Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения, выносимые на защиту: Смысловые позиции долголетия чрезвычайно объемны и включают в себя множество аспектов. Долголетие — долгая" активная жизнедеятельность, складывающаяся из творчества, здорового образа жизни, духовного роста, интеллектуального совершенствования, мудрости, обогащения внутреннего мира. Человек, впитавший в. себя, лучшие достижения мировой культуры, способен определить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СЕМАНТИКО — СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОЛЕТИЯ
    • 1. Семантика понятия «долголетие» и методология его исследования
    • 2. Семиотические показатели долголетия (этночисловые аспекты)
    • 3. Характеристики моделей долголетия
  • ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНЫХ ДОМИНАНТ ДОЛГОЛЕТИЯ
    • 1. Жизненные позиций и ценностные установки как культурные доминанты долголетия
    • 2. Интеллектуальность и творчество как культурные доминанты долголетия
    • 3. Позитивное мышление как культурная доминанта долголетия

Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Исследование культурных доминант долголетия и, связанные с ними позиции, выступает в настоящее время как существенная проблема повышения продолжительности жизни. Рассмотрение долголетиякак узко направленной физиологической константы не может решить ее. Долгожитель живет в многопластовом мироустройстве, которое, как любая сложноорганизованная система, укоренена и устойчива лишь при сохранности значительного числа своих культурных доминант: множественности обычаев, традиций, ценностейнаправленности мышления, видов и стилей деятельности — всего того, что обеспечивает единство картины мира. Ее «духовный код» позволяет рассматривать долгожительство' как социофизиологический феномен, которыйвбирает в себя ценности личности и социума, здоровьесберегающие технологии, достижения медицины и др., что В' совокупности позволяет говорить о нем (долголетии) как позиции, становящейся-социальной нормой. Культура здоровья в любом социуме — часть его видения самого себя и своих членов. Потребность в отличном здоровье и его преумножение — это культурное побуждение, что предполагает антропоцентрический комфорт, эстетическое взаимодействие с бытом, трудом, отдыхом, этическое проявления его во благо другим.

Эти позиции подтверждаются и мировой социальной практикой, в частности, общим увеличением продолжительности жизни, что приводит к концентрации людей «третьего возраста» в городах, которые в процентном соотношении представляют собой до 40% от общей численности населения. Отсутствие больших многопоколенных семей, которые прежде обеспечивали им помощь и поддержку, приводит к необходимости такого уровня психофизиологического здоровья, которое предполагает практически полное самообслуживание. Подобная данность неизбежно приводит к изменению человеческого биоса, переосмыслению понятия «жизнь», традиционно являющейся одной из узловых проблем культурфилософских исследований.

Понимание значимости долгой и качественной жизни, самотворения здоровья в значительной степени зависит от уровня и полноты усвоения культурных ценностей, созданных человечеством. Многочисленные исследования отмечают, что именно образованные люди дольше и качественнее живут, меньше болеют. Развивающийся человек в течение жизни культурологизируется и в поле его зрения помимо профессиональных и иных повседневных ценностей, включаются, ценности всей культуры, которые выступают как созидательное начало, выраженное в смысловых, нормативных, формообразующих аспектах.

Осуществляемое человеком окультуривание жизни включает в себя выявление и производство новых возможностей для создания активов, которые в совокупности, с другими аспектамиспособствуют долголетию. Развивающееся общество предполагает наличие здоровых людей, у которых стремление к красоте, моложавости, гедонистическому восприятию творчества и деятельности, обусловлено социальным заказом. Природное основание профессионального долголетия напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, научно — обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал, и способности к конкретному виду деятельности. Сегодня ориентир на долголетие дает стимул к развитию здоровой* нации, увеличению объемов прагматического поиска ресурсов здоровья.

В этом отношении особого внимания заслуживает социокультурный опыт, накопленный долгожителями. При этом, если этнические позиции неоднократно являлись объектом геронтологических и иных научных исследований, то культурные доминанты, демонстрирующие, с одной стороны, уникальность их семантико — семиотической глубины, с другой — связь с духовной почвой, требуют скрупулезного культурфилософского постижения.

Степень научной разработанности проблемы.

Долголетие — многомерный и многонаправленный процесс, изучаемый многими науками о человеке. Своеобразие жизненного мира человека в старости требует обращения к анализу концепции жизненного мира, разработанного Э. Гуссерлем и представленного X. Ортегой — и — Гассетом, М. Шелером, М. Хайдеггером, Ж. — П. Сартром. Проблемы жизненного пути рассматривают в современной психологии А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер. Генетические основы старения изучают JL Хейфлик, С. Бреннер, Д. Сулстон и Р. Хорвиц. Биологические аспекты долголетия рассматривают Ахаладзе Н. Г., Ханжин Б. М., Этинген JI.E. Психологические подходыберут начало в трудах Ф: Галтона, который исследовал трансформацию интеллектуальной деятельности человека в пожилом возрасте. Старение как завершающий этап жизненного цикла исследовано 3. Фрейдом, К. Юнгом. Психологические аспекты старения исследованы в работе американского психолога С. Холла «Старение». В трудах Б. Г. Ананьева, JT.C. Выготского заложено понимание возрастных изменений свойств человека как одновременно биологических и социальных, генетических и биографических. Основы возрастной классификации разработаны* в трудах Д. Биррен В. Бромлей, В. И. Слободчиковой. Э. Эриксон разработал теорию о восьми стадиях развития личности, целью каждой из которых является достижение определенного социально — ценностного качества. В рамках социально — экологического направления, изучающего психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой, теорию разобществления выдвинули Д. Розен, Б. Ньюгартер, Е. Камминг. Социальные вопросы старения включают рассмотрение таких проблем, как место пожилых в обществе, межпоколенные отношения. Поколение как объект социализации изучали Т. Парсонс, М. Мид, как субъект социально — политического конфликта — Г. Маркузе и JL Фойер. А. Шюц уясняет, как жизнь человека и общества упорядочивается с помощью принимаемых на веру универсальных понятий. Геронтологи Оловников A.M., Украинцева C.B., Анисимов C.B. изучают процесс старения и старости человека, объединяя четыре основных аспекта исследований: биологический, медицинский, психологический и социальный. Проблема долголетия, старости в культурологическом аспекте изучается в контексте отдельных культур. Жизненные этапы в индийской культуре рассмотрены в работах М. Юлена. Харевен Т. исследует культурно — историческую трансформацию процесса старения и восприятия старости в американском обществе XIX — XX вв. Философский ракурс рассмотрения старости предусматривает соотнесение старости с базовыми понятиями: «жизнь», «жизненный путь», «смысл жизни». Философские аспекты геронтологии представлены в трудах Т.В. КарсаевскойК.С. Пигрова, А. Т. Шаталова, Ю. М. Шора. Т. В. Карсаевская обращает внимание на необходимость при выработке стратегии^ выживания в современной неравновесной ситуации развития обратиться к изучению культурно — цивилизационного многообразия мира. Философское осмысление старости заложено в трудах Платона и Аристотеля. Проблему бытия человека у смертного порога рассматривает в эссе «Смерть» французский философ и культуролог В. Янкелевич, современный отечественный философ Н. Н. Трубников.

