Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инвестиции в человеческий капитал в ходе реформирования экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимая всю сложность названной проблемы, мы не ставили перед нашим исследованием задачу дать полное описание модели, позволяющей получить прогноз динамики институциональных параметров экономического роста отдельно взятого региона. Однако нам удалось обнаружить в эмпирическом исследовании и теоретически обосновать, что даже в условиях меняющейся экономики действуют определенные закономерности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления инвестициями в 5 человеческий капитал
    • 1. 1. Категория эффективности инвестиций применительно к 6 человеческому капиталу
    • 1. 2. Частные и общественные инвестиции в человеческий капитал
    • 1. 3. Повышение уровня инвестиций в человеческий капитал как задача региональной инвестиционной стратегии
  • Глава 2. Практика трансформирующейся экономики в аспекте 33 человеческого капитала
    • 2. 1. Социальная нагрузка на ведущие промышленные предприятия
    • 2. 2. Возможности и политика региональных властей по отношению к запасам человеческого капитала реструктурирующихся предприятий
    • 2. 3. Корпоративная и государственная социальная ответственность в решении задач повышения уровня инвестиций в человеческий 52 капитал
  • Глава 3. Классификация и оценочные методики для общественных инвестиций в человеческий капитал российского региона
    • 3. 1. Человеческий капитал как фактор инвестиционной привлекательности региона
    • 3. 2. Институциональные параметры регрессионных функций 69 экономического роста с учетом человеческого капитала
    • 3. 3. Система мер обеспечения высокого уровня инвестиций в человеческий капитал в рамках региональной социально-экономической политики
  • Заключение

Инвестиции в человеческий капитал в ходе реформирования экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качество человеческого капитала и конкурентоспособность России стали в последнее время главной темой научных и политических дискуссий. Достаточно правдоподобным выглядит утверждение, что конкурентоспособность любой страны зависит от конкурентоспособности живущих в ней людей. Тем не менее, при всей очевидности данного утверждения, практическая реализация государственной политики в сфере производства и воспроизводства человеческого капитала приводит к тому, что забота о собственной конкурентоспособности становится заботой самих граждан, государство все более снижает долю своих затрат в сфере образования, падает также и уровень социальной поддержки.

Похожие выводы получаются и по результатам исследования состояния человеческого капитала в российских регионах. Формирование, забота о воспроизводстве человеческого капитала в регионе считаются по умолчанию заботой только региональных властей, политика федерального центра фактически не способствует решению системных проблем человеческого капитала регионов.

В этой связи необходимо вспомнить, что в концепции внешней политики, которая была принята в 2000 году вслед за концепцией государственной безопасности, говорится, что сегодня интеллект, интеллектуальные возможности нации — ее человеческий капитал являются гарантиями безопасности и конкурентоспособности страны [33, 48, 51]. Но для того, чтобы понять, каким образом человеческий капитал как основа государственной мощи отражается в нашей социальной или бюджетной политике, требуется уяснить, что такое человеческий капитал, каким образом рассчитывается эффективность соответствующих инвестиций.

Только после разъяснения этих вопросов можно подойти к решению важнейшей проблемы — разработке стратегии государственных (общественных) инвестиций в человеческий капитал страны в целом и отдельного региона в частности. Названные факторы обусловливают актуальность настоящего исследования.

При изучении проблематики человеческого капитала исследователь сталкивается с рядом проблем, которые, на наш взгляд, изучены недостаточно. Здесь следует обратить внимание на некоторые разночтения в теоретических подходах. Так, до сего времени, практически не сталкиваясь в разных экономических и социологических школах, существуют понятия человеческий капитал, человеческий потенциал и человеческий ресурс.

В этой связи следует упомянуть, что, если в классической экономической теории, со времени появления работ Г. Беккера, Т. Шульца [72−74, 115] и др., определение и методология расчета величин человеческого капитала разработаны достаточно подробно (см., например, [1, 9, 35, 41, 90−92]), то единое методологическое понимание существа концепций человеческого капитала, человеческого потенциала и человеческого ресурса до настоящего времени отсутствует.

Кроме того, отсутствует обобщенная и критическая оценка отечественного и зарубежного опыта, позволяющая разрабатывать системы индикаторов и методы агрегирования, адекватные государственной задаче обеспечения воспроизводства человеческого капитала. До настоящего момента, не проводится сравнительный мониторинг качества человеческого потенциала в региональном измерении1, не осуществлен в полной мере методологический анализ тенденций и факторов снижения качества человеческого потенциала в российских регионах.

