Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х — начала 1970-х гг.: Проблема «сурового стиля»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени издано большое количество исследований, посвящённых истории советской живописи названного периода, в которых авторы выделяют основные тенденции художественной культуры, дают оценки творчества отдельных мастеров, анализируют их произведения. Необходимо отметить такие работы, как «Современная советская живопись» Г. В. Плетнёвой, в которой определяются особенности живописи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тенденции демократизации художественной жизни в России в середине 1950-х — 1960-х гг
    • 1. 1. Краткий очерк развития отечественного искусства во второй половине 1950-х — 1960-х гт
    • 1. 2. Особенности художественной жизни Сибири конца 1950-х — начала 1970-х гт
  • Глава 2. Модернизация метода социалистического реализма в изобразительном искусстве середины 1950-х- 1960-х гг
    • 2. 1. Проблема стиля
    • 2. 2. Расширение палитры стилистических исканий в отечественной живописи в середине XX века
    • 2. 3. Новации художников круга «сурового стиля»
  • Глава 3. «Суровый стиль» в творчестве сибирских художников
    • 3. 1. Проявление особенностей «сурового стиля» в сибирской сюжетно-тематической картине
    • 3. 2. «Суровый стиль» и сибирская портретная живопись
    • 3. 3. Проявление особенностей «сурового стиля» в творчестве сибирских пейзажистов
    • 3. 4. Тенденции, определившие дальнейшее развитие сибирской живописи в 1970-е гт

Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х — начала 1970-х гг.: Проблема «сурового стиля» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественном искусстве XX века конец 1950;х — 1960;е годы стали периодом преобразований, временем, когда, по образному выражению А. А. Каменского, «прошлое и будущее искали друг друга» [357, 185]. На данном этапе произошёл возврат к традициям, заложенным в процессе всего развития мировой и отечественной культуры и прерванным в 1930;е гг. Обретя свободу мысли и творчества, художники нового поколения закладывали основы дальнейшего развития изобразительного искусства. Для Сибири этот период явился важной ступенью формирования профессиональной организации художников, интенсификации художественной жизни, временем создания произведений, ставших классикой сибирского искусства.

Актуальность изучения основных тенденций сибирской живописи конца 1950;х — начала 1970;х гг. определяется наличием многослойности художественной культуры, художественного развития, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Один уровень — творчество представителей разных поколений художников, каждое из которых несёт свои идеалы, образы, навыки, традиции. Уступая место следующей генерации мастеров, прежнее искусство не уходит в небытие, оно становится ценным пластом культуры. Каждый новый пласт — это создание новых ценностей, рождение новых традиций, новых идеалов. А. М. Кантор указывает на важность понимания особенностей взаимовлияния таких культурных слоёв [360, 9], поэтому постижение процессов, происходящих в современном искусстве, невозможно без глубокого осмысления традиций, заложенных предыдущими поколениями художников.

Стилистический уровень многослойности искусства анализируется в работах А. И. Морозова [387], отмечавшего, что широкий диапазон пластически-стилевых тенденций характерен для современного этапа развития отечественной живописи. Начало такому многообразию было положено на рубеже 1950;х — 1960;х гг., важнейшие тенденции развития живописи данного периода стали основой для возникновения большинства течений второй половины XX века.

Выделяется также третий уровень многосоставности художественного процесса — черты значительного своеобразия, проявляющегося в искусстве регионов, вследствие чего каждый из местных культурных центров создавал свои неповторимые ценности, закладывал собственные, местные традиции. В связи с этим изучение искусства Сибири важно для постижения всей сложной картины отечественного искусства XX века.

Таким образом, анализ «сурового стиля» как основной тенденции западносибирской живописи конца 1950;х — начала 1970;х гг., определившей особенности и своеобразие сибирского искусства последующих десятилетий, является актуальным.

Пространство сибирской живописи названного периода было обширным и достаточно разнообразнымопределяя основные тенденции её развития, в качестве главной мы выделяем развитие «сурового стиля» в творчестве живописцев региона. Он был не единственным новаторским направлением в живописи на данном этапе, но самым значительным, определившим главную линию развития изобразительного искусства региона и повлиявшим на его дальнейшую эволюцию.

Интерес искусствоведов к новой тенденции в живописи возник практически одновременно с её появлением: уже первые работы вызвали к жизни серьезные дискуссии о современном стиле в искусстве, о проблемах традиции и новаторства. За каждой выставкой следовали рецензии в журналах «Художник», «Искусство», творчество молодых живописцев анализировалось на страницах прессы. По прошествии времени стали подводиться итоги, проводиться серьёзные и глубокие исследования основных тенденций живописи второй половины 1950;х- 1960;х гг.

К настоящему времени издано большое количество исследований, посвящённых истории советской живописи названного периода, в которых авторы выделяют основные тенденции художественной культуры, дают оценки творчества отдельных мастеров, анализируют их произведения. Необходимо отметить такие работы, как «Современная советская живопись» Г. В. Плетнёвой [409], в которой определяются особенности живописи изучаемого нами периода, «История советской живописи» П. К. Суздалева [433], где даётся обзор основных работ крупнейших мастеров отечественного искусства. Автор ставит перед собой задачу рассмотреть основные этапы исторического, идейно-эстетического, художественного процесса становления и развития советской живописи от * её возникновения до середины XX века и решает её на конкретных примерах. Отдельные страницы Суздалев посвящает художникам «сурового стиля», отмечая особенности стилистики их картин, те существенные изменения, которые они привнесли в изобразительный язык, образный строй живописных произведений.

В статье «Некоторые тенденции развития станковой живописи» [385] А. И. Морозов отмечает достижения живописи рубежа 1950;х — 1960;х гг., выделяя как основные черты публицистический пафос мастеров, их острое чувство современного. Тот же автор в работе «Поколение молодых. Живопись советских художников 60-х — 80-х годов» [390] анализирует первые работы «сурового стиля» с позиции конца 1980;х гг., опираясь на опыт современной ему отечественной культуры. Путь молодой живописи автор стремится раскрыть в его действительной противоречивости, в контрастах решённых и нерешённых проблем.

Целостная концепция мирового искусства XX века дана в работе В. М. Полевого «Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира» [411]. Обозначая искусство исследуемого периода как искусство переломного времени, сочетая диахронный и синхронный подходы, автор характеризует период с середины 1950;х в искусстве социалистических стран как время больших потрясений. В. М. Полевой отмечает двойственность освободительных процессов в советской культуре, выявляет некоторые причины возникновения «сурового стиля», определяет его основные черты.

На большом документальном материале основан анализ изобразительного искусства периода «хрущёвской оттепели» в книге Н. С. Степанян «Искусство России XX века. Взгляд из 90-х.» [431]. Анализ взаимодействия искусства и зрителя, искусства и власти занимает значительное место в оценке процессов, происходивших в искусстве.

Кроме таких многоаспектных работ, дающих общие характеристики, изданы и исследования, в которых решаются более узкие задачи. Так, А. Т. Ягодовская делает первую попытку постановки проблемы автора и героя в изобразительном искусстве [454], рассматривая изменения взаимоотношений художника и его персонажа на материале отечественной живописи, в том числе живописи «сурового стиля». В работе «От реальности к образу» [455] А. Т. Ягодовская исследует другую важнейшую проблему — обогащение структуры художественного образа. При этом она последовательно развивает мысль о непосредственной зависимости содержания и пластики произведения как от мировоззрения самого художника, так и от сложных процессов, происходящих в духовной жизни общества. В отдельной главе данные вопросы раскрываются применительно к искусству первой половины 1960;х гг.

Проблему изображения труда в советской живописи поднимает Э. Полищук в статье, опубликованной в сборнике «Советское станковое искусство» [412]. Исследователь отмечает видное место этой темы в творчестве живописцев конца 1950;х — 1960;х гг. При всей неоднородности искусства тех лет, как наиболее значительный, выделяет «суровый стиль» и обозначенную проблему рассматривает на основе работ преимущественно данного направления.

Эволюция жанровой картины прослеживается в статье М. В. Давыдовой «Многообразие форм послевоенной жанровой живописи» [339]. В исследовании выдвигается тезис о появлении совершенно нового типа жанровой картины в творчестве художников «сурового стиля», доказывается новаторский характер живописи интересующего нас периода. М. Н. Яблонская пишет о проблеме взаимоотношений станкового и монументального искусств [453], доказывая, что «суровый стиль» был высшей точкой влияния монументализма на станковизм.

Непосредственным изучением «сурового стиля» занимались несколько специалистов.

Ярким исследователем «сурового стиля» является А. А. Каменский. Один из первых критиков стиля, публиковавший в газетах и журналах рецензии на выставки с участием молодых художников, поддерживавший рождение нового стиля, он стал и основным исследователем, автором достаточно развёрнутой историко-художественной концепции «сурового стиля», представленной в работах «Вернисажи» [355] и «Романтический монтаж» [357].

Кроме исследований Каменского необходимо указать работу В. С. Манина «О некоторых типологических свойствах советского искусства конца 50-х — начала 70-х годов» [381], которая представляет собой проблемный опыт предметного рассмотрения многообразия отечественного искусства, его стилей, манер, направлений. Основная часть работы представляет собой исследование «сурового стиля». В. С. Манин характеризует преломление новых принципов в творчестве отдельных живописцев, выделяя определённые разновидности стиля (экспрессивная тенденция, декоративные элементы), рассматривает эволюцию стиля, его судьбу в конце 1960;х гг.