Целью диссертационной работы является исследование культурных доминант долголетия как социофизиологического феномена.

Данная цель обусловила собой постановку ряда конкретных задач: изучить семантику понятия «долголетие», основные методологические подходы к его пониманию;

• исследовать значимость культурных оснований долголетия, его базовые (доминантные) основания;

• установить основные модели долголетия в разных социальных условиях;

• изучить значимость духовного опыта в постижении старости как завершающего этапа долголетия, накопленного в традиционных культурах.

• определить взаимосвязь интеллектуального развития с долголетием человека;

• исследовать характеристики культурных доминант долголетия: наличия высоких духовных ценностей и их укорененности в жизни, творчестве, позитивном мышлении.

Объектом диссертационного исследования является долголетие как социофизиологический феномен.

Предметом содержательные аспекты культурных доминант долголетия.

Методологические основания и методы исследования:

В работе применяется междисциплинарный, интегративный подход, опирающийся на результаты исследований культурологов, психологов, историков, этнографов, социологов, медиков, антропологов, философов и др. Анализ социального долголетия и его составляющих осуществлен на основе комплексной методологии, включающейв. себя общие и специальные методы: аксиологический, структурно — функциональный, биографический, деятельностный, семиотический, герменевтический, системный, темпоральный, типологический, компаративный.

Научная новизна диссертационной работы отражена в следующем: ¦> выявлено, что семантическая основа долголетия — долгая активная жизнедеятельность, складывающаяся из совокупности социофизиологических модусов, составленных из: позитивной картины мира, здорового образа жизни, духовного роста, творчества, интеллектуального совершенствования. Это сложно выстроенный феномен, обладающий своей структурой, законами, принципамиустановлено, что семиотика долголетия (этночисловые показатели), есть ее уровень культуры. Выделяются две группы факторов, действующие на социальном и личностном уровнях. Социофизиологические особенности определяются традиционной культурой однородных в антропологическом отношении этносов. Носителем долголетия является не этнос как таковой, а его гипотетические черты, способствующие долголетию, но не являющиеся исключительной его особенностью. Именно они создают особый психологический климат, который обеспечивает высокое уважение стариков — долгожителей, придавая им реальную или номинальную власть (геронтократия), что переводит долголетие в аксиологическую нормуопределено, что выявленные модели долголетия (городская, горская, северная, автономная) основаны на здоровом образе жизни. Они поддержаны совокупностью этнических рациональных методов, укрепляющих здоровье, ¦ гармонизирующих развитие личности и представляют собой восьмеричные взаимообусловленные позицииопределеночто культурные доминанты долголетия опираются на интеллектуальное развитие, созидательную активность в различных областях личностных проявлений. Профессиональная составляющая подразумевает достижениеуспехов, в деятельности и гедонистическое восприятие последнейустановлено, что формирование позитивной картины мира, основанной на высоких духовных ценностях, выступает одной из основ-долголетиягде человек, ориентированный на него, определяет их направленность, соответствие целям, потребностям, ситуациям и устанавливает разумные пределы необходимых переменвыявлена культурно — историческая обусловленность понимания и отношения к старости как духовного опыта достижения1 долголетия в духовных практиках мировых религий и традиционных культур.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении специфики и сущности социального долголетия, показывая всю его сложность и неоднородность. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов культурологического циклаприменяться в курсах повышения квалификации работников социокультурной сферы. Отдельные части исследования могут служить для дальнейших исследований на родственные темы.

Положения, выносимые на защиту: Смысловые позиции долголетия чрезвычайно объемны и включают в себя множество аспектов. Долголетие — долгая" активная жизнедеятельность, складывающаяся из творчества, здорового образа жизни, духовного роста, интеллектуального совершенствования, мудрости, обогащения внутреннего мира. Человек, впитавший в. себя, лучшие достижения мировой культуры, способен определить основной путь к сохранению здоровья, который в современной культуре обозначается как «здоровый образ жизни». Долголетие невозможно без ясной и долговременной цели жизни, обеспечивающей, духовный рост, творчество, активизацию социальных позиций, интеллектуального совершенствования личности, обогащения его внутреннего мира, того, что-реализуют процессы, культурологизации личности, обоснование бытия, человека в культуре в результате сопряжения социофизиологического, религиозного и философского дискурсов. Долголетие человека определяется конкретным антропологическим культурно — историческим типом, в зависимости от которого варьируется характержизни, ценностные ориентиры, ритмика, внутреннее чувство вписанности в культуру, сопричастность событийному пространству. В связи с этим, выделяются следующие модели: городская, северная, горская, автономная. Все антропокультурные модели долголетия основаны на восьмеричности (генетического, экологического, традиционного питания, трудового, психофизиологического, волевого, досугового, технологическогого) параметров. Их взаимообусловленность создает здоровый, образ жизни, совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности, рациональные методы, способствующие укреплению здоровья, гармоничному развитию личности. В силу этого, в тех моделях, где присутствует целостная система долголетия, жизнедеятельность отличается долготой и активностью, в случае отсутствия части составляющих, уровень жизни и ее продолжительность становится низкой.

Творческое долголетие связано с динамическим интеллектным гомеостазом. Именно он поддерживает готовность к обновлению и творчеству. Наиболее ярко проявленное в культурных доминантах долголетия, творчество становитсяосновой интереса к жизни в целом, профессиональной и иной деятельности. Наличие позитивной картины мира, высоких ценностных ориентаций, творчества, интеллектуальности и др. приводит к привнесению их в любой трудовой процесс, что преобразуется в духовную матрицу. Непрестанный труд и жесткая дисциплина дают нужную духовную и физическую нагрузку, которые способствуют реализации программы долгожительства, эксплицирует его как принцип целостности, снимающий категориальные оппозиции и примиряющий противоположности.

