Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Храм в историко-культурной среде русского города: Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Представленное исследование явилось результатом 20-летней работы автора по изучению церковной истории и культуры Ярославля XVII—XX вв. В ЯГИАХМЗ автор принимала участие в строительстве выставок: «Неизвестный Ярославль», «Русский кованый металл», «Цвет духовный» (Святые и святыни земли Ярославской), «Деревянная скульптура и резьба в русских храмах», «Спасенные фрески Ярославля… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История церкви Ильи Пророка
    • 1. 1. Предыстория каменной церкви Ильи Пророкаи ее храмоздатели
  • Вонифатий и Иоанникий Скрипины
    • 1. 2. Строительство и оснащение церкви
  • Ильи Пророка в XVII— начале XVIII вв
    • 1. 3. История церкви Ильи Пророка в XVIII- начале XXI вв
  • Глава 2. История церкви Иоанна Предтечи
    • 2. 1. Строительство и оснащение церкви Иоанна Предтечи
    • 2. 2. Реалии слободской и приходской жизни церкви Иоанна Предтечи
    • 2. 3. История церкви Иоанна Предтечи в
    • XVIII. — начале XXI вв

Храм в историко-культурной среде русского города: Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

XVII столетие стало вершиной в исторической судьбе Ярославля — его «Золотым веком». На фоне экономического роста города (развитие ремесел и торговли) происходит его культурный расцвет, проявившийся в первую очередь в храмоздательстве. Сложившаяся в этот период ярославская школа архитектуры и живописи — самостоятельное, самобытное и весьма значительное явление в русской культуре. Высшие достижения этой школы — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове. О художественных достоинствах этих храмов существует обширная литература, но история их созидания и обустройства, особенности их взаимодействия с городской средой, организация жизни прихода и клира, взаимосвязь с человеческими судьбами, трагический перелом в XX в. — эти проблемы в исследовательской литературе не получили достаточной и тем более комплексной разработки и осмысления.

Возведением церкви Ильи Пророка в середине XVII в. (16 471 650) завершился начальный период церковного строительства в Ярославле. Заказчики первых каменных посадских храмов в Ярославле — Надея Светешников (церковь Николы Надеина), Гурьевы-Наза-рьевы (церковь Рождества Христова), Иоанникий Скрипин (церковь Ильи Пророка) принадлежали к самой привилегированной и немногочисленной части русского торгового мира — они являлись государевыми гостями. Ильинский храм олицетворял собой торговое могущество и высокий уровень освоенной культуры, достигнутые верхушкой ярославского купечества, а также двигавший им сложный комплекс религиозных чувств и побудительных мотивов.

В церкви Иоанна Предтечи (1671−1687), построенной на средства богатой ремесленной слободы, ярче всего выразился дух личной состоятельности и высоких культурных и духовных притязаний сложившегося в Ярославле XVII в. широкого слоя посадских людей. Храмоздательство «всем миром» — яркий пример актуализации самоосознания личности через сакральную сферу, характерный для перехода истории России от Средневековья к новому времени.

Именно поэтому два храма, дающие репрезентативный, не исследованный в данном ракурсе и исторической значимиости материал, были выбраны нами для сравнительного исследования.

Актуальность исследования. В конце XIX — начале XX вв. в России стала складываться традиция описания и исследования православных храмов как памятников художественной культуры (И. Э. Грабарь (40), Н. Г. Первухин (122−124), Н. В. Покровский (129), Ю. Шамурин (193)). В силу социально-политических факторов российской действительности в советской исторической науке и искусствоведении она стала доминирующей (М. В. Алпатов (3), В. Г. Брюсова (16−19), Э. Д. Добровольская (36), В. Н. Лазарев (89−90), В. Ф. Маров (101), Б. В. Михайловский и Б. И. Пуришев (104), А. И. Суслов и С. С. Чу-раков (158) и т. д.). В последние годы начали появляться немногочисленные работы по истории конкретных церквей и монастырей, хотя они часто носят лишь фактографический характер (В. И. Вахрина (30), А. Н. Горстка (39), и др., например, (34,187)). В силу этого актуальность нашей работе придает применение системного, комплексного подхода к исследованию многогранной истории храмов, естественным образом включающей как их создание, так и бытование в широком ис-торико-социокультурном контексте русского города.

Актуальность такого подхода многократно усиливается в условиях современной России. Разрыв минимум в три поколения серьезно осложняет начавшийся процесс восстановления жизни православного храма. В условиях поиска единой национальной идеи и стремления обрести ее именно в провинциальных истоках русской культуры особое значение приобретает сформированная в Ярославле, но характерная для многих старинных русских городов культурная модель «храм — приход — город — личность». В то же время описать эту модель и придать ей актуальное социально-культурное значение невозможно без выявления взаимосвязей храма с городом, как духовной, так и бытовой его средой.

Объект исследования — памятники русской культуры XVII—XX вв. — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в синтезе их сакральных, социально-нравственных и художественных аспектов.

Предмет исследования — культурно-исторические закономерности созидания ярославских храмов Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

Целью исследования является комплексное изучение роли храма в жизни русского города на примере ярославских церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи на протяжении их многовековой истории, начиная с времени и условий их создания по сегодняшний день.

В соответствии с поставленной целью задачами настоящего исследования являются: выявление новых источников и обобщение имеющихся документальных материалов по истории ярославских церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечиреконструкция историко-культурных реалий, характеризующих создание и бытование указанных храмовизучение личностного фактора — храмоздатели, клир, прихожане, отдельные горожане — на разных этапах истории храмованализ специфических особенностей культурной и социальной жизни прихода в их историческом развитии.

Степень научной разработанности проблемы заключается в том, что проблематика нашего исследования в научной литературе не получила полного, комплексного осмысления и освещения, но отдельные ее аспекты разработаны давно и достаточно глубоко. Можно выделить четыре направления изученности поставленного вопроса.

1. Фундаментальные труды Н. М. Карамзина (67), В. О. Ключевского (74), Н. И. Костомарова (82), С. М. Соловьева (156) послужили базой для исторической части нашего исследования. Отдельные социально-экономические и исторические вопросы разработаны в трудах С. В. Бахрушина (8, 9), Н. Б. Голиковой (37), А. Ф. Грязнова (42), Л. В. Даниловой (47), О. П. Дьяконова (50, 51), А. А. Севастьяновой (56,143,144), Р. Г. Скрынникова (149).