1 Материалы «Социального атласа российских регионов», в которых приводятся значения «индекса развития человеческого потенциала» по регионам, все-таки, недостаточно раскрывают экономические аспекты человеческого потенциала [50].

В данной работе мы представляем методологию и методики расчета эффективности от инвестиций в человеческий капитал. При этом проводится разделение между частными и общественными инвестициями. Кроме того, ставится задача доказать необходимость решающего государственного участия в деле воспроизводства человеческого капитала в том числе и на региональном уровне.

С учетом названных проблем, можно отметить, что в новых условиях, заново встает вопрос о значении и определении категории инвестиций в человеческий капитал, о способах регулирования рынка труда и методах воздействия на воспроизводство человеческого капитала. Необходимо принять как необходимое условие государственного управления, что проблемы инвестиций в данный ресурс заключаются не только в регулировании рынка образовательных услуг, исследованиях и генерации факторов спроса и предложения на локальных рынках, но также и в эффективном обращении с уже накопленным в России запасом человеческого капитала.

Понимая всю сложность названной проблемы, мы не ставили перед нашим исследованием задачу дать полное описание модели, позволяющей получить прогноз динамики институциональных параметров экономического роста отдельно взятого региона. Однако нам удалось обнаружить в эмпирическом исследовании и теоретически обосновать, что даже в условиях меняющейся экономики действуют определенные закономерности, проявляющие себя во взаимодействиях экономических агентов. Знание этих закономерностей позволяет выявить тенденции изменений в процессах производства и воспроизводства человеческого капитала. Если управляющий орган желает направить процесс этих изменений в нужном направлении, он должен создать для этого соответствующие условия.

Заключение

.

Достаточно длительное время в экономической науке господствовало мнение, что главным образом рынок товаров и услуг, точнее, — приоритет экономического роста должен формулировать запросы к качеству человеческого капитала, т. е. — качеству здравоохранения, образовательных услуг, рекреационному сектору. Однако, новые факты и явления, наблюдаемые в информационной экономике, а также — в процессе рыночных преобразований в России, заставляют изменить данное положение.

Современный анализ феномена человеческого капитала позволяет определить его как ключевой элемент развивающейся национальной экономической системы. Не менее важное и более конкретное значение человеческий капитал приобретает при рассмотрении ситуации в отдельно взятом российском регионе.

За последние четверть века усилиями экономистов, а также представителей смежных научных направлений (социологов, географов, демографов и др.) создан существенный задел в теории и методологии исследования человеческого капитала. В нашей работе рассматриваются идеи Г. Беккера, Т. Шульца, в которых предлагается модель исследования решений рационального индивида по поводу инвестиций в свой человеческий капитал и капитал своих детей и других родственников. Р. И. Капелюшников, Г. Саймон,' Г. Мэнкью, В. В. Радаев, В. П. Щетинин и другие ученые исследуют решения руководителей предприятий об инвестициях в человеческий капитал сотрудников. Р. М. Нуреев, Р. Нельсон, С. Уинтер и др. изучают влияние общественных инвестиций в человеческий капитал на экономический рост.

Для эмпирической проверки выдвигаемых теоретиками гипотез по поводу отдачи от инвестиций в человеческий капитал в большинстве случаев используется логарифмическая функция Я.Минсера. Мы проанализировали предпосылки, используемые в качестве обоснования применимости алгоритма Минсера и критику этих предпосылок. По итогам нашего исследования также подтвердилось, что человеческий капитал в России имеет социальную и локальную специфику, что требует, по крайней мере, использования в каждом случае особых инструментальных переменных в качестве параметров уравнения регрессии.

Междисциплинарный характер исследования потребовал расширения спектра используемых научно-методических подходов. Так, мы посчитали необходимым обратится к теоретическим и методологическим проблемам управления инвестиционным процессом в регионе (освещенным в работах А. Г. Гранберга, J1.M. Григорьева, У. Шарпа и других учёных).

Как выяснилось, создан значительный задел, но все же, как нам представляется, остались несистематизированные или слабо разработанные исследовательские направления, такие как, например, «привязка к территории» и критический анализ концепций, разработанных в смежных науках, для выявления пространственных закономерностей расширенного воспроизводства человеческого капитала в переходный период.

