Значение бухгалтерского (финансового) учета в системе сохранности имущества организации СМУ «Гомельэнергострой» РУП Белэнергострой
При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих материалов. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации. Следует рекомендовать… Читать ещё >
Значение бухгалтерского (финансового) учета в системе сохранности имущества организации СМУ «Гомельэнергострой» РУП Белэнергострой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Бухгалтерский (финансовый) учет, его место в системе управления организацией
- 1.1 Бухгалтерский (финансовый) учет как функция обеспечения сохранности собственности организации
- 1.2 Инвентаризация, как инструмент реализации функции обеспечения сохранности собственности организации
- 1.3 Краткая экономическая характеристика филиала СМУ «Гомельэнергострой»
- 2. Инвентаризация, ее значение в бухгалтерском (финансовом) учете
- 2.1 Порядок назначения и проведения инвентаризации
- 2.2 Порядок оформления и принципы отражения в учете выявленных результатов инвентаризации
- 3. Пути совершенствования инвентаризационной работы, повышения ее результативности в обеспечении сохранности имущества организации
- 3.1 Контроль достоверности и качества первичной и сводной документации учетных регистров и отчетности по сохранности активов
- 3.2 Направления и пути совершенствования инвентаризационной работы, повышения ее результативности в обеспечении сохранности имущества
- Заключение
- Список использованных источников
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретает повышение доходности организации. Это в значительной мере зависит от экономного использования всех видов материальных ресурсов, предотвращения возможных недостач и хищений. Кроме того, формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов хозяйствования. Особая роль в повышении эффективности хозяйствования, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит инвентаризации. Важное теоретическое и практическое значение ревизии сохранности имущества организации, пути ее совершенствования, новый подход к решению ряда актуальных вопросов в этой области предопределили выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение значения бухгалтерского (финансового) учета в системе сохранности имущества организации.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, значение, роль и задачи бухгалтерского учета в системе сохранности имущества организации;
изучить информационное и нормативное обеспечение инвентаризации;
изучить методику проведения инвентаризации имущества организации, предусмотренную инструкцией и порядок проведения инвентаризации;
изучить порядок документального оформления, рассмотрения и реализации результатов инвентаризации.
Предметом исследования данной курсовой работы является филиал СМУ «Гомельэнергострой» РУП Белэнергострой.
Объектом исследования — бухгалтерский (финансовый) учет в системе сохранности имущества исследуемой организации.
Учетной политикой принята книжно-журнальная форма учета. Автоматизирован учет по счетам: 01, 08, 41, 50, 51, 60. Стоимость основных фондов и нематериальных активов погашается линейным способом по всем видам и группам основных средств в организации. Моментом определения выручки является отгрузка товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Теоретической и методологической основой исследования явились нормативные документы, методологические и инструктивные материалы, периодическая печать, в частности наиболее были использованы учебные пособия Левковича А. О. «Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый контроль» ," Бухгалтерский учет", Шидловской М. С. «Финансовый контроль и аудит», из периодической печати — журнал «Бухгалтерский учет и анализ», «Главный бухгалтер и т. д.
При написании курсовой работы применялись следующие приёмы: группировка, выборка, систематизация, сравнение, нормативно-правовой, логический, экономический, обобщения данных.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
инвентаризация бухгалтерский учет финансовый
1. Бухгалтерский (финансовый) учет, его место в системе управления организацией
1.1 Бухгалтерский (финансовый) учет как функция обеспечения сохранности собственности организации
Ни одна организация независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать перспективные направления развития организации. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что бухгалтерский учет будет составной частью управленческой и информационной системы организации.
Бухгалтерский учет — важный элемент финансово — экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно — технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.
Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно — практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта.
Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.
Законодательно устанавливаются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Беларуси, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции. Текущий — во время осуществления операции, последующий (заключительный) — после ее совершения.
Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.
Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо заметить, что для реализации этой функции — необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.
Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок и т. п., но и предупреждать их.
1.2 Инвентаризация, как инструмент реализации функции обеспечения сохранности собственности организации
Инвентаризация имущества организации позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные.
При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.
Инвентаризация — проверка наличия числящегося на балансе предприятия имущества данным бухгалтерского учета.
Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.
Чтобы реально представлять финансовое положение организации независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: о его объеме, состоянии, правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Рассмотрим основные нюансы проведения подобной сверки (инвентаризации).
Инвентаризация — это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Дата инвентаризации определяется руководителем фирмы по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия инвентаризации, являются Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с дп. И изм.; далее — Закон о? бухгалтерском учете и отчетности) и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007? г. № ?180 (далее — Инструкция по инвентаризации).