2. Культурологический аспект нашей темы (человек в культуре древнего русского города) представлен в работах И. Л. Бусевой-Давы-довой (21−24), Ф. И. Буслаева (26), А. Я. Гуревича (45), Е. А. Ермолина (55, 56), И. Е. Забелина (58), А. И. Клибанова (72), Б. И. Крас-нобаева (83), А. М. Панченко (119, 120), М. Б. Плюхановой (126, 127), А. М. Сахарова (142), Л. А. Черной (191), О. И. Шабасовой (192), А. Л. Юрганова (195).

3. История художественной культуры русского Средневековья широко разработана, мы опирались на исследования И. П. Болотцевой (13−15), В. Г. Брюсовой (16−19), И. Э. Грабаря (40), М. А. Ильина (65), Т. Е. Казакевич (66), Н. Г. Первухина (122−124), Н. В. Покровского (129), А. И. Суслова и С. С. Чуракова (158).

4. «Церковно-археологическая» литература послужила важным информативным источником в изучении храмовой истории Ярославля, непосредственное отношение к нашей теме имеют работы ярославских краеведов К. Д. Головщикова (38), С. А. Золотарева (П. 77), А. А. Израилева (62−64), П. А. Критского (85), А. П. Крылова (86−88), А. И. Лебедева (92), В. И. Лествицына (93−98), С. Мислав-ского (189), Н. Пятницкого (136), А. А. Титова (162,163), И. Д. Троицкого (171, 172), С. Серебренникова (146), С. Соколов (152), И. Соловьев (155), И. А. Тихомирова (164,165), Ф. Успенского (183).

Материал и источники исследования. Документальные источники по исследуемой теме, несмотря на обширность, весьма разрозненны и малоизучены, это — архивные материалы по истории Ярославля и его храмов, приходской жизни, реставрации и изучению ярославских памятников культуры. Они находятся в ярославских хранилищах — Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО), Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (ЯГИАХМЗ), Ярославском художественном музее (ЯХМ), Ярославской специализированной научной реставрационно-производственной мастерской (ЯСНРПМ), Комитете по культурному наследию при Департаменте развития культуры и туризма Администрации Ярославской области.

Вербальные источники — дореволюционные и современные исторические, культорологические, искусствоведческие исследования российских ученыхархивные материалы по церковной историиэнциклопедические словарисправочникиценная информация содержится в региональных периодических изданиях (Ярославские губернские и епархиальные ведомости, газеты «Голос», «Северный край» и «Северный рабочий», журнал «Приходская жизнь» и др.).

Наша работа опиралась на изучение материальных источников, воплотивших характерные черты и особенности художественного облика памятников архитектуры и живописи XVII в., — церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи, а также многочисленных художественных коллекций, хранящихся в исследуемых храмах, фондах ЯМЗ и ЯХМ. Это — произведения иконописи, деревянной резьбы, серебряная утварь, колокола, священнические облачения и др.

Методология исследования включала в себя следующие позиции: философской антропологии (Н. А. Бердяев (11), С. Н. Булгаков (20), П. Флоренский (185)) — историко-типологических исследований (С. С. Аверинцев (2), И. В. Кондаков (79), Е. А. Ермолин (55,56), В. Н. Топоров (166,167)) — структурного анализа и символического истолкования культуры России (М. А. Алпатов (3), В. В. Бычков (27), Г. К. Вагнер (28), И. Э. Грабарь (40)) — регионоведческий (В. Г. Брюсова (17, 19), В. Н. Козляков (76, 77), А. А. Севастьянова (56,143,144)) — источниковедческий и музееведческий в их органическом взаимодействии (С. В. Бахрушин (8, 9), И. П. Болотцева (13−15), М. 3. Гу-салова (44), М. В. Каулен (71), Б. М. Клосс (73), Н. Н. Павлова (118), Н. П. Рязанцев (141)).

В гипотезе исследования мы исходили из предположения о том, что: история, как и само бытование храма, может рассматриваться только комплексно, в развитии и глубинных взаимовлияниях элементов системы «город — приход — храм — личность», она позволяет раскрыть многогранную жизнь православного храма на широком историческом и социокультурном фоне русского города, проследить весь широчайший спектр функций храма в их историческом развитии, актуализировать значение личностного фактора, показать сложную систему взаимовлияний храма и города, выявив бытообразующую роль церквипричиной создания двух самых выдающихся памятников храмовой архитектуры Ярославля послужил мощный творческий импульс, природа которого была разной: церковь Ильи Пророка создавалась в память купеческого рода его последними и ярчайшими представителями, а церковь Иоанна Предтечи — как мирской храм его прихожанами, сплоченными территориально, профессионально, духовноидея, положенная в основание создания храма, способна повлиять на его дальнейшую судьбу.

Научная новизна исследования может рассматриваться дифференцированно, как применительно к общим вопросам изучения церковной истории, так и по отношению к исследуемым храмам в отдельности. В первом случае впервые применительно к Ярославлю поставлена и исследована проблема системного единства «город — приход — храм — личность" — сформулировано представление о роли личностного фактора в создании и бытовании храма, который реализовался в системе «храмоздатели — клир — прихожане — отдельные горожане».

Применительно к ярославским храмам Ильи Пророка и Иоанна Предтечи нами представлена их «событийность»: выявлен и уточнен ряд фактов по дореволюционной истории двух наиболее значительных ярославских памятниковобобщены и представлены сведения о масштабных реставрационных работах начала XX в.- реконструирована их судьба в советский и современный периоды.

При этом по церкви Ильи Пророка получены новые сведения о предыстории каменного храма и его храмоздателях ярославских купцах Скрипиныхна основании документальной реконструкции первых Ильинских иконостасов уточнены датировки ряда ценных памятников середины XVII в. введен в научный оборот уникальный памятник XVII в. — усыпальница купеческой семьивоссоздана история антирелигиозного музея, размещавшегося в Ильинском храме в 1938;1941 гг.

По церкви Иоанна Предтечи нами впервые показана история приходского храма на широком фоне жизни сначала окружающей слободы, затем фабрично-заводского районапроанализировано значение единого художественного замысла заказчиков и исполнителей при создании выдающегося памятника посадской культурыисследован уникальный по активности и разносторонности феномен духовной жизни и благотворительной деятельности прихода в конце XIX-начале XX вв.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что выявлена системообразующая роль храма в русском городесформулирована модель типологического исследования храма, являющегося элементом системного единства культурного простан-ства русского городаактуализирован личностный фактор, интегрирующий сакральные и светские аспекты бытования храма в древнем русском городе.

