Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование игры в подготовке социальных работников в профессиональной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается: в разработке методического пособия «Социальная игротека» для преподавателей и студентов социальных факультетов вузов и СПУЗовв разработке технологии проектирования и реализации игровых методов, позволяющих не только планировать процедуру формирования профессионально значимых качеств специалистов, но и объективно оценивать эффективность этого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Подготовка социальных работников с помощью игры как педагогическая проблема
    • 1. 1. Игра как средство подготовки кадров
    • 1. 2. Социальная работа: сущность, направления, формы подготовки кадров, роль игры в данном процессе
    • 1. 3. Мировая практика профессиональной подготовки, отбора социальных работников и использование игры при формировании профессионально значимых качеств специалиста
  • Глава 2. Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств социальных работников средствами игры
    • 2. 1. Анализ педагогических условий использования игры в подготовке социальных работников в профессиональнои школе
    • 2. 2. Использование игры при реализации базового компонента содержания подготовки социального работника
    • 2. 3. Ход и результаты эксперимента

Использование игры в подготовке социальных работников в профессиональной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы подготовки социальных работников обусловлена радикальными изменениями, которые происходят сегодня в обществе и существенно влияют на характер социальных отношений. Эти перемены ведут не только к накоплению положительного опыта, но и к появлению новых социальных проблем. Общественное сознание находится в поисках социально-мировоззренческих альтернатив в связи с экономическим, идеологическим и политическим кризисом в обществе, который обуславливает развитие ряда тенденций:

• Социальная обездоленность охватывает все более значительную часть россиян, вызывает и обостряет такие ранее скрытые за идеологизированным фасадом проблем, как нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, этнические и национальные проблемы, социальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица и бездомность, алкоголизм, наркомания и преступность.

• Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношенияобнаруживаются кризисные симптомы в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека.

• Падение престижа образования и культуры, наличие деструктивных процессов внутри образования и культуры, связанных с их коммерциализацией.

• Сложный клубок противоречий особенно негативно сказывается на детском населении страны, на его нравственном, физическом, психическом здоровье, ослабляется «генетический банк» общества. Масштаб и глубина кризисных явлений в сфере социализации детей и подростков таковы, что общество предстало перед риском не получить полноценной смены поколений.

В сложившихся условиях определяющее значение приобретают социальная помощь и поддержка малообеспеченных слоев населения. Требуется глубокое переосмысление функций государства и его социальных институтов по отношению к личности и семье.

Для обеспечения функционирования системы социальной помощи и защиты населения и смягчения социальной напряженности необходимо наладить подготовку социальных работников. Социальные работники — своеобразные посредники между человеком и обществом.

Возрастающая потребность в соответствующих службах, официальное признание новой профессии обнаружили, по меньшей мере, два направления научно-методических разработок, во-первых, развитие теории социальной работы в соответствии с изменяющимися потребностями практики, во-вторых, совершенствование отбора и подготовки кадров, так как от профессионализма социальных работников во многом зависит дальнейшая судьба профессии.

Социально-психологические аспекты социальной работы были предметом исследования таких ученых-психологов, как А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн и др. Педагогический аспект социально-педагогической работы рассмотрен в работах В. Г. Бочаровой, Б. Н. Битинаса, А. В. Мудрика, Г. В. Мухаметзяновой, М. И. Рожкова и др. Философско-методологический аспект социальной защиты различных групп населения рассмотрен в работах Е. Н. Холостовой, А. Н. Аверьянова, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, В. Г. Лисовского и др. Особое значение имеют работы Р. Х. Шакурова, В. А. Сластенина, Ф. Г. Зиятдиновой, А. В. Петровского и др., в которых отражены вопросы организации и управления социальными процессами.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить большую теоретическую и практическую значимость подготовки социальных работников, формирование у них профессионально значимых качеств.

В настоящее время в стране развивается система подготовки социальных работников. В ней четко обозначены базовая основа, общегосударственный компонент стандарта образования, который конкретизируется и дополняется региональным компонентом.

Открыты факультеты и отделения по подготовке социальных работников в высших учебных заведениях. Однако потребность в специалистах данного профиля значительно выше, в связи с чем остро стоит вопрос расширения подготовки социальных работников во всех типах учебных заведений, в том числе и в средних профессиональных.

Такая подготовка в них возможна потому, что реформирование системы образования предполагает повышение статуса СПУЗов. Многие из них преобразуются в колледжи и фактически оказываются включенными в структуру высшего образования.

