Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологические основы исследования. В области понимания культуры — концепция В. М. Межуева, полагающего идею в качестве отличительной особенности культуры от других форм человеческого сознания и практики, а также понимание культуры как текста, внесенное в философию культуры Ю. М. Лотманомтеоретическое учение М. Хайдеггера о ценностях как культурфилософии современности по основанию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВИРТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФОРМИРУЮЩАЯ И ФОРМИРУЕМАЯ РЕАЛЬНОСТ
    • 1. 1. Воздействие Интернета на формирование культурных ориентаций интернет-аудитории
    • 1. 2. Динамика виртуальной культуры как следствие респонсивности к культурным ориентациям пользователей
  • Глава 2. культурные ориентации российской
  • ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ
    • 2. 1. Русскоязычный сегмент Интернета как культурный ориентир интернет-пользователей
    • 2. 2. Диалектика национального и глобального в системе культурных ориентаций российских интернет-пользователей
    • 2. 3. Культурные ориентации российских интернет-пользователей в перспективе развития национального самосознания

Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Осмысление сущности и специфики культурных ориентаций российских интернет-пользователей является одной из актуальных проблем научной рефлексии, поскольку позволяет включиться в проблему выработки критериев оценки социальной ответственности средств массовой информации.

Актуальность исследования также обусловлена потребностями современного развития общества, что требует осмысления культурных реалий, динамики всех форм осуществления его жизнедеятельности. Важность изучения различных аспектов функционирования виртуальной культуры возрастает в связи с необходимостью анализа стремительно расширяющегося виртуального континуума, вследствие чего актуализируется роль виртуальной культуры, специфика которой обусловлена культурными ориентациями интернет-пользователей.

Степень сложности и противоречивости происходящих процессов в виртуальной среде настолько высока, что исследование культурных ориентаций интернет-аудитории становится необходимым по основанию, с одной стороны, воздействия Интернет на их формирование, с другой — детерминирования динамики виртуальной культуры интересами и предпочтениями интернет-аудитории.

В современном мире, и в России в том числе, происходят изменения системы средств массовой информации. Эти изменения связаны, прежде всего, с развитием нашего общества, а также с появлением новых технологий и сильнейшим их влиянием на культуру. К средствам массовой информации ныне предъявляются новые, более жесткие требования, связанные с тем, что современному человеку для того, чтобы быть полноправным членом и информационного, и культурного общества, уже недостаточно «традиционных» источников информации: газет, журналов, но необходимы средства электронной доставки информации и обратной связи с адресатом. Интернет занимает среди них ведущее место. Это позволяет выделить в отдельную проблему изменения в культуре современного общества, происходящие под влиянием Интернет.

С широким распространением сети Интернет в обществе требования и стандарты для прессы качественно изменились. Современное общество начало формировать виртуальную реальность, не замечая того, что эта реальность уже давно стала неотъемлемой частью самого этого общества, претендующего на современность. Интернет-пользователи создают определенные культурные ориентации в системе интернет-СМИ, что позволяет журналистам формировать в сети некую реальность, полностью основанную на запросах и интересах российского общества. Это открывает широкий простор для манипуляций е национальным самосознанием при помощи искусственного создания культурных ориентаций в обществе.

Экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В результате, в частности, резко снизилось воздействие традиционных средств массовой информации на формирование общественного сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его становление в мире ценностей культуры, формирование целостного’потенциала личности. Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи идентичность личности, ее национальное самосознание являлись необходимым условием консолидации общества.

Современные тенденции в глобальной экономике и политике напрямую повлияли на функционирование СМИ в Интернете, возвысив их над традиционной печатной прессой. Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям, свидетельствующим о появлении у современного общества новых качеств. Изменения характера способов общения, стимулированные цифровой революцией, способствовали усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, прежде всего, в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней, привела к. появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих, идентичностей и новых статусов. Все это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль интернет-СМИ, которые на волне изменений в обществе стали центром межкультурного общения людей, охранителем единого культурного пространства и национальных традиций.

Развитие технологий в конце XX — начале XXI вв. актуализировало осознание проблем, связанных с глобализацией и становлением информационного общества, научные дискуссии об этом ведутся на протяжении последних десятилетий. Сложность и необычность новой эпохи требует более глубокого осмысления происходящих изменений, прогнозирования текущих и кризисных явлений в духовной жизни и культуре общества.

Актуальность темы

исследования заключается в том, что особая роль в процессе формирования общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая не только является средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, влекущую изменения в реальных областях жизни современного человека — интернет-пользователя, в том числе его культурных ориентаций.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика постиндустриального и информационного общества, помогающая раскрыть научную рефлексию сущности и специфики культурных ориентаций российских интернет-пользователей, получила разработку в трудах Д. Белла, Ж. Бодрийяра, И. Валлерстайна, А. Вебера, М. Вебера, Э. Гиденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, К. Манхейма, Г. Маркузе, И. Масуда, А. Моля, М. Понятовского, У. Ростоу, П. Серван-Шрайбера, П. Сорокина, О. Тоффлера, А. Турена, Ж.Фурастье.

