Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

АгрСссия Π² подростковом возрастС ΠΈ особСнности Π΅Π΅ проявлСния Ρƒ подростков с Π”Π¦ΠŸ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’. Π‘. Π ΠΎΡ‚Π΅Π½Π±Π΅Ρ€Π³ ΠΈ Π‘. М. Π‘ΠΎΠ½Π΄Π°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π½Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ приступы ТСстокости, Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ случаСв ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ «Π΄ΠΈΠΊΠΈΠΌ» проявлСниСм Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ поисковой активности. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ психичСского, физичСского ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ остра ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Π²ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

АгрСссия Π² подростковом возрастС ΠΈ особСнности Π΅Π΅ проявлСния Ρƒ подростков с Π”Π¦ΠŸ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π€Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ подростка» с ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ этому возрасту Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстСн ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ спСциалистами. Для характСристики ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ повСдСния ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρ‹ Π΄Π΅Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ²Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Если Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ уровня ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ Π½Π°ΠΊΠ°Π·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… дСйствий, Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… принято Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ²Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚инского delinquo — ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ проступок). ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π΄Π΅Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ²Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ начинаСтся с ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΎΠ² — ΡƒΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Ρ‹ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ подростков (свСрстников ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ). МСлкоС хулиганство, ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Π΅Π½Π΅Π³, ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ, Π° Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ Π½Π°Π΄ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ подростками — ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π°Π±ΠΎΡ€ Π΄Π΅Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ²Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… поступков.

ΠΠ³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ‚рочСствС выступаСт Π² Π΄Π²ΡƒΡ… личностных аспСктах: ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ срСдство самоутвСрТдСния ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² самоанализа. Π’ Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π΅ повСдСния большСй части подростков Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ дСйствия, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ физичСского ΠΈΠ»ΠΈ психологичСского Π²Ρ€Π΅Π΄Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям. Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ многочислСнныС исслСдования, Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС нСльзя ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ± Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ направлСнности личности, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ лишь ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ…, ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊ Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, Π² Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅.

" ΠœΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ" для Π½Π΅Π³ΠΎ слуТат, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π² Π΄Π΅Ρ‚ствС, ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ситуации, Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ процСссом ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° личности. ИмСнно Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ подросток Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ сСнзитивСн ΠΊ ΠΌΠ°ΠΊΡ€ΠΎΠΈ микросрСдовым воздСйствиям, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ возраст Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ драматичСскими пСрСТиваниями ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, трудностями Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°ΠΌΠΈ, появлСния чувства трСвоТности ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского дискомфорта. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС увСличиваСтся Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ физичСским особСнностям, обостряСтся рСакция Π½Π° ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ чувство собствСнного достоинства ΠΈ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π­Ρ‚Π° ΠΏΠΎΡ€Π° достиТСний ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ наращивания Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, становлСния «Π―», обрСтСния Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ. Π¨ΡƒΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… подростки Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ, Π΄ΠΎΠ³ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, дразнятся, ΠΏΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅Π΄ — фактичСски ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ «Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½Ρ‹ΠΌ» способом обучСния агрСссивному повСдСнию. Однако Ρ‚Π΅, ΠΊΡ‚ΠΎ Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ агрСссивСн, скорСС всСго, окаТутся ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ возрастной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, эти агрСссивныС подростки, Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, Π½Π°ΠΉΠ΄ΡƒΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ срСди Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… агрСссивных свСрстников. РазумССтся, это создаСт Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π² Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ°Π½ΠΈΠΈ происходит Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ усилСниС агрСссивности Π΅Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ².

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΊ, Π½Π΅ ΡΡƒΠΌΠ΅Π²ΡˆΠΈΠΉ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ этап становлСния своСго ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ статус «Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ». Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ риска ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: физичСская ΠΎΡΠ»Π°Π±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, особСнности развития Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, отсутствиС ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ, нСблагоприятноС Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. [19:55].

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ проявлСния агрСссивности Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²:

  • — ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… враТдСбности,
  • — ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ,
  • — Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… ΠΎΠ½ΠΈ винят ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°,
  • — ΠΎΠ½ΠΈ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ свои чувства словами, прСдпочитая дСйствиС,
  • — Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Π΄ΡƒΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚виях своих поступков,
  • — Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ своих эмоций: Π³Π½Π΅Π² вмСсто грусти ΠΈΠ»ΠΈ раздраТСния,
  • — ΠΎΠ½ΠΈ нСвосприимчивы ΠΊ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ эмпатии (ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ чувства Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй),
  • — ΠΈΡ… Π½Π΅ Π²ΠΎΠ»Π½ΡƒΠ΅Ρ‚ страданиС, отвСтная агрСссия, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ свСрстниками,
  • — Ρ†Π΅Π½ΡΡ‚ прСвосходство ΠΈ ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹,
  • — ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ склонны ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΡ€ΠΎΠΌΠΈΡΡΠ°ΠΌ, Ρ‡Π΅ΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ,
  • — ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡ… Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ дСйствия Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‚ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Ρ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…,
  • — Π½Π΅ Π·Π°Π΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся (скорСС просто Π½Π΅ Π·Π½Π°ΡŽΡ‚) ΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ значимости,
  • — Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ.

Π’.Π‘. Π ΠΎΡ‚Π΅Π½Π±Π΅Ρ€Π³ ΠΈ Π‘. М. Π‘ΠΎΠ½Π΄Π°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π½Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ приступы ТСстокости, Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ случаСв ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ «Π΄ΠΈΠΊΠΈΠΌ» проявлСниСм Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ поисковой активности. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ психичСского, физичСского ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ остра ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Π²ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Они ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ориСнтированная ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π½Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ агрСссивности ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π°Π½Ρ‚ΠΈΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… поступках; Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ пСриодичСски Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ массовыС ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ двиТСния Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Ρ…ΠΈΠΏΠΏΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ°Π½ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ основС Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅. [11: 33] НСмСцкий психотСрапСвт Π“. ΠΠΌΠΌΠΎΠ½ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ роТдаСтся с ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ конструктивной агрСссивности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ частный случай поискового повСдСния. [1:25] ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ воспитании конструктивная Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развиваСтся ΠΈ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся, стимулируя творчСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ…, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ. Когда Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сталкиваСтся с ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° появляСтся Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСструктивная.

ΠŸΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΡ‡Π²ΠΎΠΉ для аутоагрСссивного повСдСния являСтся Π΄Π΅Π²Π°Π»ΡŒΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-этичСских ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, которая часто встрСчаСтся Ρƒ Π½Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΠΎΠ² (Ρ€ΠΎΠΊΠ΅Ρ€ΠΎΠ², ΠΏΠ°Π½ΠΊΠΎΠ², Ρ„Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠ², сатанистов ΠΈ Π΄Ρ€.) [5:77].

БпСцифичСской ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ агрСссивности Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС являСтся Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ свСрстников Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ ΠΊΡ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π° взрослых. Π›ΡŽΠ±Π°Ρ подростковая Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠΈΡ„Ρ‹, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΎΠΌ. НапримСр, ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ распространСны Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»Ρ‹ посвящСния Π² Ρ‡Π»Π΅Π½Ρ‹ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΠ»ΠΈ испытания Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ΠΊΠΎΠ². Π ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»Ρ‹ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ чувство принадлСТности ΠΊ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ подросткам ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ бСзопасности, Π° ΠΌΠΈΡ„Ρ‹ становятся ΠΈΠ΄Π΅ΠΉΠ½ΠΎΠΉ основой Π΅Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠœΠΈΡ„Ρ‹ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ для оправдания Π΅Π΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ агрСссии. НасилиС, «ΠΎΠ΄ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅» Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ„ΠΎΠΌ, пСрСТиваСтся подростками ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ своСй силы, ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅.

Π’ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… случаях, ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ агрСссивного повСдСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ подростки-аутсайдСры, Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ агрСссии.

АгрСссия подростка выраТаСтся ΠΊΠ°ΠΊ:

  • — ΡΠ°ΠΌΠΎΡ†Π΅Π»ΡŒ, ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ (Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ± Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ личности);
  • — Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ срСдства достиТСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ;
  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ± психологичСской разрядки;
  • — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния.

Π‘Ρ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΎΠΌ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ агрСссии Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π”Π¦ΠŸ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ трудности ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π£ Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„Π΅ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π΄ ΠΌΠ°ΡΠΊΡƒΠ»ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ»Ρƒ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ΅; Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ фиксация Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ процСсса психологичСского отдСлСния ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Для диагностики ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ идСнтичности подростков прСдставляСтся цСлСсообразным Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ половозрастной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΉ возрастной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ / Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ восприятиС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΎΡ‚Ρ†Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹ для Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ юношСй ΠΈ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ для Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ с Ρ„Π΅ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΡŽ.

Π£ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² с Π”Π¦ΠŸ Π½Π΅ Ρ„ормируСтся внутрСнняя ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² с Π”Π¦ΠŸ ΠΈ Ρ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ изолируСтся, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ связи с ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ притязаний ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ показатСлями, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Ρƒ Π½Π΅ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ подростков самооцСнка Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ самооцСнок ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ притязаний. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° ΠΈ Π²ΡΠΏΠ»Π΅ΡΠΊΠΈ Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ агрСссии.

Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ самооцСнок Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ самооцСнки ΡƒΠΌΠ°, способностСй; Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‚Π΅Π»Π°. БистСма самооцСнок подростков с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ личности, связанныС с Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ компСнсациСй.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ с Π”Π¦ΠŸ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ воспитаниС Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ нСзаинтСрСсованно-отстранСнноС, Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅, с Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ, Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ мСньшСй стСпСни Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅. Π’ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ юношСй с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚Ρ†Ρ‹ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Ρ‹ проявлСния агрСссии ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слям. Для подростка с Π”Π¦ΠŸ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ источником Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… эмоций ΠΈ Π²ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΈΡ… Π±Π΅Π΄Π°Ρ….

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·ΠΎΠΌ Π”Π¦ΠŸ, сопровоТдаСмым ΡƒΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ умствСнной ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ ΡƒΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚яТСло умствСнно отсталых подростков с Π”Π¦ΠŸ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. МногиС ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ ΠΊ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ своСй личности Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми. Когда ΠΈΡ… Ρ…валят, ΠΎΠ½ΠΈ Π±ΡƒΡ€Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ свою Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠΈ часто ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹, нСгативистичны, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΡΠΏΡ‹Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹, агрСссивны. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ Ρƒ ΡΡ‚ΠΈΡ… подростков Π½Π΅Ρ‚ многообразия ΠΈ Π΄ΠΈΡ„фСрСнцированности эмоций, ΠΈΠΌ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ ΠΊΠΎΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… проявлСний.

Дистанция Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ подростков с Π”Π¦ΠŸ опрСдСляСтся ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΌ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ°Ρ€Ρ‚Π½Π΅Ρ€Π° ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ знакомства, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ слоТившимися ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ (ΠΏΡ€ΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… дистанция ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ, ΠΏΡ€ΠΈ напряТСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… — увСличиваСтся). ΠšΠ»Π°ΡΡΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ для подростков, Ρƒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π΅ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠΈΠΌΠΈ родитСлями. ИмСнно ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ, Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΈ Ρ‡ΡƒΡ‚ΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅ с Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ΅ΠΉ подростков с Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·ΠΎΠΌ Π”Π¦ΠŸ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