Вопросы подготовки кадров для социальной сферы раскрыты в работах Г. В. Мухаметзяновой, В. Ш. Масленниковой, Т. М. Трегубовой, Н. М. Таланчука, В. Г. Бочаровой, В. Н. Келасьева, Т. Ф. Яркиной, В. А. Сластенина, В. П. Беспалько, В. П. Юдина, В. Б. Корняк, Л. В. Топчий и др. За рубежом данная проблема раскрыта в работах таких исследователей, как: Ф. Г. Шервиш (США) — И. Валлиманн (Швейцария) — Ф. Зай-бель, О. Фильцингер, Д. Геринг, К.-Х.Вингендорф (Германия) — Г. Виль-финг (Австрия) — Д. Коккин (Норвегия) и др.

В условиях рыночной ориентации подавляющего большинства сфер общественной жизни, быстрая смена условий и целей профессиональных задач приводит к тому, что специалист не успевает к ним адаптироваться «естественным» образом в процессе профессиональной деятельности. Поэтому возникает потребность в разработке таких форм отбора и подготовки кадров для социальной сферы, которые бы способствовали формированию соответствующих умений у будущих специалистов. К ним, по мнению большинства ученых и практиков, относятся игровые методы обучения.

Несмотря на объективную необходимость деятельностного подхода к подготовке социального работника, формированию у него профессионально значимых качеств, она, тем не менее, на практике осуществляется преимущественно в традиционных формах образования (лекции, семинары, курсовые работы и т. д.). Важнейшими причинами этого являются недостаточная разработанность дидактического и учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, неготовность преподавателей вузов и СПУЗов к организации профессионально ориентированных дидактических игр. Использование игровых методов в подготовке специалистов социальной работы помогает в формировании профессионально значимых качеств благодаря тому, что в них успешно моделируются профессиональный и социальный контексты деятельности.

Вопросы теории и практики организации и проведения деловых игр, направленных на совершенствование профессиональной подготовки специалистов, рассматривают А. А. Вербицкий, В. Я. Платов, А. С. Прутченков, М. М. Бирштейн, Б. Н. Христенко, С. Д. Неверкович и Др.

Философские, философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители Платон, Аристотель, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо, Э. Роттердамский, Д. Локк, Г. Спенсер, Г. Лейбниц и др.

Психологию игры и ее влияние на развитие личности рассматривают в своих работах такие авторы, как: К. Гроос, С. Миллар, Д.Б.Элько-нин, Ж. Пиаже и др. Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: Л. С. Выготский,.

A.Н.Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.

Социально-педагогические аспекты игры изучали в истории отечественной науки К. Д. Ушинский, В. И. Даль, Н. В. Шелгунов, П. Г. Редькин,.

B.Н.Терский, А. С. Макаренко, Б. Дикс, И. Я. Атласов и др.

Результаты многочисленных исследований подтверждают необходимость широкого использования игровых методов не только в познавательных, но и в воспитательных целях. Но при всех достижениях игровых методов обучения они имеют и свои недостатки, заключающиеся в сложности и трудоемкости разработки сценария игры, в невозможности точно смоделировать ее ход. Отмеченные недостатки не снижают эффективности использования игровых методик и не оправдывают их недостаточное применение в учебно-воспитательной практике. Неоправданное игнорирование игровых методик подтверждается также анализом учебных программ, результаты которого свидетельствуют о том, что в них предусматривается лишь единичное использование игр.

Вышеизложенное позволяет констатировать актуальность настоящего исследования, поскольку убеждает в том, что игра как никакой другой метод позволяет придать процессу обучения практическую направленность, а также формировать необходимый комплекс знаний, умений, навыков и профессиональных качеств личности.

Анализ литературы по психологии, педагогике, теории и практике социальной работы позволил выявить следующие противоречия между:

• разработанностью системы использования игры в подготовке кадров и недостаточным умением преподавателей использовать ее в широкой практике;

• необходимостью в соответствии с новой парадигмой образования, реализовывать личностно-ориентированный подход и реальным положением дел, когда в учебном процессе доминируют традиционные средства обучения;

• признанием значимости использования игры в подготовке социальных работников и неразработанностью педагогических условий и отсутствием методических разработок по их использованию.

Исходя из выявленных противоречий вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия использования игры в подготовке социальных работников?

Цель исследования — разработать и обосновать педагогические условия, обеспечивающие использование игровых методов обучения как средства формирования профессионально значимых качеств социального работника.

Объект исследования — процесс подготовки социальных работников в профессиональной школе.

Предмет исследования — игра как средство подготовки социальных работников в профессиональной школе.