Важную роль в теоретическом и методологическом обосновании исследования феномена культурных ориентаций российских интернет-пользователей сыграли труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования. Значительное место при этом заняло осмысление научных трудов Р. Г. Абдулатипова, С. С. Аверинцева, А. И. Арнольдова, A.A.

Аронова, В. Г. Афанасьева, М. Н. Афасижева, JI.M. Баткина, М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, В. В. Бычкова, Л. П. Буевой, Ю. А. Головина, И. В. Гречаник, A.B. Гулыги, Г. Г. Дадамяна, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, И. А. Ильина, М. С. Кагана, JI.C. Клейна, JI.H. Когана, O.E. Коханой, И. К. Кучмаевой, Д. С. Лихачева, Н. О. Лосского, Ю. М. Лотмана, В. М. Межуева, Б. С. Мейлаха, A.A. Оганова, Э. А. Орловой, А. А. Пелипенко, Я. В. Ратнера, Э. В. Соколова, Л. Н. Столовича, Т. Н. Суминовой, А. Я. Флиера, П. Флоренского, М. М. Шибаевой и др.

Поскольку Интернет является одним из хранителей и распространителей массовой культуры, то актуальными для нашего исследования являются работы философов, изучающих массовую культуру и ее соотношения с элитарной культурой в современном российском обществе. Это труды Д. Белла, H.A. Бердяева, Ж. Бодрийяра, Г. С. Кнабе, A.B. Костиной, A.B. Кукаркина, М. Маклюэна, А. Моля, Э. А. Орловой, A.A. Пелипенко, Е. Г. Соколова, H.H. Суворова, А. Тоффлера, А. Я. Флиера и др.

Поскольку одной из задач исследования выступило изучение мировоззрения личности, то в качестве трудов, где дается структура мировоззрения и характеристика его роли в формировании ценностных ориентаций современного человека, нами были использованы работы В. А. Асмуса, A.A. Аронова, A.C. Богомолова, Л. С. Выготского, A.A. Гусейнова, А. Я. Зися, В. М. Кириллина, Ю. В. Китова, Л. Кольберга, И. В. Малыгиной, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Ж. Пиаже, Е. А. Покровского, В. А. Ремизова, A.B. Сикорского, А. Тойнби, М. Херсковица, Э. Эриксона и др. Самым разнообразным аспектам зарождения и функционирования иррациональных форм сознания посвящены труды В. В. Бибихина, Л. Н. Воеводиной, Э. Кассирера, Ф. Ницше, Э. Тайлора, А. Тойнби, В. Н. Топорова, А. Шопенгауэра, К. Ясперса и др.

В отечественной теории журналистики накоплен достаточно большой материал, раскрывающий общие аспекты появления и функционирования интернет-СМИ, определены предполагаемые пути и направления его дальнейшего развития (Е.Л. Вартанова, Г. С. Вычуб, Я. Н. Засурский, Е. Ю. Коломийцева, Е. И. Пронин, Е. П. Прохоров, Э. А. Лазаревич, М. М. Лукина, И. П. Магай, А. Г. Менделеев, Л. Л. Реснянская, Л. Г. Свитич, A.A. Тертычный, A.A. Ширяева, М. В. Шкондин и др.).

Кроме обозначенных выше источников в ходе исследования были использованы материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе специальных исследований культурных ориентаций российских интернет-пользователей.

Несмотря на исследовательскую важность и практическую значимость темы целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной культурфилософской науке специально не предпринималось, проблемы ценностных ориентаций российских интернет-пользователей рассматривались в основном на уровне методических разработок, обмена опытом. Научные публикации касаются лишь некоторых сторон, причем авторы их обычно рассматривают феномен культурных ориентаций российских интернет-пользователей с точки зрения теории журналистики либо с позиции коммуникативистики. Поэтому вопрос о сущности и специфике культурных ориентаций российских интернет-пользователей остается открытым и вместе с тем актуальным.

Объект исследования: российские интернет-пользователи.

Предмет исследования: сущность и специфика культурных ориентаций российских интернет-пользователей.

Цель исследования заключается в системном культурологическом исследовании формирования и функционирования культурных ориентаций российских интернет-пользователей в интернет-пространствев анализе сущности и специфики культурных ориентаций российских интернет-пользователей в интернет-пространствев определении тенденций и перспектив развития культурных ориентаций российских интернет-пользователей.

Задачи исследования:

1. Изучить воздействие Интернета на формирование культурных ориентаций интернет-аудитории;

2. Рассмотреть динамику виртуальной культуры как следствия респонсивности Интернета к культурным ориентациям пользователей;

3. Исследовать специфику русскоязычного сегмента Интернета в качестве культурного ориентира интернет-аудитории;

4. Выявить диалектику взаимодействия национального и глобального в системе культурных ориентаций российских интернет-пользователей;

5. Проанализировать культурные ориентации российских интернет-пользователей в перспективе развития национального самосознания.

