Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление барокко в искусстве Литвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Литве отсутствовал выраженный пласт ренессанской культуры. В начале ХУП века в изобразительном искусстве и архитектуре здесь преобладали формы, генетически связанные со средневековым искусством Западной Европы и православно-славянского региона. Жизнь этих форм поддерживали такие консервативные и ретроспективные процессы как оформление охранительской идеологии сарматизма и распространение… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИТВЫ В ХУЛ в. С
    • 1. Королевский и магнатские дворы, их меценатство как фактор развития художественной культуры Литвы ХУП в
    • 2. Идеология и культуры шляхты как фактор развития культуры Литвы ХУП в
    • 3. Контрреформация как фактор развития культуры Литвы ХУП в
    • 4. Важнейшие этапы развития культуры Литвы ХУП в. и явления художественной культуры, оказавшие влияние на изобразительное искусство
  • ГЛАВА II. МЕСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ К. ХУ1 — нер. пол. ХУП в
    • 1. Развитие местной архитектуры к. ХУ1 — пер. пол. ХУП в
    • 2. Местная линия развития в скульптуре Литвы пер. пол. ХУП в
    • 3. Творчество местных живописцев в к. ХУ1 пер. пол. ХУП в
  • ГЛАВА III. ТВОРЧЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ХУДОЖНИКОВ В ЛИТВЕ ХУП
  • В. И ПРОБЛЕМА БАРОККО
    • 1. Западноевропейское барокко в архитектуре
  • Литвы
    • 2. Привозная и созданная приезжими мастерами скульптура в Литве и ееилевые тенденции
    • 3. Творчество иностранных живописцев в Литве и проблема барокко
  • ГЛАВА 1. У. СОПРИКОСНОВЕНИЕ МЕСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИНИИ С БАРОЧНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМИ
    • 1. Развитие местной линии архитектуры в сер. и втор. пол. ХУЛ в
    • 2. Местнаяульптура втор. пол. ХУП в. и барокко
    • 3. Развитие местной живописи вр. и втор, пол. ХУЛ в. иприкосновение еебарочными художественными явлениями

Становление барокко в искусстве Литвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о становлении барокко в Литве связан с широким крус гом основополагающих проблем изучения европейского искусства ХУЛ в. За последнее время сильно возрос интерес к путям и формам проявления этого стиля в Восточной Европе — то есть за пределами классических стран барокко. Активно разрабатываются проблемы общестилевого развития в искусстве восточноевропейского региона. Становление барокко в Литве занимает важное и интересное место в этом процессе.

В Литве отсутствовал выраженный пласт ренессанской культуры. В начале ХУП века в изобразительном искусстве и архитектуре здесь преобладали формы, генетически связанные со средневековым искусством Западной Европы и православно-славянского региона. Жизнь этих форм поддерживали такие консервативные и ретроспективные процессы как оформление охранительской идеологии сарматизма и распространение контрреформации. Но одновременно Литва находилась в числе стран, развитие которых было связано с процессами в ведущих странах западной Европы. Художественная культура Литвы этого времени, имевшая преимущественно средневековый характер, активно воспринимала формы, выработанные в искусстве Италии, Голландии, Фландрии, стоящих на пороге Нового времени. На консервативный культурный фон посредством деятельности королевского и магнатских дворов, ориентированных на культуру и искусство ведущих западноевропейских стран, проецировались художественные явления, связанные со складывающимся в этих странах барокко. В сфере королевского и магнатского меценатства работали преимущественно приезжие, иностранные мастера. Благодаря их творчеству в Литве возник целый культурный слой интернациональной ориентации. Край приобщился к распространению «первого великого стиля», охватившего как «латинскую Европу», так и страны православно-славянские. Для более полного понимания сути, внутреннего содержания барокко очень важен вопрос о его взаимодействии с местными культурами стран, не участвовавших непосредственно в процессе зарождения этого стиля, но очень активно его осваивавших. Соприкосновение обладающей средневековыми чертами культуры Литвы с барокко позволяет ставить вопрос о том, было ли проявление этого стиля здесь явлением из области моды, вызванным существованием уже упомянутой интернациональной культурной прослойки или же оно явилось результатом не только влияний из вне, но и внутреннего культурного развития. Для ответа на этот вопрос требуется пристальное изучение местного художественного наследия и определение общей направленности местной художественной культуры, как до ее соприкосновения со стилем барокко, так и после. При этом очень важно проследить судьбы этого стиля в местном искусстве, определить особенности его проявления. Изучение искусства Литвы ХУП века должно также помочь конкретизировать вопрос о соотношении барокко с другими историко-культурными эпохами, в первую очередь со Средневековьем и Ренесансом. Между барокко и этими эпохами художественного развития Европы существуют большие различия. Но одновременно оно генетически связано с ними. Барокко восприняло и развивало дальше эстетическую теорию Ренессанса, углубило и довело до внутренней противоречивости гуманистическую концепцию человека. Эта сторона барокко позволяет предполагать, что в странах, не знавших Ренессанса, барокко могло частично выполнять его роль, способствовать прохождению ренессансного этапа культурного и художественного развития в скрытых, завуалированных формах, способствовать возникновению в них возрожденческих и гуманистических, связанных с обращением к классическим идеалам художественных тенденций. Но, будучи многослойным, включающим как «высокие», элитарные и артистические, так и «низовые», фольклорные и полуфольклорные, народные явления барокко обнаруживает также ряд средневековых качеств. Таковыми являются с одной стороны визионерские, натуралистические черты этого стиля, с другой же — наличие в нем аллегорических тенденций, стремления за реальными предметами и явлениями нащупать высший мир — мир значений. Эти тенденции порождали в барокко символическую линию условного отображения. В соприкосновении со средневековой по характеру культурой именно эта линия могла способствовать сохранению уоловно-сим-волических элементов, продлить их существование в слегка измененном виде. На конкретном материале пластических искусств эта проблема взаимоотношения барокко и средневековой по характеру художественной культуры фактически не рассматривалась. Уточнение этого вопроса помогло бы более выпукло определить соотношение между различными тенденциями в самом барокко, уточнить, какие из столь разнообразных тенденций этого стиля явились определяющими, рассматривая становление барокко в Литве, мы можем проследить процесс трансформации средневековой художественной системы в постренессансную. Пути этого процесса определены многослойностью барокко, поливариантность: которого позволяла местной художественной культуре легче осваивать новые принципы пластического мышления, приспособить их к традиционным формам искусства. Но изучение этих путей в отдельных видах искусства Литвы затруднено большими утратами в художественном его наследии. Оно возможно лишь при комплексном изучении архитектуры, скульптуры и живописи, параллельное рассмотрение которых позволяет полнее реконструировать общее стилистическое развитие.

Изученность этих основных видов искусства в настоящее время неодинакова — более полно исследованы, атрибутированы и датированы произведения архитектуры. Скульптура /за исключением надгробной/ и живопись /за исключением портрета/ изучены слабо, что делает необходимой работу с архивным материалом и историческими источниками, а так же анализ еще неизученных памятников искусства. Датировка и атрибуция произведений живописи и скульптуры ХУЛ века затрудняется тем, что сохранившиеся памятники, как правило, поменяли свое местонахождение и их путь по источникам проследить очень трудно, а нередко и невозможно из-за отсутствия архивных данных. Для изучения истории памятников, находящихся за пределами музейных собраний /большинство таких хранится в костелах/ основным источником служат инвентари, хранящиеся в архивах Вильнюса, Москвы и Ленинграда, данные, приводимые в них, очень скупы. Идентификацию произведений затрудняет то, что составители описей костельного имущества мало внимания уделяли художественным вещам, ограничиваясь, как правило, только упоминанием их названия. Инвентари ХУЛ века часто произведения искусства вообще обходят молчанием или же упоминают только количество имеющихся во храме «образов». Близки по своей информативности к ним и инвентари ХУШ века, наиболее подробны визитационные акты XIX века, в которых достаточно подробно характеризуются художественные произведения, приводится много данных и сведений об истории храма. Но позднее происхождение этих актов значительно уменьшает их источниковедческую ценность для изучения интересующего нас столетия. Приводимые в них факты требуют тщательной проверки, так как они основаны часто на легендах или вообще на литературном вымысле, столь популярном в эпоху Романтизма.

Второй важной группой источников для нашей работы служила мемуарная литература и дневники ХУЛ века — из них мы черпали данные о художественной жизни, об общей культурной атмосфере. Нами использован пространный и педантично точный дневник А.С.Радзивил-ла [~45]" охватывающий годы правления Сигизмунда и Владислава Вазы, дневник С. Паца[44], посвященный путешествию в свите королевича Владислава по дворам Европы, письма семьи Радзивилл £бз] и прочие литературные памятники эпохи. К ним относятся и образующие третью большую группу источников театральные программы и описания процессий, происходивших в Вильнюсе ХУЛ века [бб- 67- 68- 69- 75- 76- 77]. Богатым, хотя и требующим критического подхода, источником служили краеведческие труды историков XIX века. В них обработаны или просто приведены многие документы, не дошедшие до наших дней. Сюда относятся такие произведения как «Вильно» Ю. Крашевского [ 37], труды Е. Тышкевича [51−52]" Я. Ппшальговского [ 319], М. Валанчюса [375]" В. Сирокомле-Кондратовича [79−80−81-] [82]. Среди использованных в диссертации источников важное место занимают также публикации архивов, организованные вильнюсской Археографической комиссией [ 34] и обработка архивов, проводившаяся такими учеными как Я. Фиалеком [Зб]" Я. Курчевским [зв], М. Ловмяньской [260] и Е. Ловмяньским [35], Б. Таурогиньским [ 50], С. Лорентцоы [43], Е. Лопацинским [40−41"42]. Эта группа источников значительно дополняет дошедшие до наших дней архивные материалы.

Историю изучения барокко Литвы начинает статья Т. Маньковско-го «Из размышлений о Вильно и о польском барокко» ^272]. Рассматривая ряд наиболее выдающихся памятников искусства ХУЛ века в Вильнюсе, автор декларирует тождественность этого искусства западноевропейскому стилю барокко, начало увлечения которым накладывает яркий отпечаток на восторженную оценку этого стиля Т.Маньковским. Он стремится определить и некоторые локальные черты барокко Вильнюса. Высказанная им мысль о сочетании местной сарматской культуры и высоко артистического стиля надолго определила оценку местных качеств барокко в Литве и Польше. Такая же долгая жизнь была суждена и мысли Т. Маньковского об особой духовности вильнюсского барокко, ставшей после выхода книги В. Вайсбаха [385] одной из ведущих идей искусствоведческих трудов, посвященных искусству Речи Посполитой. Особое внимание в них уделялось именно искусству Вильнюса. Памятники, находившиеся в других городах и в провинции, не попадали пока в область интересов исследователей. Вильнюс же сразу был оценен как очень крупный художественный центр, как средоточие культурной жизни края, как столица, искусство которой монет приравниваться к западноевропейскому. В это время произведения, созданные приезжими мастерами и возникшие в результате творчества местных художников, не различались. Дальнейшее изучение барокко Литвы тоже было определено прежде всего интересом к высокоартистическим проявлениям барокко. Основное внимание исследователей сосредоточилось на искусстве ХУ1 века, в первую очередь на архитектуре, так называемой «вильнюсской школы» /сам термин возник после первой мировой войны/.