Таким образом, несмотря на достаточно большой объем научной литературы, обнаружился недостаток комплексных работ, в которых бы выявлялись региональные особенности человеческого капитала России и стратегии его воспроизводства. Это во многом предопределило круг вопросов, рассматриваемых в работе, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В нашем исследовании, основываясь на базовых методологических предпосылках, обозначенных в цитированных выше работах, и учитывая перечисленные недостатки, мы предлагаем рассматривать человеческий капитал региона как элемент системной (полной) функции экономического роста. Соответственно в работе ставится задача разработки системных методов анализа эффективности инвестиций в человеческий капитал в рамках региональной социально-экономической политики.

По результатам эмпирического исследования обнаружились две разнонаправленные тенденции. При низких значениях среднедушевого потребления возможно развитие инвестиционного процесса, но в данном случае этот процесс сопровождается усилением неравенства доходов, что неблагоприятно сказывается на социальном климате в регионе.

Другое направление развитие более благоприятно — увеличение среднедушевого потребления, сопровождаемое выравниванием доходов граждан, стимулирует инвестиции. В таком случае человеческий капитал (здоровье, благополучие населения) выступает в роли фактора инвестиционной привлекательности региона.

Среди новых технологий, предлагаемых для реализации корпоративных социальных программ и пользующихся спросом у компаний, можно выделить.

S грантовый конкурс, S стипендии,.

S «консолидированный бюджет» — фонд местного сообщества.

Системный метод подразумевает, что суперсистема является более эффективной, чем просто система. При этом утверждается, что система становится суперсистемой, когда приобретает память. Из всех факторов производства наиболее очевидным носителем памяти является человеческий капитал. Следовательно, обеспечение качества человеческого капитала необходимо для повышения эффективности экономической системы путем превращения ее в суперсистему.

В работе приводятся примеры комплексного решения проблем активизации имеющегося запаса человеческого капитала, предпринимаемого компаниями «МЕЧЕЛ», «ИРКУТ», «СУАЛ» и др.

На рассмотренных примерах отчетливо просматриваются два альтернативных варианта развития ситуации. Человеческий капитал предприятия в ходе реструктуризации может оказаться избыточным, и тогда перед предприятием встают проблемы «социалки», переобучения и трудоустройства освобождающихся работников.

В более благоприятной ситуации «активизированный» человеческий капитал начинает притягивать в единую производственную структуру капитал финансовый и физический, давая импульс инвестиционному развитию предприятия и региона в целом. Развитию второго варианта должна способствовать политика региональных властей по отношению к запасам человеческого капитала реструктурирующихся предприятий.

Как обобщение опыта можно выделить следующие заслуживающие внимания элементы политики по отношению к человеческому капиталу предприятий:

S сохранение и развитие санаторно-курортной базы предприятий, социальных объектов (хотя это и «непрофильные активы»);

S «Программы развития шефства над общеобразовательными учреждениями района»;

S единый социальный стандарт для всех предприятий холдинга (подразделений компании);

S продажа социальных активов коммерческим структурам с сохранением их профиля (бани, прачечные, котельные);

•S в плане реорганизации предприятий ЖКХ — создание СП с муниципалитетом или выделение в отдельное дочернее юридическое лицо;

S участие в управлении муниципальными финансами с целью повышения эффективности их использования путем делегирования своих представителей в органы местного самоуправления;

S комплексное исследование муниципальных образований, включая сферы образования, здравоохранения, молодежной политики, жилищно-коммунального хозяйства, проведение конференций., разработка комплексных программ;

S создание координационного совета из мэров городов и директоров предприятий;

S создание корпоративной пенсионной системы предприятия совместно с местными властями, как для сотрудников предприятия, так и для муниципальных служащих.

Основным признаком успешной политики региональных властей по отношению к запасам человеческого капитала реструктурирующихся предприятий можно считать действия в направлении формирования конкурентоспособного территориального кластера.

Под территориальным кластером подразумевается динамично развивающаяся и внутренне конкурентная сеть близко локализованных предприятий, производящих одни и те же или взаимодополняемые товары и совместно обеспечивающих конкурентные рыночные преимущества для страны, отрасли и самих предприятий.