Проведение инвентаризации обязательно:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при реорганизации или ликвидации организации;
· в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является также элементом учетной политики. Согласно ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и отчетности при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В соответствии с п. 3 Инструкции по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также неучтенных объектов;
· определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
· сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
· проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете и отчетности подчеркнута необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки активов и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;
· проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств. [3, с 28−30]
1.3 Краткая экономическая характеристика филиала СМУ «Гомельэнергострой»
" Гомельэнергострой" РУП «Белэнергострой» Филиал строительно-монтажного управления «Гомельэнергострой» Республиканского Унитарного Организации «Белэнергострой» (краткое название-филиал СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой») — генподрядное строительно-монтажное управление, осуществляющее строительство и реконструкцию действующих производственных мощностей и объектов жилья и соцкультбыта энергосистемы Гомельской области.
Основной целью деятельности СМУ «Гомельэнергострой» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предмет (основные направления) деятельности СМУ «Гомельэнергострой» :
строительство;
производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки;
деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд);
Бухгалтерский учет ведется в организации при помощи ЭВМ и установленного программного обеспечения 1: С Бухгалтерия 7.7, каждое рабочее место в бухгалтерии оснащено ЭВМ с программным обеспеением.
Отдельными видами деятельности, определяемыми законодательством Республики Беларусь, СМУ «Гомельэнергострой» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании форм бухгалтерской отчетности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» приведем основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации за 2012;2013 годы (таблица 1).
Таблица 1.1 — Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2013;2014 гг.
Показатели | годы | Темп роста, % отклонение +/; | |||
2014 г. к 2013 г. | 2014 г. от 2013 г | ||||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн р. | 181,2 | ||||
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн р. | 185,8 | ||||
Валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), млн р. | 0,78 | — 636 | |||
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн р. | 0,78 | — 636 | |||
Прибыль от инвестиционной деятельности, млн р. | 119,1 | ||||
Прибыль от финансовой деятельности, млн р. | ; | ; | ; | ; | |
Чистая прибыль, млн р. | 0,83 | — 594 | |||
Примечание: Разработка на основании приложений А, Б, В, Г, Д, Е Исходя из таблицы 1.1, можно сделать вывод что выручка от реализации продукции (работ, услуг) в 2014 г по сравнению с 2013 г. увеличилась на 21 297 млн р. или на 81,2% и составила 47 507 млн. р., что является положительным результатом.
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном году увеличилась на 21 933млн р. или на 85,8% в сравнении с предыдущим периодом. Валовая прибыль значительно снизилась в 2013 г. на 636 млн р. или на 99,2%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг снизилась в 2014 г. на 636 млн р. или на 99,2% в сравнении с прошлым годом. и составила в отчетном году 5 млн р. В отчетном году произошло увеличение прибыли от инвестиционной деятельности на 27 млн р. или на 19,1%, по сравнению с предыдущим годом.
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном году увеличилась на 21 933 млн р. или на 85,8% в сравнении с предыдущим периодом. Валовая прибыль значительно снизилась за счет роста себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в 2014 году на 636 млн р. или на 99,2%.
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг снизилась в 2014 году на 636 млн р. или на 99,2% в сравнении с прошлым годом и составила в отчетном году 5 млн р. Данные изменения повлекли за собой значительно снижение чистой прибыли в 2014 году в сравнении с прошлым на 594 млн р. или на 99,2%. В отчетном году произошло снижение прибыли от инвестиционной деятельности на 26 млн р. или на 13,4%, по сравнению с предыдущим годом.
Финансовая устойчивость — это определенное состояние счетов организации, гарантирующее его постоянную платежеспособность.
Расчет показателей финансовой устойчивости дает часть информации, необходимой для принятия решения о целесообразности привлечения дополнительных заемных средств. [17, 209 с.]
Для оценки структуры источников финансирования на основании данных бухгалтерского баланса проводится анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости. В таблице 2.2 приведен анализ динамики и соответствия теоретически допустимых значений показателей ликвидности, которые раскрывают реальную и прогнозную платежеспособность организации, используя данные бухгалтерской отчетности (формы № 1 «Бухгалтерский баланс») СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2014 г.
Таблица 1.2 — Динамика показателей платежеспособности и финансовой устойчивости филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2014 г.