Практическая значимость исследования. Разработана концепция изучения храма как целостного социокультурного комплекса в древнем русском городе.

Введенный в научный оборот ряд документальных и материальных памятников позволит другим исследователям — историкам, культурологам, искусствоведам — привлекать их для изучения культурного и духовного наследия России.

Материалы диссертации могут быть использованы в просветительской работе учреждений культурыв курсах по краеведению, церковной истории, музеологии в учебных заведенияхпри проведении экспозиционных и реставрационных работ в памятниках архитектуры и живописи — храмах Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

Личный вклад диссертанта заключается в том, что выявлены новые данные по истории ярославских церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи на всех этапах их существования, введены в научный оборот документальные источники, исторические и художественные памятники. Результатом работы диссертанта по данной проблематике явилось участие в выставочной работе ЯГИАХМЗ и в написании ряда монографий по истории ярославских храмов.

На защиту выносятся следующие положения: история храма обретает полноту и подлинную значимость только при ее комплексном исследованииотношения храма и социокультурной среды основаны на сложной системе взаимовлияний общекультурных, религиозных, социально-экономических факторовспецифика исторической судьбы храма обусловливается целе-полаганием его создателей, в число которых входят храмоздатели, строители и художники, клир, прихожане.

Апробация работы. Представленное исследование явилось результатом 20-летней работы автора по изучению церковной истории и культуры Ярославля XVII—XX вв. В ЯГИАХМЗ автор принимала участие в строительстве выставок: «Неизвестный Ярославль», «Русский кованый металл», «Цвет духовный» (Святые и святыни земли Ярославской), «Деревянная скульптура и резьба в русских храмах», «Спасенные фрески Ярославля», «Судьба одного шедевра (К 300-летию росписей церкви Иоанна Предтечи)», «Шедевры ярославского искусства из церкви Ильи Пророка». В рамках последней выставки при участии автора была организована научная конференция, посвященная различным аспектам истории, собранию художественных коллекций и реставрации церкви Ильи Пророка, и подготовлен к изданию сборник «350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле» (Ярославль, 2001). В ходе выставочной работы по инициативе автора проводились реставрационные работы и постановка на музейный учет произведений искусства. Являясь хранителем церкви Ильи Пророка, автор принимала участие в реставрационных советах по выдаче заданий на работы в храме.

Результаты работы докладывались на Тихомировских чтениях (ЯГИАХМЗ), чтениях памяти И. П. Болотцевой (ЯХМ), на Филевских чтениях (Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва), конференции, посвященной 350-летию Троицкого собора (г. Кострома) и опубликованы в 6 книгах и 10 статьях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списк, а литературы, включающего 203 наименования и 3 приложений.

Основные результаты исследования отражены в публикациях:

Книги.

1. Анкудинова Е. А., Рутман Т. А. Утраченные святыни Ярославля. Ярославль, 1999.128 с. (из них авторских 1,75 п. л. текста).

2. Рутман Т. А. Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Исторический очерк // Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Ярославль, 2001. С. 101−192. (4,5 п. л. текста).

3. Рутман Т. А., Рутман А. М. Храмы города Ярославля // Храмы Ярославля. Ярославль, 2001. С. 3−6,48−63 (из них авторских 0,75 п. л. текста).

4. Бусева-Давыдова И. JL, Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 2002. 104 с. (из них авторских 1 п. л. текста).

5. Рутман Т. А. Храмы и монастыри, упоминающиеся в каталоге // Иконы Ярославля. Каталог. М., 2002. Т. 1. С. 192−208. (1,2 п. л. текста).

6. Рутман Т. А. Краевед. Просветитель. Гражданин. Труды и дни Нила Григорьевича Первухина // Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2002. С. 143−174. (2,1 п. л. текста).

Статьи.

1. Рутман Т. А. О роли заказчика в искусстве Ярославля XVII в. // Музеи в атеистической пропаганде. Л., 1988. С. 51−59. (0,5 п. л.).

2. Анкудинова Е. А., Рутман Т. А. Легенда становится былью // Экспонаты музея рассказывают: научно-популярные очерки. Ярославль, 1989. С. 66−73 (из них авторских 0,2 п. л.).

3. Рутман Т. А. Н. Г. Первухин — исследователь культуры Ярославского края // Краеведческие записки. Ярославль, 1990. Вып. 7. С. 57−61 (0,35 п. л.).

4. Рутман Т. А. К вопросу о монументальной живописи Ярославля XVIII в. // «Минувшее, сливаясь с настоящим.» (Тихомировские чтения) Ярославль, 1993. С. 9−11 (0,12 п. л.).

5. Рутман Т. А. К вопросу о влиянии новгородских традиций на искусство Ярославля XVII в. (на примере церкви Ильи Пророка) // Страницы минувшего (VI Тихомировские краеведческие чтения). Ярославль, 1997. С. 20−22 (0,15 п. л.).

6. Рутман Т. А. К истории музея в церкви Ильи Пророка в Ярославле // Музеи Верхней Волги. Проблемы, исследования, публикации. Ярославль, 1997. С. 279−285 (0,4 п. л.).

7. Рутман Т. А. Композиция «Премудрость созда себе дом» в росписях ярославских церквей XVII—XVIII вв. // «От мудрости и святости былого.» (VII Тихомировские краеведческие чтения) Ярославль, 1999. С. 58−61 (0,2 п. л.).

8. Рутман Т. А. И. А. Вахрамеев и реставрация церкви Ильи Пророка //IV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944;1995). Ярославль, 2000. С. 4−10 (0,4 п. л.).

9. Рутман Т. А. Храмоздатели церкви Ильи Пророка Вонифатий и Иоанникий Скрипины // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2001. С. 7−15 (0, 5 п. л.).

10. Рутман Т. А. Из истории ярославской монументальной живописи //VI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944;1995). Ярославль, 2002. С. 137−147 (0,65 п. л.).

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, считаем возможным сделать вывод о том, что высказанная нами гипотеза развернута и подтверждена вышеизложенным материалом. Нам удалось показать, что история посадского храма должна рассматриваться только комплексно, через показ его многогранной жизни на широком историческом и социокультурном фоне русского город.

В соответствии с намеченным направлением исследования, на основе систематизации и обобщения имеющихся, и выявления и анализа новых документальных источников и материальных памятников, нам удалось реконструировать фактографическую историю ярослав-ских каменных церквей XVII в. Ильи Пророка и Иоанна Предтечи от периода их создания до настоящего времени. Для решения этой задачи, дополнительно к традиционному кругу источников, были изучены и использованы материалы по социальной и экономической истории Ярославля, выявлены персоналии, наиболее значимые в жизни каждого из храмов (ктиторы и прихожане, мастера-создатели церквей и их убранства, настоятели и причт, жители города). Привлеченные сведения были синхронизированы с исторической картиной жизни приходов.