Одним из главных условий долголетия является позитивное мышление как онтологическое и метафизическое начало бытия, которое обладает наибольшей внутренней целостностью и полнотой содержания. Характеризуясь жизнерадостным мироощущением, способностьювоспринимать, аккумулировать и распространять преимущественно положительные мысли и эмоции, оно есть концентрированное выражение того, чем объединяются в мысли и в действительности совокупности норм, принципов, идеалов бытия и культуры. Поэтому существует онтологическая' взаимосвязь естественного и искусственного, укорененные в культуре долгожителей, что имеет свои онтологические основания, то есть фундируют реальные связи и отношения бытия. В этом свете основное значение для продления жизни приобретает именно социальная ценность человека. Инструментом преображения бытия человека как достижения долголетия — ценности являются многочисленные методики, посредством которых связываются бытие и сознание человека с духовным пространством культуры, имеющие онтологические архетипические основания. Это молитва, пост, медитация как активная мыследеятельность добра, обретения спокойствия, радостного мироощущения. «Благоговение перед жизнью» как главный принцип долгожителей стимулирует их соучастие всему совершаемому вокруг, чувствование ответственности за него. Онтологический коррелят здесь и последующее применение его как метода самоидентификации в культуре, пробуждает энергию духовности, имманентную природе принципа «благоговения перед жизнью». Обусловленное им стремление поднимать человека и человечество до уровня высшей ценности ориентируют на совершенные идеалы культуры, сознательно полемизирующие с действительностью.

Сознательно используемые или интуитивно найденные прообразы методик, разработанные в восточных духовных практиках и. духовном подвижничестве русского старчества, направляет человека к самосовершенствованию и правильному мышлению.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедр культурологии, философии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державинаметодологическом аспирантском семинаре «Аналитика культурологии». Основные положения работы нашлиотражение в публикациях автора, как местного, так и общероссийского уровня (общее количество — 15, общим объемом-9 п. л.).

Материалы и результаты исследования получили апробацию’в форме докладов и сообщений на научно — практических конференциях различного уровня:

Международной научно- — практической конференции «Инновационные медицинские технологии» — Москва, 2009; Общероссийской научной конференции «XV Державинские чтения» — Тамбов, 2010;

Общероссийской научной конференции «XVI Державинские чтения» — Тамбов, 2011.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

.

В рамках выполнения поставленной цели — исследование культурных доминант долголетия как социофизиологического феномена решались задачи, одной из которых является — изучить семантику понятия долголетия, основные методологические подходы к его пониманию. В-этой плоскости проанализированы теоретические определения долголетия^ и дана методологическая основа исследования указанного феномена. Выяснено, что определение долголетия включает в себя понятия: старость, мудрость, здоровье, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Термин «старость» насыщен такими смыслами как подлинность, истинность, сердцевина, целостность, здравие, жизнеспособность. Это утверждение дополняется семантико — историческим анализом: слова «старик», «старейшина», «старчество», имея общий корень, семантически разветвляются. Если «старик», «старец» является понятием в основном биологическим, то «старейшина» — это старик-мудрец, будучи в преклонном возрасте, активно участвующий в общественной жизни.

Мудрость, как достояние старости и условие долголетия, является целостным постижением реальности. Это единая* информационно — энергетическая и психическая (ментальная) основа всего существующего, всей действительности. Мудрость подразумевает высшее знание, опыт, а мудрый человек обладает большим умом, высшим знанием. В1 ценностной системе координат долголетия понятие «здоровье» имеет большое значение, так как общественнаяжизнь, профессиональная деятельность, культурное развитие влияют на образ жизни. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Из этого следует, что здоровье — мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности.

Здоровье для долгожителя является нормой, базовой чертой, неся в себе помимо радости прекрасного самочувствия, и свободу действий и выбора, помогает развивать способности, не сдерживать творческие искания и служит фундаментом культурного развития. Любовь к мудрости, здоровому образу жизни, стремление к самосовершенствованию, обогащение внутреннего мира — все эти составляющие, являясь частью долголетия, помогают достичь гармоничного состояния, а, значит долгой и продуктивной жизни.

В результате семантического исследования выяснено, что долголетие — долгая активная жизнедеятельность, которая складывается из совокупности социофизологических норм, включающих здоровый образ жизни, духовный рост, творчество, интеллектуальное совершенствование. Это сложно выстроенный феномен, обладающий своей структурой, законами, принципами. Методология его исследования предполагает междисциплинарный подход, раскрытый и проанализированный в параграфе. Особого внимания заслуживает биографический метод, внутри которого использованы аксиологический, структурно — функциональный, деятельностный, семиотический, герменевтический, системный, темпоральный, типологический, компаративный методы, что позволяет отследить подходы и изменения к долголетию как со стороны конкретной* личности, так и со стороны социума в рефлексии долгожителя.

Выяснено, что существует. два понятия продолжительности жизни: потенциальная и средняя. Средняя! продолжительность жизни — величина переменная: она свидетельствует об усилиях общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровьянаселения. В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни достигла сегодня 70 лет. Для измерения долголетия применяют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для. развития его возможностей. Характеризуется национальный менталитет культуры, который хранит в себе глубинные структуры: этническое и/или национальное своеобразие. Одним из них выступает долголетие аксиологически закрепленное в культурах Востока. В параграфе анализируется укорененная их черта — «социальная импликация» («подразумевание») долголетия влиятельного и ценного члена группы. Это сформировавшееся в этносе понятие «настоящего старика», которое в дальнейшем могло быть уже достаточно независимо от реального биологического долголетия. Формировалось некое «социальное долголетие» — возведение в статус долгожителя — глубокого* старика — человека, в реальности не достигших этого возраста.

Выяснено, что этнологи считают «социальное долголетие» самостоятельным этнокультурным феноменом, который эволюционируя, подчиняется социальным закономерностям.

Анализируются природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы в формировании менталитета русской национальной культуры. Российская' ментальность выстроена иначе чем5 на Востоке, особенно в отношении долголетия — здоровье* и жизнь нещадятся, ими. бравируют. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни однозначно определяет доминанту национального характера — героическую. Русская культура ориентированана демонстрацию подвигов, что связано преимущественно, с молодостью как доказательства социальной престижности. Старики здесь, безусловно пользуясь уважением, но, прежде всего выступают как социальный слой, нуждающийся в опеке и поддержке. При этом религиозные аспекты — русское старчество — сходно с таковыми в иных культурах. Выяснено, что семиотика долголетия- (этночисловые показатели) это, прежде всего, ее уровень культуры. Необходимо вырабатывать престижность старости и активность долголетия, на сегодняшний день это один из главных социальных акцентов, которое ставит общество.