Также в изучении проблемы «сурового стиля» мы опирались на исследование П. А. Павлова «Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи» [407]. В его основе — развёрнутое научное изучение основных тенденций художественного процесса, протекавшего в станковой живописи с конца 1950;х до начала 1980;х гг. Предметом данного исследования является эволюция образного мышления художников, содержательной и живописно-пластической структуры их произведений.

Таким образом, необходимо отметить ориентацию данных работ на изучение проблемы «сурового стиля» в отечественной живописи в целом. Литературы, посвящённой изучению сибирской живописи, в количественном отношении меньше, отличается она и проблематикой. Первой попыткой общего обзора сибирского искусства 1960 — 1970;х гг. стала статья А. И. Алексеева, опубликованная в 1976 г. в сборнике «Наш современник» [315]. Общие тенденции развития сибирской живописи анализировались в статьях — рецензиях на выставки «Сибирь социалистическая», печатавшихся в журнале «Художник» 1960 — 1970;х гг. (публикации А. Кривицкой, П.Д.Муратова). В 1967 г. вышел сборник «Десять зональных выставок». Анализу выставки «Сибирь социалистическая» посвящена статья В. Лапшина [372].

Общие обзоры развития живописи в регионах представлены в публикациях Т. М. Степанской, Л. Н. Шаминой, И. М. Давыденко, В. Г. Ротман, Н. П. Мороченко. Творчеству отдельных художников посвящены работы Л. И. Снитко, Т. М. Степанской, Л. Н. Шаминой,.

Л.Г.Красноцветовой, Г. Гусятниковой, В. Ф. Чиркова, Н. Лисовского, С. Н. Левандовского и др.

Важная для настоящего исследования проблема организации художественного процесса в 1960;е гг., проблема взаимоотношений художника и власти разрабатывается в публикациях омских исследователей В. Г. Рыженко, В. Ш. Назимовой, Н. Бревновой, С. Г. Сизова.

Изучение монографий, статей, опубликованных в разные годы в специальных журналах и сборниках, убеждает в том, что к анализу «сурового стиля» в искусстве всей страны искусствоведы обращались не раз. При этом исследовались различные аспекты проблемы, такие, как основные черты живописного и образного языка нового стиля, история развития молодого искусства, традиции, на которые опиралось новое поколение художников. Однако предпосылки и особенности проявления «сурового стиля» в сибирской живописи до сих пор являются малоизученными. Среди большого разнообразия тем, проблем искусства Сибири, требующих внимательного изучения, проблема «сурового стиля» до настоящего времени осталась неисследованной. Лишь отдельные упоминания о том, что та или иная картина соответствует стилистике «суровой» живописи, встречаются в работах сибирских искусствоведов, но при этом не делаются обобщения и выводы. Неразработанность проблемы «сурового стиля» в сибирской живописи актуализирует задачу её исследования.

Целью данного исследования является определение основных черт, признаков «сурового стиля» и его особенностей в сибирской живописи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать общую панораму отечественного искусства во второй половине 1950;х — 1960;х гг.;

2) определить особенности динамики художественной жизни и изобразительного искусства в Западной Сибири во второй половине 1950;х — начале 1970;х гг.;

3) раскрыть сущность проблемы художественного стиля и её решения в 1960;е гг.;

4) проанализировать стилистические искания и тенденции модернизации в отечественной живописи во второй половине XX века;

5) выявить признаки, черты, критерии живописи «сурового стиля»;

Us.

6) определить особенностей «сурового стиля» в творчестве сибирских художников;

7) рассмотреть влияние «сурового стиля» на развитие сибирской живописи.

Объектом исследования является отечественная живопись второй половины 1950;х — начала 1970;х гг. Предмет исследования — «суровый стиль» как тенденция развития сибирской живописи рассматриваемого периода.

Территориальные рамки данного исследования — Алтайский край, Новосибирская область, Томская область, Омская область, Красноярский край.

Хронологические рамки исследования несколько отличаются от устоявшейся в отечественном искусствоведении традиции проводить периодизацию советского искусства по десятилетиям (1960;е гг., 1970;е гг. и т. д.1). В целом такая хронология соответствует реальным этапам развития отечественного искусства, однако мы сочли необходимым установить иные временные рамки исследования. Новые тенденции в живописи возникли во второй половине 1950;х гг., после XX съезда.

1 Данной периодизации придерживаются, например, A.M. Кантор, М. Н. Яблонская, А. И. Морозов, А. К. Якимович, Г. В. Плетнёва.

КПСС, положившего начало преобразованиям в политической, социальной, культурной жизни страны. С этого времени начинается оживление художественной жизни и в Сибири. «Суровый стиль», как основная тенденция обозначенного нами периода, просуществовал в сибирской живописи до начала 1970;х гг. (произведения создавались вплоть до 1974 г.). Поэтому, следуя за такими исследователями, как В. С. Манин [381], А. Д. Боровский [322], мы определили хронологические рамки исследования как вторая половина 1950;х — начало 1970;х гг.

Методологической основой исследования является системный подход, разработанный JI. фон Берталанфи в 1950;е гг. и успешно применяемый в отечественном искусствознании, в частности, такими исследователями, как М. С. Каган, А. И. Морозов, Г. Л. Тульчинский, на чьи теоретические исследования мы опирались при написании данной работы. Системный подход позволил нам рассматривать объект исследованиясибирскую живопись, как комплекс взаимосвязанных компонентов.

Как и любая другая система, сибирская живопись, с одной стороны представляет собой элемент системы более высокого порядка — российской живописи, с другой стороны — состоит из элементовтворчества отдельных живописцев (которое в свою очередь также является системой). При проведении исследования мы опирались на положение о том, что поведение и свойство целого определяются взаимодействием его частей, что целое состоит из взаимодействующих частей.

Системный подход обусловил исследование сибирской живописи в сложном контексте исторической эпохи, социальной и идеологической среды. Особенности новых стилевых решений, рождение новых тенденций зависит от общественных функций искусства, условий художественного производства и потребления, от социально-экономического развития страны, что особенно наглядно проявилось в искусстве второй половины.

1950;х — начала 1970;х гг.

Изучение проблемы традиции, преемственности в отечественном искусстве обозначенного периода сделало необходимым применение ситуационного подхода. О «ситуационности» судеб традиций писал А. А. Каменский [356]. Центральным моментом данного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывали сильное влияние на систему в конкретное время, в конкретном пространстве. В качестве обстоятельств, влияющих на судьбу традиций, А. И. Морозов называет факторы, связанные с общественным характером творчества, а также качество и глубину индивидуальной художественной реализации [389].

Для развития сибирской живописи такими обстоятельствами стали экономические процессы, происходившие в Сибири в 1960;х — 1970;х гг. Среди базовых процессов развития экономики Сибири и факторов, влиявших на это развитие, необходимо отметить суровый климат, перемещение населения из старопромышленных районов в районы нового освоения, обживание новых территорий, привлечение молодёжи, развитие фундаментальной науки и высшего образования и т. д. [343]. Данные факторы создавали особую ситуацию, влиявшую на развитие изобразительного искусства в сибирском регионе.

В основу систематизации произведений сибирских живописцев положена классификация по жанрам, позволяющая наиболее полноценно провести анализ основных тенденций развития сибирской живописи в обозначенный период. При изучении живописных произведений применялись такие методы искусствоведения, как исторический, типологический, иконографический, сопоставление, описание, стилистический и сравнительный анализ.

Провести настоящее исследование нам позволило наличие: прямых источников — картин сибирских художников, хранящихся в фондах Новосибирского художественного музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Красноярской художественной галереи, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Томского художественного музея. Подавляющее большинство этих работ не представлено в постоянных экспозициях, лишь изредка участвует во временных выставках. В связи с этим искусствоведческий анализ данных работ является особенно необходимым. вспомогательных источников, способствующих созданию общей картины развития «сурового стиля» в сибирской живописи:

— материалов областных и краевых организаций Союза художников России, хранящихся в следующих государственных архивах: Государственный архив Новосибирской области, Государственный архив Томской области, Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края, Центр документации новейшей истории Омской области;

— каталогов художественных выставок (персональных, групповых, областных и краевых, зональных, республиканских);

— материалов периодической печати за период к. 1950;х — н. 1970;х гг.: «Алтайская правда», «Молодость Алтая» (Алтайский край) — «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец» (Красноярский край) — «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск» (Новосибирская область) — «Омская правда», «Молодой сибиряк» (Омская область), «Красное знамя», «Молодой ленинец» (Томская область) — центральных журналов «Художник», «Творчество», «Искусство».

