Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что на начальном этапе существования христианства на Руси греческие мастера приняли активное участие в создании памятников искусства (прежде всего культового), русские мастера сумели переработать византийский стиль и создать искусство, качественно отличающееся от искусства Византии. Появление и развитие национальных форм в искусстве — многоглавие, многонефность, общая… Читать ещё >

Содержание

  • уховная культура Древней Руси
  • Уровень и многообразие духовных проявлений в культур ской Руси

Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, духовность человека базируется на ценностях прошлых поколений. Поэтому для любого народа, его самобытного развития чрезвычайно важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции. Память народа, оплодотворенная ценностями поколений, помогает ему выжить, сохранить жизненный опыт, свою культуру. Особенно актуальным это становится в переломные эпохи исторического развития тех или иных этносов.

На современном этапе российское общество переживает духовный кризис, который обязывает нас обратиться к истокам русской духовности, ибо начальный этап формирования любого явления социально-духовного плана закладывает константные структуры, определяющие как вектор (направление) развития, так и его специфическую содержательность.

Духовный опыт прошлого может дать ответы на вызовы современности. Общение современного человека с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его непосредственной практики, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.

Обращение к истории и традициям отечественной духовной и художественной культуры актуально еще и потому, что многие ее образцы и сегодня не утратили своего духовного потенциала и могут служить средством воспитания чувств гуманизма и патриотизма, эстетических вкусов, высокой духовности нынешних и будущих поколений.

Русский народ создал самобытную национальную культуру, которая за свой многовековой путь развития выработала универсальные, непреходящие духовно-нравственные ценности и по праву получила мировое признание.

Одной из базовых структур русской духовной культуры является христианство в его православной, т. е. византийской, разновидности, которое было принято на Руси в конце X в.

Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковных историков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. На тех же позициях стоит и И. В. Кондаков, заявляя, что вообще «истории древнерусской дохристианской культуры не существует"1.

Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т. е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа. Высоко оценивает византийское наследие и К. Н. Леонтьев. Он полностью игнорирует критику византийско-московского л православия, которая содержится в работах Вл.С. Соловьева. Н. А. Бердяев только в православии видел истоки русской культуры: «Если мы, русские, не окончательно варвары или скифы, то потому лишь, что через православную веру, через Византию получили связь с преданиями античной греческой культуры"3.

В научной литературе, начиная с 20-х гг. XX в., существует «византийская» концепция истоков русской культуры. П. Муратов, А. Новицкий, В. Никольский отказываются видеть у нашего народа свои.

1 Кондаков И. В.

Введение

в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. С.133−134.

2 См.: Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Избранное. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. С. 19−118. Соловьев Вл.С. Русская идея. Византизм и Россия // Соловьев Вл.С. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1989. С.219−246- 562−601.

3 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. С.528−529. собственные духовные корни. В предисловии П. Муратова к книге.

B. Никольского «История русского искусства» (Берлин, 1923 год) утверждается, что якобы русский народ «взял на себя историческую роль ученичества». На вопрос: «Кто наши учителя?» автор, не задумываясь, отвечает: «Византийцы"4. По мнению сторонников данной концепции, только с принятием христианства Русь вышла из состояния варварства и вступила в круг народов, строивших цивилизацию Европы. До этого же времени наши предки представляли собой народ, решительно ничем не интересный, дикий, стоящий в стороне от культурно-исторического процесса.

Однако такая позиция значительно недооценивает развитие языческой духовной культуры, а порой и просто ее перечеркивает.

В последнее время появился целый ряд работ, где проводится идея о том, что доправославная русская культура в своем развитии достигла такого уровня, который позволил Древней Руси вести духовный диалог с Византией.

Анализируя состояние духовной культуры дохристианского периода, протоиерей JL Лебедев (и это исключение среди церковных историков. -А.К.) делает вывод об особой «предуготованности» Древней Руси к восприятию христианства. По его мнению, «988 год явился закономерным итогом духовного развития Руси, а семя христианства упало на благодатную почву и принесло обильные плоды"5.

JI.A. Шумихина, рассматривая роль православия в формировании русской духовности, подчеркивает, что «первые ростки этой духовности появились не с православием», ее глубинные и древние корни, по мнению исследовательницы, лежат в самобытной культуре славяно-русских племен, а духовный диалог между Древней Русью и Византией стал возможен.

4 Цит. по: Кузьмичев И. К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть: [Эстетика Киевской Руси ]. М.: Молодая гвардия, 1990.

C.37.

5 Лев Лебедев, протоиерей. Крещение Руси. Изд. Моск. Патриархии, 1987. С. 5. благодаря тому, что «природа Руси не была чужеродна высокоразвитой византийской культуре"6.

С мнением Л. А. Шумихиной перекликается позиция О. А. Платонова. С его точки зрения, «многие элементы духовно-нравственной сферы русского человека возникли еще до принятия христианства, а православие лишь венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа"7.