С учетом названных выше проблем, можно отметить, что в новых условиях перед экономической теорией, как научной дисциплиной, заново встает вопрос о значении и определении категории инвестиций в человеческий капитал, о методах воздействия на воспроизводство человеческого капитала. Необходимо принять как необходимое условие государственного управления, что проблемы инвестиций в данный ресурс заключаются не только в регулировании рынка образовательных услуг, исследованиях и генерации факторов спроса и предложения на локальных рынках, но также и в эффективном обращении с уже накопленным в России запасом человеческого капитала.

Особенности современной российской ситуации демонстрируют ограниченность существующих подходов теорий человеческого капитала и, в то же время требуют их развития. Наблюдается противоречие между комплексным характером требований общества к результатам деятельности секторов образования, здравоохранения и культуры и узковедомственными подходами к обеспечению их выполнения.

С этой целью оказывается полезным, продолжая аналогию с физическим капиталом на макроэкономическом уровне, рассматривать инвестиции в человеческий капитал, в том числе, и в терминах изменения запасов.

Исходя из такой постановки проблемы, очевидной становится ограниченность подхода к решению задач экономического развития региона, когда проблема человеческого капитала сводится лишь к кадровой проблеме. Действительно, большинство крупных предприятий города испытывают острую потребность в обеспечении, как основными рабочими, так и инженерно-техническим персоналом. До сих пор сохраняется тенденция «старения» персонала, с другой стороны, низкая заработная плата и потеря престижа работы в реальном секторе, создают сложности в привлечении молодежи на предприятия города. Лишь в последние год-два ситуация понемногу меняется к лучшему.

В качестве конкретного примера рассмотрена ситуация в г. Челябинске. В реализации инвестиционной политики города в последние годы приоритетными являются отрасли:

— социальной сферы, где особое внимание уделяется объектам с высокой степенью готовности, ввод в эксплуатацию которых улучшит материальную базу отраслей и повысит жизненный уровень жителей города;

— жилищного строительства, в рамках которого осуществляется реализация социально-значимых программ;

— коммунального строительства.

Стратегической целью является формирование условий для повышения социальной эффективности деятельности предпринимательских структур в том числе, малого бизнеса — рост численности занятых в этом секторе экономики, средних доходов и уровня социальной защищенности работников и, как следствие, формирование среднего класса — базы политической и экономической стабильности.

Основными целями реализации стратегии развития г. Челябинска также являются:

S Устойчивый экономический рост,.

S Всестороннее развитие личности на основе улучшения качества, доступности и разнообразия услуг в сфере образования, культуры, здравоохраненияразвитие гражданского общества, системы местного самоуправления,.

S Последовательное совершенствование городской среды, в т. ч., реформирование и развитие жилищной сферы.

Реализация стратегии инвестиционного развития обычно проходит в три этапа: проектно-исследовательский, пилотных проектов и программ и системных преобразований. Наше исследование является проектно-исследовательским, часть пилотных проектов и программ уже реализуется в городе Челябинске: экологическая программа, программа поддержки молодежного предпринимательства, проект комплексной застройки и т. п. Мы надеемся, что в скором времени наступит очередь и системных преобразований.