Теоретико-методологические основы исследования. В области понимания культуры — концепция В. М. Межуева, полагающего идею в качестве отличительной особенности культуры от других форм человеческого сознания и практики, а также понимание культуры как текста, внесенное в философию культуры Ю. М. Лотманомтеоретическое учение М. Хайдеггера о ценностях как культурфилософии современности по основанию всеобщей убежденности в их примате над другими регуляторами человеческого поведенияв области аксиологии — теория М. С. Кагана о ценностях как взаимодействии субъекта с объектом по поводу критически важного явления культурыв области информационного общества — концепция М. Кастельса о сетевом индивидуализме, персонифицируемом сообществом, концепция Д. Белла об информационном пространстве как обществе сетевых структур, а также концепция «третьей волны» А. Тоффлера, истолковывающего современное информационное общество в постмодернистских терминах плюрализма, децентрации, неопределенности, фрагментарности, изменчивости, контекстуальности.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод (в определении общего и особенного в культурных ориентациях пользователей разных интернет-сообществ) — метод единства и различия (во вскрытии «традиционных» и электронных средств формирования культурных ориентаций реципиентов информации) — восхождения от абстрактного к конкретному (при формировании и корректировке определения культурных ориентаций представителей виртуальной культуры) — структурно-типологический (при характеристике расположения и способов транслирования информации на определенных интернет-сайтах) — диалектики общего, особенного и единичного (при характеристике полилингвистических и русскоязычных интернет-сайтов) — метод обратной связи (в использовании реакции интернет-пользователей на характеристику их культурных ориентаций).

Гипотеза исследования заключается в том, что функционирование интернет-пространства определяется культурными ориентациями российских интернет-пользователей, их сущностью и спецификой. В современных условиях духовного кризиса и переоценки ценностей, которые неизбежно влекут структурные изменения системы взаимоотношений в интернет-среде, особую социальную значимость приобретает исследование ценностных ориентаций российских интернет-пользователей, от которых зависит сохранение национальных культурных традиций и единого культурного пространства России.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— Интернет изучен в качестве средства и условия процесса формирования культурных ориентаций интернет-пользователей;

— динамические возможности Интернета рассмотрены в связи с культурными ориентациями интернет-аудитории и представлены в свободной, индивидуализированной и саморепрезентируемой формах;

— русскоязычный сегмент Интернета исследован в качестве культурного ориентира интернет-аудитории, выявлена тенденция расширения его культурного присутствия в World Wide Web, которая проявляется в создании отдельного домена РФ;

— выявлена диалектика взаимодействия национального и глобального в системе культурных ориентаций российских интернет-пользователей, обусловленная особенностями периода глобализации;

— проанализированы культурные ориентации российских интернет-пользователей в перспективе развития национального самосознания, позволившие выявить, что устойчивость ценностей национальной культуры на уровне личности обретает формы устойчивости ее ценностных ориентаций.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации рассмотрены проблемы сущности и специфики культурных ориентаций российских интернет-пользователей, способных эффективно воздействовать на мотивационно-поведенческий и творческий потенциал личности, как правило, молодого человека, следовательно, и на будущее общества, что особенно важно для сохранения национальных культурных традиций и формирования единого культурного пространства России. Автором рассмотрены возможные пути развития и наиболее перспективные формы взаимодействий ценностных ориентаций российских интернет-пользователей в современном культурном пространстве.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования нашли применение в учебном процессе института МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств (при чтении лекций по электронным носителям информации) — при выявлении ценностных ориентаций пользователей спортивных сайтов: sport-express.rusovsport.ruchampionat.rusports.ru. Материалы диссертационного исследования, результаты мониторинга интернет-сайтов (в выявлении ценностных ориентаций пользователей конкретных интернет-сайтов) могут найти применение в изучении ценностных ориентаций интернет-пользователей сайтов вузов культуры и искусств, а также в преподавании спецкурсов по культурологии.

Соответствие содержания диссертации паспорту научной специальности. Диссертация, посвященная культурологическому осмыслению сущности и специфики культурных ориентаций российских интернет-пользователей, соответствует п. 20 «Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры» — п. 24 «Культура и коммуникация» — п. 25 «Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения» — п. 32 «Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре» паспорта специальности 24.00.01 — теория и история культуры (культурология).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Специфика формирования культурных ориентаций интернет-пользователей выражается в возможности Интернета выступать в качестве средства и условия данного процесса. Интернет как средство проявляется в своих формальных характеристиках электронного средства массовой коммуникации, возможности доступа к культурным ценностям в комфортной обстановке пространства собственного дома, офиса и т. д. Интернет как условие формирования культурных ориентаций выступает через свои содержательные характеристики многообразности и многовариантности отражения интересующей информации, возможности ее дискретного или синкретического восприятия как визуального, звукового и/или словесного образа.

