Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: идеи философов о сущности эстетической культуры (A.B. Азархин, И. А. Коников, В. А. Разумный, В. И. Самохвалова, и др.) — принципиально важные в данном исследовании подходы к процессу формирования эстетической культуры: ценностный (А.Ф. Еремеев, М. С. Каган, J1.H. Сто-лович и др.), личностный (Н.И. Киященко, Н.Д. Лейзеров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОДИЗАЙНА
    • 1. 1. Эстетическая культура как объективный и субъективный фактор воспитания личности
    • 1. 2. Педагогические возможности фотодизайна как вида эстетической деятельности личности в период детства
    • 1. 3. Возрастные особенности проявления эстетической культуры личности старшего дошкольника в процессе освоения фотодизайна
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ Р> ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОДИЗАЙНА
    • 2. 1. Изучение начального уровня эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Педагогическое руководство воспитанием основ эстетической культуры в процессе дизайн-деятельности у старших дошкольников
    • 2. 3. Динамика развития основ эстетической культуры личности старших дошкольников
  • Выводы по главе II

Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Постоянный интерес к эстетической культуре как к многовековому эстетическому опыту человечества, выраженному в идеях, явлениях, нормах и результатах человеческой деятельности, и как к качеству личности, обусловлен в научных исследованиях, прежде всего, дефицитом духовности, преобладанием в обществе материальных ценностей над духовными.

Эстетическое развитие ребенка осуществляется различными путями. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности детей представляет собой комплекс традиционного эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а неорганизованное эстетическое развитие — неконтролируемое воздействие массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, неэстетичной по своему характеру, на еще не готовую к этому детскую личность. Существенное значение в этих процессах принадлежит фотодизайну, который способен положительно либо отрицательно воздействовать на сознание ребенка. Однако в учебно-воспитательной среде фотодизайн в виде средств наглядного обучения и средств информации широко и качественно не используется, а тем более не применяется как вид эстетической деятельности детей. Для того чтобы фотодизайн способствовал воспитанию эстетической культуры личности и не препятствовал ее общему развитию, необходимо определить его эстетико-педагогические возможности в воспитательно-образовательном процессе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. В научных работах эстетическая культура представлена как сложное структурное образование, включающее в себя в каждый конкретный исторический период создание, накопление и распространение реальных эстетических ценностей (С.П. Кудрявцева, В. А. Разумный, У. Ф. Суна и др). Так, В. Н. Липский и A.B. Пирадов эстетическую культуру личности определяли как единство чувств, вкусов и идеаловA.B. Азархин как способность человека эстетически воспринимать и оценивать все явления действительностиН.И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, В. К. Скатерщиков как органическое единство развитого эстетического сознания человека и его эстетических способностей.

Однако особенности эстетической культуры личности старшего дошкольника остаются недостаточно исследованы. У старшего дошкольника в качестве первооснов эстетической культуры, по мнению М. А. Верба, С. А. Козловой, А. Ф. Лобовой, выступает эстетическая направленность личности, под которой понимается динамическая тенденция личности, основывающаяся на эстетическом интересе, проявляющаяся в эстетических представлениях, эмоциях, чувствах.

Педагогические исследования по вопросам воспитания эстетической культуры личности опираются на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л. П. Печко, В. И. Самохвалова, Е. М. Торшилова и др.). Анализ этих исследований позволил выявить, что полноценное развитие личности, в том числе, обеспечивает дизайн и его изобразительно-выразительные средства (Р. Арнхейм, Ю. Б. Борев, Н. П. Валькова, В.Л. Глазы-чев, E.H. Лазарев и др.).

Процесс воспитания основ эстетической культуры личности средствами фотодизайна имеет свою специфику у старших дошкольников. Изучение психолого-педагогических особенностей данного процесса у детей старшего дошкольного возраста, а также теоретико-методическое обеспечение воспитания эстетической культуры у детей данного возраста в педагогике практически отсутствует. Исследование же этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

— между потребностью общества в эстетически развитой личности и недостаточным применением современных средств эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

— между педагогическими возможностями фотодизайна в эстетическом развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий воспитания эстетической культуры у дошкольников в процессе фото дизайнерской деятельности;

— между потребностью детей в активных и эстетически разнообразных способах освоения и преобразования действительности, одним из которых является фотодизайн и ограниченным их применением в дошкольном образовании.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск и определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания основ эстетической культуры у дошкольников в процессе фотодизайнерской деятельности.