Важнейшим условием эффективности комплексного проекта системных преобразований является выбор ключевых критериев эффективности проекта. В данном качестве предложено использовать: коренное изменение городского пространства, межрайонное и внутрирайонное межотраслевое взаимодействие в целях комплексного использования запасов человеческих ресурсов, комплексное использование всех резервов интенсификации, лежащих в сфере как отраслевого, так и территориального развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. -230 с.
  2. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., «Academia», 1999.-786 с.
  3. Дж. Экономика: Толковый словарь: Англо русский. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь мир», 2000. — 840 с.
  4. Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика / Экспертный совет Комитета СФ по промышленной политике: TechInvestLab.com. Челябинск: Социум, 2004. — 673 с.
  5. В.Е. Экономическая активность населения в России в 1990-е годы. М.: ГУ-ВШЭ, Препринт WP/2002/01. Серия WP3. Проблемы рынка труда. 2002.
  6. JI.M., Урожаева Ю. В. Региональные особенности экономического подъема в РФ в 1999—2003 rr./www.iet.ru
  7. Д. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  8. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: УЭФ, 1994.
  9. Ю.Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкононмические тенденции в современном мире. М.: Academia-HayKa, 1998. — 640 с.
  10. Институциональная экономика: Учебник/ Под общ. ред. А.Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. — 704 с.
  11. История экономических учений: (современный этап)/Под общ.ред. А. Г. Худокормова. М.:ИНФРА-М, 1998. — 733 с.
  12. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М: ВШЭ. 2001. — 309 с.
  13. И., Тимофеев JI. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000. — 595 с.
  14. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации/ Министерство регионального развития Российской Федерации. М., 2006.
  15. Корпорация «Иркут" — электронный адрес: www.irkut.com
  16. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций и местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. М., 2003. — 206 с.
  17. Краткосрочные экономические показатели / Российская Федерация, Госкомстат, 1996−2006.
  18. А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг//Вопросы экономики, № 1, 2007, с. 144−146.
  19. А. Принципы экономической науки. Т.1−3. М.: Прогресс, Универс, 1993.
  20. К. Капитал. Критика политической экономии. В 4-х томах. -М.:ГИПЛ.in
  21. А. Новые рубежи человеческой природы. -М.: Смысл, 1999. -425 с.
  22. Материалы заседания Круглого стола «Образование и развитие человеческого капитала». Препринт WP5/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 68 с.
  23. Л. ф. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catalaxy, 1994
  24. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Сопред. Редколл. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худокормов. М.: Мысль, 2005.
  25. Г. Современные проблемы третьего мира. М.: Прогресс, 1972.-767 с.
  26. Ф. Понятие риска и неопределенности/ZTHESIS. 1994. Вып. 5. С. 12−28.
  27. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 536с.
  28. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России//РПЭИ Фонд Евразия, научный доклад, 1998, № 99/04.
  29. Нормативные базы данных на сайтах государственных органов власти Российской Федерации// http://www.rg.ru/oficial/spravka/otherdoc.shtm
  30. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.- 180 с.
  31. P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2001. -240 с.
  32. Зб.Основы построения бизнес-инкубаторов / О. В. Айгистова, В. Л. Горбунов, 0−75 В. Ш. Каганов и др. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -124 с
  33. Панорама экономической мысли конца XX столетия /ред. Д. Гринуэй, М. Блини, И. Стюарт: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2002, т.1. XVI + 668 с, т.2. VIII+ 387 с.
  34. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.:Алетейя, 2002. — 320 с.
  35. Проблемы и противоречия воспроизводства в России в контексте мирового экономического развития. Теория. Сопоставления. Поиски / Под ред. В. Н. Черковца. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. 459 с.
  36. С.М., Шатин А. Ю. Российский университет: становление структуры управления//Высшее образование в России, № 3, 2004, стр. 157−171.
  37. С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие для ВУЗов. М: Академический проект, 2005. -573 с.
  38. С.М. Особенности предложения труда российских домохозяйств//Вопросы экономики, № 8, 2005, стр. 124−138.
  39. В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., ГУ-ВШЭ, 2003. — 328 с.
  40. А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: Институт экономики переходного периода, 1999, Научные труды № 12Р.