Косвенными источниками служат постановления высших партийных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период и архивные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущую деятельность в сфере культуры. В последние годы издано несколько сборников, документально освещающих проблему взаимоотношений культуры и власти. Большая часть постановлений опубликована впервые и позволяет по-новому осмыслить данную проблему в связи с темой нашего исследования. На защиту выносятся следующие положения: суровый стиль" явился формой модернизации метода социалистического реализма, выразившейся в расширении и углублении связи с традициями мирового и отечественного искусства, расширении проблематики живописи, повышении эстетических достоинств произведенийосновными признаками «сурового стиля» являются: расширение содержательной сферы жанров, расширение тематики, монументализация станковой картины, повышенное внимание к изобразительной форме, эмоциональная активность живописной техникисуровый стиль" был основной тенденцией развития сибирской живописи в конце 1950;х — начале 1970;х гг., привнесшей значительные изменения в образную и пластическую структуру творчества сибирских мастеровсуровый стиль" в сибирской живописи проявился преимущественно в творчестве молодых живописцев — выпускников столичных высших и средних специальных художественных учебных заведенийсуровый стиль" нашёл выражение во всех жанрах, но наиболее полно — в сюжетно-тематической картинетворчество сибирских живописцев 1960;х гг. явилось ценным вкладом в художественную культуру России благодаря высокой художественности и региональной самобытностиследствием инновационного искусства «сурового стиля» стало более разнообразное, масштабное, многоплановое творчество сибирских художников 1970;х — 1980;х гг., что и подтверждает его влияние на развитие сибирской живописи.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• впервые воссоздана общая панорама художественной жизни Сибири во второй половине 1950;х — начале 1970;х гг. на основании изучения значительного количества архивных источников, сделан вывод об интенсификации художественной жизни Сибири в данный период, преодолении оторванности от центра, росте профессионального мастерства живописцев;

• определено, что проблема стиля в обозначенный период решалась компромисснодискуссия закончилась признанием положения о том, что стиль — это развивающееся понятие;

• доказано, что становление «сурового стиля» было реакцией на консерватизм в живописи первой половины 1950;х гг., явилось модернизацией метода социалистического реализма;

• выявлены основные тенденции в творчестве живописцев круга «сурового стиля», в том числе: активная гражданская позиция художника, обращение к новым темам и сюжетам, публицистичность языка, монументализация станковой картины;

• доказано на материале анализа значительного количества источников, что «суровый стиль» являлся основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине 1950;х — начале 1970;х гг.;

• определено влияние «сурового стиля» на развитие сибирской живописи в 1970;е гг., что выразилось, в частности, в творческом многообразии, декоративности, метафоричности, психологизме искусства нового поколения художников.

Материалы исследования были представлены в докладах и сообщениях на заседаниях методологического семинара и кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Основные положения исследования были доложены на Научно-практической конференции, посвященной 60-летию Алтайской краевой организации Союза художников России (Барнаул, 2001) — Российской научно-практической конференции «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, 2001 г.) — Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр Российских университетов» (Барнаул, 2003 г.) — V Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 10-летию Сибирского филиала Российского института культурологии МК РФ (Омск, 2003), Научно-практической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул, 2004 г.). Материалы исследования использованы при подготовке курса «Отечественная культура XX века» для студентов Новосибирского музыкального колледжа, специального курса «Сибирская живопись второй половины XX в.» для студентов, обучающихся по специальности «искусствоведение» в Алтайском государственном университете, а также курса «Художественная культура Сибири» для курсов переподготовки преподавателей детских музыкальных школ на базе Новосибирского музыкального колледжа.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения, а также приложений, списка литературы и источников, аннотированного списка иллюстраций и иллюстраций. I.

Заключение

.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.

1. К началу рассматриваемого периода в Советском Союзе сформировалась «усечённая культура», отечественное искусство существовало в полной изоляции от современного мирового искусства. В период хрущёвской «оттепели» произошли большие перемены, началось преодоление изолированности от мировой практики, произошло «открытие» для отечественного зрителя современного западного искусства, творчества отечественных дореволюционных художников и художников 20-х — 30-х гг. Такая ситуация привела к пониманию, осознанию многомерности пространства современного искусства.

2. Новые тенденции в развитии живописи конца 1950;х гг. наиболее ярко проявились в творчестве молодых живописцев — недавних выпускников художественных вузов и училищ, активно отозвавшихся на изменения, происходившие в обществе. Организация периодических выставок молодых художников Москвы сыграла определяющую роль в создании инновационного искусства конца 1950;х — 1960;х гг. Здесь выкристаллизовывался новый стиль, получивший название «сурового».

3. Интенсификация художественной жизни распространилась на регионы. Организации Союза художников в городах Западной Сибири пополнились выпускниками столичных художественных учебных заведений. Увеличилось количество выставок, творчество сибирских художников стало общественно значимым, вызывающим большой резонанс в художественной жизни Новосибирска, Барнаула, Томска, Омска, Красноярска. Организация зональных выставок «Сибирь социалистическая» послужила сильным импульсом для профессионального развития сибирских художников.

4. Период конца 1950;х — начала 1970;х гг. служит примером развития живописи под пристальным наблюдением критиков и историков искусства. За каждой новой выставкой следовали рецензии, зачастую выражавшие диаметрально противоположные точки зрения. В процессе обсуждения проблем современного искусства возникали теоретические дискуссии. Одна из них, вызванная к жизни творчеством молодых живописцев, — дискуссия о современном стиле.

5. «Суровый стиль» стал формой модернизации метода социалистического реализма, господствовавшего с 1930;х гг. в отечественной живописион повернул искусство к реальным проблемам жизни, углубил связи с традициями мирового и отечественного искусства, связал воедино новые форму и содержание живописи.

6. «Суровый стиль» был инновационным по форме и содержанию, но создавался он с опорой на мощные слои мирового и отечественного искусства. Средневековая живопись, творчество художников ОСТа и «Бубнового валета», монументальное и декоративное искусства, искусство плаката, национальное искусство союзных республик стали источниками в творческих поисках. Молодые живописцы восстанавливали прерванные традиции и прокладывали новые пути развития отечественной живописи.

7. Основные черты «сурового стиля», такие, как упрощение линии рисунка, некоторая огрубленность письма, жесткость силуэтов, цветовая напряженность, использование необычных ракурсов, лаконизм в выборе выразительных средств и др., сложились в творчестве московских живописцев. Их круг можно очертить, назвав имена Т. Салахова,.

П.Никонова, Н. Андронова, В. Попкова, Г. Коржева, А. и П. Смолиных, В. Иванова, А. Никича, П. Оссовского, Е. Моисеенко, Д.Жилинского. ' 8. Новая тенденция была подхвачена художниками Западной.

Сибири. На областных и краевых выставках появились работы, ^ выполненные в рамках «сурового стиля». Работы Г. Борунова, i В. Добровольского, И. Рудзите, Л. Цесюлевича, А. Тришина, А. Никольского,.

Ал.Шумилкина, К. Залозного, Г. Завьялова, С. Орлова, Ю. Худоногова, Н. Брюханова, Г. Штабнова и других молодых живописцев становились центром экспозиций, вокруг которых разворачивались бурные дискуссии.

9. Наиболее ярко «суровый стиль» проявился в сибирской сюжетно-тематической картине. В решении произведений данного жанра отчётливо проявилась важная тенденция — стремлений молодых живописцев к ф творческой самостоятельности, умение ставить серьёзные задачи и решать их в масштабных, значительных произведениях. Сибирские художники «сурового стиля» создали большое количество портретов своих современников — образов цельных, мужественных и суровых. Основным пространством развития «сурового стиля» в сибирском пейзаже стал пейзаж индустриальный. Пафос освоения природы, гимн человекусозидателю — его основная идея.

10. «Суровый стиль» не был локальным явлением в сибирской живописи 1960;х — начала 1970;х гг. Невозможно всё изобразительное искусство региона в исследуемый нами период свести к единому стилю.

Однако смысл перемен наиболее последовательно отразился в творчестве мастеров «сурового стиля». Их инновационное искусство оказало несомненное влияние на искусство современников, работавших в других направлениях, а также на дальнейшее развитие сибирской живописи. Живописцы 1970;х будут свободнее в выборе творческого пути, их искусство станет более разнообразным и многоплановым. Но во многом они будут последователями предыдущей формации художников.

Внутренняя связь, преемственность поколений образуют единую линию развития живописи Западной Сибири.