Период 1918;1940 гг. был очень богат идеями и открытиями в изучении барокко Литвы, это изучение шло в двух искусствоведческих школах. Искусством Вильнюса и вильнюсского края, отходивших в это время к буржуазной Польше, занималась Секция истории искусства при Обществе любителей наук Вильнюса. Искусством остальной Литвы занимались ученые буржуазной республики Литвы.

— 10.

В вильнюсскую Секцию истории искусотва входили такие видные искусствоведы, как ученик А. Ригля М.Мореловский, эстетик В. Татар-кевич, в будущем крупный музейный деятель и искусствовед С.Лоренц. Секцией было организовано изучение и собирание памятников, проведен ряд реставрационных исследований. Можно без преувеличения сказать, что основное внимание Секция уделяла искусству барокко. Именно в это время был заложен фундамент современной науки о барокко Литвы. Были выделены два основных этапа в его развитии — ХУЛ и ХУШ века, определены их отличительные черты. В глазах польских искусствоведов бо’лыпей художественной ценностью отличался ХУШ век. ХЛ1 век расценивался как эпигонский. Наиболее четко это мнение было выражено в статье В. Татаркевича «Два барокко — краковский и вильнюсский» [355], в которой характеристика стиля ХУЛ века — «тяжелого и не самостоятельного» дается на примере анализа архитевтуры Кракова, а творческое, высокохудожественное барокко ХУШ века характеризуется через барокко Вильнюса. В это время вильнюсские искусствоведы решали и вопрос о художественных корнях местного барокко, полемизируя с высказанным еще в годы первой мировой войны рядом немецких ученых мнением о том, что для Речи Посполиты определяющим было влияние немецкого искусства, М. Морелевский в своей статье «Проблемы вильнюсской архитектуры барокко ХУП-ХУ1 веков» [290] на основании подробного анализа форм и мотивов архитектуры этих столетий доказывает итальянский примат в их генезисе.

На труды Секции оказывали влияние ведущие идеи западноевропейской искусствоведческой мысли. Под углом «театральной» концепции барокко рассматривает декор костела Петра и Павла в Вильнюсе П. Следзевский, впервые обративший внимание на школьный театр ХУП в. и на понимание в нем мира как театра. Впервые внимание на местные особенности проявления барокко обратил М. Море-левский в книге, посвященной искусству Вильнюса и вильнюсского края. Он отметил необыкновенно долгую жизнь готической традиции, доходящей до начала ХУП века, и высказал мысль о возможном ее присутствии в барокко Вильнюса. М. Морелевский подошел к вопросу о соотношении этого стиля и местной традиции и, насколько можно судить по краткому резюме так и неопубликованных статей четвертого номера «Трудов» секции, собирался заняться этой проблемой. Но начавшаяся вторая мировая война прервала работу Секции.

Искусствоведы буржуазной Литвы уделяли барокко меньшее внимание, чем польские ученые. Но и ими был высказан ряд соображений, повлиявших на дальнейшее изучение барочного искусства в Литве. К. Ясенас в изданной им «Всеобщей истории искусства» один том посвятил барокко в Литве [224]. Здесь впервые опубликован ряд памятников провинциального барокко. Эта публикация полонила начало изучению искусства барокко за пределами крупных художественных центров. Собирание и публикацию такого провинциального искусства продолжил К. Валешка [з7б]. Первое теоретическое обобщение этого материала дал П. Галауне, отметивший в искусстве прошлых эпох существование профессионального, «полупрофессионального» и непрофессионального слоев [199−200]. Высказанная в рецензиях к выставкам эта мысль, подводившая, в частности, к идее о многослойности барокко, не получила заслуженного внимания. На материале книжной графики П. Галауне сформулировал другое очень важное для изучения искусства ХУ1-ХУП веков положение. Он отметил переплетение в нем «западных» и «восточных» элементов [198]. Но большинство искусствоведов продолжали отождествлять понятие барокко" только с высокопрофессиональным, возникшим в сфере за.

2, падноевропейских художественных импульсов, искусством.

Современный этап изучения барокко Литвы позволяет в нем уже полностью выделить область, посвященную искусству ХУЛ века. Внимание к этому времени обусловлено возросшим интересом к изучению процессов развития стиля и к национальным особенностям искусства. Последний вопрос, часто обсуждаемых в трудах литовских и белорусских искусствоведов, по отношению к искусству, возникшему в феодальном государстве, в котором сосуществовало несколько народов, кажется несколько преждевременным, в настоящее время еще трудно изучать локальные особенности литовского или белорусского барокко — пока несуществует ни одной работы по искусству Великого княжества Литовского, не определены особенности стилистического развития этого региона.

Что же касается выделения в развитии барокко Литвы отдельных этапов, то следует подчеркнуть, что большинство авторов пользуется делением по столетиям. Такой принцип принят в обобщающих работах Ю. Юргиниса [229] и К. Богданаса при сотрудничестве С. Червонной [92]. Попытку более разработанной периодизации представляют написанные А. Адомонисом и к. Чербуленасом разделы для «Истории искусства народов СССР» [88]. Здесь выделено раннее /1600−1650/, зрелое /1650−1690/ и позднее /1690−1790/ барокко. Эта периодизация перенесена на процесс развития всех пластичес-вих искусств из архитектуры, для которой такая периодизация была применена М. Пожелайте и К. Чербуленасом [317]. Эта периодизация уже по отношению к архитектурному материалу страдала некоторой произвольностью — довольно искусственными были границы 1600 и 1650 гг., мало соответствовавшие процессам художественного развития и отмечавшие условные даты — начало и середину столетия. Будучи перенесенной на материал изобразительного искусства, эта периодизация полностью превратилась в формальную схему, не.

— - 13 отражающую процессов художественного развития. Стремясь полнее отразить в хронологии процессы развития искусства Литвы ХУП века, Т. Адомонис, оставив периодизацию М"Пожелайте и К. Чербулена для развития барочных тенденций, дополнил ее продолжением до 1650 г., периода ренессанского художественного развития. В наши задачи не входит обсуждение активно дискутируемого в последнее время вопроса о существовании в Литве ренессанского этапа культурного развития. Но автор рассматриваемой статьи под ренессанс-ным искусством ХУП века понимает творчество местных мастеров и художников, связанных с ближайшим к Литве культурным регионом — Пруссией, Гданьском. Продолжение в ХУП век никак не делимого этапа художественного развития, охватывающего 1500−1650 гг. свидетельствует, что Т. Адомонис отождествляет искусство ХУ1 века с частью художественного развития ХУП века, не видя между этими явлениями никакой принципиальной разницы. Эта точка зрения нам представляется спорной, так как не учитывает целого ряда социальных и культурных процессов, приходящихся на последние десятилетия ХУП столетия. Однако, сколь спорной не представлялась бы предложенная Т. Адомонисом попбравка в периодизации, она является важным шагом в раскрытии процессов художественного развития ХУП века, попыткой обобщить накопившийся и уже не вмещающийся в рамки развития стиля барокко, понимаемого как барокко западноевропейское в классической своей форме проявления, художественный материал.

Ряд проблем, связанных с искусством барокко ХУП века в Литве, поднималось в работах, посвященных отдельным видам и жанрам искусства. Большую роль в них занимают архивные, документальные исследования, основанная на них атрибуция произведений искусства. Вопросы стилистического развития, художественная интерпретация памятников отступают в этих работах на второй план. Исключением среди трудов этого типа является диссертация М. Матушакайте, посвященная надгробной пластине Литвы [п?]* Основное место здесь занимает изучение надгробий ХУП века, занимаясь вопросами датировки, атрибуции, систематизации М. Матушакайте решает и проблему стилевого развития надгробия. Она опирается на деление «ренессанс-барокко» и пользуется для определения принадлежности произведения к одному или к другому стилю прежде всего вельфлиновскими категориями, оставляя в стороне другие критерии оценки стилевой принадлежности, в надгробии М. Матушакайте считает возможным начать хронологию барокко только к середине ХУП века, все предыдущее развитие относя к ренессансу.

В существующей искусствоведческой литературе по барокко Литвы и художественному развитию ХУП века вообще сказывается определенный формализм в решении вопросов распространения стиля. Если в диссертации М. Матушакайте формальный анализ все-же оправдал себя, то в изучении архитектуры, где он применяется не гибко, этот метод фактически мешает пристальнее всмотреться в особенности развития этого вида искусства. К настоящему времени в трудах историков архитектуры установилось, как общепринятый принцип, деление архитектурного материала на типы и отождествление отдельных типов с распространением определенных стилей. Так, в частности, Ренессанс в архитектуре приравнивается распространению одно-нефного однобашенного храма. Наличие таких храмов с начала ХУ1 по середину ХУП века является одним из основных аргументов в пользу определения этого времени как времени бытования Ренессанса. Но, к сожалению, при выделении типов в местной архитектуре учитывается лишь плановые особенности и некоторые черты объемного решения. Так, например, выделяется однонефный однобашенный храм — 15 без трансепта, однонефный однобашенный храм с трансептом. Но при этом не учитывается ни местонахождение башни в объеме, ни форма пресвитерия, ни наличие капелл в интерьере, ни особенности его перекрытия. Слишком большое обобщение в выделении типов размывает нюансы стилевых особенностей архитектуры, этому способствует и то, что в увлечении выделением основных типов в архитектуре художественный анализ произведений отступает на второй план. Поэтому вопрос художественного образа в архитектуре ХУЛ века Литвы фактически не рассматривался. А это могло бы помочь дополнить критерии в определении стилевой принадлежности произведений архитектуры. Рассмотрение развития типов в архитектуре мы обнаруживаем и в уже упомянутой работе Т. Адомониса и К. Чербуленаса, и в диссертации М. Пожелайте, посвященной барочной архитектуре Вильнюса [120].