И.Я. Фроянов, оценивая уровень религиозного сознаниявосточных славян до принятия православия как достаточно высокий, акцентирует внимание на том, что «христианство на Руси подверглось во многих отношениях языческому переосмыслению и напоминало собой подобие гибрида с ясно выраженной примесью язычества"8.

Таким образом, влияние православия на формирование русской духовности в научной литературе оценивается неоднозначно. Одни исследователи формирование духовности русов связывают с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими, установками.

Данная теоретическая ситуация сложилась под влиянием ряда причин. Одной из основных является скудость источниковой базы. Нет ни одного древнерусского письменного источника, который датировался бы временем, ранее XI в. Многие памятники культуры восточных славян были уничтожены во время пожаров и набегов кочевых племен. Вторая причинавзаимоисключающие (полярные) духовные влияния. Русь в полной мере испытала на себе скандинавское, византийское влияние, а также влияние восточных кочевых племен, прежде всего татаро-монголов. Третья.

6 Шумихина Л. А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. С.76−77.

7 Платонов О. А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995. С. 19. п.

Фроянов И. Я. Древняя Русь // Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. С. 254. мировоззренческо-идеологические пристрастия и различные толкования некоторых социумных явлений, в частности, самого понятия «духовность».

Что касается оценки художественно-эстетической культуры древних русичей как одной из сфер духовности, то и в этой области одни авторы усматривают преобладание византийских элементов (В.В. Бычков, А. В. Каравашкин и др.), другие подчеркивают определяющую роль самобытных черт (А.А. Баженова, Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская, Н. Б. Пилюгина, К. В. Шохин и др.).

По мнению В. В. Бычкова, «Русь усваивала или переосмысливала многие эстетические взгляды и представления византийцев. И процесс этот продолжался до конца XVII в. Именно поэтому о византийском феномене в русской культуре не имеет права забывать исследователь любой сферы средневековой культуры, и, может быть, в первую очередь эстетики"9. А. В. Каравашкин утверждает, что древнерусская культура усвоила многие христианские идеалы, а «эстетические категории в Древней Руси не отделялись от религиозно-нравственных и догматических"10.

Но другие авторы (А.А. Баженова, Н. Б. Пилюгина, К.В. Шохин), как уже отмечалось, стоят на иных позициях. Так, А. А. Баженова считает, что древнерусская эстетика, как способ постижения человеком мира, возникла задолго до принятия христианства. «Корни ее уходят в славянскую мифологию и богатый фольклор славянских племен Поднепровья, прошедших длительный путь развития до периода образования Киевского государства"11. К. В. Шохин подчеркивает, что «иноземная религиозная эстетика оказывала влияние на русскую эстетику, но она не заняла ведущих позиций, т.к. в ней не было оригинальности, присущей светскому началу в.

9 Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв. М.: Мысль, 1992. С. 40.

10 Каравашкин А. В. Философия прекрасного в Древней Руси // Человек. 1995. № 5. С.61−63.

11 Баженова А. А. Русская эстетическая мысль и современность. М.: Знание, 1980. С. 7. древнерусской эстетике"12. Таким образом, как и в отношении русской духовности в целом, спор ведется вокруг вопроса о том, что в большей степени — языческие традиции или элементы византийской духовной культуры — определяло эстетическое сознание древних русичей?

Влияние Византии на развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики — факт очевидный, и с ним согласны многие исследователи. Но проблема заключается в определении степени и характера этого влияния, а также в выявлении определенной конкретики или механизмов влияния. Выяснению этих моментов и посвящена данная работа.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура Древней Руси дохристианского и собственно христианского периода.

Предмет исследования — специфика византийского влияния на древнерусскую эстетическую мысль и художественную практику.

Целью работы является определение степени, характера, а также роли и значимости этого влияния.

В свете вышесказанного в диссертации ставятся следующие задачи:

1) определить уровень развития русской доправославной духовности;

2) показать ход процесса трансформации духовной культуры восточных славян после принятия христианства;

3) оценить, насколько существенным и определяющим было влияние византийской духовной культуры на становление и развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики;

4) выявить идейное содержание древнерусской эстетической мысли, ее тематику, атакже соотношение самобытных и заимствованных (византийских) черт;

1 *).

Шохин К. В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI—XVII вв.). М.: Высшая школа, 1963. С. 108.

5) определить степень влияния византийской культуры на развитие художественной практики древних русичей.

Проведенный анализ показал, что:

1) Духовно-эстетическая культура дохристианской Руси находилась на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствует наличие таких феноменов, как осознание зависимости человека от окружающих природных условийкульт предковпредставления о потустороннем мире, о раеязыческая магия как попытка человека установить реальную связь с первообразаминравственные понятия: добротолюбие, прямодушие, гостеприимство, верность долгу и слову, любовь к родной землеэстетические представления: о красоте божеств, природы, человека, имевшие утилитарное значение и нашедшие свое отражение в быту и художественной практике восточных славян.