Таким образом, «суровый стиль» был основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине 1950;х — начале 1970;х гг., привнесшей значительные изменения в образную и пластическую структуру творчества сибирских мастеров и оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие живописи в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения сибирских живописцев1 Барнаул
  2. БоруновГ.Ф. Хозяева земли. 1959.
  3. БоруновГ.Ф. Мои земляки. 1964.
  4. БоруновГ.Ф. Земля родная. 1967.
  5. БоруновГ.Ф. Портрет сибирского богатыря Нестора Козина. 1969.
  6. БоруновГ.Ф. На покосе. Вася Юдин. 1968.
  7. БоруновГ.Ф. Портрет трактористки С. Радостевой. 1971.
  8. В.Ф. Портрет художника Астахова. 1967.
  9. В.Ф. Портрет писателя Г. Егорова. 1971.
  10. В.Ф., Чернов С. И. Серия «Обь целинная» 1961 1964. Ю. Чернов С. И. Акташ. 1969.
  11. Ю.Н. Портрет комбайнера. 1964.
  12. Л.Р., Рудзите И. Р. Строители. 1964.
  13. Л.Р. Творец химии. 1964. Н. Рудзите И. Р. Лаборантка. 1964.1. Красноярск
  14. В.Т. Старейший художник Яр. 1973.
  15. В.Т. Енисейские рыбаки. 1974.
  16. В.Т. Портрет рыбака Е. Лаптукова. 1972.
  17. Представленные по территориальному признаку, находящиеся в музейных экспозициях, опубликованные в монографиях и каталогах
  18. В. Т. Звеньевой А. Байкалов. 1976.
  19. БелыйВ.М. Мастера транссибирской. 1982−1983.
  20. В.М. Первопроходцы трассы мужества. 1971.
  21. БелыйВ.М. Партизаны Тасеевской республики. 1977.
  22. Г. Г. Пушнина Севера. Дед Ефим и Шаро. 1975.
  23. КоротковВ.Д. Портрет Ю. С. Субботина. 1972.
  24. В.Д. В машинном зале Красноярской ГЭС. Турбинисты. 1974.
  25. А.П. Девушка с Таймыра. 1950.
  26. А.П. Пастухи оленеводы с Таймыра. 1957.
  27. С.В. Похороны Ванеева. 1969.
  28. С.В. Портрет художника Вальдмана. 1970.
  29. С.В. Портрет капитана наставника Копцева. 1972.
  30. Т.В. Портрет гидролога Винокурова. 1963.
  31. РяннельТ.В. Красноярская ГЭС. Плотина. 1969.
  32. Т.В. Саяно-Шушенская ГЭС. 1965.
  33. РяннельТ.В. Котлован. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. 1972.
  34. ХудоноговЮ.И. Художник. 1966.
  35. Ю.И. Поселок целинников. 1963. 3 6. Якубовский Ю. П. Берегите мир. 1964.1. Новосибирск
  36. П.П. Воспоминание о сыне. 1969.
  37. П.П. Этюд к картине «Солдаты». 1968.
  38. А.Н. В порту. 1964.
  39. И.П. На полосе. 1964.
  40. И.П. Портрет кузнеца. 1967.
  41. А.С. Пожарные. 1964.
  42. А.С. Хоккеисты. 1967
  43. А.С. Дорожники. 1967.
  44. А.С. Вечно с ним. 1969.1. Омск• 46. Брюханов Н. М. В. И. Ленин, 1918 г. 1964. ' 47. Брюханов Н. М. Славянский марш. 1967.
  45. Н.М. Северянка. 1973.
  46. ШтабновГ.А. Тобольский порт. 1967.
  47. ШтабновГ.А. Пристань Мужи. 1967.
  48. Г. А. Земля людей. 1969.
  49. Г. А. Иртыш река сибирская. 1959.1. Томск
  50. Г. Н. Сургутский край. 1969.
  51. Г. Н. Бакенщик. 1971
  52. Г. Н. Оленеводы. 1966.
  53. Г. Н. Праздник восхода солнца. Старик. 1972.
  54. Г. Н. В золотой тайге. 1972.58.3алозный К. Г. Портрет вагранщикаВ.В.Толмачева. 1964- 1965. 59.3алозныйК.Г. Геологи. 1967. бО.ЗалозныйК.Г. Романтики. 1969.• 61. Ламанов Г. М. Нарымская рыбачка. 1974.
  55. А.А. Первый трактор. 1969.
  56. А.А. Политические. 1905 год. 1967.
  57. А. А. Сплавщики. На плотах. 1968.
  58. А. А. Буровики. 1974.
  59. А.А. Дорога на Самотлор. 1973.1. Архивные документы:
  60. ГАНО. Фонд Р-1742. On. 1. Д. 23.
  61. ГАНО. ФондР-1742. Он. 1. Д. 85.
  62. ГАНО. ФондР- 1742. Он. 1. Д. 111. ^ 70. ГАТО. Фонд Р -1843. Он. 1. Д. 5.
  63. ГАТО. ФондР-1843. Он. 1. Д. 6.
  64. ГАТО. Фонд Р-1843. Он. 1. Д. 17.
  65. ГАТО. ФондР-1843. Он. 1. Д. 23.
  66. ГАТО. Фонд Р-1843. Он. 1. Д. 25.
  67. ГАТО. Фонд Р 1843. Он. 1. Д. 28.
  68. ГАТО. ФондР-1843. On. 1. Д. 50.
  69. ГАТО. Фонд Р-1843. On. 1. Д. 53.
  70. ЦХИДНИ КК. ФондР -1398. Оп.1. Д. 8.
  71. ЦХИДНИКК. ФондР- 1398. Оп.1. Д. 24.
  72. ЦХИДНИ КК. Фонд Р -1398. Оп.1. Д. 26.
  73. ЦХИДНИ КК. Фонд Р 1398. On. 1. Д. 32.
  74. ЦХИДНИ КК. ФондР-1398. Оп.1. Д. 33.
  75. ЦХИДНИ КК. Фонд Р- 1398. Оп.1. Д. 40.
  76. ЦХИДНИ КК. Фонд Р 1398. Оп.1. Д. 65.
  77. ЦДНИОО. Фонд 9585. On. 1. Д. 46.
  78. ЦДНИОО. Фонд 9585. On. 1. Д. 58. ф Опубликованные документы:
  79. Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953 1957. Документы. — М.: РОССПЭН, 2001.
  80. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917 — 1953 гт. — М.: МФД, 2002.
  81. Постановление Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии». 21 июня 1963 г // КПСС ЦК. Пленум. 1963. Июнь. Стенографический отчет. -М., 1963. С. 245.
  82. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“. 14 августа 1946 г// КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. док. -М., 1963. С. 146 -149.
  83. Обращение ЦК КПСС к делегатам Второго Всесоюзного съезда советских художников. Апрель. 1963 г//Правда.-1963. 11 апреля.
  84. Первый учредительный съезд художников РСФСР. Стенограмма. М., 1960.
  85. Съезд художников РСФСР. Москва, 1960. Сокращённая стенограмма. — Л.: Художник РСФСР, 1961.238 с. 1. Каталоги
  86. Республиканские и всесоюзные выставки:
  87. Выставка произведений художников Российской Федерации 1957 г. (к 40летию Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1957.
  88. Всесоюзная выставка „40 лет ВЛКСМ“. Каталог. М., 1965.
  89. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Каталог.1. Иркутск, 1956.
  90. Республиканская художественная выставка „Советская Россия“. Каталог. М, 1. Советский художник. 1960.
  91. Всесоюзная художественная выставка 1961 года. Каталог. Москва, Советскийхудожник. 1961.
  92. Всесоюзная выставка „На страже мира“. Каталог. М., 1965.
  93. Вторая республиканская художественная выставка „Советская Россия“. 1965 г. Каталог. М., 1966.
  94. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Каталог. Тюмень, 1966.
  95. Третья республиканская художественная выставка „Советская Россия“. Каталог. М., 1967.
  96. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Каталог. М., 1970.
  97. Художники Урала, Сибири и Дальнего Востока. Москва, 1971. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
  98. Всероссийская выставка произведений молодых художников. 1972. Каталог. Л., 1974.
  99. Четвертая республиканская художественная выставка „Советская Россия“. Каталог. Л., 1974.
  100. Пятая республиканская выставка „Советская Россия“ (художники России -XXV съезду КПСС). Москва, 1975. Каталог. М., 1975.
  101. Зональные выставки „Сибирь социалистическая“
  102. Л.В. Новосибирск, 1975.
  103. Краевые выставки Алтайской организации СХ РСФСР
  104. Краевая выставка произведений художников Алтая. Десятая, Барнаул, 1954. Каталог. Барнаул, 1954.24 с.1 113. Краевая художественная выставка, посвященная 40-летию Великого
  105. Октября. Одиннадцатая, 1957 г. Каталог. Барнаул, 1959.14 с.
  106. Краевая художественная выставка, тринадцатая. Живопись, графика, скульптура. Каталог. Барнаул, 1962.12 с. 115. 12-я краевая выставка произведений алтайских художников. Каталог. Барнаул, 1959.
  107. Краевая художественная выставка, четырнадцатая. Каталог. Барнаул, 1966. ! 64 с.
  108. Краевая художественная выставка, пятнадцатая. Каталог. Барнаул, 1967. 36 с.
  109. Краевая художественная выставка, шестнадцатая. Каталог. Барнаул, 1968. 10 с.
  110. Краевая художественная выставка, семнадцатая. Каталог. Барнаул, 1970.• 40 с.
  111. Персональные выставки произведений алтайских художников
  112. Рудзите Цесюлевич И. Р., Рублёва Л. В. Каталог выставки. Барнаул, 1975.
  113. Г. Ф. Живопись. Графика. Выставка произведений. В ст. ст. Ю.Сорокина. М., 1986.122. „Земля алтайская“. Выставка произведений художников Алтая. -Каталог. М., 1970.28 с.
  114. Художники Алтая селу. Живопись. Графика. Скульптура. Каталог выставки. Барнаул, 1971.6 с.
  115. Художники Алтая. XX век. Вст. Ст. JI.Леоновой. Барнаул, 2001. t
  116. Областные выставки Новосибирской организации СХ РСФСР125. 11-я областная художественная выставка, посвященная 40-летию освобождения Сибири от колчаковщины. Новосибирск, 1959. i 126. 12-я областная художественная выставка, посвященная 30-летию
  117. Выставки произведений новосибирских художников