Гипотеза исследования. Игра в системе подготовки социальных работников становится эффективным средством формирования профессионально значимых качеств социального работника при условиях:

• готовности будущих специалистов к реализации профессиональных функций социального работника, рассматриваемой как необходимое профессионально значимое качество;

• разработки и применения технологий проектирования и реализации игр, коррелирующих с функциональными обязанностями социального работника;

• учебно-методического обеспечения игровых методов обучения.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности подготовки социальных работников в различных типах профессиональной школы;

• разработать систему учебно-деловых игр и технологию их реализации в процессе подготовки социальных работников;

• определить и обосновать педагогические условия, способствующие успешному формированию профессионально значимых качеств социальных работников средствами игровых методов обучения;

• разработать методические рекомендации по использованию игры в процессе подготовки социальных работников.

Методологической основой исследования явились следующие положения: о личности как субъекте учебной и профессиональной деятельностио социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияличностно-деятельностный подход к профессиональному образованию.

На формирование системных представлений об изучаемой проблеме оказали влияние работы Д. Б. Эльконина, Г. П. Щедровицкого, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, А. А. Вербицкого, В. Н. Келасьева, С. Л. Рубинштейна, В. Я. Платова, Г. В. Мухаметзяновой, В. Г. Бочаровой, Ю.К.Ба-банского, М. Н. Скаткина и др.

Методы исследования. В работе использован комплекс методов. Теоретические методы — анализ и синтез философской, психологической, педагогической литературы, литературы по теории и практике социальной работы, материалов периодической печати по проблеме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опытатеоретическое обобщение и интерпретация результатов исследования. Эмпирические методы — анкетирование, метод экспертных оценок, беседа, наблюдение, видеосъемка, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), методы статистической обработки результатов исследования.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1995;1996) — определение научного аппарата исследования, изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики отечественного и зарубежного опыта социальной работы, разработка программы экспериментальной работы.

Второй этап (1996 — 1997) — проверка гипотезы исследованияразработка игр для проведения экспериментаподготовка экспериментальной базыразработка, проведение и обработка результатов констатирующего экспериментапроведение формирующего эксперимента.

Третий этап (1997 — 1999) — завершение формирующего эксперимента, обработка и анализ полученных экспериментальных данных, их теоретическое обоснование и оформление результатов исследования, завершение оформления диссертационного исследования, разработка и выпуск методического пособия.

База исследования: Казанский социально-юридический институт, Казанский государственный медицинский университет, Казанский химико-технологический колледж.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем: определены возможности и перспективы применения учебно-игровых методов в процессе подготовки социальных работников в профессиональной школевыявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, при которых игра обеспечивает эффективное формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных работниковна основе функциональных обязанностей социального работника сконструирована и апробирована технология проектирования и реализации игровых методов обученияобоснована типология учебно-деловых игр, применяемых в качестве универсального средства формирования профессионально значимых качеств социального работника.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке методического пособия «Социальная игротека» для преподавателей и студентов социальных факультетов вузов и СПУЗовв разработке технологии проектирования и реализации игровых методов, позволяющих не только планировать процедуру формирования профессионально значимых качеств специалистов, но и объективно оценивать эффективность этого процессаво внедрении методических рекомендаций по использованию игровых методов в сочетании с традиционными методами обучения в процессе подготовки социальных работниковв существенном повышении результативности подготовки социальных работников при использовании предложенной системы игр и технологий их реализации.

На защиту выносятся:

1. Совокупность педагогических условий эффективного использования в учебном процессе игры для формирования профессиональных качеств у будущего социального работника.

2. Типология учебно-деловых игр, применяемых в качестве универсального средства формирования профессионально значимых качеств социального работника и направленных на подготовку будущих специалистов к реализации профессиональных функций.

3. Методика формирования профессионально значимых качеств социального работника средствами игры.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическими и общетеоретическими подходами, основанными на устоявшихся и общепризнанных принципах исследования учебного процессаиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных изменений в уровне развития профессионально значимых качеств социального работника у студентов, принимавших участие в эксперименте.

Апробация результатов исследования осуществлялась автором в практике работы в Казанском социально-юридическом институте и Казанском химико-технологическом колледже, в выступлениях на научной конференции студентов вузов Республики Татарстан (Казань, 1995), V Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования» (Казань, 1997), научно-практической конференции «Инновации в профессиональном образовании: теория и практика» (Казань, 1997), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы» (Казань, 1998).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

В процессе проведенного эксперимента установлено, что у студентов с медицинской направленностью в обучении значимыми оказались такие профессионально важные качества, как: профессиональная самостоятельностьэмпатичность, стрессоустойчивость и наличие психоаналитических свойств, раскрывающих нравственный потенциал. В список профессионально значимых качеств социального работника студенты также вносят: способность к быстрой профессиональной адаптации, устойчивую профессиональную работоспособность и самосовершенствование, активность социальной и профессиональной позиции (этим качествам даны высокие оценки).