Более пристально изучал развитие архитектуры Литвы ХУП века В. Зубовас в своей статье «Архитектура Литвы ХУП века и развитие местной традиции» [З9б]. Он стремился проследить, какие композиционные элементы появляются и какие исчезают в архитектуре этого времени, каково их происхождение. Автор считает, что барокко в Литве проявилось рано, но преобладающим направлением архитектуры первой половины ХУП века был поздний Ренессанс с «местными особенностями». В. Зубовас впервые выделил «местную» и «привозную» линии архитектурного развития. Автор считает, что в местной линии архитектуры очень сильно сказывалась готическая традиция и доказывает это на основании изучения конструкций и пропорций зданий. Эта традиция, как полагает В. Зубовас, после укоренения в Вильнюсе барочной архитектурной тенденции стала затухать и к середине столетия сошла на нет. К сожалению, в стороне от интересов автора этой небольшой, но содержательной статьи.

— - 16 осталось влияние барокко на местную архитектурную традицию. Сам вопрос о развитии местной традиции бегло затрагивается многими авторами как обобщающих" так и монографических трудов, но он рассматривается как маргинальный и сводится к довольно общим рассуждениям о том, что местная традиция существовала и оказывала воздействие на общий художественный процесс. При рассмотрении конкретного материала никаких различий между искусством барокко в Литве и его проявлениями в Италии, Фландрии, Германии не отмечается.

Ряд трудов обобщающего характера, вышедших в Народной Польше, включает и материал барокко Литвы, в первую очередь — Вильнюса. Это «Очерк истории польского искусства» [213], «Искусство Польши в ХУП веке» М. Карповича [238]. Но польских искусствоведов интересует только «интернациональный» слой искусства барокко и никаких новых проблем, по сравнению с трудами «Секции истории искусства», эти работы не поднимают.

Развитие живописи ХУЛ века в Литве изучено слабо. Наряду с небольшой статьей М. Матушакайте [275]" посвященной истокам портрета Литвы и его связям с русско-византийскими традициями, можно упомянуть диссертацию Е. К. Каменецкой «Основные направления развития портрета в крупных художественных центрах Польши и Литвы ХУП века» [юэ]. Автор этой работы проводит комплексное исследование развития портрета Речи Посполитой, касающееся главным образом «верхнего» слоя художественной культуры. Большое внимание в этом исследовании уделяется портретной живописи Вильнюса. На основе глубоких и серьезных архивных изысканий, большой атрибу-тационной работы автор стремится установить, что общего есть в развитии этого города и других художественных центров Речи Посполитой. Е. Каменецкая отмечает, что тесное соприкосновение Литвы с культурой славянских народов, входивших в Великое Княжество Литовское, создавало предпосылки для развития византийской традиции, что портрет Вильнюса развивался на взаимодействии местных и западноевропейских трациций. К сожалению, вне поля зрения автора остались произведения портретной живописи, связанные с другими художественными центрами Литвы. Работа Е. Камецецкой касается в первую очередь собраний бирнайской ветви семьи Радзивилл, чья портретная галлерея в ХУШ веке вошла в Несвижскую картинную гал-лерею /сейчас — ГХМ БССР/. Вывод Е. Каменецкой о том, что в портрете Литвы сложились два направления — европеизирующий и обладающий локальными, связанными с линией местного художественного развития, важен для изучения не только портрета, но и всего изобразительного искусства Литвы ХУЛ века.

Таким образом, в изучении искусства барокко в Литве ХУП в. сделан ряд важных выводов и наметилась основная проблематика. Одним из важнейших вопросов здесь является проблема становления барокко, его взаимоотношений с местной линией художественного развития. Для изучения этого процесса необходимо расширить круг рассматриваемых памятников, включая такие почти неизученные жанры как алтарная скульптура, алтарная картина, портретный бюст, историко-мифологический жанр в живописи. Лишь тогда станет возможным более пристальное рассмотрение стилевых процессов в трех основных видах искусства — живописи, сскульптуре и архитектуре, й лишь такое рассмотрение позволит составить более полную общую картину развития барокко в искусстве Литвы ХУП века.

Для решения основной проблемы нашей диссертации мы ставим себе следующие задачи:

— Охарактеризовать основные факторы, влиявшие на художественный процесс, чтобы оценить характер и структуру художественной культуры Литвы в начале ХУП века и ее изменения на протяжении столетия.

— Дать характеристику развития местного искусства конца ХУ1 — начала ХУП века — то есть до проникновения в него импульсов барокко.

— Определить, какие качества и черты западноевропейского барокко были представлены в слое искусства, связанного с деятельностью приезжих мастеров и с привозом художественных произведений.

— Определить, как соприкасались «привозное» барокко и местная традиция, были ли между ними точки соприкосновения, способствующие творческому развитию привезенного стиля и можно ли говорить об изменении художественного видения местных мастеров — то есть о развитии барокко в местной почве — или же видеть в нем только художественную моду.

— Уточнить периодизацию барокко в Литве на основании не только формального, но и общекультурного развития, учитывая при этом соотношение «художественного импорта» и местной традиции.

— Дать искусствоведческую интерпретацию памятников, до сих пор не изучавшихся.

Поскольку работа над диссертацией была связана с изучением фондов музейных собраний и архивов, а также для нас были необходимы. консультации реставраторов, автор считает своим приятным долгом поблагодарить лиц и организации, оказавшие содействие в этой работе. Мы благодарим сотрудников отдела живописи Государственного художественного музея Литовской ССР Д. Рамонене и В. Юзе-найте, сотрудника отдела живописи Художественного музея им. М. К. Чюрлениса О. Даугялиса, сотрудницу отдела живописи Государственного объединенного музея-заповедника г. Смоленска Л.Ширшову, — 19 сотрудницу отдела иконографии Государственного Исторического Музея Т. Е. Волкову за оказанное содействие в изучении хранящихся в этих музеях произведений искусства. Мы глубоко признательны также отделу Охраны памятников культуры при Министерстве культуры Литовской ССР, позволившему ознакомиться с обмерами и чертежами памятников архитектуры, Институту Реставрации и консервации памятников, создавшему возможность ознакомиться с материалами реставрационных работ, группе Свода памятников культуры Лит. ССР, которая любезно предоставила нам свои архивы и материалы. За консультации и помощь мы благодарим также реставратора А. Бекшту и историка Л.Жилявичюса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление стиля барокко в Литве (было явлением, обусловленным внутренними закономерностями общего культурного развития края. Социально-культурные процессы, происходившие в регионе обусловили проникновение в Литву форм, выработанных в западноевропейских художественных школах, связанных с возникновением и оформлением стиля барокко. Изменения же, происходившие в местной культуре, по своей направленности совпадали с рядом тенденций этого стиля. Такими точками соприкосновения мы склонны считать риторические, репрезентативные, парадные черты местной художественной культуры, определяющиеся в первые десятилетия ХУП века, еще до начала активного проникновения сюда влияний барочного искусства. Изучение становления барокко в Литве позволяет уточнить на конкретном материале ряд характеристик и качеств этой художественной системы, раскрыть разнообразие ее проявлений, «много-слойность» стиля, «Высокое» барокко, то есть верхний уровень этого стиля, обладает, как показал анализ художественного слоя, сложившегося в сфере королевского и магнатского меценатства, ярко выраженной «интернациональностью» и не обнаруживает в своих проявлениях никаких особых, локальных черт. «Высокое» барокко может распространяться как художественная мода. Для его проникновения за пределы стран, в которых оно оформилось, не требуется глубоких сдвигов во внутренней культурной структуре, вполне достаточно ориентации на культуру ведущих стран верхушки общества. Создаваемое приезжими мастерами это «интернациональное» барокко может сохранить в весьма отдаленных географически и культурно от центров его возникновения регионах свои первоначальные черты и признаки художественной школы, с которой связаны создавшие его мастера. Об этом убедительно свидетельствует наличие в Литве.

— 177 достаточно «чистых» проявлений форм итальянского и «северного», связанного с Германией и Нидерландами, барокко.

Соприкосновение же барокко с местной культурой требует определенных изменений в этой культуре, ее готовности к восприятию барочных импульсов, С другой стороны, это соприкосновение облегчается способностью барокко проявляться не только на «высоком», но и на «среднем» уровне". Именно в этом слое сосредоточены, на наш взгляд, медиевизирующие качества барокко, его ретроспективные черты, вызванные контрреформационным движением и обращенные в Средневековье. В местной культуре Литвы барокко проявилось прежде всего именно фабулярными, нарративными и декоративными своими качествами. Именно проявления этого стиля в «среднем» его слое сделало возможным переход местного искусства от средневековых форм к барочным. То обстоятельство, что «средний» слой барокко до-недавнего времени почти не изучался, обусловило изъятие связанных с ним художественных явлений Литвы из области этого стиля и отнесение его к Ренессансу. Мы уже оговаривали, что вопрос о ре-нессансной художественной культуре Литвы ХУ1 века остается за пределами данного исследования. Но что касается «ренессансных» явлений в искусстве края ХУЛ века, то на основании проделанного анализа мы можем утверждать, что имеем дело именно со средним слоем барокко, который сочетает в себе реалистические качества, обусловленные связью этого стиля с Ренессансом, декоративизм, восходящий к средневековому искусству и дидактичность контрреформации. Упрощенность формального языка искусства, возникшего в этом слое, может при поверхностном рассмотрении натолкнуть исследователя на мысль о «нерессансности» рассматриваемых художественных явлений. Но более пристальный и комплексный анализ вскрывает отличие этого искусства от искусства Возрождения. Как показал.

— 178 анализ развития местного искусства на протяцении столетия, соприкосновение его со стилем барокко, представленным преимущественно в «высокой» слое проявления и распространявшемся, как правило, в верхнем слое художественной культуры, не было простым «влиянием» привозного на местное. Особенно ярко отражает взаимодействие местных традиций и барокко развитие архитектуры. Оно позволяет утверждать, что мы имеем дело со взаимодействием двух схожих по направленности художественных систем, одна из которых опирается на классическое искусство «латинской Европы», другая сложилась, хотя до конца еще не оформилась и не выкристаллизовалась ко времени соприкосновения с первой, на основании средневековых форм местного искусства, вобравшего в себя готические и византийские влияния, породившие трудно поддающуюся стилевым определениям, но тем не менее единую художественную систему. Ряд ее качеств, оформлявшихся в первые десятилетия ХУЛ века позволил нам говорить о «риторическом средневековье» и рассматривать его как близкую некоторыми чертами к западноевропейскому стилю барокко — в первую очередь к проявлениям «среднего» его уровня. Анализ искусства, возникшего в процессе взаимодействия местной, средневековой по своему характеру художественной культуры и западноевропейского барокко позволяет утверждать, что барокко как стилевая система обладает способностью восполнять слабость ре-нессансного культурного этапа или его отсутствие и в его сфере происходит окончательный переход средневековой, символической, знаковой художественной системы в «картинную». Средневековая основа местной культуры обусловила проявление барокко прежде всего в «среднем» его уровне. На оформление художественного языка этого стиля в творчестве местных мастеров большое влияние оказывали дидактические художественные формы контрреформации, которая сама.