  118. П.П. Выставка произведений. Новосибирск, 1981.
  119. А.Н. Живопись, графика. Выставка произведений. -Новосибирск, 1965. t 132. Попов И. Живопись. Выставка произведений. М., 1979.
  120. И. Выставка, посвященная В.М.Шукшину.-Новосибирск, 1979.
  121. И. Живопись. Графика. Выставка произведений. Новосибирск, 1986.
  122. И. Выставка, посвященная 60-летию В.М.Шукшина. Живопись. Акварель. Новосибирск, 1989.136. 50 лет Новосибирской организации Союза художников РСФСР. Выставка произведений в 1984 г. Новосибирск, 1985.
  123. А.С. Живопись, графика. Выставка произведений. Новосибирск, 1976.
  124. А.С. Выставка произведений. Новосибирск, 1984.
  125. Художники Новосибирска. Вст. ст. Боровикова Р. -М., 1991.
  126. Областные выставки Красноярской организации СХ РСФСР
  127. Двенадцатая краевая художественная выставка. Красноярск, 1955.
  128. Тринадцатая художественная выставка. Красноярск, 1957.
  129. Красноярская краевая художественная выставка, четырнадцатая. Красноярск, 1959.
  130. Пятнадцатая краевая художественная выставка „Наш край в семилетке“. Красноярск, 1964.
  131. Живопись, скульптура, графика. Красноярская краевая художественная выставка, шестнадцатая. Красноярск, 1967.
  132. Семнадцатая краевая художественная выставка. Красноярск, 1970.
  133. Краевая художественная выставка, посвященная 50-летию СССР. Красноярск, 1972.
  134. Краевая художественная выставка, посвященная 30-летию Великой Победы. Красноярск, 1975.
  135. Краевая художественная выставка, посвященная 35-летию Красноярской организации СХ РСФСР. Красноярск, 1975.
  136. Выставки произведений красноярских художников
  137. Выставка „На таежных стройках“. Красноярск, 1960.
  138. Выставка произведений художников ЮЛкубовского, В. Серегина, В Левашова, А. Москвитина. Сост. и вст. ст. Г. Гусятникова. Красноярск, 1965.
  139. М. Выставка произведений / Вст. ст. ИКидиековой. Сост. Г. Хлебников, М.Семенов. Абакан, 1978.
  140. Я. Персональная выставка произведений. /Сост. Е. Гонторовский. Красноярск, 1966.
  141. А.П. Персональная выставка произведений художника / Сост. И. Давыденко. Красноярск, 1965.
  142. С. Выставка произведений. Живопись. Графика. Монументально-декоративное искусство. Красноярск, 1979.
  143. Т. Выставка произведений / Сост. ВЛоманов. Норильск, 1964.
  144. Т.В. Выставка произведений / Сост. В.Ломанов. Красноярск, 1972.
  145. Т.В. Выставка произведений. Красноярск, 1981.
  146. Художественная выставка, посвященная слету молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. Каталог. Красноярск, 1965.
  147. Ю.И. Выставка произведений. Красноярск Абакан, 1967.
  148. Ю.И. Выставка произведений. Красноярск, 1964.
  149. Областные выставки Омской организации СХ РСФСР
  150. Девятая областная художественная выставка произведений омских художников. Каталог. Омск, 1954.
  151. Десятая областная выставка произведений омских художников. Каталог. Омск, 1955.
  152. Одиннадцатая областная выставка произведений омских художников, посвящённая 40-й годовщине Великого Октября. Каталог. Омск, 1957.
  153. Художники Октябрю. Областная художественная выставка. Каталог. Омск, 1968.
  154. Омская областная выставка произведений художников. 1970. Каталог. Омск, 1971.
  155. Омские художники к 50-летию образования СССР. Омская областная выставка. 1972 г. Каталог. Омск, 1973.
  156. Областная выставка произведений омских художников. Каталог. Омск, 1974.
  157. Выставки произведений омских художников
  158. Белов Станислав Кондратьевич. Каталог выставки. Омск, 1967.
  159. С.К. Каталог выставки: Живопись. Графика. Омск, 1977.
  160. Н.М. Живопись, монументальная живопись, прикладное искусство. Каталог выставки. Омск, 1979.
  161. Каталог выставки произведений художников: Бабаевой Н., Белова С., Брюханова Н., Штабнова Г. Живопись, графика, скульптура. Омск, 1962.
  162. Н. Третьяков, Г. Штабнов, В. Владимиров, М. Герасимов, С. Тырков. Каталог выставки / Авт. вст. ст. Н. П. Мороченко, А. Никитина. Омск, 1989.
  163. Штабнов Геннадий Арсентьевич. Каталог выставки. Омск, 1967.
  164. Г. Живопись. Персональная выставка. Каталог. Омск, 1988.
  165. Областные выставки Томской организации СХ РСФСР
  166. Седьмая областная художественная выставка произведений томских художников, посвященная 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог / Сост. Кускова Т. А- Томск, 1958.
  167. Восьмая областная художественная выставка. Каталог. Томск, 1959.
  168. Девятая областная художественная выставка. Живопись. Графика. Декорационное искусство. Скульптура. Каталог. Томск, 1961.
  169. Десятая областная художественная выставка. Каталог. Вст. ст. Панова Я. -Томск, 1963.
  170. Одиннадцатая областная художественная выставка. Живопись. Скульптура. Графика. Прикладное искусство / Сост. и вст. ст. Хоменко В., Ротман В. -Томск, 1967.
  171. Двенадцатая областная художественная выставка. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Театрально-декорационное искусство / Сост. Ротман В.Г.- Томск, 1968.
  172. Тринадцатая областная художественная выставка. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Театрально-декорационное искусство / Вст. ст. Думенко О. И. Томск, 1970.
  173. Четырнадцатая областная художественная выставка. Живопись. Скульптура. Графика. Декорационно-прикладное искусство / Сост. и вст. ст. Видинова А. Томск, 1973.
  174. Пятнадцатая областная художественная выставка. Живопись. Графика. Скульптура / Сост. Бабенко Х. Т., Флегонтова В. М. Томск, 1975.
  175. Выставки произведений томских художников
  176. Г. Н. Выставка. Каталог. Томск, 1977.
  177. К.Г. К 70-летию со дня рождения. Томск, 1999.
  178. ЛамановГ.В. Каталог/Сост. В.Ротман. Томск, 1965.
  179. Г. В. Каталог персональной выставки в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием творческой деятельности. Томск, 1986.
  180. Г. В. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Выставка. Каталог. Томск, 1986.
  181. Художники Томска. Каталог. М., Советский художник. 1968.
  182. Периодическая печать Центральная:
  183. И., Ройтенберг О. Вставка художников Москвы. Живопись // Искусство, 1956, № 4. С. 39 — 44. Акимова И. Молодежь в искусстве// Творчество. -1959. — № 1.- С. 5 — 9.
  184. И. Молодежь в искусстве// Творчество. 1959. — № 1.- С. 5 — 9.
  185. Д. Уроки одной выставки // Искусство. 1959, № 8. С. 28 36.
  186. О. Формализм в живописи// Искусство. 1933, № 3, С. 16.
  187. . Трудным путём новаторства // Художник. 1962. — № 11. С. 10 -11.
  188. С. С думами о будущем // Искусство. 1962. — № 2. — С. 2 — 7.
  189. А. Молодое искусство // Известия, 1958.17 сентября.
  190. К выставке „40 лет ВЛКСМ“. Говорят молодые художники. Таир С ал ахов // Искусство. -1958. № ю. С. 21.
  191. В. Формалистическое кривлянье в живописи // Правда. 6 марта 1936 г.
  192. С. Время дерзать // Искусство. 1962. — № 1. — С. 2 — 5.
  193. Ю. Раздумья о традициях и новаторстве // Художник. 1963. № 8. С. 12−15.
  194. Г. Молодые в пути // Искусство. 1965. — № 10. — С. 2 — 3.
  195. А. Талант обязывает//Художник, 1959, № 11, С. 12.
  196. П.Д. „Сибирь социалистическая“ // Художник. 1972. — № 5. — С. 18−22.
  197. О. Молодые художники Москвы // Искусство, 1958, № 9. С. 32 -44.
  198. С. Современность, новаторство, выставки. .Художник. — 1965. № 1.С. 5.
  199. Традиции и новаторство. Тезисы выступлений // Искусство. 1956. — № 2. С. 17−22.
  200. Хроника. Советский Союз // Искусство. 1956. — № 8. С. 78.
  201. Хроника. Советский Союз // Искусство. -1957. № 4. С. 77.
  202. Хроника. Советский Союз // Исусство. 1962. — № 10. — С. 79 — 80.
  203. Черты современного стиля // Творчество. 1962. — № 10. — С. 7 — 10.
  204. Ф. Воплощая правду жизни // Искусство. 1962. № 1. -С. 13−17.
  205. Д. Быть бережнее к талантам // Искусство. 1962. — № 3. -С. 7−9.
  206. Д. Летопись современности // Правда, 1967. № 235.
  207. А. Творчество пейзажистов // Искусство. -1962. № 2. С. 13 — 19.1. Местная: Алтайский край
  208. Барнаульцы на выставке „Советская Россия“ // Алтайская правда. 1965, 24 февраля.
  209. Д. Гражданственность — талант нелегкий // Молодежь Алтая. 1966,29апреля.
