исследования будут внедрены в практику системы дополнительного образования детей Республики Бурятия.

Достоверность исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям образованияиспользованием научно-исследовательских методов, адекватных цели, задачам, предмету исследования, обеспечивающих логику, преемственность и взаимозависимость результатов, полученных на разных этапах исследованиярациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследованиярезультатами педагогической экспериментальной работыобсуждением основных положений исследования и его практических результатов в широкой аудитории педагогических работников.

Базой научного исследования явилась система дополнительного образования детей Республики Бурятия. Заключительный этап эксперимента проводился в Доме творчества детей Закаменского района, Дворце детско-юношеского творчества г. Улан-Удэ, туристическом лагере «Максимиха» республиканского Центра детско-юношеского туризма и краеведения и оздоровительном лагере «Энхалук» республиканского Центра физической культуры и спорта. Всего экспериментом было охвачено 565 учащихся старших классов, из 63 образовательных учреждений, 199 педагогов из районов и городов Республики Бурятия.

Этапы эксперимента. Исследование осуществлялось в четыре этапа с 1999 по 2003 годы:

На первом этапе (1999;2000) проводилось изучение и анализ опубликованных источников по проблеменакопление первичных данных о системе дополнительного образования детей и ее спецификеопределение теоретико-методических основ исследования. Полученный результат позволил выделить тему, цель, объект, предмет исследования, сформулировать гипотезу и наметить программу экспериментальной работы. Было изучено и проанализировано состояние дополнительного образования детей.

На втором этапе (2000;2001) уточнялись гипотеза и теоретические положения. Осуществлялось моделирование региональной системы дополнительного образования детей. Разрабатывались и теоретически обосновывались педагогические условия самоопределения старшеклассников в системе дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2001;2002) углублялись теоретические положения, апробировались в педагогическом эксперименте методики самоопределения личности, уточнялись особенности социально-педагогических условий их эффективного развития. Разрабатывалась и внедрялась целевая программа развития системы дополнительного образования детей.

На четвертом этапе (2002;2003) обобщались, обрабатывались и систематизировались результаты — он включал качественный и количественный анализ, распространение и внедрение теоретических и практических результатов в системе дополнительного образования, обобщение теоретических положений, оформление и публикации) результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций промежуточных материалов, выступлений перед педагогической аудиторией, внедрения методических рекомендаций в практику учреждений дополнительного образования детей Республики Бурятия. Идеи, результаты исследования были положены в основу Республиканской целевой программы развития системы дополнительного образования детей на 2001;2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия № 196 от 06.06.01 г., отражены в публикациях и выступлениях диссертанта на научно-практических конференциях, семинарах, конференциях, совещаниях, курсах педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования. Ход и результаты экспериментальной работы освещались средствами массовой информации. Были проведены крупные республиканские мероприятиязаключен договор о творческом сотрудничестве Министерства образования и науки Республики Бурятия с Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи «Новая цивилизация» (г. Москва) .

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Личностное самоопределение, как механизм самопознания, саморегуляции, самоактуализации, является ключевым и неизбежным звеном саморазвития. От личностного самоопределения зависят индивидуальная жизненная стратегия и тактика взаимодействия человека с окружающей действительностью, от умения выбирать зависит не только место и деятельность в жизни и обществе других, но и его внутренний мир, формирование других способностей. Личностное самоопределение, как способность человека самостоятельно развивать свои природные, социальные и экзистенциональные качества, как сознательную активность по развитию своей индивидуальности, необходимо формировать, воспитывать и развивать, создавая соответствующие условия.

2. В личностном самоопределении старшеклассника наряду с основным школьным образованием немаловажное значение имеет дополнительное образование. Оно не только углубляет, расширяет, обогащает основное, но и индивидуализирует, персонифицирует и конкретизирует, корректирует его, т.к. удовлетворяет потребности, интересы, склонности и способности каждого, содействует первоначальной.

3. В учреждениях дополнительного образования при создании определенных педагогических условий личностное самоопределение старшеклассников проходит наиболее эффективно. Этими условиями являются:

— профессиональная педагогическая поддержка, суть которой заключается в раскрытии внутреннего потенциала личности в осознанном определении «Я — концепции», в преодолении проблемных ситуаций выбора и неопределенности.

— содержание дополнительного образования, которое строится на социокультурном пространстве развития личности через формирование ключевых компетенций, функциональной грамотности, умения проектировать индивидуальный маршрут развития.

— организация свободной деятельности старшеклассника, которая зависит от его потребностей, склонностей и возможностей, от уровня занятости в дополнительном образовании и ориентирована на раскрытие творческого потенциала.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа проиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами и графиками.

Выводы по второй главе.

Экспериментальная работа, организованная для подтверждения теоретических положений, выдвинутых в первой главе, была осуществлена в системе дополнительного образования детей, представленной Домом творчества школьников Закаменского района, Дворцом детско-юношеского творчества г. Улан-Удэ, республиканским Центром детско-юношеского туризма и краеведения, оздоровительными лагерями «Энхалук», «Максимиха» и кафедрой педагогики Бурятского института повышения квалификации работников образования.