Также были поставлены такие задачи как — установить основные модели долголетия в разных социальных условиях. Выяснено, что долголетие человека зависит от его принадлежности к конкретному культурно — историческому типу, который определяет характер жизни, ценностные ориентиры, внутренне чувство вписанности в культуру. Вследствие этого, выделяются модели долголетия: горская, городская, северная, автономная.

При этом все модели в своем оптимуме включают в себя восьмеричную систему, состоящую из следующих параметров: экологического, генетического, традиционого питания, трудового, психофизиологического, досугового, волевого, технологического. Их взаимообусловленность создает здоровый образ жизни, совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности.

Выяснено, чтоважнейшие факторы, обеспечивающие долгую жизнь горцам, проистекают из особенностей социокультурной организации, в частности: сохранение за стариками значимых социальных ролей в жизни семьи и социумагеронтократический характер традиционной* этнической культуры (обычаи, совет старейшин и др.) — психологический комфорт, обусловленный высокой мерой включенности в-социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами.

Городская модель долголетия трансформирует составляющие восьмеричной системы. Жизнь в городе, особенно в мегаполисе, отличается напряженностью: человек оторван от естественной среды обитания, карьера оказывает сильное влияние на самооценку личности. Совокупность этих факторов вызывает в обществе нарастание конфликтных ситуаций и социальной неуравновешенности. Но наряду с этим, развитая инфраструктура дает больше возможностей для развития и совершенствования. Параллельно с процессом старения населения происходит трансформация" механизмов передачи социокультурного опыта. Мы вступаем в эпоху утверждения новой модели культуры, где люди «третьего возраста», постепенно утрачивают традиционную роль субъекта трансляции социокультурных ценностей и превращаются в ее объект. В результате нарушаются традиционные связи, становится недоступным приобщение к новым ценностям культуры, и пожилые люди оказываются в условиях культурной изоляции, поэтому проблема достойного старения населения есть и будет одной из острейших.

Северная модель, несмотря на суровые климатические условия, обладает высоким уровнем долголетия населения. Кроме этогоздесь имеются несколько центров долголетия: Якутия, Алтай, Бурятия, Иркутск. Наличие высокого уровня долголетия населения в ряде районов Сибири свидетельствует о том, что климатические и природные условия не являются основным фактором, определяющим количество долгожителей в. данной местности. Большее значение имеет ментальный и трудовой фактор, который требует физической выносливости (скотоводство, земледелие и Др.)> позволяющей реализовывать продуктивную жизнедеятельность в суровых условиях среды. Умение ментально вписывать себяв природу (космос), открытость ей вырабатывает особое миропонимание и рассмотрение себя как необходимой части бесконечного по времени пространства.

Выяснено, что все модели долголетия основаны на здоровом:-образе-жизни, который предусматривает совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все системы работают надежно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха.

Также установлено, что жизненные позиции и ценностные установки являются культурными доминантами долголетия. Охарактеризованы личностные установки, включая понимание смысла жизни и нравственноэтические оценки ее многосложных событий. Продолжительность жизни аксиологически ставится в зависимость от нравственных способностей человека. Долгожители воспринимают нравственность не столько как правила социума, а как законы мироздания. Именно' они воздействуют на объективную реальность, детерминируют поведение людей, определяют взаимоотношения — межличностные, групповые и социальные, через них осуществляется опосредование их производственной, социально — политической, культурно — эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности.

Положительное отношение к себе, миру, проявление жизнелюбия и жизнерадостности — это ориентации на полноценную и продуктивную жизнь. В основе жизнелюбия лежит любознательность, которая делает жизнь по — настоящему интересной и содержательной. С их помощью долгожитель преобразовывает культуру чувств, эстетическое воспитание и развитие, совершенствует положительные чувства: любви, удовольствия, наслаждения, радости, восприятия прекрасного, одновременно воздерживаясь и ограничивая негативные эмоции. Любознательность имеет одну из ключевых установок долголетия, т.к. располагая большим объемом знаний, формирует чувство уверенности в себе, силу и свободу.

Долгожитель целенаправленно поддерживает душевное равновесие, взращивает и культивирует мудрость, прагматично-извлекает пользу из всего ментального богатства мира. Он применяет данный принцип во * всехсферах жизнедеятельности, не декларируя, а живя, в соответствии с общечеловеческими принципами. Именно это сближает его с другими через сопереживание прекрасного и нравственного, регламентируют общечеловеческие ценности, которые выступают как, форма коммуникации, диалога.

Основными критериями благополучия в духовной сфере являются душевное равновесие, позитивный, взгляд на жизнь и пониженная восприимчивость, к стрессовым факторам. Долгожитель как носитель подобных принципов действует в соответствии с ними, разумно определяя целесообразность усилий и их применения, устанавливает разумные пределы необходимых перемен.

Установлено, что высокий социальный, профессиональный статус, малая плотность населения, низкий уровень безработицы связаны с более высокой продолжительностью жизни. Определено, что дольше всех живут преподаватели высших учебных заведений. Средняя продолжительность их жизни составляет 75 лет. К долгожителям можно отнести и представителей духовенства, средняя продолжительность жизни которых 73 года. Общество предъявляет повышенные требования к образованию, культуре, профессиональной квалификации людей. В силу этого, специалист высокой квалификации призван учиться и совершенствоваться всю жизнь. Выяснено, что творческое долголетие связано с динамическим интеллектным гомеостазом. Последний формируется у человека при наличии культуры рефлексии, т. е. культуры самопознания, самосовершенствованиясамообучения, самовоспитания, самокритичности. Именно в этом состоянии поддерживается готовность к обновлению и осуществлениютворчества. Наиболее ярко проявленное в культурных доминантах долголетия, творчество становится основой интереса к жизни в целом. Непрестанный интеллектуальный и творческий труд дает нужную духовную и физическую нагрузку, которые способствуют реализации программы долгожительства.