Все это определило выбор темы данного исследования: «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фото дизайна».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания основ эстетической культуры у старших дошкольников средствами фотодизайна.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания эстетической культуры у старших дошкольников средствами фотодизайна.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Фотодизайн, обладающий определенной эстетико-педагогической ценностью, может быть средством успешного воспитания эстетической культуры у старших дошкольников, при условии, если:

— будут выявлены особенности воспитания эстетической культуры личности средствами фотодизайна, учитывающие возрастные особенности детей;

— будут определены эстетико-педагогические возможности фото дизайна как средства эстетического развития личности ребенка;

— будут разработаны педагогические условия, направленные на воспитание основ эстетической культуры у дошкольника в процессе фотодизайнерской деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования, конкретизировать содержание понятия «эстетическая культура» применительно к старшему дошкольному возрасту.

2. Рассмотреть средства фотодизайна и определить их эстетико-педагогические возможности в воспитании основ эстетической культуры у старших дошкольников.

3. Определить педагогические условия успешного воспитания основ эстетической культуры средствами фотодизайна.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения влияния средств фотодизайна на воспитание основ эстетической культуры личности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: идеи философов о сущности эстетической культуры (A.B. Азархин, И. А. Коников, В. А. Разумный, В. И. Самохвалова, и др.) — принципиально важные в данном исследовании подходы к процессу формирования эстетической культуры: ценностный (А.Ф. Еремеев, М. С. Каган, J1.H. Сто-лович и др.), личностный (Н.И. Киященко, Н.Д. Лейзеров), деятельностный (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), интегрированный (Е.М. Торшилова, Б. П. Юсов и др.). Психологические теории, посвященные изучению специфики направленности как качества личности (А.Г. Асмолов, К. К. Платонов и др.) — компонентов эстетической культуры и основ их воспитания (Г.З. Апресян, С. П. Кудрявцева, Л. П. Печко и др.). А также научные принципы и положения, изложенные в трудах по теории педагогики, эстетики, дизайна, фотографии: о роли дизайна и фотографии в воспитании эстетической культуры (Н.П. Валькова, E.H. Лазарев, С. А. Морозов, и др.), о воспитательных возможностях выразительных средств фотодизайна (А.Д. Головня, Л. П. Дыко, В. Ф. Колейчук, О.И. Несте-ренко, Н. Д. Панфилов, Л. М. Холмянский, A.C. Щипанов и др.).

Для реализации цели, задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы. В процессе выявления научно-методологических основ изучения сущностных особенностей эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста, выявления эстетико-пе-дагогических возможностей фотодизайна использовались историко-логический, сравнительный и системный анализ. Для характеристики процесса развития основ эстетической культуры у старших дошкольников применялись методы наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности детей. В процессе экспериментальной работы сочетались педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детейкачественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.

Организационная база и этапы исследования. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (5−6 лет) и 10 педагогов дошкольных образовательных учреждений № 146, 184, 369- 88 будущих педагогов (студентов 5 курса Департамента педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета) г. Екатеринбурга. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — теоретико-поисковый (1994;2000). Изучалась и анализировалась историко-философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по исследуемой проблеме. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы в дошкольном образовании и воспитании. Были определены теоретические основы исследования, проблема, цель, предмет, объект, сформулирована тема диссертации.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2000;2001). Уточнен научно-теоретический аппарат исследования, определены педагогические условия успешного воспитания основ эстетической культуры у детей. Разработана и апробирована экспериментальная программа «Игра в фотодизайн», направленная на воспитание основ эстетической культуры личности у старших дошкольников. Учитывая специфику фотодизайна как нового вида эстетической деятельности, а также его роль в повышении эффективности процесса эстетического воспитания дошкольников, была разработана, сертифицирована и апробирована учебная программа «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов.