  41. Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В. А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. — 640 с,
  42. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переходный период и дальнейшее развитие /ред. Н.Барр. -М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  43. Сен А. Об этике и экономике (пер. с англ.). М.:Наука. 1996. — 112 с.
  44. Сервер органов государственной власти России. www.gov.ru
  45. В.И. Основы системного анализа. СПб.: Бизнес-пресса,. 2000.-326 с.
  46. Социальный атлас российских регионов/ atlas.socpol.ru
  47. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Государственный совет Российской Федерации (проект). Коммерсант № 39, 5 марта 2001 г-
  48. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982 г. 472 с.
  49. А. Дж. Цивилизация перед лицом истории, (пер. с англ.). -М.: Айрис-Пресс, 2003. 592 с.
  50. Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э.Тоффлео. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 557 с.
  51. Трансформация экономических институтов в пост-советской России (микроэкономический анализ)/Новая перспектива. Под ред. д.э.н., проф. Р. М. Нуреева. М.: МОНФ, 2000. — 51 у.п.л.
  52. Трансформационная экономика России/ А. В. Бузгалин и др.- Под ред. А. В. Бузгалина. -М.: Финансы и статистика, 2006. 616 с.
  53. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996.-702 с.
  54. Фонды местных сообществ// http://www.cafcf.ru/
  55. О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация, (пер. с англ.). СПб: Лениздат, 1996. — 702 с.
  56. М.С. Транспортная планировка городов. М.: Высшая школа, 1985.-239 с.
  57. Человеческий потенциал современной России: сборник/ Под ред. Г. Х. Шингарова, И. Е. Задорожнюка. М.: Изд-во СГУ, 2005. — 264 с.
  58. Челябинская область. Официальный сервер администрации области. www. ural-chel.ru.
  59. Экономика русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. М.: Родник, 1995.-384 с.
  60. Экономические субъекты постсоветской Россииинституциональный анализ). Под ред. д.э.н., проф. Р. М. Нуреева. Серия «Научные доклады», № 124. М.: МОНФ, 2001. — 24 у.п.л.
  61. Alchian A., Demsetz Н. Production, Information Costs and Economic Organisation II The American Economic Review, 1972, V.52, N 5, Dec., p.777−795.
  62. Andreasen Alan R., Drumwright Minette E. Alliances and Ethics in Social Marketing/ Alan R. Andreasen (ed.), Ethics in Social Marketing. Washington, DC: Georgetown University Press, 2000.
  63. Aoki M. What are Institutions? How Should We Approach Them? www.stanford.edu.org. 1999.
  64. Applying Social Cognition to Consumer-Focused Strategies, Frank R. Kardes, Paul M. Herr, and Jacques Nantel, eds., Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005,416 pp.
  65. Becker G.S. Human Capital. Un. of Chicago Press. 1972.
  66. Becker G. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 1962,70, pp. 9−49.
  67. Becker G. A Theory of the Allocation of Time // Economic Journal. 1965. Vol. 75. No. 299. P. 493−517.
  68. Blanchard O., Kremer M. Disorganization. Quarterly Journal of Economics, CXII, 1997, Nov. 4, 1091−1126.
  69. Business for social responsibility. «Overview of Corporate social responsibility», 2003.
  70. Card D. Estimating the Returns to Schooling: Progress on Some Persistent Econometric Problems. NBER Working Paper 7769. June 2000. http://www.nber.org/papers/w7769
  71. Charities Aid Foundation/www.caf.com
  72. Coleman J. Foundations of Social Theory. Harvard University Press: Cambridge.MA. 1990.
  73. Cooke P., Clifton N., Huggins R. Competitiveness and the Knowledge Economy: The UK in Global, Regional and Local Context. Regional Industrial Research Report No 30,2001.
  74. Corporate Social Responsibility. The UK Government’s website on CSR// http://www.csr.gov.uk/
  75. Cox T.Jr., Smolinski С. Managing Diversity and Glass Ceiling Initiatives as National Economic Imperatives. The Un. Of Michigan. The report for the US Department of. Labor (order B94347717), Jan.31, 1994. http://www.ilr.cornell.edu
  76. David P., Foray D. An Introduction to the Economy of the Knowledge Society. International Social Science Journal, # 171. UNESCO, 2001.
  77. Elzinga K.G. Industrial Organization and Human Action. CATO Journal, v. 19, n.2, 1999, pp.233−245.
  78. Etzioni A. The New Golden Rule, Basic Books: New York. 1996.
  79. Foray D. and Lundvall B. The Knowledge-Based Economy: from the Economics of Knowledge to the Learning Economy. OECD, 1996. pp. 11 -32.
  80. Fu-Lai Yu T. An Entrepreneurial Perspective of Institutional Change// Constitutional Political Economy, volume 12(3), September 2001, pp:217−236.
  81. Granovetter M. Economic action and social structure: The problem of embeddedness. American Journal of Sociology, 1985,91 (3): 481−510.