Определено, что одной из важнейших задач культурологии применять социальные механизмы включения людей в мир прекрасного и формирования' умений мыслить позитивно, потребности к образованию ценностных ориентации и следованию культурным традициям. Позитивное мышление, являясь культурной доминантой, позволяет говорить о необходимости гигиены мышления. Отсюда следует, что жизнь каждого человека — это результат того, как он думает о себе и о мире, который его окружает, поэтому одним из главных условий долголетия является восприятие информации позитивно, мышление в позитивном ключе. Позитивное мышление долгожителя характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции. Мысли — сгустки энергии, накапливающиеся в мыслеобразах, которые индивидуально воспринимаются органами чувств как целостный образ предмета (явления). Позитивное мышление условно можно разделить на два направления: естественное (природное) и искусственное, которое достигается с помощью определенных методик. Естественное позитивное мышление заложено в человеке природой. Культура на протяжении всей истории человечества имела в своем арсенале не только установку на позитивное качество мышления, но и давала разнообразные методики и способы его воспитания и применения, каковые можно отнести к «искусственному» направлению позитивного мышления. Технологии, обеспечивающие духовное здоровье, обобщены во всех мировых религиозных системах и активно используются. Молитва, пост, процесс медитации — активная мыследеятельность добра, обретения спокойствия, радостного мироощущения. Выявлено, что старость как неизбежный этап долголетия, имеет особый смысл в каждой культуре, связана с определенными мировоззренческими установками, интуициями данной культуры. В древнейшие времена человек рассматривался как мыслящий космос, что символизировало единство духа, души и тела. Это и сейчас проходит через все жизненные периоды, возрасты человека, каждый раз представая по — разному и обретая в конечном итоге ступень долголетия. Сама проблема старости обретает метафизическое, вселенское значение, поскольку человек — существо вселенское. В силу этого, сама его жизнь, ее возрастные периоды приобретают такое же значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академик И. Т Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М.: Наука, 2001.
  2. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1974. — 136 с.
  3. Ю.П. Аллозимная гетерозиготность, скорость полового созревания и продолжительность жизни // Генетика.- 1998.- Т. 34. С. 908 919.
  4. Н.М. Будущая кибернетика в будущей медицине // Прогресс биологической и медицинской кибернетики / Под ред. А. И. Берга и С. Н. Брайнеса. М.: Медицина, 1974. — С. 111−154.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. М.:1987. С. 2.
  6. .Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.1. М.:1980. С. 171.
  7. М.А. Единство физического и нравственного космоса //Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. Ч .1. Свердловск. 1991. С. 135−136
  8. В.Н. Эволюция концепций в геронтологии: достижения и перспективы // Успехи геронтологии. 1999.- Т. 3. — С. 32−53.
  9. В.Н., Крутько В. Н. Фундаментальные проблемы изучения продолжитеьности жизни // Вестник РАН. 1996.- Т. 66, N 6.- С. 507−511.
  10. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.1. М.: 1976. С. 386.
  11. Афанасьев. Русские народные сказки. М., 1992, с. 9−16, 102 104, 133−135
  12. Аюрведа. СПб, 1992, с. 100
  13. Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?. М.: Знание, 1992.
  14. JI.E. Соответствия особый тип отношений между категориями (проблемы категориальной логики). — Журн. «Философские исследования», 1993, № 2.
  15. JI.E. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира).
  16. JI.E. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001.
  17. JI.E. Философия: Учебник. М.: Дашков и К, 2004.
  18. Н. Математика в биологии и медицине. М.: Мир, 1970. — 326 с.
  19. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. Часть третья. Глава I. Смерть и бессмертие.
  20. М.Б., Гаазе-Рапопорт М.Г. Применение математики и кибернетики в биологии // История биологии (с начала XX века до наших дней) / Под ред. Л. Я. Бляхера. М.: Наука, 1975. — С. 579−599.
  21. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. А. А. Грузберга— Екатеринбург: ЛИТУР, 1999- Терминологическая правка В. Данченка— К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «What Do You Say After You Say Hello»).
  22. H.A. О перспективах математики в биокибернетике. Предисловие // Черныш В. И., Напалков A.B. Математический аппарат биологической кибернетики. М.: Медицина, 1964. — С. 3−30.
  23. Е.П. Смерть и бессмертие / Пер. с англ.- Сост. Т. О. Сухорукова, В. И. Мызников. М.: Сфера, 1997.
  24. A.A. Продление жизни. Киев: Изд.-во АН УССР, 1940. — 144 с.
  25. В.И., Манусина Т. Н. Троице Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественная коллекция древнерусского искусства 14 17 вв. М., 1996. 549 с.
  26. В.В. Лекции по истории древней церкви. СПб., 1907. 560 с.
  27. Большой энциклопедический словарь. М., 2007, с. 407
  28. Э. В мире мудрых мыслей. М., 2000, с. 19, 53, 171, 273, 275
  29. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
  30. С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. С. 183
  31. С.Г., Дупленко Ю. К. Анализ современного состояния и перспектив развития геронтологических исследований (по результатам международой экспертизы) // Пробл. старения и долголетия.- 1994.- Т. 4.- С. 275−283.
  32. В.В., Голубев B.C., Коробейников A.A., Селюков Ю. Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития. —¦ М.: «ИАЦ Энергия», 2008.—96 с
  33. Ф. Новая Атлантида. М.: Изд.-во АН СССР, 1962. — 238 с.
  34. И.О. Психология жизни и смерти. СПб., Питер, 2001, с. 51
  35. Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине 18 века. М., 1988. 210 с.
  36. H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. С. 62
  37. М.М. Молекулярные механизмы старения. М.: Наука, 1970.- 90 с.
  38. М.М. Биологические основы старения и долголетия. М.: Знание, 1987. — 224 с.
  39. И.В. Гомо имморталис человек бессмертный. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.
  40. И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука, 1990. -248 с.
  41. И.В. Проблема бессмертия человека в русской философии: персоналии и идеи. Уч. пос. Ч. II. Челябинск, 2000.
  42. И.И. О монашестве. М., 1991 с.51
  43. М.В. Современная физика и биология //Вопросы философии. 1989. № 8. С. 33.
  44. С. Трактат о жизни и смерти. М.: Грааль, 1998.
  45. Гаврилов JI. A, Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. 2-е изд.- М.: Наука, 1991.- 280 с.
  46. Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 1997. — 288 с.
  47. В.А. Эволюционная теория пола. Природа, — 1991, № 8
  48. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.
  49. Е. О реформе в быте русской церкви. М., 1913.
  50. М.В. На службе Богу. М., 1995. 432 с. 5 5. Горчаков. О земельных владениях российских митрополитов, патриархов и святейшего синода. М., 1871.231 с.