Третий этап — итогово-аналитический (2001;2002). Данный этап был посвящен систематизации, обобщению и описанию полученных результатовуточнению и осмыслению теоретических и методологических положений проведенного исследованияоформлению диссертационной работы в целом.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены сущностные особенности эстетической культуры у старших дошкольников, которые проявляются в виде эстетической направленности личностивыявлены эстетико-педагогические возможности фотодизайнатеоретически обоснованы, определены педагогические условия воспитания основ эстетической культуры у дошкольников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— конкретизировано понятие «эстетическая культура» применительно к старшему дошкольному возрасту;

— разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна;

— выявлены сущность, особенности, функции, выразительные средства фотодизайна, его социальная и педагогическая значимость.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по эстетическому воспитанию старших дошкольников «Игра в фотодизайн», которая была апробирована в ДОУ № 146, 184, 369, и учебного курса «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов, прошедшего апробацию в ДОУ № 146, 184, 369- и в Департаменте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Результаты исследования могут быть внедрены в практику подготовки педагогов дошкольного образования.

Обоснованность и научная достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретическими положениями и применением комплекса методов, которые соответствуют целям и задачам исследования на различных этапах экспериментальной деятельности исследователярепрезентативностью полученных результатовподтверждением гипотезы исследования результатами статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику через программу «Игра в фотодизайн» с детьми старшего дошкольного возраста, учебный курс «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов.

Материалы исследования обсуждались на конференциях: Международная межвузовская научно-практическая конференция «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 2001 г.) — Международная научно-практическая конференция «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (г. Екатеринбург, 2001 г.) — Межрегиональная научно-практическая конференция «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (г. Екатеринбург, 2001 г.).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Эстетическая культура как качество личности ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в виде эстетической направленности, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой.

2. Эстетико-педагогические возможности фото дизайна заключаются в обогащении личностного эстетического опыта ребенка эстетическими представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом искусств и в процессе проектирования эстетической деятельности, ее конечного результатав самовыражении ребенка посредством дизайн-деятельностив воспитании у личности способностей эстетических, нравственных и интеллектуальныхв воспитании чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и эстетического интереса к их свойствам, самому процессув создании самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание основ эстетической культуры личности старшего дошкольника средствами фотодизайна: овладение педагогами средствами фотодизайна и применение их в воспитательном процессевведение фотодизайна в воспитательно-образовательный процесс в виде средств наглядности, средств информации, а так же в качестве вида эстетической деятельностисоздание развивающей программы для детей по освоению фотодизайнаорганизация деятельности детей, которая представляет собой игру (по форме), труд (по цели) и учение (по содержанию) и использование детьми специфических форм, методов и техник фотодизайнерской деятельностимониторинг успешности фотодизайнерской деятельности, которая влияет на воспитание основ эстетической культуры личности у старших дошкольников.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 195 наименований, 12 приложений. Объем диссертации 186 страниц- 3 таблицы, 18 рисунков.

Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, дают возможность обосновать необходимость воспитания эстетической направленности как основы эстетической культуры личности ребенка, начиная с периода дошкольного детства, и доказывают эффективность разработанных педагогических условий организации данного процесса.

Проведенная работа обозначила также круг проблем, требующих дальнейшего исследования: изучение и разработка средств наглядности с использованием фотодизайна на следующих возрастных этапах, более глубокое исследование влияния детско-родительских отношений на воспитание основ эстетической культуры у детей в процессе совместной фотодизайнерской деятельности и разработка методик более активного использования фотодизайна в образовании и профессиональной деятельности педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают нашу гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Основы эстетической культуры в старшем дошкольном возрасте проявляются в виде эстетической направленности как качестве личности ребенка, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой.

2. Эстетико-педагогические возможности фотодизайна как средства диагностики и эстетического развития личности ребенка заключаются: в обогащении личностного эстетического опыта ребенка эстетическими представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом искусств и в процессе проектирования эстетической деятельности, ее конечного результата;

— в самовыражении ребенка в процессе дизайн-деятельности: возможность использования любой реальности, фантастической или правдоподобной, в проекте и перенесение в нее ребенком себя;

— в воспитании у личности способностей эстетических, представлений нравственных и интеллектуальных: фотографическое изображение есть продукт взаимодействия эстетической реальности и эстетико-творческих способностей создателя фотокартины;

— в воспитании чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и эстетического интереса к их свойствам, самому процессу;

— в создании самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.