2. Динамические возможности Интернета в связи с культурными ориентациями интернет-аудитории состоят в его качественной характеристике как области существования и элемента виртуальной культуры, характеризующейся свободой, индивидуализацией, саморепрезентацией. Интернет оптимизирует процесс формирования культурных ориентаций. Культурные ценности как объекты ориентации не просто проходят процесс презентации другим субъектом через медиум Интернета, но отбираются свободно, в согласии с интересами пользователя, сокращается время их перевода из внешних регуляторов поведения во внутренние основания ценностного действия, находящие выражение в саморепрезентации.

3. Русскоязычный сегмент Интернета расширяет свое ценностное качество, что проявляется не только во введении в широкое пользование информации, предоставляемой на русском языке внутри предлагаемых к использованию иностранных сайтов, но и обретении самими сайтами представленности в русскоязычной форме. Русскоязычные названия сайтов получают сегодня русскоязычные доменные имена, что не просто упрощает русскоязычную навигацию Интернета, но и является показателем идеологической, экономической, технологической экспансии российских ценностей, выраженной в социокультурной форме.

4. Диалектика взаимодействия национального и глобального в системе культурных ориентаций российских интернет-пользователей обусловлена особенностями глобализации. Она проявляется в том, что русскоязычные пользователи, являясь носителями национального самосознания, обращаясь к Интернет, подвергаются воздействию облеченной в форму культуры социально-экономической экспансии государств, в чьих руках находится больше средств продуцирования виртуальных форм существования культуры. Результаты экспансии проявляются в замене диалога культур как средства осуществления межкультурного взаимодействия и продвижения культурной гегемонии. Данный процесс усугубляется тем, что формирование культурных ориентаций протекает в условиях унификации повседневных форм осуществления жизнедеятельности и обеспечивающих ее мыслительных операций.

5. Интернет, выступая областью взаимодействия национальной и глобальной культуры, является в то же время областью формирования национального и глобального в культурных ориентациях его пользователей. В этих условиях становится крайне важным как взять лучшее из другой культуры, так и не потерять свою-культуру. В сложившихся условиях российские интернет-пользователи должны отказаться от преследования желания любой ценой понравиться другим, а оставаться самими собою. Глубина и устойчивость культурных ориентаций отечественных интернет-пользователей в этих условиях оказывается критической не только для индивидуальной ценностной устойчивости, но и для устойчивости в глобальных условиях ценностей национальной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 6 публикациях автора общим объемом 2,1 п.л., в том числе 1 статье в издании, рекомендованном ВАК Миробрнауки РФ.

Исследование получило апробацию в докладах и сообщениях автора на научных симпозиумах, конференциях, «круглых столах» и научных конкурсах, в том числе: на научно-практической конференции «Массовые коммуникации как фактор реализации культурной политики» (МГУКИ, 2010) — на международной научной конференции «Вторые Преображенские чтения: традиции и инновации в этнокультурном пространстве современной России» (МГУКИ, 2008) — на учебно-методической конференции МГУКИ «Инновационные методы обучения студентов университета в институте МАСС МЕДИА» (2008) — на симпозиуме Московского городского Штаба молодежно-студенческих отрядов (2008) — на научной конференции «Российская культура как фактор общественного развития» (2007) — на «круглом столе» газеты «Культура» «Проблемы современного информационного пространства» (2010) — на «круглом столе» «Литературной газеты»: «Ёфикация и ее последствия для современной Москвы» (2008) — в конкурсе МГУКИ на лучшую научную студенческую работу: «Планета на пути к культуре мира» (2006).

Результаты исследования внедрены в содержание учебных курсов «Основы журналистики», «Интернет и СМИ», «Теория и практика массовой информации»,.

Работа интернет-редакции", «Технологии электронных СМИ в спортивной журналистике» и других для студентов специальностей «Журналистика», «Народное художественное творчество», направления «Киноискусство» в Институте МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств.

Ряд выводов и положений диссертации был использован при создании нового литературно-художественного и научно-просветительского альманаха «Зеркало» (в том числе его электронной версии) одним из создателей которого в Московском государственном университете культуры и искусств является соискатель.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 16 июня 2010 г. (протокол № 13).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы.

1. См.: Концепция государственной информационной политики // Москва. 1999. — С. 3944.

2. Абдулатипов Р. Г. Воля к смерти: философия кризиса глобального человека. -М.:Классикс Стиль, 2007. 192 с.

3. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. СПб.: Питер, 2004. — 313 с.

4. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // История и философия культуры. М.: ВГИК, 1996.4. «A3, БУКИ, ВЕДИ.» Энциклопедия жизни современной российской журналистики в 2-х томах / Под ред. В Богданова, Я. Засурского. М., 2007.

5. Адров Д. Имеющий уши да услышит // Мир Internet. 1997. — № 4.

6. Акопов Г. В., Быкова Н. Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 3−5 симпозиумов / Психологический ин-т РА образования / Редкол.: В. Э. Чудновский и др. М., 2001.

7. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

8. Алексеева М. И., Барышева О. В., Гиляревский P.C. Электронная книга. Взгляд в будущее. М., 2000.