Студенты с юридической направленностью в обучении значимыми считают следующие качества: профессиональная самостоятельностьэмпатичность, стрессоустойчивость и наличие психоаналитических свойств, раскрывающих нравственный потенциалэмоционально-волевые качества. Высокие оценки получили: устойчивая профессиональная работоспособность и самосовершенствованиеэмоционально-волевые качестваактивность социальной и профессиональной позиции, способность к быстрой профессиональной адаптации.

Результаты эксперимента, проведенного с использованием вышеописанных игр, позволяют сделать следующие выводы: достигался эффект группового сплочения, повышался уровень коммуникативности, организаторских способностей, профессиональной осведомленности, личной самостоятельности, профессиональной направленности внимания, умения передавать информацию и понимать другого по невербальным проявлениям, умения разрешать конфликтные ситуации, умения чувствовать другого и т. д. В результате систематического включения игры в учебный процесс подготовки социальных работников повысился уровень творческого мышления учащихся. Это подтверждает тот факт, что студенты самостоятельно генерировали ситуации для проведения игр и их анализа. Многократное участие в разрешении проблемных ситуаций посредством активизации творческих возможностей становится фундаментом развития личности и профессионально значимых качеств будущего специалиста в области социальной работы. Результаты эксперимента доказали эффективность игровой формирующей программы.

Сделанные выводы об эффективности влияния игры на подготовку социальных работников подтверждаются результатами математической обработки.

Заключение

.

За последнее десятилетие игры получили довольно широкое распространение и применение в учебно-воспитательном процессе учебных заведений различного профиля, в том числе и профессиональной школе.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Существующая система подготовки кадров построена на основе традиционного понимания обучения, организуемого с целью усвоения будущими специалистами определенного монопредметного материала. Такое обучение, осуществляющееся в форме лекций, семинаров, курсовых работ и т. п., не может считаться оптимальным для подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Адекватным современным требованиям методом подготовки профессионалов, в том числе и в сфере социальной работы, может стать игровой метод, использование которого должно осуществляться на основе следующих принципов: целостности имитации профессиональной деятельности, ее условий и ситуацийнаправленности на формирование у играющих новых способов профессиональной деятельностипроблемности игрового обучениярефлексивного отображения процессов учебно-игрового взаимодействияметодологического, психологического и технического обеспечения игрового обучения.

2. Подготовка кадров с помощью обучающих игр позволяет формировать у специалистов умение творчески мыслить в различных проблемных ситуациях, планировать свою деятельность и организовывать взаимодействие специалистов разного профиля.

3. Обучающие игры, включающие их участников в процессы многопланового содержательного анализа реальных проблем на основе рефлексии, дают значимые результаты не только в плане индивидуального овладения средствами мыслительного анализа, но и в плане развития самоорганизации и самодеятельности будущих специалистов.

4. Такие важные формы организации обучающих игр, как коллективное взаимодействие, взаимопонимание, коммуникация, критика и оценка полностью исключают со стороны их участников персонификацию отношений в ее эмоционально-аффектном и социально-статусном проявлении, что соответственно исключает их внесодер-жательные конфликты и противоречия.

5. Целостную подготовку социальных работников обеспечивает адекватная системе их функций комплексная типология игровых методов обучения, включающая шесть групп (коммуникативная, консультативная, когнитивно-рефлексивная, информационная, диагностическая, коррекционная, организаторская).

6. Как показали результаты проведенного исследования, для эффективного использования игры в подготовке социального работника необходимо соблюдение следующих условий: готовности обучаемых к реализации профессиональных функций социального работника, рассматриваемой как необходимое профессионально значимое качестворазработки на основе технологических свойств игры и функциональных обязанностей социального работника технологии проектирования и реализации игровых методов обучения в качестве средства формирования профессионально значимых качеств специалистаиспользование научно-методического обеспечения процессов отбора, подготовки и проведения игры.