— 179 по себе не обладала определяющими стиль качествами. Объективно в Литве сложилась такая ситуация, что первоначально контрреформация активизировала здесь медиевизирующий культурный пласт. Но возникший в ее сфере театр приобрел в своем дальнейшем развитии барочный характер и стал сильно воздействовать на сложение художественной системы барокко в местном искусстве, сказался на его зрелищности и фабулярности.

Средний" слой барокко в литве носит отпечаток предшествовавшей художественной традиции, проявляющейся в выразительных и изобразительных средствах художественного языка, определяя его своеобразие, продолжающееся не только в предпочтении более декоративных форм в изобразительном искусстве и в лапидарности архитектурных композиционных принципов, но и в сохранении большой условности этого художественного языка, восходящей еще к средневековому искусству.

Оформление барокко в Литве активизировало также и народный культурный пласт, вызвав к жизни фольклорные явления в изобразительном искусстве и положив начало мощному течению искусства примитива, пышно расцветшего в Литве в следующем столетии. Внешние формы барочного искусства определили сказочность, открытую эмоциональность народного изобразительного творчества.

Комплексный подход к проявлениям барокко в Литве позволяет нам попытаться переосмыслить периодизацию художественного развития интересующего нас столетия и предложить следующий ее вариант. Период с 1595 по 30-ые гг. ХУЛ века, отмеченный активными сдвигами в местном искусстве и самыми первыми, еще единичными проникновениями сюда явлений «высокого» барокко, не находящими пока отклика в местном искусстве, выделить в отдельный этап и предло— жить ему условное название «предбарокко» или «риторического сред.

— 180 неБековья", поскольку ни один из существующих терминов сюда не применим.

