Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование планирования воспроизводства ресурсной базы нефтяной и газовой промышленности: на примере Ханты-Мансийского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На территории Западной Сибири сосредоточено более половины начальных суммарных ресурсов. Объективная сравнительная оценка состояния минерально-сырьевой базы различных нефтегазоносных провинций России, с учетом степени развития производственной структуры их нефтегазоносных комплексов приводит к однозначному заключению о невозможности по многим причинам создания в ближайшие 15 лет альтернативы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ НЕФТИ
    • 1. 1. Характеристика структуры ресурсного потенциала
    • 1. 2. Методы анализа воспроизводства запасов различных категорий
    • 1. 3. Современные условия воспроизводства запасов нефти
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗАПАСОВ НЕФТИ
    • 2. 1. Моделирование воспроизводства запасов — как инструмент системы управления
    • 2. 2. Методика прогнозирования производственных затрат при добыче нефти
    • 2. 3. Планирование темпов перевода запасов
    • 2. 4. Прогнозирование прироста запасов за счет открытия новых месторождений
  • 3. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ДОБЫЧИ ХМ АО И ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ И РАЗРАБОТКУ ЗАПАСОВ
    • 3. 1. Развитие добычи нефти в округе.&bdquo
    • 3. 2. Обоснование геолого-экономических условий воспроизводства запасов на территории ХМАО
    • 3. 3. Сценарии воспроизводства запасов нефти в округе при различных условиях конъюнктуры рынка
    • 3. 4. Анализ и сравнение действующей и мировой практики налогообложения добычи нефти
    • 3. 5. Возможные пути стимулирования добычи посредством дифференциации налогообложения

Совершенствование планирования воспроизводства ресурсной базы нефтяной и газовой промышленности: на примере Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Освоение новых перспективных территорий и проведение на них геологоразведочных работ имеет решающее значение в стратегическом планировании развития нефтегазового комплекса. Необходимость освоения новых месторождений диктуется с одной стороны постепенным истощением и физической невоспроизводимостью запасов нефти, а с другой стороны необходимостью обеспечивать уровни добычи промышленными запасами.

Государство с целью обеспечения регулирования деятельности нефтедобывающей отрасли разработало «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года», которая имеет статус программного государственного документа и определяет основные количественные параметры развития экономики и энергетики, и в частности нефтедобывающей промышленности. В ней отдельно отмечается необходимость значительной интенсификации геологоразведочных работ[69].

Основной особенностью функционирования отрасли является ограниченность и невоспроизводимость ресурсов. Возможности прироста запасов определяются степенью изученности и разведанности территории. В России существует несколько регионов обладающих ресурсами углеводородов, все они находятся на различных стадиях разработки. Поэтому перспективы воспроизводства запасов следует оценивать по каждому нефтегазоносному региону отдельно.

На территории Западной Сибири сосредоточено более половины начальных суммарных ресурсов. Объективная сравнительная оценка состояния минерально-сырьевой базы различных нефтегазоносных провинций России, с учетом степени развития производственной структуры их нефтегазоносных комплексов приводит к однозначному заключению о невозможности по многим причинам создания в ближайшие 15 лет альтернативы добычным возможностям недр ХМАО-Югры. Практически все серьезные прогнозы развития нефтегазоносного комплекса России сохраняют за Западно-Сибирской нефтегазоносной провинцией, и главным образом, её Югорской частью, на долю которой приходится 55−65% от общероссийской добычи [17]. Поэтому обеспечение достаточного объема геологоразведочных работ на этой территории имеет стратегическое значение для страны в целом. Произошедший рост добычи в период с 2000 по 2005 год сопровождался значительным сокращением объемов геологоразведочных работ. Это обуславливает быстрое сокращение активных запасов и ставит под сомнение возможность дальнейшего стабильного функционирования отрасли. Многие специалисты предсказывают снижение уровней добычи раньше, чем это могло бы быть. Во избежание этого необходима интенсификация геологоразведочных работ и создание благоприятных условий инвестирования в разработку, стимулирующих более полную отработку запасов.