  51. Г. П. Монастырские архивы г. Москвы: история формирования, состав фондов и проблемы описания (13 20 вв.). Автореферат диссертации. М., 2000. 25 с.
  52. Д. Эта странная жизнь.М., 1974, с. 87
  53. М. Разговор священника с прихожанином против лечения заговорами. СПб., 1885.
  54. Л.К. О смысле жизни и счастье человека. Кишинев, 1977
  55. М.М. О народном благочестии у русских 19 в. // Православие и русская народная культура. М., 1993. С. 144 182.
  56. М.М. Православие в жизни русского крестьянина. // Живая старина. 1994. № 3. С. 3 5.
  57. М.М. Православие в жизни русского крестьянина: проблемы исследований // Крестьянское хозяйство: история и современность. Материалы к всероссийской научной конференции. Вологда, 1992. Ч. 1. С. 37 -40.
  58. М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходе и особенностях современного метода исследований // Этнографическое обозрение. № 5. 1995. С. 77 83.
  59. М.М., Кузнецов C.B., Буганов A.B. Православие в русской народной культуре: направление исследований // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 60 84.
  60. М. Д. Геронтология учение о старости и долголетии. — М.: Наука, 1964. — 132 с.
  61. Грэйс Крайг. Психология развития. СПб., Питер, 2000, с. 865
  62. Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: 1990.
  63. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: 1990.
  64. A.B. Ценности жизни. — М., 2006, с. 154
  65. П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996
  66. Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Эдмунд Гуссерль. Собр. соч. т.1. М., 1994, с. 36,39
  67. X. Искусство продлевать человеческую жизнь (Макробиотика) //Время жить. СПб.: ТОО «Лейла», 1996. — С. 3−226.
  68. Давыдов Ю. Н Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982.
  69. И.В. Геронтология. М.: Медицина, 1966. — 300 с.
  70. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Спб., 1863−1866
  71. Дар ученичества. М., 1993. 410 с
  72. А. Жизнь и смерть. Ч. 2. СПб.: Мысль, 1914. — 144 с.
  73. Е. Дифференциация социальной позиции духовенства. JL, 1986. 120 с.
  74. О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии./ТВопросы философии, 1981, № 7.
  75. В.М. Большие биологические часы. Изд. 2-е.-М.: Знание, 1986.256 с.
  76. В. М. Четыре модели медицины. М.: Медицина, 1987. — 288 с.
  77. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
  78. С. Духовное здоровье молодежи. — М., 2002.
  79. А. С. Старость и смерть. Петроград: Мысль, 1922. — 45 с.
  80. Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. Спб.: Союз, 1998.
  81. В.М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории // Philologia slavica. К 70 летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 50 -59.
  82. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Сергиев Посад, 1991. 267 с.
  83. Житие и наставления преподобного Амвросия, старца оптинского. М., 1990. 148 с.
  84. Житие и наставления преподобного Амвросия, старца оптинского. М., 1990. 148 с.
  85. Житие и послания молдавского старца Паисия Величковского. М. 1994, 46 с.
  86. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994. 234 с.
  87. Житие оптинского старца Макария. Козельск, 1995. 128 с.
  88. Житие преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца оптинского. Оптина Пустынь, 1991. 138 с.
  89. В.Д. Этнос и Космос //Человек. 1995. № 1. С. 44.
  90. Г. Избранное. М.: Юрист, 1996
  91. Игнатий (Брянчанинов). Творения: в 6 тт. М., 1995 1997
  92. И.А. Наши задачи. Статьи 1948−1954 гг. Кн. 1. // Ильин И. А. Собр. Соч. в 10-ти томах. Т.2. М.:1993. С. 19−20.
  93. И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний //Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. З М.: 1994. С. 286
  94. И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993, с.31
  95. Иоанн Кассиан Римлянин. Творения. М., 1993. 724 с.
  96. Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961.-413 с.
  97. Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993.- 189 с.
  98. Иоанн (Маслов). Поучения старца Амвросия Оптинского. М., 1997. -100 с.
  99. Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР — М.: Наука, 1979.
  100. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1893. 98 с.
  101. Исаак Сирин. Слова постнические. М., 1994. 564 с.
  102. Исидор Пелусиот. Письма: в 3 тт. М., 1859 1860.
  103. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Козельск, 1995. 161 с.
  104. П.С. История православного монашества на Востоке: в 5 тт. М., 1854- 1857.
  105. П.С. История православного русского монашества. М., 1855. 678 с.
  106. И. Сочинения в шести томах. Т.4, ч.2. М., 1965
  107. В. Жить без страха смерти. 2-е изд., испр., доп. — М.: Смысл, Акад. проект, 1999.
  108. В.Г. Луиджи Корнаро и его искусство жить долго. Предупреждение Плюс № 04/97,2011, с.46
  109. Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М.: 1992. С. 30
  110. Л.П. Св. отцы и учители церкви. М., 1994. 176 с.
  111. Л.П. Старчество в русской церкви // Вильнюс. 1996. С. 129 -145.
  112. A.B. Воссоздание Святой Руси. М., 1991. 252 с.
  113. A.B. Очерки по истории русской церкви: в 2 тт. М., 1992.
  114. Т.В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. -М.: Наука, 1978.-216 с.
  115. Т.В. Смерть, бессмертие, долголетие: цивилизационный аспект Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995
  116. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1967. 451с.
  117. Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1967. 177 с.
  118. О.В. Православие и народная культура. М., 1997.
  119. О. Истоки. М., 1994. 383 с.
  120. А.И. Святость. // Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 46- 108.
  121. В.И. Человек и его здоровье. М., 1987, с.77
  122. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.512 с.
  123. Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск, 1995. 285 с.
  124. В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: 1986. С. 89
  125. B.C. Азбука долгожительства. М., 2005.
  126. Э. Кибернетические аспекты космологии в свете философии. -Вопросы философии, 1969, № 7.
  127. В. К. Свободно-радикальная теория старения: современное состояние и перспективы // Успехи геронтологии. 1998. — Т. 2. — С. 37−42.
  128. А.И. Русский абсолютизм и духовенство : Очерки истории секуляризационной реформы 1764 года. М., 1990. 202 с.
  129. А.И. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная реформа в России, 20 60 х годов 18 в. М., 1985.
  130. Ф.И., Анисимов В. Н., Лихницкая И. И. Геронтология и гериатрия в России: состояние и перспективы // Клин, геронтол.- 1996.- N 4.-С.3−8.
  131. А. Биология старения. М.: Мир, 1967. — 400 с.
  132. И.М. «Оптина пустынь и ее время». Репринтное издание.— Свято-Троицкая Сергеева Лавра. Изд. отдел Владимирской епархии, 1995.
  133. И.М. Стяжание духа святого в путях древней Руси. М. 1993. -227 с.
  134. Ц.П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск. «Наука», 1979
  135. В.Н. Оптина пустынь, ее герои и тысячелетние традиции. В: Писатель и время. Вып. 6. М., 1991. С. 416.