Показатели | На 31.12.2013 | На 31.12.2014 | Отклонение (+; -) или темп роста, % | |
1. Долгосрочные активы, млн р. | 13 843 | 110,7 | ||
2. Краткосрочные активы, млн р. В том числе: | 17 740 | 110,1 | ||
2.1 Денежные средства и их эквиваленты, млн р. | 219,2 | |||
2.2 Краткосрочные финансовые вложения, млн р. | ; | ; | ; | |
2.3 Краткосрочная дебиторская задолженность, млн р. | 8 306 | 168,0 | ||
3. Собственный капитал, млн р. | 19 450 | 104,4 | ||
4. Долгосрочные обязательства, млн р. | ; | |||
5. Краткосрочные обязательства, млн р. | 12 133 | 119,8 | ||
6. Итог бухгалтерского баланса, млн р. | 31 583 | 110,3 | ||
7. Собственные оборотные средства (собственные краткосрочные активы), млн р. (стр. 3 + стр. 4 — стр.1). | 5 607 | 89,1 | ||
8. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: 8.1 Коэффициент абсолютной ликвидности [ (стр. 2.1 + стр. 2.2): стр.5] | 0,04 | 0,07 | 0,03 | |
8.2 Коэффициент текущей ликвидности (стр.2: стр.5) | 1,46 | 1,34 | — 0,12 | |
8.3 Коэффициент промежуточной ликвидности [ (стр. 2.1 + стр. 2.2 + стр. 2.3): стр.5] | 0,72 | 1,02 | 0,3 | |
8.4 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (собственными краткосрочными активами) (стр.7: стр.2) | 0,32 | 0,30 | — 0,02 | |
8.5 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами [ (стр. 4 + стр.5): стр.6)] | 0,38 | 0,42 | 0,04 | |
8.6 Коэффициент финансовой независимости (автономии) (стр.3: стр.6) | 0,62 | 0,58 | — 0,04 | |
8.7 Коэффициент капитализации [ (стр. 4 + стр.5): стр.3)] | 0,62 | 0,72 | 0,1 | |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложений А, В На основании расчетов коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2013 г., можно сделать следующие выводы:
— Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует удельный вес краткосрочных обязательств, которые погашены на дату составления бухгалтерского баланса за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений). Его значение на конец 2014 года составило 0,07, то есть на 0,03 выше, чем на конец 2013 года. Нормативное значение данного коэффициента согласно Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140.206 (ред. от 09.12.2013 № 75/92) должно быть не менее 0,2. Коэффициент абсолютной ликвидности как на конец 2013 г., так и на конец 2014 г. значительно ниже, нормативного значения, что свидетельствует о наличии текущей задолженности, которая не может быть погашена на дату составления баланса. Увеличение коэффициента абсолютной ликвидности вызвано значительным ростом денежных средств на 119,2%;
— коэффициент промежуточной ликвидности определяет возможность организации рассчитаться с краткосрочными обязательствами денежными средствами, финансовыми вложениями и средствами в расчетах. Ориентировочное нижнее значение показателя — 0,5. Значение данного коэффициента как на конец 2013 года (0,72), так и на конец 2014 года (1,02) находится выше достаточного предела данного коэффициента, также наблюдается его увеличение на 0,3. Значение данного коэффициента означает, что 72−102% краткосрочных обязательств перекрыто наиболее ликвидными активами, т. е. наличными, акциями и дебиторской задолженностью (задолженность клиентов перед организацией). Увеличение коэффициента свидетельствует об ухудшении финансового положения филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» ;
— коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственного напитала в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Коэффициент финансовой независимости в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 0,04 и составил на конец 2014 года 0,58, однако, это незначительное снижение коэффициента. Нормативное значение данного коэффициента согласно Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140.206 (ред. от 09.12.2013 № 75/92) должно быть не менее 0,4−0,6. Данный коэффициент находится в пределах нормативного значения, следовательно, тем ниже риск неплатежеспособности, так как видно, что зависимость организации от внешних источников — низкая. Увеличение коэффициента финансовой независимости вызвано ростом собственного капитала на 4,4%;
— коэффициент капитализации — позволяет определить, насколько велика зависимость деятельности организации от заемных средств. Значение данного коэффициента увеличилось на конец 2014 года на 0,1 и составило 0,72, что свидетельствует о зависимости в своем развитии филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» от заемного капитала и снижение финансовой устойчивости. Нормативное значение данного коэффициента согласно Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140.206 (ред. от 09.12.2013 № 75/92) должно быть не более 1,0.
Платежеспособность организации является внешним признаком ее финансовой устойчивости и обусловлена степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Она определяется возможностью организации своевременно погасить свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Оценка платежеспособности организации производится по результатам расчета коэффициентов (таблица 1.4).