  210. А. Художник и современность // Алтайская правда. 1958, 11 декабря.
  211. С. Больше картин о трудовых буднях советских людей // Алтайская правда. 1957,17 декабря.
  212. Их увидят в Москве // Молодежь Алтая. 1960,2 марта.
  213. Ю. Высоты, которых отдавать нельзя // Алтайская правда. 1968, 11 мая.
  214. А. Современность требование жизни. Заметки с выставки // Алтайская правда. 1966,22 января.
  215. В. Где же яркие полотна об Алтае? // Алтайская правда. 1057, 17 декабря.
  216. В. Молодые о наших современниках // Молодежь Алтая. 1961, 4 августа.
  217. Ю. Правдиво рассказывать о современниках // Молодежь Алтая. 1963,29 мая.
  218. Г. Больше красок в палитре! Об осенней краевой художественной выставке//Молодежь Алтая. 1958,10 декабря.
  219. Ф 228. Полонский J1. Ближе к жизни. (О некоторых недостатках творческойработы алтайских художников) //Алтайская правда. 1954,27 февраля.
  220. Рымаренко 3. Главная мастерская жизнь! // Молодежь Алтая. 1959, 11 декабря.
  221. С. Смелее вторгаться в жизнь. Заметки с краевой художественной * выставки // Алтайская правда. 1960,5 января.
  222. С. На 13-й краевой художественной выставке // Молодежь Алтая. 1961,22 октября. ф 232. Соколова Г. Многосторонне отражать жизнь // Алтайская правда. 1967, 28декабря.
  223. Цесюлевич J1. Творческий отчет соседей. (Выставка работ новосибирских художников в Барнауле) // Алтайская правда. 1970,5 июня.1. Красноярский край
  224. Т. Творческий рост. (К предстоящей зональной выставкеI
  225. Сибирь социалистическая»)//Красноярский рабочий. 1969,1 июня.
  226. М. Художники Кузбасса в гостях у красноярцев // Красноярский Ф рабочий. 1966,15 мая.1 236. Безрядин В. Выставка картин // Красноярский рабочий. 1965,14 февраля.
  227. Р. Песнь разуму // Красноярский рабочий. Специальный выпуск, посвящённый творчеству красноярских художников. 1969. Декабрь. С. 5.
  228. Больше полотен, хороших и разных! На 14-й краевой художественной выставке//Красноярский рабочий. 1965,19 сентября.
  229. Г. Голос молодых (художники на выставке «Сибирь ® социалистическая») // Красноярский рабочий. 1969,2 декабря.
  230. И. Глубоко, правдиво (О краевой выставке, посвященной 50-летию Советской власти) //Красноярский рабочий. 1967,15 декабря.
  231. И. Панорама свершений // Красноярский рабочий. 1971, 6 апреля.
  232. И. В Москву на выставку // Красноярский рабочий. 1972, 24 октября.
  233. Г. Незабываемое (Художественная выставка, посвященная 25-летию Победы) // Красноярский комсомолец. 1970,12 мая.
  234. В. Больше произведений, отражающих наши героические будни // Красноярский рабочий. 1959,26 августа.
  235. В. Молодые тем и интересны (выставка произведений, посвященная слету молодых строителей Сибири и Дальнего Востока) // Красноярский рабочий. 1963,27 сентября.
  236. В. Творческая зрелость (к открытию краевой выставки, посвященной 100-летию В.И.Ленина) // Красноярский рабочий. 1970,19 апреля.
  237. . Паршей вдохновленные (О кревой выставке «наш край в семилетке»)//Красноярский рабочий. 1964, И октября.
  238. Создавать произведения, достойные нашего народа // Красноярский рабочий. 1959,17 апреля.
  239. Н. Шире творческий размах // Красноярский рабочий. 1954, 3 ноября.
  240. Фестиваль в рабочей спецовке (о фестивале изобразительных искусств на Енисее)//Красноярский рабочий. 1967,1 октября.
  241. Художники Красноярья юбилею Октября // Красноярский рабочий. 1967, 1 октября.
  242. Л. Созвучны ритмам будней (об участии красноярских художников в IV зональной художественной выставке «Сибирь социалистическая») // Красноярский рабочий. 1975,4 февраля.1. Новосибирская область
  243. Е. Тема и мастерство художника // Советская Сибирь. 1964, 20 декабря.
  244. Н. Поиски выразительности // Вечерний Новосибирск. 1068, 9 января.
  245. Вторая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» // Сибирские огни, № 11.
  246. А. Неделя изобразительного искусства // Омская правда. 1959, 6 июня.
  247. Ф. Открытые лица труда// Советская Сибирь. 1961,25 октября.
  248. В. В центре образ современника. С 12-й областной выставки // Советский воин. 1961,14 ноября.
  249. На выставке «Сибирь социалистическая"//Вечерний Новосибирск. 1964,16 ноября.
  250. Е., Пивкин В. Живопись и современность // Вечерний Новосибирск. 1960,23 января.
  251. О живописи надо спорить (Обсуждая 11-ю областную выставку) // Советская Сибирь. 1960,3 февраля.
  252. Г. Пути ведут в жизнь. Заметки с 12-й областной художественной выставки // Вечерний Новосибирск. 1961,4 ноября.
  253. Открылась выставка „Советская Россия“ // Советская Сибирь. 1960, 17 апреля.
  254. Е. Раздумье или фотграфия? С 11-й областной выставки // Советская Сибирь. 1960,26 января.
  255. В. Неделя изобразительного искусства // Омская правда. 1961, 10 октября.
  256. В. Творческий рапорт художников Сибири // Советская Сибирь. 1964, 3 октября.
  257. Я. Пусть разговор будет добрым уроком (Об 11-й областной художественной выставке) // Вечерний Новосибирск. 1960,28 января.
  258. Серьезный разговор об искусстве//Вечерний Новосибирск. 1958,1 июля.
  259. Сибирь глазами художников // Советская Сибирь. 1969,3 декабря.
  260. В. Человек труда в картинах наших земляков // Советская Сибирь. 1967,29 июля.
  261. И. Поиски и надежды // Советская Сибирь. 1961, 8 февраля.
  262. И. Товарищ Гупузо // Сибирский огни. 1962, № 4. С. 157 -160.1. Омская область
  263. С. В ногу со временем. Вчера в Омске открылась Передвижная выставка „Советская Россия“ // Молодой сибиряк. 1961,3 декабря.
  264. С. Художники готовятся к выставке // Омская правда. 1966, 5 июня.
  265. А. На выставке „Советская Россия“. (Участие омских художников в юбилейной выставке в Москве // Омская правда. 1967,6 октября.
  266. А. Серьёзный экзамен. Омичи на выставке „Сибирь социалистическая“ // Омская правда. 1964,29 ноября.
  267. А., Елисеев Е. Твоё призвание, художник // Омская правда. 1969, 28 декабря.
  268. Е. Выставка молодых // Омская правда. 1962,5 августа.
  269. Е. Художник и время // Омская правда. 1971,4 апреля.
  270. JI. Поиск это хорошо (Выставка работ омских художников В. Кукуйцева и Н. Брюханова) // Омская правда. 1961,7 мая.
  271. А. Наш отчёт, наш экзамен // Омская правда. 1967,20 июля.
  272. В. Вдохновенный гимн Сибири. (С зональной выставки „Сибирь социалистическая“) // Омская правда. 1967,21 июля.
  273. Л. „Сибирь социалистическая“ //Молодой сибиряк. 1969, 23 августа.
  274. А. Поиски молодых. Заметки с выставки // Омская правда. 1961, 17 сентября.
  275. На выставке „Советская Россия“ // Омская правда. 1960,30 апреля.
  276. Е. Откровение. (К закрытию выставки „Сибирь социалистическая“) // Молодой сибиряк. 1967., 20 августа.
  277. В. Зрелое мастерство (С юбилейной выставки омских художников) // Молодой сибиряк. 1966,14 августа.
  278. Г. Дорогой поисков. С выставки работ молодых художников Омска//Молодой сибиряк. 1961,17 сентября.
  279. В. Право на зрелость. Заметки с выставки молодых // Молодой сибиряк. 1962,5 августа.
  280. В. Разговор на станции (С выставки работ омских художников, посвященной 50-летию ВЛКСМ) // Молодой сибиряк. 1968,19 октября.
  281. В. Певцы Сибири. (Зональная художественная выставка „Сибирь социалистическая“) // Омская правда. 1967,20 июля.
  282. Т. Молодые голоса. (С зональной выставки „Сибирь социалистическая“)//Омская правда. 1967,15 августа.
  283. Р. „Сутолока на дороге“. Заметки о подготовке омских художников к выставке „Сибирь социалистическая“ // Омская правда. 1964, 20 февраля.
  284. Р. Слово о современнике // Омская правда. 1959,28 февраля.
  285. В. Знакомьтесь: молодёжь (С зональной выставки „Сибирь социалистическая“) // Омская правда. 1967,29 июля.
  286. Н. Прометей разбивает подковы. Заметки с выставки // Молодой сибиряк. 1967,13 августа.
  287. А. Портреты наших сверстников. (С зональной выставки художников „Сибирь социалистическая“) // Омская правда. 1967,4 августа.1. Томская область
  288. JI. Творить, как требует время. С 11-й областной художественной выставки//Красное знамя. 1963,19 ноября.
  289. К. На полотнах Сибирь // Красное знамя. 1965,10 октября.
  290. К. От выставки к выставке // Красное знамя. 1968,29 сентября.