9. Ананич Л. С., Воробьев В. П. Информационное пространство Беларуси. Мн.: МФЦП, 2003.Ю.Андреева Г. Социальная психология. М., 1999.П.Андрунас Е. Г. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

10. Антология мировой философии. -т.1,ч. 2., М., 1969.

11. Ариарский М. А. Прикладная культурология. Монография. Изд — 2. СПб., 2001.

12. Аринин А. Н., Михеев В. М. Прошлое. Настоящее. Будущее: Историко-философская мысль России Х1Х-ХХ вв. -М., 1995.

13. Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции. -Лондон, 1992.

14. Арсенъев НС. О смысле культуры // Русские философы: Антология. М., 1993.П.Атоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. -М., 2000.

15. Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности // Виртуальная реальность и современный мир. М., 1997.

16. Барт Р. Империя знаков. М., 2004.

17. Баткин JI.M. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. М., 1989. — С. 117−131.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.

19. Баранов В. В. Типологические характеристики спортивной печати Российской Федерации. -М., 2000.

20. Байдаров Э. У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Теоретический журнал CredoNew (credonew.ru).

21. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 25.

22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

23. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Политическая литература, 1986. С. 139.

24. Белинис Л. Электронная демократия: политика в условиях глобальной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии, 2003. № 4 (4). С. 75.

25. Белый М. Бесплатные интернет-сервисы как средство повышенияконкурентоспособности сетевых СМИГ // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 1. — С.72−74.

26. Бердяев H.A. Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. Сб. литературы и искусства / Под ред. Ф. Степуна. № 1. Ivi., 1922.

27. Бердяев H.A.Судьба России. М., 1990. ?

28. Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск, 2000.

29. Березина В. Г. Проблема читателя как важнейший аспект историко-типологического исследования русского энциклопедического журнала // Типология журналистики. Вопросы методологии и истории. Ростов-на-Дону, 1987.

30. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990.

31. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.:Политиздат, 1991. — 412 с.

32. Бирюкова М. А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. № 4. 2000.

33. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

34. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

35. Бодрияр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000.

36. Бодрияр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

37. Бондаренко С. В. Перспективы и проблемы развития масс-медиа на региональном уровне Электронный ресурс. // RELGA: [сетевой электронный журнал]. Ростов-на-Дону. — 2007. — № 11 [156]. — URL: http://www.relga.ru (13.06.08).

38. Борее В. Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

39. Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1993.

40. Вартанова £./7.Новые СМИ в России: перспективы и проблемы развития // Neue Technologien und Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland (Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии). Франкфурт, 1998.

41. Вартанова Е. Л. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг // Вестн. Моск. ун-та Сер. 10. Журналистика! -2001.

42. Вартанова Е. Л. Информационное общество после социализма // Национальные модели информационного общества / Под ред. Е. Л. Вартановой, Н. В. Ткачёвой. М.: ШСАР, 2004.

43. Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании: Социально-философские аспекты. М., 1989.

44. Вейдле В. В. Умирание искусства. СПб., 1996.

45. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. А., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. — Свердловск, 1991.

46. Винделъбанд Вильгельм. Дух и история. М., 1993.ЗО.Вирилио 77. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: Гнозис, 2002.С. 12.

47. Власть и общество новой России. — М., 2001.

48. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. Москва, 12−14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 240 245.

49. Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. — М., 1999.

50. Ворон Н. И., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн периодических изданий. М.:Ф-т журн. МГУ, 2004.

51. Воронов А. И. Философский анализ понятия виртуальная реальность.чДис. канд. филос. наук С.-Пб., 1999.

52. В поисках своего лица: общероссийская пресса на. информационном рынке. Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. М., 1998.

53. Выжлецов ГЛ. Аксиология культуры. — СПб., 1996.

54. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.

55. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. -М.:Издат. группа «Прогресс», «Культура», 1995. 480 с.

56. Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России? — М., 1999.

57. Гладарев Б. С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 68−76.

58. Гладарев Б. С. Информационно-коммуникационные технологии и проблемы контроля поведения индивидов // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 42−51.

59. Головин Ю. А. Типологическая характеристика читательских интересов постсоветского социокультурного пространства // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. научных статей. М.: МГУКИ, 2005. — С.57−74.

60. Головин Ю. А. Современные условия бытования литературно-художественных журналов как типа изданий // Вестник МГУ1Щ. — 2009. № 2. С. 231−236.

61. Головин Ю. А. Глобализация: гарантированное благополучие или обязательная нищета // Вузы культуры и искусств в едином образовательном пространстве: новый «шёлковый путь» к культуре без границ: Сборник научных статей.- Ёнгволь, 2009,-С.59−66.

62. Головин Ю. А. Литературно-художественные журналы в условияхглобальной трансформации социальной среды // «ВестникМосковского государственного университета культуры и искусств», 2010, № 1.

63. Головин Ю. А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики. М.: МГУКИ, 2010. — 269 с.

64. Голофаст В. Электронная среда или новые пещерные люди, в: Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2002. № 2, С. 13.

65. Горохов В. М. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М., 2002.

66. Грабелъников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. -М., 2000.