Таблица 1.3 — Результаты расчета коэффициентов платежеспособности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2014 г.
Показатели | Нормативное значение | На 31.12.2013 г. | На 31.12.2014 г. | Отклонение коэффициентов (+; -) | |||
от норматива | фактическое за отчетный период | ||||||
на 31.12.2013г | на 31.12.2014г | ||||||
1. Коэффициент текущей ликвидности (К1) | 1, 20 | 1,46 | 1,34 | 0,26 | 0,14 | — 0,12 | |
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) | 0,15 | 0,32 | 0,30 | 0,17 | 0,15 | — 0,02 | |
3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) | не более 0,85 | 0,38 | 0,42 | — 0,47 | — 0,43 | 0,04 | |
Примечание. Нормативные значения показателей платежеспособности устанавливаются в зависимости от вида деятельности в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» от 12 декабря 2011 г., № 1672 (в ред. Постановления от 17.01 2014 г., № 33)
На основании результатов расчетов коэффициентов платежеспособности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2013 г., представленных в таблице 2.3, можно сделать следующие выводы:
— Коэффициент текущей ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств, которая погашена в результате реализации краткосрочных активов. Коэффициент текущей ликвидности, как на конец 2013 года (1,46), так и как на конец 2014 года (1,34) находится выше уровня установленного норматива (более 1,2 — для строительства), но незначительно (на конец 2013 года — на 0,26, на конец 2014 года — на 0,14), однако в отчетном периоде произошло его снижение на 0,12. Такое положение свидетельствует о том, что в случае погашения всех краткосрочных обязательств у организации останутся в наличии оборотные активы.
— коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Фактический уровень коэффициента обеспеченности организации собственными оборотными средствами на конец 2013 года и на конец 2014 года составляет 0,32 и 0,30 соответственно, что выше нормативного уровня (не менее 0,15 — для строительства), а именно: на конец 2013 года — на 0,17, а на конец 2014 года — на 0,15. Это свидетельствует об положительной структуре баланса. В отчетном году произошло снижение коэффициента на 0,02.
— коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на конец 2013 года и 2014 года составляет 0,38 и 0,42 соответственно, не превышающего критического уровня — 0,85 (на конец 2013 года на 0,47, а на конец 2014 года — на 0,43). Незначительное увеличение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами наблюдается на конец 2014 года на 0,04.
В целом можно сказать, что в филиале СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2014 г. удельный вес краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены на конец 2014 года за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и финансовых вложений) незначительный.
Филиал СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2014 г. имеет возможность в перспективе полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам краткосрочного характера, это свидетельствует увеличение значение коэффициента текущей ликвидности на конец 2014 года.
Организация за 2014 год считается платежеспособной С увеличением собственного капитала в 2014 году сокращается риск неплатежеспособности, так как зависимость филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» от внешних источников снижается, что является положительным моментом.
Анализ показателей деловой активности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2013;2014 гг. представлен в таблице 1.4, при этом используя данные бухгалтерской отчетности: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» .
По данным таблицы 1.4 можно сделать вывод, что коэффициент деловой активности (общей оборачиваемости капитала) показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход.
Увеличение оборачиваемости капитала в 2014 году на 1,11 по сравнению с 2013 годом означает более интенсивное использование активов.
Таблица 1.4 — Динамика показателей деловой активности филиала СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой» за 2013;2014 гг.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | Отклонение (+; -) или темп роста, % | |
1. Среднегодовая стоимость активов, млн р. | 32 327 | 102,7 | ||
2. Среднегодовая стоимость краткосрочных активов, всего, млн р. В том числе: | 18 169 | 102,5 | ||
2.1 Запасы, млн р. | 2 220 | 131,9 | ||
2.2 Краткосрочной дебиторской задолженности, млн р. | 12 020 | 92,6 | ||
3. Среднегодовая величина краткосрочной кредиторской задолженности, млн р. | 10 968 | 95,4 | ||
4. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн р. | 181,3 | |||
5. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн р. | 185,8 | |||
6. Показатели интенсивности использования средств организации: 6.1 Коэффициент общей оборачиваемости капитала (стр.4: стр.1) | 0,81 | 1,43 | 0,62 | |
6.2 Коэффициент оборачиваемости краткосрочных активов (стр.4: стр.2) | 1,44 | 2,55 | 1,11 | |
7. Время обращения: 7.1 Краткосрочных активов (стр. 2 Ч 360: стр.4), дней | — 108 | |||
7.2 Запасов (стр. 2.1? 360: стр.5), дней | — 9 | |||
7.3 Краткосрочной дебиторской задолженности (стр. 2.2? 360: стр.4), дней | — 81 | |||
7.4 Краткосрочной кредиторской задолженности (стр. 3? 360: стр.5), дней | — 75 | |||
8. Продолжительность операционного цикла (стр. 7.2 + стр. 7.3), дней | — 90 | |||
Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложений А, Б, В, Г По данным расчета значение данного показателя в 2013 году составило 0,81, а в 2014 году — 1,98, то есть увеличилось на 1,17. Это говорит о том, что полный цикл производства и обращения совершается более чем за 1 год, и на 1 рубль стоимости всех активов мы получаем 81р. и 198 р. дохода соответственно.