Период с 30-ых гг. ХУП по конец 70-ых гг. ХУП века, отмеченный активным проявлением в Литве привозных форм раннего и зрелого барокко и новыми изменениями в местном искусстве, связанным с освоением этих явлений, интеграцией местной художественной культуры, отходов ее от средневековых форм, считать периодом раннего барокко. рассмотренный нами материал художественного развития Литвы позволяет утверждать, что конец 70-ых гг. отмечен творческим развитием освоенных и переработанных форм «высокого» барокко, новыми и глубокими сдвигами во всей культуре Литвы, изменениями миро-возренческого характера. Это время мы склонны считать началом зрелого барокко в Литве, рубежом, к которому относится новая волна иностранных художественных импульсов, этот этап остается за пределами нашей работы и его характеристика, как и изучение дальнейших судеб этого стиля, является задачей дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Энгельс Ф.- 4-е изд.-М.?Искусство, 1983.-т.1−2.1. АРХИВЫ
  2. ЦГАДА, ф.2188, оп.1, д.д. 35−67. Инвентари владений иезуитов в губерниях Виленской, Минской, Гродненской и Витебской.
  3. ЦГВИА ф.349, оп. 5,8,12,17,19,21,38. Планы и чертежи инженерного управления.
  4. ЦГИА СССР, г. Ленинград, ф.825, оп.1−4. Коллекция планов и чертежей Шшода.
  5. ЦГИА Лит.ССР. ф. З, оп.8,А 338.
  6. ЦГИА Лит.ССР. ф.525,оп.8. д. 1140. Инвентарь костела в Маркине.
  7. ЦГИА Лит.ССР. ф.604, оп.1, д. 6694. Кроника костела и монастыря в Мяркине.
  8. ЦГИА Лит.ССР. ф.604, оп. З, д. 107. Акты вильнюсской консистории.
  9. ЦГИА Лит. ССР, ф.669, оп.2, д. 357. Визитация костела в Апи-талаукисе.
  10. ЦГИА Лит. ССР, ф.669, оп.2, д. 367. Инветарь костела в Апи-талаукисе.
  11. ЦГИА Лит.ССР. ф.669, оп.2, д. 229. Инвентарь костела в Вя-люне.
  12. ЦГИА Лит. ССР. Ф.669, оп.2, д.д. 221,222,241,356,553. Инвентари костела в Дебейкяй.
  13. ЦГИА Лит.ССР. ф.669, оп.2, д.д. 258,275,321,356,358. Инвентари костела в Скаруляй.
  14. ЦГИА Лит. ССР. ф. 694, оп.1, д. 3507. Инвентарь костела в Алиталаукисе.
  15. ЦГИА Лит. ССР, ф.694, оп.1, д.д.3381,4006. Инвентари костела. в Видянишкисе.
  16. ЦГИА Лит.ССР. ф.694, оп.1, д.д.221,225,229,232,237,243, 244,251,253,256,271,356. Инвентари костела в Вялюне.
  17. ЦГИА Лит.ССР. ф.694, оп.1, д. 3381. Инвентарь костела в За-расай.
  18. ЦГИА Лит. ССР. ф.694, оп.1, д. 5064. Инвентарь костела св. Игнатия.
  19. ЦП1А Лит. ССР, ф.694, оп.1, д.д.3152,3640. ИЙвентари костела. св.Казимира.
  20. ЦГИА Лит.ССР. Ф.694, оп.1, д.д.3604,3776,3925,4013,4019. Инвентари костела в Маркине.
  21. ЦГИА Лит.ССР. ф.694, оп.1, д.д.3381,3489. Инветари костела Петра и Павла.
  22. ЦГИА Лит.ССР. ф.694, оп.1, д. 3941. Инвентари костела в Скаруляй.
  23. ЦГИА Лит.ССР. Ф.696, оп.2, д. 23. Инвентари костела в Дуся-тос.
  24. ЦГИА Лит.ССР. ф. П35, оп.З. Фонд фотографий Вильнюсского общества любителей наук.
  25. ЦГИА Лит.ССР. ф. П35, оп.4. Чертежи Я.Клосса.
  26. ЦГИА Лит. ССР. ф. П35, оп.8. Работа Я. Загорского о костелах Вильнюса.
  27. ЦГИА Лит.ССР. ф. П35, оп.12. Рукописи Я.Клосса.
  28. ЦГИА Лит.ССР. ф. П35, оп.20. Фотографии Я.Клосса.
  29. ОР ЕВУ ф.78−79. Фонд иезуитов.
  30. ОР ЕВУ ф.93−48. Документы доминиканцев Литвы.
  31. Отчет Свода памятников изобразительного искусства Лит. ССР за 1983 г. Друскининкакский и Зарасайский районы.
  32. Акты, издаваемые Виленьскою комиссиею для разбора древних актов. Вильна- 1873, т.ХХ.-668с.
  33. Akty.cAchow Wilenskich 1495−1759. Opublikowai H. Lowmians-ki.-V/ilno, 1939 .-493p.
  34. Eijlek J. Opisy Wilna az do polovvy v/ieku XVII-go.-Athene-um Wilenski.-V/ilno, t .1, p.314−336- tp. 138−158.
  35. Kraszevvski J. V/ilno od pocz^tkovv jego do ro&u 1750.-Wilno, 1840−1842, t.t.I-IV.
  36. Lopacinnski E. Y/iadomoaci o artystach IV’ilna i aiem okoli-cznych zebrane w Archyv/um Paastwowym Miejslcim w V/ilno.→7ilna, PiMSSHS, t. III, p.319−334.
  37. Lopocinski E. Uioznane dane archiwalne i v/iadomosci zrod-lowe do historii sztuki Wilna i B. V/.X.Litevvskiego od XVII do pocsqtkow XIX w.- PiMSSHS, V/ilno, t. III, p.49−107.
  38. Lopacinslci E. Llst’erjaly do dzejow rzemiosla artystycznego w V/ielkim Ksicstv/ie Litev/slcim /XV XIX w.w.#.-iYarszav/a, 1946.
  39. Lorentz S. Materjaly do historyji architektury na ziemiach Ъ. Ш.- V/ilno, PiMSSHS, 1935, t. II, p.259−263.
  40. Obraz dvvorow europejskich na pocz^tku XVII wieku przedsta-wiony w Dzienniku Podrozy krolev/icza Wladyslawa, syna Zygmunda III do niemiec, Szwajcarji, V/loch, Austii i Belgii w roku 1624-l625.-V/roclaw, 1854.-302p.
  41. Radziv/ill A.S. Memorial® rerum gestarum in Polonia 1632-l656.-V/roclaw? Ossolineum.-t .t .I-IV.
  42. Radziwiii A.S. Pamictniki.-PozngriiSCherka, 1893, t.t.1−2.
  43. Rostov/ski J. Lituanicarum societatas Jesu historiarum pro-vvincialiam pars prima.-Vilna, 1768.-515p.
  44. Taurogiriski B. Dane archivalne o artystach. na dworze ksi^-2at Radziviiiov/.- PiMSSHS, Wilno, 1983/39, t.3, p. 19−23.
  45. Tyszkiewicz E. Birze. Rzut oka na przeslosc miasta, zamku i ordynacji.- St. Petersburg:Czionkami A.H.Kjrkora, 1869.-170p.
  46. Tyszkiewicz B. V/ilija i jej brzegi. Pod wzgl§ dem historycz-nym, hidrograficznym, archeolograficznym i etnograficznym. Wy-dane i illustrowane.- Brezno- drukem i nakladem J. Kraszewskie-go, 1871,-362p.
  47. Bartoszev/ski \T. Dowody procesji naboanej v- dzieii przenajsz-wietejszego Giala Boaego.-V/ilno- Typografia Akademia Societatis Jezu, 1618.-24p.
  48. Basilica Palladis Ghodkeviciane immortaii gloriae. Casimi-ri Pac, episcopi Samogitiae consecrata.-Vilnae- Typographia Societatis Jezu.- 1689.-4p.
  49. Birkowski A. F. Glos krwie B. Jozephata Kunoewicza.-Krakow, Typographia Societatis Jesu, 1629.-26p.
  50. Gruszecki H. Cel Sapiezanskiej straly Boga chwala, swi§-tych honor, ludzki pozytek.-Poznan, 1701.-58p.
  51. Krzyz strzalsty oawieconego domostv/a. .^apiehoiv albo kaaanie zalobne prsy pogrzebieniu ciala. Pawla Sapiehi, pod-kanclerzego W. x"l", odprawione w Holszanach. prsez Marka Ko-ron§.- Wilnoj Druk Akademiji Soc. Jesu, 1637. 56p.
  52. Kunicki W. Obras szachcica polskiego. Krakow, 1615.-234p
  53. Lux lunae Tyszkewicziane, sicut lux solis Vilnensis epis-copati felicisseme exorta, gratulatoria panegyri ex Drucki Hors-ki repraesentata. Vilnae, l640. — 48p.
  54. Processyja od p.p. Akademikow wyprowadzona przez niektdre figury z pev/n^ komitatywQ, przrz ktore si§ to objasnia, iz migdzy rzeczamy dobremy i pigknemy, ktoremy Bog ozdobil swoj
  55. Kosciol, nayvvybornejsza Sakrament Ciala i Krwie Pana. -Wilno-Typ.Academiae Soc. Jesu, 1631.
  56. Processya 7ilenska vv sv/igto bozego ciala r.1633 od Akade-mikow S.J. wystav/iona. Wilno, l633. — 4p.
  57. Processyja V/ileriska vv sv/i§ to bozego Ciala roku 1633 .-Wil-no, 1633. 6p.
  58. Pobudka na obchodzenie nabozne swi^tosci rocznej triumfui pompy Ciala Bozego dana vv r.1614. V/ilno- Jdzef Kare an, 1614
  59. Radavviecki A. Pravvy szzkachcic .-1614.
  60. Serenissimo ac invictissimo monachae Sigismundo III. Vilnae, Typ.Acad. S.J., 163? 102p.
  61. Serlio S. Tutte 1'opere d’archittetura e prospetiva. diviso in settc libri VenetiajApresso Giacomo de Pranshesi, 1619. t.1−6.
  62. Starovvolski S. Monumenta Sarmatarum viam universae carnus ingressorum. Krakow, l655″ - 816p.
  63. Stryjkovvski M. Ktora przed tem swiata nievvidziala czyli kronika Polska, Litewska, Zrnodzka i V/szystkiej Rusi. Y/ar-szav/a- V/yd. przez Mikolaja Malinovvskiego, 1846. — t.1−2.
  64. Summa processyjej Wilenskiej 0 czvvorakim bankiecie, kto-ry Christus, Pan i Tvvorca swiata. wystawid raczyl Wilno- Typ. Akad. S.J., 1627. 4p.
  65. Summa processyjej V/ileriskiej na dzien chwalebnej uroczys-toezi. Y7ilno-Typ.Acad.Soc.Jezu, $ 630. — 4p.79″ Syrokomla-Kondrazowicz Y. Przechadzki po Y/ilno. iiilno, 1816. — 380p.
  66. Syrokomla-Kondratovvicz v7. Wgdrov/ki po moich niegdys oko-licach. iiilno, 1853. — 402p.
  67. Syrokomla-Kondrgtov/icz ТЕГ.' Y/yciczki po Litwie vv promieniach od Wilna. Iiilno, 1860.-t.i-2,
  68. Syrokomla-Kondratowicz ii. liiemen od zrodel do ujscia.-Y/ilno, 1861. 170p.
  69. Sirvydas K. Punkty kazan na post wielki jczykem litewsiim.-Y/ilno, 1o44.-t .1−2.
  70. Theatrum S. Casimiri in quo ipsius prosapia, vita, miracu.-la et illiustri pompa in solemnis eiusdem apotheseos instaurat iaff.-r Vilnae -Typ.Acad.S. J., 1604. 205p.
  71. J. Рас owie .Mater jaly historyczno-geneologiczne.- Petersburg, 1885. t.1-ill.1. МОНОГРФИИ И СТАТЬИ
  72. С., Зволинскас Е. Архитектурный ансамбль в Ти-тувенай. Архитектурное наследство, Москва, 1957, 8, с. 4956.
  73. С. Развитие каменного строительства в Литве ХШ ХУ1 в.в., дис.канд.архитектуры. — Москва-Каунас, IS65.
  74. Т. Искусство Литвы ХУ середины ХУЛ в.в. В кн.: Исвория искусства народов СССР. — М.-Искусство, 19
  75. Барокко в славянских культурах. М.-Наука, 1982. — 352с.
  76. И. Архитектура Литвы начала ХУ1 XIX в.в. В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12-ти т.т. — М.- Стройиздат, 1968, т.7, с. 393 — 405.
  77. П.И. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы северо-западного края. СПб.- Общественная польза, 1890. -542с.
  78. К., Червонная С. Искусство Литвы. Очерки истории и теории изобразительного искусства. Л.- Искусство, 1972, -205с.