  136. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях. М.: 1992. С. 191.
  137. Н.И. Славянский фольклор. — М.: 1976, с. 95.
  138. И.А. Обет в религиозной жизни русского народа // Православие и русская народная культура. М., 1993. Кн. 2. С. 127 157.
  139. П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
  140. В. Ю., Морозов Ю. И. Кибернетические модели и психология. -М.: Наука, 1984. 174 с.
  141. B.JI. Онтология человеческой телесности (философские очерки). Ижевск. 1993. С. 126
  142. В.Н., Мамай A.B., Славин М. Б. Классификация, анализ и применение индикаторов биологического возраста для прогнозирования ожидаемой продолжительности жизни// Физиология человека. 1995. N 6. С. 42.
  143. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение. Диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992. № 2. С. 3−20.
  144. Н.И. Проблемы возникновения науки // Философия игметодология науки / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 38−56.
  145. Культурология: теория и история культуры. М.: Знание, 1998.
  146. И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006. 240
  147. В.И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке. Журнал практического психолога 2000, № 10−11.
  148. В.А. Русское старчество // Монашество и монастыри в России. XI—XX вв.ека: Исторические очерки. М., 2002.
  149. К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. H. Избранное. М.:1993.
  150. И.И., Бахтияров Р. Ш. Академик З.Г.Френкель и становление геронтологии в России // Успехи геронтологии.- 1997.- Т.1.- С. 16−19.
  151. А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: 1974. С. 133.
  152. А.Ф. Диалектика мифа // Лосев, А. Ф. Из ранних произведений. М.:1990. С. 460.
  153. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: 1993. С. 886−887.
  154. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: 1991. С. 248.
  155. И. История русской философии М., 1991.
  156. В.Н. Догматическое богословие. М., 1993. 346 с.
  157. В.Н. Оптинские старцы. // Даниловский благовестник. № 2−3. 1992. С. 33 53.
  158. В.Н. Очерк мистического богословие Восточной церкви. М., 1991.288 с
  159. A.A. О рассмотрении биологии с позиции изучения живой природы как большой' системы // Проблемы методологии системного исследования / Под ред. И. В. Блауберга и др.-М.: Мысль, 1970-С. 184−226.
  160. Н.В. Ноосферное образование: монография -М.: Институт холодинамики, 1999
  161. Медицинский словарь. — М., 1983, с. 153
  162. Г. Н. Православные традиции в Каргополье в 19 — первой трети 20 вв. Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. М., 1997.
  163. С.И. Проблема бессмертия в современной биологии. -Петроград, 1917. 64 с.
  164. И.И. Пессимизм и оптимизм. М.:1989. С. 230.
  165. И.И. Этюды о природе человека. М.:1961. С. 125.
  166. И.И. Этюды оптимизма. Изд. 3-е.- М.- 1913.- 284 с.
  167. В. Сверхвозможности человека. М., 2007
  168. П.Н. Очерки по истории русской культуры: В Зт. М., 1993.
  169. K.JI. Социальная история России. СПб., 1999
  170. Монашеская жизнь. М., 1994. 163 с.
  171. А.Н. Святые горы и Оптина Пустынь. СПб., 1852. 154с.
  172. М.В. Неизвестная Россия (о народной вере и народном подвижничестве). М., 1919
  173. С.А. Образ смерти в зеркале народного сознания. Уфа: ТиД, 1998.
  174. Д. Живая клетка. М., 1962.
  175. К. Посвящение в небытие //Новый мир. 1990. № 8. С. 230
  176. A.B. Проблема старения и долголетия. Харьков: ХГУ, 1940. -446 с.
  177. Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Институт народохозяйственного планирования РАН, Центр демографии и экологии человека.- 1997. 166 с.
  178. В.Н. Экспериментальные подходы к продлению жизни // Биология старения / Отв. ред. В. В. Фролькис. Л.: Наука, 1982. — С. 548−568.
  179. С.И. Словарь русского языка. -М., 1988, с. 141
  180. Ортега — и Гассет X. Тема нашего времени // Ортега — и —Гассет X. Что такое философия? М.: 1991. С. 6 — 7.
  181. A.A. Игра на страхе смерти и на утешении «вечностью». В кн.: Осипов A.A. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. М., 1978.
  182. Оптина пустынь: монастырь и русская культура. М., 1997. 337 с.
  183. Оптинские старцы. Лондон, 1990. 87 с.
  184. Оптинские старцы. М., 1993. 32 с.
  185. Оптинский старец отец Амвросий. М., 1893. 95 с.
  186. Оптинское старчество. M., 1999. 46 с.
  187. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1995. — 500 с.
  188. Палама Григорий. Беседы, в 3 ч. М., 1993.
  189. Православие в современном мире. Нью Йорк, 1981. 422 с.
  190. Петр Дамаскин. Творения. М., 1992. 432 с.
  191. А.Н. Размышления над теоремой Геделя //Вопросы философии. 2000. № 6. С.
  192. Паскаль. Мысли. О религии и некоторые другие темы". — Дитциген, 1997V
  193. Психология. Словарь под общ. ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1990.-с. 494
  194. С. Познание как моделирование // Лениниская теория отражения и современность / Гл. ред. Т. Павлов. София: Наука и искусство, 1969. — С. 291−318.
  195. К.С. Философия и старость: к конституированию геронтософии // Философия XX века: школы и концепции. Материалы научной конференции 23−25 ноября 2000 г. СПб, 2000, с.288−290
  196. Пигров К. С Старик в диалоге: опыт социально-этического исследования // Диалог: проблемы междисциплинарных исследований. Межвузовский сборник под ред. Г. М. Бирюковой. Издательство Санкт-Петербургского университета.2000, с.22−25
  197. Пигров К. С Старость — лучшее время человеческой жизни // Мост, 2001, № 42, с.51−52.
  198. A.C. Основы древнецерковной антропологии. Мадрид, 1965 1967.2 т.
  199. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. М., 1892. 125 с.
  200. Прославление в лике святых собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших. М., 1996. 34 с.
  201. О.С. Этический контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX начало XX вв). Пермь, 1998.
  202. В. JI. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. — 391 с.
  203. P.JI. Почему мы стареем? // В мире науки. 1993. — N 2−3 — С. 77
  204. В.В. Религия и культура // Розанов В. В. Сочинения. Т.1. М.: 1990. С. 220.
  205. В.В. Эмбрионы // Розанов В. В. Сочинения. М.: 1990. С. 251.
  206. В.В. Неузнанный феномен // Розанов В. В. Сочинения. М.: 1990. С. 214.
  207. Розин В. М Словарь клинической психологии. — М., 2000, с. 235
  208. О.В. Интеллектуальный потенциал культурологи. Материалы, международной научной конференции. Тамбов, 2003
  209. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М.: 1987. С. 21
  210. Руссо Ж Ж. Эмиль, или о воспитании. — Дюссельдорф, 1997, с. 150
  211. В.В. Новации и архаические элементы сознания //Философские науки. 1991. № 10. С. 31.
  212. Г. От мечты к открытию. С. 149.
  213. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца Макария. М., 1994.-524 с. V
  214. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. СПб., 1997. 760 с.
  215. Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария: в 6 тт. М., 1862.
  216. Собрание писем оптинского старца Амвросия. М., 1995 560 с.
  217. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. 617 с.