Разработка игрового метода подготовки кадров для социальной сферы ставит ряд принципиально новых задач и требует создания специальной научной дисциплины, призванной решать всю совокупность проблем, связанных с обучением посредством игрового метода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: деловые игры: учебно-методическое пособие для студентов М.: Изд-во ун-та, 1989. — 54 с.
  2. A.M. Психологическое исследование экологического состояния в деловой игре// Использование игровых методов в обучении и совершенствовании систем управления. М., 1989. -С. 145−160.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977.-380 с.
  4. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 207с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Москва: Просвещение. — 1982. — 192 с.
  6. А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. -96 с.
  7. В.П. О критериях качества подготовки специалистов// Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 3−8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
  8. В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая технология. Вып. 2 (6). М.: Знание. — 1989. — 100 с.
  9. М.М. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы развития современной производственной деловой игры// Деловые игры и их программное обеспечение. М., 1976. — С. 18−32.
  10. М.М. Производственные игры: первые шаги// ЭКО. -1978.-№ 6.-С. 10−23.
  11. М.М. Организационно-производственная тренировка во ВТУЗе// За промышленные кадры. 1936. — № 3. — С. 8.
  12. М.М. Опыт организационно-производственных испытаний// Легкая промышленность. 1938. — № 3. — С. 13.
  13. М.М., Тимофеевский П. П., Жуков Р. Ф. Выполнение целевой программы «Деловые игры в Ленинградском регионе»// Активные методы обучения в вузе: Сб. статей. -Л., 1985.-С.94−99.
  14. .П., Катаев Л. И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов// Педагогика. — 1992. — № 5,6. — С. 38−45.
  15. П.П. Педология. М., 1934. — 213 с.
  16. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению// Общение и деятельность. -Прага, 1981.-248 с.
  17. В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. -Москва, 1993.-97 с.
  18. В.Г. Педагогика социальной работы. SVR — Аргус, 1984.-208 с.
  19. В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития// Педагогика. 1992. — № 3,4. — С. 20−27.
  20. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк. — 1991. — 207 с.
  21. А.А. Игровые формы контекстного обучения М.: Знание, 1983.-95 с.
  22. А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 23.
  23. А.А., Филиппов А. В., Красовский Ю. Д. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр: Обзор инф. НИИ проблем высш. шк. Сер. «Содержание, формы и методыф обучения в высшей и средней специальной школе» М.: НИИ1. ВШ, 1983.-Вып. 10.-41 с.
  24. А.А., Агапов О. И. Системно-контекстный подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки// Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в ссузах. М., 1990.-С. 27−38.
  25. А.А., Кондратьев JI.A. Теория и практика контекстного обучения в ВУЗе: Обзор, инф. НИИ проблем высш. шк. Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней школе» М.: НИИ ВШ, 1984. — Вып. 7. — 48 с.
  26. Всеволод-Гернгросс В. Игры народов СССР. 1993. 259 с.
  27. .З. Социальный педагог в системе общественного воспитания// Педагогика. 1992. — № 5,6. — С. 45−50.
  28. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
  29. JI.C. Педология подростка. (На правах рукописи). -М.-Л., 1931.-495 с.
  30. С.А., Зорин Г. А. Деловые игры к профессиональному творчеству. Минск, 1989. — 123 с.
  31. Н.С., Пашкевич Н. Г., Поташевская Т. Г. Социально-педагогический тренинг: методическое пособие. С.-Петербург, 1997.-56 с.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521 100 Социальная работа. — Москва, 1993. — 22 с.
  33. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 392 с.
  34. С.В. Архетипы игры и некоторые современные особенности «Человека играющего»// Мир психологии. 1998. — № 4. -С. 7−23.
  35. К. Душевная жизнь ребенка. Пер. с нем. Спб., Пейкер. -1906. 302 с.
  36. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: «Наука», 1970. — 272 с.
  37. В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы// Педагогика. 1993. — № 4. — С. 54−59.
  38. Деловые игры и конкретные ситуации, разработанные в ИПК и вузах СССР: методические разработки. JL, 1982. — 115 с.
  39. Диагностика профессиональных способностей, система отбора социальных педагогов и социальных работников/ Под ред. В. Н. Келасьева. Москва, 1994. — 127 с.
  40. Дебора Баллард Райш. Чему учить юристов XXI века?// Профессиональное образование. 1997. — № 2. — С. 54−61.
  41. М., Шадлоу С. Практика социальной работы/ Пер. с анг. Ю.Шатуро. М.: АО «Аспект пресс», 1995. — 237 с.
  42. В. И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе// Методология и методы исследования проблем высш. шк.: Сб. статей/ Ред. кол.: В. И. Загвязинский и др. Тюмень: ТГУ, 1980. — 111 с.