2. Инвентаризация, ее значение в бухгалтерском (финансовом) учете
2.1 Порядок назначения и проведения инвентаризации
Перед началом инвентаризации следует оформить приказ руководителя о проведении инвентаризации, зарегистрировать его в журнале (Приложение И). Для этих документов предусмотрены специальные формы, содержащиеся в приложении 1 к Инструкции по инвентаризации.
В приказе о проведении инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки ее проведения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Приказ о проведении инвентаризации может содержать в? качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Кроме того, организация на этапе подготовки к проведению инвентаризации может разработать соответствующие внутренние документы. Это? могут быть, например:
· правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;
· порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;
· формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации.
Приказом руководителя организации должна быть создана инвентаризационная комиссия (п. 12 Инструкции № 180). В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. В остальных организациях можно создавать просто инвентаризационные комиссии, совмещающие в себе функции центральных и рабочих. Функции центральной инвентаризационной комиссии перечислены в п. 12 Инструкции № 180. Руководитель организации несет ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств (п. 18 Инструкции № 180). Таким образом, руководитель должен быть самым заинтересованным в достоверном, своевременном и оперативном проведении инвентаризации. Именно он создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (п. 19 Инструкции № 180). В состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств не включаются материально ответственные лица (п. 13 Инструкции № 180). Это и понятно: вряд ли может считаться проверкой проверка самого себя. Однако существуют еще 2 ограничения, установленные в указанном пункте Инструкции № 180:
в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы;
не назначается один и тот же работник 2 раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов фирмы. В регистрах учета должны быть отражены следующие данные:
· дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
· ее сумма;
· остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.
На основании этих документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»). Инвентаризационная опись (акт) — это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида активов оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме № 12-Инв, оборотных активов? — опись по форме № 6-Инв и т. д.
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве организации не менее пяти лет.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на» ." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. [12, с 71 — 74]
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества (Приложение Л).
Необходимость инвентаризации вызвана следующими обстоятельствами:
фиксирование хозяйственных явлений, не поддающихся ежедневному наблюдению в текущем учете (изменение массы или количества материальных ценностей в связи с изменением условий их хранения (усушка, распыл и т. д.)
устранение расхождений между данными учета и фактическим наличием средств в организации, которые возникают в процессе текущего учета. Они могут быть вызваны ошибками в учете (описки, неправильное отражение на счетах) неточности при приеме и отпуске средств (просчеты)
контроль за материально-ответственными лицами. Выявляет расхождения между фактическим и наличием товарно-материальных ценностей и данными учета, которые возникают в результате обмеров или обвесов при приемке или передаче ценностей, обсчетов при выдаче денег, хищений.
Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств специально созданной в организации комиссией.
При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.
Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.
Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.
При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.
В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
Должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета в организации, необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. В данном случае таким нарушением является невыполнение требований Закона о бухгалтерском учете и отчетности в части проведения инвентаризации.
Кроме того, инвентаризация позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальности данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации, а также в большой степени предотвращает такое негативное явление, как хищение имущества работниками организации. [10, с 54−58]
2.2 Порядок оформления и принципы отражения в учете выявленных результатов инвентаризации
Для оформления инвентаризации применяются формы согласно приложениям 5−19 к Инструкции № 180 либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (п. 23 Инструкции № 180).
При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.
Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах. Как правило, один экземпляр направляют в бухгалтерию для подведения итогов инвентаризации, второй остается у материально ответственного лица как основание, подтверждающее порядок дел у него на дату инвентаризации. [10, с 35−44]
Наименования инвентаризуемых активов и объектов, их количество отражают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности указаны (Приложение Л). При автоматизированной обработке фактических данных и формировании инвентаризационных описей допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.
Инвентаризационные описи заполняют с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток (п. 27 Инструкции № 180). Таким образом, инвентаризационная опись может быть составлена и на компьютере, что прямо предусмотрено Инструкцией № 180. Выводы некоторых специалистов (в т. ч. работников ревизорских служб) о том, что составленная на компьютере инвентаризационная опись свидетельствует о формальном проведении инвентаризации, или о том, что фактически инвентаризация не проводилась, — неправомерны. В настоящее время существует множество возможностей технически упростить проведение и оформление инвентаризаций (считывание специальным сканером штрих-кодов на товарах с перенесением информации непосредственно в компьютер, применение портативных компьютеров и т. д.), что ни в коей мере не говорит о «формальном» подходе к проведению инвентаризации.
По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражают расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.
Стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости указывают в соответствии с законодательством. Порядок оценки основных средств, в т. ч. выявленных в качестве излишков, установлен в п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26, а оборотных активов — в п. 46 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133.
Сличительные ведомости также составляют с использованием средств вычислительной техники или от руки (п. 71 Инструкции № 180).
Типовые бухгалтерские записи по списанию недостачи и (или) порчи запасов в пределах норм естественной убыли приведем в табл. № 1.
Таблица 1
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | |
Списана сумма недостачи и (или) потери от порчи материалов в пределах норм естественной убыли | 10, 20, 44 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери от порчи материалов в пределах норм естественной убыли (если недостача и потеря выявлены при их заготовлении) | 10, 15, 16 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери материалов, выявленной при их хранении, в пределах норм естественной убыли | 20, 25, 26, 44 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери запасов в пределах норм естественной убыли на затраты вспомогательных производств | ||||
Списана сумма недостачи и (или) потери запасов в пределах норм естественной убыли на общепроизводственные расходы | ||||
Списана сумма недостачи и (или) потери запасов в пределах норм естественной убыли на затраты обслуживающих производств и хозяйств | ||||
Списана сумма недостачи и (или) потери товаров в пределах норм естественной убыли | 44−2 | |||
Покрытие недостачи и (или) потери запасов за счет виновных материально ответственных лиц.
Недостача и (или) порча запасов, произошедшая сверх норм естественной убыли, в соответствии с решением руководителя организации может быть возмещена за счет виновных материально ответственных лиц.
При удержании сумм потерь по недостаче и (или) порче товаров из заработной платы виновных материально ответственных лиц нанимателю торговой организации следует учитывать нормы трудового законодательства РБ.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | |
Отнесена на виновное лицо сумма недостачи и (или) порчи запасов, подлежащая взысканию. Данной записью отражаются также суммы потерь сверх норм естественной убыли | 73−2 | |||
Отнесена на виновное лицо сумма недостачи и (или) порчи тары | 73−2 | |||
Отнесена на виновное лицо разница между взыскиваемой суммой недостающих запасов и учетной стоимостью данных ценностей | 73−2 | |||
Списание суммы задолженности по мере ее погашения | 90−7 | |||
Суммы, поступившие организации от виновных лиц в счет возмещения причиненного ущерба или вреда, следует учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором организацией получены денежные средства и (или) имело место возмещение убытков в иной форме.
Возмещение недостачи третьим лицом (поставщиком, подрядчиком, транспортной организацией), если оно является виновником недостач (потерь).
В случае выявления недостачи товарно-материальных ценностей, произошедшей по вине третьих лиц, в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (см. табл. 3):
Таблица 3
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | |
Выставлена претензия поставщику за недостачу и (или) порчу материальных ценностей при их поставке | 76−3 | |||
Выставлена претензия поставщику по завесу тары | 76−3 | |||
На практике нередко возникают ситуации, когда виновное лицо в недостаче и (или) порче товаров не может быть установлено или судом отказано в возмещении с виновного лица, либо иные случаи. Под иными случаями подразумеваются чрезвычайные ситуации, например наводнение, пожар на складе. В таких ситуациях после проведения расследования причин возникновения пожара и подтверждения отсутствия виновных лиц сумма определившихся потерь списывается организацией за счет соответствующих источников. Так, в документах, представляемых для оформления списания недостач и (или) порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.
В бухгалтерском учете, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи запасов в соответствии с решением руководителя списываются в коммерческой организации с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» в дебет счета 90−8 «Прочие расходы по текущей деятельности». Аналогичная норма установлена п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.
В налоговом учете суммы недостач, потерь и порчи товаров, в т. ч. произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не выявлены или суд отказал во взыскании с них, должны быть отражены в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (подп.3.14 п. 3 ст.129 НК). Такие расходы отражают в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них.
Типовые бухгалтерские записи по отражению недостачи и (или) порчи запасов за счет собственных источников организации приведены в табл.4:
Таблица 4 — бухгалтерские записи по отражению недостачи или порчи
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | |
Погашена недостача и (или) порча запасов за счет средств резервного фонда (в случаях, выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, при условии, что виновные лица не установлены либо суд отказал во взыскании убытков) | 90−8 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери запасов сверх норм естественной убыли (при условии, что виновные лица отсутствуют) | 90−8 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери от порчи тары за счет средств организации (при условии, что виновные лица отсутствуют) | 90−8 | |||
Списана сумма недостачи и (или) потери запасов в пределах норм естественной убыли за счет ранее созданного резерва | ||||
С 1 января 2012 г. суммы недостач и (или) порчи запасов не являются объектом обложения НДС. Данный вывод обусловлен тем, что с 1 января 2012 г. из НК исключен подп.1.1.7 п. 1 ст.93 НК: оборот по прочему выбытию товаров, к которому относились потери от недостачи и (или) порчи запасов, признавался объектом обложения НДС. [1, с 47−55]
В исследуемой организации филиал СМУ Гомельэнергострой при проведении инвентаризации недостач и (или) хищений не выявлено.
Согласно инвентаризационной описи (Приложение Л) фактическое наличие краткосрочных активов соответствует данным бухгалтерского учета и материальному отчету материально-ответственного лица.
3. Пути совершенствования инвентаризационной работы, повышения ее результативности в обеспечении сохранности имущества организации
3.1 Контроль достоверности и качества первичной и сводной документации учетных регистров и отчетности по сохранности активов
При проведении контроля материалов инвентаризаций, с целью их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях. К ним относятся:
не оговорённое исправление цены, количества и суммы;
подчистки записей, добавление и дописки цифр;
неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам инвентаризационных описей;
не соответствие количества единиц товаров по странице описи количеству, указанному инвентаризационной комиссией;
неправильная таксировка и подсчёт итогов на отдельных страницах и в инвентаризационной описи в целом;
указание в инвентаризационной описи завышенных остатков отдельных товаров;
записи об остатках определённых товаров в описи на конец отчётного периода в большем объёме, чем записи тех же товаров в описи на начало периода (если по этим товарам не было движения). Результаты инвентаризации необходимо сверить с материальными отчетами ответственных лиц, чтобы выявить расхождения.
Для выявления хищений, характеризующиеся указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательно проведённой проверки тех операций, которые содержат отдельные формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов встречной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений.
При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих материалов. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации. Следует рекомендовать инвентаризационной комиссии определить предварительные результаты на месте, немедленно по окончании инвентаризации и до открытия предприятия. Предварительные результаты определяются путём сравнения остатков по товарно-денежному отчёту с фактическими остатками по описи. Предварительные результаты носят оперативный характер и документального отражения не находят. Имели место случаи, когда результаты инвентаризаций искажались по причине некачественной и несвоевременной проверки бухгалтером товарно-денежных отчётов материально ответственных лиц за инвентаризационный период. Что свидетельствует о целесообразности проведения при необходимых обстоятельствах после инвентаризации документальной ревизии, анализа товарных запасов, поступления, реализации и внутреннего перемещения товаров, а так же своевременности и полноты оприходования товаров, отпущенных поставщиками по оплаченным и не оплаченным документам, сдачи выручки. Только при этом условии контрольные проверки будут действенны и достигнут цели.
Улучшению качества проводимых инвентаризаций и повышению отчётности членов инвентаризационной комиссии и работников способствуют контрольные проверки проведённых инвентаризаций. Поэтому необходимо проверять выполнение планов контрольных проверок, каковы их результаты, какие применяются меры к лицам, проводившим инвентаризацию на низком уровне. Исследования показывают, что иногда они проводятся формально и не компетентными лицами. [12 с 415−416]
3.2 Направления и пути совершенствования инвентаризационной работы, повышения ее результативности в обеспечении сохранности имущества
Высокое качество проведения инвентаризации обеспечивается за счёт соблюдения сроков и внезапности проведения; квалификационного подбора состава членов комиссии; точного пересчёта фактического наличия ценностей; правильного оформление инвентаризационных описей; своевременной и правильной подготовки данных бухгалтерского учёта и выведения результатов. Низкое качество инвентаризационной работы вызывается:
· несоблюдением принципа внезапности;
· нарушением количественного и качественного подбора состава инвентаризационных комиссий;
· неправильным составлением инвентаризационных описей;
· нарушением сроков выявления результатов инвентаризаций.
В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем:
· определение рационального количества проведённых инвентаризаций;
· сокращение сроков проведения и улучшения их качества в результате совершенствования методов.
