Семья и сад как две взаимодополняющие системы.
Факторы, влияющие на повышение эффективности взаимодействия
![Реферат: Семья и сад как две взаимодополняющие системы. Факторы, влияющие на повышение эффективности взаимодействия](https://niscu.ru/work/8784974/cover.png)
Следует учесть еще один немаловажный фактор, влияющий на эффективность контактов педагога с родителями. Это уровень развития коммуникативных качеств самого специалиста. Нужно помнить, что родителям не так важно, насколько педагог умен и насколько хорошо владеет специальной терминологией. Им гораздо важнее знать и чувствовать, что их проблемы воспитателю небезразличны и что их готовы выслушать… Читать ещё >
Семья и сад как две взаимодополняющие системы. Факторы, влияющие на повышение эффективности взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сотрудничество с родителями — это общение «на равных»,
где никому не принадлежит привилегия указывать,
контролировать, оценивать.
Несомненно, семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям, черты характера. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни и осознанно или нет передает своим детям. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность. В общем, переоценить важность семьи на развитие ребенка невозможно.
Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане детский сад и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении. В саду ребенок обычно проводит значительную часть дня в течение 4−5 лет. Там он взаимодействует с воспитателями и сверстниками.
Соответствующие возрасту занятия и игры, непривычные рамки отношений, необходимость следовать режиму и подчиняться воспитателю — все это тот аспект отношения для развития ребенка, который маловероятен в семье. Есть, однако, и у детского сада слабые стороны, один из которых — обезличенность, групповой подход.
В саду для воспитателя все дети равны и всем им — по большому счету — уделяется в силу ряда известных причин примерно равное количество времени. В то же время мы знаем, что каждый ребенок — индивидуальность и нуждается в особом подходе, не предполагающем равное к нему отношение как и ко всем другим.
Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания семейного и детсадовского воспитания, их взаимодополнения.
Прежде чем приступить к основному содержанию, следует упомянуть об одной важной закономерности. Став взрослым, человек воспроизводит стиль родительского взаимодействия как естественный. То есть большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве, и не находят нужным (или считают слишком трудным для себя) меняться, даже признавая его неэффективность, видя недостатки.
Другая часть родителей осознает, в чем заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности и может бросить все на полпути. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью (насыщенной новыми технологиями и обилием внешней информации), в которой все меньше времени остается на общение друг с другом, для совместных занятий, поддержания семейных традиций. Из всего сказанного следует сделать такой вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Согласно исследованиям Л. Н. Свирской, одним из наиболее важных условий результативного общения (взаимодействия) является грамотно построенные отношения, основанные на доверии и взаимном уважении.
Диалог должен протекать таким образом, чтобы у родителей возник интерес к словам и предложениям педагога, желание принимать участие в происходящих в саду мероприятиях, уважение к педагогу как к личности и специалисту.
Со своей стороны педагог должен хорошо знать членов семьи ребенка, их индивидуальные черты характера, атмосферу в семье, запросы, взгляды на воспитание. Делясь с родителями своими сомнениями, обращаясь с просьбами о помощи, педагог подчеркивает этим уважение к собеседнику. Вместе с тем важно не опускаться до фамильярности, не переходить границу черты «учитель-родитель».
Цель взаимодействия — установить атмосферу взаимоуважения, понимания и принятия взглядов другого, и во многом эта роль должна исполняться педагогом.
Следует учесть еще один немаловажный фактор, влияющий на эффективность контактов педагога с родителями. Это уровень развития коммуникативных качеств самого специалиста. Нужно помнить, что родителям не так важно, насколько педагог умен и насколько хорошо владеет специальной терминологией. Им гораздо важнее знать и чувствовать, что их проблемы воспитателю небезразличны и что их готовы выслушать и помочь.