В настоящее время оба храма находятся в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но Ильинский храм, в достаточной полноте сохранивший свои художественные сокровища, — один из самых посещаемых памятников туристического Ярославля, его своеобразная визитная карточка. Даже его передача в 1991 г. в совместное ведение ЯГИАХМЗ и Ярославской епархии не изменила этого статуса. Зарегистрированная при церкви Ильи Пророка приходская община распалась, праздничные богослужения проводятся один раз в году. В то же время храм Иоанна Предтечи, лишенный деятельного прихода и окруженный заводскими корпусами на Которостном берегу, стал обезлюдевшим символом былого духовного и культурного единения.

Предложенная нами модель «город — приход — храм — личность» позволила проследить многообразный спектр функций храма в их историческом развитии, показать широкий комплекс взаимовлияний приходской церкви и города, актуализировать значение личностного фактора в создании и. бытовании храма. Мы показали, как на разных этапах жизни церкви определяющую роль могли играть те или иные элементы этой модели.

Так, в начальный период истории церкви на первый план выдвигаются личности храмоздателей, будь то представители верхушки посадского населения города (церковь Ильи Пророка) или прихожане, жители ремесленной слободы, сплоченные территориально, профессионально, духовно (церковь Иоанна Предтечи).

В другие исторические периоды коренной перелом в судьбе храма мог наступить под воздействием факторов, связанных с жизнью города и страны, как это произошло во время генеральной перестройки Ярославля в XVIII в., превратившей церковь Ильи Пророка в архитектурную доминанту города, но резко сократившей численность ее прихода и средства на содержание храма и клира. Мирские события могли даже полностью изменить предназначение храма, как это случилось в советские времена.

Все элементы системы «город — приход — храм — личность», как продемонстрировано проанализированными материалами, могли вступать в сложную систему взаимодействий. Показательный пример — история церкви Иоанна Предтечи в конце XIX — начале XX вв. Вокруг храма на почве небывалой по размаху благотворительной и просветительской деятельности объединились и клир во главе с настоятелем, и приход, и меценаты, и окружающее население фабрично-заводского предместья, и жители других районов города.

Комплексный исследовательский подход позволил выявить конкретные реалии бытообразующего значения храма в повседневной жизни прихожан, которое осуществлялось как через сакральные функции (проведение приходских праздников, связанных с посвящением престолов и почитаемых святынь, и крестных ходов, проповедническую и миссионерскую деятельность священников), так и социокультурные (организация начального образования, оздоровление нравственного климата, помощь неимущим и больным, организация культурного досуга).

Важным результатом исследования, на наш взгляд, явилась реконструкция «событийной» стороны создания, обустройства и бытования храмов Ильи Пророка и Иоанна Предтечи на протяжении всего их исторического пути. Детальную разработку получили наиболее важные страницы их прошлого: систематизирована и дополнена новыми сведениями история их строительства и формирования художественных коллекций, достаточно полно восстановлена хронология служения и персоналии настоятелей, выявлены и уточнены данные о количественном составе приходов, расходах на содержание церковных зданий, проведение в них ремонтных и реставрационных работ, воссоздана хроника мероприятий городских властей по изъятию церковных ценностей, ликвидации приходских общин и закрытию храмов в советское время, представлено их состояние на сегодняшний день.

Широкая и «полнокровная» картина исторической судьбы двух храмов позволяет нам утверждать, что церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи не только выдающиеся художественные творения, памятники передовой посадской культуры Средневековья, символы экономического и культурного расцвета Ярославля XVII в., но и храмы с яркой и насыщенной историей, испытавшие на себе все перипетии времени. Однако, как свидетельствуют факты, в их исторической судьбе различий не меньше, чем сходства. Анализ этих различий подтверждает справедливость еще одного положения высказанной нами гипотезы: идея, положенная в основание создания храма, способна повлиять на его дальнейшую судьбу.

Так, в начале XX в. завершилось формирование судьбы церкви Ильи Пророка, возведенной храмоздателями Скрипиными в память о себе и своем роде, как выдающегося художественного памятника и музея. В этот же период церковь Иоанна Предтечи, построенная прихожанами «всем миром», объединила вокруг себя не только толчковцев, но и жителей окрестностей, стала подлинно духовным центром большого городского района.

На наш взгляд, в ракурсе целеполагания и судьбы церкви можно рассматривать даже масштабные реставрационные работы, практически одновременно и теми же мастерами проведенные в Ильинском и Пред-течевском храмах на рубеже XIX—XX вв. Если в церкви Иоанна Предтечи финансирование осуществляло Государственное казначейство, решение о котором растянулось на много лет, объемы и содержание ведения работ широко обсуждалось специалистами, то И. А. Вахрамеев единолично, на собственные средства, в сжатые сроки исполнил капитальную реставрацию церкви Ильи Пророка.

Без сомнения, роль каждого храма в истории города имеет свои особенности, поэтому именно в применении предложенной системы «город — приход — храм — личность» для исследования других храмов Ярославля мы видим перспективы продолжения работы над заявленной темой. Очевидный интерес представляет изучение слобод Твериц-кой с Троицким храмом и Коровницкой — с церковью Иоанна Златоуста, феномен пастырского служения в Воскресенской церкви в середине XIX в. отца Иллариона (Тихомирова —деда Иллариона Александровича), передача церкви Николы Мокрого в военное ведомство. Загадочна ранняя история церкви Петра и Павла на Волжском берегу.

Работы по изучению общей церковной истории Ярославля нами уже ведутся. В ближайших планах — детальные исследования церквей Рождества Христова и Спаса на Городу, естественно, в рамках уже апробированной методологии.

Следует отметить, что проведенное исследование не исчерпывает проблематику, связанную с историей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи. Дальнейшее изучение художественных коллекций Ильинского храма может дать новые сведения о мастерах и заказчиках произведений. Отдельные стороны деятельности прихода, и настоятеля церкви Иоанна Предтечи представляют самостоятельный научный интерес и весьма актуальны (издание журнала «Приходская жизнь», общество трезвости).