Рассматривая организацию и содержание деятельности старшеклассника при педагогической поддержке как главные условия личностного самоопределения, мы создали в учреждении дополнительного образования детей необходимые социально-педагогические условия. Доминанта самоопределения как установка в деятельности старшеклассников сопровождала их постоянно, как и создание условий безопасности, защищенности. В специально созданном многообразии деятельности школьник выбирал подходящие виды соответственно своим возможностям, способностям и интересам и пробовал себя, свои силы. Экран эмоционального состояния старшеклассников на фестивалях и в лагерях ежедневно показывал внутреннее состояние школьников и помогал нам видеть их самооценку, самочувствие. На третий — четвертый день обычно исчезало чувство страха, высокую оценку постоянно получали «удивление», «интерес», временами появлялась «усталость» .

Констатирующая часть эксперимента позволила определить состояние исследуемой проблемы. В результате анкетирования был сделан вывод о том, что личностное самоопределение, являясь психологическим новообразованием старшеклассника, вызывает чувство тревожности и напряженности у них, поэтому они не стремятся стать взрослыми, боятся войти в их мир, хотя определение жизненных целей, ценностных ориентиров, выбор профессиональных предпочтений являются главными вопросами их жизнедеятельности.

Также подтвердились недостаточная разработанность проблемы исследования, низкий статус дополнительного образования среди педагогического общества, родителей и старшеклассников.

Формирующая часть эксперимента проходила в 3 этапаподготовительный, основной и заключительный и преследовала цельапробацию системы социально-педагогических условий, обеспечивающих самоопределение личности старшеклассника в учреждении дополнительного образования детей.

Социально-образовательные проекты «Новая цивилизация», «НьюландияБайкал», социальный тренинг-марафон «Школа жизни», через которые прошли испытуемые школьники старших классов, доказали, что специально спровоцированная доминанта самоопределения в дополнение к привлекательной, творческой деятельности при педагогической поддержке приводит к ожидаемым результатам, т. е. к личностному самоопределению. Об этом свидетельствует динамика показателей самоопределения участников эксперимента.

Итогом заключительного этапа эксперимента стало создание Клуба старшеклассников «Навигаторы» при РЦДЮТиК, куда вошли все те старшеклассники, которые принимали активное участие в фестивалях, тренингах, лагере. Участие в проекте «Новая цивилизация» вывело их на путь создания общественной организации, в которой они будут дальше продолжать заниматься любимым делом в дополнительном образовании и реализовать себя в жизни.

Молодые учителя — советники вошли во вновь созданный Клуб молодых учителей при региональном центре Федерации Интернет Образования и городской Клуб молодых педагогов, выбрав возможность работать в том же новаторско-педагогическом духе создания социально-педагогических условий для развития личности детей, для их самоопределения и самосовершенствования. Они, как советники — сторонники педагогической поддержки, педагогики свободы, направляющие свою работу на самостановление, саморазвитие старшеклассника в плане определения его интересов, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем в процессе самореализации идеи «сделать жизнь самому», стали старшими друзьями и частыми гостями Клуба старшеклассников.

В ходе эксперимента было сделано три замера показателей личностного самоопределения участников: в начале, середине и конце эксперимента. Сравнительный анализ показал, что в ходе эксперимента произошло их качественное изменение, достоверность которого подтверждено результатами математической обработки.

Новая модель образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования детей, созданная в ходе эксперимента, представляет собой клуб, как комплексное социально-образовательное пространство, создающее всесторонние условия творческой и свободной деятельности, в которой школьники будут пробовать и реализовывать себя в разных социальных ролях, которые в свою очередь помогут выстроить их собственные образовательные маршруты развития и определить готовность и направленность в жизненных целях.

Главные принципы клуба старшеклассников — добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом, постоянное личностное самоопределение и самоутверждение, возможность развития и привлекательного досуга. В дополнительном образовании клуб становится привлекательным видом альтернативного социально-образовательного учреждения, где, при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ самоопределения и самореализации с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации, идет интенсивное саморазвитие старшеклассника. В клубе идет овладение ими способами, приемами, техникой мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения в сложном процессе самоопределения и самоутверждения личности. Другое назначение клуба — быть зоной свободного творчества, средой формирования субкультуры, местом занятости свободного времени подростков.

Психологическое сопровождение всего эксперимента, его результат, вылившийся в создание Клуба старшеклассников, доказали, что в нем были созданы благоприятные условия для формирования и развития личности, что направление его было правильным и перспективным. Дети не только определились в направлениях своего развития, подготовили себя, но и создали свой коллектив единомышленников, в котором им комфортно и безопасно, и можно заниматься вопросами саморазвития и самосовершенствования, пробуя и реализуя себя в разных видах и формах, осознанно готовить себя вхождению во взрослый мир. Использование современных диагностических методик педагогической поддержки и мониторинга личностного самоопределения помогают созданию индивидуального маршрута развития личности, доминирующей направленности ее, выявляют общую динамику развития личности старшеклассника.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что целенаправленное создание социально-педагогических условий в учреждении дополнительного образования способствует личностному самоопределению. Создание этих условий в учреждениях дополнительного образования детей при педагогической поддержке помогают становлению личности, способной взять на себя ответственность в выборе поступков, действий и приоритетов.