3. Педагогические условия успешного воспитания основ эстетической культуры у старших дошкольников включают овладение педагогами средствами фотодизайна и применение их в воспитательно-образовательном процессе: введение фото дизайна в воспитательный процесс дошкольников в виде средств наглядности, средств информации, а также в качестве вида эстетической деятельности, создание программы для детей по воспитанию основ эстетической культуры личности, мониторинг успешности фотодизайнерской деятельности, влияющей на воспитание основ эстетической культуры личности у старших дошкольников.

4. Формирующий эксперимент, проведенный в условиях естественной воспитательно-образовательной среды в экспериментальной группе, а так же разработанный диагностический инструментарий: критерии, показатели, уровни эстетической культуры позволили исследовать особенности и положительную динамику процесса воспитания основ эстетической культуры средствами фотодизайна.

5. Опытно-экспериментальная работа показала необходимость и достаточность разработанных педагогических условий для успешного осуществления процесса воспитания эстетической культуры детей и доказала широкие эстетико-педагогические возможности фотодизайнерской деятельности в решении этой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Эстетическая культура: Теорико-методологический аспект. — Ташкент: Фан, 1991. — 91с.
  2. A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наук, думка, 1990. — 191с.
  3. Азаров-Чолаков Б. Игра в фотодизайн //Фотография. -1993. № 11−12. — С. 26−27.
  4. Д., Дум Э. Цвет форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984. — 64с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: Учпедгиз, 1960. -488с.
  6. Г. З. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. — С. 29−51.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974−392с.
  8. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. -352с.
  9. В.Р. Дизайн и искусство: актуальные проблемы технической эстетики. М.: Знание, 1984. — 64с.
  10. Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992. 96с.
  11. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367с.
  12. В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики. М.: МГПИ, 1968.-252с.
  13. Л.А. Философское воспитание как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1993. -128с.
  14. Н.А. Человек и машина //Вопросы философии. 1989. — № 2. -С.147−162.
  15. В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1991. — 413с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  17. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. Смоленск: Русич, 1997. — 576с.
  18. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наук, думка, 1991. 195с.
  19. Т.Ю. Вещь в дизайне. Екатеринбург: Архитектон, 1999. 117с.
  20. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-192с.
  21. Л.А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 336с.
  22. Л.А., Венгер Э. Г., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. М.: Просвещение, 1988. — 144с.
  23. М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов. Сб. науч. тр. 338. Свердловск: Уральский рабочий, 1981. — С.3−10.
  24. М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Л.: ЛГПИ, 1970.- 152с.
  25. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности /Под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск: Луганск, гос. пед. ин-т, 1990.- 180с.
  26. Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне /Под ред. В. Ф. Колейчука. М.: ВНИИТЭ, 1990. — 88с.
  27. Визуальная грамотность //Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Бол. рос. энцикл., 1993. — Т.1. — С.145.
  28. B.B. Дизайн рекламы. М.: Книж. дом «Университет», 1999. -144с.
  29. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. ст. /Под ред. * ^ Л. Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1995. — 144с.
  30. М. О функции художественно-графического оформления учебника //Функции художественно-графического оформления учебников /Под ред. Г. М. Донского. М.: Просвещение, 1986. — С.20−21.
  31. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 93с. j 32. Выготский Л. С. Научное наследство //Собр. соч. в 6-ти тт. Т.6. М.:1. Педагогика, 1984. 400с.
  32. Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -480с.
  33. П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. Киев: Наук, думка, 1978. — 244с.
  34. Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1970. т- 192с.
  35. М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII начала XX века. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. -280с.
  36. В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. -192с.
  37. И.А. С чего начиналась фотография. М.: Знание, 1991. -176с.
  38. Р.В. Эстетическое воспитание детей и специфика восприятия ими художественного образа //Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Вып. 3. Свердловск: Уральский рабочий, 1970. — С. 15−19.
  39. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 160с.
  40. Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. М.: Мир книги, 1992. — 72с.