Наша работа выявила несколько проблем, являющихся общими для церковной истории Ярославля в различные его периоды. Недостаточно изучены: последствия секуляризации и реформы штатов в жизни приходов в XVIII и XIX вв.- социально-экономические и культурные причины новой волны храмосозидания в конце XIX в.- деятельность церковных общественных организаций (в частности, Братства Святителя Димитрия) — роль Ярославской реставрационной мастерской в сохранении церковного наследия в 1920;е гг.- наконец, роль священнослужителей в духовной и культурной жизни города.

Таким образом проведенное нами исследование не только позволило выявить и обобщить историко-культурную проблематику бытования двух конкретных ярославских храмов, но и сформировать системвый подход к такой важной сфере национальной истории, как храмовая культура.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Храмовый праздник в церкви И. Предтечи // ЯЕВ. 1916. Ч. неоф.9. С. 787−789.
  2. С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральнойапсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси: Сб. статей. М., 1972. С. 25−50.
  3. М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в. М., 1955. 426 с.
  4. Ю. В. Церковь Петра и Павла в Ярославле: легенды и исторические реалии // Ярославская старина: Из архива русской провинции. Ярославль, 1992. С. 5−13
  5. Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962. 480 с.
  6. И. Исторический очерк города Ярославля // Труды
  7. Ярославской Губернской ученой архивной комиссии. Ростов Ярославский, 1900. Кн. III. Вып. 4.131 с.
  8. М. Н. Деловой мир России: Историко-биогр. справочник. СПб., 1998. 446 с.
  9. С. В. Научные труды. Т. И. Статьи по экономической, социальной и политической истории русского централизованного государства XV—XVII вв. М., 1954. 380 с.
  10. С. В. Ярославские торги в XVII в. // Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма / С. В. Бахрушин. М., 1987. С. 141−159.
  11. О. А. К истории живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Загорский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения Загорского музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 65−84.
  12. И. Бердяев Н. А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. / Н. А. Бердяев М., 1994. Т. 1. С. 523−529.
  13. Библейская энциклопедия / Труд и издание Архимандрита Ники-фора. М., 1990. 902 с.
  14. И. П. Иконы церкви Ильи Пророка / Публикация
  15. Т. А. Рутман // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле, 16 502 000 гг.: Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 203−219.
  16. И. П. Иосиф Владимиров и иконопись Ярославля середины XVII в. // Статьи и исследования / И. П. Болотцева. Ярославль, 1996. С. 39−51.
  17. И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI—XVII вв.. Дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. На правах рукописи. Л., 1984. 184 с.
  18. В. Г. Гурий Никитин: Монография. М., 1982. 272 с.
  19. В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. 398 с.
  20. В. Г. Федор Зубов. М., 1985. 206 с.
  21. В. Г. Фрески Ярославля XVII-начала XVIII века. М., 1983.147 с.
  22. С. Н. Догматические обоснования культуры // Соч. в 2 т. / С. Н. Булгаков. М., 1993. Т. 2. Избранные статьи. С. 637−643.
  23. Бусева-Давыдова И. Л. О народности русского искусства XVII в. // Филевские чтения. М., 1993. Ч. 1. С. 3−21.
  24. Бусева-Давыдова И. Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII в. // Архитектурное наследство: Вып. 36. Сб. статей. Русская архитектура. М., 1988. С. 43−53.
  25. Бусева-Давыдова И. Л. О так называемом обмирщении русского искусства XVII в. // Филевские чтения. М., 1994. Вып. 7. С. 18−32.
  26. Бусева-Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XVI—XVII вв. // Герменевтика древнерусской архитектуры. М., 1989. Сб. 2. XVI нач. XVIII веков. С. 279−308.
  27. Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 2002.104 с.
  28. Ф. И. Русская эстетика XVII в. // Сочинения / Ф. И. Буслаев. Т. II. Сочинения по археологии и истории искусства. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910. С. 423−434
  29. В. В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.еков. М., 1981.326 с.
  30. Г. К. Старые русские города. Справочник-путеводитель. М. 1984. 424 с.
  31. И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906. 83 с.
  32. В. И. Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь в Ростове Великом. М., 1994.110 с.
  33. Вести за месяц // Старые годы. 1913. Март. С. 51−55.
  34. Внутренние известия. Ярославль О золочении глав церкви Иоанна Предтечи. // ЯГВ. Ч. неоф. № 36. С. 263.
  35. М. Я. Купеческие кожевенные предприятия первой четверти XVIII в. // История СССР. 1966. № 1. С. 138−151.
  36. Воскресенский собор города Романова-Борисоглебска. М., 1998.64 с.
  37. Э. М. Башни не должны падать // Техника молодежи. 1967. № 5. С. 22−23.
  38. . В., Добровольская Э. Д. Ярославль. Тутаев. М., 1981. 312 с.
  39. И. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI-первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. 524 с.
  40. К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889. 277 с.
  41. А. И. История одной церкви: Храм Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Углич, 1999.118 с.
  42. И. Э. История русского искусства. Т. 2. Архитектура. История архитектуры. М., б/г. 478 с.
  43. Грамота. //ЯГВ. 1842. Ч. неоф. № 12. Прибавление к номеру. С. 45−48
  44. А. Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время 1722— 1856. М., 1910. 554 с.
  45. И. А. Изделия художественного серебра XVII в. из церкви Ильи Пророка в собрании музея-заповедника // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1650−2000 гг.: Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 62−63.
  46. М. 3. Из истории церковно-археологических музеев. К проблеме отношения музеев с церковью // Музееведение. На пути к музею XXI в. 1991. С. 212−229.
  47. А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 318 с.
  48. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. I. 699 е.- Т. IV. 683 с.