  82. Grier S.A., Brumbaugh A.M., Thornton C.G. Crossover Dreams: Consumer Responses to Ethic-Oriented Products. Journal of Marketing, vol. 70 (April 2006), p. 35−51.
  83. Handbook of Labor Economics, Editors: Ashenfelter J., Card D., North-Holland, 1999.
  84. Handbook of the Economics of Education, Ed.: E.A.Hanushek, F. Welch, Amsterdam: North-Holland, 2004.
  85. Handbook of Marketing and Society/ Paul N. Bloom and Gregory T. Gundlach, eds., Sage Publications, 2000.
  86. Hannan M.T. Organizational Population Dynamics and Social Change // European Sociological Review. 1988. Vol. 4. No. 2. P. 95−109. online. URL: .
  87. M.T., Freeman J. «Organizations and Social Structure» in Organizational Ecology, Cambridge, Harvard, U. Press, 1989, 3−27
  88. Heckman J., Klenow P. Human Capital Policy. University of Chicago. 1997.
  89. Hogan V., Rigobon R. Using Heteroscedasticity to Estimate the Returns from Schooling. NBER Working Paper 9145. September 2002.
  90. Houser D. Bayesian Analysis of a Dynamic Stochastic Model of Labor Supply and Saving, http://papers.nber.org/papers, 2000.
  91. Human resource Accounting: interests and conflicts/CEDEFOP panorama 5085/Cat. n°: HX-18−98−445-EN-C.
  92. , l.M. «Uncertainty, Discovery and Human Action». In I.M.Kirzner (ed), Method, Process and Austrian Economics. Lexington, Mass: D.C. Heath and Company, 1982, pp. 139−159.
  93. Knight J. The Bases of Cooperation: Social Norms and Rule of Law / Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE), 1998, vol.154, p.754−763.
  94. Leibenstein H. Beyond the Economic Man- A New Foundation for Microeconomics. Cambridge, Mass., 1976.
  95. Lundvall B. The Social Dimension of The Learning Economy. DRUID Working Papers 96−1, 1996. Copenhagen Business School (web site).
  96. Manda D., Mwabu G., Kimenyi M. Human Capital Externalities and Returns to Education in Kenya. KIPPRA Discussion Paper No. 13, April 2002
  97. Mankiw N., Romer D., Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth, The Quarterly Journal of Economics, Volume 107, Issue 2 (May, 1992), 407−437.
  98. Max Weber, Max Weber in Kontext. Literatur im Kontext auf CD-ROM, Berlin, Karsten, Wofm InfoSware, 1999.
  99. Mintzberg H. The Structure of Organizations. Englewood kliffs, N.J.: Prentice Hall, 1979.
  100. Moretti E. Human Capital Externalities in cities. NBER Working Paper № 9641,2003, http://www.nber.org/papers/w9641
  101. Nonaka I. The Knowledge Creating Company. Harvard Business Review. 1991.
  102. Nonaka I. A Dynamic Theory of Organizational Knowledge Creating. Organizational Science, 1994, 5, pp. 14−37.
  103. North D. Location Theory and Regional Economic Growth. In D.L.McKee, R.D.Dean, & W.H.Leahy (Eds.), Regional economics: theory and practice. N.Y.: Free Press, 1970, pp.29−48.
  104. Perotti E.C., Thaden E.-L. Corporate Governance and the Distribution of Wealth: A Political Economy Perspective //Journal of Institutional and Theoretical Economics, 162 (2006), pp. 204−217.
  105. Perrot J. Les depenses publiques pour 1 'enseignement universitaire et le taux de rendement fiscal: le cas de la France. Revue Economique 42(2) (January 1991): 111−32.
  106. Putnam R. Making Democracy Work. Princeton University Press: Princeton, NJ, 1993.
  107. Schaafsma J. The Consumption and Investment Aspects of the Demand for Education//The Journal of Human Resources, Vol. 11, #2 (Spring, 1976), 233−242.
  108. Shultz T.W. Investment in Human Capital. American Economic Review, 1961,51, 1−17.
  109. A Solid Investment: Making Full Use of the Nation’s Human Capital, Recommendations of the Federal Glass Ceiling Commission, Washington, D.C., November 1995/ http://www.ilr.cornell.edu/library/e-archive/
  110. The Social Responsibility Audit // http://www.vhcoaudit.com/SRAarticles/TheSRA.htm
  111. Todd J. Social transformation, collective categories, and identity change. Theory and Society, v. 34/4, august 2005, p.429−463.
  112. Uzzi B. The Sources and Consequences of Embeddedness for the Economic Performance of Organizations: The Network Effect // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. P. 674−698. online. URL:
  113. Veblen T. The instinct of Workmanship and the State of Industrial Arts. New York, 1981.
  114. Weber M., Max Weber in Kontext. Literatur im Kontext auf CD-ROM (Berlin, Karsten, Wofm InfoSware, 1999)
  115. Wolferson J.D. Announcement to the World Development Report «Sustainable Development with a Dynamic Economy». www.worldbank.org, 2001.
  116. Working Together for Public Service, Report of the U.S. Secretary of Labor’s Task Force on Excellence in State and Local Government Through Labor-Management Cooperation, May 1996, http://www.ilr.cornell.edu/library/e-archive/Labor Excellence/
Заполнить форму текущей работой