Актуальность работы определяется необходимостью создания методических подходов к формированию стратегии проведения геологоразведочных работ, опирающейся на детальный анализ состояния сырьевой базы, изученности территории и увязанной с предполагаемыми уровнями добычи. Также необходимо совершенствование инструментов налогового регулирования направленное на повышения эффективности добычи.

Предметом исследования являются:

— методы оценки и прогнозирования успешности геологоразведочных работ, методологические подходы к их организации и планированию;

— способы экономического стимулирования нефтедобычи.

Объектом исследования является нефтегазоносный комплекс ХМАО-Югры.

Целью исследования явилось создание системы оперативной оценки возможностей использования потенциала запасов округа, которые, безусловно, должны соответствовать принципам рациональности, отраженным в законе «О недрах». Кроме этого, современные условия хозяйствования предполагают, что результатом освоения будет положительный экономический эффект, выраженных в получение дохода. В связи с этим рассматривались возможные пути экономического стимулирования освоения и разработки запасов.

В соответствии с этими целями в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Проанализировать процесс поиска и разведки запасов нефти и факторов его обуславливающих, на основе чего определить систему показателей планирования, их взаимосвязь, критериев эффективности и целесообразности, которыми можно было бы руководствоваться при планировании проведения геологоразведочных работ, с которых начинается освоение природных ресурсов;

2. Оценить современное состояние минерально-сырьевой базы в округе, определить тенденции развития и обосновать уровень текущей обеспеченности добычи нефти запасами;

3. Рассмотреть возможности прогнозирования показателей эффективности геологоразведочных работ имеющих значительную степень вероятности;

4. Сформировать комплексную систему геолого-экономической экспресс-оценки, позволяющей решать задачи определения обеспеченности региона рентабельными запасами и определения необходимых инвестиций в геологоразведочные работы.

5. Построить систему моделирования воспроизводства запасов, позволяющую определить динамику подготовки запасов в соответствии с прогнозом добычи, обеспеченностью региона запасами и изученностью территории.

6. Провести сравнение существующих в мире налоговых режимов действующих при добыче нефти.

7. Определить возможные способы совершенствования налогового регулирования.

Методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященных рассмотренным проблемам: Андреева А. Ф., Белонина М. Д., Гужновского Л. П., Дунаева В. Ф., Зубаревой В. Д., Крылова А. П., Лейбсона М. Г., Миловидова К. Н., Перчика А. И., Саркисова А. С., Сатарова М. М. и др.

Основные результаты исследования и их научная новизна:

1. Проанализировано состояние минерально-сырьевой базы на территории ХМАО-Югра и выявлены проблемы ее воспроизводства.

2. Разработан методический подход вероятностной оценки прироста запасов за счет открытия новых месторождений, основанный на тенденции к снижению размеров вновь открываемых месторождений. Подход отличается от принятой в отечественной статистической отчетности практики усреднения размера открытых месторождений, что позволяет значительно увеличить точность прогноза прироста запасов.

3. Предложена возможность оценки геологического риска при осуществлении поиска месторождений и оценки рисков инвестиций в поисковое бурение.

4. Разработана методика определения производственных затрат на добычу в зависимости от продуктивности и обводненности месторождения.

5. Разработан алгоритм моделирования динамики воспроизводства запасов, включающий оперативную геолого-экономическую оценку множества объектов запасов состоящих на балансе ГКЗ и определение добычного потенциала каждого объекта запасов.

6. Рассмотрено влияние изменений конъюнктуры рынка на структуру имеющихся запасов С1С2 по степени рентабельности и определены доли рентабельных запасов. Составлены сценарии воспроизводства запасов для достижения уровней добычи, предусмотренных Энергетической Стратегией, при различных уровнях обеспеченности округа рентабельными запасами. В соответствии со сценариями определены объемы инвестиций в поиск и подготовку запасов для обеспечения заданных уровней добычи.

7. Предложен механизм дифференцирования налога на добычу основанный на концепции изъятия сверхдохода, существующей в мировой практике.

8. Оценено влияние рассмотренных мер по совершенствованию налогообложения на экономическую эффективность добычи на уже разрабатываемых запасах и увеличение доли рентабельных запасов в округе.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализ исследований посвященных вопросам воспроизводства минерально-сырьевой базы и отраслевых методических документов показал, что в теоретических основах планирования подготовки запасов у различных исследователей существует ряд противоречий и недостатков. Существенным недостатком некоторых исследований является то, что при определении возможности приращения запасов не учитывается фактор конечной рентабельности освоения запасов. Противоречия между авторами касаются определения достаточной кратности запасов над добычей и пропорций воспроизводства запасов различных категорий. Кроме того, анализ исследований позволил определить ряд положений, которые необходимо учитывать при планировании воспроизводства запасов: уровень обеспеченности запасами следует рассматривать в точки зрения обеспечения уровней добычинеобходимо комплексно учитывать факторы, обуславливающие обеспеченность запасами, включая экономическиеструктуру запасов следует рассматривать в динамике, с учетом поступления, движения и выбытия запасовструктуру запасов следует рассматривать как соотношения между добычей и запасами, а кратность запасов устанавливать на двух уровнях: подготовленных запасов и неоткрытых ресурсовцелесообразность построения динамических моделей для описания процесса воспроизводства запасовнеобходимость разграничения запасов по рентабельности освоенияв качестве критерия экономической эффективности рекомендуется использование показатель ожидаемого дохода.

2. Определение перспектив добычи в округе требует создание системы моделирования воспроизводства запасов, которая позволяет определять обеспеченность округа рентабельными запасами при различных экономических параметрах, планировать темпы подготовки запасов, определять инвестиции в геологоразведочные работы и освоение запасов. В работе разработан алгоритм моделирования запасов, отвечающий перечисленным положениям. На основе анализа истории развития других нефтегазоносных провинций обоснован оптимальный уровень кратности запасов к добыче, который являлся спорным вопросом в исследованиях, посвященных этой теме. В работе решены проблемы определения успешности поискового этапа и прогнозирования производственных затрат, что позволило реализовать предложенный алгоритм моделирования запасов. Моделирование воспроизводства запасов позволяет оценить влияние изменений конъюнктуры рынка, условий налогообложения на добычной потенциал округа и определить перспективы добычиоценить необходимый объем работ и инвестиций в геологоразведочные работы, разработку и обустройство месторождений.

3. Успешность поискового этапа геологоразведочных работ имеет высокую степень неопределенности. На практике для прогнозирования прироста запасов используется значение среднего размера открываемых месторождений. Объем запасов на открытых месторождениях имеет слишком сильный разброс, поэтому использование некоторого среднего показателя приведёт к сильному упрощению и усреднению прогноза успешности. Разумеется, такое планирование не является достоверным на 100%, но очевидно то, что оно должно быть максимально приближенным к реальности, что невозможно без применения современных методов вероятностного прогнозирования. На основе метода Монте-Карло разработан методический подход к прогнозированию прироста запасов, соответствующий вероятностному характеру открытий и существующей тенденции к уменьшению размеров открываемых месторождений. За период с 1996 года не было открыто ни одного крупного месторождения. Объем запасов на открытых месторождениях варьируется от 50 тыс.т. до 20 млн.т., причем порядка 25% от количества открытых месторождений приходится на месторождения с запасами не более 500 тыс.т. Предложенный подход позволяет при прогнозе будущих открытий сохранить распределение месторождений по величине. Чаще моделируется открытие месторождения с небольшими запасами и значительно реже с большими запасами.

Кроме того, данный подход позволяет оценить риски недостижения некоторого прироста запасов при различных объемах инвестиций в поисковое бурение. Таким образом, инвестор задаваясь допустимой величиной риска, может принять решение об объеме инвестирования и соответствующем ему ожидаемом приросте запасов.

4. Оценка перспектив добычи нефти невозможна без оценки рентабельности запасов, которая во многом определяется уровнем производственных затрат. Поэтому имеет значение возможность прогнозирования величины затрат на добычу. Как известно, величина удельных текущих затрат на добычу нефти увеличивается по мере выработанности запасов. Это связано со снижением продуктивности и ростом обводненности продукции на месторождении с течением времени. Проведенные исследования позволили построить функциональную зависимость величины затрат от этих факторов. Анализ результатов показал высокую степень корреляции между фактическими и полученными значениями затрат. Это свидетельствует о применимости полученной зависимости для прогнозирования расходов на добычу. Анализ рентабельности и определение величины ожидаемого дохода от вовлечения в разработку неосвоенных запасов, проведенный в данной работе был бы невозможен без методики прогнозирования затрат.

5. Разработанные методические подходы к моделированию воспроизводства запасов позволяют оценить степень обеспеченности нефтедобывающего комплекса ХМАО рентабельными запасами, определить динамику прироста и вовлечения запасов в разработку, увязанную с перспективными уровнями добычи нефти, оценить размер инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы. Посредством моделирования были определены сценарии воспроизводства запасов при возможных колебаниях цены на нефть. Анализ результатов показал, что при достигнутом вследствие значительного роста в 2005 году уровне цены на нефть (50 $/bbl) доля рентабельных запасов составляет 84%. При этом кратность рентабельных запасов к текущему уровню добычи позволяет ближайшие несколько лет наращивать темпы добычи. Дальнейший рост добычи до уровня 280−285 млн.т. возможен при своевременной подготовке запасов и вовлечении их в разработку. В этом случае инвестиции в воспроизводство запасов оцениваются в 2,3 трлн.руб. Также рассматривался сценарий с возможным ростом цены на нефть на 40% (до уровня в 70 $/bbl на мировом рынке), что влечет увеличение доли рентабельных запасов до 88%. Соответственно увеличивается обеспеченность добычи запасами, а значит, снижается потребность в приращении запасов, что обуславливает снижение объема необходимых инвестиций. Анализ результатов показывает, что при увеличении цены на 40% объем необходимый объем инвестиций сокращается более чем на 70 млрд руб. Наряду с этим была рассмотрена возможность падения цены на нефть на 40% (до уровня в 30 $/bbl на мировом рынке). При этом доля рентабельных запасов оценивается на уровне 71%. В этом случае необходимые объемы прироста запасов вряд ли достижимы, поскольку имеющийся в округе ресурсный потенциал значительно меньше необходимого прироста запасов. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что конъюнктура рынка во многом обуславливает обеспеченность нефтедобывающего комплекса запасами и определяет перспективы добычи. Благоприятные условия инвестирования позволяют более эффективно использовать имеющиеся запасы. Кроме того, отмечено, что улучшение экономических условий и увеличение рентабельности добычи нефти может быть связано не только с ростом цен на нефть, но и с изменением действующей налоговой системы в сторону стимулирования производства.

6. В работе сделан анализ действующего для нефтедобывающего производства налогового режима. Проведенная экономическая оценка применения НДПИ в разрезе лицензионных участков, разрабатываемых на территории ХМАО, показала неэффективность существующего принципа изъятия налога на добычу. Отмечается отсутствие стимулирующей и регулирующей функций налога и неадекватность фискальной функции меняющейся экономической ситуации. Проанализированы существующие в мировой практике подходы к изъятию горной ренты: в виде роялти и в виде налога на добычу. Безусловным преимуществом обоих подходов является «гибкость» налоговой ставки в зависимости от условий добычи нефти. Начисление роялти основано главным образом на трех факторахпродуктивности месторождения (скважины), цены нефти, стадии разработки. Налог на добычу нефти качественно отличается от роялти тем, что относится не к обороту (выручке от продажи продукта), а к доходу (т.е. выручке за вычетом производственных затрат на добычу и подготовку товарной нефти и транспортировку продукции). По-видимому, данная особенность специального налога позволяет достаточно хорошо реагировать на состояние обустроенности месторождения. Поэтому, по мере освоения и обустройства месторождения (завершения наиболее капиталоемкого инвестиционного периода), регулирующая роль специального налога возрастает и на определенном этапе разработки месторождения он способен заменить роялти.

7. Предложен метод дифференциации налога на добычу полезных ископаемых основанные на концепции разделения дохода. Проведена оценка экономической эффективности разработки лицензионных участков, на которых осуществляется добыча нефти, при условии применения предложенного метода дифференциации. Сделано сравнение с экономической эффективностью разработки участков в условиях действующей налоговой системой. Отмечается четко выраженная стимулирующая функция налога: убыточные и низкорентабельные участки освобождаются от налогообложения. Механизм методики имеет и регулирующую функцию: происходит перераспределение налоговых поступлений в сторону усиления налоговых нагрузок на участки с большей рентабельностью. Усиление налоговой нагрузки на группу сверхрентабельных участков приводит к тому, что часть участков переходят в группу участков с нормальной рентабельностью. Несмотря на это, поступления за счет изъятия налога на добычу с этих участков увеличились по отношению к уровню поступлений при действовавшей ставке. Расчеты показывают, что при действовавшей плоской шкале ставок НДПИ на долю участков с рентабельностью более 100% в 2002 году приходилось 51% от всей суммы начисленного налога, а при дифференцированном налоге на добычу на долю таких участков приходилось бы — 67%. Кроме того, механизм методики полностью выполняет фискальную функцию налога. То есть можно определить такие ставки налога на добычу, при которых величина общих налоговых поступлений в бюджет при дифференциации ставок соответствовала бы определенной сумме начисленного НДПИ. Это достигается за счет того, что та сумма, на которую сокращаются налоговые поступления за счет освобождения от налога на добычу убыточных и низкорентабельных участков компенсируется за счет усиления налоговых нагрузок на участки с более высокой рентабельностью.

8. Произведена оценка влияния применения дифференцированных ставок НДПИ на экономическую привлекательность не введенных в разработку запасов. На основе разработанной системы моделирования проведены расчеты по геолого-экономической оценке запасов нефти в округе при условии дифференцирования НДПИ. Исследования показали, что применение дифференцированных ставок позволят сделать разработку запасов экономически более привлекательной, увеличивается период рентабельной разработки запасов, что приводит к увеличению обеспеченности округа рентабельными запасами. Причем, такое увеличение объема рентабельных запасов сравнимо с эффектом от увеличения цены на нефть на 40%. Таким образом, применение предложенного подхода к дифференцированию имеет ряд преимуществ: освобождаются от уплаты налога низкорентабельные и убыточные месторождения, за счет этого обеспечивается прирост извлекаемых запасов, стимулируется максимальное использованию имеющегося ресурсного потенциала, увеличивается обеспеченность округа запасами, уменьшается потребность в дополнительных запасах, сокращается необходимый объем инвестиций в геологоразведочные работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ф. Оценка эффективности и планирование проектных решений в нефтегазовой промышленности. М.: Нефть и газ, 1997
  2. А. Ф. Серкерова С.С. Современное состояние геологоразведочных работ в России", «Нефть, газ и бизнес» № 4, 2002 г.
  3. Э.А., Потеряев А. Г., Квитковская В. П. Возможные пути решения проблемы совершенствования налога на добычу полезных ископаемых (нефть) Сборник докладов конференции «Пути реализации нефтегазового потенциала ХМАО», Ханты-Мансийск, 2006.
  4. М.Д., Подольский Ю. В. Геолого-математическое моделирование динамики прироста запасов и добычи и определение очередности открытия месторождения нефти и газа // Геолого-экономическая оценка прогнозных ресурсов нефти и газа.
  5. Л.И. Обоснование основных направлений экономической стратегии воспроизводства ресурсной базы нефтяной компании // диссертационная работа РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 1997.
  6. Л.Г., Сушон А. Р. «Планирование и анализ эффективности ранних стадий геологоразведочных работ», сборник научных трудов ВИЭМС, Москва, 1989.
  7. И.М. Финансирование и кредитование предприятий нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1977.
  8. Временная методика экономической оценки прогнозных и перспективных ресурсов нефти. М., ВНИИОЭНГ, 1986 г.
  9. JI.A. Экономические проблемы развития нефтегазового комплекса Тюменской области. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005.
  10. Н.Ф. Анализ мирового опыта начисления налога «роялти» в нефтедобывающей промышленности. М.: ВНИИКИ, 1998.
  11. Л.П., Казаков С. Е. «Планирование добычи нефти и подготовки запасов», М.: «Недра», 1989.
  12. В.Ф. Методы экономической оценки упорядочения освоения нефтегазовых ресурсов. М.: МИНГ им. И. М. Губкина, 1990
  13. Ю.П., Костина Л. Г. Моделирование подготовки запасов нефти и темпов их извлечения // Методы оптимального планирования добычи нефти и темпов их извлечения // Методы планирования добычи нефти. -М., 1975
  14. А.А. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992.
  15. В.И., Сергеева Н. А. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа. «Нефть и капитал», № 56, 2000.
  16. В.П. Модель рациональной подготовки запасов нефтяной компании на основе их экономической оценки.: Сборник докладов конференции «Пути реализации нефтегазового потенциала ХМАО», Ханты-Мансийск, 2004.
  17. Н.В. Законодательное обеспечение формирования устойчивого топливно-энергетического потенциала России. ТЭК, № 2, 2004.
  18. А.А. Реформы в нефтяной отрасли (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. М., 2002.
  19. А.Э. Регулирование воспроизводства минерально-сырьевой базы. ТЭК, № 4, 2002.
  20. А., Лившиц В., Розман М. Оценка стоимости запасов нефти как элемент активов российских нефтяных компаний. М.- Нефть России № 3,1995 г.
  21. А.П. К вопросу об оптимальном соотношении запасов и добычи нефти // Методы оптимального планирования добычи нефти. М., 1978
  22. Н.А. Проектирование и управление поисково-разведочными работами на нефть и газ: Учебное пособие. М.: Нефть и газ, 2000.
  23. В. Анализ развития системы недропользования в России. «Вопросы экономики», № 1, 2006
  24. М.Г. «К методике перспективного планирования поискоовОразведочных работ на нефть и газ», «Геология нефти и газа», № 11, 1982.
  25. Ю.Ф., Субботин М. А. Рентный подход в недропользовании. -М.: НИА-Природа, 2003.
  26. Методическое руководство по количественной оценке ресурсов нефти, газа и конденсата. СПб., ВНИГРИ, 2000.
  27. К.Н. Критерии и методы оценки эффективности воспроизводства запасов нефти и газа. М.: Недра, 1989.
  28. К.Н. «Стратегия развития нефтегазовых компаний», Москва 1998 г.
  29. М.С., Гуревич Г. С., Хартуков Е. М. и др. Ресурсы нефти и газа и перспективы их освоения/ М.: Недра, 1983
  30. Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития. М. Институт экономики переходного периода. Научные труды № 50,2003.
  31. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 1996 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень. ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 1996.
  32. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 1997 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень. ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 1997.
  33. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 1998 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 1998
  34. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 1999 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 1999
  35. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2000 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 2000
  36. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2001 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 2001
  37. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 2002
  38. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2003 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 2003
  39. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2004 году / Под ред. В. И. Шпильмана, В. И. Карасева. Тюмень.: ГУП ХМАО НАЦ РН им. Шпильмана, 2004
  40. В.П. К вопросу о государственной минерально-сырьевой политике. «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление», № 3, Москва, 2004
  41. В.П., Хакимов В. Б., Сергеев Ю. С. О рыночном механизме в геологическом изучении недр. «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление», № 2, Москва, 2005.
  42. Основы рационального недропользования: Учебное пособие/ В. И. Карасев, А. Н. Кирсанов, Г. П. Мясникова и др.- Под ред. А. Н. Кирсанова. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999.
  43. А.И. Налогообложение нефтедобычи. Право. Экономика. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2004.
  44. Положение о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, от 25.02.93 № 45 461.
  45. Приказ Министерства природных ресурсов РФ № 40 от 07.03.97 г. «Об утверждении Классификации запасов полезных ископаемых».
  46. Постановление ВС РФ от 15.07.1992 г. № 3314−1 «Положение о порядке лицензирования пользования недрами».
  47. Е.Н., Кузьмин В. И., Наливкин В. Д. Моделирование динамики добычи и запасов невоспроизводимых ресурсов // Советская геология. 1989 № 1
  48. Ю.В. Горная рента. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.
  49. .В., Татаренко В. И. Становление и развитие исследований по экономической оценке ресурсов нефти и газа // Сборник докладов конференции ТЭК России основа процветания страны. — СПб: Недра. -2004.
  50. С.М., Рыженков И. И., Фетисов А. А. Экономика рационального использования нефтяных ресурсов недр. М.: Недра, 1991
  51. В.М., Фейгин М. В. Методика определения потребности в запасах при перспективном планировании добычи нефти и газа // Планирование и прогнозирование геолого-разведочных работ на нефть и газ. М., 1980
  52. Ф.К., Нестеров И. И., Хафизов Ф.З.и др. Рациональная система освоения нефтяных ресурсов крупного региона / Геология нефти и газа. 1985, № 10.
  53. М.М., Гужновский A.JI. Обоснование оптимальных условий развития нефтедобывающего района с учетом структурного фонда // Научно-экономический сборник Экономика и управление нефтяной промышленности. 1985. — № 8
  54. Т.А., Эскин В. И. Нелинейная схема расчетов денежной оценки нефтяных и газовых месторождений // Экономика и математические методы. -1983
  55. B.C., Гильберштейн А. П., Пуркин Л. Б. Математическая модель зависимости эффективности разведочного бурения на нефть и газ от удельной обеспеченности объемов разведочного бурения запасами категории С2 // Геология нефти и газа. 1982. — № 1
  56. В.Е., Томашпольский J1.M., Дунаев В. Ф. и др. Экономика нефтегазоразведочных работ: Учеб. Пособие для вузов. М.: Недра, 1988
  57. А.Н. Налоговое регулирование нефтегазового сектора: региональные аспекты /, Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. 256с.
  58. Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395−1 «О недрах»
  59. Формирование национального режима природопользования основа экономической безопасности России. Налоговая политика и практика, 2004, № 6.
  60. Э.М. Концепция дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых. Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений, 11/2004.
  61. Халимов. Э.М. «Кризис восполнения запасов нефти может быт преодолен»
  62. В.И. Количественный прогноз нефтегазоносности. М., Недра, 1982 г.
  63. В.В. Ранжирование перспективных участков по очередности освоения их нефтяного потенциала. М., Минеральные ресурсы России, № 1,1996 г.
  64. В.В. Оперативная геолого-экономическая оценка перспективных ресурсов нефти и газа в условиях лицензирования недропользования. М., Геология нефти и газа, № 8,1996 г.
  65. В.П. Действующее законодательство о недропользовании и привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс России. М. Минеральные ресурсы России, № 3, 1996 г.
  66. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года.
Заполнить форму текущей работой