Заключение

.

Сегодня личностное самоопределение старшеклассника — это социальная, культурная, психологическая и педагогическая задача современного общества. Обществу нужны такие люди, которые не теряют своей уникальности и ценности в разных условиях культурных, социальных перемен, умеют определить себя, свои возможности и найти свое место в жизни. Нужны функционально грамотные и компетентные люди, способные продуктивно использовать свои внутренние силы, реализовать личностные потенции, умеющие направлять их на саморазвитие, самостановление.

В новом тысячелетии будут цениться не суммы знаний, а умения находить себе место в совместном деле, переучиваться, использовать и развивать свой опыт. Поэтому современное образование становится активным участником становления нового всемирного сообщества и связанного с ним развития личности — субъекта сообщества людей, живущих на одной земле. Для многих государств актуальной становится задача развития способностей личности в плане общения, обмена и сопоставления позиций, принятия различия разных людей умения «жить вместе» в одном городе, на одной улице, в одном дворе, а также на одной планете. Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные значения, фундамент компетенций, которыми должны обладать школьники, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни.

В гуманистическом подходе человек — это активное, творческое существо, а его жизнь — единый процесс становления и бытия. Главным источником и механизмом личностного самоопределения понимается развитие творческой уникальности, стремление человека к реализации своего жизненного потенциала (Г. Олпорт), творческая самореализация (А. Маслоу), возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). Развитие творческой уникальности личности понимается нами как организация собственной жизнедеятельности. В результате собственного развития человек становится способным к постановке и решению разнообразных и все более сложных конкретных задач, при этом их определение и реализация соответствуют смыслу его жизни.

Компетентностный подход, применяемый в учреждениях дополнительного образования в деле воспитания, обучения и развития школьника, требует не только интеграции знаний, умений и навыков основного и дополнительного образований, социокультурного и образовательного пространства, но и создание условий личностного, жизненного и профессионального самоопределения личности. Проба себя и своих способностей и возможностей, выбор успешной деятельности, освоение социальных ролей, норм и правил обеспечивают высокий уровень функциональной грамотности и формируют ключевые компетенции, необходимые для принятия решений, ответственности за выбор и успешность в жизни.

Личностное самоопределение, как механизм самопознания, саморегуляции и самоактуализации, является ключевым звеном в акмеологической цепи саморазвития, самосовершенствования. От выбора целей, планов и жизненных путей зависят не только место и деятельность человека в жизни, в обществе других, но и его внутренний мир. Индивидуальная жизненная стратегия и человеческая тактика взаимодействия с окружающей действительностью скрываются за понятием «личностное самоопределение», поэтому от сформированности личностного самоопределения зависят все другие способности: в труде, знаниях, творческом, нравственном, физическом и эстетическом самосовершенствовании. Более того, от личностного самоопределения конкретного человека зависит уровень развития страны, населения, государства.

Личностное самоопределение — это целостный многоступенчатый процесс, рассматриваемый в синергетической концепции самореализации личности, в комплексном подходе изучения школьника в психологии, педагогике, социологии и культурологии.

Самоопределяющаяся личность — открытая система, и формируется она поэтапно при создании определенных социально-педагогических условий в организации и содержании учреждений дополнительного образования детей при наличии профессиональной педагогической поддержки.

Система дополнительного образования детей создает подходящие условия успешного протекания процессов личностного самоопределения, самопознания и самостроительства, развития его неповторимой индивидуальности через доминирующую деятельность, когда педагогические личностно-ориентированные технологии поддержки личностного самоопределения обеспечивают организацию деятельности детей в них и переводят ее на более высокий уровень компетентности. Главная задача учреждения дополнительного образования детей — не только помочь каждому школьнику развить свои способности, уметь выбрать собственную позицию, цель и средства самоосуществления, но и отвечать за свой выбор. В учреждениях дополнительного образования детей только возможно создание индивидуального маршрута развития, свободное передвижение и продвижение по нему школьников, признание права школьника не только на свободный выбор, но и на ошибку, на всевозможные пробы в применении своих творческих сил. Уровни и этапы системы дополнительного образования детей, вся ее специфика строится с учетом возрастных, психологических особенностей поэтапного становления человека, личностного самоопределения. В то же время гибкая система дополнительного образования детей быстро реагирует на спрос детей и подростков в удовлетворении их потребностей, интересов и способностей. Данная система сегодня доказала, что является самостоятельным, самодостаточным, самоценным и перспективным видом образования, реализуемым в совокупности познавательной, репродуктивной, творческой, коммуникативной деятельности детей за пределами государственного образовательного стандарта. В основе этой деятельности лежат любознательность и природосообразность, увлеченность свободным творчеством и интерес, осознанное стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать на пути постижения смысла жизни.