  49. Л. В. Мелкая промышленность и промыслы в русском городе во второй половине XVII-начале XVIII в. / История СССР. 1957. № 3. С. 87−111.
  50. Десятилетие Ярославского Предтечевского общества трезвости. 22 декабря 1891−1901 // ПЖ. 1902. Январь. С. 42−50.
  51. О. П. К истории ярославского посада в XVI—XVII вв.еках // Ученые записки Ярославского государственного педагогического института. Ярославль, 1945. Вып. 7. История СССР. С. 1−13.
  52. О. П. Посадская община г. Ярославля в первой половине XVII века // Ученые записки Ярославского государственного педагогического института. Ярославль, 1947. Вып. 9. История СССР. С. 1−20
  53. Г., протойерей Полный церковно-славянский словарь. М., 2001. 1120 с.
  54. И. Север в истории русского искусства. Вологда. 1921. 232 с.
  55. Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. М., 2002. 480 с.
  56. Е. А. Символы русской культуры. X—XVIII вв. Ярославль, 1998.116 с.
  57. Е. А., Севастьянова А. А. Воспламененные к отечеству любовью (Ярославль 200 лет назад: культура и люди). Ярославль, 1990. 192 с.
  58. С. К. Обрабатывающие промыслы и ремесла // Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч. 1. С. 75−105.
  59. И.Е. Материалы для истории русского иконописания // Временник Императорского Московского Общества истории и древностей Российских. Кн. 7. М., 1850. С. 1−20.
  60. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снесарева. Ярославль, 1994. 460 с.
  61. И. А. Реставрация — необходимое условие сохранения старины // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1650−2000 гг.: Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 81−85.
  62. В. В. Ярославское художественное серебро XVI—XVIII вв.еков. М., 1997. 268 с.
  63. А. А. Усыпальница при Ярославской градской Ильинской каменной церкви, построенной в 1650 г. Ярославль, 1896. 12 с.
  64. А. Чудотворный нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, находящийся в городе Ярославле в Спасо-Пробо-инском обыденном храме. М., 1895. 20 с.
  65. А. А. Ярославская градская церковь святого пророка Илии, в которой имеется редкая святыня — часть ризы Господа нашего Иисуса Христа. М., 1897. 23 с.
  66. М. А. Каменная летопись Московской Руси: светские основы русского зодчества XV—XVII вв. М., 1964. 272 с.
  67. Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. М., 1980. С. 13−63
  68. Н. М. История государства Российского: XII т. в 4-х книгах. М., 1998.
  69. Н. С. Колокола церкви Ильи Пророка // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1650−2000 гг.: Статьи и материалы. Ярославль. 2001. С. 69−78.
  70. С. С. Иконописание — семейное ремесло костромских изографов XVII в. // Века и судьбы: Сб. статей / С. С. Каткова. Кострома, 2001. С. 167−177.
  71. С. С. Резные царские врата XVII в. в церкви Воскресения на Дебре // Там же. С. 321−338.
  72. М. В. «Охранительный период» музеефикации храмов и монастырей Верхнего Поволжья // Памятники истории и архитектуры Европейской России (исследование, реставрация, охрана). Н. Новгород, 1995. С. 88−100.
  73. А. И. Духовная культура средневековой Руси: Учеб. для ВУЗов. М., 1996. 368 с.
  74. . М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии. XIV—XVI вв. М., 2001.488 с.
  75. В. О. Курс русской истории. Ч. 3 // Сочинения. Т. 3. М., 1988. 414 с.
  76. В. А., Марасанова Л. М. Торговля, пути и средства передвижения // Очерки русской культуры XVII в. Ч. 1. М., 1979. С. 122−144.
  77. В. Н. Служилый «город» Московского государства XVII века (От Смуты до Соборного уложения). Ярославль, 2000. 208 с.
  78. В. Н. Провинциальный «мир». Рязань, 2002.116 с.
  79. Т. М. Росписи «неба» в деревянных храмах русского Севера. Архангельск, 1993.111с.
  80. И. В. Культура России.Учебное пособие. М., 1999.360 с.
  81. Е. В. Изразцы церкви Иоанна Предтечи в Толчкове // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М., 1998. С. 399−415
  82. А. А. Народная Русь. М., 1995. 558 с.
  83. Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. 303 с.
  84. . И. Русская культура второй половины XVII-начала XIX в.: Учеб. пособие для ист. спец. ВУЗов. М., 1983. 224 с.
  85. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. 548 с.
  86. П. А. Путеводитель-справочник по Ярославлю на 1916 год. Ярославль, б/г. 84 с.
  87. А. П. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославс-кой епархии — Ярославль, 1861. 869 с.
  88. А. П. Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии. Ярославль, 1861. 582 с.
  89. А. П. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. 291 с.
  90. В. Н. Искусство Новгорода. М — Л., 1947. 178 с.
  91. В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983. 538 с.
  92. Лебедев. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль1896.73 с.
  93. А. Храмы Николо-Надеинского прихода в Ярославле.1. Ярославль, 1872.
  94. В. Генерал-губернаторский дом в Ярославле в 1777—1829 годах. Ярославль, 1880. 46 с.
  95. В. И. Другая редакция «Сказания о Спасопробоинскойцеркви г. Ярославля». Ярославль, 1874. 21 с.
  96. В. // ЯГВ. 1869. Ч. неоф. № 42. С. 1−3.
  97. В. Положение ярославского духовенства во 2-м десятилетии XVIII в. // ЯЕВ. 1874. Ч. неоф. № 19. С. 152.
  98. В. Церковь Петра и Павла, что на Волге, в Ярославле.1. Ярославль, 1878. 27 с.
  99. В. Ярославские богадельни в XVII и XVIII столетиях //
  100. ЯГВ. 1873. Ч. неоф. № 2. С. 12−13- № 4. С. 24−25- № 6. С. 35−36.
  101. В., прот. Памяти основателя «Приходской жизни» // ПЖ.1916. № 1.С. 58−64.
  102. В., прот. Протоиерей Ф. П. Успенский (некролог) //ЯЕВ. 1916. Ч. неоф. № 2. С. 37−39- № 3. С. 61−62.
  103. В. Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000.216 с.
  104. С. И. Ярославская иконопись. М., 1983. 44 с.
  105. . В. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV до начала XVIII в. / Михайловский Б. В., Б. И. Пуришев. М., 1941. 145 с.
  106. Монастыри и церкви с указанием времени их построения и местных церковных праздников // Календарь Ярославской губернии на 1876 г. Ярославль, 1875. С. 18−32.