  41. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т. И. Бабаевой, A.M. Гурович и др. СПб.: Акцидент, 1996. — С. 155−161.
  42. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  43. Г. и Д. Как научить ребенка читать. М.: Аквариум, 1998. -320с.
  44. . Г. М. Предисловие к русскому изданию//Функции художественно-графического оформления учебников. М.: Просвещение, 1986.-С. 7−19.
  45. О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. 1996. -№ 6. — С.98−101.
  46. Л.П. Основы композиции в фотографии. М.: Высш. шк., 1989. -175с.
  47. Л.П., Головня А. Д. Фотокомпозиция. М.: Искусство, 1955. -262с.
  48. А.Ф., Руткевич М. Н. Век науки и искусство. М.: Мол. гвардия, 1965.-272с.
  49. А.Ф. Эстетическое освоение действительности. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1963. — 36с.
  50. И.В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка //Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — С. 226−253.
  51. Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-212с.
  52. Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. — 320с.
  53. В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. — 336с.
  54. К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 320с.
  55. И.В. Цели и ценности высшего педагогического образования (подготовка специалистов ДОУ и начальной школы) //Образование периода детства: цели, ценности, содержание и технологии. Сб. науч. тр.
  56. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. С. 5−18.
  57. Л.Б. Эстетическая культура трудового коллектива. М.: АОН, 1989. -19с.
  58. М.С., Бадулин Е. Ф. Эстетическая и художественная культура //Соотношение общей и технической эстетики. Науч.-методич. аспекты. -Томск: ТГУ, 1988. -С.22−36.
  59. И. Соч. В 6-ти тт. /Под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1966. — Т.6. -743с.
  60. А. Эстетика искусства шрифта. М.: Книга, 1979. — 124с.
  61. П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 336с.
  62. A.C. Нравственно-эстетическое формирование личности. М.: Знание, 1981.-64с.т
  63. Д. Дизайн и фотография //Фотография в США. Нью-Йорк: ТАЙМ, 1971.-С. 12−14.
  64. Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высш. шк., 1992. — 270с.
  65. .М. Графическое оформление книги. Л.: Гизлегпром, 1946. -408с.
  66. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическая и художественная культура //Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г. С. Лабковская. -М.: Просвещение, 1983. С. 5−61.
  67. Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре //Эстетическая культура /Под ред. И. А. Коникова. М.: ИФРАН, 1996. — С.9−31.к
  68. Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства. Эстетический вкус //Эстетическое сознание и процесс его формирования. -М.: Искусство, 1981.-С. 96−139.
  69. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 120с.
  70. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.-416с.
  71. С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 224с.
  72. В.Ф. Слово и изображение //Визуальная культура в дизайне, визуальное мышление /Под ред. В. Ф. Колейчука. М.: ВНИИТЭ, 1990. -С.20 — 23.
  73. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986. — 223с.
  74. Я.Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. -Минск: Изд-во «Университетское», 1999. 316с.
  75. Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве //Дошкольное воспитание. 1991. — № 12. — С.56−58.
  76. Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. М.: Учпедгиз, 1957. -352с.
  77. Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1980. -192с.
  78. И.А. О дефиците культуры //Эстетическая культура / Под ред. И. А. Коникова. М.: ИФРАН, 1996. — С.3−8.
  79. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. М.: Академия, 1999. — 190с.
  80. К. Об отличии «эстетического» от «художественного» //Американская философия искусства. Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одисей, — 1997. — С. 191−208.
  81. O.A. Искусство и мир человека (искусство в формировании духовного мира человека). М.: Знание, 1986. — 112с.
  82. С.П. Об изучении эстетических интересов и потребностей студенческой молодежи //Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Вып. 3. Свердловск: Уральский рабочий, 1970. — С. 89−93.
  83. С.П. Эстетическая культура молодежи. Интересы, запросы, суждения. J1.: Знание, 1972. -24с.
  84. H.A. Детям о книжной графике. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 190с.
  85. А.Н. Опыт экспериментального анализа визуальных образов //Визуальная культура в дизайне, визуальное мышление /Под ред В. Ф. Колейчука. М.: ВНИИТЭ, 1990. — С.32−35.
  86. А.Н. Фотообъекты в дизайне //Визуальная культура в дизайне, визуальное мышление /Под ред В. Ф. Колейчука. М.: ВНИИТЭ, 1990. — С.28−31.
  87. E.H., Валькова Н. П. Дизайн как фактор формирования эстетической культуры. Л.: Знание, 1974. -16с.
  88. Д.А. Культура и цивилизация //Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. — С. 217−219.
  89. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 428с.
  90. А.Н. Избр. психол. тр. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. -392с- Т.2. — 320с.
  91. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -123с.