В определении жизненных установок, выбора и направления пути старшеклассника существенную роль играет система дополнительного образования детей как сфера деятельности детей в свободное время, направленная на личностное самоопределение. Главное — вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает их жизнь новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами.

Дополнительное образование детей — необходимая и неотъемлемая часть вариативного непрерывного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как:

• сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни;

• зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;

• уникальное образовательное сообщество, где все участникиравноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;

• социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности школьника и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей всем многообразным спектром предоставляемых образовательных услуг создают реальный вариативный уровень образования, позволяющий для каждого старшеклассника выбрать особый, свой индивидуальный путь развития, реализовать творческий потенциал, естественную потребность в персонализации, в личностном самоопределении.

Создание в этой системе «социальной ситуации развития», свободной среды общения, творческого поля деятельности привлекает детей и позволяет им решать проблемы личностного самоопределения и самостановления. Для школьника дополнительное образование есть способ решения важных для него проблем образования, организации рационального использования свободного времени, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров, путь к познанию мира и себя, путь к себе. Для него занятия спортом, музыкой, техникой являются главными в личностном самоопределении. Он полагает достойно самореализоваться в жизни именно через выбранную в дополнительном образовании деятельность, и системе дополнительного образования необходимо создавать все условия для прохождения человеком данного пути наверх, к себе.

Сензитивный период личностного самоопределения — старший подростковый возраст. По словам В. Белинского, возраст перехода от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». С одной стороны, старшеклассники уже несут в себе результаты влияния различных факторов и представляют собой сформированные личности, с другой стороны, их ценности подвержены различным влияниям. Старшеклассники, как «барометр» протекающих в обществе идеологических и ценностных процессов, являются показателем и завтрашних социальных процессов, они открыты для формирования способности — они хотят научиться ориентироваться и найти себя, свое место в жизни, определить идеалы и жизненные цели. Ведущей для старшеклассников является потребность в личностном самоопределениистремление найти, определить свое место в жизни, ее психологическое проявление — это непреодолимое желание творческого проявления своей индивидуальности. Поиск подходящей для себя роли, своего места в жизни, своих принципов и идеалов, умение жить в условиях социальных и культурных перемен, искать и находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь, — все это входит в емкое понятие «личностное самоопределение».

Проблема личностного самоопределения актуальна для старшеклассников как проблема не только определения будущего, но и как самоопределения в настоящем, и разрешается ими в противоречивом процессе поиска, выбора, ценностных ориентаций. Человеку, прошедшему через педагогику личностного самоопределения, не грозят трагедии и катастрофы разочарований в разных поворотах жизненных событий.

Сознание направляет деятельность, в деятельности рождается личность — таков постулат педагогики дополнительного образования. Осмысленное определение дилеммы жизненного пути в деятельности, умение делать ответственный выбор на практике, самореализация собственных возможностей, способностей — всему этому учились старшеклассники в ходе эксперимента. Участвуя в социально-образовательных проектах, деловых и ролевых играх, тренинг-марафоне, в привлекательной, творческой деятельности по выбору, старшеклассники воспитывали в себе способность сознательной активности по сохранению и развитию своей индивидуальности. Педагогическая поддержка личностного самоопределения в лице подготовленных педагогов-советников создавала для самостоятельного развития у детей своих природных, социальных, эмоциональных качеств. Создание старшеклассниками клуба подтвердило, что условия, созданные для личностного самоопределения, имели положительные результаты. Клуб, как учреждение дополнительного образования старшеклассников, стал местом не только свободного сбора единомышленников, но и тем пространством, где комфортно, безопасно можно заниматься любимым делом, пробуя и реализуя себя, осознанно готовясь к вхождению во взрослый мир. Таким образом, в личностном самоопределении старшеклассника большую роль играет учреждение дополнительного образования как зона «ближайшего развития», как сфера деятельности, реализуемая в свободное время и направленная на саморазвитие личности. Индивидуальный маршрут развития моделирует личностное самоопределение, развивает индивидуальные качества старшеклассника, фиксируя пробующую деятельность и выводя к активной позиции в жизни. Творческий уровень дополнительного образования означает не только достижения школьника в деятельности, но и его успехи в отношениях, поведениях «с миром и с самим собой». Содержание дополнительного образования, организация деятельности старшеклассника, направленная на саморазвитие при педагогической поддержке личностного самоопределения становятся педагогическими условиями, при которых формируется и развивается способность человека самостоятельно развивать природные, социальные и эмоциональные качества личности.