  107. К., свящ. Благотворительность у древних евреев и у нас в последнее время // ЯЕВ. 1903. Ч. неоф. № И. С. 218−224.
  108. Наше гнездышко. Приют для девочек при Ярославской Предте-чевской церкви // ПЖ. 1901. Май. С. 246−250- Июнь. С. 296−298.
  109. М. А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII века (роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле) // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 89−109.
  110. Ф. Путеводитель по Ярославской губернии, сост. Н. М. Журавлевым. Ярославль, 1859. 379 с.
  111. Общество и власть в деле охраны памятников: По материалам Ярославской губернии 1918−1943 гг. / Публ. Н. П. Рязанцева // Ярославский архив. Ист.-краеведч. сб. М.- СПб., 1996. С. 210−320.
  112. Е. С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // Древнерусское искусство. XVII в.: Сб. статей. М., 1964. С. 9−61.
  113. Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1650−2000 гг.: Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 117−202.
  114. От комитета Эмеритальной кассы духовенства Ярославской епархии // ЯЕВ. Ч. офиц. 1916. № 5. С. 39−40.
  115. Отчет общего приходского закоторостных церквей г. Ярославля попечительства за первый год с марта 1898 года по январь 1899 года // ПЖ. 1899. Февраль. С. 48−53- Март. С. 50−57.
  116. Отчет общего приходского закоторостных церквей города Ярославля попечительства за второй год с 1-го января 1899 г. по 1 января 1900 г. // ПЖ. 1900. Март. С. 144−151.
  117. Отчет общего приходского закоторостных церквей г. Ярославля попечительства за 3-ий год с 1-го января 1900 г. по 1 января 1901 г. // ПЖ. 1901. Март. С. 151−154- Апрель. С. 182−187.
  118. А. М. Древности ярославские и ростовские // Труды седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887. М., 1892. Т. 3. С. 6−45.
  119. Н. Н. Монастыри и музеи. Исторический экскурс в поисках моделей освоения историко-культурного наследия // Музееведение. На пути к музею XXI в. М., 1991. С. 202−211.
  120. А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. В 5 т. Т. 3: (XVII — начало XVIII века). М., 2000. С. 11−261
  121. А. М. Церковная реформа и культура петровской эпохи // Из истории русской культуры. В 5 т. Т. 3: (XVII — начало XVIII века). М., 2000. С. 486−502
  122. Н.П. Волжские ткачи.1722−1917. М., 1936. 404 с. (История заводов и фабрик. Фабрика «Красный Перекоп» бывшая Ярославская Большая Мануфактура. 1722−1933. Т. 1)
  123. Н. Г. Церковь Богоявления в Ярославле. Ярославль, 1917. 27 с.
  124. Н. Г. Церковь Илии Пророка в Ярославле. М., 1915. 67 с.
  125. Н.Г. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. М., 1913. 60 с.
  126. Н. Г. Опыт характеристики // Ярославские Зарницы. 1909. N1.
  127. М. Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья: Сб. статей. М., 1982. С. 184−200
  128. М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.336 с.
  129. Н. В. Стенные росписи в храмах греческих и русских // Труды XII Археологического съезда в Ярославле. Т. 1. М., 1890. С. 123−130.
  130. Постникова-Лосева М. М. Мастера-серебренники городов Поволжья XVII в.//Древнерусское искусство. М., 1964. С. 272−315.
  131. Ф. Местные святыни и храмы // Весь Ярославль / Ф. Потехин. Ярославль, 1903. С. 22−46.
  132. Пребывание в Ярославской губернии осенью нынешнего года ее императорского высочества государыни цесаревны Великой княгини Марии Александровны //ЯГВ. 1851. Ч. неоф. № 49. С. 473 476.
  133. Д. Храмы Николо-Мельницкого прихода в Ярославле. Ярославль, 1908. 54 с.
  134. Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. 131 с.
  135. Призыв к пастырям духовным по поводу смут нынешнего времени // ПЖ. 1905. Декабрь. С. 383−386.
  136. Н. Ильинская церковь в городе Ярославле. Ярославль, 1906.31 с.
  137. Размол один М. Л. Черносотенное движение в Ярославле и губерниях Верхнего Поволжья в 1905—1915 гг. Ярославль, 2001. 248 с.
  138. Русский церковный приход // ПЖ. 1899. Январь. С. 22−25.
  139. Т. А. Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Исторический очерк // Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Ярославль, 2001. С. 101−192.
  140. Рядная запись от 1643 г. на написание в Ярославской Дмитрие-Солунскай церкви иконы Спасителя и иконостаса // ЯЕВ. 1894. Ч. неоф. № 18. С. 284−285.
  141. Н. П. «Спасти живую старину.». Охрана памятников и музейное строительство в Ярославской губернии в 1918—1929 гг.: Учебное пособие. Ярославль, 2000.165 с.
  142. А. М. Россия и ее культура в XVII столетии // Очерки русской культуры XVII в.: Сборник. М., 1979. Ч. 1. С. 5−24.
  143. А. А. Василий Крашенинников — первый ярославский историк // Ярославская старина. Из архива русской провинции. Ярославль, 1992. С. 23−31
  144. А. А. Русская провинциальная историография второй половины XVIII в.: Учебное пособие по спецкурсу. Ярославль, 1988. 64 с.
  145. Серебренников Василий. Поездка на пароходе от Углича до Ярославля (Из дорожных записок) // ЯГВ. 1856. Ч. неоф. № 2. С. 13−14- № 4. С. 35−36- № 5. С. 43−45- № 21. С. 196−197.
  146. С. Церковь св. Пророка Ильи в Ярославле // ЯГВ. 1850. Ч. неоф. № 42. С. 407−411.
  147. Сказание о построении града Ярославля // Лебедев А. Хррамы Власьевского прихода в г. Ярославле. Ярославль, 1877. С. 6−12.
  148. Скорпион. В Толчкове (С натуры) // Голос. 1912. № 204. С. 4. (Скорпион — псевдоним С. Каныгина)
  149. Р. Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. 187 с.
  150. П. П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.- Л., 1948. Т. 2. 738 с.
  151. Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982. 576 с.
  152. С. Исторический очерк Ярославского Леонтьевского прихода (1608−1783) и кладбища (1783−1901). Ярославль, 1901. 289 с. (Труды ЯГУАК. Кн. 3. Вып. 2.).
  153. Старинные документы Ярославского городового магистрата Грамоты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича о ярославских рыбных ловлях и поставках рыбы ко двору. // ЯГВ. 1855. Ч. неоф. № 41. С. 366−367- № 42. С. 376−377- № 44. С. 393 394.