67. Грабелъников A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. -М.: Изд-во РУДН, 2001.

68. Грабелъников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий, итоги и перспективы. -М., 2001. С. 38.

69. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000.

70. Гуревич СМ. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.,. Аспект Пресс, 2003.П.Гусев С. С. Ситуативность коммуникативных действий. Гусев С. С. Вопросы философии № 7, М., 2008 г.

71. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1995.

72. Дедкова Т. Ф. Старые и новые журналы о культуре // Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Изд-во «ВК», 2007. — С. 6073.

73. ДелезЖ. Логика смысла. М., 1995.

74. Дзялошинская М. И. Штрихи к статистическому портрету российской прессы // Журналист. 1998. — № 2.

75. Дзялошинский КМ. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества М.: Пульс, 2002.

76. Докторов Б. Онлайновые опросы: Обыденность наступившего столетия // Телескоп. 2000. № 4.

77. Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. — 1999. № 1.

78. Засурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. — М., 2000.

79. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004.-М.: МГУ, 2004.97.3емлянова Л. М. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационального общества // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.- 2000. № 2.

80. Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. М., 2000.

81. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000.

82. Иванов Д. В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002. С. 132.

83. Иванов Д. В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002. С. 141.

84. Иконникова С. Н. От монолита к мозаичности культуры // Культура на пороге III тысячелетия. — СПб., 1994.

85. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. -СПб., 2005.

86. Ильин И. А. О русской культуре // Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Кн. И.-М., 1996.

87. Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. М., 2002.

88. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. -М.: Аспект Пресс, 2002.

89. Информационная политика / Под ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. «** •.

90. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты. -Л.: ЛГИТМИК, 1987. 107 с.

91. История красоты / Под ред. Умберто Эко. М.: Слово, 2005.

92. Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема. //" Гуманитарий". Ежегодник Академии гуманитарных наук. СПб., 1995.

93. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1989.

94. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. ст. Л., 1991.

95. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

96. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

97. Камю А. Бунтующий человек // Философия. Политика. Искусство. -М.: Политиздат, 1990.— 415 с.

98. Калмыков A.A. Интернет-журналистика: учеб. пособие / A.A. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383с.

99. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2004.

100. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

101. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999.

102. Качкаева AT. Российские империи СМИ // Журналист. -1998. № 6. *.

103. Китов Ю. В. Культурные интересы: сущность и структура: Автореферат дисс.. докт. филос. наук. — М., 2001. 42 с.

104. Китов Ю. В. Нравственные интересы как проблема теории и практического действия // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования. -М., 2001. С. 149−157.

105. Китов Ю. В. Социокультурные характеристики компьютерного общения // Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник. № 5−6. -М.:МГУК, 1999. С.29−36.

106. Китов Ю. В. Человек интересующийся. М.:МГУКИ, 2 001 255 с.

107. Кириллин В. М. Спасет ли нас культура?// Российская культура как фактор общественного развития. — М.: МГУКИ, 2007.

108. Князева М.JI. Культура в системе гражданского общества и современные СМИ России // Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Изд-во «ВК», 2007. — С. 113−129.

109. Коган J1.H. Цель и смысл жизни. Л., 1987.

110. Колесникова М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект. Дисс.канд. филолог, наук. — Ростов н/Д., 2002. — С. 77.

111. Коломийцева Е. Ю. Отечественные женские журналы XX века: история развития и типология. М.: Лазурь, 2008.

112. Кондаков КВ. Культура России. М., 1999.

113. Коханая O.E. Социокультурные функции детского и молодёжного театра: Дисс.. докт. культуролог. М.: МГУКИ, 2009. — 294 с.

114. Коновалова О. В. Основы журналистики. М. — Ростов, 2005. -С. 229.

115. Корытникова Н. В. Интернет как средство производства" сетевыхгкоммуникаций в условиях виртуализации общества // СОЦИС. 2007. -№ 2.-С. 85−94.

116. Косиченко А. Г. Национальные культуры в процессе глобализации // WWW.orda.kz. Электронный информационно-аналитический бюллетень. №№ 8, 9.

117. Костыгова Ю. В. Проблемы типологизации сетевых СМИ // Технологии информационного общества Интернет и современное общество. — СПб., 2001.

118. Кошелкин А. И., Мусин М. М. Матрицы влияния. Теория и практика экономического управления. М., 2003. С. 198.

119. Ксенофонтов В. Н., Ксенофонтов В. В., Сергеев В. В. Художественное творчество и нравственные ценности личности в духовной жизни москвичей (в контексте духовной безопасности). М., 2008.-204 с.

120. Кузнецова Л. Ф., Межу ев В.П., Шайтанов И. О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

121. Кучмаева И. К. Культурное наследие: Современные проблемы. М.: Наука, 1987. 175 с.

122. Лазовский Б. Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.

123. Лазутина Г. В. Качество массовых информационных потоков и журналистика: этический аспект // Вестн. Моск. ун-та, 2004.

124. Лебон Б. Психология толп.- М., 1998.