Ко всем этим выводам мы пришли в итоге эксперимента со старшеклассниками, организованного в учреждениях дополнительного образования детей Республики Бурятия. Социально-образовательное пространство дополнительного образования с его привлекательной для детей спецификой ненавязчивого воспитания и незаметной социализации способствует личностному самоопределению, развивает ее, но при соблюдении следующих педагогических условий:

• в процессе саморазвития личности, значит и в процессе личностного самоопределения, важно наличие профессиональной педагогической поддержки, суть которой заключается в совместном раскрытии внутреннего потенциала личности, в осознанном определении «Я — концепции», в преодолении проблемных ситуаций выбора и неопределенности;

• содержание дополнительного образования будет ориентировано на самоопределение личности, строиться на социокультурном пространстве развития личности и направлено на формирование ключевых компетенций, функциональной грамотности в выборе вариантов выхода из проблемных ситуаций, неопределенности, в умении создавать, проектировать индивидуальный маршрут развития;

• организация свободной деятельности старшеклассника в учреждении дополнительного образования детей строится в зависимости от его потребностей, склонностей и возможностей, от уровня занятости в дополнительном образования и ориентирована на раскрытие творческого потенциала, на его саморазвитие.

Специфика дополнительного образования детей направлена на создание социально-образовательного пространства, где на первый план выходит личность школьника, его личностное самоопределение — через наполнение свободного времени возможностью максимального развития его способностей, через пробу и поиск себя. Уровни дополнительного образования соответствуют основным этапам личностного самоопределения и самостановления. Свобода выбора гарантирует безопасность личности и психологический климат, способствующий личностному самоопределению и самообразованию, и приводит к тому, что не школьник приспосабливается к учреждению, а учреждение — к нему, и в этом случае «образование становится фактором развития личности», условием формирования ее.