  291. Т. Утверждение жизни // Молодой ленинец. 1970,29 мая.
  292. Т. Плоды творческой осени // Молодой ленинец. 1970, 16 августа.
  293. А. В плену прежних недостатков. К итогам 7-й областной художественной выставки // Красное знамя. 1957, 13 июня.
  294. В. Ближе к жизни. К итогам 6-й областной художественной выставки//Красное знамя. 1954,14 ноября.
  295. В. Калейдоскоп талантов // Молодой ленинец. 1964,5 декабря.
  296. На выставку в Москву // Красное знамя. 1960,9 января.
  297. К. Ярче отражать сегодняшний день (с областной выставки) // Красное знамя. 1959,10 февраля.
  298. Я. Творческий отчет художников // Красное знамя. 1963, 5 ноября.
  299. Р. Песнь о Сибири. Заметки с 11-й областной выставки // Красное знамя. 1967,26 октября.
  300. Предлагаем высказаться. Зрительская конференция о работах 9 областной выставки живописи, графики и скульптуры // Молодой ленинец. 1961, 13 января.
  301. А. Четвертая областная художественная выставка // Красное знамя. 1965,23 февраля.
  302. В. Глазами друга. О творчестве томских художников // Красное знамя. 1970,19 июня.
  303. Творческая конференция художников сибиряков // Советская Сибирь. 1961,14 февраля.
  304. В. И кистью, и резцом (О 12-й областной художественной выставке)//Красное знамя. 1969,11 января.
  305. А.И. Художники Сибири сегодня // Наш современник. (О творчестве художников Российской Федерации). JL: Художник РСФСР, 1976.-С. 151−159.
  306. Бар-Гера К. Второй русский авангард / Нонконформисты. Второй русский авангард 1955 1988. Круглый стол // Вопросы искусствознания. X (1/97). -М., Советский художник. — С.8.
  307. Дж. Ренат Гуттузо. М., 1962.
  308. . Успехи, трудности, перспективы // Искусство. -1969. № 2. -С. 6 -14.
  309. С. П.Оссовский. М.: Советский художник, 1987. — 144с.
  310. JI. И., Думенко О. И. Изобразительное искусство // Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. Томск, 1974. С. 350−361.
  311. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.356 с.
  312. А.Д. Проблемы станковой картины конца 1950-х начала 1970-х ггУ/ Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. Вып. 4. Л., 1973.
  313. В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 296 с. 44 — 50.
  314. В.Г. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблема наследия в теории искусств. М., 1984.
  315. В.Г. Стили в искусстве. СПб.: ЛОТА, 1998. Т.1.587с.
  316. Виктор Иванов. Живопись. Рисунок. М.: Советский художник, 1976. 168 с.
  317. Выставка „Советская Россия“: Сб. ст.- Л.: Художник РСФСР, 1961.180 с.
  318. Гелий Михайлович Коржев. Художник и время. М.: Советский художник, 1976. 125 с.
  319. Ю. Искусство „оттепели“ // Вопросы искусствознания. VIII. (1/96). -С. 49−114.
  320. И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. — 296 с.
  321. И.П. Образ современника в советской жанровой живописи. — М.: Советский художник, 1969. — 151 с.
  322. А.П. Проблема художественного стиля. Ереван, 1966.
  323. Г. Живопись Ю.И.Худоногова // Енисей. 1968. — № 1. — С. 127−128.
  324. Г. Мастер тематического пейзажа // Енисей. 1965. — № 2. — С. 72.
  325. И. Художник А.П.Лекаренко // Енисей. 1976. — № 1. — С. 54 -57.
  326. И.М. Художники Красноярска. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978.- 182 с.
  327. ИМ. Художники Красноярска. Л.: Художник РСФСР, 1980. -136 с.
  328. М.В. Многообразие форм послевоенной жанровой живописи // Очерки современного советского искусства: Сб. ст. М., 1975. — С. 118 132.
  329. А. Павел Никонов. Л.: Художник РСФСР, 1977. 114 с.
  330. Н. К вопросу о современном стиле в живописи // Творчество. -1958.-№ 6.-С. 9−12.
  331. Д.Б. Живопись 1970-х годов: изменение принципа общения со зрителем и функции критики // Советское искусствознание. Выпуск 19. -М.: Советский художник, 1985. С. 250−267.
  332. А., Кулешов В. Базовые процессы развития экономики Сибири // Экономика, 1997. № 11. — С. 12 — 17.
  333. А. Русское искусство 1960-х — 1970-х гг. в воспоминаниях художников и свидетельств очевидцев. Серия интервью // Вопросы искусствознания. IX (2/96).
  334. М.В. Традиции в истории: опыт типологической интерпретации. СПб.: СПбГУПМ, 2002.
  335. JI. Некоторые тенденции развития образа современника в портретной живописи 60-х начала 70-х годов // Советская живопись' 74. -М., 1976. С. 140−152.
  336. Е. Проблема целостности и искусство молодых // Творчество. 1978. № 5. С. 14−15.
  337. Т.Н. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. JL, 1975.43 с.
  338. Искусство молодых художников / Авт. Сост. В. П. Сысоев. — М.: Изобразительное искусство, 1980. -287 с.
  339. Искусство Сибири и Дальнего Востока. Л.: Художник РСФСР, 1984−207с.
  340. История искусства народов СССР. В 9 т. Т. 9, кн. 1 М.: Изобразительное искусство, 1982.-440 с. Т. 9, кн. 2 — М.: Изобразительное искусство, 1984. -408 с.
  341. Иогансон ' Б. Коммунистическое строительство и проблемы изобразительного искусства // Искусство. — 1961. № 10. С. 8.
  342. А. О новых работах молодых живописцев // Творчество. — 1959.-№ 8.-С. 12−13.
  343. А. Реальность метафоры // Творчество. 1969. — № 8. — С. 13 -15.
  344. А.А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. — 527 с.
  345. А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание' 82. Выпуск 1. М.: Советский художник, 1983. — С. 202 -243.
  346. А.А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989. -336 с.
  347. А. О современности в искусстве // Искусство. 1960. -№ 4. — С. 12 — 15.
  348. А. Как (не) создавался Союз советских художников// Декоративное искусство СССР. 1988. — № 9. — С. 18 — 20.
  349. A.M. Советская живопись на рубеже 70-х и 80-х годов // Советское искусствознание' 82. Выпуск 1. М.: Советский художник. — С. 8 -20.
  350. А.Ю. Стиль как эстетическая категория. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. — Минск, 1972.21 с.
  351. В.П. „Суровый стиль“. Общие принципы формообразования в живописи Н. М. Брюханова и пластике Н. А. Бабаевой // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Омск, 1999. С. 58−61.
  352. Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1998.28 с.
  353. Р. Новые концепции картины // Творчество. 1969. — № 10. С. 11 -12.
  354. Кекушева-Новосадюк Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. Д.: Художник РСФСР, 1977.-304 с.
  355. Е. Живопись Ю.И.Худоногова // Енисей. 1973. — № 1. — С. 76 -78.
  356. И. Еще раз о суровом стиле // Творчество. 1970. — № 3. — С. 4 -5.
  357. Л.Г. Современная алтайская живопись // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств: Сб.ст. -Барнаул, 1989. С. 79 — 103.
  358. А. „Сибирь социалистическая“ // Художник. 1970. — № 3. — С. 32−33.
  359. М. Земля и люди // Советская живопись. 1979. — М., 1981. С. 11 — 23.
  360. В. „Сибирь социалистическая“ // Художник. 1965. — № 7. — С. 27 -31.
  361. В. Перспектива роста (о выставке „Сибирь социалистическая“) // Десять зональных выставок. Сб. ст. Л.: Художник РСФСР, 1967. — С. 105 -117.
  362. М. О крае суровом // Художник. -1976. № 7. — С. 30 — 31.
  363. С.Н. Александр Андреевич Шумилкин. Л. 1986. 117 с.
  364. Г. К. Дорогой поиска. М. Л., Искусство, 1965.
  365. Н. Художник А. П. Лекаренко // Енисей. 1966. — № 3. — С. 132 -136.
  366. В.И. Творчество красноярских художников за 60 лет советской власти//Красноярску 350 лет.-Красноярск, 1978.-С. 178−182.
  367. К. Формирование нового типа станковизма в советской живописи 60-х 80-х гг. XX века // Стиль. Направление. Метод. Проблема стилевых направлений в советском искусстве 1960-х — 1990-х гг. Сб. ст. -М., 1992.
  368. Люди земли советской: Живопись советских художников, 1960 — 1980-х гг. Л. 1986.-160 с.
  369. B.C. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1989.
  370. B.C. О некоторых типологических свойствах советского искусства конца 50-х начала 70-х гг. // Советское искусствознание'79. — Вып. 2. -М.: Советский художник, 1980. — С. 5 — 40.
  371. B.C. Искусство в резервации. (Художественная жизнь России 1917- 1941 гг.). М.: Эдиториал УРСС, 1999.-264 с.
  372. В. „Суровые“ и „другие“// Наше наследие. № 56. — 2001. — С. 198−206.
  373. Михаил Омбыш-Кузнецов. М.: Советский художник, 1981.47с.