  92. В.Н. Эстетическая культура как философская категория. М.: РЖ, 1997.-71с.
  93. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  94. А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. -156с.
  95. А.Ф. Школа самовыражения /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.-248с.
  96. Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 264с.
  97. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176с.
  98. Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977.-271с.
  99. Л.Л., Моисеичева Л. Е. Эстетическая культура в быту. Уфа: БГПУ, 1998.-53с.
  100. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  101. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Искусство, 1987.-С. 76−77.
  102. Ф.Т. Общественное развитие, социальный выбор и гуманизация эстетического процесса //Эстетическая культура в условиях НТП: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1987. — С. 15−22.
  103. Т.Д. История детской психологии. М.: ВЛАДОС, 1998. — 272с.
  104. С.Е. Компонуем кинокадр. М.: Искусство, 1992. — 239с.
  105. В.М. Школа как институт культуры //Вопросы философии. -1982. № 10. — С.42−52.
  106. Л.И. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -232с.
  107. Л.В., Смирнова В. Н. Взаимодействие в педагогике двух культур: эстетической и экологической Юстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие. Матер. Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х т. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — Т.2.- С.33−35.
  108. A.C. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. — 200с.
  109. H.H. Философия дизайна. Екатеринбург: Архитектон, 1999. -173с.
  110. С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1986. — 416с.
  111. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-315с.
  112. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360с.
  113. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990. -382с.
  114. В. Процесс обучения. М.: Учпедгиз, 1962. -172с.
  115. О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высш. шк., 1975.-224с.
  116. Основы эстетической культуры. Программа курса /Под ред. Л. П. Печко. М.: ИЦЭВ РАО, 1998. — 48с.
  117. А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. — 80с.
  118. Г. О детском дизайне //Дошкольное воспитание. 1997. -№ 11. — С.55−74.
  119. Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. М.: Искусство, 1981.-144с.
  120. Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. — 240с.
  121. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством (подготовительная группа детского сада) /Сост. Н. В. Дягилева. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. — 31с.
  122. Д. Графико-изобразительные элементы в учебниках иностранного языка и их значение для обучения //Функции художественно-графического оформления учебников. М.: Просвещение, 1986. — С. 118−122.
  123. В.П. Фотография в кружке, студии, клубе. М.: Сов. Россия, 1982.- 120с.
  124. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат. — 1990.- 110с.
  125. Л.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста //Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. — С. 241−255.
  126. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 304с.
  127. A.B. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978. — 35с.
  128. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  129. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
  130. С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. -М.: Просвещение, 1976. -136с.
  131. Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.-360с.
  132. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. A.B. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 296с.
  133. A.A. Духовная культура //Энциклопедический словарь по культурологии. -М.: Центр, 1997. С. 123.
  134. В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности. -М.: ВНМЦ, 1985.-71с.
  135. Н.К. Культура почитание света //Избранное /Сост. В. М. Сидоров. — М.: Сов. Россия, 1979. — С.263−264.
  136. А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиограф, записки. Письма. М.: Советский художник, 1982. — 224с.
  137. В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224с.
  138. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416с.
  139. Э.Т., Яцюк О. Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. — 432с.
  140. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2-х тт. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328с.
  141. Русский графический дизайн 1880−1917 /Под ред. Е. В. Черневич. М.: Внешсигма, 1997. — 160 с.
  142. С.А., Антропова Т. В. Дизайн и психология в рекламе. -Саратов: СГТУ, 1998. -53с.
  143. Л.А., Черняева H.A. Игровое общение как способ реализации эстетического отношения //Эстетическая культура в условиях НТП: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1987. — С. 109−115.
  144. В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире //Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996. — С.32−65.
  145. В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. — 208с.