Эксперимент доказал, что при наличии этих условий в учреждении дополнительного образования формируется личностное самоопределение старшеклассника, как способность осознанного развития своих природных, социальных, эмоциональных качеств, выбора самостоятельного жизненного пути, индивидуальной жизненной стратегии, собственного стиля и образа жизни, способа выражения своего «Я» в отношениях, общениях и деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии. — М: Академия, 1999 — 320с.
  2. В. В. Инновационные подходы в деятельности У ДО как средство его развития. Автореф. дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 1997 — 21с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 — 29с.
  4. Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Союз, 1996 — 54с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990−559с.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды в 2 т.-М., 1980, т.1 -79с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Университет, 1994 — 340с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М., 1981 — С.3−18.
  9. Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка — иная культура воспитания // Народное образование. 1997, № 3 С.108−113.
  10. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997, № 9 С.6−9.
  11. М.А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. М.: «Первое сентября», 2001 208с.
  12. В.А. Целостное мировоззрение и воспитание личности на рубеже XX и XXI веков // Воспитание и развитие личности на рубеже XXI века. Улан-Удэ, 1998, ч.1 -С.19−23.
  13. С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1. -М., 1993.
  14. С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М., 1987 — С.26−28.
  15. А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М: Владос, 1999. — 133 с.
  16. М.М. Введение в диалектику творчества СПб: РХГИ, 1997, 464 с.
  17. А. С. Основы возрастной педагогики. М: Академия, 2000- 182 с.
  18. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. М: Воронеж, 1996.-318 с.
  19. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. // Дисс. к.п.н. М., 1998 — 147 с.
  20. В.А. Наш Бруднов. М: Владос, 2002 — 144 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  22. Н.А. О назначении человека. -М: Республика, 1993 383 с.
  23. Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание, 1981 — 96 с.
  24. А.А. Психология личности. М: МГУ, 1988 — 188 с.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, № 2 С.47−56.
  26. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4 С. 11−17.
  27. JT.И. Педагогика дополнительного образования -Новосибирск: Изд-во НИПКРО, 2002 158с.
  28. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник, 1996, № 1 — С.2−5.
  29. Л. И. Дополнительное образование гибкая и мобильная система, способствующая разностороннему развитию идей // Дополнительное образование, 2000, № 9 — С.4−9.
  30. Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся // Дисс. к.п.н. Улан-Удэ, 2001 — 197с.
  31. Л.А., Мухина B.C. Психология. М: Просвещение, 1988-ЗЗбс.
  32. К.Н. Свободное воспитание / Сб. избр. трудов. М.: АПО, 1993 — 171с.
  33. И.А. Внешкольная работа // Доп.образование. 2000, № 7−8, С.29−32
  34. ЮЛ. Ролевая игра как способ социализации личности // Бюллетень, 2002, № 1 С.6−8.
  35. Г. И. Сущность понятий «активность» и «деятельностный подход» в образовании // Дополнительное образование, 2002, № 21. С.10−15.
  36. И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1989 — 84с.
  37. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.:Просвещение, 1982 — 136 с.
  38. Н.А. Педагогические условия ценностного самоопределения старшеклассников в образовательном процессе // Дисс.к.п.н., Омск, 2001, 227с.
  39. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: сборник научных трудов. -М.: АПН СССР, 1985 105 с.
  40. Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. Ярошевского М. Г. М., 1996 — 512 с.
  41. О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.:МИРОС, 2002 296с.
  42. B.C. Философия образования для XXI века. М, 1997 — 697с.
  43. М.Н. Социальное самоопределение детей и молодежи в процессе формирования детского самоуправления // Дополнительное образование, 2002, № 2 -С.45−47.
  44. Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование. 2001, № 11 С.15−16.
  45. В.А. Игра и деятельность //Дополнительное образование. 2000,№ 9 С.31−32.
  46. В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования //Доп. образование. 2001.№ 9- С.3−7.
  47. В.А. Дополнительное образование. М., 2001 — 400с.
  48. В.А., Юров О. А. Роль педагога в дополнительном образовании // Дополнительное образование, 2001, № 12 С.3−12.
  49. В.А., Третьякова Г. Н. Маркетинг дополнительного образования// Дополнительное образование, 2001, № 6 С.30−39.
  50. Грибов Ю. А Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989, № 2 С.57−62.
  51. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников// Педагогика, № 9, 2002 с.32−39.
  52. И. Д. Гуманизация пространства детства // Народное образование, 2001, № 4 С.167−172.
  53. ИД. С верою в ученика / Курс лекций в АПКРО. М., 1999.
  54. Детская энциклопедия. М., АПП РСФСР, т.6. — С .23−47, т.7 — С. 19−27.
  55. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987−184 с.
  56. КВ., Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология. М.: Академия, 2001 -464 с.
  57. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. -М: Владос, 2002−352с.
  58. Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование фактор развития творческой личности / Материалы научно-практической конференции. — СПб., 1998 — 204 с.
  59. ЕлаевН.К. Воспитательная система школы-условие непрерывного развития и формирования личности//Воспитание и развитие личности на рубеже XXI века: Сб.стат. и тез. -Улан-Удэ. 1998 -С.65−68.
  60. В. И. Социально-педагогические аспекты дополнительного образования // Дополнительное образование, 2002, № 2 С. 15−20.
  61. А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование, 2002, № 9 С.6−9.
  62. А.Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании // Дополнительное образование, 2001, № 4 С. 19−23.
  63. В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987 — 180 с.
  64. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982 — 160 с.
  65. В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование, 2001, № 5 С. 104−112.
  66. А. И. Психология духовности. М., 1996 — 400 с.
  67. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся / Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994 — 304 с.
  68. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990 — 144 с.
  69. Н.Н. Проблема девиантного поведения учащейся молодежи и роль образовательных учреждений дополнительного образования по ее профилактике // Дополнительное образование, 2002, № 3 С.54−57.
  70. В.В., Орлова С. Н. Педагогика духовно-творческого развития личности. -Красноярск: КГТА, 1996 124 с.
  71. Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2000 — 512 с.
  72. Р.Д. Изучение способностей школьников основа профориентации // Народное образование, 2001, № 5 — С.129−136.
  73. Е.К. Начинаем разговор // Внешкольник, 1998, № 4 С. 21 -22.
  74. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990 — 144 с.
  75. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. -М., 1992 128 с.
  76. А. О. Роль науки в современном образовании // Дополнительное образование, 2002, № 1 С. 12−17.
  77. Е.Л. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996−512с.
  78. А.Ю. Педагогические условия личного и профессионального самоопределения в процессе планирования карьеры // Дисс. .к.п.н., Томск, 2000, 174с.
  79. Кон И. СВ поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984 — 335 с.
  80. Н.И. Логический словарь-справочник-М.:Наука. 1975 720с.
  81. О.Г. Содержание и организация деятельности молодежных общественных объединений по развитию ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ. Дисс. к.п.н. Иркутск, 2002 — 178 с.
  82. Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990 — С. 19−174.
  83. В. 5.Методология педагогического исследования Самара: Изд-во СамГПИ, 1994 — 164 с.
  84. JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997 — 315 с.
  85. С.В. Педагогика личности / учебно-практическое пособие. Ростов-на Дону: Учитель, 2001 — 160 с.
  86. В. О. Внеурочная деятельность школьников / Пособие для классных руководителей. М., 1993.
  87. Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. № 10. М., 2000 С.168−193.
  88. Н.Б., Леонтьева О. Н. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. М.: Сентябрь, 2002 — 176 с.
  89. О.Е. Мониторинг и новый образовательный результат // Школьное обозрение, 2002, январь-февраль С. 16−18.
  90. О.Е. Дополнительное образование детей. М.: Владос, 2000 — 256 с.
  91. О.Е. Образование как фактор развития личности // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всероссийской конференции. — СПб., 1998 — С.9−13.
  92. Н.П. Педагогические условия развития интеллектуального потенциала курсантов в образовательном процессе военного вуза // Дисс. к.п.н. Иркутск. 2002 — 142 с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975 — 299 с.
  94. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждениях дополнительного образования // Дисс. к.п.н., Оренбург, 2000 191с.
  95. . Т. Педагогика. Курс лекций. М., Юрайт, 2001 — 528 с.
  96. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 — 127 с.
  97. А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. -М.: Просвещение, 1981 -208 с.
  98. А.В. Формирование социально-профессионального самоопределения сельских школьников. // Дисс.к.п.н., Новосибирск, 2000,191с.
  99. Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. -М.: Ноосфера, 1999 300 с.
  100. С.В., Бабочкин П И. Ценностное сознание молодежи в полиэтнической социальной среде. Улан-Удэ, 2002 — 112 с.
  101. А. С. Воспитание гражданина. Педагогические раздумья. М.: Просвещение, 1988 — 304 с.
  102. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999 — С.224−238.
  103. Р. Ориентир классного воспитателя саморазвитие школьника // Дополнительное образование, 2000, № 3 — С.78−81.
  104. A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М: Школа-Пресс, 1993 — 127 с.
  105. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 годы // Внешкольник, 2002, № 31. С.10−16.
  106. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. П. Ступени к творчеству. М.: Педагогика, 1987 -156 с.
  107. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях / Приложение к письму Минобразования России от 11.06.02. № 30−51−433/16.
  108. Т.А. Педагогическое обеспечение самопознание подростков в условиях общеобразовательной школы.//Дисс.к.п.н., 1998. 152с.
  109. Н.В. Дворец творчества развивающее пространство детей и педагогов//Дополнительное образование, 2001, № 11 — С.32−33.
  110. Т.П. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: БГУ, 1999 — С.36−42.
  111. Г. Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. Улан-Удэ, 1997- 224 с.
  112. Г. Ц., Намсараев С Д. Воспитание. Обучение. Образование. Улан-Удэ: Издательский комплекс ВСГАКИ, 2002 — 207с.
  113. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии, 1994, № 5 С.86−95.
  114. Мордовская А. В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия) // Дисс.д.п.н., М., 2000, 357с.
  115. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России., 2001 — 320 с.
  116. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990 — 191с.
  117. С.Д. Концептуальные подходы к разработке программы воспитания учащейся молодежи Республики Бурятия в современных условиях / Воспитание и развитие личности на рубеже 21 века. Улан-Удэ, 1998 — С.7−12.
  118. С.Д. Теория и практика становления и развития национально-региональной системы образования Республики Бурятия: Автореф. дисс. д.п.н. М., 1996−81с.
  119. Р. С. Психология в 3-х кн Кн.1: Общие основы психологии. Кн. З: Психодиагностика. — М.: Владос, 1999 — 320с.
  120. НД. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, № 4- С.3−9.
  121. А.В. Социальное воспитание детей и подростков в сфере досуга // Бюллетень, 2001, № 4 С.6−9.
  122. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М: Педагогика, 1978- 143 с.
  123. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика, 2000, № 6 -с.32−33.
  124. A.M. Методология образования, М.: «Эгвес», 2002 302с.
  125. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272с.
  126. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов/под ред. Крыловой Н. Б. М., 1995 — 63 с.
  127. Образование личности в условиях временного детского коллектива. Материалы научно-практической конференции. Владивосток, 1997 — С.22−26.
  128. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Ред. Бруднов А. К. — М.: Владос, 2000 — 544 с.
  129. Г. Личность в психологии. Теория личности. СПб.: Ювента, 1998 — 345 с.
  130. Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования. Автореф. к.п.н. -Улан-Удэ, 2001 -24 с.
  131. В.И. Учреждения дополнительного образования как субъект развивающего образования / Дополнительное образование фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всероссийской конференции. — СПб., 1998 — С.25−29.
  132. БД. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. Адова В. А. Л.: Наука, 1981 — 192 с.
  133. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педколледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002 — 640 с.
  134. Педагогическая поддержка /Под ред. Полякова С. Д. Ульяновск: ИПКРО, 2001- 40с.
  135. Педагогическая энциклопедия. М., 1966, т. З — 141 с.
  136. Л.В. Активизация интерактивного стиля личности старшего школьника в образовательном процессе как фактор развития духовно-творческого потенциала / Дисс. к.п.н. Красноярск, 2002 — 212с.
  137. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982 258 с.
  138. НИ. Проблемы развития индивидуальности в сфере дополнительного образования // Бюллетень, 2001, № 6 -С.7−8.
  139. Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования // Дополнительное образование, 2002, № 4 С.24−32.
  140. С. Д. Психодиагностика воспитания. М.: Новая школа, 1996 — 160с.
  141. С. Д. Технологии воспитания. М.: Новая школа, 2002 — 152с.
  142. В.И., Попова И. А. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство их социальной адаптации // Дополнительное образование, 2001, № 10 С.20−25.
  143. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы // Внешкольник, 2002, № 3 С.3−10.
  144. А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая цивилизация, Педагогическое общество России, 200- 192с.
  145. А. С. Технология активного гражданина // Народное образование. 1998, № 9−10 С.24−30.
  146. А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников, 2002, № 1−3. -С.34−43.
  147. Н. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда // Народное образование, 2001, № 4 С. 161−164.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 — 494с.
  149. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 2 изд., М.: Педагогика-Пресс, 1996−440с.
  150. Д. Педагогическое тестирование // Народное образование, 2001, № 5 С .32−41.
  151. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски: материалы 2-ой Московской научно-практической конференции. М., 1994 — С.49−50.
  152. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой H.JI. М.: Пед. общество России, 2001 — 284с.
  153. Развитие творческого потенциала личности через систему работы в тренинге-семинаре по саморазвитию / Сост. Клопова Н. В. Бердск: Пеликан, 1998 — 42с.
  154. Республиканская программа развития системы дополнительного образования детей на 2001−2005 годы.
  155. Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Дисс. к.п.н. Улан-Удэ: БГУ, 1998 — 150с.
  156. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. Исениной М. М. -М.: Прогресс, 1994 479с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: 2 т. / Под ред. Давыдова В. В., т. 1, М.: БРЭ, 1993 -505с.
  158. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
  159. Г. А. Адаптивная образовательная среда ученика условие развития защитных функций личности // Дополнительное образование, 2001, № 7−8 — С.3−14.
  160. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997 — 244с.
  161. А.И. Детская одаренность:развитие средствами искусства. М., 1999 — 220с.
  162. Р.Д., Самбуева С Б. Психологический механизм воспитания личности // Воспитание и развитие личности на рубеже 21 века, Улан-Удэ, 1998 С.80−81.
  163. Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. М.: Пресс, 2001 — 460 с.
  164. В. Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал, 1984, № 4 С.65−74.
  165. Г., Закатова И., Левина И. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» //Народное образование, 2000,31−3 С.98−102.
  166. Селевко Г, Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьников, 2002, № 2 С.8−14.
  167. Т.Н. Развитие личности на различных этапах. Улан-Удэ, 2001 — 76 с.
  168. Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников, 1999, № 6 С.2−7.
  169. Е.В. О приоритетности дополнительного образования // Внешкольник, 1997, № 4-С.29−31.
  170. А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 1996 — 169с.
  171. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Под ред. Поволяевой М. Н. М.: Центр развития ДО МО РФ, 2002 — 192с.
  172. В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Образование и сообщество. Вып.5. М&bdquo- 1996 -С.24−29.
  173. И. Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников: Дисс. к.п.н. Пенза, 1998 — 203с.
  174. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. общество России, 1999 — 416с.
  175. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989, № 2 С.27−35.
  176. Е.П. Проективные методы исследования личности. М., 1980 — С.10−18.
  177. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. М., 1999 — 10с.
  178. В.М. Дар ребенка плюс талант педагога. Организация дополнительного образования в системе единого образовательного пространства. Иркутск, 2001 -176с.
  179. Е. Воспитание в начале 21 века: тенденция развития // Воспитание школьников, 2002, № 2 С.8−14.
  180. Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 -544с.
  181. B.C. О воспитании. М.: Просвещение. 1988. -304 с.
  182. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М., 1988 — 172с.
  183. С. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений: Дисс. к.п.н. Челябинск, 1999 — 163с.
  184. А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. М., 2001 — 154 с.
  185. А.Н. Педагогическая поддержка в школе развития индивидуальности // Школа и открытое образование: сборник научных трудов. / Отв. ред.
  186. И.Д. Проскуровская, А. О. Зоткин. Томск: ТГПУ, 1999 — С.63−68.
  187. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой М.: Пед. общество России, 1999 — 264 с.
  188. А.А. Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.
  189. Учителю об одаренных детях: Пособие для учителя / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997 — 360с.
  190. Ушинский К Д. Сочинения в 3 т. М., 1979, т.1 — 264с.
  191. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989−208с.
  192. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989- 168с.
  193. Л.И. Философия воспитания человека будущего//Классный руководитель, 2001,№ 2 -С.59−77.
  194. Л.И. Концепция личностно-ориентированного образования // Завуч школы, 2000, № 8 С.77−87.
  195. А. Азбука для родителей. Л., 1991 — С.223−225.
  196. И.Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета, 2002, № 36 С. 38−39.
  197. JI.H. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников//Дисс.к.п.н., Оренбург, 2001, 164с.
  198. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов -Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997−276с.
  199. М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции. Самара: Самарский университет, 2000 — 33с.
  200. В. Д. Деятельность и способности. М.: Союз, 1994 -214 с.
  201. С. Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989 — 223с.
  202. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998 — С.112−128.
  203. Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение. Смысл и содержание: системные исследования. — М., 1988, 234с.
  204. Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. общество России, 2002 — 128 с.
  205. БД. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001 — 144с.
  206. Т.К. Работа с одаренными детьми в системе доп. образования лицея // Дополнительное образование, 2001, № 10 С.37−39.
  207. Энн В. Энжел, Кэрол Л. Хан. Воспитание демократического сознания / Пер. О. Корсуновой // Первое сентября, 2002, 348 С.6−7.
  208. Э. Идентичность: юность и кризисы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996 -344с.
  209. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996 -136с.
  210. КС. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996 — С.37−40.
  211. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М.: Молодая гвардия, 1997 — 78с.
  212. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000.
  213. М.Г. Наука о поведении: русский путь. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996−380с.
  214. О.В. Психолого-педагогические особенности экологического образования школьников в условиях дополнительного образования // Дополнительное образование, 2002, № 1 С.21−25.
Заполнить форму текущей работой