  154. Статистические сведения о фабрично-заводской промышленности Ярославской губернии за 1896 год // Памятная книжка Ярославской губернии на 1898 год. Ярославль, 1898. С. 2−85.
  155. И. Ярославский Спасопробоинский обыденный храм. Ярославль, 1869. 211 с.
  156. С. М. История России с древнейших времен: В 15-ти кн. Кн. V.M., 1961.755 с.
  157. А. И. Планировка и застройка центра Ярославля по регулярному плану 1778 года // Краеведческие записки. Ярославль, 1956. Вып. 1. С. 151−166.
  158. А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. 278 с.
  159. В. В. Памятники древнерусского искусства. СПБ. 1908. Вып. 1. 144 с.
  160. Е. М. Борьба посада Ярославля со светскими и духовными феодалами в первой половине XVII в. // Исторические записки. 1946. Т. 20. С. 96−129.
  161. Таможенные книги Московского государства XVII в. М.- Л., 1950. Т. 1.887 е.- 1951. Т. 2.900 с.
  162. А. А. Ярославль. Путеводитель по г. Ярославлю с планом города и родословными таблицами князей Ярославских. М., 1883. 191с.
  163. А. А. Ярославские пожары в 1767 и 1768 гг. Ярославль, 1889. 40 с.
  164. И. А. Ярославское Поволжье: Краткий путеводитель: Углич. Мышкин. Молога. Рыбинск Романов-Борисоглебский. Толгский монастырь. Ярославль. Ярославль, 1909. 98 с.
  165. И. А. Граждане Ярославля. Из записок ярославского старожила //. Ярославль. 1998.152 с.
  166. В. Н. Московские люди XVII в. (к злобе дня) // Из истории русской культуры. В 5 т. Т. 3: (XVII-начало XVIII века). М., 2000. С. 346−379.
  167. В. Н. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) // Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. М., 1998. 864 с.
  168. Е. В. Великий пожар, бывший в Ярославле в 1658 г. // ЯГВ. 1850. Ч. неоф. № 10. С. 90−93.
  169. Е. В. Опись Ярославской Ильинской церкви, составленная в 1651 году храмоздателями Скрипиными // ЯГВ. 1850. Ч. неоф. № 43. С. 420−425- № 44. С. 427−432- № 45. С. 439−441.
  170. Е. В. Подрядная запись 1695 года на постройку иконостаса в церкви Покрова Богородицы, что в Ильинском приходе на Пробойной улице // ЯГВ. 1852. Ч. неоф. № 24. С. 218−220.
  171. И. История губернского города Ярославля. Ярославль, 1860.188 с.
  172. И. Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого с предисл. и прим А. А. Титова. Вып. 1−2. Ярославль, 1901. 123 с.
  173. Труды ЯГУАК. Ярославль, 1899. Кн. 3. Вып. 1. 303 с.
  174. Труды ЯГУАК. Ярославль. 1914. Кн. 7. Вып. 2.105 с.
  175. Труды ЯГУАК. Ярославль, 1914. Т. 6. Вып. 1.316 с.1*76. Труды ЯГУАК. Ярославль, 1913. Кн. 6. Вып. 3−4. 628 стб.
  176. Труды Ярославского областного съезда (съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской земли. М. 1902. LX + 177 с.
  177. А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1910. Т. 2.: Словарь 402 с. 65 л. ил. (Записки Моск. Археол. Ин-та- Т. 2)
  178. Ф., прот. Беседа по поводу январских беспорядков, бывших в Петербурге и Москве // ПЖ. 1905. Февраль. С. 44−47.
  179. Ф., прот. Возрождение прихода // ПЖ. 1899. Февраль. С. 45−47.
  180. Ф., прот. Значение благотворительности. Речь, произнесенная на общем собрании приходского попечительства За-которостных церквей в Ярославле // ПЖ. 1905. Январь. С. 29−34- Февраль. С. 68−71- Март. С. 113−114- Июль. С. 216−219.
  181. Ф., прот. Поучительные уроки из жизни древнего прихода. Слово при освящении обновленного храма святого Иоанна Предтечи в Толчковой слободе города Ярославля 24 августа 1906 г. // ПЖ. 1906. Август. С. 265−268.
  182. Ф., прот. Предтечевская церковь в Ярославле. 2-е изд., доп. Ярославль, 1906. 51 с.
  183. Ф., прот. Приходская благотворительность. Речь на годичном собрании Закоторостного приходского попечительства в г. Ярославле // ПЖ. 1905. Май-июнь. С. 157−160.
  184. П. Храмовое действо как синтез искусств // Сочинения в 4 тт. М., 1996. Т. 2. С. 370−382.
  185. А. Статистические сведения о фабриках и заводах в Ярославской губернии. Б. М., 1862. 23 с. (См. то же: ЯГВ. 1863. Ч. неоф. № 26. С. 172−175- № 27. С. 181−183- № 28. С. 188−191).
  186. Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Калачной слободе г. Ярославля. Ярославль, 1997. 38 с.
  187. Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000.303 с.
  188. Церкви города Ярославля в 1781 г. Записка Ростовского архиепископа Самуила Миславского, представленная наместнику Мельгунову / Изд. В. Лествицына. Ярославль, 1874. 96 с.
  189. Церковные школы Ярославской епархии за 25 лет (13 июня 1884 г. — 13 июня 1909 г.) // ПЖ. 1909. Июнь. С. 259−273- Июль. С. 304 331- Август. С. 390−407.
  190. Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М, 1999. 288 с.
  191. О. Г., Шабасова О. И. Ярославль в XVII веке. Ярославль, 1999. 124 с.
  192. Ю. Ярославль. Романово-Борисоглебск. Углич. М., 1912. 92 с.
  193. Шестой год Ярославского Предтечевского общества трезвости с 17 мая 1897 г. по 17 мая 1898 г. // ПЖ. 1899. Январь. С. 43−48.
  194. А. Л. Категории русской средневековой культуры. М. 1998. 448 с.
  195. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 г. / Под ред. А. М. Пономарева. Ярославль, 1990. 431с.
  196. Ярославль в 1802 году. Современные записки // ЯГВ. 1853. Ч. неоф. № 12. С. 111−115- № 13. С. 121−123- № 14. С. 132−134- № 15. С. 141−142- № 16. С. 153−154- № 17. С. 159−160- № 18. С. 171−172-
  197. С. 184−186- № 20. С. 191−193- № 21. С. 200−201- № 22. С. 207−208.
  198. Ярославль в его прошлом и настоящем: Ист. очерк-путеводитель /Яросл. Экскурс. Комис. Ярославль, 1913. 240 с.
  199. Ярославль в старых открытках и фотографиях. М., 1998.408 с.
  200. Ярославская губерния // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1908. Вып. 26 (Вопросы реставрации. Вып. 1). С. 150−158.
  201. Ярославские губернаторы. 1777−1917. Историко-биографические очерки. Ярославль, 1998.420 с.
  202. Ярославский край: Сб. документов по истории края (XV век — 1917 год). Ярославль, 1972.135 с.
  203. Ярославский химический. История Ярославского ордена Трудового Красного знамени лакокрасочного завода «Победа рабочих» (ныне производство № 2 ярославского объединения «Лакокрас-ка»). 1838−1973 гг. Ярославль, 1976. 184 с.
Заполнить форму текущей работой