  79. И. К вопросу о становлении барокко в искусстве Литвы. Проблемы истории античности и средних веков. — М.- Изд-во МГУ, 1984, с.69−78.
  80. И. Характер художественного меценатства в Литве ХУП в. Проблемы истории античности и средних веков. М.- Изд-во МГУ, 1983, с.161−172.
  81. А. Общественно-философская мысль эпохи возрождения в Литве в начале ХУ1 в., дис.кан. философских наук. -Вильнюс, 1974.
  82. Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса.-М.- Изогиз, 1934. 400с.
  83. Н.Ф. Забытыя беларускГя мастак1 ХУ1-ХУП ст.ст. -Помники гГсторП I культуры БеларусГ, Щнск, 1974, 3, С.45−47.
  84. Н.Ф. Мастаки I малярск1я цэх1 у БеларусГ ХУ1-ХУШ ст.ст. Помн1к1 гГсторП культуры БеларусГ, Щнск, 1976, 2, с.47−49.
  85. Н.Ф. Материалы к истории живописи станковой живописи Белоруссии ХУТ-ХУШ в.в. датированные произведения. Мастера. Музей"4, М.- Искусство, 1983, с.165−178.
  86. Н.Ф. Пластика БеларусГ ХП-ХУШ стагодзяу. Щнск- Беларусь, 1983. — 231с.
  87. Н.Ф. Станковая живопись Белоруссии второй половины ХУШ веков, дис. канд. искусствоведения. Л.- 1976.
  88. Т.В. Становление стиля барокко в монументальной архитектуре Белоруссии ХУП в. дис. канд. архитектуры. М.- 1979.
  89. П. Литовское искусство ХУ1-ХУП в.в. Очерки истории искусства народов СССР. — М.- Искусство, i960, с.66−69.
  90. А.Я. Категории средневековой культуры . М.- Искусство, 1972. — 318с.
  91. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М.- Искусство, 1981. 358с.
  92. Жывап1с Беларус1 ХП-ХУП стагодзяу. Жнск, 1980. — 315с. 107. Працы кам1с11 г1сторы1 мастацтва/ Записк1 аддзелу гуман1-тарных навук, т.1, кн.6, Жнск, 1928.
  93. Збор домникоу г1сторы1 I культуры Беларус1. ЖНск- На-вука I тэхн1ка, 1972, т.1.109, Каменецкая Е. К. Основные направления развития портретав крупных художественных центрах Польши и Литвы ХУП века, дис .канд. искусствоведения. Л., 1983.
  94. ПО. Кацер М. К вопросу о развитии белорусскаого искусства периода феодализма Х1У-ХУШ в.в. Белорусское искусство, — Минск- Навука и тэхника, 1968, с.133−152.
  95. М. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Шнек- Наука и техника, 1969. — 201с.
  96. В.И. Проблема барокко в белорусской архитектуре ХУП-ХУШ в.в. Сборник научных работ ИСиА АН БССР, Минск, 1961.
  97. Кул1к П. Палац у нясв1жы ХУ1-ХУШ ст.ст. Помники г1сто-pll I культуры Ееларус1. — Минск, 1971, 2, с48−50.
  98. М. Живопись и скульптура Зстонии ХУ1 первой половины ХУП в., дис.акнд.искусствоведения. — Таллин, 1975.
  99. В.Ф. Льв1вска скульптура ХУ1-ХУП сто1ть / АН Уб-СР. Музей этнографии та худож. промислу. Ки1в- Наукова думка, 1981. — 215с.
  100. Музэй старожытнабеларускай культуры. Каталог. MIhck- Навука I тэхн1ка, 1983. — 176с.
  101. Памятники русской старины в западных губерниях империи, издаваемые по высочайшем^ повелению П. Н. Батюшковым. СПб- Общественная польза, 1974, т.5−6.
  102. М. Эстетические черты барокко Вильнюса, канд. .дисс. искусствоведения.-Вильнюс, 1973.121.- Прокофьев 0. Искусство Литвы. В кн. ¡-Всеобщая история искусства. — М.- Искусство, 1963, т.4, с.384−388.
  103. Ренессанс.Барокко.Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУП в.в. М.- Наука, 1966. — 348с.
  104. Россия. Полное описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. СПб.- Девриен, Í-905.-т.9. 124- Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. -М.-Наука, 1978. — 327с.
  105. Л.А. Поэтика славянского театра ХУП ХУШ в.в. -М.- Наука, 1981. — 264с.
  106. Л.И. Польские портреты в Смоленском музее. -Искусство, Москва, 1974, 7, с.60−63.127., Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М.- Наука, 1979. — 302с.
  107. М.А. Абарончыя збудованн1 заходн1х земель Еелару-cl ХШ-ХУШ ст.ст. MIhck- Навука I тэхн1ка, 1978. — 142с.
  108. В.А. Архитектурные памятники Белоруссии. Минск, Полымя, 1982. — 222с.
  109. Щакацых1н М. Нарысы з г1сторы1 беларускага мастацтва. -MIhck- 1нбелъкульт, 1928, 278с.
  110. А.К. Художественная жизнь Рима 20-ых г. г. ХУП в., дис. канд. искусствоведения. Москва, 1974.
  111. А. Архитектура общественных зданий средневековой Литвы, дис. канд.архитектуры.-Каунас, 1962.
  112. Adomonis А. Trakyi salos jhilies rumy. tapyba. In.:Meno-tyra/HDSR Aukstyijy mokylcl^ darbai. — Vilnius, 1967, р. 135−160.134″ Angyal E. Swiat siowianskiego baroku. Warszawa, PWI, 1972.
  113. Alenda I. Relaciones de solenidadas у fiestas publikas en Espana. Madrid- Por don Alenda у Mira, 1903. — 527p.
  114. Alewyn R., Salzle K. Das grosse Welttcatr. Hamburg- Rohowolt, 1952. — 134p.
  115. Aphun H. Einfurung in die Ikonographie der Mittelartli-cher Kunst in Deutschland. Darmstadt-Wiessenschaftliches Buchhe’sclshaft. — 1980. — 13op.
  116. Bagdonavicius G. Siauli^miestо baznycios vaizdyi albumas. e Kaunas, 1925. 60p.
  117. Balinski Ы. Dawna akademia Wilenska. Proba jej historii od zalozenia w roku 1597 do ostatecznych czasow. Petesburg- Uskladem i drukem Ohryzki, 1862. — 597p.
  118. Balinski Li. Historyja miasta Wilna. 7ilno- Druk Marci-nov/skiego, 1836−1837.-t .1−2.
  119. Balinski M. Starozytna Polslca pod v/zglgdem historycznym, geograf icsnynr i statystycznym Warssavva- 1885−1886. t.1−4.
  120. Baranowski B. Kultura iudovva a kultura sslachecka w ZVII w. In: Narodsiny i rozwoj nowoczesnrj kultury polskiej. -Wroclav/-', 7arszawa-Krakow-0ssolineum, 1979. — 479p.
  121. Barock in Nurnberg 1600−1750. Ausstellung. ITiurnbrg- Germanisches National Museum, 1962. $o7p.
  122. Barockstulptur in Mittel- und Osteuropa. PoznanjHer-ausgegeben von Kalinowski, 1981. — 234p.
  123. Barocke art. The Jesuit contribution. Hew YorckjFord-ham university press., 1972. — 139p.
  124. Bartel K. Obraz sw. Kazumierza w kosciele 00. Reforma-t<5w w Krakowie. BHS, 1968, 1, p.62−73.149″ Batowski Z. Giacinto Campana i caplica sw. Kazimierza w Wilnie /przyczynek archywalny/.-BHSiK, V/arszawa, 1973, p. 45−76.
  125. Baznytinio meno paroda. Katalogas. Kaunasj^idinys, 1939. — 34p.
  126. Bernsstejn M. Teatr szkolny w Krozach na Zmudzi. Athe-neum Wileriskie, Wilno, 1925/26,p.29−50.
  127. Bienkowski T. Z badan nad recepcj^ antyku w Polsce do konca 18 w. Pami§ tnik literacki, Warszawa, 1968, 3, p.120−146.
  128. Bialostocki J. Barock. BHS/tfarszawa, 1958, 1, p.12−36.
  129. Blunt A. Artistics Theory in Italy 1450−1600. 2 ed.-Oxford- Clarendon press" - 168p.159″ Bohdzewicz P. 0 istocie i genezie baroku iiilenskiego. -PiMSSHS, iiilno, 1938/39, p.68−87.
  130. Bohdziewicz P. Zagadnienie formy w arch. itekturze baroku-lublin- Towarzystwo naukowe Katolickiego uniwersitetu Lubel-skiego, 1961. 388p.
  131. Bohler I. Die Annenkirche in Skorule. Scheinwerter, iiilno, 1918, 26 Okt.
  132. Brahmer M. Z dzie-j6w polsko-wipskich stosunkow kultural-nych. 7/arszawa, 1939. — 120p.
  133. Brahmer M. L’Italie, la France et la Bologne a l’epoque de la Renaissance et du Baroque. In.: III Congres International Comparative Literature Assotiation, Venice, 1962, p. 134−148.
  134. Brinckmann A.-E. Barockskulptur. EtWicklungsgeschichte der sckulptur in der romanischen und Lander seit Mickelamd-gelo bis zum 18. Jh. Berlin, Neubabelsberg -Azhenaion, 1917″ 314p.
  135. Brinckmann A.-E. Die Kunst des Barock und Rockoko. Berlin- Athenaion, 1923.- 327p.
  136. Bumblauskas A. Renesanso Lietuvoje ir nacionalines lie-tuviyi kulturos formavimosi klausimu / Istorija. Lietuvos auk-siygyi mokykly darbai, Vilnius, XXII, p.47−86.
  137. Bystron J. Megalomania narodowa. WarsEawa- Vficdza pow-szechna, 1935. — 198p.
  138. Chastel A. Le Baroque et la mort. In.: Atti del III Congresso Internationale di etudii Umanistici. Venetia- Auriga, 1955, p. 89−97.
  139. J. «Castris et astris». BHS, Warszawg, 1968, 3, p.384−395.
  140. Chroscicki J. Pompa funebris. Z dziejdw kultury staro-polskiej. Warszawa- PIW, 1974. — p.312.
  141. Chroscicki J. Wiadomosc 0 mecenatstwi"' artystycznym ma-gnatcrii i szlachty polskiej na podstawie panegyrikov- pogrze-bowych od XVI do XVII w. RHS, Wroclaw, 9, p. 146−176.
  142. Chrsanowski T. Rzezba iat 1560−1650 na el^skti opolskim.-Warszawa- PYttI, 1974. 175p.
  143. Ciechanowecki A. Z dziejow zamku w Birzach. Kwartal-nyk architekturzy i urbanystyki, Warszawa, 1959, ½, p.43−66. 174″ Codello A. Pacowie wobec opozicji Jerzego Lubomirskiego /1660−1667 $. — Przeglqd historyczny, Warszawa, 49, p.21−44.
  144. Codello A. Rywalizacja Pacow i Radziwiiiow w iatach 1665-. 1669. Kwartalnyk historyczny, Warszavva, 1964, 4, p. 913−930. 1 76. Codello A. iiydarzenia wojenne na Zmudzi i w Eurladii 1665−1660. — Przeglqd historyczny- Warszawa, 1966, t. 57, p. 49−69.
  145. Croce B. Der begrif des Barocks. Berlin-Rasher, 1925.-215p.
  146. Curtius E.R. Europeen literature and the Latin Middle Ages. Hew York- Pantheo books cooperation, 1953. — 662p.
  147. Czafilinski Y7. Wiadyslaw IV i jego czasy. Warszawa- wi§-dza powszechna, 1972. — 400p.1CI8. Czaplirieki W. ?ycie codzienne magnaterii polskiej w XVII w. V/arszawa- PIII, 1976. — 266p.
  148. D^browski S. Odbudowa kosciola sw. Katarzyny w Wilnie przez architekta J.J. Glaubitza. Biuletyn Historii sztuki i kultury, Warszawa, 1934,3,p.34−45.
  149. Danys A. Studja z dziejow wychowania w Polsce. Krakdw, R6j, 1921. — 302p.