125. Левада Ю. От мнений к пониманию: Соцологические очерки. 1993;2000. М., 2000.

126. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

127. Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. — 240 с.

128. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.

129. Лосев A.B. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. н.э. М., 1979.

130. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990.

131. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

132. Лукина М. М. Российский медиарынок в Интернете //гНациональные модели информационного общества. М.: ИКАР^ 2004.

133. Лукина M.M. СМИ в домене Ру: хроника, цифры типы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 6.

134. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.

135. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 264.

136. Межуев В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. № 3. 2000.

137. Майленова Ф. Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений // Виртуальные реальности. М. — 1998.

138. Макеенко М. И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995;2000 гг. М.: Изд-во МГУ, 2003.

139. Малъковская И. А. Профиль игформационного-коммуникативного общества (обзор зарубежный теорий) // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 76−85.

140. Манъковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2 000 346 с.-s.

141. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. — С.154−207.

142. Марков Б. В. Интернет и коммуникация // Марков Б. В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001.

143. Марков Б. В. Демократия и Интернет // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20 — 24 ноября 2000 г. СПб., 2000.

144. Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск,' 1999. 336 с. ^т.

145. Массовая коммуникация в современной России / Под ред. В .Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

146. Массовые информационные процессы в современной России / Отв. ред. A.B. Шевченко. М., 2002.

147. Межуев В. М. О национальной идее // Вопросы философии.-1997. № 12.

148. Менделеев А. Г. «Неделя» шестидесятница. — М., 2001.

149. Национальные модели информационного общества / Под ред. E. J1. Вартановой, Н. В. Ткачёвой. -М.: ИКАР, 2004.

150. НазарчукА. В. Сетевое общество и его философское осмысление.9Вопросы философии № 7, М., 2008.

151. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.

152. Носов H.A. Виртуальная психология. М., 2000.

153. Носов H.A. Виртуальная цивилизация // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. -М., 1995.

154. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики.-М., 1999. т.

155. Опенков М. Ю. Виртуальная реальность: Онто-диал. подход: Дис. д-ра филос. наук.- М., 1997.

156. Паринов С. Истоки Интернет-цивилизации //INTERNET. 1999. № 15.

157. Померанц Г. Разрушительные тенденции в русской культуре // Страстная односторонность и бесстрастие духа. СПб., 1998.

158. Попов В. Д., Тавокин Е. П. Доверие к СМИ в общественном сознании граждан России // Государственная служба. 2002. — № 4.

159. Прайс М. А. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революция и её вызоввласти государства / Под ред. А. Г. Рихтера, Г. Винокурова. М.: Ин-т проблем информац. права, 2004.

160. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М., 2000.

161. Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий / Под ред. В. В. Тулупова. Воронеж, 2001.

162. Проблемы медиапсихологии / Под ред. Е. И. Пронина. М., 2002.

163. Проблемы медиапсихологии-2 / Ред.-сост. Е. Е. Пронина. -М., 2003.

164. Прохоров Е. И Журналистика и демократия. М.: Аспект-Пресс, 2004.

165. Публицистика и информация в современном обществе / Под ред. Г. Я. Солганика. М., 2000.

166. Развитие информационного общества в России. Т. 1−2. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

167. Рантанеи Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Под ред. Я. Н. Засурского, ЕЛ. Вартановой. -М.: МГУ, 2004.

168. Ринкявичюс Л. и Буткявичене Э. «Концепции общности и ее специфика в виртуальном пространстве».

169. Реснянская Л. Л. Общественный диалог и политическая культура общества. М.: Пульс, 2003. -,.

170. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. -'М., 1992.

171. Роль СМИ в достижении социальной толерантности^ и общественного согласия / Ред.-сост. Л. М. Макушин. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

172. Романович H.A. Региональные СМИ: возможности и проблемы // СОЦИС. 2006. — № 4. — С.77−85.

173. Романовский Н. В. Интерфейсы социологии и киберпространства // Социологические исследования. Январь 2000. № 1. С. 16−23. '.

174. Российская культура как фактор общественного развития: Материалы «круглого стола» // Под ред. Ю. А. Головина, O.E. Кохацой. — М.: МГУКИ, 2007. 50 с.. *.

175. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М-, 1991.

176. Самохвалова В. И. Информационные войны: культура против человека // Полигнозис. 2002. — № 1.

177. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990.

178. Сиеиринов Б. С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 39−44.

179. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003.

180. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. Автор составитель В. Н. Монахов. М., 2003. — С. 10−11.

181. Смирнова О. В. Основные источники информации в сети Internet. М., 1999.

182. Современные проблемы исследования культуры / Под ред. А. Я. Флиера. Вып.2. М., 2001.

183. Солопов U.E. Философские проблемы виртуалистики. М., 2000.

184. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

185. Средства массовой информации России. М., 2005. — С. 353.

186. Степанов A.A., Желтое С. Ю. Принципы формирования компьютерных виртуальных пространств // Виртуальные реальности. -М., 1998.

187. Степун Ф. А. Избранное. М., 2001.