Наибольший эффект будут иметь инвентаризации в том случае, если контрольно-инвентаризационные службы будут вести систематические наблюдения за деятельностью предприятий.
Тогда инвентаризационные бригады уже на этапе составления заданий и рабочих планов и инвентаризаций могли бы решать, в каких торговых предприятиях необходимо провести внезапные сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей, что придало бы плановым инвентаризациям больше целесообразности и повысило их эффективность, так как при выборе объектов для проведения инвентаризации ревизоры могли бы руководствоваться объективными выводами анализа данных отчётности.
На качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, товароведы, бухгалтера и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность, не маловажное значение имеет образование, а так же стаж работы, непосредственно в торговле и стаж работы на занимаемой должности.
Для ускорения инвентаризаций применяют специальные книги, построенные по типу оборотных ведомостей. Первая инвентаризация отражается в них как обычно, последующие на вкладыша с указанием лишь количества и стоимости товаров. Это позволяет за счёт одноимённых материалов почти вдвое сокращать объём описи и экономить при проведении инвентаризации не менее 25% времени.
Дальнейшее совершенствование методов проведения инвентаризаций должно быть направлено на применение многочисленных документов, в которые будут записываться данные о наличии ценностей специальным шрифтом, воспринимаемым как человеком, так и ЭВМ.
Значительного улучшения инвентаризационной работы можно добиться за счёт более полного использования возможностей и приёмов экономического анализа. Источниками анализа служат: план распределения инвентаризаций между должностными лицами; журналы учёта проведённых инвентаризаций (контрольных проверок); табель учёта рабочего времени; оперативные сведения по растратам и недостачам; объяснительные записи к балансу; отчёт о контрольно-ревизионной работе. Используется так же первичная документация, инвентаризационные описи товаров, сличительные ведомости, постановления (приказы по результатам проведённых инвентаризаций) и т. д.
Заключение
Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
Цель работы заключалась в том, чтобы рассмотреть понятие и основы проведения инвентаризации, ее виды и значение в системе управления сохранностью имущества организации.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
рассмотрены понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации,
рассмотрены виды и порядок проведения инвентаризации.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Инвентаризация — это прием бухгалтерского учета, при котором проверяется фактическое наличие имущества организации на определенную дату. Например, при проверке расчетов с поставщиками обращают внимание на проверку расчетов по товарам оплаченным, но находящимся в пути, а также расчетов по неотфактурованным поставкам.
То есть инвентаризация — это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.
Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств.
Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.
Список использованных источников
1. Анищенко, И — Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухгалтерском учете. Главный бухгалтер. — № 44 ноябрь 2014
2. Вахрушина М. А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М. А. Вахрушина, Л. А. Мельникова; под. ред. Вахрушиной М. А. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега Л», 2011. — 511 с.: табл. — (Высшее финансовое образование).
3. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180
4. Кожарский, В.В., - «Бухучет» № 44 (45), ноябрь 2009
5. Левкович, А.О., Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие / А. О. Левкович [и др.]; под общ ред.А. О. Левковича, О. А. Левковича. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Амалфея, 2012. — 728 с.
6. Левкович, О.А., Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. — 7-е изд., перераб и доп. — Минск. Амалфея, 2011. — 768 с.
7. Левкович О. А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие.3-е изд., перераб и доп. / О. А. Левкович, И. Н. Бурцева. — Мн.: Амалфея, 2005. — 800 с.
8. Стражева Н. С., Бухгалтерский учет: учеб-метод. Пособие / Н. С. Стражева, А. В. Стражев. — 13-е изд. Стереотип. — Минск: Современная школа, 2011. — 672 с.
9. Стражев В. И., Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник/ В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред.В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. — 7-е изд. испр. — Минск. Выш. шк., 2008. — 527 с.
10. Сузальский В., Годовая инвентаризация — 2014: важные вопросы о которых все знают, но многие забывают. — Главный бухгалтер, № 46 декабрь 2014.
11. Палицын, В.А., Бухгалтерский учет, анализ, аудит: учеб. пособие / В. А. Палицын. — Минск: Выш. шк., 2012. — 510 с.
12. Пономаренко, П.Г., Медведев, А.В., Трофимова А. Н., Бухгалтерский учет, анализ, аудит: учеб. пособие для вузов / под общ. ред.П. Г. Пономаренко. — Мн. — Выш. шк. 2013. — 543 с
13. Пупко, Г. М. Аудит и ревизия: учебник / Г. М. Пупко. — Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005 — 512 с