  150. Dobrowolski T. Polskie malarstwo portretowie. Ze studi-ow nad sztuk^ epoki sarmatyzmu. Krakow, PAU, 1948. — 239p. 191″ Dramat Staropolski od pocz^tkow do powstania sceny naro-dowej. — Wroclavv- Ossolineum, 1976. — 718p.
  151. Durr-Durski J. Daniel Haborowski. Monografia z dziejow maniryzma i baroku w Polsce. Warszawa, PAK, 1966. — 206p.
  152. Fleming W. Geschichte des Jesuitentheaters in den Landen deutschen Zunge. Brlin-Sehrinke, 1933. — 258p.
  153. Forsman E. Saule und ornament. Studien zum problem desmanieryzmus in den nordischen Saulenbuchern und Vorlageblattern des 16. und 17. Jahrhunderts. StokholmjAlmgwist Wikseil, 1956. — 3o4p.
  154. Francastel P. Limites chronoligiques, limites geografiqu-es et limites sociales du Baroques. In.: Retiruca e barocco / Atti del III Congresso intrnationale di studii Umanistici.-Venetia-Auriga, 1954. 354p.
  155. Friedlander W. Der antimanieristiche Stil um 1590. Wortrage der Bibliothek Warburg, 1928/29,p.214−293.
  156. J. 0 kilku portretach Jana Kazimierza. BHS, 1. Warszawa, 1977, p.47−61.n
  157. Galaune B. Lietuvos knygos meno raidos metmenys XVI-XVIII amziouse. Vytauto Didziojo kulturos Muziejaua Metrastis, Kaunas, 1941, p.323−330.
  158. Galaune P. Musy. senasis baznytinis menas. Zidinys, Kaunas, 1931,7,p.46−47.
  159. Galaune P. Pirmoji Lietuvos senojo baznytinio meno paro-da. Naujoji Homuva, Kaunas, 1931,26,p.615−617.
  160. G^barowicz M. Matrjaly zrodlowe do dziejow kultury i sztu-ki XVI-ZVIII w. Wroclaw-Ossolineum, 1973. — 447p.
  161. G§ barowicz M. Studia nad dzie^ami kultury artystycznej poznego Renessansu w Polece. Torun, P'.71T, 1962. — 410p.
  162. G§ barowicz M. Z dzie-jow przemyslu budowlanego XVI-XIX w.-In.: Ksi§ ga ku czci Wi.Podlaskiej. WroclawjOssolineum, 1969.-142p.
  163. Glemza J. Birzu J) ilis. Mokslas ir gyvenimas, 1969,7,p. 19−23.
  164. Goldschmitt a. Lubeker Malerei und Plastik bis zum Jahre 1530. Lubeckjti. Nerrung, 1890. — 39p.- 2.1G
  165. Griesbach A. Romische Poftraitbusten der Gegenreformation. Leipzig, Seeman, 1923. — 184p.
  166. Grimschitz B. Barock in Osterreich. WienjVorum Verlag, 1960. — 94p.
  167. Grinius J. Vilniazs meno paminklai. Kaunas, Zidinys, 1940. — 139p.
  168. Gurlitt C. Alt-Litausches Bauen. Balt-litauisches mitt-•t e Hungen, Wilna, 127, p. 4.
  169. Gurlitt C. Wilna als Kunststadt. Grdenkblatte der 7/il-naer Zeitung zum 18.9.1916,p.8.
  170. Hentschel W. Dresdener Bildhauer des 16. und 17. Jh. -Weimar-Bohlhaus, 1966. 170p.
  171. Hrnas Cz. Barock. Warszawa-PWN, 1976. — 668p.
  172. Historia sztuki polskiej w zarysie.-wyd.2-e.-Krakow, Wyd-awnictwo Literackie, 1965.-t.1−3.
  173. M. 0 planach Wilna, Jakie bylo w XVIIw. Wi-zerunki i roztrzasania naukowe, Wilno, 1843,24,p.1−109.
  174. Hoppen J. Malowidla scienne zamku trockiego na wyspie.-PiMSSHS, Wilno, 1935,2,p.228−239.
  175. Hoppen J. Materjaly do historii stolarstwa i snyceratwa w Wilnie. PiMSSHS, V/ilno, 1935, p.193−199.
  176. Hornung H. Gdariska szkola rzezbiarska na przelomie XVI-XVIIwieku. TKHS, Torun, 1959, p.203−254.
  177. Hubala E. Barock in Bornen. Munchen, Mahlhaus, 1964. — 234p.
  178. Iwanojko E. BartlomeJ Strobel. Poznan-PWN, 1957. — 180p.
  179. Janaoek J. Pad Rudolfa II. -JPraha- Mlada fronta, 1973.-216p.
  180. Janke’viciene A. Vilniaus senamiescio ansamblis. Vilniaus Vaga, 1969. — 184p.
  181. Jasenas K. Barokas ir subarokinti pastatai Idetuvoje. 2idinys, 1934,19,P.225.
  182. Jasenas K. Baroko stliaus monumental Lietuvos sostinese.-Zidinys, 1935,19,278−284.
  183. Jasenas K. Visuotino meno istorija. Mintau3a-U>viesa, 1932−1938,t.1−5.
  184. Jodkowski J. Grodmo.-Wilno, Luk-1923.-119p.
  185. Journees internationales d’stude du Baroque.-Mauntauban- Actes de Touluose, 1965. 169p.
  186. Jurginis J. Legendos apie lietuviyi kilm§. Vilnius-Min-tis, 1971. — 377p.
  187. Jurginis J. Luksaite I. Lietuvos kulturos istorijos bruo-zai.#Feodalizmo epocha. Iki astuonioliktojo amziaus/. Vilnius- Mokslas, 1981. -346p.
  188. Jurginis J. Lietuvos meno istorijos bruozai. Vilnius- Valstybine mokslines ir politines literaturos leidykla, 1960. -492p.
  189. Kamieniecka E. Portrety Jana Szretera. Rocznik Museum Na-rodowego w Warszawie, 17,1973,p.123−161.
  190. Kamieniecka E. Portret zbiorowy Daniela Szultza. Rocznik Muzeum Harodowego w Warszawie??2,1978,p.117−157.
  191. Kamieniecka E. Z zagadnieri sztuki Grodna polowy XVII wieku /portrety klasztoru Brygitek/. Rocznik Muzeum Harodowego w War-szawie, 16,1972,p.87−133.
  192. Kaminski M. Kosciol Krzyzg czyli bonifratrow w Wilnie. -Tygodnik Illustrowany, Y/ilno, 1836,218,p.457−458.
  193. Kamiiiski M. Koaciol sw. Stefana i kiasztor mariawitek w Wilnie. Tygodnik illustrowany, Wilno, 1836,202,p.311−312.
  194. Karpowicz M. Dvva portety kowienskie Pacow. M.A.Palloniczy D. Szulc? BHS, i/arszawa, 1963,24,p.214−219.
  195. Karpov/icz M. Kilka slow o Pozajsciu i mecenasie Pacow.-BHS, Varszawa, 196l, 23, p. l67−171.
  196. Karpowicz M. Niezmane dzielo Franczeska Rossiego. BHS, Warszawa, 1960,4,p.372−382.
  197. Karpowicz M. Sztuka Polska XVII wieku. Warszawa-Wy-dawnictwo artystyczne i filmowe, 1975. — 225p.239″ Katalog zabytkow sstuki w Polsce. Warszawa- PAIT, $ 965−1971.-t.1−11.
  198. Krller H. Barockaltare in Mitteldeutschland. Magdeburg- Rohde, 1939* - 234p.
  199. Kernodle G.R. From Art to the Theatre. Form and convention in the Renaissance and the Baroque. Chicago -University of Chicago press, 1945. — 225p.
  200. M. 0 prozie kazan sejmowych Piotra Skargi. War-cuawa-Pax, 1971. — 224p.
  201. Kosman M. Drogi zanyku pogacistw u baltdw. Vi’raciawjOs-solineum, 1976. — 2S8p.
  202. Kosman M. Historia Bialorusi. Wroclaw-Ossolineum, 1979"-405P.245″ Kosman M. Litewskie kazania pogrzebowe z pierwszej poLo-wyxVlI wieku. Odrodzenie i reformacja a Polsce, 17, p.92−111.
  203. Kowaiczyk J. Sebastiano Serlio a sztuka polska.0 roli wloskich tratat<5w architektonicznych w dobie nowozytnej.247.zawa-Auriga, 1978. 174p.247″ Kozakiewiczowa H. Renesans i manieryzm w Polsce. Warszavva — Auriga, 1978. -174p.
  204. Krasnowolska IJ. Przycsynek do dzialnosci budowlane-} Jana Zaorza. Rocznyk Krakowski, 49,1978,p.170−173.
  205. Krzyzanowski L. Plastyka nagrobna Wilhelma van den Blocke. BHS, Warszawa, 1953,¾, p.270−298.
  206. Kulpawiczius A. Der Barock in der Sakralbauten Litauens 16.-17.Jh., diss.-Darmstadt, 1957.
  207. Kunstformen des Barockzeitalters. Vierzehn Vortrage. -Bern-Hrsg.von Rudolf Stam, 1956. 446p.
  208. Kurczewski J. Biskupstvvo Wileiiskie od jego zalozenia do czasow ostatnich. WilnojZawadzki, 1912. — 614p.
  209. Lebedys J. Mikalojus Dauksa. VilniusjValstybines Gro-zines literaturos leidykla, 1963. — 423p.
  210. Lechcicki C. Mecenat Zygmunda III i zycie umyslowe na je-go dworze. V/arszawajInstytut popierania nauki, 1932. -326p.
  211. Lietuvos daile XVI-XIX a.a. Tapyba. Skulptjjra. Katalo-gas. Vilnius-LTSR Dailes Huz’iejus, 1969. — 146p.
  212. Lietuvos |>lys. VilniusjMintis, 1971. — 504p.
  213. Lietuvos tapyba XVI-XIX a. Vilnius-Vaga, 1970. — 112p.
  214. S. 0 architekcie Janie Zaorzie i dekoratorach sw.Piotra i Pavsrla na Antokolu w Wilnie. Dawna sztuka, Wilna, 1938,1,p.51−64.
  215. Lorentz S. Wycieczki po wojewodztwie Warszawskim. 7il-no-nakladem V/ilenskiego polskiego towarzystwa krajoznawczego.-1939. — 80p.
  216. Lowmia?ska M. Wilno przed najazdem moskiewskim 1655 ro-ku. WilnojWydawnicztwo Magistratu, 1929. — 198p.
  217. Loza S. Architekci i budawniczowe w Polsce. V/arszawa- Budownictwo i architektura, 1954. — 424p.
  218. Male E. L’art religieuse de la fin du XVII siele, du XVII sciecle, du XVIII sciecle. Etude sur l’iconographie apres le concile de Trente. Italie-Prance-Espagne-Flandres.-2-me ed.-Paris-Colin, 1951. 532p.
  219. Marikowski T. Barock, orientalizm i sarmatyzm. Sprawoz-dania Polskiej Akademii Umiejctnosci, WArszawa, 1934,39,p.34−98.
  220. Mankowski T. Denealogia sarmatyzmu. Warszawa-Luk, 1946, 178p.
  221. Marikowski T. Orient w polskiej kulturze artystycznej. -Wroclaw-ossolineum, 1959. 255p.
  222. Marikowski T. Portrety krolewskie Daniels Ssulca. Och-rona z o. by t ko v/, War s 2 gtiva, 1949,2,p.1l6−1 29.
  223. Markov/ski T. Sztuka islamu w Polsce. Itrakdw, Instytut popirania nauki, 1935. — 189p.
  224. Marikowski T. Z refleksji 0 Wilnie i 0 baroku poskim. -273.nik Towarzystwa przyjaciol nauk w V7ilno, Wilno, 1911−1914, 5,61−71.
  225. Martin R. Baroque. London-Lane, 1977. — 367p.
  226. Matusakaite M. Kremzline medzio drozyba Lietuvoje. Me-notyra/I/TSR Aukstygci mokyklyi darbai, Vilnius, 1974,5,p.87−111.
  227. Matusakaite M. Prie portretines dailes istaky,.-In.7 Da-iletyra, Vilnius-Mokslas, 1981, p.140−152.
  228. Matusakaite M. SkulptgLriniai 0ginsk: j. u antkapiai Kruony-je. Muziejai ir Paminklai, Vilnius, 1967, p.22−27. 277″ Matusakaite M. Stanislovo Radvilos Antkapis Vilniaus Ber-nardiny. baznycioje. — Muziejai ir paminklai, Vilnius, 1967, p. 30−33.
  229. Mekas K. Birzai. Mokslas ir gyvenjmas, Vilnius, 1966,?, p.31−33.
  230. Mieszkowski Z. Podstawowe problemy architektury vv polskich traktatach od polowy XVI do poczqtku XIX w. WarszawajPWN, 197o. — 127p.
  231. S. 2emaitijos XVII-XVIII amziyi siuzetines tapy-bos stilistines grupes. Menotyra/HDSR Aukst^jj^ mokykly. mokslo darbai, Vilnius, 1984,12,p.97−112.
  232. Mikocka K. Howe materjaly do budownietwa kaplicy svv.a-zimierza vv Wilnie. Kwartalnik architektury i zrbanistyki, Warszavva, 1981,3−4, p. 237−246.
  233. Milob§ dzki A. Architektura i spoleczenctwo. In.:Pols-ka w epoce Odrodzenia. Paristvvo, spoleczenstwo, Kultura. — 7ar-szawa-Wi§ dza powszechna, 1970. — 322p.
  234. Morelowski M. Nagrobek St. RadziviLLa w kosciole pober-nardynskim w Wilnle i fragment rzezby zamku dolnego w Wil-nie. PiMSSHS, Wilno, 1939,46−52.
  235. Ochmanski J. Historya litwy.-Wyd.Si-e.-Wroclaw etc. jOsso-lineum, 1982. 413p.
  236. Okon J. Dramat i teatr szkolny. Soeny Jezuitskie XVII wieku. Wroclaw-dssolineum, 1970. — 548p.
  237. B. «Concors discordia» Sarbiewsliego w teo-ryi konceptyzmu. Pami§ tnik 1itracki, Wroclaw, 1968,81−110.
  238. Papu E. Barocul 5a tip de existentia.- BucurestijMiner-va, 1977. 311p.
  239. Paszenda J. Problem stylu w architecturze jezuickiej.-BHS, Warszawa, 1962,2,p.149−158.
  240. Pele J. Obraz-siowo-znak.Studia 0 emblematach w litera-turze staropolskiejj. Wroclaw-PAU, 1973. — 436p.
  241. Pele J. Zbignew Morsztyn arianin i poeta. — Warszawa- Wi§ dza powszechna, 1966. — 419p.
  242. Pale J. Zbignew Morsztyn na tie poezji polskiej XVII w.-Warszawa-Wiedza powszechna, 1973. 338p.
  243. Pylipaitis A. Kretingos statybos vystymosi bruozai. Lie-tuvos TSR Architekturos klausimai, Vilnius, 1966,3,p.324−34o.
  244. Pisarze polskiego odrodzenia 0 sztuce. Opracowai W. Tom-kiewicz. Wroclaw-Ossolineum, 1955. — 261p.
  245. Pleckaitis R. Peodalizmo laikotarpio filosofija Lietuvoje .-Vilnius-Mintis, 1975. 527p.
  246. Podr6? kr61ewicza Wladyslawa Wazy do krajdw w latach 16 241 625 w swietle owczesnych relacji. Krak6w-W^dawnictwo li-terackie, 1977″ - 474p.
  247. Polska, jej dzieje i kultura. Warszawa, Luk, 1932, t.1−3.
  248. Polska XVII wieku. Paiistwo, spoleczenstwo, Kultura. -Warszawa-Wi§ dza powszechna, 1969. 368p.
  249. Poplatek J, Stadia z dziejdw? ezuickiego teatru szkolne-go w Polsce" Wroclaw-Ossolineum, 1957″ - 225p.
  250. Poplatek J. Paszenda J. S16wnik Jezuitow artystdw. Kra-k6w-Wydawnictwo Apostolstwa Modi it v/y, 1972. — 229P*
  251. Pozelaite M. Barokas prie Medininky. varty. Statyba ir archite kt ura, Vilnius, 1970,11,p.25.
  252. Pozelaite M. Cerbulenas K. Baroko architektura Lietuvoje. Pergale, Vilnius, 1970,7,p.138−148.
  253. Pozelaite M. PiimiejJi Vilniaas Ъагоко paminklai. Kul-turos barai, Vilnius, 1970,7,p.59−61.
  254. Przyalgowski J, Zywoty biskupdw Wilenskich, Petesburg, Nakladem J. Ohrysaki, 1861, t.1−2.
  255. Rosiak S. Bonifratry w Wilnie /1635−1843−1914/.Szkic dzie-36w opieki spolecznej w Wilnie. Wilno, 1928. — 109p.
  256. Rozp§ dowski J, Inkaselacja koscioldw polskich w srednio-wieczu. Kwartalnyk Architektury i Urbanistyki, Warszawa, 1966, 1, p.353−376.325″ Sgdowoka M. Koaciol ew. Teresy w Wilnie. Kurier Wilen-ski, Wilno, 1940,6,p.22−24.
  257. Sajkowski A. Od Sierotki do Rybenki. W kr§ gu radziwiiiow-skiego mecenatu. PoznanjWydawnictwo poznanskie, 1965. — 224p.
  258. Sajkowski A. Wioskie przygody polakow. Wiek XVI-XVIII.-Wars z awa-PIW, 197 3• 259p.
  259. Samalavicius S. Nauji duomenys apie Lietuvoje dirbusius architektus ir skulptorius. — Statyba ir architektura, Vilnius, 1963,12,p.22−23. .
  260. Samalavicius S. Apie Vilniaus miesto planavim^ XVII a.-Statyba ir architektura, Vilnius, 1964,6,p.17−20.
  261. Samalavicius S. Pagrindiniy. ir speciallzuotyi darby. pasi-dalinimas Vilniaus statybose XVII-XVIIIa. Architekt (?ras pa-minklai, Vilnius, 1,1970,23−38.
  262. Samalavicius S. Trobesigi statymas Vilniuje 1595−1795 metais, Architekturos paminklai, Vilnius, 1972,2,p, 2−27.
  263. Samalavicius S. Vilniaus sv. Petro ir Povilo basinycios statyba ir dekoravimas. Architekturos paminklai, Vilnius, 1972,2,p.46−71.
  264. Samek J. Nawrot do gotyku w sztuce Krakowa pirwszej po-lowy XVIIw. Folia historia artium, Krakow, 1968,5,p.147−162.
  265. M.K. 0 poezji czyli Wergiliusz i Homer. -WrociawjOssolineum, 1954- 523p.
  266. Sarbiewski M.K. Wykiady pootyki. WrociawjOssolineum, 1951. — 524p.
  267. Sarnowska-Temeriusz E. awiat mitow i swiat znaczen. M. K. Sarbiewski i problemy wigdzy o starozytnosczy. Wroclaw, PAN, 1969. — 173p.
  268. Sarnowska E. Teoria poezji M.K.Sarbiewskiego. Studia- 2.26z teorii i historii poez-ji, Wroc2: aw, 1967, p. 126−147.
  269. Shurnei- G. Katolische Kirche und Kultur in der Barockzeit.-Paderb-Pax, 1937. 347p.339* II seicento Europeo.Realismo.Classicismo, Barocco. Roma, 1956/57. — 617p.
  270. Sherman J. Manieryzm. WarszawajPWN, 1970. — 260p.
  271. Skardziuviene R. Laucius G. Vilniaus Bernardina baznyc-ios raida. architektyiros paminklai, Vilnius, 1,1970,p.56−73.
  272. Skrine P. H, The baroque. Literature and culture in sevent een century Europe. london-Metheen, 1978. — 176p.
  273. Sokolowska J. Spor o baroku. W poszukiwaniu modelu epoki.-V/arszawa-PIW, 1972. 327p.344″ Spielskis A. Po baroko skliautaus. Vilnius-Vaga, 1967.-184p.
  274. Spielskis A. Naujas Vilniaus urbanizmo puslapis. Sta-tyba ir architektura, Vilnius, 1964,2,p.20−23.
  275. Strelciyinas J. Dusrtyi baznycios ir parapijos istorija nuo 1530 iki 1930 mettj. Marijampole,§ viesa, 1931. — 42p.
  276. Salerzyska T. Galereia obrazow i «gabinety sztuki» Radzi-wilow w XVIIw. Inwentarz galerei obrazow Radziwiliow XVIIIw. -BHS, Warszawa, 1961,2,p.87−99.
  277. Sztuka okoio roku 1600. Warszawa. PWN, 1974. — 353p.349. &apoka A. Lietuva ir Lenkija po 1569 metyi Unijos. Jyi valstybinig santykiyL bruozai. Kaunas-?vietimo minister! jos knygyi r$mai, 1938. — 394p.
  278. Sinkunas P. Kedainio miesto istorija. Kaunas, 1928.-1oop. 351 • &lapelis I. Romos katalikyi baznycios mena> istorija. -Kaunas, Aviesa, 1935. — 154p.
  279. Tatrkiewacz V/. Typ kaliski i typ lubalski w architekturze koscielniej XVII wieku. Krakow, 1973. — 12p.
  280. Tazbir J, Kultura szlachiecka. Struktura i wzorce obycza-3owe. In.7 Narodziny i rozwoj nowoczesne-} kultury polskiej. -Wroclaw-Ossolineum, 1976. — 201p.
  281. Tazbir J. Rzeczpospolita i awiat. Studija z dziejow kultury XVII wieku. WroclawjOssolineum, 1971• - 195p.
  282. Tomkiewicz W. Czynniki, ksztaltujqce sztukc polsk^ XVII wieku. Rocznik historii sztuki, Warszawa, 1976,2,p.15−52.
  283. Tomkiewicz W. Dolabella. Warszawy-Arkady, 1959. — 82p. 363″ Tomkiewicz W. Franczesko Rossi i? jego dzialalnosc rzez-biarskka w Polsce. — BHS, Warszawa, 1957,9,P"199−217.
  284. Tomkiewicz W. Halarstwo dworskie w dobie Wladyslawa IV. -BHS, Warszawa, 1958,22,p.156−174.365″ Tomkiewicz W. Walicki M. Malarstwo polskie. Manietyzm, Ba-rok. Warszawa-Auriga, 1971. — 435p.
  285. Tomkiewicz W. Uchwala synodu krakowskiego z 1621r. o ma-larstwie sakralnym. Sztuka i krytyka, Marszawa, 1957,7,p.2−3o.
  286. Tomkiewicz W. Z dziejow polskiego mecenatu artystycznego w XVII w. V7rociawjOssolineum, 1952. — 315p.
  287. Valeska S. Baznytinio meno muziejjus, atidarytas 1935 m. geguzes 12 d. Kaune. Kaunas-Sviesa, 1935"377″ Vansevicius S. Lietuvos Didziosios Kunigaikstystes valstybiniai teisiniai institutai. Vilnius-Mintis, 1981. — 143p.
  288. Vansevicius S. XVI a. vidurio reformos Didziojoje Lietuvs Kunigaikstysteje. Vilnius,'Vilniaus Universitetas, 1971. — 33p.
  289. Vilniaus Universiteto istorija. Vilnius-mokslas, 1976−1979,t.1−3.
  290. Vipers B, Baroque art in Latvia. RigajValtr und Rapas, 1939. — 277p.
  291. Walicki M. Malarstwo polskie.Gotyk.Renesans.Wczesny manie-ryzm. Warszawa-Auriga, 1961. — 289p.
  292. Weber P. Wilna, eine wergessene Kunststatte. WilnajBer-hoff, 1917. — 131p.
  293. W. 0 niektdrych problemach polsliego baroku. -Przeglqd Humanistyczny, V/arszawa, 1960,5,p.43−67.38 $, Weisbach W, Barock als Stilphenomen. Duetsche Viertel-sjahschrift fur Literaturvissenschaft und geistesgeschichte, 2,1925,p.225−256.
  294. Weisbach v/. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. -BerlinjP.Cassirer, 1921. 232p,
  295. Weisbach W. Die Kunst des Barock in It alien, Prankreich, Deutschland und Spanien. BerlinjPropylaen-Verlag, 1929. — 525p.
  296. Wiek XVII, Kontrrefonnacja.Barock. Prace z historii kultury. Wroclaw-Ossolineum, 1970. — 380p,
  297. Wilinski S, U? rodeL portretu staropolskiego. V/arszawa- Arkady, 1958. — 66p,
  298. Wisner H, Lata szkolne Janusza Radziviila. Odrodzenie i Reformacja w Polsce, Warszawa, 1969,14,23−104.
  299. Wyczanski A. Polska Rzecz^ Pospolitq Szlacheckq 14 541 764. — WarssawajgWIT, 1965. — 152p,
  300. Zaborskaite V, Prie Lietuvos teatro istakyi XVI-XVII a. mokyklyt teatras. Vilnius-Mokslas, 1981. — 220p.
  301. Zahorski W. Koaciol sw. Michaila i klasztory panec bor-nardynek. Kwartalnik litewski, Wilno, 1911,2,p.1−45″
  302. ZinkewiciuB 2. Del K. Sirvydo «Punkty. sakymyi» genezes ir kalbos. Baltietica, Vilnius, 1971, T, p*153−167.
  303. Zmigorodzki J. Howogrodek i okolice. ffilnojOhryzka, 1932. 30p.
  304. Zubovas V. Lietuvos XVII a. architektura ir vietiniyi tar-dicijyL raida. Lietuvos XVII architekturos klausimai, Vilnius, 1966, p.377−402.
Заполнить форму текущей работой