  146. А.Н., Суна У. Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. -М.: Знание, 1980.-64с.
  147. К.А., Светлов Р. В. Представление о культуре в античности, средневековье, возрождении. //Философия культуры. Становление и развитие /Под ред. М. С. Кагана и др. СПб.: Лань, 1998. — С. 16−29.
  148. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. -197с.
  149. Сморж J1.A. Эстетические средства формирования творческого потенциала личности в эпоху НТР //Эстетическая культура в условиях НТП: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1987. — С.44−52.
  150. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — 344с.
  151. Соотношение общей и технической эстетики: научные и методические аспекты /Под ред. М. С. Кагана и др. Томск: ТГУ, 1988. -205 с.
  152. B.C. Культура //Вопросы философии. 1999. — № 8. — С.61−71.
  153. JI.H. Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.-415с.
  154. У.Ф. Эстетическая культура студента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-69с.
  155. О. Введение в язык искусства //Дошкольное воспитание. 1996. — № 4. — С.4−11.
  156. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1973. -288 с.
  157. JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989. 232с.
  158. Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. М.: Просвещение, 1984. — 128с.
  159. JI.H. О воспитании (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова) //Свободное воспитание. 1909. — № 2. — С. 1−12.
  160. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет. Теория и диагностика. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -141с.
  161. Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: РАО ИХО, 1998. — 220с.
  162. Е.М. Эстетическая одаренность: что это? //Дошкольное воспитание. 1992. — № 2. — С.57−60.
  163. А.К. К определению специфики культуры как социального явления //Философские науки. 1974. — № 2. — С.27−28.
  164. А.П. Обучение в детском саду. М.: просвещение, 1981. — 176с.
  165. К.Д. Педагогические статьи 1862 1870 гг. //Собрание сочинений в 11 тт. /АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М., Л., 1948. -Т.З.- 691с.
  166. Философия культуры. Становление и развитие. /Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб.: Лань, 1998. — 448с.
  167. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН, 1961.-336с.
  168. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. М.: Политиздат, 1989. — С.94−143.
  169. . Перспективы фотографии // Компьютер сегодня. 1996. -№ 1. — С.90−99.
  170. С. Новая французская школа //Избран, пед. соч. М.: Прогресс, 1990.-301с.
  171. Функции художественно-графического оформления учебников /Под ред. Г. М. Донского. -М.: Просвещение, 1986. 128с.
  172. Хан-Магомедов С. О. Дизайн, архитектура, агитационное и полиграфическое искусство в творчестве художника Александра Родченко //А. М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиограф, записки. Письма. -М.: Советский художник, 1982. С. 6−38.
  173. А. Записки дизайн-дилетанта //Мир дизайна. 1999. — № 1. — С. 42−47.
  174. Л.М., Щипанов A.C. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. -240с.
  175. Цвет в дизайне и колористическое образование /Под ред. Т. А. Печковой. M.: ВНИИТЭ, 1990. — 96с.
  176. Е.В. Язык графического дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1975. -184с.
  177. P.M. Развитие основ художественно-эстетической культуры ребенка //Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С. 456−501.
  178. P.M., Редько Л. Л. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка //Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С. 13−20.
  179. В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. — 152с.
  180. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура //Педагогика. 1998.- № 1. -С. 9−18.
  181. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320с.
  182. Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие A.B. Луначарского и современность. М.: Просвещение, 1985. -192с.
  183. А. Несколько слов о компьютерном коллаже // Художественный совет. 1998. — № 1. — С. 9−11.
  184. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-352с.
  185. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1995. — 416с.
  186. Эстетика, искусство, человек /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1977. — 62с.
  187. Эстетическая культура /Под ред. И. А. Коникова. М.: ИФРАН, 1996. -201с.
  188. Эстетические ценности предметно-пространственной среды /Под ред. А. В. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990. -335с.
  189. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1985. 207с.
  190. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -64с.
  191. Debire С. Guide Tecole de Nancy. Paris: Mez, 1993. — P. 16.
  192. Chante A. Qu’est ce que la BD? //Les cahiers pedagogiques. 2000. — № 2. -P. 10−11.
  193. Selman R. Conceptual still life photography. New York: New York Gold, 1995.- 176 p.
  194. Модель эстетической культуры личностиА
  195. Рис. 2. Модель эстетической культуры сформировавшейся личности. р
  196. ПРОДУКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИк н и о и ¡-г кч
Заполнить форму текущей работой