2) Факт трансформации языческой культуры восточных славян после крещения и живучесть языческих элементов в культуре Киевской Руси свидетельствуют о том, что качественный скачок в развитии культуры Древнерусского государства был обеспечен синтезом православной идеологии и духовно-нравственного мировоззрения древних русов. Выбор веры был обусловлен тем, что православие наиболее близко отвечало духовным и моральным потребностям наших предков. Многие религиозные взгляды и нравственные понятия древних русичей были близки по духу христианской идеологии. Поэтому православие на Руси осмыслялось через уже существовавшие родственные ему представления, но последние наполнялись новым содержанием.

3) В становлении древнерусской эстетической мысли и художественной практики самобытные истоки сыграли роль первоначальной (исходной) матрицы, основных константных структур, вобравших в себя новое, более высокое духовное содержание. Византийские эстетические элементы Древняя Русь, перерабатывая, синтезировала со своими собственными, придавая им специфику национальной ментальности, и этот процесс носил характер не простого наложения, а глубокого и сложного преобразования.

4) Национальная специфика древнерусской эстетической мысли проявилась в ее ориентации на гражданственность, патриотизм, художественную красоту, т. е. на черты, которые издревле были свойственны культуре славян. Самобытный политический и эстетический идеал «Прекрасное — это Объединенная Родина» определяет развитие всех основных течений в эстетической мысли Древнерусского государства и указывает на одну из главных особенностей древнерусской эстетикиотождествление героического и прекрасного.

5) Несмотря на то, что на начальном этапе существования христианства на Руси греческие мастера приняли активное участие в создании памятников искусства (прежде всего культового), русские мастера сумели переработать византийский стиль и создать искусство, качественно отличающееся от искусства Византии. Появление и развитие национальных форм в искусстве — многоглавие, многонефность, общая пирамидальная композиция, ступенчатое повышение объемов от периферии к центру в архитектуресвободное обращение с каноном, сгущение сюжетов, изображения светских сцен, иконостас в иконописианатомические вольности и подчеркивание чувственного начала в скульптуреобразы языческой мифологии в декоративно-прикладном искусстветехника скани, зерни, черни, финифти — явилось результатом взаимодействия и взаимовлияния византийских культурных традиций и достижений восточных славян в художественной практике в дохристианский период.

Эти положения и выносятся на защиту.

Теоретико-методологической базой исследования является прежде всего философско-эстетическая классика, а также многообразная современная философско-эстетическая и историческая литература: труды С. С. Аверинцева, М. В. Алпатова, В. В. Бычкова, Г. К. Вагнера, Т. Ф. Владышевской, JI.H. Гумилева, А. Ф. Замалеева, В. Н. Лазарева,.

Д.С. Лихачева, Г. А. Носовой, Г. Л. Курбатова, Н. Б. Пилюгиной, О. А. Платонова, Б. А. Рыбакова, И. Я. Фроянова, К. В. Шохина, Л. А. Шумихиной и др.

Источниковую базу составляют древнерусские тексты: летописи, «Слова», «Поучения», «Жития святых», политические легенды, историко-бытовые повестипамятники или фрагменты памятников материальной культуры восточных славян дохристианской и собственно христианской эпохи: архитектурные сооружения, памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства, скульптурыпамятники византийской литературы и византийской художественной практикивоспоминания и записки иностранных путешественников, побывавших на Руси.

В работе используется комплексный подход, включающий философско-эстетический, исторический и искусствоведческий анализ. Автор исходит из принципа историзма, т. е. оценки любого явления в конкретно-исторической обусловленности и значимости.

Научная новизна работы заключается в выявлении степени и характера влияния византийской духовной культуры на формирование и развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования найдут применение при дальнейших теоретических разработках обозначенной проблемы. Данные материалы могут быть использованы в преподавании культурологии, истории культуры, философии, эстетики, искусствознания.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и социально-политических теорий ЛГПУ.

Заключение

.

Для дохристианской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень духовной культуры. Русские самобытные идеи были близки православию по духу и по содержанию, и это дало возможность православию органично влиться в древнерусскую духовную культуру. Православие способствовало усвоению русским народом такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию самобытного типа русского человека.

Русское православие являет собой пример синтеза двух элементов: византийской формы христианства и славянской культуры. Слияние язычества и православия рождало единую русскую культуру, богатую своими формами и качественно отличающуюся от культур других народов.

По уровню духовности православие выше язычества и потому обогатило, подняло русскую духовность на новую ступень развития. Христианство исторически преодолело язычество, но многое из язычества оно включало в себя, правда, в преображенном виде. В этой связи язычество нельзя понимать как величину отрицательную. Оно несет в себе определенную культурную ценность. С принятием христианства язычество не обесценивается, а поднимается на высоту иного миропонимания.

Христианство сообщило мощный импульс культурному развитию Руси, но это не дает основания говорить, что русская культура родилась вместе с приходом христианства. Богатейшая многообразная общественная жизнь средневековой Руси не сводится к тем новшествам, которые принесла с собой новая вера. Нет никаких оснований считать славянские племена накануне крещения дикими и отсталыми.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что христианство на Руси подверглось значительной модернизации. Язычество дополнило новую веру устоявшимися традициями, вносило в нее собственную мировоззренческую струю. Образовавшееся двоеверие представляло собой мировоззренческий и нравственный синкретизм, в котором значительная роль принадлежала самобытным корням.

Духовно-нравственные основы русского народа были заложены древними славянами еще в языческую эпоху, хотя следует признать, что не менее активно начала духовности русского человека складывались в исторический период христианизации Руси, продолжавшийся до монголо-татарского нашествия в начале XIII в.

Формированию духовно-нравственных ценностей способствовал образ жизни древнего славянина. Восточные славяне, продвигаясь на северо-восток, осваивали все новые и новые земли. Просторы, освоенные человеком, формировали широту души русского человека. Подсечно-огневой способ земледелия — достаточно трудоемкий процесс. Он рождал в человеке выносливость, терпение, трудолюбие. Кроме того, славянин должен был постоянно заботиться о безопасности своих границ, учитывая воинственность своих, восточных прежде всего, соседей. Отсюда такие качества, присущие славянам, как чувство земли, чувство патриотизма. Духовная сущность Руси проявилась в сочетании трудолюбия древних русичей с необходимостью защиты родной земли. И это обеспечило нашему государству авторитет среди других государств. Древняя Русь крепла и спасалась благодаря выносливости, мужеству и патриотизму народа, населявшего ее. Православие усилило все эти моменты, оно отвечало духу и характеру русского народа и способствовало сохранению его традиций, обычаев, идеалов, укреплению национального духа. Именно поэтому выбор был сделан в пользу православия.

Человек Древней Руси вынужден был преодолевать жесткие природные условия и одновременно вести борьбу за выживание. И в этих нелегких условиях, выпавших на его долю, славянин находил в себе силы и пытался проникнуть в тайны мироздания, понять свое место в этом мире. Несмотря на все проблемы, стоящие перед русичами в тот период времени, языческие представления утверждали красоту мира, радость бытия, единство человека с природой, обоготворяли все то, что было связано с добротой и благом. Нравственные ценности, накопленные в рамках язычества, сохранялись и утверждались на уровне бытовой культуры в качестве норм поведения. Духовно-нравственные основы жизни русов в языческий период были тесно связаны с потребностями практики, вплетены в их повседневную жизнь. Языческая культура была у древних славян единственной, господствующей, поэтому нельзя отрицать факт того, что духовно-нравственные начала формировались именно в рамках этой культуры. А православие по мере своего распространения развивало эти начала духовности и нравственности. Христианство усилило достижения духовной жизни наших предков, заменив языческую форму их выражения более культурной, отвечающей духу, потребностям и запросам того времени.

Монголо-татарское иго, тяготевшее над Русью два с половиной века, оставило тяжелый след в ее истории и культуре. Погибло огромное количество памятников письменности, древнерусского зодчества. Пережили упадок живопись и декоративно-прикладное искусство. Но, задержав развитие древнерусской культуры, монголо-татары не смогли ее уничтожить. Русский народ нашел в себе силы для дальнейшего развития самобытной материальной и духовной культуры. Ее подъем в период формирования и расцвета централизованного государства был обеспечен именно внутренними основами, заложенными восточными славянами до принятия христианства. К числу таких основ следует отнести природность, силу духа, беспредельную любовь к своей родине и своему народу.

Самобытные источники сыграли определяющую роль и в формировании древнерусской эстетической мысли. Византийские эстетические элементы Древняя Русь, перерабатывая, синтезировала со своими собственными. В большинстве своем они были творчески переосмыслены и приобрели специфическую окраску. К примеру, образно-символическое мышление, характерное для византийской традиции, зачастую сочеталось с фольклорным изложением христианских событий.

Интериорная эстетика утвердилась на Руси довольно поздно, в конце XVначале XVI в., да и то в определенных слоях общества. В первые же века существования христианства на Руси господствовал умеренный аскетизм.

Несмотря на все достижения древних русичей в языческий период своей истории, следует признать, что принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Его следствием стали изменения, произошедшие в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. В этническом отношении христианизация ускорила процесс консолидации древнерусской народности. Православие способствовало укреплению центральной власти и формированию единой государственности. Уже при Владимире существенно вырос международный престиж Киева. Огромную роль православие сыграло и в формировании и развитии древнерусской культуры. Распространение на Руси письменности и литературы, высокое развитие архитектуры и изобразительного искусства являются яркими примерами этого влияния. Но высокий уровень развития культуры Древнерусского государства был обеспечен не столько влиянием духовной культуры Византии, сколько синтезом двух мировоззренческих систем: языческой и православной. Христианство не смогло полностью вытеснить языческие представления. Языческие обряды после крещения Руси продолжали существовать под слоем новых, христианских. Православные ценности легли в хорошо подготовленную почву. Они были восприняты и далее развиты восточными славянами благодаря тому потенциалу, который был заложен в дохристианский период.

Обратившись к прошлому нашего народа, мы можем констатировать наличие огромного потенциала патриотизма и духовности русского человека, а также громадной силы по утверждению Истины, Добра и Красоты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7: С.210−220- № 9: С.227−239.
  2. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1999. 173 с.
  3. М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. 37 с.
  4. М.В. Всеобщая история искусств. Т. З Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в. М.: Искусство, 1955. -427 с.
  5. М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.331 с.
  6. М.В. Феофан Грек. М.: Изобразительное искусство, 1990.-207 с.
  7. Альманах библиофила. Вып.26. Тысячелетие русской письменной культуры: 988−1988. М.: Книга, 1989. 255 с.
  8. Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под ред. М. В. Алпатова. М.: Искусство, 1971.-287 с.
  9. Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 1914.
  10. А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. 464 с.
  11. А.А. Русская эстетическая мысль и современность. М.: Знание, 1980. 144 с.
  12. А.А. Русское эстетическое наследие и современность: (Проблемы методологии исследования). Дис.. докт. филос. наук (В форме научного доклада). М., 1981. 120 с.
  13. Г. Г., Торгашев Г. А. Духовные корни русского народа. М.: Былина, 2002. 192 с.
  14. Д.Н. Образ Богоматери эстетический идеал православия // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2001. № 5. С.84−94.
  15. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
  16. Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990.285 с.
  17. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. 541 с.
  18. Я.В. Живое наследие: Беседы о древнерусской живописи. М.: Искусство, 1970. 70 с.
  19. И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв.. (По житиям святых). М.: Наука, 1966. 392 с.
  20. И.У. Общественно-политическая мысль в Древней Руси (XI-XIV вв.). М.: АН СССР, 1960. 448 с.
  21. А.А. Загадки Древней Руси. М.: Вече, 2000. 510 с.
  22. А.А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. М.: Вече, 2001. 397 с.
  23. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.-593 с.
  24. В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. 199 с.
  25. В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.-334 с.
  26. В.В. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. С.303−311.
  27. В.В. Круг проблем православной эстетики // Вестник МГУ. Сер.7 «Философия». 1994. № 2. С.51−55.
  28. В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: «Путь к истине», 1991. 407 с.
  29. В.В. Об одной форме византийского эстетического сознания // Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: Наука, 1985. С.38−61.
  30. В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв. М.: Мысль, 1992.-637 с.
  31. В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991.-62 с.
  32. В.В. Софийность древнерусского эстетического сознания // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ. М.: Наука, 1987. С.86−103.
  33. В.В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М.: Наука, 1989. С.133−138.
  34. В.В. Формирование основных принципов византийской эстетики // Культура Византии. IV первая половина VII в. М.: Наука, 1984. С.504−545.
  35. В.В. Эстетика поздней античности. II—III вв. М.: Наука, 1981.-325 с.
  36. В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988.-61 с.
  37. В.В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х т. Т.2. М.-СПб.: Унив. кн. 1999. 527 с.
  38. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 286 с.
  39. Г. К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV—XV вв. М.: Искусство, 1980. 267 с.
  40. Г. К. Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово. М.: Искусство, 1969. 480 с.
  41. Г. К. Тысячелетние корни: Этические и эстетические корни русского народа. М.: Советская Россия, 1991. 92 с.
  42. Г. К., Вздорнов Г. И., Лихачев Д. С., Скрынников Р. Г. Великая Русь. История и художественная культура X—XVII вв. М.: Искусство, 1994.-488 с.
  43. Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 254 с.
  44. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А. Д. Сухов. М.: Мысль, 1987.-302 с.
  45. В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. М.: Знание, 1992. 62 с.
  46. Вопросы истории и теории эстетики: Сб. статей / Под ред. М. Н. Афасижева. М.: Изд-во МГУ, 1975. 215 с.
  47. Н.Н., Кузьмин А. Г. Духовная культура Древней Руси // Вопросы истории. 1972. № 9. С.111−132.
  48. М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.) //Педагогика. 1996. № 2. С.84−88.
  49. Всеобщая история искусства. В 6-ти т. / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и др. Т.2: «Искусство средних веков». М.: Искусство, 1960. -508 с.
  50. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Индрик, 2000. 308 с.
  51. Е. Когда умолкнут все бубны.: От шаманства к православию //Родина. 2000. № 5. С.81−84.
  52. Герлях Богуслав. Введение христианства на Руси и в Польше: сходства и различия: Автореф. дис.. д-ра ист. наук. М., 1988. 36 с.
  53. Н.С. Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды. М.: Знание, 1987. 62 с.
  54. Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л.: Лениздат, 1984. 287 с.
  55. B.C. Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. Киев: Наук, думка, 1988. 446 с.
  56. .Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
  57. М.Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII в. Послание митрополита Никифора к Вл. Мономаху. К истории развития философской мысли Древней Руси // Вестник МГУ. Сер.7 «Философия». 1975. № 3. С. 58−67.
  58. М.Н. «Речь философа» из древнерусской летописи «Повесть временных лет» // Философские науки. 1976. № 3. С.97−107.
  59. М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 88 с.
  60. М.Ю. Ранний византинизм как феномен средневековой культуры: (Опыт социально-философского анализа). -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 148 с.
  61. Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989.764 с.
  62. Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994.-334 с.
  63. В. Христианство на Древней Руси // Наука и жизнь. 1998. № 11. С.33−40.
  64. В.А. Древнерусское язычество. Эстетическая традиция отношения к природе. Дис.. канд. филос. наук. СПб., 1994. 162 с.
  65. В.А. Природа и эстетическое сознание Древней Руси // Культура и творчество. Киров: КГПИ, 1993. С.3−22.
  66. Н.С. Происхождение русского народа // Молодая гвардия. 2003. № 4: С.170−207- № 5−6: С.75−145.
  67. Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI в. М.: Искусство, 1985. 319 с.
  68. Древняя Русь: пересечение традиций / В. В. Мильков и др. М.: Скрипторий, 1997. -456 с.
  69. М.А. Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности. Дис.. канд. филос. наук. Саранск, 2000. 179 с.
  70. А.Ф. Восточнославянские мыслители: эпоха Средневековья. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. 270 с.
  71. А.Ф. К вопросу о становлении и развитии философской мысли Киевской Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.30. М.: Мысль, 1982. С.135−153.
  72. А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси XI—XVI вв.. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1987. 246 с.
  73. А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев: Вища школа, 1987.- 184 с.
  74. А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего Средневековья: конец XIV первая треть XVII в. Киев: Лыбидь, 1990 — 171 с.
  75. А.Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991. 206 с.
  76. Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. -303 с.
  77. . «Откуда есть пошла. .российская цивилизация» // Общественные науки и современность. 1994. № 4. С.51−62.
  78. А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX в. М.: Искусство, 1979.-415 с.
  79. А.И., Сопоцинский О. И. Русское искусство: Исторический очерк. М.: Акад. Художеств СССР, 1963. 317 с.
  80. В.Д. Византийское наследство России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 4. С.260−280.
  81. Ю.П. Взгляд с расстояния в 1000 лет (К оценке значения принятия христианства для социально-политического и культурного развития России) // Молодой коммунист. 1984. № 7. С.39−45.
  82. Иванов Вяч.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 344 с.
  83. Из истории русской эстетической мысли: Межвуз. сб. науч. тр./ Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Ред. кол.: К. Г. Исупов (отв. ред.) и др. СПб.: Образование, 1993.- 176 с.
  84. Из истории эстетической мысли древности и средневековья: Сб. статей / Ред. кол.: В. Ф. Берестнев и др. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. -343 с.
  85. И.А. Что дало России православное христианство // Советская Россия. 1993. 1 июля.
  86. И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 208 с.
  87. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. М.: Искусство, 1962. 682 с.
  88. История эстетической мысли. В 6-ти т. T.l. М.: Искусство, 1985. 464 с.
  89. А.П. Византийская культура (X-XIII вв.). СПб.: Алетейа, 1997.-279 с.
  90. М. Русская народная скульптура. Д.: Тип. им. Володарского, 1948.-25 с.
  91. А.В. Философия прекрасного в Древней Руси // Человек. 1995. № 5. С.61−68.
  92. А.В. Русское христианство // Север. 1992. № 9. С. 141 150.
  93. М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 127−147.
  94. М.С. Мера и вера: Знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси // Вопросы философии. 1995. № 8. С.103−122.
  95. М.С. Раскол и конец древнерусской книжности // Вопросы философии. 1999. № 10. С.110−134.
  96. А.И., Митрохин JI.H. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. 63 с.
  97. В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т.1: Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. 430 с.
  98. В.В. История Руси и русского слова. Конец IX начало XVI в.: Опыт беспристрастного исследования. М.: Алгоритм, 1999. — 480 с.
  99. Е.А. Древнерусская скульптура. М.: Моск. рабочий, 1979.- 11 с.
  100. И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. — 686 с.
  101. В.М. Эстетическая проблематика в системе философской и художественной культуры Киевской Руси // Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность. Киев: Наук, думка, 1984. С.148−152.
  102. В.И. Русская философия о роли православия в развитии русской культуры // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. Екатеринбург, 1994. С.31−35.
  103. А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М.: Молодая гвардия, 1988. 238 с.
  104. А.Г. Принятие христианства на Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.25. М.: Мысль, 1980. С.7−35.
  105. И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть: Эстетика Киевской Руси. М.: Молодая гвардия, 1990. 301 с.
  106. Культура Византии: IV первая половина VII в. / Под ред. З. В. Удальцовой. М.: Наука, 1984. — 726 с.
  107. Культура Византии: вторая половина VII XII в. / Под. ред. З. В. Удальцовой. М.: Наука, 1989. — 678 с.
  108. Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. 333 с.
  109. В.В. «Слово о полку Игореве» и изобразительное искусство XII в. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Филология». 1976. № 3. С.25−30.
  110. В.В. Эстетические представления в Древней Руси // Эстетика и жизнь. Вып.7. М.: Искусство, 1982. С. 121−141.
  111. В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966.170 с.
  112. В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Искусство, 1987.
  113. В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства. Т.1. М., 1954.
  114. В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т.2. М., 1954.
  115. В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.-331 с.
  116. В.Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947.
  117. В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1980. -235 с.
  118. В.Н. Искусство Древней Руси: Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. 303 с.
  119. В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М.: Искусство, 2000. 539 с.
  120. В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М.: Наука, 1970. 343 с.
  121. Л., протоиерей. Крещение Руси. Изд. Моск. Патриархии, 1987.- 170 с.
  122. М.В. История Византии: Краткий очерк. М.: ОГИЗ, 1940.-262 с.
  123. Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир.1988. № 6. С.249−258.
  124. Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. № 6. С.113−120.
  125. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С.3−6.
  126. Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-философский очерк. М.: Изд. АН СССР, 1950. 164 с.
  127. Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. М.: Худ. л-ра, 1985.-352 с.
  128. В.Д. Искусство Византии IV—XV вв.. Л.: Искусство, 1981.-310с.
  129. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.). СПб.: Искусство, 1994. — 412 с.
  130. В.Н. В поисках истины и красоты: (Народнич. эстет, мысль в России): (Цикл «Из истории отеч. эстет, мысли»). М.: Знание, 1990. -62 с.
  131. М.К. Лекции по древнерусской истории до XVI в. М., 1918.
  132. И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства // Материалы и исследования по археологии СССР. 1968. № 152.
  133. Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД «Муравей», 1997. 185 с.
  134. Ю.Г. Русь Святая: Очерк истории православия в России. М.: Правило веры, 2002. 621 с.
  135. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. М.: Политиздат, 1955.629 с.
  136. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1990. 442 с.
  137. Менгес Карл Генрих. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве»: Пер. с англ. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1979. 266 с.
  138. Е.Г. Духовно-эстетические основания музыкального искусства средневековой Руси. Дис.. докт. филос. наук. М., 2001.-255 с.
  139. В. Урожай Преображения: (О древнерусском миросозерцании) // Урания. 1994. № 2. С.11−16.
  140. В.В. Древнерусские апокрифы. СПб.: РГХИ, 1999.896 с.
  141. В.В. Основные направления религиозно-философской мысли Древней Руси XI—XV вв.. Дис.. докт. филос. наук (В форме научного доклада). М., 2000. 98 с.
  142. В.В. Художественно-эстетическая культура восточных славян /М.:ИФ АН СССР, 1987.-217 с.
  143. В.В., Громов М. Н. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001. 960 с.
  144. А.Н. Две традиции символизма в древнерусской эстетике. Дис.. канд. филос. наук. Липецк, 2001. 123 с.
  145. A.M. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наук, думка, 1984. 240 с.
  146. А.Е. Христианские древности средневековой Руси IX- XIII вв.: По материалам погребальных памятников на территории Новгородской земли: Дис.. канд. ист. наук. СПб., 1997. -406 с.
  147. Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1985. 448 с.
  148. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси // Вопросы истории. 1990. № 6. С.36−53.
  149. Г. А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.
  150. Т.П. Методологические проблемы оценки процесса христианизации Древней Руси. Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1988. 16 с.
  151. A.M. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. 462 с.
  152. Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: Сб. статей / Ред. кол. М. Н. Громов (отв. ред.) и др. М.: ИФ РАН, 1992. 205 с.
  153. Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М.: Терра, 1999. 350 с.
  154. В .Я. Древнерусское двоеверие: понятие и феномен // Славяноведение. 1996. № 1. С.44−47.
  155. В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.. Смоленск: Русич- Москва: Гнозис, 1995. 320 с.
  156. Н.Б. Формирование эстетического сознания в Древней Руси XI-XIV вв.: Дис.. канд. филос. наук. М., 1987. 176 с.
  157. Н.Б. Эстетический идеал Древней Руси и современность // Эстетический идеал и современность. Понятие, проблемы, преемственность. М.: Наука, 1986. С. 107−129.
  158. О.А. Святая Русь: Судьба русской цивилизации // Молодая гвардия. 2002. № 11−12: С.173−237- 2003. № 1−2: С.190−231.
  159. О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.222 с.
  160. Л.В. Христианизация и становление философии в Киевской Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.32. М.: Мысль, 1985. С.268−292.
  161. Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. СПб.: Наука, Санкт-Петербургское отделение, 1992. 215 с.
  162. М.В. Мировоззрение древних славян. Киев: Наук, думка, 1985.- 167 с.
  163. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с.
  164. А.А. Эстетика и поэтика. История эстетики в памятниках и документах. М.: Искусство, 1976. 616 с.
  165. Православие в Древней Руси: Сб. науч. трудов / Ред. кол. Л. И. Емелях (отв. ред.) и др. Л.: ГМИРиА, 1989. 149 с.
  166. Психология духовности: Хрестоматия / Сост. Н. М. Татаркина. Липецк: ЛГТУ, 2001.-388 с.
  167. .Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 2001.-367 с.
  168. .Н. Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI вв.. М.-Л.: АН СССР, 1960. 300 с.
  169. В.Г. Каменный рельеф из киевских раскопок // Советская археология. 1981. № 2.
  170. Пушкин в русской философской критике (конец XIX первая половина XX в.). Сборник. М.: Книга, 1990. — 527 с.
  171. О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С.34−47.
  172. А.П. Наш путь (Русская культура). М.: «АиФ Принт», 2003. -287 с.
  173. .А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 361 с.
  174. .А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М.: Изд-во МГУ, 1984. 240 с.
  175. .А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М.: Наука, 1972.-520 с.
  176. .А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М.: Наука, 1971.-294 с.
  177. .А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1. С.3−30.
  178. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с.
  179. .А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 607 с.
  180. .В. Книга в России XI—XIII вв.. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1978. -230 с.
  181. В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв.. М.: Наука, 1982.328 с.
  182. В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979.- 157 с.
  183. .В. Идейно-эстетические основы русского музыкального искусства XI-XVII вв.: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1978.-23 с.
  184. М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука, 2000. 560 с.
  185. Г. В. Художественно-культурное наследие Древней Руси и современность // Ленинградский институт культуры. Труды. Т. 103. Л., 1986. С.119−129.
  186. Смех на Руси // Знание-сила. 1993. № 2. С.4−16.
  187. Вл.С. Соч. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1989. 735 с.
  188. С.М. Сочинения. В 18-ти кн. Кн.1: История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1988. 797 с.
  189. П.М. Русское православие: правда и вымыслы. К 1000-летию введения христианства на Руси. Краснодар: Кн. изд-во, 1988. -95 с.
  190. Н.А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000.629 с.
  191. М.Н. Русская культура X—XVIII вв.. М.: Наука, 1968.447 с.
  192. М.Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979. 384 с.
  193. А.Дж. Византийское наследие России // Alma mater. 1996. № 2. С.32−35.
  194. П.П. Древний Киев. Киев: Наук, думка, 1976. 327 с.
  195. Ю.Е. Становление эстетической культуры Древней Руси: (На материале народного театра). Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1982.-21 с.
  196. З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. 287 с.
  197. З.В. Киев и Константинополь культурные связи до XIII в. // Вопросы истории. 1987. № 4. С.56−69.
  198. З.В., Щапов Я. Н., Гутнова Е. В., Новосельцев А. П. Древняя Русь зона встречи цивилизаций // Вопросы истории. 1980. № 7. С.41−60.
  199. Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.
  200. Г. П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. 1991. № 18. С.38−43.
  201. В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. № 3. С.11−28.
  202. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / Отв. ред. М. Н. Громов, В. В. Мильков. М.: Наука, 2000. 375 с.
  203. Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. / Ред.-сост.: к.ф.н. Н. Б. Пилюгина. В 2-х ч. М.: ИФ АН СССР, 1987. 4.1. -128 с. 4.2.-195 с.
  204. П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 255 с.
  205. П.А. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994.797 с.
  206. Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев: «Путь к истине», 1991. 599 с.
  207. И.Я. Исторические условия крещения Руси. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1988. 31 с.
  208. И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2003.-273 с.
  209. С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С.26−57.
  210. Христианство и Русь: Сб. статей / Под ред. А. Белова. М.: Наука, 1988.- 135 с.
  211. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI—XVII вв. / Под ред. В. В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. 560 с.
  212. И.Ф. Особенности эстетического восприятия природы в средневековой Руси // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 1992. С.94−108.
  213. И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь: К XVIII конгрессу византинистов. М.: Наука, 1990. 173 с.
  214. К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI—XVII вв.). М.: Высшая школа, 1963. -116 с.
  215. Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-396 с.
  216. В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. № 4. С.55−68.
  217. Я.И. Канон и его преодоление в искусстве Древней Руси // Культура и религия. Л., 1977.
  218. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. Париж: YMCA-PRESS, 1989. 297 с.
Заполнить форму текущей работой