  374. А. Некоторые тенденции развития станковой живописи. (По материалам Всесоюзной выставки 1970 г.) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973. — С. 9 — 30.
  375. А.И. Советская живопись 70-х. М., 1979.
  376. А.И. Опыт анализа творческих тенденций советского искусства 70-х гг. // Искусство, 1979. № 8., Морозов А. И. Современные вопросы и опыт истории // Советское искусствознание' 81. Вып. 1. М.: Советский художник, 1982.
  377. А.И. Художник и мир личности. М.: Советский художник, 1981.-167 с.
  378. А.И. Преемственность в развитии современного советского искусства. К постановке проблемы // Советское искусствознание. Выпуск 19. М.: Советский художник, 1985. — С. 5 — 28.
  379. А. И. Поколения молодых: живопись советских художников 60-х- 80-х гг. М.: Советский художник, 1989. — 252 с.
  380. А. Всегда вопреки? От авангарда до „оттепели“// Русская галерея. -1999. № 1. — С.104 — 107.
  381. Н.П. Омские художники „шестидесятники“. Каталог. Омск. Внешнеэкономическая ассоциация „Сибирский центр“. 1995.110 с.
  382. Е.Б. Вст. ст. // Павел Никонов. Живопись. Графика. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1990. 46 с.
  383. Ф 395. Мысливцева Г. Ю., Мысливцева А. Б. Индустриальные пейзажи Г. А.
  384. Штабнова // Сибирский пейзаж: пространство мифов. Сб. материаловнаучно-практического семинара выставки. Омск, 2000. С. 51 — 55. 396. Наш современник. О творчестве художников Российской Федерации. Л.: Художник РСФСР, 1976. -160 с.
  385. Национальные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура 1960-х- 1970-х годов в СССР. М., 1993. 157 с.
  386. Нефтяники. Из серии „Люди труда в изобразительном искусстве“. — М., 1974.
  387. Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-х — 1970-х гг. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Барнаул, 2002.22 с.
  388. Нивы Алтая: Всероссийская художественная выставка (1982 1983 гг.,
  389. Москва-Барнаул). Л.: 1987.- 126 с.
  390. О.Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современной живописи. М.: Советский художник, 1982. — 175 с.
  391. Т.А. Искусство Сибири и Дальнего Востока. Л.: Советский художник, 1984.
  392. Т. Дороги молодых // Художник. 1972. — № 5. — С. 27 — 33. I
  393. Образ современника: Советский живописный портрет 1917 1976 гг. М.: Советский художник. — 1978. — 173 с.
  394. Ю.Э. Вст. ст. // Таир Салахов. Живопись. Графика. Каталог. t М., 1991.
  395. П. Некоторые вопросы теории в связи с дискуссией о стиле // Творчество. 1959. — № 10. С. 15 -17.
  396. П. Монументализм в станковой живописи // Искусство. 1962. -№ 3.-С. 21−28.
  397. П.А. Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи. Конец 1950-х- 1970-е гг. -М: Наука, 1989. 204 с.
  398. Г. О структуре поэтического образа в современной советской картине// Искусство. -1969. № 7. — С. 8 — 12.
  399. ПлетневаГБ. Современная советская живопись. -М.: Знание, !970. -40 с.
  400. Г. В. Эволюция тематизма в русской живописи 1960 1980-х годов: общественные тенденции и творческая позиция художника. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 1998. — 26 с.
  401. В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитеюура стран и народов мира. М.: Советский художник, 1989. — 456 с.
  402. Э. Тема труда в советской живописи // Советское станковое искусство: Сб. ст. М., 1989. — С. 27 — 41.
  403. Г. Н. Искусство и эстетика. М., 1984.
  404. Проблемы стилевых направлений в советском искусстве 1960 — 1990-х годов: Сб. ст. -М., 1992.
  405. В. Метод и стиль // Творчество. 1958. — № 12. — С. 16 -17.
  406. В.Г. Проблема стиля // Ротенберг В. Г. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971. С. 38 -44.
  407. В.Г. Томские художники. — Томск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. 127 с.
  408. В.Г., Быкова А. Г. Культура Западной Сибири: история и современность. Омск: Омский государственный университет, 2001. — 372 с.
  409. Д.В. Николай Андронов. М., 1982.
  410. Свершений наших летопись. (Об истории развития изобразительного искусства в крае). Красноярский рабочий. Спец. выпуск, 1969. — Декабрь. -С. 2.
  411. И.Е. Человек и природа в советской живописи 60 80-х гг. // Советское искусство 60 — 80-х гг. Проблемы. Задачи. Поиски: Сб. ст. М., 1988. -С. 140−158.
  412. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М.: О.Г.И., 1998.
  413. С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946 — 1964 гг. (На материалах Западной Сибири). В 2-х ч. Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -452 с.
  414. JI.H. Г.Ф.Борунов // Изобразительное искусство Алтая: Сб. ст. -Барнаул, 1977. С. 46 — 49.
  415. А.Н. Теория стиля. М., 1968. — 217 с.
  416. М.Н. Стиль// Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. СП. -Университетская книга. -1998. С. 231 — 233.
  417. М. Безымянные края // Творчество. 1991. — № 8. С. 2 — 4.
  418. Соловьёва-Волынская И. Н. Художники Омска. Л.: Художник РСФСР, 1972.
  419. О. „Метафоричность“ — что это такое?» // Творчество. — 1969.-№ 9.-С. 8.
  420. Т.М. Художественная жизнь Алтая в послевоенный период // Очерки истории Алтайского края. Барнаул- Алтайское книжное издательство, 1987. — С. 428 — 434.
  421. Н.С. Искусство России XX века. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. 416 с.
  422. Строители. Из серии «Люди труда в изобразительном искусстве». М., 1973.
  423. П.К. История советской живописи. — М.: Советский художник, 1972.-73 с.
  424. Сюжетно-тематическая картина // Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М., 1997.-С. 592.
  425. Творческая группа «Нефть Сибири». Автор ст. А.Долгих. Томск, 1975.
  426. Томская земля преображенный край: Всероссийская художественная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1987. — 135 с.
  427. Третьи омские искусствоведческие чтения «Н. Брюханов и его время». Сб. материалов. Омск, 1999.147 с.
  428. Г. Л. Факторы динамики художественной культуры // Советское искусствознание. Выпуск 19. М.: Советский художник, 1985. — С. 220−248.
  429. Урал. Сибирь. Дальний Восток. По материалам ретроспективной выставки произведений художников. 1972 г. Л.: Художник РСФСР, 1974. — 148 с.
  430. Фёдоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж. М.: Искусство, 1958.
  431. Н.И. Анатолий Юрьевич Никич. Л: Художник РСФСР, 1983. -144 с.
  432. Художественная культура Красноярья: Сб. н. ст. Красноярск, 1992.192 с.
  433. Художники Алтая. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1980. -113 с.
  434. Художники Красноярского края. М. 1991. — 214 с.
  435. Художники Новосибирска. М. 1991. 259 с.
  436. Художники Сибири. М., 1986.
  437. Е. Размышления о живописи С.Орлова // Енисей. 1984. — № 2.-С. 70−72.
  438. В.Ф. О некоторых особенностях развития изобразительного искусства Омска в 1960-е годы // Омская областная научно-практическая конференция, посвящённая 275-летию г. Омска. Секция «История культуры». Омск, 1992. С. 50 54.
  439. JI.H. Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1987. — 22 с.
  440. Н.А. Пейзаж в зеркале власти // Сибирский пейзаж: пространство мифов. Сб. материалов научно-практического семинара выставки. Омск, 2000. С. 55−58.
  441. В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953 1970 гт. — М.: «АИРО — XX», 1999. — 312 с.
  442. О. «Национальное по форме, социалистическое по содержанию» // Национальные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура 1960-х- 1970-х годов в СССР. М., 1993. С. 7−21.
  443. М. Взаимовлияние станкового и монументального в советской картине 20-х, 60 70-х гг. // Советская живопись'74. — М., 1976. — С. 153 — 163.
  444. А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. М.: Советский художник, 1987. — 267 с.
  445. А.Т. От реальности к образу. Духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60 70-х гг. — М.: Советский художник, 1985. -183 с.
  446. А.Т. Эстетическая память и живая сила современности // Искусство. -1972. № 4.
  447. А.К. Советское изобразительное искусство 1970-х начала 1980-х годов // Советское искусствознание. Вып. 19. — М.: Советский художник, 1985. С 35−48.
Заполнить форму текущей работой