188. Столович H.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М.: Республика, 1994.

189. Стрельцов A.A. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы. Под ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002.

190. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретико-методологические основания. — М.: Академический проект, 2006. -384 с.

191. Сухов П. В. Интернет — СМИ Рунета: системные характеристики. Дисс. .канд. филолог, наук. — М., 2005. — С.85.

192. Таевский Д. А. Региональные Интернет-СМИ как зеркало интеллектуальной элиты Электронный ресурс. // RELGA: [сетевой электронный журнал]. Ростов-на-Дону. — 2008. — № 1 [164]. — URL: http://www.relga.ru (13.06.08).

193. Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.

194. Терин В. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.

195. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

196. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

197. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001.

198. Фалъко В. И. Философия вируальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы. — М., 2000.

199. Федотова H.H. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. № 4. 2000.

200. Фиглин JI.A. Информационно-аналитическая деятельность органов власти // Социологические исследования. Июнь 2003. № 6. С. 126−129.

201. Филатова О. Г. Интернет как масс-медиа / О. Г. Филатова // «Актуальные проблемы теории коммуникации»: сб. научных трудов. -СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 232−240.

202. Флиер А. Я. Культурогенез. -М., 1995.

203. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

204. Флиер А. Я. Некультурные функции культуры. М.: МГУКИ, 2008. — 272 с.

205. Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологии: В 2 т. М.: МГУКИ, 2008.

206. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

207. Фролова Т. И. Гражданская позиция или профессиональный долг // Социальные инициативы российских СМИ. М.: АСИ, 2004.

208. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

209. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. Киев: Дух и литера, Грунт, 1998.

210. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2002.

211. ХёгП. Условно пригодные. СПб.: Simposium, 2003. С, 205.

212. Хитрое А. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 66−76.

213. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.

214. Чижиков В. В., Чижиков В. М. Теория и практика социокультурного менеждмента. М., 2008. — 608 с.

215. Чугунов A.B. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской интернет-аудитории / Каф. информационных систем в искусстве и гуманитарных науках. Филологич. ф-та СПбГУ. Изд. 2-е доп. — СПб.: Философский ф-т СПбГУ, 2003.

216. Швейцер А. Упадок и возрождение Европы. Избранное. М., 1998.

217. Шибаева ММ. Культура в «зеркале» русской мысли. М.: МГУКИ, 2001.-251 с.

218. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

219. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002.

220. Шкондин М. В. СМИ как коммуникативная система // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. — № 1.

221. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Любое издание.

222. Шостак М. И. Развивающиеся системы. О некоторых тенденциях в типологической структуре прессы // Журналистика в 1997 году. Ч.1. М., 1998.

223. Шостак М. И. Российская пресса в условиях общественной модернизации // Материалы конференции молодых исследователей журналистики. М.: МГУ, 2003.

224. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории: В 2 т. М., 2003.

225. Шрадер X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 1. № 2.

226. Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 2008.

227. Эриксен Т. X. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003. С. 91.

228. Эссеринг Д. Тексты и гипертексте: 9 // Русский журнал. 2001. -6 ноября.

229. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

230. Burt R. The Social Capital of Social Holes // Guillen M., Collins R., England P. New Directions in economic Sociology. N.-Y., 2001. C. 201 246.

231. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Power of Identity. Maiden (Ma.) — Oxford: Blackwell Publ., 1997.

232. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Millenium. Maiden (Ma.) — Oxford: Blackwell Publ., 1998.

233. Foucault M. Space, Knowledge and Pow^r // The Foucault Reader / Ed. by Paul Rabinow. New York: Pantheon Books, 1984. P. 239−256.

234. Geser H. Towards a Sociological Theory of the Mobile Phone // http://socio.ch/mobile/tgeserl.htm, 2003.

235. Habermas J. Faktizitat und Geltung. Frankfurt a.M., 1998. C 366.

236. Luhmann N., Kontingenz als Eigenwert der modernen Gesellschaft // Luhmann N. Beobactung der Moderne. Opladen, 1992. C 87. T.

237. Manning P.K. Information Technology in the Police Context: The Sailor Phone // Information Systems Research, 1996. № 7, (1). P. 52- 62.

238. Petersen, I. Saporta, M. L. Seidel. Offering a Job: Meritocracy and Social Networks // American Journal of Sociology. Nov 2006. Vol.106. No.3.

239. Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow’s Social History: Classes, Conflicts, and Culture in the Programmed Society. New York, 1971. P. 4.259. http://www.motorola.eom/mot/documents/0,1028,333,OO.pdf, 2000.

240. Townsend A. M. Life in the Real-Time City: Mobile Telephones and Urban Metabolism // Journal of Urban Technology, № 2 (7). P. 85−104. http://www.informationcity.org/research/real-time-city/life-in-the-real-time-city.pdf, 2000.

241. Wellman B. The Network Community. An Introduction to Networks in the Global Village. http://www.chass.utoronto.ca/~wellman/publications/globalvillage/in.htm, 1999.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой