Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Градостроительное развитие города Новосибирска (Ново-Николаевска) и типология его застройки, 1893-1917 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортная инфраструктура города Ново-Николаевска (Новосибирска) была расчленена на две части — Вокзальную с Центральной и Закаменскую. Через реку Каменка долгое время существовал лишь один мост, способный пропустить гужевой транспорт. Его нахождение у береговой линии делало Трактовую улицу главной для Закаменской части города. Большая территория становилась периферийной. С проведением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки возникновения города Ново-Николаевска Новосибирска)
  • Глава 2. Железнодорожное строительство в месте перехода Великой
  • Сибирской железной дороги реки Обь
  • Глава 3. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска
  • Глава 4. Функциональное наполнение городской территории Ново
  • Николаевска. (1893 — 1917 гг.)
  • Глава 5. Типология зданий и сооружений города Ново-Николаевска. 1893 — 1917 гг.)

Градостроительное развитие города Новосибирска (Ново-Николаевска) и типология его застройки, 1893-1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

В работе исследуются причины возникновения и эволюционного развития крупнейшего города Западной Сибири, как и всей Сибири, формирования его градостроительной структуры с характерным многообразным функциональным содержанием для крупного территориального урбанизированного центра. Исследуются и связи между стремительным ростом и развитием города с социально-экономическим потенциалом Томской губернии и Алтайского округа, географо-экономическим и природным положением, сложившейся транспортной инфраструктуры, выступающими как необходимые условия для появления такого градостроительного феномена, как Ново-Николаевск (Новосибирск), который за два десятилетия своего развития смог стать одним из крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока в начале XX века.

Быстрое приобретение поселением разнообразных хозяйственно-экономических, социальных, транспортных, административных, культурных и других функций сообщало городу специфическую организацию планировочной инфраструктуры освоения городских территорий и его застройки.

Актуальность исследования заключается в современной научной и практической заинтересованности в процессе и закономерностях формирования градостроительной структуры и застройки города в конкретных природных и социально-экономических условиях, породивших динамично развивающийся крупнейший урбанизированный центр Западной Сибири. Исследованные факты истории города представляют научно-практическую ценность в современной практике реконструкции и застройки исторических районов Новосибирска, в проектировании генеральных планов города, в деле сохранения исторического наследия, сохранения традиций и преемственности в процессах дальнейшего развития и совершенствования градостроительной структуры города.

Объектом исследования является город Ново-Николаевск (Новосибирск) во всей его архитектурной и градостроительной целостности, как уникальный урбанизированный центр в неповторимых природно-географических и социально-экономических условиях.

Предметом исследования выбраны процессы формирования планировочной структуры города и ее функционально-пространственное и архитектурное наполнение в период градостроительного развития с 1893 по 1917 годы.

Задачи исследования:

1. Воссоздание детальной истории развития планировочной структуры города Ново-Николаевска (Новосибирска) на основе собранного фактологического архивного материала, изучения публикаций научного, краеведческого, исторического характера, путем визуального и натурного исследований, документального фотоматериала, изобразительных документов (планов, проектов, рисунков, кроков и др.). В работе предпринимаются систематизация изученных материалов относительно принятых временных границ, выявлены функциональная наполненность структуры, типологические особенности архитектурной застройки.

2. Выявление изменения периодов качественного состояния градостроительной структуры и застройки города Ново-Николаевска.

3. Исследование закономерностей изменения качественного состояния градостроительной структуры и застройки Ново-Николаевска, причинно-следственных связей между выделенными периодами развития планировочной пространственной среды города.

4. Выявление отличительных особенностей развития градостроительной структуры Ново-Николаевска относительно состояния планировочных структур других крупных городов Сибири (Омска, Томска, Красноярска, Иркутска) на начало XX века.

5. Исследование феномена исторического и градостроительного развития города Ново-Николаевска (Новосибирска) в процессе урбанизации Сибири в связи с развитием ее транспортной инфраструктуры и капиталистических отношений всего края.

Состояние исследования проблемы.

История градостроительного и архитектурного развития города Ново-Николаевска (Новосибирска) впервые была рассмотрена А. Д. Крячковым. Обзорно эту тему исследовали в своих работах С. Н. Баландин, ЛА. Смирнов, И. Белогорцев, Е. А. Ащепков, акцентируя фактологический материал и выделяя наиболее яркие памятники архитектуры. В исследованиях Б. И. Оглы, Н. П. Журина, Е. А. Смирновой и.

В.Н.Филиппова данный период развития Ново-Николаевска рассматривается как часть более обширного по тематике исследования. В представленном исследовании сделана попытка комплексного описания градостроительного и архитектурного развития Ново-Николаевска, что является ее отличительной особенностью. Сочетание ранее исследованных фактов и детального восстановления поэтапного процесса застройки городской территории позволило более точно описать Ново-Николаевск на ранней стадии своего развития.

Историческое описание дореволюционного Ново-Николаевска было произведено в работах Л. М. Горюшкина, Г. А. Бочановой, Н. Н. Протопоповым, Н. А. Нечаевым и Л. Н. Цепляевым. Материал из этих исследований задействован в экономическом анализе и частично представлен в описании архитектурных объектов.

Целью диссертационной работы является исследование процесса градостроительного развития города Ново-Николаевска, закономерностей его архитектурного формирования в период с 1893 по 1915 годы. Достижение поставленной цели базируется на методах исторической реконструкции разрабатываемой на основе анализа документальных материалов, визуальных исследований, графического воспроизведения утраченных исторических реалий, посредством методов сравнительного анализа и обобщений.

Научная новизна работы заключается в системности архитектурного исследования проблемы, не производившейся ранее по данной теме, дающей науке и практике наиболее полную научную информацию в области поставленной проблемы.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием собранных и систематизированных в нем фактов историко-градостроительного и архитектурного содержания в практической работе по корректировке генерального плана города, планировочных работ по реконструкции центральной части Новосибирска, для обоснования постановки на охрану памятников значительного градостроительного и архитектурного характера. Результаты диссертационной работы расширяют фактологический фонд истории архитектуры и могут быть использованы в дальнейших архитектурных, исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, в соответствующих учебных курсах по регионализму в высшей школе.

Общие выводы.

Возникновение и развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) явился следствием проникновения капитализма в Сибирь. На его примере наиболее полно отразилось влияние подъема товарно-денежных операций и новых транспортных возможностей на становление промышленного производства, торговли и селитебных территорий не связанных с сельским хозяйством. Уникальность Ново-Николаевска (Новосибирска) состоит в стремительности формирования городских и промышленных территорий по отношению к другим городам России. По темпам своего развития Ново-Николаевск (Новосибирск) считается самым быстрорастущим городом мира.

Из проведенного исследования следует отметить стихийность развития селитьбы и отсутствие государственных дотаций на целенаправленное, планомерное формирование города. Поселение достигло состояния малого российского города, когда губернское управление признало его поселком, после чего понадобилось еще семь лет для введения неполного городского управления. Город рос несанкционированно, «вопреки», а не благодаря государственной администрации. Протекцию городу в решении статуса поселения оказывали томские губернаторы, но целенаправленного вложения государственных средств в развитие городской инфраструктуры не было. В начале века активность местного самоуправления в деле привлечения внимания к внутригородским проблемам среди властных структур способствовала характеристике города как «американского», то есть «самовольного» и «нахального» в своих притязаниях на место в элите российских городов. Самостоятельность в решении городских проблем и предприимчивость являются основными причинами осуществления широкомасштабного строительства общественных зданий в 1910 — 1914 годах. Динамизм деловой ситуации в Ново-Николаевске (Новосибирске) создало сочетание сельскохозяйственного потенциала равнинных районов Алтая, Кулунды и Барабы с транспортными возможностями Великой Сибирской железной дороги. Место мостового перехода железной дороги реки Обь обозначило транспортный узел крупнейшего сельскохозяйственного региона Сибири и способствовало привлечению финансовых средств частных предпринимателей и торгово-транспортных компаний. Градообразующим элементом для города стал комплекс зданий и сооружений Великой Сибирской железной дороги и сопутствующие ему пристань и лесопильный завод Кабинета Его Императорского Величества. На базе возникшего транспортного узла формируется ярмарочная и оптовая торговля, связанная с переработкой сельскохозяйственного продукта промышленность и складские зоны. Они явились градоформирующими элементами.

Ново-Николаевск (Новосибирск) в очень короткий исторический срок стал одним из ключевых транспортных узлов Российской Империи. По грузообороту железнодорожной станции и городской пристани он опережал все города Сибири и Дальнего Востока. Город не имел административных функций и развитой сети учебных заведений, в чем сильно уступал Томску. Последующие события подчеркивают потенциал географического положения города. Он стал опорным военным пунктом во время Мировой войны, революции и в начале 1920;х. Значимость города была повышена советской властью, сделавшей его сначала губернским центром, а потом и столицей Сибирского края.

Трассировка железной дороги в значительной степени повлияла на развитие селитебных территорий. Большой петлей по склону рельефа она пролегла вдоль рек Оби и Ельцовки. Это привело к тому, что селитебные территории города большей частью не имели свободного доступа к воде. В других сибирских городах эта проблема не была столь актуальна, так как железная дорога привязывалась к устоявшейся градостроительной ситуации. Решение этой проблемы Ново-Николаевска (Новосибирска) потребовало устройство путепроводов и организованных переездов, а также развития системы водокачек, большей частью находящихся в частной собственности. Город неоднократно страдал от пожаров. Строительство водопровода было очень дорогостоящим, поэтому город не мог самостоятельно его профинансировать. Осуществлению проекта совместного строительства с военными помешала начавшаяся в 1914 году война.

Транспортная инфраструктура города Ново-Николаевска (Новосибирска) была расчленена на две части — Вокзальную с Центральной и Закаменскую. Через реку Каменка долгое время существовал лишь один мост, способный пропустить гужевой транспорт. Его нахождение у береговой линии делало Трактовую улицу главной для Закаменской части города. Большая территория становилась периферийной. С проведением Алтайской железной дороги ситуация еще более усложнилась. Необходимость моста на Вознесенском переходе стала определяющим элементом дальнейшего развития городских территорий. Свободное расширение селитебных территорий было возможным лишь в северо-восточном направлении от Центральной и Закаменской частей города. Северное направление требовало значительных финансовых затрат на устройство свободного проезда через полосу отчуждения железной дороги и мостового перехода через реку Ельцовка. Дальнейшее развитие территории Новосибирска сформировало вдоль линии железной дороги промышленно-складскую зону. Она широкой полосой разделила жилые районы и во многом создала осложненную ситуацию с пассажирским транспортом. Каньоны рек Каменки и Ельцовки до сих пор представляют собой преграду для развития транспортной инфраструктуры города. Наличие существующих путепроводов, дамб и мостов недостаточно для современного динамично живущего города.

Планиметрическое решение квартальной застройки носило принципиально «фискальный» характер, однако учитывало характер рельефа местности и трассировки железной дороги, ставших причиной деления городской территории на четыре части. Базовыми элементами застройки выступили базарные площади, Николаевский (Красный) проспект и привокзальная площадь. Развитие центра правобережной части города в советский период времени не привело к укрупнению квартальной застройки, но во многом потеснило частного застройщика строительством общественных и управленческих комплексов. Нередко они занимали кварталы целиком. Смена форм собственности упразднила Новую Базарную площадь, застроив большую ее часть, однако центральность ее была сохранена. С проведением Вокзальной магистрали и улицы Кирова Центральная площадь становится одним из основных узлов городской транспортной инфраструктуры. Старая Базарная площадь уменьшается в процессе застройки общественными зданиями и до границ Красного (Николаевского) проспекта. Вознесенский мост теряет свое значение как транспортный и в настоящее время является пешеходным. Александровская (Серебренниковская и Мичурина) и Кабинетская (Советская) улицы несут общегородскую транспортную нагрузку, разгружая Красный (Николаевский) проспект. Привокзальная площадь расширяется до размеров соответствующих новому зданию вокзала, одного из крупнейших в России. Укрупнению квартальной застройки подвергается Вокзальная часть города, где в 20-е и в 30-е годы активно сносится деревянная застройка и строится жилье «нового» типа, соответствующее морали и идеям постреволюционного периода. Большинство старых улиц растворяется в новой, более крупной, не привязанной к схеме участков, застройке.

Быстро увеличивающееся население города способствовало ускоренному развитию сферы обслуживания. Отсутствие организованной канализационной системы и вырубка леса в городе привели к сбросу канализационных стоков в каньон реки Каменки и в Михайловский лог. Расположение торговых и прочих бань в квартальной застройке, примыкающей к естественным сточным образованиям, при отсутствии общей канализации делало единственно возможным их существование. Сложившаяся ситуация привела к эрозии почвы в каньонах и их увеличении. В условиях отсутствия системы городской канализации борьба с эрозией почвы была безнадежна.

Деловая активность населения во многом связана с тем, что «спрос» всегда опережал «предложение». Деловая «доходная» застройка формировалась в наиболее оживленных местах города. Динамичность городской жизни привела к столь распространенному явлению, как полифункциональность использования крупных зданий. Смена арендаторов происходила часто, многие арендовали помещения до тех пор, пока не выстроят собственные. Малые промышленные заведения сосуществовали с жилыми домами на соседних участках. Крестьянский образ ведения хозяйства постепенно растворялся в темпах городской жизни. Этому способствовало отсутствие пахотных земель и недостаток выгонных. Крестьянское подворье обстраивалось службами и постройками для сдачи в наем, постепенно превращаясь в городскую усадьбу. Фронт застройки вдоль улицы превращался в чередование фасадов, разделенных по границам участков фахверковыми стенами. Проезд внутрь усадьбы устраивался в виде арки. Плотность застройки в центральных кварталах значительно повышалась.

Многие переселенцы оставались в городе в надежде на быстрые заработки, средства от которых можно было потратить на свое будущее крестьянское подворье. Таким образом вне планиметрической сетки возникают многочисленные «Нахаловки» и «Порт-Артуры». Многие из вновь прибывших снимают комнаты и флигеля у частных застройщиков. В городе образовывается широкий круг хозяев, сдающих квартиры. В Городской Управе велся организованный учет аренды частных помещений, что позволяло приезжему свободно выбрать место жительства. Данный промысел привел к массовому строительству всевозможных пристроек, флигелей и бараков, что приводило к уплотнению застройки. В городе к 1915;му году сформировался существенный качественный разрыв между постройками центра города и периферийной зоной.

Доминирование в каменной застройке Ново-Николаевска «кирпичного» стиля явление закономерное. По количеству дипломированных специалистов и наличию инвесторов в недвижимость невозможно сравнивать Ново-Николаевск и Томск. Общий уровень архитектуры зданий разный. У Томска преимущество административного центра и места с устоявшейся купеческой и служивой интеллигентской средой, выступающей заказчиком и, что очень важно, критиком строительства. Для молодого Ново-Николаевска собственная интеллигенция не имела сформировавшегося общественного голоса, город был преимущественно купеческий. Проектирование важных для города общественных зданий отдается томскому архитектору А. Д. Крячкову, что показывает понимание Городской Думой ответственности за лицо города. Благодаря городским средствам, собранным по подписке, и крупным городским займам, Ново-Николаевск за пять лет сумел отстроить двенадцать зданий начальных школ, здания реального училища, торгового корпуса, коммерческого клуба, городской больницы, трех православных церквей, костела и мечети. Элементы «модерна» и «неоклассики» встречаются среди «дорогих» общественных и частных построек. Уровень томской архитектуры не достигнут, но темпы развития городской среды очень высокие, переход от одного качественного состояния к другому, более высокому, занимает все меньше и меньше времени. Так в 1914 -1916 годах в центре города строится здание Богородско-Глуховской мануфактуры, по своему архитектурному облику не уступающее томскому стандарту. Общественное строительство дореволюционного периода обрывается возведением здания Дома Инвалидов, призванного стать одним из ключевых зданий на Николаевском (Красном) проспекте.

Деревянная застройка Ново-Николаевска по декоративному оформлению мало в чем уступает томской. Во многом это объясняется работой томских артелей в Ново-Николаевске. Многообразие народных мотивов в резных деталях происходит от широкой географии переселенцев, которые своими силами оформляли фасад собственных домов. Среди деревянного зодчества Ново-Николаевска можно встретить «модерн» и детали «деревянного классицизма», лучшие образцы которых уже утеряны.

Ново-Николаевск уникален тем, что этапы формирования городской среды им были пройдены гораздо быстрее, чем другими городами. Это выразилось в возможности отследить этапность развития градостроительной ситуации, отраженную в конкретных временных отрезках. Переход от стихийной застройки к делению городской территории на центральную часть и периферийные районы — один из определяющих факторов для становления поселения городом. Специфические для города процессы формируют облик зданий, транспортную инфраструктуру, промышленные зоны и наиболее посещаемые народом места. Для естественного развития города важно соответствие планиметрического решения характеру внутри городских процессов. Ново-Николаевску в этом плане повезло, изменение квартальной сетки и дополнительные транспортные направления были востребованы спустя полвека после утверждения плана города, когда количество жителей приблизилось к полумиллионному рубежу. Для Новосибирска дореволюционный период развития является во многом определяющим в связи с формированием центра, которому соответствовала сложившаяся транспортная инфраструктура. Эволюционный период градостроительной истории города закончился с установлением советской власти, естественные экономические процессы были заменены плановыми, инициатива заменена обязательностью. Смена общественного устройства привела к переориентированию функционального использования большей части зданий в центре города, сместив акценты на административные здания. Частная торговля исчезла, вместе с ней менее насыщен, менее интересен стал Красный проспект и прилегающие к нему улицы, как бы впавшие в анабиоз.

Современный этап развития России востребовал частное предпринимательство. Новосибирск вновь обретает позиции торгово-транспортного центра Западной Сибири. Развитие частной торговли заметно оживило Красный проспект и весь центр города. Облик улиц меняется на глазах, чувствуется динамизм жизни большого города. Существование городской среды снова становится эволюционным, когда «спрос» порождает «предложение». Это относится не только к сфере услуг, но и к строительному производству. Опять происходит смена функционального наполнения зданий, изменяя их облик, дополняя новыми постройками. Знание процессов городской жизни в подобных условиях необходимо, понять их можно на примерах из недалекого прошлого. История города наглядно показывает, что его развитие происходит по спирали. Сейчас он выходит на новый виток своего развития, лишь качественно отличающийся от ситуации начала века.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Азиатская Россия. Том № 2. СПб. 1914 год.
  2. В.К. Алексеева «Роль маслоделия в социально экономическом развитии сибирского города (конец XIX — начало XX в.)» История Городов Сибири досоветского периода (XVII- начало XXв.). — Новосибирск, «Наука», 1977 год.
  3. С.А. Архипов, В. В. Вдовин, Б. В. Мизеров и др. «Западно Сибирская равнина.» М., «Наука», 1970 год.
  4. И.А. Асалханов «Сельское хозяйство Сибири конца XIX начала XX в.» Новосибирск, 1975 год.7. «Атлас Азиатской России.» Изд. Переселенческого Управления, 1914
  5. Е.А. Ащепков «Материалы об архитектурном декоре в деревянном зодчестве некоторых районов Сибири». (отдельный оттиск из 1 тома трудов НИСИ) Новосибирск, 1950 год.
  6. Е.А. Ащепков «Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири.» «Архитектура Сибири». Ежегодник Новосибирского отделения Союза советских архитекторов. Июль, 1951 год.
  7. Е.А.Ащепков «Русское народное зодчество Западной Сибири». М., 1950 год.
  8. В.Н. Филиппов «Архитектура учебных заведений Сибири второй половины XIX-началаXXвека.» Диссер. М. 1989 год.
  9. С.Н. Баландин «История архитектуры русских земледельческих поселений в Сибири». (XVII -XX вв.) Новосибирск, 1984 год.
  10. В.Ф. Борзунов «К вопросу об экономическом значении Сибирской железной дороги в конце XIX- начале XXвв. В кн.: Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, 1961 год.
  11. П.М. Головачев «Экономическая география Сибири». М., 1914 год.
  12. М.П. Горлов «Эволюция сибирского пароходства. По рекам Сибири». Новосибирск, 1926 год.27. «Город и деревня Сибири в досоветский период.» Новосибирск, 1984 год.
  13. Р. И. Кабо «Города Западной Сибири». М., 1949 год.35. «Карты заселяемых районов за Уралом. За 1912 год». «Россия, Переселенческое управление». СПб. 1913 год.
  14. A.A. Кауфман «К вопросу о культурной роли переселенцев в Сибири и их отношения к сибирякам — старожилам». В кн.: Путь дорога. — Спб., 1893 год.
  15. А.А.Кауфман «Крестьянская община в Сибири». Спб., 1897 год.
  16. A.A. Кауфман «Очерк крестьянского хозяйства в Сибири». Томск, 1894 год.
  17. A.A. Кауфман «Переселение и колонизация». Спб., 1905 год.
  18. В.В. Кирьянов «Очерки по истории переселенческого движения в Сибирь». М., 1902 год.
  19. П.С. Коновалов «Строительные рабочие в Сибири в период капитализма (1861 -февраль 1917 г.)». Автореферат диссертации канд. ист. наук. Томск, 1985 год.
  20. АД. Крячков «Архитектура Новосибирска за 50 лет». «Архитектура Сибири». Ежегодник Новосибирского отделения Союза советских архитекторов. Июль, 1951 год.43. «Культурная жизнь СибириXVII-XXвв.» Новосибирск, 1981 год.
  21. В.А. Лапинская «Типы застройки усадьбы русского населения Западной Сибири» СЭ, 1975 год, N5.
  22. A.B. «Переселенческая деревня Западной Сибири в конце XIX- начале XX.» Дис. канд. Ист. Наук. Томск, 1977 год.46. «Народы Сибири». М. Л., 1956 год.
  23. H.A. Нечаев «Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области». Новосибирск, 1964 год.
  24. В. Остафьев «Переселенцы в Сибири». Юридический вестник. 1891 год, кн. 1−2.
  25. М.И. Помус «Западная Сибирь». Иркутск, 1956 год.58. «По строительству Средне-Сибирской железной дороги от станции Обь до станции Красноярск». С.-Петербург. 1893−1896 гг.
Заполнить форму текущей работой