  43. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 86−93.
  44. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х ч. -М., 1992.-269 с.
  45. А.П. Игровая форма межпрофессионального обсуждения градостроительных проблем// Строительство и архитектура. № 8.- 1983.-С. 5−7.
  46. JI.H. Социальные функции имитационных игр// Вестник высшей школы. 1988. — № 2. — С. 31−39.
  47. Игра. Не периодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Т.1., ПГ., 1918−1920. 105 с.
  48. Игра Ханова. Способ, играя выучить детей азбуке.-М., 1793.-35с.
  49. Игра для рядовых пехоты/ Сост. капитан А.Сыкалов. Воронеж. 1886.-27 с.
  50. Игра «Автомобильный пробег Ленинград Тифлис"/ Сост. П. А. Орловский. — Л., 1926. — 41 с.
  51. Игра «Хранение и сбережение материальной части артиллерии в батареях"/ Сост. И.Хвенько. Л., 1932. — 33 с.
  52. Игровые занятия в строительном вузе. Методы активного обучения/ Под ред. Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальского. Киев: Вища школа, 1985. — 303 с.
  53. Игры обучение, тренинг досуг./ Под ред. В.В.Петрусинского// В четырех книгах — М.: Новая школа, 1994. — 464 с.
  54. Информация об общественных службах в Соединенном Королевстве. Международный центр обучения через практику общественных служб по всему миру. Национальный институт социальной работы, 1993. 42 с.
  55. Д.И. Имитационные игры по охране окружающей среды// Alma Mater. 1991. — № 6. — С. 29−36.
  56. Д.Н. Человек в мире игры// Мир психологии. 1998. -№ 4.-С. 33−49.
  57. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. Л.: Лениздат, 1991. — 283 с.
  58. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на лю-ей, выступая публично: Пер. с англ. Л.: Лениздат, 1991. — 207 с.
  59. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга// Психологический журнал. 1987. — Том 8. — № 6. — С. 90−96.
  60. М.В. Игра в учебном процессе// Педагогика. 1985. — № 6.-С. 57−62.
  61. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. 1994. — № 5. — С. 104−109.
  62. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 230 с.
  63. Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итал. М., 1909. — 234 с.
  64. Д. Сложно, как в жизни// Социальная работа. 1993. — № 1(2).-С. 54−56.
  65. JT.M. Игровое имитационное моделирование XXI века// Alma Mater. 1992. — № 2. — С. 61−85.
  66. М.М. Парадоксы игровых методов// Вестник высшей школы. 1988. — № 10. — С. 25−30.
  67. И.Л. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Москва, 1993. -36 с.
  68. Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия// Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1984. — С. 273.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. -М., 1983.-391 с.
  70. П.Ф. Избранные труды. М., 1987. — 359 с.
  71. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: (Пер. с анг.) М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 365 с.
  72. Н.В. Групповая работа как метод конструктивной социологии// Социс. 1993. — № 10−11. — С. 74−80,90−94.
  73. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности// Педагогика. -1989. № 2. — С. 96−104.
  74. В.Ш., Трегубова Т. М., Сафина З. Н., Токар В. М. Организация социально-педагогической деятельности в среднемпрофессиональном учебном заведении/ Науч. ред. Г. В.Мухамет-зянова. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996. — 96 с.
  75. В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. -Казань, 1995.-93 с.
  76. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога. Дис. докт. пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1996. — 520 с.
  77. В.Ш. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы// Казанский педагогический журнал. 1996. — № 4. -С. 38−42.
  78. В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура: пособие в помощь учителям школ, социальным педагогам и работникам, студентам. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994. 111с.
  79. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ. — 1993.-88 с.
  80. Метод деловых игр/ Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1976. — 203 с.
  81. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе// Теория и методика социальной работы/ сб. М., 1994, вып. 2. -С. 16−29.
  82. Р.Х. Педагогическая технология разработки и органи-ации познавательных игр// Специалист. 1996. — № 3. — С. 26−28.
  83. В.К. К вопросу о субъектах социальной работы// Вестник социальной работы, РГСИ, 1993. № 1. — С. 19−21.
  84. А. Аварийные игры//Техпропаганда. № 7-М., 1933.С. 10.
  85. Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обуч-нии школьников. Казань: Изд-во «Мирас». — 1997. — 255 с.
  86. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Информационный центр ИССО РАО.-1996.-328 с.
  87. Г. В., Карева Н. Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов.-Изд-во Казанского университета, 1991. -184 с.
  88. Г. В., Юдин В. П. Социальная работа: защита личности, подготовка кадров, социальная служба-Казань, 1995.-41 с.
  89. Г. В., Масленникова В. Ш. Подготовка социального педагога в системе среднего специального образования. -Казань, 1994.-41с.
  90. Г. В., Масленникова В. Ш., Трегубова Т. М., То-кар В.М., Ширшов В. П. Социально-педагогическая работа как вторая профессия инженерно-педагогических кадров ССУЗ. -Казань: ИСПО РАО. 1998. — 180 с.
  91. Мы живем среди людей: Кодекс поведения/ Авт.-сост. И. В. Дубровина. М.: Политиздат, 1989. — 383 с.
  92. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. по-соб./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. шк., 1995. — 207с.
  93. Общие основы методики социальной работы/ Под ред. Г. Н. Филонова М., 1996. — 101 с.
  94. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации/ Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри М.: Аспект Пресс, 1996. — 157 с.
  95. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы/ Под ред. М. Доэла и С.Шардлоу. 1997. — 223 с.
  96. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития// Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  97. Организационно-деятельностные игры в народном образовании: Сб. науч. статей. М.: АПН СССР, 1990. — 159 с.
  98. П.Н., Дычек В. А. Социальная работа глазами будущих социальных работников// Казанский педагогический журнал. -1996.-№ 4.-С. 54−63.
  99. П.Н., Алехина Е. М. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся (Методические рекомендации). -Изд-во НМЦ. 1993. — 116 с.
  100. П.Н. Сам себя воспитать должен. Казань. — 1995. — 156 с.
  101. . Речь и мышление ребенка. СПБ.: Союз, 1977. 254 с.
  102. . Психология интеллекта// Ж. Пиаже Избранные труды.- М., Просвещение, 1969. 659 с.
  103. Л.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса// Педагогика. 1985. — № 3. -С. 22−26.
  104. П.И., Арстанов М. Ж., Хайдаров Ж. С. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения в ВУЗе// Современная высшая школа. 1982. — № 1./37. — С. 22−46.
  105. Пиз А. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей.- Воронеж: НПО «Модэк», 1992. 218 с.
  106. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. М.: Тандем. Рос. пед. агенство. — 1997. — 174 с.
  107. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
  108. Г. В. Избранные философские произведения: В 5 т. -М., 1958.
  109. Г. Н., Покровский И. В. К вопросу о социальном контексте в игровых видах занятий// Вестник высшей школы. 1987.- № 3. С. 43−44.
  110. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887.-368 с.
  111. Проектирование развития учреждений социального обслуживания/ Под ред. В.Б.Корняк- Москва, 1996. 100 с.
  112. Профессиональные роли и функциональные обязанности социального работника (на примере США). М., Институт молодежи, 1992.-С. 40−45.
  113. А.С. Свет мой, зеркальце, скажи.: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  114. А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  115. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред. К. М. Гуревича 1981. — 232 с.
  116. Психология и педагогика игры дошкольников (материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., «Просвещение», 1966. — 351 с.
  117. Рабочая программа по курсу «Теория социальной работы» для специальности социальная работа, 2 курс. Казань, 1996. — 44 с.
  118. Р. Социальная работа: наука профессия.-М., 1991 -256 с.
  119. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия//А1та Mater. -1991. № 11. — С. 45−54.
  120. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./ Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой Москва, 1997. — 770 с.
  121. C.JI. Основы общей психологии. В 2 т М.: Педагогика, 1973.-816 с.
  122. Э.В. Игра как способ поведения и необходимый момент построения культурного пространства// Мир психологии. 1998. — № 4. — С. 3−7.
  123. В.Г. Динамическая классификационная модель игр. -Киев, 1984.-212 с.
  124. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средней специальной школе. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  125. Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. ГИИМ. Киев: изд. общ-во «Верзилин и К. ЛТД», 1991. — 208 с.
  126. Словарь социально-психологических понятий. Коллектив, личность, общение. (Под ред. Е. С. Кузьмина, Е.В.Семенова). Л., Лениздат, 1987. — С. 114−115.
  127. С.А. Понятие режиссуры игры в педагогике/ Вестник высшей школы. 1987. — № 6. — С. 34−39.
  128. К.Н. Игра и труд: В 4 кн. М., Л., 1928−1929−1930 г. г.
  129. Социальная игротека. Методическое пособие. Сост. Миненкова О. П. Казань: КСЮИ. — 1998. — 55 с.
  130. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1989. 148 с.
  131. Социальная педагогика: вопросы теории и практики// РАО Центр социальной педагогики. М., 1994. — 203 с.
  132. Социальная работа: опыт и перспективы. Тезисы и доклады международной конференции/ Научн. ред. В. Г. Бочарова, Г. В. Муха-метзянова, В.Ш. Масленникова/ ИССО РАО. Казань, 1995. -248 с.
  133. Социальная работа. АСОПиР. М., № 1, 5 -92, № 1(2)-93, № 2(3)-93, № 3(4)-94, № 4(5)-94.
  134. Социальная работа: Словарь-справочник/ Под ред. В.И.Фило-ненко. Сост.: Е. П. Агапов, В. И. Акопов, В. Д. Альперович, А.О.Бу-хановский и др. М.: «Контур», 1998. — 480 с.
  135. Социальная педагогика и социальная работа. Социально-юридический словарь/Под ред. Г. В. Мухаметзяновой.-Москва, 1995−95с.
  136. Г. Основания психологии. СПБ., 1897. 375 с.
  137. Г. Социология, как предмет изучения. СПБ, 1896. -405 с.
  138. Н.М. Введение в неопедагогику, пособие для педагогов-новаторов. М.: «Профессиональное образование». — 1991. -183 с.
  139. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. — Казань: «Дом печати». — 1998. — 135 с.
  140. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Изд-во «Союз». В 2-х частях. — 1994. — 538 с.
  141. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/ Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой, В 2 т. -Москва Тула, 1993. — 850 с.
  142. JI.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997. — 128 с.
  143. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. Методические рекомендации. -Москва, 1991. -45 с.
  144. Т.М. Социальный работник учебного заведения: модели деятельности, основные роли/ Казанский педагогический журнал. 1996. — № 4. — С. 47−54.
  145. Федеративный закон об основах социального обслуживания населения в РФ// Российская газета, 1995. 19 декабря.
  146. Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции/ Педагогика. 1994. — № 6. — С. 37−43.
  147. Г. Н., Яркина Т. Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России/ Педагогика. 1993. — № 6. — С. 29−35.
  148. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. — 458 с.
  149. Я. Средства обучения в области окружающей среды, тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. М., ВИНИТИ, 1979.-243 с.
  150. Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». — 1998. — 149 с.
  151. Ю.Е. Использование видеозаписи в подготовке будущего учителя// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 69−72.
  152. Р.Х. О месте социальной педагогике среди смежных наук// Казанский педагогический журнал. 1996. — № 4. — С. 54−63.
  153. Т. Социальная работа как культурный феномен совре-менности//Вопросы философии. -1997. № 11. — С. 55−70.
  154. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пер. с нем. Пч, 1922. 207 с.
  155. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Т. 6. -М., 1957.-791 с.
  156. С.П. Мой опыт применения активных методов обучения/ Специалист. 1996. — № 3. — С. 15−17.
  157. Г. П. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование// Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982. — С. 131.
  158. Г. П. Схема мыследеятельности системнострук-турное строение, смысл и содержание// Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы.-М., 1986.-С. 124−146.
  159. Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятель-ностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности// Нововведения в организациях: Тр. семинара. М.: ВНИИСИ, 1983. — С. 33−54.
  160. В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. -Казань, 1995.-41 с.
  161. Д.Б. Психология игры. -М.: Пед-ка, 1978. 304 с.
  162. Barker, Robert L. The Social Work Dictionary. Silver Spring, Md.: NASW 1987.
  163. Kollarits J. Quelques considerations sur la biologie et la psychologie du jeu. Archives de Psychologie. Geneve. 1940.
  164. Chateau J. Le jeu de l’enfant. «Psychologie de Г enfant» sur la direction de Vaurice Debesse, Paris, 1956.
  165. Chateau J. Le leu de l’enfant apres troits ans, sa nature, sa discipline. Paris, 1955.
  166. Millar S. The Psycholody of Play. Lnd., 1969.
  167. World Guide to Social Work Education. IASSW. USA. 1984.
  168. Liggett H. An evaluation instrument for use with urban simulation and games// Simulation and Games. 1977. Vol. 8. No. 2.
  169. Orbach E. Some theoretical considerations in the evaluation of instrumental simulation games// Simulation and Games. 1977. Vol. 8. No.3.
  170. Rosen D.J. METRO APEX as course// Simulation and Games. 1981. Vol. 12. No. 1.
  171. L.E.Allen, G. Jacson, J. Ross, S. White What counts is how the game is scored: one way to increase achievement in learning mathematics// Simulation and Games. 1968. Vol. 9. No. 4.
  172. D.Louscher, R.V.Steenberg Effectiveness of a short-term simulation as a teaching device in political science courses// Simulation and Games. 1977. Vol. 1.8. No. 4.
  173. Remus W.E. Who likes business games? // Simulation and Games. 1981. Vol. 12. No. 1.
  174. NASW Standards for the Classification of Social Work Practice Policy Statement 4. Silver Spring, Md.: NASW, 1981. Rich Christine. «Overview of Case Management». (Mimeographed materials. Source unknown).
Заполнить форму текущей работой