  218. Собрание писем преподобного Амвросия к монашествующим. Козельск, 1995. 526 с.
  219. Собрание писем преподобного Амвросия, старца оптинского, к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Козельск, 1997. -221 с.
  220. А.И. Старчество по учению святых отцов и аскетов. М., 1995. -159 с.
  221. С.М. Взгляд на состояние духовенства в древней Руси. М&bdquo- 1846. -334 с.
  222. С.М. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства. М., 1863. 142 с.
  223. С.М. Об отношении гражданской власти к русскому духовенству в 17 и 18 столетиях. М., 1865. — 54 с.
  224. С.М. Состояние русского духовенства в восемнадцатом столетии. М., 1862. 204 с.
  225. Д.А. Культурология Учебное пособие для вузов. М.: Изд. «Приор», 1998. — 158 с.
  226. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль.— М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462−525.
  227. И.К. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни) // Русское монашество, 988−1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1999. С. 391.
  228. Срезневский И. И Словарь древнерусского языка в трех томах. Т. 2. М.: 1989. С. 972−973.
  229. В.В. Этноэкологическая адаптация к природной среде и долголетие в-Азербайджане //Долгожительство в Азербайджане. М.:1989 с. 58.
  230. О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие. Поиски решения проблемы в истории культуры. М.: Прометей, 1994.
  231. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. -М.: Изд. «Логос», 1992
  232. , М. А. Образ русского старчества. Статья // Сб. материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  233. Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии / Под ред. O.JI. Фишмана. М.: Наука, 1984. — С. 230−270.
  234. A.A. У истоков геронтологии // Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1987. — С. 277−313.
  235. С.А. Вклад русских ученых в изучение проблемы долголетия // Врачебное дело (Киев). 1951. — N 2. — С. 177−180.
  236. Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
  237. А. Внутренний свет. Сергиев Посад. 1914. С. 13. г
  238. .Ц. Эволюция продолжительности жизни.- М.: Статистика, 1978.-309 с.
  239. Д.Н. Толковый словарь русского языка. -М., 1935, с. 135
  240. А.П. Общечеловеческие корни идеализма // Колчин A.A., Рыбаков Н. С. На перекрестках мировоззрений. Псков. 1993
  241. П.А. Столп и утверждение истины. T. l (I). С. 351.
  242. Г. В. Восточные отцы IV века. М.: 1992. С. 176
  243. Фрагменты ранних греческих философов. С. 206, 212, 271
  244. С.Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. М.: 1990. С.
  245. С.Л. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, № 6.
  246. Г., Франкфорт Г. А ., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: 1984. С. 75.
  247. А. Собр.соч. Т. 3, М., 1958. С. 303 («Сад Эпикура»).
  248. Франц М.-Л. фон. Алхимия. СПб.: Б.С.К., 1997. — 291 с.
  249. Фрейд 3. Мы и смерть. СПб, 1994.
  250. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. СПб, 1994. С. 59.
  251. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: М.: 1980. С. 299−319.
  252. В.В. Природа старения. М.: «Наука», 1969.
  253. В.В. Регулирование, приспособление и старение. Л.: 1970.
  254. В.В., Мурадян Х. К. Экспериментальные пути продления жизни.-Л: Наука, 1988.-248 с.
  255. В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. С. 85.
  256. Т.К. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости. // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИО, 1994
  257. М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1986, — с. 255—275.
  258. М. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе- Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. — Тбилиси, 1989.
  259. М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. — М.: Высшая школа, 1991.
  260. М. Что это такое— философия? / Пер., коммент., послесл. В. М. Алексенцева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992.
  261. М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. —М.: Республика, 1993. — 447 с.
  262. M. Статьи и работы разных лет / Пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. —М.: Гнозис, 1993.
  263. В. Философия и экология. М.: 1994. С. 16.
  264. М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. -Новосибирск: Наука, 1997. 794 с.
  265. С.С. Диптих безмолвия. М.: 1991. С. 24.
  266. С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 84−87.
  267. С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.
  268. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  269. С.С. Философский процесс в России как встреча философии и Православия // Вопросы философии. 1991. № 5.
  270. С.С. Неопатристический. синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. № 5.
  271. С.С. Трансформации славянофильской идеи в двадцатом веке. // Вопросы философии. 1994. № 11.
  272. С.С. Исихазм как пространство философии // Вопросыфилософии. 1995. № 9.
  273. С.С. Перепутья русской софиологии.// Новая Россия. 1997. № 1.
  274. С.С. Исихазм в России и Византии: исторические связи и антропологические проблемы// Страницы. 1997. № 5, 6.
  275. Христианство и русская культура: в 2 тт. М., 1994 1996.
  276. С.И. Описание жизни блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. 167 с.
  277. С.И. Оптина пустынь. Париж, 1988. 251 с.
  278. С.И. Правда христианства. М., 1998. 419с.292. Хьюз Э. Б .Шоу. М., 1966.
  279. Э. Очерк истории греческой философии // СПб.: Алетейя, 1996. -296 с.
  280. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: 1993.
  281. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. Мюнхен, 1991, с.113
  282. Шор Ю. М Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.30−32
  283. И.И. Проблема смерти и бессмертия. M.- JL: Гос. изд.-во, 1926.-92 с.
  284. П.Ю. Борьба со старостью. JL: Гос. изд.-во, 1924. — 80 с.
  285. А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов- Пер. с англ. А .Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой- Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин* М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с.
  286. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.- общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  287. Э. Г. Детство и общество / Пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  288. , Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон- Пер. с англ. А. М. Каримского. — М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.
  289. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: 1995. С. 71−72
  290. Энциклопедический словарь Живучесть основ культуры. URL: http://[email protected] (дата обращения 22.10.2009)
  291. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. С. 169.
  292. И.Н. Страх смерти. Разговор с графом Л. Н. Толстым. Спб, 1910. С. 4. Альманах «Прометей». Т. 12, 1980.
  293. К. Смысл и назначение истории. М.: 1994. С. 310.
  294. Kovalenko S.A. Age-associated tissue bioenergetic decline and extensive mitochondrial DNA rearrangements // Успехи геронтологии.- 1999.- T.3. -С.8187.
Заполнить форму текущей работой